Собор в крыму честь александра 2. История Спаса на Крови (храма Воскресения Христова). Линия власти: «русский стиль»

Люблю я храмы, привлекают они мое внимание, однажды, когда мы с мужем пересекали нашу страну, я на ходу из машины нащелкала штук 30 всевозможных церквей, храмов, монастырей, мечетей и т.п., но все это конечно не то, каждый храм заслуживает пристального внимания, особенно такой красивый, знаменитый и важный, как Собор Воскресения Христова на Крови или Храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге.

1.

Это известный православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова, он сооружён в память того, что на этом месте 1 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II.
Кстати, храм был построен как памятник Царю-Мученику на средства, собранные по всей России.
2.

Храм был возведен по указу императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия, который впоследствии от строительства отошёл. Строительство длилось 24 года. 6 августа 1907 года, в день Преображения, собор был освящён.

Высота девятиглавого храма 81 м, вместимость до 1600 человек. Является музеем и памятником русской архитектуры.
3.

Огромный респект архитекторам, которые строили данное сооружение, получилось шикарно и привлекает толпы туристов и просто ценителей прекрасного. Помимо веры либо её отсутствия.
4.

Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции "русского стиля". Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI—XVII веков. Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного.
5.

В декоре здания использован разнообразный отделочный материал - кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика. Можно стоять и часами разглядывать...
6.

Возле храмов всегда толпы народа и, следовательно, их развлекают как могут и сувенирами, и попрошайками, но такими, не классическими;)
Этот парень на интересном музыкальном инструменте выдавал прекрасные звуки, я оторваться не могла.
7.

Девочки-припевочки, мы 20 минут наблюдали за ними как они на "фото" разводят парней;)
8.

Грустный мим..
9.

И сувениров там масса, до сих пор идут часы, кстати;)
И погуляли хорошо;)
10.

Спасибо Саше

Немного о памятниках и храмах в честь Александра II. История рязанского храма, основанного в честь Царя-Освободителя.

130 лет назад от рук террористов погиб Император Александр II (1818-1881).
В память об убиенном Государе были воздвигнуты памятники в России.
Так, известный скульптор А.М.Опекушин поставил памятники Александру II в Москве (1898), Пскове (1886), Кишинёве (1886), Астрахани (1884), Ченстохове (1899), Владимире (1913), Бутурлиновке (1912), Рыбинске (1914) и в других городах империи. Каждый из них был неповторим; по оценкам, «очень красив и изящен был ченстоховский памятник, созданный на пожертвования польского населения». Увы, после 1917 большинство из созданного Опекушиным было уничтожено.

Большевики варварски уничтожали памятники Царю-освободителю по всей стране. Теперь, когда оценены заслуги Государя Императора Александра II, в России пытаются возродить разрушенные памятники.

Водолазы не смогли обнаружить на дне Волхова в Великом Новгороде сброшенный в реку коммунистами памятник императору Александру II. Предмет, который при гидроакустическом сканировании дна в 2004 году, был принят за монумент, оказался причудливым нагромождением бревен.
Каменный памятник Александру II был установлен на Торговой стороне Новгорода в конце XIX веке. В мае 1920 года участники коммунистического субботника сбросили монумент в Волхов.
(отсюда)

Свою историю имеет памятник Государю в Москве. 14 мая 1893 года в Кремле, рядом с Малым Николаевским дворцом, где родился Александр (против Чудова монастыря), был заложен, а 16 августа 1898 года торжественно, после литургии в Успенском соборе, в Высочайшем присутствии (богослужение совершал митрополит Московский Владимир (Богоявленский)), открыт памятник ему (работа А.М. Опекушина, П.В. Жуковского и Н.В. Султанова). Император был изваян стоящим под пирамидальной сенью в генеральском мундире, в порфире, со скипетром; сень из тёмно-розового гранита с бронзовыми украшениями была увенчана золочёной узорной шатровой крышей с двуглавым орлом; в куполе сени была помещена летопись жизни царя. С трёх сторон к памятнику примыкала сквозная галерея, образуемая сводами, опиравшимися на колонны.

Весной 1918 года скульптурная фигура царя был сброшена с монумента. При сносе памятника лысый кровавый коротышка Ленин, кипя от злобы накидывал веревку на шею скульптуры... Полностью памятник был демонтирован в 1928 году.

Но историческая справедливость восторжествовала. В июне 2005 в Москве торжественно открыт памятник Александру II. Автор памятника — Александр Рукавишников. Памятник установлен на гранитной площадке с западной стороны Храма Христа Спасителя. На постаменте памятника надпись: «Император Александр II. Отменил в 1861 году крепостное право и освободил миллионы крестьян от многовекового рабства. Провёл военную и судебную реформы. Ввёл систему местного самоуправления, городские думы и земские управы. Завершил многолетнюю Кавказскую войну. Освободил славянские народы от османского ига. Погиб 1 (13) марта 1881 года в результате террористического акта».

Больше повезло тем памятникам, которые находились за рубежом.
Например, в Болгарии Александр ІІ известен как Царь-освободитель. Его манифест от 12 (24) апреля 1877 об объявлении войны Турции изучается в школьном курсе истории. Сан-Стефанский мирный договор 3 марта 1878 принёс свободу Болгарии, после пятивекового османского ига, которое началось в 1396 году.
И по сей день в Болгарии во время литургии в православных храмах, во время Великого входа литургии верных поминается Александр II и все русские воины, павшие на поле брани за освобождение Болгарии в Русско-турецкой войне 1877—1878 года.
Признательный болгарский народ воздвиг царю-освободителю множество памятников и назвал в его честь улицы и учреждения во всей стране.

Памятник Царю-Освободителю в Софии

В столице Великого княжества Финляндского Гельсингфорсе, на Сенатской площади, перед кафедральным евангелическо-лютеранским собором 17 апреля 1894 года был открыт памятник Александру II, работы Вальтера Рунеберга, отлитому по модели скульптора Таканена. Памятником финны выразили благодарность за укрепление основ финской культуры и, в том числе, за признание финского языка государственным.

Памятник Александру II на Сенатской площади в Хельсинки

Помню, когда-то друг показывал фотографии, которые он наснимал в Хельсинки. И очень удивился, когда я объяснил ему, что на одном из снимков он запечатлел памятнику Императору Александру II ...

Своеобразным памятником Государю-Освободителю стали храмы.
Например, в Санкт-Петербурге на месте гибели царя на средства, собранные по всей России, был возведен Храм Спаса-на-Крови. Собор был построен по приказу Императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), и освящен 6 августа 1907 года — в день Преображения.

В Рязани был построен храм - в честь чудесного спасения Государя от покушения. Но пока храм строился, террористы все-таки убили Императора Александра II. И рязанский храм стал одним из первых храмов в память убиенного Государя.

30 августа 1879 года в Рязанской пригородной Троицкой слободе состоялась закладка храма во имя св. благоверного князя Александра Невского. Преосвященный Василий - епископ Михайловский, викарий Рязанский при этом выразил свою мысль в таких словах:
«С молитвенным призыванием Божия благословения положено основание храма Божия среди крестьянских жилищ… Построение начинаемого храма в здешней местности, кроме желания иметь в нем удобнейшее удовлетворение своих духовных нужд, предпринято благочестивыми жителями этой местности и с тою целью, чтобы увековечить в потомстве память о явлении величайшей Божией милости к русскому народу в чудесном спасении драгоценной жизни возлюбленного нашего Монарха, благочестивейшего Государя императора Александра Николаевича от руки гнусного злодея. Поэтому храм сей строится с высочайшего соизволения, посвящается имени св. благоверного великого князя Александра Невского. Основание этого храма благоприлично полагается в день тезоименитства его Величества».

И еще в своей речи епископ затронул мысль о том, что жители пригородной слободы г.Рязани, озабоченные будущим своих детей, без чьего либо указания решили построить этот храм именно в этом месте. «Чутьем здравого смысла они предполагают, что их детям грозит беда (как они были правы!)- и вот они спешат для отвращения этой беды, создать Божий храм, в котором дети их научились бы бояться Бога и почитать царя…»

Храм в Троицкой слободе был задуман в честь чудесного спасения императора Александра II, которое произошло 2 апреля 1879 года. История трагедии и чудного спасения государя такова. Александр II как всегда прогуливался утром около Зимнего дворца. Вдруг неизвестный человек, неожиданно появившийся, выхватил револьвер и сделал в государя несколько выстрелов. К счастью, пули не задели помазанника Божия - государь остался и на сей раз жив, а злоумышленник был пойман. «Почему на сей раз?»- спросите вы. Да потому, что на жизнь государя было совершено шесть покушений. Последнее, совершенное в 1881 году, оборвало его жизнь.

«Перед мысленным взором», - писал И.С.Аксаков в дни народной скорби по царю Александру ІІ - освободителю крестьян: «неуклонно стоит окровавленный образ Царя доброго, кроткого, благодушного, убитого среди бела дня… На тесных полицейских санях везут его, первого человека Русской земли, уже полумертвого, с обнаженной, склоняющийся от слабости головой, везут освободителя миллионов людей своего и чужих народов, давшего всей России новое бытие, даровавшего такой простор жизни, которого она еще не знала… Стыдно и совестно становится русскому глядеть на свет Божий. Точно будто кто совершил над нами публичное поругание, всенародно осрамил нас самым бесстыдным срамом, и мы, оскверненные, стоим перед всем миром, перед тем миром, где повсюду имя усопшего чтится с благоговением…»

Прошло почти 5 лет с момента закладки храма в Рязани и 2 года - с момента последнего покушения на императора и его трагической страшной кончины. И вот 8 сентября 1884 года преосвященный Феоктист (Попов), Епископ Рязанский и Зарайский производил освящение «в Новоалександровской (Троицкой тож) слободе вновь выстроенный жителями слободы храм в память избавления от опасности жизни в Бозе почившего Государя Императора Александра II каменный храм во имя Пресвятой Троицы».

В этом торжестве участвовали настоятель рязанского Троицкого монастыря архимандрит Владимир (Добролюбов), кафедральный протоиерей Х. Романский, ректор семинарии, протоиерей Иоанн Смирнов, а также большое количество протоиереев монастырей и храмов г.Рязани. Храм этот был особенный, о чем не раз подчеркивалось в речах выступающих. Освящение было завершено торжественными словами священника Иоанна Алякрова. Храм еще не был готов полностью, и основные торжества предусматривались в будущем. Но и этот день получился светлым.

В торжественном слове оратор выразил надежду на то, что жители слободы смогут увидеть вскоре храм полностью законченным с еще двумя престолами во имя благоверного князя Александра Невского и святителя и чудотворца Николая. «Искренняя любовь к государю не допустит оставить недоконченным построение священного памятника сего» сказал оратор напоследок.

И вот 23 ноября 1884 года на праздник Рождества Пресвятой Богородицы Преосвященный Феоктист (Попов) уже освящал два новых предела. По случаю такого торжества слобода, которая называлась Троицкой, т.к. прилегала к Троицкому монастырю, по Высочайшему повелению стала называться с 31 марта 1883 года Ново-Александровской.

«Рязанские епархиальные ведомости» отмечали, что новоосвященный храм по своему историческому значению был первым храмом в России - памятником спасению государя-императора. А потому и торжество получилось грандиозное для Рязани.

Освящение проходило в присутствии большого количества народа, войск и священнослужителей. Православные стекались к храму со всей Рязани и местных селений. По свидетельствам очевидцев, оставивших свои незабываемые впечатления на страницах «РЕВ», два прекрасных хора сопровождали торжество освящения, которое проводил сам Владыка. После литургии был концерт и произнесено много хороших и теплых слов в адрес строителей и благоукрасителей храма. Все желающие не могли разместиться в храме, хотя он был очень просторным.

По окончании богослужения войскам было предложено угощение, которое сопровождалось музыкой, пением народных гимнов. Почетные гости были приглашены на праздничный обед в дом председателя комитета по построению храма купца I гильдии Павла Александровича Хрущева, который много сил положил на то, чтобы храм этот был возведен.

Жителям же Александро-Невской слободы угощение было предложено на площади около новоосвященного храма. Автор статьи говорил не о разгульном веселии, которое может представиться читателю этих строк. Именно о высоком духовном торжестве шла речь, о неподдельном патриотизме и любви к России и государю. Можно поблагодарить автора строк - он остановился не только на внешней стороне праздника и высоком духовном подъеме русского народа. Он ввел нас внутрь храма, храма, которого уже, к сожалению, нет.

«При входе в храм, он поражает всякого своим величественным устройством, изяществом работы резного деревянного иконостаса, прекрасною выразительной живописью икон и, главное, полнотою и законченностью идеи, которую старались в нем выразить строители и опытные руководители…. Без слов он красноречивее всяких слов выражает идею, которую можно формулировать следующими словами: «Бога бойся, Царя чтите, и уставы церковные храните».

На левой стороне от западных дверей поражала всех картина распятия Христа Спасителя, на правой - изведение из ада бывших там до Воскресения праведников. На горнем месте в глубине алтаря на полотне было выполнено изображение Воскресшего Христа, а на куполе над самым престолом, куда взор молящегося не мог проникнуть - изображение Господа Саваофа. Храм был устроен так, что сразу обнимал взором иконостас всех трех пределов.

В каждом же пределе иконы располагались таким образом, чтобы увековечить события, произошедшие с Царем-Освободителем, царем мучеником Александром II, которого Божий промысел не раз хранил от рук убийц, надеясь, что народ русский не потеряет свой разум до конца. Нет, не случилось этого. Поэтому, изумленно и печально смотрела на молящихся с иконы в Александро - Невском пределе преподобно-мученица Евдокия «пораженная ужасом неслыханного злодеяния… Кисть художника старалась выразить на лице ее самое страшное событие в ряду исчисленных злодейств…».

Престол во имя Николая чудотворца символизировал единую церковь, выполнение правил которой помогает людям стать истинным христианином. Икона Преображения Господня над Царскими вратами как бы символизировала, что, уподобляясь в молитве своей Богу, мы, как Он, будем преображаться.

И так, храм был задуман и выполнен как символ единения Бога (Троицкий предел)- царя-помазанника Божия (предел Александра Невского) - и Церкови, ее уставов (Николаевский предел) и отражал историю христианства, Русского государства и русской православной церкви. Долгие годы храм радовал своей красотой прихожан слободы.

В 1906 году в «Рязанских епархиальных ведомостях» отмечалось, что Троицкая церковь - лучшая церковь г.Рязани. Много мыслей и чувств вызывал этот храм. Ведь его строители и благоукрасители открыто объявили войну неверию, о чем неоднократно говорилось в произносимых словах при освящении храма. Устроители верили и в то, что еще многие годы Троицкий храм «будет служить знамением борьбы веры с неверием и меркою гражданского и политического благосостояния и могущества народа» (вдумайтесь в эти слова, произнесенные в 1884 году). Храм был любим. Его прихожане не стеснялись делать жертвы, ведь они это делали Богу. Рядом с храмом было расположено кладбище, землю в 2 десятины под которое тоже пожертвовали благодетели.

Рядом с храмом был вырыт колодец, который обеспечивал чистой водой слободу. Близ колодца была воздвигнута часовня. Еще одна часовня, приписанная к храму, была сооружена в память спасения жизни Александра II, и находилась близ станции «Рязань». В приходе были двухклассное образцовое мужское и женское училище, которое содержалось на средства Общества Рязанско - Уральской железной дороги, двухклассное Министерское училище при ст. «Рязань», Александровская Учительская семинария и начальное земское училище. Жители Троицкой слободы были довольны своим приходом.

К 1917 г. храм имел три престола. Главный - во имя Животворящей Троицы, правый - во имя благоверного князя Александра Невского, левый - во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского. Утварью он был достаточным. В нем по штату полагалось иметь трех священников, диакона и трех псаломщиков, которым жалования не платилось.

Земли у церкви было 3 ½ десятины.

В 1923 году Троицкий храм в документах описывался так: «Церковь каменная, с таковою же колокольней с 11 колоколами на ней, крытая железом, прочная, с тремя престолами и иконостасами». «Церковь имеет над собой купол каменный с железным крестом. Окон в нем 18. Церковь обнесена каменной оградой» Одиннадцать колоколов храма долго разносили свой звон над городом. Кому-то они мешали, а многим помогали выжить в тот страшный период.

С.Д.Яхонтов - рязанский историк, архивист вспоминал после пребывания в Рязанской тюрьме в 1929 г.: «…Особенно тяжело мне было под праздники. Становясь перед окном в сторону Троицкого храма, когда оттуда слышался благовест, я скорбел от удаления от храма. Там молятся, открывают свою душу в молитве и тем облегчают свое горе, а я лишен этого лекарства. Одиночество было бы не под силу, если бы не религиозное стремление. Храм! Храм! Как долго я так простаивал, воображая себя в храме и слезы… слезы! Господь услышал меня, и увидел слезы. Это спасло меня от отчаяния. Это была моя жизнь, невидимая для других. Берегите Бога!…Кто не имеет религии, тому худо приходилось». Для православных это было трудное время. Не верьте, что храмы закрывались без христианских слез. Их много было, наших родственников, кто душой скорбел, когда никли главки храмов…

В этот период стали закрываться многие домовые храмы и городские монастыри. С.Д.Яхонтов писал: «В начале революции - уничтожены были в Рязани все домовые храмы. Назову некоторые из них, чтобы не исчезли они совсем из памяти истории: 1 - При Епарх.ж. уч., 2. духовном мужск. Учил. 3. При архри. Предтеч. 4.Св. Стратига при Архиер. же доме 5.Технич. город. Училище, 6. При доме Труда, 7.При тюрьме. 8.Епарх. епарх. викариатстве,9.Богодельне дворянской, 10.гимназич. пансион, 11 Семинарии. 12.Полковой храм.»

Из учреждений и с улиц стали убираться иконы, которые собирали еще действующие храмы и монастыри. Троицкий храм принял святые иконы со станции «Рязань» и из депо. Когда закрывался Казанский женский монастырь в Рязани и решался вопрос об его имуществе, совет храма сделал на письме о приеме имущества монастыря интересную приписку карандашом: «Желательно иметь у себя св. икону Казанской Божией Матери». Других икон храм, к сожалению, принять не мог. А чудотворная икона была передана в Воскресенский храм г.Рязани.

С января 1924 года в Рязань прибыл епископ Глеб (Покровский). В его архивно-следственном деле остались воспоминания о Троицком храме. Они трогательны, и невольно переносят нас в те времена: «Троицкий храм. Причт благоговейно совершает богослужение, со строгим уставом, проповедуют, прекрасный хор, регент изменил свой гордый нрав, он, скорее нервный человек, очень добросовестно относится к своим обязанностям. Всегда, когда я служу в Троицком храме, умиляюсь прекрасным пением, храм содержится в чистоте. Староста церковный и совет всегда почтительно относятся ко мне, чувствуется, что находишься в своей семье. Не будет ли возможным Вашему Преосвященству разрешить мне здесь совершать богослужение, а в соборе в двунадесятые праздники и местные чтимые. Здесь я найду для себя сносную квартиру и некоторый покой. Церковный совет охотно соглашается сделать для меня все необходимое. Здесь хорошо организованы вечерние беседы, и я мог бы всегда принимать участие».

Настоятелем Троицкого храма долгое время был протоиерей Николай Михайлович Урусов. На его долю выпали трудные годы гонений на церковь Христову. И он испытал эти гонения одним из первых в нашей епархии.

В Государственном архиве Рязанской области сохранилось письмо, написанное архимандритом Солотчинского монастыря Иоанникием, протоиереем Троицкой церкви г.Рязани Николаем Урусовым и иереем. Солотчинского храма Феодором Орлиным Владыке Иоанну (Смирнову), в котором они поздравляли Владыку с днем Ангела и благодарили за помощь, оказанную им, заключенным Покровского лагеря. «С искреннею сыновней любовью и преданностью поздравляем Вас с Днем Ангела и усердно просим Вашего Архипастырского благословения и святительских молитв о нас заключенных узниках». Заключенные благодарили и Патриарха Тихона, который также проявил о них отеческую заботу, и сообщали: «В Покровском лагере в числе заключенных духовных лиц один из Петрограда, а остальные все рязанцы. Из Рязанцев четверо - в Нижнем Новгороде - священники Михаил Озерский, Гавриил Спешнев, Иоанн Мостинский и Андрей Тимофеев, и один в Яузинской больнице Николай Волынский. 1919 г. Сентбрь26/октябрь 9»
Это письмо бесценно, так как приоткрывает некую тайну о священстве, которую хотели от нас скрыть. Священномучеников много, многих из них мы не знаем, но Бог приоткрывает эти тайны…

Николай Михайлович Урусов после лагеря вернулся в родной храм. Много трудов он положил на этом поприще. В 1926 году он был несправедливо уволен от своих обязанностей постановлением членов общины, среди которых стали появляться люди, далекие от религии. С этим не могли смириться возмущенные прихожане Троицкого храма. Они просили восстановить справедливость и вернуть о. Николая. Писем было написано много, и во всех - просьба вернуть любимого пастыря. На сей раз, справедливость была восстановлена. Был уже 1928 год.

В 1935 году храм был передан обновленцам, якобы, по просьбе прихожан. Еще более возмущенные прихожане написали протест, но на этот раз все было тщетно. Обновленцы обосновались в храме, не им принадлежащем. Прихожане забыли дорогу туда, и решением Рязгорисполкома от 16.09.35 года он был передан под клуб МКЖД. Через много лет его снесли, так как красота была превращена ни во что. На месте, где некогда был храм царю-освободителю воздвигнут был дворец профсоюзов, позже переименованный в МКЦ - муниципальный культурный центр.

Отсюда: Синельникова Т.П.

В Ялте стоит прекрасный собор во имя Александра Невского. Он вызывает неподдельное восхищение у всех, кто его видит.

В 80-х годах XIX века по всей Руси строились храмы в память царя-мученика Александра II, погибшего 1 марта 1881 года от бомбы, разорвавшейся у его ног. Их освящали в честь Александра Невского, который был небесным покровителем русских царей. В Крыму в честь этого святого были построены храмы в Симферополе и Феодосии. Решили и ялтинцы возвести большой собор, тем более что город рос и храм Иоанна Златоуста стал тесен. Намерение горожан поддержал император Александр III.


Портрет императора Александра II

1 марта 1890 года учредили строительный комитет, который возглавил известный инженер, ученый, краевед А.Л. Бертье-Делагард. В состав комитета вошли тридцать уважаемых ялтинцев: среди них князь В.В. Трубецкой, граф Н.С. Мордвинов, барон-камергер, инженер А.Л. Врангель, тайный советник П.И. Губонин, доктор В.Н. Дмитриев, известные архитекторы П.К. Теребенев и Н.А. Штакеншнейдер, сын архитектора, построившего дворец в Ореанде.

Комитет обратился к Ялтинской городской управе с просьбой отвести для строительства место у Ливадийского моста. Но оказалось, что это место приносило городу хороший доход, поэтому предложили другое, в центре города, на пересечении улиц Садовой и Морской у подножия горы Дарсан. Большой участок земли, расположенный рядом, пожертвовал барон А.Л. Врангель. На храм жертвовали разные люди: городская управа выделила на строительство 6000 рублей, такую же сумму пожертвовал генерал-майор Богдан Васильевич Хвощинский, винопромышленник И.Ф. Токмаков 1000 рублей. А простые ялтинцы приносили кто сколько мог.


Первый проект храма разработал в 1889 году архитектор К.И. Эшлиман, но он не был утвержден. Новый проект поручили сделать Н.П. Краснову, который работал в соавторстве с П.К. Теребеневым. 1 марта 1891 года в день десятой годовщины со дня гибели императора Александра II состоялась торжественная закладка фундамента нового храма. Архиепископ Мартиниан отслужил молебен прямо на строительной площадке. Первый камень в основание будущего храма положила императрица Мария Федоровна.

Для храма архитектор выбрал древнерусский стиль, применив множество декоративных архитектурных элементов: пилястров, порталов, киотцев, сердечек. Собор построили двухъярусным, с открытыми галереями и шатровым крыльцом. Окрасили в бело-розовые тона, что сделало его нарядным, праздничным. Иконы для храма изготовили в Мстере Владимирской губернии.

11 колоколов для трехъярусной колокольни собора отливали в Москве, главный колокол весил 428 пудов. Все колокола храму подарил крымский винопромышленник и меценат Н.Д. Стахеев.

Собор Александра Невского. Ялта

Освящение собора состоялось 4 декабря 1902 года архиепископом Николаем, которому помогали протоиерей кафедрального собора Назаревский, протоиерей Терновский и ялтинские священники Сербинов, Щукин, Крылов и Щеглов. Новый храм поразил своей оригинальностью: «Сооружение храма исполнено превосходно, фундаментально, прочно и стильно: русский стиль выдержан замечательно», - таково было мнение комиссии, принимавшей храм.

В одиннадцать часов из Ливадии прибыла императорская семья. Императрица Мария Федоровна не смогла присутствовать на церемонии, она прислала телеграмму: «Радуюся всем сердцем освящению собора, при закладке которого я присутствовала в 1891 году, вспоминая всех трудившихся при его основании и с отрадою думая о молитвах, которые отныне за всех в нем будут возноситься». Николай II и Александра Федоровна приложились к святому кресту, затем император возжег лампаду. Был совершен крестный ход вокруг собора и в нижний храм за святыми дарами. После литургии все духовенство вышло на середину храма и провозгласило многолетие Дому Романовых, а затем вечную память императорам Александру II и Александру III, императрице Марии Александровне и Великому князю Георгию Александровичу, который умер на Кавказе. Провозгласили многолетие и строителям храма и всем православным христианам.

Пышность и необыкновенная красота внешнего облика храма должны были сочетаться с внутренним оформлением. Поэтому в 1901 году провели всероссийский конкурс, победитель которого смог бы оформить интерьер Александро-Невского собора. Первое место занял архитектор С.П. Крошечкин. По проектам Н.П. Краснова киевский художник И. Мурашко расписал иконостас, им же выполнена сплошная роспись купола и стен в византийском стиле. На наружной стороне храма, в гранитной раме-киоте расположили мозаичное панно с образом святого князя Александра Невского. Мозаика была выполнена учениками венецианского мастера Антонио Сальвиати.





Храм двупрестольный: верхний престол освящен во имя святого Александра Невского, а нижний - во имя святого Артемия, этого святого церковь чествует 20 октября, в этот день умер император Александр III. Все купола собора покрыли золотом. А особенной гордостью являлись одиннадцать колоколов, их малиновый перезвон разливался над Ялтой, окрестными горами и морем.


В одном из писем А.П. Чехов так отозвался о новом соборе: "Здесь, в Ялте, новая церковь, звонят в большие колокола, приятно слушать, ибо похоже на Россию".

В едином стиле с храмом позже был построен двухэтажный дом причта, напоминавший древний русский терем. Его автором стал М.И. Котенков. В 1903-1908 годах построили еще один дом в три этажа, здесь находился большой актовый зал для Александро-Невского братства. В этом доме разместилась церковноприходская школа и приют для слабогрудых больных. Школу назвали именем цесаревича Алексея.

Православное братство святого благоверного князя Александра Невского было создано по указу императора Александра III и Таврической Духовной консистории при симферопольском кафедральном соборе 23 ноября 1868 года. Основателем братства стал архиепископ Гурий (Карпов). Задачи братства были разнообразны: создавать церковно-приходские школы, оказывать им и храмам материальную помощь, возводить новые церкви, заботиться о бедных, престарелых и сиротах, бороться с расколами и сектантством. Во время Первой мировой войны Александро-Невское братство и община сестер милосердия Красного Креста собирали подарки, лекарства, лекарственные травы для солдат, устраивали лазареты и санатории для раненых. Братство пользовалось заслуженным авторитетом, его отличал дух милосердия и благочестия.


Первым протоиереем собора стал Александр Яковлевич Терновский, прежде служивший в храме Иоанна Златоуста. Собор стал любимым храмом ялтинцев. Сюда приходили в праздничные дни и в дни горя. Храм разделил с прихожанами тяготы революции и гражданской войны, здесь не только поддерживали веру в людях, собор охранял, оберегал жизни людей. В 1918 году во время обстрела Ялты красногвардейцами в его стенах укрывались жители города.

В июне 1918 года в нижнем храме отпевали жену Ф.М. Достоевского Анну Григорьевну. Она была похоронена на кладбище в Аутке, и лишь спустя много лет ее прах перенесли в Александро-Невскую лавру в Петербурге, где похоронен Ф.М. Достоевский.

В 1938 году собор закрыли. Колокола сняли и отправили на переплавку. В храме организовали спортивный клуб.

Богослужение в Александро-Невском соборе было возобновлено в 1945 году и с тех пор не прекращалось. Храму возвратили здание церковно-приходской школы, где раньше находился дом учителя. Теперь здесь вновь священники ведут беседы с детьми, при школе есть детский хор.

19 февраля (3 марта) исполнятся 150 лет подписания Императором Александром II Манифеста об отмене крепостного права и Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости.
1 (13) марта - 130 лет со дня гибели Александра II от руки террориста.
Давайте, посмотрим на сегодняшнее состояние петербургских памятников Императору-Освободителю



На Суворовском
Этот памятник был открыт 31 мая 2003 г. перед зданием бывшей Николаевской академии Генерального штаба на Суворовском пр., 32б. Он является подарком Украины к 300-летию Санкт-Петербурга и точной копией статуи, созданной скульптором Марком Антокольским (1843-1902).
Газета "Киевлянин" от 23 ноября 1910г. сообщала: "Вчера, 22 ноября, Киевским городским головой получено уведомление от барона В.Г.Гинзбурга о том, что он намерен принести в дар гор. Киеву статую Императора Александра II, модель которой изготовлена известным скульптором Антокольским. Статуя эта будет изготовлена из бронзы и на днях будет отлита в Париже, после чего она будет прислана в Киев. Барон Гинзбург изъявляет желание чтобы статуя Императора Александра II была установлена в зале публичной городской библиотеки" (ныне -- Парламентская библиотека в Киеве).

Оригинал статуи был установлен в 1910г. в вестибюле городской публичной библиотеки, а ныне пребывает во дворике Киевского музея русского искусства.

Это единственный из 3-х памятников Александру II в Киеве, сохранившийся до наших дней. Гипсовый авторский вариант скульптуры, изготовленный в конце 1890-х гг., находится в коллекции ГРМ в Санкт-Петербурге.

Возле Центробанка
Памятник императору Александру II на ул.Ломоносова возле Главного управления Центробанка по Санкт-Петербургу был открыт 1 июня 2005г. Красную ленточку перерезал тогдашний глава российского Центробанка Виктор Геращенко. Александр II считается основателем Государственного банка Российской империи (1860г.), от которого ведет свою историю нынешний Центробанк РФ

Бронзовый бюст Императора, по имеющейся информации был отлит еще до революции и является копией работы скульптора Матвея Чижова (1838-1916), оригинал которой также находится в ГРМ. На табличке постамента надпись: «...Государственному Коммерческому Банку согласно с утвержденным Нами Уставом, дать новое устройство и наименование Государственного Банка...» .
Архитектор проекта - член-корреспондент Российской Академии художеств петербуржец Вячеслав Бухаев.


Выбор места объясняется тем, что лишь финансовая помощь Центробанка в деле установки памятника позволила довести ее до конца.

Во дворе Университета
Бронзовая композиция работы скульптора Павла Шевченко была установлена во дворе Филологического факультета СПб ГУ 1 марта 2008г.

По мысли автора она воссоздает трагический момент - террористический акт. Смысловой центр композиции - копия посмертной маски царя-мученика. Рядом с фигурой Александра II изображены крест, крыло словно бы отвернувшегося от него Ангела-хранителя и разорванный герб Российской империи.
Здание Филологического факультета было возведено по указу Александра II, который также передал Университету соседние Коллегии - нынешний административный корпус. В период правления царя-реформатора был принят устав Императорского университета.
Как выглядит монумент целиком, можно видеть .

Мне этот памятник откровенно не нравится. Замысел я считаю кощунственным, а исполнение и место установки – не соответствующими масштабу личности и историческому значению Государя.

Руины
На набережной Фонтанки, 132 находится занесенный снегом полуразрушенный постамент

Это все, что осталось от памятника Александру II, открытого здесь в 1892г. Скульптор - Н.А.Лаврецкий, архитектор - П.А.Самсонов.

В доме 132 находилась Александровская больница для чернорабочих в память 19 февраля 1861г. Она была открыта в 1866г. на личные средства Императора. Здание больницы построено в 1864-66гг. по проекту арх. И.В.Штрома.

Бронзовый бюст Императора был установлен на фигурной подставке и высоком ступенчатом постаменте из блоков цветного гранита. Он был изображен в гусарском мундире, с лентой и аксельбантом, в погонах, с Георгиевским крестом, орденами и звездами. Надписи на постаменте: с лицевой стороны: «Императору Александру II. Основателю больницы»; на боковых гранях: «Больница основана в память 19-го февраля 1861 г., Сооружен Городским Общественным Управлением в 1892г.»

Памятник был уничтожен в 1931г. На его постаменте долгое время красовался вождь мирового пролетариата. Затем и он исчез, но появилась надпись - «Человек-невидимка». С таким названием объект вошел в городской фольклор.

По информации газеты «Мой район»
над воссозданием монумента с 1996г. работает скульптор Станислав Голованов.

Однако за 15 лет требуемых на изготовление бюста 2 млн.рублей так и не нашлось. Очень хотелось бы достучаться до городских властей в этот юбилейный год. Хотя я не верю в такую возможность.

Теперь давайте пройдемся по ближайшим пригородам Петербурга.

Так выглядел памятник Царю - Освободителю в с.Мурино, открытый в 1911г. рядом с часовней св. блгв. князя Александра Невского

Это современный вид часовни. Дерево выросло, а заснеженный холмик слева - судя по всему, остатки постамента памятника.

Исчезнувшие
В том же 1911г. были открыты бюсты Императору Александру II:
- в Парголово, тоже перед часовней. При советской власти были уничтожены и памятник и часовня

В Старой Деревне, уничтожен

В Ропше, уничтожен.

190 лет назад, 17 апреля 1818 г. (29 апреля по новому стилю) в 11 часов утра в семье великого князя Николая Павловича и великой княгини Александры Федоровны родился сын. Родился и уже этим во многом повлиял на дальнейший ход русской истории. Не имевший сыновей император Александр I, узнав с появлении у младшего брата наследника, решил передать престол Николаю, а не брату Константину, следующему за Александром по старшинству. Это стало одной из причин междуцарствия конца 1825 г. и поводом к восстанию декабристов.

«Если искусство править состоит в умении верно определять назревшие потребности эпохи, открывать свободный выход таящимся в обществе жизнеспособным и плодотворным стремлениям, с высоты беспристрастия умиротворять взаимно-враждебные партии силою разумных соглашений, — то нельзя не признать, что император Александр Николаевич верно понял сущность своего призвания в достопамятные 1855-1861 годы своего царствования».
Профессор Кизеветтер

Лавров Н.А. Император Александр II Освободитель. 1868
(Артиллерийский музей, Санкт-Петербург)

Наставником Александра с 1826 г. был известный российский поэт Василий Андреевич Жуковский. Шесть месяцев Жуковский разрабатывал программу обучения и воспитания Александра. Программа не допускала поблажек и снисхождения. Император Николай жалел, что не получил необходимого для монарха образования, и решил, что сына воспитает достойным престола. Он доверил подбор учителей придворному поэту, написавшему когда-то проникновенные стихи, обращенные к матери новорожденного Александра. Там были такие строки:

Да встретит он обильный честью век!
Да славного участник славный будет!
Да на чреде высокой не забудет
Святейшего из званий: человек...

Целью воспитания и обучения наследника Жуковский провозгласил "образование для добродетели". Вот распорядок обычного учебного дня "по-царски". Вставать нужно в шесть утра. Окончив утренний туалет, идти в дворцовую часовню на краткую молитву и только потом - на завтрак. Затем - учебники и тетрадки в руки: в семь утра учителя ждут в классной комнате. До полудня - уроки. Языки - немецкий, английский, французский, польский и русский; география, статистика, этнография, логика, закон Божий, философия, математика, естествознание, химия, физика, минералогия, геология, история отечественная и всеобщая... и даже запрещенный в России курс по истории Французской революции 1789 г. И, кроме того, рисование, музыка, гимнастика, фехтование, плавание, верховая езда, танцы, ручная работа., чтение-декламация. После полудня - двухчасовая прогулка, в два часа дня обед. После обеда отдых иди прогулки, но в пять вечера - снова занятия, в семь - час, отведанный на игры и гимнастику. В восемь - ужин, затем - почти свободное время, в которое тем не менее полагается вести дневник; записывать основные происшествия дня и свое состояние. В десять часов - спать!

Александр Николаевич цесаревич в форме кадета. Гравюра. 1838

Александр Николаевич цесаревич c наставником В.А. Жуковским. Гравюра. 1850-е гг.

22 апреля 1834 г. Георгиевский зал и большая церковь Зимнего дворца были украшены в честь Александра Николаевича. Празднуется день его совершеннолетия. Из Бриллиантовой комнаты принесли "державу" - золотой шар, осыпанный бриллиантами и редчайшими драгоценными камнями, скипетр, увенчанный алмазом "Орлов" (купленным в Европе за огромные деньги, задолго до этого он украшал статую Будды в Индии), и на красной подушке - золотую корону. Торжественная часть закончилась пением незадолго до того сочиненного гимна империи "Боже, царя храни!". В тот день на Урале добыли удивительный драгоценный минерал. На солнце он был синевато-зеленоватым, а при искусственном освещении становился малиново-красным. Его назвали александритом.

В 1841 г. Александр вступил в брак с принцессой Гессен-Дармштадтской Максимилианой Вильгельминой Августой Софией Марией, в Православии Марией Александровной (1824-1880). От этого брака родились дети: Николай, Александр (будущий император Всероссийский Александр III), Владимир, Алексей, Сергей, Павел, Александра, Мария. На престол Александр II вступил 19 февраля 1855 г., в крайне трудный для России период, когда близилась к развязке изнурительная Крымская война, в ходе которой экономически отсталая Россия оказалась втянутой в неравное военное противостояние с Англией и Францией.

Крюгер Ф. Портрет вел. кн. Александра Николаевича, около 1840.
(Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)

Коронационные торжества проходили в Москве с 14 по 26 августа 1856 года. Для их проведения в старую столицу доставили Большую и Малую короны, скипетр, державу, порфиры, коронные знаки ордена Андрея Первозванного, Государственную печать, меч и знамя.

Впервые в истории государства церемониальный въезд в Москву осуществился не торжественно-медленным кортежем, состоящим из карет, а достаточно скромно — по железной дороге. 17 августа 1856 года Александр Николаевич с семьей и блестящей свитой проехал по Тверской улице под звон многочисленных московских колоколов и грохот артиллерийского салюта. У часовни Иверской Божьей матери царь и вся свита сошли с коней (императрица с детьми вышла из экипажа) и приложились к чудотворной иконе, пройдя после этого пешком на территорию Кремля.

Ботман Е.И. Портрет Александра II. 1856

Макаров И.К. Портрет императрицы Марии Александровны, жены Александра II. 1866
(Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)

Тимм В.Ф. Священнейшее миропомазание государя императора Александра II
во время его коронования в Успенском соборе Московского Кремля 26 августа 1856 года

На коронации случилось то, что в народе принято называть дурным предзнаменованием. Стоявший с «державой» старик М.Д. Горчаков внезапно потерял сознание и упал, выронив подушку с символом. Шарообразная «держава», зазвенев, покатилась по каменному полу. Все ахнули, и лишь монарх спокойно сказал, имея в виду Горчакова: «Не беда, что свалился. Главное, что стоял твердо на полях сражений».
Александр хорошо понимал, что сокрушительное по-ражение России в последней Крымской войне, падение Се-вастополя и последовавшая затем полная политическая изоляция России в Европе явились прямым следствием пагубной внутренней политики его отца. Требовались радикальные и немедленные перемены. Уже в 1856 году Александр II подписывает Парижский мирный договор с Турцией, а в 1861 году предпринимает один из самых зна-чительных внутриполитических шагов за всю историю страны - отменяет крепостное право. Будучи еще наследником, Александр Николаевич пришел к выводу о необходимости коренных реформ существующего строя. Вскоре после коронации новый царь в своей речи, обращенной к дворянам Московской губернии, ясно сказал, что крепостное право не может быть долее терпимо. Был создан секретный комитет для разработки крестьянской реформы, который в 1858 г. стал Главным Комитетом.

Александр II призывает московских дворян приступить к освобождению крестьянства. 1857.
Гравюра. Начало 1880-х гг.

Император Александр II, фото середины 1860-х г.

Лавров Н.А.Портрет Императора Александра II в ментике Лейб-Гвардии Гусарского Его Величества полка. 1860
(Из собрания Полкового музея до 1918 г, Царское Село)

19 февраля 1861 г., в день восшествия на престол, в Зимний дворец было доставлено "Положение" об освобождении крестьян. Манифест об этом акте составил митрополит Московский Филарет (Дроздов). После горячей молитвы Государь подписал оба документа, и 23 миллиона человек получили свободу. Затем одна за другой следуют судебная, земская и военная реформы. Александр утвердил «Правила» о старообрядцах. Старообрядческим толкам, лояльным к светской власти, дозволялось свободно отправлять богослужение, открывать школы, занимать общественные должности, выезжать за границу. По существу произошла легализация «раскола» и прекратились гонения на старообрядцев, происходившие при Императоре Николае I.В царствование Александра II была завершена Кавказская война (1817-1864), присоединена значительная часть Туркестана (1865-1881), установлены границы с Китаем по рекам Амур и Уссури (1858-1860).

Сверчков Н.Е. Катание в коляске (Александр II с детьми)
(Ярославский художественный музей, Ярославль)

Кустодиев Б.М. Чтение манифеста (Освобождение крестьян). 1907
Для издания И.Н. Кнебеля "Русская история в картинах"

Благодаря победе России в войне с Турцией (1877-1878) с целью оказания помощи единоверным славянским народам в их освобождении от турецкого ига получили независимость и начали суверенное существование Болгария, Румыния и Сербия. Победа была одержана во многом благодаря воле Александра II, настоявшего в самый трудный период войны на продолжении осады Плевны, что способствовало победоносному ее завершению. В Болгарии Александр II был почитаем Освободителем. Кафедральным собором Софии является храм-памятник св. блгв. вел. кн. Александра Невского (небесного покровителя Александра II).

Народ приветствует Царя-освободителя на Дворцовой площади, 19 февраля 1861 г., литография Рожанский Б.

Популярность Александра II достигает наивысшей точки. В 1862-1866 годах по настоянию императора происходит преобразование государственного контроля. В апреле 1863 года издается императорский Указ «Об ограничении телесных наказаний». В народе его прозвали Освободителем. Казалось, его царствование будет спокойным и либеральным. Но в январе 1863 года вспыхивает очередное Польское восстание. Пламя восстания перекидывается на Литву, часть Белоруссии и Правобережную Украину. В 1864 году восстание было подавлено, Александр был вынужден провести в Поль-ше ряд прогрессивных реформ, однако авторитет царя был уже подорван.

Сврчков Н.Е. Портрет императора Александра II
(Музей-усадьба "Останкино", Москва)

Александр II уже давно жил под му-чительным знаком предсказания, данного будто бы еще при его рождении юродивым Федором. Непонятные, загадочные слова блаженного Федора вот уже несколько десятилетий из уст в уста передавались в народе: «Новорожденный будет могуч, славен и силен, но умрет в красных сапогах». Первое пророчество сбылось, что же касается слов о «крас-ных сапогах», то значение их пока еще понималось буквально. Кто мог предполагать, что взрывом бомбы царю оторвет обе ноги, и он, обливаясь кровью, умрет в страшных муках через несколько часов после дьявольского покушения.

Маковский К.Е. Портрет императора Александра II. 1860-е
(Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород)

Сыновья Александра II и фото 1856 г. жены Алекcандра II Марии Александровны

Император Александр II с супругой в день 25-летия брака, 1866 г.

Император Александр II с второй супругой, Екатериной Долгорукой и детьми

Первое покушение на Александра II было совершено 4 апреля 1866 года во время его прогулки в Летнем саду. Стрелял 26-летний террорист Дмитрий Каракозов. Стрелял почти в упор. Но, к счастью, оказавшийся случайно рядом крестьянин Осип Комиссаров отвел руку убийцы. Россия песнями славила Бога, предотвратившего гибель русского императора. В июне следующего, 1867 года русский император по приглашению Наполеона III находился в Париже, 6 июня, когда Александр в одной карете с французским императо-ром ехал по Булонскому лесу, поляк А. Березовский выстрелил в царя из пистолета. Но промахнулся. Не на шутку перепуганный, Александр обратился к знаменитой париж-ской прорицательнице. Ничего утешительного он не услы-шал. На него будет совершено восемь покушений и послед-нее окажется роковым. Надо сказать, в народе уже рассказы-вали легенду о том, как однажды, еще в юности, Александр Николаевич повстречался с известным призраком Аничкова дворца — «Белой дамой», которая в беседе с ним предска-зала, что царь переживет три покушения. Но восемь?! Между тем два покушения из предсказанных париж-ской вещуньей к тому времени уже состоялись. Третье произойдет 2 апреля 1869 года. В царя прямо на Дворцовой площади выстрелит террорист А. Соловьев. Промахнется. 18 ноября 1879 года террористы взорвут полотно железной дороги, по которой должен был проследовать император-ский поезд, но он успел проехать раньше, до взрыва.
5 февраля 1880 года произойдет знаменитый взрыв в Зимнем дворце, осуществленный Степаном Халтуриным. Будет убито несколько караульных солдат, но царь, по счастливой случайности, не пострадает.

Столовая Зимнего дворца после покушения на императора Александра II. Фото 1879 г.

Летом того же года террористы Желябов и Тетерка заложат под Каменным мостом через Екатерининский канал в створе Гороховой улицы динамит, но судьба вновь окажется благосклонной к Александру II. Он выберет другой маршрут следования. Это будет шестое покушение на царя. Новых покушений ожидали с постоянным неослабева-ющим страхом.
За пару недель до последнего, рокового покушения на свою жизнь Александр обратил внимание на странное об-стоятельство. Перед окнами его спальни каждое утро ва-ляется несколько убитых голубей. Впоследствии оказалось, что на крыше Зимнего дворца поселился невиданных размеров коршун. Коршуна едва удалось заманить в капкан. Мертвые голуби больше не появлялись. Но неприятный осадок остался. По мнению многих, это было дурное пред-знаменование.

Наконец, 1 марта 1881 года произошло последнее, за-кончившееся мученической смертью царя-освободителя покушение. Если считать бомбы, брошенные народовольцами Рысаковым и Гриневицким с интервалом в несколько ми-нут, за два покушения, то парижской ведунье удалось-таки предсказать порядковый номер последнего. Никто не мог понять, как это целое государство, огромное и могуществен-ное, не смогло уберечь одного человека.

Часовня, возведенная на месте смертельного ранения Александра II. По проекту архитектора Л.Н.Бенуа

Он погиб как раз в тот день, когда решился дать ход конституционному проекту М. Т. Лорис-Меликова, сказав своим сыновьям Александру (будущему императору) и Владимиру: «Я не скрываю от себя, что мы идем по пути конституции». Великие реформы остались незавершенными.

В начале 1881 года городской думой была создана комиссия по увековечиванию памяти Александра II . Аналогичные комиссии создавались по всей стране. О масштабах траурных мероприятий свидетельствуют материалы отчета Технического комитета Министерства внутренних дел за 1888 год: памятники Александру II были установлены в московском Кремле, в Казане, Самаре, Астрахани, Пскове, Уфе, Кишиневе, Тобольске и Петербурге. Бюсты Александра II установлены в Высшем Волочке, в деревнях Вятской, Оренбургской, Томской губернии.

Маковский К. Е. Портрет Александра II. 1881

После убийства Александра II художник Константин Маковский нарисо-вал портрет: царь и рядом с ним — кудлатый пес. Государ-ство в образе беспомощного пса выглядело не таким могущественным. Говорили, что другой художник, Василий Верещагин, увидев портрет, предложил назвать его: «Пес, который не уберег царя». В народе же были уверены, что царя убили дворяне «в месть за освобождение крестьян».

Маковский К.Е. Портрет Александра II на смертном одре. 1881
(Государственная Третьяковская галерея, Москва)

На месте убийства императора в 1883 г. воздвигнут храм Воскресения Христова («Спас на крови») - выдающийся памятник архитектуры, одна из главных святынь Санкт-Петербурга. На строительство храма-памятника государство выделило по смете 3 млн. 600 тыс. рублей серебром. Это были огромные по тем временам деньги. Однако фактическая стоимость строительства превысила сметную на 1 млн. рублей. Этот миллион рублей на строительство храма-памятника внесла царская семья.

В постройке и украшении храма мозаикой, фресками и иконами принимали участие самые известные русские художники и зодчие: Афанасьев, Бондаренко, Бруни, Бунин, Васнецов, Дмитриев- Оренбургский, Журавлев, Нестеров, Парланд, Рябушкин и другие. С трех сторон храма, на наружных стенах, вставлены на высоте человеческого роста, роскошные гранитные плиты, на которых выгравированы надписи о крупнейших событиях царствования Царя Освободителя.

Через западные, массивные, с серебреной чеканкой, врата, молящийся входит во храм и видит перед собой сень на том месте, где пал смертельно раненый царь. В полном оригинале сохранены: часть чугунной решетки Екатерининского канала, плиты панели и часть булыжной мостовой со следами крови государя. Это место окружено решеткой с четырьмя колоннами, накрытыми сверху шатром, увенчанным крестом.

Памятник Александру II в Кремле

Памятник заложен в 1893 г., освящен и открыт в 1898 г. в присутствии императорской фамилии и представителей всех сословий России. Композиция памятника необычна: шатровая сень над фигурой императора, увенчанная двуглавым орлом (мотив завершения кремлевских башен), окружена с трех сторон арочной галереей, своды которой были украшены изображениями правителей России от Владимира Святого до Николая I. Входы в галереи также отмечены шатрами, левый увенчан гербом Москвы, правый - фамильным гербом рода Романовых. По бокам галереи имелись спуски в Кремлевский сад, из нее открывался прекрасный вид на Москву. Трехшатровая композиция памятника органически вписывалась в сложившийся ансамбль Кремля, богатство и изящество отделки вызывали восхищение современников. Создали памятник скульптор А.М.Опекушин и архитекторы П.В.Жуковский и Н.В.Султанов. Монумент не дожил до наших дней. Фигура царя-освободителя сброшена с постамента в 1918 г., сень и галерея окончательно разобраны в 1928 г.

В июне 2005 в Москве торжественно открыт памятник Александру II. Автор памятника - Александр Рукавишников. Памятник установлен на гранитной площадке с западной стороны Храма Христа Спасителя. На постаменте памятника - надпись «Император Александр II. Отменил в 1861 году крепостное право и освободил миллионы крестьян от многовекового рабства. Провёл военную и судебную реформы. Ввёл систему местного самоуправления, городские думы и земские управы. Завершил многолетнюю Кавказскую войну. Освободил славянские народы от османского ига. Погиб 1 (13) марта 1881 года в результате террористического акта».