Католицизм и роль религии в современной испании. Ирландия более не является «оплотом католицизма Какой город являлся оплотом католицизма и контрреформации

Католической Церкви в Ирландии. В этот же день на сайте агентства Zenit был дан обзор выступления архиепископа Дублина Дермута Мартина, содержащего анализ ситуации в этой некогда «самой католической» стране Европы.

Архиепископ Дублина Дермут Мартин надеется, что Международный Евхаристический Конгресс, который пройдет в Ирландии в следующем году, поможет местной Католической Церкви на путях обновления. Об этом он заявил в четверг 2 июня 2011 г., выступая перед членами Оргкомитета этого мероприятия.
«Ирландская Церковь испытывает жгучую нужду в обновлении, — сказал, в частности, иерарх, — причем это обновление должно совершаться по преимуществу ее же собственными силами. Однако присутствие на Евхаристическом Конгрессе паломников со всего земного шара оказало бы нам огромную поддержку в этом деле. Мы надеемся, что христиане всего мира приедут в Дублин, чтобы выразить свою солидарность с Церковью в Ирландии, оказать ей поддержку, что они объединятся с нами в молитве о ее обновлении».

Далее 66-летний архиепископ обрисовал трудную ситуацию Ирландской Церкви. Он прямо говорил о «революции религиозной культуры», происходящей в стране.
«Многие люди заграницей всё еще считают Ирландию оплотом традиционного католицизма, — сказал высокопреосвященный Дермут Мартин. – Они, наверное, очень удивятся, когда обнаружат, что в некоторых районах Дублина на воскресную Мессу ходит порядка 5% католического населения, а еще в иных – даже меньше 2%. В целом по Дублинской митрополии воскресную Мессу посещает около 18% католиков».
Архиепископ отметил, что процент практикующих католиков в Дублине – значительно ниже, чем в любом другом регионе Ирландии, однако приведенные цифры свидетельствуют о многом, как и тот факт, что в текущем году, во второй раз с 2004 г., когда Дермут Мартин возглавил Дублинскую митрополию, в ней не будет ни одного священнического рукоположения. Едва ли лучшей выглядит ситуация и на ближайшие годы. «У нас есть лишь крошечная струйка новых духовных призваний», — признал архиепископ Мартин.

С особой тревогой он отметил растущее отчуждение между Церковью и молодежью. «С довольно раннего возраста молодые люди начинают уклоняться от любого контакта с Церковью, — заявил Дублинский первоиерарх, — в том числе, перестают посещать воскресную Мессу. Разумеется, показатель посещения воскресной Мессы – это отнюдь не единственная статистическая величина, характеризующая связь людей с Церковью и миссией Иисуса Христа. Но, с другой стороны, едва ли можно оставаться христианином, годами не имея никакого контакта с Евхаристией. Как раз по этой причине Евхаристический Конгресс так нужен нам: мы надеемся на его существенный вклад в наше обновление».

Далее архиепископ Мартин высказал мнение, что Церковь в Ирландии напрасно старается решать актуальные проблемы, используя традиционные пастырские инструменты, пусть даже они и были эффективны вчера. «Многие наши пастырские институты и стратегии более не годятся, — сказал он, — ведь они подразумевают, что страна живет культурой массового католицизма, а на самом деле это уже не так».
«То, что ныне происходит в Ирландии – это трагедия, — добавил он, — причем я имею в виду не только ужасы сексуальных злоупотреблений. Я имею в виду и тот факт, что мы потерпели провал в попытке передать нашу веру будущим поколениям».

Тем не менее, архиепископ Дермут Мартин, завершая свое выступление, заявил, что остается оптимистом. «Процесс восстановления идет медленно, но определенные проблески надежды всё же есть, — отметил он. – Нам необходимо помнить, что надежда, которую столь многие люди желают видеть в своей жизни, – это не наше и не их творение. Надежда происходит от действия Божией благодати в жизни людей. Христиане живут надеждой, находясь во власти тех же фактов, которые других ввергают в безнадежность. И это – только благодаря присутствию Божией благодати, которая дает нам отвагу надеяться даже перед лицом нашей очевидной беспомощности».


Кёльнский римско-католический готический собор (Kölner Dom) Пресвятой Богородицы и Святого Петра является визитной карточкой города на Рейне. Занимает третье место в списке самых высоких церквей мира и является объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Храм чудом уцелел во время Второй мировой войны, выдержав прямое попадание трех бомб.

Еще в римскую эпоху, место, на котором сегодня находится собор, являлось религиозным центром проживавших здесь христиан. В течение последующих столетий было возведено несколько храмов, каждый из которых превосходил по размерам все предыдущие. Эти церкви находились внутри кольца монастырей «священного Кёльна».
Первый камень в основании христианского шедевра готической архитектуры был заложен в 1248 году. Строительство храма велось в два приёма — в 1248 —1437 и в 1842—1880 годах. По окончании строительства 157-метровый собор на четыре года стал самым высоким зданием мира.

В 1164 году канцлер императора Фридриха Барбароссы (1159—1167), одержав победу над городом-государством Миланом, вывез из него мощи Трёх Королей (в православном богословии — Трёх Волхвов). Это неимоверно возвысило город в христианском мире. Как следствие, город не принял лютеранства и остался оплотом католицизма в Северной Германии. После того, как в Кёльн были перемещены мощи трёх волхвов, старый собор уже не мог вмещать толпы паломников со всего света, вследствие чего было принято решение о строительстве невиданного до тех пор по размерам пятинефного собора. Его Главная реликвия и святыня собора — золотой саркофаг (ковчег), в котором находятся мощи трех волхвов.
Помимо реликвий трёх волхвов архиепископ привез из Милана в Кёльн и резное изображение Мадонны, считавшееся чудодейственным и глубоко почитавшееся верующими. Эта скульптура была, по всей видимости, уничтожена пожаром в соборе и впоследствии около 1290 года создано дошедшее до наших дней изображение «Миланской Мадонны», ставшее одним из прекраснейших скульптурных творений периода зрелой готики.

В течение нескольких веков собор стоял в незавершённом виде. Однако после того, как революционные французские войска изгнали из собора духовенство, превратив его в фуражный склад, в народе возникло стремление довести его строительство до конца. В эпоху романтизма в 1815 году великий немецкий поэт и государственный деятель Иоганн Вольфганг фон Гёте поднял вопрос о достройке собора. В 1842 году строительство было возобновлено по указу прусского короля Фридриха Вильгельма IV. Расходы на строительные работы поделили между собой прусский король и основанное жителями Кёльна Центральное общество по строительству собора, которое и по сей день финансирует основную часть затрат на ремонт и реставрацию собора. В 1863 году обе башни храма были доведены до высоты 157,37 метров. 15 октября 1880 года в торжественной обстановке и присутствии кайзера Вильгельма I строительство собора, продлившееся в общей сложности 632 года, завершилось.

Для украшения фасада, башен и порталов были изготовлены сотни скульптур, а для остекления окон — витражи. Для порталов отлили огромные бронзовые ворота. Собор превратился в один из величайших шедевров неоготики.

Во время Второй мировой войны, когда бомбардировками союзников был уничтожен практически весь Кёльн, чудесным образом не пострадал только Кёльнский собор. Местные жители говорят, что британские летчики использовали собор как географический ориентир. После войны были устранены повреждения, но реставрационная контора продолжает стоять на площадке у собора. Непогода и загрязнение окружающей среды вынуждают постоянно принимать охранительные меры. На реконструкцию собора уходит почти половины суммы от лотереи, которую организует общественное объединение Zentral-Dombau-Verein.

Внешний вид и внутреннее убранство собора поражают суровым величием и духом Средневековья. Культурные ценности, включая многочисленные фрески, мозаики, алтари, статуи апостолов, витражи составляют неповторимое собрание творений немецкого зодчества. В шестигранном здании («палата святынь»), стоящем на основании собора, хранится коллекция наиболее ценных реликвий.

В соборе находятся захоронения кёльнских архиепископов (не всех). Здесь стоит саркофаг скончавшегося в 1371 году графа Готфрида Арнсбергского, изображённого в виде рыцаря в доспехах. По преданию, возвышающаяся над саркофагом решетка была установлена для защиты могилы от возмущенных родственников графа, которые пытались разрушить надгробие, раздосадованные тем, что граф завещал свои угодья монастырю кёльнского архиепископа. По настоящее время в собор ежегодно является делегация города Арнсберга для возложения венка на могилу графа.

Ежегодно в знаменитом готическом храме на Рейне бывает около шести миллионов туристов со всего мира. Он является самой посещаемой достопримечательностью Германии и при этом остается действующей католической церковью.


http://bezdec.com/wp-content/uploads/2015/01/14735_orig-800x600.jpg

Ларь (рака) трёх царей-волхвов. Это самое большое в Западной Европе вместилище (реликварий) для хранения ценных реликвий, которые имеют религиозное сакральное значение. Ларь изготовлен в 1181—1225 гг. для хранения в Кёльнском соборе мощей трёх царей, которые, по преданию, приходили с дарами поклониться младенцу Христу.

Рогир ван дер Вейден «Поклонение волхвов», 1450, Нидерланды

В 344 г. епископ Евсторгий привёз из Константинополя в Милан мощи трёх царей. Через восемь столетий в 1164 году Милан был взят и разорён войсками императора Фридриха Барбароссы. Он завладел церковными святынями и передал их в дар кёльнскому архиепископу. С тех пор мощи считаются главной христианской святыней города. Дар имел не только духовное, но и коммерческое значение. Паломничество сопровождалось денежными потоками.

Знаменитый золотых дел мастер Николай Верденский в 1181 году создал огромный реликвариум с тремя царскими саркофагами. П ередняя сторона ларя почти полностью изготовлена из листового золота. По стенкам саркофага рассажены 74 рельефные фигуры из позолоченного серебра, изображающие пророков (внизу) и апостолов (сверху), а также сцены из жизни Христа. Для украшения реликвария была использована тысяча драгоценных каменьев и жемчужин.

Ежегодно 6 января, в день чествования трёх волхвов, трапециевидная передняя сторона ларя снимается, и взору посетителей открываются хранящиеся за решёткой три черепа, увенчанных золотыми коронами. Короны трёх волхвов украшают городской герб.

Триптих немецкого живописца Штефана Кёльнского (Лохнера) «Поклонение волхвов» известен во всем христианском мире. Знаменитый алтарный складень находится в Кёльнском соборе с изображением поклонения волхвов на средней доске и сцен из жизни святого Гереона и святой Урсулы на боковых створках (написан после 1426 года).

«Распятье Геро». Двухметровый дубовый крест подарен собору около 975 года архиепископом Геро, после его возвращения из поездки в Византию. Чудотворный крест был выполнен по его заказу и является древнейшим из монументальных распятий в Европе. Подобные большие кресты с изображением распятия ещё не были широко известны. Именно это распятье послужило прообразом для множества других изображений распятого Христа.

Особенность распятия заключается в необычном для того времени высочайшем реализме изображения. На кресте распростёрто безжизненное тело Иисуса. Его голова наклонена вперед, глаза закрыты. Отчётливо просматриваются детали мускулов, сухожилий и костей. Христос изображён не в минуту триумфа, а в момент смерти, которая, как верят христиане, принесёт избавление человеческому роду. Окружающий распятие барочный алтарь с колоннами и лучеобразным венком установлен в 1683 году.

Витражи собора

Фрагмент мозаичного пола собора

Соборный орган

Фигуры, украшающие фасад собора, на реставрации

С западной стороны собора у главного портала на площадь уличные актеры в образе «живых скульптур» часами позируют в гриме, масках и старинных костюмах. Каждый раз после звона брошенных прохожими монеток отвешивают благодарно-медлительные поклоны со своих невысоких пьедесталов.

На площади перед собором установлена скульптура Kreuzblume — декоративная копия одного из наконечников кёльнского храма (Южного Креста), выполненная в бетоне в масштабе оригинала (высота 15 метров, вес — 35 тонн). Копия установлена на площади в 1991 году. На нижней части скульптуры установлены доски с записями на 15 языках, вокруг разбит цветник.


http://www.esosedi.ru/fiber/198901/fit/1400x1000/skulptura_kreuzblume.png

С северной стороны собора находится Центральный железнодорожный вокзал (Hauptbahnhof) c огромным количеством самых разных магазинов, закусочных, пивных и кафе.

От северной оконечности собора мимо Музея Людвига, обладающего одним из наиболее значительных собраний современного искусства в Европе, в сторону Рейна и моста Гогенцоллернов проложена пешеходная дорожка.
Между собором и железнодорожным мостом расположена площадь, носящая имя знаменитого уроженца Кельна — писателя Генриха Бёлля, лауреата Нобелевской премии. Площадь регулярно закрывают для прохода, так как под ней находится концертный зал Кельнской филармонии, в котором во время концертов слышны шаги проходящих вверху людей.
На площади имени Бёлля установлен монумент в форме ступеней, к которому по земле ведет старый железнодорожный рельс. Монумент посвящен памяти погибшим, прежде всего евреев, в городском концентрационном лагере, организованным нацистами на противоположной собору стороне Рейна. Там тоже установлен небольшой памятник погибшим.

Вид на башни сбора со стороны Рейнской набережной

Церковная власть в Средние века стала господствующей политической и духовной силой. Жестокие пытки и казни творились ею именем Христа. Проповедуя смирение, бедность и воздержание, церковь богатела, наживаясь на барщине, десятине, индульгенциях . Иерархи церкви жили в роскоши, предаваясь разгулу. Эти процессы встречали осуждение и сопротивление как рядовых верующих, так и некᴏᴛᴏᴩых священнослужителей. В XII-XIII вв. против католической церкви выступили катары и альбигойцы, восстания кᴏᴛᴏᴩых были разгромлены церковью. В конце XIV в. активным обличителем духовного разложения католической церкви и самого папы стал монах-доминиканец Джироламо Савонарола. Он призывал церковь к отказу от богатства и пышности, властолюбия и тщеславия, к покаянию и аскетизму, за что был предан суду и казнен .

Идеи Джона Виклефа

Несмотря на борьбу католической церкви против ересей, их количество не уменьшалось. В конце XIV в. в Англии еретическое движение принимает форму вооруженного восстания. Во главе восстания стоял Уот Тайлер , вместе с ним выступали священник Джон Болл и крупный богослов Джон Виклеф. В положениях, выдвинутых в ходе ϶ᴛᴏго восстания, содержалась почти вся программа Реформации.

Виклеф считал, что папа не должен претендовать на светскую власть, так как Иисус Христос утверждал, что его власть не от мира сего. Денежные и другие платежи в пользу церкви должны носить добровольный, а не принудительный характер. Был поставлен под сомнение обряд причащения. Виклеф считал, что обряд имеет чисто символический характер. Какие бы слова ни произносили над хлебом, он никогда не станет частью Отметим, что тела Христа. Отметим, что каждый человек имеет право знать Священное Писание непосредственно, а не через священников. Виклеф впервые перевел Библию на английский язык полностью.

Идеи Яна Гуса

Чехия в то время была наиболее передовой в технико-экономическом смысле страной в Европе. Здесь идеи Виклефа развивал священник и богослов Ян Гус (1369-1415), выступающий против привилегированного положения духовенства и требовавший уравнения всех христиан перед Богом. Это должно было найти выражение прежде всего в том, что все христиане должны были получить право причащения и Отметим, что телом, и Кровью Христовыми. Как оказалось впоследствии, ϶ᴛᴏ требование сыграло большую роль в борьбе за реформы. Требование секуляризации церковных земель, выдвинутое Яном Гусом, разделялось как крестьянством, так и дворянством. Такой же единодушной поддержкой пользовались и выступления против продажи индульгенций.

Папа неоднократно направлял против гуситов буллы. При этом население Праги было на стороне Яна Гуса, а король не решался занять по отношению к нему твердую позицию. Тогда папа направил буллу, предписывающую прекратить какие-либо богослужения до тех пор, пока Ян Гус не покинет Прагу или не будет выдан властям. Лишь после того, как в Праге закрылись все церкви, прекратилось отпевание умерших и прочие церковные службы, Гуса выслали в провинцию, где он провел полтора года в изгнании, занимаясь переводом Библии на чешский язык.

Когда в Констанце собрался Вселенский собор, Гуса пригласили туда якобы для того, ɥᴛᴏбы обстоятельно обсудить его учение. В Констанце Ян Гус был немедленно взят под стражу и через некᴏᴛᴏᴩое время сожжен на костре. Через несколько месяцев та же участь постигла и сподвижника Гуса Иеронима Пражского. Гибель Яна Гуса и Иеронима Пражского послужила сигналом к развертыванию революционного движения не только в Чехии, но и во всей Центральной Европе. В ϶ᴛᴏм движении, проходившем под лозунгами реформации католицизма, обнаруживалась не только религиозная, но и национально-оϲʙᴏбодительная и социально-политическая сторона.

Восстание было подавлено только в мае 1443 г. При этом было очевидно, что назревал общий кризис католицизма. Во всех странах Европы широко распространилось движение гуманизма, кᴏᴛᴏᴩое подготовило взрыв Реформации.

На протяжении всего Средневековья церковь играла значительную роль в жизни общества, идеально вписываясь в господствующий на Западе феодальный строй. Церковная иерархия была полным отражением иерархии светской: подобно тому, как в светском феодальном обществе выстроились разные категории сеньоров и вассалов  от короля (верховного сеньора) до рыцаря, так и члены клира градуировались по феодальным степеням от папы (верховного первосвященника) до приходского кюре. Являясь крупным феодалом, церковь в разных государствах Западной Европы владела до 1 / 3 количества всей обрабатываемой земли, на которой использовала труд крепостных, применяя те же методы и приемы, что и светские феодалы. Как организация церковь одновременно формировала идеологию феодального общества, ставя своей задачей обоснование закономерности, справедливости и богоугодности этого общества. Монархи Европы в свою очередь шли на любые затраты, дабы получить от клириков высшую санкцию на свое господство.

Феодальная католическая церковь могла существовать и процветать до тех пор, пока господствовала ее материальная основа  феодальный строй. Но уже в XIVXV вв. сначала в Средней Италии и Фландрии, а с конца XV в. и повсюду в Европе началось формирование нового класса, постепенно захватывавшего в свои руки экономику, а затем устремившегося и к политической гегемонии,  класса буржуазии. Новому классу, претендующему на господство, нужна была и новая идеология. Собственно, она не была такой уж и новой: буржуазия не собиралась отказываться от христианства, но ей было нужно вовсе не то христианство, которое обслуживало старый мир; новая религия должна была отличаться от католицизма в первую очередь простотой и дешевизной: меркантильной буржуазии деньги были нужны не для того, чтобы бросать их на ветер, строя величавые соборы и проводя пышные церковные службы, а для того, чтобы, вкладывая их в производство, создавать и приумножать свои разрастающиеся предприятия. И в соответствии с этим становилась не только ненужной, но и просто вредной вся дорогостоящая организация церкви с ее папой, кардиналами, епископами, монастырями и церковным землевладением. В тех государствах, где сложилась сильная королевская власть, идущая навстречу национальной буржуазии (например, в Англии или Франции), католическая церковь особыми декретами была ограничена в своих претензиях и этим на время спасена от гибели. В Германии, к примеру, где центральная власть была призрачной и папская курия получила возможность хозяйничать, как в своей вотчине, католическая церковь с ее бесконечными поборами и вымогательствами вызывала всеобщую ненависть, а непристойное поведение первосвященников многократно эту ненависть усиливало.

Помимо экономического и национального гнета предпосылкой Реформации послужили гуманизм и изменившаяся интеллектуальная среда в Европе. Критический дух эпохи Возрождения позволил по-новому взглянуть на все явления культуры, в том числе и на религию. Упор Возрождения на индивидуальность и личную ответственность помог критически пересмотреть церковную структуру, а мода на древние рукописи и первоисточники обратила внимание людей на несоответствие первохристианства и современной церкви. Люди с пробужденным рассудком и мирским мировоззрением становились критически настроенными к религиозной жизни их времени в лице католической церкви.

Таким образом, реформация (лат. reformatio  исправление, преобразование)  массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI  начала XVII в., направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией. Основной причиной реформации явилась борьба между зарождавшимися капиталистическими отношениями и доминирующим на то время феодальным строем, на охране идеологических границ которого и стояла католическая церковь.

С древнейших времен до создания Германской империи Бонвеч Бернд

Контрреформация и конфессионализация

Религиозная жизнь Германии середины XVI - начала XVII вв. характеризуется динамичными изменениями конфессиональных границ, распространением новой (кальвинизма) и дальнейшим оформлением уже существовавших конфессий, политическими преследованиями религиозных оппонентов, миграциями, вызреванием противоречий, которые привели к новому столкновению протестантов и католиков в годы Тридцатилетней войны. Два взаимосвязанных, порой неразделимых процесса определяли судьбу религиозного вопроса в этот период. С одной стороны - контрреформация, инициированная решениями Тридентского собора и осуществлявшаяся католическими князьями Германии, с другой - конфессионализация: оформление символов веры, обрядности и структуры протестантских и реформированной католической церквей, а также установление четких границ, в пределах которых официально господствовало только одно вероисповедание.

Под Контрреформацией в Европе понимается обновление католической церкви посредством внутренних реформ с целью вернуть доверие людей и борьба с протестантизмом с использованием всех форм - от убеждения до политического давления и религиозного террора. Термин «Контрреформация», носивший в отечественной историографии почти исключительно негативный оттенок (феодально-католическая реакция), германские историки второй половины XX в. (Йозеф Лорц, Хуберт Йедин, Эрнст Вальтер Цееден, Хайнц Шиллинг и др.) наполняли совершенно иным содержанием. В частности, И. Лорц и X. Педин предложили различать два процесса: Контрреформацию и католическую реформу. Выдвигались концепции «католической Реформации» и «католической модернизации». Так или иначе, акцентировалось внимание на позитивных изменениях, на связи реформ с оформлением новой структуры управления в каждом из католических княжеств. В конечном итоге стало ясно, что разделить понятия «Контрреформация» и «конфессионализация» в истории Германии содержательно не представляется возможным , ибо реализация контрреформационных мер в католической части Германии интенсифицировала процесс конфессионализации. Неслучайно, что в современных германских исследованиях эти два термина рассматриваются как тождественные, а Контрреформация для германских земель середины XVI - начала XVII в. определяется немецким историком Э. В. Цееденом как «католическая конфессионализация».

Меры, которые следует рассматривать как начальный этап конфессионализации, начали осуществляться еще во второй половине 20-х - 30-е гг. XVI в. Происходила частичная секуляризация церковного имущества, сокращались некоторые налоговые, финансовые и правовые привилегии духовенства, расширялось влияние государства в местных церковных делах. В Германии папские мандаты позволяли католическим князьям, наряду с жесткой политикой рекатолизации, устанавливать контроль за деятельностью церковных учреждений. В Баварии под нажимом князей церкви и монастыри вернулись к католицизму. Государственные комиссии и комиссары строго контролировали публичную церковную деятельность, преподавание церковных дисциплин, книгоиздательское дело. Надо отметить, что процессы рекатолизации в Германии стали не только следствием мер, принимаемых папой и князьями. Рекатолизация происходила и на уровне обыденного сознания. Разочарованные в реформационных, прежде всего общественных идеалах, люди возвращались в лоно католической церкви (особенно много таковых было среди крестьян после Крестьянской войны).

Тридентский собор , проходивший в три этапа с 1545 по 1563 г., осудил и отверг те положения протестантизма, которые противоречили католицизму. Подтверждалось, что Священное предание должно почитаться наравне со Священным Писанием, сохранялось в неприкосновенности большинство церковных обрядов, ритуалов и норм. Инквизиция ввела контроль за изданием книг, их продажей, в 1559 г. был распространен Индекс запрещенных книг, включавший сочинения реформаторов, и книги, не соответствовавшие католическому пониманию благочестия, в том числе и отдельные произведения гуманистов.

Постановления Тридентского собора положили начало реформам католической церкви. Реформы преследовали цели повышения ее авторитета и влияния в обществе. Собор принял решение о реформе управления духовенством, которая предусматривала усиление епископского надзора за клиром, реорганизацию соборных капитулов, монашеских орденов, устанавливались санкции против злоупотреблений и распущенности духовенства. В каждой епархии учреждались семинарии для пестования молодых священников и повышения образовательного уровня католического духовенства, представители которого слишком часто проигрывали в теологических спорах с протестантскими проповедниками. Упорядочивалось управление церковным имуществом, воспрещались торговля духовными должностями и вымогательства, отменялась практика торговли индульгенциями. Вводилось единообразие в католическую литургию, исправлялись богослужебные книги и обряды.

Проведя реформы, римско-католическая церковь с середины XVI в. взяла курс на повсеместную реставрацию католицизма. В Германии католическая церковь опиралась на различные социальные группы: в верхненемецких княжествах - на княжеские администрации, в рейнских землях - на влиятельные силы в среде горожан. Сторонники католицизма вели широкую письменную и устную пропаганду среди населения, возобновляли, где оказывалось возможным, отправление богослужения и обрядов римской церкви. Реформированная католическая церковь, опираясь на букву Аугсбургского религиозного мира о праве государя определять вероисповедание подданных, добивалась восстановления католицизма в полном объеме. Во второй половине XVI в. в Германии активно развернул свою деятельность орден иезуитов. Довольно скоро им удалось утвердиться в католических землях, особенно в Баварии. Представительства ордена появились также в Кёльне, Трире, Диллингене, Майнце, Браунсберге, Мюнхене. Одним из главных оплотов католицизма в Германии стал университет Ингольштадта, попавший под влияние иезуитов в начале 1550-х годов. Со вступлением на императорский престол в 1576 г. Рудольфа II (1552-1612) католики могли рассчитывать и на поддержку императорской власти.

Тем не менее успехи реформированной католической церкви в Германии были гораздо скромнее, чем в Южной Европе. Католицизм, укрепившись на юге Германии, так и не смог вернуть в лоно единой церкви большинство князей и их подданных на севере страны. Более того, в последней трети XVI в. протестантизм завоевывает новых сторонников в германских землях. Особенно впечатляющим было распространение кальвинизма. В то время как ортодоксальное лютеранство тратило силы в теологических дискуссиях, кальвинизм предложил подлинное развитие реформационной мысли и энергичное воплощал новые идеи на практике.

Основателем кальвинизма был француз Жан Кальвин (1509-1564). Его главный труд «Наставление в христианской вере» прошел через несколько редакций (окончательный вариант 1559 г.) и отразил определенную эволюцию взглядов Кальвина. Центральным звеном кальвинизма стало учение о Божественном предопределении. Лютер оставил без убедительного ответа вопрос: как проверить, искренне ли верит человек в Бога? Кроме добросовестного исполнения человеком моральных норм, предписываемых лютеранством, гарантий искренности веры не было. Именно эту проблему смог решить Кальвин. Он утверждал, что Бог еще до сотворения мира предначертал каждому человеку его участь: одним - погибель, другим - спасение. Изменить судьбу человек не в силах, никакие заслуги не принимаются в расчет - ни добрые дела, ни искренняя вера. Человек вследствие первородного греха испорчен, лишь по милости Господней ему даруется вера в Бога. Такое понимание человека должно было бы порождать фатализм, но Кальвин теологически обосновывает исключительную активность личности. Человек не знает, что ему предписано свыше, и узнать это доподлинно не может, но Бог время от времени подает знак, верно ли человек исполняет свое «призвание» и что его ожидает в загробной жизни. Таким знаком является успех или неудача человека во всех жизненных начинаниях. Если человек счастлив в браке, имеет детей, здоров, удачлив в профессиональной деятельности» то это и является намеком свыше на то, что ему суждено спасение. Так как успех не приходит сам собой, человек должен всеми силами его добиваться. Кальвин теологически обосновал религиозно-нравственные стимулы энергичной деятельности индивида, что оказало влияние на развитие духа предпринимательства ранней буржуазии и более рационального восприятия жизни: именно трудом достигается успех.

В своем политическом учении Кальвин, подобно Лютеру и Цвингли, рассматривал государство как установление Бога, но подчеркивал и обязанности правителей в служении обществу и даже отстаивал право общины на сопротивление тирании. Кальвинизм отличали строжайший надзор за поведением и образом мыслей граждан, систематические инспекции частных жилищ, суровые наказания за преступления против нравов и веры, нетерпимость к инакомыслящим. Важное значение для Реформации имела новая организация церкви с весомой ролью собрания пасторов (конгрегации) и пресвитерианских консисторий, ведавших делами нравственно-религиозного назидания.

Попытка Кальвина лично распространять свое учение в Германии в 1539-1541 гг. не имела успеха. Однако к 60-м гг. XVI в. кальвинизм превратился в значимую религиозную силу. Носителями кальвинистских убеждений в Германии были мигранты из Голландии, Испанских Нидерландов и предпринимательско-бюргерские круги крупных немецких городов. Тесная взаимосвязь между кальвинистской этикой и раннекапиталистическим сознанием показывает, что в городах западногерманских земель укрепился довольно широкий слой буржуазии.

Решающую роль в утверждении учения Кальвина в Германии играла княжеская власть. С точки зрения прирейнских князей, кальвинизм обладал некоторыми преимуществами перед лютеранством. Он позволял установить контроль за подданными» в том числе и за их повседневной жизнью. Кальвинистское предопределение стимулировало экономическое развитие княжеств» что вело к росту доходов правителей. Распространившийся в Швейцарии» Франции, Англии, Голландии, Восточной Европе кальвинизм давал прочную основу для международной защиты протестантского движения от посягательств императора и папства. Кроме того, он служил интересам мелких княжеств, оберегая их от экспансии со стороны более крупных, делал их независимыми от влияния лютеранских и католических курфюрстов. В связи с успехами кальвинизма в Германии немецким историком Х. Шиллингом введено понятие «вторая Реформация», которая характеризуется германскими исследователями как княжеская.

Таким образом, во второй половине XVI в. в Германии сосуществовали и противоборствовали три конфессии: католическая, лютеранская и кальвинистская (немецкая реформатская церковь, которую следует отличать от лютеранской). Несмотря на общие черты, конфессионализация имела в рамках каждой из названных церквей свои особенности.

Конфессионализация лютеранской (евангелической) церкви

В середине XVI в. среди лютеранских богословов произошел раскол. Поводом послужило желание Ф. Меланхтона достичь компромисса сначала с католиками, затем с кальвинистами. В одном из самых сложных вопросов - толковании евхаристии - Меланхтон склонялся в пользу кальвинистской трактовки. Это и вызвало против него и его последователей оппозицию ортодоксальных лютеран, центром которой стал Йенский университет. В 70-е гг. XVI в. были предприняты попытки прекратить распри и выработать «формулу согласия» - единые исповедальные символы. Однако «формула согласия» (конкордия) 1577 г. получила признание только в курфюршествах Саксония, Бранденбург, в 20 герцогствах, 24 графствах, 35 имперских городах. Церковные власти Гессена, Анхальта, Померании, Нюрнберга отказались к ней присоединиться, В итоге достичь полного единообразия культа так и не удалось. Во второй половине XVI - начале XVII в. преобладала насильственная конфессионализация. Саксонсхий курфюрст присоединил епископства Мейсен, Наумбург и Мерзебург; курфюрст Бранденбургский - епископства Бранденбург, Гавельберг и Лебус, Хальберштадт и архиепископство Магдебург. Население этих территорий принуждалось к принятию лютеранства.

Управление лютеранской церкви, как правило, возглавлялось князем и имело сложную многоуровневую структуру. За правителем закреплялось право верховного надзора. Непосредственное управление осуществлялось через Верховную консисторию и консистории. Их члены контролировали финансовые расходы, подготовку пасторов и учителей. Главным церковным законодательным органом был Генеральный Синод. Важная функция принадлежала интендантам (генеральный интендант, специальные интенданты), осуществлявшим регулярные инспекции приходов, руководство приходскими выборами. В систему церковных учреждений были включены школы, гимназии и университеты. Выполнение духовной миссии возлагалось на пасторов. Протестантский пастор обладал солидной теологической и гуманистической подготовкой и опирался на поддержку светских властей» не останавливавшихся перед мелочной регламентацией всех сторон жизни подданных и превративших библейские десять заповедей в государственный закон. В результате доведения катехизиса до сознания каждого прихожанина, распространения элементарного обучения, крестьянское и городское население Германии получило больше сведений религиозного содержания и ближе узнало евангельское учение. Результаты христианской образованности в сельской местности были скромнее, так как крестьянство подчас проявляло религиозный консерватизм.

При всех нюансах протестантизм установил новое понимание религии как непосредственной связи между верующим и Христом. Было пересмотрено отношение к труду, который отныне рассматривали как религиозно-этическую ценность и призвание. Запрещались и преследовались многие элементы народной культуры, отменялись праздники. В практике проповеди подчеркивались важность и ценность семейной жизни, взаимные обязанности родителей и детей. Перед семьей была поставлена задача воспитания послушных подданных.

Конфессионализация немецкой реформатской (кальвинистской) церкви

Первым из князей-лютеран, перешедшим на сторону кальвинизма в Германии в 1561-1563 гг., был курфюрст пфальцский Фридрих III. По его поручению в 1563 г. был составлен Гейдельбергский катехизис, который вскоре был признан всеми немецкими кальвинистами. Кальвинистская конфессионализация на протяжении 1570-х гг. охватила в основном мелкие владения: Лимбург, Нассау-Дилленбург, Текленбург, Реда, а также имперский город Бремен. Сын и наследник Фридриха III Людвиг VI (1539-1583) был фанатично предан лютеранству, но после его смерти регент Иоганн Казимир при малолетнем курфюрсте Фридрихе IV вернул Пфальц к кальвинизму и даже пытался примирить все протестантские учения. Поддержал Иоганна в попытках достичь компромисса между лютеранами и кальвинистами ландграф Гессен-Касселя Мориц. Однако, потерпев неудачу, он в 1604 г. перешел в реформатскую церковь.

Противоборство кальвинистов и лютеран усилилось после выработки последними «формулы согласия». Лютеране, видя в реформатской церкви серьезного соперника, высказывались в том духе, «что лучше паписты, чем кальвинисты». Тем не менее кальвинизм одерживал новые победы. Кальвинистскую конфессионализацию провели мелкие графства Вестфалии и нижнерейнского региона, большое значение имел переход в кальвинизм Анхальта (1589-1596) и курфюршества Бранденбург (1614).

Представление об общих принципах организации реформатской церкви дает пример курфюршества Пфальц. Как и в лютеранской Саксонии, курфюрст возглавлял церковное управление, осуществляя верховный надзор за нижестоящими органами, финансовыми расходами. Центральное место в руководстве церковными учреждениями было отведено церковному совету. В его распоряжении был институт инспекторов для визитаций всех нижестоящих подразделений. Посредническую роль выполнял конвент, представители которого инспектировали приходы и в случае необходимости подавали апелляции. Также церковный совет назначал священников и учителей в приходы. Совет пресвитеров участвовал в выборах пресвитеров и сборщиков подаяний в каждом приходе. Отлаженный механизм церковного управления, по мнению германских историков, оказал влияние на развитие государственного аппарата и княжеского абсолютизма.

В кальвинистских княжествах секуляризация имела наиболее законченный вид. Церковное имущество укрепило материальную базу княжеской власти, использовалось для содержания чиновников, армии, школ. В полной мере реализовало себя в данных регионах иконоборческое движение. Огромное влияние на паству кальвинисткой церкви строилось на полном подчинении личности верующего. Аскетический кодекс нравственности и жесткая морализация семейно-брачных отношений способствовали сокращению внебрачных связей, внебрачных рождений. Кальвинисты наиболее последовательно вели борьбу с магией» культами святых и другими проявлениями народной культуры. Они настаивали на безусловном следовании Библии. Христианско-просветительская деятельность кальвинистской церкви (наряду с лютеранской и реформированной католической) позволила французскому историку Ж. Делюмо высказать мысль о том, что «подлинная» христианизация была осуществлена только в конце XVI - XVII в. Борясь с суевериями, протестантская церковь стала накладывать ограничения и даже запрещать праздники. Наряду с культом труда в кальвинистской этике это послужило одной из причин отмены всех праздников, кроме воскресных дней.

Кальвинистская конфессионализация имела свои особенности. Главной формой ее утверждения стала княжеская Реформация. Распространение кальвинизма почти повсеместно происходило на бывших лютеранских территориях. Социальный базис реформатской церкви был узок в большинстве территорий Германии. В ряде регионов кальвинизм встречал яростный отпор лютеранского населения, что вынуждало княжескую власть искать компромисс с лютеранскими общинами. В Бранденбурге в 1614 г. после объявления о принятии кальвинизма Иоганном Сигизмумдом вспыхнуло восстание в Берлине. Князь был вынужден торжественно обещать ландтагу не навязывать реформатскую доктрину. В результате в Бранденбурге утвердилась биконфессиональная форма: князь и его окружение были кальвинистами, а подавляющая часть населения сохранила верность лютеранству.

Католическая конфессионализация

Реформы католической церкви дали несомненный эффект. Сократились и были упорядочены выплаты в пользу церкви. Большая часть сборов оставалась в приходе, верующие могли видеть, на что тратились средства. Появляется новый тип приходского священника, уровнем жизни и образованием, равно как и манерой поведения, резко выделявшегося из своего сельского окружения. Католицизм перестал ассоциироваться с образом малограмотного и невежественного священника. Создание широкой сети образовательных учреждений, в том числе и иезуитских» внимание к качеству образования позволили католической администрации найти немало новых сторонников и распространить католическую догматику.

Католическая формула коллективного спасения более соответствовала ценностным ориентирам традиционного крестьянства, чем протестантский догмат о спасении индивидуальном. Поэтому католический культ имел прочную основу именно в деревне. До мирян доносилась формула исповедания католической веры посредством каждодневной просветительской работы священников, утвержденная Тридентским собором. Сохранение культа святых оставило своеобразную нишу для сельского политеизма. Однако и обновленная католическая церковь ограничивала народные праздники.

Территории с преобладающей религией:

Католицизм

Лютеранство

Кальвинизм и цвинглианство

Значительные религиозные меньшинства

Конфессиональные границы в Священной Римской империи германской нации накануне Тридцатилетней воины

Церковное управление в католических регионах Германии отличалось гораздо большим единообразием, чем в протестантских княжествах, но все же имело существенные региональные отличия. Каждый католический диоцез (округ) возглавлял епископ, избираемый соборным капитулом. Типичная модель предполагала сосредоточение в руках епископа важнейших функций управления и контроля. Он осуществлял непосредственное управление, посвящал в священники, назначал церковных чиновников, контролировал их. Заместители епископа - вайхбишоф, генеральный викарий и оффициал курировали отдельные направления. Вайхбишоф был заместителем по линии визитации и поддержания обрядов, он курировал монастыри, священников и общины. Генеральный викарий осуществлял замещение епископа по всей административной части, оффициал отправлял церковный суд и суд чести.

Архидьякон непосредственно контролировал священников и прихожан и осуществлял все повседневные судебные дела, визитацию и служебный надзор. Архидьяконат также надзирал за работой капитула. Община выступала подконтрольной сразу четырем инстанциям: вайхбишофу, оффициалу, викарию и архидьякону, хотя реальными возможностям для надзора обладал именно архидьяконат. Дублирование функций должно было обеспечить всестороннее влияние на религиозный быт мирян. Капитул в такой жесткой структуре управления утрачивал самостоятельное значение.

В католических княжествах Германии огромная роль отводилась политическому подавлению лютеранства, кальвинизма и других протестантских течений. Активными проводниками рекатолизации в Германии стали герцоги Баварии. В середине XVI в. Альбрехт V (1530-1579) повел решительную борьбу с протестантизмом в своих владениях, в скором времени сумев подчинить находившуюся в оппозиции земельную аристократию и изгнать всех сторонников новых учений. Как опекун наследника Альбрехт V осуществил католическую реставрацию в Баденском герцогстве. В 1583 г. он предотвратил Реформацию и секуляризацию кёльнского курфюршества, которую был намерен провести архиепископ Кёльна. Восстановление и укрепление римской церкви в этом городе предопределило победу рекатолизации в соседних духовных княжествах - Падерборне, Оснабрюке и Мюнстере, По образцу Кёльна католическую реставрацию, сопровождавшуюся гонениями на протестантов, предприняли епископы Вюрцбурга, Бамберга, Аугсбурга, Регенсбурга, Зальцбурга, а также курфюрсты-архиепископы Майнца и Трира.

Конфессионализация проходила в германских землях в сложной социально-политической обстановке. В отличие от аналогичных процессов в Англии или скандинавских странах, в Германии отсутствовал единый религиозный центр, конфессионализация осложнялась противоборством католиков и протестантов, идейными столкновениями в протестантском лагере, односторонней позицией императорской власти, вмешательством других государств. Агрессивная политика рекатолизации католических князей, поддерживаемая императором, папой и испанским королем, а также насильственное утверждение протестантизма явились, в конечном итоге, одними из главных причин Тридцатилетней войны.

Спас. Миниатюра. Рейхенау. Ок. 980 г.

Домский собор Кёльне. 1248-1880 гг.

Церковь св. Марии (Мариенкирхе). Любек. Ок. 1270-1350 гг.

Фридрих I Барбаросса и его сыновья (Генрих и Фридрих) в Третьем крестовом походе

Фрауэнкирхе - один из самых известных символов Мюнхена. 1468-1525 гг.

Германская средневековая миниатюра. Ок. 1330 г.

Альбрехт Дюрер (1471-1528). Алтарь Паумгартнеров. Ок. 1500-1504 гг.

Ганс Гольбейн Старшин (1465-1524). Мученичество св. Себастьяна. Алтарь св. Себастьяна, средняя часть. 1516 г.

Вертингер Ганс (прозванпый Шваб). (1456/1470-1533). Сельский праздник. Между 1525-1530 гг.

Альбрехт Альдорфер (1480-1538). Битва при Иссе. 1529 г.

Лукас Кранах Младший. Проповедь Иоанна Крестителя. 1549 г.

Л. Кранах старший. Женский портрет 1526 г.

Л. Кранах Старший. Портрет принцессы Сибиллы Клевской в наряде принцессы. 1526 г.

Л. Кранах Старший. Саломея. Ок. 1530 г.

Л. Кранах Младший. Портрет Анны фон Минквиц. 1543 г.

Л. Кранах Младший. Портрет маркграфини Ансбах-Байректской. Ок. 1579 г.

Альбрехт Дюрер. Портрет жены. 1507 г.

Л. Кранах Старший. Портрет Анны Куспиниан. Ок. 1503 г.

Л. Кранах Старший. Портрет жены юриста. Ок. 1503 г.

Николас Нейшатель. Портрет молодой женщины. 1561 г.

Швабский художник начала XVI в. Портрет Бенгины Минзингерин, жены Михаэля Фиклера

Раздел цветной выставки «Женские головные уборы XVI в.». Знать (верхний ряд портретов). Бюргеры (нижний ряд портретов)

Театинеркирхе. Мюнхен. 1663-1770 гг.

Потсдам. Ансамбль Сан-Суси. Новый дворец. 1763-1769 гг.

Потсдам. Дворец Сан-Суси. 1745-1762 гг. Архитектор Г. В. фон Кнобельсдорф

Потсдам. Ансамбль Сан-Суси. Картинная галерея. 1755-1762 гг.

Потсдам. Бранденбургские ворота. 1770 г.

Потсдам. Ансамбль Сан-Суси. Китайский чайный павильон. 1754-1757 гг.

Бранденбургские ворота. Берлин. Построены в 1788-1791 гг. Карлом Готхардом Лангханс. В 1793 г. Готфрид Шадов увенчал ворота скульптурой богини Победы на колеснице

Йозеф Карл Штилер (1781-1858). Баварский король Людвиг I и облачении для коронации. 1826 г.

Фридрих Овербек (1789-1869). Италия и Германия. 1828 г.

Из книги Россия в средние века автора Вернадский Георгий Владимирович

4. Католическая контрреформация На первых порах ни католики, ни православные в Великом княжестве Литовском не оказались способными противостоять протестантскому движению на достаточно высоком интеллектуальном уровне.Римская церковь, озабоченная распространением

Из книги История Средних веков. Том 2 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

2. ФЕОДАЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ И КОНТРРЕФОРМАЦИЯ В ЕВРОПЕ Несмотря на то что феодализму в Европе феодальная реакция еще представляла собой большую силу и феодальный строй не изжил себя. После первых поражений, понесенных от буржуазной реформации и крестьянскоплебейских

Из книги История Австрии. Культура, общество, политика автора Воцелка Карл

Реформация и контрреформация /131/ В позднее средневековье теология католической церкви достигла апогея своего развития. Схоластика покоилась на традиционном учении церкви, переосмысленном в логическом и диалектическом ключе; представители поздней схоластики через

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

КОНТРРЕФОРМАЦИЯ Центрами Контрреформации в 40-е годы XVI в. стали Италия и Испания. Католицизм восстановил свои позиции в южных странах Европы, в Южной Германии, в Южных Нидерландах, на Севере же утвердилась новая вера. Если в Германии Реформация объединила широкие

Из книги Краткая история Англии автора Дженкинс Саймон

Реформация, Контрреформация 1547–1558 гг Превратности наследственной монархии таковы, что Генрих VIII, символ королевского могущества, оставил корону 9-летнему мальчику. Архиепископ Кранмер тщательно готовил Эдуарда VI (1547–1553) к его роли, мальчика воспитывал в духе

Из книги История религий. Том 1 автора Крывелев Иосиф Аронович

КОНТРРЕФОРМАЦИЯ Реформация нанесла чувствительный удар католицизму, но не сокрушила его. Экономическая, политическая и даже военная машина церкви была достаточно сильна, чтобы выдержать этот удар и в некоторой мере оправиться после него. А самое главное - феодальная

Из книги Италия. История страны автора Линтнер Валерио

Контрреформация Существенным обстоятельством стала религиозная контрреформация, состоявшая в реакционном, болезненном и зачастую пагубном возврате к тому, в чем видели основные религиозные ценности католичества. Этот процесс можно возвести к неудаче Регенсбургского

Из книги История нового времени. Шпаргалка автора Алексеев Виктор Сергеевич

10. КОНТРРЕФОРМАЦИЯ Контрреформация – это церковно-политиче-ское движение в Европе середины XVI – начала XVII вв. во главе с папством, направленное против Реформации. Это также комплекс мер, предпринятых в ходе реформ Римско-католической церкви в XVI–XVII вв.

Из книги Великие романы великих людей автора Бурда Борис Оскарович

Контрреформация Линь Шу явно не понимал, кто был главным врагом населения Китая. Бестолковое управление, жадная и тупая бюрократия, дикое расходы на содержание двора и покупку для Цы Си очередных часов и люстр – всего этого было достаточно, чтобы народ обнищал. Толковые

Из книги История Словакии автора Авенариус Александр

2. Реформация, Контрреформация и внутриполитические

автора

Реформация и Контрреформация в Европе Реформация в XVI в. – важнейший переломный этап в истории западноевропейской христианской церкви, духовный переворот, в результате которого был подвергнут пересмотру ряд догматических положений, возникли новые конфессиональные

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Контрреформация и «католическая реформа» в Европе Успехи протестантизма нанесли сильный удар по позициям католической церкви, утрачивавшей прежнюю власть над христианским миром. Это заставило папство принять ряд мер, направленных на борьбу с «протестантской ересью».

Из книги Русский край, чужая вера. Этноконфессиональная политика империи в Литве и Белоруссии при Александре II автора Долбилов Михаил Дмитриевич

Глава 2 Николаевская конфессионализация: счастливые униаты, обиженные

Из книги История западной философии автора Рассел Бертран