Мифы о древних людях по истории. Сказания и мифы древнего мира
Легенды о богах и Вселенной есть у каждого народа. Но особый интерес представляют сказания Древней Греции (Эллады) - Мифы. Мифология возникла и развивалась в ту эпоху, когда греки жили еще общинно-родовым строем (до IX - VIII вв. до н. э.) и весь мир казался им огромной общиной. В созданных целыми поколениями мифах нашла свое отражение вся трудовая жизнь древнего человека с ее подвигами, завоеваниями и мечтами о лучшей доле. Но сначала, как говорится в мифах, существовал бесконечный Хаос, вместе с которым родилась , и только после этого стал создаваться мир. Выделилась Земля - Гея и породила из себя Урана (Небо), Горы, Понт (Море). Ночь и Мрак породили День и Эфир, отчего возникла смена дня и ночи. От союза с Небом - Ураном Земля - Гея родила могучих титанов, которые породили Солнце, Луну, Зарю, Ветры, Звезды. Сын Урана и Геи - Крон, младший из титанов, низвергший своего отца, из-за боязни захвата власти родными детьми проглатывал их. Избежал этой участи Зевс, вместо которого был проглочен завернутый в пеленки камень. Когда Зевс, спрятанный на острове Крит, вырос, то он сверг отца, вернул на волю проглоченных братьев и сам захватил на небе. Брату Посейдону Зевс отдал во владение море, а Аиду - подземное царство.
Над всем миром возвышается снежная гора Олимп, где в окружении бессмертных богов обитает Зевс, отец и владыка Вселенной. Дворцы на Олимпе построены богом Гефестом, на пирах там играет бог искусств и наук Аполлон, девять сестер-муз поют под лиру Аполлона. Рядом с Зевсом восседает его супруга - грозная и ревнивая Гера и дочь его Афина Паллада, воинственная, всегда готовая к бою богиня. Приходит на пир и брат Зевса - Посейдон. Когда он мчится на морских конях, расступаются волны, но стоит ему ударить по ним своим трезубцем, как начинается буря.
Не сразу боги греческой мифологии получили свой антропоморфный, т. е. человекоподобный, вид. Это происходило постепенно, вместе с экономическим и культурным развитием общества. В более древнюю эпоху Матриархальной, Т. е. материнской, общины, когда человек еще больше зависел от природы, испытывая страх перед ее стихиями, боги рисовались человеку в ужасном, зверином облике, например, таких чудовищ, как Химера, Медуза, Ехидна, Лернейская гидра, Сфинкс и др. Химера имела тело льва, козы и дракона, извергала из трех пастей огонь и несла с собой смерть. У Медузы, одной из трех Горгон (крылатых женщин-чудовищ), вместо волос шевелились живые змеи, и каждый взглянувший на Медузу превращался в камень. В пещере под скалой обитала и наводила страх на людей Ехидна, нимфа с прекрасным лицом, но с телом чудовищной змеи. Среди болот жила девятиголовая Гидра, на месте каждой срубленной головы которой могли вырасти две новые. Среди этих страшилищ были собака Орф, пес Цербер с тремя головами, гиганты с телом человека и змеи и великое множество других чудовищ, столь же диких и страшных, как сама природа, грозно владевшая человеком.
Однако в так называемую эпоху Патриархата, Когда общины разрослись и объединились в большие племена, люди почувствовали себя сильнее перед лицом природы. Во главе рода уже не стояла женщина-мать. На смену ей пришел герой, вождь-мужчина, первый в бою и на совете старейшин, защитник и глава уже не только одного рода, а целого племени. Вот здесь-то древние греки создали новую мифологию, так называемую антропоморфную, для которой характерны боги такие же красивые, величественные и мощные, какими рисовались вожди своему народу.
В мифологии этого нового периода мы находим у греков замечательные сказания о битвах древних и новых богов, а также о подвигах героев, очистивших землю от чудовищ, порожденных землей. У древнегреческого поэта Гесиода (VIII в. до н. э.) есть поэма «Теогония» («Происхождение богов»), где красочно изображается грандиозная битва между древними богами - титанами, олицетворявшими собой мрачные, стихийные силы земли, и молодыми, так называемыми олимпийскими богами во главе с Зевсом, установившим в мире силу закона и порядка. Зевс обрушил на титанов громы и молнии. Сражение продолжалось непрерывно десять лет, пока Зевс не призвал на помощь великанов Сторуких. Усмиренные титаны были сброшены в самые глубинные недра земли, в Тартар.
С чудовищами сражались не только боги, но и герои, дети богов и смертных женщин. Среди таких героев можно назвать Персея, Беллерофонта, Геракла, Тезея, Мелеагра, Эдипа.
Но больше всех прославился Геракл, сын Зевса и Алкмены - фиванской царицы. Народ любил Геракла, который в его представлении являлся образцом всех нравственных и физических совершенств. По воле богов он совершил 12 великих подвигов. Убил Немейского льва, Лернейскую гидру, Стимфалийских птиц, Керинейскую лань, Эриманфского вепря. Он очистил конюшни царя Авгия, укротил Критского быка и коней Диомеда, пожиравших людей; похитил пояс царицы амазонок - женщин-воительниц; увел стада великана Гериона и даже адского пса Цербера. От границ крайнего запада, где начиналось царство смерти, Геракл принес от нимф Гесперид яблоки, сохранявшие вечную молодость всякому, кто их отведает. Было предание, что Геракл даже сражался с Аидом - богом смерти - и поборол его.
Среди мифов о героях очень популярно сказание об афинском царе Тезее, который, по преданию, был первым царем, установившим твердое законодательство в Аттике. Это он победил Минотавра - чудовище с головой быка и туловищем человека.
Знаменитый миф о Дедале и его сыне Икаре отразил мечту древнего человека о полете к звездам. А разве не поэтично сказание о певце Орфее, который зачаровывал своей игрой и пением даже обитателей подземного мира. Из этого мифа видно, как высоко ценили греки искусство и музыку.
На основе мифологии выросли литература и искусство Древней Греции. Величественные храмы, скульптуры богов и героев, настенные росписи украшали греческие города. Древние сказания стали основой творчества многих греческих историков и писателей. «Мифологию греков заимствовал Древний Рим, где Зевса назвали Юпитером, Афродиту - Венерой, Посейдона - Нептуном и т. д.
Большое влияние мифы оказали на развитие искусства и литературы в Западной Европе. Мифологические образы оживают под кистью, резцом и пером великих мастеров эпохи Возрождения. Использовали мифы в своем творчестве русские художники и поэты, в том числе Державин и Пушкин.
Глубина художественного содержания, образы героев с их лучшими качествами человеческого характера и любовью к родине делают многие мифы бессмертными.
Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Мифы древнего мира . И в закладках появилось готовое сочинение.Независимо от того, откуда вы родом, у вас, вероятно, есть свои дикие мифы. От легенд о короле Артуре и его волшебных друзьях до озорных богов Древней Греции и безумных эпосов индуистской мифологии, почти в каждой культуре есть набор историй, который большинство других культур называют иностранными или просто странными. Но есть и универсальные мифы - вселенские мифы древнего мира, которые возникают неоднократно в культурах, разделенных сотнями километров и тысячами лет.
Великий потоп
Идея наводнения, в котором тонет весь мир, появляется почти в каждой культуре. Евреи и христиане знают ее из истории о Ное , но другие версии почти наверняка предшествовали Книге Бытия. Древний шумерский Эпос о Гильгамеше включает рассказ об Утнапиштиме, который строит лодку, заполняет ее животными, чтобы избежать потопа, и, в конце концов, приходит в состояние покоя на вершине горы. У греков был Девкалион, который пережил потоп, посланный Зевсом. Другие версии появляются в индуистских, майянских и индейских легендах.
Эти истории, возможно, были вдохновлены реальными событиями. В 2009 году National Geographic сообщил о полном отсутствии доказательств разрушительного супер-наводнения. Однако теории до сих пор настаивают на падении древней кометы возле Мадагаскара, которое стало причиной цунами по всему миру, или внезапном наводнении, вызванного таянием ледников, в результате чего затонул весь район Черного моря. Может ли этот универсальный миф оказаться просто ускользающим воспоминанием о реальном событии, которое произошло около 5000 лет до н.э.? Мы никогда этого не узнаем.
Потерянный рай
Любой, кто слышал рассказы дедушки о романтике 50-х годов, знает, что люди видят прошлое через розовые очки. Но это стремление к ностальгии не ограничивается только стариками, жалующимися на то, что дети выказывали больше уважения в прежнее время. Очень часто они заполняют целые культуры.
К примеру, райский сад. История гармоничной земли, незатронутой болью или похотью, является самым ярким примером истории о «старых добрых временах», с которым вы когда-либо сталкивались. Древние греки, тем временем, с теплотой вспоминали свой Золотой и героический век - время, когда мир был счастливее, мужчины были мужчинами, и все в основном не было так плохо. Подобные идеи появляются в индуистской, скандинавской и персидской вере, всегда показывая утраченную утопию, к которой современная культура никогда не сможет вернуться.
Интересно, что для этого может быть научная причина. Недавние исследования ностальгии показали, что идеализированные воспоминания о прошлом могут сделать нас счастливее в настоящем.
Эпические космические сражения
Идея невообразимой войны, которая угрожает разорвать космос, засела в нас так глубоко, что она по-прежнему питает наши эпические истории. Властелин колец, Звездные войны, Доктор Кто и многие другие – во всех них есть этот вековой сюжет. Его можно найти в легендах почти в каждой древней культуре. В христианстве есть сражение между Богом и восставшими ангелами во главе с Сатаной. В Древней Греции была история Титанов, бьющихся с богами Олимпа. Индуистская традиция включает в себя головокружительную серию сражений, настолько эпических, что даже Питер Джексон мог бы замечтаться.
На это можно взглянуть несколькими способами. Один из них - маршрут Саентологии, которая утверждает, что эти легенды являются генетическими воспоминаниями о какой-то апокалиптической битве, которая взорвала галактику миллиарды лет назад. Другой - помнить, что большинство культур на протяжении всей истории неизменно находились на грани войны или были склонны к вторжению, так что апокалиптическая бойня была, вероятно, всегда в умах каждого. В любом случае, из этого следует, что человеческое стремление к войне можно назвать почти универсальным.
Вампиры
Если вы ненавидели последние пару лет насыщенную гормонами тоску о вампирах, попробовали бы пожить в средневековой Европе. В то время вера в вампиров была настолько распространена, что едва можно было найти страну, где их не считали страшным фактом жизни. Когда случался неурожай или была засуха или ребенок родился с небольшими деформациями, то было понятно, что во всем виноваты вампиры - эта традиция, насчитывает уже тысячи лет.
Нежити-кровопийцы - не современное изобретение. Они даже не мечтали дожить до этой части нашей эры. Представители цивилизаций, таких невероятно древних, как древние египтяне искренне верили в их существование, в то время как различные версии вампиров появлялись везде от Китая и Тибета до Индии. Даже у персов Месопотамии был выбор свирепых демонов, пьющих кровь, которыми пугали детей, хотя у них были отличия от наших современных видов, вдохновленных книгами Энн Райс.
Если посмотреть рационально, легко увидеть, как возникла легенда о вампирах: наш страх смерти пересекся с огромной степенью медицинского невежества.
Миф об Атлантиде
Мы все знаем миф об Атлантиде: утопическом городе, уничтоженном за одну ночь неземным катаклизмом. Но Атлантида - только самый известный из мифических потерянных городов. Очень похожие истории возникают с такой регулярностью, что можно подумать, что они должны быть как-то связаны.
К примеру, Ирам (также известный как Убар). Легендарный город в пустынях современной Саудовской Аравии, Ирам, как говорят, был уничтожен за одну ночь, когда Аллах похоронил его под потоком песка. То есть это миф Атлантиды, переведенный в мир без воды. Еще есть Ис у берегов Франции, который был якобы затоплен примерно в V веке мифическим королем-воином. И еще же есть история Содома и Гоморры и индуистский миф о Трипуре, в котором есть боги, уничтожающие безнравственные города огненным дождем.
Так что идея города, стертого за ночь, является настолько мощной, что, кажется, она появляется повсюду. Являются ли эти полузабытые трагедии хотя бы отчасти реальными (как Помпеи) или просто историями, которые нравятся апокалиптическим фантастам, живущим в каждом из нас?
Мы редко задумываемся над тем, что стало живой основой литературного творчества. А это было «Слово». Произнесенное, «изреченное» во времена глубокой древности, оно представлялось людям знамением «свыше», знаком «богодухновенности», который следовало удерживать в памяти, передавать потомкам. Стремление такого рода проявлялось вначале в так называемой синкретической форме - в культовых песне и танце, отражавшим взаимоотношения человека с обожествляемыми им силами природы. Постепенно, в ходе трудовой деятельности людей, освоения ими определенных природных ресурсов, в таких «действах» из неупорядоченных еще представлений об окружающем мире возникала тенденция более стройного осмысления и очеловечивания его сил - рождались мифы о богах, хотя и обладавших сверхъестественными возможностями, но весьма похожими по своим устремлениям и поступкам на самих безвестных творцов этих сказаний. Но чем меньше в процессе развития общества становилась зависимость человека от внешнего мира, тем чаще уже он сам представал в эпосе все более сильным, непобедимым - богатырем. Обычно таким персонажем выступал владыка земной, царь, - ведь теперь не только силы природы, но и вожди определяли жизнь простых людей. Так возникали мифы о героях, богатырский эпос.
Эти мифы сначала запечатлевались при помощи рисунков на камнях, посуде, тканях, а с появлением письменности - в клинописной форме на глиняных табличках, в виде иероглифов на папирусах, коже, тканях, записывались буквами первых алфавитов... Из археологических находок таких носителей информации нам стали известны не только исторические факты глубокой древности, но и произведения, обладающие всеми признаками высокохудожественной литературы. Можно сказать, что они и положили начало мировому литературному процессу. Современная наука установила, например, что данным произведениям свойственна такая определенная характерная черта, как поэтическая образность. Очень часто она здесь основывается на столкновении «человеческого» и «нечеловеческого», сверхъестественного, когда знакомое, обычное для человека встречается с удивительным, неизвестным, волшебным.
От великих цивилизаций глубокой древности (4-3-е тысячелетия до нашей эры) - от шумеров, ассирийцев, египтян, древних евреев, персов -дошли до нас тексты их великих творений, оставившие глубокий след во всей последующей культуре человечества. Российский исследователь древней истории академик Н.И. Конрад отмечал, что для возникновения и роста литературы как особого явления в развитии человеческого общества огромное значение имеют «истоки», заложенные в эпосе о Гильгамеше, в Библии, в древнеегипетской поэзии, в «Махабхарате» или «Илиаде». «Старый Древний мир, - писал ученый, - дал первый материал для литературы нового; иначе говоря, «завязка» произошла еще тогда, последующая же история этого материала, вьыившаяся в конечном счете в создание известных нам великих литературных памятников, - творческая разработка этой первоначальной завязки». Влияние этой «завязки» несомненно: оно видится в широте и занимательности сюжетной основы многих последующих литературных памятников, в яркости образов и могучей силе эмоций, движущих поступками персонажей, наконец, в подчеркнутой обрисовке их героических характеров - по сути, в утверждении приоритета человеческой личности в этом мире.
Многие из таких древних произведений, вернее, эпизоды из них, не раз пересказывались для детей. Широко известны, например, и вошли в детское чтение пересказы Л. Толстого древних легенд: ассирийской («Ассирийский царь Асархадон»), индийской («Два брата»), греческой («Семь греческих мудрецов), римской («Как гуси Рим спасли»). В современное детское чтение прочно входят также пересказы Р. Рубинштейн, А. Макаровой, А. Сизова, С. Шиповского и других. А сами сюжеты древних сказаний не раз вдохновляли писателей на создание оригинальных произведений для детей.
Древнейшие из дошедших до нас по письменным источникам литературных произведений первых цивилизаций - шумерские сказания. Они сложились, вероятно, еще в конце первой половины 3-го тысячелетия до нашей эры. По обнаруженным археологами глиняным табличкам с клинописью человечество познакомилось с эпосом оГильгамеше - одном из выдающихся произведений героико-эпической поэзии не только Востока, но и всего мира. Можно с полным основанием утверждать, что это - одна из вершин художественно-философской мысли, достигнутая более чем за тысячу лет до гомеровской «Илиады».
Повествование о том, как из крови бога и глины были сотворены люди, о насылаемых на них сверхсильными верховными владыками мира бедствиях, о вечном людском страхе пред могуществом и непостижимостью божественных сил, о «бремени Божием», построено тонко и искусно. Действие происходит с ритмическим нарастанием, начало и конец песен-глав объединены рефреном. Особо драматичен и знаменателен рассказ о потопе, едва не погубившем весь род человеческий:
Что было светлым, во тьму обратилось,
Вся земля, как горшок, раскололась.
Первый день бушует Южный ветер,
Быстро налетел, затопляя горы,
Словно войною настигая землю.
Не видит один другого,
И с небес не видать людей.
…………………………………………….
Ходит ветер шесть дней, семь ночей,
Потопом буря покрывает землю.
Образ главного героя повествования Гильгамеша предстает перед нами в развитии. Из неукротимого богатыря, не знающего, на что потратить, направить свои силы и обуревающие его страсти, он под воздействием своего друга благородного Энкиду становится могучим борцом со злом, стремится «все, что есть злого, уничтожить на свете». Описания гибели Энкиду, обреченного на страдания и смерть за его героические свершения на благо людей, плач по нему Гильгамеша, удалившегося в тоске по другу в пустыню, полны большого лирического напряжения.
Художественная выразительность сохранившихся эпизодов эпоса о Гильгамеше - «О все видавшем» еще в прошлом веке привлекла к себе внимание отечественных поэтов и ученых. Некоторые из них считали необходимым знакомить с ними в пересказах и детей, так как усматривали в подвигах этого древнейшего из героев поучительный нравственный пример. Первым на русский язык перевел это произведение поэт Николай Гумилев . Его перевод был опубликован в 1919 году с введением ученого-ассириолога В. К. Шилейко (его собственный поэтический перевод эпоса был, к сожалению, утерян). В 1961 году был издан Другой перевод-известного исследователя Древнего Востока И.М. Дьяконова . Сопровождавшие это издание статья и комментарии ученого давали читателю все известные тогда сведения о выдающемся творении далекой древности.
Следует заметить, что содержащийся в эпосе рассказ об оказавшемся в темном лесу младшем из братьев, которого наделяет чудесным даром спасенная им птица, загадывание ему загадок и их отгадывание, очень напоминают знакомые всем нам с детства отечественные сказки. Да и сам Гильгамеш своей не знающей меры молодецкой удалью и отвагой весьма похож на хорошо известного Добрыню Никитича из русских былин. Вполне очевидно, что это одно из древнейших произведений человечества, как писал академик Н.И. Конрад, действительно явилось истоком сюжетов знакомых нам с детства сказок и легенд.
Большое число письменных памятников (записанных иероглифами) дошло до насот Древнего Египта. Сегодня прочитаны почти все древнеегипетские тексты, сохранившиеся в свитках папирусов, на стенах храмов и гробниц, на заупокойных стелах. Среди них - мифы и молитвы, описания военных походов, повести и любовная лирика, циклы сказаний о волшебниках... Первым перевел с французского на русский язык древнеегипетскую сказку «Два брата» в 1868 году В.В. Стасов . Сам папирус с данным произведением был найден и опубликован незадолго до этого. По мнению Д.А. Сперанского, сказка была первоисточником русских народных легенд и сказок о Кощее Бессмертном, да и других сюжетов устного творчества.
Библия - эта «ключевая» книга нашей цивилизации - состоит из двух основных частей: из Древнего, или Ветхого, завета, созданного еще до нашей эры, и Нового завета, написанного в первые века существования христианства. Оригиналы библейских текстов до нас не дошли, наиболее древние их списки обнаружили в пещерах близ Мертвого моря лишь в 1947 году. Но известно, что Ветхий завет был написан вначале на древнееврейском языке, а затем переведен на греческий. Над этим переводом трудились 70 «книжников» из Иерусалима, его еще называют «Септуагинтой» - «Переводом семидесяти». С последнего византийские монахи-миссионеры Кирилл и Мефодий и перевели Ветхий завет на церковнославянский язык - почти за сто лет до крещения Руси.
А Новый завет уже был написан на греческом языке. И само название «Библия» - греческое и означает «Книги». Они включают в себя множество произведений, разных по жанру: это и возвышенные учения пророков, и ликующий голос любви в «Песне Песней», и повествования о войнах, пагубных страстях и жестокости, и восторженные гимны, и лирически вдохновенные откровения... Самые разные виды литературного творчества, сложившиеся еще в очень далекой древности, можно найти в этой поистине великой Книге. И то, что сегодня она издана на 1800 языках нашего мира, связано не только с ее религиозным значением как «Книги веры», но и с тем, что это гигантский вклад в общечеловеческую культуру вообще и в развитие литературы в частности.
Чтение Библии требует большой внутренней работы, связанной с необходимостью войти, вжиться в ее особый образный мир, часто далекий от известного нам реалистического мировосприятия, непривычный современному человеку. К тому же, как уже говорилось, это огромный свод текстов, записанных разными людьми на протяжении более тысячи лет до нашей эры, а самые поздние из этих записей отстоят от нас почти на два тысячелетия. Тех, кто создавал, записывал и переводил эти книги, вела одна общая идея, выраженная в следующих библейских строках: «Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил».
Гимн Богу сливается в Библии с гимном человеку- как величайшему созданию Божьему и как ответственному за дела свои на Земле: «Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями».
Нравственные и этические законы, содержащиеся в Библии, не могут быть поняты без уяснения исторической ситуации, в которой они создавались. Так, пророк Моисей провозгласил закон, по которому следует брать «душу за душу, глаз за глаз, руку за руку, ногу за ногу». А за непочтение к родителям он требовал смертной казни. Объяснить столь суровые установки, противоречащие самим же Моисеем провозглашенной заповеди Божией - «не убий», можно лишь уяснив: условия жизни евреев в тот период были таковыми, что возникло резкое несогласование между записанными на скрижалях моральными нормами и реальными суровыми условиями выживания и пережитками традиций кровной мести.
К библейским сюжетам и образам многократно, в течение веков обращались выдающиеся художники, поэты, писатели, музыканты. Можно сказать, что у них вообще к Библии сложилось особое отношение органичного осмысления и художественного изображения ее богатейшего образно-философского и нравственного содержания. Наше отечественное искусство изобилует неисчислимым количеством примеров этого в творчестве композиторов и живописцев, а в литературе у А. Пушкина, В. Жуковского, М. Лермонтова, Л. Толстого, Ф. Достоевского...
Произведения их изучаются в школе, вот почему очень важно подготовить к этому детей -дать им еще в дошкольном возрасте хотя бы элементарные знания о Библии. К сожалению, таких книг для дошкольников очень немного.
В прошлом веке известностью пользовалась книга священника П. Воздвиженского «Библия в рассказах для детей». Автор отмечал, что он стремился «совершенно просто» изложить все события Ветхого и Нового заветов, сделать так, «чтобы дети. начиная с самых маленьких, своим чистым, безгрешным сердцем могли сами уразуметь все рассказываемое... будут ли они читать сами эту книгу, или им будет читать ее мать, старшая сестра или грамотная няня». В наши дни маленький читатель может также познакомиться с библейскими текстами в пересказах их для детей отца А. Меня и в книге под редакцией К. Чуковского «Вавилонская башня».
К началу 1-го тысячелетия до нашей эры, считают исследователи, относятся истоки устной традиции, давшей миру величайшие шедевры древнего индийского эпоса - «Махабхарату» и «Рамаяну». Созданные когда-то и передаваемые исполнителями устно из поколения в поколение, они бьыи записаны лишь в первых веках нашей эры. Тогда же авторство «Махабхараты» стали приписывать Вьясе, а «Рамаяны» - Вальмики. В Европе об этих поэмах узнали чуть более двухсот лет тому назад: в 1785 году служащий Ост-индской торговой кампании Чарльз Уилкинс, знаток индийской поэзии и философии, перевел с санскрита на английский язык один из эпизодов «Махабхараты». Почти одновременно с этим английским изданием появился и русский перевод книги Уилкинса.
Своим поэтическим строем и способом изложения эти поэмы тесно связаны с тысячелетней индийской культурой, однако при всем этом они близки и к древним героическим эпосам других народов. Грандиозные индийские творения «дошли к нам от той эпохи, откоторой почти не осталось историческихдокументов... - отмечал известный отечественный индолог П.А. Гринцер . - Читая их, мы невольно приобщаемся к тому странному миру аскетов и воинов, сказочных богатств и жестоких бедствий, тропического изобилия природы и полуфантастических животных, который издавна с восхищением и недоумением называли «чудесами Индии». И хотя религиозные и философские концепции древнеиндийских эпопей, да и многие моральные установки и сложный мир чувств персонажей остаются непонятными современному европейцу, эмоциональное воздействие этих произведений на читателя трудно переоценить. Оно опирается на реалистическую правдивость характеров, на великое мастерство их воплощения, на искренность и высоту духовных устремлений героев. Извечные человеческие конфликты, живо, красочно изображенные, и через тысячелетия волнуют сердца людей.
Своеобразие этих поэм определил тот художественный синтез, который осуществлялся в них на протяжении тысячелетий при их устном исполнении. В результате «Махабхарата» окончательно сложилась как религиозно-философская поэма, сочетающая в себе героичесгий эпос и священную книгу индуизма, а «Рамая-ца» - как поэма лиро-эпическая. Однако сюжетная основа их при всем этом оставалась неизменной. В первом произведении - это сказание о борьбе двух царских родов, кауравов и пандавов. Все повествование, по сути, сгруппировано вокруг кровопролитной битвы, в которой погибли оба войска враждующих кланов. Одно из самых трагических мест эпоса - плач матерей и жен по погибшим:
Сквозь слезы созерцает Гандхари поле битвы,
Костьми, волосами, жилами устланное, залитое потоками крови,
Из конца в конец усеянное многими тысячами трупов.
………………………………………………..
Прекраснобедрая, она целует покрытого кровью сына,
А Дурьодхану, Прекраснобедрая, ласкает рукой.
Разумная, скорбит и о муже и о сыне:
То взор обратит на супруга, то на юношу взглянет...
Глубокая трагичность, наполняющая подобные сцены в поэме, делает ее не только «энциклопедией древнеиндийской жизни», но и наполненным реальной жизнью художественным произведением, в котором сквозь сонм богов и жрецов - брахманов, сквозь дидактические их напутствия явно проступает оптимистическая вера в силы и возможности Человека, в его победу над злом, вера в силу его любви, верности и доброты. Сто тысяч двустиший, составляющих «Махабхарату» (подсчитано, что для исполнения ее в полном объеме сказителю необходимо около 4 месяцев), несут в себе сильнейший импульс художественного творчества. Недаром этот эпос так притягивал к себе внимание европейских переводчиков и писателей. В.Жуковский, например, по мотивам входящего в него «Сказания о Нале» создал свое поэтическое произведение «Наль и Дамаянти».
«Рамаяна» (в ней «всего» около двадцати четырех тысяч двустиший) - сказание об одном из богов древнеиндийского пантеона, Раме. Сложилось оно, по-видимому, позже «Махабхараты». Возвышенный образ Рамы, идеального правителя, народного защитника, неизменного победителя сил зла, создается здесь при помощи более разнообразных художественных средств, чем в пер вом произведении, заметны следы индивидуального художественного стиля. Это уже переходная ступень от устного эпоса к письменному. Лирическое единство поэмы формируется мотивом расставания, чувством горечи от разлуки героев. Рама бесконечно тоскует о своей жене Сите:
Блуждая среди озер, рек, ручьев, лесов и перелесков,
Без нее, моей возлюбленной с глазами газели, отныне я не могу быть счастлив;
Да и ее, в разлуке со мной беспомощную,
Красота этой осени может только терзать.
В центре поэмы - тоже грандиозная битва, но это сражение существ фантастических: могучие демоны поражают друг друга вырванными с корнем деревьями, огромными обломками скал, прибегают к колдовским чарам. Сказочный элемент здесь преобладает над всеми остальными обязательными компонентами эпоса. Данные сюжеты, в частности странствия по миру, похищение Ситы, нашли отражение не только во многих фольклорных, но и в литературных произведениях, например у А. Пушкина в «Руслане и Людмиле».
Почти все образы этого эпоса олицетворяют силы природы: Сита, например, -дочь богини Земли, и имя ее на санскрите означает «борозда»; вождь обезьян Ханум - сын бога ветра, приносящего на землю животворную влагу в период дождей. В то же время в сверхъестественные черты героев «Рамаяны» органично вписываются и вполне реальные человеческие характеры. Все это создает причудливый, богато окрашенный сплав ярких образов, способствует сильному эмоциональному воздействию на слушателя и читателя. В литературе, дошедшей до нас от древнего мира, эта поэма выделяется своим впечатляющим жизнеутверждающим началом. Это гимн самоотверженной чистой любви, дружбы как главных черт духовной красоты человека.
В античной литературе ранний период открывается поэмами «Илиада» и «Одиссея». Влияние этих поистине великих произведений на развитие мировой литературы, да и на все более позднее искусство вообще, огромно. Считается, что их автором бьы живший в VIII веке до нашей эры слепой певец Гомер. Но при этом следует иметь в виду, что поэмы уже опирались на письменную фиксацию текстов, они исполнялись не певцами-аэдами, а декламаторами-рапсодами, выступавшими перед большими аудиториями. Впечатлению от таких декламации способствовал стихотворный размер поэм - гекзаметр. Этот шестистопный, состоящий из дактилей, стих сообщал античному тексту гибкость и ритмическое разнообразие.
Более тысячелетия, на протяжении всей античной эпохи гомеровские поэмы были главными литературными произведениями, можно сказать, настольными книгами для греков и римлян. Дети учились по ним читать, а перевод «Одиссеи» на латинский язык стал первым памятником художественной литературы древнего Рима. И во все последующие времена эти поэмы были широко известны, читались многими поколениями людей. Да и сегодняшнего человека они покоряют своим художественным совершенством, яркой образностью и величавой торжественностью языка, ритмической выразительностью стиха, свежестью и естественностью сравнений и метафор, драматическим совершенством диалогов.
События, рассказанные великим древнегреческим слепцом, долгое время считались художественным вымыслом. Продолжалось это до тех пор, пока уверенный в их правдивости немец Генрих Шлиман не предпринял в 1870 году раскопки античных развалин на берегах Малой Азии - в местах, упоминаемых в поэмах. Так были обнаружены остатки Трои, города, у стен которого сражались и умирали герои «Илиады». А последующие археологические находки лишь подтверждали историческую достоверность этих произведений. Вспомним, как начинается «Илиада»:
Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:
Многие души могучие славных героев низринул
В мрачный Аид, и самих распростер их в корысть плотоядным
Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля), -
С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою
Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.
Сюжетной основой греческого эпоса стала Троянская война. В глазах древних это было великим событием. «Илиада» рассказывает лишь об одном эпизоде - об оскорблении микенским царем Агамемноном могучего героя Ахиллеса и походе последнего в гневе на Трою, ее осаде и взятии.
«Одиссея» повествует о возвращении на родину после падения Трои другого героя - царя Итаки Одиссея и о его удивительных приключениях в пути. Исследователи недаром считают, что главная черта этих творений - наглядность, зримость. Особенно это поражает в образах многочисленных богов. Они настолько конкретны, похожи на реальных людей, что даже наделены чисто человеческими недостатками и изъянами. В то же время гомеровские герои-люди часто вполне сопоставимы по своим характерам, поступкам, мыслям с небожителями. Жизнь тех и других нередко переплетается, что придает повествованию неповторимое своеобразие:
Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос;
Ложе покинул тогда и возлюбленный сын Одиссеев;
Платье надев, изощренный свой меч на плечо он повесил,
После, подошвы красивые к светлым ногам привязавши,
Вышел из спальни,лицом лучезарному богу подобный.
Этические установки в поэмах строго однозначны: стойкость добра и честности перед лицом предательства и злобы, постоянство выбора прекрасного, несмотря на соблазны безобразного, право судить о поступках с высоты нравственного закона. Существование человека воспринимается как чередование радости и горя, ибо таков его неизбежный ритм, поэтому в лицо смерти герои поэм смотрят с таким же бесстрашием, как и в лицо жизни.
Исследователи отмечают также композиционное совершенство гомеровских поэм. В «Илиаде» действие связывается единой целью - местью разгневанного Ахилла своему врагу Гектору. Повествовательная часть поэмы состоит из ряда эпизодов, в которых события излагаются с наибольшей полнотой и обстоятельностью. Именно это придает высокий пафос эпическому рассказу, сближает его с древнегреческой трагедией, которая, как говорил Аристотель в своей «Поэтике», воспроизводит страшные и вызывающие сострадание события. Развивается действие с нарастающей интенсивностью, постепенно усиливающейся напряженностью. А разрешается все поединком героев, опание которого передает сложные человеческие взаимоотношения и страсти.
В «Одиссее» все группируется вокруг сюжетного стержня - возвращения героя на родину, к любимой жене Пенелопе. При этом автор то сам рассказывает о приключениях своего персонажа, то поручает это повествование Одиссею. И если «Илиада» - это поэма о событии, то «Одиссея» - о человеке, много узнавшем и пережившем, не раз смотревшем в лицо смерти. Сюжетная ткань этого произведения состоит из сказочного материала, да и само возвращение мужа после долгих странствий - распространенный в древности сказочный мотив. Композиция поэмы - это разработка замкнутого сюжета, сосредоточенного наличности одного героя. Причем он показан и как могучий воитель, и как человек, испытавший все превратности судьбы, то на фоне чу-песной сказки, то в семейном окружении, в бытовых обстоятельствах.
Созданные Гомером художественные образы стали источником вдохновения многих античных произведений. В Европе эти поэмы появились в XVI веке и долгое время были в центре внимания служили источником не только восхищения, подражания, создания большого числа поэтических произведений, но и споров - то по поводу их авторства, то совершенства. В России в 1829 году вышел полный перевод «Илиады» Н.И. Гнедича, работавшего над ним более двадцати лет, а в 1849 году - первый полный перевод «Одиссеи» В. Жуковского. Поэт полагал эту работу самым значительным своим произведением. И до сих пор два этих перевода считаются непревзойденными по поэтическому мастерству, изобразительной силе и монументальности. А в самих гомеровских творениях черпали для себя темы многие русские поэты - Жуковский, Баратынский, Майков, Брюсов...
«Среди великолепных памятников устного народного творчества «Сказки Шахразады» являются памятником самым монументальным... Это словесное тканье родилось в глубокой древности; разноцветные шелковые нити его простерлись по всей земле, покрыв ее словесным ковром изумительной красоты» - так отзывался М. Горький осказках «Тысячи и одной ночи». Писатель настоятельно рекомендовал обработать и издать эти произведения для детей и даже включил их в составленный им план работы Детгиза.
Грандиозный свод восточных сказок, объединенных названием «Тысяча и одна ночь», создавался веками, постепенно вбирая в себя все новые и новые творения народов - персов, индийцев, но в основном - арабов. Первоначально сборник сказок назывался «Тысяча ночей» и содержал рассказы о султане Шахрияре, дочери его визиря Шахерезаде и служанке Дуньязаде. Но со временем он пополнялся произведениями, уже не связанными друг с другом столь тесно. В них возникал огромный мир - от древних чисто сказочных мотивов эти книги ведут читателя к средневековым полуфантастическим сюжетам. В одних сказках действуют вельможи, в других - купцы, мелкие торговцы, ремесленники, слуги, рабы, наложницы... Исследователи группируют эти произведения по их персонажам: для «аристократических» характерны обилие моральных сентенций и «благочестивая» тональность повествования; в «купеческих» преобладают любовные эпизоды; «плутовские» исполнены грубоватого юмора. Кроме того, в этот «свод» в средние века включались, видимо, уже литературным путем, «рыцарские романы» (например, «Повесть о семи визирях», «Путешествие Синдбада»). Есть тут также различные анекдотические истории, басни, религиозные и нравоучительные притчи.
Не перечислить действующих лиц этих сказок с их разнообразными характерами. Интересна, например, галерея женских типов. То это женщина решительная, преодолевающая все жизненные невзгоды, то меланхоличная возлюбленная какого-то героя или энергичная его помощница, а то и обманщица, плутовка... Но центральная, объединяющая роль в этом «своде» принадлежит находчивой и смелой Шахерезаде. Спасая свою и других женщин жизнь, она без конца рассказывает царю занимательные истории, прерывая их на рассвете на самом интересном месте с тем, чтобы продолжить их на следующую ночь. И жестокий владыка, когда-то обманутый женой и поклявшийся утром убивать каждую новую жену после первой же брачной ночи, настолько увлекается, что слушает рассказчицу тысячу и одну ночь и в конце концов смягчается - не казнит Шахерезаду.
Популярность этих сказок непреходяща уже несколько столетий. Целые поколения еще в детстве с увлечением знакомились с ними в переложениях для маленьких читателей и продолжали это чтение, уже будучи взрослыми. Бесконечная игра воображения в каждой удивительной или поразительной истории, быстрые и неожиданные повороты фабулы, изобретательность или хитрость персонажей, а то и их высокое благородство и самоотверженность, органичное сочетание познавательного, увлекательного и занимательного - все это постоянно привлекало внимание к гигантскому памятнику народной фантазии. Начиная с эпохи Возрождения, его сюжеты использовались многими европейскими авторами. Но особое внимание к сказочным произведениям возникло после того, как их перевел в XVIII веке француз А. Галлан. В русской литературе к их сюжетам и образам обращались А. Пушкин, В. Жуковский, Л. Толстой, М. Горький и многие другие писатели.
Мифы одного из древнейших народов мира
С самого детства нас завораживали увлекательные истории о похождениях героев разных народов мира, чьи подвиги из глубины веков пересказывают в виде легенд и мифов. Нам всем известны истории о греческих и египетских богах, мифических существах и доблестных героях. Их подвиги и в наше время заполонили экраны телевизоров и просторы интернета, где всё чаще и чаще можно увидеть различные римейки о подвигах Тора и кознях хитрого Локки, о коварстве древних богов и доблести тех кто стали на защиту мира.
Но сейчас хочется обратить внимание на мифологию одного из древнейших народов мира, которая к сожалению не освещается должным образом ни в мировой медиа культуре ни даже в различных учебных заведениях, мифологию - славян. А ведь всем нам хорошо известные Черномор, Змей горыныч, кот Баюн, домовой, леший, русалки, кикиморы, банник, тот же серый волк и жар-птица - не что иное, как мифические существа, по всем законам жанра обладающие особыми сверхъестественными способностями.
Мало кому известно, что в славянской мифологии Кощей Бессмертный - повелитель загробного царства (как Аид у греков или Анубис у египтян). Будучи младшим сыном Чергобога он в совершенстве овладел силами тьмы и был способен управлять душами и телами мертвых. Более того славянский миф о всемирном потопе напрямую связан со смертью Кощея. Разбив Золотое яйцо Дажьбог убил его, этим он вызвал гнев Черных богов и тварей. Началась битва между добром и злом, да такая что Матушка Сыра Земля содрогалась и воды её вышли с берегов и потоком бурным хлынули на сушу. Испугавшись Черные силы бросились бежать и превратились в горы и скалы, а Белые - спаслись в большом ковчеге, собрав в нем птиц, животных и семена растений. Три года спустя Сварог вместе с Ладою подняли небесный свод, а Дажбог развеял тучи. Достали боги землю из воды - и лицо её открылось.
Вообще пантеон славянских богов - уникален, и вопреки широкому мнению, наши предки не были многобожниками. Единственным божеством у славян был Бог Род. Остатние боги - не что иное, как проявления Рода в разных ипостасях. Эти ипостасям давали собственные имена. Так Сварог, создавший звезды, небо и землю, сушу и воду - проявление Рода в материальном мире. Сами верования и мифология одного из древнейших народов мира больше связаны с природой и природными явлениями, в то время как греки и египтяне наделили своих богов больше людскими качествами, они плетут интриги, влюбляются, ссорятся, убивают. У славян разделение на плохих и хороших имеет более условных характер. Награждать или наказывать могли как Темные так и Светлые боги.
Очень интересен миф о Бабушке Яге - Богини мысли, неизменной обитательницы избы на куриных ножках, которая стоит на распутье двух миров. Дочка повелителя загробного царства Вия и Сырой Земли. Согласно легенде души умерших приходят к реке Смородинка. Там на протяжении сорока дней они свыкаются с новыми условиями бытия и ожидают Божьего суда. С помощью весов любви Бабушка Яга взвешивает жизнь пришедшего к ней. Человеку, который жил по совести и его хорошие дела побеждают его грехи - Бабушка поведает большую и очень важную тайну. Она давала совет не пить мутную воду из реки, потерпеть, а если уж очень замучает жажда, то неподалеку, в дубовой роще, есть источник с чистейшие родниковой водицей, вот с него можно и испить. Кто прислушивался к ее словам - попадал в рай, а кто не услышал слова вещего, не захотел обратить на него внимания или поленился и испил грязной воды - снова рождался на земле, а душа его подвергается испытаниям для приобретения мудрости. В славянской мифологии образ Бабушки Яги разный. Для одних она плохая и коварная, для других - хорошая и добрая. Она сохраняет мудрость Земли, стоит на стороне праведных, карает злобных и лентяев, защищает и помогает повивальным бабкам и врачевателям, ей подвластны вьюги и метели.
Славянская мифология полна увлекательных историй и легенд, разнообразных существ и их воплощений. Кто-то из них помогает доблестным героям, кто-то пытается навредить. Некоторые мирно сосуществуют рядом с людьми. Но каждый по своему уникален и его история наделена определенным смыслом и мудростью наших предков.