Кресты разных народов. Православные кресты: как разобраться в значениях?

крест др.-греч . staoros - «крест», «кол», «шест»; ср. древнезападно-северо-германское staurr - «кол» лат . crux - «крест» < индоевропейский корень со значением «искривлённый» ----

Один из старейших и универсальных графических (геометрических) символов гетерогенного происхождения. В мифопоэтических и религиозных системах один из наиболее распространённых символов, нередко функционирующий как символ высших сакральных ценностей.

Невозможно указать на основной или даже преимущественный источник образа креста, в формировании сложной символики которого участвовали самые разные мотивы:

  • мировое древо,
  • изображение деревянного огнива (палочек) - две руки часто ассоциировались с воспламеняющимися палочками, которые которые в представлении первобытного человека наделялись женским и мужским полом.
  • солярный знак (перекрещивающиеся лучи),
  • схема воловьей упряжки.

Гетерогенность образа креста подтверждается и этимологиями его названия в разных языковых традициях.

В большинстве языков, различающих грамматический род, принадлежат мужскому роду; лат . crux является исключением, хотя в ряде случаев также относится к мужскому роду. В языках, различающих грамматические (именные) классы по критериям разумности - неразумности, активности - неактивности, часто относится к категории активных имён (напр. кет . balbis - «крест»), что иногда приводит к трактовке слова для креста как одушевлённого имени.

Возникновение образа креста, видимо, относится к неолиту, когда крест начинает появляться в разных сильно удалённых друг от друга традициях. Можно предположить, что отдельные элементы этой фигуры возникали ещё в верхнем палеолите. Постепенно становится всё более геометричным; ср. показательные примеры из балканских или центральноевропейских неолитических и халколитических раскопок:

- блюда со знаком креста и змеиным мотивом (Тангыру, Румыния, 4000 до н. э.); - четырёхчленные знаки на блюдах линейной керамики (Билани, Чехословакия).

В посленеолитическую эпоху становится почти универсальным символом единства жизни и смерти, засвидетельствованным в самых разных мифопоэтических и религиозных системах (включая мистические варианты и сциентистические формы мифологии), а также в вырожденном виде (бытовой орнамент, знак как таковой с окказиональной семантикой типа «внимание», «запрещено», «стой!» и т. п.).

Как ритуальный знак занимает важное место в символике европейско-азиатского культурного круга, но известен и за его пределами - в Австралии, Океании, доколумбовой Америке.

В отличие от круга и квадрата, главная идея которых в качестве мифологических знаков состоит в разграничении внутреннего и внешнего пространства, крест подчёркивает идею центра и основных направлений, ведущих от центра (изнутри вовне). Конституирование зримого центра в кресте ставит дополнительный акцент на том, что является высшей ценностью системы, что иерархизирует и сакрализует всё пространство, определяя в нём линии и направления связей и зависимостей. Максимум сакральной силы креста полагается в том сакральном пространственном центре и в тот сакрально отмеченный момент, где и когда крест обретён, испытан и воздвигнут. Указывая на четыре стороны света, он лежит в основе всех символов ориентации: земной, небесной, пространственной и временной. Вертикальная ось связывает полюса относительно экватора, горизонтальная - соотносится с равноденствиями и солнцестояниями. Космическая ось проходит через точки Зенит и Надир; направление Север-Юг является осью солнцестояния, а Восток-Запад - осью равноденствия Во многих культурах изображения системы мира часто даны в крестообразном оформлении (например, в древнемексиканском «Кодексе Фейервари-Майер», библейский рай с четырьмя вытекающими из него реками и т. д.). Наряду с кругом выступает структурным элементом многих медитационных образов и храмов. Крест делит квадраты на равные четвертные части - распространённая градостроительная схема:

  • устройство римского города с перекрещивающимися улицами, идущими с востока на запад и с севера на юг;
  • позднейшие города, разделяемые на настоящие «городские кварталы»;
  • средневековые крестообразные карты мира (наряду со схемой Т) с Иерусалимом в центре.

Часто выступает как модель человека или антропоморфного божества. Антропоморфоцентричность креста и «крестообразность» человека с распростёртыми руками постоянно обыгрывается в ритуале, фольклоре (загадки), мифологических и религиозных сюжетах.

Моделирует духовный аспект: восхождение духа, устремление к богу, к вечности. Структура храма [независимо от положения алтаря в восточной части или в центре храма (церковь Сан-Стефано Ротондо в Риме, VI в., византийские церквах этого же типа) и является ли церковь в плане круглой, прямоугольной (квадратной) или соединённой кругло-прямоугольной] также моделируется крест как в её вертикальном аспекте, воспроизводящем вертикаль креста (уровень предстоящих, алтарь на возвышении, иконостас, воздвигнутый крест, божественные персонажи в куполе и на парусах), так и в горизонтальном аспекте, образуемом пересечением нефов [или одного нефа, определяемого линией от входа до алтаря (запад - восток)] с трансептом или халцидикой, прорезающей нефы в поперечном направлении (как в древней римской базилике святого Петра). Помещенный в мистический Центр космоса, он становится мостом или лестницей, при помощи которых душа может достичь Бога.

Крест выступает как геометризованный вариант древа мирового с теми же двумя основными координатами и семичленной системой космологической ориентации, но с обострённой антропоцентрической идеей. Характерно, что именно крест и структурно, и хронологически выступает как средостение между мировым древом (связанным, как правило, преимущественно с зооморфными образами) и человеком, как геометризованное описание того и другого.

Во многих культурно-исторических традициях крест символизирует жизнь, плодородие, бессмертие, дух и материю в их единстве, активное мужское начало; с крестом связывается идея процветания, удачи. Это позволяет объяснить ту важную роль, которую играет крест в ритуале и ритуализованном поведении, в магии, народной медицине, гаданиях, волшбе, в архаичном искусстве и в быту. Крест нередко соотносится с фаллосом.

Вместе с тем крест соотнесён и с образом мучения и смерти. И прежде всего он сам её орудие, инструмент пыток, страстей, мук и ужаса (показательно, что в мифопоэтических построениях круг практически лишён этой семантики, несмотря на образ колеса пыток). Но на кресте принимают не только безблагодатную и позорную смерть (как преступники в Риме, ср. дальнейшее развитие старой идеи в «Дереве повешенных» Ж. Калло). Основная мифологема, связанная с крестом, подчёркивает иное: человек (или божество), висящий на кресте и раскинувший руки по его сторонам [иногда эта схема дублируется птицей с распростёртыми крыльями (ср., с одной стороны, соответствующий образ мирового древа, а с другой - голубя, в которого воплотился дух святой в христианской символике)], умирает, чтобы через крестные мучения и крестную смерть возродиться к новой (вечной) жизни.

Вместе с тем крест - и знак смерти (ср. у А. А. Ахматовой «А здесь уж белая дома крестами метит…» в сопоставлении с обычаем американских индейцев ставить кресты на домах, чтобы не допустить возвращения умершего), откуда роль креста в обряде умирания (последняя исповедь, причащение святых даров), похорон, креста на могиле, креста как иероглифа смерти, как знака вычёркивания, упразднения, отмены и т. п. памятные кресты на дорожных перекрестках, площадях и в других местах (сражения, значительные события, братские могилы многометровый крест с венком из колючей проволоки на месте чешской деревни Лидице, уничтоженной в 1942 г. вместе с населением, как месть за покушение на имперского гауляйтера Богемии и Моравии Р. Гейдриха

Особенность функционирования креста в этих двух противоположных сферах заключается как раз в постоянном синтезе этих сфер, приводящем к цепи (или колесу) рождений и смертей, к их взаимному проникновению друг в друга. Линия вертикальная -небесная, духовная и интеллектуальная, позитивная, активная, мужская; горизонтальная является земной, рациональной, пассивной, отрицательной и женской.

Человек мифопоэтического сознания стоит перед крестом как перед перекрёстком, развилкой пути, где налево - смерть, направо - жизнь, но он не знает, где право и где лево в той метрике мифологического пространства, которая задаётся образом креста. Общеизвестна ключевая роль перекрёстка (ср. ключ в виде креста) как выбора между жизнью и смертью в сказках, героическом эпосе, заговорах, бытовом поведении и т. д. (перекрёсток - переход из одного царства в другое, и добро и зло пытаются контролировать его: здесь почитают Иисуса Христа, Гермеса, Меркурия, Диану-Тривию, но здесь же место свидания ведьм и демонов и последний приют самоубийц, лишаемых креста). Эта двоякая ориентированность креста объясняет ещё одну идею, связываемую с ним, - выбор между счастьем и несчастьем, жизнью и смертью, процветанием и упадком. На этом основано использование креста в гаданиях, в качестве талисмана, амулета, оберега и т. п. Следует, однако, отметить, что часто акцент ставится не на выборе как таковом (в связи с крестом), а на его положительном результате (жизнь, счастье, удача).

Крест присваивали себе как личный знак (ср. подписывание крестом королей или знатных лиц в средневековой Европе) или как знак своего рода, своего круга [ср. исключительную роль креста в геральдике, в сфрагистике, в шифрах и тайнописи; ср. знак + (плюс) в математике]. Крестами окружалось сакральное имя или имя, пользующееся особым почётом. властители и аристократы, не владевшие грамотой, ставили на документах вместо своего имени знак креста.

Важные сведения о кресте могут быть почерпнуты из анализа других мифологических образов, выступающих в функции, сходной с функцией креста (дохристианские кресты). Особый интерес в этом ряду представляет древнеегипетский анх. Равноконечный крест отмечен на ассирийских, египетских, персидских, этрусских медалях, керамике и памятниках; сходный с латинским crux immissa - на древних таблицах и некоторых произведениях искусства. С классом крестов связана и свастика.

Наделяется преимущественно космическим символизмом.

Формы Существует много различных форм креста, наиболее часты в искусстве латинский и греческий. Крест имеет много декоративных вариантов этих основных типов, когда он используется в церковном орнаменте (часто в сочетании с надписями и символическими предметами).

Крест с колесом в центре - чакра индусов, сила, величие, солярность. Крест, края которого расширяются к оконечностям, символизирует раскрытые крылья птицы, являющиеся эмблемой рыцарей Госпитальеров. Крест розы (пятилепестковый) - гармония, сердце, центр Даосский, крест ~ Древо Жизни, регенерация, скрытая мудрость, божественная сила и правление, жизнь предстоящая; молот богов грома, «мститель», «сокрушитель», боевой топор Тора. Двойной крест - солярный символ Зевса как бога Небес; появляется также на буддийских ступах и сопровождает халдейских богов Неба и арийских божеств. Крест с рукой - древний талисман против злого глаза. Крест с полумесяцем: полумесяц - это лунная барка, "женский воспринимающий элемент; крест - ось мачты и фаллический символ одновременно; вместе они олицетворяют союз мужского и женского, Неба и Земли.

Сочетания Символическая роль креста в мифологических и религиозных системах, в искусстве и сфере быта не может быть понята вполне без учёта трансформированных и специализированных образов креста, а также без учёта более сложных знаковых фигур, в состав которых входит крест. Ср. лишь некоторые примеры: Вписанный в круг круг и круг - соединение мужского и женского, единство и триада; Вписанный в круг, крест олицетворяет процесс творения и выступал когда-то символом солнца. Крест в круге означает подвижность солнца, колесо сансары и колесо фортуны. Христианская церковь построена так, что здание образует крест внутри круга церковного двора. (См. также круг). Масонский крест - это крест, вписанный в круг, означающий святое место и космический центр Четыре измерения пространства в небесном круге символизируют тотальность, включающую в себя Великий Дух. Этот крест олицетворяет Космическое Древо, распространяющееся горизонтально над Землей и касающееся Небес через вертикальную центральную ось. Крест, вписанный в круг - у народов Азии, а также германцев - Солнце, годовая цикличность; основа в творческом начале, здоровье и жизнь; Крест внутри круга (колесный крест), имея космологическое значение, является также символом деления года на четыре сезона. Крест на круге крест и шар (обычно крест на шаре) - верховная власть, империя, торжество духовного; Крест на шаре - царство, верховная власть; шар, яблоко, держава - одна из почти непременных монархических инсигний, эмблема Солнца, земли; мужская и женская сущности. Крест, якорь и сердце - вера, надежда и любовь (милосердие). Крест и голубь крест и голубь - осенённость креста святым духом; крест из громовых перунов - священная эмблема, находящаяся в руках у китайских идолов и символизирующая божественную силу истинного учения, торжествующего над ложными учениями и мирскими заблуждениями; крест с покрывалом - соотносится с пребыванием Христа в могиле (в Шумере на алтари и гробницы возлагалось покрывало в память о солнечном боге, спустившемся в подземное царство); Вписанный в квадрат Крест в квадрате - китайский символ земли и стабильности. У китайцев крест в квадрате - символ земли, где круг означает Небеса.

Крест в подкове

- талисман на счастье, основы мужская и женская.

Основные значения:

[ править ]

А также «Ось Света»; некий мост или лестница в небо, соединение Земли с Небом… амулет; плюс; подпись неграмотного изображение четырехкратия, которое всегда означало материальный мир - вещность. Крест, следовательно, утверждает первичные взаимоотношения между двумя мирами (небесным и земным) (14). страдание, муки и борьбу(14). Однако преобладающее значение креста - «соединение». символические, эмблематические и т. п. значения креста (в Китае, Индии, Скандинавии крест- символ неба; у вавилонян, египтян, финикийцев крест в виде двух кусочков дерева, предназначенных для получения огня, - образ будущей жизни; в Ассирии и Древней Британии крест - эмблема производительной силы и вечности и т. п.).

Это олицетворение пары лингам-йони. единство противоположностей гармонию между Богом и Землей искалеченность, инвалидность… единство противоположностей. бессмертие, вечная память; смерть, наказание, казнь, жертва… христианство, распятие Иисуса, Его мука и смерть, христианская вера, Христос, как Сын Божий; божественная мудрость; любовь, спасение, жертва, искупление человеческих грехов, служба, победа; Слово; бремя, мученичество, трагедия.

Подобно Древу Жизни, крест означает «мировую ось».

Солнца, созвездие Весов (лат. Libra), четыре стороны Света, «земная ось»: зенит-надир, восход-закат, полночь-полдень… «Ось Света», четыре стороны Света, четыре возраста Мира, четыре страсти, сферы Духа; единство противоположностей, жизнь и бессмертие, дух и материю; вечность; творческую силу; мужского творца; фаллос; источник жизненных падений, неурядиц; вечное счастье; устремленность, плотскую любовь; птицу с распростертыми крыльями, человека с раскинутыми руками; элемент божественности в птице и в человеке; амулет; огонь, Солнце; лестницу, а также мост к Небу; небо; 10 (лет); уродство, подпорку-костыль; орудие муки и страха, терпения, наказания, смерти, муки и смерти Христа, христианство; вечную память; неграмотность, подпись, математический знак плюса… центр мира, точка сообщения между Небом и Землей и космическая ось, имеющая, символизм Космического Древа, горы, колонны, лестницы и т. д. Древо Жизни и Древо Пропитания, универсального архетипического человека, способного к бесконечному и гармоничному расширению как в горизонтальном, так и в вертикальном планах. Крест как целое образует первоначального андрогина Это заложенный в природе дуализм и единство противоположностей Он олицетворяет духовное единство и интеграцию души человека в горизонтально-вертикальном аспекте, необходимом для полноты жизни. Крест - это фигура человека в полный рост; нисхождение духа в материю Способный к расширению в любом направлении, он означает вечную жизнь Крест формируется четырьмя реками рая, проистекающими от корней Древа Жизни. Из его центра исходят четыре основные оси, и он четырехчастен в своем динамическом аспекте; четыре мировых элемента объединены в пятой центральной точке. объединение противоположностей: положительное (или вертикальное) с отрицательным (или горизонтальным), высшего с низшим, жизни и смерти.

" />
Восьмиконечный крест - самый распространенный в России. Над средней перекладиной этого креста, которая длиннее других, находится прямая короткая перекладина, а под средней перекладиной - короткая косая перекладина, верхний конец обращен на север, нижний, - на юг. Верхняя малая перекладина символизирует дощечку с надписью, сделанной по приказу Пилата на трех языках, а нижняя - подножие, на которое опирались ноги Спасителя, изображенное в обратной перспективе. Форма этого Креста более всего соответствует тому Кресту, на котором был распят Христос. Поэтому такой Крест уже не только знамение, но и образ Креста Христова.

Верхняя перекладина - табличка с надписью “Иисус Назорей Царь Иудейский”, прибитая по приказу Пилата над главой Распятого Спасителя. Нижняя перекладина - подставка для ног, призванная служить для увеличения мучений Распятого, так как обманчивое ощущение некоторой опоры под ногами побуждает казнимого невольно пытаться облегчить свою тяжесть, опираясь на нее, чем только продлевается самое мучение. Догматически восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой - это жизнь будущего века, Царство Небесное, почему один из концов такого Креста указывает вверх, в небо. Это значит также, что путь в Небесное Царство открыт Христом через Его Искупительный Подвиг, по слову Его: “Я есмь путь и истина и жизнь” (Ин. 14, 6). Косая перекладина, к которой прибиты были ноги Спасителя, таким образом, означает, что в земной жизни людей с пришествием Христа, ходившего по земле с проповедью, оказалось нарушенным равновесие пребывания всех людей без исключения под властью греха. В мире начался новый процесс духовного возрождения людей во Христе и их изведения из области тьмы в область света небесного.

Вот это движение спасения людей, возведения их от земли к небу, соответствующее ногам Христа как органу движения человека, совершающего путь свой, и обозначает собою косая перекладина восьмиконечного Креста. Когда на восьмиконечном Кресте изображен распятый Господь Иисус Христос, Крест в целом становится полным образом Распятия Спасителя и потому содержит в себе всю полноту силы, заключенной в крестном страдании Господа, таинственное присутствие Христа распятого. Это великая и страшная святыня. Есть два основных вида изображения распятого Спасителя. Древний вид Распятия изображает Христа простершим руки широко и прямо вдоль поперечной центральной перекладины: тело не провисает, а свободно покоится на Кресте. Второй, более поздний вид, изображает Тело Христа провисшим, руки подняты вверх и в стороны. Второй вид представляет взору образ страдания Христа нашего ради спасения; здесь видно страдающее в пытке человеческое тело Спасителя. Но такой образ не передает собою всего догматического смысла этих крестных страданий. Смысл этот заключен в словах Самого Христа, сказавшего ученикам и народу: “Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе” (Ин. 12, 32). Первый, древний вид Распятия как раз являет нам образ вознесенного на Крест Сына Божия, распростершего руки в объятии, в которое призывается и привлекается весь мир. Сохраняя образ страдания Христа, такой вид Распятия в то же время удивительно точно передает догматическую глубину смысла его. Христос в Своей Божественной любви, над которой смерть невластна и которая, страдая, и не страдает в обычном смысле, простирает к людям со Креста Свои объятия. Поэтому Тело Его не висит, а торжественно покоится на Кресте. Здесь Христос, распятый и умерший, удивительным образом жив в самой смерти Своей. Это глубоко соответствует догматическому сознанию Церкви. Привлекающее объятие Христовых рук объемлет всю Вселенную, что особенно хорошо представлено на старинных бронзовых Распятиях, где над главою Спасителя, в верхнем конце Креста, изображается Святая Троица, или Бог Отец и Бог Дух Святый в виде голубя, в верхней короткой перекладине - приникшие ко Христу ангельские чины; у правой длани Христа изображается солнце, а у левой - луна, на косой перекладине у ног Спасителя изображен вид города как образ человеческого общества, тех градов и весей, по которым ходил Христос, проповедуя Евангелие; под подножием Креста изображена покоящаяся голова (череп) Адама, грехи которого Христос омыл Своею Кровью, а еще ниже, под черепом, изображено то древо познания добра и зла, которое принесло смерть Адаму и в нем всем его потомкам и которому противопоставлено теперь древо Креста, оживотворяющее собой и дающее вечную жизнь людям. Пришедший во плоти в мир ради крестного подвига Сын Божий таинственно объемлет Собою и проникает Собою все области бытия Божественного, небесного и земного, исполняет Собою все творение, всю вселенную. Такое Распятие со всеми его изображениями открывает символический смысл и значение всех концов и перекладин Креста, помогает уяснить те многочисленные толкования Распятия, которые содержатся у святых отцов и учителей Церкви, делает понятным духовное значение тех видов Креста и Распятия, на которых нет столь подробных изображений. В частности, становится понятным, что верхний конец Креста знаменует собою область бытия Божия, где пребывает Бог в Троическом единстве. Отделенность Бога от твари изображает верхняя короткая перекладина. Она в свою очередь знаменует собою область небесного бытия (мир ангелов). Средняя длинная перекладина вмещает понятие о всем вообще творении, поскольку здесь помещены в концах солнце и луна (солнце - как образ славы Божества, луна - как образ видимого мира, приемлющего свою жизнь и свет от Бога). Здесь распростерты руки Сына Божия, чрез Которого все “начало быть” (Ин. 1, 3). Руки воплощают в себе понятие созидания, творчества видимых форм. Косая перекладина есть прекрасный образ человечества, призванного подниматься, совершать свой путь к Богу. Нижний конец Креста знаменует собою проклятую ранее за грех Адама землю (см.: Быт. 3,17), но теперь вновь соединенную с Богом подвигом Христовым, прощенную и очищенную Кровью Сына Божия. Отсюда вертикальная полоса Креста означает единство, воссоединение в Боге всего сущего, которое осуществилось подвигом Сына Божия. При этом добровольно преданное за спасение мира Тело Христово исполняет Собою все - от земного до превыспреннего. Это заключает в себе непостижимую тайну Распятия, тайну Креста. То, что • дано нам видеть и разуметь в Кресте, лишь приближает нас к этой тайне, но не открывает ее. Крест имеет многочисленные значения и с других духовных точек зрения. Например, в Домостроительстве о спасении человеческого рода Крест означает своей вертикальной прямой линией справедливость и непреложность Божественных заповедей, прямоту Божией правды и истины, не допускающей никаких нарушений. Эта прямота пересекается главной поперечной перекладиной, означающей любовь и милость Божию к падшим и падающим грешникам, ради которой и был принесен в жертву Сам Господь, взявший на Себя грехи всех людей. В личной духовной жизни человека вертикальная линия Креста означает искреннее стремление души человеческой от земли к Богу. Но это стремление пересекается любовью к людям, к ближним, которая как бы не дает человеку возможности вполне осуществить свое.вертикальное стремление к Богу. На определенных ступенях духовной жизни это сущая мука и крест для души человеческой, хорошо знакомые каждому, кто старается идти путем духовного подвига. Это тоже тайна, ибо человек должен постоянно сочетать любовь к Богу с любовью к ближним, хотя это далеко не всегда получается у него. Многие прекрасные толкования разных духовных значений Креста Господня содержатся в творениях святых отцов.

  1. Крест Т-образный "антониевский"
  2. Крест "Египетский иероглиф Анх"
  3. Крест "буквенный"
  4. Крест "якореобразный"
  5. Крест монограммный "доконстантиновский"
  6. Крест-монограмма "посох пастыря"
  7. Крест "Бургундский" или "Андреевский"
  8. Крест "монограмма Константина"
  9. Крест монограммный "послеконстантиновский"
  10. Крест монограммный "Солнцеобразный"
  11. Крест монограммный "трезубец"
  12. Крест монограммный "константиновский"
  13. Крест круглый "нахлебный"
  14. Крест катакомбный или "знамение победы"
  15. Крест на Руси "патриарший" или на Западе "лоренский"
  16. Крест четырехконечный или латинский "immissa"
  17. Крест папский
  18. Крест шестиконечный "Русский православный"
  19. Крест осмиконечный православный
  20. Крест седмиконечный
  21. Крест "терновый венец"
  22. Крест "виселицеобразный"
  23. Крест "виноградная лоза"
  24. Крест "лепестковый"
  25. Крест "Греческий" или древнерусский "корсунский"
  26. Крест "накупольный" с полумесяцем
  27. Крест "трилистниковый"
  28. Крест "мальтийский" или "георгиевский"
  29. Крест "Просфорный - Константиновский"
  30. Крест старопечатный "плетеный"
  31. Крест "криновидный"
  32. Крест четвероконечный "каплевидный"
  33. Крест "Распятие"
  34. Крест схимнический или "Голгофа"
  35. Крест "гамматический" на Западе "crux gammata"
  36. Крест "трилистник, копие, губка и гвоздь"
  37. Крест "кельтский"

§1. Введение

История Креста

Крест мы от Крещения нашего мы носим на груди. Кресты видим на груди и в руках православных священников, на куполах и в росписях (наружных и внутренних) наших храмов, на могилах наших предков.

Крест есть оружие нашего спасения. Крест освящён пребывавшим на нём Телом Христа и Кровью Христовой, пролитой на нём. Для христиан крестстал защитой от дьявола.

Почитание креста происходит и потому, что на нем был распят Иисус Христос. Основной формой креста является четырехконечная, с одной перекладиной и основанием. Но существуют кресты с двумя и тремя перекладинами, которые располагаются выше/ниже основной.


Верхняя небольшая перекладина символизирует дощечку, где имелась надпись: «Иисусе Назарянин, Царь Иудейский». Нижняя же перекладина на самом деле являлась подставкой для ног, чтобы тело распятого не съезжало вниз, а в символике она изображается перекошенной и означает указатель направления на небеса в Царство Господа и путь в ад.

История креста, древнего мистического знака, простого и таинственного одновременно, посвящена уникальная книга И.Смирновой.

Здесь собрано практически всё, что известно на сегодняшний день о самом важном символе человечества.

Посмотреть PDF версию книги можно .

Крест изображался еще задолго до появления христианства в различных скульптурах религиозного и тайного значения по всему миру (Финикия, Ассирия, Египет, на территории древних государств Америки, изолированном о.Пасха, языческой Скандинавии, Тибете, Японии и Китае, Индии).

Крест — самый известный знак в истории человечества. Уже две тысячи лет он является всемирным символом христианства.

Уже в глубокой древности крест стал сакральным знаком. С ним были связаны различные обряды, мифы, легенды, суеверия, ритуалы. Он входил составной частью в орнаменты, становился основой при строительстве жилищ и храмов, чеканился на монетах.

Почитание Креста на Руси было так велико, что путешественники из Европы в 17 веке утвердждали, что русские ничего почти не делают не перекрестившись. Кресты венчали Красные ворота городов, на дорогах устанавливались поклонные кресты.

Крест — хранитель всей Вселенной, крест — красота Церкви, крест — царей держава, крест — верным утверждение, крест — Ангелам слава, крест — бесам язва, — говорится в «Стихирах Кресту», читаемых во время праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Ходить без нательного шейного креста считалось на Руси большим грехом. Слову и клятве человека без креста не доверяли, а о бессовестных и злых людях говорили, что «креста на них нет».

Крест всякой формы есть истиный крест, — в этих словах преподобного Федора Студита всеобъемлющее благоговейное отношение верующих к этой величайшей святыне. Каноны церкви не регламенитируют строго форму нательного креста, что и обуславливает их многообразие.

Однако это не значит, что форма и материал креста могут быть абсолютно произвольными, за две тысячи лет сложился особый символьный язык нательных крестов. В то же время необходимо очень внимательно относиться к симовалам, сходных с изображением креста, но не имеющим к христианству никакого отношения.

Так часто путают гамматический крест с ведическим символом свастики.

Отличить их достаточно легко: в гамматическом кресте гамматы повернуты против часовой стрелки, в то время как у свастики они повернуты в обратную сторону. Следует также упомянуть, что перевёрнутый крест является символом сатанистов, наряду с пентограммой (перевёрнутой пятиконечной звездой).


В ветхозаветной церкви, состоящей в основном из евреев, распятие, как известно, не применялось, и казнили, по обычаю, тремя способами: побивали камнями, сожигали живьем и вешали на дереве. Поэтому "и пишется у них о висельниках: "проклят всякий висящий на древе" (Втор. 21:23)", поясняет Святитель Димитрий Ростовский (Розыск, ч. 2, гл. 24). Четвертая же казнь - усечение головы мечом - прибавилась у них в эпоху Царств.

А крестная казнь была тогда языческой Греко-Римской традицией, и еврейский народ познал ее лишь за несколько десятилетий до Рождества Христова, когда римляне распяли их последнего законного царя Антигона.

Сам же крест, как страшное орудие позорной казни, избранное сатаной знаменем смертоносности, вызывал непреодолимый страх и ужас, но, благодаря Христу-Победителю, он стал желанным трофеем, вызывающим радостные чувства.

Уже с первых веков христианства, по причине преследования последователей распятого Искупителя, христиане принуждены были скрываться, исполняя свои обряды втайне. А отсутствие христианской государственности - внешней ограды Церкви и продолжительность такого угнетенного положения отразились на развитии богослужения и символики.

И по сей день сохранились в Церкви меры предосторожности для охранения самого учения да и святынь от зловредного любопытства врагов Христовых.

Форма Креста

Прямолинейная
(с прямыми углами средокрестия и балок). Эта форма максимально близка к исторически достоверной форме Креста, на котором был рапят Господь Иисус Христос.

С расширяющимися балками .
Расширяющиеся балки символизируют лучи Света Жизни, о котором Христос сказал: «Кто последует за Мною, тот не будет ходить во тме, но будет иметь Свет Жизни». Часто средокрестие помещают в круг или крест вписывают в круг. Круг в древнем мире символизирует солнце: в кресте же это служит символом того, что Церковь называют Христа Солнцем Правды.

С квадратом или ромбом в среднокрестии .
Квадрат символизирует четыре земные стихии, усвоенных Христом при воплощении. Кроме того четыре угла квадрата или ромба символизирует четыре Евангелия и четырех евангелистов. Иногда ромбовидные элементы (часто с крестами внутри) распологаются и на концах балок креста.

С криновидными концами балок
По словам св. Николая Сербского, лилия есть символ беспопечительности: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут» Кроме того сам Иисус Христос уподобляется в писании лилия долин.

С треугольными концами балок
Треугольные концы балок символизируют троичную природу Господа, и имеют тоже значение, что и треугольник в нимбах изображений Господа Саваофа на древних иконах.

С кругами, шариками или каплями на концах балок
О символизме круга упоминалось выше, шарики же и капли (слезки) символизируют капли Крови Христовой, пролитой во искуплении грехов человека. Расположенные по три, эти элементы так же символизируют триипостасность Бога.

Процветший крест
Обрамление креста растительным орнаментом символизировало Древо Жизни — расцветшего Креста Господня. Кроме этого в процветшем кресте могли присутствовать изображения крина и виноградной лозы.

Язык материалов

Дерево
Символизирует Древо Жизни в раю. По словам Иоанна Дамаскина: «...как через древо вошла в мир смерть, так и через древо должны быть дарованы нам жизни и воскресение».

Серебро
Из-за своей белизны символизирует чистоту и целомудрие. Кроме того оно служит символом Божественного Откровения: «Слова Господни — слова чистые, серебро, отчищенная от земли в горниле...».

Золото
«Золото есть символ истины, — пишет св. Николай Сербский. — Золото не изменяется и не обманывает. Какого она в короне царской, такого и в земле, и в воде, и в огне - повсюду одинакого».

Камень
Камень прежде всего означает самого Христа. Об этом говорили еще ветхозаветные пророки. Символизирующий Христа камень в то же время символизирует и твердую веру в Христа. Поэтому апостол Павел утверждал, что золото стоит на камне, т.е. истины покоится на вере.

§2. Типы крестов

1. Крест Т-образный "антониевский"

В южных и восточных частях Римской империи для казни преступников применялось орудие, называемое со времен Моисея "египетским" крестом и напоминающее букву "Т" в европейских языках. "Греческая буква Т, - писал граф А. С. Уваров, - одна из форм креста, употребляемая для распятий"


"Число 300, выражаемое по-гречески чрез букву Т, служило также со времен Апостольских для обозначения креста, - сообщает известный литургист архимандрит Гавриил. - Эта Греческая буква Т встречается в надписи гробницы III века, открытой в катакомбах святого Каллиста. Такой образ буквы Т встречается на одном сердолике, гравированном во II веке".


О том же рассуждает и святитель Димитрий Ростовский: "Изображение Греческое, "Тав" называемое, которым Ангел Господень сделал "знак на челах" (Иез. 9:4) Божиих людей в Иерусалиме, для ограничения от надвигающегося смертоубийства, видел в откровении святой Иезекиль пророк.


Согласно церковному преданию, св. Антоний Великий носил на своих одеждах крест - Тау. Или, к примеру, св. Зенон, еписком города Вероны, поставил на крыше нововозведенной им в 362 г. базилики крест в форме букты Т.

2. Крест "Египетский иероглиф Анх"

Иисус Христос - Победитель смерти - устами царепророка Соломона возвестил: "кто нашел Меня, тот нашел жизнь" (Прит. 8:35), и по воплощении Своем вторил: "Я семь воскресе и жизнь" (Ин. 11:25). Уже с первых веков христианства для символического изображения креста живоносного употреблялся, напоминающий его по форме, египетский иероглиф "anch", обозначавший понятие "жизнь".

Египетский крест анх понимался как ключ, которым открываются врата к Божественному знанию. Т-образная связывалась с мудростью, а круг сверху-с вечным началом. в этом кресте обьединяются два символа-крест, как символ жизни,и круг, как символ вечности.

3. Крест "буквенный"

И другие буквы (из разных языков), приводимые ниже, также использовались первыми христианами в качестве символов креста. Такое изображение креста не отпугивало язычников, будучи для них знакомым. "И действительно, как видно из надписей Синайских, - сообщает граф А. С. Уваров, - буква принималась за символ и за настоящее изображение креста" (Христианская символика, ч. 1, стр. 81). В первые века христианства важна была, конечно, не художественная сторона символического изображения, но удобство его применения к прикровенному понятию.

4. Крест "якореобразный"

Первоначально этот символ попался археологам на Солунской надписи III века, в Риме - в 230-м , а в Галлии - в 474 году. А из "Христианской символики" узнаем, что "в пещерах Претекстата находимы были плиты без всяких надписей, с одним изображением "якоря" ".

В своем Послании Апостол Павел поучает, что христиане имеют возможность "взяться за предлежащую надежду (т.е. Крест), которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий" . Этот, по слову Апостола, "якорь" , символически прикрывающий крест от поругания неверных, а верным открывающий подлинный его смысл, как избавление от последствий греха, и есть наша крепкая надежда.

Церковный корабль, образно говоря, по волнам бурной временной жизни доставляет всех желающих в тихую пристань жизни вечной. Поэтому "якорь", будучи крестообразным, сделался у христиан символом надежды на крепчайший плод Креста Христова - Царство Небесное, хотя греки и римляне, тоже пользуясь этим знаком, усваивали ему значение "прочности" только дел земных.

5. Крест монограммный "доконстантиновский"

Известный специалист по литургическому богословию - архимандрит Гавриил пишет, что "в монограмме, начертанной на надгробном камне (III

Иногда называется круглым крестом – греческий крест, вписанный в круг, с малым кругом по середине; Знак солнца, солнечное колесо, символ вечности. Отражает духовную силу, небесный закон. Концы кельтского креста символизируют в мистике и оккультизме бесконечное духовное расширение сознания. Также крест изображает распятие Христа, а круг представляет собой так называемое "Солнце Веры" незатменный свет веры в Бога. Кроме того, круг обозначает еще и непосредственно Господа, "ибо, как учит Священное Писание, Господь Бог есть солнце".

Сейчас многие неоязычники свободно используют Кельтский Крест для собственных целей. Однако же существуют много исторических примеров, что этот знак бесспорно христианский. Любой ирландский священник католик без колебаний скажет вам об этом. Для них Кельтский Крест является символом вечности, которая подчеркивает безграничность любви Бога, как показано через его жертву на кресте. Он может сказать, что круг - ореол, а может, что круг символизирует бесконечную тайну распятия и воскресения Христа. Для них это символ надежды на спасение. Сходство Кельтского Креста и древних символов, таких как символы Солнца и Свастики довольно твердо устанавливало понятие, что эти до-христианские символы были прототипами христианского Кельтского Креста.

Многие принимают любое деление круга на четыре части за Кельтский Крест - захоронения времен неолита в Ньюгранже или всемозможные стоящие камни. Примеры подобные этим могут ввести в заблуждение, что Кельтский Крест - древнее христианства и очевидно один из первых языческих символов. Кельтскому христианину начала 20-го столетия языческие корни Кельтского креста казались шуткой, розыгрышом и вызывали удивление.

Кельтский крест символизирует уникальное сочетание христианства и древней индоевропейской традиции. Крест в круге - древнейший символ жизни и мироустройства - встречающийся повсюду от Индии до Норвегии, тем не менее стал эмблемой именно кельтского мира - Ирландии, Шотландии, Уэльса. Христианство, принесённое монахами - миссионерами в Ирландию ещё в 4 веке, впитало в себя всё богатство и красоту древней кельтской культуры: мифы и легенды, элементы искусства, тайные знания друидов. Кельтский крест - символ мудрости и гармонии, связующее звено между прошлым и настоящим, эмблема кельтской культуры и всей северноевропейской традиции.

В своих миссионерских походах кельты достигали Скандинавии, Германии, стран Балтии. Донесли они Слово Божье и до Руси, посетив в конце первого тысячелетия н.э. Великий Новгород, и принеся с собой свой крест, очерченный кругом. До сих пор в Православной символике существует такое понятие, как "новгородский крест", представляющий собой ни что иное, как стилизованный кельтский.

В Православии каноническим считается шестиконечное распятие: вертикальную линию пересекает три поперечных, одна из них (нижняя) - косая. Верхняя горизонтальная перекладина (самая короткая из трех поперечных) символизирует табличку с надписью на трех языках (греческом, латинском и еврейском): «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Эту табличку по приказанию Понтия Пилата прибили к Кресту Господню перед распятием.

Средняя, смещенная ближе к верхней (самая длинная) перекладина, является непосредственной частью Креста — к ней были прибиты руки Спасителя.

Нижняя косая перекладина представляет собой подпорку для ног. В отличие от католиков, в Православии на Распятии пронзенными гвоздями показываются обе ноги Спасителя. Эта традиция подтверждается исследованиями Туринской плащаницы - плата, в который было завернуто тело распятого Господа Иисуса Христа.

Стоит добавить, что косая форма нижней перекладины несет в себе определенный символический смысл. Приподнятый конец этой перекладины устремляется вверх, к небу, тем самым, символизируя разбойника, распятого по правую руку от Спасителя, который, уже будучи на кресте, покаялся и вошел с Господом в Царство Небесное. Другой конец перекладины, обращенный вниз, символизирует второго разбойника, распятого по левую руку от Спасителя, который хулил Господа и не удостоился прощения. Состояние души этого разбойника - это состояние богооставленности, ада.

Существует еще один вариант православного Распятия, так называемый, полный или афонский крест. Он несет в себе еще больше символических смыслов. Его особенностью является то, что над каноничным шестиконечным Крестом надписываются определенные буквы.

Что означают надписи на кресте

Над самой верхней перекладиной надписывается: «ИС» - Иисус и «ХС» - Христос. Чуть ниже, по краям средней перекладины: «СНЪ» - Сын и «БЖIЙ» - Божий. Под средней перекладиной идет сразу два надписания. По краям: «ЦРЬ» - Царь и «СЛВЫ» - Славы, а в центре - «НИКА» (в переводе с греческого - победа). Это слово означает, что Своими страданиями и смертью на Кресте Господь Иисус Христос победил смерть и искупил человеческие грехи.

По бокам от Распятия изображаются копье и трость с губкой, обозначеные, соответственно, буквами «К» и «Т». Как мы знаем из Евангелия, копьем Господу пронзили правое ребро, а на трости Ему предложили губку с уксусом для того, чтобы уменьшить Его боль. Господь отказался облегчать Себе страдания. Внизу Распятие изображается стоящим на основании - небольшом возвышении, которое символизирует гору Голгофу, на которой был распят Господь.

Внутри горы изображается череп и скрещенные кости праотца Адама. В соответствии с этим, по бокам от возвышения надписывается - «МЛ» и «РБ» - Место Лобное и Распят Бысть, а также две буквы «Г» - Голгофа. Внутри Голгофы, по бокам от черепа, ставятся буквы «Г» и «А» - голова Адама.

Изображение останков Адама имеет определенный символический смысл. Господь, будучи распят, проливает Свою кровь на останки Адама, тем самым омывая, очищая его от совершенного им в раю грехопадения. Вместе с Адамом омываются грехи и всего человечества. В центре распятия также изображается круг с шипами - это символ тернового венца, который был надет на главу Господа Иисуса Христа римскими солдатами.

Православный крест с полумесяцем

Также стоит сказать и о еще одной форме православного креста. В данном случае крест имеет в своем основании полумесяц. Такие кресты очень часто венчают собой купола православных храмов.

По одной из версий, крест, выходящий из полумесяца, символизирует рождение Господа Иисуса Христа. В восточной традиции полумесяц часто считают символом Божией Матери - так же, как крест считают символом Иисуса Христа.

Еще одна трактовка объясняет полумесяц как символ евхаристической чаши с кровью Господа, из которой, собственно, и рождается Крест Господень. Есть еще одно толкование, касающееся креста, выходящего из полумесяца.

Данная трактовка предлагает понимать это как победу (или возвышение, преимущество) христианства над исламом. Однако, как показали исследования, это толкование некорректно, так как сама форма такого креста появилась гораздо раньше VI века, когда, собственно, и возник ислам.