Духов день: обряды, ритуалы, поверья, запреты и русалочьи козни. Духов день - именины земли.

Духов день: обряды, ритуалы, поверья, запреты и русалочьи козни

Духов день является православным праздником, который, в свою очередь, отмечается совершенно всегда в первый понедельник после Троицы.

Что отмечают в Духов день

Праздник Духов день – христианский, но в нем сильны дохристианские мотивы близости к природе, встречи весны и лета, и т.д. Поэтому Духов день считается народно-христианским праздником, и далеко не все принятые в этот день обряды одобряются церковью.

Другие названия праздника – Понедельник Святого Духа, Иван-да-Марья.

Праздник отмечается на 51-й день (8-й понедельник) после Пасхи и установлен в память сошествия на апостолов Святого Духа. Это произошло на 50-й день после Пасхи, (поэтому западные христиане отмечают Духов день в воскресенье), после чего Апостолы стали проповедовать не только на древнееврейском, но и на всех других языках.

В связи с этим этот день весьма уважаем среди лингвистов – это своего рода день полиглота. В христианских странах, в том числе и на Руси, Духов день принято было отмечать специальными богослужениями, а также народными гуляниями.

Поскольку в этот день существовал запрет на работу, то Духов день был продолжением широкого празднования Троицы. Также Духов день у восточных славян был тесно связан с культом мертвых и являлся своего рода продолжением Родительской субботы и связанных с ней обрядов.

Отсюда названия этого дня «Задушницы» (то есть связь с «душами умерших»), Русалии (то есть, нечисть из загробного мира, а особенно русалки, интересуется земными делами), Троицын день. На Руси еще было сильно поверье, что земля в Духов день - именинница.


Духов день, обряды и поверья

Помимо обязательных богослужений, который на этот день были особые, существовали и народные традиции празднования Духова дня.

Запрет работы В восточно-славянской традиции были сильны поверья, что в этот день Земля сотворена, поэтому она именинница. По народному поверью накануне этого дня (то есть еще на Троицу) Святой Дух спускается на землю, разливается по полям, заходит в дома. Считалось, что в Духов день земля беременна урожаем, и поэтому ее нельзя трогать – отсюда и запрет на любую работу на земле (а заодно и по дому). Особенно строго было запрещено пахать, боронить, сеять, копать, вбивать в землю колья и палки.

Поиски кладов По поверьям, в Духов день перед восходом солнца Мать Сыра-Земля готова открыть свои тайны хорошим, богобоязненным людям. Поэтому на Руси, помолившись Святому Духу, ходили «слушать клады», припадая к земле ухом. Считалось, что праведникам эти клады удавалось не только «услышать», но и найти.

«Кормление» земли Также в Духов день было принято обходить крестным ходом поля, уговаривая Землю-матушку не поскупиться с урожаем. Был еще обычай «кормить» Землю-кормилицу – прямо в поле раскладывали скатерти и начинали трапезничать, не забывая «угостить» и землю (это делали женщины, в основном замужние, поэтому на Руси Духов день иногда называли «бабьим праздником»). Самая уважаемая женщина закапывала вкусные кусочки, приговаривая: «Земля-земелька, дай нам урожай».


Ритуалы и заговоры на Духов день

В Духов день осуществляют самые разнообразные ритуалы, а также заговоры, чтобы собрать достаточно хороший урожай, также избавиться от болезней и защититься от проделок нечисти.

Чтобы собрать весьма хороший урожай, необходимо именно в духов День утром приготовить яичницу, приговаривая при этом следующий заговор на Духов день: «На весьма хороший рост, на богатый урожай. Во имя Отца и сына и Святого Духа. Аминь». А уже днем этого дня в поле или же на краю своего садового участка выкопать совершенно небольшую ямку, положить в нее данную яичницу и присыпав землей сказать: «Дай нам урожай, Земля-именинница!».

Так как всегда верили, что именно в Духов день земля делится своей целебной силой, проводили специальный ритуал, для того, чтобы избавиться от болезней. Для этого необходимо минут пять – семь походить по земле именно босиком, при этом говорить следующий заговор: «Все мои болезни из ступней выйдут и в землю войдут. Забери, мать-земля, все мои болезни, избавь от невыносимых страданий и мучений. Во имя отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Духов день абсолютно всегда считался достаточно тяжелым периодом, когда в наш мир могут проникнуть потусторонние отрицательные силы. И для того, чтобы защитить себя от всяческих проделок нечисти, необходимо на пороге своей входной двери, начертить мелком ровную линию, при этом надо читать молитву «Отче наш». Этот ритуал на Духов день предотвратит попадание в ваш дом ведьм и бесов.

Существует одно достаточно интересное предание, согласно которому, именно в Духов день перед восходом солнышка, земля открывает все места, где спрятаны клады и для того, чтобы найти такие места с сокровищами проводят один ритуал на Духов день. А заключается он в следующем, необходимо на рассвете выйти на улицу и приложить свое ухо к земле и считается, что можно услышать название мест, где спрятаны невиданные сокровища. Самый лучший вариант проведения такого ритуала, это если вы будете в полном одиночестве.


Обряд для карьерного роста на Духов день

Этот достаточно уникальный обряд на Духов день проводят для того, чтобы подняться по карьерной лестнице на службе. Состоит данный обряд в следующем: необходимо в полнолуние взять три кусочка бересты с молодой березки и сделать это надо, чтобы она до Духова дня достаточно подсохла и распрямилась. А чтобы береста выровнялась положить ее надо под весьма тяжелый гнет. А после именно в Духов день на этой бересте необходимо написать имя человека, которому нужен карьерный рост. Над и под именем начертить святой крест при этом сказать следующее:

«Как святой крест возвышают,

Как его совершенно все прославляют,

Так пусть же будет и (имя) вверху,

И никакой помехи не было в том ему.

Аз я в Духов День слова возвестил,

А дух моей рукой по воде пустил.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Ныне и присно и во веки веков. Аминь».

И в этот же день надо одну берестяную бумажку пустить по воде, другую зарыть в землю, ну а третью – привязать к дереву в лесу.


Русалии

Дни до и после Духова дня в народной традиции назывались Русалии – считалось, что в этот день всякая нечисть, а особенно русалки выходят на сушу и бегают по полям и лугам.

От русалок была польза – они давали влагу, от которой травы и хлеба становились сочнее и гуще. Но не следовали и злить их – всё-таки нечистая сила – поэтому в эти дни существовал запрет на купание в открытых водоемах, дескать, русалки и на дно утащить могут. Не рекомендовалось даже мыться, чтобы не огорчать водную стихию.

«Зеленая неделя»: березы и венки

Считалось, что после Троицы в Духов день души умерших людей прилетают на землю и садятся на березовые ветки, воткнутые в наличники окон или поставленные перед иконой. В некоторых деревнях за околицы выносили главное обрядовое деревце – троицкую березу, которая на Троицу стояла в храме и была центром праздника.

Березку «развивали» (то есть расплетали ее «заплетенные» девушками ветви) и оставляли в поле или топили в реке. Считалось, что Духов день отличное время доля сбора лекарственных трав, поскольку в этот день все растения обладают особой силой.

Земля в этот день считалась целебной, поэтому на Духов день старались ходить босиком, чтобы подпитаться животворящей силой и здоровьем.

Также как и на Троицу, девушки продолжали игрища с венками – сбрасывали их с головы в воду и гадали по тому, куда и как венок поплывет. Куда поплыл – оттуда и женишка ждать, закрутился на месте – готовься еще год просидеть в девках, ну а утонул – ко всяким бедам и неприятностям.


Духов день, запреты

В Духов день, как и на Троицу, запрещалось работать на земле и заниматься домашними делами. Особенно возбранялось шить, стирать и убирать, да и вообще всю неделю после Троицы женщинам можно было полениться, занимаясь только ритуалами и приготовлением пищи. Строг был запрет и насчет воды – старались не купаться и не мыться, чтобы не потревожить русалок, от которых ждали помощи в напитывании земли влагой.

Приметы на Духов день

Вредных не непредсказуемых русалок можно было задобрить украшениями, которые следовало оставить на берегу. Если украшение исчезло, значит русалка дар приняла, и щедрую дарительницу ждет удача (возмолжно, легковерностью девушек пользовались не только русалки…). Ну, а если повезло увидеть русалку – счастливца или счастливицу ждало несметное богатство…

А защититься от нечисти и злых людей можно было, повесив букет полыни у двери в доме. Также стоило носить полынь с собой, это тоже оберегало от нечисти и русалок. Также была примета: какая погода на Духов день, такой она продержится еще шесть недель.


С вопросами обращайтесь - e-mail: [email protected]

Мой канал на YouTube

Успешной жизни. С любовью Елена.

Духов День | документальный фильм, 1986

С вят-Дух весь белый свет согреет!..народная примета

Святой Дух // Собор Святого Марка. Венеция, мозаичный свод, фрагмент, XI столетие

Проводы берёзы в Духов День

В этот день церковь прославляет Святого Духа - «подателя жизни», изливающего благодать. Этот праздник был установлен «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.

Служба в честь Святого Духа начинается великой вечерней Троицына дня () и продолжается в Духов день. В понедельник по окончании божественной литургии из церкви выносят берёзки, украшавшие храм в течение Троицы. Верующие отламывают ветки от освящённых деревьев, несут их домой и ставят к иконам. С Духова дня по церковному календарю начинается неделя всех Святых (Всесвятская неделя).

Особое почитание этого праздника у русских связано с представлениями о земле. Крестьяне считали, что в этот день Земля - именинница, «все травы и цветы радуются», поэтому её категорически запрещали трогать: пахать, боронить, сажать овощи, рыть, втыкать колья. В ряде мест в Духов день совершали обходы полей с крестным ходом. В Вятской губ., описывает существовал обычай кормить землю во время так называемого «бабьего» праздника, участницами которого были замужние женщины, в основном пожилые. Собравшись вместе, они уходили в поле, где расстелив на земле скатерти и разложив на них кушанья, устраивали трапезу. Временами трапеза прерывалась: женщины с песнями разносили по полю кусочки принесённых блюд. Самая старшая из них совершала ритуальное действие - «кормила земельку». Положив кусочки еды под верхний слой почвы, который аккуратно приподнимали, или на землю и присыпав сверху землей же, она говорила: «Земля-именинница, дай нам урожай». Повсеместно было распространено поверье, что в Духов день, перед восходом солнца, Мать-Сыра-Земля открывает свои тайны. Желающие узнать их, помолясь Святому Духу, ходили «слушать клады», припадая к земле ухом. По преданию, земные и подземные тайны открываются только истинным праведникам, благочестивым людям. Представления, связанные с землёй, отмечающей в этот день именины, отражались и на бытовом уровне. Крестьяне Вятской губернии считали, что в этот праздник по земле босиком ходить надо, есть и пить так же желательно на земле. В локальных традициях Духов день по значимости часто приравнивался к Троице, а в некоторых местах его почитали даже более. Отсюда происходит одно из часто употребляемых названий праздника - «второй день Троицы», и традиция именовать троицкое воскресенье Духовым днём, а Духов день - Троицей (калужск.). Связано это с тем, что исполнение ряда важных ритуалов, присущих обрядовому комплексу троицкого дня (Троица), приурочивалось к празднику Святого Духа. На этот день приходились обрядовые шествия с березой вокруг или вдоль полей и деревень, трапезы, молодёжные гулянья, хороводы, игры. В Духов день наиболее активной в ритуальном плане частью населения оставались девушки, реже женщины. Так же как и во время троицких гуляний, нарядно одетые и украшенные венками из свежей зелени девушки были главными участницами обходов, хороводов и обрядовых игр; в последних зачастую звучал мотив враждебного отношения к мужчинам.

Одним из вариантов вождения березы можно считать обычай «водить Рипей», зафиксированный в городе Азове на второй день Троицы; сам праздник в народе также получил название «Рипей». В конце XIX века этот обряд подробно записал филолог Сергей Брайловский: в нём участвовали девушки и девочки-подростки 14-15 лет, некоторые из них были ряжены добрыми молодцами или горбатыми старухами; они носили по городу украшенную разноцветными лентами ветку какого-либо дерева и пели:

Как по вулице Рипей,
По широкай маладой.
Ой Диди мой Рипей, ой Диди маладой!

(припев повторяется)

Как за батюшкиным дваром,
А за маминькиным тиримом,
Из луга зилёнава, а падворья широкава
Нивиличка птичка-пташичка
Синя моря прилётывала,
Чистёхонька приплохивала.
Как я слушила, пташичка,
Как красная девка плакала,
За старого замуж идучи:
Уж ты старый, ты старый муж,
Уж ты старый, пагубитель мой!
Пагубил маю галовачку,
Всю девичию красоту,
Маладецкую маладу…

Так ходили целый день, временами останавливаясь у одного из домов и устраивая пиршество из принесённых с собой продуктов. Реже «Рипей водили» пожилые женщины, в этом случае обрядовое действо принимало иной характер. Оно представляло собой ритуальную игру, в ходе которой женщина, ряженая старухой, «притворно» била другую, ряженую молодцом, являвшемся по сюжету мужем «старухи». Остальные участницы окружали эту группу и попеременно спрашивали, - за что «старуха» бьёт «мужа», на что та отвечала - «за то, что он ее бросает и ходит по молодым».

А вот ещё одно описания «женского игрища» и тоже от Брайловского:

Для сбора участников игрища накануне вечером заранее избранной «большухой» рассылались девчата-послы по всем красным девицам, звали их с матерями и всеми родственниками собраться после обеда в Духов день в заранее определённом месте близ села. В назначенный час сходились званые гости, становились в круг и запевали положенные песни. Кроме большухи выбирались всеми две девушки, которых обступали хороводом. Они стояли посередине, по окончании одной игры отдавали всем поклоны и снова становились в круг, а на их место выбирались две другие. Очередь при выборе соблюдалась по старшинству лет: младшая пара не должна была выбираться раньше старшей. Песни «игрались» до вечера. Перед возвращением скота с пастбища все расходились по дворам, чтобы ночью снова сойтись на том же месте для новых хороводов, игр и песен, продолжавшихся до полуночи. Все эти песни звучали как отголоски свадебных песен. Вот одна из них, которую можно было услышать во многих уголках деревенской Руси:

Уж ты, улица, улица,
Уж ты, улица широкая!
Трава-мурава шёлковая!
Изукрашена улица
Все гудками, все скрипицами,
Молодцами да молодицами,
Душами красными девицами.
Невелика птичка-пташечка
Сине море перелетывала,
Садилась птичка-пташечка
Среди моря на камушек.
Поёт, пляшет красна девушка,
Идучи она за младого замуж:
«Уж ты, млад муж, взвеселитель мой,
Взвеселил мою головушку,
Всю девичью красоту!»

Конец песни иногда менялся и пелся так:

Слышит, слышит птичка-пташечка:
Плачет, плачет красна девица,
Идучи она за старого замуж:
«Ах ты, стар муж, погубитель мой!
Погубил мою головушку,
Всю девичью красоту!»

Песенный репертуар Духова дня также отражал троицко-семицкий характер празднества. Основной тематикой девичьих песен этого дня было сеяние льна, в этом проявлялись и элементы аграрной магии, и, согласно последним гипотезам, представление о взаимосвязи образа конопли и льна с женским началом, с образом женского божества.

хоровод в Духов День

В ряде мест в Духов день продолжались молодёжные гулянья. Так, в Новгородской губ.ернии в сосновом бору собиралась молодёжь из нескольких соседних деревень, разводила костры и устраивала возле них игры и пляски. Праздник в честь Святого Духа включал в себя обряды, отражающие специфику заключительного дня троицко-семицкого периода; для него характерны ритуальные проводы. В этот день за пределы деревни выносили обрядовое деревце - троицкую берёзку, которая в течение предыдущего дня или нескольких дней была центром праздника, и оставляли её в поле или топили в реке берёзку, в ряде мест бросали венки в воду. В Вохомской районе Костромской области. к Духову дню был приурочен обряд «отпевания» берёзки. В центр поселения выносили берёзу, вокруг которой устраивали молебен, собравшиеся жители пели молитвы, а священник обрызгивал её святой водой. В Сибири в Духов день проходили последние весенние гулянья молодёжи.

Духов день, как последний день празднования Семика-Троицы, рассматривался как время очищения человеческой души от праздного разгула и жилого пространства от нечисти. Считали, например, что этого дня «как огня, страшится бродячая по земле нечисть», так как:

во время церковной службы… сходит с неба священный огонь, который испепеляет злых духов…

Пожилые женщины в этот день изготавливали травяной порошок, с помощью которого «изгоняли бесов», то есть лечили различные болезни. В Калужской губернии на следующий день после троицких гуляний и игрищ полагалось сходить на святой колодец, бросить мелочь в воду, помолиться и умыться святой водой, чтобы отмолить и смыть с себя то греховное и нечистое, с которым соприкоснулись накануне; святую воду брали домой, а у колодца оставляли поминальную еду.

По народным приметам только после Духова дня прекращаются заморозки; их не бывает до самой осени:

Портала Российского Этнографического музея и другие открытые источники. Справку о том, в каких странах Духов день является государственным праздником см. выше

  • * В этом фильме, снятом в Калужской области в 1986 году с целью фиксации ещё живого древнего языческого праздника «Духов день», показаны 5 праздников: Родительская суббота (за два дня до Троицы), Колхозный праздник «Последняя борозда», призванный отвлечь народ от празднования «Духова дня», «Похороны кукушки» - празднуемый на Вознесение, за 10 дней до Троицы, «Духов день» - 49 день от Пасхи и Троица, 50 й день от Пасхи - (прим. редакции)
  • У русского народа. Всем известны Рождество и Крещение, Троица и Пасха. Некоторые праздники не менее важны, но не так хорошо известны. Один из таких праздников - Духов день. Православные отмечают его сразу после писание говорит о том, что именно в этот день Святой Дух сошел на учеников Христа, поэтому этот праздник еще называют Днем Сошествия Святого Духа. Отмечается он в разные даты, но всегда в понедельник. Строго запрещены в православии любые работы в этот день на земле в знак уважения и почитания Земли-именинницы.

    Множество имен имеет День Святого Духа. На Вятке называли его Именинами Земли, на Украине - Богодухов День или Розигри, в Белоруссии - Русальница или Иван-да-Марья, в Сербии - Русалье.

    История этого праздника повествует о том, что на пятидесятый день после воскресенья Христова апостолы были в Иерусалиме. Внезапно они услыхали шум с неба. Он был похож на шум сильного ветра, только самого ветра не было. Постепенно он наполнил весь дом, где они находились. Разделился этот звук на языки огненные и снизошел на каждого из них по отдельности. В этот момент просветлели они Духом Святым и начали говорить на разных языках, на которых Дух дал им провещевать. И стали они людьми, созданными Духом Творца по образу и подобию Господнему.

    Духов День - праздник, который начинается вечерней церковной службой. Во время службы читаются три особые молитвы для этого дня, составленные Святым Василием. Читаются они коленопреклоненно. Это праздник почитания Святого Духа, который по христианским заветам считается "подателем жизни", поддерживающим Вселенную в её существовании. Именно через Святой Дух Господь излил благодать на своих чад.

    Существует ряд традиций на Духов День. В некоторых аграрных районах нашей страны во время этого праздника осуществляется крестный ход вокруг полей, сопровождаемый псалмов, гимнов и чтением особых молитв. Ещё один праздника - кормление матушки-Земли. Начало свое он берет на Вятке. В Духов день все пожилые женщины собирались вместе и шли на поле. Там они расстилали на земле скатерти и раскладывали принесенную пищу. Их трапеза прерывалась песнопениями и обходом поля. В это время они раскидывали кусочки еды по земле, а самая старшая из них закапывала один кусок в землю, прося у земли урожая. Верили люди, что в этот день земля на восходе солнца открывает свои тайны всем, кто желает их знать. Поэтому сразу после люди шли на поля и припадали ухом к земле. Этот обычай носил название "слушание кладов". Однако земля открывала свои тайны только самым благочестивым людям, истинным праведникам. Считалось также, что Духов День - это истинное начало лета, так как не только с неба, но и из под земли в этот день начинает идти тепло.

    Очень часто отождествляется Духов День с русалками. Существовало верование, что до этого дня русалки живут в воде, а после - выходят на поля, луга и нивы. В эту неделю опасно было ходить по полям, засеянным рожью и купаться. Русалки могли забрать в подводное царство.

    Сейчас в этот день осуществляется церковное богослужение, а люди просто не работают на земле. Многие интересные традиции праздника, к сожалению, канули в лету.

    На смену Святой Троице приходит Духов день. День, прославляющий сошествие Святого Духа на учеников Христовых. День, завершающий цикл Семицко-Троицких празднеств, открывающий Всесвятскую неделю, предшествующую Петрову заговенью, Петрову посту. День, славный на Руси традиционными поверьями и обычаями.

    Наступление тепла

    «До Свята-Духа не снимай кожуха!», - гласит народная молва, согласно которой переменчивая, обманчивая весенняя погода зачастую продолжается вплоть до Духова дня. И только с наступлением этого праздника мог русский крестьянин позабыть об утренниках-морозах вплоть до осенней поры и встречать летнюю пору-страду. «Придет Свят-Духов день – будет на дворе, как на печке!», - говаривал крестьянин, перебираясь с этого дня на ночлег из душной избы в прохладные сени-клети.

    Земля-именинница

    Ушла со двора зеленая Троица, венками изукрашенная, а народ давай чествовать землю-матушку, кормилицу, в Духов день именинницу. В этот праздничный день землю-святыню, беременную урожаем, запрещалось трогать: пахать, копать, боронить, засевать, вбивать палки и колья. С думами о плодородии, с надеждой на обильный урожай обходили поля с крестным ходом, соблюдали обычай «кормить» землю. Замужние женщины расстилали в широком поле скатерти и сами трапезничали, и разносили по посевам угощенье: клали кусочки яичницы, пирога, каши, яиц на землю, прикрывали слоем почвы, приговаривая: "Земля-именинница, дай нам урожай"!

    Тайны земли

    Ждут Духова дня охотники-кладоискатели, дня, когда Мать-Сыра-Земля, плодоносящая и рождающая, открывает все свои подземные секреты и тайны. Как и в ночь Ивана Купалы, отмечаемой по старому стилю с 23 на 24 июня, а по новому с 6 на 7 июля, припадают охотники до таинственного и неведомого к груди земной, прежде помолясь Святому Духу, и «слушают клады» перед самым восходом солнца. И если ведет кладоискатель богобоязненную, праведную жизнь, то открывается ему вся несказанная правда земных и подземных недр, способная обогатить человека на всю жизнь и умолкающая с первыми лучами солнца.

    Игрища

    С нетерпением и ликованием встречали этот летний светлый день и девушки-красавицы, устраивавшие всей гурьбой приуроченные к Свят-Духу игрища. Накануне вечером, заранее избранной «большухою», рассылались девчата-послы по всем домам созывать красных девиц с матерями и родственницами собраться в определенном месте близ села в Духов день после обеда. И вот в урочный час сходились прошеные и званые гостьи, становились в кружок и запевали песни, пронизанные свадебными отголосками, мотивами. Затем выбирались всем скопом две девушки, которых обступали хороводом. Стояли девицы посредине и внимали песням, а по окончании одной игры отдавали всем благодарственные поклоны и становились обратно в круг, а на их место избирались другие участницы игрищ, до тех пор, пока все не побывают в центре хоровода. При выборе соблюдалась обязательная очередь по старшинству лет: младшая пара не могла становиться в круг раньше старшей. Так играли, пели, плясали до вечера, расходились по дворам перед самым возвращением скота с пастбища, чтобы затем, как стемнеет, вновь сойтись на том же месте и продолжить игры-песни хороводные, должные подготовить девушек к предстоящему замужеству, последующему ему материнству, обеспечивающему продолжение жизни.

    Целебные травы

    Троица – буйство зелени, цветов, и в Духов день продолжающих красоваться в избах и на дворах, излучать живительную энергию, рост, продуцирующих и целебные свойства. Так цветы и травы, устилавшие, украшавшие церковный пол во время Троицкой божественной службы, богомольцы поднимали в Духов день и приносили домой, где тщательно сберегали под божницею. Кто при необходимости кормил этими травами вперемешку с другим кормом больную домашнюю скотину, кто сушил и толок в ступе, хранил целебный порошок на случай болезни кого-нибудь из членов семьи. Согласно поверью, достаточно было окурить больного благовонным дымом этого порошка, чтобы недуг миновал.

    Прочь, нечистая!

    «И бегут бесы огня-духа», - из уст в уста передает богобоязненный народ предание о священном огне, который сходит с неба во время Божественной службы и испепеляет всех злых духов, попадающихся ему. Вся нечистая сила, разгуливающая по земле, страшится Духова дня «как огня», бежит-спешит в свои потусторонние «покои», и, в первую очередь, русалки, бродившие всю Русальную, Троицкую неделю по полям, лесам, перепутьям, беспокоившие человека, возвращаются в водоемы, на «тот свет», чтобы через год вновь появиться здесь, на этом свете.

    Милостыня

    Славен Духов день песенными сказаниями в исполнении слепых, убогих калик-перехожих, воспевающих Творца-Бога, повествующих и о себе, поющих-восхваляющих, о своем смирении и умилении перед небесными силами, снисходящими на землю в этот светлый праздник. Духовный стих приходится как нельзя кстати народному настроению, уповающему на милость Божью, щедрость Матушки-Земли. И не может при звуке этих песенных стихов не сопереживать, не сочувствовать русский человек, столь щедрый на милостыню, никогда не жалеющий хлеба-соли для нуждающегося путника, в котором видит странствующего по земле Христа.

    Духов День - это начало русальной недели и время, когда усопшие находятся среди живых.. Троица и 2 дня Духовых, землю трогать нельзя.. Этот праздник фактически является продолжением Троицы и началом Русальной Недели..
    У Восточных Славян было поверье, что Земля оказывается Именинницей в такую дату, поскольку ее сотворили именно в этот День..
    Именины Земли - Старинный Народный Праздник..
    Символ - Белый Голубь..



    Березы под нашими окнами журчали о приходе Святой Троицы. Сядешь в их засень, сольешься с колебанием сияющих листьев, зажмуришь глаза, и представится тебе пересветная и струистая дорожка, как на реке при восходе солнца.. и по ней в образе трех белоризных ангелов шествует Святая Троица..
    Накануне праздника мать сказала..
    Завтра Земля Именинница!
    А почему именинница?
    А потому, что завтра Троицын День сойдется со святым Симоном Зилотом, а на Симона Зилота - Земля Именинница..



    По всей Руси мужики не пашут!
    Земля Именинница!
    Эти необычайные слова до того были любы, что вся Душа моя засветилась..
    Считалось, что какова погода в этот день, такой она продержится до конца лета, то есть оставшиеся 6 недель.. В некоторых местах даже был обряд, который совершали, в основном, замужние пожилые женщины.. Они уходили в поле и устраивали своеобразный пир.. Время от времени трапезу прекращали и брали часть еды, которую с песнями скармливали Земле.. Ее аккуратно присыпали землей и приговаривали.. Земля-Именинница! Дай хороший урожай!
    В Этот День полезно ходить босиком по земле..
    Когда человек стоит босыми ногами на живой земле - это одно и то же, когда ребёнка грудного держит мать на руках.. Энергии невидимые человека такого обволакивают, пронизывают и согревают все его клеточки.. И энергия такая - материнская..
    Ибо Земля – это действительно МАТЬ..
    Человек, ступая босыми ногами по земле, соединяется со всей Вселенной, она его начинает чувствовать.. Роса – это живая энергия Земли и космоса, которую выделяет трава как живой организм, который живёт в этом пространстве космическом..
    Всеми энергиями космоса трава обладает..
    Ибо связь у неё с планетами существует..



    Верили, что Духова Дня нечисть боится больше всего..
    Особенную силу в это день приобретали травы.. Девушки гадали по Венкам, пуская их в воду.. Если Венок тонул, то быть беде, а если плыл, то придет Счастье.. Женщины собирали Целебные Растения.. Считалось, что они будут быстрее и эффективнее лечить от болезней..
    Запрещено было капать и всячески обрабатывать землю, потому что ей можно было навредить.. В этот день Земля как бы открывала свои тайны..Такие тайны открывались немногим..Только праведники могли услышать голос Земли..



    Духов День - это начало Русаличьей недели..
    Сейчас самое время собирать зелень и лекарственные травы..В эти дни Они Обладают Особенной Волшебной Силой..



    Троица - это Женский Праздник! Мужчинам показано баловать своих женщин, дарить им скромные, недорогие, но красивые подарки..
    Девушки плетут Венки и пускают их в воду с пожеланиями Любви и Счастья..