Суть праздника благовещение. Праздник Благовещение Пресвятой Богородицы: история, приметы, традиции. Встретим праздник со светлой душой

Православная церковь ежегодно 7 апреля празднует Благовещение Пресвятой Богородицы. Это один из 12 самых главных церковных праздников, который христиане празднуют за девять месяцев до Рождества Христова.

Благовещение имеет один день предпразднества и один день попразднества, в который празднуется Собор Святого архистратига Гавриила.

События Благовещения, которые описаны в Евангелии апостолом Лукой, знакомы практически всем, но в канун праздника предлагает вам еще раз вспомнить эту божественную историю.

Богородица

Дева Мария, бесспорно самая целомудренная на всей Вселенной, была отдана Творцу начиная с рождения. До 14 лет она жила и воспитывалась в Иерусалимском храме.

А когда пришло время Марии покинуть храм, в мужья нашли ей престарелого плотника Иосифа, славившегося своим благочестием, который должен был оберегать Ее чистоту и невинность.

Поэтому, когда Архангел Гавриил возвестил Марии, что Она обрела величайшую благодать у Бога — быть Материю Сына Божия, Дева, смущаясь, осведомилась у Ангела, каким образом получится это зачатие.

© photo: Sputnik / Balabanov

Изображение Богоматери. Фрагмент иконы "Благовещение (Устюжское)"

Архистратиг привел в пример бесплодную родственницу Марии —Святую Елизавету, которая в преклонном возрасте зачала ребенка шесть месяцев назад, тем самым дав понять, что у Господа нет предела возможностям.

Услышав в речах Архангела Всемилостивую волю, Мария произнесла: "Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему". На сегодняшний день считается, что в момент произнесения Девой Марией такой фразы и содеялось Святое зачатье.

Узнав, что Мария носит ребенка, Иосиф хотел тайно отпустить ее. Но Ангел Господень явился ему во сне и сказал: "Иосиф, Сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившейся в Ней есть от Духа Святого, родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их…"

Иосиф поступил так, как велел ему Ангел — принял свою жену. У них родился сын, и нарекли его Иисусом. Все, как предсказывалось.

История

Есть мнение, что праздник установлен апостолами, ввиду того, что в росписях катакомб, где собирались на молитву первые христиане, имеются изображения Благовещения Пресвятой Богородицы, датируемые II-III веками.

Однако праздновать его особо стали не ранее IV века. Этому способствовало открытие Святой равноапостольной Еленой в начале IV века Святых мест земной жизни Спасителя и строительство храмов в этих местах, в том числе базилики в Назарете, на месте явления Архангела Гавриила Деве.

© photo: Sputnik / В. Робинов

Древние христиане называли праздник по-разному — Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии и только в VII веке ему было присвоено название Благовещение Пресвятой Богородицы, как на Востоке, так и Западе.

Праздник, который, по некоторым сведениям, установил святитель Кирилл Иерусалимский, уже к концу VII века был в Византии одним из важнейших. Примерно в то же время он распространился и в западной Церкви.

Датой Благовещения как на Западе, так и на Востоке считается 25 марта (7 апреля по-старому стилю). Поскольку праздник Рождества Христова был исторически установлен значительно раньше, Благовещению посвятили день, на девять месяцев предваряющий Рождество.

© photo: Sputnik / Владимир Вяткин

Картина художника Василия Поленова "Источник Девы Марии в Назарете"

Это число также согласуется с представлениями древних церковных историков о том, что Благовещение и Пасха, как исторические события произошли в один и тот же день года.

Традиции

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы с давних времен особо почитался на Руси. По древней традиции, в этот день люди выпускали на волю птиц из клеток и сетей. Этот обычай был возрожден в 1995 году и теперь совершается во многих храмах.

На Благовещение крестьяне по традиции пекли просфоры — пресный церковный хлеб, по числу домочадцев в семье. Хлеба освещали в храме.

Освещенный хлеб съедали дома натощак, а крошки — добавляли в корм домашним животным и в семена. В народе считали, что благодаря этому урожай будет богатым, а скот — плодовитым и здоровым.

© photo: Sputnik / Сергей Пятаков

Благовещение в народе воспринимали как праздник весны, начало нового сельскохозяйственного года. Люди освящали зерно перед посевом, ставя рядом с зерном благовещенскую икону.

В старину в этот день "закликали весну" — разводили костер и прыгали через огонь, водили вокруг хороводы, пели "веснянки". Благовещенский костер считался лучшей защитой от болезней, порчи и сглаза.

Чтобы защитить скотину от волков, люди били в колотушки, медную посуду, звонили в колокольчик. В народе считали, что волки будут держаться на том расстоянии, на которое звук распространится.

Приметы

В народе праздник Благовещения был окружен множеством примет. Самая главная из них - нельзя ничего делать по дому, запрещены все земельные работы. Старые люди говорят, что в этот день даже птица гнезда не вьет, потому что это грех.

© photo: Sputnik /

Существует легенда о том, что кукушка не послушалась правил этого дня и свила гнездо. В наказание кукушка больше не может вить гнезда, и теперь она вынуждена свои яйца подкладывать в гнезда других птиц.

Накануне и в день Благовещения во многих домах старались не зажигать огонь. Однако следовало сжечь в печи несколько щепоток соли, чтобы привлечь удачу.

Люди считали, что в этот день радуются ангелы на небесах, и даже грешников в аду перестают мучить. Земля пробуждается от зимнего сна и раскрывается навстречу весне. Вместе с обитателями земли пробуждается и всякая нечисть.

Поэтому в этот день проводили обряды, которые помогали защититься от зла и излечиться от болезней. Например, окуривали дымом зимнюю одежду, умывались талой водой.

© photo: Sputnik / V. Drujkov

Икона "Благовещение" конца XVI века

Лучшей защитой от змей считался огонь. Поэтому было принято сжигать накопившийся за зиму мусор. На Благовещение также нельзя ни одной крошки уронить, иначе не будет спаса от насекомых.

На Благовещение гадали на счастье - запекали в церковной просфоре мелкую денежку и кому она достанется, тому весь год счастье улыбаться будет.

Немало примет связано с погодой и урожаем. Так, накануне ночью темное без звезд небо - к плохому несению курами яиц. Солнце в праздник Благовещения - к урожаю пшеницы.

Дождь в праздник - к хорошей рыбалке, к грибной осени. Если в праздник прогремела гроза - можно ждать теплого лета и отличного урожая орехов. А мороз в этот день мог принести хорошие прогнозы на урожай огурцов и яровых.

О чем молятся

Перед иконой Пресвятой Богородицы Благовещения молятся о получении облегчения и исцеления своих недугов, об освобождении из заточения, и вообще — получить "благую" весть о чем-либо.

Молитва

Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя от нас, недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

Благовещение Пресвятой Богородицы - православный праздник, который имеет один день предпразднества и один день попразднества, в который празднует Собор Святого архистратига Гавриила.

События Благовещения описаны в Евангелии апостолом Лукой - в этот день вспоминают о том, как Архангел Гавриил Деве Марии возвестил благую весть о зачатии и рождении Ею Богомладенца — Иисуса Христа.

Божественная история знакома практически всем, но в канун Благовещения Пресвятой Богородицы предлагает Вам еще раз ее вспомнить, а также ознакомиться с историей, традициями и приметами праздника.

Благовещение Пресвятой Богородицы

Дева Мария, которая была отдана Творцу начиная с рождения, на всей Вселенной бесспорно самая целомудренная — она жила и воспитывалась до 14 лет в Иерусалимском храме.

Марии, когда пришло время покинуть храм, нашли в мужья престарелого благочестивого плотника Иосифа, который должен был Ее чистоту и невинность оберегать.

Посему, Дева Мария, когда Архангел Гавриил возвестил ей, что Она у Бога обрела величайшую благодать — быть Материю Сына Божия, смущаясь, спросила у Ангела, каким образом это зачатие получится.

В пример Архангел привел бесплодную родственницу Марии —Святую Елизавету, в преклонном возрасте шесть месяцев назад зачавшую ребенка, и тем самым уяснить, что нет предела возможностям у Господа.

Всемилостивую волю услышав в речах Архангела, Мария промолвила: "Се, Раба Господня; да будет Мне по слову Твоему". Святое зачатье содеялось, как считают на сегодняшний день, в момент произнесения этой фразы Девой Марией.

© photo: Sputnik / Vladimir Astapkovich

Икона "Богоматерь Владимирская" (1652 г. Лицевая сторона двусторонней иконы. Симон Ушаков)

Иосиф, узнав, что Мария носит ребенка, хотел тайно ее отпустить, но Ангел Господень явился во сне ему и сказал: "Иосиф, Сын Давидов! Не бойся Марию принять, жену твою; ибо родившейся в Ней есть от Духа Святого, родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он людей Своих спасет от грехов их…"

Иосиф так поступил, как ему Ангел велел — принял жену свою. Все, как предсказывалось, так и случилось — у них родился сын, и его нарекли Иисусом.

История праздника

Предполагают, что праздник установили апостолы, так как изображения Благовещения Пресвятой Богородицы, датируемые II-III веками, имеются в росписях катакомб, где на молитву собирались первые христиане.

Однако праздновать стали Благовещение Пресвятой Богородицы особо — значительно позже. Способствовало этому открытие Святой равноапостольной Еленой в начале IV века Святых мест земной жизни Спасителя и строительство храмов в этих местах, в том числе базилики в Назарете, на месте явления Архангела Гавриила Деве.

© Sputnik / Alexander Imedashvili

Древние христиане праздник называли по-разному — Благовещение о Христе, Зачатие Христа, Благовещение Ангела Марии, Начало искупления и только в VII веке ему было присвоено название Благовещение Пресвятой Богородицы, как на Западе, так и на Востоке.

Праздник Благовещение Пресвятой Богородицы, по некоторым сведениям, установил святитель Кирилл Иерусалимский, и к концу VII века в Византии он был одним из важнейших. Примерно в то же время он распространился и в западной Церкви.

Датой Благовещения как на Востоке, так и на Западе считается 25 марта (по-старому стилю 7 апреля). Благовещению посвятили день, на девять месяцев предваряющий Рождество, поскольку праздник Рождества Христова исторически был установлен значительно раньше.

Число это также согласуется с представлениями древних церковных историков о том, что Благовещение и Пасха произошли в один и тот же день года, как исторические события.

Традиции

С давних времен праздник Благовещения Пресвятой Богородицы особо почитался на Руси. В этот день, по древней традиции, люди выпускали на волю птиц из сетей и клеток. Обычай этот был возрожден в 1995 году и теперь совершается во многих храмах.

Крестьяне, на Благовещение Пресвятой Богородицы, по традиции, по числу домочадцев пекли в семье просфоры — пресный церковный хлеб, который затем освещали в храме.

© photo: Sputnik / Balabanov

Изображение Богоматери. Фрагмент иконы "Благовещение (Устюжское)"

Съедали освещенный хлеб дома натощак, а крошки, по традиции — добавляли в семена и корм домашним животным. В народе считали, что урожай благодаря этому будет богатым, а скот — здоровым и плодовитым.

В народе Благовещение Пресвятой Богородицы воспринимали как праздник весны — начало нового сельскохозяйственного года. Зерно, по традиции, люди освящали перед посевом, ставя благовещенскую икону рядом с зерном.

В этот день в старину "закликали весну" — разводили костер и прыгали через огонь, водили хороводы, пели "веснянки". Благовещенский костер люди считали лучшей защитой от болезней, порчи и сглаза.

Люди били в колотушки, звонили в колокольчик, медную посуду, чтобы защитить скотину от волков. В народе бытовала примета, что волки держаться будут на том расстоянии, на которое распространится звук.

Приметы

Праздник Благовещение Пресвятой Богородицы в народе был окружен множеством примет. Главная примета гласит — все земельные работы и по дому запрещены. В старину люди говорили, что даже птица гнезда не вьет в этот день, потому что это грех.

По легенде, кукушка не послушалась правил этого дня и свила гнездо, в наказание она больше не может вить гнезда, и вынуждена свои яйца подкладывать в гнезда других птиц.

Во многих домах, по традиции, накануне и в день Благовещения Пресвятой Богородицы старались не зажигать огонь, но, чтобы привлечь удачу в печи, по приметам, следовало сжечь несколько щепоток соли.

В праздник Благовещения люди считали, что радуются ангелы на небесах, и даже в аду грешников перестают мучить. От зимнего сна пробуждается земля и раскрывается навстречу весне. А с обитателями земли вместе пробуждается и всякая нечисть.

Посему в Благовещение Пресвятой Богородицы проводили обряды, которые защищали от болезней и зла. Хорошей приметой было умыться талой водой, окурить зимнюю одежду дымом и так далее.

Огонь считался лучшей защитой от змей, поэтому мусор, накопившийся за зиму было принято сжигать. По приметам, на Благовещение нельзя также уронить ни одной крошки, иначе спаса от насекомых не будет.

© photo: Sputnik /

На Благовещение Пресвятой Богородицы было принято гадать на счастье - запекали мелкую денежку в церковной просфоре и кому она достанется, тому счастье улыбаться будет весь год.

Под иконами ставили благовещенскую освященную воду, так как верили, что она поднимет на ноги и больного, отпаивали ею же и скотину.

В старину считали, что целый год освященная вода не портится, если только колдун или человек с темными помыслами к ней не прикоснется.

На Благовещение Пресвятой Богородицы плохой приметой является пересыпание зерна из мешка в мешок и давать взаймы, посему делать это категорически запрещалось.

В этот день хозяйка сгоняла кур помелом с насеста, чтобы они неслись к Пасхе.

© photo: Sputnik / V. Drujkov

Икона "Благовещение" конца XVI века

Немало связано примет с урожаем и погодой. Так, по примете, курицы будут плохо нестись, если накануне ночью небо темное без звезд. Приметой к урожаю пшеницы является солнечный день на Благовещение.

По приметам, дождь в праздник - к грибной осени, к хорошей рыбалке. Гроза в праздник указывает на теплое лето и хороший урожай орехов. Если в праздник прогремела гроза - можно ждать теплого лета и отличного урожая орехов.

По приметам, мороз на Благовещение Пресвятой Богородицы указывал на хороший урожай яровых и огурцов.

О чем молятся

Молятся перед иконой Пресвятой Богородицы Благовещения о получении облегчения и исцеления своих недугов, об освобождении из заточения, и вообще — получить "благую" весть о чем-либо.

Молитва

Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя от нас, недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Материал подготовлен на основе открытых источников

7 апреля православные христиане отмечают один из главных церковных праздников. Это событие стало поворотным для всего христианского мира: оно ознаменовало скорое прибытие Сына Божьего на землю для спасения всего человечества.

Значимость Благовещения Пресвятой Богородицы в религиозном мире огромна. В этот знаменательный день Деве Марии была явлена весть с Небес о том, что она станет матерью Божьего Сына и произведет его на свет от непорочного зачатия.

Традиции и обычаи на Благовещение

Если в этот знаменательный день продолжается строгий пост , церковь разрешает сделать послабление в честь празднования. Христианам позволительно употреблять в пищу рыбную продукцию.

7 апреля под запретом остается работа. Домашние дела, требующие внимания, выполнять можно, но от праздного времяпровождения стоит воздержаться. Свободное время необходимо посвятить молитвам, размышлениям о жизни и духовному просветлению. По поверьям, в этот день нельзя шить, вязать и плести — так можно накликать беду в дом и испортить отношения с домочадцами.

Особое внимание уделяется в праздник птицам. Их выпускают на свободу, чтобы они донесли до Небес благую весть о хороших делах и поступках людей.

В ночь на Благовещение принято разжигать костры, чтобы окончательно растопить зимнюю стужу и привлечь теплую весну. В костры бросают мусор, старые предметы обихода и любые вещи, пришедшие в негодность.

Золу от костров в Благовещение относили в огород и посыпали грядки для того, чтобы отпугнуть вредителей и защитить урожай от невзгод.

Сажают в этот день и растения. Считается, сам Бог благословляет их на быстрый всход и обилие плодов.

После службы в церкви домой приносят просфоры, которыми угощают всех домочадцев. Остатки и крошки обычно отдают домашним животным, защищая их от болезней и хищных зверей.

Приметы на Благовещение Пресвятой Богородицы

Наши предки внимательно наблюдали в этот день за погодой: дождь сулил урожайный год, а гроза или гром предвещали обилие орехов по осени.

Рыбаки в Благовещение надеялись на хороший улов, ведь он означал, что рыба в водоеме не переведется и клев будет в течение всего года.

В праздник под запретом были любые бранные слова, ссоры и выяснение отношений. Наши предки верили, что от того, как пройдет день, зависит весь год. Благодушный настрой, добро и взаимопомощь были обязательны.

Хорошим индикатором погоды служили ласточки: если они появлялись до наступления праздника, значит, впереди ждала теплая зима.

В этот день ничего нельзя отдавать из дома, чтобы не провести год в бедности и безденежье.

По приметам, вода, освященная в Благовещение, обладала целебными свойствами и применялась в случае болезни домочадцев.

Запрещается надевать обновки в этот день: по поверьям, они быстро приходят в негодность, а новые наряды также недолго радуют покупателей.

Примечательно, что погода, которая стояла в Благовещенье, отражала погоду на Светлую Пасху.

Благовещение Пресвятой Богородицы — особый день, в который вы можете попросить у Высших сил защиты и покровительства . Любое ваше желание, произнесенное от чистого сердца и не содержащее корысти, обязательно сбудется. Желаем вам удачи, и не забывайте нажимать на кнопки и

07.04.2017 05:15

Благовещение Пресвятой Богородицы - это один из самых важных христианских праздников. В православии это событие...

Благовещение Пресвятой Богородицы - это православный праздник, который совершается ежегодно 7 апреля (25 марта по старому стилю) и отстоит ровно на 9 месяцев от даты празднования . Праздник установлен в воспоминание возвещения Деве Марии архангелом Гавриилом благой вести о зачатии и о рождении Ею Богомладенца Исуса Христа. Благовещение имеет один день предпразднества и один день попразднества, в который празднуется Собор св. архистратига Гавриила.

Благовещение Пресвятой Богородицы. Богослужение

Праздник Благовещения в православной традиции созвучен Евангелию (от греч. «благая весть »). Икона этого праздника обычно помещается на Царских вратах, сверху на правой половине изображена Богородица, на левой - Архангел Гавриил. Благовещение иногда совпадает с Пасхой. Праздник этот настолько велик, что даже пасхальная служба его не отменяет. По особенному Уставу песнопения Благовещения и Пасхи могут соединяться.

Праздничное богослужение рассказывает молящимся о событии праздника, объясняет смысл исполнившихся ветхозаветных пророчеств. Вновь и вновь мы слышим пояснения великой Тайны Боговоплощения. В стихерах, кроме описания события Благовещения, излагаются те же мысли, что вообще в Богородичные праздники. Говорится, что, благодаря рождению Господа от Богородицы, небо снова соединяется с землею, Адам обновляется, Евва освобождается, и мы становимся причастными Божеству, становимся церковью, т. е. храмом Божиим. Очень красивы и полны глубокого смысла стихеры великой вечерни, построенные как диалог Архангела с Богородицей:

С овётъ превёчныи, tкрывaz ТебЁ nтрокови1це, гавріи1лъ преdстA, тебE лобызaz и3 вэщaz, рaдуисz землE ненасёzннаz. рaдуисz купино2 не њпали1маz. радуисz глубино2 неуд0бь ви1димаz, рaдуисz м0сте к8 нб7сє1мъ преводsи. и3 лёствице выс0каz, ю4же їя1ковъ ви1дэ. рaдуисz рu1чко бжcтвеныz мaнны. рaдуисz разрэшеніе клsтвэ. рaдуисz ґдaмово возвaніе, с8 тоб0ю гDь.

K влsешимисz ћкw чlкъ, речE нетлённаz nтрокови1ца ко ґрхистрати1гу. и3 кaкw вэщaеши гlы пaче чlка. со мн0ю рeклъ є3си2 бGу бhти, и3 в8сели1тисz во утр0бу мою2. и3 кaкw бu1ду гlи ми, в8мэсти1лище прострaнное, и3 мёсто сщ7eниz, и4же на херувимэхъ восходsщему. да непрельсти1ши менE лeстію, небо2 разумёхъ мu1жа. брaку є4смь непричaстна, кaкw yбw nтрочA рождu2.

Б Gъ и3дёже х0щетъ, побеждaетсz є3стествA чи1нъ, речE беспл0тныи. и3 ћже пaче человёка содэвaютсz, мои1мъ вёруй и4стиннымъ глаг0ломъ, все©тaz и3 непор0чнаz. nнaже возопи2, бu1ди мнЁ нhнэ по гlу твоемu2, и3 рождu2 беспл0тнаго, пл0ть t менE заи3мовaвшаго, ћкw да возведeтъ чlка, ћкw є3ди1нъ си1ленъ, надрeвнеє достоsніе, крaйнимъ сошeствіемъ.

На полиелеосе всегда поется величание празднику или святому, начинающееся словами: «Величаем тя…». Величание Благовещению - особенное:

Ґ рхaгGльскіи глаc вопіeмъ ти чcтаz. рaдуисz њбрaдованнаz, гDь с8 тоб0ю.

Канон празднику был составлен в VIII веке. Его написали известные православные гимнографы Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский. Канон построен в виде диалога между Богородицей и Архангелом Гавриилом. В каноне говорится о Божественном снисхождении к людям воплощающегося Спасителя и указывается на необычайное величие Пресвятой Девы, принявшей в себя Бога.

Библиотека Русской веры

В Апостоле (Евр. II, 11–18) высказывается мысль, что для спасения людей необходимо было Сыну Божию принять плоть человеческую. В Евангелии (Лк. I, 24-38) содержится повествование о Благовещении Пресвятой Деве Марии.

Тропарь празднику. Церковно-славянский текст:

Д нeсь спасeнію нaшему начaтокъ, и3 вёчнэй тaйнэ kвлeніе, сн7ъ б9іи, сн7ъ дв7ыz бывaетъ, и3 гавріи1лъ рaдость бlговэствu1етъ. тёмъ и3 мы2 с8 ни1мъ бцdэ возопіє1мъ, рaдуисz њбрaдованнаz гDь с8 тоб0ю.

Русский текст:

Сегодня начало нашего спасения и проявление бывшей от века тайны: Сын Божий становится Сыном Девы и Гавриил возвещает благую весть о благодати. Поэтому и мы с ним воскликнем Богородице: радуйся, обрадован­ная, Господь с Тобою.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст:

В збрaнной воев0дэ побэди1тельнаz, ћко и3збaвльшесz t ѕлhхъ, бlгодaрьственаz восписu1емъ ти раби2 твои2 бцdе. но ћкw и3мu1щи держaву не побэди1мую, t всsкихъ нaсъ бёдъ свободи2, да зовeмъ ти, рaдуисz невёсто неневёстнаz.

Русский текст:

Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, в брак не вступившая.

Празднование Благовещения на Руси. Народные обычаи и традиции

По силе народного почитания и по размерам чествования христианских праздников в сельском быту издревле день Благовещения Пресвятой Богородицы находится на третьем месте после Рождества Христова и Св. Пасхи. В обиходе трудовой деревенской жизни этот праздник считался днем полнейшего покоя. Во многих селах целые семьи вечером, при закате солнца, шли на мельницы и здесь располагались на соломе для мирной беседы о том, какова будет наступающая весна, каков посев, какова пахота, каков урожай. Благовещение считалось днем благословения на всякое доброе дело, в особенности же на земледельческий труд. По народному преданию, в этот день, как и на Пасху, солнышко на рассвете «играет» и грешников в аду не мучают. До революции существовал также обычай выпускать в этот день заточенных в клетки птиц на волю, как символ возвещения свободы всем людям.

В этот день величайшим грехом считалась мельчайшая физическая работа, даже отход или отъезд в дорогу для заработков. Не праздное веселье с приправою праздничного разгула, а именно сосредоточенное, молчаливое раздумье приличествовало этому празднику совершенного покоя, свободы от дел, основанной на непреложном веровании и повсеместном убеждении, что «в Благовещеньев день птица гнезда не завивает, девица косы не заплетает ». Ни на один день в году не приходится столько примет и гаданий, как на день Благовещения: от него находилось в зависимости наибольшее количество тех верований, которые были укреплены на практических хозяйственных основах.

Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы

Древнейшими образами Благовещения являются фрески в древнеримских катакомбах (II век) и изображения на раннехристианских саркофагах. Уже к V веку из раннехристианских развились иконописные каноны, которые остаются почти неизменными в византийской и русской иконописи.

Благовещение. Пьетро Каваллини, базилика Санта-Мария-ин-Трастевере, 1291 год

Основные принципы иконографии праздника - это двухфигурная композиция, представляющая Архангела и Богородицу.


Благовещение. Андрей Рублёв, 1408. Икона праздничного чина иконостаса Успенского собора во Владимире. ГТГ, Москва

Наиболее распространенным изводом является «Благовещение с пряжей». Богоматерь представлена сидящей за прядением, Ангел с посохом в левой руке порывистым жестом благословляет ее, сообщая посланную Господом весть. Согласно Преданию, Деве Марии выпал жребий прясть красную завесу для Иерусалимского храма, ту самую, которая в момент смерти Её Сына разодралась надвое.

Благовещение. Костромской музей, конец XVII в.
Благовещение. Мозаика на алтарных столбах Софийского собора в Киеве. XI век Благовещение с клеймами жития Богоматери. XVI век. Сольвычегодский музей

В иконах «Благовещение с Младенцем во чреве» («Устюжское Благовещение») делается попытка представить идею непорочного зачатия.

Устюжское Благовещение. Новгородская икона, вторая четверть XII век

Изображения Благовещения Пресвятой Богородицы встречаются не только в иконописи и монументальной живописи, но и в миниатюрах рукописей, скульптуре, шитье.

Благовещенские храмы и монастыри на Руси

В ХI веке Ярослав I, оградивший город Киев каменною стеною со входными в нее золотыми воротами, построил над ними Благовещенскую церковь и сказал устами летописца: «Да сими врата благие вести приходят ко мне в град сей молитвами Пресвятые Богородицы и св. архангела Гавриила - радостей благовестника ». Такой же храм был сооружен над воротами новгородского кремля, и затем вошло в обычай ставить надворотные Благовещенские церкви во всех больших старых монастырях.


Надвратная церковь Благовещения в Киеве

На Руси было построено много храмов и монастырей, названых во имя Благовещения, в каждом русском городе. В первую очередь вспоминается Благовещенский собор Московского Кремля. В 1397 году великий князь Василий I, сын Дмитрия Донского, построил первый деревянный собор. Его расписывали Андрей Рублев, Феофан Грек и мастер Прохор их Городца. Позднее собор перестраивали, в 1475 году он сгорел, и на подклете псковские мастера выстроили новый белокаменный собор (1484-89).


Благовещенский собор Московского Кремля

В Кремле была еще одна Благовещенская церковь. Одна из кремлевских башен, носящая теперь имя Благовещенской, служила при Иване Грозном тюрьмой. Одному узнику, невинно заключенному, явилась Богородица и велела просить царской милости. Тогда же на наружной стене башни, обращенной к царским покоям, явился образ Благовещения. Впоследствии к башне был пристроен храм, разрушенный в 1930-е годы.

Один из самых древних Благовещенских храмов находился в Витебске (Белоруссия). По преданию, его построила еще княгиня Ольга при основании города в 974 году. Церковь много раз перестраивали, а в 1961 году разрушили, чтобы освободить место для разворота трамваев. Восстановлена в 1993–98 гг. в облике XII века.


Благовещенская церковь в г. Витебске (Беларусь)

В честь Благовещения Богородицы освящен собор Муромского Благовещенского монастыря в г. Муроме Владимирской области. Первая деревянная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы была поставлена в Муроме в 1192 году. В 1553 году на месте церкви началось строительство Благовещенского мужского монастыря. В 1612-1616 году обитель сильно пострадала от пожаров, кроме того, ее разграбили поляки, однако в скором времени благосостояние монастыря восстановилось, а Благовещенская церковь, согласно описи 1637 года, «после разорения от поляков обновлена игуменом». Высокий куб основного объема храма перекрыт сомкнутым сводом, который украшен двумя рядами кокошников. Третий ряд зрительно образуют кокошники в основании барабанов каждой из пяти глав. Основным элементом скромного декора являются оконные наличники. Весьма тщательно украшены барабаны пяти глав собора.


В честь Благовещения Богородицы освящен монастырь в г. Киржаче Владимирской области. Время первоначального основания Благовещенской церкви неизвестно, но она уже упомянута в летописи в 1564 году как каменная. Каждая стена церкви оканчивается вверху тремя полукружиями и разделена полуколоннами. Алтарь имеет три полукруглых выступа. На сводах устроен восьмигранник, на котором утвержден круглый фонарь с узкими продолговатыми окнами, украшенными по сторонам лепными колонками. Крест на главе восьмиконечный. В советское время Благовещенский монастырь не функционировал. В 1932-1934 годах был взорван храм преподобного Сергия Радонежского. В годы войны Благовещенский собор использовался под склад боеприпасов, в его помещениях в разное время располагались то колбасный цех, то керосиновая лавка. Только в 1990 году Благовещенский и Спасский храмы были возвращены РПЦ и монастырь был возобновлен.


Благовещенский собор, храм Спаса Преображения и колокольня храма всех святых Благовещенского монастыря в г. Киржаче Владимирской области

В честь Благовещения Пресвятой Богородицы был освящен монастырь в д. Тимошкино Владимирской области. Церковь построена в период между 1530 и 1540 годами. Благовещенская церковь монастыря - редчайший тип крещатого храма, являющийся прототипом церкви Вознесения в Коломенском.


Благовещенский монастырь в д. Тимошкино Владимирской области

В честь Благовещения Пресвятой Богородицы был освящен Никандров монастырь в Псковской области, основанный в 1585 году. Тогда же была построена Благовещенская церковь. В 1665 году обитель была разграблена поляками, а в 1667 году сгорели все 4 церкви и монастырские постройки. Позднее обитель возродили. 9 ноября 1928 года обитель ликвидировали, постройки передали военному ведомству на слом. Монастырские здания разобрали на кирпичи, из которых построили военный городок, впоследствии уничтоженный немецкой авиацией. После закрытия Никандровой пустыни и сноса части ее строений, на монастырских землях местные жители организовали колхоз. В конце XX века монастырь стал возрождаться.


Благовещенский собор Никандровой пустыни в Псковской области

В честь Благовещения Богородицы освящена церковь Соловецкого Зосимо-Савватиевского Спасо-Преображенского монастыря на Соловках в Архангельской области. Надвратная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - небольшой одноглавый храм, построенный над проездной аркой Святых ворот в 1596–1601 годах. Первоначально церковь была меньшего размера, с запада к ней примыкала паперть, с севера - деревянное крыльцо-всход. Венчала ее сложная кровля с трехъярусным пощипцовым покрытием. Храм неоднократно перестраивался: церковь, убрав паперть, «распространили» над Святыми воротами. Пощипцовое завершение после пожара 1745 года заменили четырехскатной крышей, деревянные галереи и крыльцо возвели каменными, окна и проездную арку растесали. В ходе перестроек увеличились площадь храма, над входом были устроены хоры, церковь оказалась включенной в объем крепостной стены. Благовещенская церковь была домовой церковью настоятеля и из алтаря сообщалась переходом с его покоями. Это единственный храм в монастыре, где сохранились конструкция иконостаса и почти в полном составе настенная живопись. Иконостас за свою историю не раз перестраивался. В 1836 году произошло его последнее поновление перед закрытием обители. С 1925 по 1937 годы в храме размещался лагерный музей. В настоящее время обитель возрождена.


Слева направо: Успенский собор, колокольня, Никольская церковь, часть купола Троицкого собора, Святые ворота с Благовещенской церковью и Спасо-Преображенский собор. Фотография С.М. Прокудина-Горского

В честь Благовещения Богородицы освящен храм Троицкого Антониева Сийского монастыря в п/о Большая гора Архангельской области. Благовещенскую церковь с трапезной и келарской начали возводить в 1638, а завершили в 1644 году. Высокое двухмаршевое крыльцо было перекрыто цилиндрическими сводами, поддерживаемыми гранеными столбами, оно подводило к огромной одностолпной трапезной, из которой можно было попасть и в церковь, и в келарскую. Завершение храма было сделано шатровым. Церковь, трапезная и келарская поставлены на высокий подклет, где на первом ярусе разместились хозяйственные службы - кладовые, пекарня. Церковь неоднократно подвергалась реставрации.


Троицкий Антониев Сийский монастырь. Дореволюционная фотография

В честь Благовещения Богородицы освящен собор в г. Сольвычегодске Архангельской области. На сооружении укреплена надпись: «…построен усердием и иждивением именитых людей Строгановых в 1560 году». Эта дата - начало строительства собора. Закончен он был двадцать четыре года спустя. Сооружение представляет собой большой двухстолпный пятиглавый храм на высоком подклете. Основание собора опоясано галереей, которая первоначально была открытой. Особую прелесть фасадам собора придает широкая лента - фриз из фигурно уложенного кирпича в верхней части стены под закомарами. Однако ныне собор в значительной степени отличается от первоначального. Отдельные части здания значительно перестроены.


Благовещенский собор в Сольвычегодске

В честь Благовещения Богородицы освящен собор в с. Сновицы Владимирской области. На месте приходской церкви издревле существовал мужской монастырь. Благовещенская церковь датируется 1501 годом и является двухэтажной. После революции 1917 года храм разграбили и закрыли. Вскоре устроили в нем жилые квартиры. В годы Великой Отечественной войны на территории бывшего монастыря разместилась воинская часть. В 1990 году Благовещенскую церковь вернули местной общине РПЦ.


Благовещенская церковь в с. Сновицы Владимирской области

В честь Благовещения Богородицы освящена домовая церковь во епископских палатах в Суздальском Кремле во Владимирской области. Первое указание на строительство каменного здания на архиерейском дворе в Суздале находим во Вкладной книге Суздальского собора, в которой записано: «Лета 7067 (1559 г.) владыка Афанасий поставил на дворе теплую каменную церковь во имя Благовещения с такою же палатой …» Здание этой церкви в XVII в. было перестроено и в таком виде дошло до нас.


В честь Благовещения Богородицы освящена церковь на архиерейском дворе в Суздальском Кремле во Владимирской области. Церковь датируется 1635-36 гг. В дальнейшем храм перестраивался.

Благовещенская церковь в Суздальском Кремле

В честь Благовещения Богородицы освящена надвратная церковь Покровского монастыря в г. Суздале Владимирской области. Церковь была построена в 1515 году. В течение веков она много раз перестраивалась. В советский период церковь была разорена. В конце 1950-х годов в ходе комплексной реставрации архитектурных памятников Покровского монастыря ее отреставрировали, в ней открылась музейная экспозиция. Богослужения здесь стали совершаться с 1992 года.


Надвратная церковь в честь Благовещения Богородицы Покровского монастыря в г. Суздале Владимирской области

В честь Благовещения Богородицы освящена надвратная церковь Спасо-Евфимиева монастыря в г. Суздале Владимирской области. Первое упоминание о ней мы находим уже в Описи 1628-1630 года: «…В Суздале ж на посаде Спаской Еуфимиев монастырь. На монастыре… ворота святые каменые на воротех церковь Благовещения Пресвятые Богородицы да предел Ивана Списателя Лествицы…». Церковь перестраивалась и в настоящее время представляет собой небольшой куб над одним из проемов Святых ворот. С востока к нему примыкает высокая, почти на высоту самого куба, трехчастная апсида, а с запада - над вторым проемом ворот - размещена паперть под деревянной кровлей. Декор из фигурного кирпича очень разнообразен, что характерно для эпохи «узорочья» середины - конца XVII века.


Надвратная Благовещенская церковь Спасо-Евфимиева Суздальского монастыря

В честь Благовещения Богородицы освящена церковь в Ферапонтовом-Белозерском Богородице-Рождественском монастыре в с. Ферапонтово Вологодской области. Церковь Благовещения с трапезной палатой была построена в 1530-1531 годах. Трехъярусная, столпообразная, с сомкнутым сводом безапсидная трапезная церковь строилась «под колоколы». Первый ярус служил хлебней и каменными погребами, на втором устроена церковь, третий ярус был звонницей. С постройкой колокольни колокола переместили на новое место.


Церковь Благовещения Богородицы в Ферапонтовом-Белозерском Богородице-Рождественском монастыре в с. Ферапонтово Вологодской области

В честь Благовещения Богородицы освящена церковь на Ваганькове в Москве. Храм был возведен вначале XV в. Позднее (в XVI-XVII вв.) была выстроена трапезная, а в XVIII в. - колокольня. Уже в XVIII в. церковь была закрыта и уничтожена.


Церковь Благовещения Богородицы на Ваганькове в Москве

В честь Благовещения Богородицы освящена церковь Троицкого Зеленецкого монастыря в пос. Зеленец Ленинградской области. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы датируется 1565 годом. Церковь поднимается высоким кубом над пониженным крылом, над алтарем, помещенным в более низком полукруглом выступе. Верх этого церковного куба опоясан тремя бороздчатыми карнизами, с широкими между них архитравами, а невысокая крыша закончена одною шестигранною двухъярусною, небольшой главой. В 1919 году Троицкий Зеленецкий монастырь был закрыт и возобновлен лишь в 1993 году.


Благовещенская церковь Троицкого Зеленецкого монастыря в Ленинградской области

В честь Благовещения Богородицы освящена церковь в с. Степановское Раменского района Московской области. В XVI веке был построен одноглавый белокаменный храм с двумя небольшими приделами. Благовещенский храм представлял собой четверик, сложенный из кирпича, с белокаменной облицовкой, сохранившейся в нижней части здания и поныне. К основному объему примыкали одноглавые приделы с отдельными апсидами. Свод был крестчатым, его следы сохранились внутри. В конце 1680 - начале 1690-х годов церковь была обновлена. После революции храм был закрыт.


Благовещенская церковь в с. Степановское Раменского района Московской области

В честь Благовещения Богородицы освящена церковь в Аркажах в Великом Новгороде. Церковь Благовещения у деревни Аркажи представляет наиболее древний образец небольших четырехстолпных новгородских храмов XII века. Это одноглавый трехапсидный храм. Современная восьмискатная кровля появилась при перестройке рухнувших перекрытий в XVI в. К XVII в. относятся появившиеся после растески древних оконных проёмов резные наличники. Храм неоднократно реставрировался.


Церковь Благовещения Богородицы в Аркажах в Великом Новгороде

В честь Благовещения Богородицы освящена церковь в Великом Новгороде, построенная в период между 1362 и 1466 гг. Двухэтажная галерея с шатровой колокольней над средней частью объединяет церковь Михаила Архангела с церковью Благовещения в единый архитектурный ансамбль, расположенный к юго-востоку от Ярославова дворища. Нижний этаж галереи состоит из трех пар мощных квадратных столбов, на которых покоятся крестовые своды. Верхний этаж галереи представляет вытянутое с юга на север помещение, перекрытое коробовыми сводами. В годы Великой Отечественной войны переход и колокольня были лишены покрытий и завершений. Реставрационно-восстановительные работы проводились в 1960-1961 гг.

Благовещенская церковь в Великом Новгороде

В честь Благовещения Богородицы освящена церковь Успенского Псково-Печерского монастыря в г. Печоры Псковской области. Церковь была построена в 1541 году. Стены церкви имеют красный цвет, белую отделку, в том числе фронтонов окон и пояса на барабане купола, а сам фасад делится на две части. Причем пояс изготовлен из керамических плит, покрытых глазурью. Позже, в XVII веке, и фасад храма Благовещения Пресвятой Богородицы, и внутреннее убранство подверглись изменениям.


Благовещенская церковь Успенского Псково-Печерского монастыря

В честь Благовещения Богородицы освящен собор Казанского Кремля, построенный в период между 1556 и 1562 гг. Первоначально представлял собой каменный пятиглавый трехапсидный храм с пристроенными в конце XVI века боковыми приделами - Борисоглебским и во имя Муромских чудотворцев. Главки древнего собора были с шлемовидными куполами. Каменная пятиярусная колокольня была пристроена в конце XVI в. В 1736 году к западной части собора была пристроена одноэтажная кирпичная трапезная, шлемовидные купола были заменены луковичными, а центральный купол приобрел завершение в стиле украинского барокко. Страшный пожар 1815 года, во время которого пострадал весь Казанский кремль, заставил заняться серьезной реконструкцией собора. С 1817 по 1821 гг. полуразрушенная трапезная часть собора была реконструирована. Решением ЦИК ТССР от 20 сентября 1925 года Благовещенский собор был закрыт и передан Музейному отделу, который передал соборные помещения Государственному архиву под архивохранилище. В 1995 году передан в ведение Государственного историко-архитектурного музея-заповедника «Казанский кремль».


Благовещенский собор Казанского Кремля

В честь Благовещения Богородицы освящена церковь Борисоглебского монастыря в пгт. Борисоглебский Ярославской области. Одноглавая Благовещенская церковь была построена в 1524-1526 годах. В XVII позакомарное покрытие, придававшее церкви большую стройность и подчеркивавшее главенствующую ее роль в общей композиции с трапезной и настоятельскими покоями, заменили на четырехскатное. Окна храма были растесаны.


Благовещенская церковь Борисоглебского монастыря в пгт. Борисоглебский Ярославской области

Также в честь Благовещения Пресвятой Богородицы были освящены монастыри и церкви в Румынии, Чехии, Польше, Грузии, Греции, Египте и Палестине.

Следует сказать, что есть даже город, названный в честь праздника - Благовещенск на Дальнем Востоке , на границе с Китаем. Он был основан в 1856 году и носил название Усть-Зейский военный пост (на месте слияния Зеи и Амура). Первый храм, который был там построен, освятили во имя Благовещения, откуда и город получил свое имя. Удивительно, но при советской власти город сохранил свое «православное» название!

Старообрядческие храмы Благовещения Пресвятой Богородицы

Старообрядцы продолжили традицию возведения Благовещенских храмов. Этому празднику посвящен строящийся храм Русской Православной старообрядческой Церкви в и в (Румыния).


Общины Русской Древлеправославной Церкви в Саратовской области, селе (Казахстан) и Нижегородской области также отмечают сегодня престольный праздник.


Благовещению посвящены храмы поморских общин Архангельска, (Эстония), (Латвия), (Латвия) и придел Рижской Богоявленской общины (Латвия).

Душеполезное поучение на Благовещение

… Поелику Господь сказал Еве: «В болезни будешь рождать детей» (Быт. 3, 16), теперь эту болезнь разрешает та радость, какую приносит Деве ангел, говоря: «Радуйся, Благодатная»! Поелику Ева была проклята, Мария теперь слышит: «Благословенна Ты». Мария размышляла о приветствии, каково оно: не гнусное ли и порочное, каково обращение мужчины к девице, или Божественное, так как в приветствии упомянуто и о Боге: «Господь с Тобою»? Ангел, во-первых, успокаивает сердце Ея от страха, чтобы Она приняла Божественный ответ в невозмутимом положении; ибо в состоянии смущения Она не могла бы должным образом выслушать имеющее сбыться, - потом, как бы в изъяснение вышесказанного слова «Благодатная», говорит: «Обрела Ты благодать у Бога». Ибо быть облагодатствованным значит получить благодать у Бога, то есть угодить Богу.Но это счастье общее, ибо и другие многие получили благодать у Бога, а приносимое Марии приветствие не идет еще ни к кому.

«И вот зачнешь» - этого преимущества не удостоилась еще никакая другая дева. Сказал: «во чреве»; этим показывается, что Господь существенно воплотился из самих ложесн Девы. Пришедший для спасения рода нашего справедливо назван «Исусом», ибо имя сие в переводе на греческий язык означает «спасение от Бога». Исус, по толкованию, значит Спаситель, потому что и спасение называется «иао». «Он будет, - говорит, - велик и наречется Сыном Всевышнего». Велик был и Иоанн, но он еще не был и сыном Всевышнего, а Спаситель - велик по Своему учению и - «Сын Всевышнего» тоже по учению, ибо Он учил, как имеющий власть, и по совершению дивных чудес. Слово было Сыном Всевышнего и прежде веков, но не называлось так и не было известно; когда же воплотилось и явилось во плоти, тогда и назван Сыном Всевышнего видимый и творящий чудеса.

Слыша о «престоле Давыда», не подумай о царстве чувственном, но разумей о Божественном, которым Он воцарился над всеми народами Божественною проповедью. «Дом Иакова» суть уверовавшие как из евреев, так точно и из других народов, ибо таковые собственно суть Иаков и Израиль. Как же говорится, что Он воссел на престоле Давыдове? Слушай. Давыд был меньший между братьями своими; и Господь был в презрении и поношении, как ядца и винопийца, и сын древоделателя, и в бесчестии даже у своих братьев, сыновей Иосифовых. «Ибо и братья Его, - сказано, - не веровали в Него» (Ин. 7, 5). Давыд, несмотря на благотворительность, был гоним; и на Господа, творящего чудеса, клеветали и бросали камни. Давыд победил и воцарился кротостью; и Господь воцарился, принявши крест по кротости. Итак, видишь ли, в каком смысле говорится, что Он воссел на престоле Давыдове? Как Давыд принял чувственное царство, так Господь принял духовное царствование, которому «не будет конца». Ибо царствованию Христову, то есть богопознанию и христианству, не будет конца. Ибо мы и в гонении сияем благодатью Христовою.

… Но посмотри, что говорит Дева. «Се Раба Господня, да будет Мне по слову твоему»: Я доска живописца; пусть пишет писец, что он хочет; пусть творит Господь, что Ему угодно. Очевидно, прежде сказанное «как будет это» было выражением не неверия, а желания узнать образ; ибо если б не верила, не сказал бы: «Се Раба Господня, да будет Мне по слову твоему». Знай и то, что Гавриил значит «человек Божий», Мариам - «госпожа», а Назарет - «освящение». Посему, когда Бог имел соделаться человеком, прилично посылается Гавриил, который означает «человек Божий»; да и приветствие совершается в святом месте, то есть в Назарете, ибо где Бог, там нет ничего нечистого.

(Блаженный Феофилакт Болгарский, толкование на Евангелие празднику Благовещения Пресвятой Богородицы (Лк. 1, 24-38), приводится в сокращении ).

Самые значимые торжества в церковном календаре, двунадесятые праздники, неразрывно скреплены друг с другом. Например, Благовещение Богородицы, как и Воздвижение Господне, верующие начали отмечать в IV веке, когда спустя 300 лет после распятия Христа, мать императора Константина, царица Елена, совершила путешествие по святым местам, связанным с его земной жизнью. Ей удалось отыскать на Голгофе священный крест и уточнить даты таких известных событий, как Рождество Пресвятой Богородицы, и появление на свет младенца Иисуса.

С той поры считается, что о непорочном зачатии Деве Марии стало известно 25 марта, в этот день и празднуют католики Благовещение Богородицы. Русская Православная Церковь, живущая по юлианскому летоисчислению, 7 апреля славит Благовещение, обычаи и традиции предписывают справлять праздник чинно, с тихим ликованием в сердце, ведь он приходится на Великий пост.

Весть о чуде



Сейчас трудно представить, что творилось на душе у шестнадцатилетней Марии, когда архангел Гавриил обратился к ней со словами: «Радуйся, Господь с тобой! Быть тебе Матерью Сына Божьего!» Разве могла она, воспитанная в храме, ослушаться Создателя, пойти против его воли. Однако, чтобы ее исполнить, требовалось проявить немалое мужество, стойко вынести осуждение людское. На такой поступок даже ее нареченный супруг Иосиф, который к тому времени уже девятый десяток разменял, не сразу решился, поначалу хотел тайно отпустить свою избранницу. Стыдился, все вокруг знали, что его невеста добровольно возложила на себя обет целомудрия.

Что повлияло на него больше, уговоры и пророчества ангела, который являлся Иосифу во сне, или безграничное самопожертвование юной Марии, поверившей в чудо? Ведь с ним был сопряжен и ее приход в мир, престарелые родители, Анна и Иоаким, буквально вымолили дочку у Бога. Без его благословения не случилось бы Рождество Пресвятой Богородицы, Благовещение Богородицы, рождение Иисуса, светлое Христово Воскресение (), Воздвижение Господне и прочие великие происшествия, память о которых хранят двунадесятые праздники.

На волю птичку выпуская



Не все из них нынче популярны в народе, как Благовещение, обычаи и традиции которого по-прежнему соблюдают и передают из поколения в поколение. Особой любовью пользуется красивый обряд освобождения птиц. Священники обычно выпускают из клеток белоснежных голубей. Они взмывают в небо, словно избавившиеся от гнета грехов души, получившие надежду, шанс на спасение через Благую весть. В старину специально к большому христианскому торжеству крестьянские мальчишки отлавливали в лесу диких пташек, которые успели вернуться из теплых краев. Привозили на городской рынок, где просили за них выкуп: вызволите птичку из плена, она за вас словечко перед Богом замолвит. Детвора уговаривала взрослых заплатить копеечку, чтобы птаха смогла улететь домой.

Тех птиц, что задерживались на зимовке, за морями, океанами, приманивали вкусным угощением. На Благовещение Богородицы, точнее накануне вечером, заводили хозяйки сладкое на воде, в Великий пост ставить опару нельзя, даже в праздник. Из него лепили забавные булочки, точь-в-точь настоящие жаворонки: головки с клювиками и глазками-изюминками, хвостики, крылышки. Как зарумянятся «птички» в печи, их доставали, медом покрывали да ребятишкам раздавали. Они взбирались на заборы, крыши сараев и громко, звонко весну кликали, скворцов, жаворонков торопили гнездами обзаводиться.




Правда, существует поверье, что на Благовещение Богородицы никто не должен работать, даже пернатые в этот день гнездышек не вьют. Согласно легенде запрет однажды нарушила кукушка. В наказание превратилась в вечную вдову, а яйца ее другие птицы высиживают. Так и растут бедные кукушата сиротами при живой матери. Кто такой горькой судьбы себе пожелает? Поэтому и откладывали все хозяйственные и бытовые дела, заботы на потом, печь не топили, волосы не расчесывали, косы не заплетали.

Благовещение Богородицы: что можно делать, а что нельзя




Пресвятая Богородица издавна слывет на Руси защитницей, покровительницей женщин. К ней они обращаются за помощью и поддержкой, за советом в трудную минуту в храм Богородицы идут. А в ее праздник, 7 апреля, обязательно покупают там освященные хлебцы – благовещенские просфоры, на всех членов семьи. Говорят, они достаток и счастье в дом приносят. Тот, кто съест церковное кушанье, весь в здравии проведет.

С этой же целью на Благовещенье обычаи и традиции учили чудодейственную соль изготавливать. Все, от мала до велика, бросали по щепотке в полотняной мешочек. Затем старшая в роду женщина соль перемешивала, на чугунной сковороде в печи прокаливала и берегла, как зеницу ока, до особого случая. Считалось, что такое снадобье безнадежных больных на ноги поднимает, любые несчастья от человека отводит, будто сама Пресвятая Богородица страдальца жизненными силами наделяет. Если магическое снадобье не пригодилось, его накануне следующего торжества в огонь бросали.

На Благовещенье обычаи и традиции старинные направлены также на привлечение богатства. В этот праздник принято наполнять кошелек деньгами, бумажными купюрами, желательно номиналом покрупней, и монетками. Пересчитаешь их перед входом в храм Богородицы под торжественный перезвон колоколов, затем бедным на площади перед церковью милостыню подашь, нужды в финансах знать не будешь. Есть и вовсе странный, смешной обряд: украсть что-нибудь по мелочи. Останешься незамеченным, удача в денежных вопросах стороной не обойдет.

Однако все запросто можно испортить, если в этот день трудиться, например, за шитьем или вязаньем сидеть. Дело в том, что судьба человека подобна нити, которая повинуется Господу да его помощникам – ангелам. Стоит ей запутаться, оборваться, не на тот клубок намотаться, как жди беды: ссор с родными и друзьями, расставания с любимым, ревности и злых сплетен. Лучше посетить храм Богородицы, помолиться, посвятить время старинным женским заговорам, ведь Пресвятая Богородица в свой праздник все желания исполняет.

Заговор, изгоняющий хандру

Читается трижды перед сном, в постели:
«Почивать ложусь с печатью крестовой. Ангел-хранитель мой сон стережет, душу с вечера до утра охраняет, грусть-печаль из сердца прогоняет. Аминь».

Благовещенский приворот удачи

Накануне праздника покупается мед. Им в Благовещение обряды и традиции советуют намазать ладонь левой руки, плотно прижать ее к правой ладошке, а разведя, сказать:
«Мед от тепла тает, ладони соединяет. Пусть и удача, счастье ко мне, рабе Господней (имя) также прилипает».

Загадывание заветного желания

Заранее коротко сформулируйте, о чем вы хотите просить Матерь Божию и Архангела Гавриила. На рассвете 8 апреля выйдите на улицу или балкон, повернитесь лицом на восток. Перекреститесь и произнесите: «Услышьте мольбу мою, Архангел Михаил, Пресвятая Богородица, на вас уповаю. Исполните мою слезную просьбу (изложить своими словами)». Поцелуйте нательный крестик и никому не рассказывайте о своем сокровенном желании, иначе не сбудется.