Борисоглебский монастырь, Ярославская область: описание. Путеводитель по россии П борисоглебский ярославская

В соответствии с Федеральным законом от 2 апреля 2014 года № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», Законом Ярославской области от 8 апреля 2015 г. № 26-з «Об отдельных вопросах участия граждан в охране общественного порядка на территории Ярославской области»

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении областного конкурса «Лучшая народная дружина» .
2. Утвердить прилагаемое Положение о проведении областного конкурса «Лучший народный дружинник» .
3. Областные конкурсы «Лучшая народная дружина» и «Лучший народный дружинник» проводить ежегодно на территории Ярославской области.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления области размещать в информационно-коммуникационной сети «Интернет» информацию о проведении отборочных этапов конкурсов «Лучшая народная дружина» и «Лучший народный дружинник».

О распространении заведомо недостоверной общественно значимой информации

Прокуратура района разъясняет, что распространение в СМИ, а также в информационно-телекоммуникационных сетях (к которым относятся и социальные сети) заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создавшее угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 13.15 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от шестидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

Протокол схода граждан от 19.03.2020

Протокол
схода граждан о выборе общественной территории, подлежащей в первоочередном порядке благоустройству в 2021 году в рамках муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории Борисоглебского сельского поселения» на 2018-2024 годы в рамках Губернаторского проекта «Решаем вместе!»

п. Борисоглебский 19.03.2020 г.

Место проведения: Актовый зал Администрации Борисоглебского муниципального района.

ПРИСУТСТВОВАЛИ:
Заракаев Е.В. - Первый заместитель Главы Администрации Борисоглебского муниципального района, заместитель председателя комиссии;
Васильев И.Н. - начальник отдела строительства и имущественных отношений Администрации Борисоглебского муниципального района;
Короткова В.В. - заведующая отделом ЖКХ Администрации Борисоглебского муниципального района;
Демьянюк Е.А. - глава администрации Борисоглебского сельского поселения;
Соловьева Н.Б. - председатель Общественной палаты Борисоглебского муниципального района;
Залыгалова О.В. - корреспондент Борисоглебской районной газеты «Новое время»;
Жители пос. Борисоглебский в количестве 24 человека.

О публичном использовании нацистской атрибутики или символики

Федеральным законом от 01.03.2020 N 31-ФЗ в статью 20.3 КоАП РФ внесено примечание, согласно которому положения указанной статьи не распространяются на случаи использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии.
Ранее действующая редакция части 1 статьи 20.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусматривала ответственность по формальным признакам за любое публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, даже без целей пропаганды.

Ярославская транспортная прокуратура информирует, что с 1 июня 2020 года вводится запрет на вывоз отдельных видов продукции из Российской Федерации

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2020 № 223 «О введении временного запрета на вывоз отдельных видов продукции из Российской Федерации» с 1 июня 2020 г. вводится временный запрет на вывоз из Российской Федерации одноразовых масок, бинтов, ваты, марли, средств дезинфицирующих и противовирусных и прочей медицинской продукции, предназначенной, в том числе, для защиты от заражения.

№ 75 Об утверждении дизайн-проектов общественных территорий, отобранных для голосования на сходе граждан (2)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Администрации Борисоглебского сельского поселения
Борисоглебского муниципального района
Ярославской области

12.03.2020 № 75
п. Борисоглебский

Об утверждении дизайн-проектов общественных
территорий, отобранных для голосования
на сходе граждан

С целью реализации муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории Борисоглебского сельского поселения» на 2018-2024 годы, руководствуясь Уставом Борисоглебского сельского поселения, Администрация Борисоглебского сельского поселения
ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые дизайн-проекты общественных территорий Борисоглебского сельского поселения, отобранных для голосования на сходе граждан (Приложение 1,2,3):
2. Опубликовать настоящее постановление на официальном сайте администрации Борисоглебского сельского поселения
3. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.

Глава администрации Борисоглебского сельского поселения Демьянюк Е.А.

Объявление

Администрация Борисоглебского сельского поселения сообщает о проведении схода жителей пос. Борисоглебский, который состоится 19.03.2020 г. в 11:00 в актовом зале Администрации Борисоглебского муниципального района по вопросу определения общественной территории, подлежащей в первоочередном порядке благоустройству в 2021 году, в рамках муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории Борисоглебского сельского поселения» на 2018-2024 год.

Время на осмотр : два часа.

Зачем ехать в Борисоглебский : Борисоглебский монастырь — едва ли не самый целостный в России архитектурный ансамбль XVI—XVII веков.

Сретенская надвратная церковь (1692).
Фото: Ярослав Блантер

Борисоглебский монастырь .

Стена монастыря в 10—12 метров высотой и три метра толщиной, четырехугольная в плане, имеет длину чуть больше километра (по периметру). Стены с башнями современном виде были сооружены в середине XVII века. Четыре из четырнадцати башен расположены по углам монастыря и незатейливо называются северо-западная , северо-восточная (самая высокая), юго-западная и юго-восточная . Остальные башни и вовсе не имеют названия. Западная и восточная стены монастыря содержат по две промежуточных башни каждая, еще две примыкают к воротам в южной стене, две (круглые) — к воротам в северной, а еще две находятся в северной стене между воротами и угловыми башнями.

Обе надвратные церкви украшены замечательными резными галереями. Южная пятиглавая Сергиевская церковь иногда датируется серединой XVI века и приписывается Григорию Борисову (этому нет никаких документальных подтверждений), иногда — 1679 годом, и связывается с именем ростовского митрополита Ионы Сысоевича, перестроившего в то же время весть ростовский кремль (о его деятельности мы подробно рассказали в статье про Ростов). Не вызывает сомнения, что церковь как минимум перестраивали в конце XVII века — резьба на галерее однозначно выдает время постройки. На Святых воротах под церковью сохранились фрески XVII века. Эти ворота выходят в парк и создают впечатление глуши и уединенности. Наоборот, северные ворота со Сретенской церковью (1692) соединяют монастырь с бывшей слободой — поселком Борисоглебский. В отличие от кирпичной неоштукатуренной Сергиевской церкви, Сретенская и две примыкающие к ней круглые башни покрашены в желый цвет, при этом галерея и некоторые детали фасада оставлены белыми. Добавим к этому стройность пятиглавого храма, резную галерею и витые колонны, и получим одну из самых красивых церквей XVII века в России.

Самое большое здание внутри монастыря — кубический пятиглавый Борисоглебский собор , построенный в 1522—1523 годах под руководством Григория Борисова, хотя и тут его участие документально не подтверждено. Именно в соборе хранятся мощи Феодора, Павла и Иринарха. Внутренний интерьер необычный: своды опираются на четыре столба, что создает эффект объема. В XVII веке собор был несколько перестроен, добавлены внешние декоративные элементы, а в начале XIX века был построен придел Ильи Пророка. Росписи собора были выполнены в начале XX века художником Егоровым по мотивам росписей Виктора Михайловича Васнецова в киевском Владимирском соборе.

Благовещенская церковь с трапезной палатой (1524—1526) — единственное здание монастыря, достоверно построенное Григорием Борисовым (об этом имеется упоминание в летописи). Это домовая церковь настоятеля монастыря. В XVII веке к ней было пристроено крыльцо, украшенное изразцами и каменной резьбой, как это часто делалось в то время. С другой стороны к церкви примыкают настоятельские покои , первый этаж которых был сооружен в первой половине XVI века, а второй — в XVII веке.

Наконец, третье крупное и, возможно, самое необычное здание внутри монастыря — звонница , построенная в 1690 году явно по мотивам звонницы в Ростовском кремле. Основное ее здание, с тремя маленькими главками, трехъярусное, к нему пристроено резное крыльцо. Все колокола были утеряны при советской власти, сейчас на звоннице 19 новых колоколов. Кроме этого, на территории монастыря сохранились двухэтажные старые настоятельские покои (XVI—XVII века), братский корпус (XVI век), просфорный корпус (монастырская кухня, XVI—XVII века) и архимандричьи кельи (XVIII век). В целом монастырь производит удивительное впечатление. В конце XVII века его явно пытались перестроить по той же схеме, что и ростовский архиерейский двор — да и занимался этими двумя проектами один и тот же человек, Иона Сысоевич. Но в Ростове получился лабиринт из зданий: в центре сделали пруд, а на все остальное места не хватило, пришлось даже задействовать второй ярус. В Борисоглебском же монастыре на огромной территории, чуть ли не больше, чем в Ростове, стоит всего несколько зданий. В результате получилось ощущение огромного пристранства внутри стены: тут проложены дорожки, растут деревья, да так, что стену видно не из любой точки монастыря, и можно подумать, что находишься где-то в лесу или в парке.

Всего в 18 км от Ростова расположен поражающий воображение Борисоглебский монастырь. Он отлично сохранился, особенно если учитывать его преклонный возраст. Массивные стены обители вызывают некоторое недоумение: неужели монахам необходима такая надежная защита от мирских сует? Ярославской области - это настоящая крепость со своими башнями, воротами и бойницами. Ведь смутное время, в которое он воздвигался, было омрачено татарскими набегами, княжескими междоусобицами, польскими вторжениями.

Возникновение монастыря

Монастырь основан во времена Дмитрия Донского в 1363 году новгородскими иноками Федором и Павлом. Благословение на его возведение дал сам Сергий Радонежский. Небольшую деревянную обитель построили на холме, вблизи небольшой реки Устье. Святыми покровителями для будущего храма были выбраны благоверные широко почитавшиеся на Руси в то время. Территория его была обнесена укрепленными стенами, а внутри построены церковные здания. Новый Борисоглебский монастырь в Ярославской области быстро обрел добрую славу, в него потянулись паломники. великий московский князь, нашел здесь убежище, а позже крестил здесь своего сына, будущего наследника русского престола, Ивана III. А легендарный Пересвет в этих стенах принял свой постриг. Самая яркая страница обители - это житие преподобного Иринарха. Родился он в 1547 году в соседнем селе Кондаково. До 30 лет жил в миру, носил имя Илия, а затем пришел в Ростовскую Борисоглебскую обитель.

Иринарх Затворник

В Борисоглебском монастыре Ярославской области он принял постриг и стал зваться Иринарх. Здесь в горячей молитве он озарился знамением жить для Бога, а через некоторое время получил благословение на свой подвиг - добровольный затвор. В тесной келье, скованный цепями и оковами, обвешанный крестами и укрощающий плоть железной палкой, он усердно трудился во славу Господа. Иринарх провел в «заточении», непрерывно молясь о спасении, 38 лет. Обладал он даром предвидения и особенным бесстрашием: царю Василию Шуйскому он предсказал нападение поляков на Русь, а Сапеге, польскому гетману, скорую погибель, коли тот не уберется с земли русской. Предводителям народного ополчения, Минину и Пожарскому, он послал благословение на сражение и один из своих крестов. Духовный подвиг Иринарха был оценен современниками, его терпению «дивились ангелы», а страдания изумляли всю Русь. К нему отовсюду шли за благословением, исцелением, чудом. Посмертно Иринарх Затворник был канонизирован и возведен в ранг почитаемых святых.

Каменное строительство

После полной обветшалости деревянных строений Борисоглебский мужской монастырь Ярославской области с 1522 года начинает «одеваться» в камень. Организовал переустройство святой обители Ростовский зодчий Григорий Борисов. В XVII веке масштабное строительство проходило по указанию митрополита Ростовского Иона Сысоевича. Были перестроены все существующие здания, возведены новые. Монастырь превратился в мощную крепость, защищавшую западную границу Руси. Стены его уникальны: их продолжительность больше 1 км, толщина до 3 м, высота 10-12 м; приспособлены они и под ведение боевых действий, и под проведение крестных ходов. По периметру построено 14 башен. Самая высокая из них расположена с северо-востока, в высоту она достигает 38 м. В ограде находятся 2 ворот: северные и южные. Над северными в XVI-XVII веках была воздвигнута Сретенская надвратная церковь, отличающаяся легкостью, нарядностью и красотой. Над южными в 1679 году построена Сергиевская надвратная церковь, получившая свое название в честь Сергия Радонежского. Самая древняя постройка относится к 1526 году - это здание Борисоглебского собора. Именно здесь покоятся святые мощи преподобного Иринарха, иноков-основателей Федора и Павла.

Московские князья высоко ценили Борисоглебскую обитель и почитали ее за «домашнюю». В XVIII веке монастырь стал центром местных слобод, здесь активно развивались ремесленные промыслы, проводились пышные ярмарки. В конце века Екатерина II передала значительную часть монастырских земель своему фавориту, графу Орлову. В то время большинство ценностей обители было разворовано и распродано. Но к началу XX века монастырь обрел устойчивое положение, он был почитаем и начальством, и паломниками.

Приход советской власти был ознаменован всеобщим гонением церкви, религии. Несмотря на то что в 1924 году Борисоглебский монастырь Ярославской области упразднили, богослужения в нем продолжались до 1928 года. Монастырская звонница чудом избежала уничтожения, некоторые ценности успели переправить в Ростовский кремль и Третьяковскую галерею. И все же большая часть священных реликвий была безвозвратно утрачена. Какие только «интерпретации» не претерпела Борисоглебская обитель! С 1930 года здесь размещалось общежитие милиции и почтовое отделение, сберкасса и склады зерна, гаражи райпотребсоюза и электростанция, было налажено производство кондитерских и колбасных изделий. С 1970 года монастырь становится филиалом архитектурно-художественного

Наши дни

Борисоглебский монастырь Ярославской области, по описанию древних письменных источников, сохраняет свой внешний вид с конца XVII столетия. В 1989 году он начал действовать как приходской храм. Богослужения в нем восстановились в 1990 году, а в 1994 году он полностью возродился. Сегодня действующий мужской монастырь делит свою территорию, храмы и постройки с музеем. С 2015 года обитель была целиком предоставлена в управление православной церкви. Комплекс включает в себя несколько монастырских зданий, носящих звание памятников архитектуры, отлично сохранившихся, но, к сожалению, очень медленно реставрирующихся. Отсюда многочисленные отзывы посетителей территории монастыря об атмосферности, некоторой запущенности и обветшалости этого святого места.

Удивительная находка

Архитектор Александр Рыбников - личность в Борисоглебском известная. С конца 80-х годов он проводил на территории обители реставрационные работы. И когда в 90-е годы прошлого столетия группа реставраторов случайно провалилась в неопределенного вида полость, был случайно раскрыт внутристенный проход. Вход в него закрывало перекрытие XVIII века, а когда его вскрыли, всеобщему вниманию открылся свод XVI века, прекрасно сохранившийся до наших дней. Под ним располагались ниши, в которые были аккуратно уложены фрагменты старинных фресок. Рыбников называет свою работу и испытанием Божьим, и радостью, но тот случай в его практике и по сей день вызывает у него восторг.

Экскурсии по территории монастыря

Экскурсовод Борисоглебского монастыря Ярославской области Наталья Шеина в 2016 году победила в номинации «Лучший экскурсовод». Команда профессионалов собрала богатейшие материалы о Борисоглебских иеромонахах, прошлом и настоящем святой обители. Экскурсию по территории можно заказать в церковной лавке, находящейся у входа. Заранее уточняйте, входит ли в нее посещение храмов, так как иногда они закрыты для туристов.

В музее «Ростовский кремль», который делит территорию с монашеской братией, можно увидеть фото Борисоглебского монастыря Ярославской области в разные годы его существования, ознакомиться с его историей, узнать о быте послушников. Информация представлена в интересных и познавательных презентациях.

Важная информация: во время Крестного хода доступ на территорию монастыря ограничен, храмы закрыты. Отнеситесь к этому с уважением.

Богослужения в Борисоглебском соборе

Первой заботой братии стало восстановление в возрожденном монастыре святого источника. Благодаря помощи жителей Борисоглебского поселка и Ивановского села колодчик и купальня были построены в течение летних каникул. Слава о его целительной силе широко распространена, поэтому здесь многолюдно в любое время года. Затем восстановили келью великого святого Борисоглебского затворника Иринарха. А в 1997 году совершили 1-ый Иринарховский крестный ход, который стал ежегодной традицией. Ход продолжается 5 дней и имеет официальный сайт, на котором размещается информация о времени и месте проведения мероприятий. Более 10 лет в монастыре подвизаются иеродиакон, 3 иеромонаха, 2 монаха и 3 послушника. Они возродили святую традицию по воскресеньям, после Божественной литургии, обходить монастырские стены крестным ходом. От Пасхи и до Покрова обходят стены монастырская братия и прихожане, паломники и местные жители. У раки преподобного Иринарха служится молебен с Акафистом.

Расписание богослужений в Борисоглебском мужском монастыре Ярославской области схематично представлено в таблице.

Возрождение одноголосного пения

В Ростов Великий люди приезжают, чтобы приложиться к чудотворным иконам, поклониться святым мощам, ощутить благодатную силу живоносных источников и животворящего креста. А с недавних пор появилась возможность насладиться и особенным церковным пением под названием «Большой роспев». Его длинная история начинается с имени митрополита ростовского Варлаама Рогова, который в 1587 году возглавил Ростовскую кафедру, переименованную впоследствии в Метрополию.

По словам исследователя древнерусской музыки Н.П. Парфентьева, Варлаамовские крестные стихиры отличаются множеством пространных внутрислоговых мелодичных оборотов. С XVII века в Ростове, а затем и по всей России распространяется партесное пение. До начала XX века певческая церковная практика представляла собой весьма разнообразную картину, и по репертуару, и по силе исполнения.

В послереволюционный период, когда большинство храмов и монастырей были упразднены, стало практиковаться простое обиходное пение. С 1990-х годов, благодаря стараниям Б.П. Кутузова, при богослужениях возрождается знаменное пение. Летом 1997 года в святой обители появился новый насельник, ученик Кутузова, будущий отец Борисоглебского монастыря Ярославской области Сергий Швыдков.

Его силами постепенно было восстановлено «одноголосие», о котором он отзывается как о ларце с драгоценными камнями, когда попевки, наделенные своим цветом, складываются в палитру, цветную мозаику. Некоторые службы в монастыре целиком исполняются в технике «Большого роспева». Иеромонах Сергий вместе с последователями В.П. Кутузова поводят концерты, популяризируя знаменитый распев. Для этого был организован хор, школа для мальчиков и мужчин. Хочется привести несколько фраз иеромонаха, штатного клирика Сергия о распеве, ярче всего характеризующие его отношение к одноголосию: «…настроение…спокойствие жизни…умиротворение внутреннее…нету предела ни печали ни радости…ликование…радости духовной…молитвенное объединение людей…». Ростовский Борисоглебский монастырь Ярославской области, отец Сергий Швыдков и знаменитый распев являют собой неделимое явление жизни духовной.

Прогулка за стенами монастыря

Стены Борисоглебского монастыря скрывают красивейшие памятники древнерусского зодчества. Но и за их пределами, в одноименном поселке, есть интересные примечательные места, а точнее, памятники:

  • В 2005 году установлен памятник князю Дмитрию Пожарскому, скульптор Михаил Переяславец. Высота бронзового бюста, установленного на мраморный постамент, более 4 м. В далеком Пожарский приезжал за благословением к Иринарху, чтобы возглавить народное ополчение.
  • Тогда же, в 2005 году, Зураб Церетели установил скульптуру иноку Борисоглебского монастыря, богатырю Высота бронзового воина 3 м. Его смертельный поединок с Челубеем укрепил русский дух перед Куликовской битвой.
  • В 2006 году открыт еще один памятник Церетели. На свои собственные средства скульптор изготовил 3-метровую бронзовую статую Иринарху Затворнику и подарил ее Борисоглебскому поселку.
  • В 2007 году здесь появился единственный в РФ памятник «Боярину. Князю. Воеводе» Михаилу Скопнику-Шуйскому. Композиция Владимира Суровцева изображает полководца, не проигравшего ни одно сражение, верхом на коне. Перед всеми походами получал он благословение от Иринарха.

Современное житие монастырской братии

Монахи, живущие в Борисоглебском монастыре Ярославской области, несут ежедневные послушания и в трапезной, и в котельной, растапливают печи, ухаживают на своей территории за садом и огородом. А еще есть у монахов своя пасека. Монастырь принимает активное участие в программе «Погост», восстанавливая и благоустраивая районные кладбища, поддерживает военно-патриотический клуб для детей и юношества «Святогор» и духовно-нравственный клуб «Славяне» для дошкольников, выпускает газету «Монастырский рубеж».

Борисоглебский монастырь в Ярославской области, как доехать

Адрес Борисоглебского монастыря: Ярославская область, Борисоглебский р-он, п. Борисоглебский, пл. Советская, 10.

В Ростов Великий ведет федеральная трасса М-8. Чтобы попасть в монастырь, необходимо добраться от Ростова до поселка Борисоглебский. Сделать это можно несколькими способами:

  • на собственно транспорте по шоссе Ростов-Углич;
  • рейсовым автобусом, отходящим с автовокзала или железнодорожного вокзала Ростова в направлении п. Борисоглебский.

Чудеса или благодать Божия

Местные жители и по сей день уверены в святости этого удивительного места. Рассказывают, что святой Иринарх своими молитвами изгнал всех гадов на 7 верст от монастыря, и змей здесь никогда не видели. Другая история повествует о таинственном исчезновении поклонного креста и святого источника в начале революции. А когда бригада реставраторов в 1990-х годов проводила здесь уникальную работу по выправлению практически разрушенной стены, она не только отрывалась в нужных местах точно по швам, но и самостоятельно возвращалась на место с большой скоростью. Чудеса ли это, остается только гадать. Но то, что Борисоглебское сердце бьется именно здесь, в стенах его монастыря, остается совершенно очевидным фактом.

Ростовский Борисоглебский монастырь основан пришедшим из Новгородской земли иноком Феодором и присоединившимся к нему позднее Павлом по благословению преподобного Сергия Радонежского в 1363 году. Согласно «Повести о Борисоглебском монастыре», Сергий Радонежский сам выбрал место для обители. Основатели монастыря прославлены как преподобные и входят в Собор Ростово-ярославских святых. Их мощи и погребальная рака находятся в северо-западном углу Борисоглебского собора и являются местом почитания этих святых.

Особую известность Борисоглебский монастырь получил в связи с преподобным Иринархом Затворником, жившим в монастыре в конце XVI - начале XVII веков. Его мощи под спудом находятся в паперти соборного храма монастыря. Согласно житию святого, у него в 1612 году получили благословение на защиту Москвы от поляков князь Дмитрий Пожарский и нижегородский посадский человек Кузьма Минин.

Ежегодно перед праздником Ильи пророка, мирского ангела преподобного, совершается крестный ход из стен обители к источнику Иринарха, в 40 километрах от монастыря, что близ села Кондакова - родины святого. В 1998 году архиепископ Ярославский и Ростовский Михей благословил возобновить традицию пеших крестных ходов к источнику преподобного Иринарха. Участники по очереди одевают на себя вериги преподобного, в конце все купаются в источнике. Крестный ход начинается архиерейской Литургией в Борисоглебском монастыре.

Среди церковных деятелей, подвизавшихся в Ростовском Борисоглебском монастыре, - архиепископ Ростовский и Ярославский Тихон (Малышкин). Настоятелем монастыря некоторое время являлся известный археограф и палеограф, собиратель и исследователь памятников древнерусской письменности Амфилохий, будущий епископ Угличский.

Монастырь стал крупным духовным и экономическим центром, вокруг которого возникли Борисоглебские слободы - крупное торговое село Ростовского уезда Ярославской губернии, центр Борисоглебской волости. В 1764 году слободы из владения монастыря были переданы Екатериной II своему фавориту графу Орлову. В праздник Бориса и Глеба у стен монастыря традиционно проходила богатая ярмарка.

В 1924 году монастырь был официально упразднен. В советский период в зданиях монастыря были размещены различные учреждения районного центра - почта, отделение госбанка, склады организаций по заготовке льна и зерна.

Богослужения в храмах уже упраздненного монастыря продолжались до октября 1928 года. 8 ноября 1928 года в помещениях бывшего монастыря был открыт краеведческий музей (филиал Ростовского музея-заповедника). В 1954 году эта организация была упразднена, но уже в 1961 году он снова возродился, уже как «народный музей». Позднее он вновь становится филиалом Ростовского музея-заповедника.

С 1994 года музей делил помещения с возрождённым монастырём вплоть до 2015 года, когда последнему было возвращено всё имущество. Здания монастыря как составляющие значительный памятник истории и культуры находятся под охраной государства.

…Под ярославским небом, в самом сердце России - чуть в стороне от торных дорожек Золотого Кольца - смиренно расположился, скромно находясь в тени грандиозных памятников Ростова Великого, великолепнейший архитектурный ансамбль монастыря-крепости в поселке Борисоглебский, сложившийся в период с 1520-х до 1690-х годов, сохранивший традиционные черты национального русского зодчества допетровской эпохи. Незаслуженно обойденный вниманием туристов и паломников, после переворота 1917 года разделивший свою территорию между филиалом Ростовского краеведческого музея и муниципальными конторами поселка Борисоглебский - нынче окончательно вернулся в лоно РПЦ, и по этому случаю в 2015 году подвергся такой долгожданной, но такой бестактной реставрации, стершей яркую индивидуальность древней архитектуры, что, кажется, лучше бы её вообще не было…

В Борисоглеб я приезжаю часто - настолько часто, что собрала коллекцию снимков, вместе с архитектурой запечатлевших и знойную тишину июля, и сумрачную ноябрьскую морось, и неожиданное для конца марта снежно-морозное безмолвие) Борисоглеб - разный. Здесь, будучи один, не ощущаешь себя одиноким. Будучи отягощен сонмом мрачных мыслей - непременно получишь ответ и подсказку. Будучи в нравственном смятении - обретёшь крылья. Итак…


Название поселка Борисоглеб официально имеет хвостик “-ский”. Но я ни разу ни от одного аборигена не услышала полного наименования. Борисоглеб - и всё тут. Это местная всеобщая манера - укорачивать имена собственные. Двойные названия теряют одну из своих половинок (Поречье остаётся без Рыбного, Переславль - без Залесского), а длинные - сокращаются (Авраамиев монастырь превратился в Абрамов). Я не стала сопротивляться, в конце концов, краткость - сестра таланта. (Верхний снимок - южная стена монастыря и Сергиевская надвратная церковь, 1680-е годы. Нижний кадр - на переднем плане четырехугольная фланговая башня западной стены, правее - купола Сергиевской церкви.)


Борисоглеб как населенный пункт на карте России - обычная деревня. Чем здесь зарабатывать на жизнь и как выживать суровою зимою - лично мне совершенно не понятно. Если в Ростов Великий (расположенный в 20 км от Борисоглеба) хотя бы привозят туристов (и очень много иногородних на личных авто, это по номерам заметно - на выходных население за счет приезжих увеличивается в полтора раза), о нём практически каждый где-то мельком вполуха слышал - то про Борисоглеб лично я узнала, лишь купив карту Ярославской области и целенаправленно раскапывая исторические сведения о Ростове. Про удивительный монастырь, по всем признакам, вообще знают единицы. Не удивлюсь, что бО льшая часть жителей-борисоглебцев воспринимает это мрачное сооружение лишь как привычную деталь местного пейзажа. (Следующий кадр - та же фланговая башня западной стены с иного ракурса)


История возникновения каждого монастыря - это отдельная легенда. Как правило, любой монастырь начинался с нескольких деревянных рубленных изб-келий, окружающих невысокий деревянный же храм где-нибудь в лесной чаще или на пустынном берегу водоёма. Борисоглебский монастырь основали два брата, старцы-отшельники Феодор и Павел - первый пришел на Ростовскую землю из Новгорода Великого и поселился в лесной чаще, второй присоединился три года спустя. Указать место для постройки храма и разрешить устроение монастыря они попросили преподобного Сергия Радонежского (зачинателя-инициатора массового строительства монастырей по глухим, незаселенным землям России, своего рода церковной колонизации новых территорий, способствовавшей расширению границ государства и усилению его мощи ). Знаменитый русский подвижник-чудотворец привел отшельников на берег лесной реки Устье - случилось это, согласно летописи, в 1363 году, с того момента ведет историю Борисоглебский монастырь. (К слову, сам Сергий родился и вырос в селе Варницы, в 4 км от Ростова Великого , в этом селе есть монастырь его имени, очень нуждающийся в помощи в наши дни). Постепенно к Феодору и Павлу присоединилось еще несколько человек (не отказывали никому - в лесной чащобе в одиночку не проживешь, всем рабочим рукам были рады), и монастырь, обнесенный забором (сплошь деревянный), мог уже вести самостоятельное хозяйство. К намоленному месту стали приходить окрестные крестьяне (в церкви всегда стекался народ) - приносили пожертвования, а кое-кто стал потихоньку переселяться под стены монастыря. Так монастырь стал обрастать крестьянскими дворами, которые ставились на месте вырубленного леса. Слободы росли, земли вокруг распахивались и засеивались. В средневековой Руси монастыри являлись своего рода ”деревнеобразующим предприятием ”. Если бы не масштабная монастырская колонизация 14 века, мы бы сейчас не досчитались доброй половины деревень и городов в Центральной России. (Следующий кадр - пруд у западных стен, на месте когда-то существующего здесь ручья, притока реки Устье)


В эпоху Рюриковичей окруженные крепостными стенами монастыри на окраинах страны служили в первую очередь для обороны. Монастырям принадлежали крупные финансовые и земельные ресурсы, в мирное время служившие мощными рычагами влияния. Не единожды члены царствовавшей династии использовали монастыри в качестве укрытия от преследования врагов в ходе фамильных распрей. Иоанн Грозный жаловал в обители громадные средства на помин душ убиенных им же самим нескольких тысяч бояр, князей, воевод и членов их семей, также монастырям отходило и конфискованное имущество казненных.
Влияние Борисоглебского монастыря на ход отечественной истории в период Смуты трудно переоценить, он оказался в самой гуще трагических событий, вместе с Ростовом Великим подвергшись в годы хаоса и безвластия разорению и разграблению разбойниками всех мастей, тем не менее продолжая осуществлять свою главную духовную миссию, воодушевляя русских дружинников на подвиги, поднимая боевой дух для борьбы с недругом - молодому князю-воеводе Михаилу Скопину-Шуйскому, стремительно продвигавшемуся к захваченной поляками Москве, зимой 1610 года от иноков монастыря был отправлен крест с благословлением и наказом победить врага (иноземцев из столицы удалось выбить, правда, лишь на полгода). И именно к Борисоглебским насельникам летом 1612 года, перед освободительным (и окончательным) походом на Москву против польских интервентов, пребывая в смятенных думах после известия об измене казацких атаманов, на помощь которых он рассчитывал, обратился за советом, духовной поддержкой и напутствием князь Дмитрий Пожарский, ополчение которого в ту пору находилось в Ярославле. Для предков наших небесное заступничество значило очень многое - вдохновляло на победы, придавало уверенности в своих силах, сплачивало.

В дальнейшем пришедшие на трон в 1613 году Романовы продолжали поддерживать монастырь щедрыми вкладами, а постригавшаяся в монахи знать жертвовала обители свои сбережения и земельные угодья. К моменту выхода в 1764 году Манифеста Екатерины Второй о секуляризации монастырских земель, Борисоглебская обитель скопила громадные средства как в денежном, так и в имущественном эквиваленте, и вполне могла себе позволить каменное строительство на широкую ногу. Все отдельно стоящие сооружения и мощнейшие стены были построены именно до 1764 года. В более поздние периоды производился либо ремонт, либо перестройки, либо пристройки к уже существующим зданиям. (На следующем снимке - стены и башни западной части монастыря.)


Каменное строительство в монастыре велось в два этапа, с полуторавековым перерывом - в 1520-х и в 1670-1690-х годах, благодаря чему в камне запечатлелись черты, присущие архитектурному стилю соответствующей эпохи. Архитектура “первой волны” включает в два каменных храма - Собор Бориса и Глеба (1524 г) и Благовещенскую церковь (1526 г) (оба сохранились), 2 корпуса настоятельских покоев (сохранились), просфорный корпус (пекарня, сохранилась) и кельи первых насельников. (после нескольких перестроек сохранились лишь стены, да и те в катастрофически руинированном состоянии). “Вторая волна” застройки проводилась с особым размахом. До конца 17 века монастырь занимал четверть от нынешней территории, обнесенный деревянными стенами, имевшими и в плане неправильную искривленную линию - постепенно ветшавшими и уже переставшими соответствовать возросшему статусу обители. Новые мощные каменные стены с двумя проездами и надвратными храмами над ними (южный Сергиевский 1680 года и северный Сретенский 1690-х годов) стали строить, начиная с 1670-х годов, приступив к работам с южной оконечности монастыря и придерживаясь иной планировки, расширив и выпрямив пространство до почти правильного прямоугольника. Старые каменные здания 16 века оказались в центре, в итоге внутри обители образовалось большие пустынные участки, на которых были разбиты сад, огород, высажена кедровая роща, выкопаны пруды. Кроме того, увеличившаяся внутренняя территория позволила в 1690 году поставить звонницу. Простора в монастыре много и поныне, но в темное время суток, особенно в холодную пору, думаю, здесь не слишком уютно. На снимке - северная стена монастыря, 1690-е годы, справа граненая угловая дозорная Максимовская башня, слева Сретенская надвратная церковь, 1690-й год, заметен уклон к востоку - монастырь строился на вершине холма.


Мощный крепостной периметр грамотно обустроен по всем правилам фортификации и в плане имеет почти прямоугольную форму - сложный рельеф местности не позволил выправить четкие прямые углы. Общая длина стен - 1040 м, высота варьируется от 10 до 12 м, толщина доходит до 3 м. 14 башен - от 25 до 40 метров в высоту. Если разделить общую длину стен (1040 м) на расстояние между двумя соседними бойницами верхнего боя (1,5 м), обнаружим, что одновременно отстреливаться от неприятеля могли как минимум 693 человека, это пара батальонов. Численность монашеской братии никогда здесь не превышала 80 человек, значит, рассчитывали на подмогу окрестных жителей и подкрепление со стороны. На снимке - круглая угловая северо-западная башня (1690 г).


Северо-западная часть стены (на следующем фото) отличается от всего остального периметра. На этом единственном участке присутствуют машикули - выступы стены с бойницами по верхнему краю. Кроме как здесь, его нигде больше нет (как нет и контрфорсов), из чего следует вывод, что вся стена строилась разными мастерами в несколько этапов, что неудивительно, учитывая размах строительства. Справа - Сретенская надвратная церковь, северный вход в монастырь, вся северная часть строилась в 1690-х годах. Западная стена монастыря со стороны Ростовского шоссе - очень живописное сочетание неприступной цитадели с зеркалом озера. Контрфорсы здесь - не декоративный элемент, а насущная необходимость: фундамент стоит на узкой земляной перемычке меж двух водоёмов, небольшой своей частью пруд уходит внутрь крепостных стен - в этом месте очень высок уровень грунтовых вод.


Укрепления включают четыре угловые башни - каждая отлична от другой как формой (круглые или многогранные), так и верхним покрытием (шатровое или купольное). Круглая одна, северо-западная, выходящая на озеро - купольное глухое покрытие без смотровой площадки, но зато у неё единственной в нижнем ярусе вместо пушечных бойниц расположены окна (довольно непрактично с оборонительной точки зрения).




Юго-западная шестигранная башня и прясло южной стены, 1680-е гг. Если на идеально ровных (не зацепиться) стенах три ряда бойниц - то на угловой башне их целых пять во все четыре стороны! Врагу точно не поздоровится! Три нижних - для тяжелой артиллерии, самая верхняя - ружейная, вторая сверху - для подножного боя, прямо по головам тех, кто уже достиг башни снаружи.
Сплошной цельный контрфорс (на следующем кадре), поддерживающий откалывающуюся от стен юго-восточную тоже шестигранную башню, подведен в 1787 году - «у наугольной большей башни, которая с фундамента весьма опасна, от коей и на оградной стене сделались большие опасные расселины”. Знать, весьма старинная та трещина, по которой происходит излом.






Угловая гранёная северо-восточная башня (предыдущий кадр) с шатровым покрытием - Максимовская - самая высокая из всех, наверху устроена смотровая площадка для тех, кто не только любопытен, но и в состоянии на неё взобраться. 38 метров - это, скажу я вам, сильно! Смотровая эта башня находится в ведении музея - заплатили мы за всё удовольствие 250 рублей (на дворе 2011 год, музея на территории монастыря нет с 2014 года, доступ на стены сейчас закрыт - Прим.авт.). Димитриевский монастырь Ростова, рядом с которым мы живем (лето 2011 г мы провели в Ростове Великом - Прим.авт.), тоже имеет смотровую площадку, попасть на которую можно значительно дешевле - 50 рублей на двоих вместе с фотосъемкой. Вот вам и музей...


Панорама Борисоглебского монастыря с 38-метровой высоты. Древние здания - словно на ладони, это первые каменные храмы обители. Слева - гранёные апсиды Борисоглебского Собора (1524 г). Первоначальный облик храма существенно искажен перестройкой 1778 - 1780 годов, в ходе которой надстроили барабан, заменили шлемовидную главу на ”луковичную с перехватом” меньшего в сравнении с барабаном диаметра, а позакомарное перекрытие, завершенное десятью кокошниками, заменили на более практичное четырехскатное - осуществляемые повсеместно перестройки древних зданий отнюдь их не украшали. В центре - изящная главка Благовещенской церкви (1526 г), с пристроенными правее настоятельскими покоями (первый этаж построен в 1520-х годах, второй надстроен в 1690-х), эти два здания в 19 веке объединены воедино, но внутри не имеют общего перехода - одно из окон алтаря попадает в интерьер настоятельских покоев. В начале 16 века строительство в монастыре велось под руководством Григория Борисова - зодчего, оставившего после себя большой след в истории средневековой русской архитектуры.


А вот здесь уже страшно. Вид на восточную стену монастыря со смотровой площадки самой высокой Максимовской башня Борисоглебского монастыря, 38 метров над землей на маленьком пятачке под ногами, мама родная... Опасная лестница, с которой так и норовит соскользнуть нога. Как они здесь бегали раньше, с ума сойти! И вообще, здесь абсолютно всё - деревянное, натуральное, на гвоздях и шурупах, которые имеют обыкновение выскакивать из своих гнезд!.. Но - 15-километровый обзор окрестностей, это очень сильно, для фотографа - так просто сказочное место, только бы меня не сдуло ветром отсюда. Вообще, если на каком-то любопытном объекте имеется возможность подняться над землей - не раздумывая, за любые деньги, оно того стоит. Мир сверху совсем другой - исчезают многочисленные мелочи, большое видится на расстоянии.


А вот кому совсем не страшно - так это крылатым созданиям на шпилях. Отводят беды от обители, издалека замечают неприятеля, укрывают крыльями от напастей, стерегут покой. Шпили фланкирующих башен по обеим сторонам Сретенской надвратной церкви, над северными, или Водяными, воротами. И леса повсюду и окрест...


Сретенская надвратная церковь (1690 г) над северным въездом в монастырь (виден прямоугольный в плане алтарь), бывшими Водяными воротами. Река Устье давно изменила русло, и теперь за этими воротами (справа на снимке) торговая улица поселка Борисоглебский с сохранившейся булыжной мостовой. Магазинчики лепятся прямо к подножию монастырских стен (торговые лавки были построены в 19 веке на средства монастыря и сдавались местным купцам в аренду). Суматошное рыночное мельтешенье на фоне невозмутимых каменных свидетелей прошлого.


Фланговая башня восточной стены, стоит на склоне холма прямо над автотрассой Ростов-Углич. Невозможно, наверное, выстроить на пересеченной местности периметр, высотой в 10 метров, который бы сохранился в целости на протяжении трёх веков. Стена имеет видное невооруженным глазом серьезное отклонение от вертикали. Плюс вмурованные башни, фундамент которых тоже ведет себя непредсказуемо и живет своей жизнью. Результат - вот такие 10-метровые трещины. Вверху шириной, наверное, в кирпич, не меньше.


Арки устроены по всему периметру стен, утоплены вглубь на треть толщины. Функциональность их состоит в следующем. Во-первых, экономия строительных материалов. Во-вторых, эффект зрительного увеличения внутреннего пространства (которого, кстати говоря, в монастыре и без того с избытком, территория заполнена постройками едва ли на треть). И в-третьих, стены приобретают любопытную акустическую особенность - все внутренние звуки резонируют (отражаются) от арок, оставаясь таким образом внутри пространства монастыря, наружу из-за стен не доносится ни шепота, ни слова.


Бойница "мушкетного" (верхнего) боя для ведения ружейного огня. Расположены через каждые полтора метра по всему периметру.


Верхняя часть фланкирующих башен у въездных ворот. Три бойницы "мушкетного" боя и две - среднего боя, “варницы” - от слова "вар" ("кипяток"), отверстия с наклонными стенками, позволяющие обстреливать пространство непосредственно у подножия стен, а также лить кипящую смолу или воду прямо на головы нападающих. Жестоко - но действенно, а потому что нечего было сюда вообще лезть.


Бойница нижнего (”подошвенного”) боя в трехметровой стене, предназначена для установки пушек и иной артиллерии, эстетично украшенная (каждая, прошу заметить!) вот таким полукруглым валиком. Вообще монастырь поражает множеством подобных симпатичных мелочей, ну спрашивается, какая польза от всей этой эстетики, если речь идет об оборонной мощи? Ан нет - соблюдены как законы фортификации, так и добавлены элементы строгой красоты большинству деталей. Монументальное сооружение-крепость от этого приобретает дополнительный шарм.


Здесь всё так и выглядело на протяжении трехсот лет. Под этими стенами ни разу не стоял иноземный захватчик - после 1700 года военные действия Россия вела уже на других своих рубежах, далеко отсюда. Стены же охраняли архитектурный заповедник, к изучению которого изнутри мы сейчас и приступим.


На территорию обители можно войти с двух противоположных сторон. Южный фасад (он на фото, знаменитая Борисоглебская южная галерея, 1680 год) выглядит значительно опрятнее и торжественнее северного, загаженного, почерневшего и затоптанного. Северные ворота (через которые внутрь монастыря попадает подавляющее большинство посетителей) выходят в поселок, южные (значительно реже используемые) смотрят на лес (точнее, на то, что когда-то было сосновым бором). Над обоими воротами возведены храмы, архитектура самих ворот и галерей над ними тоже одинакова - их строили почти одновременно, с перерывом в 10 лет. С обеих сторон широкие и на первый взгляд довольно беззащитные проезды охраняются мощными фланкирующими башнями с четырьмя рядами бойниц. Грандиозное это зрелище выныривает неожиданно, и сочетание грациозных полукруглых перекрытий, окошек, рельефных узоров с объемными неприступными башнями производит очень сильное впечатление на неподготовленного зрителя.


Кадр катастрофически двухмерен. Здесь настолько бело и морозно, как в марте никогда быть не может. Но это - март. Здесь настолько тихо, что звенит в ушах от непривычного отсутствия всех звуков. Но каждые четверть часа тишину нарушают колокола на монастырской звоннице - и невозможно забыть о ходе времени. Снежная тропа к монастырю, в маленькой деревне, посреди огромной страны, дорога, которая должна быть у каждого хотя бы раз в жизни…
(Продолжение следует. ..)