Храмы в Кхаджурахо: история и особенности индийской архитектуры. Откуда в консервативной Индии храмы любви и секса?

Суббота, 12 Ноября 2011 г. 18:10 + в цитатник

Городок Кхаджурахо (Khajuraho) является вторым местом по популярности среди туристов после Тадж-Махал. Название Кхаджурахо переводится как "финиковая пальма". Кхаджурахо известен своими храмами, которые датируются 9-11 веками, из 85 храмов, построенных в то время, уцелело 25. Храмы уничтожались мусульманами и причиной этому были очень откровенные скульптуры, украшавшие эти храмы.



Храмы стоят на высоких платформах и ориентированны по сторонам света. Сверху храмы немного напоминают крест с двумя перекладинами. По задумке архитекторов, купола храмов должны были быть похожи на Гималайские вершины - обитель Индуистских богов.


Храмы выполнены из больших гранитных плит и покрыты плитами песчанника(в некоторых местах Использованы плиты песчанника достигающие толщины 1,5 м) на которых и вырезаны скульптуры(колоссальность труда невозможно представить). Скульптуры разрушаются, песчанник очень мягкий камень. ЮНЕСКО выделило сумасшедшие деньги на их защиту путем напыления полимерной пленки. Работы уже начались.


Храмы в целях рекламы называют Храмами Любви.
На самом деле это не так. Из более чем 10 тысяч скульптурных групп(на этих 9 храмах) любви посвящено только 96, из которых 86 находяться высоко и их осмотр очень затруднен. Это скорее "Книга по домоводству". Скульптуры показывают как мыть голову и расчесывать длинные волосы, как сеять и пахать, как собирать плоды, как воевать и справлять свадьбу, как строить дома и делать мебель, как судить и виды наказаний, и так далее.


Храмы все действующие, во время службы Лингво Шивы поливают кокосовым молоком, символизирующим мужское семя. Очень много людей на рассвете и закате, днем тоже идут, но очереди нет. Каждый касается Лингво Шивы рукой. Мужчинам это дает силу и мужество, женщинам красоту и помощь в зачатии и родах. Кроме того можно попросить за близких родственников. Поэтому можно увидеть здесь и дряхлых стариков.
Внутри храмов очень тесно, сыро, темно.


По вечерам на территории храмового комплекса устраивают свето-музыкальное шоу. Зрелище потрясающее. После него в местном театре проходит представление с танцами храмовых танцоров.






Кхаджурахо. Любовные Игры Индийских Богов

Индийский храмовый комплекс Каджурахо в настоящее время является одним из памятников всемирного наследия ЮНЕСКО. Изначально, храмов было около 85, но до нынешнего времени, дошло только порядка 30. Те храмы, которые уцелели, как не странно находятся в хорошем состоянии и это несмотря на то, что около 1000 лет они не были посещаемы. Если этот комплекс сравнить с храмами, которые расположены в Ориссе, то становится ясно, что они являются уникальными строениями, ведь у них нет привычных ограждений, которые обычно бывают у таких построек., хотя они построены на высотах.

Стены храма с внешней стороны, украшены человеческими формами, которые демонстрируют любовные утехи. Этот комплекс очень часто называют храм любви. И это неспроста. Каждая человеческая скульптура выполнена в каком-то пульсирующем, жизненном тонусе. Каждая фигура, каждый жест и то, как они выполнены, делают данное место уникальным. Слаживается такое ощущение, что в каждой фигуре имеется жизнь, она пропитана ею. Просто невероятно, что такое можно сотворить из камня – нужно быть уникальным мастером своего дела, чтобы вонзить в камень душу. К примеру, на башне Shikhara, имеются плавные линии, которые придают ей очень элегантный силуэт. Они имеются практически на всех башнях, но, несмотря на это, все храмы отличаются друг от друга.

Главное, что их всех объединяет – это эротизм. По этому поводу, имеется несколько версий, почему именно такой стиль был выбран. Главной является такова, что эротические скульптуры – это соединение мужского и женского начала, что так популярно в буддизме. Еще одно предположение, которое так же имеет право на жизнь – это сексуальный опыт человека, который сливается с божественными чувствами. Некоторые археологи предполагают, такой факт, что раз эротика изображена на наружных стенах, а внутри отсутствует, то это своего рода предупреждение. Они считают, что нельзя входить в храм, если на уме имеются плотские желания.

Как бы там не было, здесь есть на что посмотреть. Кстати, еще одно популярное название этих дворцов - обитель любви, а один из самых красивых храмов этого комплекса - храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо. Наиболее важные храмы комплекса, расположены на севере комплекса. Всего их 12 штук. Наиболее крупный из них храм Шивы в Индии. Он несет на себе воздушные вибрации, которые великолепно продумал архитектор, который работал с ним.

Сам комплекс, можно смело назвать Камасутрой, которая высечена на камне. Изучить каждую скульптуру стоит очень тщательно, чтобы не упустить важного момента, который хотел донести людям создатель храмов. Со всех стран ежегодно сюда съезжаются множество людей, которые желают увидеть это необычное творение человеческих рук, ведь такого больше нигде не увидишь. Добраться сюда, вам не составит огромной сложности, ведь в Индии каждый знает, где расположен этот комплекс.

Правообладатель иллюстрации Charukesi Ramadurai Image caption Из 85 первоначально построенных храмов до наших дней дожили только чуть более 20-ти

Индия, ныне крайне консервативная страна, когда-то произвела на свет первый в мире трактат о сексе, а ее эротическое искусство, выставленное на всеобщее обозрение, сейчас шокирует сильнее, чем в те времена, когда оно создавалось. В этом убедился корреспондент .

В декабре 2013 года на ЛГБТ-сообщество Индии обрушился сокрушительный удар: Верховный суд страны постановил, что гомосексуализм является уголовным преступлением.

Совсем недавно, в августе 2015 года индийское правительство наложило запрет, отмененный с определенными оговорками спустя несколько дней, на более чем 800 интернет-сайтов, которые были признаны порнографическими. Это преподносилось как попытка обуздать распространение детской порнографии и сексуального насилия.

Но Индия не всегда была такой. В XIII веке сексуальные нормы были куда либеральнее

Индия была исключительно консервативной страной в течение нескольких последних столетий: сказывалось влияние пуританских нравов разных общественных слоев и групп, в том числе династий исламских правителей, британских колонизаторов и собственной касты браминов.

Но страна не всегда была такой. Сексуальные нормы до XIII века были куда более либеральными. Они признавали одинаковую значимость как светского, так и духовного начал.

Правила секса преподавали в качестве одного из официально признанных общеобразовательных предметов, а "Камасутра", первый в мире трактат о сексе, была написана в период с IV в. до н.э. по II век н. э.

И правда, если внимательно приглядеться, память об этих более либеральных временах наглядно присутствует по всей стране.

Правообладатель иллюстрации Charukesi Ramadurai Image caption Изваяния сексуального характера – каменный учебник чувственности

Свобода нравов буквально вырезана в камне. Сексуальные сцены украшают нижний ярус стен построенного в XIII веке Храма солнца в Конараке, в штате Орисса на востоке Индии.

Нагота отличает настенную живопись и скульптуры, изображающие райских дев в пещерных буддийских храмах штата Махараштра, вырубленных в скалах сакральных комплексах в Аджанте (II век до н.э.) и Элоре (V-X века).

Самый откровенный образец

Впрочем, сохранившийся лучше других и наиболее откровенный образчикэротического храмового искусства можно увидеть в маленьком городке Кхаджурахо в штате Мадхья-Прадеш в центральной частим Индии.

Отличающиеся необыкновенно элегантной работой по камню индуистские храмы, распложенные здесь, были объявлены объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в 1986 году.

Многие изображения, вырезанные в камне, представляют собой крайне эротические сцены с участием мужчин, женщин и животных

Из 85 храмов, построенных в период с 950 по 1050 год при правителях из древней индийской династии Чандела, сохранилось только 22.

Когда однажды зимним днем я вошла на территорию храмового комплекса площадью в шесть квадратных километров, песчаник строений отливал полированным золотом.

Местные женщины несли с собой цветы и ароматические палочки для молитвы, а туристы бродили вдоль внешних коридоров, глазея на прихотливое скульптурное изобилие, покрывавшее каждый дюйм стен.

Здесь были изображения богов и богинь, воинов и музыкантов, зверей и птиц. Подобные сцены можно было бы наблюдать в любом индийском храме.

Правообладатель иллюстрации Charukesi Ramadurai Image caption Местные женщины приходят в храм просто помолиться

Однако при ближайшем рассмотрении оказалось, что многие из этих изображений, вырезанных из камня, представляют собой крайне эротические сцены с участием мужчин, женщин и животных. Тут были изваяния, представляющие любовь втроем, оргии и совокупление с животными.

Хотя я и знала, чего здесь следовало ожидать, меня ошеломило зрелище фигуристых женщин и их исполненных мужской силы партнеров, чьи тела принимали самые невозможные сексуальные позы - рядом со статуями божественных сущностей, взиравших с блаженными улыбками на это действо.

Отдельные камни носили следы повреждений, а некоторые конечности фигур были сломаны, но большинство скульптур оставались удивительно нетронутыми несмотря на то, что возраст храмов превышает 1000 лет.

Некоторые считают изображение сексуальной деятельности добрым знаком

Существуют различные версии возникновения столь откровенных эротических мотивов в оформлении храмов.

Одна из наиболее экзотических теорий гласит, что поскольку цари из династии Чандела были последователями тантрических принципов секса, где, в частности проповедуется равновесие между мужскими и женскими силами, они и отправляли свои культы в храмах, созданных ими специально для этих целей.

Другие теории имеют отношение к той роли, которую сами храмы играли в те далекие времена. Они считались в равной степени местами постижения знаний и поклонения, особенно в том, что касается изящных искусств, не исключая искусства любви.

Правообладатель иллюстрации Charukesi Ramadurai Image caption Резьба по камню покрывает каждый дюйм внешних стен храма

Кроме того, некоторые полагают, что изображение сексуальной деятельности – это добрый знак, поскольку означает новое начало и новую жизнь.

Кроме того, индуизм традиционно рассматривает секс как существенную часть жизни, вероятно, поэтому скульптурные изображения сексуальных сцен перемежаются с эпизодами молитвы и войны.

Тот факт, что они находятся на виду и не задвинуты в дальние темные углы, дает основание полагать, что их создатели хотели, чтобы их видели все.

Как удалось избежать гнева полиции нравов

Самое удивительное то, что нет никакой очевидной причины, по которой эти прихотливо изукрашенные храмы были построены именно в Кхаджурахо.

Дело в том, что до нас не дошло никаких письменных источников о существовании какого-либо царства в этих краях.

Скорее всего, своим выживанием эти откровенные сцены обязаны тому, что в течение нескольких веков они были надежно изолированы от внешнего мира в отдаленной местности, заросшей настолько густым лесом, что их сумел заново открыть капитан английской армии в Бенгалии Т.С. Берт только в 1838 году.

Правообладатель иллюстрации Charukesi Ramadurai Image caption Редкий посетитель не восхитится причудливыми скульптурами и резьбой по камню Правообладатель иллюстрации Indian Photography Getty Image caption Типичный фрагмент украшения храма Правообладатель иллюстрации Charukesi Ramadurai Image caption Этот индийский храм - объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО Правообладатель иллюстрации Print Collector Getty Image caption Каменные фигуры на удивление хорошо сохранились

Этим зачарованным храмам удалось избежать гнева индийской полиции нравов, которая в последнее время запретила и уничтожила множество культурных артефактов – от книг Салмана Рушди до картин мастера индийского модернизма в живописи Макбула Фида Хусейна.

Но что мне показалось еще более любопытным, чем выразительные изваяния и скрывающаяся за ними история, так это то, как целые семьи молча внимали речам гида, когда он анализировал некоторые особенно пикантные сцены, высеченные высоко на стенах величественного храма Кандарья-Махадева.

Ни одной поднятой брови, никаких смущенных переглядываний, ни единый смешок не сорвался с молодых губ.

Возможно, искусство и не вызывает возражений, если рассматривать его в религиозном контексте, но я покидала Кхаджурахо с убеждением, что здешние храмы способны преподать Индии основательный урок толерантности.

После посещения Тадж Махала и других достопримечательностей Агры, я вылетел в Кхаджурахо. Рейс был из Варанаси с подсадкой в Агре. Летело очень много европейцев, азиатов (не индусов).
1. Подлетаем к Кхаджурахо. Уже видны храмы.

2. Храмы здесь разбросаны по достаточно большой территории. Это Вишну Темпл (храм Господу Вишну). Вишну - вышний, всевышний Господь.


3. Деви Джагадамби Темпл, достаточно большой храм, посвящен жене Шивы - Парвати, кто-то говорит, что не совсем Парвати, а одной из эпостасей - Богине Кали.


4. Храм Кандарья Махадев (слева). Кандарья - пещера в переводе с санскрита. Махадев - это Шива. Самый крупный храм в Кхаджурахо, высотой с 9-ти этажный дом, символизирует гору Меру, на это горе находиться обитель Богов. Соответственно храм играет связующую роль между миром людей и Богов.


5. Прекрасными лужайками окружены храмы.


6. Эти храмы были построены 9 -12 веках нашей эры в период возрождения индуизма, связанное с правителем Чанделой, которому удалось остановить нашествие мусульманской армии.


7. Затем о храмах забыли и более 700 лет они были скрыты в непроходимых джунглях и только в 1838 г. были заново открыты англичанином, капитаном Бертом.
Слева реставрируется Матангешвар Темпл, справа Лакшмана Темпл. Название храма произошло от имени верного спутника Рамы — Лакшмана, считающегося одним из воплощений Вишну


8. Сама деревня очень маленькая, не более 5000-10000 жителей. Но место настолько популярное, что имеет международный аэропорт и сети отелей Radison и Hilton представлены здесь.
Множество туристов из Европы, Азии, да и сами индусы прилетают сюда познакомится с культурой храмовых комплектов.


9. Необычным среди храмов Кхаджурахо является храм Парвати, имеющий три купола: один в форме минарета мечети, другой - квадратная многоуровневая буддийская пагода, и третий - башня индуистского храма. Построенный позже всех, храм демонстрирует сущность единства всех религий.


10. Вишванатх Темпл.


11. Святилище Нанди Мандап. Или святилище посвященное вечному спутнику Шивы быку Нандину. Считается, что Нандин написал Кама-шастру. Что это такое? Согласно ведическим писаниям есть 4 цели жизни: Ардха (богатство, положение, друзья), Дхарма (следование закону, справедливости, обычаям, выполнение предписанных обязанностей), Кама (получение удовольствий, чувственных наслаждений), Мокша (освобождение от круговорота жизни и смерти). Кама-шастра содержит полные знания о процессе достижения Камы, о том как гармонично получать удовольствие от жизни. В оригинале сейчас утеряна. Сохранилось около 2000 шлок (предложений) из 640000. Кама-сутра же написана в 3-5 веке нашей эры мудрецом Ватьсьяяной, возможно написанную по мотивам кама-шастры.


12. Храм Кандарья Махадев. Его часто называют "застывшая в камне кама-сутра".


13. О происхождении храмов повествует древняя легенда. Согласно ей, давным-давно, очаровательная дочь местного священника, купалась вечером в речке Рати. Поразившись ее красоте, Бог Луны снизошел на землю и соблазнил красавицу. Ребенок, рожденный от союза смертной и Бога, был назван Чандраварманом. Для того времени, родить без мужа было великим грехом и девушка была отвергнута соплеменниками. После долгих скитаний она нашла прибежище в густых лесах Центральной Индии. Там она и воспитывала своего отпрыска. Мальчик получил от своего отца божественную силу и твердость характера, а от матери любовь к искусству и ремеслам. Когда мальчик вырос, он основал великую династию Чанделла. Когда он был признан правителем, то увидел во сне свою мать, которая умоляла его построить храм, обнажающий человеческие страсти и вызывающий понимание пустотности человеческих желаний.


14. Читрагупта Темпл. Храм Богу Солнца - Сурье. Одной из особенностью храмов в Кхаджурахо, является массивная платформа на которых стоит основное сооружение.


15. Читрагупта Темпл в профиле.


16. Деви Джагадамби Темпл.


17. Храмы гармонично вписаны в природу, являясь ее естественным продолжением.


18. Входы всех храмов выполнены с восточной стороны.


19. А это Восточный комплекс храмов, который включает в себя три брахманских храма: Брахмы, Ваманы и Джавари, три джайнистских храма: Гхантай, Адинатха и Паршванатха.


20. Вишну Темпл.


21. Турист впечатляется.


22. Джайнистские храмы.


23. В индуистские храмы заходят только босыми.


24. Мифический ласкающий лев - сандел.


25. Шива-лингам. Символ Шивы, мужского начала во вселенной. Покоится на йони (Парвати) или женском принципе вселенной. В Индии очень распространен культ Шивы и соответственно почитания шива-лингама. Есть история, что мудрецы прокляли Шиву, за то что он соблазнял их жен, сказав, что поклонятся будут не ему (Шиве), а его члену.


26. Это храм Вамана Дева. Воплощение Господа Вишну в виде карлика, который избавил вселенную от демонов.

27. Подобными горельефами заполнены все храмы и внутри, и снаружи. И только по атрибутам можно определить. что это за Богиня, Полубог. На этом фото изображенна Богиня процветания Лакшми, жена Вишну.

28. Шестирукий.

29. Ганеша.

30. Апсара.


31. Романтическая пара влюбленных - митхуна.


32. Слева апсара вытаскивает занозу из ноги. А справа изображен полубог Камадев (Купидон в древнегреческой мифологии), со стрелами любви.


33. Поз изображенных на стенах храма намного больше, чем описывает кама-сутра (64 позы).

34. Но все же самый основной мотив скульптур — прославление женщины, ее духовной и чувственной красоты.

35. Это сикхара (самая высокая часть храма, размещенная над святилищем).

36. В больших храмах расположены балконы, одна из функций которых - это вентиляция,а другая - свет через окна попадает в святилище.


37. Вообще горельефы изображают апсар, полубогов, правителей с семьями, животных.


38. Правитель Чандала построил 85 храмов, сейчас их осталось 22.

39. Апсар насчитывается множество, они способны угрожать людям, насылать на них любовное безумие. На небе апсары прислуживают богам, но соблазняют асур, небесных демонов, которые, однако, отказываются взять их в жены. Апсары соблазняют и людей-аскетов и выступают, таким образом, в роли куртизанок-танцовщиц. Они также ублажают на небе воинов, павших героями.

40. Эти храмовые комплексы являются всемирным наследием ЮНЕСКО.

41. Красивые орнаменты и резьба на храме Бога Солнца.


42. Есть несколько версий почему же эти храмы имеют такой ярко выраженный эротический оттенок. Согласно одной из них, в тот период секс был общедоступной темой.


43. По другой, скульптуры служили обучающим целям, молодежи прививалось естественное отношение к сексу, как к неотъемлемой части жизни.


44. Третья версия, говорит о том, что положение эротичных скульптур на нижних ярусах храмов, показывает реальное положение половых отношений в иерархии истинных ценностей человека.


45. Возможно, это храмы тантриков. Существуют и по сей день в Индии секты тантриков, которые практикуют ритуальный сексуальный акт с целью соединения духовного знания и физического удовольствия. Таким они видят альтернативный путь к достижению освобождения.


46. Пятая версия предполагает, что эти горельефы являются иллюстрациями к кама-сутре.


47. Версии интересные, но я думаю, что многие из них не выдерживают критики и навязаны в колониальный период. Сами индусы больше склоняются к пятой версии, все-таки Кама - это одна из целей, неотъемлемая часть нашей жизни.


48. Есть интересное изречение, которое написано на санскрите на одном из храмов Бога Солнца в Корнаке, где тоже есть элементы эротики в горельефах: "Стремление души - порождает дружбу, поклонение ума - вызывает уважение, а тело жаждет близости. Соединение этих трех, порождает любовь."

49. Глядя на лица статуй, кажется, они не получают никакого удовольствия от того, чем они заняты. Или может быть они просто вышли за пределы удовольствия.


50. Еще одна деталь, сцены изображающие любовные игры находятся только снаружи храма, внутри их нет. Возможно это глубоко символично, нужно пройти через страсти для обретения божественного видения.


51. У скульпторов Кхаджурахо были натурщицы, утверждают ученые, потому как такие позы придумать просто невозможно. Каждая из этих поз вполне реальна.


52. И, кроме всего прочего, в скульптурах Кхаджурахо великолепно соблюдены пропорции, утверждают местные исследователи.


53. Слева изображен Ямарадж, Бог смерти. С головой быка, он держит в руках мистические веревки и крюки, которыми он или его слуги цепляют душу во время смерти и затаскивает в ад.


53. Подборка. Обратите внимание на правый нижний угол, второе фото внизу от края. Как сказал местный смотритель: "Very difficult posture". Очень сложная поза. Прежде чем полноценно осваивать кама-сутру адепт должен пройти очищение тела и ума. Тело должно стать гибким, сильным благодаря занятиям хатха-йогой.


55. Джайнистский храм Шантинатх.


56. Джаинизм религия сродни буддизму, даже их святыни часто находятся вместе. Например, в Сарнатхе, в городе, где Будда дал свою первую проповедь. И мне сложно было отличить скульптуру Будды, сидячему в позе для медитации и скульптуру представителя джаинизма. Единственное отличие - это форма подбородка и скулы.


57. Многие элементы заимствованы из индуизма, поэтому когда буддизм около 1000 лет назад стал менее популярен в Индии и ушел в Тибет и на восток, его место занял джаинизм.


58. Этот храме был перестроен век назад, много компонентов было взято из старых святынь.


59. Все учителя джайнизма изображены голыми, это их традиция. Еще их можно увидеть с марлевой повязкой на рту, дабы насекомое не залетело. И есть такие ортодоксы, которые ходят с метлой и подметают себе дорогу, разгоняя возможных живых тварей на пути, чтобы не раздавить. Основной принцип ахимса - не причинение вреда всему живому.


60. Джайнистские храмы.


61. Напоследок мы заехали в магазин, где производят и тут же продают точные копии горельефов храмов Кхаджурахо.


62. Все очень натурально, и никакой самодеятельности, только то что есть на храмах.


63. Любовные пары.


64. Цены очень серьезные для Индии, маленькая статуэтка, высотой 10 см, стоит 80 $.


65. Такая Индия...


Храмы в Каджурахо - второе место по посещаемости в Индии после Тадж Махала.
Место стало столь знаменито благодаря уникальным эротическим скульптурам, которые украшают храмы.

То что мы увидели в Каджурахо невероятно.
Вся поверхность храмов украшена различными скульптурами.
Такой чрезвычайно тонкой и реалистичной работой по камню я еще не встречала.
Недаром барельефы считаются одними из лучших скульптур Индии.

Когда-то Каджурахо был столицей государства Чандела, чьи раджи правили центральной Индией с IX по XIII век.
В IX-XI веках было построено 85 храмов. Арабские путешественники описывали большой город и храмы с массой идолов, которые оскорбляли взоры правоверных мусульман.
В XIII веке мусульмане завоевали эти земли и столицу поглотили леса.
Только в 1838 года британский военный инженер Д.С. Барт случайно обнаружил в джунглях – "чудесное место, именуемое Кхаджурахо".

К сегодняшнему дню из 85 сохранилось только 25 храмов. Но то что сохранилось уникально.
Это надо видеть!

По одной из версий в скульптурах изображена свадьба индуистского бога Шивы и его супруги Парвати.
«Камасутра» когда-то была именно отражением сцен божественной свадьбы.

Одна из теорий индийской философии гласит: "Чувственное удовлетворение гораздо раньше приводит к освобождению души, чем запрет на него".

Кандарья Махадев (Kandariya Mahadeva Temple) - это вершина искусства династии Чандела. Он посвящен Шиве. Его святилище, воплощение горы Меру – символа Земли и Вселенной, украшают около 900 скульптур.

Не смотря на то, что своей свехпопулярностью Каджурахо обязан именно эротическими скульптурам, они составляют не более 10% скульптур украшающих храмы.

Много изображений апсар или небесных танцовщиц, в чьих венах тек солнечный свет.

Или просто бытовых сцен

В скульптурах запечатлели любовные игры богов

Такие посетители присутствуют почти в каждом храме:)

Храмы условно делят по их месторасположению на три группы Западную, Восточную и Южную (Western, Eastern, Southern Group of Temples).
Они относятся к разным религиозным направлениям в индуизме. Какая-то часть из них посвящена Шиве, какая-то Вишне, некоторые Джайну Тиртанкарасу.
Эти фотографии Западной группы храмов. Она лучше всего сохранилась и наиболее известна.
Мы пришли как только встало солнце и пару часов наслаждались осмотром храмов практически в одиночестве.

Эротические скульптуры только на внешних стенах храма. Внутри их нет.
Объясняют - это тем, что только полностью познав свою сексуальность, можно достичь пункта, когда секс уже не будет иметь значения и войти в храм.

Внутри храма 11-го века Вишванатх

А вот эту скульптуру описал писатель из моего детства:

"На консолях внутри святилища некогда были восемь статуй апсар, из которых уцелела только одна. Эта сурасундари глубоко потрясла молодого художника.
Как утешение в суровой борьбе, как обещание радости, обнаженная сурасундари, украшенная лишь пояском, браслетом и ожерельем, реяла между чудовищами. Склонив голову, апсара оглядывалась через плечо, повторяя позу правого зверя, но в немыслимом извороте по вертикальной оси тела. Скульптура была повреждена, ноги ниже колен совсем отбиты, и, несмотря на это, Даярам не мог оторвать взгляда от изваяния, созданного будто не долотом скульптора, а самой матерью природой.
Дневной свет, и без того скудный в темном святилище, быстро угасал. Рамамурти, наконец, нашел в себе решимость уйти. На прощание он осветил карманным фонариком статую с правой стороны. Солнечная красавица посмотрела на него через плечо, как живая, маняще и уверенно, а свет фонаря в его дрожавшей от волнения руке игрой теней придал странную жизнь ее блестящему телу.
...Искать больше было нечего, самое лучшее, что создало древнее искусство его страны, находилось тут, на расстоянии вытянутой руки."
И. Ефремов "Лезвие бритвы" 1963 г.

Храм Адинатх

Рядом с этой группой храмов есть маленький, но любопытный музей. Вход 5 рупий.

Окно в музее

Южная группа наиболее удалена. Мы побывали только в Дуладео (Dulhadev Temple) , самом позднем из храмов Кхаджурахо. И на этом остановились.
Дуладео построен в XII веке и посвящён Шиве.
Смело можно было бы пропустить, т.к. барельефы выглядят куда проще, чем храмах Восточной и Западной группы. Пожалуй, интересен только тем, что можно увидеть как угасало исскуство мастеров.

А еще Дуладео запомнился исчезновением нашего моторикши. Вышли после осмотра, рикши нет. Удивились, т.к. возил он нас долго, а денег мы ему еще не платили. Подождали. Полдень. Палящее солнце. И никого вокруг. Подождали еще. Никого и ничего. Пришлось прогуляться по жаре в компании с осликами до первых признаков цивилизации:)

Последний взгляд на барельефы западной группы храмов

Сестра после насыщенного дня

И завершу рассказ еще одной цитатой из Ефремова:
"Человеческие статуи поразительной жизненности и красоты, посвященные теме физической любви, составляют одно целое со стенами храмов. Десять веков простояли эти солнечные изваяния перед взорами множества поколений, и еще бесконечно долгие годы они будут изумлять тех, которые еще придут, волнуя и возвышая их великолепной красотой человека!"

Практическая часть.

Как доехать.

Сейчас Каджурахо небольшая деревенька полностью ориентированная на туристов.
Но из-за популярности места в этой деревне даже есть свой аэропорт с регулярными рейсами из Дели.
Так что самый быстрый вариант - это самолет.
Мы ехали из Агры на поезде до Джанси. Успели на последний автобус Джанси-Каджурахо, но он был битком. Ехать несколько часов стоя нам не хотелось. Ночевать в Джанси тоже. Поэтому наняли такси.
Переплатили солидно. Меня подкупили слова о новой машине с кондиционером и практически не торгуясь поехали за 1500 рублей. Ошибочка. Водитель посчитал, что счастье привалило - богатые белые туристы. И всю дорогу пытался отжать больше денег. Канючил настолько назойливо, что на середине пути мы вышли из машины, чтобы ловить попутку. Это привело в чувство этого "милого человека". Так что дальше ехали в тишине.
***Когда в эту поездку по Индии в моей речи стал превалировать мат, сестра предложила все нецензурные обозначения заменить на "милые люди", прижилось:))
Но о людях расскажу отдельно:)

Где жить:

Мы выбрали Hotel Surya Khajuraho
Взяли люкс с выходом из номера в сад.
Большой номер с кондиционером, шкафом, дополнительным диваном. Чистое белье. Первое место, где сразу все было на месте (обычно полотенца, туалетная бумага, мыло появлялись только после похода не ресепшн). Плохо работающий душ. Один раз отключилась вода на несколько часов. Стоил номер после небольшого торга 650 рублей.
Завтрак был включен, но не понравился.

Вход на территорию Западной группы храмов для иностранцев 250 рупий.
Она открыта для посещения от рассвета до заката.
Остальные группы можно посетить бесплатно.