Связь между религией и моралью. Мораль и религия. В Российской Федерации действуют нормы различных религиозных верований и направлений. Среди российских граждан есть православные, старообрядцы, католики, баптисты, мусульмане, буддисты, иудеи

Понятие религиозная мораль встречается в нашей жизни довольно часто. К этому понятию давно привыкли, его широко используют ученые, публицисты, писатели и пропагандисты.

Чаще всего под "религиозной моралью" понимают систему нравственных понятий, норм, ценностей, которые обоснованы религиозными идеями и представлениями.

Мораль и религия - это социальные явления, каждое из которых имеет качественное своеобразие. Говоря о "религиозной морали", необходимо соотнести это понятие и с религией и с нравственностью как формами общественного сознания, со свойственным каждой из них специфическим способом регуляции социального поведения человека.

Наиболее расширительное толкование "религиозной морали" сводится к тому, что под ней понимают вообще нравственное сознание верующего. Так, В.Н. Шердаков, например, замечает: "Религия в полном смысле слова органически включает в себя учение о том, как следует жить, что считать добром и что злом; мораль составляет существенную сторону любой религии". Но ведь за поступками, намерениями, мыслями верующего далеко не всегда стоят именно религиозные мотивы. Поэтому я согласна с мнением многих ученых, что близость морали и религии по ряду внешних признаков не дает еще полного основания говорить о целесообразности использования в научной и пропагандистской литературе понятия "религиозная мораль" как внутренне логичного и теоретически адекватно отражающего в себе известное явление.

Для того чтобы лучше понять смысл толкования "религиозной морали" попытаемся выяснить значение "религиозной заповеди" и "нравственности".

Религиозные заповеди предполагают у верующего соображения только внешней целесообразности, которые выступают как мотивы религиозного поведения. Понятно, что такого рода мотивация противоречит самому духу нравственности. Так, отношение к добру в религии представляется весьма противоречивым. С одной стороны, добро объявляется высшей ценностью, и добро совершается ради него самого. И в этом невольный шаг навстречу морали, невольное ее полупризнание, которое, однако, не может быть признано религией целиком, так как тогда самой религии не осталось бы места.

В морали же в специфическом характере мотивации следования нравственной норме и заключается своеобразие собственно морального момента.

Таким образом, обусловленность так называемой "религиозно-нравственной" нормы идеей бога, сверхъестественная санкция "религиозной морали" лишает ее собственно нравственного содержания. "Поэтому следует согласиться с мнением В.В. Клочкова, что "нормы, которые обычно рассматриваются в нашей атеистической литературе как "религиозно-нравственные", на самом деле являются нормами специфически религиозными". Другими словами, речь идет о том, что одни и те же общественные отношения могут регулироваться различными видами социальных норм, каждая из которых воздействует на них своими, только ей присущими способами".

Санкции и критерии религиозной и нравственной норм отличаются, равно как и побуждения к их осуществлению. Обоснование правомерности употребления понятия "религиозная мораль" не может строиться лишь на констатации ряда черт внешнего сходства между моралью и религией. "Понятие "религиозная мораль" нельзя признать удачным, ибо в нем смешивается то, что как раз должно различаться. Не случайно Г.В.Плеханов брал понятие "религиозная мораль" в кавычки, а А.Бебель утверждал, что "мораль не имеет ровно никакого отношения ни к христианству, ни к религии вообще".

Моральные принципы и их роль в руководстве нравственным поведением человека

Принципы - это наиболее общее обоснование существующих норм и критерий выбора правил. В принципах выражаются универсальные формулы поведения. Если ценности, идеалы - явления, прежде всего, эмоционально-образные, а нормы вообще не могут осознаваться и действуют на уровне моральных привычек и бессознательных установок, то принципы - феномен рационального сознания. Например, принципы справедливости, равноправия, сочувствия, рефлексивности морали, взаимопонимания и другие являются условиями нормального общежития всех людей.

Вот еще одно краткое определение:

Моральный принцип - всякий принцип, который должен определять нравственную волю, как, например, радость (гедонизм), счастье (эвдемонизм), польза (утилитаризм), удовлетворение естественных побуждений (этический натурализм), совершенство (эвфонизм), гармония и т.д.

Интерес представляет структура морали с точки зрения степени сложности регулятивного воздействия, оказываемого теми или иными нравственными представлениями. Простейшая форма нравственных утверждений - это норма: "не убий", "не укради", "делай то - то". Норма определяет поведение в некоторых типичных ситуациях, повторяющихся тысячелетиями. Способы их решения сообщаются нам с детства, обычно мы пользуемся ими легко и не задумываясь. И только нарушение нормы привлекает внимание как вопиющее безобразие. Кроме внешнего соблюдения правил, мораль должна проникать в душу человека, он должен приобрести нравственные качества: благоразумие, щедрость, доброжелательность и прочее. Древнегреческие мудрецы выделяли четыре основных добродетели человека: мудрость, мужество, умеренность и справедливость. Каждое из качеств проявляется многообразно в самых разных поступках. Оценивая человека, мы чаще всего и перечисляем эти качества. Но ясно, что каждый из людей не является воплощением всех совершенств, а одно достоинство может не искупить кучи недостатков. Мало иметь отдельные положительные черты, они должны дополнять друг друга, образуя общую линию поведения. Обычно человек определяет ее для себя, формулируя некоторые нравственные принципы. Такие, например, как коллективизм или индивидуализм, эгоизм или альтруизм. Выбирая принципы, мы выбираем моральную ориентацию в целом. Это принципиальный выбор, от которого зависят частные правила, нормы и качества. Верность избранной моральной системе (принципиальность) издавна считалась достоинством личности. Она означала, что в любой жизненной ситуации человек не сойдет с нравственного пути. Однако принцип абстрактен; раз намеченная линия поведения, иногда начинает утверждаться как единственно правильная. Потому свои принципы надо постоянно проверять на гуманность, сверять их с идеалами. Идеал - это конечная цель, к которой направлено нравственное развитие это либо образ нравственно совершенной личности либо более абстрактное обозначение всего "морально высшего". Воплотим ли идеал в действительности? Ведь приближаясь к нему, мы видим, что по-прежнему далеки от совершенства. Однако не следует отчаиваться: идеал - это не эталон, с которым надо совпадать, а обобщенный образ. Идеал вдохновляет наши действия, показывая в сегодняшнем дне, в нашей сегодняшней душе то, какими они должны быть. Совершенствуясь, мы совершенствуем и свои идеалы, прокладывая к ним свой собственный путь. Так идеал развивает человека. Потеря же идеала или смена его оказывается тяжелейшим испытанием, ибо это означает утрату нравственной перспективы.

По отношению ко всем этим уровням морального сознания верховным регулятором служат понятия о высших ценностях морали как таковой. К ним обычно относят свободу, смысл жизни и счастье. Ценностные понятия составляют основу нашей моральной ориентации, они очаровывают сознание, пронизывают его сверху донизу. Итак, компоненты морали связываются между собой прихотливыми способами. В зависимости от выполняемых нравственных задач они складываются во все новые структуры. Мораль является нашим глазам не неподвижным предметом, а функциональным образованием. Мораль рождена движением общества и личности, потому именно в своих функциях она раскрывается по-настоящему.

Верность избранной моральной системе (принципиальность) издавна считалась достоинством личности. Однако сам принцип абстрактен, поэтому на следующей ступени моральной структуры стоят ценности и идеалы как конечная цель, к которой направленно нравственное развитие.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

3. Мораль и этика ислама

4. Мораль и этика буддизма

5. Мораль и этика иудаизма

1. Религия как источник народной этики

Религия -- особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Другие определения религии: - одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения.

Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д.

Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. п.

Структура религии.

В социологии в структуре религии выделяют следующие компоненты: религиозное сознание, которое может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Боге, нормы образа жизни и т.п.), религиозная деятельность, которая подразделяется на культовую и внекультовую, религиозные отношения (культовые, внекультовые), религиозные организации.

Основные функции (роли) религии.

Мировоззренческая - религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом. Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.

Коммуникативная - общение верующих между собой, общение с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядо- вой деятельности.

Регулятивная - осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.

Интегративная - позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, да- ёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.

Политическая - лидеры различных общностей и государств ис- пользуют религию для объяснения своих действий, сплочения либо раз- деления людей по религиозной принадлежности в политических целях. Культурная - религия воздействует на распространение культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)

Дезинтегрирующая - религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы. По мнению Рэймонда Курцвейла, «основная роль религии -- это рационализация смерти, т. е. осознание трагедии смерти как хорошего явления».

Мировая религия - религиозное течение, распространившееся среди народов различных стран и континентов, т.е. всемирная религия. В настоящий момент этим термином обозначаются только три течения: христианство, ислам и буддизм (приведены в порядке численности последователей). Иудаизм, индуизм, конфуцианство, несмотря на большую численность своих последователей, являются национальными религиями.

2. Христианская этика и мораль

Христианство - самая распространенная в мире религия, объединяющая около 2,5 миллиарда последователей.

Священное Писание - Библия - и ее этические нормы, изложенные в Пятикнижии Моисея и в Нагорной проповеди Христа. Библия - это источник, из которого можно извлечь интереснейшие сведения не только о религиозных представлениях людей далеких от нас веков, но и об их истории, социальном строе, жизни и быте, мировоззрении, праве и морали.

Главное в христианстве - это учение о богочеловеке Иисусе Христе - Сыне Божьем, который сошел с неба на землю, принял страдания и смерть для искупления человеческого первородного греха, воскрес и вознесся на небо.

В структуре христианского культа выделяются таинств: крещение, исповедь (покаяние), миропомазание, священство, евхаристия (причастие), елеосвящение (соборование), брак.

Основные направления христианства: православие и католицизм.

Национальности: русские, грузины, украинцы, канадцы, французы, эстонцы, армяне.

народный этика религия

3. Мораль и этика ислама

Ислам - (арабск., буквально - покорность), или мусульманство, - одна из наиболее распространенных религий, возникшая в начале 7 в. в Аравии.

Вера в единого Бога - Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь.

Основатель этой религии - Мухаммед. Почитается ее последователями как Божий посланник.

Их священной книгой является Коран. Коран был сведен в 114 сур. Согласно исламу Коран является священной книгой, которой руководствуются в своем поведении все мусульмане.

На основе заповедей Корана и проповедей пророка был создан шариат - свод законов о правах, обязанностях и привилегиях женщин. В этом своеобразном кодексе, построенном на религиозной основе, не заложена дискриминация женщин. Наоборот, ислам обеспечивает женщинам боль- шее уважение, почет, безопасность, чем многие другие установления.

Безоговорочно ислам запрещает употребление свинины, мусульманину запрещено даже торго-вать ею; запрещается употреблять в пищу кровь животных, мяса животных, умерших своей смертью. Очень строго ислам запрещает употребление алкоголя. Для верного мусульманина считается грехом пропустить хотя бы одну из пяти обязательных молитв. Есть еще одна традиция, объединяющая все мусульманские народы - омовение.

Омовение - предписанный Кораном очистительный акт, предшествующий молитве. Состоит из обмывания чистой водой различных частей тела: гениталий, лица; полоскания рта и горла. При отсутствии воды допускается «очищение» песком. Перед пятничной молитвой совершается полное омовение.

Основополагающей установкой исламской этики является идея не расторжимой связи веры и нравственности. Согласно мусульманской традиции, вера (иман) состоит из 3 элементов: внутреннее восприятие (итикад), исповедование словом (икрар), совершение добрых дел (амаль). Вера должна соединяться с добродетелью (исхан) и с исламом (вручением себя Аллаху с чувством зависимости). Из всего этого складывается религия (дин) в общем смысле слова.

Как и другие верования, ислам имеет несколько ветвей: суннизм, шиизм и ваххабизм.

Народы религии: Арабы.

4. Мораль и этика буддизма

Буддизм - религиозно-философское учение, первая по времени возникновения мировая религия (наряду с христианством и исламом), возникшая в Древней Индии в 6-5 вв. до н.э.

Согласно буддийской традиции, основателем буддизма является Будда - просветленный.

Идеалом, по учению буддизма, является достижение нирваны - полного прекращения процесса перевоплощений и избавления, таким образом, от страданий, якобы составляющих сущность жизни.

В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранения его источников, об истинных путях к прекращению страдания.

Предложен срединный или Восьмеричный Путь достижения Нирваны. Восьмеричный путь состоит из восьми ступеней, тесно взаимосвязанных.1. Праведное знание. 2. Праведная решимость. 3. Праведные слова. 4. Праведные поступки. 5. Праведный образ жизни. 6. Праведное усердие 7. Праведные помыслы. 8. Праведное созерцание. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью - праджней. Суть восьмеричного пути заключается в том, что он является путем самодисциплины. Буддизм говорит о том, что если человек следует этому пути во всех его категориях, то он сможет достичь гармонии и счастья, достичь состояния нирваны.

Буддизм имеет три направления: тхеравада; махаяна; ваджраяна.

Национальность- Индия.

5. Мораль и этика иудаизма

Иудаизм (от древне-еврейского Иегуда, согласно библейскому мифу, основоположник племени иудеев) - термин, принятый для обозначения религиозных верований, распространенных главным образом среди евреев.

Иудаисты верят в единого Бога Яхве, бессмертие души, загробную жизнь, грядущий приход Мессии, богоизбранность еврейского народа.

Иудаизм отличается тем, что не имеет одного человека, про которого можно сказать, что он стал основателем религии. Это историческая религия, которая складывалась постепенно, в течение многих веков. Праотцами иудаизма считаются Авраам, Исаак и Иаков.

Священной книгой иудаистов является Танах, Торра, Признается и Талмуд, в котором дается толкование содержащихся в Танахе религиозно-этических, правовых и бытовых предписаний. Этические нормы иудаистов (их на Земле около 16 млн.) - это заповеди Моисея.

Иудаисты соблюдают обряд обрезания, пост, соблюдают предписания о дозволенной (кошарной) и недозволенной (трефной) пище. Помимо Торы, преследующей цель нравственного совершенствования человека, евреи чтут следующее: Галаху - предписания, регламентирующие религиозную, семей- ную и гражданскую жизнь; Агаду - книгу сказок, мифов, притч, басен, пословиц.

Другие течения- караимизм, каббализм и хасидизм.

Национальность - евреи.

6. Этические ценности северных народов

Шаманизм - форма религии; культ духов. Шаманизм - это особое восприятие мира, форма самоосознания человеком своего выделения из мира природы, идеология охотничьей взаимосвязи с миром животных.

Шаманизм как религия характеризуется следующими признаками: а) широким кругом анимистических верований (преимущественно в «злых духов»), что составляет его вероисповедную основу; б) наличием особых служителей культа - шаманов, способных при- водить себя публично в состояние религиозного экстаза и тем внушать окружающим мистические воззрения; в) особым ритуалом камлания, при котором шаман в состоянии экс- таза издает бессмысленные восклицания и проделывает различные манипуляции и движения телом, которые будто бы предназначены влиять на мир духов; г)наличием особого ритуального инструмента (бубна, побрякушек, особых головных уборов, плаща, пояса и т. п.), применяемого шаманами

На основании этих признаков они дают следующее определение: шаманизм - это вера в возможность особых людей (шаманов) быть посредниками между человеком и духами.

Основой шаманистского мировосприятия является понимание Космоса как единого универсального целого, сотворенного и упорядоченного Великим Духом. Центр мира представляется как Мировая Гора или Мировое Древо и ассоциируется с магическими цифрами 9 и 7 (не-44 бес, ступеней в Верхний мир). Универсальным для шаманской практики всех народов является представление о путешествии шамана в другие миры - Верхний, где обитают благожелательные к людям духи, и Нижний с его вредоносными обитателями.

В настоящее время оно еще существует у тувинцев, западных бурят, якутов, хакасов, хантов, манси и некоторых других народов. Остатки шаманизма присутствуют и во всех современных религиях.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Определение понятия морали и этики. Рассмотрение иудаизма как религии еврейского народа: вероучения, обычаи, этические и социальные аспекты. Правила этикета в Израиле. Этика деловых отношений в еврейской традиции. Межличностные отношения в бизнесе.

    реферат , добавлен 04.04.2015

    Предмет этики. Функционирование морали. Этика - наука о морали и нравственности. Структура морали и ее элементы. Этические учения в истории религий. Этические представления в философии. Развитие этики в XX веке. Этические проблемы современности.

    книга , добавлен 10.10.2008

    Предмет изучения этики. Происхождение и содержание понятий "этика", "мораль", "нравственность". Структура этического знания. Взаимосвязь этики с другими науками, изучающими мораль. Этические идеи Древнего мира. История этической мысли в Украине.

    шпаргалка , добавлен 06.12.2009

    Понятие об этике, морали, долге, совести, чести и достоинстве. Этические нормы поведения руководителя. Правила конструктивной критики подчиненных. Их мотивация и стимулирование. Стили руководства. Закон субординации. Этические нормы отношений с коллегами.

    презентация , добавлен 23.08.2016

    Нарушение морально-этических норм журналистики. Анализ российских средств массовой информации как основного оружия информационной войны против Украины. Функции профессиональной этики. Десять международных принципов профессиональной этики журналиста.

    презентация , добавлен 26.06.2015

    История этических учений. Этические учения древнего мира. Этические учения средневековья. Особенности и основные проблемы этики Нового времени. Этические направления в XIX веке. Некоторые учения в этике ХХ века. Историческое развитие нравственности.

    курс лекций , добавлен 17.11.2008

    Морально-этические взгляды, а также философские проблемы в естествознании и медицине. Гуманизм и нравственные принципы медицины. Биоэтика - философско-научная парадигма здравоохранения. Морально-этические проблемы генетической инженерии и генной терапии.

    контрольная работа , добавлен 18.08.2011

    Основные организационные и этические стандарты, нормы и ценности организации. Этическая ответственность организации перед обществом. Организация и управление предприятием как проблема управленческой этики. Специфика взаимодействия фирмы и сотрудника.

    реферат , добавлен 05.02.2012

    Этика, как философское исследование морали и нравственности. Индивидуальная мораль и религия с точки зрения этики. Аристотель - "отец" этики как практической философии. Анализ взглядов Аристотеля на исследуемые им добродетели: обучение и привычки-нравы.

    реферат , добавлен 16.12.2014

    Врачебная этика как разновидность профессиональной этики. Достижения вавилонян в развитии медицинской этики. Общественное положение врача в Вавилоне. Этические требования к врачу в Древнем Египте. Поведенческая этика индийского и китайского врачей.



Их реализацию в поведении людей именуют нравственностью.

Религия и мораль - близкие, взаимосвязанные сферы культуры. Сходство религии и морали наиболее заметно в их духовных проявлениях.

Однако церковь несравненно сильнее воздействовала на нравственность общества, нежели мораль на религиозный культ и внутрицерковную практику.

В каждойрелигии , в каждомвероисповедании в большей или меньшей степени присутствует морально-духовное начало.

Религия определяет не только отношения человека сБогом ицерковью , но в той или иной мере регламентирует отношения людей между собой как в лоне церкви, так и за ее пределами.

Бог воплощает в себе те нравственные требования, которым обязан следовать его приверженец.

Философ и психолог В. Франкл именует Бога «персонализированной совестью». В силу этого моральное начало уже присутствует в самой идее Бога и неотделимо от «минимума» религии.

В политеистических верованиях одни божества выступают как воплощение доброты, другие - злобы.

Вмонотеистических религиях Бог непременно наделен высшими моральными качествами.


Моральное начало особенно ярко выражено вмировых религиях - причем в буддизме до такой степени, что некоторые специалисты считают его не религией, а моральной системой. Вероучение этой религии исходит из идеи о том, что всякое бытие, любая жизнь во всех ее проявлениях и формах есть зло, несущее страдания всему сущему.

Буддийский «путь спасения» заключается не столько в культовой деятельности, сколько в моральной - терпеливом перенесении страданий, отказе от желаний, чувств, следовании нравственным принципам «Панчашилы» (пять заповедей: отказ от убийства любого живого существа, отказ от воровства, от лжи, соблюдение супружеской верности, отказ от употребления алкоголя).

Моральное начало висламе пронизывает идею единого Бога -Аллаха , Творца и Владыки мира, всесильного и мудрого существа.

Вместе с тем Бог ислама - воплощение добра. Все сурыКорана (кроме девятой) начинаются со слов:

«Во имя Аллаха милостивого и милосердного».

Упования на милость и милосердие Бога лежат в основе исламского вероучения.

Это свойственно ишариату - своду мусульманских культовых, правовых и нравственных установлений.

Однако именно вхристианстве идея Бога наиболее морально конкретизирована.

Вездесущий, всемогущий, всеведущий Бог одновременно и всеблагой, всемилостивый.

Випостаси Бога Отца Он выступает в роли заботливого защитника, покровителя, хранителя. В ипостаси Бога Сына Он приемлет на Себягрехи людей и отдает Себя в жертву за них.

Лаконичная формула «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8, 16) особенно выразительно передает моральную суть этой мировой религии.

Если религия обязательно включает в себя моральное начало, то и в морали многое скрыто в неосознаваемом, в бессознательном и подсознательном.

Здесь вера (доверие) также выступает в качестве важнейшего устоя.

Мир морали подобен своеобразному храму, где благоговейно чтимы нравственные святыни. Многие из них имеют общечеловеческий характер - таковы материнская любовь, супружеская верность, трудолюбие, гостеприимство, уважение к старикам и др.

Как и в религии, эти святыни обычно свободны от рассудочного отношения и расчета. Любовь и дружба, например, требуют, казалось бы, неразумного самоотвержения.

Не толькобогословы , но и многие исследователи этики полагают, что мораль и нравственность порождены религией и неотделимы от нее. При этом нередко приводят высказывание великого мыслителя И. Канта о божественной природе присущего человеку «категорического императива» - властного внутреннего повеления следовать моральным требованиям.

Еще чаще ссылаются на древнейшие тексты священных книг различных религий, насыщенных моральными поучениями, и на то, что сама идея Бога и загробного воздаяния глубоко воздействует на поведение личности и ее нравственные устои.

Однако следует учитывать, что моральные понятия и чувства - это в значительной степени результат воздействия социального окружения на личность и ее образ жизни.

Психологи констатируют, что ребенок, случайно попавший к животным и ими вскормленный, даже оказавшись потом среди людей, так и не обретает человеческих качеств - прямохождения, сознания, членораздельной речи, разумной регуляции поведения. Ему также неведомы моральные представления и переживания.

Идея Бога выводит верующего из рутины повседневности, заставляет подавить в себе низменные побуждения и ведет к идеалу добра и справедливости, ставит перед лицом Всемогущего, от которого не сокрыто ничто потаенное.

Страх загробного наказания за явные и сокрытые прегрешения - важный психологический фактор восприятия мира религиозным человеком.

Моральные поучения в священных книгах являются ценнейшими свидетельствами древнейшей культуры. Так, возраст сложившихся виудаизме и уже насыщенных моральными поучениями первых разделовБиблии составляет более 3000 лет.

http://sr.artap.ru/moral.htm

Под духовной жизнью общества понимают область бытия внеиндивидуального духовного, в которой в объективированной форме представлены результаты духовной деятельности личности.

Противоречие между всеобщностью внеиндивидуального духа и конкретностью субъекта-носителя духа (человека) является центральным в философском осмыслении проблемы. В рамках классической традиции анализ феномена общественного сознания осуществлялся через понятия «дух», «разум», «идеальное начало», «абсолютная идея» и др., в которых выделено логическое, интеллектуальное, всеобщее, всечеловеческое в бытии духовного.

В античной философии одну из самых фундаментальных попыток решения проблемы предпринял Платон. В его философии бесплотное неопределенное идеальное начало превращается в систематизированную и иерархизированную структуру, которая «держит» мир, составляет его основу. Анализ этого идеального мира: поиск путей определения понятий, способ их разделения и соподчинения, сопоставимости с материальным миром, средств их «умозрения» - непреходящая заслуга Платоновской объективно-идеалистической философии.

В Средневековье «линия» Платона получила развитие: патристика и схоластика разрабатывали логическую структуру мышления. Всеобщность духовного мира общества связывалась с тотальностью бога как духовного начала.

В философии Нового времени авторитет божественного разума заменил авторитет разума человеческого: «Разум правит миром», упорядочивая прежде всего общественный порядок. Вопрос о генезисе всечеловеческого Разума не возникал. Этот вопрос был поставлен в немецкой классической философии: Кант проанализировал возможности человеческого разума как трансцендентального (всеобщего) начала в реальном человеке, Гегель показал его диалектическую противоречивость и историко-культурную эволюцию.

До сер 19 в. вопрос о природе, происхождении человеческого разума и движущих причинах его эволюции решался в рамках философского идеализма, Маркс сделал это с материалистических позиций, основав неклассическую традицию. Маркс выдвигает понятие «общественное сознание» и «общественное бытие». Смысловым стержнем его концепции материалистического понимания истории была идея зависимости общественного сознания от общественного бытия, которая позволила объяснить появление человеческого разума и его изменения. Однако рационалистическая трактовка общечеловеческого духовного начала как основа абсолютизации человеческого разума была скомпрометирована социальной практикой, неуправляемой историей 20 в. В рамках неклассической философии культивируется иррационализм, склонность к психологическим (психоанализ) и натуралистическим (философская антропология, социобиология) трактовкам.

С позиций деятельностной парадигмы истоки проблемы духовной жизни общества коренятся в двойственной материально-духовной природе самого человека. Духовная сторона бытия человека возникает на основе его практической деятельности как особая форма отражения объективного мира и средство адаптации к нему и ориентации в реальности. Всеобщая основа человеческого мышления укоренена в предметной деятельности человека, которая имеет общественно-историческую природу. Мышление формируется в результате переноса внешнепредметных действий во внутренний идеальный план (деятельность «распредмечивается»), оно оперирует идеальными заменителями конкретных предметов – знаками, символами, образами. Раз возникнув и доказав практическую значимость, продукты духовной деятельности, в свою очередь, материализуются («опредмечиваются») в тексты, знаки, символы, правила, изображения. Идеальное содержание мышления объективируется, образует «сверхприродную» реальность, обособляется от индивида и выступает по отношению к нему и к поколениям людей как объективное, независимое от сознания начало жизни людей, при этом неотделимое от них. Средства общения людей, языки, правила логического мышления, знания, оценки становятся мыслительными формами, приобщение к которым и составляет суть процесса социализации человека, т.е. усвоения им основных норм культуры.

http://helpiks.org/9-21427.html


Мораль и религия -- наиболее древние регуляторы отношений между людьми. Они возникли задолго до письменной истории человечества. Будучи составляющими духовной жизни, мораль и религия прошли длительный путь развития. Они взаимно влияли друг на друга и в различные культурно-исторические эпохи по-разному воздействовали на образ жизни людей и общества в целом. Достаточно вспомнить духовную жизнь личности и общества в средневековой Европе, когда все определялось и регламентировалось религиозной идеологией. Соответственно и моральные представления, идеалы, предписания и требования в этом обществе не выходили за рамки религиозной морали.

Во все времена мораль и религия считались важнейшими факторами единения общества. За многотысячную историю эти социально-психологические и организационные структуры накопили немало общих ценностей и средств, активно влияющих на поведение современного человека, на его духовное самочувствие. В то же время их положение и функционирование в обществе существенно различаются. Рассмотрим каждое из этих общественных явлений отдельно.

Люди в обществе связаны многообразными отношениями. Каждый взрослый человек имеет профессиональные обязанности, требующие навыков, добросовестного выполнения поставленных задач, внимательного отношения к возможным негативным последствиям своей работы. Летчик стремится благополучно доставить до пункта назначения пассажиров, врач -- помочь и при этом не навредить пациенту, учитель -- привить любовь к знаниям и не оттолкнуть учеников от своего предмета безжизненной сухостью изложения учебного материала.

Подобная деятельность регулируется специальными инструкциями, памятками, правилами, уставами.

Однако, помимо внешних правил, регулирующих любую профессиональную деятельность, существует немало других условий успешной работы: любовь к своей профессии, желание своим трудом принести пользу людям, накопление новых знаний и превращение их в навыки и правила более результативной, успешной трудовой деятельности. Иначе говоря, существуют такие регуляторы профессиональной деятельности, которые не могут быть прописаны в служебных инструкциях, но являются важнейшими условиями ее содержательности, последовательности, успешности и согласованности с другими видами труда. Эти регуляторы являются системой правил и норм профессиональной этики: воинской, врачебной, педагогической, спортивной, судейской и др.

Однако жизнь человека не сводится только к профессиональной деятельности. Большое место в ней занимают рождение и воспитание детей, отношения в быту между мужем и женой (распределение обязанностей по ведению хозяйства), отношения детей к родителям и другим более отдаленным по крови родственникам. Наконец, существуют духовные регуляторы повседневных отношений между людьми в дружбе, в любви, в привязанностях, в повседневных контактах.

Напрашиваются вопросы: есть ли что-либо общее между этими регуляторами? Можно ли говорить о едином стержне, объединяющем разные способы духовной регуляции поведения людей в единое целое?

Таким стержнем духовной жизни во всех обществах, известных науке, является мораль.

Мораль -- особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними на основе следования определенным нормам общения и взаимодействия.

Наши представления об обществе окажутся неполны ми, если упустить из виду его дифференциацию по религиозному признаку, т.е. деление на верующих и неверующих.

На уроках истории вы уже получили сведения о роли религии и церкви в жизни человеческого общества в различные культурно-исторические эпохи.

Однако эти знания чаще всего ограничиваются общими представлениями о влиянии церкви на сферы политики и культуры в различных странах.

Религия как социокультурное явление не исчерпывается деятельностью официальных институтов -- церквей и других вероисповедных объединений (общин). При изучении этого явления чрезвычайно важно понять, что мы имеем дело с миром сложных нравственных, смысложизненных, эстетических и других исканий людей, психологически насыщенных, эмоционально острых и содержательных для верующего человека.

«Религия» в буквальном переводе с латинского означает «связь» (восстановление связи). Верующие считают связь повседневной жизни, решающих поступков и даже своих помыслов с главной святыней, т. е. с Богом, превосходящей по своим возможностям и проявлениям возможности обычных людей. Это -- особый вид реальности. В науке такая реальность называется сверхъестественной, потусторонней. Однако для людей верующих, как подчеркивал известный русский религиозный мыслитель и ученый П. А. Флоренский (1882--1937), эта реальность более естественна, чем обычные способы и формы человеческой жизнедеятельности.

Итак, религия -- это мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественной сферы. Это стремление человека и общества к непосредственной связи с абсолютом, всеобщей основой мира (Богом, богами, безусловным средоточием всего существующего, субстанцией, главной святыней).

Религиозное сознание, т. е. убеждение в реальном существовании сверхъестественного, потустороннего, в том, что источником главных ориентиров и ценностей человечества является Бог,-- высшая сила в мире. Соответственно нравственные требования и нормы воспринимаются в религиозном сознании как производное воли Бога, выраженной в его заветах, заповедях и священных книгах (Библия, Коран, Лунь-юй («Беседы и суждения»), основанных на тех или иных контактах со сверхъестественным источником (заветы Моисей получил от бога Иеговы (Яхве) на горе Фа­вор; Нагорная проповедь Христа -- это слово Богочеловека; неграмотный Мухаммед продиктовал то, что сообщил ему Бог через ангела (архангела) Джебраила).

Религия благодаря своему универсальному характеру (она относится ко всем проявлениям жизни людей и дает им свои оценки), обязательности своих требований к выполнению основных нравственных и законодательных норм, психологической проницательности и огромному историческому опыту является составной частью культуры.

В истории религия всегда сосуществовала со светски­ми элементами культуры, а в определенных случаях и противостояла им.

В настоящее время складывается достаточно устойчивый исторический баланс между основными религиями каждой страны, с одной стороны, и светским сектором культуры -- с другой. Более того, в ряде стран светский сектор занимает значительные позиции.

Нормы религии и морали относятся к одной и той же группе норм. Однако в пределах одной и той же группы могут быть существенные отличия.

Религиею (от religare - привязывать, укреплять) называется живой духовный союз человека с Богом; этот союз состоит в том, что Бог открывает человеку свою сущность и свою волю (отсюда «откровение»), а человек, вступая в этот союз и пребывая в общении с Божеством, делает волю Божию - своею нормою и отдает свои силы на ее осуществление. Понятно, что религиозный человек, воспринимая волю Божию в виде правил поведения, видит в Божестве - установителя этих заповедей. Порядок этого установления состоит в том, что человек, признав (по тем или другим признакам) некоторые из своих душевных переживаний посланными от Бога, а то, что через них познается - состоявшимся откровением Божественным (уверовав), пытается придать воспринятому форму мысли (учение) и выразить в словах (писание и предание); в христианских исповеданиях верность этого мысленного формулирования и словесного выражения проверялась и утверждалась обычно на собраниях верующих (вселенские соборы). Естественно, что нормы религиозного характера предписывают что-нибудь только тем, кто принадлежит к этому исповеданию и, участвуя в церкви (т.е. организованном союзе людей, признавших данное откровение), приемлет ее учение. При этом, по учению большинства религиозных союзов, к исповеданию и церкви могут принадлежать и такие люди, которые сами, непосредственно не имели откровения, но веруют, приняв его от других людей, почитаемых за пророческий дар и святость. Таким образом нормы религии основываются иногда на признании авторитетности других людей . То, что предписывают эти нормы, является во всех зрелых и развитых религиях известным внутренним душевным поведением или деланием причем нередко устанавливается, в каких именно внешних поступках, движениях и словах (обряд) должно выражаться благочестивое настроение души. Иногда люди упускают из вида, что обряд предписывается религией только в качестве естественного выражения действительного внутреннего отношения души к Божеству, и тогда религиозность вырождается в ханжество и лицемерие. Наконец религиозная норма имеет свою санкцию. Нарушитель ее чувствует себя стоящим перед лицом Божия гнева и, может быть, наказания; к этому может присоединиться налагаемое церковной властью покаяние, или эпитимия, или даже исключение из союза верующих.

Нормы морали отличаются от норм религии в некоторых существенных отношениях. В установлении нравственных правил человек является предоставленным себе и своей совести. Эти правила основываются на самостоятельном и свободном убеждении, которые каждый из нас должен выносить, обдумать и формулировать. Понятно, что такого убеждения никто ни у кого заимствовать не может; даже внешним авторитетом норма морали не может быть установлена, потому что единственным авторитетом здесь является голос совести, живущий в глубине каждой души. Это значит, что человек, слагая свои нравственные убеждения и устанавливая нормы морали, не может руководиться личной прихотью и произволом, но должен поставить пред своею совестью вопрос о том, что есть самое лучшее, совершенное и праведное в личном поведении и в отношении человека к человеку. Указания совести надлежит затем высказать в форме грамматического предложения и логического суждения, которое и выразит основную моральную норму поведения; распространение этого правила на отдельные стороны внутренней и внешней жизни даст возможность составить подчиненные нормы морали. Так, напр., каждому из нас без особого труда удастся признать и формулировать норму: «относись ко всякому человеку с тою любовью, которою ты обычно любишь самого себя»; такое перенесение жизненного центра тяжести со своего благополучия на других людей породит, с одной стороны, требования бескорыстия, самоотвержения и скромности в отношении к себе, с другой стороны - правила, предписывающие доброжелательство, уважение, щедрость, доверие и т.д. по отношению к другим.

Итак, нормы морали каждый человек должен установить для себя сам. Другие, в частности родители и воспитатели, могут ему, правда, помочь в раскрытии и осмыслении голоса совести, но до признания и убеждения каждый из нас должен дорасти сам. Это не значит, что у каждого человека могут быть свои особые воззрения на добро и зло, причем каждый про себя будет прав. Нет, различные понимания морали бывают у людей потому, что они или не знают верного пути к совести, или же не хотят им идти; нередко они ошибаются, принимая «житейскую пользу» за нравственное добро, или не решаясь поставить перед совестью правильный вопрос о самом лучшем; или же они, совсем не обращаясь к ее авторитетному голосу, придумывают что-нибудь от себя. При правильном же исследовании голос совести покажет всем людям одно и то же, и это выражали иногда так: совесть есть голос Божий, звучащий одинаково в каждой душе, но требующий от нее особого внимания и самодеятельной работы над ее убеждениями. Таков порядок установления моральных норм.

Понятно, что норма морали связывает только того человека, который ее признал; она предполагает добровольное согласие и признание, и если кто-нибудь соблюдает ее по чужому приказанию, из покорности или страха, то она теряет свой моральный характер. Это не значит, конечно, что всякий, кто не захочет признать ее, может делать, что ему заблагорассудится: произвол его окажется ограниченным нормами другого характера - теми нормами права, которые связывают каждого гражданина, а также теми, которые установлены распоряжениями его ближайшего начальства (напр., воспитателей). Но это значит, что нравственная жизнь возможна только для того, кто имеет действительное, искреннее желание стать лучше; каждого человека можно и должно свободно убедить в том, что существует внутренний закон добра и что это есть закон любви; и наконец, что если он его не соблюдает, то он всегда будет неправ. Но принудительно - нормою морали нельзя связать никого.

Далее, эта норма предписывает всегда известное внутреннее отношение ко всему живому, и в особенности к человеку, и в виде естественного последствия или выражения этого настроения души,- внешнее поведение, согласное с ним. Нравственные правила всегда начинают с душевной глубины и требуют прежде всего внутренней доброты. Это не значит, что они удовлетворяются ею и большего не требуют; недаром говорится, что «ад вымощен добрыми желаниями». Но это означает, что нравственные правила никогда не предписывают внешних поступков или внешнего поведения независимо от того душевного настроения, которым они сопровождаются. Нравственный поступок всегда подготовляется в глубине души, как бы вырастает из нее, и внешнее проявление человека всегда является в таких случаях лишь зрелым плодом внутренней доброты.

Наконец норма морали имеет свою санкцию в виде живого укора совести. Тонко развитая и глубоко чувствующая душа испытывает этот укор часто и явственно. Он выражается в известном каждому из нас внутреннем недовольстве своим поступком или даже всею своею жизнью: человек сознает свою неправоту и чувствует, что он и должен и может жить и действовать иначе; это и вызывает в нем чувство вины. Задача человека в том, чтобы не заглушать в себе укор совести и чувство нравственной вины, но приучить себя относиться со вниманием к этому укору и тем воспитать в себе чувство нравственной ответственности.

После всего сказанного понятно, каково взаимное отношение норм религии и норм морали. Они отличаются, во-первых, по тому авторитету , который устанавливает правило (в религии - воля Божия, в морали - голос совести); во-вторых, по тому порядку , в котором правило формулируется (в религии - соборное изложение откровения, данного избранным людям, в морали - самостоятельное восприятие и формулирование голоса совести, данного каждому); в-третьих, по санкции (в религии - гнев и суд Божий над грешником, в морали - укор совести и чувство вины). В то же время нормы религии и нормы морали имеют сходство: во-первых, в том, что они требуют всеобщего признания, но связуют только тех, кто их добровольно признал (в религии - уверовал, в морали - убедился); во-вторых, в том, что они предписывают известное поведение, вырастающее из глубины души.

При этом верующие обычно подразумевают, что норма религиозная, являясь выражением воли Божией, не отменяет и не изменяет голос совести, но придает ему особую силу и дополняет его требования - новыми. Вот почему религия иногда поглощает мораль .