Чин освящения свечей на сретение требник. Восковые свечи. Их значение при употреблении православными христианами

(5 голосов : 5 из 5 )

составитель А. А. Усинин

И мы, братие, не возливаем ли, не лобызаем ли ноги Его? Да, братия, все равно, мы возжигаем свечу перед образом Божиим и святыми Его и лобызаем образа, сокрушаемся, как жена грешница, возлившая миро на главу Иисуса Христа, о своих грехах, наружно и внутренне проливаем слезы и просим у Бога милости. И мы можем надеяться, что и нам каждому скажет Бог: прощаются тебе грехи твои, иди с миром! Не дорога наша свечка, но дорого усердие. Ведь Спаситель похвалил более усердие вдовицы, положившей в сокровищницу только две лепты (), чем тех, которые полагали помногу, потому что она отдала в казну все свое пропитание от усердия, а другие от избытка своего.

Послушайте, высокими христианскими добродетелями у нас считаются милостыня и вообще благотворительность к людям, но ничуть не менее их и благотворительность к Божию храму, даже выше в некоторых случаях. Когда женщина () возливала миро на главу Иисуса Христа, бывшие при этом ученики вознегодовали: к чему такая трата? Можно бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус сказал: «Что смущаете женщину? Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете».

Видите, православные, сколь дорога оказалась для Иисуса Христа жертва женщины; столь же душеспасительно и плодоносно возжение свечей и елея перед святыми образами, равно и богоугодны различныя приношения на Божий храм, на благолепие и на все его нужды. Помните только, чтобы все это делалось от искреннего сердца.

Тогда только подаст нам Всеблагий и Милосердый Господь блага небесные и земные молитвами нашей великой заступницы Пресвятой Богородицы и всех святых! Да благословенно будет Имя Господне во веки. Аминь.

(Из проповеди // Руководство для сельских пастырей. 1886. С. 677).

Составитель А. А. Усинин. Печатается по изданию 1885 г. с доп. Свято-Введенский монастырь Оптина Пустынь

Торжественное богослужение в честь Сретения Господа и Бога нашего Иисуса Христа прошло в Преображенском храме 15 февраля 2015 года, как и во всех храмах православного мира. В этот день после литургии прошел чин освящения свечей. Затем так называемые сретенские свечи уже можно нести в дом, зажигать их и обходить с молитвой все комнаты, осеняя крестообразно углы, окна и двери. Также сретенская свеча бережно хранится в течение года и зажигается во время домашней молитвы. Так что же это за обычай?

Итак, "сретенье" — значит "встреча". Старец Симеон, мудрец из первосвященников израильских, переводил книгу пророка Исайи. И когда он столкнулся с текстом: «Дева во чреве приимет, и родит Сына» (Ис., 7, 14), рука его автоматически выводит «Парфенос», то есть не просто «Дева», а совершенная. Но вдруг он усомнился, потому что по законам природы дева не может принять во чреве и родить сына, и он собирается исправить и написать «Женщина». Но Ангел останавливает его и говорит, что он сам встретит этого Младенца, и до этой встречи будет жить, сколько бы лет не прошло. И Симеону приходится жить долгие-долгие годы, пока, наконец не свершится эта встреча.

Симеон сразу узнал во Христе того младенца, о Котором пророчествовал Исайя. И он говорит: «Ныне отпущаеши раба Твоего Владыко по глаголу Твоему с миром», то есть исполнилось то, чего он так долго ждал и, наконец, заканчивается его земная жизнь. Также Симеон пророчествует обо всем человечестве: «Яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал, пред лицем всех людей, Свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля». Это предсказание о том, что все народы будут знать о Христе, но каждый человек либо примет Его, либо отвергнет. То есть в этот момент Симеону открылось, что каждого человека ждет встреча с Христом. Она может произойти в детстве, в юности, в зрелости или уже за гробом, но произойдет обязательно. И далее Симеон говорит Деве Марии: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лк., 2, 34-35).


Праздник Сретенья напоминает нам не только об определенных исторических событиях, но и о том, что рано или поздно каждому предстоит личная встреча с Богом. В этом главный смысл тех событий, а, следовательно, и самого праздника. Ветхий Завет подготовил человечество в этой встрече, Симеон показал, какой она должна быть, но, к сожалению, за человеком остается право выбора, будет ли эта встреча такой, как у Симеона или такой, как иудейские первосвященники или Иуда, да и то, они хотя бы хотели встречи с Богом, а многие ли сегодня хотят этой встречи?

Встреча Симеона с Богомладенцм произошла в тот момент, когда Мария и Иосиф, согласно традиции, на 40-й день после рождения младенец был принесен в храм и была принесена жертва Богу (на иконах Сретенья мы можем видеть Марию и Иосифа с клетью в руках, внутри которой находились птицы — это самая простая жертва, которую приносили самые бедные люди). Сегодня в качестве такой посильной жертвы Богу мы зажигаем восковы свечи.

А вот обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня пришел в Православную церковь в 17-м веке, когда митрополит Петр Могила правил «Требник для малоросских епархий». Для правки был в частности использован римский требник, в котором подробно описывался чин шествий с зажженными светильниками. Западная церковь в свое время пыталась отвлечь жителей Рима от традиционных языческих празднеств, вкладывая уже новый смысл в это действо. В Православии чин освящения свечей совершался уже с другим смыслом: в память установленной Моисеем обязанности приносить в жертву Богу всякого первенца, а также как знак освящения и очищения мира истинным Светом Христова Евангелия.

Православная церковь предостерегает своих прихожан, чтобы не придавать освященным свечам какое-либо магическое или чудодейственное значение. Сретенская свеча напоминает нам о зажженном в каждом из нас огоньке Благодати Божией, который надо сохранить в себе на всем нашем земном пути. По мере того, как мы сберегаем и защищаем эту искорку веры в наших сердцах, мы противостоим силам зла, которые постоянно нас окружают и пытаются удалить нас от еще одного Светоча — света Вечной жизни, осеняющего этот путь.

Вместо святой воды можно использовать чистую минеральную (без газа), ключевую или дистиллированную воду. Зажгите ладан и дайте ему немного погореть. Вместо ладана можно использовать сбор очистительных трав.

Достаньте свечу из святой воды и дайте ей немного обсохнуть. Пронесите свечу через дым от ладана или очистительных трав. Проводить обряд освящения свечи нужно в комнате , где находятся иконы или Распятие. После того, как вы провели вышеуказанные процедуры, прочитайте молитвы над свечой, чтобы завершить обряд.

При освящении свечи обязательно в самом начале трижды читается молитва Отче наш. После прочтения Отче наш, все время , держа свечу в руках , произнесите следующую молитву: "Создателю и содетелю человеческого рода, дателю благодати духовныя, подателю вечного спасения: Сам Господи, посли Духа Твоего Святаго на вещь сию (при этом называем вещь, например: "свечи сии"), яко да вооружена силою небесного заступления, хотящим ю (ее) употребляти, помощна будет к телесному спасению и заступлению, и помощи, о Христе Иисусе Господе нашем. Аминь".

Затем произнесите специальную молитву на освящение воды. Ее текст приводится ниже:
"Боже великойменитый, творяй чудеса , имже несть числа ! Прииди к молящимся рабом Твоим, Владыко: поели Дух Твой Свитый и освяти воду сию, и даждь ей благодать избавления и благословение Иорданова: сотвори ю источник нетления, освящения дар, грехом разрешение , недугов исцеление , бесом погибель, противным силам неприступну, Ангельския крепости исполнену: яко да вси почерпающий ю и приемлющий от нея имеют на очищение души и тела, на исцеление вредом, в изменение страстем, во оставление грехов, в отгнание всякаго зла, на окропление и освящение домов и на всяку пользу подобну. И елика аще что в домех, или на месте правоверно живущих сия вода окропит, да отымется всяка нечистота, да избавит от всякаго вреда, ниже тамо да водворяется дух губительный, ниже воздух вредящий, да отбежит всякое мечтание и навет крыющагося врага, а аще нечто есть, еже, или здравию живущих завидит, или покою, окроплением сия воды да отразится. Яко да благословися и прославися пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь."

Видео по теме

Обратите внимание

Как бы вы не верили в действие святой воды, пренебрегать современной медициной все же не стоит. Обязательно сочетайте современные методы лечения со святой водой. Таким образом, эффект не заставит себя долго ждать.

Полезный совет

Если вы хотите излечиться с помощью святой воды, то принимать ее лучше в три глотка каждое утро и вечер натощак. Обычно святую воду нужно сочетать с просфорой, однако можно пить ее и после специальной молитвы, в этом случае действие святой воды будет таким же сильным.

В нашей жизни часто случаются такие ситуации, когда требуется освятить квартиру или дом. Иногда негатив, который накапливается в помещении может отрицательно сказаться на здоровье хозяев. Самым лучшим вариантом будет, если этот обряд по всем правилам совершит священник. Однако бывает и так, что батюшка находится далеко или нет возможности его пригласить.

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ СРЕТЕНСКИЕ СВЕЧИ? Как дополнение к теме "Свечи на вынос", которую вы можете прочитать ниже, хочу выставить и эту немаловажную информацию, несмотря на то, что праздник Сретение Господне (15 февраля) уже позади. Возможно для многих эта тема будет открытием, но коль уж я затронула важную тему церковный свечей, то думаю будет не лишним прочитать эту нужную заметку.

В православном требнике священнослужителя есть специальный «Чин благословения свеч на Сретение Господне». Кто-то может спросить: чем же отличается обычная церковная свеча от «сретенской»? Только чином освящения, ведь простые церковные свечи, которые продаются в лавках, тоже освященные. Для лучшего понимания можно провести аналогию с освящением воды. Так, например, когда в храме служатся водосвятные молебны: вода освящается малым чином, можно сказать – «обычным». Но есть и такое понятие, как освящение воды великим чином, и делается это только единственный раз в году – на праздник Крещения Господня. Также и со «сретенскими свечами» – их освящают только раз в год ОСОБЫМ чином. Сретенская свеча, как и любая церковная свеча, предназначается исключительно для возжигания во время молитвы. Обычно Сретенскую свечу зажигают в особых случаях при испрашивании помощи Божией в решении жизненных проблем: выборе спутника жизни, выборе профессии, устройстве на работу, приобретении дома, а также в болезни, скорби или при явном действии демонических сил на человека. Церковная практика показывает, что любая молитва к Господу Иисусу Христу, к Божией Матери, или к святым при возжжении и горении Сретенской свечи, имеет особую благодатную силу, и если сопровождается искренней верой молящегося, то приводит к скорому исполнению просимого. Однако это не значит, что «сретенским свечам» следует придавать какое-то магическое или чудодейственное значение – это крайности, конечно. «Сретенские свечи» православные христиане возжигают во время домашней молитвы, как и другие церковные свечи. Ведь любая свеча, если горячо молиться, согревает молитву.

КАК ПРАВИЛЬНО СТАВИТЬ СВЕЧУ Любая церковная свеча – это жертва Богу, а потому возжигается со словами следующей краткой молитвы: «Прими Господи жертву сию за рабов Твоих (имя за кого ставишь)». Жертва - это то, что человек отдаёт от своего материального состояния, не получая взамен материальный эквивалент отданному. Например: если в магазине вы отдаёте продавцу некоторую сумму денег и получаете взамен какой-либо товар стоимостью в эту сумму, это не жертва. Фактически вы ничего не отдали, а только обменяли одну форму имущества (деньги) на другую (товар). Если вы купили свечу и сожгли её дома, пользуясь её светом для чтения или просто для освещения, это не жертва. Если же вы купили свечу в церкви и поставили её гореть перед какой-либо иконой или святыней - это жертва. Если вы подали милостыню нищему, или опустили деньги в «церковную кружку» на восстановление храма - это жертва. Жертва - это дар, выражение нашей любви к тому, кому мы этот дар приносим. И только тогда наша жертва приятна Богу, когда приносится от чистого сердца. Неважно, какова материальная стоимость этой жертвы. Некоторые пытаются вступать с Богом в «коммерческие отношения», например: «Господи! Сделай для меня это и это, и я поставлю тебе в церкви самую толстую свечу!». Богу не нужны толстые или тонкие свечи. Богу нужны любящие сердца. Свечи нужны нам, как возможность выражения нашей любви к Богу, как символ нашей горячей молитвы, устремляющейся к Нему подобно пламени свечи, как возможность доказать, что мы способны пожертвовать материальным ради духовного. ПОМНИ: ЦЕРКОВНЫЕ СВЕЧИ освящаются и посвящаются Богу, а потому их ни в коем случае нельзя носить к «бабкам», «целителям и колдунам». Это рассматривается, как кощунство по отношению к святыне, и приведёт к абсолютно противоположному результату. Огарки оставшиеся после домашнего возжжения свечей необходимо приносить в храм для переплавки. МАГИЯ ЦЕРКОВНОЙ СВЕЧИ Но иногда мы видим языческое отношение к свечам, к освященной воде. Если человек лишен веры в Истинного Бога, то во чтобы он ни верил, - он язычник. Родная сестра язычества - магия - то есть стремление человека подчинить себе духовный мир. Святыня в магии рассматривается как автоматический аккумулятор благодати, залог успеха, оберег. Магизм начинается там, где всё укладывается в простые правила и беспроблемные советы. Например: «Чтобы ребенок не болел, нужно его крестить», «Чтобы успешно шла торговля, нужно освятить офис», «Отче наш» - сильная молитва, но Иисусова - сильнее», «Если в доме держать освященную вербу, то никакое зло не сможет войти в дом». Трудно себе представить православный храм, в котором не возжигались бы свечи. Мерцающие огоньки служат приятным дополнением к нашей молитве, они способны вызвать в душе умиление и другие радостные чувства. Однако люди очень часто церковным свечам придают оккультно-магический смысл. И каких только суеверий не напридумывают вокруг них!.. Самое распространенное - поставить свечку на «канун» (специальный подсвечник, на котором обычно ставят свечи за упокой) за живого, а если еще ее сломать, то можно уже от радости в ладоши потирать, потому что тот, за кого поставили, если не умрет, то, как минимум, заболеет чем-нибудь тяжелым. До чего же глупо думать, что чья-то жизнь или здоровье зависит от простой восковой свечи, пусть даже церковной!.. О каждом из нас действует Промысел Божий, и Господь не станет посягать ни на кого по причине того, что кто-то поставил свечку не в том месте.

Встречаются и такие предрассудки - нельзя, мол, ставить свечку левой рукой. Некоторые считают чуть ли не самым страшным грехом подсмолить свечку снизу. А еще люди начинают пугаться, когда свечка начинает потрескивать. Правой или левой рукой ставить свечку - не имеет абсолютно никакого значения. Если человек «левша», то, естественно, ему удобнее ставить той рукой, которая у него ведущая, то есть левой. Что касается «подсмаливания» свечей снизу, то делается это только для того, чтобы свечка стояло более прочно в ячейке подсвечника. При изготовлении свечей используют воду для охлаждения, и в плохо пропрессованых местах могут быть капельки воды, которые и вызывают потрескивание. Вспоминается один случай, когда я был еще школьником и, стоя в храме на всенощном бдении, увидел, как женщина подошла к центральному подсвечнику и поставила несколько свечей. Когда они начали догорать, дежурные по храму бабушки естественно решили затушить, чтобы вынуть огарки из ячеек. Если не сделать это вовремя, то потом приходиться их выковыривать. Эта женщина всеми силами старалась укрыть свои свечи от бабушкиных «дуновений», а если какой огарок угасал, то она его тут же зажигала. Бабушки оказались не «железными» и усердствовать не стали. Тогда в дело вмешался дьякон, который с одного раза все затушил. Настоятель подозвал к себе эту женщину и заговорил с ней. Как и предполагалась, какая-то целительница посоветовала ей сжечь в храме свечи целиком, и наивная женщина сразу побежала в храм. Церковные свечи довольно часто любят употреблять в своих ритуалах разные оккультисты, но все их действия носят кощунственный характер. Даже церковные молитвы читаются вместе с заговорами. Церковь всегда предостерегала людей от слуг сатаны и всегда предупреждает, что наличие у экстрасенса церковной свечи или какого-нибудь другого церковного предмета абсолютно не говорит о том, что этот человек- православный христианин и действует с Божьего благословения. Хотя, если что-то болит, то почти каждый готов пойти к кому угодно, только бы вылечиться, причем желательно поскорее. Получается и Богу свечку, и черту кочергу. Ну что ж… Господь дал каждому свободную волю, и каждый выбирает сам- прибегнуть к помощи сатаны, вылечив свое тело, зато нанести огромный вред душе; или же со смирением и упованием на помощь Божью нести свой крест. Тут описаны далеко не все существующие суеверия и предрассудки. Но чтобы не возникало излишнего интереса к ним, лучше давайте вспомним об истинном предназначении церковных свечей: «Огонь горящих… свечей и лампад, как и само кадило с горячими углями и благовонным фимиамом служат для нас образом огня духовного-Духа Святаго, сшедшаго в огненных языках на апостолов, попаляющего греховные наши скверны, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу: огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую неправду; напоминает нам и о том, что мы должны служить Богу, молиться Богу пламенным духом, чего у нас большею частью и нет, ибо имеем охладевшие сердца. Так в храме все поучительно и нет ничего праздного, ненужного», - поучает святой праведный Иоанн Кронштадтский. Священник Александр Богдан