Статуя трех обезьян. Три обезьяны — не вижу, не слышу, не скажу: символ чего, что означает

Есть много предположений относительно места появления трех обезьян: называют и Китай, и Индию, и даже Африку, но родина трех обезьян - все-таки Япония. Подтверждением может являться прочтение по-японски действий, выражаемых композицией: «не вижу, не слышу, не говорю» (при записи с использованием кандзи 見猿, 聞か猿, 言わ猿 - мидзару, кикадзару, ивадзару). Суффикс, придающий отрицание «-дзару» созвучен слову «обезьяна», по сути является озвонченным вариантом слова «сару» (猿). Получается, что изображение трех обезьян - своего рода каламбур или ребус, игра слов, понятная только японцу. Итак....

Несомненно первоначальное религиозное значение обезьяньей группы. Часто ее прямо называют буддистскимсимволом, но не все так просто. Да, буддизм принял трех обезьян, но не он, вернее, не он один был колыбелью трех обезьян.

Религия в Японии обладает особыми свойствами: она необычайно податлива и при этом упруга: на протяжении истории японцы встречали многие религиозно-философские учения, принимали и перерабатывали их, соединяя, порой несоединяемое в сложные системы и синкретические культы.

Культ Косин

Три обезьяны первоначально связаны с одним из японских народных верований - Косин. Имея в своей основе китайский даосизм, вера Косин относительно проста: один из главных постулатов состоит в том, что в каждом человеке «живут» три некие сущности-наблюдателя («червя»), собирающие на своего хозяина компромат и регулярно во время его сна отправляющиеся с докладом к Небесному Владыке. Последователю культа во избежание больших неприятностей требуется всячески воздерживаться от зла, а не преуспевшим в этом, чтобы эти внутренние информаторы не смогли вовремя передать «в центр» нечто неблаговидное, в расчетное время «сеансов» (обычно раз в два месяца) нужно воздерживаться от сна, проводить бдения.

Когда появились три обезьяны

Вопрос о точном времени появления трех обезьян, видимо, не разрешим, отчасти из-за народного характера веры, не имеющей централизации и каких бы то ни было архивов. Приверженцы культа Косин устанавливали каменные монументы (косин-то). Вот на них и сто́ит искать древнейшие материально зафиксированные образы трех обезьян. Проблема в том, что датировать такие памятники сложно.

Некоторую определенность дают самые знаменитые из трех обезьян. Для японцев такая композиция известна под именем «три обезьяны из Никко».

Три обезьяны из Никко

Никко - один из древнейших и известнейших религиозных центров Японии. Он расположен в 140 км к северу от Токио. Отношение японцев к Никко можно оценить по поговорке «не говори кэкко (яп. замечательно), пока не увидел Никко». А са́мой известной достопримечательностью замечательного Никко служит синтоистское святилище Тосёгу, включенное в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО и в Национальные сокровища Японии. Тосёгу - комплекс сооружений, украшенных богатой выразительной деревянной резьбой. Второстепенное хозяйственное здание комплекса - конюшня - стала всемирно известной, благодаря вырезанным на ней трем обезьянам.

Помимо всеобщей известности обезьяны из Никко могут дать нам точную верхнюю границу появления символа. Постройку конюшни с ее украшениями уверенно относят к 1636 г., таким образом, к этому времени три обезьяны уже существовали, как единая композиция. Можно осторожно отодвинуть время появления трех обезьян на 1-2 столетия до изображения их в Никко, вряд ли обезьяны в культе Косин заимствованы с конюшни святилища, логичнее предположить обратное направление заимствования, причем символизм должен быть достаточно сформирован и широко известен.

Значение трех обезьян

Смысл композиции часто истолковывается не совсем верно: западному человеку проще увидеть в трех обезьянах эдакого коллективного страуса, засунувшего голову в песок перед лицом проблем.

Так что же символизируют обезьяны? Если вспомнить японское чтение-каламбур (не вижу - не слышу - не произношу) композиции, можно понять, что она служит визуальным выражением соответствующих отрицаний.

Основа, объединяющая разные религиозный и философские течения (в том числе и культ Косин) - цель развития личности - достижение просветления, противостояние всему неистинному (по-английски просто «evil» - то есть злу) внутри и снаружи. Например, у буддистов есть механизмы, которые можно иллюстрировать обезьянками, это выработка своеобразных «фильтров», не позволяющих неистинному достигать сознания, буддист должен «не слышать» «зла». Один из англоязычных вариантов названия композиции из трех обезьян «no evil monkeys» - «обезьяны без зла». Если человек будет соблюдать принципы, изображаемые обезьянами, он неуязвим. А по сути же три обезьяны - плакат-напоминание, вроде советского «Не болтай!», призыв к сохранению чистоты (равно этической и эстетической).

Иногда добавляется четвёртая обезьяна - Сидзару, символизирующая принцип «не совершать зла». Она может изображаться прикрывающей свой живот или промежность.

Ну то есть, еще не распускай то, что у тебя ниже пояса...

Многим известен древний восточный символ — три обезьянки , одна из которых старательно закрывает лапами глаза, вторая — уши, а третья — рот.
Но откуда они происходят, с чем связаны и что означают известно меньше.

Место происхождения трех обезьян

Есть много предположений относительно места появления трех обезьян: называют и Китай, и Индию, и даже Африку, но родина трех обезьян — все-таки Япония.

Подтверждением может являться прочтение по-японски действий, выражаемых композицией: «не вижу, не слышу, не говорю» (при записи с использованием кандзи 見猿, 聞か猿, 言わ猿 — мидзару, кикадзару, ивадзару). Суффикс, придающий отрицание «-дзару» созвучен слову «обезьяна», по сути является озвонченным вариантом слова «сару» (猿).

Получается, что изображение трех обезьян — своего рода каламбур или ребус, игра слов, понятная только японцу.

Религиозные корни

Несомненно первоначальное религиозное значение обезьяньей группы. Часто ее прямо называют буддистским символом, но не все так просто. Да, буддизм принял трех обезьян, но не он, вернее, не он один был колыбелью трех обезьян.

Религия в Японии обладает особыми свойствами: она необычайно податлива и при этом упруга: на протяжении истории японцы встречали многие религиозно-философские учения, принимали и перерабатывали их, соединяя, порой несоединяемое в сложные системы и синкретические культы.

Культ Косин

Три обезьяны первоначально связаны с одним из японских народных верований — Косин. Имея в своей основе китайский даосизм, вера Косин относительно проста: один из главных постулатов состоит в том, что в каждом человеке «живут» три некие сущности-наблюдателя («червя») , собирающие на своего хозяина компромат и регулярно во время его сна отправляющиеся с докладом к Небесному Владыке.

Последователю культа во избежание больших неприятностей требуется всячески воздерживаться от зла, а не преуспевшим в этом, чтобы эти внутренние информаторы не смогли вовремя передать «в центр» нечто неблаговидное, в расчетное время «сеансов» (обычно раз в два месяца) нужно воздерживаться от сна, проводить бдения.

Когда появились три обезьяны

Вопрос о точном времени появления трех обезьян, видимо, не разрешим, отчасти из-за народного характера веры, не имеющей централизации и каких бы то ни было архивов. Приверженцы культа Косин устанавливали каменные монументы (косин-то). Вот на них и сто́ит искать древнейшие материально зафиксированные образы трех обезьян. Проблема в том, что датировать такие памятники вряд ли возможно.

Некоторую определенность дают самые знаменитые из трех обезьян. Для японцев такая композиция известна под именем «три обезьяны из Никко ».

Три обезьяны из Никко

Никко — один из древнейших и известнейших религиозных центров Японии. Он расположен в 140 км к северу от Токио. Отношение японцев к Никко можно оценить по поговорке «не говори кэкко (яп. замечательно), пока не увидел Никко».

А са́мой известной достопримечательностью замечательного Никко служит синтоистское святилище Тосёгу, включенное в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО и в Национальные сокровища Японии. Тосёгу — комплекс сооружений, украшенных богатой выразительной деревянной резьбой.

Второстепенное хозяйственное здание комплекса — конюшня — стала всемирно известной, благодаря вырезанным на ней трем обезьянам.

Конюшня святилища Тосёгу, Никко, Япония

Резное панно с изображение трех обезьян

Помимо всеобщей известности обезьяны из Никко могут дать нам точную верхнюю границу появления символа. Постройку конюшни с ее украшениями уверенно относят к 1636 г., таким образом, к этому времени три обезьяны уже существовали, как единая композиция.

Можно осторожно отодвинуть время появления трех обезьян на 1—2 столетия до изображения их в Никко, вряд ли обезьяны в культе Косин заимствованы с конюшни святилища, логичнее предположить обратное направление заимствования, причем символизм должен быть достаточно сформирован и широко известен.

Значение трех обезьян

Смысл композиции часто истолковывается не совсем верно: западному человеку проще увидеть в трех обезьянах эдакого коллективного страуса, засунувшего голову в песок перед лицом проблем.

Так что же символизируют обезьяны? Если вспомнить японское чтение-каламбур (не вижу — не слышу — не произношу) композиции, можно понять, что она служит визуальным выражением соответствующих отрицаний.

Основа, объединяющая разные религиозные и философские течения (в том числе и культ Косин) — цель развития личности — достижение просветления, противостояние всему неистинному (по-английски просто «evil» — то есть злу) внутри и снаружи.

Например, у буддистов есть механизмы, которые можно иллюстрировать обезьянками, это выработка своеобразных «фильтров», не позволяющих неистинному достигать сознания, буддист должен «не слышать» «зла».

Один из англоязычных вариантов названия композиции из трех обезьян «no evil monkeys» — «обезьяны без зла». Если человек будет соблюдать принципы, изображаемые обезьянами, он неуязвим. А по сути же три обезьяны — плакат-напоминание, вроде советского «Не болтай!», призыв к сохранению чистоты (равно этической и эстетической).

Источники принципа

Сам принцип, выражаемый тремя обезьянами, естественно, был известен и раньше. К примеру, идентичные идеи можно найти у Конфуция (Кун-Цзы) в великой книге «Беседы и суждения» (Лунь Юй), определившей этические и политические нормы в Азии с V в. до н. э. по настоящее время:

Янь-Юань сказал: «Позволю себе спросить Вас указать мне составные части его (гуманизма, жэнь)»

Конфуций отвечал: «Не смотри на то, что противно правилам, не слушай того, что противно им, не говори того, что противно им». (приводится по: Конфуций. Афоризмы и изречения.—М. ООО «Дом Славянской книги», 2010.-320 с. ISBN 978-5-91503-117-2)

У даосов (Чжуан-цзы, IV в.до н. э.) схожее выражение рассматривается с несколько иной точки зрения:

«...Путь (Дао) неслышим, а если мы что-то слышим — значит, это не Путь,
[...] Путь незрим, а если мы что-то видим — значит, это не Путь.
О Пути нельзя ничего сказать, а если о нем что-то говорят — значит, это не Путь...»
(Чжуан-цзы, пер. В. В. Малявина, приводится по: Чжуан-цзы. Ле-цзы. Философское наследие. Том 123. —М. Изд. «Мысль», 1995. -439 с.)

Можно найти параллели трех обезьян с тремя ваджрами тибетского буддизма, отраженными в японской буддистской традиции, как «три драгоценности»: чистота действия, слова и мысли.
…………
Естественный вариант названия группы по действию каждой из обезьян: «не вижу, не слышу, не говорю» (или не скажу).

В английском языке появились и другие названия. Так как популярная трактовка символа предполагает «не видение, не слышание и не говорение» именно зла, за обезьянами закрепилось название «no evil monkeys» (обезьяны без зла). Еще один вариант добавил обезьянам мудрости: «three wise monkeys» — «три мудрых обезьяны» — такое название встречается и в русских переводах с английского.

Но не во всех восточных учениях, к которым применимы обезьянки, последователю требуется закрываться именно от зла, чего-то неэтичного или негативного. Можно проиллюстрировать это знаменитой даосской цитатой:

Когда все в Поднебесной узнают,
что прекрасное — это прекрасное,
тогда и возникает безобразное
Лао-цзы.
Дао дэ цзин (Канон пути и благодати)

Иными словами, закрываясь от зла мы порождаем зло. Требуется не удаляться от «плохого», приближаясь к «хорошему», а перестать классифицировать и измерять окружающее, проводя границы и развешивая ярлыки. В каком-то роде с этой точки зрения три обезьяны могут рассматриваться аналогом античной статуи Фемиды с завязанными глазами: они тоже хранят беспристрастность.

Легендарного основателя даосизма поддерживает и ученик шестого патриарха дзэн-буддизма, поэт Юн-цзя Сюань-цзюэ:
[...]
Не бежать от ложных мыслей и не стремиться к истинным,
ибо неведение и есть природа Будды
[...]
Юн-цзя Сюань-цзюэ. Песнь о Просветлении

Для древних даосов чувства, вроде зрения или слуха, рассматривались в качестве преград, как демонские ловушки на Пути и главные причины заблуждений. Не доверять чувствам и не выносить суждений — таким может быть толкование символа.

Имена обезьян

Каждую из трех обезьян можно назвать по действию-отрицанию, выражаемому ей: обезьяна, закрывающая глаза — Мидзару, уши — Кикадзару и рот — Ивадзару .

В англоязычных источниках можно встретить название всей композиции из трех обезьян по одному имени mizaru, либо загадочными словами, в которых срослись несколько имен, например, mikazaru или mazaru .

Культурное влияние трех обезьян

Прежде всего, несомненно вхождение символа трех обезьян в мировую массовую культуру. Композиция если не популярна, то узнаваема практически во всех уголках Земли.

Махатма Ганди (Мохандас Карамчанд Ганди), борец за независимость Индии, учитель индийского народа и идеолог ненасилия не расставался с любимыми тремя обезьянками, пожалуй, единственной роскошью, которой он мог себе позволить.

Сейчас обезьянки Ганди остаются одной из главных реликвий в бывшей резиденции Бапу Кути в ашраме, находящемся в образцовой деревне Севаграм сельской местности Махараштры.

Свои личные впечатления об обезьянах на конюшне в Тосёгу оставил Редьярд Киплинг в книге «От моря до моря» (Rudyard Kipling. 1899. From Sea to Sea — Letters of Travel).

Госсекретарь США Мадлен Олбрайт (Madeleine Albright), известная тем, что носит броши, содержащие символические послания для собеседников или аудитории, надевала на встречу с Владимиром Путиным в 2000 г. брошь с изображением трех обезьян, как знак отношения к ситуации в Чечне.

Существует японская притча о трех обезьянах. Одна из них закрывает лапками свои глаза, другая - уши, а третья закрывает свой рот. Своим жестом первая обезьянка говорит: "Я не вижу зло и глупость". Вторая говорит: "Я не слышу зло и глупость". Третья: "Я не разговариваю со злом и глупостью".

Некоторые нэцкэ изображают Самбики-сару - трех обезьян, каждая из которых закрывает лапками либо рот, либо уши, либо глаза. Этот сюжет является иллюстрацией буддийской идеи «не видеть зла, не слышать зла и не говорить зла». В Японии он связан с главным синтоистским святилищем японцев - храмом Тосёгу. Он находится в городе Никко и является мавзолеем всемогущего феодального правителя Японии, полководца и сегуна Иэясу Токугавы (1543-1616). Захватив власть в стране, он прекратил кровавые феодальные междоусобицы, которые до того времени терзали Японию. После его смерти великолепный мавзолей, строительство которого длилось с ноября 1634 по апрель 1636 г., стал своеобразным символом подчинения центральной власти. Непомерные расходы по строительству храма настолько ослабили финансовые возможности местных феодалов, что они уже не могли строить козни против института сёгуната.

В состав Тосёгу входит небольшое, но великолепно декорированное здание Священной конюшни. В ней в свое время содержалась лошадь, на которой, согласно синтоистским верованиям, ездили сами боги. В средневековой Японии своеобразным духом-хранителем лошадей считалась обезьяна. Не удивительно, что стены Священной конюшни покрыты ажурной резьбой по дереву, главными сюжетами которой являются фигурки обезьян. Одна из центральных панелей изображает трех обезьян, демонстрирующих своими позами неприятие зла. Эти полуметровые фигуры широко известны по всей Японии как «три обезьяны из Никко».

Любопытно, что по-японски фраза «ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не говорю» звучит как «мизару, киказару, ивазару». Японское слово же «обезьяна» звучит сходно с окончанием каждого из этих трех глаголов - «зару» или «дзару». Поэтому изображение обезьян, иллюстрирующих буддийскую идею неприятия зла, является в японской иконографии следствием своеобразной игры слов. Эту тему мастера нэцкэ часто отражали в своих произведениях.

Три Мистических Обезьяны с прикрытыми глазами, ушами и ртом означают следующее: "Не вижу зла, не слышу зла, не говорю о зле".

Закрывающих лапами глаза, уши и рот появилась на Востоке , с этим согласны практически все источники. Конкретнее «местом рождения» трех обезьян с большой долей уверенности называется Япония . Это подтверждается и историческими артефактами, и лингвистически.

Действия, выражаемые композицией «не вижу, не слышу, не говорю» (при записи с использованием кандзи 見猿, 聞か猿, 言わ猿 — мидзару , кикадзару , ивадзару) состоят из глагола-действия и суффикса, придающего отрицание «-дзару ». Так вот суффикс этот созвучен слову «обезьяна» , по сути является озвонченным вариантом слова «сару » (猿). Получается, что изображение трех обезьян — своего рода каламбур или ребус , игра слов, понятная только японцу.

Наиболее древние из известных изображений трех обезьян также находятся в Японии. Вероятнее всего, впервые композиция из трех обезьян появилась в местном японском культе Косин .

Краткая предыстория. На Востоке всегда чтилась магия чисел и обезьяна рассматривается не только как животное: это еще и число или, если хотите, одна из фаз универсального цикла. Если вспомнить особо популярный в настоящее время восточный «звериный» календарь, в котором чередующиеся годы обозначаются одним из 12 животных-символов , в их числе можно увидеть и обезьяну. Обезьяна занимает девятую позицию в цикле из 12 фаз. Когда к 12 животным добавляются 10 т. н. «небесных стволов », связываемых с 5 первоэлементами, образуется еще более крупный цикл из 60 фаз. Цикличны любые события, развитие всех ситуаций можно разложить на 60 фаз до следующего витка. Выделяют большие, шестидесятилетние и малые, шестидесятидневные циклы. Особенно выделяют 57-й день или год, ссчитающийся особо несчастливым. И 57-я фаза называется «косин », где «ко-» (庚) — один из первоэлементов, называемый обычно металлом, а «-син» (申) — обезьяна.

От китайских даосов японцам перешло учение о трех сущностях («червях »), существующих в теле человека. Они искушают своего носителя в совершении различных необдуманных поступков, а после регулярно, в ночь того самого «обезьяньего» дня косин отправляются с доносом на его проступки к высшим силам . Последователи народного культа через каждые 60 дней устраивают коллективные бдения , чтоб не дать возможности трем червям связаться с верховным божеством.

Последователи культа на свитках и каменных резных стелах часто изображают шестирукое синелицее карающее божество Сёмэн-Конго (靑面金剛). Иногда его спутниками-атрибутами становились одна, две или три обезьяны (видимо, повлияла важность обезьяньего дня). Постепенно именно три обезьяны (наверное из-за трех внутренних червей в человеке) стали преобладать, а позы получили однозначность (вспомним омофонию чтения действий, выражаемых обезьянами). Скорее всего, именно таким путем сложилась устойчивая композиция с тремя обезьянами, но самостоятельности очень долго не получала, оставаясь атрибутом где-то под ногами синелицего божества.

Славу и известность три обезьяны получили в Никко (日光), одном из исторических религиозно-культурных центров Японии. Самая известная достопримечательность Никко — синтоистское святилище Тосёгу (東照宮), знаменитое прихотливой резьбой, украшающей сооружения. Некоторые композиции, составляющие убранство построек, признаны шедеврами, например, спящий кот или три обезьяны. Обезьяны украшают отнюдь не центральное здание комплекса святилища, а всего лишь конюшню. Причем резное панно с композицией «не вижу, не слышу, не говорю» не единственное, но в ряду различных обезьяньих поз японцы выделили именно эти три фигуры. С тех пор это самые знаменитые три обезьяны в мире, эталон композиции, даже любая символическая группа из трех обезьян может называться «Три обезьяны из Никко».


Обезьяны из Никко интересны нам в историческом плане тем, что дают уверенную верхнюю границу появления символа. Постройку конюшни с ее украшениями уверенно относят к 1636 г., то есть к этому времени три обезьяны уже существовали, как единая композиция.

Можно осторожно отодвинуть время появления трех обезьян на 1—2 столетия до изображения их в Никко.

Легенды называют имя первого японца изобразившего трех обезьян, это основатель ветви буддизма тэндай , великий учитель Дэнгё-дайси (Сайтё, 最澄 ). Он жил в VIII—IX в. и ему приписывается множество «открытий», вошедших в японскую культуру. Дэнгё мог привезти символ трех обезьян из Китая вместе с учением Лотосовой сутры, чаем и т. д. Но, тем не менее, легенды остаются легендами и три обезьяны видятся скорее японским эндемиком, чем символом, пришедшим с материка.

С биологическим прототипом трёх обезьян проще: если символ появился в Японии, то изображались, скорее всего, единственные, живущие в стране обезьяны — японские макаки (лат. Macaca fuscata ).

Философия трех обезьян

Значение трех обезьян совсем не однозначно, возможны множества прочтений и пониманий, часто отражающих и преломляющих друг друга в разных системах мировоззрения. Сложно показать общую картину, не приняв одну из сторон философии. Философии трех трех обезьян...

Голову в песок

Очень часто трех обезьян понимают с негативным оттенком и совершенно буквально: это символ неслышания, невидения и неговорения. Если проблему не замечать и молчать о ней, то проблема будто бы и не существует вовсе. В таком понимании «позиция трех обезьян» сближается с другим «животным» символом — «позицией страуса». Якобы при опасности страусам свойственно прятать голову в песок.

Именно такой интерпретации придерживается, к примеру, множество карикатуристов , склонных изображать различных политиков и деятелей в образе трех обезьян.

Похожее поведение весьма распространено как в быту, так и в обществе. Очень часто хочется закрыть глаза на какие-то недостатки для сохранения status quo.

Не болтай

Если вспомнить распространенное английское название трех обеьян «no evil monkeys » (обезьяны без зла), можно задуматься, а от чего же они, собственно, закрываются. В исторический период своего появления обезьяны были несамостоятельными малосущественными атрибутами грозного божества . В традиционном культе, где, скорее всего, появились обезьяны, последователи должны были особо беречься трех внутренних врагов, сущностей , обитающих в человеческом теле, различно искушающих своего носителя и регулярно, «обезьяний день » отправляющихся с доносом на его проступки к высшим силам . Три обезьяны, перекрывающие три информационных канала, могли служить наглядным напоминанием, пожеланием не поддаваться трем типам искушения, чем-то схоже с плакатом советского времени «Не болтай».

Будь начеку, следи за собой, ведь оступиться так легко!

Не будь пристрастным

С другой стороны, послание может предназначаться не только «подсудимому», но и «судье». Карающее божество можно просить не быть слишком пристрастным в рассмотрении грехов и проступков, закрыть глаза на мелкие недочеты. Не знаю, насколько правомерна аналогия со слепой античной Фемидой, но сходство, несомненно, присутствует.

Не отступай от правил

Чаще всего в связи с тремя обезьянами цитируют «Лунь-Юй » Конфуция

[...]
Янь-Юань сказал: «Позволю себе спросить Вас указать мне составные части его (гуманизма , человеколюбия , жэнь
Конфуций отвечал: «Не смотри на то, что противно правилам, не слушай того, что противно им, не говори того, что противно им».
[...]
(приводится по: Конфуций. Афоризмы и изречения.—М. ООО «Дом Славянской книги», 2010.-320 с. ISBN 978-5-91503-117-2)
В оригинале цитата выглядит так:
「非礼勿视,非礼勿听,非礼勿言,非礼勿动。」

Целью Конфуция было воспитание благородства, добродетелью благородного объявлялась человечность, а инструментом в поддержании человечности видились традиции. Традиции ставят ограничения, в рамках которых необходимо существовать.

Символика трех обезьян в применении к конфуцианству может пониматься, как знак сознательного принятия ограничений, следования установленным правилам.

Можно предложить аналогию: дорожные знаки серьезно ограничивают свободу каждого водителя, не дают проехать, разогнаться и остановиться так, там и тогда, где хочется. Но следование знакам сохраняет порядок на дороге, делает водителя частью сложной системы.

Когда возникает зло

Одно из устойчивых английских названий композиции из трех обезьян — «no evil monkeys », «обезьяны без зла». Якобы обезьяны пытаются отрешиться от злого, не видеть, не слышать и не воспроизводить его. Но что такое зло в восточных философских учениях? Если мы представим известный знак Великого предела (Тайцзи ), круг с двумя «рыбками» инь и ян ☯ , перед нами предстанет визуальное выражение отношения противоположностей в мире. Черное содержит в себе белое и наоборот, противоположности порождают и поддерживают друг друга. Если пытаться проводить границы и устанавливать фильтры, допуская только добро, будет допускаться и отсеиваться и зло.

[...]
Когда все в Поднебесной узна́ют,
что прекрасное — это прекрасное,
тогда и возникает безобра́зное
[...]
Лао-цзы. Дао дэ цзин (Канон пути и благодати)

Оппонентами Конфуция стали даосы . Даосизм отказывал человеку в существовании предопределенных, единых для каждого названных и записанных добродетелях. Идеал даосов — совершенномудрый человек — следует не искусственным навязанным извне правилам, а естественной природе, невыразимому Дао .

[...]
Дао ) неслышим, а если мы что-то слышим — значит, это не Путь, [...] Путь незрим, а если мы что-то видим — значит, это не Путь. О Пути нельзя ничего сказать, а если о нем что-то говорят — значит, это не Путь
[...]
Чжуан-Цзы

Получается, что три обезьяны могут служить символом Пути, Дао, единого принципа, порождающего Вселенную и служащего источником всех форм.

Мудрец, следующий Дао, также обретает свойства неслышания, невидения и неговорения. Учитель Ле Юйкоу (он же Ле-цзы, которому посвящена одноименная книга), пришел в Южные Предместья, где поселился через забор от другого учителя — Наньго-цзы (Учитель Южных Предместий). Двадцать лет они жили бок о бок совершенно не общаясь, словно игнорируя друг друга. Рано или поздно об этом кто-то должен поинтересоваться:

有 自 楚 來 者 , 問 子 列子 曰: “先 生 與 南 郭 子 奚 敵 ?”
子 殛 子 曰: “南 郭 子 貌 充 心 虛 , 耳 無 聞 , 目 無 見 , 口 無 言 , 心 無 知 , 形 無 惕 。往 將 奚 為 ?”
[...]
[Некий] чусец спросил учителя Лецзы:
— Почему [вы] , Преждерожденный, и Учитель Южного Предместья чуждаетесь друг друга?
— Зачем к нему ходить? — ответил учитель Лецзы. — Лицо Учителя Южного Предместья [отличается] полнотой, а сердце — пустотой, уши у него не слышат, глаза не видят, уста молчат, сердце не знает, тело не движется.
[...]

Вариант перевода:

[...]
Однажды какой-то пришелец из царства Чу спросил Ле-цзы: «Почему вы, уважаемый, и Наньго-цзы чуждаетесь друг друга?»
— У Наньго-цзы лицо полное, а вот ум пустой, — ответил Ле-цзы. — Его глаза ничего не видят, его уши ничего не слышат, его рот ничего не говорит, его поза никогда не меняется. О чем мне с ним говорить?
[...]

Три обезьяны не строят границ и не выносят суждений, они принимают глубинную природу вещей и следуют естественным Путем.

Понятие Пути известно и в буддизме , все буддистские направления признают восьмеричный путь . Восемь составляющих Пути объединяются в три раздела: панья (мудрость, составляющее которой — правильный взгляд), сила (нравственность, составляющее которой — правильная речь) и самадхи (сосредоточение, составляющее которого — правильная внимательность).

Абсолют

Во всех т. н. «дхармических» религиях чувственный мир понимается, как иллюзия. Буддизм предлагает спасение от иллюзорности в нирване . В круг сансары человека возвращают желания. В избавлении от желаний и процесс, и результат спасения. Три обезьяны в созерцании Пустоты не имеют иллюзий.

Три обезьяны в культуре и искусстве

Три обезьяны Махатмы Ганди


Личные вещи, принадлежащие Ганди к моменту смерти: две пары сандалий, молитвенная книга, дневник, очки, плевательница, нож для вскрытия конвертов, две чашки, ложка, вилка и фарфоровая статуэтка трех обезьян

Мохандас Карамчанд (или попросту Махатма ) Ганди , идеолог независимости Индии, создатель учения «упорства к истине» (सत्याग्रह), более известного, как «ненасилие», вел очень простую жизнь. Ограничивая себя и всячески избегая роскоши и излишеств, к концу своей жизни Ганди владел не более чем дюжиной самых необходимых вещей и умами миллионов сторонников. Удивительно, что среди вещей Ганди была ценимая им статуэтка трех обезьян. По преданию статуэтку Ганди подарили посетители из Китая.

Три обезьяны для Путина

Госсекретарь США (Madeleine Albright ) известна помимо прочего тем, что носит броши, содержащие символические послания для собеседников или аудитории. Она надевала на встречу с президентом России Владимиром Путиным в 2000 г. брошь с изображением трех обезьян, как знак отношения к ситуации в Чечне.




Никко в записках путешественника

Свои личные впечатления об обезьянах на конюшне в Тосёгу оставил (Rudyard Kipling ) в книге «От моря до моря» (Rudyard Kipling. 1899. From Sea to Sea — Letters of Travel). [Читать ]

Обезьяны в международном списке символов

В международный стандарт кодирования символов Юникод ), начиная с версии 6 (релиз стандарта — сентябрь 2010 г.), включены отдельные изображения трех обезьян. Обезьяны вошли в набор «смайликов» (emoticons ) в подраздел «символы жестов» (gesture symbols ). Коды символов: «не вижу», «не слышу», «не говорю» соответственно 1F648, 1F649 и 1F64A.


Ничего никому не скажу

Гражданам экс-СССР один из вариантов названия композиции с тремя обезьянами известен по песне Оскара Фельцмана и Льва Ошанина «Ничего не вижу »

...Ничего не вижу, ничего не слышу,
Ничего не знаю, ничего никому не скажу...

Песня популярна в исполнениях Тамары Миансаровой и Эдиты Пьехи .

Чувства Джеки Чана

В американском анимационном сериале «Приключения Джеки Чана » (Jackie Chan Adventures ) среди 95 серий есть эпизод под названием «The Good, the Bad, the Blind, the Deaf and the Mute» («Хороший, плохой, слепой, глухой и немой»), который в русском переводе назван «Гора трех обезьян». По сюжету антагонист главных героев использует гигантских каменных обезьян, чтобы лишить главных героев и вообще жителей Китая какого-то из чувств: зрения, слуха или дара речи. Команда героев успешно справляется со злодеем и спасает Китай.


Анимированные обезьяны

В 1930-е гг. американская кинокомпания Metro-Goldwyn-Mayer в мультипликационных фильмах обращалась к образу трех обезьян. Как минимум в трех мультфильмах «Good Little Monkeys» 1935 г. , «Pipe Dreams» 1938 г. и «Art Gallery» 1939 г. главными героями были три маленькие обезьянки, составлявшие композицию «не вижу, не слышу, не говорю»




Три хорошие маленькие обезьяны — главные герои мультфильма «Pipe Dreams», США, 1938 г.

Детективная история

У американского писателя, классика детективного жанра Эрла Стэнли Гарднера (Erle Stanley Gardner ) в цикле произведений о Перри Мейсоне есть детектив 1959 г. «Дело о мифических обезьянках» («Дело о мифических обезьянах», The Case of the Mythical Monkeys ) [Читать ] . По сюжету главной уликой является привезенный из Японии шарфик с вышитыми на нем тремя обезьянами. Детектив издавался огромное число раз в разных странах и на разных языках. На обложке нередко изображаются три обезьяны.


Мартышки Дарьи Донцовой

Сверхпродуктивная писательница, автор множества «иронических детективов» Дарья (Агриппина Аркадьевна) Донцова свою юбилейную, сотую книгу из серии о любительнице частного сыска Даше Васильевой назвала «Легенда о трех мартышках» [Читать ] . И хотя сюжет, практически, не связан с тремя обезьянами (символ выступает в качестве мимолетного сравнения), три обезьяны (мартышки) вынесены в заглавие детектива.

Обезьяны и бомба

Американская ядерная программа (т. н. «Манхэттенский проект» ) предполагала высочайший уроверь секретности. Городок Ок-Ридж (Oak Ridge , штат Теннеси, США) был окружен плакатами, взывающими к сохранению тайны. Дяюшка Сэм предупреждает, а три обезьяны выражают: «все что вы здесь видите, все что здесь делаете, все, что здесь слышите, когда вы уедете отсюда, должно остаться здесь».




PS Обезьяны не смогли сберечь американские ядерные секреты

Древнеегипетские приключения

В культовом цикле компьютерных игр о сексуальной Ларе Крофт (Lara Croft ) в игре 1999 г. «Tomb Raider: The Last Revelation» (на русском рынке «Tomb Raider: Последнее откровение.») действие разворачивается в Египте. В последнем эпизоде в Гизе чтобы выйти из Мастабы нужно выполнить задание в комнате трех обезьян.

Обезьяньи марки

Три обезьяны неоднократно изображались на почтовых марках , штемпелях, конвертах и открытках.

Одним из первых «почтовых» изображений трех обезьян стало использованное в серии иракских марок 1977 г., посвященных убийству ливанского политика Камаля Джумблата (كمال جنبلاط ‎). Марки трех номиналов имеют единый рисунок центральной части — портрет Джумблата и отличаются только цветом верхней части, где изображены три обезьяны. Обезьяны использованы в качестве политической карикатуры. Англоязычный текст на почтовой марке спрашивает: «Who killed Junblatt!?» (Кто убил Джумблата!?) Обезьяны, символизирующие США, Великобританию и Израиль, намекают на причастность этих стран к событиям гражданской войны в Ливане.





Волна интереса к символике трех обезьян появилась в 2004 г., который по восточному лунному календарю проходил под знаком обезьяны. Марку с тремя обезьянами (на самом деле обезьян на ней много больше, но нам интересны только три из них) выпустила Новая Каледония. Выпуском блока из трех марок приветствовал год обезьяны Таджикистан.





Денежная мудрость

Три обезьяны попали и на деньги. В республике Сомали с 1998 по 2004 г. выпускалась серия серебряных монет «Африканские обезьяны». На монете 2001 г. из этой серии изображены обезьяны, закрывающие уши, глаза и рот. А в 2006 г. опять-таки в Сомали уже вне серии выпущены монеты номиналом 4000 шиллингов из золота и из серебра с золотой вставкой с изображением трех обезьян, сопровождаемых подписью «The Three Wise Monkeys» (Три мудрые обезьяны).


Три религиозные обезьяны

Для американского документального сатирического антирелигиозного фильма 2008 г. «Religulous » (от англ. religious — религиозный и ridiculous — смехотворный, в русском переводе «Верующие» и «Религиотизм») созданы постеры и упаковка с изображением трех обезьян с символикой трех авраамистических религий: иудаизма, христианства и ислама.