Символ буддистской религии. Восемь благоприятных символов буддизма. Символ буддизма колесо Дхармы

Э тот символ олицетворяет защиту ума от знойного жара омрачений, а также оберегает от страданий. Символ благих деяний, совершаемых, дабы защитить живых существ от болезней, пагубных сил, препятствий, а также страданий трех низших и трех высших миров. Подобно тому, как обычный зонт защищает от дождя и зноя, так драгоценный зонт дарует защиту от невзгод и напастей самсары.

Зонт - традиционный символ благородного происхождения и защиты. Его тень бережет от палящего солнца, ее прохлада символизирует защиту от болезненного жара страдания, желания, препятствий, болезней и вредоносных сил. В качестве символа благородного происхождения и особенного богатства зонт указывает на положение в обществе: чем больше зонтов несутся окружением, тем выше статус. Традиционно тринадцать зонтов соответствовали статусу короля, и ранний буддизм в Индии заимствовал это число в качестве символа верховного положения Будды - «вселенского монарха» или Чакравартина. Тринадцать колес в форме зонтов соединяются в конические шпили ступ, которые отмечают главные события жизни Будды или содержат его реликвии.

Зонт над головой естественным образом означает славу и уважение, что и привело к его становлению в качестве значительного символа в раннем буддийском искусстве. Драгоценный белый зонт однажды преподнес Будде повелитель богов, Махадева, как украшение для головы. Символизирует защиту от болезней, злых духов и страданий в этой и будущих жизнях. На духовном уровне рассеивает гнев, страсть, гордость, зависть и тупость.

По другой версии считается, что король Нагов поднес Будде именно зонт, украшенный драгоценными камнями. Зонт был сделал из золота, а камни по его краям источали нектар. Мелодичные колокольчики свисали с него, а рукоятка была сделана из сапфира. На изображениях часто встречается большой белый зонт тонкой работы над головой Будды, и этот большой белый зонт позже превратился в богиню Ваджраяны Дукар. «Белый Зонт» - это один из наиболее сложных йидамов Ваджраяны - тысячерукая, тысяченогая, тысячеголовая и смотрящая «тысячами миллионов» глаз. Ее двурукая форма часто изображается держащей белый зонт над сидящим Буддой. Типичный зонт в буддизме состоит из длинной белой или красной сандаловой рукоятки или оси, сверху украшенной маленьким золотым лотосом, вазой и драгоценным наконечником. Его куполоподобный остов покрыт белым или желтым шелком и складки шелковой бахромы окантовывают края вместе с разноцветными шелковыми подвесками и оборками. Иногда зонт также бывает украшен павлиньими перьями, висящими ожерельями из драгоценных камней и подвесками из хвостов яка.

Церемониальный шелковый зонт обычно чуть меньше полутора метров в диаметре, что позволяет держать его как минимум в метре над головой. Часто встречаются также квадратные или восьмиугольные зонты, и большие желтые или красные зонты часто подвешиваются над троном главного ламы, а также над изображением центрального йидама в монастырях и храмах. Белый или желтый шелковый зонт это символ духовного владычества в то время как зонт из перьев павлина чаще представляет мирскую власть. Купол зонта символизирует мудрость, а его свисающие шелковые оборки - разнообразные методы сострадания или искуссные средства. Белый зонт, который был поднесен Будде в наибольшей степени символизирует его способность защитить всех существ от заблуждений и страхов.


2. Золотые рыбки

Их называют так из-за сияния исходящего от чешуи, похожей на блеск золота. Обычно, рыба является украшением и знаком благополучия рек и озер. Так эти рыбы олицетворяют полноценные богатства. Символ избавления от страданий и достижения духовного освобождения. Как рыба плывет в воде, не зная преград, так и человек, достигший просветления, не знает границ и препятствий.

В санскрите две рыбы известны под названием матсьяюнгма, что значит «пара рыб». Это указывает на их происхождение от символа двух священных рек Индии: Ганги и Ямуны. Метафорически эти реки представляют солнечные и лунные каналы или психические нервы (нади), которые начинаются от ноздрей и несут перемежающиеся ритмы дыхания или праны.

В буддизме золотые рыбы представляют счастье и так как они обладают полной свободой движения в воде. Они также плодородие могут очень быстро размножаться. свободу от ограничения касты легко смешиваются прикасаются

Рыбы часто плавают парами и в Китае пара рыб символизирует супружеское единство и верность. Две золотые рыбы, женского и мужского пола, обычно изображаются симметрично и в форме карпа с грациозными хвостами, плавниками и жабрами, а также длинными усиками, начинающимися от верхней челюсти. Карпы традидионно считаются святыми рыбами востока из-за их элегантной красоты, размера и долголетия, а также из-за того, что ассоциируются с определенными благосклонными божествами. Золотые рыбы являются аттрибутом индийского махасиддхи Тилопы, и символизируют его реализацию равно как и его способность освобождать людей из океана цикличного существования - Сансары. По одной из версий, пара золотых рыб была подарена Будде богом Вишну как украшение для его глаз. Символизирует свободу от страха утонуть в океане страдания и духовное освобождение.


3. Драгоценная Ваза

Драгоценный сосуд, исполняющий все желания, преподнес Будде бог Шадана как украшение для его горла. Символизирует исполнение всех желаний, как временных (обретение долголетия, богатства и заслуг), так и наивысшего - обретение освобождения и Просветления. Кладезь всех реализаций, что и является основой бесценных достоинств и чистых добродетелей.

Символ долгой жизни, богатства и процветания. Ваза драгоценностей это в основном символ некоторых йидамов богатства, таких как Дзамбала, Вайшравана и Васудхара, она является их атрибутом и обычно располагается у их ног. Одна из форм богини богатства Васудхары стоит на паре горизонтальных ваз с драгоценностями, из которых выливается бесконечный поток драгоценных камней.

В качестве священной «вазы изобилия» (тиб. бумпа дзангпо) она обладает свойством спонтанного проявления: как бы много драгоценностей ни было взято из вазы, она остается неизменно полной. Типичная тибетская ваза с драгоценностями изображается в виде богато украшенной золотой вазы и мотив из лепестков лотоса опоясывает ее различные части. Одна драгоценность исполняющая желания или группа из трех драгоценностей венчают ее верхний край в качестве символа Будды, Дхармы и Сангхи. Великая ваза с драгоценностями согласно описаниям в подношении Мандалы сделана из золота и украшена многочисленными драгоценными камнями.

Шелковый шарф из мира богов обвязан вокруг ее горлышка, а верх запечатан деревом исполнения желаний. Корни этого дерева источают концентрированную воду долголетия, чудесным образом создавая все виды богатства. Запечатанные вазы с драгоценностями могут размещаться или закапываться в священных местах земли, таких как горные перевалы, места паломничества, источники, реки и океаны. В этом случае их функция состоит распространении изобилия и умиротворении духов, там обитающих.


4. Лотос

Белый цветок лотоса с тысячью лепестками вручил Будде бог Кама как украшение для его языка. Символизирует чистоту учения и очищение тела, речи и ума, приводящие к Просветлению.

Как цветок лотоса, рожденный из грязи незапятнанным, так и здесь, он олицетворяет собой непривязанность к сансаре, хоть и пребывает в ней. В буддизме это традиционный символ чистоты. Лотос рождается в мутной болотной воде, однако появляется на свет незапятнанным и чистым.

Подобно этому существа, рожденные в одном из миров сансары, но искренне практикующие благородное учение Будды, способны со временем избавиться от омрачений. Он представляет расцвет благородных качеств, которые проявляются абсолютно независимо от несовершенства цикличного существования. Лотос, на котором сидят или стоят будда-аспекты представляет их священное происхождение. Они спонтанно проявляются, врожденно совершенны и абсолютно чисты телом, речью и умом. Эти аспекты проявляются в цикличном существовании, но при этом они полностью не загрязнены его недостатками, эмоциональными препятствиями и умственными завесами. Лотос это эмблема Амитабы - красного Будды запада и «главы лотосового семейства или семьи падмы».

Качества Амитабы связаны с краснотой огня, жизненными жидкостями, вечерними сумерками, летним сезоном и трансформации страсти в различающую мудрость. Супругой Амитабы является Пандара и красный лотос - это ее аттрибут. Главным бодхисаттвой Амитабы является Падмапани Авалокитешвара - «Держатель Лотоса» - бодхисаттва великого сострадания. Лотос в буддизме обычно состоит из четырех, восьми, шестнадцати, двадцати четырех, тридцати двух, шестидесяти четырех, ста или тысячи лепестков. Эти числа символически соотносятся с внутренними лотосами или чакрами тонкого тела, а также к числу составных частей мандалы. В качестве аттрибута, который держится в руке, лотос обычно розовый или светлокрасный из восьми или шестнадцати лепестков.

Цветки лотоса также могут быть белыми, желтыми, золотыми, голубыми и черными. Белая Тара, например, держит в руках шестнадцатилепестковый белый лотос утпала. Желтый или золотой лотос обычно известны, как падма, а более распространенный красный или розовый лотос называется камала. Санскритский термин утпала особенно соотносится с голубым или черным «ночным лотосом», но его тибетский эквивалент под тем же именем может относиться к любому цвету лотоса.


5. Белая раковина, с завитком повернутым вправо

Белая раковина, закрученная по часовой стрелке, была преподнесена Будде богом Индрой как украшение для его ушей. Символизирует звук Учений Будды, распространяющихся повсюду свободно и пробуждающих учеников от сна неведения.

Такая раковина очень редка. Считается, что моллюск обретает его после пяти непрерывных рождений обычным моллюском. Звук раковины олицетворяет благозвучный глас Дхармы. Символ распространения учения Будды и пробуждения от сна неведения. Подобно тому, как звук раковины беспрепятственно летит во всех направлениях, так и учение Будды распространяется повсеместно, пробуждая живых существ от сна неведения.

Белая раковина, чья спираль разворачивается по часовой стрелке, это известный индийский атрибут героических богов, чьи могучие раковины провозглашали их мужество и победы на войне. Извергающая огонь раковина Вишну называлась Панчаджанья, что значит «обладающая контролем над пятью типами существ». Раковина Арджуны была известна под именем Девадатта, что значит «богом данная» и ее триумфальный глас вселят ужас во врага. Раковина сродни современному рогу в качестве боевой трубы, как эмблемы силы, власти и главенства. Считается, что ее благоприятный глас изгоняет злых духов, отклоняется природные катастрофы и отпугивает вредоносных существ.

Огненная раковина Вишну (Панчаджанья) находится в его верхней левой руке и соотносится с колесом или чакрой в его верхней правой руке. Первые пять из десяти аватаров Вишну держат эти два атрибута в руках. В традиции индуизма Будда считается девятым из десяти перерождений Вишну. Когда великие боги небес Индра и Брахма обычно изображаются перед троном Будды, они обычно держат в руках атрибуты Вишну - раковину и колесо - что, вероятно, не является простым совпадением. Вишну также обычно известен как «великий человек» (санскр. махапуруша) или «бог правой руки» (санскр. дакшинадева). То же самое может быть отнесено и к Будде с его волосами, завивающимися вправо и телом, отмеченным тридцатью двумя знаками благоприятного рождения (санскр. махапуруша-лакшана). Ранние индуисты классифицировали раковины по полу, более толстые выпуклые раковины считались мужскими или пуруша, а более тонкие изящные раковины - женскими или шанкхини.

Индуистское разделение на четыре касты, также находило свое применение к раковинам: гладкие белые раковины соответствовали касте браминов-священнослужителей, красные - кшатриям-воинам, жертые - торговцам-вайшьям, а тускло серые - простым рабочим шудрам. Существовало еще одно разделение по типу спирали. Обычные раковины, которые закручивались налево назывались вамаварта, а более редкие закручивающиеся направо - дакшинаварта - и считались наиболее подходящими для использования в ритуалах. Верхушка раковины отпиливается, формируя рупор и ветер, закручивающийся по правой спирали и создающий звук символизирует истинное («правой руки») провозглашение Дхармы. Брахманизм перенял героическую раковину в качестве ритуального символа религиозного главенства. Ранние буддисты похожим образом переняли этот символ, как эмблему превосходства поучений Будды. Здесь раковина символизирует бесстрашие в провозглашении истины Дхармы и его зов пробудиться и работать на благо других. Один из тридцати двух символов тела Будды - это его глубокий и звучный голос, напоминающий глас раковины, который распространяется по всем десяти направлениям пространства. В иконографии этот признак изображается тремя раковинообразными изогнутыми линиями на его горле.

В качестве одного из восьми благоприятных символов раковина обычно повернута вертикально, часто лента пропущена через ее нижний край. Правое направление спирали обозначается изгибом и входным отверстием, направленным вправо. Раковина также может быть повернута горизонтально, в этом случае внутри будут ароматические жидкости или масла. В качестве атрибута, который держится в руке и символизирует провозглашение учения Будды, как один из аспектов речи, ее обычно можно встретить в левой руке - руке «мудрости».


6. Безконечный узел

Как этот узел не имеет конца, так и этот символ олицетворяет полное обретение Неизмеримых Достоинств и Пяти видов изначальной Мудрости. Символ взаимозависимости всех явлений и живых существ во Вселенной. Санскритский термин «шриватса» значит «возлюбленный Шри». Шри - это богиня Лакшми, супруга Вишну, а шриватса это благоприятный знак, который украшает грудь Вишну. Отличительная черта Лакшми на груди Вишну соответствует верности его сердца супруге, и так как Лакшми - это богиня богатства и благоприятной судьбы, то шриватса естественным образом становится благоприятным символом. Это обычно или треугольный завиток, или повернутый кверху бриллиант, который замыкается с четырех противоположных углов. У Кришны, восьмой реинкарнации Вишну, также есть шриватсу в центре груди. У этого завитка волос есть еще одно название - нандьяварта - что значит «завиток счастья», и в этом случае его форма напоминает свастику или греческий крючкообразный крест (гаммадион).

В индийских и китайских изображениях у Будды часто есть свастика в центре груди, которая символизирует его просветленный ум. Еще одна вероятная вариация свастики и бесконечного узла происходит от S-образных отметин на капюшоне кобры. Это в свою очередь породило нагаянтру, где две или больше переплетенных змеи образуют бесконечный узел или янтру. В своем финальном развитии до буддийского геометрического символа вечного узла или «диаграмы счастья», который «вращается, как свастика», этот символ может быть соотнесен с шриватса-свастикой, так как оба символа использовались в ранних индийских традициях.

В качестве символа Будды, бесконечный узел представляет его бесконечные мудрость и сострадание. В качестве символа поучений Будды, он представляет непрерывность двенадцати звеньев взаимозависимого происхождения, которые лежат в основе циклического существования.

В одном из описаний можно встретить такие слова: бесконечный узел подарил Будде бог Ганеша как украшение для его сердца. Символизирует переменчивый характер времени, непостоянство и взаимосвязь всех вещей, а также единство сострадания и мудрости.


7. Знамя победы

Победное знамя преподнес Будде бог Кришна как украшение для его тела. Эта цилиндрическая многоярусная фигура символизирует победу учения Будды над невежеством и смертью.

Знамя означает победу над врагом и препятствиями, олицетворяет победу над демонами, марой и приверженцами ложных воззрений. Символ победы учения Будды над смертью, неведением, а также над всем вредоносным и пагубным в этом мире.

Санскритское слово дхваджа значит знамя, флаг или эмблема, и изначально было боевым знаменем в древнем индийском военном искусстве. Это знамя украшало заднюю часть колесницы великого воина и устанавливалось позади великого или королевского зонта. На каждом флаге была определенная эмблема короля или воина. Колесница Кришны, например, была украшена флагом с гарудой, а Арджуны - флагом с обезьяной. Но наиболее часто дхваджа была эмблемой Шивы, великого бога смерти и разрушения, чей стяг был украшен трезубцем. Этот трезубец символизировал победу Шивы над тремя мирами или «тремя городами», находящимися на земле, над землей и под ней. В индийском военном искусстве армейский стяг часто принимал ужасающие формы, чтобы вселять страх во врага. Это могла быть, например, насаженная на кол голова и содранная кожа врага или жертвы. Часто использовались головы и шкуры свирепых животных, в частности тигра, крокодила, волка и быка. А также на стяг помещались большие изображения других внушающих страх существ вроде скорпиона, змеи, грифа, ворона и гаруды.

Знамя с головой крокодила или так называемая макарадхваджа была эмблемой Камадевы, ведического бога любви и желания. В качестве «искусителя» или «обманщика» Камадеву можно считать индуистским аналогом Мары, «воплощенного зла», который пытался помешать Будде достичь просветления.

В раннем буддизме образ Мары, как демонического создателя препятствий в духовном прогрессе был представлен группой из четырех мар или «злых влияний». Идея этих четырех мар изначально основывалась на четырех дивизиях армии Мары: пехоте, коннице, слонах и колесницах. Первый из этих четырех мар - это демон пяти накоплений личности (скандха мара). Второй - демон мешающих эмоций (клеша мара). Третий - демон смерти (мритью мара). И четвертый Мара - «сын бога» (девапутра мара) - демон желания и искушения. Именно этот четвертый Мара соответствует Камадеве, «королю богов наивысшего уровня мира желаний». Считается, что Будда преодолел завесы чувственных желаний Камадевы в сумерках перед Просветлением, медитируя на «четыре безграничных качества»: сострадания, любви, сопричастной радости и равностности. На рассвете он преодолел Мару накоплений и мару мешающих эмоций. Но только за три месяца до конца жизни он сумел победить мару смерти через силу свой бесстрашной решительности войти в окончательную нирвану (паринирвану). Ранние буддисты переняли символ Камадевы с головой крокодила в качестве символа победы Будды над четырьмя марами. Обычно четыре таких стяга устанавливались по главным направлениям вокруг ступы Просветления. Похожим образом боги решили установить флаг победы на вершине горы Меру, чтобы восславить Будду, как «победителя» разгромившего армии Мары.

У этого «знамени победы в десяти направлениях» остов из драгоценного камня, верхушка с месяцем и солнцем, и свисающий тройной флаг из трех разноцветных шелков, украшенных «тремя победоносными гармоничными существами». В тибетской традиции одиннадцать вариаций знамени победы соответствуют одиннадцати определенным методам преодоления завес. Немало вариантов знамени встречается на крышах храмов и монастырей: четыре флага обычно размещаются по углам крыши, символизируя победу Будды над четырьмя марами.

Наиболее традиционный вид знамени - это цилиндрический стяг на длинном деревянном столбе. Верх знамени повторяет форму маленького белого зонта, а на его вершине находится драгоценность исполнения желаний. Этот куполообразный зонт окантован богато украшенной золотой крестовиной с хвостами макары на концах, с которых свисают волны желтого или белого шелкового шарфа. Цилиндрическая основа знамени задрапирована несколькими вертикальными слоями разноцветных шелковых складок и подвесками из драгоценных камней. Основание украшено волнистым шелковым фартуком с развевающимися лентами. Верхняя часть бывает украшена ободом из шкуры тигра, символизируя победу Будды над злостью и агрессией. Многие аспекты держат в руках знамя победы, в частности связанные с богатством и силой. Например, Вайшравана, великий Король и защитник Севера.


8. Колесо Дхармы

> Золотое колесо учения с тысячью спиц вручил Будде Брахма как украшение для его стоп. Оно стало называться «Колесо Дхармы». Его вращение символизирует проповедь Учения Будды, несущее освобождение всем живым существам.

Это колесо Чакравартина, Владыки мира, как оно является средством его передвижения, с восемью острыми спицами, разрубающими помехи на пути, так и этот символ олицетворяет собой средство продвижения к Просветлению. Спица означает Мудрость, опыт, сосредоточение, ось – нравственность. Также три вида Высшего Воспитания, Три Корзины Учения. Восемь спиц означают Восьмеричный Путь.

Восемь спиц колеса символизируют «благородный восьмеричный путь» Будды Шакьямуни:

  1. Правильное воззрение.
  2. Правильное мышление.
  3. Правильная речь.
  4. Правильное поведение.
  5. Правильный образ жизни.
  6. Правильное усилие.
  7. Правильное осознание.
  8. Правильное созерцание.

Колесо - это ранний индийский солнечный символ верховности, защиты и творения. Самые ранние находки с этим символом датируются 25в. до нашей эры. Колесо или чакра - это главный атрибут ведического бога защиты Вишну, его свирепые колеса или диски с шестью спицами (сударшана чакра) символизируют колесо проявленной вселенной. Колесо представляет движение, продолжительность и перемену, поворачиваясь постоянно, как и вращающийся шар небес. В качестве орудия чакра без обода имела шесть, восемь, двенадцать или восемнадцать остро заточенных лезвий. Ее можно было бросать, как диск, или размахивать на веревке.

Буддизм заимствовал колесо в качестве главного символа «вращающего колесо» Чакравартина, но само колесо стало «колесом дхармы » дхармачакрой (тиб. чокьи корло), что буквально значит «колесо трансформации» или духовных перемен. Быстрое движение колеса соответствует быстрому духовному преображению, которое открывает учение Будды. Сопоставление колеса Будды и вращающегося орудия Чакравартина соответствует способности учения отсекать все препятствия и иллюзии.

Первое поучение Будды в Оленьем парке в Сарнатхе, где он преподал Четыре Благородные Истины и Восьмеричный путь, известно как «первый поворот колеса Дхармы». Его последующие известные поучения в Раджгире и Шравасти известны в качестве второго и третьего поворота колеса Дхармы. Три составные части колеса - ступица, спицы и обод - соответствуют трем аспектам буддийских поучений о моральной дисциплине (винайя), мудрости (абидхарма) и концентрации (сутра). Центральная ступица представляет моральную дисциплину, которая центрирует и стабилизирует ум. Острые спицы представляют мудрость или различающее осознавание, которое отсекает невежество.

Обод соответствует медитативной концентрации, которая делает возможным и осуществляет движение колеса. Колесо с восемью спицами символизирует Благородный Восьмеричный путь, а также распространение этих поучений в восьми направлениях. Колесо в качестве благоприятного символа описывают, как сделанное из чистого золота. Это золото добывается в реке Джамбуд нашего континента - Джамбудвипы. Традиционно колесо изображается с восемью ваджраподобными спицами и центральной ступицей с тремя или четырьмя «завихрениями радости», которые раскручиваются наружу наподобие китайского символа инь-ян. Если в центральной ступице три завитка, то они соответствуют Трем Драгоценностям - Будде, Дхарме, Сангхе, а также победе над тремя ядами ума - невежеством, желанием и злостью.

Когда изображаются четыре завитка, они обычно окрашены в разные цвета, соответствующие четырем направлениям и элементам, а также символизируют поучения Будды о Четырех Благородных Истинах. Обод колеса может изображаться обычным круглым кольцом, часто с небольшими круглыми золотыми украшениями выступающими в восьми направлениях. Иногда он изображается внутри богато украшенного грушеобразного обступа из золота с драгоценными камнями. Шелковая лента часто драпирует обод колеса, а его низ обычно покоится на небольшом цветке лотоса.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Сегодня мы предлагаем вам поговорить про буддийские атрибуты. Мы расскажем о предметах, которые часто используются во время буддийских практик, а также об атрибутике , будд, бодхисаттв в иконографии. Для вашего удобства мы расположили их в алфавитном порядке.

Также вы узнаете и о восьми благородных символах буддийского учения.

Атрибуты практики

Атрибуты практики используются монахами и буддистами-мирянами во время различных ритуалов — мероприятий, проводимых в храмах, .

Бумпа – особый кувшин без ручки, наполняемый водой во время очистительных обрядов. Часто он украшен драгоценными металлами и камнями. В обычное время он хранится около алтаря.

Дамару – тибетский барабан, используемый в ритуалах. Раньше они изготавливались из двух черепов – мужского и женского, что показывало непостоянный характер сансары и двойственность. Когда по дамару ударяли, получался единый звук, который объединял две части двойственного мира. Сейчас каркас делают обычно и дерева, обмотанного кожей.

Лампада – свеча с чашей, куда во время обрядов наливают масло гхи. Свет свечи символизирует будущую просветленность молящегося.


Лунгта – один флаг или несколько разноцветных флажков, на которые нанесены мантры, отрывки священных писаний, янтры. Когда речь идет о нескольких флажках, то цвета чередуются: желтый, зеленый, белый, синий, красный. Их вешают на крышах, между деревьев, в горах, и каждый раз, когда ветер развевает полотна, прочитываются мантры, написанные на них.

Медные тарелки – инструмент, используемый в музыке в виде двух чаш из металла. Также известны под названием цимбалы. Издавая при игре громкий звон, они олицетворяют звук в целом. Они часто кладутся на алтарь, играя роль подношений божествам.

Молитвенный барабан – внутри барабана содержатся свитки, на которых несколько тысяч раз написана мантра. Считается, что каждый раз, когда человек крутит барабан по часовой стрелке, он многократно произносит эту мантру вслух и наполняет пространство ее энергией. Также в буддизме есть и маленькие барабанчики — ручные.


– иконопись по-тибетски. Представляет собой полотна, на которых изображены будды и бодхисаттвы. Они могут выполняться даже из золота и серебра – такие шедевры стоят очень дорого.

Четки – особые бусы для чтения мантр. На нить нанизывается 108 бусин, которые скрепляются вместе. Их венчает главная, 109-я бусина, которую также называют «голова Будды».

Атрибуты будд и бодхисаттв

С этими атрибутами будды изображаются на тханках, они символизируют какую-то особую способность или особенность. Некоторые из них также используются в ритуалах, а кроме того, с ними изображают божеств.

Амрита – нектар, сулящий бессмертие.

Боевой топор – встречается у воинственных существ пантеона и иллюстрирует избавление от привязанностей и страстей нашего мира. Рукоять топора нередко украшена ваджрой.

Ваджра – в переводе означает «молниеносный удар» или же «алмазный камень», известна также под названием «дордже». Изначально это был непреходящий атрибут бога Индры, но затем широко распространился в буддийской иконографии и стал олицетворять несокрушимость, невозможность разрушить.

Выглядит он так: центральная часть в виде шара, из которой исходят два конца с 5 лепесточками как отражение пяти мудростей. На этом фото вы можете ее увидеть.

Ваджра используется в ритуалах тибетского буддизма. Ее нередко дополняют колокольчиком. В таком случае колокольчик сжимают в левой ладони, а ваджру – в правой.

Дигуг – известен также как резак. Этот нож, согнутый в виде полумесяца, распространен в Тибете. Раньше его использовали как орудие для разделывания животных, а сейчас он имеет скорее символический характер – отсекает внутренние яды и помогает избавиться от собственного эго.

Зеркало – отражает чистоту учения и его беспредельное знание. Оно известно также как мелонг, имеет форму круга и обычно обрамляется медным сплавом.


Капала – чаша, которая изготавливалась из верхушки человеческого черепа. В буддийской живописи с капалой в руках обычно изображаются гневные или воинственные божества. На первый взгляд это может показаться странным, но капала считается знаком сострадания.

Сейчас такие чаши изготавливаются из металла, покрываются бронзой, а иногда даже золотом и драгоценностями. Их используют в обрядах тантры, заполняя вином и предоставляя божествам в виде подношений.

Книга – в качестве атрибутики множества будд и бодхисаттв ассоциируется с «Праджняпарамита-сутрой» и символизирует мудрость учения Будды в целом.

Колокольчик – часто идет в тандеме с ваджрой, которая крепится к рукоятке колокольчика. Будда Ваджрадхара всегда изображается с колокольчиком и ваджрой. В тантре он ассоциируется с женским началом.

Кхатванга – жезл с двумя черепами, ваджрой, трезубцем и сосудом сверху. Этот сосуд наполняется жидкостью, дарующей бессмертие. Первоначально им обладал Шива, а сейчас с кхаватангой в руке изображаются Падмасамбхава и дакиня Ваджраварахи.


Лютня – музыкальный инструмент с семью струнами. Он неотъемлемый спутник в изображениях Сарасвати – богини знаний, мудрости и искусства.

Меч – оружие бодхисаттвы Манджушри, помогает отсечь страсти и привязанности, тем самым избавляя от страданий. Также он отражает собой мудрость.

Свастика – относится к 65 символам Будды. Ее увидели на стопе Будды Шакьямуни, а позже нередко отмечали свастикой его грудь, а также трон.

Несмотря на навязчивые ассоциации свастики с фашистской Германией, в буддизме этот атрибут появился гораздо раньше, символизируя удачу. Подтверждение тому – перевод слова «свасти», что значит «успех».

Ступа – место, где хранятся реликвии великих буддистов, и потому оно считается священным. Здесь происходят поклонения. Также называемые «чайтья», они строятся с основанием в виде круга или квадрата.

Они имеют центр и четыре стороны, которые соответствуют сторонам света и пяти дхьяни-буддам – буддам мудрости. особенно часто можно встретить в Тайланде, в Бутане, в Непале, в Камбодже и в остальном буддийском мире.

Восемь благородных символов

В качестве дополнения предлагаем вам также ознакомиться с восемью самыми распространенными символами буддизма. Их часто используют как талисманы — украшают ими жилище, носят с собой. Они напоминают человеку о необходимости следовать по духовному пути.

1. Две золотые рыбки

Рыбы в море олицетворяют борьбу человека с привязанностями и дальнейшую победу, ведь они не боятся воды и направляются куда пожелают. Золотистый оттенок указывает на достижения во время медитаций и успехи на тропе буддизма.

Количество рыбок говорит о двойственности нашей природы и о том, что нужно достичь гармонии двух составляющих: благих действий и накапливаемой мудрости. Есть и другой взгляд на символизм двух рыб: некоторые считают, что это священная река Ганг и впадающая в нее Ямуна, или Джамна.

В первую очередь это символ милосердия, любви и чистоты. Цветок лотоса растет в болоте, поднимаюсь из ила сквозь грязную воду, он достигает верха и раскрывается, оставаясь чистым. Так же и люди, следующие буддийской философии: их может окружать грязь и скверна, но сами они остаются чисты помыслами и поступками.


Оттенки значения зависят от цвета бутона:

  • розовый – приводит к бодхисаттве или к самому Будде;
  • белый – передает духовность и непорочную чистоту, нравственность, открытость.

3. Белая раковина

Она закручена в правую сторону и символизирует пробужденное состояние, появление Будды и его учения, которое несет свет в жизнь тысяч людей. Сама по себе белая раковина становится знаком благой вести и напоминает живым существам, что состояния Будды можно достичь.

Не зря раньше раковина была духовым инструментом – она пробуждала душу, как буддийская философия пробуждает человека от сна неведения.

4. Драгоценный сосуд

Его изображения можно встретить повсеместно: на тханках, в лепнине монастырей, в скульптуре. Он сопровождает многих божеств, ведь сулит здоровую, богатую, счастливую жизнь и долголетие.

5. Колесо Закона

Его также называют Колесом дхармы или Дхармачакрой. Это колесо с восемью спицами, которые отображают суть Восьмеричного пути, священного для буддистов. В центральной точке сходятся лучшие черты характера истинного буддиста и мудрость.

6. Победное знамя

Оно символизирует силу буддийского учения, которое постоянно побеждает оковы неведения. Дхарма будет жить, покуда жива Вселенная. Знамя победы располагается на вершине священной горы Меру, или Сумеру – там, где находится центр мироздания.

7. Узел бесконечности

Символика этого атрибуты многогранна. Он отражает и непрерывную череду перерождений в сансаре, и бесконечность нашего мира, и неисчерпаемость буддийских знаний. Узел указывает на взаимную зависимость всех вещей в природе, и в частности – мудрости и милосердия.

В современной культуре узел бесконечности считается украшением и чудодейственным аксессуаром, приносящим удачу своему владельцу. Часто узел плетут собственноручно: завязывая нить, можно заключить энергию, а развязывая узел – наоборот, высвободить ее.

Зонт, как известно, в обычной жизни помогает человеку спастись от дождя по дороге куда-нибудь. Таким же образом работает драгоценный зонт в буддийской мысли – он сопровождает людей на пути дхармы, помогая справляться с трудностями.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, сегодня вы узнали для себя что-то новое. Если вам понравилась статья, делитесь ею с друзьями и подписывайтесь на почтовую рассылку, чтобы не пропустить новые интересные статьи. Пусть знания наполняют каждый ваш день!

До скорых встреч!

Из этой статьи вы узнаете:

    Какими символами в буддизме изображается Будда

    Что такое 8 благих символов в буддизме и что они означают

    Какие 8 драгоценных предметов получил Будда

    Какие символические предметы используются для подношения Будде

Своими корнями буддизм уходит в IV–VI вв. до н. э. – период, когда Сиддхартха Гаутама стал популяризировать в Индии собственную религию об испытаниях, достижении Нирваны и духовном возрождении. Сиддхартха не приветствовал использование своего образа, и для того чтобы проиллюстрировать свое учение, применял разные знаки. Существуют особые символы этой религии, которые Будда получил в дар от Бога после своего просветления. О том, что означает каждый важный символ буддизма, мы расскажем в данной статье.

Сиддхартха Гаутама выступал против того, чтобы последователи и почитатели ему поклонялись. Поэтому как его собственные образы, так и образы его учений не относятся к периоду его жизни. Однако Гаутама метафорично излагал свои мысли в проповедях и использовал определенные образы, например, когда беседовал с учениками на тему поворота колеса Дхармы.

Об основных символах буддизма и их значении стало известно уже после смерти Гаутамы. По большей части, это были образы, отражающие его философию жизни. Самые ранние священные знаки буддизма – ступа и колесо Дхармы.

По мере того, как религия распространялась и делилась на разные учения, символов буддизма становилось все больше. Эта религия понемногу заимствовала элементы культур, с которыми она соприкасалась.

Для изображения Просветленного в разные периоды по большей части применялись следующие символы буддизма:

    Колесо с 8 спицами, или Дхармачакра. Символизирует поворот Просветленным Колеса истины и изменение судьбы.

    Бодхи. Это дерево – символ буддизма. Считают, что Гаутама стал Просветленным сидя под ним.

    Следы Будды. По легенде, он оставил отпечатки ступней на камне, чтобы напоминать потомкам о своем присутствии в их материальном мире.

    Пустой Трон. Напоминает о королевском происхождении Гаутамы и несет в себе идею духовного владычества.

    Чаша для подаяний. Знак отказа Будды от всех материальных благ. Также чаша символизирует образ жизни монаха.

    Лев. Один из сильнейших символов. По традиции лев олицетворяет права правителя, силу и власть.


Намного позже появился символ «Глаза Будды», который сейчас часто можно встретить в Непале. Просветленный смотрит во все четыре стороны, что означает его всевидящий ум.

Фотосъёмка ауры и энергетических центров (чакр)

Анализ свечения ауры поможет разобраться в причинах многих проблем, связанных со здоровьем, эмоциональным состоянием, общением с другими людьми, пониманием себя и своего внутреннего мира

Сертифицированный цветотерапевт
(Международная Академия Цветотерапии ASIACT, Великобритания).

Вы получите подробное объяснение относительно индивидуальных особенностей вашей ауры. Наш мастер определит уровень энергетики в каждой чакре и во всей энергосистеме в целом. По данным, определяемым ауро- сенсором, вы узнаете о том, как распределяются энергии Разума, Тела и Духа в вашей жизни и о многом другом.

Узнать подробнее

Одна тибетская легенда гласит, что когда Будда достиг Совершенного Пробуждения, ему преподнесли 8 благоприятных символов. Сегодня эти благие символы буддизма распространены как в Тибете, так и в странах, куда это учение пришло с севера. Истоки их уходят в древние времена, и, помимо буддизма, они также присутствуют в индуизме и джайнизме. Кроме того, их можно увидеть на стенах буддийских храмов и, конечно, в домах приверженцев учения Гаутамы.

Термином «аштамангала» (по-тибетски «Наши Тагъе») называют 8 нарисованных вместе знаков. Их изображают на стенах и дверях домов, в монастырях и храмах. Некоторые основные символы буддизма объединены в группы, но иногда встречаются и по отдельности. В первую категорию входят 8 знаков удачи. Приведем эти символы буддизма и их значение с картинками. Некоторые символы – священные знаки буддизма – трактуют по-разному.

Этот символ буддизма означает приход в Нирвану и преодоление Океана Сансары. В буддийских сурах приход в Нирвану означает то же самое, что и достижение Того Берега. Как это понимать? Для ответа на данный вопрос нужно уточнить значение противоположного понятия «Этот Берег». В буддизме это Мир Страстей, состоящий из 6 путей. Наше подсознание тесно связано с Миром Форм и напрямую относится к перерождению (Океану Сансары). Люди, плывущие по этому «океану», все время попадают в Мир Страстей. Так и происходит перерождение.

Где находится Тот Берег? Это Мир Без Форм. Человеку, имеющему мирские желания, очень сложно попасть туда. Мирские желания подобны волнам, которые мешают плыть. Если же человек победил их, то с легкостью преодолевает океан. Из этой философии родилось еще одно значение символа «Золотые рыбки», которые начали олицетворять победу над мирскими желаниями. Рыбы не боятся океана и плывут в любом направлении. А золотой цвет символизирует заслуги, обретенные благодаря духовной практике.

У вас возникнет вопрос: почему рыбок две, а не одна? Надо полагать, это подсказка, означающая, что в ходе духовной практики нужно не только учиться жить добродетельно, но и становиться мудрее.

Есть и иные интерпретации (символ буддизма «Рыба» имеет несколько значений). По мнению историков, «Золотые рыбы» олицетворяют собой две реки Индии: священный Ганг и его самый протяженный и полноводный приток – Ямуну. Так объясняли этот знак до появления буддизма. В то время эти реки символизировали левый и правый канал в эфирном теле человека. При этом в древних текстах двух «золотых рыбок» образно сравнивали с глазами Спасителя.

Главный символ буддизма в Индии. Олицетворяет полное очищение тела, речи, сознания. Белый цвет – символ чистоты в буддизме, стебель – буддийские практики, возвышающие разум над земной жизнью.

Конечно же, среди знаков аштамангалы обязательно присутствует лотос. Индийский, или священный лотос, – очень популярное растение с округлыми листьями. Его заросли часто можно увидеть в водоемах Юго-Восточной Азии. В индийских храмах и странах Юго-Восточной Азии можно увидеть изображения разных божеств, восседающих на огромном лотосе. Так, лепестками этого цветка часто окружен сидящий принц Гаутама – основоположник буддийского учения.

Здесь лотос – символ (буддизм) творческой силы, точка ее зарождения. Буддийский рай нередко изображают как место, где люди восседают на цветах лотоса. Согласно одному из мифов, лотос образуется из тела бога Вишну, и его лепестки дают начало горам, рекам и долинам. В индийской мифологии бога Браму нередко изображали сидящим на лотосе. На этом цветке индийская богиня плодородия Лакшми переплывала океан.

В Японии изображение лотоса часто используют в ювелирном искусстве. Хрустальный лотос, согласно учению фэн-шуй, приносит удачу и любовь. Его прозрачные лепестки пропускают через себя всю негативную энергию ша, превращая ее в ци и равномерно распределяя по комнате. Этот цветок – символ буддизма, а потому амулет с его изображением часто хранят в домах, считая, что он приносит здоровье всем членам семьи.

Считается, что этот символ веры буддизма защищает от помрачений сознания и страданий. Является знаком благих поступков, которые совершаются с целью защиты всего живого от болезней и неудач, а также ограждения трех низших и трех высших миров от печалей. Здесь можно провести аналогию с обычным зонтом, который защищает от дождя и зноя. А драгоценный зонт защищает от неудач и бед сансары.

Традиционно зонт символизирует благородное происхождение и защиту, богатство и королевскую власть. Его тень оберегает от палящих солнечных лучей, а прохлада олицетворяет защиту от мучительного жара страданий, желаний, неудач, болезней и пагубных сил.

Кроме того, зонт означает благородное происхождение и исключительное богатство, а также указывает на положение в обществе. Чем больше зонтов несет окружение, тем выше статус. По традиции 13 зонтов соответствовали королевскому статусу, а раннее буддийское учение в Индии заимствовало эту цифру как символ верховного положения Будды, которого считали «вселенским монархом» или Чакравартина. 13 колес в форме зонтов объединены в конические шпили ступ, символизирующие основные события в жизни Будды, и включают в себя его реликвии.

Зонт над головой – знак славы и уважения, и именно поэтому он стал одним из основных символов в раннем буддизме. Однажды драгоценный белый зонт Будде подарил повелитель богов Махадева, в качестве украшения на голову. Считалось, что такой зонт защищал от недугов, воздействия темных сил, страданий, глупости, гнева, гордости и зависти в этой и в последующих жизнях.

Другая версия гласит, что король Нагов подарил Просветленному зонт, инкрустированный драгоценностями с колокольчиками по краям. Зонт был изготовлен из золота, рукоятка – из сапфира, а камни по краям выделяли нектар.

На изображениях нередко можно увидеть крупный белый зонт над головой Просветленного. Позднее он преобразовался в богиню Ваджраяны Дукар. «Белый зонт» является одной из самых сложных йидамов Ваджраяны с тысячей рук, ног, голов, с «тысячей миллионов глаз».

Ее двурукую форму часто изображают как держащую белый зонт над сидящим Буддой. Традиционно зонт в буддийском учении включает в себя длинную белую или красную сандаловую рукоятку или ось, украшенную сверху маленьким золотым лотосом, вазой и драгоценным наконечником. Его остов в форме купола покрыт шелком белого или желтого цвета, а складки шелковой бахромы вместе с разноцветными шелковыми подвесками и оборками прикреплены по краям. Среди украшений для зонта также можно увидеть павлиньи перья, ожерелья из драгоценных камней и подвески из хвостов яка.

Диаметр церемониального шелкового зонта, как правило, чуть менее 1,5 м. За счет этого нести его можно на расстоянии как минимум метра над головой. Нередко можно встретить изделия квадратной и восьмиугольной формы. Большие зонты красного или желтого цвета часто подвешивают над троном главного ламы, а также над изображением центрального йидама в монастырях и храмах.

Зонт из шелка белого или желтого цвета означает духовное владычество. При этом изделие из павлиньих перьев – символ мирской власти. Купол зонта – знак мудрости, а его свисающие по краям оборки из шелка – разные проявления сострадания. Белый зонт, подаренный Будде, в большей мере означает его защиту всего живого от страхов и заблуждений.

Символизирует неисчерпаемое богатство, доступное в буддизме, процветание, долгую жизнь и все мирские блага.

Легенда гласит, что бог Шадана подарил Просветленному вазу как шейное украшение. Как и другие священные символы буддизма, этот предмет – знак достатка и богатства по всех сферах жизни.

Помимо всего прочего, драгоценная ваза является неиссякаемым источником изобилия, помогает исполнять желания и достигать поставленных целей. Эти силы помогают и в реализации духовного намерения покинуть бесконечный цикл перерождений и прийти в Нирвану.

По традиции вазу изображают в форме золотого кувшина для воды с украшениями:

    крышкой, инкрустированной драгоценностями;

    лепестками лотоса, которые опоясывают сосуд в разных частях;

    россыпью драгоценностей по всей вазе;

    широкой шелковой лентой, обвязывающей горлышко.


Драгоценную вазу часто используют в буддийских ритуалах. Этот сосуд считают неиссякаемым, поскольку дары в нем никогда не заканчиваются. Что в нем находится? Есть несколько предположений на этот счет. Согласно одному из них, в вазе – сладкий нектар, отведав который, каждый может обрести бессмертие. Другая версия гласит, что сосуд содержит в себе нескончаемый источник драгоценностей.

Надо понимать, что драгоценности в понимании буддистов – это, в первую очередь, божественное просветление и мудрость. А напиток бессмертия, по их мнению – ясное и непрерывное сознание, благодаря которому можно познать легкость бытия и взять этот опыт с собой в последующую жизнь после реинкарнации. Следовательно, каждый буддист должен не только совершать благие дела, но и укреплять терпение и стойко переносить возвращающуюся негативную карму за прошлые грехи.

Согласно некоторым толкованиям, горлышко сосуда запечатано корнями дерева желаний. Такую вазу, наполненную драгоценностями и запечатанную корнями, размещали (или закапывали) в священных землях, местах поклонения, водоемах и тропах в горах. При этом, размещенная на горных тропах, она умиротворяла духов, которые там присутствовали.

Как и прочие буддийские знаки, у нее есть своя интерпретация. Белая раковина со спиралью, закрученной вправо, символизирует просветление Будды. Кроме того, это благая весть всему живому о возможности достичь просветления.

В древние времена раковина представляла собой музыкальный духовой инструмент. Поэтому нет ничего удивительного в том, что она символизировала звук, который распространялся повсеместно. Так же и буддийское учение передается по всем направлениям с призывом всему живому проснуться от сна неведения.

В природе, как правило, встречаются раковины с закрученной влево спиралью. Раковины, спираль которых закручена вправо, – явление редкое. Именно их люди воспринимали как священные знаки. По направлению их спирали связывали движение небесных светил: звезд, планет, включая солнце и луну.

Иначе этот символ буддизма называют тибетским узлом. Символ узла изображен как бесконечная переплетенная лента, изогнутая под прямыми углами. Сегодня можно встретить китайские сувениры с очень искусно переплетенными шнурами, похожими на «бесконечный узел».

Считается, что прототип узла – древний знак в виде клубка с переплетенными змеями, ассоциирующимися с энергией кундалини и ее движением по правым и левым каналам тела человека. В традиционных индийской, китайской, тибетской и монгольской культурах у «бесконечного узла» своя трактовка, в соответствии с которой это символ бесконечности. Буддизм рассматривает узел как бесконечный жизненный круговорот и сложную связь противоположных начал, а также мудрость Будды, неотделимую от его сострадания. Существуют и другие интерпретации, связанные с течением жизни и сложными духовными исканиями.

После достижения Будды просветления, Брахма передал ему колесо дхармы и попросил обучать других этой религии. На флаге Индии изображено колесо. Такие же колеса, с 6–8 спицами есть в старинных индийских храмах. Как символ буддизма Колесо Сансары означает непрерывный круговорот: рождения и смерти, в котором душа ищет пути обретения свободы.

Слово «дхарма» произошло от санскритского dhar («поддерживать»). В широком понимании означает религию, помогающую действовать правильно, по нормам морали.

Колесо состоит из трех частей: ступицы, обода, спиц. Эти буддийские знаки символизируют ключевые положения этой веры. Ступица – символ веры буддизма, означающий моральную дисциплину и стабилизирующий состояние ума. Обод – концентрация, за счет которой движется колесо. А 8 спиц означают мудрость и благой восьмеричный путь Будды.


Человек, желающий достичь такого состояния, должен научиться мыслить иначе, изменить свои цели, поведение и жить по-другому. Когда он сможет концентрироваться, изменит свое мышление и научится правильно излагать мысли, то освободится и избавится от кармы – груза неправильных поступков, совершенных его предками.

В индийской иконографии в форме круга, напоминающего колесо, изображают и бхавачакра. Этот знак связан и с дхармачакрой – все тем же непрерывным колесом жизни. Сувенир в виде такого колеса говорит о намерении улучшить жизнь, наполнить ее светом и духовностью. Это пожелание избавиться от негативных мыслей и стать свободнее духовно.

Символизирует победу буддийского учения над смертью, невежеством, дисбалансом и всем негативом земной жизни. На крышах монастырей в Тибете часто устанавливают флаги всех размеров и модификаций. Также такой стяг находится на вершине горы Меру (Сумеру).

Победный флаг Просветленному преподнес бог Кришна в качестве телесного украшения в форме цилиндрической многоярусной фигуры.

Флаг означает победу над врагами и преградами, над демонами, марой и приверженцами ложного мировоззрения.

Дхвая (дхваджа) – это санскритское слово, означающее эмблему, знамя. Изначально являлось боевым флагом в древнеиндийском воинском искусстве. Он служил украшением задней части колесницы великого война. Устанавливали его позади королевского зонта.

Каждый флаг был украшен определенной эмблемой короля или воина. На колеснице Кришны, к примеру, присутствовал флаг с гарудой, а Арджуны – флаг с обезьяной. Но чаще всего дхваджа выступала в качестве эмблемы Шивы, великого бога смерти и разрушения, на стяге которого был изображен трезубец. Данный трезубец был символом победы Шивы над тремя мирами или «тремя городами» на земле, под землей и на небе.

В воинском искусстве Индии армейский стяг нередко принимал страшные формы, чтобы пугать противника. Он мог быть изображен в виде, к примеру, головы, насаженной на кол, или содранной с противника или жертвы кожи. Нередко использовались головы и шкуры диких и опасных зверей, таких, как тигр, волк, бык, крокодил. Кроме того, на стяг помещали крупные изображения других страшных животных или насекомых: гаруды, ворона, змеи, скорпиона.

Остов дхваи выполнен из драгоценных камней. На верхушке красуются месяц и солнце, а свисающий тройной флаг – из трех видов шелка разного цвета. Украшают его «три победоносных гармоничных существа».

В соответствии с тибетской традицией, 11 вариантов флага соответствуют 11 определенным способам преодоления завес. Множество вариаций знамени можно увидеть на крышах монастырей и храмов: четыре флага, как правило, расположены в углах крыши и означают победу Просветленного над четырьмя марами.

Самый традиционный вид флага – это цилиндрический стяг на длинном деревянном столбе. Верхушка знамени – повторение формы маленького белого зонта, а сверху расположена драгоценность исполнения желаний. Это знамя в виде купола щедро окантовано золотой крестовиной с хвостами макары на концах, с которых волнами свисает желтый или белый шелковый шарф.

Основание флага в форме цилиндра задрапировано несколькими вертикальными слоями шелковых складок разных цветов и подвесками из драгоценных камней. Кроме того, нижнюю часть украшает волнистый шелковый фартук с развевающимися лентами. Верхнюю нередко декорирует обод из тигровой шкуры, что символизирует победу Будды над злом и агрессией.

У многих буддийских фигур в руках расположено знамя победы, означающее силу и богатство. Среди таких фигур – к примеру, Вайшравана, великий Король и защитник Севера.

Кроме того, в буддийской религии присутствуют 8 драгоценных элементов, которые приносят удачу. Как правило, их соотносят с элементами Благородного Восьмеричного Пути:

    Зеркало, преподнесенное Будде богиней формы, для удачного преодоления преград и получения удовольствия от учений Дхармы. Это символ правильного размышления, раскрывающего главный смысл, подобно зеркалу, которое отражает различные формы.

    Гхиванг – медицинский камень, также подаренный Просветленному. Это желудочный камень волшебного слона, имеющий большую целительную силу и призванный облегчить страдания всего живого. Является символом хорошей памяти, защиты ума и устранения страстей, злости и невежества.

    Простокваша, которую Просветленному преподнесла деревенская девушка Суджата, для поддержания его тела на пути в Нирвану. Знак правильного образа жизни и удовлетворенности любым имуществом, нажитым праведным путем.

    Трава куша, подаренная Будде на долгую жизнь и сохранение здравого рассудка. Знак правильного усилия, необходимого для стремительного достижения Нирваны.

    Древесное яблоко билва, которое Просветленному подарил бог Брахма на исполнение всех желаний. Символ правильного поведения для культивации добродетели и борьбы с порочным образом жизни.

    Раковина, поднесенная Будде богом Индрой, для успешного распространения учения Дхармы. Знак правильной речи, излагающей учение без усилий, подобно звуку, который издает раковина.

    Красный порошок синдхура. Чаще всего – символ власти. Его Будда получил от святого аскета для превосходства над всем миром. Знак правильного созерцания, помогающий достичь всеведения и всемогущества.

    Белые горчичные зерна, полученные Буддой от Ваджрапани. Символ успешной борьбы с препятствиями и правильного воззрения, разрушающего любые преграды.

Другие символы буддизма и подношения

В буддизме, помимо 8 благоприятных символов и драгоценных предметов, есть и другие знаки:

    Ядро буддийского учения, включающее в себя три столпа – Будду, Дхарму (его учения) и Сангхи (монахов и монахинь), тесно связанные друг с другом. Трирату изображают в виде трех драгоценных камней.

Триратна значит, что без исторического Будды Шакьямуни не существовали бы Дхарма и Сангхи. Не будь у него своего духовного учения, Просветленный не стал бы великим, не сформировалась бы буддийская религия. Без Сангхи эту традицию не передавали бы через столетия.

    Ом. Священный звук, корни которого уходят в индуизм. Символ ом в буддизме – знак единства всего в мире, в том числе, земли, небес и подземной жизни. Согласно другой теории, это представление трех богов индуизма: Брахмы, Вишну и Шивы. Ом – это одна из самых сильных мантр, которую воспевают в течение вот уже многих тысячелетий.

    Означает следы духовного правителя. Также это символ солнца в буддизме. Нередко ее используют, чтобы обозначать начало текстов. В современном буддийском учении на Тибете этот солнечный круг используют в качестве украшения для одежды. По мере того, как распространялась религия и ключевые символы буддизма, свастика стала элементом китайской и японской иконографии, в которой использовали знак плюрализма, изобилия, процветания и долгих лет жизни.

    – это еще один символ буддизма, Колесо Сансары. Возникла в Индии задолго до появления Будды. Ее изображали как круг, поделенный на 6 секторов-царств с множеством подразделений в каждом.

Несмотря на то, что последователи Дхармы могут следить за существованием людей и смотреть, как они идут на поводу своих чувств, сами они не хотят жить в этом мире, поскольку понимают связанное с ним рабство. Они хотят прекратить цикл перерождений, покинуть Колесо Сансары, помочь другим достичь Нирваны и проникнуться природой Будды.

В художественной интерпретации в этом круге Небеса располагаются наверху, окруженные Асурами с одной стороны и Царством людей с другой. Внизу находятся два ада, один из которых населен призраками, другой – животными.

Есть также священные символы буддизма, при помощи которых в этом учении делают подношения.

Совершение подношений – частое явление в странах Востока. На Тибете символ пожертвований – маленькие чаши с водой, цветами, ладаном, свечами, едой и благовониями. Связан такой формат с древней традицией приема важных гостей.

Кратко расскажем об основных дарах:

    Вода для очищения рта или лица – символ всех благоприятных причин и условий, которые ведут к благоприятным результатам.

    Вода для омовения ног, в которую добавляют ладан или сандаловое масло, – очищает, избавляет от плохой кармы и печали.

    Цветы – означают щедрость и открытое сердце.

    Благовония – символ концентрации и дисциплины, настойчивости или радостного усилия. Выступают в качестве посредников в общении человека и Будды и помогают приблизиться к просветлению.

    Свет – символизирует ясность и стабильность, а также красоту, рассеивающую невежество.

    Пища с множеством различных вкусов – это самадхи, нектар или амброзия, которая «напитывает» ум.

    Музыкальные инструменты – имеют природу мудрости, благоприятную для слуха Будды, Бодхисаттвы и всех просветленных существ. У всех явлений – характер взаимозависимости причин и условий, однако звук понять проще всего.

Где найти символы буддизма

Учение о чакрах, медитация, фен шуй, Книга Перемен - каких только чудес и драгоценных знаний не подарил нам Восток! Если вы тоже, как и мы в "Ведьмином Счастье", очарованы восточными традициями, загляните к нам в каталог.

Мы собрали для вас оригинальные восточные благовония, книги о прорицании и духовных учениях Востока, инструменты для медитации, восточные символы, приносящие удачу. Словом, в "Ведьмином Счастье" есть всё, что может понадобиться упорному искателю, планирующему погружение в тайны восточной мистики и духовности.

Не нашли, что искали?. 8-800-333-04-69. А еще мы всегда на связи в Facebook, Telegram, VK и WhatsApp.

"Ведьмино Счастье" - магия начинается здесь.

(и четко сформированные листья этого дерева) и цветок лотоса . Дхарма колеса, традиционно представлены с восемью спицами, могут иметь различные значения. Первоначально только означало роялти (Чакравартин , «Тернер Колеса»), но он начал использоваться в буддийском контексте на Столпы Ашока в течение 3 - го века до нашей эры. Колесо Дхармы обычно рассматриваются как относящиеся к историческому процессу обучения буддизма, восемь спиц со ссылкой на Благородной Восьмеричный Путь . Лотоса, а также, может иметь несколько значений, часто ссылаясь на качество сострадания, а затем к соответствующему понятию неотъемлемо чистого потенциала ума . Bodhi Tree представляет собой место, где Будда достиг нирваны и, таким образом, представляет собой освобождение.

Другие ранние символы включают в монахи, просящие чашу и тришула , символ, используемый, так как вокруг второго века до нашей эры, и комбинируя лотосами, ваджра (алмаз) и символизации triratna или «три драгоценности»: Будда , дхарма и сангха , Лев, седока лошади, а также олени были также использованы в начале буддийской иконографии. Учение Будды упоминается как «Лев Рев» в сутрах , что свидетельствует об их силе и благородстве. Седока лошадь представляет собой отречение и олени представляют буддийские учеников, как Будда дал свою первую проповедь в олений парк в Варанаси .

Тхеравада символика

Махаяны и Ваджраяна Буддийское искусство часто использует конкретный набор «восемь благоприятных символов» (санскрит aṣṭamaṅgala , китайский : 八吉祥 ; пиньинь : bâ JiXiang ), в отечественном и народном искусстве. Эти символы распространились с буддизмом в искусстве многих культур, в том числе индийской, тибетской, непальской и китайского искусства .

Помимо этих ярких цветов, рисунки могут также быть окрашены более натуралистический, такими как кожа в оттенках розового или коричневого цвета. Золото цветные листы и золотая краска также распространены. Эти цвета помогают различать множество божеств, которые не так легко отличали в других отраслях буддизма. Например в то время как Будда Шакьямуни можно увидеть в (бледный) желтый или оранжевый и Будда Амитабха, как правило, красного цвета в Ваджраяны тханок, в китайском буддизме это часто только рука позы, что отличает два, которые в противном случае обращается с теми же атрибутами.

Изображения «гневных божеств» часто изображаются очень fearsomely, давя своих врагов, с чудовищными лики и носить Memento Mori в виде черепов или частей тела. Такие божества изображены таким образом, как иногда большой гнев требуется преодолеть большое невежество и адхарм .

Как это принято в буддизме лотос используется в Ваджраяны. Лотос может появиться полностью расцветшим, начинает открывать или еще бутон, чтобы представить учение, которые прошли, являются текущими или еще впереди.

Шесть вертикальные полосы флага представляют шесть цветов ауры , которые буддисты считают, исходящей от тела Будды , когда он достиг просветление :

Галерея

    Резные украшения на дверях Санчите ступы, обратите внимание на дхармачакр, животное и trisula

    Шанти ступа с львиными статуй

    Пустой трон и дерево бодхи

    Тайская дхамма колесо

Буддизм давно уже привлекает Запад.

В буддизме существует немало важных символов, которые имеют огромное значение для последователей этого течения.

Самыми важными являются восемь благоприятных, или благих символов. Рассмотрим эти символы буддизма и их значение более детально. Для последователей учения Будды это помощники в делах и защитники от неприятностей.

Благоприятные символы: зонт и золотые рыбки

Благой зонт – первый из восьми благоприятных символов буддизма. Он символизирует защиту человека от омрачений ума. Кроме того, он оберегает живых существ от различных препятствий, страданий, болезней и невзгод. Зонт является символом благородного происхождения и богатства. Издавна считалось, что чем больше зонтов несет окружение человека, тем выше его статус.

Зонт – это знак уважения, славы, преклонения. Классический зонт в буддизме имеет длинную рукоятку белого или красного цвета, выполненную из сандала, или ось, которая сверху украшена лотосом золотого цвета, вазой и наконечником, выполненным из драгоценного материала. Купол зонта выполнен из натурального шелка белого или желтого цвета, а по краям отделан шелковой бахромой. Иногда зонт украшают перьями павлина, драгоценными камнями.

Купол зонта – символ мудрости, а оборки и бахрома, свисающие с него, означают различные проявления сострадания по отношению к другим существам. Играет значение и цвет зонта: желтый и белый цвета означают духовное владычество; зонт, выполненный из павлиньих перьев, означает мирскую власть; белый – способность Будды защищать от страхов и заблуждений всех живых существ.

Рыба является знаком благополучия озер и рек, полноценных богатств. В духовном плане рыбки являются символом достижения духовного просветления. Они защищают живых существ от страданий.

Кроме того, рыбки в буддизме – это символ безграничного счастья, свободы и спонтанности. Буддисты верят, что благоприятный символ помогает достичь изобилия, богатства и плодородия, ведь рыбы быстро и легко размножаются.

Рыбки часто изображаются в паре, поскольку особи противоположного пола действительно нередко плавают именно в паре. Поэтому неудивительно, что они являются еще и символом единства супругов, их верности друг другу.

Обычно изображают два золотых карпа: эта рыба считается на востоке священной. Такое признание они получили благодаря своей красоте, грациозности и долголетию, поэтому нередко приравниваются к божествам.

Благие символы: драгоценная ваза и цветок лотоса

Драгоценная ваза – символ реализаций, благих намерений, исполнения желаний. Она олицетворяет процветание и долголетие. Поэтому ее еще называют вазой изобилия. Драгоценная ваза обладает удивительным свойством: сколько драгоценностей из нее ни возьми, она все равно останется полной. Обычно используется в буддийских ритуалах.

Выглядит ваза изобилия как сосуд, богато украшенный золотом, драгоценными камнями и рисунком из лепестков лотоса, которые обвивают всю поверхность вазы. Верхний край драгоценного сосуда инкрустирован либо одной драгоценностью, которая исполняет любые желания, либо группой, которая состоит из 3 драгоценностей, которые символизируют Будду, Дхарму и Сангхи.

Горлышко вазы обвязано шелковым шарфом, принадлежащим миру богов, а отверстие горлышка запечатано деревом, исполняющим любые желания. По преданию, корни дерева желаний являются источником воды долголетия и всех видов богатства. Кроме изобилия драгоценная ваза символизирует и умиротворение, поэтому ее нередко закапывают в землю на территории буддийских монастырей и храмов.

Цветок лотоса вырос в болоте, но был чист и незапятнан. Поэтому он является в первую очередь символом чистоты. Также он означает независимость от Сансары, хотя и пребывает в цикле, как и все живые существа.

Лотос символизирует учение Будды: если усердно практиковать его, то человек со временем избавится от любого рода омрачений и привязанностей, станет чист.

Лотос – символ совершества, священного происхождения, чистоты тела, духа, ума и речи. Он олицетворяет врожденное совершенство и проявление самых благородных качеств.

Так, адепты буддизма нередко изображаются стоящими или сидящими на цветке лотоса, тем самым изображается их причастность к священному происхождению и независимости от всех несовершенств круга Сансары. Лотос бывает различного цвета: белого, желтого, красного, розового, голубого, черного, золотого.

Символ буддизма белая раковина

Завиток раковины всегда повернут в правую сторону. Это очень редкий вид раковины. Обычно завитки раковины повернуты влево. В буддизме считается, что моллюск проживает 5 непрерывных рождений обычным существом, прежде чем обретает эту белую раковину. Раковина символизирует великий глас Дхармы.

Кроме того, она символизирует распространение светлого учения Будды и избавления от неведения и невежества. Как звук раковины распространяется во всех направлениях, не зная препятствий, так и учение Будды не ведает ограничений. Белая раковина означает и превосходство буддизма над другими учениями.

Белая раковина – очень известный атрибут индийских богов, у каждого из них была могучая раковина, при помощи которой они провозглашали о своей победе в войне. Они были призваны отгонять злых духов и врагов, устрашая и наводя на них ужас. Поэтому еще один символ раковины – победа над врагом.

Обычно раковину кладут вертикально, а через нижний край ее пропускают ленту. Если раковину кладут горизонтально, то в нее наливают эфирные масла. Если используют раковину в качестве атрибута, то ее держат в левой руке, которая считается рукой мудрости.

Символы буддизма бесконечный узел и знамя победы

Бесконечный узел не имеет конца. Он символизирует полное обретение 5 видов изначальной мудрости и достоинств. Он означает взаимосвязь всех живых существ и явлений во Вселенной.

Узел имеет различную интерпретацию:

  • завиток треугольной или обычной формы;
  • бриллиант, замыкающийся с противоположных углов;
  • завиток счастья, который напоминает по форме свастику. Он изображен на груди у Кришны;
  • свастика на груди у Будды, которая является символом его просветленного ума;
  • отметины на капюшоне кобры. В этих отметинах тоже усматривают символ узла.

В буддизме бесконечный узел в первую очередь означает бесконечное сострадание и наивысшую мудрость. Он считается символом непрерывности всех 12 ступеней происхождения, которые являются основой циклического существования всего живого.


Это символ победы над препятствиями, врагами, приверженцами ложных взглядов, Марой и демонами. В глобальном смысле это победа над невежеством и смертью, надо всем пагубным и ложным в мире.

Истоки стяга победы происходят со времен военного искусства Древней Индии, когда он представлял собой обычное боевое знамя, на котором была изображена эмблема воина или короля. Буддийский стяг олицетворяет победу Будды над Марой, агрессией и злобой.

Знамя выполнено в виде стяга цилиндрической формы, расположенного на длинном деревянном столбе. Верхушка его выполнена в форме белого зонтика небольшой формы, а на самом верху находится драгоценность, исполняющая все желания. Купол зонта украшен золотой крестовиной, с которой свисают шарфы желтого и белого цветов, подвески из драгоценных камней и ленты.

Символ буддизма колесо Дхармы

Колесо являлось средством передвижения Владыки Мира, а значит, символизирует средство достижения Просветления. Есть три составных колеса: ступица, обод, спицы. Эти символы буддизма олицетворяют основные аспекты буддизма. Так, ступица означает моральную дисциплину, которая стабилизирует состояние ума; обод – концентрация, благодаря которой колесо приходит в движение, а восемь спиц – это мудрость и благой восьмеричный путь Будды:

  • правильное мышление;
  • правильное воззрение;
  • правильное поведение;
  • правильная речь;
  • правильный образ жизни;
  • правильное осознание;
  • правильное усилие;
  • правильное созерцание.

Колесо является символом движения и перемен, продолжительности. Имеются в виду духовные перемены и трансформации. Чем быстрее движется колесо, тем быстрее происходит духовный рост. А этому способствует практика буддизма.

Колесо изображают с 8 спицами и ступицей с 3-4 завитками, или «завихрениями радости»: 3 завитка означают победу над злостью, желанием и невежеством, а 4 являются символами учения о Четырех Благородных Истинах. Обод изображают в виде обычного круга, украшенного золотом и лентами и цветком лотоса.