Священное изображение буддистов. Символы буддизма и их значение — о чем расскажут знаки и образы? Другие символы буддизма и подношения

Есть легенда, гласящая о том, что когда Божественный Мудрец из рода Шакья достиг Совершенного Пробуждения, ему были преподнесены восемь благоприятных символов (санскр. aṣṭamaṅgala; тиб. bkra shis rtags brgyad): золотые рыбы, раковина, драгоценный сосуд, цветок лотоса, колесо, знамя победы, бесконечный узел и зонт. Эти символы популярны в Тибете и в странах, куда буддизм распространился по северной ветви. Изображения Восьми Благоприятных Символов часто встречаются в буддийских монастырях, многие верующие держат их в домах, как символы благополучия и процветания.

Восемь Благоприятных Символов очень древние, они встречаются также в индуизме и джайнизме.

В северной традиции буддизма получила развитие символическая передача Учения. Каково значение буддийских символов? Без понимания их смысла символы становятся просто украшениями, красивыми картинками и безделушками. Рассмотрим значения Восьми Благоприятных Символов и поразмышляем над их смыслом.

Золотые рыбы

Две золотых рыбки – это символ преодоления Океана Сансары и достижения Нирваны. Достижение Нирваны в буддийских сутрах сравнивается с достижением Того Берега. Что значит "тот берег"? Здесь есть этот берег. "Этот берег" означает грубый мир, Мир Страстей. Также можно сказать, что это мир шести путей. Далее, наше подсознание имеет тесную связь с Миром Форм и непосредственное отношение к нашему перерождению, и его называют океаном перерождений. Того, кто отплыл в этот океан, вновь и вновь сносит в Мир Страстей, – так снова и снова происходит повторение процесса перерождений. Где же находится Тот Берег? Это Мир Без Форм. Если у нас много мирских желаний, при попытке достичь Того Берега они станут непреодолимым препятствием, подобно бушующим волнам в океане. А для святого, вошедшего в этот океан перерождений, не возникнет препятствий, поскольку он одержал победу над собственными мирскими желаниями. Поэтому золотые рыбки (санскр. suvarṇa matsya, тиб. gser nya, букв. золотая рыба) – это также символ победы над мирскими желаниями: рыбы не боятся океана и плывут, куда хотят. Золотой цвет символизирует заслуги, обретенные в процессе духовной практики. А почему две рыбки? Не является ли это подсказкой, что в духовной практике для нас важно не только накапливать заслуги добродетельными поступками тела, речи и мыслей, но и развивать мудрость?

Есть и другие интерпретации. Золотые рыбы – это две реки Индии: священный Ганг и Ямуна – его самый длинный и полноводный приток. Таково до-буддийское толкование древних символов. В древней символике эти сливающиеся в одну реки олицетворяли правый и левый канал в тонком теле человека.

В древнем тексте под названием "Арьямангалакутанама-махаяна-сутра" глаза Будды образно сравниваются с двумя золотыми рыбками.

Раковина

Белая раковина, у которой спираль закручена вправо – это весть о Просветлении Будды, а также благая весть всем существам о возможности для каждого реализовать природу будды. Раковина (санскр. śaṅkha, тиб. dung – букв. раковина; тиб. dung dkar g.yas "khyil, dung dkar g.yas su "khyil ri can – букв. белая раковина со спиралью, закрученной вправо) в древности являлась музыкальным духовым инструментом, поэтому естественно, что она символизирует звук.

В природе часто встречаются раковины с левосторонней закруткой спирали, поэтому редкие раковины с правосторонней спиралью в сознании людей ассоциировались с особенными признаками, и они считались священными. Направление закручивания их спирали связывалось с направлением движения по небу небесных светил: солнца, луны, планет и звёзд.

Подобно тому, как звук раковины распространяется во всех направлениях, так и Учение Будды распространяется повсеместно, побуждая живых существ пробудиться ото сна неведения. Однако одни существа улавливают в этих звуках смысл, другие же из-за своих омрачений ничего не понимают.

Драгоценный сосуд

Драгоценный сосуд (санскр. nidhānakumbha, тиб. gter gyi bum pa, букв. кувшин с сокровищем) – это символ долгой жизни и здоровья. Также его считают символом богатства и благосостояния. "Кумбха" на санскрите означает горшок для воды, кувшин, поэтому у драгоценного сосуда соответствующая форма. Крышку сосуда венчает большая драгоценность, это означает, что перед нами драгоценный сосуд. Драгоценность, венчающая крышку сосуда, – это драгоценность, исполняющая задуманное (санскр. чинтамани). По поводу содержимого сосуда есть две интерпретации. Первая – внутри нектар бессмертия. Вспомним, что на тханках такой сосуд с эликсиром бессмертия держит и Будда Амитаюс, и Мандарава – ученица Падмасамбхавы, реализовавшая с Гуру Ринпоче уровень видьядхары бессмертия. ("Они обрели сиддхи видьядхары вечной жизни, так что стали неподвержены старению и смерти". Из жизнеописания Мандаравы.) Однако Учение Будды говорит нам: ничто не вечно в Трёх Мирах, вечна только наша изначальная природа – состояние за пределами рождений и смерти. Практиками долгой жизни практикующий может устранить препятствия для жизни и продлить жизнь. Таким препятствием может быть недостаток жизненной энергии. Продление жизни приобретает особую ценность, если человек практикует для достижения Освобождения, накапливает заслуги и мудрость, совершенствуется в святой любви и сострадании, и поэтому нужен многим живым существам.

В эзотерическом смысле нектар бессмертия означает непрерывность сознания. Обретение непрерывности сознания позволит вам без искажений перенести знания и опыт этой жизни в свою следующую жизнь. Вы сможете на собственном опыте познать, что такое стекающий сверху нектар бессмертия, когда достигните ступени удовольствия из процесса радость-удовольствие-тишина-лёгкость. Благодаря нектару бессмертия сознание становится ясным и непрерывным.

Согласно другой интерпретации, драгоценный сосуд – это сосуд, наполненный драгоценностями. Сколько бы их не брать из сосуда, драгоценный сосуд не опустошается от этого. Что олицетворяют такие драгоценности? Это благое воздаяние за те добродетельные поступки, которые мы совершаем. Если мы накапливаем хорошую карму, мы обязательно пожнём плоды счастья. И ещё о значении чинтамани. Драгоценность, исполняющая задуманное, является атрибутом Будды Ратнасамбхавы и семейства Ратна. В Мир Ратнасамбхавы попадают существа, накопившие заслуги с помощью сильной воли. Значит, параллельно с добродетельными действиями, нам следует укрепляться в терпении, стойко перенося возвращение плохой кармы за наши неблагие деяния, совершённые в прошлом. Драгоценность, исполняющая задуманное, – это символ великих заслуг, обретённых в результате правильной духовной практики, символ заслуг, позволяющих осуществить задуманное.

Лотос
Цветок лотоса (санскр. padma; тиб. pad ma, букв. лотос) – символ святой любви и святого сострадания. А святая любовь и сострадание, входящие в четыре неизмеримости, указывают на душу бодхисаттвы.

Если лотос – белого цвета, тогда он также символизирует духовную чистоту, святость. Однако такой лотос на санскрите называют "пундарика", а словом "падма" обозначают розовый лотос. Розовый лотос символизирует Спасителя, а значит и самого Будду.

Лотос корнями уходит в ил, стебель его проходит сквозь толщу воды, а лепестки лотоса поднимаются над водой, они чисты и открыты солнцу. Сознание святого свободно от загрязнений, – три корневых яда не могут отравить ум просветлённого подобно тому, как мутная вода не может удержаться на чистых лепестках лотоса.

Колесо Дхармы

Золотое колесо (санскр. cakra; тиб. "khor lo, букв. колесо) с восьмью спицами символизирует Дхарму, Слово Будды. Восемь спиц этого колеса символизируют Благородный Восьмеричный Путь.

Поворот Колеса Дхармы в буддизме ассоциируется с открытием и изложением истинного Закона. Первая проповедь Будды, после достижения им Совершенного Пробуждения, получила название "Первый Поворот Колеса Дхармы". Четыре Благородных Истины были объяснены Буддой в трёх циклах, или оборотах Колеса Закона.

Знамя Победы

Знамя Победы (санскр. dhvaja, тиб. rgyal mtshan) символизирует победу Дхармы над неведением, а вместе с этим – преодоление препятствий Мары. Знамя установлено на вершине горы Меру (Сумеру).

Сумеру, или вселенская Гора Совершенства, как считается, нерушима, пока существует наша Вселенная, включающая Мир Страстей и Небеса Брахмы. Знамя Победы установлено на вершине горы Меру, – разве это не символ, что Учение Будды нельзя уничтожить, поскольку оно есть Закон Вселенной?

Бесконечный узел

Бесконечный узел (санскр. śrīvatsa (?), тиб. dpal be"u) имеет несколько интерпретаций. Одни интерпретируют его, как представление бесконечного круговорота бытия, другие – как символ вечности, третьи – как знак неисчерпаемости знаний Будды. Это – и символ взаимозависимости всех явлений во Вселенной. Это – и сложная взаимосвязь между мудростью и состраданием в процессе достижения состояния Будды. Здесь можно добавить, что для достижения состояния Будды необходимо идти бесконечно длинным путём Махаяны. Путь бодхисаттвы неизмеримо долог, он не ограничивается несколькими кальпами.

Также есть предположение, что бесконечный узел – это отражение более древнего символа, состоящего из двух переплетающихся змей. Змея – очень древний символ кундалини, возможно, пришедший в Индию из Древнего Египта. Вполне вероятно, что переплетающиеся змеи символизировали движение кундалини по правому и левому каналам тонкого тела, и тогда бесконечный узел имеет отношение к чандали.

Зонт

Драгоценный зонт (санскр. chattra, тиб. gdugs – букв. зонт от солнца, тиб. gdugs mchog – букв. драгоценный зонт, высший зонт) – символ защиты от препятствий, которую даруют нам бодхисаттвы и будды, пока мы идём по пути Просветления до достижения нами природы будды.

В Индии зонт от солнца традиционно был символом защиты, а также царского величия. Поскольку зонт держат над головой, естественно, что он символизирует почёт и уважение. Светские правители имели зонты из павлиньих перьев. В религиозном сознании защита от непогоды связывалась с защитой от загрязнений, пороков и страстей, препятствующих духовному развитию. Подобно тому, как обычный зонт защищает от дождя или палящих лучей солнца, так и драгоценный зонт защищает нас от препятствий на пути к Пробуждению.

В тибетском варианте форма зонта была заимствована из индийского и китайского прототипов зонта от солнца. Она состояла из деревянного каркаса со спицами и шёлкового купола, по краям которого шла оборка или бахрома. Деревянный черенок зонта красили в золотой или красный цвет, шёлк был белым, желтым, красным или разноцветным. В Тибете зонт указывал на статус его владельца: зонт считался и символом светской власти (зонт из павлиньих перьев), и символом духовного могущества. Говорят, что Учитель Атиша был настолько почитаем, что его сопровождали тринадцать зонтов.


После того, как Будда Шакьямуни достиг просветления под деревом бодхи, божества преподнесли ему 8 благоприятных символов: Брахма первым из божеств предстал перед Буддой с золотой Дхармачакрой – Колесом Учения; небесное божество Индра принес белую раковину для провозглашения истинного учения; земное божество Ставара – драгоценный сосуд, полный нектара бессмертия; другие божества принесли Будде двух золотых рыбок, цветок лотоса, знамя победы и драгоценный зонт (Чемитдоржиев). Так трактует легенда.

Все эти восемь символов стали Символами Дхармы, указывающие на непосредственную связь ее с жизнью людей. Эти символы называют также Восемью символами удачи, поскольку Мудрость Учения Будды позволяет достигать благополучия и счастья. Они также считаются самыми лучшими и могущественными талисманами.

Если обладать всеми восемью символами, то обязательно придет полная удача – от духовной гармонии до материального благополучия.

Но можно приобрести какой-то один, в котором по вашему мнению Вы нуждаетесь больше всего.

У Вас конечно же возник вопрос: «Как выбрать именно тот благоприятный предмет?»

Самый «благоприятный предмет» для Вас надо выбирать, прислушавшись к внутреннему голосу. Для этого посмотрите на восемь рисунков, изображающих «благоприятные предметы», и выберите тот, который нравится больше всего. Позвольте свободно течь своим мыслям, но не раздумывайте слишком долго – пусть это будет интуитивная реакция.

Символ Золотое колесо учения с тысячью спиц или еще его называют «Колесо Драхмы» – символ дарования освобождающего Учения Буддой. Будды вращают золотое колесо Дхармы во всех мирах, чтобы помогать существам избавиться от неведения, источника всех страданий. Это колесо обычно изображается с восемью спицами и символизирует достижение спокойствия мудрости и ума.

Такой талисман подойдет для тех, кто находится в поисках родственной души, способной дать счастье и мудрость.

Этот символ генерирует энергию терпимости и гармонии. Его лучше располагать в северо-восточном углу дома.

Пара золотых рыб – Двойная рыба – символизирует независимость, неприятие условностей, раскрепощенность. Этот символ - символ бесстрашия и радости, с которыми рыбка плывет в океане сансары, самостоятельно выбирая направление своего движения и не боясь страданий. Символ легкости и удачности перерождений бодхисаттвы в мирах сансары и способность радостно и беспрепятственно скользить по ее волнам.

Пара рыб – прекрасная защита от несчастных случаев, злых помыслов и косых взглядов. К тому же талисман принесет столь необходимое вам материальное процветание.

В лавках экзотических товаров этот «благоприятный предмет» чаще всего продают в виде брелков и кулонов. Можно их носить и в бумажнике – тогда самым мощным направлением воздействия пары рыб станет защита вашего благосостояния от мошенников и пустых трат.

Символ Пара золотых рыб является прекрасной защитой от несчастных случаев, косых взглядов и злых помыслов. Кроме этого талисман принесет еще и материальное процветание.

Победное знамя – символизирует активность, энергию, общительность, победу учения Будды над невежеством и смертью. Это символ победы над всеми внутренними и внешними ограничениями, преодоления всех препятствий – главным образом, это две завесы: пять мешающих чувств (и их комбинации) и жесткие идеи.

Победоносное знамя – знак военного превосходства. Означает победу над страданием, смертью и невежеством.

Талисман Победное знамя несет удачу в виде счастливого случая, которым только нужно суметь воспользоваться. Его надо помещать туда, где по вашему удача более желательна: в машине, в офисе, дома

За этим талисманом не обязательно отправляться в магазин экзотических товаров. Вы сами можете смастерить себе красивый флажок, главное, чтобы в нем сверху вниз присутствовали три цвета – алый, зеленый и белый.

Бесконечный или Мистический узел – символизирует уравновешенность, единство мудрости и сострадания, преданность и гармонию.

Бесконечный узел – символ бесконечности интеллектуального познания и внеконцептуальной глубины Учения Будды (Дхармы). Он демонстрирует взаимозависимость всех обусловленных вещей и явлений, проявляющихся в мире, а также единство, недвойственность проявлений и пустоты.

Мистический узел изображают на кулонах и других ювелирных изделиях, на предметах декоративно-прикладного искусства (шкатулках, вазах, ширмах), вышивают на одежде, вплетают в узор ковров. Используете ли вы его для оформления интерьера или в качестве аксессуара туалета – работать он будет одинаково хорошо.

Этот символ иногда называют «узлом счастья». Он притягивает энергию здоровья и долголетия, оберегает от разочарований в людях. А еще гарантирует долгую и счастливую жизнь с любимым человеком.

Драгоценный белый зонт – символизирует защиту от негативных влияний, он привлекает энергию всеобщего уважения и успеха. Такой зонтик лучше разместить в доме по диагонали от входной двери, чтобы препятствовать всякому негативу.

Драгоценный зонт – символ царственного величия и защиты, богатства, власти и социального статуса. Даруемая драгоценным зонтом прохлада защищает от палящих лучей страданий, непреодолимых несбыточных желаний, неврозов и вредоносных сил.

Зонтик подразумевает защиту от негативных влияний. Кроме того, он – эмблема достоинства и высокого ранга (зонтик на Востоке всегда держали над вельможами в знак почтения к ним). Этот «благоприятный предмет» привлекает энергию успеха в карьере и всеобщего уважения – при условии, что он красный или пурпурный и сделан из чистого шелка.

Символ Белый цветок лотоса – символизирует сдержанность и симпатию, чистоту учения. Цветок Лотоса указывает на Пробуждение – полный расцвета потенциал Будды. Подобно тому, как цветок лотоса растёт из тины и грязи и раскрывается, сохраняя незапятнанной свою красоту на поверхности болота, так же и существа пробиваются сквозь загрязнения и омрачения сансары, пронося по жизни сияющие качества абсолюта – «ума», такие как интуитивная мудрость, радость, бесстрашие, активное сочувствие и любовь.

Лотос – образ чистоты и совершенства. Его энергия способствует ощущению покоя и умиротворенности, предотвращает измены и предательство, направляет мысли к благим целям. Приобрести картину или какую-нибудь вещицу с изображением лотоса – не проблема, а наибольшую пользу она принесет, если вы поместите ее в гостиной или спальне.

Этот талисман лучше расположить в гостиной или спальне.

Белая раковина закрученная по часовой стрелке – символизирует музыкальность, романтичность, эмоциональность. Это символ вибрирующего звучания Дхармы, пробуждающего существ от сна неведения. Достигая ушей существ, с разными способностями и предрасположенностями, звуки Учения Будды резонируют с внутренней природой Будды существ, открывая всем путь к освобождению, побуждая прислушаться к лучшему в себе, задуматься, а впоследствии вступить на Путь Бодхисаттвы.

Для привлечения «удачи репутации» лучше разместить этот символ в южной части дома, а чтобы наладить любовные дела – в юго-западной.

Позитив несет лишь та раковина, у которой внутренняя поверхность светлая. Это прекрасный талисман для тех, чья работа требует умения ладить с людьми и кому на пользу известность.

Драгоценный сосуд, исполняющий все желания (ваза) – символизирует изысканность, щедрость и рассудительность. Это символ тайного сокровища, хранилище нектара благополучия, здоровья и долгой жизни. Из нее неисчерпаемым потоком сыплются драгоценности, давая тому, кто развивается на духовном пути, защиту от нищеты и безвременной смерти.

Хрустальная или фарфоровая ваза – резервуар для накопления хорошей энергии. Если красивую вазу наполнить ценными предметами (украшениями или денежными купюрами), она будет привлекать богатство.

Любой благоприятный символ, помещенный в вазу, будет усиливать свое действие.

Фарфоровая или хрустальная ваза – сосуд для накопления позитивной энергии. Если такую вазу наполнить ценными предметами, то она привлечет богатство. Если поставить в нее сосновую ветку – то это обеспечит счастливую жизнь семейной пары.

Леонтьева Е.В. Путеводитель по буддизму: иллюстрированная энциклопедия. М., 2012. с.243-245.

Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4-5 классы//Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М., 2010.

Буддийская символика. Основные группы символов буддизма. Восемь символов удачи

Некоторые основные благоприятные символы в буддизме объединены в группы. При этом они могут встречаться и по-отдельности.

Восемь символов удачи


считаются дарами, преподнесенными богами Будде Шакьямуни после обретения им Просветления


однажды пре­поднес Будде повелитель богов, Махадева, как украшение для го­ловы. Символизирует защиту от болезней, злых духов и страданий в этой и будущих жизнях. На духовном уровне рассеивает гнев, страсть, гордость, зависть и тупость.

была подарена Будде богом Вишну как украшение для его глаз. Символизирует свободу от страха утонуть в океане страдания и духовное освобождение.

была преподнесена Будде богом Индрой как украшение для его ушей. Символизирует звук Учений Будды, распространяющихся повсюду свободно и пробуждающих учеников от сна неведения.

лотоса с тысячью лепестками вручил Будде бог Кама как украшение для его языка. Символизирует чистоту учения и очищение тела, речи и ума, приводящие к Просветлению.

преподнес Будде бог Шадана как украшение для его горла. Символизирует исполнение всех желаний, как временных (обретение долголетия, богатства и заслуг), так и наивысшего - обретение освобождения и Просветления.


подарил Будде бог Ганеша как украшение для его сердца.Символизирует переменчивый характер времени, непостоян­ство и взаимосвязь всех вещей, а также единство сострадания и мудрости.

преподнес Будде бог Кришна как украшение для его тела. Эта цилиндрическая многоярусная фигура символизирует победу учения Будды над невежеством и смертью.

с тысячью спиц вручил Будде Брахма как украшение для его стоп. Оно стало называться «Колесо Дхармы». Его вращение символизирует проповедь Учения Будды, несущее освобождение всем живым существам. Обычно изображается с восемью спицами, которые обозначают «Благородный Восьмеричный Путь» Будды Шакьямуни:

1 - Правильное воззрение.
2 - Правильное размышление.
3 - Правильная речь.
4 - Правильное поведение.
5 - Правильный образ жизни.
6 - Правильное усилие.
7- Правильное памятование.
8- Правильное созерцание.


(по-тибетски «Таши Тагъе») - это все восемь символов нарисованные вместе. Их часто изображают на стенах домов, в монастырях, храмах, на дверях и занавесях.



Год выпуска: 1999
Страна: Россия
Перевод: Не требуется
Режиссер: Золотой Век
Качество: VHSRip
Формат: AVI
Продолжительность: 01:00:00
Размер: 705 Мб

Описание: Фильм рассказывает о духовном опыте в русле буддийской традиции, о высочайшей возможности человеческого духа, об озарении, о священном знании, медитации и буддийских символах. Для любой зрительской аудитории.

Скачать c turbobit.net (705 Мб)
Скачать c depositfiles.com (705 Мб)


Само слово «будда» происходит от санскритского корня budh, что значит «постигать, осознавать, пробуждаться, излечивать сознание». Оно означает духовно пробудившихся сущностей, освободившихся от «смерти живущего».

Рожденный в Непале около 563 года до н.э. принц Сиддхарха Гаутама Шакьямуни жил в роскоши, полностью изолированный от внешнего мира.

Однажды ему пришло в голову посетить город. Его отец хотел скрыть от него неприглядность и безобразие города и остального мира, но тот все же увидел старость, болезни и смерть - бренность мира.

Для него стала шоком встреча с отрешившимся от мира собирающим милостыню аскетом, который заявил, что принц должен последовать ему и вести такую же жизнь.

Принц сбежал из дворца и стал скитаться по миру. За долгие годы скитаний он создал вероучение, которому до сих пор следуют многие миллионы его последователей.

Брахманы были врагами его учения, так как считали его еретическим, поскольку Будда не признавал духовного прио­ритета брахманов, осуждал их веру в священное действие ведических ритуалов, слепую преданность каждому слову Вед и жертвоприношение животных, отрицал кастовое неравенство и всем этим подрывал авторитет жреческого сословия. После того как буддизм перестал быть опасным для брахманов и ввиду того, что он имел большое влияние на индуизм и значительно видоизменился под воздействием последнего, Будда был признан аватарой Вишну и включен в пантеон индуистских божеств. Однако буддисты этому противятся.

Фигуры Будды чаще всего встречаются в сидячей позе падма - асана, на лотосовом пьедестале, ноги скрещены и ступни покоятся на бедрах.

Если он поучает дхарме, то глаза его закрыты; меж бровей у него расположена небольшая выпуклая точка символического значения, иногда из драгоценного камня, называемого урна, или тилак (первоначально она была в виде завитка волос). Мочки ушей сильно вытянуты вниз.

Считается, что Будда всегда противился тому, чтобы его образ был запечатлен, так как не желал, чтобы из него как из человека делали символы поклонения.

Ниже перечислены основные Буддийские Символы :

С давних времен знаками, олицетворяющими Будду, считались такие символические предметы, как Колесо с восемью спицами и Дерево Бодхи.

Колесо с восемью спицами, или «Дхармачакра» на языке санскрит, символизирует вращение Буддой Колеса Правды, или Колеса Закона («дхарма» - правда, закон;«чакра» - колесо). По легенде вскоре после того, как Будда достиг Просветления, к нему явился с небес бог Брахма и повелел Будде учить людей, дав ему Дхармачакру.

Первая проповедь Будды, состоявшаяся в Оленьем парке в городе Сарнат, называется «Дхармачакра Паривартан», а мудра проповеди называется «мудра Дхармачакры». Будду также называют Вращателем Колеса - вращая колесо, тем самым начиная новый цикл своих учений, он впоследствии переворачивает судьбу. У Дхармачакры восемь спиц, каждая символизирует восьмеричный благородный путь. В центре Колеса находятся три сегмента, которые олицетворяют Будду, Дхарму и Сангху.

Дхармачакра может также быть разделена еще на три части, каждая из которых будет олицетворять составляющие буддистского учения - ступицу колеса (культуру поведения), спицы (культуру мудрости) и обод (культуру медитации).

Очень часто над входами в буддийские монастыри помещают изображение Дхармачакры, окруженной оленями, - это символ присутствия учения Будды в таких монастырях.

Символ дерева Бодхи связан с представлениями о дереве, под которым Будду посетило Просветление.

После шести лет скитаний по деревням Будда оказался в лесу на берегах реки Наранджара, недалеко от места, где сейчас находится город Бодх-Гая. Сидя под деревом Бодхи в глубокой медитации, он наконец осознал свою истинную природу. Следующие семь дней Будда провел под тем же деревом, познавая ощущение свободы и постигая размах своих новых знаний. Следующие четыре недели Будда проводил под другими деревьями - баньяном, деревом мукалинда и раджаятана, а затем снова под баньяном. С каждой из этих недель, проведенных под деревом, связаны легенды. Дерево Просвещения по латыни называется ficus religiosa - «священное дерево». Также оно известно как трубковое дерево. Буддисты чаще всего называют его деревом Бодхи, или деревом Бо. Слово «бодхи» в переводе с пали означает «просветление». Потомок дерева, под которым сидел Будда, все еще растет в Бодх-Гае, а деревья Бодхи обычно можно встретить в центрах буддизма по всему миру.

Отпечатки стоп Будды

Эти буддийские символы символизируют путь богов, святых или демонических духов и т.д. Отпечатки стоп Будды и Вишну находят по всей Индии. Кюн в книге «Наскальная живопись Европы» говорит, что отпечатки стоп Девы Марии можно увидеть в часовне в Вюрцбурге, а отпечатки стоп Христа - в хижине в Розенштайне, Швабия.

Означают божественное присутствие или посещение святой личности, некоего предшественника, в качестве подсказки для последователя или приверженца. Следы, идущие в противоположных направлениях, означают приход и уход, прошлое и настоящее; прошлое и будущее.

На стопах Будды отпечатались семь вещей: свастика, рыба, алмазный жезл, раковина, цветочная ваза, Колесо Закона, корона Брахмы. Это след божества, за которым должен следовать человек. Ислам: «Если не знаешь пути, ищи, где остались следы его» (Руми).

Пожертвования и подношения

На Востоке практика пожертвований очень распространена. У каждого подношения свой смысл. Так, спички или свечи предлагают, чтобы развеять тьму человеческого невежества, а ладан - чтобы повысить духовность человека. Считается, что практика пожертвований - хороший способ борьбы с жадностью и привязанностью к вещам.

На Тибете почти все виды пожертвований заменены чашами с водой, которые символизируют подношение воды для питья либо омовения ног. Также можно подносить цветы, ладан, спички и свечи, благовония и пищу. Эта традиция берет начало из древнего обычая приема гостей.

Лотос

Важнейший буддийский символ - Лотос символизирует полное очищение тела, речи и мыслей, а также процветание благих деяний и свободы. Лотос, подобно буддисту, проходит многие ступени пути: он растет из грязи (сансара), стремясь вверх через прозрачные воды (очищение) и поднимаясь из глубин, рождает прекрасный цветок (Просветление).

Белый цвет лепестков олицетворяет чистоту, стебель же лотоса подобен учению Будды, которое поднимает разум из грязи обыденного существования и помогает ему очиститься.

Благословенный Узел

Благословенный УзелОлицетворяет собой природу реальности, где все события взаимосвязаны и существуют в виде ячеек кармической паутины.

Не имея ни начала, ни конца, этот узел символизирует бесконечную мудрость Будды, а также единство учения и мудрости.

Колесо Дхармы (Дхармачакра)

Колесо Дхармы (Дхармачакра) олицетворяет учения буддистов.

Согласно легенде Колесо даровал Будде Брахма после того, как Будда достиг Просветления.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Сегодня мы предлагаем вам поговорить про буддийские атрибуты. Мы расскажем о предметах, которые часто используются во время буддийских практик, а также об атрибутике , будд, бодхисаттв в иконографии. Для вашего удобства мы расположили их в алфавитном порядке.

Также вы узнаете и о восьми благородных символах буддийского учения.

Атрибуты практики

Атрибуты практики используются монахами и буддистами-мирянами во время различных ритуалов — мероприятий, проводимых в храмах, .

Бумпа – особый кувшин без ручки, наполняемый водой во время очистительных обрядов. Часто он украшен драгоценными металлами и камнями. В обычное время он хранится около алтаря.

Дамару – тибетский барабан, используемый в ритуалах. Раньше они изготавливались из двух черепов – мужского и женского, что показывало непостоянный характер сансары и двойственность. Когда по дамару ударяли, получался единый звук, который объединял две части двойственного мира. Сейчас каркас делают обычно и дерева, обмотанного кожей.

Лампада – свеча с чашей, куда во время обрядов наливают масло гхи. Свет свечи символизирует будущую просветленность молящегося.


Лунгта – один флаг или несколько разноцветных флажков, на которые нанесены мантры, отрывки священных писаний, янтры. Когда речь идет о нескольких флажках, то цвета чередуются: желтый, зеленый, белый, синий, красный. Их вешают на крышах, между деревьев, в горах, и каждый раз, когда ветер развевает полотна, прочитываются мантры, написанные на них.

Медные тарелки – инструмент, используемый в музыке в виде двух чаш из металла. Также известны под названием цимбалы. Издавая при игре громкий звон, они олицетворяют звук в целом. Они часто кладутся на алтарь, играя роль подношений божествам.

Молитвенный барабан – внутри барабана содержатся свитки, на которых несколько тысяч раз написана мантра. Считается, что каждый раз, когда человек крутит барабан по часовой стрелке, он многократно произносит эту мантру вслух и наполняет пространство ее энергией. Также в буддизме есть и маленькие барабанчики — ручные.


– иконопись по-тибетски. Представляет собой полотна, на которых изображены будды и бодхисаттвы. Они могут выполняться даже из золота и серебра – такие шедевры стоят очень дорого.

Четки – особые бусы для чтения мантр. На нить нанизывается 108 бусин, которые скрепляются вместе. Их венчает главная, 109-я бусина, которую также называют «голова Будды».

Атрибуты будд и бодхисаттв

С этими атрибутами будды изображаются на тханках, они символизируют какую-то особую способность или особенность. Некоторые из них также используются в ритуалах, а кроме того, с ними изображают божеств.

Амрита – нектар, сулящий бессмертие.

Боевой топор – встречается у воинственных существ пантеона и иллюстрирует избавление от привязанностей и страстей нашего мира. Рукоять топора нередко украшена ваджрой.

Ваджра – в переводе означает «молниеносный удар» или же «алмазный камень», известна также под названием «дордже». Изначально это был непреходящий атрибут бога Индры, но затем широко распространился в буддийской иконографии и стал олицетворять несокрушимость, невозможность разрушить.

Выглядит он так: центральная часть в виде шара, из которой исходят два конца с 5 лепесточками как отражение пяти мудростей. На этом фото вы можете ее увидеть.

Ваджра используется в ритуалах тибетского буддизма. Ее нередко дополняют колокольчиком. В таком случае колокольчик сжимают в левой ладони, а ваджру – в правой.

Дигуг – известен также как резак. Этот нож, согнутый в виде полумесяца, распространен в Тибете. Раньше его использовали как орудие для разделывания животных, а сейчас он имеет скорее символический характер – отсекает внутренние яды и помогает избавиться от собственного эго.

Зеркало – отражает чистоту учения и его беспредельное знание. Оно известно также как мелонг, имеет форму круга и обычно обрамляется медным сплавом.


Капала – чаша, которая изготавливалась из верхушки человеческого черепа. В буддийской живописи с капалой в руках обычно изображаются гневные или воинственные божества. На первый взгляд это может показаться странным, но капала считается знаком сострадания.

Сейчас такие чаши изготавливаются из металла, покрываются бронзой, а иногда даже золотом и драгоценностями. Их используют в обрядах тантры, заполняя вином и предоставляя божествам в виде подношений.

Книга – в качестве атрибутики множества будд и бодхисаттв ассоциируется с «Праджняпарамита-сутрой» и символизирует мудрость учения Будды в целом.

Колокольчик – часто идет в тандеме с ваджрой, которая крепится к рукоятке колокольчика. Будда Ваджрадхара всегда изображается с колокольчиком и ваджрой. В тантре он ассоциируется с женским началом.

Кхатванга – жезл с двумя черепами, ваджрой, трезубцем и сосудом сверху. Этот сосуд наполняется жидкостью, дарующей бессмертие. Первоначально им обладал Шива, а сейчас с кхаватангой в руке изображаются Падмасамбхава и дакиня Ваджраварахи.


Лютня – музыкальный инструмент с семью струнами. Он неотъемлемый спутник в изображениях Сарасвати – богини знаний, мудрости и искусства.

Меч – оружие бодхисаттвы Манджушри, помогает отсечь страсти и привязанности, тем самым избавляя от страданий. Также он отражает собой мудрость.

Свастика – относится к 65 символам Будды. Ее увидели на стопе Будды Шакьямуни, а позже нередко отмечали свастикой его грудь, а также трон.

Несмотря на навязчивые ассоциации свастики с фашистской Германией, в буддизме этот атрибут появился гораздо раньше, символизируя удачу. Подтверждение тому – перевод слова «свасти», что значит «успех».

Ступа – место, где хранятся реликвии великих буддистов, и потому оно считается священным. Здесь происходят поклонения. Также называемые «чайтья», они строятся с основанием в виде круга или квадрата.

Они имеют центр и четыре стороны, которые соответствуют сторонам света и пяти дхьяни-буддам – буддам мудрости. особенно часто можно встретить в Тайланде, в Бутане, в Непале, в Камбодже и в остальном буддийском мире.

Восемь благородных символов

В качестве дополнения предлагаем вам также ознакомиться с восемью самыми распространенными символами буддизма. Их часто используют как талисманы — украшают ими жилище, носят с собой. Они напоминают человеку о необходимости следовать по духовному пути.

1. Две золотые рыбки

Рыбы в море олицетворяют борьбу человека с привязанностями и дальнейшую победу, ведь они не боятся воды и направляются куда пожелают. Золотистый оттенок указывает на достижения во время медитаций и успехи на тропе буддизма.

Количество рыбок говорит о двойственности нашей природы и о том, что нужно достичь гармонии двух составляющих: благих действий и накапливаемой мудрости. Есть и другой взгляд на символизм двух рыб: некоторые считают, что это священная река Ганг и впадающая в нее Ямуна, или Джамна.

В первую очередь это символ милосердия, любви и чистоты. Цветок лотоса растет в болоте, поднимаюсь из ила сквозь грязную воду, он достигает верха и раскрывается, оставаясь чистым. Так же и люди, следующие буддийской философии: их может окружать грязь и скверна, но сами они остаются чисты помыслами и поступками.


Оттенки значения зависят от цвета бутона:

  • розовый – приводит к бодхисаттве или к самому Будде;
  • белый – передает духовность и непорочную чистоту, нравственность, открытость.

3. Белая раковина

Она закручена в правую сторону и символизирует пробужденное состояние, появление Будды и его учения, которое несет свет в жизнь тысяч людей. Сама по себе белая раковина становится знаком благой вести и напоминает живым существам, что состояния Будды можно достичь.

Не зря раньше раковина была духовым инструментом – она пробуждала душу, как буддийская философия пробуждает человека от сна неведения.

4. Драгоценный сосуд

Его изображения можно встретить повсеместно: на тханках, в лепнине монастырей, в скульптуре. Он сопровождает многих божеств, ведь сулит здоровую, богатую, счастливую жизнь и долголетие.

5. Колесо Закона

Его также называют Колесом дхармы или Дхармачакрой. Это колесо с восемью спицами, которые отображают суть Восьмеричного пути, священного для буддистов. В центральной точке сходятся лучшие черты характера истинного буддиста и мудрость.

6. Победное знамя

Оно символизирует силу буддийского учения, которое постоянно побеждает оковы неведения. Дхарма будет жить, покуда жива Вселенная. Знамя победы располагается на вершине священной горы Меру, или Сумеру – там, где находится центр мироздания.

7. Узел бесконечности

Символика этого атрибуты многогранна. Он отражает и непрерывную череду перерождений в сансаре, и бесконечность нашего мира, и неисчерпаемость буддийских знаний. Узел указывает на взаимную зависимость всех вещей в природе, и в частности – мудрости и милосердия.

В современной культуре узел бесконечности считается украшением и чудодейственным аксессуаром, приносящим удачу своему владельцу. Часто узел плетут собственноручно: завязывая нить, можно заключить энергию, а развязывая узел – наоборот, высвободить ее.

Зонт, как известно, в обычной жизни помогает человеку спастись от дождя по дороге куда-нибудь. Таким же образом работает драгоценный зонт в буддийской мысли – он сопровождает людей на пути дхармы, помогая справляться с трудностями.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, сегодня вы узнали для себя что-то новое. Если вам понравилась статья, делитесь ею с друзьями и подписывайтесь на почтовую рассылку, чтобы не пропустить новые интересные статьи. Пусть знания наполняют каждый ваш день!

До скорых встреч!