Женщины - фараоны в Древнем Египте. Что стало с Асией, верующей женой фараона? Жены фараонов

Древний Египет - один из очагов человеческой цивилизации, возникший еще в IV тысячелетии до н.э. и просуществовавший более 4 тысяч лет. Во главе этого огромного государства стоял фараон. Подразумевается, что это был мужчина, ведь даже женского рода слова «фараон» не существует. И все же в истории Древнего Египта были периоды, когда бразды управления страной брали в свои руки женщины, когда могущественные жрецы, военачальники, прожженные дворцовые интриганы склоняли головы перед женщиной и признавали ее власть над собой.

Женщина в Древнем Египте

Что всегда поражало всех путешественников древности в Египте, так это положение женщины в обществе. Египтянки имели права, о которых гречанки и римлянки не могли и мечтать. Египетские женщины законодательно были наделены правом собственности и наследования, наряду с мужчиной могли вести коммерческую и производственную деятельность, заключали от своего имени контракты и оплачивали счета. Мы бы сказали «признавались полноценными владелицами малого, среднего и крупного бизнеса».


Египтянки управляли грузовыми кораблями, были учителями, писцами. Аристократки становились чиновниками, судьями, правителями номов (областей), послами. Единственные сферы, куда египтянок не допускали, были медицина и армия. Но и это подвергается сомнению. В гробнице царицы Яххотеп среди прочих украшений были найдены два ордена Золотой мухи - награды за выдающиеся заслуги на поле боя.

Супруга фараона часто становилась его советником и ближайшим помощником, наряду с ним управляла государством. Поэтому нет ничего удивительного, что когда фараон умирал, безутешная вдова брала на себя бремя управления государством. История сохранила нам имена нескольких владычиц Древнего Египта.

Нитокрис (ок. 2200г. до н.э.)

Она же Нейтикерт (Превосходная Нейт) правила Египтом в течение двенадцати лет. Все эти годы Прекрасная Нейт умудрялась держать в железной узде всю страну. Египет не знал ни мятежей, ни переворотов. Смерть ее стала несчастьем для страны. Жрецы, придворные, чиновники и военные начали рвать друг друга в борьбе за трон, и продолжалось это полтора века (Первый Переходный период).


Нефрусебек (ок. 1763 — 1759 до н.э.)

Имя Нефрусебек означало «красота Себека». (Себек - бог с головой крокодила. Да, странные были у египтян представления о красоте.) Правила недолго, не более 4-х лет, но за это время сумела стать не только фараоном, но еще и Верховной жрицей, и верховным главнокомандующим, провести ряд реформ и победоносный поход в Нубию.


Чтобы замирить региональных аристократов, вышла замуж за одного из влиятельных номархов (правитель нома, т.е. губернатор), но титул фараона оставила себе. Обманутый в своих надеждах муж нанял киллера и тот убил царицу.

Последующие события показали, насколько права была Нефрусебек, не доверяя управление страной мужу. Новоявленный претендент на титул фараона не сумел удержать власть. Для Египта началась эпоха гражданских войн и переворотов, продлившаяся около 250 лет.

Хатшепсут (ок. 1489—1468 до н. э.)

Хатшепсут несомненно обладала и волей, и сильным характером. При живом наследнике мужского пола умудрилась захватить трон, объявила себя фараоном, приняла имя Мааткар и жрецы короновали ее как мужчину. Во время церемоний часто надевала искусственную бороду, чтобы уж совсем походить на мужчину-фараона. Сохранились как «мужские» так и «женские» изображения царицы Хатшепсут.


Хатшепсут. Женский и мужской варианты

Как этот маскарад воспринимали вельможи и народ, непонятно, но Хатшепсут добилась абсолютной власти, какой не имели и многие мужчины-фараоныя, стала величайшей женщиной-правительницей в истории Древнего Египта.

Ее правление стало Золотым веком для Египта. Развилось сельское хозяйство, царица бесплатно раздавала крестьянам землю и выдавала ссуды на покупку рабов. Восстанавливались заброшенные города. Организовала исследовательскую экспедицию в страну Пунт (нынешнее Сомали).


Хатшепсут. Женщина-фараон

Провела несколько успешных военных компаний, один поход (в Нубию) возглавила сама, т.е. проявила себя еще и как военачальник. Выстроенный по ее приказу заупокойный храм царицы-фараона Хатшепсут является жемчужиной Египта наряду с пирамидами и находится под охраной ЮНЕСКО.

В отличие от прочих цариц Хатшепсут смогла создать механизм преемственности и после ее смерти титул и трон благополучно принял Тутмос III. В этот раз Египет обошелся без катаклизмов, что лишний раз доказывает, что Хатшепсут обладала государственным мышлением.

Таусерт (ок. 1194—1192г.)

Таусерт была женой фараона Сети II. Брак был бездетным. Когда Сети умер, власть захватил побочный сын Сети Рамсес-Саптаху, за спиной которого стоял хранитель печати серый кардинал Египта Баи. Однако через 5 лет правления нового фараона Баи был обвинен в коррупции и казнен, а через год от непонятной хвори скончался и сам Рамсес-Саптаху. Как видим, Таусерт была женщиной решительной и излишней сентиментальностью не страдала.


Правили она по одним данным 2, по другим 7 лет, но спокойными эти годы для Египта не были. В стране началась гражданская война. Таусерт по непонятным причинам скончалась, но гражданскую войну это не прекратило. Ее преемник фараон Сетнахт с большим трудом навел в стране порядок и разрешил очередной политический кризис в стране.

Клеопатра (47—30 гг. до н. э.)


Фараоном знаменитую царицу можно назвать с большой натяжкой. Египет был эллинизирован и мало напоминал древнюю страну. Царствование Клеопатры нельзя назвать удачным. Египет был полуколонией Рима, легионеры бесчинствовали в стране и закончилось все войной с Римом, которую Клеопатра проиграла. Египет потерял остатки даже призрачной самостоятельности и стал частью Римской империи. Таким образом Клеопатра стала не только последней женщиной-фараоном в истории Египта, но вообще последним египетским фараоном.

Сколько загадок хранит древнеегипетская цивилизация, оставившая огромное наследие и оказавшая сильнейшее влияние на мировую культуру, - никто не знает. Из школьной программы наверняка каждый помнит главное утверждение о том, что вся власть в Древнем Египте принадлежала исключительно мужчинам-фараонам. Но сравнительно недавно этот постулат был признан ошибочным, и о правительницах развитого древнейшего государства заговорили как о доподлинно известном факте.

Бог на земле и после смерти

Надо отметить, что все фараоны считались наместниками бога, им даже приписывали магические свойства. Особое отношение к смерти оставляло свой отпечаток на правлении главных властителей страны: о месте, которое примет их навечно, заботились заранее. Строились погребальные пирамиды, позднее от них отказались и стали вырубать в скалах огромные залы, вмещавшие не только саркофаги, но и предметы утвари, драгоценности, ведь считалось, что фараон и после своей смерти продолжал вести привычный образ жизни.

Усыпальницы - не место для скорби

Известное луксорское захоронение Та-Сет-Неферов находилось недалеко от усыпальниц Его название переводилось как «долина красоты», что очень необычно для кладбища, на котором покоились жены фараонов. Египтяне относились к сакральному месту без печали и скорби, ведь считалось, что умершие перешли в светлый и прекрасный мир.

Статусы жен

Правители иногда женились на своих сестрах или дочерях, ведь женщинам было запрещено выходить замуж не за царей, а вот здоровое потомство рождалось от наложниц гарема. Верховных правителей называли при жизни богами, а жены фараонов не всегда приобретали такой статус.

Египтологи, долго изучавшие проблему, установили, что только особые жрицы из царского семейства находились на особом положении. Их поступки никто не смел обсуждать, а приказы выполнялись беспрекословно. Женщины, воплощавшие бога на земле, проводили особые тайные ритуалы в святилище египетского натирая золотую статую благовониями и танцуя перед ней.

Значение роста у египтян

Нефертари, как звали жену фараона Рамзеса II, на всех барельефах изображалась одного роста не только с мужем, но и с богиней Хатхор, вручавшей ей символ загробной жизни. Эти росписи, не потерявшие яркости красок, хранила ее роскошная усыпальница, расположенная в известной Долине цариц.

Именно высоте изображаемого человека египтяне придавали большое значение. Реальные жены фараонов, не ставшие воплощением бога, всегда рисовались ростом намного меньше, чем их мужья. Но Нефертари никогда не была правительницей Египта, как, например, Клеопатра или Хатшепсут. О последней хочется рассказать отдельно.

Хатшепсут: история правления

Известны жены фараонов Египта и их матери, не получившие официального статуса правителей, но находившиеся на троне вплоть до периода эллинизма. Среди этих семи легендарных властительниц была Хатшепсут, потерявшая супруга Тутмоса II и родившая дочь, а не наследника. Она становится мачехой и тетей для отпрыска наложницы, объявляя себя регентом и ведя все общественные дела от имени мальчика, но через 6 лет начинает претендовать на власть, заявляя о своем царственном происхождении. Титул супруги Амона и почтение всей страны к волевой женщине помогают ей беспрепятственно взойти на трон.

Правила Хатшепсут страной долгих 20 лет, за это время она грамотно подавила беспорядки в Нубии, чем заслужила особое уважение. Став очень значительной фигурой в государстве, она переносит столицу в Фивы (Луксор) и еще при жизни занимается постройкой своего загробного святилища. В роскошной усыпальнице размещались огромные каменные изваяния Хатшепсут в обличии Осириса: изображалась с короной на голове и накладной мужской бородкой жена фараона, скульптурный портрет которой все-таки показывал миловидные черты.

Месть Тутмоса III

После ее смерти сын наложницы Тутмос III, оставшийся единоличным правителем, начинает планомерно разрушать все предметы культа, связанные с прежней хранительницей трона, которая никогда не пыталась его свергнуть.

200 статуй, изображавших Хатшепсут и сфинксов, были уничтожены и закопаны недалеко от поражающего размерами храма. Современные археологические экспедиции, нашедшие остатки уникальных композиций, восстановили картины величия сакрального места.

Чернокожие правительницы

Когда могущество Египта пошатнулось, его завоевывают собственные колонии - Нубия и Ливия. В храмы входят чернокожие фараоны, которым требовался особый статус. Чтобы находиться на троне по наследству, а не после захвата власти, они женятся на египетских аристократках, объявляя их и себя божественными воплощениями.

Известны факты, когда жены фараонов посвящали своих дочерей в супруги Амона, ведь столь высокий титул давал огромную власть. Многим чернокожим правительницам, возрождающим славу Фив, мужчина не требовался, и они передавали статус богини приемным дочерям. К сожалению, легендарный город был разграблен ассирийцами, и о могуществе богинь-фараонов уже никто не вспоминал.

Работающие в Египте археологические экспедиции раскрыли всему миру неизвестные доселе факты. Каждое новое открытие таких захоронений становится обсуждаемым событием в ученом мире.

Привилегия выбора карьеры слабой половиной человечества является относительно современным общественным явлением. Для женщины Древнего Египта ситуация обстояла несколько иначе. Около трех тысяч лет назад на берегах Нила было отмечено равенство прав и женщин, и мужчин во всех сферах жизни.

Для того чтобы понять принцип равенства полов, важно понимать, что египтяне рассматривали Вселенную, как мужское и женское начало. Баланс и порядок был свойственен женскому – космическому символу гармонии, которым должен был управлять фараон.

Статус женщины в Древнем Египте

Признавалась женская сила во всех ее проявлениях: царицы изображались дробящими своих врагов, выпускающими стрелы в противников-мужчин, наносящими ножеые ранения при вторжении солдат. Хотя такие сцены часто игнорируются как иллюстрации вымышленных или ритуальных событий, археологические данные свидетельствуют о том, что эти обстоятельства имели место. Женщины-фараоны Древнего Египта предпринимали военные кампании. Их называли «врагами государства», а в гробницах в находили оружение на всем протяжении тысячелетней египетской истории.

Греческий историк Геродот писал, что египтяне «полностью изменили обычаи человеческого общества …»

Хотя они ни коим образом не относились к расе амазонок, их способности в управлении государством и установлении статуса были самыми необычными в древнем мире. Их образ далек от роли жены и матери, им присваиваются такие качества, как мужская доблесть и сила.

Соседние империи были крайне удивлены таким положением жженщи в Древнем Египте. Они говорили, что «они торговались на рынке, в то время как мужчины сидели дома и занимались ткачеством», — писал Геродот.

Женщина вела публичную жизнь наравне с мужчинами во всех сферах жизни, от проведения религиозных обрядов до выполнения домашней работы. Существует история о том, что одна женщина управляла грузовым судном в то время, как человек принес ей еду, на что она ответила:

«Не закрывайте мое лицо, когда я подплываю к берегу » (более древняя версия: «Не стойте на моем пути, когда я делаю что-то важное «).

Женщины пользовались финансовой независимостью, заключали контракты, вели и оплачивали счета. Царицы контролировали казну, имеи собственные поместья и мастерские. Имели право владеть собственным имуществом, покупать и продавать его, указывать в завещании наследников.

Как проводили досуг женщины Древнего Египта

Наиболее распространенным занятием женщин всех социальных слоев было ведение домашнего хозяйства и рождение детей. Тем не мене, они были освобождены от необходимости воспроизводства большого количества детей как источниками дополнительной рабочей силы. Состоятельные женщины имели право выбора карьеры.

На древних фресках и папирусах можно встретить сцены, изображающие, как проводили свободное время египетские женщины. Они купались, делали депиляцию, умощались благовониями, посещали парикмахеров.

Богатые особы пользовались услугами маникюрш и визажистов, название профессии которых переводилось дословно как «художник рта». Наиболее известным видом косметики была , которая служида не только для придания выразительности, но и защищала глаза от солнца и инфекций.

Наряды женщин в Древнем Египте

Одежда изготавливалась из льна. В период Древнего царства (примерно 2686 – 2181 до н.э.) в моду вошли обтягивающие платья. Во время Нового царства (1550 — 1069 до н.э.) костюмы отличаются тканями высокого качества, украшенными декоративной вышивкой и бисером. В качестве акссесуаров использовались ювелирные изделия, повязки на волосы, парики, серьги, ожерелья, нарукавники, браслеты, ремни, кольца и браслеты из золота, полудрагоценных камней и бисера.

Состоятельные хозяйки носили парики, делали макияж. О порядке в их домах и стирке заботилась прислуга. Освободившись от повседневных дел, женщины слушали музыку, пили хорошее вино и ели фрукты. Женщины играли со своими домашними питомцами, играли в настольные игры, прогуливали по садам и поместьям. Путешествовали по реке и даже водили собственные колесницы.

Женщины — фараоны Древнего Египта

Особенности статуса и личных привилегий являлись результатом отношений с царем и способностей управлять страной. Большинство высоких должностей занимали мужчины. Если женщины и добивались власти, то находились во главе государства. Известно, что царица Хетепхерес II находилась на гражданской службе вместе с губернаторами и судьями. Две женщины достигли должности визиря – помощника фараона.

Египетскую царицу Неутикрет (2148 – 2144 до н.э.) вспоминали как «храбрую и самую красивую женщину своего времени». Супруга фараона Собекнефру (1787 – 1783 до н.э.) изображалась с диадемой в юбке-кильт поверх женского платья.

Аналогично выглядела одна из самых известных женщин-фараонов Древнего Египта . Ее платье носило элементы царской власти. Ко времени пятнадцатилетия ее правления, примерно с 1473 по 1458 до н.э., она предприняла один военных поход в страну Пунт и инициировала строительство нескольких крупных проектов. Завершением ее карьеры стало возведение превосходного погребального храма в Дейр эль-Бахри.

В то время как Хатшепсут удалось подтвердить свой царский статус, насчет другой политической фигуры, царицы Нефертити, существуют споры. Она активно участовала в проведении ее мужем Эхнатоном реформы в религиозной сфере. Некоторые египтологи считают, что после смерти ее мужа, примерно в 1336 до н.э. она правила единолично.

После гибели фараона Сети II в 1194 до н.э., Тавосрет заняла трон.

Более тысячи лет спустя, последняя из фараонов Древнего Египта, царица , восстановила положение государства и устранила зависимость от Рима. Ее самоубийство в 30 до н.э. ознаменовало конец государственной независимости Египта.

Семейный статус женщин Древнего Египта

Жензины Древнего Египта

Место женщины в египетском обществе определялось по ее статусу матери, сестры, жены или дочери. Тем не менее, по масштабу архитектурных памятников, созданных в их честь, можно судить о их роли в публичной жизни. Четвертая пирамида Гизы, огромный комплекс царицы Хенткавс (около 2500 до н.э.) отражает ее значение и статус как дочи и матери принцес.

Для женщин-фараонов Среднего царства были выстроены великолепно украшенные гробницы, например, царицы Верет, которую обнаружили совсем недавно, в 1995 году.

В «Золотой век» (Новое царство Египта, 1550 -1069 до н.э.) было отмечено несколько женщин, в том числе Яхотеп, которые были награждены за храбрость воинскими почестями. Позже, несравненная царица Тию, родом из простого рода, получила статус «великой царской жены Аменхотепа III» (1390 – 1352 до н.э.) Ей было дозволено даже вести собственную дипломатическую переписку с соседними государствами.

Фараоны старались брать в жены женщин из простолюдинов. Это помогало избежать заговоров с целью убийства наследников по мужской линии и мужей для захвата власти. Для несовершеннолетних жен было характерно получение статуса с архаичным названием «наложницы».

В гареме царей иногда находилось до 100 женщин. отличился тем, что у него было 120 жен и 396 детей. Определить статус жены в Древнем Египте было достаточно сложно, поскольку не существовало определенной церемонии бракосочетания. Для простых людей был характерен следующий обычай женитьбы. Мужчина приходил к женщине со «списком», в котором указывалось все его имущество и заслуги. Невеста могу принять, а могла и выгнать его. При согласии молодые просто начинали жить вместе, женщина становилась хозяйкой дома, появлялись дети.

Некоторые царские жены были не египетского происхождения. Их привозили из или других соседних государств для закрепления дипломатических договоренностей. Аменхотеп III описывает приезд сирийской принцессы и ее служанки, как «чудо». Он даже написал для своих васВсалов:

«Я посылаю Вам официальное указание по поиску красивых женщин, которые понравятся царю. Присылайте мне красивых женщин, но не с пронзительными голосами !».

Красивые женщины в Древнем Египте были «украшением царя». Из выбирали по изяществу и красоте, пению и танцам. Но не все они служили для развлечений. Некоторые занимали важные государственные должности в суде, принимали активное участие при исполнении полномочий фараоном, в важных политических событиях и в религиозных церемониях.

Жены и дочери получали музыкальное образование. В одной гробнице, принадлежащей жрецу, датируемой примерно 2000 до н.э. изображена игра в «Систрум» («Священная погремушка»). В храмах часто выступали женские музыкальные труппы, чтобы развлекать ключевых религиозных культов.

Женщины — жрицы Древнего Египта

Фильм «Клеопатра». Древний Египет

Одним из самых распространенных занятий для женщины, кроме роли домохозяйки и матери, было священнослужение. В фестивалях и церемониях присутствовали как мужчины, так и женщины – жрицы. Также они выступали в качестве профессиональных плакальщиц – достаточно востребованной профессии, связанной с обрядом захоронения.

Женщин учили грамоте. Однако они составляли всего 2% от египетского общества. Находясь на высокой должности судьи, визиря или врача, они должны были обладать основными навыками чтения и письма.

В греко-римский период женская грамотность выходит на первое место. Рядом с мумией молодой женщины Гермиона была обнаружена надпись «учитель греческого языка». Самыми потрясающими лингвистическими способностями обладала Клеопатра VII, построившая , внесшую огромную вклад в культуру древнего мира. В ней препопадавали женщины наряду с мужчинами.

Тысячелетняя история равенства была закончена со смертью философа Ипатия, который был убыт монахами в 415 до н.э. в связи с несогласием с его убеждениями..

Понятие «место женщины в доме» оставалось в течение последующих 1,5 тысячи лет. Древнеегипетские женщины лишились свободы. Но многие наиболее активные из них добивались свободы и правового равенства с мужчинами, а также финансового равенства.

Асия - жена фараона, воспитавшая пророка Моисея. Разные народы по разному называли и называют эту женщину.Асия и Асият- это одна и та же. Асият. Когда Асият была еще в утробе матери, ее отец Музахим увидел сон, будто бы на его спине выросло дерево, и черный ворон постучал по этому дереву. "Это мое дерево", – сказал он, садясь на него. В эту минуту Музахим проснулся, но истолковать сам свой сон не смог, поэтому отправился к человеку, который умеел это делать. "У тебя родится славная дочь, но судьба ее связана с кяфиром, рядом с которым она умрет", – объяснил тот сон Музахима. Вскоре родилась Асият. Когда ей исполнилось двадцать лет, какая-то птичка уронила на подол ее платья жемчуг, а затем, обращаясь к Асият, сказала: "Когда этот жемчуг позеленеет, ты выйдешь замуж, а когда он приобретет красный цвет, ты станешь шахидкой". После этого Асият прославилась в народе, она делала людям только добро. Слухи о ней дошли до фараона, и он отправил сватов к ее отцу. Музахиму это очень не понравилось, он хотел отказать ему под предлогом того, что Асият еще слишком молода. Но фараон не захотел слушать его. Тогда Музахим потребовал выкуп. Фараон наотрез отказался платить его. Асият же отказывалась выйти за него, если даже он отдаст выкуп: ей не по душе был человек, объявивший себя Богом. "Ты придерживайся своей религии, а он – своей", – говорил ей отец. Наконец она согласилась, и фараон тоже выполнил требование ее отца и отдал выкуп – десять якия серебра и золота. Специально для нее он построил большой дворец, приставил к ней служанок и сыграл пышную свадьбу.................................... Безжалостный фараон зверски пытал ее, прибив ноги и руки гвоздями, и предупредил, что зарежет ее детей, если она не уверует в него. Но Машитат это не напугало, тогда фараон по очереди убил ее детей, а Машитат сжег в печи. Когда она умерла, ангелы поздравили друг друга с тем, что она теперь будет вместе с ними, и спустились за ней. Асият видела, как они вознеслись с душой Машитат, и это еще больше укрепило ее веру. У нее появилось чувство восхищения ее смертью, и Асият взмолилась Всевышнему, чтобы он уготовил в Раю ей место рядом с Собой. Асият совсем потеряла терпение и, обращаясь к фараону, напомнила ему все его безжалостные поступки. "До каких пор ты будешь пользоваться Его дарами, не познав Его?" Фараон растерялся от такой неожиданности и созвал всех визирей посмотреть, как Муса (мир ему) свел Асият с ума. Позвали посмотреть и мать Асият, как заколдовали ее дочь. Она просила свою дочь слушаться фараона, но Асият принесла свидетельство, что ее Господь – это Аллах, сотворивший Вселенную, и что Муса (мир ему) – Его посланник. Посоветовавшись с визирями, фараон пришел к решению убить Асият. Ее сожгли также, как и Машитат. Есть версия, согласно которой руки и ноги Асият были прибиты гвоздями. Во время пыток ангел Джабраил (мир ему) повелел ей поднять голову, и она увидела дом, уготованный в Раю для нее, и от радости, позабыв о муках, засмеялась. Ангел напоил ее напитком из Рая и сообщил еще одну радостную весть, что в Раю она будет женой пророка Мухаммада. Смех Асият в предсмертных муках поразил фараона, и он созвал всех посмотреть на сошедшую с ума жену. Так закончилась жизнь женщины, которая воспитала пророка Мусу (мир ему) и не потеряла веры в единого Создателя, несмотря на все трудности, которые ниспослал ей Всевышний.

Именем Аллаха, благословение и приветствие Пророку Мухаммаду, его семейству и сподвижникам.

Сегодняшняя тема - самая прекрасная потому, что мы будем знакомиться с жизнью женщин, которые являлись в этом мире, как самые прекрасные цветы в самом прекрасном саду. Женщин, которые стали совершенным достигли высот и являются великим примером для нас, как охарактеризовал их Сам Пророк (мир ему и благословение) сказав:

"Среди мужчин совершенными стали многие, но среди женщин стали совершенными только четверо: Марьям дочь Имрана, Асия дочь Музахима жена Фараона, Хадиджа дочь Хувайлида мать верующих, Сияющая Фатима дочь Пророка (мир ему и благословение) ". В другой версии Пророк (мир ему и благословение) упомянул: "Асия дочь Музахима, Марьям дочь Имрана и Айша, которая лучше других женщин, подобно как суп - лучше другой еды", и мы так же свяжем жизнь Айши к перечисленным женщинам, как сделал это Пророк (мир ему и благословение).

В одной из версии говорится: "Самые красивые из женщин миров ", а в другом "Самые лучшие из женщин миров ".

В другом хадисе говорится, что Пророк (мир ему и благословение) начертил четыре полоски и сказал: "Знаете ли вы, что это? " Пророк (мир ему и благословение) хотел привлечь внимание, дать им представить картину в уме, хотел заставить общину запомнить этих четырех, чтобы поименно знали их. Для этого Пророк (мир ему и благословение) называл по-разному: «Самые достойные... », «Самые совершенные из женщин… », «Госпожи всех женщин в Раю… » и чертил полоски, и назвал их поименно «Марьям дочь Имрана, Асият дочь Музахима, Хадиджа дочь Хувайлида, Фатима дочь Пророка (мир ему и благословение) ».

Понимание и цель от изучения их - это высший пример во всех отношениях. Эти четыре женщины, должны быть примером для подражания для всех мусульманок. Вне зависимости от их положения в обществе.

Пример, который мы раскроем (по воле Аллаха) далее - это женщина, окруженная блаженством и роскошью этого мира, и если вдруг ей будет дан выбор между мирским богатством и подчинением Аллаху, то Асият и Хадиджа, будут ей примером.

Если муж в доме тиран, то Асия жена Фараона будет ей примером, кто является более жестоким, заблудшим и гневным - чем Фараон?! Если женщина спрашивает: «Что мне делать и как быть в обществе, в котором нет содействия?», то пусть вспомнит Асият, любимицу Аллаха, которая жила с таким грешником как Фараон, который оспаривал, что он является Богом.

А если девушка обладает сверх красотой, и проявляет гордыню над другими девушками, то пусть вспомнит Марьям, которая была самой красивой, но была очень скромной, и не обманывалась своей красотой. Сегодня девушка продает свою красоту, покупает своей красотой мирские блага, снимается на разных журналах в разных телеканалах. Однако, Марьям была самой красивой из женщин и была самой целомудренной из них.

Если же дочь, у которой жив отец, то в любви к отцу и уходу за ним, Фатима дочь Пророка (мир ему и благословение) будет лучшим примером, она великий пример для дочерей, у которой был лучший отец в мире.

Женщина, которая зарабатывает на рынке, воспитывает детей и берет проблемы дома на себя, пусть вспомнит Хадиджу дочь Хувайлида, которая работала и заключала сделки с людьми, и была целомудренной, опрятной, чистой, умной и уравновешенной. У Хадиджы в доме было тринадцать или четырнадцать человек, за которыми она убирала и ухаживала, даже когда она была уже в возрасте.

Если женщина родила в возрасте 35 лет и имеет двух детей, то Хадиджа в возрасте 40-50 лет, рожала и воспитывала детей и не вредила мужу. Та женщина, у которой есть муж, пусть вспомнит берет примером Хадиджу, которая в своей жизни ни разу не навредила мужу.

Женщина, которая желает советоваться по жизни в знаниях, то пусть вспомнит Айшу, которая была ученой, обладала аскетизмом и разбиралась в жизненных вопросах.

Девушка, которую выдают замуж в раннем возрасте в 15 или 16 лет, пусть вспомнит Айшу, которую выдали в девять лет. Айша стала полноценным примером, даже для взрослых женщин. Женщина же, которая в преклонном возрасте, пусть вспомнит Савда бинт Заъма, которая вышла замуж за Пророка (мир ему и благословение) когда было ей 50 лет.

От этих праведных женщин, мы найдем пример во всех моментах нашей жизни. Изучая жизнь таких праведных и великих людей, мы получим бесценный урок от них. И познавая их образ жизни, мы будем переполняться любовью к ним, восхищаясь их стойкостью и терпением в подчинении Всевышнему Аллаху. И надеемся, что история их жизни, изменит образ наших женщин к лучшему.

Мы будем руководствоваться этим благодатным побуждением в этих биографиях, так же мы найдем в этом возрождение изучения жизни этих женщины, и как Пророк (мир ему и благословение) обращался, жил и побуждал женщин на достижение высокой степени.

Просим у Аллаха, чтобы Он эти циклы уроков сделал полезными, усиливающими любовь в сердцах к этим женщинам. Далее побуждающими на следование за ними, далее подталкивающими на реальные действия следуя за ними.

Так же прошу чтобы изучение их жизни, стало причиной увидится с этими женщинами в Раю, особенно тех женщин жизнь которых связанна любимцами Аллаха. Все эти женщины связаны с Пророком (мир ему и благословение) Марьям дочь Имрана, Хаджиджа дочь Хувайлида, Асия дочь Музахима, они все будут женами Пророка в Раю. Между дворцом Марьям и дворцом Асия будет дворец Хадиджи с Фатимой и другими детьми Пророка (мир ему и благословение).

Да поможет Аллах.

Стенограмма лекции шейха Мухаммада ас-Сакафа

Перевод с арабского Абу Мухаммада ад-Дагестани