Церковь усечения главы иоанна предтечи. Церковь усекновения главы иоанна предтечи в толчкове. Раздолье для туристов


Сыну и наследнику великого князя московского Василия III, будущему первому русскому царю Ивану Грозному суждено было рано потерять отца и вступить на московский престол в трехлетнем возрасте. Около мальчика-правителя сразу начались безобразные интриги и борьба за власть и доступ к казне между его родными и приближенными. Воспитанию ребенка и даже простому уходу за ним никто внимания не уделял. После смерти матери (отравленной придворными заговорщиками) семилетнему Ивану пришлось совсем туго; позже он вспоминал, что часто сидел голодным, потому что никто не заботился, чтобы его с братом вовремя кормили.

Нас с братом Георгием начали воспитывать как иностранцев или как нищих. Какой нужды не натерпелись мы в одежде и в пище. Ни в чем нам воли не было, ни в чем не поступали с нами, как следует поступать с детьми. <.. . > Что сказать о казне родительской? Все расхитили лукавым умыслом, будто детям боярским на жалование, а между тем все себе взяли; из казны отца нашего и деда наковали себе сосудов золотых и серебряных, написали на них имена своих родителей, как будто бы это было наследованное добро... Потом на города и села наскочили и без милости пограбили жителей, а какие пакости от них были соседям, и исчислить нельзя; подчиненных всех сделали себе рабами, а рабов своих сделали вельможами; думали, что правят и строят, а вместо этого везде были только неправды и нестроения, мзду безмерную отовсюду брали, все говорили и делали по мзде.
Из письма Ивана Грозного к князю Андрею Курбскому


Иван Грозный в молодости

Но чем старше становился Иван, тем активнее он забирал власть в свои руки. В шестнадцать лет он втайне от бояр задумал венчаться на царство, чтобы «утвердиться в самодержавстве» и стать не просто великим князем Московским, а царем вся Руси, подчеркивая свою богоподобность («царь - аки Бог» ). В этом юный Иван видел следование традициям Византии с ее боговенчанными императорами, укрепление государства, веры и собственных властных позиций. Венчание Иоанна Васильевича на царство состоялось в январе 1547 года.
Поскольку подмосковное Коломенское считалось любимой резиденцией государя, именно здесь решено было поставить своеобразный монумент в память о столь знаменательном событии. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьякове (которое уже тогда считалось частью Коломенского), был возведен в честь венчания на царство первого русского царя.
Этот уникальный храм сохранился. Кроме московского храма Покрова на Рву, более известного под названием собор Василия Блаженного, Предтеченский оказался единственным многостолпным русским храмом шестнадцатого столетия, уцелевшим до наших дней. Существует предание, что его возведением занимались те же русские зодчие Барма и Посник (в современном написании - Постник) Яковлев, которые построили и храм Покрова на Рву. Церковь в Коломенском стала своеобразной «пробой пера» для мастеров и послужила прообразом их самой знаменитой постройки.


Вид на Коломенское с левого берега Москвы-реки

В шестнадцатом столетии сходство двух храмов было еще более заметным. Величественный храм на Красной площади изначально не отличался тем многоцветьем в оформлении, к которому мы привыкли - разнообразные цвета появились лишь в Х VII - Х I Х веках. А по замыслу зодчих он был красно-белым. Так же оформлена была и церковь в Дьякове. Это можно увидеть на картине Н.Е. Маковского «Вид церкви села Дьяково в Коломенском близ Москвы» , написанной в 1872 году. В наше время церковь стала полностью белоснежной. Ее белые стены гармонируют с великолепной церковью Вознесения, составляя единый архитектурный ансамбль.

Николай Маковский

Но, в отличие от церкви Вознесения, которая издали заметна каждому, кто приближается к Коломенскому, Предтеченская церковь «прячется» в стороне, в лесу. Гуляя по лесу, можно обнаружить деревянную лестницу; она ведет на холм, на вершине которого стоит храм, а подножие огибает ручей, не замерзающий даже в сильные морозы. Открывается Предтеченская церковь только тем, кто поднялся до верхних ступеней лестницы.
Уединенный храм стал одной из главных точек поиска знаменитой библиотеки Ивана Грозного, «Либерии», над загадкой местонахождения которой ученые бьются много десятилетий. Сохранились свидетельства, что в 1564 году Грозный вывез библиотеку в Коломенское. Археолог Игнатий Стеллецкий, энтузиаст поисков библиотеки, в конце 1930-х годов проводил здесь масштабные раскопки, на 7 метров углубившись в холм, на котором была возведена церковь. Это угрожало обрушением здания, и уничтожало старинное кладбище при церкви, на котором продолжали хоронить умерших местных жителей. Из-за многочисленных протестов раскопки остановили, хотя Стеллецкому удалось обнаружить в глубине холма древнюю известковую кладку. Начавшаяся вскоре война окончательно положила конец археологическим изысканиям под Предтеченской церковью.
В храме частично сохранились старые росписи, открытые при реставрации в 1960-е годы. Правда, их символика и колорит оказались настолько загадочными, что исследователи до сих пор не определились с толкованием. Например, много вопросов вызывает обнаруженное в центральной части храма изображение круга со спиралями из кирпичиков, выполненное в красном цвете - подобных символов не находили в других церквях, и разгадать значение этого образа до сих пор не удается.
Еще одним сюрпризом стало то, что полы в храме, еще во времена Ивана Грозного, были выложены из… надгробных плит. Для шестнадцатого столетия это кажется удивительным неуважением к памяти умерших, кощунством и святотатством; подобные вещи стали привычными лишь в ХХ веке, в послереволюционной Москве.

К 1980-м годам Предтеченская церковь была заброшена и всеми забыта; кладбище при ней закрыли. Она разрушалась под воздействием непогоды и вандалов, забредавших в это уединенное место. В 1988 году известный певец Игорь Тальков, гуляя в Коломенском, оказался возле полуразрушенной Предтеченской церкви и подобрал с земли сброшенный с нее крест. Крест был покорежен и изуродован; как человек верующий, Тальков решил спасти святыню от уничтожения и принес тяжелый крест к себе домой, полагая вернуть его, если в церкви начнется реставрация. Но сделать этого не успел из-за своей ранней, трагической гибели. После смерти Талькова его поклонники обратили внимание на случай с крестом, описанный певцом в автобиографической книге «Монолог», и стали искать мистические связи с судьбой певца, говоря о его «крестном пути» и «крестной муке»…

В 1988 году рано утром… я гулял в районе Коломенского и… увидел лежащий на земле крест, недалеко от полуразрушенного Храма Усекновения главы Иоанна Предтечи . Он, видимо, был сброшен с купола церкви.., изувечен и погнут у основания, наверное, от удара о землю. На несчастном изуродованном кресте уже оставили свои «автографы» «Петя и Ваня» в виде «иксов» и «игреков», но от этого он не переставал быть символом Бога Живого. У меня сжалось сердце при виде подобного кощунства, и я решил отнести крест к себе домой. Возможности сделать это немедленно не было, поскольку крест был огромен, и человека, обладающего подобной ношей, ротозеи могли принять за вора. В поисках потайного места я вошел внутрь Храма Иоанна Предтечи , двери которого были распахнуты настежь. Хаос в Храме потряс меня: пол был загажен, у заплесневелых стен явно вырисовывались следы его «прихожан» в виде консервных банок, пустых бутылок и остатков кильки в томатном соусе. Божья обитель служила притоном для местных алкоголиков. Оставить там крест было бы святотатством, и мне пришлось искать другое место. Я набрел на заброшенную монашескую келью и положил в нее крест, решив вернуться за ним ночью. Вернулся вместе с другом. <…>
Забрав крест, мы вернулись домой. С тех пор он является не только священным символом, но и «термометром» отношения ко мне людей. Иногда общаясь с людьми, которые называют себя моими друзьями и с которыми я делю порою и стол и кров, в моей душе вдруг появляется отчуждение. <…>
Теперь ясно, что это была не просто находка. Это был мой крест! Недаром я нес его на себе два километра по темному ночному пути от места его поругания под крышу своего дома, вернув ему прежнюю святость омовением святой водой. Тогда я подумал: возможно, крест был послан мне в защиту от лжедрузей и предателей. Одни перестали бывать у меня дома, узнав об этой истории, другие чувствовали себя плохо, побывав у меня в гостях… А верну я этот сброшенный крест в церковь Иоанна Предтечи только тогда, когда та епархия… вспомнит о своих обязанностях и приступит наконец к восстановлению Храма Усекновения главы Иоанна Предтечи, как приступила Россия к реставрации душ человеческих, у последней черты вспомнив о Боге.
Игорь Тальков. «Монолог».

Храм возвратили верующим и заново освятили в 1992 году. В настоящее время церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи является действующей. В ходе реставрации 2009 года она была полностью восстановлена.

Дьяковская церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи – храм уникальный исторически и архитектурно. Поводом к строительству считают принятие титула царя 16-летним Иваном Четвертым в 1547 году. Предтеченский храм – один из двух уцелевших, состоящий из нескольких на общем фундаменте, или многостолпных. Второй – Покровский собор что на Рву построен в ознаменование взятия Казани в 1552 году. Штурм начали в день Покрова, но более известен этот шедевр как собор Василия Блаженного.

Объединяло церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи и московский храм схожее внешнее оформление. Оба строения были красно-белыми, церковь такой изобразил художник Маковский, собор рисовали многие и многократно. Нынешний вид собора Василия Блаженного общеизвестен, преображенная белоснежная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи гармонирует с удаленным на 400 метров .

Ученые до сих пор не установили точно, когда построили церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Странно, но озвученные даты перекрывают почти целиком период царствования Ивана Грозного и всю его жизнь. Странно вдвойне, потому что время венчания на царство никаких споров не вызывает. При этом с достаточной уверенностью говорят о строителях храма, зодчих с кличками Барма и Постник.

Этих же строителей считают авторами собора Василия Блаженного, а церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи – разминкой перед столичным проектом. Конструктивно общим техническим решением храмы действительно объединены, но только на уровне единого основания. Девятиглавый собор с шатровой центральной церковью и церковь из пяти столпов со средней, похожей на ротонду, сильно различаются.

Количество глав как прославленного купюрой собора, так и церкви в Дьяково соответствует числу отдельных храмов. Они соединены притворами, подобно приделам и основному объему крестовых религиозных строений, наиболее распространенных в православии. Полноценно осмотреть церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, оценить ее особенности и достоинства посетители могут, приблизившись к храму.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи вблизи

Хотя на фото с удаленных ракурсов виден только главный купол, стоит церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи на возвышенном месте. Дорожка в лесном массиве выводит к храмовой ограде, оборудованной кирпичными воротами. Время их строительства неизвестно, но хорошая сохранность говорит о не очень давнем происхождении. Большая арка проезда внутри образует две неполных, посередине смыкающихся.

По бокам от проезда устроены еще две малых арки, одна из них заложена кирпичом. Вторая оснащена калиткой для прохода пешеходов. Все арки крыты металлическими листами, в высших точках установлены тумбы с куполами и крестами. Фронтон центральной украшен иконой Иоанна Предтечи, иначе называемого Крестителем. Прозвания отражают выполненное им предсказание о явлении Христа и проведение обряда крещения будущего Спасителя.

Особой ухоженностью церковная территория не отличается, заросшие травой захоронения тому свидетельство. Каменные надгробия в большинстве заросли мхом, некоторые кресты покосились из-за оседания могильных холмиков. При этом заметны сохранившиеся венки, искусственные цветы на некоторых памятниках. Церковное кладбище, разумеется, давно не действующее, хотя остается в относительном порядке.

Захоронение местных жителей здесь прекратили в 1930-х годах, когда храм уже не действовал. Ведущиеся археологические раскопки, целью которых был поиск прославленной библиотеки Ивана Грозного, также вынужденно свернули. Дальнейшее углубление грозило нарушением целостности фундамента, отчего церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи могла потерять устойчивость. Так и не нашли знаменитую Либерию до сих пор.

Архитектурные особенности

Крестовое построение храма выражено здесь в расположении четырех малых церквей диагонально к частям света. В центральном здании большего размера, как полагается, алтарь на востоке и главный вход с запада. Восьмигранные боковые храмы состоят из двух ярусов, между которыми – зубчатый гребень стилизованных кокошников. Эти церкви соединены притворами с главной, две примыкающих к западной стене с ней сливаются.

Западная стена содержит вход в церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, на ней расположена оригинальная звонница. Обычно колокола православных храмов помещают в высокой башне, встроенной в здание либо стоящей отдельно. Здесь для этого использована конструкция, являющаяся продолжением лицевого фасада. Немного напоминает в Великом Новгороде.

Необычно выглядит и барабан купола центрального строения, словно ротонда с тесным расположением колонн. Эта деталь буде показана еще ближе, пока рассмотрим звонницу. Остроконечная конструкция имеет три столба и соответственно два проема, в которых и закреплены несущие балки. Столбы словно составные из неравных частей, разнообразятся прямоугольными углублениями.

Образовавшиеся между столбами проемы под колокола с острыми завершениями явно разной величины. Видимо, ширина их выбиралась исходя из размеров колоколов, которые предполагали разместить на звоннице. Лесенка и трап для звонарей не укрыты от осадков и ветра, как в традиционных колокольнях. Вровень с куполами малых церквей, кресты которых достигают только середины звонницы, расположен уровень звона.

Входные двери в церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи расположены прямо под звонницей. Над дверями с открытой створкой, припертой стулом, установлен образ святого мученика. Кроме округлой арки над входом, остальные декоративные элементы острые либо прямоугольные. На стене табличка с наименованием храма, немногочисленные оконные проемы снабжены решетками.

На пятом столетии своего существования церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи переживала не самые добрые времена. Закрытие большевиками в 1924 году, открытие в 1949-м и новое забвение с 1957-го. Последнее освящение ценнейшего исторического и религиозного здания произошло в 1992 году. Для полноты впечатления зайдем внутрь, как и приглашает объявление у входа.

Интерьер Предтеченского храма

Внутренним убранством церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи от обычных храмов православия не отличается. Алтарная преграда выполнена в виде иконостаса из нескольких рядов образов святых. Иконами украшены и створки Святых врат, предназначенных для прохода священников в алтарное помещение. Налицо все традиционные атрибуты, от подиума солеи с выступом амвона для проповеди до клироса для певчих, аналоев и подсвечников.

Аналои для праздничных икон накрыты покровами, совпадающими по расцветке с подобающими дню одеяниями священников. Святые образа доступны для ритуальных поцелуев, листать церковные книги не запрещают. Заздравные и поминальные свечи в храме зажигают и верующие, и атеисты. Чтобы осмотреть все ярусы иконостаса, приходится отходить подальше, увенчанные крестом образа поднимаются уступами до верха окон.

Такое устройство алтарной преграды сформировалось не сразу, характерно оно только для православных храмов. У католиков алтарь чаще тоже отгорожен от прихожан, но преимущественно чисто символически. Это или ажурная металлическая решетка, или невысокая балюстрада. Столь значительное отличие сложилось в результате разделения ветвей христианства, подчеркивая более серьезные идеологические разногласия.

Несколько узких и длинных боковых окон обеспечивают попадание в церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи естественного освещения. Ярусом выше расположены восемь проемов в широкой части барабана, над ними еще столько же под самым куполом. Выйдя из храма, большинство посетивших древнее строение снова осматривают его снаружи, удивляясь гармоничности облика.

Внимательное рассмотрение светового барабана центрального купола позволяет разобраться в его устройстве. Это не ротонда, а половины цилиндрических башен, между которыми и выполнены окна второго яруса. Множественные отверстия в верхних частях башен, видимо, не сквозные, изнутри они не обнаруживались. Зато снизу не видны окна второго яруса, явственно виденные во время посещения.

Раздолье для туристов

Такое вот архитектурное чудо найдено в лесном массиве южной части музея-заповедника Коломенское. Юго-западнее на полтора километра найдете , вполне современной постройки. О храме Вознесения уже сказано, рядом объекты бывшего Государева двора. В полутора километрах севернее собраны деревянные старинные постройки со всей страны. Раздолье для туристов!

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове - один из самых ярких памятников Ярославской архитектуры. Она была построена еще в XVII веке и сегодня считается самым красивым храмом города. Церковь находится под защитой ЮНЕСКО и включена в список культурных памятников федерального значения. Кроме самого храма, в ансамбль входят колокольня и Святые ворота.

Одноклассники

Храм Иоанна Предтечи стоит на правом берегу Которосли. Благодаря своим размерам и потрясающему внешнему убранству, он является самым заметным строением Ярославля. Именно по этой причине церковь была изображена на 1000-рублевой купюре, посвященной Ярославлю. Кроме храма, на этой банкноте можно увидеть и другие местные достопримечательности: памятник Ярославу Мудрому, Спасо-Преображенский монастырь, а также часовню Минина и Пожарского.

Еще одна особенность церкви в том, что она является «мирским строением». А это значит, что она была построена не за счет церковных средств, а по инициативе и исключительно на средства местных жителей.

Строительство храма

Храм был построен в 1687 году в Толчковской слободе. Название самой слободы образовалось из-за деятельности ее жителей - кожевников. Дело в том, что для выделки кожи они использовали танин, добываемый из ивовой коры. Для его получения кору нужно было растолочь, откуда и возникло название поселения. К слову, благодаря Толчковской слободе, Ярославль в XVII столетии стал крупнейшим в России производителем кожаных изделий.

Первое письменное упоминание о церкви в Толчкове датировано 1644 годом. Это была грамота, которую Ростовский митрополит Иона Сысоевич выдал местным жителям. В ней он давал свое благословение на возведение и освящение храма с приделом в честь Казанских святителей.

Церковь в слободе стояла и раньше, однако это был деревянный и холодный (неотапливаемый) храм. Но кожевники планировали обзавестись каменной теплой церковью, а потому написали митрополиту соответствующее прошение.

К несчастью, в 1659 году деревянная церковь Иоанна Предтечи в Толчковской слободе внезапно сгорела. На первое время прихожане построили вместо нее маленький деревянный храм в честь

Однако, жителям слободы хотелось большего. Во-первых, существующая церковь уже не вмещала в себя всех прихожан. А во-вторых, кожевники уже давно мечтали построить самый грандиозный и прекрасный храм в Ярославле.

Средства на новую церковь собирали не только в самой Толчковской слободе, но и далеко за ее пределами. Местный дьякон даже ездил за пожертвованиями в Казань, где ему подарили роскошные Царские врата для придела Казанских святителей.

Если же заглянуть в книгу пожертвований, то можно увидеть, как тысячи людей из абсолютно разных слоев общества принимали участие в строительстве храма. Среди даров встречаются:

  • деньги,
  • слитки серебра,
  • кружева,
  • дома,
  • огороды,
  • торговые лавки,
  • заводы.

Более того, жители слободы активно участвовали в самом строительстве и как умели помогали зодчим.

Работы заняли почти 16 лет и завершились лишь в 1687 году. Спустя три года к церкви пристроили колокольню и теплый храм в честь Вознесения Господня. Еще через пять лет новая церковь была расписана лучшими ярославскими изографами и стала настоящим шедевром церковной архитектуры. Однако, этот храм также является и своеобразным памятником жителям Толчковской слободы, которые вложили в него и средства, и душу.

Дальнейшая история храма

До революции о церкви непрерывно заботились и сами прихожане, и власти Ярославля. В 1830 году были обновлены и отреставрированы фрески, а в 1855 году заново позолочен . Кирпичные полы, которые с годами истерлись, заменили на более прочные чугунные.

В 1894 году Ярославль посетил министр Витте. Он осмотрел церковь, восхитился ее красотой, однако заметил, что она нуждается в капитальном ремонте. По его распоряжению с 1903 по 1906 год проводилась масштабная реставрация храма, после чего он снова стал выгладеть великолепно.

При церкви Иоанна Предтечи в Толчкове регулярно проводились праздничные крестные ходы , которые собирали десятки тысяч человек. Ежегодно 24 июня в храм торжественно приносили Толгскую икону Божией Матери, совершая ход по всей закоторосльной стороне города. На это мероприятия собиралась значительная часть жителей Ярославля. Когда же началась Первая мировая война, в церкви ежедневно служили панихиды по павшим воинам.

После революции церковь еще какое-то время действовала, но в 1929 году ее закрыли, а здание передали местному музею. В 1936 году храм оказался на территории лакокрасочного завода «Победа рабочих». Его руководство, недолго думая, стало использовать церковь в качестве склада химических веществ . После вмешательства Главнауки храм удалось снова вернуть музею. В 1950 году была снесена теплая Вознесенская церковь.

В наше время храм принадлежит Ярославскому музею-заповеднику.

Архитектура

Церковь Иоанна Предтечи выполнена по канонам ярославской школы зодчества. Это четерехстолпный храм кубической формы, увенчанный пятью главами на световых барабанах. С трех сторон он окружен одноэтажной обходной галереей, подняться на которую можно по высоким крыльцам на столбах.

С востока к церкви примыкают два симметричных придела. Самое интересное, что зодчие сделали приделы одинаковыми по высоте с основным храмом и каждый из них украсили пятью куполами. Из-за этого церковь Иоанна Предтечи стала единственным древним храмом с 15 главами. Это противоречит традициям православной архитектуры, по которым куполов может быть строго определенное количество:

  • 1 — символизирует единого Бога;
  • 3 — Святую Троицу;
  • 5 — Христа и четырех евангелистов;
  • 13 — Спасителя и его апостолов;
  • 33 — возраст Христа.

Другая особенность церкви - пышный декор фасадов. Они от души украшены фигурным кирпичом и керамической плиткой (изразцами), из-за чего стены храма похожи на роскошный восточный ковер. И это не так уж далеко от истины: в XVI веке ярославские купцы подсмотрели такой декор у самаркандских мечетей и начали строить в подобном стиле православные храмы.

Весь церковный ансамбль выстроен из красного кирпича . Примечательно, что специально для возведения этого храма в Ярославле открыли сразу два кирпичных завода.

На рубеже XVII-XVIII столетия к церкви пристроили 6-ярусную колокольню. Она спроектирована в стиле московского барокко и имеет высоту 45 метров. При этом каждый ярус колокольни находится вровень с ярусами церкви, из-за чего храм и колокольня очень гармонично смотрятся рядом. Кстати, они долгое время были самыми высокими зданиями в Ярославле.

В 1950-е годы колокольня церкви Иоанна Предтечи внезапно начала крениться, да так, что ее вершина отклонилась почти на один метр. Были срочно проведены работы по укреплению самой колокольни и прилегающего грунта, благодаря чему падение удалось предотвратить.

Кроме церкви и колокольни, в ансамбль входят барочные Святые ворота и ограда. К сожалению, ограду частично разобрали во время строительства завода.

Внутреннее убранство

Церковь выглядит живописно не только снаружи, но и внутри. Роспись стен была выполнена в 1695 году артелью из 13 лучших ярославских художников, которыми руководил известный изограф Федор Игнатьев. Фрески расположены в 9 ярусов и насчитывают почти 500 сюжетов на тему Евангелия и Жития Святых. Это делает храм Иоанна Предтечи настоящим рекордсменом по количеству росписи. Другая особенность фресок - заметное влияние мирского искусства, нехарактерное для XVII века.

Иконостас храма сегодня находится в фондах Ярославского музея. Когда-то он состоял из 6 ярусов и собирался ряд за рядом в течение 15 лет. Он отличался очень изящной барочной резьбой по дереву, которую также выполнили ярославские мастера.

Еще одна храмовая святыня - Царские врата в приделе Казанских святителей. Их уже готовыми привезли из Казани во время строительства церкви.

Но главным достоянием церкви когда-то были ее иконы. Их пожертвовали храму жители Толчковской слободы и Ярославля, а потому многие образы оказались старше самой церкви. Самой известной из них была храмовая Усекновения главы Иоанна Предтечи, которая почиталась как чудотворная. Ее оклад украшали рубины, жемчуга и другие драгоценные камни. А из прочих образов почиталась очень необычная икона «Символ веры».

Храм сегодня

Церковь очень долго находилась в плачевном состоянии. Несмотря на то, что храм принадлежал музею-заповеднику, а его изображение даже попало на банкноты, само здание нуждалось в основательном ремонте. Вдобавок ко всему, неизвестные вандалы сорвали и разбили все изразцы, до которых смогли дотянуться.

Негативно сказывалось на состоянии храма и соседство с лакокрасочным заводом. Однажды ЮНЕСКО даже устроило скандал, из-за того, что в храме хранились мешки с химикатами.

Однако сегодня Ярославский музей активно занимается реставрацией церкви . Службы не ведутся, однако храм Иоанна Предтечи в Толчкове уже открыт для посетителей. Он расположен по адресу: 2-ая Закоторосльная набережная, строение 69. Попасть внутрь можно с 10 до 17 часов ежедневно, кроме понедельника и вторника.

Храм Усекновения Иоанна Предтечи в Толчкове






Московский храм в честь Усекновения Главы св. пророка Иоанна Предтечи под Бором , патриаршее подворье Русской Православной Церкви, приписной храм к Михаило-Феодоровской церкви

В году в Иоанновском "под бором" монастыре по поручению великого князя Василия III итальянский зодчий Алевиз Фрязин («Новый») воздвиг на месте обветшавшей деревянной монастырской церкви каменный храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, освященный 29 августа года. Это был, вероятно, первый каменный храм в Заречье.

В году у стен храма Иоанна Предтечи царь, митрополит и простые верующие торжественно встречали перенесенные из Чернигова святые мощи князя Михаила Черниговского и его верного боярина Феодора . В память об этой встрече был построен деревянный храм во имя Черниговских чудотворцев, первое упоминание о котором относится к году. В году на его месте возник каменный пятиглавый однопрестольный храм мучеников Михаила и Феодора , сохранившийся доныне.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи была разрушена в году в разгар Смуты . В году она была вновь отстроена. От Алевизова здания сохранились белокаменные фрагменты в фундаментах и подклете существующего ныне храма. Поэтому 1658 год обычно и считается годом постройки храма. У западной стены была возведена каменная колокольня, разобранная вскоре из-за повреждений.

В XVIII веке основной объем храма подвергся переделке - изменили его завершение. Поэтому в нем можно увидеть смешение стилей: оформление стен соответствует древнерусской архитектуре XVII века (окна с наборными колонками и кокошниками, бегунец, поребрик), а завершение храма (полуглавия, восьмигранный барабан) типично для русского барокко.

В 1758-60 гг. выстроена трапезная (также барочная). В 1780 или 1781 году, после разборки старой колокольни была выстроена новая, отдельно стоящая. В ней уже видны черты перехода от барокко к классицизму.

В конце XIX века пристроен западный притвор, а в начале века - паперть с крыльцом.

Храм обновлялся в году, в 1896-1904 гг. (в этих работах принимал участие Ф.О.Шехтель).

В году храмы Черниговского подворья были закрыты. Их занимали различные организации.

В году, в преддверии Олимпийских игр 1980 года, оба храма с колокольней подверглись частичной реставрации. Вновь появились купола и кресты, а в интерьерах были обнаружены фрагменты росписей XVII и XIX веков. Была восстановлена ограда с решеткой, главы были покрыты изумрудной черепицей.

К началу 1990-х гг. в здании размещался выставочный зал ГИС "Художественное стекло".

В начале 1990-х храм возвращен верующим.

В году в храме Иоанна Предтечи под Бором возобновились богослужения.

Один из древнейших московских храмов, сохранившихся до нашего времени, - шестипрестольный обетный храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Коломенском. По мнению многих исследователей, он старше знаменитой Вознесенской церкви и был заложен в 1529 году по повелению бездетного Василия III неподалеку от Коломенского в селе Дьякове с молением о даровании великому князю наследника престола.

В пользу этой версии свидетельствуют многие факты. Главный престол посвящен Иоанну Крестителю, что указывает на желание государя иметь наследника, тезоименитого родоначальнику московских князей Ивану Калите. Моление о зачатии выразилось в посвящении бокового придела святой Анне - матери Пресвятой Богородицы. Один из приделов посвящен апостолу Фоме, не поверившему сначала в Воскресение Христа, что символизирует осознание государем греховности неверия и сомнений. Посвящение еще одного придела святителю митрополиту Петру, покровителю рода Калиты, выражает молитву о ниспослании чуда. Еще один престол был освящен в честь святых царя Константина Великого и его матери Елены, что указывает на обращение к небесной покровительнице Елены Глинской.

Этот храм также явился предтечей собора Василия Блаженного - и по архитектурной форме, и по внутреннему убранству: на внутренней поверхности главы собора изображена пламеневидная свастика, как и внутри главы Покровского шатра. В древнерусских храмах этот знак пламеневидной спиральной свастики в XVI веке иногда заменяет образ Христа на своде главы и символизирует духовное открытие человеческой души к небу и вечное движение к Богу.

В честь рождения сына Василий III повелел в следующем, 1531 году выстроить храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Старом Ваганькове, (между Волхонкой и Знаменкой), который был упразднен задолго до революции.

А вскоре после рождения сына Василия III - будущего Ивана Грозного - в Москве на Кулишках появился Ивановский монастырь. Прекрасный вид на его величественные башни открывается из Старосадского переулка. Его соборная церковь освящена во имя Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи, и отсюда повелось московское название обители: "Ивановский монастырь, что на Кулишках, под Бором".

Он был основан еще в XV веке, и возможно, ведет свое начало от самой первой московской церкви, построенной в Кремле во имя Рождества Иоанна Предтечи (стоявшей на месте Большого Кремлевского дворца) - отсюда и сохранилось в названии "под бором".

А здесь, на крутой возвышенности близ Кулишков, позднее прозванной Ивановской горкой, монастырь основала, вероятно, мать Ивана Грозного Елена Глинская в честь дня тезоименитства своего сына. Возможно, это сделал и он сам, взойдя на русский престол. Иногда основание монастыря приписывают великому князю Иоанну III, который разбил в этой местности великолепные Государевы сады, увековеченные в названии близлежащего Старосадского переулка. Приблизительно в то же время здесь появилась стройная белая церковь во имя святого равноапостольного князя Владимира в Старых садех. Одна из древнейших в Москве, она была построена в начале XVI века итальянским зодчим Алевизом Новым, архитектором Архангельского собора в Кремле. Заказ на эту церковь и в этой местности был высочайшим.

Место для обители очень подходило для монашеской жизни: монастырь расположился в центре города, но в тишине узких московских улочек, где даже случайные прохожие не нарушали уединение инокинь. И только раз в году здесь было шумно, многолюдно и даже весело.

В свободное от богослужений время монахини занимались прядением и мотанием шерсти, вязали шерстяные чулки, пряли кружева. В монастырский праздник Усекновения Главы Иоанна Предтечи, 29 августа по старому стилю, или, по-простонародному, в день Ивана Постного, в старину около монастыря бывала "бабья" ярмарка, где торговали шерcтью и нитками. На нее стекались крестьянки со всей Москвы.

По одному из последних указов императрицы Елизаветы Ивановский монастырь предназначался для призрения вдов и сирот знатных и заслуженных людей. И сюда, за неприступные монастырские стены, под большим секретом прятали женщин, замешанных в уголовных и политических делах. Их привозили, иногда под видом сумасшедших, прямо из Сыскного приказа или Тайной Канцелярии.

Здесь пребывали в заточении супруга Василия Шуйского, царица Марья, насильно постриженная в монахини; вторая жена старшего сына Ивана Грозного, царевича Иоанна, Пелагия, умершая только в 1620 году. Возможно, что именно здесь провела свои последние 15 лет жизни княжна Августа Тараканова, которую скрывали под именем инокини Досифеи. Как известно, Тараканову считали дочерью Елизаветы Петровны и графа Разумовского, и Екатерина Великая видела в ней угрозу своему пребыванию на русском троне.

Таинственная инокиня Досифея томилась в заточении в Ивановском монастыре с 1785 года. Привезли ее ночью, в карете, закутанную в черное, в сопровождении конных офицеров. Для нее соорудили кирпичный домик рядом с жильем игуменьи и на ее содержание поступали крупные переводы. Она жила в полном одиночестве, в церковь ее водили по ночам, и богослужение тогда совершалось только для нее одной, в запертом храме. В 1810 году Досифея умерла в возрасте 64 лет, и ее с необычной для простой монахини торжественностью похоронили в Новоспасском монастыре - фамильной усыпальнице Романовых. Это только подтверждает догадки о высочайшем происхождении инокини. Хотя по другой версии княжна Тараканова была заточена в Санкт-Петербурге, в Петропавловской крепости, где и скончалась от чахотки.

Здесь же, в сыром монастырском склепе под соборным храмом, а потом в тесной келье, под охраной 33 года провела "мучительница и душегубица" помещица Дарья Салтыкова, заключенная сюда пожизненно по указу той же Екатерины Великой. Она долго сидела в земляном подвале монастыря, полностью лишенная света. Несколько раз в день специально назначенная монахиня приносила ей еду и свечу, которую забирала вместе с посудой. Длительное заточение совсем не изменило характера бывшей помещицы-"людоедки": сквозь решетку окна она отчаянно ругала прохожих, приходивших посмотреть на страшную Салтычиху.

Свою тюрьму она покинула только в гробу. В 1800 году Дарья Салтыкова умерла в возрасте 68 лет и была похоронена на кладбище Донского монастыря.

Во время нашествия Наполеона Ивановский монастырь был сожжен дотла - так что его даже упразднили. Бывшая соборная церковь стала обыкновенной приходской, а в монашеских кельях расположились служащие Синодальной типографии, расположенной неподалеку на Никольской улице. Тогда же были сломаны старые кельи, в их числе и та, где жила Досифея.

Только по ходатайству митрополита Филарета император Александр II разрешил вновь восстановить Ивановский монастырь. В своем современном виде он был выстроен в 1861-1878 году архитектором М.Д.Быковским и в 1879 году освящен. Между тем, уже в 1877 году на территории строящейся обители разместили единственный в Москве лазарет для раненых русско-турецкой войны.

Мрачная история монастыря продолжилась и в XX веке. С 1918 года здесь располагалась пересыльная тюрьма ВЧК, а затем НКВД. Заключенные, улучшив момент, изредка могли бросить из окна записку, где сообщали родным сведения о себе. Надеяться они могли только на случайных и совестливых прохожих...