Что такое философия и предмет философии. Специальные философские дисциплины. Философия –это наука о познании мира и человека, о познании всеобщих законов развития мира и общества, о познании и объяснении нравственных ценностей и смысла бытия, о познании с

Философия – это наука о законах развития природы и общества. Есть разные определения: как наука, как форма мировоззрения, как особый способ познания мира или как особый способ мышления. Единого определения не существует. Предмет философии изменчив. Он меняется каждое столетия из-за изменений в культуре и обществе. Первоначально, в это понятие входили знания о природе, космосе и человеке. С развитием общества объект этой науки расширился.

Что такое философия

Аристотель первым представил философию как отдельную область теоретического знания. До 16 века она включала в себя множество направлений, которые потом начали отделяться в отдельные науки: математика, астрономия, химия, физика, биология. Сейчас эта наука включает в себя логику, метафизику, онтологию, эстетику.

Цель этой науки заключается в том, чтобы увлечь человека высшими идеалами, дать ему правильное представление о совершенных ценностях.

Считается, что первым придумал термин «философия» Пифагор, а само слово впервые появляется в диалогах Платона. Термин зародился в Древней Греции.

Понять эту науку многим сложно, поскольку многие философы противоречат друг другу в глобальных вопросах, существует много взглядов и школ. Идеи этой науки понятны не каждому, и в ней легко запутаться.

Философия решает такие вопросы, как: «Можно ли познать мир?», «Есть ли Бог?», «Что такое хорошо и плохо?», «Что первично: материя или сознание?».

Предмет философии

Сейчас фокусом этой науки являются человек, общество и познание. Фокус зависит от того, какие вопросы актуальны для философов в определенную историческую эпоху.

Человек

Человек – главный объект философии, который изучается с момента ее появления. Люди интересуются собой, своим происхождением и законами развития. Хотя, природу человека изучают уже долгое время, все еще есть нераскрытые загадки и вопросы ученных.

В Средневековье, природу человека объясняли при помощи религии. Сейчас, когда религия не играет такой большой роли в обществе, ищут другие объяснения. Также человека изучает биология, которая дает представление о протекающих внутри тела процессах.

Длительное изучение человека привело к трем выводам:

  1. Человек – высшая форма развития, так как обладает речью, умеет создавать орудие труда, мыслит. На первом этапе развития философской мысли, человека изучали как самое умное существо на планете.
  2. На следующем этапе, философы изучали историю развития человечества в целом, выявляли закономерности.
  3. На третьем этапе, каждый человек изучался в отдельности.

Эти этапы привели к формированию понятий «личность» и «индивидуальность». Хотя человек – один из главных предметов философии, тема до конца не изучена и остается актуальной.

Общество

Философы изучают правила и принципы, принятые в обществе, тенденции его развития и зарождающиеся в нем идеи.

Существует два подхода к изучению общества:

  • изучение производства и получения материальных благ;
  • изучение духовной части общества.

Важным правилом является – оценка личности при изучении общества. На основе возникающих вопросов возникло несколько течений:

  1. Марксизм, последователи которого считают, что человек – это продукт общества. Путем установления правил, привлечения к общественной трудовой деятельности и контроля формируется моделиь поведения и уровень культуры отдельного индивида.
  2. Экзистенциализм. Согласно этому течению, человек – существо иррациональное. Изучение общества происходит без изучения отдельных индивидов. человека – уникальное явление, а интуиция – основной метод постижения действительности.
  3. Кантианство. Основоположник этого течения – . Это течение предполагает, что в обществе так же, как и в природе, есть свои принципы и правила развития. Эти правила разные в отдельные эпохи и зависят от человеческих потребностей.

Течения также возникают вследствие различных исторических событий и изучают актуальные на тот момент проблемы.

Познание

Это самый сложный объект философии, так как есть разные методы познания. Они постоянно совершенствуются, поэтому их изучение – сложный процесс. К методам познания относят:

  • ощущение;
  • восприятие;
  • наблюдение;
  • другие.

Познание делится на научное и эмпирическое. У каждого вида свои методы.

Основная проблема заключается во взаимоотношении мира и человека. Раньше, эти взаимоотношения объяснялись при помощи религии или мистики. Сейчас они объясняются при помощи науки.

Развитие предмета философии

То, что изучает философия в конкретный момент времени, зависит от развития общества и его потребностей. Так, выделяют четыре этапа в развитии объекта этой науки:

  1. Предметом первой тысячи лет до нашей эры являлось разработка идей о появлении мира и людей. Люди интересовались тем, откуда появился мир, и откуда появились они.
  2. В 1-4 веках нашей эры появляется религия, и фокус кардинально меняется. На первый план изучения встают отношения человека и Бога.
  3. В Средневековье философия была главной наукой и влияла на жизнь общества. Каких-то резких изменений в этот момент не было, поскольку люди были солидарны в своих точках зрения. Так происходило, потому что инакомыслие было наказуемо.
  4. Развитие объекта изучения возобновляется в новое время. На первый план выходит мысль о различных вариантах развития человечества. В этот период люди надеялись, что философия объединит в себе всю информацию о мире и месте человека в нем.

На протяжении этих этапов менялась жизнь людей, происходили разные исторические события, которые формировали объект науки и влияли на его развитие.

Предмет прошел три стадии эволюции, ведь первоначально люди не могли объяснить многие явления. Но постепенно наши знания о мире расширялись, а объект изучения эволюционировал:

  1. Космоцентризм является первой стадией. Все события, которые происходили на земле, объяснялись влиянием космоса.
  2. Теоцентризм – это вторая стадия. Все, что происходило в мире и жизни людей, объяснялось Божьей волей или мистическими высшими силами.
  3. Антропоцентризм – третья стадия. На первый план выходят проблемы человека и общества, их решению уделяется большее внимание.

На основании этих стадий, удается проследить и развитие человечества. В самом начале, из-за отсутствия достаточных знаний о мире, люди пытались объяснить все влиянием космоса – непонятной для них материей. По мере развития религии, жизнь общества сильно меняется: люди стараются быть богопослушными, и религия занимает в их жизни значительное место. В современном же мире, когда знаний о мире достаточно, а религия не занимает такого большого места в жизни людей, проблемы человека выходят на первый план.

Предметы осмысления действительности

Все мы, в процессе своей жизни, познаем окружающий нас мир. Философия выделяет 4 предмета осмысления действительности:

  1. Природа – все, что создано без участия человека. Природа стихийна и непредсказуема, она существует в независимости от существования человека: даже если он умрет, мир продолжит существовать.
  2. Бог – понятие, которое объединяет в себе представление о потустороннем мире, сверхъестественных силах и мистике. Богу приписываются возвышенные качества, такие как: бессмертие, вездесущность и всемогущество.
  3. Общество – это система, которая создана людьми и состоит из институтов, классов и людей. Общество не может существовать естественно, как в случае с природой, и для его поддержания необходима работа человечества.
  4. Человек – существо, которое является центром существования. В человеке есть божественное начало, которое заключается в способности творить и создавать. Также человек обладает врожденными качествами, что связывает его с природой. Некоторые же качества развиваются под влиянием среды и окружения, что делает человека социальным существом.

Эти четыре элемента мы познаем в процессе изучения окружающего мира вокруг нас и формируем о них свое представление. Философия также изучает эти четыре элемента и фокусирует внимание на их природе и законах развития.

Объект философии – всегда будет меняться. Если сейчас на первом плане стоят проблема человека и человечества, то в следующем веке ситуация может поменяться. Философия – наука, которая наиболее подвержена влиянию социальных факторов и исторических событий. Специфика философии заключается в изменчивости и двойственности.

Наука как объект нолидисцинлинарного изучения

Существует группа философских дисциплин, название которой часто употребляют как единый термин: «философия, логика и методология науки». Это комплексное философское направление, занимающееся многосторонним анализом научной деятельности: проблемами ее структуры и динамики, изучением социально-культурных предпосылок и условий научного познания.

Само понятие науки многозначно. Принято различать следующие перспективы:

  • 1) наука как система знаний;
  • 2) наука как деятельность;
  • 3) наука как социальный институт;
  • 4) наука как культурно-исторический феномен.

Можно также выделить два наиболее общих контекста, к которым, с известной долей условности, можно свести философский анализ научной деятельности: 1) когнитивный и 2) социально-культурный контексты научного познания.

К когнитивной плоскости (лат. cognitio - познание) относится круг тем, охватывающих внутренние концептуальные вопросы науки. Сюда традиционно включают теоретико-познавательные, или эпистемологические (от греч. episteme - знание, познание), методологические и логические аспекты. Однако для научного познания характерны также сложные взаимосвязи с социальными, историческими и культурными и другими факторами. Эти взаимосвязи относят к социально-культурному контексту анализа науки.

Наука изучается не только на обобщенном философском уровне. Она является предметом и специальных дисциплин: социологии, экономики, психологии, истории и др., где развиты соответствующие области (социология науки, экономика науки и т.п.). Сегодня существует обширное комплексное направление, объединяющее различные дисциплины с целью многостороннего изучения науки, - науковедение. В рамках науковедения философия науки и специальные науковедческие направления тесно взаимодействуют.

Точно так же не существует резкой границы между когнитивным и социально-культурным контекстами анализа научного познания. Важной тенденцией последних десятилетий является их неуклонное сближение.

Философия науки: становление и этапы

Философия науки как самостоятельное направление исследований начала оформляться примерно со второй половины XIX в. У ее истоков стояли такие крупные ученые, как Г. Гельмгольц, Э. П. Дюгем (Дюэм), Э. Мах, К. Пирсон, А. Пуанкаре и другие.

Становлению этой отдельной области философского анализа способствовал ряд предпосылок: в это время наука приобретает серьезную социальную значимость, расширяет масштабы своей деятельности, развертывает собственные учреждения, совершает серию фундаментальных открытий. Одновременно происходит гигантское усложнение научного знания, оно становится менее наглядным, все более абстрактным. С начала XX в. в связи с созданием специальной теории относительности и появлением физики микромира возникает кризис классической физики и связанного с ним мировоззрения. Отсюда особую остроту приобретает проблема обоснования научного знания и осмысления научного метода.

В последующем развитии философии науки выделяют следующие этапы.

1. Важной программой философии науки в первой половине XX в. явился так называемый логический позитивизм , или неопозитивизм. Особенно влиятельными были идеи неопозитивизма в 1930-1940-е гг. Среди его деятелей наиболее известны К. Гемпель, Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рей- хенбах, М. Шлик, Г. Фейгл. Организационно движение неопозитивистов связывают прежде всего с Венским кружком и Берлинской группой философов науки.

Основное убеждение неопозитивистов состояло в том, что наука имеет некую жесткую логико-методологическую структуру. Неопозитивисты базировались на весьма сильных допущениях. С их точки зрения, существует единый научный метод, общий для всех наук, и, соответственно, некая «эталонная», единственно возможная наука. Научная деятельность однозначно определена следующей логико-методологической схемой:

ФАКТЫ -> МЕТОД ТЕОРИЯ.

Это означает, что:

  • 1) существует нейтральный базис фактов; факты являются результатами наблюдений и экспериментов;
  • 2) существует единый методологический стандарт работы с эмпирическим материалом; благодаря применению научного метода происходит правильная обработка фактов;
  • 3) конечным результатом деятельности выступает научная теория как достоверное, обоснованное теоретическое знание; теория является адекватным описанием и систематизацией эмпирического материала.

Такую совокупность представлений можно считать некоей идеальной моделью научности. Ошибки и заблуждения в науке, с этой точки зрения, это всегда лишь следствие отхода от идеальной модели научности. Своей задачей неопозитивисты считали выявление, подробное изучение и точное изложение идеала научности и всех относящихся к нему компонентов. Неопозитивисты собирались прояснить, уточнить и представить в виде строгих формулировок, что же такое научный метод и логически безукоризненная теория, а также выделить логические структуры объяснения, обоснования, подтверждения. Главным средством для выполнения неопозитивистской программы служил логический анализ языка науки.

2. Однако в ходе логико-методологических исследований первоначальные допущения неопозитивистов ослаблялись и размывались. Например, было осознано, что невозможно достичь идеала полного обоснования научной гипотезы, а научные понятия не имеют столь четкого содержания, которое могло бы быть исчерпывающе уточнено.

Иными словами, проведение в жизнь программы сильной модели научности столкнулось с многочисленными трудностями.

Постепенно исходная концепция научности стала подвергаться критике, в том числе и самими неопозитивистами. Примерно с 1950-х гг. начинается пересмотр неопозитивистских принципов . Но полное крушение этой программы происходит в 1960-е гг. В это время было достигнуто гораздо более сложное видение науки, включавшее отрицание нейтральности эмпирического базиса, наличия единственно правильного научного метода, незыблемости научной теории.

Новый период философии науки, начавшийся с 1960-х гг., носит название постпозитивистского.

Важную роль в критике ключевых неопозитивистских положений и в установлении нового взгляда на науку сыграли У. Куайн, Т. Кун, У. Селларс, П. Фейерабеид и другие. Давним оппонентом неопозитивизма был также Карл Поппер, чьи идеи приобрели в постпозитивистский период существенное влияние.

В 1970-е гг. окончательно складывается общее мнение, что позитивизм в философии науки подошел к концу. В 1977 г. Ф. Суппе описал историю неопозитивистского движения и заключил, что эра неопозитивизма закончилась.

3. В общей постпозитивистской перспективе можно выделить период, который уместно назвать современным. Он берет начало примерно с 1980- 1990-х гг.

Если в предыдущие десятилетия (1960-1970-е гг.) исследователи были сосредоточены в основном на критике неопозитивизма, то новейший этап - это пора осознания результатов прошедших дискуссий, а также понимания сложности новых проблем, стоящих перед философией науки. Усилиями исследователей обрисован чрезвычайно сложный и многогранный образ науки. Появились новые перспективные подходы к изучению научной деятельности.

На современном этапе, наряду с концепциями классиков философии науки, обсуждаются также идеи таких исследователей, как II. Ачинс- тейн, Р. Гир, Ф. Китчер, Н. Кэртрайт, У. Ньютон-Смит, Б. ван Фраассен, Я. Хакинг и многие другие.

В дальнейшем изложении мы будем более подробно обращаться как к программе неопозитивистов, так и к главным идеям их оппонентов.

На современном этапе также интенсивно развиваются философские направления, изучающие специальные науки и области: философия биологии, квантовой механики, медицины, экономики и др.

Методология науки

Термин «методология» имеет два значения.

Во-первых, методологией называют совокупность правил и регуляти- вов, которые лежат в основе некоторого вида деятельности.

Во-вторых, методология - это специальная дисциплина, особое направление исследований. Предметом методологического анализа является деятельность человека в той или иной сфере.

Понятие «метод» (греч. methodos - путь к чему-либо, проследование) означает какой-либо сознательно применяемый способ решения задач, достижения требуемого результата.

Методология науки как самостоятельная область исследований стремится выяснить содержание, возможности, границы и взаимодействие научных методов. Она разрабатывает систему методологических понятий, отражающих в общем виде предпосылки, средства и принципы научного познания.

Задача этой дисциплины - не только прояснять и изучать уже имеющиеся исследовательские средства, но и постараться их усовершенствовать, внести свой вклад в развитие научных методов; она предполагает активный критический подход к научному познанию.

Первоначально методология науки развивалась, скорее, как нормативная дисциплина, как бы диктующая ученому «правильные» способы познания, задающая ему достаточно жесткие рамки и оценивающая его действия. Однако со второй половины XX в. в методологических исследованиях происходит сдвиг от нормативной стратегии к дескриптивной , т.е. описательной.

Методологи сейчас больше изучают и описывают то, как реально работает наука, не пытаясь навязать ученым какие-либо представления о «правильных» и «неправильных» действиях. Но, разумеется, в современной методологии науки сохраняется и аналитико-критический стиль по отношению к реальной научной практике. Сегодня растет понимание того, что эта дисциплина должна не столько быть нацелена на разработку конкретных рекомендаций для ученых, сколько активно включаться в широкое обсуждение наряду с представителями частных наук и на принципах равноправия с ними их методологических проблем.

С некоторой долей условности в методологии науки как философской дисциплине можно различать «общую методологию», изучающую самые общие черты научной деятельности (например, она занимается общими вопросами экспериментирования, моделирования, измерения, аксиоматизации и др.), и «методологию частных наук», анализирующую более узкие вопросы, которые относятся к конкретным научным областям и направлениям.

Развитие методологического знания тесно связано с общим продвижением науки. Научные достижения имеют, кроме собственно теоретически- предметной, содержательной стороны, еще и сторону методологическую. Вместе с новыми научными теориями мы часто приобретаем не только новое знание, но и новые методы. Скажем, такие фундаментальные достижения физики, как квантовая механика или релятивистская теория, имели также большое методологическое значение.

То, что развитие философско-методологического знания крайне важно для науки, доказывает тот факт, что многие крупные ученые специально обращаются в своих трудах к фундаментальным общеметодологическим вопросам науки. Для примера достаточно вспомнить таких ученых, как II. Бор, Г. Вейль, В. Гейзенберг, А. Пуанкаре и А. Эйнштейн.

Логика науки

В XX в. мощное развитие получила математическая логика - самостоятельное направление, имеющее приложения во многих сферах научно-практической деятельности. Появление математической логики стало революцией в логике и науке вообще. В том числе она стимулировала и развитие методов логического анализа науки.

Сейчас область, именуемую «логикой научного познания», трудно назвать единой дисциплиной с четко определенным предметом. Она представляет собой совокупность разнообразных концепций, подходов и моделей, касающихся различных форм и процессов научного познания.

В логике науки исследуются формальные аспекты научной деятельности: это сам язык науки как система понятий, логические характеристики научных теорий (такие как непротиворечивость, полнота, независимость аксиом), а также содержательные рассуждения, структуры аргументации и другие проблемы. Уточняются такие важные научные понятия, как необходимость, возможность, вероятность, правдоподобность и др.

Очень широк и арсенал современных логико-математических средств. Продолжается использование традиционных искусственных логических языков («исчислений»). Развиваются и новые области: логика норм, эпи- стемические модели познания, многозначные логики и др.

Логические методы обработки и исследования научного знания сегодня приобрели особое значение в связи со становлением так называемой инженерии знаний и развитием компьютерных технологий, опирающихся на успехи в области искусственного интеллекта. Развитие логических методов способствует одной из важнейших тенденций современной науки - ее информатизации и компьютеризации (см. параграф 6.1).

  • В это же время сторонники данной программы стали называть себя «логическими эмпи-ристами».

Мы уже сказали (в разделе 1.7.1), что в состав философии входит несколько специализированных философских дисциплин. Каждая из них имеет своим предметом определенную сферу социальной жизни или специфический сектор культуры. Здесь в качестве иллюстрации будет дана самая краткая характеристика только двух из таких дисциплин. Предварительно отметим: 1) граница между основными разделами философии и специализированными философскими дисциплинами не является отчетливой; 2) разные авторы выделяют различное количество основных разделов философии и специализированных философских дисциплин.

Поговорим, прежде всего, о философии науки . Философия науки - это обсуждение науки с позиций философии, то есть с позиций рационально выстроенного и понятийно выраженного мировоззрения. Философия науки включает в себя обширный перечень проблем и разнообразные подходы к их решению. К разряду фундаментальных проблем философии науки относятся: вопрос о сущности, природе науки; вопрос о происхождении науки; проблема периодизации истории науки; вопрос о движущих силах развития науки; вопрос о специфике методов научного познания и форм научного знания; вопрос об основных закономерностях развития науки. Философия науки занимается также проблемами взаимоотношений науки и других секторов культуры, других сфер общественной жизни; вопросом о роли (функциях) науки в общественной и частной жизни человека; вопросом о перспективах развития науки; вопросом о допустимости и необходимости нравственно-правового регулирования научных исследований.

Важнейшей и актуальнейшей задачей философии науки является двуединая задача проблематизации-обоснования науки. Имеется в виду, с одной стороны, необходимость критического осмысления философией сущности и наличного состояния науки, ее познавательных и культурообразующих возможностей. Дело в том, что в определенные периоды развития культуры наука претендует на непогрешимость, на абсолютную истинность своих выводов и построений. В эти периоды в обществе формируется, по сути, культовое отношение к науке, к научному знанию, к рекомендациям науки. В такие эпохи (такими были, например, эпоха Просвещения и период особо интенсивного развития естественных наук в 19-м и первой половине 20-го веков) философия науки должна проблематизировать науку, философия должна «ставить науку под вопрос». Она должна показывать историческую, социокультурную обусловленность и ограниченность познавательных возможностей современной ей науки. Она должна показывать противоречивость социальных, культурных, экологических и экзистенциальных последствий, к которым ведет стремительное развитие науки. Она должна показывать самоценность, социальную, культурную, экзистенциальную необходимость других (вненаучных) секторов познания. Она должна показывать необоснованность претензий современной ей науки на всезнайство, на достижение наукой абсолютной истины, на диктат по отношению к другим секторам и сферам культуры. С другой стороны, философия науки должна своими средствами осуществлять обоснование науки. Она должна показывать фундаментальную роль науки в познании мира и человека, должна демонстрировать самоценность и незаменимость науки другими когнитивными практиками. Особенно актуально обоснование значимости когнитивных и культурообразующих возможностей науки в нашу эпоху. Можно сказать, таким образом, что философия науки, решая указанную двуединую задачу проблематизации - обоснования науки, должна в зависимости от социокультурных особенностей эпохи акцентированно либо проблематизировать науку, либо обосновывать ее. На современном этапе развития общества более актуальным представляется именно обоснование науки.

Необходимо помнить, что наука является объектом изучения не только философии науки, но и еще целого ряда нефилософских научных дисциплин. Мы имеем в виду, в частности, историю науки, социологию науки, экономику науки, науковедение, психологию научного творчества. Со всеми этими науками философия науки находится в разнообразных отношениях.

Так, история науки, существующая в виде единства многообразия историй отдельных наук, а также историй научных направлений, научных школ и т.д., дает описание событийного ряда, образующего процесс становления и развития науки как составляющей всеобщей истории. Она пользуется преимущественно индивидуализирующим методом и уделяет особое внимание описанию различного рода научных достижений, деятельности выдающихся творцов науки. Она использует многие принципы и понятия, предложенные философией науки: парадигма, научно-исследовательская программа, фундаментальная научная идея, научная картина мира и т.д. В свою очередь, философия науки опирается на достижения истории науки как на эмпирический материал. Она стремится его концептуализировать с определенных философских позиций. С другой стороны, материал истории науки выступает в качестве критерия жизнеспособности, истинности концепций, предлагаемых представителями разных школ философии науки. Используя термин выдающегося мыслителя двадцатого столетия (многого достигшего, кстати, и в философии науки) К.Р. Поппера, можно сказать, что материал истории науки способен выступить в качестве «фальсификатора» тех или иных концепций философии науки. То есть этот материал может отбраковать те разработки философии науки, которые моделируют определенные стороны процесса становления и развития науки и которые не согласуются с описаниями становления и развития науки, даваемыми историей науки. Соотношение между историей науки и философией науки, видимо, можно уподобить соотношению истории (историографии) и философии истории. Историография описывает исторический процесс во всем его многообразии, во всем разнообразии исторических событий, исторических деятелей и т.д. Философия истории концептуализирует результаты, полученные всеобщей историей, она пытается выявить логику исторического процесса, закономерности, движущие силы, основные этапы, тенденции этого процесса. Взаимоотношения истории науки и философии науки хорошо передает афоризм И. Лакатоса: «Философия науки без истории науки пуста, история науки без философии науки сл е- па».

Социология науки, используя специальные методики, анализирует науку как социальное явление, выявляет количественные и качественные характеристики науки и научного сообщества: источники и размеры финансирования науки, количество научных работников, их распределение по различным секторам науки, уровень их квалификации, возраст, количество публикаций и т.д. Она пытается установить тенденции развития различных секторов науки и научных направлений и т.д. Социология науки сформировалась относительно недавно. Как специализированная социологическая дисциплина она является детищем двадцатого столетия, поскольку именно в это время профессия научного работника стала массовой. Социология науки формулирует свои концептуальные обобщения различных уровней. Эти обобщения обязательно должны приниматься во внимание философией науки.

Тесно примыкают к социологии науки экономика науки и науковедение, также уделяющие преимущественное внимание количественному исследованию науки. Они стремятся выяснить степень эффективности финансовых вложений в различные сектора науки, уточнить вклад науки в общий экономический рост той или иной страны. Они анализируют особенности процессов внедрения научных достижений в обществах с различным экономическим и политическим устройством и т.д.

Определенные аспекты науки изучает также психология научного творчества. В частности, ее интересуют психологические особенности различных типов научных работников (основателей и руководителей научных школ, «генераторов новых научных идей», исполнителей, критиков, теоретиков, экспериментаторов и т.п.). Психология научного творчества уделяет много внимания рассмотрению характера взаимоотношений членов одного научного коллектива на различных стадиях его развития. Особый интерес у психологии научного творчества вызывает феномен научного открытия. Философия науки и психология научного творчества интенсивно взаимодействуют друг с другом. В частности, в зоне их совместных интересов находится рассмотрение интуиции как непременного компонента всякого научного творчества. В то же время философия науки и психология научного творчества достаточно отчетливо специализированы. Если названная отрасль психологии нацелена на то, что называется «контекстом открытия», на саму конкретику совершения того или иного научного открытия и исследует роль и место в этом процессе особенностей психических качеств (воля, воображение, целеустремленность, смелость, нонконформизм...) первооткрывателя, то философия науки интересуется в большей степени «контекстом обоснования». Она нацелена на исследование способов логического и эмпирического обоснования и доказательства соответствующего открытия.

Значительный интерес представляет такая специализированная философская дисциплина, как философия религии. Философия религии может быть определена как процесс и результат философского осмысления и философской оценки религии. Философия религии стремится, прежде всего, раскрыть сущность религии, ее происхождение и основные этапы развития, социокультурные функции, роль религии в современном мире. Она анализирует особенности религиозного мировоззрения, природу религиозной веры, своеобразие религиозного опыта, специфику различных видов религии. Большое место в философии религии уделяется рассмотрению взаимоотношений религии с другими секторами и сферами культуры: с наукой, философией, нравственностью, образованием, правом, политикой. Эта философская дисциплина своими средствами обсуждает также те проблемы и категории, которые играют принципиально важную роль в религии и теологии: соотношение имманентного и трансцендентного, соотношение естественного и сверхъестественного, соотношение духовного и материального, взаимосвязь временного и вечного, доказательства бытия Бога, соотношение Бога и мира, Бога и человека.

Философия всегда проявляла острый интерес к религии. Однако как относительно автономная философская дисциплина философия религии складывается в Новое время и эпоху Просвещения. Выдающийся вклад в формирование философии религии внес Б. Спиноза , заложивший, в частности, основы научно-критического анализа Ветхого Завета. Отметим также исследования Д. Юма (1711-1776), написавшего книги «Диалоги о естественной религии» и «Естественную историю религии». Приниципиально новый этап в развитии философии религии связан с трудами И. Канта, Ф. Шлейермахера и Г.В.Ф. Гегеля. Упомянем здесь также соответствующие сочинения Л. Фейербаха («Мысли о смерти и бессмертии» и «Сущность христианства») и К. Маркса («Экономическо-философские рукописи 1844 года» и «К критике гегелевской философии права. Введение»). Весьма активно проблематика философии религии обсуждается во второй половине 19-го и в 20-м веке. Это, в частности, разработки Ф. Ницше, З. Фрейда, А. Бергсона, М. Хайдеггера, К. Ясперса, М. Бубера, П. Тиллиха, многих представителей русской религиозной философии.

Философия религии сосуществует и неоднозначно взаимодействует со многими другими дисциплинами, так или иначе изучающими религию. В число этих дисциплин входят теология, религиоведение, история религии, социология религии, психология религии. В особенности сложны отношения философии религии с теологией и религиоведением. Существуют различные понимания характера указанных отношений. Интересную и достаточно обоснованную точку зрения по этому поводу развивает известный российский автор Ю.А. Кимелев. Он пишет о том, что философия религии представлена в истории культуры в двух формах: как философское религиоведение и как философская теология. «Философское религиоведение, - поясняет Ю.А. Кимелев, - это совокупность философских рассуждений, предметом которых является «религиозное отношение» человека или «религиозное сознание» человека...». «Специфика философии религии как религиоведения, указывает он, состоит в том, что она ограничивается исследованием и осмыслением р е- лигии и не занимается описанием или концептуализацией какой -то сверхъестественной реальности». Соответственно, философская теология стремится «создать учение о Боге сугубо философскими средствами». Что касается взаимоотношений философии религии и истории религии, а также социологии религии и психологии религии, то они могут быть пояснены уже знакомым нам способом. Философия религии, как показывает опыт, способна оказывать на только что перечисленные научные дисциплины мировоззренческое и методологическое воздействие. Можно говорить также о соответствующем эвристическом потенциале философии религии. В свою очередь, разработки и обобщения, предлагаемые названными науками, с одной стороны, выступают как эмпирический материал для концепций, созидаемых философией религии. С другой стороны, эти разработки и обобщения могут служить «пробным камнем» для соответствующих философских концепций, то есть они могут отбраковывать неудачные построения философии религии или стимул и- ровать дальнейшее развитие эффективно работающих доктрин.

Предмет философии

Предмет философии развивался и менялся каждую историческую эпоху вследствие различного уровня и общества. Изначально он включал в себя знания о природе, человеке и космосе. Впервые как отдельную выделил Аристотель. Он определял ее как знание, которое лишено чувственной конкретики, знание о причинах, о сущности, о сути.

В период научной революции (конец XVI — начало XVII в.) от философии начинают отделяться конкретные науки: механика земных и небесных тел, астрономия и математика, позже физика, химия, биология и т. д. В это время предметом философии является изучение об­щих законов развития природы и общества, человеческо­го мышления. Философия же становится методологией научного познания и практической деятельности.

Объектом изучения современной философии является окружающий мир, который представляется как многоуровневая система.

Выделяют четыре предмета осмысления окружающей действительности: Природу (окружающий мир), Человека и Общество. Данные понятия отличаются друг от друга специфическим способом существования в мире.

2. Исследуя сущность и назначение человека , философия рассматривает человека всесторонне, анализирует его возможности, ощущения, духовный мир, социальный аспект в человеке, направляет его на путь самопознания, самосовершенствования и самореализации, определяя направления деятельности человека и общества.

3. Рассматривая систему «человек-мир» , философия исследует взаимодействие человека с окружающим миром, их взаимное восприятие друг друга и влияние друг на друга. При этом основное внимание уделяется формам и методам деятельности человека, его способам познания и преобразования мира.

В целом, мы видим, что каждый из предметов философии исследует свою определенную область, в связи с чем выделается ряд специфических особенностей исследования того или иного направления, особый категориальный аппарат. Значительно отличаются взгляды философов по каждой исследуемой проблеме. В следствие возникает дифференциация философии, определяются отдельные течения и направления философской мысли.Таким образом, философия представляет собой теоретически разработанное мировоззрение, систему общих категорий и теоретических взглядов на мир, место человека в мире, определение различных форм отношения человека к миру.

Видеоматериалы

Немного о науке как таковой

Если рассматривать определение науки ad hoc , т. е. применительно к данному случаю, данной конкретной ситуации, то в содержательном плане науку можно определить как знание, пости-гающее реальность на уровне закона , т. е. предельной сущности познавае-мой реальности, ибо за законом уже нет никакой реальности.

Форма (структура) научного знания включает:

  1. принципы;
  2. законы;
  3. категории;
  4. понятия.

Принцип - исходное, базисное положение, фундамент науки. Как правило, конкретная научная система стремится свести количество принципов, необходимых и доста-точных для формирования ее теоретического каркаса, к минимуму. Прин-цип - это свернутое до предела знание, которое в своем развитии, развер-тывании образует все «тело» науки, обусловливает ее параметры, специ-фику, качество.

Категория - это философское, предельно общее понятие, которое фиксирует существенное свойство, связь, отношение, присущее явлениям всех сфер действительности. Категории составляют основу языка философии и определяют специфику философского знания. Категории формируются по мере выявления всеобщих свойств, связей и отношений. Специфика философских категорий заключается в их всеобщем характере: «бытие», «количество», «ка-чество», «закон» и т. д.

Понятие - отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по общим и в своей совокупности специфическим для них признакам.

Понятие философии

Философия - это наука о всеобщих свойствах, связях, отношениях, присущих явлениям всех сфер действительности (неживой, живой природе, обществу, процессам мышления); это синтезированное знание, в котором в обобщенной форме выражены достижения всей человеческой культуры.

Иначе, философия - это наука наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Замечание

Словом «философия» в древнегреческом мире обозначали всю совокупность знаний, которыми обладали люди.

В современном понимании философия включает в себя не всякие знания: она представляет собой, прежде всего, систему теоретических знаний. Философия - это теоретическое осмысление действительности.

Рассматривая всеобщие связи и отношения, философия дает общее представление о мире, о бытии, о человеке и его отношении к миру. Круг философских проблем связан непосредственно с основными вопросами человеческого бытия:

    • Что такое мир? Закономерен он или хаотичен?
    • Кто такой человек? Какое место он занимает в мире? Каково его отношение к миру?
    • Познаваем ли мир?

Замечание

Некоторые ученые (см., например, Режеп С.В., Свечников В.П) замечают, что философия не представляет собой целостного единого учения, единых общих положений для философов всех стран мира. Философия предстает как совокупность различных философских учений, различных философских направлений, философских школ, философских систем. Каждое философское учение, направление, школа, система формирует свою философскую базу, свои философские концепции, обеспечивая единство своего философского учения.

Различные философские учения конкурируют между собой, обосновывая свои положения, критикуют другие школы и направления.

Исторически каждая философская система предполагает критическое преодоление предшествующих философских систем. И хотя различные философские учения рассматривают в сущности, одни и те же проблемы, но видение этих проблем и их теоретическое решение в различных учениях оказываются различным. И не одно из этих учений, направлений не отвергается с течением времени всеми философами.

Каждое из них имеет своих сторонников, каждое из них имеет на существование, поскольку исходят из таких всеобщих свойств, таких всеобщих положений, которые не могут быть проверены практикой, и не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты. Они принимаются как исходные на веру.

Отличие философии от других наук и форм теоретического осмысления действительности:

    1. рассматривает мир как целое, с точки зрения всеобщих свойств, связей и отношений (носит предельно общий теоретический характер);
    2. познает природу мира и устанавливает причины ее развития;
    3. изучает наиболее общие законы природы, общества и мышления;
    4. исследует пути и средства познания мира и его преобразования (содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, кото-рые лежат в основе иных наук).

Специфика философского знания:

    • является знанием о всеобщих свойствах, связях, отношениях, присущих явлениям всех сфер действительности (неживой, живой природе, обществу, процессам мышления), дает общий взгляд на мир, устанавливая общие принципы и закономерности его проявления;
    • является синтезированным знанием, в котором в обобщенной форме выражены достижения всей человеческой культуры;
    • во многом субъективно (несет в себе отпечаток и мировоззрения отдельных философов);
    • является совокупностью объективного знания и общественных ценностей (нравственных идеалов) своего времени (испытывает на себе влияние эпохи);
    • имеет качество рефлексии (обращенности мысли на саму себя);
    • неисчерпаемо по своей сути;
    • ограничено познавательными способностями по-знающего субъекта (человека).

Предмет и объект философии

Введение

Объект науки - это фрагмент реальности, который исследуется именно этой наукой. Напри-мер, экономическая реальность есть объект изучения экономической тео-рии, социологии, социальной философии, истории. Понятно, что каждая из наук берет свой срез экономической реальности, но в принципе они изучают одно и то же.

Предмет науки - это объект науки, данный нам через призму ее категориально-понятийного аппарата, специфическое, присущее только данной науке видение ее объекта. Предмет науки - это какая-либо специфическая область реальности, препарированная и презентированная субъекту посредством категориаль-но-понятийного аппарата науки. Предмет науки - это результат исследовательских действий.

Объек-т философии как науки - реальность (мир) и человек в совокупности их сложных отношений. Таким образом, философия изучает мир в целом, мир как целое; она исследует отношение человека к миру, мир, взятый в отношении к нему.

Предмет философии - наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, разработанные на основе и в процессе изучения объекта ее исследования.

Иногда под предметом философского исследования понимается определенная область действительности или круг проблем, изучаемых философами в данный момент времени или в определенную эпоху, или область исследования определенной философской науки.

Замечание

Предмет и объект изучения философии постоянно изменяется: они одновременно и сужаются, и расширяются. Сужаются потому, что философия все время освобождается от проблем, не входящих в ее компетенцию. Если, скажем, в эпоху античности фило-софия - это синкретичное знание фактически обо всех проблемах миро-здания (от космоса до медицины), то уже в Новое время мы обнаруживаем достаточно четкую дифференцированность наук. Отмеченная тенденция к сужению предмета философии реально су-ществует. Именно поэтому, например, из структуры философского знания выделились и обрели самостоятельность в качестве нефилософских дис-циплин формальная логика, психология.

Но одновременно предмет фило-софии расширяется: обнаруживаются все новые грани, стороны реально-сти, требующие философского осмысления. Так появились отрасли фило-софского знания, имеющие свою четкую предметную область:

    • аксиология (философское учение о ценностях и оценках);
    • семиотика (учение о знани-ях и значениях);
    • философская герменевтика (учение о понимании и ин-терпретациях).

Структура философии как науки

По этому вопросу нет единой точки зрения.

Традиционно принято разграничивать философское знание на следующие области:

    1. онтология (учение о бытии), которое включает учения:
      • о сущности бытия (метафизика);
      • о фор-мах бытия (материя, движение, пространство, время);
      • о способах бытия (природное, социальное, материальное, духовное, бытие человека, общества).
    2. гносеология (учение о познании бытия: о начале познания, его ступенях, уровнях, детерминантах, объекте и субъекте познания; центральная проблема - проблема истины);
    3. социальная философия (философское учение об обще-стве):
      • философия экономики, политики, культуры, истории;
      • философская ан-тропология.

Замечание

Подобная теоретическая схема - «иде-альный тип», некий усредненный инвариант. В реальном же существова-нии множества философских школ и направлений этот инвариант посто-янно деформируется, например:

  • философия М. Хайдеггера - это по пре-имуществу онтология, гносеологические проблемы здесь носят явно под-чиненный характер;
  • феноменология Э. Гуссерля сводится к вопросам гно-сеологии, а проблемы самого бытия «выносятся за скобки» познаватель-ного процесса;
  • постпозитивисты (И. Лакатос, П. Фейерабенд, Т. Кун) сво-дят всю философию даже не к гносеологии, а к эпистемологии - учению о научном познании. Более того, в эпистемологии постпозитивистов прак-тически отсутствует главная, центральная гносеологическая проблема - проблема истины.

Кроме того, основной вопрос онтологии - что есть бытие - понимается различными философами ради-кально противоположным образом: в марксистской философии бытие ин-терпретируется в качестве движущейся в пространстве и времени мате-рии, в фундаментальной онтологии Хайдеггера бытие рассматривается как «Dasein» - бытие субъекта здесь и теперь.

Но место истины указать даже в этом многообразии можно: она, как отмечал известный отечественный философ А. Ф. Лосев, всегда где-то между высказываемыми позициями. Правда, каждый философ субъектив-но убежден (и это тоже нормально), что истина - в его собственной кон-цепции, поскольку без такой убежденности заниматься философией бес-смысленно.

В структуру философского знания входит и специализированное знание: философские проблемы естествознания, гуманитарных и социаль-ных наук, социального познания. К числу философских дисциплин можно отнести этику (философское учение о морали), эстетику (учение о пре-красном, об эстетических свойствах реальности), философию религии и атеизм.