Существуют вечные неизменные истины. Абсолютная и относительная истина. Отличие относительной истины от абсолютной. Понятие и критерии истины

Часть 2
«Что есть истина?»

Центр линзообразной галактики Центавр А

Галактика Сомбреро в черной дырой огромной массы в центре

Массовое рождение новых звезд

Спиральная галактика в созвездии Волосы Вероники

Греческое слово а·ле·теи·а , переводимое как «истина», происходит от слова, которое означает «не скрытый», поэтому часто истина подразумевает раскрытие того, что раньше было сокрыто.

Существует множество теорий об истине. Одни убеждены что истины не существует вообще, другие ищут ее в философиях, третьи - считают что она существует, но для человека не постижима... А что думаете вы?

Библия утверждает, что есть Абсолютная Истина. И это истина обо всем. А понимание истины дается Творцом и доступна каждому человеку, если он искренне желает узнать ее и настойчиво ищет. И это логично, ведь только тот кто создал все, может знать абсолютную истину.

Один человек о поиске истины отозвался так: "То что иногда нам кажется парадоксом, только кажется таковым - и всё это временное наше представление, обусловленное нашим несовершенством в деле познания Абсолютной Истины. Истина проста, но люди не могут дойти до этой простоты, путаясь в лабиринтах объективных и субъективных сложностей".

ЛИЦОМ к лицу стояли два совершенно разных человека. Один — политик, циничный, честолюбивый, богатый, готовый на все ради своей карьеры. Другой — учитель, пренебрегавший богатством и славой, готовый пожертвовать собой ради жизни других людей. Надо ли говорить, что эти два человека не разделяли взгляды друг друга. В одном вопросе, в частности, их мнения расходились абсолютно — в вопросе об истине.

Этими людьми были Понтий Пилат и Иисус Христос. Иисус стоял перед Пилатом как осужденный преступник. За что? Иисус объяснил, что причина его ареста — вне всякого сомнения, та самая, по которой он пришел на землю и исполнял свое служение,— сводилась к одному: к истине. «Я на то родился и на то пришел в мир,— сказал он,— чтобы свидетельствовать об истине» (Иоанна 18:37).

В ответ Пилат задал заслуживающий внимания вопрос: «Что есть истина?» (Иоанна 18:38) Хотел ли он на самом деле услышать ответ? Вероятно, нет. Скорее всего, римский правитель задал этот вопрос просто из циничного неверия, как бы говоря: «Истина? Что это? Ее просто не существует!» Впрочем, и сейчас, люди, которые якобы ищут истину, на самом деле ответы на свои вопросы слышать не хотят. А скептический взгляд Пилата на истину характерен и для наших дней. Многие люди считают, что истина относительна, другими словами, то, что истина для одного человека, вовсе не является истиной для другого, и оба они могут быть «правы». Это убеждение распространено настолько широко, что для него даже есть отдельное название — «релятивизм».

Зачем нужно искать истину?

МНОГИЕ религиозные организации, например, заявляют, что у них истина, и ревностно предлагают ее другим людям. Но все вместе они предлагают ошеломляющее изобилие «истин». Является ли это еще одним доказательством того, что все истины относительны, что абсолютных истин не существует? Нет.

В своей книге «Искусство мышления» («The Art of Thinking») профессор В. Р. Руджеро удивляется тому, что даже весьма неглупые люди иногда говорят, что истина относительна. Он рассуждает: «Если у каждого своя истина, тогда идея какого-нибудь человека никогда не может быть лучше идеи другого человека. Все они должны быть равны. А если все идеи равны, какой смысл заниматься исследованием чего-либо? Зачем копаться в земле в поисках ответов на археологические вопросы? Зачем изучать причины напряженности на Ближнем Востоке? Зачем искать лекарство от рака? Зачем исследовать галактику? Эти занятия имеют смысл только тогда, когда одни ответы лучше других, когда истина — это что-то отдельное от личностных аспектов и не подвергающееся их влиянию».

Фактически нет ни одного человека, который бы в действительности верил, что истины нет. Когда речь идет о таких физических реальностях, как медицина, математика или законы физики, даже самый непоколебимый релятивист убежден в истинности некоторых вещей. Кто из нас отважился бы полететь на самолете, если бы мы не считали, что законы аэродинамики — это абсолютные истины? Доказуемые истины существуют, они окружают нас и мы доверяем им свою жизнь.

Цена релятивизма
Ошибки релятивизма особенно очевидны в сфере нравственности, потому что именно здесь такое мышление причинило наибольший вред. В «Американской энциклопедии» («The Encyclopedia Americana») отмечается: «Многие выражают серьезные сомнения в том, постижимо ли для людей знание, или общепризнанная истина... Тем не менее, очевидно, что если связанные воедино идеалы истины и знания отвергаются как утопические или вредные, человеческое общество приходит в упадок».

Может быть, вы замечаете такой упадок. Например, лишь немногие люди сегодня считают истиной библейские учения о нравственности, которые недвусмысленно осуждают сексуальную безнравственность. Ситуативная этика — «решай сам, что правильно для тебя »,— вот преобладающее мнение наших дней. Осмелится ли кто-нибудь заявить, что общественный упадок вызван не этим релятивистским взглядом? Повсеместные эпидемии передаваемых половым путем болезней, разбитые семьи и проблема подростковой беременности говорят сами за себя.

Что такое истина?
Но давайте оставим мутные воды релятивизма и кратко рассмотрим то, что Библия описывает как чистые воды истины (Иоанна 4:14; Откровение 22:17). В Библии «истина» — это вовсе не то абстрактное, смутное понятие, о котором спорят философы.

Человек, по имени Иисус Христос живший много веков назад и изменивший историю человечества сказал так: «Познаете истину и она сделает вас свободными» (Иоанна 8:32). Этим человеком был Христос, который утверждал что он является сыном Бога. Думаете если бы это было не так, он бы сказал эти слова? (Существование Христа уже давно доказано историческими фактами и археологическими находками. Даже отсчет времени идет до Рождества Христова и после Рождества Христова).
Когда Иисус сказал, что целью его жизни было свидетельствование об истине, он имел в виду то, что веками ценили верные евреи. В своих Священных Писаниях евреи на протяжении долгого времени читали об «истине» как о чем-то конкретном, не теоретическом. Словом «истина» в Библии переводится еврейское слово ’емет , которое означает нечто непоколебимое, твердое и, что, важнее всего, надежное .

У евреев были веские основания смотреть на истину именно так. Они называли своего Бога «Боже истины» (Псалом 30:6). Они называли его так потому, что Бог делал все, о чем говорил. Когда он обещал что-нибудь, он держал слово. Когда он давал пророчества, они сбывались. Когда он провозглашал окончательные приговоры, они приводились в исполнение. Очевидцами всех этих событий были миллионы израильтян. Вдохновленные Богом писатели Библии записывали эти события как неоспоримые исторические факты. В отличие от других книг, почитаемых священными, Библия основана не на мифах и легендах. Она прочно покоится на доказуемых фактах — на исторических, археологических, научных и социологических реальностях. Все это мы можем увидеть сами, познакомившись с трудами древних и современных историков, последними археологическими находками и научными открытиями.

Уже само изучение истины может оказать разрушительное воздействие на убеждения человека. В «Американской энциклопедии» говорится: «Часто истина неприятна, потому что она опровергает предубеждение или миф». Когда мы видим, как открывается лживость наших верований, это приводит к разочарованиям, особенно если этим верованиям нас учили религиозные деятели, которым мы доверяли. Некоторые могут сравнить это с тем, что происходит, когда родители, которым доверяли, вдруг оказываются преступниками.

Отвергнуть истину как относительную или несуществующую — означает лишиться самого захватывающего и удовлетворяющего поиска из тех, что предлагает жизнь. Найти же истину — означает найти надежду; знать и любить истину — означает знать и любить Создателя; жить в согласии с истиной — означает жить, сохраняя смысл жизни и душевный покой.

Изменяется ли когда-нибудь истина?
ТАКОЙ вопрос поднял в своей книге «Искусство мышления» В. Р. Руджеро. Его ответ: нет. Руджеро уточняет: «Иногда может показаться, что она изменяется, но при более тщательной проверке выясняется, что это не так».

«Рассмотрим,— говорит Руджеро,— вопрос авторства первой книги Библии, Бытие. На протяжении веков христиане и иудеи считали, что эту книгу писал один человек. Но со временем этот взгляд подвергся сомнениям и в конце концов был вытеснен убеждением, что Бытие писали, возможно, пять человек. Затем, в 1981 году, были опубликованы результаты пятилетнего лингвистического анализа, согласно которым вероятность того, что книга написана одним человеком, как и думали с самого начала, составляет 82 процента.
Изменилась ли истина об авторстве Бытия? Нет. Изменилось лишь наше убеждение. Истина не изменяется из-за наших познаний или нашего невежества».

Давайте посмотрим что из себя представляет книга, которую еще называют Слово Бога и которая утверждает что содержит в себе истину. Ведь если эта книга действительно является посланием Бога к человеку, то логично было бы искать абсолютную истину именно в этой книге. Ведь лишь тот, кто создал вселенную, планету Земля и все живущее на ней, может дать точный, исчерпывающий ответ на вопрос "Что такое Истина". Возможно вас удивит, насколько эта книга не похожа ни на одну из книг существующих на земле, насколько она уникальна, проста и в то же время содержит в себе глубины непревзойденной мудрости.

Итак что такое Библия?

Продолжение следует.

Истина сокрыта в глубине беспредельности.
Демокрит.

Я есмь путь и истина и жизнь.
Иисус Христос (Иоан. 14.6).

Истина есть Бытие.
Книга УФС.

Имеется множество определений Истины, что свидетельствует только об отсутствии истинного представления о ней. Складывается впечатление, что Истина вообще надуманное условное понятие, существующее лишь в формальной логике и малопригодное в реальности. По классической или корреспондентской концепции – это знание, соответствующее действительности (Аристотель, Бэкон, Гольбах, Спиноза и др.); по онтологической – это постижимая идея, находящаяся в основе реальности (Платон); по конвенциональной – это непротиворечивое знание, согласованное с коллективным опытом (Пуанкаре, Дюркгейм); по когерентной – это логическое соответствие новой истины доказанной истине (Лейбниц, Рассел); по интуитивистской – это интуитивно очевидное знание, не нуждающееся в доказательстве (Декарт, Галилей); по априористской – это изначальные присущие всеобщие формы знаний априорно присутствующие в разуме человека (веданта, Кант); по диалектике – это сущность бытия (Гегель); по аксиологической или психологической – это оценочное понятие в иерархии ценностей, принимаемое на веру; по праксиологической или экзистенциальной – это то, что практически значимо для человека и способствует его самореализации; по эмпирической – это соответствие опыта и теории.

Самое современное определение: истина – адекватное отображение объективной реальности познающим субъектом, на самом деле, является полной наукообразной чушью, поскольку современная наука в виде квантовой механики занимается чисто идеальными математическими субъективными конструктами, которые, тем не менее, подтверждаются экспериментально. В ней вся реальность субъективна, непредставима физически и иной, и быть не может.

При рассмотрении категории истины надо исходить из того, что истина есть понятие, выражаемое в языке, есть понятие историческое и есть понятие фундаментальное или онтологическое. Слова истина или суть происходят из бореального или ностратического языка от фонемы и-са или и-су, означающей соединенный свет или остановленный свет, то есть то, что остается после замерзания воды в сосуде ice (англ.) или Eis (нем.) – лед. Это и было первым осмыслением понятия истины как того, что скрыто за внешней формой. Отсюда имя Иса или Иисус – Светоносный, богиня Исис (двойная ис) – Снежная Королева льда и холода, которые произошли из древней Гипербореи.

С другой стороны ис означает связывать соединять с собой или есть – потреблять пищу, сохранившееся в санскрите как исти – жертва божеству в виде пищи. Древние понимали фундаментальность пищи как необходимой основы, чтобы жить или быть-существовать. Отсюда широко употребляемые is (англ.) и ist (нем.) в смысле быть, являться. В этом понятии скрыто, заключены вопросы, что мы есть, в чем смысл нашего появления и поиск ответа, зачем мы есть? Именно в этом и заключается все дальнейшее развитие понятия Истины. Таким образом, уже в глубочайшей древности путем осмысления реальности сформировалось понятие Истины как скрытой жизненно необходимой основы Бытия.
Кроме того на санскрите сущность или истина обозначена словом Саттва состоящем из бореальных существительных сат – свет и ва – вода, поток, путь, что означало сперва путь вдоль воды, а потом Путь Света или Путь Истины. Это подтверждает равнозначность обоих смыслов истины и исходное происхождение понятия. Отсюда же происходит древнейший обычай жертвоприношения или принесение пищи богам (прасад) для поддержания их сущности или бытия.

Следовательно, Бытие есмь Истина, а Истина суть Тайна бысть. Среди философов прошлого к проблеме Истины ближе всего приблизился П. А. Флоренский в известных работах «Столп и утверждение Истины» (1914) и «Мнимости в геометрии» (1922). В первой он выводит слово истина, из глагола есть, и сводит его к глаголу дышать как основному признаку живого существа. При этом он упускает то, что смысл понятия есть много шире чем дышать, поскольку дышать, в том числе поедать воздух. Значит, глагол есть, уже является необходимым и достаточным признаком живого существа и не нуждается в дополнительном обосновании.

Он приходит к тому же выводу что русское понимание истины – это «пребывающее существование» или «живое существо». На основе этимологических сравнений Флоренский выделяет 4 аспекта истины: русский онтологический как суть жизни, греческий гносеологический как вечные вневременные постулаты, римский юридический как данные законы и иудейский исторический как последовательность пророчеств-заповедей. Из этого видно, что истина людей достоверна, но субъективна. Однако ни трансцендентальная рациональность (высшая логика), ни чувственный мистический опыт, ни подсознательно-мистическая интуитивность не дают полной достоверности истины. Ибо вопрос «Что есть истина?» подразумевает «Зачем нужна истина?».

Рассматривая истину с позиции закона тождества или данности А=А он приходит к невыводимости истины как логической догмы из самой себя. С другой стороны он приходит к выводам что: 1) абсолютная Истина есть, т.е. – она безусловная реальность; 2) она познаваема, т.е. – она безусловная разумность; 3) она дана, как факт, т.е. является конечною интуицией и имеет строение бесконечной цепочки смысловых утверждений (дискурсии). Отсюда вывод – Истина есть интуиция-дискурсия, содержащая в себе синтезированный бесконечный ряд оснований, который при интегрировании сводится в единицу или Единство.

В подтверждение многозначности Истины можно привести следующий ряд истин: философская – в понятии, математическая – в формуле, геометрическая – в фигуре, логическая – в безупречности рассуждения, физическая – в вещи (материи), человеческая – в общении, божественная – в откровении, духовная – в Боге, искусства – в совершенстве, историческая – в преображении человека, истина жизни – в смене поколений и т. д.

«Итак, если Истина есть, то она - реальная разумность и разумная реальность; она есть конечная бесконечность и бесконечная конечность, или, - выражусь математически, - актуальная бесконечность, - бесконечное, мыслимое как целокупное Единство, как единый, в себе законченный Субъект. Но законченная в себе, она несет с собою всю полноту бесконечного ряда своих оснований, глубину своей перспективы. Она - солнце, и себя и всю вселенную озаряющее своими лучами, бездна её есть бездна мощи, а не ничтожества. Истина - движение неподвижное и неподвижность движущаяся». Таким образом по Флоренскому Истина есть абсолют Веры или Бог и это явилось естественным пределом философских суждений того времени. В своей логике он в конечном итоге вернулся к Единому Платона, предположившему, что множество произошло из единого, обосновываемое исходящим из самого себя.

В рассуждении о бесконечном, Флоренский оперирует понятием актуальной бесконечности, которая есть множество представлений (суждений, теорем, символов), и которое не ограничено количеством, но определено формулировкой. Примеры: замкнутая поверхность любой формы, число точек которой бесконечно, иррациональные числа, в том числе мировые константы (постоянная Планка, Больцмана, гравитационная, скорость света и др.), основные философские категории – Истина, Бытие, Бог, Смысл и т.д. Здесь Флоренский вплотную приблизился к представлениям квантовой теории (КТ) и в частности к пониманию когерентного состояния квантовой системы, которое в этом случае является суперпозицией (наложением) бесконечного числа всех возможных ее состояний (значений), и которая, в тоже время, определенна как целое.

КТ рассматривает окружающую реальность, начиная с Универсума, как замкнутую систему обладающую «запутанностью» своих состояний или нелокальностью и описывается заданием вектора состояния (волновой функцией). Запутанное состояние – особая форма квантовой корреляции, которая возникает в системах или подсистемах одной системы, бывших во взаимодействии, но разделенных (чаще всего условно). В этом состоянии, представляющим собой суперпозицию альтернативных состояний любые флуктуации в одной части подсистемы мгновенно сообщаются другой подсистеме, без передачи энергии. Это означает, что во Вселенной как целом, все связано со всем и все имеет смысл. Поэтому в ней ничего не напрасно, и каждый может ощутить ее всеединство в зависимости от степени своей концентрации.

На основе этого, сравнивая Единое Платона и Флоренского с чистым запутанным состоянием Универсума, можно сопоставить ему, вектор состояния, квадрат плотности амплитуды вероятности которого равен единице, что означает вероятность существования Вселенной (Универсума) есть единица. Отсюда, все множественное получается разбиением единицы на части, а в своей совокупности при интегрировании они снова дают единицу. Можно сказать, что любые числа, кроме нуля, есть масштабированные версии единицы. Именно это пытался обосновать П. Флоренский. В свою очередь в нуле заключается смысл абсолютного Ничто скрывающего Все и находящегося за проявленной Единицей.

Реальность Вселенной вполне очевидна, поскольку мы наблюдаем ее «изнутри» как вовне, так и в себе. Так, в свете современных научных представлений, философские озарения прошлого получают математическое обоснование. В свете КТ получает достаточное обоснование введенная Флоренским высшая форма закона тождества когда А становится А, посредством не-А, и которые являются запутанными состояниями подсистем находящимися в когерентном (нелокальном) состоянии одновременно А и не-А взаимообуславливая друг друга, а при декогеренции проявляется только одно состояние А или не-А.

Аналогично, на основе КТ, следующему уровню состояния подсистемы Вселенной сопоставляется вектор состояния с квадратом амплитуды 2 и вероятностью 0,5. Это Уровень Двойственности или единства противоположностей, ярко проявленный в микромире. Уровню двойственности в сфере сознания-разума, соответствует логика альтернативности и двуликие божества, сочетающие одновременные противоположности.

Далее Триадности мира отвечает уровень с квадратом амплитуды вероятности 3 и вероятностью около 0, 33. Это наш триадный трехкоординатный мир, который основан на приближенных динамичных константах, самые известные из которых, e равная 2, 72 и пи равное 3, 14. Уровню сознания-разума здесь должна соответствовать триадная логика с включенным третьим и трехликие божества. Поэтому сразу становятся понятными Святая Троица, интуитивно утвердившаяся в христианстве и Тримурти в индуизме. Все это отражения Единого в суперпозиции трех квантовых состояний. В свете КТ, становится вполне понятным обоснование трех ипостасей, приведенное Флоренским на основе творческой интуиции или божественного озарения и только сейчас получившим научное подтверждение. Действительно, в нашей реальности «число три имманентно истине» и ипостасей не может быть меньше трех, причем триадность внутренне необходима нашему миру, поскольку придает ему непоколебимую устойчивость и динамику развития. Триадность создала разум человека и направила его разум между крайностями альтернатив к совершенству. Именно на этом уровне становится понятным, в какой степени принцип триадности еще неосознан человеком и к каким страданиям ведет эта неосознанность.

Всеобщее свойство триадности проявленного мира нашло свое обобщение в виде закона максимумов случайных рядов или «закона троек» Е. Слуцкого (1927г). Он гласит: в случайном периодическом процессе каждый третий максимум выше предшествующих, а каждый шестой выше третьего и т.д. Закон не зависит от характера самого ряда и отражает структурные свойства реальности. На этом явлении образованы многочисленные последовательности, давно замеченные людьми. Например: «Девятый вал» Айвазовского, классификация форм рельефа от песчинки до Гималаев кратная 3,14 (В. В. Пиотровский), периодичность солнечной активности, цикличность тектонических и климатических процессов, периодичность исторического процесса кратного трем поколениям людей (72 года) и многое другое. В этом находит отражение всеобщность квантования и фрактальности нашего макромира, которые основаны на периодичности приближенно равной трем в степени N. Таким образом, на нашем уровне восприятия, Вселенная есть организм, находящийся в режиме квазислучайного автоколебательного процесса с ритмом кратным трем. Более точно – это пульсирующий спирально циклический процесс, заключающийся в чередовании ускорения и замедления, расширения и сжатия, интенсивной и экстенсивной динамики (скачкообразности развития).

Таким образом, подтверждается утверждение Флоренского о том, что истина существует и имеет три ипостаси, но познание ее выходит за рамки классической логики, которая, в этом случае, является поверхностной и есть лишь частный случай более общей квантовой энтропийной логики, основанной на представлениях КТ. По Флоренскому познание «не есть захват мертвого объекта хищным гносеологическим субъектом, а живое нравственное общение личностей, из которых каждая для каждой служит и объектом и субъектом. В собственном смысле познаваема только личность и только личностью». Явленная Истина есть любовь, складывающаяся из метафизической триады Истина, Добро, Красота. «Истина есть «Я» личное взаимное с «Я» Вселичным, Добро есть действие или обмен между ними в форме Любви, Красота есть созерцание вовне и внутри. При этом «Я», есть Бог-Отец, действующий вовне и во мне как Бог-Сын, одновременно радостно созерцающий гармонию этой любви, как подобие малого и великого в Духе Святом».

Именно в этом раскрывается подлинный скрытый смысл Триединства ипостасей, когда Бог-Отец – Слово переходит в Бога-Сына – Дело (действие любви), направляемое божественной Мыслью или Духом Святым. И глубоко прав Флоренский в том, что любовь субстанциональный акт, переходящий с субъекта на объект и имеющий в нем опору, в отличие от знания и психических эмоций. Именно так божественная любовь или творческое озарение нисходит на человека и в этом ее онтологизм. Просто любить невидимого Бога – значит пассивно открывать перед Ним свое сердце и ждать нисхождения божественной любви и это лишь начало. Напротив, надо активно любить Бога в человеке и любом живом существе, и только тогда неожиданно, но осознанно, придет чувство человечности Бога и его любви.

Истина есть живое беспредельное субъективное всечеловеческое понятие и поэтому она сама себя делает Истиной в ходе своего развития. Она Едина и Триедина одновременно, складываясь из трех аспектов: праксиологического, заключающегося в познавательно – практической деятельности; аксиологического, заключающегося в высшей ценности жизни и разума; бытийного, заключающегося в духовной направленности к Богу всей жизни человека. Упрощенно, Истина заключается в физике, в человеке и в Боге, как высшей инстанции.

Критерий Истины заключается в Триединстве Единого Бога, проявляющегося в нас как Святая Троица: Бог-Отец – Слово божие, данное человеку как речь, Бог-Сын, как деяние человека по слову божию, возникшему от Духа Святого, данного человеку как Мысль божия, имя которой Любовь к Богу в человеке и Мире Живом. Все что не соответствует этому, есть искажение Истины или Ложь. Лжецы не пройдут в Царствие Небесное к Жизни Вечной, а будут всегда пребывать в кругах поиска и обретения Истины. Критерий Истины в единстве мысли, слова и дела, основанных на любви к миру жизни, к человеку и на вере в вечность жизни, стремящейся к божественному состоянию. Отсюда видно как далеко отклонились люди от Истины и поэтому кризис человека есть кризис Истины, утраченной в погоне за материальностью.

В ответе на вопрос, в чем же заключается конкретная Истина, Флоренский, опережая свое время, обращается к переднему краю научных представлений своей эпохи. Именно поэтому его научные представления о нашем и ином мире, изложенные в книге «Мнимости в геометрии», только сейчас становятся в полной мере, доступны пониманию. Его подход к мироустройству основывается на свойствах комплексных чисел, в их представлении на двухсторонних и односторонних поверхностях (плоскостях) различной толщины. На примере плоской (двухмерной) односторонней поверхности (ленты Мёбиуса) он обосновал, что переход действительность-мнимость всего лишь смена системы координат, когда «тело (объект) выворачивается через самого себя», то есть приобретает мнимые (отрицательные или противоположные) для нас характеристики. При этом оно остается реальным для себя и своего существования уже в другой действительности.

По Флоренскому: «Все пространство мы можем представить себе двойным, составленных из действительных и совпадающих с ними мнимых гауссовых координатных поверхностей, но переход от поверхности действительной к поверхности мнимой возможен только через разлом пространства и выворачивание тела через самого себя». Сложность понимания здесь в том, что очень трудно представить одностороннюю трехмерную поверхность, подобную ленте Мёбиуса, но в трех измерениях.

Для объяснения этого он обращается к понятиям теории относительности, когда, при достижении скорости света, размеры материального тела и относительное время обращаются в нуль, а масса в бесконечность. Упрощенно это означает, что тело исчезает, то есть «приравнивается» ко всей Вселенной, а остается тонкая структура или «душа», переходящая в другую систему координат. При этом Флоренский предположил, что подобного состояния можно достичь не только на сверхсветовых скоростях, но и другими способами. Одним из них является разделение души и тела в момент смерти, другим способом является выход в состояние нирваны или самати, путем максимального снижения телесной и мыслительной деятельности и третьим способом является творческое озарение или прозрение в сфере искусства.

К настоящему времени все эти способы получили практическое подтверждение. Эффект скорости подтвержден опытом космонавтов при тренировках на центрифуге с большим ускорением, когда можно увидеть себя со спины из-за механического выдавливания тонкой структуры из физического тела. Второй способ подтверждается многочисленными описанными опытами клинической смерти и йогических практик. Пример третьего способа приведен Флоренским на основе описания путешествия Данте по потусторонним мирам, когда при спуске в Ад и достижении его центра ощущаемые верх и низ меняются местами (Божественная комедия в пер. М. Лозинского, песнь 34, строфы 73 – 79), что подтверждает достоверность этого творческого опыта. Кроме этого существует много других фантастических описаний творческого проникновения в иной мир, самые известные из которых описания Я. Беме, Э. Сведенборга, Д. Андреева, Ю. Петухова. Сам расцвет жанров фантастики и фэнтэзи в наши дни является показателем роста возможностей творческого проникновения в иномир.

Теперь рассмотрим рассуждения Флоренского с позиции современной КТ на основе ее главных направлений: теории запутанных состояний, теории декогеренции и квантовой теории информации. Современная КТ – это не только и не столько теория поведения микрочастиц, а наиболее полное описание любых объектов реальности. По сути это новая фундаментальная мировоззренческая концепция, объясняющая материю и сознание как одно целое в понятиях квантовых состояний, которые являются одновременно локальными и нелокальными, связывающими всю Вселенную в целостность.

В понятиях КТ весь Универсум (вселенная) на самом глубинном или наивысшем энергоинформационном (ЭИ) уровне есть замкнутая квантовая система, находящаяся в чистом запутанном состоянии, означающим «все в одном, одно во всем». Это полная когерентность системы или суперпозиция (наложение) всех возможных ее состояний (всеобщая потенциальность). Со стороны (как объект) оно не наблюдаемо, поскольку система полностью уравновешена и находится в несепарабельном (неразделимом) состоянии, которое можно только ощутить, и оно называется Абсолют, Брахман, Дао и т.п. Ощутимость показывает, что мы тоже принадлежим к этой системе и нелокальны (спутаны) с ней.

Система описывается комплексным вектором состояния, имеющим действительную и мнимую части наподобие комплексного числа. Действительной части системы соответствует Свет (видимость), а мнимой Тьма (невидимость). Это видимая и невидимая части единой Вселенной. При этом обе части системы инвариантны по отношению к системе координат, то есть, то, что является светом в нашей части, есть тьма в иной части и наоборот. Физический барьер между этими частями системы называется скоростью света. Наша видимая часть Вселенной устроена по принципу вложенных фрактальных структур или подсистем (квазизамкнутых структур), которые различаются по степени сепарабельности или уровню плотности ЭИ (амплитуде) параметра. Чем выше сепарабельность, тем больше система расщепляется на большее число объектов с большей плотностью, которые мы, в нашем мире, ощущаем как вещество, хотя на самом деле это лишь степень ЭИ плотности единой субстанции. Каждая из подобных квазизамкнутых подсистем может, в определенном смысле, считаться актуальной бесконечностью по Флоренскому.

В свете КТ человек является плотной (материальной) суперпозицией (наложением) или системой квантовых состояний (волновых функций). Эволюция этой системы, называемая жизнью, заключается в накоплении и передаче информации. Именно этот процесс формирует множественные тонкоматериальные квантовые состояния, спутанные между собой и окружающим миром, называемые душой и духом. По УФС эти состояния называются эмоционально ментально интуитивным комплексом, а в обыденном понимании известны как мир чувств, рассудка и интуиции.

В обыденной жизни фрактальность выражается в принципе аналогии (изоморфизма), означающем «как вверху, так и внизу», и который, по УФС, является одним из составляющих принципа эволюционности. Это означает, что эволюция любых систем в ключевых моментах повторяет предшествующую эволюцию и известна, как онтогенез повторяющий филогенез. Это является отражением закона сохранения энергии – информации и называется принципом кратчайшего пути или минимизации энергии за счет роста информации. Отсюда видно, что представления П. Флоренского нашли полное подтверждение в современной науке.

На основе изложенного, в качестве рабочей гипотезы можно предложить новое понимание истинной Реальности или предельной современной Истины. Вселенная, представляет собой единую квантовую систему, состоящую из видимой и невидимой частей. Ее видимая часть, составляющая около 5% от всей, есть целесообразно устроенный разумный организм или система, образованная из вложенных друг в друга фрактальных (самоподобных) подсистем (принцип матрешки), в основе которых информация. Другая большая часть этой системы скрыта от наблюдения и представляет собой идеальный тонкоматериальный мир.

Высшим известным выражением информационной сути видимой Реальности является человеческий разум (любой живой разум), возникший на основе изначально заданного антропного принципа. Основываясь на принципе аналогии, можно предположить, что высшим выражением невидимой части Вселенной тоже является разум, но уже космический, поскольку это тонкоматериальный мир, имеющий противоположные качества относительно нашего мира. Это противоположности мира земного и мира небесного. Основываясь на этом, а также на том, что невидимая часть Вселенной составляет ее большую часть, следует предположить, что тонкоматериальная форма жизни и разума является основной формой жизни в ней, в виде вечного космического существа.

Из этого следует, что Вселенная предназначена для удобного существования разума, соразмерно с масштабами и скоростями вселенских процессов. В свою очередь, это значит, что разум должен иметь самосознание (личностность) наивысшего качества, вечное (очень длительное) существование путем прямого усвоения энергии, способность мгновенного обмена информацией и сверхвысоких скоростей перемещения. Однако за вечность и неизменность существования космических существ, возможно, им приходится платить невозможностью изменять качество своего разума, и невозможностью прямого размножения. Возможно, это и является главной проблемой тонкоматериального мира.

Телесная форма жизни в виде человека крайне неудобна для Космоса, поскольку создает трудности с питанием, дыханием и восприятием из-за узкого диапазона воспринимаемых частот, опасности из-за ионизирующих излучений и гравитации, требует скафандра и звездолета. Поэтому она, по-видимому, является всего лишь начальной эмбриональной ступенью его эволюции, которая, видимо, возможна только в материальном мире, на что указывает вся известная мифология о «жизни богов». Поэтому логично предположить, что Земля и другие планеты земного типа являются инкубаторами или питомниками по сотворению и начальному воспитанию космических существ. Это предположение соответствует основному принципу эволюции жизни, заключающемуся в смерти и последующем возрождении в новом качестве, что и утверждают все известные религии.

При этом, становится легко объяснима популярная проблема «молчания космоса» – здесь просто некому и незачем общаться, ибо какой смысл в общении «младенцев» на огромных космических расстояниях. Тоже и с проблемой НЛО, когда нас просто посещают наблюдатели из иного мира, с целью изучения особенностей и тенденций нашего развития.

В свете этой гипотезы получают непротиворечивое объяснение почти все фундаментальные проблемы человеческой жизни. Прежде всего, это необходимость воспитания наивысших позитивных качеств или духа, на что указывают все древние религии. Это позволяет создать устойчивую тонкоматериальную систему, в основе которой привязанность к жизни, сцепленность со всеми ее сторонами. Именно так ощущается в реальности квантовая спутанность в сознании человека, которая становится основой внетелесной формы. Кроме того иная жизнь – это тоже деятельность, о которой мы практически ничего не знаем, но можно подозревать, что она подобна нашей, но оперирует в космических масштабах с огромными энергиями, значительными массивами сложнейшей информации и высочайшими сверхсветовыми скоростями. Это требует мгновенной реакции, высшей самодисциплины и ответственности при высокой духовности. Наши же представления об ином мире подобны впечатлениям дикаря времен палеолита, заглянувшего в современный мир сквозь щель в заборе и, по сути, являются сказками.

По-видимому, формирование космического сознания на основе человеческого разума, очень сложный процесс, требующий нескольких циклов жизни и специального отбора по личностным качествам. Подобный отбор известен в форме Чистилища, Рая и Ада, которые являются ступенями испытания Души. Выдержавшие испытания продолжают эволюцию, а не выдержавшие, сохраняя центр души и освобожденные от груза прошлого, возвращаются на повторное рождение в телесной форме. Основным в этом процессе является развитие творческих способностей, самостоятельности мышления, прочной веры и широты души. С этой позиции значительный рост населения Земли означает, что большая часть новых душ не проходит Испытания и возвращается снова в телесную форму. Это отражение кризиса человека, суть которого в кризисе представлений об Истине Жизни и неспособности наработки духовных качеств из-за чрезмерной приверженности к материальности.

Следовательно, вся жизнь должна быть подготовкой к смерти, а подготовка к смерти заключается в полноте жизни. В этом заключается парадокс и новая мотивация развития сознания. По праведной и полноценной жизни накоплено множество знаний, но каждый должен творчески осознать их и пройти свой неповторимый путь. Это и есть предельная Истина настоящего времени, получающая теперь, не только интуитивное, но и математическое обоснование на основе КТ.

Истина: 1) человек есть эмбриональная форма космического существа или смешанная квантовая система, состоящая из материальных и тонких энергоинформационных структур, возникающая и начинающая свою эволюцию в физической или телесной форме.
2) Формирование устойчивой тонкоматериальной системы (духа) возможно только в физическом мире, и только на основе личного опыта путем познания, любви и творчества.
3) Переход от физического к космическому существованию называется смертью физической формы (рекогеренцией) и является решающим испытанием готовности к жизни в ином мире.

Истина – это всегда незавершенность и неполнота, а завершенная истина превращается в пустую догму. У каждого времени своя истина, а у каждого человека свое представление о ней. Однако в расширяющемся мире всякое новое понятие является расширением прежних представлений, означающим перевод и прочтение их на современном языке. Сейчас пришло время познания квантовой реальности, которое тоже не окончательно, но именно так идет постепенное сближение земного и небесного миров, которые когда-нибудь за горизонтом времени сойдутся в Царствие Божие на Земле. Это явится моментом реализации представлений о космическом существе К. Циолковского, воскрешении всех умерших Н. Федорова, ноосфере В. Вернадского, точке Омега Т. де Шардена и многих других, сейчас утопических мечтаний о высших смыслах будущего.

Список литературы

1.Доронин С. И. Квантовая магия. www.quantum.ppole.ru
2.Доронин С. И. Роль и значение квантовой теории в свете ее последних достижений. www.chronos.msu.ru
3.Заречный М. Квантово – мистическая картина мира. www.fanread.ru
4.Мельников Г. А. О Святой Троице и триадности мироустройства. сайт/2016/03/31/965
5.«Мнимости в геометрии» – за что убили отца Павла… www.nikolay-saharov.livejornal.com
6.Розенберг Г. Тройка, семерка, туз… www.integro.ru
7.Флоренский П. А. Мнимости в геометрии. www.opentextnn.ru
8.Флоренский П. А. Столп и утверждение Истины. www.predanie.ru

Вопрос: Существует ли абсолютная истина / универсальная истина?

Ответ: Для того чтобы понять, существует ли абсолютная / универсальная истина, нам следует начать с определения истины. Согласно словарю, истина определяется как «соответствие действительности; заявление, доказанное или принимаемое как правда». Некоторые люди утверждают, что истинной реальности нет – лишь субъективные взгляды и суждения. Другие утверждают, что абсолютная реальность или истина должна существовать.

Сторонники одной точки зрения утверждают, что абсолютов, определяющих реальность, нет. Они считают, что всё является относительным, и, таким образом, фактической реальности не может существовать. Из-за этого, в конечном счете, нет никаких моральных абсолютов, никакого авторитета, на основании которых можно было бы принимать решения о том, что является положительным, а что – отрицательным, правильным или неправильным. Это мнение ведёт к «ситуативной этике» – убеждению, что «правильность» или «неправильность» зависит от ситуации. В таком случае, правильным будет считаться то, что кажется правильным в определённый момент или в определённой ситуации. Этого рода этика ведет к такой ментальности и к такому образу жизни, в которых правильным является то, что приятно или удобно, а это, в свою очередь, оказывает разрушительное воздействие на общество и отдельных лиц. Это – постмодернизм, создающий общество, в котором все ценности, убеждения, образ жизни и истина абсолютно равнозначны.

Иная точка зрения предполагает, что абсолютная реальность или стандарты, определяющие то, что справедливо, а что – нет, существуют на самом деле. Таким образом, в зависимости от этих абсолютных стандартов, действия могут быть определены как правильные или неправильные. Если б не существовало ни абсолютов, ни реальности, воцарился бы хаос. Возьмем, к примеру, закон притяжения. Если б он не был абсолютным, то можно было бы сделать один шаг, и оказаться высоко в воздухе, а в следующий раз вы бы даже не смогли сдвинуться с места. Если бы 2+2 не всегда равнялось четырем, это привело бы к разрушительным последствиям для цивилизации. Законы науки и физики были бы лишены смысла, коммерческая деятельность была бы невозможна. Что это был бы за беспорядок! К счастью, два плюс два всегда равно четырём. Абсолютная истина существует, и её можно найти и понять.

Заявление о том, что абсолютной истины не существует, является нелогичным. Тем не менее, сегодня многие люди поддерживают культурный релятивизм, отрицающий любой тип абсолютной истины. Людей, которые утверждают, что абсолютной истины нет, следует спрашивать: «Вы абсолютно уверены в этом?». Ответив «да», они сделают абсолютное заявление, которое предполагает существование абсолютов. То есть, по сути, заявление об отсутствии абсолютной истины само по себе является абсолютной истиной.

Кроме проблемы внутреннего противоречия, существует ещё несколько логических проблем, которые следует решить, чтобы поверить в отсутствие абсолютной или универсальной истины. Одна заключается в том, что люди имеют ограниченные знания и умственные способности и, соответственно, не могут делать абсолютных отрицательных заявлений. Согласно логике, человек не может сказать: «Бога нет» (хотя многие именно так и говорят) – чтоб утверждать это он должен владеть абсолютными познаниями обо всей Вселенной, от начала до конца. Так как это невозможно, наиболее логичной формулировкой была бы следующая: «Основываясь на ограниченных знаниях, которыми я владею, я не считаю, что Бог существует».

Иная проблема состоит в том, что отказ от абсолютной истины не выдерживает того, что подсказывает нам наша собственная совесть, наш опыт, и то, что мы наблюдаем в реальном мире. Если абсолютной истины не существует, то, в конечном итоге, нет ничего правильного или неправильного. Если что-то правильно для меня, это еще не значит, что оно будет также правильно и для вас. Хотя при поверхностном рассмотрении этот тип релятивизма кажется весьма привлекательным, предоставляя каждому человеку возможность устанавливать свои правила в жизни и делать то, что, по его мнению, является правильным. Тем не менее, рано или поздно правила одного человека начнут конфликтовать с правилами другого. Представьте, что случится, если я решу, что могу игнорировать сигналы светофоров, даже если они – красные? Этим я подвергаю опасности жизни многих людей. Или, возможно, я решу, что имею право обворовать вас, в то время как вы будете считать это абсолютно неприемлемым. Если не будет абсолютной истины, абсолютных стандартов того, что правильно, а что – нет, и всё будет относительным, тогда мы никогда не сможем быть уверенными в чем-либо. Люди будут делать то, что им заблагорассудится – убивать, насиловать, воровать, обманывать, жульничать и так далее, и никто не сможет сказать, что это неправильно. Не будет ни правительства, ни законов, ни справедливости, потому что большинство людей не будет иметь права избирать и учреждать стандарты для меньшинства. Мир без стандартов будет самым страшным местом, которое только можно себе вообразить.

С духовной точки зрения этот тип релятивизма приводит к религиозному беспорядку, предполагающему, что не существует ни одной верной религии, и нет правильного пути для установления близких отношений с Богом. Именно поэтому сегодня нередко встречаются люди, одновременно верящие в две диаметрально противоположные религии. Люди, которые не верят в абсолютную истину, следуют универсализму, учащему, что все религии равны, и все они ведут к небу. К тому же, люди, которые предпочитают это мировоззрение, будут решительно выступать против христиан, которые верят Библии, когда она говорит о том, что Иисус – «путь и истина и жизнь», и что Он является наивысшим проявлением истины и единственным путем в небеса (Иоанна 14:6).

Терпимость стала единой ключевой ценностью общества, единой абсолютной истиной, и, следовательно, нетерпимость является единым злом. Любое догматическое убеждение – особенно убеждение в существовании абсолютной истины – рассматривается как нетерпимость, абсолютный грех. Отрицающие истину часто говорят, что хорошо верить тому, чему вы хотите, до тех пор, пока вы не попытаетесь навязать свои убеждения другим. Но это мнение является убеждением о том, что является правильным и неправильным, и его сторонники совершенно определённо делают попытки навязать его другим, тем самым нарушая отстаиваемые ими принципы. Они просто не хотят нести ответственности за свои действия. Если есть абсолютная истина, то существуют и абсолютные стандарты, и тогда мы несём ответственность соответственно с ними. Эта ответственность является тем, чего люди на самом деле пытаются избежать, отвергая существование абсолютной истины.

Отказ от абсолютной истины и всеобщий культурный релятивизм, исходящий от него, является логическим для общества, которое следует теории эволюции в качестве объяснения возникновения жизни. Если эволюция является правдой, то жизнь не имеет смысла, у нас нет цели, и не может быть ничего абсолютно правильного или неправильного. Человек имеет право жить, как ему заблагорассудится, и не обязан отвечать перед кем-либо за свои действия. И, тем не менее, независимо от того, как далеко греховный человек готов зайти в отрицании существования Бога и Его правды, он всё равно когда-нибудь предстанет перед Его судом. Библия говорит: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели» (Римлянам 1:18-22).

Есть ли какие-нибудь доказательства существования абсолютной истины? Во-первых, свидетельства о существовании абсолютной истины проявляются в нашем сознании. Наша совесть подсказывает нам, что мир должен быть построен «определенным образом», что определённые вещи являются правильными, а другие – нет. Это помогает нам понять, что что-то не так со страданиями, голодом, изнасилованиями, болью и злом. Она заставляет нас осознать, что есть любовь, благородство, сострадание и мир, к которым мы должны стремиться. Это относится ко всем людям, жившим во все времена, независимо от их культуры. О роли человеческого сознания говорится в Послании к Римлянам 2:14-16: «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую, – в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа».

Второе доказательство существования абсолютной истины содержится в науке. Наука – это стремление к знаниям, это исследование того, что мы знаем, и попытки знать больше. Поэтому все научные исследования должны обязательно быть основаны на убеждённости в том, что в окружающем нас мире существует объективная реальность. Что можно было бы исследовать без абсолютов? Как можно было бы узнать, что сделанные выводы верны? На самом деле, законы науки должны быть основаны на существовании абсолютной истины.

Третьим доказательством существования абсолютной истины является религия. Все религии мира стремятся передать смысл и определение жизни. Они рождаются из того факта, что человечество стремится к чему то большему, чем просто существованию. При помощи религии люди ищут Бога, ищут надежду на будущее, прощение грехов, мир и ответы на наши самые глубокие вопросы. Религия воистину является доказательством того, что человечество – это не просто развитой вид животных. Это свидетельствует о более высокой цели, а также о существовании целеустремленного творца, который вложил в разум человека желание познать его. И если творец существует на самом деле, то он является стандартом для абсолютной истины, и именно на его авторитете основана эта истина.

К счастью, у нас есть такой Творец, и Он открыл Свою истину через Его Слово – Библию. Если мы хотим знать истину, единственный способ сделать это – через личные отношения с Тем, Кто является Истиной – Иисус Христос. «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, кроме как через Меня» (Иоанна 14:6). Тот факт, что абсолютная истина существует, указывает нам на то, что существует Господь Бог, Который создал небо и землю и открыл нам Себя, чтобы мы могли познавать Его лично через Его Сына Иисуса Христа. Это – абсолютная истина.



Вечные истины

Вечная истина - термин, означающий неопровержимость истин в процессе развития познания. В этом отношении Вечная истина аналогична абсолютной истине.

В процессе познания человек имеет дело преимущественно с относительными истинами , содержащими в себе лишь части (аспекты) абсолютных истин. Метафизика и догматизм , рассматривая истину не зависящей от условии, переоценивают роль абсолютного момента в истине. Такая переоценка является гносеологической основой для возведения истин в ранг вечных, неопровержимых.

Религия , как выражение крайнего догматизма, рассматривает все свои постулаты в качестве неопровержимых «Вечных истин».

абсолют-это знание. нет ничего вечного и бесконечного всё постоянно изменяется в этом суть.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Вечные истины" в других словарях:

    Декарт Рене - Декарт основатель современной философии Альфред Н. Уайтхед писал, что история современной философии это история развития картезианства в двух аспектах: идеалистическом и механистическом, res cogitans (мышления) и res extensa (… …

    - (позднелат. ex(s)istentia, от лат. ex(s)isto существую) филос. категория, выражающая одно из фундаментальных свойств бытия. Во многих учениях С. является синонимом бытия. Впервые термин «С.» появился в схоластической философии в паре… … Философская энциклопедия

    ДЕКАРТ - [франц. Descartes; латиниз. Картезий; Cartesius] Рене (31.03.1596, Лаэ (совр. Декарт, деп. Эндр и Луара, Франция) 11.02.1650, Стокгольм), франц. философ, физик и математик, один из родоначальников новоевроп. философии и экспериментально… … Православная энциклопедия

    ИУСТИН - Прп. Иустин (Попович). Фотография. 60 е гг. ХХ в. Прп. Иустин (Попович). Фотография. 60 е гг. ХХ в. [серб., Jустин] (Новый, Челийский) (Попович Благое; 25.03.1894, г. Вране 7.04.1979, мон рь Челие близ г. Валево), прп. (пам. 1 июня), архим., серб … Православная энциклопедия

    ЗЛО - [греч. ἡ κακία, τὸ κακόν, πονηρός, τὸ αἰσχρόν, τὸ φαῦλον; лат. malum], характеристика падшего мира, связанная со способностью разумных существ, одаренных свободой воли, уклоняться от Бога; онтологическая и моральная категория, противоположность… … Православная энциклопедия

    ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ - (от лат. Existentia существование) философское течение в рус. мысли, возникшее в рамках т. наз. духовного ренессанса 1 й четверти XX в. или нового религиозного сознания. Его виднейшие представители Бердяев и Л. Шестов, выразившие… … Русская философия: словарь

    Экзистенциализм - (от лат. existentia существование) философское течение в рус. мысли, возникшее в рамках т. наз. духовного ренессанса 1 й четверти XX в. или «нового религиозного сознания». Его виднейшие представители Бердяев и Л. Шестов, выразившие… … Русская Философия. Энциклопедия

    - (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… … История Философии: Энциклопедия

    Лейбниц Готфрид Вильгельм - Жизнь и сочинения Лейбница Готфрид Вильгельм Лейбниц родился в 1646 г. в Лейпциге в семье, имевшей славянские корни (первоначально их фамилия звучала как Любениц). Одаренный выдающимся умом, необыкновенными способностями и трудолюбием, юноша… … Западная философия от истоков до наших дней

    - (Descartes) Рене (латинизир. имя Картезий; Renatus Cartesius) (1596 1650) фр. философ и ученый, один из основателей философии и науки Нового времени. Основные философско методологические соч.: «Рассуждение о методе» (1637), «Размышления о первой… … Философская энциклопедия

Книги

  • Вечные истины , Гордышевский С.М.. Необычные басни, рожденные из пословиц, как бабочка из куколки-кокона, неожиданно раскрывают новые грани тысячелетней народной мудрости, накопившей нравственные правила, нужные сегодня людям…
  • Вечные истины. Стихотворения , Ефетов Константин Александрович. В новую книгу Константина Ефетова вошли четверостишия и двустишия, созданные в результате переосмысления мудрых изречений тюркских народов: азербайджанцев, крымских караимов, крымских татар,…

Многие люди, независимо от их происхождения, образования, религиозной принадлежности и рода деятельности, оценивают те или иные суждения по степени их соответствия истине. И, казалось бы, получают вполне стройную картину мира. Но, как только они же начинают задаваться вопросом о том, что такое истина, все, как правило, начинают вязнуть в дебрях понятий и погрязают в спорах. Внезапно оказывается, что правд-то много, и некоторые могут даже противоречить друг другу. И становится совсем непонятно, что такое истина вообще и на чьей она стороне. Попробуем в этом разобраться.
Истина - это соответствие какого-либо суждения действительности. Любое высказывание или мысль либо правдивы, либо ложны изначально, вне зависимости от знаний человека по данному поводу. Разные эпохи выдвигали свои

Так, во времена Средневековья она определялась степенью соответствия христианскому учению, а при господстве материалистов - мира. В настоящий момент рамки ответа на вопрос, что такое истина, стали намного шире. Она стала делиться на группы, ввелись новые понятия.
- это объективное воспроизведение реальной действительности. Она существует вне нашего сознания. То есть, к примеру, утверждение "солнце светит" будет абсолютной истиной, так как оно действительно светит, этот факт не зависит от человеческого восприятия. Казалось бы, все понятно. Но некоторые ученые утверждают, что абсолютной истины не существует в принципе. Это суждение базируется на том факте, что человек познает весь окружающий его мир через восприятие, а оно субъективно и не может быть подлинным отражением действительности. Но, существует ли абсолютная истина, - вопрос отдельный. Сейчас важно то, что предназначено для удобства ее оценки и классификации. Один из основных непротиворечия, сообщает, что два взаимоотрицающих друг друга суждения не могут быть одновременно истинны или одновременно ложны.

То есть, одно из них обязательно будет верным, а другое - нет. Этот закон можно использовать для проверки "абсолютности" истины. Если суждение не может сосуществовать с противоположным ему - значит оно абсолютно.

Верное, но неполное или одностороннее суждение о предмете. К примеру, утверждение "женщины носят платья". Оно является истиной, некоторые из них действительно носят платья. Но с тем же успехом можно сказать и наоборот. "Женщины не носят платья" - это тоже будет истиной. Ведь есть и такие дамы, которые их не носят. В этом случае оба утверждения нельзя считать абсолютными.

Само введение термина "относительная истина" стало признанием человечества неполноты знаний о мире и ограниченности своих суждений. Это также связано с ослаблением авторитета религиозных учений и появлением множества философов, отрицающих саму возможность объективного восприятия реальности. "Ничто не истина, и все дозволено" - суждение, наиболее ярко иллюстрирующие направление критической мысли.

Очевидно, что понятие истины до сих пор несовершенно. Оно продолжает свое формирование в связи со сменой философских направлений. Поэтому можно с уверенностью сказать, что вопрос, что такое истина, будет волновать еще не одно поколение.