Единая религия будущего. Религия будущего Мировые религии и будущее человечества

Смелые и не лишенные внутренней логики размышления автора.
Думаю читателю будет интересно.
С сокращением.

Человечество успело пройти через много кризисов, и каждый, так или иначе, разрешался, выводя нас, людей, на новый виток развития. Социальная эволюция должна устранить существующие противоречия и по-новому консолидировать человечество, такова ее логика. И наиболее эффективным способом это сделать, является именно новая религия. В данном тексте хочется обозначить контуры и основные идеи этой возможной религии будущего. Автор далек от мысли проповедовать новые идеи – каждый это будет решать сам для себя. Но предположить, а затем сравнить с тем, что в итоге будет, достаточно интересно.

Итак, перед религией будущего стоит целый ряд требований, которым она обязана соответствовать. Во первых, как полноценная религия, она должна обладать идеей верховной сущности, сверх-иерархом, непререкаемым авторитетным источником норм и правил жизни. С этой сверх-сущностью должны связаны космогонические и антропогонические мифы. Которые, в свою очередь, должно быть невозможно опровергнуть с сегодняшнего уровня научно-технического развития.

Во вторых, религия будущего должна быть логически непротиворечивой. Кризис смыслов коснулся в первую очередь интеллектуально развитой, образованной публики. Которую сложно заставить верить в нелогичные утверждения, обилием которых славятся традиционные религии. Ответы на вопросы жизни и смерти должны быть логичны и рациональны, необходимые практики - обоснованы.

В третьих, религия будущего должна быть достаточно убедительной. То есть располагать набором выгод и издержек, наград и наказаний, существенных и актуальных для современного человека. Следование нормам должно подразумевать значимое вознаграждение, а отказ следовать – не менее значимое наказание. Которые, также связаны с идеей Бога, как источника высших смыслов, ценностей и норм.

И в четвертых, новая религия должна быть адекватна современному обществу с основными тенденциями: глобализации, стиранию расовых и иных барьеров, социальной мобильности, ориентации на успех, активному развитию науки и техники и т.п. Может показаться, что подобная система невозможна. Однако, предположить религиозную систему, которая соответствовала бы всем требованиям, вполне реально.

Бог, как всезнающая и всемогущая сущность, сотворившая все и наблюдающая\управляющая жизнью каждого человека остается, меняются только соответствующие мифы. Бог в религии будущего «прячется» в белых пятнах науки: в том, что было до Большого взрыва, в возникновении репликации, самоосознания человека и т.п. Бог, как автор алгоритмов эволюции всего живого – вполне информационная концепция. При этом, Бог будет двигаться вместе с границами познанного. Современная наука выступает в симбиозе с новой религией – она открывает области, где «Бога нет», чтобы религия смогла более четко описать где «Бог есть».

Религия будущего должна быть весьма эгоцентричной (так как современные люди эгоцентричны), основные ее положения должны быть связаны с правилами индивидуальной жизни, с ценностями и практиками, эти ценности подкрепляющими. А так же, с выгодами и ущербом, которые следуют за соблюдение или несоблюдение правил. Новая религия – это своеобразный «просвещенный эгоцентризм», и с современными людьми иначе никак. Люди должны совершать благодеяния и избегать злодеяний потому, что это должно быть выгодно им лично. (Популярные концепции о том, что надо «творить добро» просто так или ради абстрактного блага людей, в наше время видятся чрезмерно наивными). Бог перестает быть жестоким тираном и становится мудрым учителем, пусть и суровым, подчас. И он всегда следит, он всегда на связи в режиме он-лайн.

Где может обретаться Бог, как всесильная и всемогущая сущность, невидимая, неидентифицируемая приборами, но ощутимая? Как он контактирует с людьми? Есть только одно «место», где наличие Бога в наше время не вызовет логичных возражений: человеческое бессознательное. Во первых, бессознательное практически неизучено, это терра инкогнита, о которой существуют только смутные догадки. Известно только то, что можно выделить индивидуальное и коллективное области бессознательного, и есть гипотезы о наличии сложно формулируемых сущностей – прообразов, базовых алгоритмов, культурных кодов, архетипов. Но что там происходит «на самом деле» - тайна. У человека пока что нет ни адекватного языка для описания бессознательного ни инструментария для его исследования. Во вторых, бессознательное, даже по тем обрывочным сведениям которые человечество имеет сегодня, весьма могущественно и способно сильно влиять на нашу жизнь. Из бессознательного растет мотивация, социокультурная реальность, национальная ментальность, явления психосоматики, интуиция, творчество и многое другое.

И в третьих, обычные люди не способны управлять этими силами. Кто способен управлять эффектом плацебо, например? Изменить свое самочувствие одним лишь волевым усилием? Даже рефлексия и то требует огромных усилий и подготовки, управление же силами бессознательного, можно смело отнести к категории чудес, подобных самоисцелению. Бессознательное через индивидуальный аспект управляет нашей частной жизнью, через коллективный – жизнью социальной. Кто управляет бессознательным? Вполне корректное место для Бога в современной картине мира. И вполне весомый повод, чтобы научиться к этому Богу обращаться. Кроме того, человеческой цивилизации эту область надо в принципе начинать познавать, а религия, которая строится вокруг бессознательного, вызовет и массовый интерес к теме и расширение сферы известного, что важно и в общем, цивилизационном контексте. Поэтому, идея бессознательного, как канала коммуникации с Богом или места наличия этого Бога, видится вполне интересной.

Далее, с бессознательным необходимо взаимодействовать, корректное взаимодействие с бессознательным, как со сверх-сущностью, должно давать определенные выгоды, некорректные – вести к наказанию. Здесь уже напрашивается идея обратиться к той области, которая долгое время занималась изучением возможностей бессознательного – к магии. Если отказаться от снобизма, свойственного адептам сайентизма, то магия обладает огромным авторитетом в данном вопросе (как минимум потому, что занимается вопросами бессознательного намного дольше и глубже, чем психология и психоанализ) и имеет немалый набор готовых концепций. Религия будущего должна строиться на магической основе, так как это на сегодняшний день единственная концепция, не ставшая массовой и не успевшая себя массово же дискредитировать или просто наскучить.

Впрочем, речь, конечно же, идет не о магических школах или методах, и тем более не о метании файерболлов на расстояние и прочей ерунде. В магии, наибольший интерес для человека, далекого от магических практик, представляет своеобразная техника безопасности, нормы «корректной», «экологичной» жизни, которые должны строго соблюдаться. Можно сказать, соблюдение этих правил является «правильным» с точки зрения бессознательного, следовательно способно влиять как на повседневную жизнь человека, так и на достижение стратегических целей на разные перспективы. Отказ от соблюдения этих норм, хоть и является делом свободного выбора, но сурово наказывается вплоть до смерти, и даже более того, наказание может осуществляться по ту сторону барьера жизни и смерти.

Правдивость. Требование всегда «отвечать за свои слова». С тем, что пишется, произносится и даже читается, нужно обращаться бережно и внимательно. Не давать пустых обещаний. Отсюда растет и необходимость быть абсолютно честным: обман всегда бьет по самому обманщику. Соврать себе, своему бессознательному невозможно.

Справедливость. Равноценный ресурсообмен – норма экологии жизни. За все приходится платить, и лучше самому совершать справедливую, равноценную сделку, нежели отдавать вопрос «оплаты» бессознательному, которое может «оплатить» непредсказуемо и невыгодно. Несправедливое присвоение, как и необоснованная переплата, так или иначе несут ущерб самому человеку – таковы алгоритмы бессознательного.

Уважительность. Уважение чужой свободы. Каждый человек волен поступать как ему угодно, пока это не касается лично. Никто не вправе лишать другого человека свободы выбирать. Ограничение чужой свободы возможно только в формате справедливой сделки. Формат «око за око» соответствует этому требованию. Всепрощение – опять же дело свободного выбора.

Ответственность. За свою жизнь и жизнь тех, которые попали в орбиту. Все внешние причины сводятся к причинам внутренним, от поиска виновных нужно переходить к поиску внутренней логики, принципов собственного неосознаваемого влияния на происходящее вовне. Без концепции бессознательного, и Бога, влияющего через бессознательное, идея внутреннего локуса контроля (опоры только на собственные силы) выглядит откровенно сомнительной. В контексте значимости бессознательного, внутренний локус контроля становится просто нормой.

Внимательность. Мир сложен и требует внимательного к себе отношения. Через сигналы внешней и внутренней (психики) среды, бессознательное контактирует с человеком и эти сигналы надо учиться видеть. Это также позволяет более эффективно и экологично коммуницировать с другими людьми, взаимодействовать со сложными жизненными ситуациями.

Дисциплинированность. «Посеешь мысль – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь судьбу». Гигиена психики подразумевает избегание «мусорной» информации – эмоционально насыщенных сообщений медиа, непрошенных чужих мнений и прочего информационного мусора. Гигиена психики требует самоконтроля, который в свою очередь достигается постоянной тренировкой собственного волевого ресурса.

Адаптивность. Все меняется, познание бесконечно, главный вопрос нашей жизни - поиск ее смысла для себя, и есть ее смысл. Бессознательное ведет нас к ответу на этот вопрос и обретению себя. Человек, в свою очередь, должен быть достаточно гибок, чтобы своевременно перестраиваться и менять свою стезю, сферу своих интересов, не взирая даже на возможные материальные проблемы. Это также стимулирует и постоянное самообразование и самосовершенствование. Поиск себя - важнее сиюминутного успеха.

Едва ли кто-то скажет, что ответственность, правдивость, честность, справедливость и прочие требования являются чем-то плохим. Этих качеств остро не хватает людям в современном мире. Идея строгого соблюдения этих правил ради качества собственной жизни, способна радикально оздоровить социальную среду и решить массу проблем без насилия над личностью. Конечно, далеко не каждый нормальный человек предпочтет общаться с принципиально честным и правдивым собеседником – это может травмировать. Но именно вокруг этих ценностей может объединиться общество сейчас, как минимум чтобы сохраниться как общество. Нет никаких сомнений, что если религия, основанная на этих принципах станет достаточно массовой, большинство социальных и политических проблем настоящего, перестанут существовать. Адепты этой новой религии будут идеальными исполнителями, поэтому будут востребованы в различных управляющих структурах. Попав туда в достаточном количестве, они изменят сложившиеся порядки и принципы одним лишь фактом своего существования подобно тому, как целый рабочий коллектив способен изменить один принципиальный и достаточно упорный человек.

Из правил выводится целый набор возможных духовных и физических практик и психотехник. Отсюда же возникают концепции греха и благодеяния, награды и наказания. Основной канал коммуникации сознания с бессознательным – совесть. В наше время, считается нормальным совесть игнорировать, не воспринимать как нечто значимое, ставить ниже материального достатка, например. Однако, муки совести – не иллюзия, совесть необходимо слушать. В конечном счете, по-настоящему счастливая жизнь возможна только с «чистой» совестью. Всеобщее стремление к счастью, которое можно наблюдать уже сегодня по обилию публикаций, говорит о том, что такие позитивные стимулы вполне актуальны. Менять себя ради чистой совести и личного счастья- конструктивная и современная идея.

Концепция «грехов» также выводится из правил и их нарушений. Наказания за «грехи» вполне пугающие: психиатрические заболевания и депрессия, утрата здоровья и статуса. Крайний случай наказания – то, что происходит после смерти. Сие тайна великая есмь, но по косвенным признакам (разное поведение разных людей в процессе ухода в мир иной), что-то «там» все-таки может быть. Иначе, почему некоторые так боятся умереть? Искупление грехов также связывается с совестью и бессознательным. С собственной совестью, как голосом Бога, надо договариваться. Как при помощи медитативных техник, так и осуществляя различные деяния в мире, чтобы компенсировать совершенное нарушение правил.

Ну и главное - концепция человека как такового и его эволюционного пути. Это идея «человек - существо которое стремится стать как сам Бог». То есть всезнающим (обладающим знанием как все в мире устроено) и всемогущим (способным всем в мире управлять). И основная задача Человека – искать свой путь познания\управления, и следовать этому пути. Познавать мир и учиться им управлять. Заниматься наукой и инжинирингом во всех областях, к которым есть интерес. Погружаться в себя и пытаться познать себя, не смотря на сложность этого дела. Является ли эта концепция актуальной? Безусловно. Адекватна ли она научно-техническому прогрессу? Да.

Данный текст представляет собой только набросок, автор не ставил целью описать всю возможную религиозную систему будущего. Задача была немного другая: показать, что религия важна, что религия может быть актуальна для современного, интеллектуально развитого и достаточно материалистичного человека. И что новая религия способна сделать и индивидуальную и социальную жизнь человека полнее, конструктивнее, позитивнее. Дать человеческой цивилизации новый импульс к развитию. И устранить возможные противоречия, которые сегодня могут выглядеть достаточно пугающими.

Ну, я бы не сказала, что новая религия придёт "на смену". Потому что те религии, которые к нашему времени уже появились, никуда не исчезнут. Во-первых, потому, что любая религия - это совокупность идей, а идею в принципе невозможно уничтожить, и даже если большинство человечества дружно признает определённую идею бредовой, у неё всегда найдутся новые сторонники. Что уж говорить о таких глобальных и затрагивающих личные чувства идеях, как религии. Ведь даже язычество в современном мире полностью не исчезло, хотя все вроде люди цивилизованные... :) А нет, наоборот, язычество переживает второе рождение, у него появляются новые приверженцы, в основном из числа людей, разочаровавшихся в традиционных религиях. А во-вторых, потому что религиозная принадлежность часто передаётся из поколения в поколение через воспитание в семье. А значит, приверженцы современных религий будут продолжать воспроизводить себе подобных как минимум из числа собственных детей, и в большинстве случаев у них это будет получаться, потому что идеям, которые человек усвоил с молоком матери, весьма сложно противопоставить порой даже здравый смысл.
В общем, современные религии будут жить. Однако совершенно точно можно утверждать, что в далёком будущем появятся новые религии, а современные претерпят серьёзные изменения. И христианство, и ислам, и буддизм, и другие религии без преобразований не останутся. Конечно, всегда будут оставаться так называемые "староверы", которые этих изменений не примут и продолжат исповедовать тот вариант своей религии, который есть у нас сейчас, но большинство верующих некоторые положения своей веры пересмотрят. И мы можем предположить, на что эти преобразования будут направлены.
Во-первых, тенденция идёт к тому, что религия должна уважать логику. Заметьте, не столько даже науку в целом, сколько именно логику. Большинство атеистов и агностиков, которые мне встречались, говорили, что они вполне готовы поверить в существование Бога, однако не готовы принять традиционную религию (например, христианство) чуть ли не исключительно по той причине, что в священных текстах, таких как Библия, много логических противоречий. И приводят примеры. И да, в этот момент мне, человеку верующему, всегда нечего им ответить, потому что противоречия в Библии действительно есть. Другое дело, что лично мне они верить в Бога не мешают, потому что я отлично понимаю, что Библию писали люди, а не Бог. И да, люди ошибались, в чём-то заблуждались, люди были подвержены большому количеству стереотипов, которые мы теперь развенчиваем. Однако это действительно является одной из проблем современных религий и каждая религия должна её решить. Оставить всё как есть не получится. А значит, современные теологи, священники и вышестоящие лица каждой конфессии рано или поздно будут поставлены перед необходимостью упорядочить священные тексты, созданные много веков назад, таким образом, чтобы концы сошлись с концами. И каждое противоречие, которое существовало, так или иначе объяснить. В противном случае отношение к религии получается весьма несерьёзное, как к "беллетристике", в которой логику искать и не дОлжно. Поэтому чтобы продолжить существовать, религии будут приведены с простой формальной логикой в большее соответствие, нежели сейчас. И новые религии тоже будут с логикой дружить, несостыковок в их положениях будет минимальное количество. Это уже сейчас многим становится важно.
Во-вторых, в далёком будущем нас с вами определённо ждёт новый гендерный порядок, а это значит, что религиозные догматы, основанные на гендерных стереотипах, негативном отношении к однополой любви, абортам и т.д., будут пересмотрены. Несмотря на то, что священники каждой религии будут в большей или меньшей степени этим изменениям сопротивляться, процесс уже пошёл. Сейчас многие представители гендерных и сексуальных меньшинств испытывают трудности со своей верой только потому, что вышестоящие лица их конфессий страдают древними предрассудками и привносят их в религию, как истины в последней инстанции. В будущем эти проблемы тоже будут решены, ведь иначе пространство для распространения религии неминуемо сокращается, а это не нужно никому, и в первую очередь это не нужно самим священникам. А новые религии, вполне возможно, будут даже уделять гендерному и прочему равенству особое внимание.
Да и в целом религии будущего будут значительно меньше перегружены этически, потому что уже сейчас многие люди приходят к тому, что они достаточно развиты как личности, чтобы определять свои моральные нормы самостоятельно, а не слепо полагаться на догматы и запреты, которые диктует та или иная религия. Часто встречаю людей, которые в Бога верят или как минимум готовы принять, что "что-то там такое есть", но совершенно не хотят, чтобы религия указывала им, как надо жить. Да и кто же этого хочет? :)
В-третьих, религии будущего будут гораздо более миролюбивы, просто потому что трястись при мысли о ядерном противостоянии всем изрядно поднадоело. Вполне возможно, что новые религии будут включать в себя концепцию о мирном сосуществовании с другими конфессиями как нечто само собой разумеющееся.
Ну и в-четвёртых, современные религии пересмотрят свои представления о том, как должны вести себя должностные и вышестоящие лица, такие как священники и патриархи. Ну хотя бы запретят им иметь свои маленькие табачные империи. :)
Такие дела.

Американская социологическая компания Pew Research Centre опубликовала результаты собственного исследования по развитию численности мировых религий. Ученые берут за основу демографические показатели, измеряют средние данные по пятилетним отрезкам и применяют к подсчету численности населения той или иной страны.

В исследовании обычно берут во внимание и уровень смертности для составления информации по приросту населения. Не учитываются последствия чрезвычайных ситуаций, как то природные катастрофы, техногенные аварии или военные действия. Также ученые обращают внимание на фактор религиозного обращения, когда человек может прийти к вере, изменить религию или стать атеистом.

Мы проанализировали это исследование и предлагаем вашему вниманию семь самых интересных тенденций, которые ожидают мировые религии и человечество в целом.

1. Большой сдвиг на Юг

Страны экваториальной Африки (ниже Сахары) показывают очень высокий уровень рождаемости. В среднем на одну африканскую женщину приходится 4,5 детей. Причем у мусульман региона этот показатель выше (5,2), а у христиан – ниже (4,2). Для сравнения: общемировой показатель – 2,4, а необходимый для природного самозамещения – 2,1.

Если так пойдет и дальше, а все на то указывает, то уже в середине этого века около половины всех христиан планеты (42%) будут жить в Африке. На этой земле также увеличится и количество мусульман. Доля последователей Аллаха возрастет с 16 до 27%.

2. Исламский рост

Мусульмане имеют самый высокий уровень рождаемости. По прогнозам демографов, уже к 2030 году в мире общее количество новорожденных в исламских семьях будет превышать аналогичный показатель у христиан. Кроме этого, уровень естественной смертности среди верующих ислама меньше, чем у христиан. Уже сейчас во всем мире проживает более 1,8 млрд последователей Аллаха, что составляет 24% от общего населения планеты. Прогнозируется, что в ближайшие полвека их численность возрастет на 70% и составит около 3 млрд людей, а это будет 31% от всего человечества.

Несмотря на устоявшийся миф об арабском доминировании в исламе, крупнейшим регионом с мусульманским населением сейчас является Юго-Восточная Азия, где проживает почти 62% верующих этой религии. В будущем ислам будет расти за счет населения всех континентов, однако лидером здесь будет опять же экваториальная Африка.

3. Уменьшение количества буддистов

Социологи фиксируют самую низкую фертильность у буддистов. Это объясняется государственной политикой «один ребенок» в Китае, старением населения в Японии, а также распространением монашества в Непале. Сегодня сторонников «срединного пути» Сиддхартхи Гаутамы в мире более 500 млн, однако уже в середине века их количество может уменьшиться до 460 млн. Представители этого направления довольно стары, их средний возраст – 36 лет.

4. Старение Европы

Общества Европейского континента ждет не самое лучшее будущее. Европейские нации – одни из старейших в мире, средний возраст населения здесь составляет 41 год, это можно сравнивать разве что с Японией или Китаем. Рождаемость здесь небольшая – в среднем 1,6 ребенка на одну женщину. У атеистов данного региона этот показатель еще меньше – 1,5. То есть, если во всех регионах происходит постепенный рост, то в Европе наоборот – население уменьшается. Это происходит за счет уменьшения рождаемости, старения наций, показателем чего, в частности, может служить преобладание количества смертей над количеством рождений. В будущем доля этого региона в общем христианском зачете упадет с 24 до 14%.

Показательно положение мусульман этого региона. У них рождаемость достигает значения аж 2,1 – это как раз уровень естественного замещения поколений. Кроме более высокого уровня рождаемости, верные ислама моложе остальных европейцев. Если средний возраст христианина на этом континенте составляет 43, атеиста – 39, то мусульманину только 33 года.

Следует заметить, что в Европе проживает 12% нерелигиозных людей мира. К этой группе относят не только агностиков и атеистов, но и тех, кто не задекларировал свое отношение к любой из религий.

5. Стабильная Латинская Америка

Несмотря на устоявшийся миф о высокой фертильности латиноамериканских обществ, в этом регионе уровень рождаемости стабилен – 2.1, что обеспечивает стабильное замещение наций, однако почти не оставляет места для роста численности населения. Подавляющее большинство населения (90%) здесь христиане, традиционно это католики, однако в последнее время в регионе все увереннее себя чувствуют евангельские христиане, перетягивая на себя одеяло религиозной карты тамошних обществ. Только 8% местных жителей нерелигиозны.

Существенных изменений в мировых религиях по Латинской Америке не прогнозируется. В этом регионе очень мало мусульман, индуистов и буддистов, однако проживает каждый пятый христианин мира. Похоже, ситуация не изменится. Примечательно, что это единственный регион планеты, где у нерелигиозных женщин уровень фертильности выше, чем у религиозных. Разница совсем маленькая, однако в рамках сравнения континентальных показателей это уникальный случай.

6. Атеисты выиграют за счет конверсии от христиан

В мире проживает более 1,16 млрд нерелигиозных людей. В эту группу входят атеисты, агностики, те, кто не исповедует никакой религии, и те, кто имел сложность, отвечая на этот вопрос. Интересно, что подавляющее большинство из этой группы живет в Азии (75%), а именно в Китае (61%). Это объясняется тем, что в Поднебесной очень специфическая религиозная политика и свободы совести там нет, о чем время от времени заявляет Госдеп США. На это также накладываются и культурные особенности восточного мировосприятия, в котором нет места для западного концепта «religio». То есть люди могут отправлять культ предков, почитать Небо, но не считать себя религиозными. Поэтому представляется, что эту значительную группу не стоит отождествлять с атеистами или агностиками. Последние два направления больше присущи Западной Европе с ее секулярным бэкграундом.

Группа нерелигиозных составляет 16% от населения планеты, однако на ее счет приходится лишь 10% от всех рождений, остальные – религиозная конверсия (обращения). Это одна из старейших (средний возраст – 36 лет) и наименее рождаемых групп (1,6 ребенка на женщину).

Почти все (92%) переходы в группу нерелигиозных приходятся на христиан. В период с 2015 по 2020 гг. число тех, кто отойдет от христианства, составит 7,15 млн человек. Нерелигиозные будут увеличивать свою численность медленнее, чем расти население планеты. Получится парадокс, когда их абсолютное количество будет расти, а относительное уменьшаться. Так, например, прогнозируется, что в 2060 году их количество составит 1,2 млрд и составит 12,5% от населения планеты.

За счет глобального роста населения экваториальной Африки распределение по континентам этой группы изменится, но не существенно. Также большинство будет проживать в Азии (66% в 2060 г. вместо 75% в 2015 г.). Увеличится их количество в развитых странах Европы и Северной Америки. В одних только Штатах будет проживать 9% всех нерелигиозных людей планеты.

7. Украина

Наше общество Pew Research Centre также относит к странам, где уменьшается население. В период с 2010 по 2015 гг. число жителей Украины сократилось более чем на 1,2 млн. Непонятно только, это с учетом жителей оккупированных территорий, аннексированного Крыма и переселенцев или нет. Однако тенденция на уменьшение населения Украины существует: так, за последние 25 лет количество жителей нашего государства уменьшилось почти на 10 млн и составляет 42,5 млн человек.

Подавляющее большинство населения нашей страны – христиане, их более 80%. Почти 15% нерелигиозных и меньше процента иудеев, мусульман и представителей народных верований. Уровень фертильности в Украине ниже необходимой нормы для самозамещения и составляет всего лишь 1,5. Причем у нерелигиозных он ниже – 1,2, а у мусульман – выше, почти 2.

Ученые прогнозируют, что количество христиан в Украине будет увеличиваться, а количество нерелигиозных – наоборот, уменьшаться. Количество последних за будущие 30 лет упадет почти в два раза и составит всего 6,6%. Вдвое увеличится количество мусульман (до 1.2 млн) и уменьшится общее население Украины до 40 млн человек.

Сложившаяся в России практика церковно-государственных отношений уже давно вызывает обеспокоенность атеистов и даже некоторых верующих-антиклерикалов. В этой связи представляется очень важным вопрос: какое будущее ждет такое государство и такую церковь? Современникам иной раз кажется, что порочная система сможет законсервироваться чуть ли не навечно. В данной статье мы покажем, что такой вариант развития событий более чем маловероятен.
Во-первых, представляется очевидным, что и государство, и церковь в современной России стремятся к тотальному контролю над умами. Действующее российское руководство даже не скрывает своих истинных намерений: чего стоят, к примеру, циничные заявления некоторых представителей «Единой России» о «православии как нравственной основе модернизации» и необходимости дать народу «политическую мифологию»! Позиция РПЦ тоже понятна: если народ перестанет мыслить иррационально, то церковники уже не смогут утверждать, что православие лучше ислама, а религия лучше науки. Это, разумеется, положит конец их влиянию.
Теперь ответим на следующий вопрос: чего в первую очередь боится любой тоталитарный режим? А боится он двух вещей: революции и внешнеполитических неудач, атаки изнутри и атаки извне. Понятно, что Кремль заинтересован в наращивании своего влияния на международной арене и приложит для этого все усилия. Влияние в современных международных отношениях складывается из двух компонентов:
1) Военная и экономическая мощь (hard power).
2) «Мягкая мощь» (soft power) – привлекательность политической идеологии, культуры, системы ценностей того или иного государства.
Посмотрим, чего может добиться теократия (а к тому идет!) на этих двух направлениях.
Военная и экономическая мощь в наше время немыслима без передовых технологий. Само собой разумеется, что люди, занимающиеся их разработкой, уже представляют опасность для режима.
Как справедливо заметил проф. Е. К. Дулуман, верующий ученый может видеть «перст Божий» где угодно, но только не в своей собственной науке (иначе какой же он ученый!). А сторонник интердисциплинарного подхода, активно содействующий сближению и взаимному обогащению различных отраслей знания, «изгоняет» Бога сразу из нескольких наук.
Т. е., для того, чтобы преуспеть в своих внешнеполитических начинаниях, Кремль будет вынужден:
А) Воспитывать людей с критическим мышлением, способных создавать новые знания и двигать страну вперед. А человек, привыкший все подвергать сомнению и ничего не принимать на веру, рано или поздно усомнится и в правильности «политики партии и правительства». Многие диктатуры рушились именно из-за «спецов», пользовавшихся влиянием в массах и превращавших «модернизацию сверху» в «децентрализованную модернизацию».
Б) Способствовать слиянию разрозненных научных знаний в единую картину мира, что сделает невозможными мистические спекуляции.
В) Давать критически мыслящим людям право голоса в различных властных структурах, обеспечивать им возможность учить других, распространять свои идеи.
Очевидно, что мировоззрение новой интеллектуальной элиты будет крайне неправославным. Церковники, конечно, не согласятся с данным тезисом и попытаются доказать обратное на примере биографий верующих ученых (И. Ньютона, Г. Лейбница, М. Планка и др.), хотя их аргумент не выдерживает никакой критики.
Во-первых, вышеупомянутые ученые добились успеха не благодаря религии, а вопреки ей. Хорошо известно, что И. Ньютон всерьез занимался толкованием Апокалипсиса, но прославился-то он открытием закона всемирного тяготения, а его мистические «откровения» сейчас мало кому интересны. Во-вторых, и Ньютон, и Лейбниц были ДЕИСТАМИ, а не теистами. По мнению Лейбница, Бог дал миру непреложные физические законы в момент творения и с тех пор не вмешивается в его развитие. Понятно, что всесовершенный мастер создаст идеально отлаженную машину, заранее предусмотрев все возможные угрозы и вызовы. Следовательно, ему не нужно будет вмешиваться каждую секунду (!) в ее функционирование и что-то чинить, кого-то спасать, внимать чьим-либо молитвам. Т. е., все наши потребности были учтены еще при сотворении мира, значит, молиться бесполезно. Все наши грехи также были «запрограммированы» в начале веков, так что никто ни в чем не виноват, и в ад никто не попадет. А для свободы воли в данной концепции вообще не остается места, потому что утверждение о свободе человеческих поступков равносильно утверждению о беспричинности некоторых явлений в мире, что противоречит тезису о непреложности физических законов. Кроме того, стоит ли тратить время на постижение законов природы, если они в любой момент могут быть пересмотрены или даже отменены «высочайшим повелением».
Мне лично непонятно, что общего у Бога Ньютона с Богом традиционной религии. Я не собираюсь здесь обсуждать вопрос о конструктивности деизма, но очевиден тот факт, что с помощью представления о deus otiosus («праздном боге») практически невозможно манипулировать массовым сознанием.
Так что не будет православие «нравственной основой модернизации».
Также успешное развитие экономики невозможно без частной инициативы (командно-административное хозяйствование уже доказало свою несостоятельность). При этом каждый человек лишь тогда заинтересован в повышении производительности собственного труда, когда он уверен в справедливом распределении произведенного продукта. А если правительство бросает огромные ресурсы на поддержку сомнительной гипотезы, оставляя многие гораздо более насущные проблемы неразрешенными, то навряд ли народ с энтузиазмом подхватит экономические инициативы «сверху». И вообще, любой новый храм знаменует собой торжество «метафизических» потребностей человека над реальными, что весьма печально. Французы гордятся собором Нотр-Дам-де-Пари, а ведь он построен на костях «третьего сословия», изнемогавшего от войн, поборов и неурожаев. В принципе, то же самое происходит и в наше время, несмотря на некоторое уменьшение масштабов.
Теперь поговорим о «мягкой мощи». Глобализация вынудила церковь стать более открытой и всерьез заняться улучшением своего имиджа на международной арене: достигнуто примирение с католиками, старообрядцами и т. п. Другое дело, что РПЦ сейчас многое делает под давлением обстоятельств, вопреки собственным «идеалам» (епископ Анадырский и Чукотский Диомид уже обвинил Московский патриархат в ересях экуменизма и глобализма). Ведь Бог в Ветхом Завете недвусмысленно говорит, что лжепророков и всяческих еретиков надо уничтожать физически. В 17 в. православные понимали Его слова буквально, мечтая об искоренении «латинской мерзости». Сейчас католицизм считается инославием (но не иноверием!). А догматы-то, проповедуемые РПЦ, с тех пор абсолютно не изменились!
Т. е., так называемое межконфессиональное сотрудничество всегда происходит в ущерб «символу веры» каждой из сторон и поэтому не может иметь устойчивого положительного эффекта.
Вывод: религия в современном мире находится в весьма двусмысленном положении, так как отрицать общечеловеческие ценности опасно, а признать их – значит потерять монополию на истину. С одной стороны, православным тяжело признать, что атеистическое конфуцианство ничуть не хуже их религии справляется с этическими проблемами, с другой – они в эпоху глобализации не могут отмежеваться от культурного достояния других народов.
Поэтому церковь объявляет себя «проводником и толкователем» общечеловеческих ценностей, но это не помогает ей вернуть утраченное влияние, потому что для их усвоения посредники не нужны. Не надо забывать о том, что человечество – единый биологический вид, поэтому человек для покорения «межчеловеческого пространства» не нуждается в «откровении Господнем». Очевидно, что смесь неискренних уступок и тайной дипломатии, которую представляет собой внешняя политика РПЦ, не способствует улучшению имиджа РФ на международной арене.
В заключение рассмотрим три вероятных сценария будущего России:
1) Кремль кардинально пересмотрит свое отношение к церкви (вариант из области фантастики, но для полноты анализа нужно упомянуть и его). Тогда многих опасностей внешне- и внутриполитического характера удастся избежать.
2) Теократическое государство по всем направлениям потерпит сокрушительное поражение на международной арене, и Россия станет колонией США, Китая или какого-нибудь другого глобального лидера. Неизвестно, будет ли превращение РФ в колонию связано с территориальными уступками, угрозой военного вторжения и т. п., но ясно одно: даже о региональном лидерстве Кремлю придется забыть. О последствиях такого рода событий для РПЦ распространяться не буду.
3) Социально-экономические проблемы, деградация политической системы, утрата церковью и государством контроля над умами в эпоху глобализации спровоцируют революцию (возможна комбинация третьего варианта со вторым). Самый худший сценарий. Во втором случае мы получаем государство третьего эшелона с мрачными перспективами, в третьем – руины и полный коллапс цивилизации.
Вывод: у РПЦ будущего нет, в этом мы можем быть уверены. Вопрос в другом: есть ли будущее у России? Успеют ли обломки старого похоронить под собой ростки нового, или мы все-таки спохватимся, пока еще не поздно?
Посвящается России, какой я хотел бы ее видеть.
Михаил Кухтин.

Постсекулярное общество, обсуждаемое философами и социологами, вроде наступило, а вроде и нет. На планете продолжают сосуществовать традиционные религии, различные способы отрицания бога и чтение гороскопов по утрам. Ученые всего мира предлагают необычные сценарии развития человеческой религиозности, оговариваясь, что распространение искусственного интеллекта может сильно их изменить. Подробнее - в заметке "Святая цифра и лишние люди" обозревателя портала “Россия будущего: 2017 → 2035”.

Религия не уйдет из нашей жизни

Несмотря на то, что атеистов, агностиков и других людей, кто не ассоциирует себя ни с какой конкретной религией, станет больше в таких странах, как США и Франция, их доля уменьшится в общем числе жителей Земли, выяснили эксперты PRC. Общее количество верующих на планете будет расти по нескольким причинам, важнейшая из которых - демографическая. В связи с активным ростом мусульманского населения ожидается и прирост верующих. Именно с исламом связан самый оптимистический прогноз по приросту из всех традиционных религий. Самый пессимистический прогноз - в отношении буддизма.

Еще один важный вывод американского исследования гласит, что в будущем отказываться от христианства будут чаще, чем принимать его, а число мусульман сравняется с числом христиан. Глава патриаршей Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Димитрий Смирнов и вовсе отводит существующему христианству не больше 50 лет. Хотя бы потому, что в христианских церквях большинство верующих - женщины, а ислам привлекает молодых мужчин.

Исламизация Европы…

Журналист Джулио Меотти цитирует исламского проповедника Маулана Сайед Раза Ризви: «Лондон стал более исламским городом, чем многие мусульманские страны вместе взятые». Профессор университета Эссекса (Великобритания) Дэвид Воас согласен с ним: «В Британии будет расширяться влияние ислама, а также тех из христианских церквей, которые преимущественно окормляют чернокожее население страны. Сегодня уже каждый десятый рождающийся в Британии ребенок - мусульманин. Через несколько поколений мусульмане могут составить 10% от общего населения страны, даже если иммиграция завтра неожиданно остановится».

Впрочем, такая ситуация характерна не только для Лондона и Британии. Американский Pew Research Center (PRC) прогнозирует, что вскоре 10% населения всей Европы будут мусульманами. Исследователи говорят о том, что у этого явления есть как объективные причины, которые лежат в демографических и миграционных процессах, во многом обусловленных технологическим прогрессом, так и субъективные, связанные со сменой иного вероисповедания в пользу ислама.

Известный французский писатель Мишель Уэльбек в книге «Подчинение» («Покорность») фантазирует, что к 2022 году Франция становится исламским государством. «Фасад университета Сорбонна украшают позолоченные звезда и полумесяц, профессора обязаны принять религию Пророка, студентки ходят в паранджах, женщины не работают, многоженство узаконено». Примечательно, что вымышленная партия будущего, которая приходит к власти в европейском государстве - это умеренные мусульмане, а вовсе не террористическая группировка. Несмотря на это, роман был воспринят французами крайне негативно. Но, возможно, ислам будущего - это действительно не угроза, а закономерное развитие общества.

… и христианизация Африки

Африка будет основной «точкой роста» глобального христианства в XXI веке - православные священнослужители соглашаются с выводами американского исследования. Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития, отмечает, что рост количества христианских верующих на африканском континенте со временем приведет к тому, что лидер самой крупной общины объявит свою страну новым вселенским центром христианства на планете. Однако, быстрый рост религиозности в Африке, по мнению ряда экспертов, приведет к смещению большинства религиозных конфликтов будущего на этот континент. И не просто конфликтов, а международных баз терроризма. Впрочем, не все разделяют это мнение: немецкий культуролог Лариса Бельцер-Лисюткина, наоборот, прогнозирует снижение числа военных конфликтов как следствие христианизации и принятия пацифистских ценностей.

Искусственный интеллект и новая духовность

Если с традиционными религиями ученым все более-менее понятно, то развитие технологий искусственного интеллекта и порождение новых техноориентированных религий - пока из области фантастики. В одной из самых обсуждаемых книг 2017 года - “Homo Deus: краткая история завтрашнего дня” израильского историка Юваль Ной Харари - описывает «датаизм» - новую идеологию, согласно которой человек утратил свою доминирующую роль в цифровом мире и стал лишним звеном. Другая система ценностей будущего техногуманизм - делает ставку на развитие возможностей человека с помощью нейроинтерфейсов и киборгизации. По прогнозам автора книги, к 2100 году человек разумный перестанет существовать как вид, так как человечество само себя модифицирует с помощью искусственного интеллекта и биотехнологий.

Если когда-то в сложной ситуации люди обращались к религии и ее представителям, то теперь любые выходы из ситуаций решают алгоритмы: с кем встречаться, где жить и как решать финансовые проблемы, - пишет Харари. Вместе с тем возникнут и новые сложности морального характера: как научить искусственный интеллект отделять плохое от хорошего, может ли возникнуть ситуация, когда ИИ изобретет собственную религию?.. Роботизация религии, тем не менее, уже происходит: в Германии впервые робот заменил священнослужителя в церкви. Робот приветствует пользователя и предлагает выбрать голос и тип благословения. После этого он воздевает руки к небесам и произносит: «Бог да благословит и защитит тебя». Затем звучит изречение из Библии, которое при желании можно распечатать.

Началось все с «невинного» допущения использовать мобильные телефоны и приложения социальных сетей в храмах - для облегчения поиска информации, например, той же электронной Библии. Последствия получились более глобальными - люди чувствуют все меньше потребности заходить в храм, когда все можно найти на экране компьютера или телефона. «Люди стремятся получить более личный религиозный опыт», — утверждает Хайди Кэмпбелл из Техасского университета A&M (США), которая изучает взаимодействие религии и цифровой культуры.

Интернет-культура и религиозные мемы будущего

Последние переписи населения научили нас спокойно относиться к любым наименованиям религиозных чувств людей. Уже стали реальностью такие «церкви» как Пастафарианская (Летающего Макаронного Монстра), Церковь Диего Марадоны, церкви бекона и креативности, религия нации Яхве и многие другие. Причин возникновения таких экзотизмов две: протест против традиционных религий и их претензий на вмешательство в повседневную жизнь секулярных государств, усталость от существующих религиозных форм, а также формализация маргинальных и запрещенных идеологий (например, расизм религии нации Яхве).

Еще одна важная цивилизационная причина переосмысления религии в будущем связана с прогрессом медицинских технологий - жизнь не только становится длиннее и качественнее, ученые всерьез задумываются о технологиях бессмертия, что, несомненно, подрывает устои традиционных религий. «В будущем же может оказаться возможным все, в том числе и киборгизация, и загрузка сознания, и переселение в виртуальную реальность, и еще более экзотические варианты», - прогнозирует Игорь Валентинович Артюхов - биофизик, директор по науке компании “КриоРус” и член Координационного совета и один из основателей Российского трансгуманистического движения. Другие эксперты пессимистически оценивают потенциал трансгуманистических воззрений: «Трансгуманизм — это то, что делается от полной безнадежности. Это откровенная попытка сказать, что homo sapiens уже никуда не годен, он уже абсолютно проиграл соревнование с собственными творениями и наша последняя надежда — на homo super, на сверхчеловека» (футуролог Сергей Переслегин). В то же время идея сверхчеловека накладывается на проблему перенаселения планеты в ближайшем будущем и появления класса «лишних» людей (что также связано с роботизацией производства).

Чтобы ни произошло в будущем, человек будет нуждаться в опоре на ценности определенной культуры или идеологии. В конкурентную борьбу за новую ценностную среду включатся традиционные религии, новые и экзотические, а также идеи трансгуманизма и превосходства искусственного интеллекта. Выживание человека в этой борьбе становится как никогда необходимым.