Воздвижение креста господня. Кондак Воздвижения Креста Господня. Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на день Воздвижения Креста Господня

В конце сентября православные церкви, живущие по юлианскому и новоюлианскому календарю, отмечают праздник Воздвижение креста Господня . Полное название праздника - Воздвижение честного и животворящего креста Господня . Праздник установлен в память обретения Креста Господня царицей Еленой в 326 году. По легенде крест, на котором был распят Иисус , был найден в Иерусалиме около горы Голгофы - места распятия Христа . C VII века праздник объединился с воспоминанием о возвращении в 629 году Животворящего креста византийским императором Ираклием из «персидского плена».

Факты, которые политические и религиозные ухищрения еврейской и римской властей, направленные на то, чтобы взять жизнь Иисуса, фактически позволили Иисусу восходить к Богу. Из его тюремного заключения Иисус, спокойно, как «ягненок, принесенный на убой, он молчал, не открывая рта», отдал свою жизнь. Я откладываю свою жизнь, а затем возвращаю ее обратно.

Рассказ о смерти Иисуса, согласно Евангелию от Иоанна, совершается с великой торжественностью, ибо тот, кто умирает, является Господом жизни, осознавая миссию, которую он получил от Отца. Зная Иисуса, что все закончилось, склонив голову, отдал дух. Тот, кто пришел от Отца, теперь выполнил порученную ему миссию, возвращается к Отцу. Рассказ о драме Страсти Господня показывает, как сила жизни и воскресения уже присутствовала и была активной во время самой смерти, Он становится источником жизни и света. «Если пшеничное зерно, падающее на землю, не умрет, оно останется в одиночестве; но если он умрет, он принесет много плодов».

Праздник принадлежит к числу господских двунадесятых, то есть важнейших и особо почитаемых.

В народном календаре этот день называется Воздвиженье и связан с третьей и последней встречей осени, окончанием огородных работ и началом «праздников капусты» (засолки капусты на зиму).

Когда отмечается Воздвижение креста Господня

Русская православная церковь и другие конфессии, живущие «по старому стилю», отмечают этот праздник 27 сентября (что соответствует 14 сентября по юлианскому календарю). Соответственно, народно-христианское Воздвиженье на Руси также отмечается 27 сентября .

Соединение Слова с литургическим действием. Страстная пятница - это не день траура. Несмотря на почтительное молчание, наблюдаемое обществом, Церковь не празднует похороны, а победоносная смерть Господа, которая порождает новую жизнь для ее последователей. Смотря на крест, Церковь поет: Победа!

Провозглашение Слова Божьего, в частности рассказ о Страсти Иисуса Христа, по словам святого Иоанна, является центральным и универсальным элементом литургии Страстной Пятницы. Из прокламации и служения Слову возникает молитва о молитве к Богу, чтобы он в своей милости мог помнить и освящать Церковь, Папу, епископов, оглашенных, евреев, всех, кто верит в Иисуса Христа, тех, кто этого не делает верующих, правителей и всех, кто испытывает испытания.

Католики и все христиане, живущие по григорианскому календарю, отметили этот праздник 14 сентября.

История обретения Животворящего креста

Как-то византийский император Константин, увидев на небе божие знамение - крест с надписью «Сим победиши», решил во что бы то ни стало отыскать крест, на котором был распят Иисус Христос. На поиски креста Константин отправил в Иерусалим свою мать - царицу Елену - считавшуюся одним из главных специалистов по христианским артефактам.

В торжественном обожании святого креста, привезенного в шествие и представленном собранию христиан, Церковь обращает свой взгляд на тайну Голгофы, то есть на работу искупления Христа, прибитого к кресту. Крест не поклоняется сам по себе, но тот, кто из дерева креста отдал свою жизнь за наше спасение.

Вот, дерево креста, из которого погибло спасение мира. Пойдем, будем поклоняться! Таким образом, мы поклоняемся Господу, вашему лесу; ваше воскресение, которое мы празднуем. Радость дошла до всего мира, за этот крест, который мы поклоняемся сегодня! Целуя крест Господа, люди проявляют свою солидарность с тем, ради чего Сын Божий отдал свою жизнь.

В это время следов земной жизни Христа в Иерусалиме почти не осталось - язычники-римляне, правившие Иудеей в те времена, постарались всё уничтожить. А римский император Адриан даже приказал засыпать землей Голгофу и гроб Господень, а на этом месте воздвигнуть храм Венеры и статую Юпитера . Здесь римляне совершали свои обряды.

От причины Иисуса, другого царя, без армий и без предметов; чья власть является службой; трон - это крест; цель - мир и изобилие жизни для всех. Когда мы общаемся с его телом, мы сакраментально ассимилируем его капитуляцию за спасение человечества, чтобы мы могли жить тем, что и как он жил. По этой причине, после причастия, министр молится: «Боже, ты обновил нас святой смертью и воскресением, так что благодаря участию этой тайны мы всегда можем посвятить нашу жизнь».

В христианской вере Крест является выражением торжества над силой тьмы и поэтому часто представлен драгоценными камнями и стал признаком благословения. Вилсон Диас де Оливейра - епископ Лимейрской епархии. В этом праздновании мы хотим выразить нашу привязанность к Иисусу и желание распространить его Евангелие. Не бойтесь услышать: «Если кто-то придет за мной, пусть он отречется от себя и возьмет свой крест ежедневно и последует за мной».


Разыскивая Животворящий крест, царица Елена долго бродила по Иерусалиму, расспрашивая христиан и иудеев, и, наконец, ее поиски увенчались успехом. Некий старый еврей по имени Иуда сказал, что крест находится как раз под храмом Венеры. Тогда Елена повелела разрушить языческий храм и начала на этом месте раскопки. И, о радость! Ее помощники выкопали и сам гроб Господень, и находившиеся неподалеку от него три креста, а также дощечку с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», сделанную по приказу Понтия Пилата. Также нашлись четыре гвоздя, которыми Иисуса пригвоздили к кресту.

Как праздновать Воздвижение Креста Господня

Крест занял видное место в процессии, в сопровождении читателей. Победа, вы будете царствовать или пересечь вас, спасет нас! Сияние в мире, которое живет без вашего света. Если кто-то будет моим слугой, следуйте за мной, и тогда вы увидите, где бы вы ни были, мой Отец будет чтить вас!

Президент: Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Президент: братья, избранные в соответствии с добротой Бога Отца, посредством освящения Духа, чтобы повиноваться Иисусу Христу и участвовать в благословении окропления Его крови, благодати и мира, даны вам в изобилии.

Возник вопрос - а какой же из трех крестов настоящий? Тогда руководивший раскопками архиепископ Макарий стал прикладывать все выкопанные кресты к телу тяжелобольной женщины. Два креста не подействовали, а от третьего больная сразу же исцелилась. В этот момент мимо несли покойника, и его тоже удалось оживить при помощи третьего креста.

Все - Благословен Бог, который объединил нас в любви Христа. Президент: Давайте попросим прощения Бога за те времена, когда мы чувствуем себя обескураженными и раскаиваемся в том, что мы сделали. Время от времени, когда эгоизм говорил громче, и страх преследовал нас, мы умоляем прощение Бога и его братьев, пение.

Президент: Слушайте, Боже, наши молитвы и храните силу креста Господня, ваши сыновья и дочери, отмеченные знаком веры, чтобы через полноту крещения вы могли соблюдать ваши заповеди. Тем же Христом, нашим Господом. Катехист: Слово Божье согревает наше сердце и направляет наш курс.

Жившие в Иерусалиме христиане уверовали, что найден тот самый крест, на котором был распят Христос. Верующие попросили епископа Макария поднять крест повыше, чтобы он был виден издалека, что и было сделано. Христиане, увидев поднятый крест, стал восклицать «Господи, помилуй» и кланялся Животворящему кресту (другое название Животворящее древо). В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего древа и найденные на месте раскопок гвозди.

Лекции выходят на видное место, где провозглашается чтение. Через Слово Божье мы будем знать, куда идти. Это свет и правда, мы должны верить. Евангелие Иисуса Христа согласно Луке 9, 18. В то время, когда Иисус молился отдельно, только его ученики были с ним; и сказал им: Кто говорит народу, что Я? И они сказали: Некоторые говорят, Иоанн Креститель; другие: Элиас; и третьи, кто был одним из древних пророков, которые возникли. И сказал им: кого вы говорите? И Петр сказал: «Христос Божий». Но Иисус предупреждал их никому не говорить; и сказал им: Сын Человеческий должен много пострадать и быть отвергнутым старейшинами, первосвященниками и книжниками, и пусть он будет предан смерти и воскреснет в третий день.

В честь находки император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Голгофу, и Гроб господень. Храм строился около десяти лет. Царица Елена не дождалась освящения храма - она скончалась в 327 году. Храм был освящен только в 335 году. Это произошло 13 (26) сентября, поэтому праздник Воздвижение честного и животворящего креста был установлен на следующий день - 14 (27) сентября.

Тогда он сказал всем: Если кто-нибудь придет за Мною, пусть он отречется от себя и возьмет свой крест ежедневно и последует за Мною. Ибо кто хочет спасти свою жизнь, тот потеряет ее; но тот, кто потеряет свою жизнь ради меня, спасет ее. Краткий момент молчания для интернационализации.

Президент: Христианин несет с собой знак Распятого воскресшего Сына Божьего. Чтобы знак веры стал видимым, каждый катехизис получит крест, подтвердив свою приверженность Иисусу Христу и его Евангелию. Президент: Получите на лбу знак Креста: пусть сам Христос защитит вас знаком своей любви. Научитесь знать это и следовать ему.

Возвращение Креста

Также в этот день вспоминают еще одно событие, связанное с Крестом господним, - возвращение императором Ираклием святыни из Персии после 14-летнего «плена» обратно в Иерусалим. По легенде, когда крест возвращали в храм Воскресения, император Ираклий шел в царском венце и порфире, а рядом с ним шел освобожденный из плена патриарх Захария . У ворот, которые вели на Голгофу, император внезапно остановился и не смог двинуться дальше. Тогда Захария объяснил царю, что путь ему преграждает путь ангел Господень, поскольку сам Иисус нес свой крест в рубище. Ираклий переоделся в простую одежду, и только тогда смог внести крест в храм.

Примите в глазах знак Креста: чтобы зреть слава Божия. Получите во рту знак Креста: ответьте на слово Божие. Получите в груди знак Креста: чтобы Христос мог жить в ваших сердцах через веру. Получите на плечах знак Креста: нести мягкое иго Христа. Или Христос будет твоей силой в этом путешествии.

Президент: Всемогущий Бог, который через крест и воскрешение вашего Сына дает жизнь вашим людям, дайте, чтобы ваши слуги, отмеченные знаком креста, следуя по стопам Христа, могли сохранить в вашей жизни спасительную благодать этого и проявить это в своих делах. Через нашего Господа Иисуса Христа, вашего Сына, в единстве Святого Духа.

Народный праздник Воздвиженье

Согласно народным верованиям, на Воздвиженье происходит битва между «честью» и «нечистью», «правдой» и «кривдой», светом и тьмой. Но всё злое и темное отступает перед божьим крестом. Поэтому крестьяне в этот день клали деревянные кресты или просто связанные крест-накрест ветви в избы, закрома, сусеки, в хлев и т.д. Кресты рисовали или выжигали и на воротах, на дверной притолоке, на амбарах и стенах. Считалось, что это поможет уберечь дом, собранный урожай и скотину от бед.

Священник в праздновании Паскаля Тридду. Этот текст медитируется в Литургии часов пятой недели Великого поста или Страсти, как в литургическом календаре необычной формы Римского обряда - и Страстной недели. Мы, католические священники, должны всегда созерцать Христа и испытывать те же чувства к Нему; эта аскессия случается с постоянной беседой. Как происходят разговоры в нас, священники?

Он предлагает Иисуса Христа Вечному Отцу и поэтому должен быть одет в добродетели Иисуса Христа, чтобы подготовиться к встрече со Святым Святых. Насколько важна внутренняя и внешняя подготовка к священной литургии, святой мессе! Речь идет о прославлении Вечного Первосвященника Иисуса Христа. Ну, все это делается в максимальной степени на Страстной неделе, Великой и Страстной неделе, как говорят восточные. Давайте посмотрим на некоторые из их основных действий, основанных на церемониале епископов.

Запреты на Воздвиженье

На Руси от Воздвижения до Благовещения старались не ходить в лес. Особенно строго возбранялось ходить в лес на само Воздвиженье, считалось, что именно в этот день «змеи и гады уходят в землю». Считалось, кто пойдет в этот день в лес - тот пропадет.

На Воздвиженье старались держать двери на замке, чтобы «гады» не заползли в дом.

Ничего лучше сказать, чем углу Уби-Каритаса. После причастия священник, используя гуманную вуаль, на алтаре, встает на колени и, при содействии дьякона, держит пикс с руками, покрытыми гуманной завесой. Символ потребности в руках и чистых сердцах приблизиться к божественным тайнам и коснуться Господа! В Страстную пятницу в Пассионе Домини священнику предлагается подняться на Голгофу. Во второй половине дня, иногда немного позже, празднование Страсти Господней происходит через три момента: Слово, Крест и Причастие.

Что такое Воздвижение Креста Господня

Он идет в шествие и в тишине к алтарю. Почитая жертвенник, который представляет Христа в строгой наготе Голгофы, он простирается на земле: это проскэнезис, как в день посвящения. Таким образом, он выражает убеждение в своем небытии перед божественным величием и покаянием за то, что он осмелился измерить себя посредством греха с Всемогущим. Как Сын, который аннулировал себя, священник признает свое ничтожество и таким образом начинает свое священническое посредничество между Богом и людьми, кульминацией которого является торжественная всеобщая молитва.

Существовало поверье: не начинай никакого важного дела на Воздвиженье - всё пойдет прахом.

Поговорки и приметы на Воздвиженье

На Воздвиженье кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась: считается, что с этого дня осень начинает передавать свои права зиме.

На Воздвиженье последние птицы отправляются на зимовку. Тот, кто увидел в этот день последний отлет птиц, может загадать желание, и оно обязательно сбудется. Говорили: Ключи от лета - у сизой галочки, и она, отлетая в теплые края, замыкает его и забирает с собой ключи.

Священник, поместив чемодан, по возможности босиком, подходит к первому Кресту, встает на колени перед ней и целует ее. Католическое богословие не боится давать здесь слово «поклонение» своему истинному значению. Истинный Крест, купавшийся в крови Искупителя, становится как бы единственной со Христом и получает обожание. Поэтому, простившись перед священным лесом, мы обращаемся к Господу: «Мы обожаем вас и Христа, и мы благословляем вас, потому что благодаря вашему Святому Кресту вы искупили мир».

В Нову Ордо священник, с самого начала Вигила, одет в белый цвет, как и для мессы. Он благословляет огонь и освещает пасхальную свечу новым огнем, если это так, после применения, как в древней литургии, креста. Затем выгравируйте на вертикальной стороне креста греческую букву альфа и, ниже, букву омега; между крестами креста, делает четырехзначный разрез, указывающий на текущий год, говоря: Христос вчера и сегодня. Затем он сделал разрез креста и других знаков, и он мог наложить пять кубиков ладана на кошелек, сказав: Своими святыми ранами.

На Воздвиженье - осень к зиме быстрее движется: этот день считается окончательным завершением бабьего лета, больше тепла уже не будет.

На Воздвиженье последний воз с поля движется, на гумно торопится.

На Воздвиженье солнце, когда всходит, - гуляет, прыгает, движется.

На Воздвиженье медведь залегает в берлогу.

Сдвиженьё - так в народе называют праздник Крестовоздвижения (воздвижение - возношение, возвышение - 27 сентября). Крестовоздвижение - чисто церковный праздник, в котором вспоминаются события обретения в IV веке в Иерусалиме креста Господнего.

Затем, пение Люмена Кристи, он направляет процессию к церкви. Священник - глава народа верных здесь, на земле, чтобы вести его к небу. Он поет его три раза, постепенно поднимая тон голоса: люди после каждого хода повторяют его тем же тоном. В крестильной литургии священник, стоящий перед фонтаном, благословляет воду, исполняя молитву: Бог через сакраментальные знаки; призывая: Спуститесь, Отец, на эту воду, вы можете войти в пасхальный термин в нем один или три раза. Смысл глубокий: священник - искупительный орган Церкви, символизируемый крестильным шрифтом.

Народ же, праздновал его по-своему, плохо понимая христианское значение праздника. Поэтому он переквалифицировал праздник и его название на свой лад, связывая его с тем, что происходит в природе.

Так у праздника появилось специфически народное окончание и новое название, несущее в себе совершенной иной смысл, связанный не с Господом или с тем, что
произошло в IV веке, а с тем, что всегда и каждый год происходит в природе: осенью все с-двигается к зиме.

Народ опускал духовный смысл Крестовоздвиженья с вертикали на горизонталь, на грешную землю, давая празднику соответствующее название. Сдвиженьё обозначало границу между осенью и зимой, начало переходному периоду в хозяйстве и природе.

Но любой переход от одного времени года к другому размыт во времени и в пространстве и отмечается в народе особыми приметами, связанными с соединением земли с низом и верхом, подземным миром и небесным, с тем, что было «до» и что будет «после». Начинается битва миров, старого и нового.

Битва правды и неправды, между "честью" и "нечестью", одна сила воздигается на другую, святая на несвятую. Победу одерживает с помощью Креста Господа, поднимающегося из земли, правда. Так на народный лад переиначивается история обретения Креста Господнего в IV веке св. Еленой. И верилось, что именно в честь победы солнце играло в этот день на небе, радуясь ей, как на Пасху оно радовалось победе жизни над смертью.

Сдвиженьё - это точка бифуркации, точка перелома, в которой некоторое время все находится в равновесии, словно ожидая команды: «Начали». Точка, в которой пока силы равны и ни одна не имеет перевеса. И приходится она на 27 сентября.

Существует и промежуточное название праздника, промежуточное между народным и церковным: старинное - день Креста или день Ставра от stauros - крест (по-гречески). Так один и тот же день получил три разных названия, каждый из которых несет свой особый смысл.

Крестовоздвижение - исторический, отмечаемый в церкви. Ставров день - день Креста, уже не привязанный к историческим событиям далекого четвертого века, а связанный с традициями церковной жизни.

В этот день принято воздвигать кресты на строящихся храмах, строить обетованные (обещанные) часовенки и храмы, устраивать крестные ходы во избежание напастей и бед, молиться о болящих, о будущем урожае, ходить с крестными ходами на поля. Свиженьё несет в себе природно-языческий смысл, связанный в том числе и с хозяйственными работами. В народе была такая поговорка:



"Вздвиженье лето замыкает, ключи сизая галочка с собой за море уносит ".


Земля к этому дню освобождается от хлеба, с полей сдвигается последний сноп; открываются овины; зверье уходит в берлоги и на зимние квартиры; лешие и нечисть устраивает в этот день последний сход, залегая потом в свои норы; птицы улетают; змеи уползают к своей матери под землю. С Покрова уже все в природе окончательно замирает. Но движение от лета по направлению к зиме проходит через эту точку - точку Сдвиженья.

По церковному календарю Крестовоздвиженье длится семь дней, Сдвиженьё длится две недели, вплоть до Покрова, так же, как зимние святки длятся до Крещения. Природа замирает, а люди оживают, начинаются другие, зимние, работы. Все, что собрано с полей и огородов требует переработки: лен надо прясть, капусту рубить, снопы сушить и хлеб молотить. Но все начиналось с капусты. Поэтому Сдвиженьё называлось капустиным праздником.



"На Воздвиженье первая барыня - капуста".


В этот день соседи собирались вместе, поздравляли друг друга с капустиным праздником, вместе рубили капусту, а сделав работу, устраивали вечеринки - капустники или капустные праздники. Угощали на празднике капустным пирогом.

Молодежь не отставала. Открывая капустинские вечера, она сначала ходила по домам, колядуя и собирая угощения, помогала рубить капусту, а потом, наряжаясь и семь раз помолясь о хорошем женихе, шла в избу, чтобы найти себе пару: осень - время свадеб. Танцы, песни, хороводы и веселье продолжались все две недели и не только в деревнях, но и в городах.

Сдвиженьё было также овинным праздником, овинными именинами, праздником молотильщиков: печь в овине в этот день не разжигали, окна овина украшались вышитым полотенцем, молоть прекращали.

И вообще в этот день принято было отдыхать и не начинать никаких серьезных дел.