Воздвижение честного и животворящего креста господня пост. Воздвижение: народные приметы и традиции - pravdoiskatel77

Воздвиженье или Сдвиженье. , как официально называется этот праздник, – чисто церковное торжество. Главный праздничный обряд совершается в церкви. С возвращением из храма у верующих продолжается обычный хлопотный день, наполненный напряженным трудом. Воздвижение по всей Руси считалось «капустным днем». Воздвиженье - постный праздник. Кто на Воздвиженья постится, тому семь грехов простится.
На Воздвижение у доброго молодца – капуста у крыльца. Смекай, баба, про капусту – Воздвижение пришло. За три дня до Воздвижения капуста убиралась со всех огородов. И с этого времени объединившиеся в «помочи» крестьянки уже не расходились до полной «приборки» капусты.
С Воздвижения начиналась рубка и соление капусты. Она была, до того как распространился картофель, вторым, после хлеба, продуктом питания в каждой крестьянской семье.
На Воздвиженье нельзя начинать важных и значительных дел - все прахом пойдет. Устраивались вечеринки – капустники. Заканчивалось «бабье лето» и приходила настоящая осень. Нельзя в этот день ходить в лес, потому что там медведь себе берлогу устраивает, а леший проводит смотр своему лесному царству, и негоже им мешать.

Воздвиженье. Кафтан с шубой сдвинется, последний воз с поля, птицы в отлет пошли, а холода надвинутся. Все звери и насекомые ложатся на зиму, в том числе и медведь залегает в берлогу. В эту пору начинается одна из самых важных осенних работ - рубка капусты и заготовка ее на зиму.
В этот день часто бывают небольшие утренние морозцы.
Западный ветер дует несколько дней подряд - к плохой погоде.
Красноватый круг около луны на восходе, скоро пропадающий - к ясной и сухой погоде.
Журавли летят высоко, не торопясь, курлыкают - к теплой осени.

Сказания русского народа собранные И.П. Сахаровым.

Приметы и обычаи.

Поселяне Рязанской, Тамбовской и Тульской губерний сохранили свои наблюдения в поговорках: Шуба за кафтаном тянется. - Гад и змея не движется, а хлеб с поля сдвинется. - Вздвиженские зазимки мужику не беда. - Смекай баба про капусту на Вздвиженъев день. - У доброго мужика на Вздвиженьев день и пирог с капустой.
С сего дня в городах начинаются девичьи вечеринки - капустницы. Это народное торжество, отправляемое горожанками, известно во многих местах. В Алексине, уездном городе Тульской губернии, девушки, в богатых уборах, ходят с песнями из дома в дом рубить капусту. В домах, где приготовлена для гостей капуста, убирается особенный стол с закусками. За девицами является молодежь с своими гостинцами высматривать невест. Вечером по всему городу разыгрываются хороводы. В Сибири на капустенские вечерки приглашались соседки. Там капустницы, входя в дом, поздравляли хозяев с капустой, как с праздником. Для добрых гостей варилось пиво, приготовлялся обед и ужин, где все торжество хозяйки составлял пирог хлебальный. День оканчивался плясками и играми. Капустницы на Руси продолжались две недели.

Оригинал взят у nadezhdmorozova в Воздвижение: народные приметы и традиции

Христианский праздник Воздвиженья Честнаго и Животворящего Креста Господня, отмечаемый православной церковью 27 сентября (14 по старому стилю), назывался в народе Вырий, Закрытие Сварги, «Закрыццё зямлі» (белорус.), Ставров день, Третьи осенины, Вздвиженьев день, Здвиженье, Капустницы.
В летописях день этот именовался “ставровым днем” (греч.: stauros — крест). Киевская летопись под 1154 замечает: “разболеся Изяслав Мстиславич на ставров день”. В некоторых местах праздник Воздвижения назывался “честным” (подразумевается, конечно, “крестом”).

День этот с детства остался в памяти, как запрет на поход в лес. Ещё бабушка говорила, что нельзя даже нос совать, так как змеи и всё зверьё выползает и вылезает из своих нор, "здвигается", "движется".

Название это - Здвиженье - и связано со словом «двигаться» («двинуться»), от которого, вероятно, крестьяне производили и само название церковного праздника.

Праздник Воздвижения Креста Господня (14/27.IX), один из двунадесятых церковных праздников. Согласно легенде, после распятия Христа римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить само воспоминание о священных местах, связанных со смертью и воскрешением Господа; для этого один из этих императоров, Адриан, приказал даже засыпать Голгофу и Гроб Господень землей, а на искусственном холме поставить капище языческих богов. Однако, несмотря на это, через 300 лет великие христианские святыни были снова обретены христианами и открыты для поклонения. Произошло это при императоре Константине Великом, прекратившем гонения на христиан. Увидав на небе знамение Божие — Крест с надписью «Сим победиши», Константин задался целью отыскать Крест, на котором был распят Иисус, и с этой целью направил в Иерусалим свою мать, царицу Елену. Один старый еврей открыл ей, что Крест спрятан под языческим капищем; капище разрушили и обнаружили под ним Гроб Господень, а неподалеку от него — три креста, дощечку с надписью, сделанной по приказу Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие некогда тело Господа. Чтобы узнать, на каком из трех крестов был распят Спаситель, патриарх Макарий поочередно возложил каждый из найденных крестов на покойника, и когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Елена привезла в Константинополь Животворящее Древо и гвозди, а Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя Гроб Господень и Голгофу. Храм был освящен 26 (13) сентября 335 года, а на следующий день установлено было празднование Воздвижения Честного и Животворящего Креста. На Руси верили, что в этот день, как и на Пасху, солнце, радуясь знаменательному событию, «здвигается», т.е. играет, переливается всеми цветами радуги.

Царица Елена

В народном сказании, приуроченном ко дню Воздвижения, по-своему раскрывается смысл праздника. В сказании говорится о нападении Константина на "еврейскую землю" и о взятии в плен "царя Евреина", который отказался сказать, где находятся "кресты честны" и был убит. О нахождении крестов сообщила еврейская царица, не выдержав пыток своего ребенка, положенного между двумя "живыми огнями". Она послала царя Константина на Одюбар-гору, где и были обнаружены "кресты честны", о которых говорили апостолы.

"Как увидел то Константин - царь,
Тогда царь возстал на ноги
И крест честной поцеловал он,
И целует все войско христьянско.
Когда царь кресты так избавил,
Двинул войско, ушел он во двор свой.
Пока жив был Константин - царь,
Честны кресты на земле сияли,
Сияли крещеному христьянскому народу.
Когда же преминул Константин - царь
И честная царица Елена,
Тогда честные кресты воскресли,
Воскресли на небеса в высь
И теперь сияют на том свете,
Словно солнце на свете здешнем…"

(Коринфский А.А. Народная Русь. 1995. С. 369).
Впрочем, далеко не весь простой народ представлял себе, в чем состоит истинный смысл и значение церковного праздника Воздвижения. Тут, несомненно, прослеживается тесная связь с языческими древнеславянскими верованиями, годичным круговоротом и наблюдениями за природой. В крестьянской среде этот праздник воспринимался, в первую очередь, как начало осени и связывался со всеобщим движением земли (ее обитателей, некоторых предметов) и сменой времен года; так, народные присловья, поговорки и т.п. об этом дне говорили: «Воздвиженье кафтан сдвинет, шубу надвинет» (или: «На Воздвиженье кафтан с шубой сдвинулся и шапка надвинулась»), «хлеб с поля на гумно сдвинулся» (примерно в это время оканчивалась уборка хлеба и начиналась молотьба), «земля с лета на зиму сдвинулась», и пр.

Лаура Пелик. Осеннее равноденствие

Как обычно указать дату по старому стилю довольно затруднительно, т.к. приметы дня (Воздвиженье осень навстречу зиме двигает. Узвижанье лето замыкает, ключ сизая галочка за море понесла.) говорят однозначно, что этот день приходится в день или после осеннего равноденствия. Вероятно, дата и была привязана к астрономическому явлению, так же как Федoра-обдёра (11 сентября ст.ст./24 сентября н.ст.). Аналогично выглядит и весенняя пара Сoроки (9/22 марта) и Благовещенье (12/25 марта).

На Воздвижение солнце “здвигается”. т.е. играет, переливается всеми цветами радуги. Птицы “двигаются” в отлет, направляясь в ирей вырей, вирей). Так, вплоть до XIX века, называли наши предки мифическую блаженную страну. О ней упоминает Владимир Мономах в своем “Поучении”, говоря, что “птицы небесные из ирья идут”. По мнению многих исследователей, Вырей - одно из славянских названий Иного Мира. К примеру, А. Котляревский писал: «этимология слова рай указывает на понятие солнечной, воздушной области: корень raj (радж), от которого оно происходит, обозначал первоначально впечатление небесного блеска, небесного моря, светлой облачной страны; в таком смысле термин употреблялся в Ведах... Ирий и вырий только иные лингвистиче ские формы слова рай, прямо происшедшие от того же корня, только в иной форме arj».

Ирий, ирье, вырий, вырей - мифическая страна

По укр. легенде, Птица-Судья предварительно определяет каждому судьбу по заслугам: одни остаются зимовать в холодном краю в наказание (ласточки), другие — для забавы людей. Остальные выбирают себе вожака. Славяне верили, что птицы прилетают в верхний мир, где живут души умерших - в Ирий (Вырий). «Первой улетает в обетованную страну и последнею возвращается оттуда - кукушка, которая поэтому и зовётся ключницей Вирая». А люди обращаются к улетающим птицам с просьбой принести весточку от живых к умершим.

И змеи отправляются в собственный ирей на зимовье (сдвигаются).
По народному замечанию, змеи и вообще все «гады» в этот день выходят на открытые места или забираются на деревья, чтобы напоследок погреться на солнце, сплетаются в один большой клубок, а затем прячутся под землю, которая замыкается до Благовещения (или Юрьева дня, дня св. Руфа, 8.IV), где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома, который служит как бы сигналом, разрешающим гадине выползать из чрева матери-земли и жить на воле. Вот почему на праздник Воздвиженья, или, по крестьянскому выражению, "Сдвижения", мужики на весь день тщательно запирают ворота, двери и калитки из боязни, чтобы гады, ползущие к своей матери под землю, не заползли по ошибке на мужичий двор и не спрятались там под навозом или в соломе и нарах. Впрочем, крестьяне верят, что, начиная с Воздвижения, змеи не кусаются, так как каждая гадина, ужалившая в это время человека, будет строго наказана: всю осень, до первого снега и даже по снегу, будет ползать зря, не находя себе места, пока не убьют ее морозы или не проткнут мужичьи вилы". В русских деревнях и сегодня пожилые люди воздерживаются ходить в лес 27 сентября: "Гад сдвигается... Будешь идтить, и оны прямо хапками, хапками. — И оны прямо вот дорогой идут". В некоторых местах рассказывали, что все змеи на Воздвиженье сползаются в одно место, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома, который «открывает» землю и позволяет всем гадам выползти на белый свет. При этом считалось еще, что, помимо подземных пещер, змеи могут уйти и под воду, поэтому с этого дня купаться запрещалось.
По народному мнению, на Воздвиженье человека в лесу может подстерегать другая беда: так, во многих местах были известны рассказы о том, как человек, нарушивший запрет ходить в лес в этот праздник, провалился вместе со змеями под землю и остался в подземных вертепах до весны, пока земля вновь не «отворилась». Однако, в этот день смельчак, отправившись в лес, может завладеть рожками змеиного царя.

Осенью змеи уходят в мифическую страну Вырей

На Черниговщине с Воздвижением связывается легенда об аисте, выпустившем из мешка гадов. По западно-украинским поверьям, в этом день над змеями устраивает суд Подземный хозяин Ящер; существует также предание о сражении змей за королевскую корону.

Подземный ящер. Пермский стиль

"По поверью крестьян Купянского уезда, гадюки собираются на "Здвиженья" в гнезда на зимовку. Если одна из них тогда укусит человека, то остальные не принимают ее к себе, и она ищет случая быть убитой. И в других местах Малороссии верят, что "гадючи под чесного Хреста двигаются"; одна из них "с золотыми рогами". "Хто ci гадючи золоти роги мае, у того буде багато грошей и буде вин щасливий". По мнению малороссов, змей, встречающихся после 14 сентября (27 сентября по н. ст.), нужно убивать. Рассказывают, что осенью девушка шла и упала в глубокую яму, где было много змей; они, однако, не тронули девушки, которая всю зиму пролежала в яме, глодая камни. Весною вытащили девушку, и она поведала: Бог позволил жить гадам только до Воздвиженья, а потом они должны прятаться в землю. В названный срок змеи собираются в норах, обсуждают свои дела; гадюк, которые летом кусались, загрызают до смерти. Если же одна из них уйдет, то ей не найти зимовья, и она погибает от вьюги. Такие змеи сами ищут погибели, и человек, убивший после 14-го сентября змею, оказывает ей услугу. В ст. Ардонской (Терской обл.) существует поверье, что на Воздвижение опасно выходить в поле, так как тогда происходит "змеиное сдвижение": змеи сползаются вместе и совещаются о житье-бытье зимою. В этот день бывают змеиные свадьбы: самцы выбирают самок, спариваются и производят себе подобных. Белорусы думают, будто у змеи рождается множество детенышей, но в живых остается не более десяти - остальных мать поедает. По мнению великоросов, змеи собираются на Воздвижение в ямы, и там появляется белый камень, который змеи лижут" .

Леший

Запрет хождения в лес на Воздвиженье имел и еще одно основание. Так, согласно поверьям, на Воздвиженье под землю проваливаются не только гады, но и многие «нечистики», в первую очередь, лесные духи. Так, считалось, что в этот день лешие, перед тем, как провалиться сквозь землю, бесятся и сгоняют в одно место все подвластное им зверье, устраивая своеобразный смотр перед наступающей зимой; в некоторых русских областях Воздвиженье почиталось даже «особым днем для лешего» или «игрищем у медведей» (медведь в этот день залегает в берлогу). А так как лешие в этот день особенно злы, то могут, по народному мнению, навредить человеку, оказавшемуся в их владениях: в лучшем случае просто побьют его, а то и вовсе отправят на «тот свет». Все эти причины заставляли крестьян избегать леса в этот праздник; однако некоторые смельчаки все-таки отправлялись в лесные дебри, так как в некоторых местах считалось, что в этот день в лесу можно завладеть рожками змеиного царя, обладающими, по поверью, большой силой.

Овинник

Кроме леших важен был этот день и для овинника - духа, живущего в овине и принимающего облик хозяина дома. В Воздвижение отмечались "овинные именины". Овин "отдыхал" - его не разрешалось топить; не работали и молотильщики. Если овин был уже "насажен", т.е. в него были уложены все снопы, то хозяин делал вид, что "рассаживает" овин, вынимая два верхних снопа (московск.). В этот день хозяйка расстилала на "садиле" - овинном окне - вышитое полотенце и оставляла на ночь угощение овину и "овинному хозяину". Праздничной трапезой ознаменовывалось Воздвижение и для молотильщиков.

"Подвинулся белый свет, уступил сумеркам. Но гонит тьму Божий Крест. И в закрома, и в сусеки, и корове в ясли кладут крестьяне кресты, вырезанные из дерева, а то и просто ветки рябины крест-накрест. В старину на дверной притолоке, на воротах амбарных выжигали крестьяне кресты, чтобы охранить и свой дом, и скотину, и собранный урожай от бед."

Вот одна из легенд, записанных А.Н.Афанасьевым.

Однажды - это было осенью, в то самое время, когда змеи уходят спать в землю - лежал в поле овчар и смотрел на ближнюю гору. Он увидел чудо: множество змей ползло со всех сторон к каменной горе; приближаясь к ней, каждая змея брала на язык травку, которая тут же росла, и прикасалась ею к твердой скале; скала открывалась, и змеи одна за другою исчезали в её вертепах. «Надо посмотреть, что это за трава и куда ползут змеи!» - подумал овчар; трава была ему неведомая. Как только он сорвал её и дотронулся до скалы - она тотчас же раскрылась перед ним. (Очевидно, здесь идет речь о чудесной разрыв-траве, т. е. о молнии, разверзающей облачные горы; овчар же - не кто иной, как сам Перун, пастырь небесных стад - облаков-барашков.)

Он вошёл в отверстие и очутился в пещере, стены которой блистали серебром и золотом. Посреди пещеры стоял золотой стол, а на нём лежала огромная, старая змея. Вокруг стола лежали другие змеи. Все они спали так крепко, что ни одна не пошевелилась, когда вошёл овчар. Долго осматривал он пещеру; наконец, опомнившись, хотел отправиться назад, но это нелегко было сделать; скала в ту же минуту сомкнулась за ним, как только он вступил в её недра. Овчар не знал, как и где найти ему выход, и сказал сам себе: «если нельзя отсюда выйти, так стану я спать!» Лёг наземь и уснул. Сильный шум и шипение разбудили его; раскрывши глаза, он увидел множество змей, которые лизали золотой стол и спрашивали: «не пора ли?» Старая змея медленно подняла голову и отвечала: «пора!» Потом вытянулась от головы до хвоста, как гибкий прут, спустиласьсо стола на землю и направилась к выходу пещеры; все змеи поползли за нею. Старая змея прикоснулась к каменной стене - и скала немедленно отомкнулась; вышли змеи, вышел за ними и пастух, но каково было его удивление! Вместо осени уже была весна, природа одевалась в новую зелень, и жаворонки оглашали воздух сладкозвучными песнями.

По другому преданию, на Воздвижение происходит битва между "честью" и "нечестью", поднимаются ("воздвигаются") одна на другую две силы: правда и кривда, "свято" и "несвято". Победу одерживает правда с помощью поднявшегося из недр земли Святого Креста Господня (Поволжье).

Третьи Осенины (фото отсюда: Фото отсюда: http://gyx.ru/gallery/slideshow.php?set_albumName=donino_05_1)

К этому празднику приурочены Третьи Осенины. Воздвиженье во многих местах считалось пограничной датой для начала или окончания различных работ, например, сева озимых, уборки кукурузы, сбора фруктов, посадки деревьев и пр. В некоторых местах на Воздвиженье собирали и освящали в церкви различные растения, почитая их как целебные. В Черногории и Боснии на Воздвижение вынимали из ульев соты. С Воздвиженья начинали собирать грибы и рубить капусту, причем нередко делали это сообща: так, например, во многих местах, особенно в Сибири, на «капустку», т.е. рубку капусты, женщины приглашали соседок, а те, являясь в дом, поздравляли хозяев с капустником, как с праздником. Капустник нередко служил поводом к вечеринкам: хозяева варили пиво и приготовляли ужин (главным блюдом которого был пирог, ср. поговорку: «У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой»), обычно заканчивающийся песнями и плясками. Длились эти вечеринки две недели. Это своего рода священнодействие: капуста считалась священной пищей Богов.

Вообще, капустники воспринимались в народе как небольшие хозяйственные празднества. Молодежь устраивала около Возвиженья особые вечеринки, посиделки, также именуемые «капустниками»: такие «капустенские вечера» длились обычно две недели, начиная с Воздвиженья. В некоторых же губерниях в честь «капустников» даже затевалось своеобразное колядование: девушки в своих лучших нарядах собирались где-нибудь и начинали с песнями ходить из дома в дом, получая повсюду какое-нибудь угощение, которое потом съедалось на посиделках: «На Воздвижение у доброго молодца — капуста у крыльца».
Готовился и стол с закусками. Юноши-женихи приходили с гостинцами и высматривали «капустниц» — невест. Водились хороводы, пелись песни. Подобного рода действа происходили и в деревнях, и в городах.

Осенний хоровод (фото отсюда: Фото отсюда: http://kuch.fotoplex.ru/kiev/photo83414/)

В народе верили, будто если девушка, собираясь на праздник, семь раз произнесет заговор: «Крепко мое слово, как железо! Воздвигни, батюшка Воздвиженьев день, в сердце добра молодца любовь ко мне девице красной, чтобы этой любви не было конца-веку, чтобы она в огне не горела, в воде не тонула, чтобы ее зима студеная не знобила! Крепко мое слово, как железо!», то приглянется она понравившемуся ей парню. Вот и произносили красны-девицы волшебный заговор, а в свободное от заговоров время приготовляли капустную перепечу. У которой она получалась самой вкусной — та и считалась самой красивой, да ладной!

К Воздвиженью приурочивались также гадания о погоде и плодородии. Так, например, на Воздвиженье священник совершал обходы домов и полей с молитвой о будущем урожае; во многих местах вдобавок к этому устраивали еще крестный ход вокруг деревни, полагая, что этим село ограждается от всякого лиха на целый год. После завершения обхода детей, участвовавших в обряде, хозяйка поля обсыпала зерном. При этом она высоко подбрасывала зерно со словами «Чтобы так же высоко росла пшеница». Предписываемый в день Воздвиженья пост соблюдался крестьянами ради защиты домашней скотины от медведей и волков. (Кто в Воздвижение постится тому семь грехов простится, кто не чтит Воздвижение на того семь грехов воздвижутся). В некоторых местах, например, на Русском Севере, на Воздвиженье совершались и различные очистительные обряды, такие как обряд «прогона мух» и т.п. По другим сведениям, в день Воздвиженья крестьяне воздвигали часовни, кресты на строящихся храмах.

«Крестьяне повсюду верят, что день Воздвиженья принадлежит к числу тех, в которые не следует начинать никакого важного и значительного дела, так как все, начатое в этот день, или кончится полной неудачей, или будет безуспешно и бесполезно».

В этот день осуществлялся очень древний обряд - крестовый. Знак креста с доисторических времен являлся символом солнца. Считалось, что на Воздвижение он излучает охранительную силу. Крестьяне вырезали кресты из дерева, составляли крест-накрест ветки рябины, рисовали кресты в местах, которые хотели уберечь от нечистой силы: в закромах, хлевах.

С этим днем связано много поверий.
Высоко летят гуси в Воздвиженье - к высокому половодью, низко - к малому.
Северный ветер на Воздвиженье - теплое лето в будущем году.
Быть строгой зиме, коли птица улетела дружно.
Появление поздней осенью комаров - признак теплой зимы.
Теплый и сухой сентябрь обещают позднюю зиму. Холодный сентябрь - в марте сойдет снег.

Сдвиженьё – так в народе называют праздник Крестовоздвижения (воздвижение - возношение, возвышение - 27 сентября). Крестовоздвижение – чисто церковный праздник, в котором вспоминаются события обретения в IV веке в Иерусалиме креста Господнего.

Народ же, праздновал его по-своему, плохо понимая христианское значение праздника. Поэтому он переквалифицировал праздник и его название на свой лад, связывая его с тем, что происходит в природе.

Так у праздника появилось специфически народное окончание и новое название, несущее в себе совершенной иной смысл, связанный не с Господом или с тем, что
произошло в IV веке, а с тем, что всегда и каждый год происходит в природе: осенью все с-двигается к зиме.

Народ опускал духовный смысл Крестовоздвиженья с вертикали на горизонталь, на грешную землю, давая празднику соответствующее название. Сдвиженьё обозначало границу между осенью и зимой, начало переходному периоду в хозяйстве и природе.

Но любой переход от одного времени года к другому размыт во времени и в пространстве и отмечается в народе особыми приметами, связанными с соединением земли с низом и верхом, подземным миром и небесным, с тем, что было «до» и что будет «после». Начинается битва миров, старого и нового.

Битва правды и неправды, между "честью" и "нечестью", одна сила воздигается на другую, святая на несвятую. Победу одерживает с помощью Креста Господа, поднимающегося из земли, правда. Так на народный лад переиначивается история обретения Креста Господнего в IV веке св. Еленой. И верилось, что именно в честь победы солнце играло в этот день на небе, радуясь ей, как на Пасху оно радовалось победе жизни над смертью.

Славянская нечисть

Сдвиженьё - это точка бифуркации, точка перелома, в которой некоторое время все находится в равновесии, словно ожидая команды: «Начали». Точка, в которой пока силы равны и ни одна не имеет перевеса. И приходится она на 27 сентября.

Существует и промежуточное название праздника, промежуточное между народным и церковным: старинное - день Креста или день Ставра от stauros – крест (по-гречески). Так один и тот же день получил три разных названия, каждый из которых несет свой особый смысл.

Крестовоздвижение - исторический, отмечаемый в церкви. Ставров день - день Креста, уже не привязанный к историческим событиям далекого четвертого века, а связанный с традициями церковной жизни.

В этот день принято воздвигать кресты на строящихся храмах, строить обетованные (обещанные) часовенки и храмы, устраивать крестные ходы во избежание напастей и бед, молиться о болящих, о будущем урожае, ходить с крестными ходами на поля. Свиженьё несет в себе природно-языческий смысл, связанный в том числе и с хозяйственными работами. В народе была такая поговорка:

"Вздвиженье лето замыкает, ключи сизая галочка с собой за море уносит ".

Земля к этому дню освобождается от хлеба, с полей сдвигается последний сноп; открываются овины; зверье уходит в берлоги и на зимние квартиры; лешие и нечисть устраивает в этот день последний сход, залегая потом в свои норы; птицы улетают; змеи уползают к своей матери под землю. С Покрова уже все в природе окончательно замирает. Но движение от лета по направлению к зиме проходит через эту точку – точку Сдвиженья.

По церковному календарю Крестовоздвиженье длится семь дней, Сдвиженьё длится две недели, вплоть до Покрова, так же, как зимние святки длятся до Крещения. Природа замирает, а люди оживают, начинаются другие, зимние, работы. Все, что собрано с полей и огородов требует переработки: лен надо прясть, капусту рубить, снопы сушить и хлеб молотить. Но все начиналось с капусты. Поэтому Сдвиженьё называлось капустиным праздником.

"На Воздвиженье первая барыня - капуста".

В этот день соседи собирались вместе, поздравляли друг друга с капустиным праздником, вместе рубили капусту, а сделав работу, устраивали вечеринки - капустники или капустные праздники. Угощали на празднике капустным пирогом.

Молодежь не отставала. Открывая капустинские вечера, она сначала ходила по домам, колядуя и собирая угощения, помогала рубить капусту, а потом, наряжаясь и семь раз помолясь о хорошем женихе, шла в избу, чтобы найти себе пару: осень – время свадеб. Танцы, песни, хороводы и веселье продолжались все две недели и не только в деревнях, но и в городах.

Сдвиженьё было также овинным праздником, овинными именинами, праздником молотильщиков: печь в овине в этот день не разжигали, окна овина украшались вышитым полотенцем, молоть прекращали.

И вообще в этот день принято было отдыхать и не начинать никаких серьезных дел.