Храм василия блаженного на красной. Красная площадь, собор василия блаженного. Галереи и крыльца

Собор Покрова Пресвятой Богородицы , что на Рву на Красной площади, Покровский собор или Храм Василия Блаженного — одна из самых известных российских достопримечательностей.

Покровский собор был построен в 1555-60 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством.

Посещая главную площадь Москвы, Красную площадь, гости и жители столицы замирают от восхищения, глядя на храм Василия Блаженного, непревзойденная красота которого будоражит человеческие сердца на протяжении пяти веков. Храм расположен рядом с Кремлем и является памятником российской культуры и истории. Привлекая взгляд своими разноцветными маковками, он стал символом столицы, неотъемлемой частью России. Но это не официальное название храма. Его подлинное имя - собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Первоначально был построен деревянный храм, посвященный Святой Троице, поэтому он носил название Троицкий вплоть до начала XVII века. На сегодняшний день собор является наследием мировой культуры и находится под патронажем UNESCO .

История возведения Храма Василия Блаженного

Чтобы ознаменовать победу над Казанским ханством Иван Грозный издал приказ об увековечивании этого события путем сооружения Покровского собора. Штурм неприступной Казанской твердыни произошел в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в честь которого был и назван храм. В течение шести лет велось его строительство, начиная с 1555 года.

Сведений о зодчих, принимавших участие в возведении храма не сохранилось. Поэтому, большинство экспертов считает, что работа принадлежит руке псковского зодчего Постника Яковлева , по прозвищу Барма . И только к 1588 году храм обрел имя церковь Василия Блаженного после некоторых конструктивных изменений, когда к храму были присоединены пристройки. Этот архитектурный ансамбль, по замыслу автора, символизирует Небесный Иерусалим . Тот облик с фигурными маковками, который мы видим сейчас, появился в конце XVI века после большого пожара, уничтожившего все строение.

Восьмидесятые годы XVII столетия отметились тем, что над лестницами были возведены крылечки, украшенные шатрами. Окружавшая собор галерея, открытого типа, была оформлена сводами. Расписывая галерею изнутри, мастера предпочли использовать мотивы трав Чугунной оградой храм был обнесен в начале XIX века, во время его очередной реставрации.

С установлением Советской власти Собор Василия Блаженного не сразу попал под защиту государства. Прошло немало времени, когда в храме было решено разместить историко-архитектурный музей , для чего была проведена работа по реставрации здания и комплектации фондов. Открытие музея состоялось 21 мая 1923 года. Филиалом Государственного исторического музея он стал в 1928 году. Годом позже, с храма были сняты колокола и запрещено богослужение. Великая Отечественная Война внесла свои коррективы в работу музея, который был закрыт вплоть до ее окончания. И только в начале 90-х годов прошлого столетия церковные службы в соборе были возобновлены.

Храм функционирует и как музей, и как православная церковь.

Ансамбль церквей Храма Василия Блаженного

В ансамбль храма Василия Блаженного входит 9 церквей, которые были возведены на одном общем фундаменте. И, хотя, высота храма составляет всего 65 метров, он славится своим объемом и далеко не последним входит в список храмов по этому показателю.

Особенностью храма является то, что он не имеет явно выраженного центрального входа, а зайдя впервые в храм, можно заблудиться. На одной из стен храма начертан его план с верхнего ракурса, который прост и понятен. Но почему же каждый, вновь приходящий, снова и снова путается в поиске выхода?

Если описывать конструктивную особенность храма, то центральную часть его занимает столпообразная церковь . Эта церковь освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы . Окружающие столпообразную церковь основные храмы имеют выход, обращенный к сторонам света (север, юг, запад, восток). Композицию завершают небольшие по размеру церкви, возведенные между основными. Если взглянуть на храм сверху, то можно увидеть 2 квадрата, которые повернуты друг к другу так, что составляют геометрически правильную восьмиконечную звезду, которая символизирует воскрешение Иисуса Христа. Олицетворением твердости веры служат и сами стороны квадрата, и четыре конца животворящего креста. Символом единства веры, Божьей защиты, которая распространяется над всей матушкой Россией, является объединение церквей вокруг столпообразной церкви. Рядом находится и Колокольня, возведенная в 1670 году.

Потайное место в храме

В храме полностью отсутствуют подвальные помещения.

Уникальность его состоит в том, что он сооружен на подклете, который представляет собой комплекс помещений, с высотой стен более 6-ти метров и толщиной более 3-х. Постоянный микроклимат помещений, который не зависит от времени года, создается с помощью специальных отверстий, которые были предусмотрены во время строительства храма. В более ранние времена подклет служил тайным хранилищем и царской казны, и церковных ценностей.

Секретная лестница, расположенная в стене, со второго этажа столпообразной церкви вела в этот тайник. В настоящее время здесь хранятся иконы, принадлежащие храму Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Старейшая икона, которая являет лик самого Василия Блаженного , датируется концом XVI века.

Как уже упоминалось ранее, весь церковный ансамбль опоясан крытой обходной галереей, которая давно стала одним единым целым с храмом. Стены и сводчатые потолки ее украшены растительным узором, полы (кирпичные) выложены особым способом, который называется "елочка", а на некоторых участках использована кладка "розеточка". Истираемость кирпичей, выпуск которых датирован XVI веком, намного меньше тех, которые были использованы в ходе многочисленных реставрационных работ.


Убранство храма Василия Блаженного изнутри

Манера исполнения и цветовое решение всех 9-ти, слагающих комплекс, церквей, различна. Где-то видны фрески в оформлении стен, датируемые XVI веком, где-то масляная роспись. Но главное сокровище собора - уникальные иконостасы, которые включают в себя более 400-от бесценных икон, создание которых относят к периоду XVI-XIX веков. Они принадлежат кистям мастеров московских и новгородских земель.

Храм Василия Блаженного в наше время

В начале 90-х годов прошлого столетия храм был возвращен в лоно церкви. Произошло это событие в светлый праздник Покрова.

С этого момента музеем возобновилось коллекционирование колоколов. Девятнадцать шедевров литейного искусства можно увидеть среди экспонатов музея. За 5 лет до взятия Казани был отлит самый старый колокол, тогда как самому молодому в 2016 году исполнилось только 20. Обширная коллекция доспехов и оружия, которые сохранились с момента взятия Казанского Кремля, представлена в музее для обозрения.

Полотна русских художников XIX века также широко представлены на экспозиционных площадках музея. Здесь можно увидеть не только портреты и пейзажи, но и коллекцию старинных рукописных и первопечатных книг, которые являются гордостью музейной экспозиции. В музее организованы групповые экскурсии, не ограничивается и индивидуальное посещение. Видео и фотосъемка возможна при внесении небольшой платы через кассу музея. Магазинчики, расположенные между подклетом и вторым этажом храма, предложат вам памятные сувениры.

Или Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву находится на Красной площади в Москве и является не только символом столицы, но и всей .

Этот яркий разноцветный Собор привлекает внимание еще издалека. Мне всегда этот собор напоминал большой праздничный торт. Но Храм Василия Блаженного не всегда был такой яркий – восхитительная роспись Храма появилась только в 1680-х годах. По подобию Храма Василия Блаженного построен в Санкт-Петербурге.

Храм Василия Блаженного в Москве. Гроза собирается 🙂

Построен Покровский Собор был в 1555 — 1561 годах по приказу Ивана Грозного в честь победы над Казанским ханством. Собор был построили очень быстро, всего за 5,5 лет. Раньше на этом месте находилась Троицкая церковь на Рву («на Рву» она называлась потому, что рядом проходил ров, который тянулся вдоль Красной площади). В 1552 году возле Троицкой церкви был похоронен ясновидец – Василий Блаженный. Поэтому за собором Покрова Пресвятой Богородицы на Рву закрепилось народное название – .


необычный храм, состоящий из 9 церквей, расположенных на одном основании. Кроме 9 куполов церквей Храм имеет еще купол колокольни и купол придела святого Василия Блаженного. Всего у собор Василия Блаженного 11 куполов! Высота Храма – 65 метров.

За время своего существования Храм не раз страдал от пожаров и восстанавливался заново. В 1923 году в Соборе Василия Блаженного был открыт филиал Исторического музея. С 1991 года в Храме Василия Блаженного по воскресеньям в 10:00, 15 августа и 14 октября проходят богослужения. В остальное время Покровский собор работает как музей.


Цена билета в музей Храм Василия Блаженного

Цена взрослого билета на посещение музея Храма Василия Блаженного 250 рублей, билет для школьников обойдется в 100 рублей, а дети до 6 лет могут посетить собор бесплатно. Семьям с детьми будет выгодно приобрести семейный билет за 450 рублей (2 взрослых и 1-2 ребенка до 18 лет). В стоимость включена фото и видео съемка без вспышки и штатива.

За дополнительную плату можно взять аудиогид или отправиться на осмотр музея с экскурсоводом.

Время работы Храма Василия Блаженного

Музей Храм Василия Блаженного работает ежедневно с 10:00 до 19:00. Касса закрывается за пол часа до закрытия музея. В связи с тем, что собор не отапливается, при температуре воздуха ниже -15 музей может быть закрыт.

Где находится Храм Василия Блаженного

Храм Василия Блаженного находится в самом центре Москвы на Красной площади, возле Спасской башни . Ближайшие станции метро «Площадь Революции», «Охотный ряд», «Китай город».

Давайте заглянем внутрь Храма Василия Блаженного. В первом зале представлен макет Собора. Здесь же начинаются все экскурсии.

Внутри Покровский собор выглядит не таким огромным, как кажется снаружи, но сперва не понятно, куда идти и где что находится. Собор кажется каким-то длинным двухэтажным лабиринтом с расписными стенами и потолками.



Ансамбль Храма Василия Блаженного состоит из церквей, в каждой из которых находится иконостас. Тут же выставлены около 400 икон 16-19 веков, стены украшены фресками и живописью.



Икона «Богоматерь Знамение»

Василий Блаженный

На втором этаже










Освобождая Красную площадь от построек, «мешающих» проводить масштабные праздничные мероприятия (парады и демонстрации), Лазарь Каганович предложил полностью разобрать собор Василия Блаженного. А чтобы убедить Сталина в своей правоте, для наглядности изготовил макет площади, с которого можно было бы снять церковь. Но всё пошло не так, как он планировал: когда он забрал собор с макета, вождь этих действий не оценил и сказал фразу, вошедшую в историю храма навсегда: «Лазарь, поставь на место!».

Находится собор Василия Блаженного в столице России, в Москве, недалеко от Кремля, в южной части Красной площади. На географической карте его можно обнаружить по следующим координатам: 55° 45′ 9.25″ с. ш., 37° 37′ 23.27″ в. д.
Огромный каменный храм появился здесь после того, как царь Иван Грозный пообещал Богу в случае успеха Казанского похода возвести собор.

А пока длились военные действия, после каждой серьёзной победы на Красной площади вокруг Троицкой церкви возводили временные церквушки, посвящённые святым, в день которых было выиграно сражение. Когда война закончилась победой, царь велел на месте этих церквей (всего оказалось восемь построек) возвести одну, каменную, которая простояла бы века, и в честь того, что окончательная победа пришла на Покрову, в октябре 1552 г., назвать храм Покровским собором.

Новую церковь возвели очень быстро, за шесть лет. Строительство московского храма началось в 1555 г., а закончилось в 1561 г. Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению о том, кто именно был его архитектором. Официальная версия говорит о том, что за строительные работы отвечали зодчие Плотник Яковлев и Барма, но в последнее время многие историки согласны с тем, что архитектором храма являлся лишь один мастер – Иван Яковлевич Барма, в народе – Плотник.

Некоторые историки выдвигают ещё одну ничем не подтверждённую гипотезу о том, что архитектором здания является итальянский мастер (об этом свидетельствует оригинальный стиль постройки, сочетающий в себе как элементы русского зодчества, так и европейской архитектуры времён Ренессанса).

После того как строительство было закончено, возникла легенда о том, что царь велел ослепить зодчих, дабы они не смогли возвести храм подобной красоты. В последнее время историки сходятся на том, что это лишь миф, поскольку существуют документы, подтверждающие архитектурную деятельность Плотника, который занимался строительством Казанского кремля и других зданий.

Названия храма

Ещё до начала строительных работ, московский царь Иван Грозный, недалеко возведённый от Кремля храм, наименовал Покровским собором. Москвичи ещё долго именовали собор Троицкой церковью (ранее находящаяся святыня была посвящена Святой Троице). А некоторое время спустя после завершения строительства люди прозвали храм собором Василия Блаженного – в честь местного юродивого, который постоянно, вне зависимости от сезона, ходил с цепями, одетыми на голое тело. Василий Блаженный обладал ясновидением и сумел предсказать пожар, который в 1547 году почти уничтожил Москву.

Умер он в 1557 году и был похоронен возле стен недостроенной святыни, а через тридцать лет над его могилой возвели придел, пристройку, в которой установили алтарь с престолом для богослужений. Естественно, придел получил имя блаженного, которого в это же канонизировали: над местом его захоронения было зафиксировано не одно чудесное исцеление.

После того как была закончена пристройка, служения в московском соборе стали проводить каждый день: ранее храм не отапливался, а потому богослужения в нём происходили лишь в тёплое время года (новая пристройка была более просторная и тёплая).

Строительство

Собор архитекторы строили из кирпича – материала по тем временам довольно нового и непривычного (обычно при строительстве храмов зодчие использовали белый тёсаный камень). В западной части храма мастера смогли даже выложить перекрытие из кирпичей, проделав в них круглые отверстия, вставив металлическую скрепку и надежно скрепив между собой.

Уже на первоначальном этапе архитектор столкнулся с первой проблемой: здание нужно было построить на песчаном рыхлом и влажном грунте (сказывалась близость протекающей поблизости Москвы-реки), из-за чего было невозможно сделать глубокий фундамент (фундамент храма имеет глубину в несколько метров). Чтобы разрешить ситуацию, архитекторы применили очень интересный ход: опирается массивная конструкция храма на состоящий из нескольких помещений подклет – нижний этаж, высота которого составляет шесть, а ширина стен – три метра, при этом подклет имеет очень мощные своды и перекрытия.


В качестве строительного материала для нижнего этажа было решено остановиться на белом известняке: его способность хорошо впитывать влагу, давала возможность минимизировать риск подтопления в случае наводнения. После того как подклеты были установлены, на них поставили восьмиугольные основы, на которых планировалось возвести будущие храмы (таким образом, основа здания внешне напоминала пчелиные соты и отличалась повышенной прочностью).

Интересно, что специалисты, говоря про тайны собора Василия Блаженного, нередко упоминают про тайники, которые обустраивали в специальных нишах нижнего этажа (до конца XVI ст. здесь даже прятали царскую казну, а богатые горожане – своё имущество).

Попасть сюда было непросто – о лестнице, ведущей из церкви Покрова Божьей Матери, знали лишь несколько человек, а впоследствии и этот узкий проход был замурован. Обнаружили ход лишь в 1930 г., когда проводили реставрационные работы, сейчас в помещениях подклета хранятся иконы собора.

Интересный способ применили архитекторы, создавая акустику внутри собора (метод нередкий при строительстве древнерусских церквей): для того, чтобы создать хорошее звучание, в стены храма архитекторы вмонтировали глиняные горшки, голосники, направив их горловинами в сторону внутреннего пространства здания. Такой метод давал возможность облегчить давление на несущие части храма.

Описание храма

Давая описание московского храма, специалисты акцентируют внимание на том, что он лишён чётко выраженного главного фасада: все его стороны выглядят основными. Высота сооружения достигает 65 метров, поэтому на протяжении долгого времени храм считался самым высоким зданием города.


В наше время, глядя на храм, трудно поверить, что изначально собор не был таким пёстрым: судя по описаниям, стены церкви были белого цвета. Перекрашивать его стали уже некоторое время спустя, причём делали это, кардинально меняя облик собора – историки обнаружили на его стенах рисунки, изображающие ложные окна, кокошники, памятные надписи. Полихромная и растительная роспись на красном фоне появилась лишь в конце XVII ст.

Судя по дошедшим описаниям, в прежние времена Покровский собор был более красивым и нарядным: он имел более сложную роспись, а основной купол опоясывали меньшие.

Внешний вид здания был довольно сильно изменён уже через сто лет после окончания строительства: пристроили два крыльца, внешнюю галерею перекрыли сводами, а внутри собора расписали стены. Поэтому в храме можно увидеть сочетание редких памятников древнерусской иконописи с фресками шестнадцатого века, росписью семнадцатого, масляной живописью восемнадцатого.

Возводили храм, учитывая стороны света: ориентируясь на них, соорудили четыре церкви, и столько же построили по диагонали. Покровский собор насчитывает девять церквей: в центре – основной храм Покрова Божьей Матери, окружённый четырьмя большими (от 20 до 30 м) и четырьмя малыми церквами (около 15 м), возле которых находилась колокольня и придел Василия Блаженного. Все эти церкви находятся на одном основании, имеют общую обходную галерею и соединяются внутренними коридорами.


Купола Покровского собора

Сначала на Покровском соборе было установлено двадцать пять куполов, символизирующих Господа и старцев, находящихся возле его трона. Впоследствии их осталось лишь десять: один расположен над колокольней, другой возвышается над приделом Василия Блаженного, остальные – каждый над своим храмом. При этом все они отличаются друг от друга: уникален не только рисунок больших куполов, но и отделка каждого барабана.

Учёные выдвигают предположение, что изначально купола имели шлемовидную форму, но довольно скоро были заменены на луковичную форму, теперешняя расцветка появилась лишь в середине XIX ст., а до XVII ст. храм имел купола золотого цвета.

Храм в наши дни

Судя по описаниям, на протяжении всей истории храм Василия Блаженного не раз перестраивался и менял облик (свою лепту в необходимости проведения частых ремонтных работ вносили и частые пожары, которые были нередки в городе).

Впервые на грани исчезновения собор Василия Блаженного очутился в 1812 году, когда французы, покидая столицу России, заминировали его (правда, взорвать его они по каким-то причинам не смогли, но церковь разграбили). Когда война закончилась, Покровский собор был не только отреставрирован, но и со стороны реки его стена была украшена чугунной оградой.

Самые печальные времена храм пережил в XX ст. В 1918 году большевики расстреляли настоятеля церкви Иоанна Восторгова за «антисемитскую пропаганду». Через три года из собора изъяли все ценности, а здание передали Историческому музею. Ещё некоторое время он являлся действующей церковью, пока в 1929 г. богослужения не запретили, сняв все колокола (богослужения в соборе возобновились лишь в 1991 г.).

Второй раз на грани исчезновения храм оказался в 1936 г., когда реставратору Петру Барановскому предложили измерить храм, чтобы впоследствии снести. В ответ на это архитектор категорически заявил, что идея эта безумна и преступна, и пригрозил покончить с собой, если её осуществят. Сразу после этого последовал арест, но церковь не тронули: слишком уж много у неё оказалось защитников. Поэтому, когда через полгода его освободили, храм стоял на прежнем месте.


Всего 78 фото

Собор Василия Блаженного занимает особое место не только среди шедевров мировой архитектуры, но и в сознании любого русского человека. Эта церковь на Красной площади является олицетворением красоты русской души, ее бездонного внутреннего духовного мира, сокровенного желания обрести рай и блаженство, как на земле, так и на небе. Собор Василия Блаженного безоговорочно признан всеми нами как один из символов России и как одна из её значительных духовных основ. Архитектурный ансамбль Красной площади сейчас просто немыслим без этой небесной красоты воплощенной в камне. Страшно подумать, но по одной из легенд, известный Лазарь Каганович, как то, предлагал Сталину снести Собор Василия Блаженного, эффектно выхватив его с макета реконструкции Красной площади, который был представлен на рассмотрение вождю народов. Лазарь! Поставь нам место, - сказал тогда коротко Сталин…

Храм Василия Блаженного так сильно впечатляет тебя, надолго остается в сознании и продолжает долго в нем жить, питая душу чувственной нематериальной энергией этого земного чуда. Находясь рядом с храмом можно бесконечно любоваться его неповторимым живым образом, играющими всеми гранями возвышенной и изысканной красоты с любого его ракурса. Об этом храме написано множество очерков, проведено бесчисленное количество научных исследований и, конечно же, выложено в сети не поддающееся исчислению материалов независимых исследователей и просто любителей русской архитектуры и старины.

Мне хотелось представить моему читателю о Покровском храме на Рву нечто такое, отличающееся от творений других авторов, что, конечно же, в этом контексте, сложная и, во многом, неподъемная задача. Однако, я, все таки, попытаюсь) Как обычно, здесь будет много моих фотографий этого храма, самых его разнообразных ракурсов, в разное время года - с целью раскрыть как внешний чувственный образ собора, так и показать его удивительные внутренние пространства, без лицезрения которых невозможно впитать всю эту Красоту целиком и полностью. Как оказалось, пребывая в самом храме, я умудрился-таки, что частенько со мной происходит, пропустить при съемке некоторые виды и детали его богатого внутреннего интерьера, что, как обычно, выясняется уже при подготовке конкретного материала. Конечно, же, эти недоработки будут мной восполнены здесь по мере поступления соответствующего визуального исходного материала.

Мне чрезвычайно интересен период строительства шатровых храмов на Руси и Собор Василия Блаженного занимает, среди чудом уцелевших к настоящему времени шатровых храмов, свое особое уникальное место, потому как центральной архитектурной доминантой этого шедевра и является возвышенная шатровая церковь Покрова Богородицы. Эта статья будет одной из некоторых в цикле моих будущих обзорных статей о периоде шатрового строительства на Руси.

В первой части, уже по традиции, мы попытаемся впитать чу́дный и неповторимый образ Собора Василия Блаженного, узнаем об его удивительной и загадочной истории, духовной основе истории его создания, об архитектурных особенностях, а уже во второй и третьей частях - осмотрим и исследуем церковь изнутри, ведь главное - это чувственное комплексное впечатление, и именно то, что мы выносим для себя и то, что остается, в результате, с нами надолго, а то и навсегда.


У меня нет архитектурного образования и я не считаю себя независимым экспертом в этой области, но сфера искусства и творчества в в области православной архитектуры меня чрезвычайно воодушевляет и интересует. Поэтому при рассказе об архитектурных особенностях собора будут использованы сторонние источники - как говориться - не будем изобретать велосипед там, где уже он уже давным давно изобретен и всё профессионально и дотошно описано и разъяснено в деталях. Так, что я не буду пытаться в этом смысле проявлять оригинальность. Для отделения академического текста об истории и архитектуре собора - мои впечатления и соображения я выделю курсивом.
02.

Итак, собор был построен в 1555-1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством, которые случились именно в день Покрова Пресвятой Богородицы - в начале октября 1552 года. Существует несколько версий о создателях собора. По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма.
03.

По другой, широко известной версии Барма и Постник - два разных архитектора, оба участвовавших в строительстве. Но эта версия ныне уже устарела. По третьей версии, собор был построен неизвестным западноевропейским мастером (предположительно итальянцем, как и ранее - значительная часть сооружений Московского Кремля), отсюда и столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения, но эта версия пока так и не нашла никакого чёткого документального подтверждения.
04.

У нас больше эмоциональный подробный репортаж, поэтому я позволил себе добавить в свой рассказ теплого ощущения от цветников, разбитых на Красной площади прошлым летом...)
05.

Согласно московским легендам, зодчие собора (Барма и Постник) были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить второго подобного по красоте храма. Однако, если автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после строительства собора участвовал в создании Казанского кремля.
06.

Сам храм символизирует собой Небесный Иерусалим, однако значение цветовой раскраски куполов и по сей день остается неразгаданной загадкой. Ещё в прошлом столетии писатель Чаев предположил, что цвет куполов храма можно объяснить сном блаженного Андрея Юродивого (Константинопольского) - святого подвижника, с которым, по церковному Преданию, и связан праздник Покрова Божией Матери. Ему привиделся Небесный Иерусалим, и там «были сады многие, в них древа высокие, колеблющиеся своими вершинками… Одни из деревьев цвели, другие златовидною листвою были украшены, иные имели плоды различные несказанной красоты».
07.

Первоначально собор был покрашен «под кирпич». Позднее он перекрашивался, исследователи обнаружили остатки рисунков, изображающих ложные окна и кокошники, а также сделанные краской памятные надписи.
08.

В 1588 году к храму была пристроена церковь Василия Блаженного, для устройства которой в северо-восточной части собора были заложены арочные проёмы. В архитектурном отношении церковь представляла собой самостоятельный храм с отдельным входом. В конце XVI века появились фигурные главы собора - взамен первоначального покрытия, сгоревшего во время очередного пожара. Во второй половине XVII века во внешнем облике собора произошли существенные изменения - окружавшую верхние церкви открытую галерею-гульбище перекрыли сводом, а над белокаменными лестницами возвели крыльца, украшенные шатрами.
09.

Внешняя и внутренняя галерея, площадки и парапеты крылец были расписаны травным орнаментом. Эти обновления были завершены к 1683 году, а сведения о них включены в надписи на керамических изразцах, которыми украсили фасад собора.
10.

Архитектура храма Василия Блаженного

Какой бы сложной ни казалась конструкция храма, на самом деле она очень логична. В центре композиции находится главная шатровая Покровская церковь, вокруг которой помещены восемь других столпообразных с купольным завершением церквей. В плане собор образует восьмиконечную звезду. Большие церкви расположены по углам ромба. Ромб, вписанный в квадрат, таково строение храма. Восьмиконечная звезда в христианской символике несёт глубокий смысл - она символизирует всю христианскую церковь, которая является путеводной звездой в жизни человека к Небесному Иерусалиму.
11.

Другой аспект рассмотрения архитектурных особенностей храма в целом может сводиться к простому рассмотрению его архитектурных форм. Все элементы комплекса, включая и центральный, собственно Покровский собор, и большие и малые церкви соответствуют разным типам церковной архитектуры. Но их взаимодействие основано на нескольких композиционных элементах. Это сочетание восьмерика на четверике, или двух восьмериков, различного диаметра. Центральная часть - это два восьмерика на четверике, венчает конструкцию шатёр. Два восьмерика, увенчанные куполом - так можно описать архитектуру больших церквей. Малые церкви - восьмерик на четверике, увенчанный куполом над круглым барабаном. Хотя нижнюю часть малых церквей, их четверики, рассмотреть весьма проблематично, они скрыты за внешним декором - кокошниками.
13.

По всему периметру храм украшен кокошниками, расположены они по разному, разного размера, но выполняют они одну функцию - сглаживают переход от четвериков в восьмерик. Собор построен по принципу нарастания высоты - центральный шатёр в два раза выше больших церквей, большие церкви - в два раза больше малых.
14.

Ещё одна особенность храма делает его абсолютно непохожим на другие - это отсутствие симметрии в декоре и размерах больших и малых церквей. Но весь в целом собор оставляет впечатление собранности и сбалансированности. Кто бы ни был автором собора, его идея - реализация и политического, и религиозного смысла была воплощена в его архитектурных формах безупречно. Схожесть и различие, объединение и разделение - сочетание этих взаимоисключающих элементов стала главной темой в архитектуре собора и принципиальной идеей его конструкции.
15.

Высота храма составляет 65 метров. Собор состоит из храмов, престолы которых освящены в честь праздников, приходившихся на дни решающих боёв за Казань:

Троицы.

В честь святителя Николая Чудотворца (в честь иконы его Великорецкой из Вятки).

Входа во Иерусалим.

В честь мучеников Адриана и Наталии (первоначально - в честь священномучеников. Киприана и Иустины - 2 октября).

Святителей Иоанна Милостивого (до XVIII - в честь святителя Павла, Александра и Иоанна Константинопольских - 6 ноября).

Все эти восемь церквей (четыре осевые, четыре поменьше между ними) увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божией Матери, завершённой шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами.
17.

В 1588 году с северо-востока к собору был пристроен десятый придел, освящённый в честь Василия Блаженного (1469-1552 гг.), мощи которого находились на месте постройки собора. Название этого придела дало собору второе, обиходное название. К приделу Василия Блаженного примыкает придел Рождества Пресвятой Богородицы, в котором в 1589 году был погребён блаженный Иоанн Московский (вначале придел был освящён в честь Ризоположения, но в 1680 году переосвящён как Рождество-Богородицкий). В 1672 году в нём состоялась обретение мощей Иоанна Блаженного, а в 1916 году он был переосвящён во имя блаженного Иоанна, московского чудотворца.
19.

В 1670-х годах построена шатровая колокольня.
21.

Куполов всего одиннадцать, из них девять куполов над храмом (по числу престолов):

Покрова Богородицы (центр),

Святой Троицы (восток),

Входа Господня в Иерусалим (запад),

Григория Армянского (северо-запад),

Александра Свирского (юго-восток),

Варлаама Хутынского (юго-запад),

Иоанна Милостивого (бывш. Иоанна, Павла и Александра Константинопольских) (северо-восток),

Николая Чудотворца Великорецкого (юг),

Адриана и Наталии (бывш. Киприана и Иустины) (север).

Ещё два купола расположены над приделом Василия Блаженного и над колокольней.
22.



Собор неоднократно реставрировался. В XVII веке были добавлены асимметричные пристройки, шатры над крыльцами, затейливая декоративная обработка глав (первоначально они были золотыми), орнаментальная роспись снаружи и внутри (первоначально сам собор был белый).

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ

Подклет (1-й этаж)

В Покровском соборе нет подвальных пространств. Церкви и галереи выстроены на едином основании - подклете, состоящем из нескольких помещений. Прочные кирпичные стены подклета (до 3 м в толщину) перекрыты сводами. Высота этих помещений - около 6,5 м.

На плане первого уровня помещения в подклете обозначены черным цветом. В цвете - церкви второго уровня собора.
23.

Конструкция северного подклета уникальна для XVI в. Его коробовый свод большой протяжённости не имеет поддерживающих столбов. Стены прорезаны узкими отверстиями - продухами. Вместе с «дышащим» строительным материалом - кирпичом - они обеспечивают особый микроклимат помещения в любое время года.
24.

Раньше помещения подклета были недоступны для прихожан. Глубокие ниши-тайники в нём использовали как хранилища. Их закрывали дверями, от которых теперь сохранились петли. До 1595 года в подклете прятали царскую казну. Зажиточные горожане также приносили сюда своё имущество.

В подклет попадали из верхней центральной церкви Покрова Богоматери по внутристенной белокаменной лестнице. О ней знали только особо доверенные лица. Позднее этот узкий ход был заложен. Однако, в процессе реставрации 1930-х гг. потайная лестница была обнаружена. Мы её еще увидим.
25.

В подклете находятся иконы Покровского собора. Самая древняя из них - икона св. Василия Блаженного конца XVI в., написанная специально для Покровского собора. Также здесь экспонируются две иконы XVII в. - «Покров Пресвятой Богородицы» и «Богоматерь Знамение». Икона «Богоматерь Знамение» является репликой фасадной иконы, расположенной на восточной стене собора. Написана в 1780-е гг. В XVIII-XIX вв. икона находилась над входом в придел Василия Блаженного.

Церковь святого Василия Блаженного

Нижняя церковь была пристроена к собору в 1588 году над захоронением святого Василия Блаженного на церковном кладбище. Стилизованная надпись на стене повествует о строительстве этой церкви после канонизации святого по повелению царя Фёдора Иоанновича. Храм кубической формы, перекрыт крещатым сводом и увенчан небольшим световым барабаном с главкой. Покрытие церкви выполнено в едином стиле с главами верхних церквей собора.

Мы можем видеть четверик этой церкви и самую низкую по уровню главку зеленого цвета с малиновыми шипами и, собственно, ее приделы на первом плане на фото ниже.
27.

Доступ в сам собор Василия Блаженного как раз и начинается с Храма Василия Блаженного, что и находится на первом уровне, в отличие от всех остальных церквей собора...
На праздники здесь очень много народа, как вы видите.

29.

Ризница

В 1680 году выше церкви Василия Блаженного к собору была пристроена еще одна церковь во имя Святой Феодосии Девы. Она была двухэтажной (на подклете). Верх был сделан в виде восьмерика с главкой на узком барабане.

Уже в 1783 году восьмерик разобрали и превратили церковь в ризницу (хранилище облачений и литургической утвари) при церкви Василия Блаженного. Картина Гильфе́рдинга, написанная в 1770 году - единственное изображение церкви Святой Феодосии Девы до ее перестройки. В настоящее время ризница отчасти сохранила свое назначение: в ней проводятся выставки вещей из фондов собора, то есть тех самых, которые когда-то в ней хранились.

Осмотр экспозиции Собора Василия Блаженного начинается с входа через малое северное крыльцо в здание бывшей соборной ризницы (слева - на фото ниже).
30.


А вот эта фотография снята как раз от входа в музей Храма Василия Блаженного.
31.

В музей мы еще с Вами попадем, а пока предлагаю осмотреть внимательно Собор Василия Блаженного в деталях и с разных ракурсов.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ

Галереи и крыльца

По периметру собора вокруг всех церквей проходит внешняя обходная галерея. Первоначально она была открытой. В середине XIX века застеклённая галерея стала частью интерьера собора. Арочные входные проёмы ведут с внешней галереи на площадки между церквами и соединяют её с внутренними переходами.
32.


Центральную церковь Покрова Богоматери окружает внутренняя обходная галерея. Её своды скрывают верхние части церквей. Во второй половине XVII в. галерея была расписана растительным орнаментом. Позднее в соборе появилась сюжетная масляная живопись, которая неоднократно обновлялась. В настоящее время на галерее раскрыта темперная роспись. На восточном участке галереи сохранена масляная живопись XIX в. - изображения святых в сочетании с растительным орнаментом.

Это большое северное крыльцо - через него осуществляется уже выход экскурсантов, посещающих музей и церкви собора.
33.


Собственно, вот такие виды с него можно снять...
35.

Раньше дневной свет проникал в галерею из окон, расположенных над проходами на гульбище. Сегодня её освещают слюдяные фонари XVII в., которые ранее использовали во время крестных ходов. Многоглавые навершия выносных фонарей напоминают изысканный силуэт собора. И фонари мы тоже осмотрим чуть позже.
37.

Это западная сторона собора. Сейчас мы его будем обходить против часовой стрелки. Некоторые фото, что вы видите сняты намеренно с высокими геометрическими искажениями для того, чтобы по возможности охватить целиком фасады собора.
38.

Две галереи объединяют приделы собора в единый ансамбль. Узкие внутренние переходы и широкие площадки создают впечатление «города церквей». Пройдя лабиринт внутренней галереи, можно попасть на площадки крылец собора. Их своды представляют собой «цветочные ковры», хитросплетения которых завораживают и привлекают к себе взоры посетителей.
48.

Сейчас мы находимся с южной стороны Собора Василия Блаженного. На площадке перед собором довольно просторно. Относительно недавно в этом месте проводились археологические раскопки. Их результаты можно увидеть прямо тут же - были найдены каменные ядра и старинные пушки...

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, в народе более известен как храм Василия Блаженного, входит в список главнейших достопримечательностей Москвы и России в целом.

Краткая история собора Василия Блаженного

В XVI веке на территории современного храма располагалась деревянная Троицкая церковь, которая еще упоминалась как «иерусалимская».

Возведение собора Василия Блаженного началось в 1555 году благодаря обету, данному Иваном Грозным. Царь торжественно пообещал, что в случае удачного завершения Казанского похода построит изумительный храм в память об этом событии.

После каждого удачного сражения рядом с Троицким храмом строилась деревянная церковь небольшого размера в честь того святого, которого чтили в день победного поединка.

После триумфального возвращения войска в столицу, Иван Грозный постановил на месте этих церквей возвести большое сооружение из кирпича и белого камня - собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву.

Объясняется название просто: именно в праздник Покрова была взята Казань. Что касается рва, то раньше там действительно находился оборонительный ров, тянувшийся вдоль Кремля со стороны главной площади. Сейчас его место занимает советский некрополь и Мавзолей Ленина.

Строительство Покровского собора завершено в 1561 году. В 1588 году прибавилась пристройка в честь московского юродивого Василия Блаженного.

Москвичи очень любили святого Василия, пророчества которого имели свойство сбываться, поэтому храм в честь Покрова Богоматери и доныне известен под именем блаженного, хотя ему посвящен лишь один из пределов собора.

Храм Василия Блаженного в Москве неоднократно достраивался и реставрировался, попадал под угрозу снесения, грабился и восстанавливался. После революции и до 1991 года функционировал исключительно как музей. Ныне же собор на Красной площади находится под совместным пользованием Государственного исторического музея и Русской Православной Церкви.

Кто построил храм Василия Блаженного

Доподлинно неизвестно, кто был архитектором Покровского собора и сколько их вообще было. Одна из версий утверждает, что его зодчие - некие Постник и Барма. Однако новейшие исследования стоят на том, что создатель проекта Иван Яковлевич Барма на прозвище Постник. Есть и третья версия об архитекторе собора Василия Блаженного в Москве, возможно это был неизвестный итальянский мастер, что и объясняет сочетание элементов исконно русской и западноевропейской архитектуры эпохи Ренессанса.

Архитектура собора на Красной площади

Если посмотреть с высоты на собор Василия Блаженного, то вид сверху напомнит восьмиконечную звезду, которая в Православии является символом Богородицы.

Храмы объединены двумя галереями. С запада к собору пристроены два крыльца, на которые ведут лестницы из белого камня. С северо-востока размещается десятый придел - церковь Василия Блаженного, в честь которой и утвердилось принятое в народе название известнейшего московского храма. Одиннадцатый придел - увенчанная восьмигранным шатром колокольня на юго-востоке здания.

Таким образом, несложно сделать вывод о количестве куполов на храме Василия Блаженного: их - одиннадцать.

Собор Василия Блаженного: интересные факты

  • Древнее предание о строителях собора Василия Блаженного гласит, что когда был построен собор, зодчие Постник и Барма по приказу Ивана Грозного подверглись ослеплению, чтобы они больше не смогли возвести ничего столь прекрасного.
  • Оформление собора Василия Блаженного внутри при Иване IV было намного проще, чем сейчас. Уникальные фрески на стенах созданы уже в ХVII веке. Внешне храмовый комплекс также выглядел совсем по-другому. Куполов было 25, их цвет был золотым, а форма - не луковичная, а шлемовидная. Стены изначально были белыми. Нынешний вид здание приобретало в течение ХVI, ХVII и даже ХIХ вв.
  • Высота собора Покрова на Рву составляет 61 метр, что для ХVI века было очень и очень высоко.
  • В нишах нижнего этажа Покровского храма до конца ХVI века располагались тайники, в которых хранилась царская казна, а также имущество богатейших горожан.
  • В 1812 г. Наполеон разграбил ценности собора Покрова на Рву, а само здание пытался подорвать, однако, по преданию, ведущие к взрывчатке фитили затухли из-за внезапно начавшегося дождя.
  • Существует также легенда советских времен, согласно которой от снесения Покровский собор в Москве спас сам Сталин. Посмотрев на принесенный Кагановичем макет Красной площади, из которого был убрана съемная модель собора, Иосиф Виссарионович воскликнул: «Лазарь, поставь на место!», давая таким образом понять, что ему не нравится идея расчистить место для военных парадов.


Режим работы музея «Покровский собор»

Как музей собор Василия Блаженного в Москве открыт ежедневно.

Часы работы музея :

  • май, сентябрь-октябрь: с 11:00 до 18:00;
  • июнь-август: с 10:00 до 19:00;
  • ноябрь-апрель: 11:00 до 17:00.