Израиль на новый год. Новый год в израиле

Песах (с 15 по 21 нисана) - еврейская Пасха

Песах - центральный иудейский праздник в память об Исходе из Египта . Начинается на 15-й день весеннего месяца нисан. В Израиле Песах - семидневный праздник , первый и последний дни которого - полноценные праздники и нерабочие дни. Промежуточные дни называются словами холь а-мозд («праздничные будни»). За пределами Израиля праздник длится 8 дней, из которых первые два и заключительные два - полноценные праздники.
Слово песах (пасха ) означает "прохождение мимо". Праздник получил такое название в память о том, как ангел смерти проходил мимо домов иудеев, поражая только египетских первенцев. Чтобы ангел мог отличить еврейские дома от египетских, каждой еврейской семье было велено заколоть ягненка и его кровью помазать косяки дверей. Только после смерти всех египетских первенцев фараон позволил евреям покинуть Египет. В основе Песаха лежат два наиболее архаичных сельскохозяйственных праздника: праздник нового приплода скота, когда приносился в жертву однолетний ягненок, и праздник первой жатвы (сбор урожая ячменя), когда уничтожался старый хлеб и из пресного теста выпекался новый - маца. Впоследствии эти праздники были объединены. Кульминационным моментом Песаха является вечерняя трапеза, седер («порядок»), которая устраивается в первую и во вторую ночь праздника. Во время седера в определенной последовательности читают повествование об Исходе (по книге Агада) и едят особые символические блюда. Остальные дни Песаха предназначенные для разного рода праздничных занятий. Как правило, в эти дни не работают и не решают деловых вопросов (хотя, в принципе, это и не запрещается). Не выполняют и домашнюю работу - стирку, уборку дома и т.д. Приготовление пищи, естественно, дозволяется. А освободившееся время используют для более глубокого изучения Торы. Проводят больше времени с семьей. Ходят в гости. Путешествуют по земле Израиля. Те, кто не живет в Иерусалиме, стараются посетить этот единственный в своем роде город.
На основании предписаний Торы в праздник Песах каждый должен был совершить паломничество в Иерусалимский Храм и там на второй день праздника принести в жертву ягненка и сноп ячменя. В седьмой день Песаха евреи празднуют окончательное освобождение. В синагоге во время пасхального богослужения читается Песнь Песней, отражающая земледельческие истоки праздника. Этот день завершает торжества праздника Песах и считается нерабочим. Он отмечается в радостной атмосфере, с пением и танцами. В полночь в синагогах и в религиозных учебных заведениях устраивается церемония "разделения морских вод". А в семьях с наступлением вечера делают разделение между праздничным днем и буднями. Выпивают последний символический бокал вина и после произносят: В будущем году - в Иерусалиме!

Рош ха-Шана – это еврейский Новый год. Его также называют Рош а-Шана или Рош га-Шана. В переводе с иврита это слово означает «голова года». Согласно преданиям, именно в этот день Бог завершил создание Вселенной. Рош а-Шана – один из важнейших праздников в иудейской культуре. Кроме того, это не обычный праздник в том смысле, что даты проведения еврейского нового года растягиваются на два дня. Когда празднуют Рош а-Шана? Когда еврейский Новый год наступит в 2016 году? Почему он длится целых два дня? Какие традиции и обряды характерны для Рош ха-Шана? Что является символом еврейского Нового года? Как празднуют Рош га-Шана? Какие поздравления, открытки и подарки можно подготовить к Рош а-Шана? Об этом, и не только, читайте в нашей статье.

Даты проведения Рош ха-Шана в 2016 году

Датами проведения Рош ха-Шана в 2016 году стали 2, 3 и 4 окьября. Таким образом, еврейский Новый год длится с вечера 2 октября до вечера 4 октября. Важно отметить, что еврейский праздник не всегда выпадает на эти даты. Всё дело в том, что у евреев свой календарь, который отличается от привычного нам, грегорианского. Еврейский календарь ориентируется по луне: новолуние знаменует начало нового месяца. А так как лунный календарь не совпадает с грегорианским (ведь длина лунных месяцев отличается от календарных), то и еврейский календарь предполагает даже другое количество дней в году по сравнению с грегорианским. Этим и объясняется, что Рош а-Шана каждый год приходится на новые даты.

Согласно еврейскому календарю, Рош ха-Шана проводится в первый день месяца тишрей. Причём день у евреев наступает не утром, а вечером – с заходом солнца. Именно поэтому и Новый год у евреев наступает вечером. Необычен и тот факт, что Рош га-Шана проводится в течение 2 дней. Как же это объяснить? Изначально, как и все праздники, еврейский Новый год длился только один день. Но затем первые еврейские пророки начали расходится во мнении, когда же наступает новолуние. Так как это определялось исключительно по свидетельствам двух человек (первых еврейских пророков), существовала вероятность ошибки. И чтобы избежать её, Рош ха-Шана решили праздновать целых два дня. Есть и другое объяснение этой необычной традиции. Известно, что новолуние наступает не на все земле одновременно. Поэтому, чтобы сигнализировать о наступлении новолуния, евреи зажигали большой костёр, который могли увидеть издалека другие евреи и, в свою очередь, тоже зажечь костёр. А на передачу сигнала с помощью костров уходит не один день.

Как празднуют Рош ха-Шана: значение и обряды праздника

На самом деле, Рош ха-Шана – это не просто Новый год. Это праздник, в который Бог определяет судьбы людей на будущий год и вписывает свои решения в Книгу жизни. Как и многие другие верующие, евреи считают, что Бог добр и желает своим подданным только хорошей судьбы. От этой веры праздник наполняется весельем.

С другой стороны, Рош га-Шана предполагает, что перед Новым годом не только Бог, но и сам человек задумается о своей судьбе: о том, что он сделал в прошлом году и что собирается сделать в году будующем. Рош а-Шана – это время размышлений, самоанализа и покаяния. Если разобраться лучше, то период размышлений длится не два дня, а целых десять дней: именно столько длится период с Рош ха-Шана до Йом-Кипур. Это время также называется «Десятью днями покаяния». Неотъемлемым символом еврейского Нового года является шофар – религиозный духовой инструмент. Слово «шофар» в переводе с иврита означает «исправление, улучшение». Звук шофара является призывов на Божий суд, проникает в самое сердце человека и взывает к его совести. Одним из главных обрядов Рош а-Шана является Ташлих, когда евреи отправляются к водоёмам и читают там молитвы, гимны и другие священные тексты. При этом люди бросают в воду маленькие кусочки хлеба, которые символизируют собой отброшенные грехи. Много времени в день Рош ха-Шана евреи проводят в синагогах. Есть даже правило, по которому нужно обязательно прочитать тридцать святых текстов. Первые десять текстов упоминают о Боге как о царе. Вторые десять текстов напоминают о том, что Бог помнит всё. И, наконец, третьи десять текстов обязательно должны упоминать о шофаре. Однако не стоит думать, что Рош ха-Шана – это грустный праздник, полный молитв и покаяния. В этот день евреи наряжаются в белые одеяния и поздравляют друг друга, желая счастливого Нового года и попадения в Книгу жизни. В этот день никто не ругается и никого не обижает. Люди дарят друг другу подарки. Особенно Рош а-Шана любят дети, так как на столе в этот день появляется много сладостей.

Одно из главных лакамств Рош ха-Шана – мёд. Обычно его едят с яблоками или с хлебом. Также особое место на праздничном столе занимают традиционные еврейские блюда: голова барана или рыбы, финики и гранаты, а также другие яства, символизирующие достаток и благополучие.

Картинки и поздравления на праздник Рош ха-Шана

Самый лучший подарок ко дню Рош ха-Шана – это бочонок с мёдом. Он символизирует сладость жизни в новом году. Можно дарить и другие сладости, а также приятные вещицы. Уместны в этот день и тёплые слова с поздравлениями от чистого сердца. Поздравить с еврейским Новым годом можно и во время застолья, и написав приятные строчки в открытке. Но часто бывает, что близкие в этот замечательный день далеко. Тогда можно послать поздравления с Рош ха-Шана по электронной почте и прикрепить к письму красивую тематическую картинку.

Лэ-шана това тикатэву вэ-тихатэму! Пусть будет записано и скреплено печатью решение, что у вас будет хороший год!

В книгу Жизни попади -

Рош ха-Шана впереди.

Пусть трубит шофар в округе,

Медом угости ты друга.

Будет сладким новый год,

Веселится весь народ.



Пусть будет добрым Новый год,

Рош а-Шана (Рош хашана, Рош ха-Шана), что в переводе с иврита означает "голова года", относится к числу наиболее важных иудейских праздников и связан со многими символическими обрядами.

Согласно еврейской традиции, в эти дни предопределяются судьбы и события всего следующего года.

Новый год, начинается в первый день месяца тишрей (по лунному иудейскому календарю), который по светскому календарю приходится обычно на середину сентября — начало октября.

В библейские времена понятие Рош а-Шана сильно отличалось от современного. Первым месяцем года считался тогда не тишрей, а весенний месяц авив, позднее названный нисан. Как отмечалось в то время его начало — не известно.

Праздник же первого дня месяца тишрей, а был он тогда седьмым месяцем, называли днем "священного собрания", когда положено было не работать, а трубить в трубы и совершать жертвоприношения. Праздник длился всего один день. Двухдневное празднование появилось позже, в связи с трудностью точно определить новолуние (Рош Ходэш).

Праздник

Рош а-Шана является символом сотворения мира Всевышним, точнее, шестого дня, когда Бог создал первого человека и назвал его Адамом. С давних времен считалось, что именно в Рош а-Шана Господь записывает в Книгу Жизни важные события, которые должны произойти с людьми в будущем году.

Это время Суда Господнего над людьми. На небесах в этот день решается — кто будет жить в достатке ли, или же в лишениях, а кому суждено умереть. И молитвенные службы, которые обязательно проводятся в этот час, преисполненные покаяния и восхваления, должны повлиять на вердикт Творца.

Поэтому в предшествующий Новому году месяц элул положено пересматривать свои поступки и раскаиваться в том, что было сделано неправильно. В синагогах читают "слихот" — особые покаянные молитвы.

Тем не менее, именно вера в то, что Вездесущий Творец желает своим детям лишь добра, и превращает Рош а-Шана в настоящий праздник.

Название Рош а-Шана впервые упоминается в Мишне (устная Тора). В Торе этот праздник называется Йом Труа (напоминание о трубном звуке). Название Йом Труа связанно с особой заповедью приписанной этому празднику: издать трубный звук.

Шофар

В синагогах обязательно несколько раз трубят в шофар (духовой музыкальный инструмент из бараньего рога) призывая к переосмыслению своих поступков, покаянию, доброте помыслов. Это обращение не только к слуху, но и к сердцу каждого. Само слово шофар происходит от слов "исправление, улучшение".

В это время евреям предписано проанализировать свои поступки за весь предшествующий год и подготовиться к начинающемуся году. Размышляя о будущем, евреи просят мира, согласия, здоровья.

Звук шофара призывает: "Очнитесь те, кто дремлет, кто тратит отпущенные годы бессмысленно. Обозрите души свои и добрыми сделайте дела ваши".

Традиция трубить в шофан продолжается уже не первое столетия, а сам рог обозначает овна, которого Авраам вместо своего сына Исаака принес в жертву Богу.

Читая молитвы, каждый из представителей этой веры напоминает себе о смертности человека. В итоге каждый еврей должен нести ответственность за свое поведение на протяжении всего жизненного пути.

Рош а-Шана — это время раскаяния и духовного возрождения, а также время принести свои извинения или попросить прощения. Сразу после праздника начинается десятидневный период, в течение которого можно исправить свой приговор. В эти дни принято желать друг другу "хорошего приговора".

Завершается этот период постом — Судным днем, который называется Йом Кипур.

День искупления

В десятый день месяца тишрей, первого месяца еврейского календаря, иудеи всего мира отмечают Йом Кипур — День искупления, который называют еще Судным днем.

В еврейской традиции это самый важный из праздников, завершающий Десять дней покаяния, во время которых решается судьба человека на год вперед. Эти дни отсчитываются от Рош а-Шана — еврейского Нового года.

Йом Кипур в 2016 году выпадает на 12 октября.

Праздник напоминает о событиях, которые произошли 33 века назад, во время пребывания еврейского народа в Синайской пустыне. Тогда евреи тяжко согрешили, создав золотого идола и поклоняясь ему. Бог разгневался, хотел истребить еврейский народ и создать новый от Моисея.

Традиции

Рош а-Шана, как и все еврейские праздники, начинается незадолго до захода солнца. Хозяйка дома зажигает свечи — и с этого момента в дом приходит праздник.

Вечерняя служба в синагоге, затем праздничная (вечерняя) трапеза. На столе есть все, что полагается для праздничной трапезы, и глава семьи совершает "кидуш" (еврейский обряд освящения, производимый над бокалом вина).

После омовения рук (нетилат ядаим), произносится благословение над самым важным продуктом питания человека — хлебом. В субботу это обычные халы, в Рош а-Шана — круглые, символизирующие цельность, которую иудеи желают себе и всему народу Израиля в Новом году.

Завершается трапеза благословением — благодарностью Всевышнему за еду, за землю Израиля, за город Иерусалим и за все хорошее, что ежедневно от Него получают.

Утром проводится особо торжественная служба в синагоге. В течение ее несколько раз трубят в шофар, причем обязанностью молящихся является внимательное вслушивание в его звуки. Как и в субботу и в праздники, в зал вносят свиток Торы и по нему читают посвященные Рош а-Шана места, а вслед за этим — отрывок из Книг Пророков.

Оба дня Рош а-Шана евреи ходят на службу в синагогу, слушают молитвы. Кроме того, во второй половине первого дня, по традиции, люди идут к проточному водоему и бросают в воду хлебные крошки, символизирующие грехи человека.

Второй день Рош а-Шана по своим законам и обычаям не отличается от первого. Если служба в честь Рош а-Шана выпадает на Шаббат, в шофар не дуют, поскольку игра на музыкальных инструментах попадает в категорию запретной "работы".

Люди приветствуют друг друга, говоря просто "Шана Това" — "Хорошего вам года", или более сложными фразами, такими, как "Лешана това, тикатев ветехатем" — "Дай Бог, чтобы вы были записаны на счастливый год в Книге жизни, и чтобы запись эта была скреплена печатью!".

Трапеза

В Рош а-Шана проводится особенная трапеза, на которой едят "симаним" (знаки) — особый набор продуктов, каждый из которых символизирует пожелание — просьбу к Всевышнему, цель которых — начать новый год с добрых примет.

В начале трапезы окунают хлеб не в соль, как это делается на праздничных и субботних трапезах в течение всего года, а в мед. Затем в мед окунают кусок яблока и произносят пожелание "сладкого года". Это символизирует желание, чтобы наступающий год был сладким и счастливым.

Есть также обычай есть кусок рыбьей или бараньей головы. При этом говорят: "Дай Бог, чтобы мы стали головой, а не хвостом".

В Рош а-Шана принято также есть гранат, который полон зернышками. При этом говорят: "Дай Бог, чтобы заслуги наши умножились, словно зернышки граната".

1 / 6

© Sputnik/ Levan Avlabreli

Есть и другие обычаи — как правило, они основаны на созвучии названий кушаний со словами, выражающими что-либо хорошее.

Любой человек хочет, чтобы начинающийся год был для него хорошим, "сладким". Вот почему в этот день на стол подается много блюд, символизирующих пожелание "полного", счастливого года.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

Песах (с 15 по 21 нисана) - еврейская Пасха

Песах - центральный иудейский праздник в память об Исходе из Египта . Начинается на 15-й день весеннего месяца нисан. В Израиле Песах - семидневный праздник , первый и последний дни которого - полноценные праздники и нерабочие дни. Промежуточные дни называются словами холь а-мозд («праздничные будни»). За пределами Израиля праздник длится 8 дней, из которых первые два и заключительные два - полноценные праздники.
Слово песах (пасха ) означает "прохождение мимо". Праздник получил такое название в память о том, как ангел смерти проходил мимо домов иудеев, поражая только египетских первенцев. Чтобы ангел мог отличить еврейские дома от египетских, каждой еврейской семье было велено заколоть ягненка и его кровью помазать косяки дверей. Только после смерти всех египетских первенцев фараон позволил евреям покинуть Египет. В основе Песаха лежат два наиболее архаичных сельскохозяйственных праздника: праздник нового приплода скота, когда приносился в жертву однолетний ягненок, и праздник первой жатвы (сбор урожая ячменя), когда уничтожался старый хлеб и из пресного теста выпекался новый - маца. Впоследствии эти праздники были объединены. Кульминационным моментом Песаха является вечерняя трапеза, седер («порядок»), которая устраивается в первую и во вторую ночь праздника. Во время седера в определенной последовательности читают повествование об Исходе (по книге Агада) и едят особые символические блюда. Остальные дни Песаха предназначенные для разного рода праздничных занятий. Как правило, в эти дни не работают и не решают деловых вопросов (хотя, в принципе, это и не запрещается). Не выполняют и домашнюю работу - стирку, уборку дома и т.д. Приготовление пищи, естественно, дозволяется. А освободившееся время используют для более глубокого изучения Торы. Проводят больше времени с семьей. Ходят в гости. Путешествуют по земле Израиля. Те, кто не живет в Иерусалиме, стараются посетить этот единственный в своем роде город.
На основании предписаний Торы в праздник Песах каждый должен был совершить паломничество в Иерусалимский Храм и там на второй день праздника принести в жертву ягненка и сноп ячменя. В седьмой день Песаха евреи празднуют окончательное освобождение. В синагоге во время пасхального богослужения читается Песнь Песней, отражающая земледельческие истоки праздника. Этот день завершает торжества праздника Песах и считается нерабочим. Он отмечается в радостной атмосфере, с пением и танцами. В полночь в синагогах и в религиозных учебных заведениях устраивается церемония "разделения морских вод". А в семьях с наступлением вечера делают разделение между праздничным днем и буднями. Выпивают последний символический бокал вина и после произносят: В будущем году - в Иерусалиме!

Рош Ха-Шана или еврейский Новый год 2017 – это дата отсчета летоисчисления, время, когда перелистывается последний листок календаря и начинается следующий, новый год. Что такое Рош Ха-Шана, каковы традиции и обычаи, с ним связанные, какого числа еврейский Новый год 2017 года вы узнаете из нашей статьи.

Еврейский Новый 2017 год

Как вам, несомненно, известно, большая часть жителей планеты живет по григорианскому календарю, где за очку отсчета принята дата рождения Спасителя – Рождество Христово, и часто мы так и пишем – год до Р.Х. или год после Р.Х. Однако евреи, исповедующие иудаизм, отсчитывают начало эпохи иначе – точкой старта служит момент сотворения мира. В связи с этим и летоисчисление, и годовой календарь выглядят иначе. Так, 2017 год по григорианскому календарю будет соответствовать 5778 году с сотворения мира.

Дата отсчета нового года, так называемая нулевая точка года в еврейском календаре тоже иная. В привычном нам исчислении началам нового года считается середина зимы – 1 января. В еврейском же календаре новый календарный год начинается осень. Первый месяц нового года в иудейском лунно-солнечном календаре носит название тишрей, и еврейский Новый год отмечается первого и второго тишрея.

Так как как еврейский календарь прочно увязан с лунным циклом, то четкой фиксации праздничной даты в современном григорианском календаре нет. Тишрей как правило выпадает на осень, точнее, на сентябрь, реже – октябрь, и каждый год дату праздника приходится вычислять заново.

Еврейский Новый год в 2017 году отмечается с вечера 20 сентября по 22 сентября.

Традиции праздника

В иудаизме праздник Рош Ха-Шана символизирует собой день сотворения человека. Считается, что Бог создал мир за семь дней, точнее, за шесть, а в седьмой он отдыхал. И на исходе шестого дня Бог сотворил первого человека, Адама. Этот день и стал точкой отсчета жизни, праздником Рош Ха-Шана.


В этот день Бог решает, кому предстоит умереть в наступающем году, кто достоин жизни, кого наградить, а кому положено наказание. Имена живущих Бог вписывает в Книгу жизни, а имена тех, кому суждено умереть, из этой книги вычеркивает; и дальнейшие события в наступающем году будут проходить согласно сделанным записям. Все поздравления в этот праздник начинаются с пожелания быть занесенным в Книгу жизни – это символизирует пожелание долголетия и всяческих благ.

На решения Бога могут повлиять молитвы, а потому посещение синагоги в праздничные дни для каждого правоверного обязательно. Такое верование предопределяет склонность верующих к раскаиванию и уходу от прегрешений, а потому ближайшие десять дней получили название Дней трепета или Дней покаяния. Спустя десять дней после Рош Ха-Шана наступает Йом-Киппур, День искупления или Судный день – еще один немаловажный праздник в иудаизме.


Помимо молитв в синагоге, этот праздник отличает еще ряд традиций. Так, в два дня еврейского нового года запрещена любая работа, даже самая незначительная вроде мытья посуды или уборки в доме.

Говоря о Рош Ха-Шана нельзя не упомянуть еще дну великолепную традицию – трубление в шофар. Шофар – инструмент, сделанный из рога крупного животного, чаще всего барана. Если сильно дуть в узкий конец рога, то на широком его конце рождается странный звук – громкий, пронизывающий, будоражащий. Трубление в шофар во время молитвы в синагоге означает призыв покаяться в своих грехах, отринуть заблуждения и повернуться лицом к Богу, милостивому и всепрощающему. Опять же звук рога означает начало нового года, начало времени праздника и считается приносящим удачу. Обычай требует, чтобы на Рош Ха-Шана каждый правоверный услышал звук шофара, потому принято трубить в рог не только в синагогах, но и в наиболее людных местах, там, где много иудеев. В Израиле на Рош Ха-Шана звук шофара можно услышать повсеместно – от школ до супермаркетов.


Большое знание на Рош Ха-Шана имеет и первая трапеза. Свежий хлеб – халу, над которой обязательно должна быть прочитана молитва – принято разламывать руками и макать в жидкий мед. Такое угощение символизирует пожелание сладкой жизни в наступающем году. Альтернативой этому блюду могут быть яблоки с медом – благо праздник приходится на осень, время созревания этих ароматных и сладких плодов.