Мученица мария. Святая мученица Мария Палестинская

20 июня – День памяти Святой мученицы Валерии Кесарийской Святая Валерия Кесарийская (Палестинская) почитается в лике мученицы. Как и о большинстве раннехристианских святых, о ней известно очень мало. Притом, некоторые факты из разных источников порой противоречивы. О святой мученице Валерии, а вместе с ней о святых Кириакии (Кирии) и Марии (Маркии) повествуют Минология Василия Второго и Синаксар Константинопольской церкви, датированные 10 веком. «Жития святых» в изложении Дмитрия Ростовского тоже содержат их краткое жизнеописание. Вместо имени Валерия в нестишном Прологе первой половины 14 века (в его переводе на русский язык) встречается имя Калерия, поэтому святая мученица Валерия и Калерия – это одно и то же лицо.Валерия, Кириакия и Мария жили в Кесарии Палестинской в конце 2 – начале 3 веков. Город находился на берегу Средиземного моря и был главным портом Палестины. После падения Иерусалима Кесария стала и её столицей, общественно-политическим центром страны. Здесь жили римские прокураторы. В истории христианства Кесарию прославили святые апостолы, святые мученики за Христову веру. Здесь апостол Петр крестил военачальника Корнилия и показал язычникам преимущества перехода в новую веру, здесь арестовали и отправили в Рим апостола Павла. До пожара (6 век) в местной библиотеке хранилось раннее рукописное издание Библии на нескольких языках («Гекзаллы Оригена») и, по сведению Иеронима Стридонского, оригинал Евангелия от Матфея. В 4 веке в Кесарии жил церковный историограф, богослов епископ Кесарийский Евсевий Памфил, автор «Церковной истории», описавший историю христианства от возникновения до 324 года...Валерия, Кириакия и Мария восприняли христианство от некоего последователя Иисуса Христа. Они крестились и стали жить в уединённом скромном жилище. Дни девушек проходили в посте, молчании и молитве о торжестве Христовой веры над идолопоклонством, о прекращении преследований христиан. Они жили своими трудами, помогали нуждающимся, а всех посещавших их наставляли на праведный путь своей веры.В то время при власти был император Диоклетиан, правление которого (284-305 годы) считают в истории наиболее жестоким периодом гонений уверовавших во Христа. Сумев восстановить мир внутри страны и укрепить границы Римской империи, Диоклетиан не смог справиться с растущим влиянием христианства. Под давлением своего соправителя Галерия император издал 4 закона о запрещении нового вероучения. Следуя эдиктам, закрывали храмы, сжигали христианские книги, требовали отречения от веры под страхом смерти и утраты должностей, а несогласных приговаривали к казни. Святая Валерия вместе с подругами продолжала жить по христианским заповедям. Язычники донесли об их занятиях правителям. Девушек схватили, заставили принести жертвы идолам. Первой отказалась это сделать Валерия, а за ней и сестры во Христе. Приговорённых к смерти, их долго пытали, но святые не отказались от своих убеждений, смиренно приняв мученическую смерть. Днём памяти святой Валерии Кесарийской в греческих календарях указано 6 июня ст ст.. По второй редакции Пролога в календари Русской Православной церкви была включена дата 7 июня ст. ст. (20 июня н.ст.), в которую вспоминают святых мучениц Валерию, Кириакию и Марию по сей день. В Петровом Синаксаре середины 13 века и в некоторых других источниках византийского периода память этих святых, как считают, по ошибке объединяется с памятью святых мучениц Марии и Марфы.Святая Валерия (Калерия) Кесарийская (Палестинская) покровительствует женщинам с этим именем. К ней обращаются за помощью в затруднительных ситуациях и при решении спорных вопросов.В христианских храмах очень редко, но можно найти икону этой святой. Если же её нет, то мученице Валерии молятся перед иконой Всех Святых, имеющейся в каждом храме. Частица мощей святой мученицы Валерии (Калерии) Кесарийской (Палестинской) находится в церкви с. Курганово (Свердловская область, Россия). МОЛИТВА СВЯТОЙ МУЧЕНИЦЕ ВАЛЕРИИ Моли Бога о мне, святая угодница Божия Валерия, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей. ТРОПАРЬ СВЯТОЙ МУЧЕНИЦЕ ВАЛЕРИИ Агница Твоя, Иисусе, Валерие, зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю, и, Тебе ищущи, страдальчествую, и сраспинаюсь, и спогребляюся крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою: но, яко жертву непорочную, приими мя, с любовию пожершуюся Тебе. Тоя молитвами, яко милостив, спаси души наша.Святая Валерия, моли Бога о нас!

МАРИЯ

ИСТОРИЯ И ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ МАРИЯ - Предположительно от древнееврейского - противиться, отвергать, быть горьким; святая, высокая, горькая, любимая, упрямая, печальная; упрямство, превосходство, госпожа.

ИМЕНИНЫ И СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ МАРИИ

Мария Азийская, дева, мученица, 19(6) февраля.
Мария Вифинская, сестра Лазаря Четверодневного: в Неделю св. жен-мироносиц.
Мария Вифинская, преподобный (преподобная, подвизавшаяся в мужском образе), 25 (12) февраля.
Мария Египетская, преподобная, в Неделю пятую Великого поста. Двенадцати лет ушла из дома родительского и семь лет вела греховную жизнь, потом обратилась в Иерусалиме на путь праведный и 48 лет жила уединенно в великих подвигах поста и молитвы в пустыне Иорданской (VI в.), 14 (1) апреля.
Мария Кесарийская (Палестинская) мученица, 20 (7) июня.
Мария Клеопова, Иаковлева, Иосиева, мироносица, в Неделю св. жен-мироносиц. Жила в доме отца Иосифа Обручника вместе с Пресвятой Девою Марией. Они любили друг друга, как ближайшие родственницы, отчего Евангелие называет ее "сестрой Матери Иисусовой".
Мария Константинопольская, Палестинская, преподобная, 8 февраля (26 января).
Мария Константинопольская, патрицианка, мученица, 22 (9) августа;
Мария Магдалина, равноапостольная, мироносица, 4 августа (22 июля), в Неделю св. жен-мироносиц;
Мария Персидская, исповедница, 25 (12) июля;
Мария Персидская, мученица, 22 (9) июня
Мария Радонежская, схимонахиня, мать преподобная Сергия Радонежского, 31(18) января, 11 октября (28 сентября).
Мария, сестра апостола Филиппа, 2 марта (17 февраля).
Мария Хиданская, преподобная, 11 ноября (29 октября).

ЗОДИАКАЛЬНОСТЬ ИМЕНИ МАРИЯ - Дева.

ПЛАНЕТА-ПОКРОВИТЕЛЬ МАРИИ - Прозерпина.

ЦВЕТ ИМЕНИ МАРИЯ - Голубой, сизый.

КАМЕНЬ-ТАЛИСМАН МАРИИ - Алмаз.

РАСТЕНИЕ МАРИИ - Береза, василек, лилия.

ЖИВОТНОЕ МАРИИ - Голубь, голубка.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА МАРИИ - Воля, восприимчивость, нравственность, активность.

ТИПАЖ МАРИИ - Холерик с нелегким характером. Это разумная, трудолюбивая женщина, несколько хмурая, но обладающая огромными запасами любви и нежности.

ХАРАКТЕР ИМЕНИ МАРИЯ - Мария - человек необычайной душевной теплоты. Это лучшая подруга, которую только можно пожелать. Чужое несчастье вызывает у нее инстинктивное желание помочь. Она обладает редкой способностью к самопожертвованию. Она способна посвятить жизнь мужу, детям, друзьям, любимым книгам. Ее кредо - "Мне всех жаль. Я всем должна помочь!" Мария редкостно умна и склонна к философии; это экстрасенс, психоаналитик, гадалка, знахарка, добрая волшебница - у нее всегда есть возвышенные, почти сверхчеловеческие способности, которые она редко в себе развивает: некогда - надо устраивать дела других! Мария элегантна, красива, прекрасная хозяйка. Но все-таки жизнь Марии - это зеркало для любящих людей.

ПСИХИКА МАРИИ - Интроверт - склонна замыкаться в себе и не всегда обнаруживает свои мысли и чувства. Скрытна. Весьма самоуверенна и расчетлива.

ИНТУИЦИЯ МАРИИ - Обладает хорошей интуицией, но не пользуется ею, предпочитая проторенные пути различным неожиданностям. Твердо стоит на земле.

МЫШЛЕНИЕ МАРИИ - Не стремится блистать, скорее предпочитает уступить место людям, желающим привлечь к себе внимание. У нее аналитический склад ума, отсюда интерес к мелочам, а не к целому.

НРАВСТВЕННОСТЬ МАРИИ - Придерживается слишком строгих моральных правил. У нее врожденное чувство порядочности, которое особенно ярко проявляется в переломные моменты жизни.

ЗДОРОВЬЕ МАРИИ - Склонна к полноте, поэтому ей рекомендуются соблюдение диеты, занятия плаванием, закаливание, отдых на море, поскольку ей требуется йод. Слабые органы - желудок и половые органы.

Тайна имени oculus.ru

Мария, Марья - печальная (древнееврейское).
Имя происходит от древнееврейского Мариам, что по одной версии идет от корня, означающего "отвергнутая", по другой - от слова "печальная".
Мария - одно из популярнейших имен в России и во всем мире, в сказках, в литературе, в истории.
Зодиак имени : Дева.
Планета : Прозерпина.
Цвет имени : сизый.
Камень-талисман : алмаз.
Благоприятное растение : береза, василек.
Покровитель имени : голубка.
Счастливый день : среда.
Счастливое время года : лето.
Уменьшительные формы : Марийка, Мариша, Маря, Муля, Муся, Маруся, Марюта, Мася, Муша, Маня, Манюня, Маняша, Маша, Машуня, Марьяша.
Основные черты : активность, душевность, трудолюбие.

ИМЕНИНЫ, СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ

Мария Азийская , дева, мученица, 19 (6) февраля.
Мария Вифинская , сестра Лазаря Четверодневного: в Неделю св. жен-мироносиц.
Мария Вифинская , преподобный (преподобная, подвизавшаяся в мужском образе), 25 (12) февраля.
Мария Кесарийская (Палестинская) мученица , 20 (7) июня.
Мария Константинопольская , Палестинская, преподобная, 8 февраля (26 января).
Мария Константинопольская , патрицианка, мученица, 22 (9) августа;
Мария Магдалина , равноапостольная, мироносица, 4 августа (22 июля), в Неделю св. жен-мироносиц;
Мария Персидская , исповедница, 25 (12) июля;
Мария Персидская , мученица, 22 (9) июня;
Мария Радонежская , схимонахиня, мать преподобная Сергия Радонежского, 31 (18) января, 11 октября (28 сентября).
Мария , сестра апостола Филиппа, 2 марта (17 февраля).
Мария Хиданская , преподобная, 11 ноября (29 октября).
Мария Клеопова , Иаковлева, Иосиева, мироносица, в Неделю св. жен-мироносиц. Жила в доме отца Иосифа Обручника вместе с Пресвятой Девою Марией. Они любили друг друга, как ближайшие родственницы, отчего Евангелие называет ее "сестрой Матери Иисусовой".
Мария Египетская , преподобная, в Неделю пятую Великого поста. Двенадцати лет ушла из дома родительского и семь лет вела греховную жизнь, потом обратилась в Иерусалиме на путь праведный и 48 лет жила уединенно в великих подвигах поста и молитвы в пустыне Иорданской и преставилась ко Господу в 522 году. Указывая вначале на глубину ее греховного падения, Церковь воспевает высоту духовного восстания преподобной Марии; этим нам указывается, что истинное покаяние, сопровождаемое постническими и молитвенными трудами, изглаживает даже самые тяжелые грехи и приводит к высокой степени духовного совершенства.

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ, ОБЫЧАИ

14 апреля - Марья-зажги снега, заиграй овражки.
Если разлив на Марию Египетскую, то травы будет много.
21 сентября, на Рождество Богородицы, - оспоженки, праздник урожая. В этот день обновлялся в избах огонь: старый гасили, а новый возжигали.

ИМЯ И ХАРАКТЕР

Взрослая Мария также разумная трудолюбивая женщина, обладающая огромным запасом любви и нежности. Она немного завистлива, но чужое несчастье вызывает у нее инстинктивное желание помочь. Если у нее что-то случилось, она замыкается в себе, редко делится своими переживаниями.

Мария упряма. Свое несогласие с чем-то выражает активно и бурно. Неудачи, конечно, расстраивают ее, но трагедии она из этого не делает, быстро собирается и начинает сначала.

Мария не боится профессий, где нужно выкладываться полностью, круг ее деятельности чрезвычайно широк, везде она на своем месте - жизнерадостна, добродушна, трудолюбива. С годами она становится Довольно строгой и внешне серьезной, однако ее душевность и общительность остаются. Поэтому лучшие профессии для Марии - педагогика и медицина, самые гуманные, требующие душевного тепла и строгости.

Главные заботы Марии - ее собственная семья. Она прекрасная хозяйка, всю себя посвящает детям, отодвигая даже мужа на второй план. Но она ему верна, чувственна, никогда не даст мужу повод упрекнуть ее в чем-то. Скорее у нее может быть повод разочароваться в нем, но Мария умеет терпеть. Муж и дети чаще отвечают ей преданностью и послушанием. Наиболее удачен брак Марии с Анатолием, Александром, Виктором, Григорием, Валентином, Евгением, Иваном.

ИМЯ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

Дева Мария, Богородица, Богоматерь, Мадонна - земная мать Иисуса Христа. Упоминание о ней в четырех Евангелиях очень кратки, возникли многочисленные дополнения в апокрифах - новые евангельские сказания, официально не признанные церковью. Трагическая история женщины, которая растила сына, наперед зная, что его отнимут у нее и замучат, не могла не тревожить воображение людей. Апокрифы рассказывают о детстве Марии, о ее жизни и страданиях. Первое раннехристианское предание известно около 200 года - "Книга о рождестве Марии", позднее получившее название "Первоевангелие Иакова Младшего".

Мария происходит из царского рода Давида, ее родители - праведники Иоаким и Анна. С трех лет Мария воспитывалась в Иерусалимском храме, занималась рукоделием, пищу получала из рук ангелов. В 12 лет она дала обет быть девственницей. Поскольку совершеннолетней нельзя оставаться в храме, ей нашли супруга, который должен был охранять ее, уважать ее обет. Из нескольких претендентов был выбран Иосиф по чудесному знамению: из его посоха вылетел голубь, а сухие прутья, выданные всем претендентам, так и остались прутьями, расцвел лишь у Иосифа Обручника, плотника. В его доме и происходит Благовещение - ангел Гавриил предсказывает ей чудо девственного рождения.

Марии суждено родить младенца в городе Вифлееме, куда необходимо было прийти для переписи. Мест в гостинице не было, и она с Иосифом нашла случайный приют в хлеву, а в ясли уложила новорожденного.

Через 40 дней после родов младенца необходимо было принести в храм, там его встретил Симеон Богоприимец, который предсказал предстоящие страдания Марии.

На Руси распространена икона "Умиление", когда Младенец и Мать прильнули щека к щеке, малютка обхватил мать ручкой за шею, другую положил на плечо. В его порывистом движении, в обращенном к матери взоре читаются испуг и немая мольба о помощи. У матери плотно сомкнутые, словно скованные молчанием губы, слегка сдвинутые брови, душевная мука, застывшая в глубине темных глаз... Мать и сын узнали о предстоящих страданиях.

Марии пришлось присутствовать на Голгофе. Есть немало апокрифов с удивительным талантом и психологической глубиной рассказывающих о страданиях Матери у креста распятого сына. На Руси были сложены замечательные плачи и причитания Богородицы над мертвым сыном - образцы прекрасной народной поэзии

Марии Христос явился после Воскресения, она присутствует при вознесении Христа, а также при сошествии Святого Духа на апостолов.

Оставшись одна на земле, говорится в апокрифах, Мария очень тосковала по сыну. И вот явился ангел сообщить, что сын берет ее к себе. В иконах, изображающих Успение Богоматери, Христос как некогда она сама младенца, держит в руках маленькую хрупкую душу Марии.

Мария - заступница за людей перед Богом, к ней обращается самый безнадежный грешник. В византийском апокрифе "Хождение Богородицы по мукам", имевшем распространение и на Руси, Мария облегчает участь грешников, даже томящихся в аду. Есть ряд икон и монументальных росписей Богоматери с воздетыми ввысь руками - Оранта, по-гречески - молюсь. Она молит своего сына за людей. Оранту в Киевском Софийском соборе называли "Нерушимая стена" - заступничество Богоматери крепче самых испытанных стен. Замечателен образ Марии, в главной части иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля - Деисусе, что по-гречески означает Моление. В центре изображен Христос - царь и судья, по бокам святые, просящие за стоящих в храме людей. Иконы написаны знаменитым мастером Феофаном Греком в начале XV века. Святые выступают в роли заступников, но ни один из них не вызывал такого доверия, как Богоматерь. Она изображена в тяжело ниспадающих складках синего одеяния с золотой каймой на рукавах, сразу же притягивающие внимание зрителя в приподнятых в молитвенном жесте рукам. Ее поза, нежное просветленное лицо полны достоинства и твердости. Она никуда не уйдет, пока не добьется своего, не вымолит прощения. Все знали, что Мария не оставит в беде, не предаст.

Впервые на Руси был введен праздник Покрова Богоматери в XII веке. Мария, сняв с головы покрывало, распростерла его над молящимся в церкви народом, обещая свое покровительство, заступничество в бедах и несчастьях. Марии-Богоматери посвящены церковные литургии и песнопения. Одно из них, необычайно красивое, воспроизведено в иконе "О тебе радуется", названное так по первым словам песнопения, обращенного к Богородице: "О тебе радуется, благодатная, всякая тварь: ангельский собор и человеческий род..." В райском саду, у стен снежно-белого многоглавого храма - небесного Иерусалима, в голубом ореоле сидит на золотом престоле Богоматерь с Младенцем. Вокруг стоят поющие ангелы. У подножия престола- Иоанн Дамаскин, прославленный церковью "песнопевец Богоматери", иже множество святых, мучеников земных людей. Их четкие ряды рождают ощущение стройности пения, сияющие цвета одежд - белые, алые, золотистые, зеленые - передают светлую радость льющейся мелодии. Подняв взоры вверх, они сливают свои голоса с хором ангелов.

Свя-тая му-че-ни-ца Ма-рия вме-сте с дру-ги-ми по-слуш-ни-ца-ми Да-ри-ей Улы-би-ной и Да-ри-ей Ти-ма-ги-ной доб-ро-воль-но ре-ши-ла раз-де-лить участь бла-жен-ной Ев-до-кии Шей-ко-вой. На смерть она при-шла за час и бы-ла спо-кой-на, хо-тя зна-ла, что их убьют.
Ар-хи-ерей-ский со-бор Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви, про-хо-див-ший 13-15 ав-гу-ста 2000 го-да, при-чис-лил пре-по-доб-ную му-че-ни-цу Ма-рию к сон-му свя-тых но-во-му-че-ни-ков Рос-сий-ских. День её па-мя-ти уста-нов-лен 5/18 ав-гу-ста. 5 июня 2001 го-да бы-ли об-ре-те-ны свя-тые мо-щи му-че-ни-цы Ма-рии. С тех пор они по-ко-ят-ся в ра-ках в церк-ви Успе-ния Бо-жи-ей Ма-те-ри се-ла Су-во-ро-ва.

Молитвы

Тропарь мученицам Евдокии Шейковой, Дарье Улыбиной, Дарье Тимагиной и Марие Неизвестной

Царствия ради Небеснаго мир и вся яже в мире оставили есте, тесноту совершенного послушания возлюбивши, дивныя подвижныцы и Христа ради мученицы в годину лютых испытаний в земли Новгородстей процветшия, блаженныя матери наша Евдокие, Дарие, Дарие и Марие, помяните нас у Престола Пресвятыя Троицы.

Кондак мученицам Евдокии Шейковой, Дарье Улыбиной, Дарье Тимагиной и Марие Неизвестной

Житием праведным к достойному приятию мученичества себе уготовившия без боязни тридневная избиения и смерть претерпели есте Невесты Христовы предивныя блаженныя Евдокие, Дарие, Дарие и Марие, ныне многими чудесы и исцелении просиявшия, не оставите землю Русскую без покаяния погибнути.

Молитва святым мученицам Евдокии, Дарии, Дарии и Марии

О, дивныя подвижницы и заступницы наша мученице Евдокие, Дарие, Дарие и Марие - древних отец подражательницы истинны, в тесноте послушания без разсуждения, бдения и поста изнурительнаго пожившия - ныне к вам прибегаем и, к мощем вашим припадающе, молим вас: о, страстотерпицы святыя, незлобивыя агницы, своею кровию Христа ради обагренныя и жестокими предателями тридневно мучимыя и закланныя; о, прозорливицы, многия души от гибели вечныя исхитившия и о страданиях прежде кончины от Господа извещенныя, о, изцелительницы и чудотворицы не токмо в земли Нижегородстей, но и во всей стране Российстей просиявшия, - не оставите нас во грехах и беззакониих погибнути, но помозите в покаянии истиннем житие наше скончати, славяще Святую Троицу Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Каноны и Акафисты

Акафист святым мученицам Евдокии, Дарии, Дарии и Марии

Кондак 1

Избранные угодницы и стратотерпицы Христовы, мира сего безумие обличившие и благодатные дары источающии, восхваляем вас любовию: вы же имеющии на врага победу, от бед и напастей свободите нас, да зовем вам: Радуйтеся, мученицы Евдокие, Дарие, Дарие и Марие, молитвенницы к Богу усердныя.

Икос 1

Ангелов сонм удивися естеству вашему, мученицы, яко на земли небесному жительству уподобляяся, вся блага временная отринувши и Единому Христу апостольски последовавши, яко лучи солнечные миру возсияли есте: тако и Господь чудесами прославляя подвиги ваша, научи воспевати вам таковая: Радуйся, Евдокие, чашу страданий Христовых до конца испившая; Радуйся, юродством глубину мудрости от человек сокрывшая. Радуйся, яко горлица о едином Женихе взывающая; Радуйся, молитвою своею жизнь нашу ограждающая. Радуйтеся, мученицы, подвигам блаженныя Евдокии подражающии; Радуйтеся, силу Креста Господня, яко твердыню необоримую прославляющии. Радуйтеся, проповедницы Света Христова: Радуйся, тихии молитвенницы во времена тяжкии. Радуйтеся, мученицы, яко мудрые девы елеем светильники наполнившии: Радуйтеся, яко агнцы непорочные на заклание ведомые. Радуйтеся, землю Нижегородскую освящающии; Радуйся, мира концы облистающии. Радуйтеся, мученицы Евдокие, Дарие, Дарие и Марие, молитвенницы к Богу усердныя.

Кондак 2

Видяще земнаго существа немощь, сиротство без матери от младенства и во отрочестве многи скорби претерпевши, мученице Евдокие, печаль свою на Бога возложивши, теплою молитвою к Заступлице Усердной взывала еси: Аллилуйя.

Икос 2

Разум горних чинов Божественною Премудростию открываяся вам, мученицы, егда бреннаго тела отвергошася, в непрестанном служении Богу пребывали есте; пением, бдением и пощением образ подая любовию воспевающим вам: Радуйся, мученице Евдокие, от юности Христа всем сердцем возлюбившая; Радуйся, благословение от Преподобнаго Серафима во отрочестве своем приявшая. Радуйся, измлада псаломски искренняго своего не отметаяся; Радуйся, за то биения и метания камней от осуждающих тебя претерпевшая. Радуйся, подвигу блаженныя Пелагеи Дивеевской возревновавшая; Радуйся, яко незлобием своим Богу угодившая. Радуйся, стяжание земнаго удаляяся, к стяжанию благодати Духа Святаго ум и сердце приблизившая; Радуйся, яко непоколебимо воле Божией предалася еси. Радуйся, Дарие, споспешнице в подвизех досточудная; Радуйся, яко послушание затворнику Анатолию Саровскому исполнившая. Радуйся, пению псалмов и стихир безкнижно наученная; Радуйся, яко смирением своим просияла еси. Радуйтеся, мученицы Евдокие, Дарие, Дарие и Марие, молитвенницы к Богу усердныя.

Кондак 3

Силою Вышняго, скорби и болезни претерпевая, в подвизех не оскудевали еси, но добродетели умножая, воспевали Богу: Аллилуйя.

Икос 3

Имеяй благодатные дары в сердце своем, блаженная Евдокие. безмолвнаго жития возжелев и от славы под покровом юродства от мира укрываяся, за народ в бездну безбожия влекомый, к Богу со слезами взывала еси; мы же ведуще сие, поем таковая: Радуйся, Евдокие, нищету Христову возлюбившая; Радуйся, лице свое от мира сокрывшая. Радуйся, яко пение молитв, единое бысть тебе утешение; Радуйся, яко терпела на теле своем одежды тление. Радуйся, суету земную отлагающая; Радуйся, в молитве и посте день и ночь пребывающая. Радуйся, нелицемерной любовию сердца приходящих к тебе умягчающая; Радуйся, заботою о жизни ближних и дальних людей молитвенно усердствующая. Радуйся, Марие, верность Богу в служении старицы своей засвидетельствавшая; Радуйся, простотою сердца своего ей последовавшая. Радуйся, послушанием и смирением плоти Духа Святаго стяжавшая; Радуйся, повелением Святителя Николая с верою исполнившая. Радуйтеся, мученицы Евдокие, Дарие, Дарие и Марие, молитвенницы к Богу усердныя.

Кондак 4

Бурю помышлений сумнительных от умножения беззаконий имеяй людие земли нашея, к тебе, блаженная Евдокие. яко к тихому пристанищу прибегали, скорби свои на тя возлагая; ты же научала всех пети Богу: Аллилуйя.

Икос 4

Слышаша пастырие о многих подвизех твоих, блаженная Евдокие, и образ жития твоего, яко угодный Богу видя, напраляли люди к твоему пред Богом о них ходатайству, восхваляя любовь твою ко Господу, воспевающи таковая: Радуйся, Евдокие, не человеческое, но Божие разумевающая; Радуйся, вверенных тебе от Бога путем узким к Царству Небесному ведущая. Радуйся, подобно Иову многострадальному в болезни Бога прославляющая; Радуйся, временноть и тленность жития сего явно всем показующая. Радуйся, Дарие, молитвой непрестанной имя Божие призывающая; Радуйся, слова блаженной Евдокии в сердце своем вмещающая. Радуйся, твердостию духа славная; Радуйся, Божественного органа сладкозвучная струно. Радуйтеся, мученицы, Божия Матери всегдашние молитвенницы; Радуйтеся, Царицы Небесной хвалебную песнь возносящии. Радуйтеся, иноческаго жития добрые ревнители; Радуйтеся, общего жития избранные сосуды. Радуйтеся, мученицы Евдокие, Дарие, Дарие и Марие, молитвенницы к Богу усердныя.

Кондак 5

Боготечную звезду четырьми концами небо облистающую, зрим вас четыре мученицы Российстии егда небоязненно веру во Христа исповедовали еси, в радости взывая Ему: Аллилуйя.

Икос 5

Видя враг рода христианскаго богоугодное житие ваше, не вынося терпети огня пламенных молитв ваших, святии, подосла лукаваго человека, Божие на земное променявшаго, на вас же всю ненависть богоотступной власти наведшаго, яко тать бежа; вы же, святии мученицы, не осудили сего, но безропотно в руци Божий жизнь свою предали есте. Тако, видя кротость вашу, умиленно глаголем вам сицевая: Радуйся, Евдокие, Крестным знамением бесов прогоняющая; Радуйся, от рассвета до полудни молитву тайную творившая. Радуйся, видя грядушии испытания, мужеству ближних своих научающая; Радуйся, в теле немощном крепость духа великую стяжавшая. Радуйся, Дарие, кротости исполненная; Радуйся, в любви ко Христу земнаго жениха удалилася еси. Радуйся, сладость временную презревшая; Радуйся, от сродник своих поношение претерпевшая; Радуйтеся, мученицы. многими подвигами просиявший; Радуйтеся, в простоте голубиней сердца своя соблюдший. Радуйтеся, странности старицы вашея терпеливо сносивший; Радуйтеся, от соблазна и неверия устоявшии. Радуйтеся, мученицы Евдокие, Дарие, Дарие и Марие, молитвенницы к Богу усердныя.

Кондак 6

Проповедь истины бысть житие ваше святии, яко путем скорбным и трудным внидем в Царство Небесное: тако вы сами себеи малого лишили в сем временном веце, купуя драгоценный бисер - Христа в жизни нескончаемой, непрестанно поя Ему: Аллилуйя.

Икос 6

Возсияла яко пресветлая заря, блаженная Евдокие, мрак греховный разгоняющая и приходящих к тебе от сетей вражиих изымающая. Мы же, усердной о нас Богу ходатаице, любовию воспеваем тако: Радуйся, Евдокие, света Евангельскаго свечо; Радуйся, целомудрия столпе. Радуйся, грехов тяжких мудрая обличительнице; Радуйся, яко ни единое слово твое бессмысленно бысть. Радуйся, сердца нераскаянныя покаянием врачующая; Радуйся, о грешных людех слезы проливающая. Радуйся, колокола звон, яко глас Господень провещавающая; Радуйся, молитвою своею усопших не оставляющая. Радуйтеся, мученицы древних пустынножителей последователи; Радуйтеся, стужу и глад добровольно претерпевшии. Радуйтеся, от уныния и тревоги свобождающии; Радуйтеся, безбожия и злобы окрест живущих не убоявшиися. Радуйтеся, мученицы Евдокие, Дарие, Дарие и Марие, молитвенницы к Богу усердныя.

Кондак 7

Хотя боголюбивый Архимандрит Софроний оповестити тя о скорой мученической кончине твоей, написа Образ Христа в терновом венце и яко дар в день Ангела твоего посла тебе: ты же, блаженная, не приемше икону сию, венец же Христов на главу свою восприяла еси, воспевая Ему: Аллилуйя.

Икос 7

Новых мучеников собор украшаете вы, святые жены, за Христа пострадавшие, егда Бога в Троице, яко Единаго Создателя душ и телес наших, безбоязненно пред мучители исповедасте, тако первым мученикам христианским воистину сродницы явилися; мы же, взирая на таковое мужество ваше, хвалебное воспеваем вам пение: Радуйся, Евдокие, стопам создавшаго вся, Божия Слова, последовавшая; Радуйся, сопричастницами ближних своих сему соделовавшая. Радуйся, Христовою любовию распаляемая, ищуще яже Богу угодная; Радуйся, приятелище Духа Всесвятаго явилася еси. Радуйся, Марие, воздержанием тело духу поработившая; Радуйся, путь странничества возлюбившая. Радуйся, благословение на служение блаженной Евдокии с верою приявшая; Радуйся, яко верный воин при нашествии врагов не малодушествующая. Радуйтеся, мученицы, духовною благодатию недуги отъемлющии; Радуйтеся, духи лукавыя отгоняющии. Радуйтеся, страсти неисцельныя исцеляющии; Радуйтеся, неверных к вере приводящии. Радуйтеся, мученицы Евдокие, Дарие, Дарие и Марие, молитвенницы к Богу усердныя.

Кондак 8

Странное чудо видим на тебе, мученице Евдокие, егда три дни и три нощи избиваема плетьми и ногами затаптываема отрядом неистовствующих богоборцев; яко безгласная агница вся претерпевала еси, взывала единому Богу: Аллилуйя.

Икос 8

Всем Ходатаица Неизменная, Сама Царица Небесная незримо простирала Покров свой над вами, мученицы Господни, егда узрев инок - иконописец чудное видение Оранской Божией Матери на воздусе молящуюся над тихой келией вашей, со слезами прощения у тебя испроси, блаженная Евдокие, яко написа тебе образ сей; мы же слыша о чудном явлении, воспеваем вашу память пресветлую: Радуйся, Евдокие, благ вечных, как единого счастья людем желающая; Радуйся, приходящих к тебе к молитве сердечной призывающая. Радуйся, о Горнем помышляти научающая; Радуйся, от огненного запаления домы верных ограждающая. Радуйся, Дарие, агнице незлобивая; Радуйся, откровением помыслов сердце чисто до конца сохранившая. Радуйся, в келии блаженной Евдокии долгий затвор на себя приявшая; Радуйся, все скорби духовною радостию претерпевающая. Радуйтеся, мученицы яко мног труд и тесен путь в житии своем прешли есте; Радуйтеся, монашествующих столпи крепции. Радуйтеся, вся яже в житии сем красная презрели есте; Радуйтеся, взявшии на рамена своя Крест Христов. Радуйтеся, мученицы Евдокие, Дарие, Дарие и Марие, молитвенницы к Богу усердныя.

Кондак 9

Все естество Ангельское удивися, егда видеша Духа Святаго, яко голубя, крилами своими от плетей вас ограждающаго и благодатию своею покрывающаго вас, мученицы, ведомых на казнь, в радости взывающих Ему: Аллилуйя.

Икос 9

Вития красноглаголивии не возмогут изрещи благолепие ликов ваших, святии, егда стояли пред убивающими тела ваша, души же не могущими коснутися; мы же воспеваем вам таковая: Радуйся, Евдокие, мудрости Божия вместилище; Радуйся, о себе ни единыя жалости не приемлющая. Радуйся, терпение ближних своих, яко злато в горниле закаляющая; Радуйся, причудами своими от всего земного отстраняющая. Радуйся, Дарие, под Богом ходившая; Радуйся, с любовию блаженной Евдокие послужившая. Радуйся, яко Псалмы Давидовы от начала до конца каждодневно воспевающая; Радуйся, благ нрав и послушание к наставнице твоей имела еси. Радуйтеся, мученицы, светлые голубицы; Радуйтеся, неувядаемые цвети райстии. Радуйтеся, в печалех утешение; Радуйтеся, в скорбех помощницы. Радуйтеся, мученицы Евдокие, Дарие, Дарие и Марие, молитвенницы к Богу усердныя.

Кондак 10

Спасти хотя род человеческий, Господь Вседержитель, подает образ спасения во святых Своих, православную веру утвердивших и добродетельми просиявших, нас же научающих пети Богу: Аллилуйя.

Икос 10

Стена нерушимая Пресвятая Владычице Богородице в образе иконы Своея Иверския изнесена бысть нечестивыми из келии блаженной Евдокии, вслед вам, мученицы; тогда видеша людие вси, сияние от Нея исходящее; мы же научишася пети вам похвальная: Радуйся, Евдокие, к двенадцати лампадам, яко к двенадцати апостолом во время молитвы лице свое обращающая; Радуйся, апостольских правил рачительнице. Радуйся, строгая обличительнице неправды; Радуйся, совести чистой от всякаго неуклонно требовавшая. Радуйся, Марие, со спокойной душею на заклание пришедшая; Радуйся, смерть от штыка претерпевшая. Радуйся, от мира сокрывшися, миру возсиявшая; Радуйся, волею за Христа пострадавшая. Радуйтеся, мученицы, молитвами своими от всякия скверны нас ограждающии; Радуйтеся, души верных веселящии. Радуйтеся, неугасимыя светильницы Российския земли; Радуйтеся, Божия благодати неиссякаемые струи. Радуйтеся, мученицы Евдокие, Дарие, Дарие и Марие, молитвенницы к Богу усердныя.

Кондак 11

Пение непрестанное возносили Ангелов Чини и Вышних стояния над многоскорбными телесами вашими, святии мученицы, егда Воззвавый вас к вечным Обителем, виде ярость людей, злобою врага рода человеческаго одержимых, возбраняющих верным пети: Аллилуйя.

Икос 11

Светозарным сиянием, озаряющим землю нашу, явистеся святии мученицы, егда и по смерти вашей подаете исцеления и от бед спасение; тако притекаяй к вам, яко к тихому пристанищу, со умилением поем: Радуйся, Евдокие, с одра болезни на лоно Авраамово возшедшая; Радуйся, мзду за труды строителям келии Небесным Чертогом уплатившая. Радуйся, у оскорбляющих тебя прощение испросившая; Радуйся, молчанием своим пред судившими тебя Христу последовавшая. Радуйся, Дарие, огненный столпе, непрестанно горевший к Богу; Радуйся, дух радости апостольски возогревающая. Радуйся, блаженной Евдокии тело немощное, яко сосуд драгоценный понесшая: Радуйся, яко старица твоя от мучителей смерть прияв, душу свою святую на руках твоих Богу предала еси. Радуйтеся, мученицы, ко крестам, яко на Голгофу приведенныя; Радуйтеся, яко достигли есте тихаго пристанища и радости неизреченныя. Радуйтеся, яко кости ваша источают чудеса и исцеления; Радуйтеся, многих спасение. Радуйтеся, мученицы Евдокие, Дарие, Дарие и Марие, молитвенницы к Богу усердныя.

Кондак 12

Благодатную жизнь во Христе показаша святии праведницы тако светолитными венцами увенча вас Господь, Ему же вси поем: Аллилуйя.

Икос 12

Поюще песнь хвалебную, премногими глаголы не возможем изрещи крепость любве вашей ко Господу, яко до конца возлюбили и до конца претерпели; сего ради величаем вас: Радуйся, Евдокие, цвете райский дивно процветший; Радуйся, страдания Христовы понесшая. Радуйся, прозрением грядущая возвещающая; Радуйся, прибегающим к твоему заступлению, помощь скоро подающая. Радуйся, полчища бесов посрамившая; Радуйся, от плена вражьего кающихся свобождающая. Радуйся, избавление от печали; Радуйся, устранение соблазнов. Радуйтеся, мученицы, неиссякаемый кладезь Божия благодати; Радуйтеся, тишину и мир утверждающий. Радуйтеся, иереев хвалебная песнь; Радуйтеся, монашествующих радосте. Радуйтеся, мученицы Евдокие, Дарие, Дарие и Марие, молитвенницы к Богу усердныя.

Кондак 13

О, святии мученицы, Евдокие, Дарие, Дарие и Марие, приимите песнь сию, прославляющую досточудное житие и яже за Христа страдания ваша; ныне же Лицу Божию предстоя и Пречистей Его Матери, молите о нас, поющих Богу: Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя.

Святая благоверная Мария Царевна-Мученица

Мария родилась 14 июня 1899 г., по воспоминаниям баронессы Буксгевден, роды проходили тяжело, опасались за жизнь обеих, но мать и дочь удалось спасти, малышка родилась здоровой и крепкой, не уступая в этом старшим детям, и была названа в честь бабушки, Императрицы Марии Федоровны, которая стала ее крестной матерью. По традиции, во время крестин, когда маленькую опустили три раза в золотую купель, у нее состригли локон с головки и бросили в воду. Локон моментально опустился на дно. Все вздохнули с облегчением – хорошая примета, обещающая девочке прожить долго и счастливо. Тогда казалось, не могло быть иначе для малютки, чья жизнь началась среди блестящих дворцов Петергофа.

«В Петергофе в жаркую июньскую погоду родилась маленькая Великая княжна Мария, – вспоминает Мисс Игер. – Она родилась хорошенькой, слишком хорошенькой, я часто думаю, с какими-то лукавством чертенка в чертах лица. Великий князь Владимир назвал ее "Добродушной Малышкой", так как она всегда была прелестной, улыбчивой и веселой. Она очень милый и очаровательный ребенок, с огромными темно-голубыми глазами и красивыми ровными темными бровями – фамильной чертой семьи Романовых». Один из гостей, любуясь новорожденной, сравнил ее с ангелом на одном из готических соборов Европы, другие с ангелами Боттичелли. С тех пор домашние так ее и прозвали – «наш ангелочек».

Третью дочь Императора считали самой прекрасной из царских дочерей, а доброта была главной чертой ее характера. Мария нежно любила родителей и была к ним привязана сильнее, чем остальные царские дети: она была слишком юна, чтобы быть в обществе старших сестер, и недостаточно мала, чтобы играть с двумя младшими членами семьи.

В детстве Мария была неловкой и могла показаться смешной, а некоторая полнота девочки служила поводом для шуток в семье.

"Великая Княжна была толстенькой девочкой с большими сияющими, как светильники глазами, и полными губами, - вспоминала подруга Императрицы. Она была доброй и послушной, но, как и ее младшая сестра Анастасия, была бойкой и резвой девочкой... В раннем детстве она была очень шумной и неуклюжей". В это самое время Мария была в полном подчинении её энергичной младшей сестры - Анастасии. Анастасия любила дразнить других людей или ставить сцены с драматургическим мастерством. Но Мария, в отличие от своей младшей сестры, всегда могла просить прощения. Мария никогда не могла остановить свою младшую сестру, когда та что-то задумывала. Под влиянием Анастасии, Мария стала играть в новомодный тогда теннис, причём, увлёкшись не на шутку, девочки не раз сбивали со стен всё, что на них висело. Они также любили заводить на всю мощь граммофон, танцевать и прыгать до изнеможения. Прямо под их спальней находилась приёмная императрицы, и та была вынуждена время от времени посылать фрейлину, чтобы утишить баловниц - музыка и грохот не давали ей разговаривать с посетителями.

Больше всех на свете Мария любила отца и даже ревновала его к придворным дамам, сопровождавшим его на прогулке. Все отмечали необычную для ее ранних лет привязанность Великой княжны Марии к отцу: «Когда она только научилась ходить, – пишет Мисс Игер, – она всегда пыталась сбежать из детской комнаты к своему папе. Где бы она не видела его в саду или в парке, она всегда звала его. А он всегда, как только видел или слышал ее, ждал ее и немного нес на руках. Когда он болел в Крыму, ее горе не видеть своего отца не знало границ. Мне приходилось запирать дверь детской, иначе она пробиралась в коридор и беспокоила его своими попытками добраться до него. Если ей удавалось случайно услышать его голос, она протягивала свои маленькие ручки и звала: "Папа, папа!" Зато и восторг, когда ей позволяли повидать отца, был огромный. Когда Императрица пришла навестить детей в первый вечер после того, когда у царя нашли брюшной тиф, на ней была надета брошка с миниатюрным портретом Императора. Всхлипывая и плача, маленькая Мария заметила брошку; она забралась на колени к матери и покрыла нарисованное лицо поцелуями. И не один вечер во время его болезни она не желала идти спать, если не поцелует эту миниатюру»... С этим временем связан забавный анекдот - в очередном порыве добраться до папа; маленькая Мария удрала из ванны и как есть, голенькой, помчалась по дворцовым коридорам, в то время как няня, мисс Игер, увлекавшаяся политикой, с увлечением обсуждала со своей помощницей дело Дрейфуса. Великую княжну перехватила на полдороге Ольга Александровна, и когда вместе со своей ношей на руках она появилась в помещении ванной, няня, так и не заметив бегства своей подопечной, увлечённо продолжала спорить.

Впрочем, иногда, как все дети, Мария бывала упрямой и вредной. Так, Маргарита Игер вспоминала случай, когда малышку хотели наказать за то, что она стащила несколько обожаемых ванильных булочек с родительского чайного стола, когда те пили чай, за что строгая императрица приказала уложить её спать раньше обычного времени. Однако, отец - Николай II - возразил, заявив: «Я боялся, что у неё скоро вырастут крылья, как у ангела! Я очень рад увидеть, что она человеческий ребёнок».

Она считала себя слишком глупенькой, неуклюжей, простоватой девочкой, с которой даже сестрам неинтересно играть. «Моя дорогая Машенька! – пишет мать своей третьей дочери, – Твое письмо меня очень опечалило. Милое дитя, ты должна пообещать мне никогда впредь не думать, что тебя никто не любит. Как в твою головку пришла такая необычная мысль? Быстро прогони ее оттуда! Мы все очень нежно тебя любим тебя, и, только когда ты чересчур расшалишься, раскапризничаешься и не слушаешься, тебя бранят, но бранить не значит – не любить... Ты обычно держишься в стороне от других, думаешь, что ты им мешаешь, и остаешься одна... вместо того, чтобы быть с ними. Они воображают, что ты и не хочешь с ними быть... Ну, не думай больше об этом и помни, что ты точно так же нам дорога, как и остальные четверо, и что мы любим тебя всем сердцем. Очень тебя любящая старая мама»...

Ольга и Татьяна были слишком привязаны к друг другу, чтобы впустить с вой круг хотя бы и родную сестренку – обычное дело в больших семьях. Николай II писал своей матери, Вдовствующей Императрице Марии Федоровне: «...Маленькая baby (т.е. Мария – Т.Н.) отлично ходит, но часто падает, потому что старшие сестры толкают ее и вообще, если не смотреть за ними, грубо обращаются с ней». Но все изменилось вот после какого случая. Однажды старшие девочки сделали домик из стульев в углу детской и прогнали бедную Марию, потом, правда, сказали, что она может быть «лакеем», но должна стоять снаружи. Гувернантка сделала другой домик для малышки в противоположном углу, но она постоянно смотрела, как играют ее сестры, и ей очень хотелось играть вместе с ними. Внезапно она промчалась по комнате и ворвалась в злополучный домик, закатила оплеуху каждой сестре и также неожиданно выбежала в соседнюю комнату, откуда вернулась с целой охапкой своих любимых кукол. «Я не хочу быть лакеем, я хочу быть королем, добрым королем, который раздает подарки», – сказала Маша, блеснув не дюжим государственным умом. Старшие сестры пристыжено переглянулись. Татьяна сказала: «Мы были жестокими к бедненькой Марии. Она правильно ударила нас». Они усвоили этот урок и стали уважать ее права в семье...

Великая Княжна Мария Николаевна унаследовала во всех отношениях, как внешних, так и внутренних, гены своего деда Императора Александра III. Крепость телосложения при росте 170см была у нее мужественная, при совокупности редкой красоты. Она обладала большой силой, так что когда Цесаревич Алексей Николаевич был болен и требовалось куда-то попасть, а сам он был не в состоянии идти, то звал: «Машка, неси меня!» Преподаватель английского языка Чарльз Гиббс рассказывал, что в 18 лет она была удивительно сильна, и иногда ради шутки легко поднимала его от пола.

Уже подростком, Мария имела выработанное мировоззрение и всегда знала, чего хочет и зачем. У нее были замечательные лучистые глаза. Ее четвероногим любимцем был сиамский кот. В 14 лет Великая Княжна очень похорошела, и на нее стали заглядываться многие титулованные женихи. Никто и не ожидал, что их «Толстая Машка» превратится в одну из главных красавиц Дома Романовых. Великие княжны Татьяна и Мария, были хороши по-особенному. Татьяна была истинно греческой богиней, высокой и недоступной, Мария же походила на сказочную царевну-красавицу.

«Великая Княжна была поразительно красива, будучи наделена типично романовской внешностью: темно-синие глаза, опушенные длинными ресницами, копна темно-каштановых волос...» – пишет Лили Ден. Продолжает сей чарующий образ С. Я. Офросимова: «Её смело можно назвать русской красавицей. Высокая, полная, с соболиными бровями, с ярким румянцем на открытом русском лице, она особенно мила русскому сердцу. Смотришь на неё и невольно представляешь её одетой в русский боярский сарафан; вокруг её рук чудятся белоснежные кисейные рукава, на высоко вздымающейся груди - самоцветные камни, а над высоким белым челом - кокошник с самокатным жемчугом. Её глаза освещают всё лицо особенным, лучистым блеском; они… по временам кажутся чёрными, длинные ресницы бросают тень на яркий румянец её нежных щёк. Она весела и жива, но ещё не проснулась для жизни; в ней, верно, таятся необъятные силы настоящей русской женщины».

«В семье она была самая простая, самая ласковая, приветливая, – пишет следователь Н. А. Соколов. – По натуре это была типичная мать. Ее сферой были маленькие дети. Больше всего она любила возиться и нянчится с ними. Она любила быть с простым народом, умела поговорить с солдатами, расспросить их про их домашнюю жизнь и в совершенстве знала, какое у кого хозяйство, сколько детей, сколько земли и т. п..."

Вкусы у Марии были очень скромны, она была воплощённой сердечностью и добротой, поэтому сёстры, может быть, немного этим пользовались. В 1910 году её четырнадцатилетняя сестра Ольга смогла убедить её, чтобы она написала их матери письмо, прося, чтобы Ольге дали отдельную комнату и разрешили удлинить платье. Позже Мария убеждала свою мать, что это была её идея написать письмо. В семье её называли Машенька, Мари, Мэри, просто - «Машка»; «наш добрый толстенький Тютя». У Марии был талант к рисованию, она хорошо делала наброски, используя для этого левую руку, но интереса к школьным занятиям у неё не было.

Мария Николаевна была такой же религиозной, как и ее сестры, и легко выстаивала долгие службы в Федоровском соборе. В ссылке она часто вспоминала об этом храме: "Устраиваем церковь из своих образов, но все же это не так хорошо, как в церкви, пишет она одному из бывших раненных офицеров.- Вспоминаем с грустью наш Федоровский собор. Помните, как все мы говели в нижнем пещерном храме. Там всегда бывало какое-то чудное настроение..." Вера была глубокой и искренней. Своей матери в одном из писем писала: "Знаешь, это очень странно, но когда я вышла из комнаты Алексея после молитвы, у меня было такое чувство, как будто я пришла с исповеди... такое приятное небесное ощущение".

В дни февральского мятежа Мария была единственной опорой Императрицы. Александра Федоровна, вся не своя от тревоги за Государя, чей поезд был остановлен бунтовщиками под Псковом, проводила дни и ночи у кроватей больных детей: все они кроме Марии, заболели корью. Мария помогала матери, как могла.

А на улицах в это время шли беспорядки. Ко дворцу приближались мятежники, выстрелы раздавались все ближе. Когда положение стало критическим, Императрица вышла из дворца, чтобы попытаться остановить вооруженное столкновение охраны с мятежниками. Мария, не раздумывая бросилась за матерью.

"Императрица... быстро выходит из дворца и приближается к солдатам, чтобы как-нибудь предотвратить кровопролитие, - вспоминал Пьер Жильяр.- За ней следом спешит Мария Николаевна. Императрица умоляет выслать парламентеров к восставшим. Момент потрясающий. Сердца сжимаются у всех. Малейшая неосторожность - начнется резня. Но вот офицеры с обеих сторон выходят вперед, и переговоры начинаются..."

Именно Мария первой из царских детей случайно узнает об отречении отца. Некоторое время она не может прийти в себя, рыдания душат ее, но. понимая, что нельзя огорчать мать,она берет себя в руки и даже пытается казаться веселой. В эти дни она сближается с Лили Ден, подругой императрицы. "Когда я впервые познакомилась с Великой княжной,она была совсем еще ребенком. Во время революции мы очень привязались друг к другу и почти все дни проводили вместе. Она была просто золото и обладала недюжинной внутренний силой. Однако до наступления тех кошмарных дней я даже не подозревала, насколько она самоотверженна."

Самой последней заболевшей корью, стала и Мария, так мечтавшая первой встретить отца. В день, когда вернулся Император,она почти не приходила в сознание. Юлия Ден вспоминала: "Когда я вошла в комнату девочка меня узнала.

- Ну, где же Вы пропадали, Лили? - воскликнула она. - А я Вас так ждала. Пaпa здесь, правда? - Но спустя мгновение она снова погрузилась в фантастическое и ужасное царство, имя которому - бред.

- Толпы людей... какие они страшные... Идут сюда, чтобы убить тата!!! Зачем они это делают?"

Даже в бреду Мария думала о своих родителях...

Статья с сайта: http://www.liveinternet.ru/users/olgafov/post261355054

Великая Княжна Мария Николаевна, вместе со своей царской семьей, была ритуально убита жидовствующей властью ночью 4 / 17 июля 1918 года в городе Екатеринбурге, в доме Ипатьева.

После убийства инородцы вывезли тела убитых царственных мучеников в урочище «Ганина яма» под Екатеринбургов, где были ритуально сожжены.

С каждым годом, по мере раскрытия правды и обнародования документов о ритуальном убийстве жидовствующей властью Царской Семьи, все больше и больше православных христиан в келейных молитвах поминают Царскую Семью не как страстотерпцев, а как мучеников.

АКАФИСТ

Кондак 1


Избранней агнице Христовой, благоверней царевне российстей Марии, составим похвалу, яко кротко путем заповедей Христовых за Распятым Учителем последовавшей, и до смерти крестной верность Ему сохраньшей, и венец неизреченныя славы небесныя стяжавшей. Ты же, святая новомученице, сотвори молитву купно с родители и сродники твоими о спасении и благополучии всех, с верою, надеждою и любовию вопиющих ти сице:

Икос 1


Ангельским житием и чистотою украшенная, радостию о Духе Святе была еси своим родителем, святая царевно Марие, яко от дней детства твоего до кончины мученическия твоея во всем житии твоем образ истиннныя и глубокия любве к Богу и ближним явила еси. Мы же, память твою свято чтуще, просим тя: направи нас на путь жития добродетельнаго и приими с любовию возносимыя ти похвалы сия:

Радуйся, благоверная и богоносная, в законе Господни непорочно ходившая.
Радуйся, житие твое на богоугождение непрестанное посвятившая.
Радуйся, искушения и скорби мужески терпевшая.
Радуйся, до смерти верность Господеви соблюдшая.
Радуйся, изнемогающым унынием утешение посылающая.
Радуйся, мрачныя облаки скорбей и тревог разгоняющая.
Радуйся, благодатная целительнице болезней телесных.
Радуйся, всеблагая ходатаице благ Небесных.
Радуйся, прекрасная и непорочная невесто Христова, всеблаженная царевно Марие, о спасении душ наших молитвеннице предивная.

Кондак 2


Видя Господь чистое житие твое, благоверная царевно Марие, с младых лет совершаемое во спасение души твоея, кротость и целомудрие, яви тя яко светлую свещу, указующую путь спасения во тьме неведения пребывающих, подая благодать сугубую всем Богу вопиющим: Аллилуиа.

Икос 2


Разумом богопросвещенным одарены бе боговенчанныя родители твоя государь Николай и царица кроткая Александра, яже добродетели христоугодныя в тебе всадиста и тя в добре и в искренней любви к Богу и ближним воспитаста, в благоговении к Божественным службам и милосердию взрастиша. Сего ради мы со умилением глаголем ти сице:

Радуйся, во крещении святом именем покровительницы династии твоея нареченная;
Радуйся, аки равноапостольная Мария кротко вслед Христу последовавшая;
Радуйся, путь правый в Царствие Небесное обретшая;
Радуйся, сим путем невозвратно шествовавшая;
Радуйся, заповеди Христовы свете стезям твоима имевшая;
Радуйся, во всех оправданиих Владычних неуклонно пребывшая;
Радуйся, всю жизнь твою на богоугождение непрестанное посвятившая;
Радуйся, до смерти верность Господу Иисусу соблюдшая;
Радуйся, прекрасная и непорочная невесто Христова, всеблаженная царевно Марие, о спасении душ наших молитвеннице предивная.

Кондак 3


Силою и благодатию свыше озаренная благоверная мати твоя, императрица Александра, и на путь истинныя веры настави тя, святая Марие, научая выну благочестно жити и в правой вере, богомыслии и молитве пребывати, умиленно и радостно Господеви воспевая: Аллилуиа.

Икос 3


Имея помысел чисты и душу непорочну, кротостию и любовию просияла еси, царевно святая, сродницем и всем ближним твоим преславно и пречудно послужила еси; спасения же души ради, мирскую же славу богомудро отложивше, вожделела еси небесную стяжати, кроткая агнице Агнца Божественнаго. Сего ради молим тя: настави ны в благочестивем житии и утверди умы наша в благомыслии христианстем, да зовем ти сице:

Радуйся, от всея души Христа возлюбившая;
Радуйся, Тому и денно и нощно служившая;
Радуйся, молитвою твоею яко огненным столпом нас путеводящая;
Радуйся, сердца охладевающие верою согревающая;
Радуйся, старые и больные любовию врачующая;
Радуйся, отчаявшимся помощь скоро подающая;
Радуйся, и безрассудные кротостью нрава умудряющая;
Радуйся, благие помыслы на сердце полагающая;
Радуйся, прекрасная и непорочная невесто Христова, всеблаженная царевно Марие, о спасении душ наших молитвеннице предивная.

Кондак 4


Буря злобы человеческия, в дни лихолетья врагом рода человеческаго в России воздвигнутая, бунты народа супротив венценоснаго родителя твоего, заточение твое купно с материю, сестры и братом в чертозех твоих, иже в Царстем Селе, не возмогоша поколебати верности твоея ко Господу, святая царевно Марие, дщи верная вернаго выну Богу отца твоего, сице молим тя: сотвори нас непоколебимыма быти во уповании нашем к Царю Царствующих, да тобою укреплямы сподобимся во веки Ему воспевати: Аллиллуиа.

Икос 4


Слышавше об отречении венценоснаго родителя твоего от власти самодержавныя, благоверная Марие, не возроптала еси, вспоминающе Спасителя, нози учеником Своим пред Крестным путем на тайней вечери умывшего, в сердце своем помышляюще, яко всякий начальствующий есть слуга ближним своим, сему благомудрию христианскому и нас научи, да зовем ти сице:

Радуйся, бранею праведности облеченная;
Радуйся, светом боговедения просвещенная;
Радуйся, в путь изгнания кротко и незлобиво изшедшая;
Радуйся, блаженство изгнанных правды ради достойно получившая;
Радуйся, на пользу ближним работати нас научающая;
Радуйся, о нуждех духовных ближних промышляти наставляющая;
Радуйся, от маловерия и малодушия всех нас исцеляющая;
Радуйся, во всяком обстоянии сумнительном на Христа уповати подвизающая;
Радуйся, прекрасная и непорочная невесто Христова, всеблаженная царевно Марие, о спасении душ наших молитвеннице предивная.

Кондак 5


Боготечней звезде, путь в отечество небесное указующей подобно бе житие твое, благоверная Марие, ты бо плоды блаженств евангельских любве, милосердия и кротости твоея, терпения изгнания и убиения лютаго правды вечней ради стяжала еси; сице молим тя: утверди и наши сердца по Бозе горети, направи стопы наши на путь заповедей Христовых, настави нас и в радости и в печали Господеви воспевати: Аллилуиа.

Икос 5


Видевше скорбь родителей твоих, егда волею большевиков зверонравных понуждены быша оставити сестер и брата твоих в доме губернаторстем, иже во граде Тобольсце, благоверная царевно, купно с ними последовала в пределы Уральския, в пути утешение всяческое им оказывающе. Сего ради просим тя, святая Марие, возпламени в сердцех наших деятельную любы к сродницем и ближним нашим и приими возносимыя тебе похвалы сия:

Радуйся, в испытаниех твоих свет Христов созерцавшая;
Радуйся, во изгнании твоем неправеднем выну Бога славившая;
Радуйся, ропота ко устом твоим не прилагавшая;
Радуйся, иных во скорбных обстояниех утешавшая;
Радуйся, взоры наши на Высшее милосердие обращающая;
Радуйся, в Бозе токмо упокоение обретати нам помагающая;
Радуйся, упования наша на Творца быти непреложными сотворяющая;
Радуйся, согревающима лучами надежды нас преславно озаряющая;
Радуйся, прекрасная и непорочная невесто Христова, всеблаженная царевно Марие, о спасении душ наших молитвеннице предивная.

Кондак 6


Проповедницей благой и усердной учения Христова воистину явилася еси, богоблаженная страстотерпице Марие, словом твоим в вере ближних наставляя, житием во благочестии верных утверждая и всех поучая с любовию пети Богу: Аллилуиа.

Икос 6


Возсияла еси, святая благоверная царевно Марие, егда во граде Екатеринбурзе заточена бе, блистанием твоим, яко звезда лучезарная, озаряла еси души верных и разгоняла еси тьму нечестия, ныне плодами терпения насыщаеши вся, мы же с любовию взываем ти сице:

Радуйся, самоотвержение всецело показавшая;
Радуйся, спасение ближних твоих взыскавшая;
Радуйся, Эдема Небесного сопричастнице;
Радуйся, Ангелом собеседнице, святым соучастнице;
Радуйся, яко в Невечернем Свете Райския блаженства принимаеши;
Радуйся, яко изможденных горестями житейскими укрепляеши;
Радуйся, в правоверии стоящих незыблемое утверждение;
Радуйся, во благочестии ходящих крепкое ограждение;
Радуйся, прекрасная и непорочная невесто Христова, всеблаженная царевно Марие, о спасении душ наших молитвеннице предивная.

Кондак 7


Хотяще всецело кроткому Спасителю Нашему последовати, мученица святая царевна Мария, образ Божий во стражницех своих прозреваше, якоже и сестры твоея дивляхуся, яко каменносердечие оных иродов подвигашеся, ты же ангелу подобно схождаше на камень гробный сердец их, свет воскресения им явлюще, с надеждою на обращение их к свету истины спасительныя, Господеви воспевала: Аллилуиа.

Икос 7


Новых и преславных показа в вас, царственныя страстотерпцы, чудотворцев и мученик Господь во стране российстей, николиже святыми угодники оскудеваемей, во дни смут и нестроений народных верность Ему среди испытаний сохраньших. Ты бо, царевно Марие, в годину буйных мрачных дней деятельную поддержку родителем твоим явила еси, утешение брату и сестрам твоим сотворила еси. Мы же, сие ныне поминающе, просим тя: воспламени в сердцах наших огнь пламянныя любве к ближним нашим и приими величания сия:

Радуйся, временными скорбьми блаженства вечнаго достигшая;
Радуйся, истиннаго незлобия и братолюбия образ явившая;
Радуйся, чашу поругания, яко врачевство чистительное, испившая;
Радуйся, за ненавидящих тя с любовию Господа молившая;
Радуйся, в ложном поношении и злословии от нечестивых во Христа облекшаяся;
Радуйся, Божественному Промышлению себе конечне вручившая;
Радуйся, в терпении болезней и скорбей Иовлеву крепость стяжавшая;
Радуйся, в кротком терпении гонений Давидово смирение проявившая;
Радуйся, прекрасная и непорочная невесто Христова, всеблаженная царевно Марие, о спасении душ наших молитвеннице предивная.

Кондак 8


Странно бысть христианом маловерным и людям с истелевшима сердцами слышати, яко чада царевы, не мстити за низложеннаго отца своего соотечественников молят, яко ангельскима очима своима зрят умножение зла в земли российстей, ибо токмо любовь побеждающую злодеяния всяческия в темнице суще исповедуют и проповедуют. Сего ради просим тя, святая Марие, помози мир и всепрощение в душах наших стяжати и чистым сердцем Господеви воспевати: Аллилуиа.

Икос 8


Всего себе в руце Божия предавше, за правду Христову до конца жития своего ревностно подвизася святый император Николай, ты же, благоверная Марие, со отцем за Спасителя спострадала еси, аще и схождаше в оный мрачный подвал в Ипатиевском доме, никакоже схождаше со камене заповедей Господних. Мы же мученическую кончину твою воспевающе, величаем тя сице:

Радуйся, живот твой всецело Отцу Небесному поручившая;
Радуйся, дух твой Сыну Божию радостно предавшая;
Радуйся, Духа Божия верностию обетом крещения не похулившая;
Радуйся, венец твой царский кровными каплями, яко драгими камнями украсившая;
Радуйся, мученическое течение твое мечною кончиною добре завершившая;
Радуйся, во гласе пения ангельскаго на небо душею твоею воспарившая;
Радуйся, мученический полк на небесех возвеселившая;
Радуйся, святых и блаженных дев лик возрадовавшая;
Радуйся, прекрасная и непорочная невесто Христова, всеблаженная царевно Марие, о спасении душ наших молитвеннице предивная.

Кондак 9


Все чины ангельския, преславным архистратигом Михаилом водимыя, и святых соборы во главе со Пречистою Девою радостно среташа в чертозех Отца Небеснаго страстотерпец царственных, Сам Христос венча тя, святая царевно Марие, купно со сродники твоима нетленыма диадимами славы Своея, ты же во славе предстоя престолу Царя царствующих и Господа господствующих, сотвори молитвы о спасении нашем, да с надеждою вопием Иисусу Сладчайшему: Аллилуиа.

Икос 9


Витийство человеческое не довлеет изрещи, коликую мзду восприимут вернии исполнением заповедей Господних. Сам бо Спаситель наш рече: ”Аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моей” и апостоли: ”яко заповеди Его живот вечный есть и заповеди Его тяжки не суть”. Ты же, царевно святая, верность Христу и правде Его в изгнании и заточении сберегла еси, и сего ради венец нетленнный стяжала еси, и благодать молитися за ны от святой Троицы прияла еси, благоверная дщи христолюбаго царя. Сего ради со умилением глаголим ти:

Радуйся, утешения в души своей от Креста Христова приявшая;
Радуйся, дивнии глаголы благодати Божия в душе своей слагавшая;
Радуйся, желанное упокоение в Кресте Христовом обретшая;
Радуйся, яко лампада негасимая пред Лицем Господа горевшая;
Радуйся, всею жизнию следовать за Христом научающая;
Радуйся, чистоту Евангельскую и житие по вере нам усвояющая;
Радуйся, сердца наша добре и милосердне устрояющая;
Радуйся, уста наша благодарением Господу за все исполняющая;
Радуйся, прекрасная и непорочная невесто Христова, всеблаженная царевно Марие, о спасении душ наших молитвеннице предивная.

Кондак 10


Спасти хотя мир, Спаситель мира на Кресте пострада за ны, смертию смерть попра и воскресением миру живот новый дарова; ты же, мученица святая, благоверная царевно Марие, купно с семьею и слуги верныма мужески последовала еси Христу Распятому, и венец нетленный приявше от Искупителя Нашего, о спасении и воскресении страны российстей во славе молишися, воспевая: Аллилуиа.

Икос 10


Стене нерушимей и адаманту крепчайшему подобна вера твоя, святая новомученице Марие, яко ты верою одолела еси страсти мира сего, смиренне пренесла еси чести царственныя лишение, надругания и заточение, и самую смерть лютую Христа ради кротце прияла еси; оружием бо веры, по слову Господню, данному иногда благоверному Константину царю, духовне победила еси вражеския легионы. Прославляя же Давшего ти крепость и Венчавшего тя венцем мученическим победным Господа Иисуса Христа, поем тебе, благоверная царевно, похвалы сия:

Радуйся, от земли отчизны твоея во юности отъятая;
Радуйся, на руце Божии в вечней юности пребывати приятая;
Радуйся, сквозе мрак безумия всенароднаго с честию прошедшая;
Радуйся, тихое пристанище и цветение райское у Христа обретшая;
Радуйся, от тли смертныя Победителем смерти Спасом возведенная;
Радуйся, венцем славы неизреченныя от Царя царей венчанная;
Радуйся, человеков с Богом скорое и радостное примирение;
Радуйся, Судии Праведнаго о них умиленномощное умоление;
Радуйся, прекрасная и непорочная невесто Христова, всеблаженная царевно Марие, о спасении душ наших молитвеннице предивная.

Кондак 11


Пение всеумиленное приноси ти, страстотерпице Христова, с небесе на мольбы наша благосердно призирающая, и просим тя: внемли гласу хваления и молитв наших, благоверная царевно, и умоли Всемилостиваго Искупителя нашего, да ниспошлет нам грешным животворящую благодать свою, яко да просветятся сердца наша, да озарится ум наш, яко да со всеми исповедающими Триединаго Бога во веки сподобимся воспевати: Аллилуиа.

Икос 11


Светом трисолнечным, горе озаренная, благоверная царевно Марие, озари наша души сиянием Божия благодати и настави ны верно исполняти заповеди Христа Бога: вемы бо, яко много может молитва твоя пред благостию Его, яко верной Его служительнительницы и победоносныя страстотерпицы. Сего ради со упованием благим молитвенно к тебе притекаем и взываем сице:

Радуйся, в добродетелях и почитании старших наставляющая;
Радуйся, страх смерти и болезни в душах наших побеждающая.
Радуйся, благодатную силу исцеления просящим подающая;
Радуйся, очи духовные нам всем отверзающая;
Радуйся, любити всех любовию Христовою научающая.
Радуйся, от бед и невзгод нас всех ограждающая
Радуйся, от обольщений и искушений вражиих защитнице.
Радуйся, помощи скорыя в недузех и скорбях подательнице;
Радуйся, прекрасная и непорочная невесто Христова, всеблаженная царевно Марие, о спасении душ наших молитвеннице предивная.

Кондак 12


Благодати Святаго Духа испроси всем, святая страстотерпице царевно Марие, вознося молитвы твоея ко Царю Царствующих купно с родители, сестры и братом твоим, такожде и со слуги верныма, яко да силою благодати укрепит Господь и нас, немощных, да твоими молитвами всякия козни победим, вопием Всеблагому Богу нашему: Аллилуиа.

Икос 12


Поюще Триипостаснаго Бога, в лице мученичестем тя, благоверная царевно Марие, прославившаго, воспевати тя достойно недоумеем мы, но в простоте сердечней к тебе моляся, просим убо тя: любовию нелицемерную твоею наша сердца возгрей и настави ны воспевати присно Богу песнь покаяния и благодарения, и ближнему во благое послужити возможем нелицемерно; тебе же, наставнице и покровительнице нашей, воззовем сице:

Радуйся, молитвою смиренною к Богу душу во страданиях вознесшая;
Радуйся, образ вернаго служения Богу терпением своим показавшая;
Радуйся, душу твою Творцу яко фимиам благоуханный принесшая;
Радуйся, и нас сущих в скорбех лучами надежды осиявающая;
Радуйся, и нам крепкое терпение и ангельскую кротость подающая;
Радуйся, из пучины отчаяния нас пречудно извлекающая;
Радуйся, малодушие и безсилие в сердцах наших прогоняющая;
Радуйся, прекрасная и непорочная невесто Христова, всеблаженная царевно Марие, о спасении душ наших молитвеннице предивная.

Кондак 13


О, преславная страстотерпице Христова, кроткая Его угодница и благоверная российская Марие, всегдашняя о нас ко Царю царствующих молебнице и теплая ко Милосердию Его предстательнице. С верою, надеждою и любовию ко твоему заступничеству за ны пред Спасителем Нашим и Богородицею нас притекающих приими и от всяких болезней, бед и смерти избавити Отца Небеснаго умоли, да с тобою радостно и светло взываем Господу, милующему и спасающему нас: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем Икос 1 и Кондак 1)

ТРОПАРЬ

(Царевнам-мученицам Ольге, Татьяне, Марии, Анастасии)

Тропарь, глас 4

Вси святии царевны мученицы, невесты Христовы: Ольга и Татиано, Марие и Анастасие, яви вас Господь яко ангелы во стране Российстей, бысть Его чистоты и сострадания образ, любовь велию имущия ко всем, наипаче к страждущим, еюже послужисте по заповеди Христове/ - "боль их бед бе посетисте мене". Сего ради ублажаем вас.