Что такое вера в обществознании. Что такое вера? Православная вера. Вера в будущее. Вера в человека. Разумно ли верить в Бога

Определение. «Вера - это обоснованное ожидание того, на что надеются, очевидное доказательство существующего, хотя и невидимого» (Евр. 11:1).
Истинная вера - это не легковерие, то есть склонность верить во что-то без веских доказательств или только потому, что в это хочется верить.

Чтобы иметь настоящую веру, необходимо знать основные истины, быть знакомым с фактами, а также всем сердцем принимать то, о чём свидетельствуют эти факты. Хотя невозможно иметь истинную веру без точных знаний, Библия говорит, что веру проявляют сердцем (Рим. 10:10).

Почему у многих людей нет веры?

Вера - это плод Божьего духа, и Бог с радостью даёт свой дух тем, кто о нём просит (Гал. 5:22; Луки 11:13).

Значит, люди, у которых нет веры, не просят об этом духе. А если и просят, то делают это из неправильных побуждений или не дают Божьему духу влиять на их жизнь. Это может быть обусловлено многими причинами.

Недостаток точных знаний из Библии

Библия является плодом действия Божьего духа, ведь она вдохновлена Богом (2 Тим. 3:16, 17; 2 Сам. 23:2).

Не изучая Библию, невозможно развить истинную веру. И хотя у тех, кто ходит в церковь, есть Библия, у них не будет настоящей веры в Бога и его намерение, если их учат человеческим взглядам, а не тому, что написано в Слове Бога.

Решая жизненные трудности, они будут опираться на собственную мудрость и мудрость других людей. (Сравни Матфея 15:3-9.)

Разочарование в религии

Многие утратили веру из-за лицемерия, царящего в христианских церквях, служители которых утверждают, что учат Божьему Слову, а сами не соблюдают
того, что в нём написано.

Некоторые когда-то были приверженцами не христианских религий. Однако они увидели, что их религия приносит плохие плоды, или поняли, что их вера, по большому счёту, не помогает им справляться с жизненными трудностями.

Не имея точных знаний об истинном Боге, такие люди сторонятся всего, что связано с религией. (Сравни Римлянам 3:3, 4; Матфея 7:21-23.)

Непонимание того, почему Бог допускает зло

Большинство людей не понимают, почему Бог допускает зло, и поэтому винят его во всех бедах. Они не осознают, что люди склонны делать зло из-за греха Адама, а не потому, что такова воля Бога (Рим. 5:12).

Возможно, они не знают о существовании Сатаны Дьявола и о том, что он влияет на происходящее в мире, и поэтому они приписывают Богу злодеяния, совершаемые Сатаной (1 Иоан. 5:19; Отк. 12:12).

Если же они и слышали об этом, им может казаться, что Бог слишком медлит, ведь они не понимают полностью вопроса о владычестве во Вселенной и не осознают, что терпение Бога даёт им возможность спастись (Рим. 2:4; 2 Пет. 3:9).

К тому же они не верят до конца в то, что Бог уже назначил время, когда он навсегда уничтожит всех, кто делает зло (Отк. 22:10-12; 11:18; Авв. 2:3).

Жизнь, сосредоточенная на плотских желаниях и взглядах

Как правило, жизнь людей, не имеющих крепкой веры, далека от духовных интересов. Некоторые из них говорят, что верят Библии, однако они никогда
серьёзно её не исследовали и не размышляли о прочитанном: о том, для чего это написано и как применимо в повседневной жизни. (Сравни 1 Летопись 28:9.)

А некоторые, вместо того чтобы укреплять свою веру, позволили неправедным желаниям завладеть их сердцем, и это отвело их от Бога и его путей (Евр. 3:12).

Как обрести веру?

Рим. 10:17: «Вера приходит с услышанным». (Сравни Деяния 17:11, 12; Иоанна 4:39-42; 2 Летопись 9:5-8).

Для начала человеку необходимо узнать, что говорится в Библии.

По мере того как он будет тщательно исследовать Библию и убеждаться в её надёжности, его вера будет укрепляться и расти.

Рим. 10:10: «Сердцем проявляют веру».

Когда человек размышляет о Божьих истинах и начинает всё больше ценить их, они запечатлеваются в его символическом сердце.

Вера укрепляется, когда человек, поступая в согласии с Божьими обещаниями, видит, что Бог благословляет его дела. (Смотри Псалом 106:9-12.)

Пример. Скорее всего, у вас есть друг, о котором вы можете сказать: «Я ему доверяю. Он всегда держит своё слово. Если со мной что-нибудь случится, он
обязательно мне поможет».

Вряд ли вы скажете так о ком-то, с кем познакомились только вчера, верно?

Это должен быть человек, которого вы знаете уже давно и который не раз доказывал, что на него можно положиться.

То же самое и с религиозной верой. Чтобы обрести веру, нужно время - время, чтобы узнать Иегову Бога и то, как он действует.

Вера в существование Бога

Разумно ли верить в Бога?

Пс. 19:1: «Небеса возвещают славу Бога, о делах его рук рассказывает небосвод».

Пс. 104:24: «Как многочисленны твои дела, о Иегова! Все это ты сотворил с мудростью. Земля полна твоих произведений».

Рим. 1:20: «Его невидимые качества… ясно видны от сотворения мира, потому что они распознаются через то, что создано».

В журнале «Нью сайентист» говорилось: «Среди людей непосвящённых бытует мнение, что науке удалось развенчать религию. По их мнению, все учёные - атеисты.

К тому же они считают, что Дарвин забил последний гвоздь в крышку Божьего гроба и что научно-технический прогресс убил всякую надежду на его воскресение. Но такие взгляды глубоко ошибочны» (New Scientist. 1977. 26 мая. С. 478).

Пьер-Поль Грассе (Pierre-Paul Grassé), член французской Академии наук, отметил: «Порядок в природе - это не плод человеческой мысли и не продукт
умозрительных заключений. […] Существование порядка предполагает существование разума, который его установил. Этот разум может принадлежать
только Богу» (цит. по: Chabanis C. Dieu existe? Oui. Париж, 1979. С. 94).

Учёным известно больше ста химических элементов. Строение их атомов говорит о том, что между элементами существует сложная взаимосвязь, которую можно описать математически. Периодическая таблица элементов красноречиво свидетельствует о замысле. Её поразительная стройность никак не может быть случайной.

Пример. У нас нет сомнений в том, что фотоаппарат, радио и компьютер были кем-то созданы. Разумно ли в таком случае считать, что такие сложнейшие
органы, как глаз, ухо и человеческий мозг, появились сами по себе, без вмешательства мудрого Создателя?

Вера в то, что наступит праведный новый мир

Когда человек узнаёт из Библии, как Иегова Бог поступал со своими служителями, он начинает думать так же, как Иисус Навин, который сказал: «Вы хорошо знаете всем сердцем и всей душой, что не осталось не исполненным ни одно из всех добрых слов, которые говорил вам ваш Бог Иегова. Все они сбылись.
Ни одно из них не осталось неисполненным» (Иис. Н. 23:14).

Записанные в Библии обещания, например того, что люди будут здоровыми, а умершие воскреснут, подтверждаются сообщениями о чудесах, которые
совершил Иисус Христос.

Его чудеса - это не вымысел. Прочитайте Евангелия и убедитесь в том, что им присущи все признаки достоверных исторических сообщений. В них указаны географические названия и имена правителей, а также представлены свидетельства не менее двух очевидцев тех событий.

Размышление над этими доказательствами помогут вам укрепить веру в библейские обещания.

Посетите Зал Царства Свидетелей Иеговы или какой-нибудь из их конгрессов, и вы сами убедитесь в том, что применение библейских советов меняет жизнь людей.

Благодаря Библии они становятся честными и высоконравственными людьми. Библия помогает людям всех рас и национальностей жить и трудиться вместе в духе истинного братства.

Если у человека есть вера, так ли уж необходимы дела?

Иак. 2:17, 18, 21, 22, 26: «Вера, если не имеет дел, мертва. Но кто-нибудь скажет: „У тебя есть вера, а у меня есть дела. Покажи мне свою веру без дел, а я покажу тебе свою веру своими делами“.

Да, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.

Пример. Молодой человек ухаживает за девушкой и говорит ей, что он её любит. Но если он не предлагает ей выйти за него замуж, то можно ли сказать, что он любит её по-настоящему?

Добавить в избранное

Вера — это свойство характера человека и его способность определиться с выбором и быть убежденным в осуществлении чего-либо

Определения и основные свойства

Вера как важнейшая характеристика действительно сильного Человека. Сильный человек всегда имеет Веру во что то и наполняется тем, во что верит. Это может быть всё, что угодно! Это не обязательно Всевышний! Посредством веры, человек получает огромную силу, которая дает смысл жизни, ценность жизни и направление движения движения вперед. Вера и Цель могут дать ту самую жизненную энергию для движения вперед. Отсутствие Веры может полностью раздавить и уничтожить. Все войны – следствия столкновений каких-то вер. Когда человек сражается насмерть, значит, он обладает Верой. Стремясь к достижению , человек наполняется энергией , и .

Что такое Вера как качество личности?

Это наличие в сознании человека четкого осознания своего предназначения, устойчивого понимания что такое Счастье и источников Счастья. Источник счастья как визитная карточка личности. Зная источник счастья личности, можно многое узнать об этом человеке. Для кого-то источником счастья является Бог, для кого-то атеизм или автомат Калашникова, а для кого-то деньги и материальные блага.

Истинный источник счастья — внутри человека, это его способность отдать себя, свои силы во благо другого человека или общества. Это и есть проявить Любовь к ближнему!

Значение Веры для человека

Высшая цель жизни человека зависит полностью от его Веры. Жизнь без Веры пуста. Вера заставляет человека настойчиво идти к главной цели своей жизни. Вера вызывает желание жить и проявлять активность, действовать с воодушевлением и вдохновением. Вера это внутренний источник энергии Счастья и вдохновления как самая мощная из всех существующих энергий человека.

Высокое представление о Счастье в обществе или личном Счастье формируется в человеке благодаря социуму и пониманию глубоких смыслов жизни человека только благодаря собственному осознанию и стремлению к Самопознанию.

Есть утверждение доктора философии О.Г. Торсунова в следующей трактовке:

«Вера может передаться от одного человека к другому. Она не возникает сама спонтанно в голове. То есть вера – она приходит к человеку от другого человека. Если человек имеет какое-то возвышенное представление о жизни, он может передать это представление другому человеку»

Вера побуждает человека к самосовершенствованию, к желанию изменяться к лучшему, причем советует начинать не с других, а с себя.

Начни с самопознания себя и своей цели

Человек получает устойчивую связь с источником счастья, и у него пропадает всякое желание поучать, диктовать свою волю, контролировать и третировать своих близких.

Отсутствие Веры в человеке

Когда в человеке проявляется желание все контролировать, всех строить и давить человеке значит в нем прописалось недовольство и пороки. Человек пытается выплеснуть недовольство за счет упреков, обвинений и издевательств над своим окружением и это означает только одно: человеку не хватает энергии Веры. Нет четких указаний во что необходимо верить! Просто в этом случае нет Веры никакой или она ложная.

Если человек, пытается всех заставить жить по своим правилам, значит, его сердце открылось неправильной Вере. Истинная вера приносит Счастье, ложная вера приносит только разочарование и скорбь.

Сразу необходимо отметить, что Вера не предполагает обязательную Веру в духовность или Христианскую или Мусульманскую или другие религии. Вера исполненная на Атеизме тоже Вера! Это показали реальные результаты советского общества. Например, Вера в светлое коммунистическое будущее породила небывалый энтузиазм масс. Сейчас во времена кризисов и рецессий трудно представить такую Веру в Капитализм!

Признаки истинной Веры и верующего человека

Когда человеку хочется всех любить, обнимать и помогать, это верный признак того, что в него вошла правильная Вера

Если ты стал уважительно и доброжелательно относиться к людям, значит, твое сердце не ошиблось в выборе Веры. Когда с Истинной Верой все в порядке, человек умиротворен и спокоен.

при использовании материалов www.psi.webzone.ru
Данный словарь создан специально для пользователей сайта сайт чтобы можно было найти любой психологический термин в одном месте. Если вы не нашли какое то определение или наоборот знаете его, а унас его нету, обязательно пишите нам и мы его добавим в словарь психологического портала "Психотест".

Вера
BЕPA - духовное состояние, включающее интеллектуальный, эмоциональный и волевой компоненты и выражающее отношение человека к действительности или воображаемым явлениям, когда их достоверность и истинность принимается без теоретических и практических доказательств. Иметь веру - значит быть убежденным, уверенным в чем-либо: вера в успех, вера в порядочность своего друга, в светлое будущее своего народа и т.д. Религиозная вера - система взглядов, которых придерживается тот или иной человек (например христианская, мусульманская, буддистская). Объектом религиозной веры выступают Бог, ангелы, потусторонний мир, бессмертие души, догматы. В области науки термином *вера* обозначают основанную на знании убежденность, уверенность в истинности тех или иных теорий, законов, принципов, положений.Теология считает человека неспособным к истинному миропониманию без опоры на веру, рассматривая ее как неотъемлемое свойство души, высшее проявление сознания

Список случайных тегов:
,
Вольф Христиан - Вольф (Wolff) Христиан (24.01.1679 – 9.04.1754) — немецкий философ, популяризатор и систематизатор философии Г.В. Лейбница. Профессор философии в Галле (1706–23 гг.), в Марбурге, снова в Галле (с 1740 г.). В числе его слушателей был М.В. Ломоносов. Целью своей философии ставил достижение всеобщего блаженства людей, для чего считал необходимым выяснение первой основы существования всех творений. Психологию делил на эмпирическую и рациональную. Одна рассматривает связь души с телом (Psychologia empirica. 1732), вторая занимается только бессмертной душой (Psychologia rationalis. 1734). Считал соединение души с телом необъяснимым чудом, а все психические явления сводил к особым способностям души. Сочинения. Eigene Lebensbeschreibung. Lpz., 1841; Вольфиянская экспериментальная физика. С немецкого подлинника на латинском языке сокращенная, с которого на русский язык перевел Михайло Ломоносов. СПб., 1760.
,
Эргономика - ЭРГОНОМИКА - группа наук, комплексно изучающих системы *человек - машина - среда*, пути совершенствования и повышения эффективности труда. Эргономика использует достижения инженерной психологии, физиологии и гигиены труда, антропологии, технической эстетики, теории управления и др.
,
Парадокс Лапьера - Парадокс Р. Лапьера — феномен социальных установок. Несовпадение между социальными установками, которые фиксируются в вербальных ответах, и реальным поведением. В эксперименте Лапьера показано, что в то время, как в анкетировании были выражены негативные межнациональные установки, в реальных взаимоотношениях с реальными представителями других народностей они проявляются значительно меньше. Литература. La Piere R. Attitude versus action // (Eds.) Fishbein M., John N. Attitude Theory and Measurement. N.Y., 1967.

Ве́ра
1) добровольный союз между Богом и человеком;
2) христианская , внутренняя убеждённость человека в существовании Бога, сопряженная с высшей степенью доверия к Нему как Благому и Мудрому Вседержителю, с желанием и готовностью следовать Его благой воле;
3) сухое согласие разума с фактом существования Бога; знание о Боге и Его воле, не сопровождающееся желанием её исполнять (бесовская вера) ();
4) религиозный культ, верование (ложное).

На древнееврейском языке слово «вера» звучит как «эмуна» – от слова «аман», верность. «Вера» – понятие очень близкое к понятию «верность, преданность».

Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (). «Без веры угодить Богу невозможно» (). – «вера, действующая любовью» ().

Существуют три уровня веры , три ступени духовного восхождения, основанные на трёх силах души (уме, чувствах и воле): вера как рассудочная уверенность, вера как доверие и вера как преданность, верность.

1 . Вера как уверенность – это рассудочное признание какой-либо истины. Такая вера не влияет на жизнь человека. Предположим, кто-то верит, что мы есть. И что нам с того? Внутренний мир человека от такой веры мало меняется. Для него Бог является как бы одним из объектов вселенной: есть планета Марс, а есть и Бог. Поэтому такой человек не всегда соотносит веру со своими поступками, не пытается внимательно выстраивать свою жизнь по вере, а действует по принципу «Я сам по себе, а Бог Сам по Себе ». То есть это просто признание своим умом факта существования Бога. Кроме того, обычно такая вера иллюзорна, спроси такого верующего «Кто есть Бог?» и услышишь наивные фантазии, не имеющие ничего общего с .

2 . Вторая ступень – вера как доверие . На этом уровне веры человек не просто рассудочно соглашается с существованием Бога, но чувствует присутствие Божие, и в случае скорби или жизненных трудностей непременно вспомнит про Бога и станет молиться Ему. Доверие предполагает надежду на Бога, и человек уже старается сообразовывать свою жизнь с верой в Бога.
Впрочем, если ребёнок доверяет своим родителям, это ещё не значит, что он всегда будет их слушаться. Иногда дети пользуются родительским доверием для оправдания своих проступков. Человек доверяет Богу, но сам не всегда бывает верен Ему, оправдывая свои страсти греховностью окружающих. И хотя такой человек время от времени молится, он редко старается побеждать свои пороки, не всегда бывает готов сам чем-то пожертвовать для Бога.

3 . Самая высокая ступень – это вера как верность . Истинная вера – это не только знание о Боге (которым обладают даже бесы ()), но знание, влияющее на жизнь человека. Это не только признание Бога своим умом, и не только доверие Ему своим сердцем, но и согласование своей воли с волей Божьей. Только такая вера может выражать , потому что истинная любовь немыслима без верности. Такая вера становится основанием для всех мыслей и поступков человека и только она – спасительна. Но это предполагает и внутренний труд над собой, победу над своими и обретение евангельских .
Итак, душа человека состоит из трёх сил — , и ; истинная вера задействует их все.

Вера в отношении к другим добродетелям

«Во главе святых добродетелей стоит вера – корень и суть всех святых добродетелей. Из нее вытекают вся святые добродетели: молитва, любовь, покаяние, смирение, пост, кротость, милосердие и др.
преподобный

Источник веры

Вера даруется Богом (), тому, кто её ищет. Святитель говорил, что вера, как искра, зажжённая от Духа Святого в сердце человеческом, разгорается теплотой любви. Он называет веру светильником в сердце. Когда горит этот светильник, человек видит духовные вещи, может верно судить о духовном и даже видит невидимого Бога; когда же не горит – в сердце темно, там мрак неведения, там заблуждения и пороки возводятся в достоинство добродетелей.

Слагаемые веры

Вера слагается из человеческого произволения (желания, воли) и действия Божественной . Она есть святое таинство, в котором согласуется человеческая воля и Божественная благодать (см. ).


святитель

Выражение веры

Веру можно подразделить на умозрительную () и деятельную, живую, выражающуюся в исполнении Евангельских . Эти виды веры взаимно дополняют друг друга в человеческом спасении.

«Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим». Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва»
()

«Без веры невозможно спастись, потому что на вере основывается все, как человеческое, так и духовное. Но вера не иначе приходит в совершенство, как чрез исполнение всего указанного Христом. , равно как и дела без веры. Истинная вера показывается в делах».
преподобный

«Образ богопочитания заключается в сих двух вещах: в точном познании догматов благочестия (1) и в добрых делах (2). Догматы без добрых дел не благоприятны Богу, не приемлет Он и добрых дел, если они основаны не на догматах благочестия»
святитель

«Вера в Евангелие должна быть живая, нужно веровать умом и сердцем, исповедовать веру устами, выражать, доказывать ее жизнью. Постоянство в православном исповедании догматов веры питается и хранится делами веры и непорочностью совести … Спаситель мой. Насади в меня веру живую, доказываемую делами…, чтобы я стал способным к воскресению в духе моем».
святитель

То, что мы истинно веруем Богу… пусть будет явлено на основании наших дел и соблюдения Божиих заповедей.
святитель

Вера состоит в принятии истин Божественного Откровения, заключенных в Священном Писании и Священном Предании, сформулированных в догматическом учении Церкви. Эти истины – сверхчувственные, невещественные, невидимые, нематериальные, таинственные. Они превосходят видимый материальный мир, превосходят человеческие органы чувств и разум, а потому требуют веры.

Верой приобретается познание о Боге, а без веры невозможно познать Его… Ибо какое умствование убедит нас, например, в Воскресении?.. Какими умствованиями может быть постигнуто рождение Бога Слова?
святитель

Как обрести веру?

Чем укрепляется вера?

Слушай Слово Божие, проповеди и поучения, читай , [творения] святых отцов и старческие книги, ищи и вопрошай, беседуй и общайся с верующими, богатыми в вере; молись, вопий к Богу о вере, живи по вере, чаще исповедуйся и приобщайся .
свт.

Можно ли быть истинно верующим, не зная основ вероучения?

К сожалению, на сегодняшний день даже среди прихожан существует немалое количество тех, чья личная религиозная позиция в отношении изучения догматов бывает не только нейтральной, но даже и негативной.

Зачем обременять себя излишними знаниями? - удивляются они; ведь главное - посещать Божий храм, участвовать в богослужении, слушаться батюшку, стараться не грешить. Между тем, такая точка зрения не только не приветствуется Церковью, но и противоречит самому понятию веры.

И это объяснимо. Уже само вступление человека в Христову подразумевает определенное знание условий, задач и целей жизни.

Скажем, без знания о том, для чего и ради чего надлежит исполнять послушание , немыслимо сознательное, добровольное служение Богу, смиренная, жертвенная самоотдача. А ведь именно этого ждёт от нас Глава Церкви, Господь ().

Без обстоятельных знаний того, во что именно следует верить, чтобы спастись, унаследовать , вера не может быть осью человеческой жизни, предметом убежденности разума; не может возрасти до уровня высокой христианской .

«Вера», не подкрепленная знаниями, ведёт к заблуждениям, зарождению и развитию ложных представлений о Боге, к формированию в сознании воображаемого идола. Идолопоклонство же служит преградой на пути в Царство Божье.

Вера, основанная на простом признании факта существования Бога и Его Промысла, на слепом и невнятном исповедании Христа Сыном Божьим, сродни бесовской. Ведь и демоны вопили, кричали Христу: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (); ведь и демоны веруют и трепещут ()

Возможна ли вера вне Церкви?

Для того, чтобы ответить на это вопрос, необходимо четко представлять, какая именно форма веры (какое именно смысловое значение этого понятия) имеется в виду.

Вера в Единого Бога проявлялась в людях и до создания . Такой верой обладал и Адам, и Авраам, и Израиль.

Некоторая вера в Единое Начало, проявлявшаяся на уровне разума, была свойственна ряду дохристианских философов. Некоторыми начатками веры в Неведомого Бога обладали даже и представители языческого мира ().

Отдельные ветхозаветные праведники (а, например, во время заключения Синайского Завета - весь ) становились причастниками . Всё это способствовало формированию и укреплению веры людей в Бога Истинного и Единственного.

Однако через ветхозаветную веру человек не освобождался от рабства , не достигал Высших Небесных Обителей. Это стало возможным только с Пришествием Сына Божьего, заключением между Богом и человеком, образованием Церкви.

Приобщение к вере Христовой осуществляется через усвоение Евангельских учения, приобщение к Истинной Церкви, соблюдение заповедей.

Истинной Церковью является Вселенская Православная . Ведь только она есть столп и утверждение истины (), только ей вверена полнота спасительных , только в ней соблюдается подлинная вера, та, которую имел в виду Господь, говоря о Себе, что «верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден» ().

Поскольку быть верующим, в самом возвышенном смысле этого слова, означает не только верить в существование Бога и всего, что составляет предмет христианского вероучения, но и жить полнотой христианской жизни, постольку понимаем, что вера достижима лишь в рамках общецерковной жизни (подразумевающей участие в храмовых богослужениях, Таинствах и т. д.), в рамках жизни во Христе.

Сам Господь, говоря о необходимости такого отношения к вере, утверждал: «Без Меня не можете делать ничего» ().

«Вера» – понятие очень близкое к понятию «верность, преданность». Становится очевидно, что вера – это не пассивное доверие к внешнему авторитету, а динамичная сила, которая преображает человека, ставит перед ним цель жизни, дает возможность для осуществления этой цели.

«Не принимай за счастье сытость. Истина заключается в том, что мы не имеем ничего постоянного на этой земле. Всё вмиг проходит, и ничего нам не принадлежит, всё взаймы. Взаймы здоровье, сила и красота. »
святитель

«Тут только есть верующие и неверующие. Там – все верующие».
М. Цветаева

«Вера не есть лишь ожидание; это есть уже сама реальность».
еп.

«Христианская вера имеет две стороны: вера в Бога и вера Богу. Есть догматическая вера – приверженность определенным вероисповедным утверждениям и определенным религиозным практикам, и есть вера личная – приверженность определенной личности, Господу нашему Иисусу Христу. Личное упование на Христа, покаяние и вера не могут существовать без догматов. Вот догматы без упования, покаяния и веры – сколько угодно».

«Человек никогда веры не чужд… В душе каждого Бог закодирован: в ощущении Вечности, ощущении Высшего начала. И поэтому для того, чтобы прийти к вере, надо прийти к самому себе. Мы живём как бы вдали от себя. Работаем торопимся, суетимся в домашних делах. Но мы совершенно не помним себя. Мне часто вспоминаются слова Майстера Экхарта: «В молчании Бог произносит своё слово». Молчание! Где у нас молчание? У нас всё время всё тарахтит. Но для того чтобы прийти к каким-то духовным ценностям, надо создавать островки тишины, островки духовной сосредоточенности. Остановиться на минуту. Мы же всё время бежим, как будто у нас очень большая дистанция впереди. А дистанция у нас короткая. Пробежать её ничего не стоит. Так вот, чтобы познать, углубить, осознать в себе живущую в нас веру надо вернуться к самим себе…».
протоиерей Александр Мень

Вера – это уверенность в вещах невидимых. Мы это слово употребляем по отношению к Богу к вещам духовным; но оно относится также ко многому в обычной жизни. Мы говорим о любви, мы говорим о красоте. Когда мы говорим, что любим человека, мы тем самым говорим, что непостижимым, невыразимым образом мы в нем прозрели нечто, чего другие не видели. И когда мы, охваченные восторгом, восклицаем: «Как это прекрасно!», – мы говорим о чем-то, что до нас дошло, но чего мы не можем просто истолковать. Мы только можем сказать: приди и посмотри, как апостолы говорили своим друзьям: приди, взгляни на Христа, и ты узнаешь, что я в Нем увидел ().
И вот наша вера в вещи невидимые, с одной стороны, является личной нашей верой, то есть тем, что мы сами познали, тем, как мы когда-то, хоть один раз в жизни, прикоснулись края ризы Христовой () – и почуяли Его Божественную силу, хоть раз взглянули в Его очи – и увидели бесконечное Его милосердие, сострадание, любовь. Это может случиться непосредственно, таинственным путем встречи живой души с Живым Богом, но это бывает тоже посредством других людей. Мой духовный отец мне раз сказал: никто не может отрешиться от земли и обратить весь свой взор на небо, если в глазах хоть одного человека, на лице хоть одного человека не увидит сияние вечной жизни… В этом отношении мы все ответственны друг за друга, все ответственны за ту веру, которую имеем или по которой тоскуем и которая нам может даться не только чудом непосредственной встречи лицом к лицу с Богом, но и через посредство человека.
Вера поэтому складывается из многих элементов. С одной стороны, это наш личный опыт: вот, я увидел в этих очах, на этом лице сияние вечности, Бог просиял через этот лик… Но бывает: я как-то чую, что есть нечто – но не могу это уловить! Я улавливаю только немногое. И тогда могу обратиться взором, слухом, общением души к другим людям, которые тоже нечто познали, – и то жалкое, может быть, но драгоценное, святое знание веры, которое мне было дано, расширяется опытом, верой, то есть уверенностью, знанием других людей. И тогда моя вера делается шире и шире, глубже и глубже, и тогда я могу провозглашать истины, которыми обладаю не лично, но соборно, вместе с другими людьми. Так мы провозглашаем Символ веры, который нам дан издревле опытом других людей, но который мы постепенно познаем, приобщаясь этому опыту.
И наконец, есть другая вера, о которой говорит Евангелие от Иоанна: Бога никто не видел, кроме Единородного Его Сына, пришедшего в мир – спасти мир (). Есть истины веры, которые мы принимаем от Христа, потому что Он знает все глубины Божественные и всю глубину человека и может приобщить нас и к человеческой глубине, и к Божественным глубинам.
митрополит

Понятие веры в святоотеческой письменности

Круг церковных авторов, посвятивших этому вопросу место в своих сочинениях, вполне обозрим. Во-первых, это те древние писатели, кто составлял большие тексты апологетического содержания, как, например, (ум. ок. 215 г.), блаженный (ум. ок. 460 г.); во-вторых, это церковные катехизаторы – святой (ум. 386 г.); наконец, это систематизаторы церковного знания, как анонимный автор «Учения Святых Отцов о воплощении Бога-Слова» (Doctrina Patrum), приблизительно датируемого VI -VII вв., преподобный (ум. ок. 700 г.) и преподобный (ум. до 787 г.).
Главными опорными текстами Священного Писания для Святых Отцов являются два места из апостола Павла. В Послании к евреям дается классическое определение веры: Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом… А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает (). В таком понимании вера приоткрывает для человека неочевидное, но бесценное дно недоступного непосредственному чувственному восприятию и обыденной достоверности; предмет веры – это умопостигаемое, удостоверяемое лишь в мистическом опыте богообщения. Второе место из апостола Павла не служит определением. Это скорее описание необходимых условий возникновения веры, которыми оказываются самое Писание, иными словами, божественное откровение, и наставление в нем, то есть традиция, прививаемая в церковной общине: …ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия ().
Впервые теоретическому рассмотрению понятие веры подвергается у , который, с одной стороны, опровергал обвинение греческих философов в том, что вера есть неразумное мнение, основанное на предрассудке, с другой стороны, противостоял мнению гностиков, оставлявших веру простым членам Церкви, противопоставляя ей значение гнозиса , понимаемого как некое эзотерическое ведение, доступное только посвященным и закрытое от профанов. С третьей стороны, он противился убеждению тех самых простецов, полагавших, что одной веры без знания или гнозиса вполне достаточно.
«Вера, – пишет Климент в «Строматах», – есть свободное предвосхищение и благочестивое согласие … Другие же определяют веру как акт мысленного допущения неявного, наподобие доказательства, открывающего нам существование вещи хоть и неизвестной, но очевидной. Итак, вера – это акт свободного выбора, поскольку она есть некое стремление, и стремление разумное. Но так как каждое действие начинается с разумного выбора, то выходит, что вера и есть основа всякого разумного выбора… Итак, верящий Писаниям и имеющий верное суждение слышит в них голос самого Бога, свидетельство непререкаемое. Такая вера уже более не нуждается в доказательствах. Блаженны поэтому не видевшие, но уверовавшие .
С попыткой полного и систематического богословского представления понятия веры мы встречаемся у автора IV века святого в его пятом «Огласительном поучении». Вот что он пишет: «Слово вера одно по названию своему … разделяется на два рода. К первому роду принадлежит вера научающая, когда душа соглашается на что-либо. И она полезна для души… Другой род веры есть тот, который по благодати даруется Христом. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом (). Итак, сия по благодати Духом Святым даруемая вера есть не только научающая, но и действующая выше сил человеческих. Ибо кто имеет сию веру: скажет горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет ()… Итак, имей ты со своей стороны веру в Него, чтобы и от Него получить веру, действующую выше сил человеческих.
Преподобный в «Точном изложении православной веры», в главе, специально отведенной раскрытию значения слова вера , суммирует предшествующую традицию: «Вера, между тем, двояка: есть вера от слышания (). Ибо, слушая божественные Писания, мы верим учению Духа. Вера же эта обретает совершенство через все, что законоположено Христом: веруя делом, живя благочестиво и исполняя заповеди Обновителя нашего. Ибо кто не верует согласно с преданием кафолической Церкви или кто через постыдные дела имеет общение с диаволом, тот неверен. Вера же есть, опять-таки, осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом () или несомненная и нерассуждающая надежда на то, что обещано нам Богом, и на успех наших прошений. Поэтому первая вера относится к нашему намерению, а вторая – к дарам Духа.
Преподобный Иоанн, также как и святой Кирилл, четко различает, что в нашей собственной власти, а что есть божественный дар. Итак, три основных смысла слова, три преобладающих образа – догматический (вера церкви), психологический (согласие с верой церкви) и харизматический (дар Духа Святого); это три стоящих за указанными образами сущности – церковь, человек, Бог. У Святых Отцов в ера в первую очередь рассматривается как нечто внешнее по отношению к человеку, которое становится «внутренним» благодаря согласию души в акте личной веры.

1. Особое состояние человеческой психики, состоящее в полном и безоговорочном принятии некоих сведений, текстов, явлений, событии или собственных представлений и умозаключений, кои в дальнейшем могут выступать основой его Я, определять некоторые из его поступков, суждений, норм поведения и отношений. 2. "Признание чего-либо истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств. Это не значит, что истины веры не подлежат никаким доказательствам, а значит только, что сила веры зависит от особого самостоятельного психического акта, не определяемого всецело эмпирическими и логическими основаниями" (Вл. Соловьев). С позиций материализма, вера всегда выступает как результат предварительной работы сознания, создающего представления субъекта о мире, о его месте в нем, о связях и отношениях этого мира. Построение непротиворечивой, все объясняющей картины мира (-> образ мира) -это работа сознания субъекта, опирающегося на механизмы познания, предвосхищения (-> антиципация), атрибуции каузальной, вытеснения, рационализации, замещения и пр. Чем пытливее ум человека, тем сложнее его умопостроения, тем меньше у него оснований для слепой веры. Если же "вера утверждает более того, что содержится в данных чувственного опыта и выводах разумного мышления, то, значит, она имеет свой корень вне области теоретического познания и ясного сознания вообще". Вера всегда связана с предметом, содержательно им определяется и бесконечно многообразна в проявлениях. Так, если предметом веры выступают явления внешней действительности и изучающий их субъект предоставляет подтверждаемые опытом доказательства истинности своих результатов, то здесь имеется убежденность или вера в свою правоту. Иное содержание имеет вера в случае, когда человек не способен охватить разумом чрезмерно сложный или не поддающийся рациональному объяснению объект. Тогда он либо так или иначе отказывается от познания, включая механизмы вытеснения, замещения или рационализации, либо упрощает и редуцирует объект, предпочитая иррациональную веру без всяких доказательств. Основания такой веры лежат глубже знания и мышления. Она по отношению к ним выступает как факт первоначальный и потому сильнее их. Например, применительно основ нашего бытия вера - это более или менее прямое или косвенное, простое или усложненное представление в сознании досознательной связи субъекта с объектом. Чем проще, всеохватнее и неизбежнее эта связь, тем сильнее соответственная ей вера. Так, всего сильнее вера в реальность внешнего мира, ибо она лишь отражает в сознании тот исходный, простой и неустранимый факт, что каждый человек - часть всемирного целого, часть общего бытия. Близкое отношение к предмету свойственно религиозной вере, объектом коей выступают вопросы бессмертия души, свободы воли, существования божества, множественности его проявлений и пр. Будучи связана с поисками человеческого духа, религиозная вера не зависит прямо от таких простых и безусловных оснований, как реальность физического бытия человека в физическом мире. Потому особым предметом веры выступают не только процессы духовного бытия, но и сами объекты и постулаты религиозной веры. Свобода вероисповедания как раз заключается в том, что человек включает в свой образ мира существование внематериального мира, а также в отсутствии преследования за исповедание веры.