Основы христианского вероучения кратко. Николаев А. И. Десять лекций о религии. Мировые вероучения: определение

Ученые признают, что ислам возник из соединения элементов иудейства, христианства. Мусульмане верят в единого Бога -- Аллаха (вера в которого составляет суть исламского культа), всемогущего и непостижимого для человека. Для того чтобы рассказать человечеству правду о Боге и мире, были выбраны специальные люди -- пророки, последним из которых и был Мухаммед. Другими, более ранними пророками были Адам, Ной, Авраам, Лот, Моисей, Давид, Соломон, Иисус Христос и др., чьи учения были затем во многом искажены их последователями, за исключением, разумеется, оставшегося истинным учения Мухаммеда. Таким образом, ислам выделяет христиан и иудеев из числа людей, исповедующих другую религию, считая их «людьми писания». Мир, согласно исламу, был создан за шесть дней: Аллах сказал: «Будь», и появились небеса и земля. Человек был сотворен Аллахом из земли: вылепив оболочку человека из глины, Аллах вдохнул в человека «свой дух» -- жизнь. Таким образом, человек состоит из двух сущностей -- телесной и духовной. Мусульмане верят, что после смерти человека ждет божественное возмездие - всеобщий божий суд. Посмертная участь человека будет зависеть от того, как он вел себя при жизни, от соотношения в ней плохих и хороших поступков, которые он совершил. Подсчитать это совсем несложно: ведь на каждого человека ангелы заводят специальный свиток, куда заносят все его деяния. В день Страшного суда каждый получит по заслугам и попадет либо в рай, либо в ад. Судьба человека и его смертный час, говорят мусульмане, заранее записаны в Книге Судеб. Отношение арабов к судьбе отражено в старинной пословице: «Всем назначен день смерти». Под судьбой они издавна понимали предопределенную участь, непреодолимый и неизменяемый ход времени. Ислам развил и усилил этот подход -- на судьбу стали смотреть как на проявление воли единого и всесильного бога. Уже в VII в. возникли следующие направления в исламе, существующие и поныне: - Хараждиты утверждали, что главой религиозной общины мог быть любой правоверный мусульманин, избранный данной общиной. - Согласно концепции суннитов, между религиозной общиной и будущим главой государства - халифом - должен быть заключен особый договор, а сам халиф должен удовлетворять следующим условиям, иметь звание богослова-законоведа высшего ранга, быть родом из племени курейшитов (к этому племени принадлежал и сам Мухаммед), быть справедливым, мудрым, здоровым и заботиться о своих подданных. - Шииты полагали, что государственная и религиозная власть имеет божественную природу и поэтому может переходить по наследству только к прямым наследникам Мухаммеда. (Шииты не признают суннитских халифов). На рубеже VII--VIII вв. в исламе сложилось еще одно течение -- суфизм, которое окончательно оформилось к XII в. его последователей называли факирами, или дервишами. Они осуждали богатство, провозглашали культ бедности и самоотречения для спасения души и слияния с богом и разработали учение о постепенном познании бога и слиянии с ним через мистическую любовь и интуитивные божественные озарения.

Источниками вероучения ислама являются: Коран, Сунна и мусульманское законодательство «шариат». Коран (от араб, «куран» - чтение) является высшим и наиболее полным из священных писаний. Мусульмане считают, что Коран вечно существующий под престолом Аллаха, содержание которого он передал пророку Мухаммеду рез архангела Джебраила. В действительности же Коращ был окончательно отредактирован при халифе Османе B 644-656 гг. Содержание Корана во многом определялось проповедями и изречениями самого Мухаммеда, которые, по преданию, записывали за ним ученики. Подобно Библии, Коран представляет собой собрания религиозно-бытовых правил, законов, легенд и преданий, как ранее распространенных среди арабов, так и позаимствованных других народов.

Наряду с Кораном важным источником исламского вероучения и права является Сунна. Сунна - мусульманское священное предание, представляющее собой совокупность хадисов - рассказов о высказываниях и действиях В пророка Мухаммеда. Сунна (от арабского «обычай» - В пример) стала основным источником, дополняющим и поясняющим Коран.

Положение Корана и Сунны легли в основу феодально-мусульманского права - шариата. Шариат (с араб. - надлежащий путь) определяет как правовые, так и нравственные отношения. Все это в совокупности приводит к тому, что ислам выступает как образ жизни, всецело определяющий мировоззрение и поведение людей.

Суть вероучения ислама состоит в следующем: вера в единого бога, в Аллаха, ангелов и демонов; святость Корана, пророков и в посланничество Мухаммеда; вера в рай и ад; в божественное предопределение; вера в бессмертие души.

Основные культовые предписания ислама сформулированы в форме пяти обязанностей мусульманина: 1) вера в единого бога Аллаха - «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед посланник его»; 2) ежедневная В пятикратная молитва (намаз); 3) соблюдение поста-ураза (в месяц рамазан); 4) налог - узаконенная милостыня - закят, раздача милостыни бедным; 5) паломничество в Мекку - хадж.

Ид аль-адха (ид аль-кябир, курбан-байрам, курмандык) - праздник жертвоприношения - главный мусульманский праздник. Хотя его существование относится к доисламским временам, ид аль-адха - прямое продолжение домусульманских языческих культов древней Аравии. Этот праздник нередко воспринимается как национальный.

Праздник разговения (ид аль-фитр, ураза-байрам) - завершает пост в месяц рамадан и длится три дня. Это - второй по значению мусульманский праздник после ид аль-адха.


День поминовения имама Хусейна (ашура, шах-сей-вахсей) - главный праздник мусульман-шиитов, а также последователей некоторых суфийских братств.

День рождения пророка Мухаммеда (мавлюд, мав-люд-ан-наби). Дата рождения Мухаммеда точно не известна. Обычно ее определяют 570 г.

Ночь предопределения (лейлят аль-кадр) - ночь на 27 число месяца рамадана, в которую, согласно мусульманской традиции, началось ниспослание пророку Мухаммеду Корана.

Мирадж (исра ва-ль-мирадж, раджаб-байрам) - праздник, посвященный памяти фантастического путешествия пророка Мухаммеда на мифическом крылатом животном Бураке в Иерусалим (исра) и вознесению оттуда к небесному престолу Аллаха.

Мусульманский новый год, как и другие праздники отмечается по лунному календарю. Отсчет дат мусульманского летоисчисления ведется от момента переселения: (хиджра) пророка Мухаммеда из Мекки в Медину в 622 г. 15 июля.

Сегодня многие праздники и обряды тесно переплелись с национальными, поэтому значительная часть неверующих людей исполняет религиозные требования, считая их своими национальными традициями

Основой вероучения признаны священное писание (Библия) и священное предание (решение семи Вселенских соборов IV- VIII веков, а также труды крупнейших церковных авторитетов, таких, как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст). На долю этих отцов церкви выпало формирование основных положений вероучения.

Важное место в православии занимают обряды-таинства, во время которых, по учению церкви, на верующих сходит особая благодать. Церковь признает семь таинств:

Крещение-таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога-Отца и Сына и Святого Духа обретает духовное рождение. Человек (чаще всего младенец) не только избавляется от так называемого первородного греха, становится правоверным христианином;

В таинстве миропомазания верующему подаются дары Святого Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной. Миропомазание совершается после крещения (у правоверных - сразу же за крещением, а у католиков - через определенное время) и заключается в освящении человека как христианина путем смазывания ему отдельных частей тела особым ароматическим маслом (миро), содержащим якобы « божественную благодать», «дары святого духа».

В таинстве причащения верующий под видом хлеба и вина вкушает самое Тело и Кровь Христову для Вечной Жизни.

Таинство покаяния или исповеди - это признание грехов своих перед священником, который отпускает их от имени Иисуса Христа.

Таинство священства совершается через епископское рукоположение при возведении того или иного лица в сан священнослужителя. Право совершения этого таинства принадлежит только епископу.

В таинстве брака, которое совершается в храме при венчании, благословляется супружеский союз жениха и невесты.

В таинстве елеосвящения (соборования) при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. В ходе этого таинства священнослужитель прощает грехи тяжело больного или умирающего и «наделяет» необходимой святостью для потусторонней жизни.

Рассмотрим основные вероисповедальные формы христианства, образовавшихся в процессе исторического развития христианского мира.

Другим крупнейшим (наряду с православием) направлением в христианстве является католицизм. Слово "католицизм" означает - всеобщий, вселенский.

Православие - одно из трех основных направлений христианства - исторически сложилось, сформировалось как его восточная ветвь. Оно распространено главным образом в странах Восточной Европы, Ближнего Востока, на Балканах. Название "православие" (от греческого слова "ортодоксия") впервые встречается у христианских писателей II века. Богословские основы православия сформировались в Византии, где оно было господствующей религией в IV - XI веках.

Его истоки - от небольшой римской христианской общины, первым епископом которой, по преданию, был апостол Петр. Процесс обособления католицизма в христианстве начался еще в III - V веках, когда нарастали и углублялись экономические, политические, культурные различия между западной и восточной частями Римской империи.

Начало разделения христианской церкви на католическую и православную было положено соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Около 867 года произошел разрыв между папой Николаем I и константинопольским патриархом Фотием.

Католицизм, как одно из направлений христианской религии, признает ее основные догмы и обряды, но имеет ряд особенностей в вероучении, в культе, в организации. христианство вероучение католический религия

Основой католического вероучения, как и всего христианства, приняты Священное писание и Священное предание. Однако, в отличие от православной церкви, католическая считает Священным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов, а кроме того-папские послания и постановления.

На II Ватиканском соборе (в 1962 - 1965 годах) начался процесс аджорнаменто - обновления, осовременивания всех сторон жизни церкви. В первую очередь это коснулось традиции богослужения. Например, отказ от того, чтобы службу вести обязательно на латинском языке.

Суть протестантизма заключается в следующем: божественная благодать даруется без посредничества церкви. Спасение человека происходит лишь через его личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. Миряне не отделяются от духовенства - священство распространяется на всех верующих. Из таинств признаются крещение и причастие. Верующие не подчиняются папе римскому. Богослужение состоит из проповедей, совместных молитв и пения псалмов. Протестанты не признают культ Богородицы, чистилище, отвергают монашество, крестное знамение, священные облачения, иконы.

Наибольшее по числу последователей протестантское учение - баптизм (от греч. - погружать в воду, крестить водой) - пришло к нам в 70-е годы 19-го века. Последователи этого учения поводят крещение только взрослых людей. "Никто не может выбрать веру для человека, в том числе и родители. Человек должен принять веру сознательно" - основной постулат баптистов и евангельских христиан. Богослужение у них максимально упрощено и состоит из религиозного пения, молитв и проповедей. Евангельские христиане сохраняют четыре обряда: крещение (для взрослых), причащение в виде хлебопреломления, брак, рукоположение (священство). Крест для евангельских христиан не является символом для почитания.

Большое место в христианской религии занимают праздники, которые посвящаются Иисусу Христу, богородице, святым, чудотворным иконам. Самым главным из них, который служители христианской религии называют «праздником праздников и торжеством из торжеств», является Пасха. Посвящена она мифическому событию - воскресению Иисуса Христа из мертвых. Отмечать пасху стали не сразу. Только в 325 г. на Никейском (1 Вселенском) соборе было официально решено отмечать пасху в первое воскресение после полнолуния, наступившего после весеннего равноденствия (21 марта). При этом католики день весеннего равноденствия считают по новому стилю, а православные по старому. К тому же, если пасха совпадает с иудейской, то православные отмечают ее обязательно по истечении не менее недели после иудейской.

Кроме пасхи, церковь отмечает еще 12 главных праздников, которые называют по их числу « двунадесятым ». Восемь из них посвящены культу Иисуса Христа: рождество Христово, установленное в честь рождения Иисуса Христа; троица, или пятидесятница, - в память о якобы происшедшем сошествии духа святого на 50 - ый день после Воскресения Иисуса Христа (пасхи); сретение Господне, посвященное встрече « праведником» Симеоном «мессии» - ребенка- Христа, которого родители (Мария и Иосиф), как повествует евангелие, несли в храм для посвящения Богу (отмечается через 40 дней после рождения Христова); крещение (богоявление), установленное, по утверждению христианских богословов, в память крещения Иисуса Христа в реке Иордан (католики отмечают 6, а православные - 19 января); преображенье, связанное с фантастическим рассказом о «преображении» (изменении облика) Иисуса Христа в присутствии верных его учеников во время одной из молитв, отмечается он 6 августа католиками, а 19 - православными; вербное воскресенье или вход господен в Иерусалим, - в честь въезда Иисуса Христа в Иерусалим в качестве мессии накануне казни и воскресения (отмечается за неделю до пасхи); вознесенье, установленное в честь вознесения Иисуса Христа на небо (отмечается на сороковой день после пасхи); воздвиженье, посвященное культу креста, на котором будто бы был распят Иисус Христос и который якобы был найден матерью императора Константина Еленой. Остальные четыре праздника из т. н. двунадесятых посвящены культу богородицы: рождество богородицы, благовещенье, введение во храм богородицы и, наконец, успенье. Кроме того, важную роль в христианской религии играют посты, во время которых верующим предписывается усиленно молиться, каяться в грехах, совершенных ими, ограничивать себя во всех земных удовольствиях. Церковь предписывает христианину поститься около 200 дней в году.

Конец 80-х--90-е гг. XX в. ознаменовался бурным ростом интереса к религии в русском обществе. Увеличение числа верующих, возвращение Церкви разрушенных храмов и монастырей, их восстановление и строительство новых -- все это характерные приметы конца второго тысячелетия. Большими тиражами стала выходить различная религиозная литература. Были переизданы работы русских религиозных философов (Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, Д.С. Мережковского, B.C. Соловьева. П.А. Флоренского, Г. В. Флоренского и др.), произведения русских религиозных писателей (Б. К. Зайцева, И.С. Шмелева), сочинения писателей-классиков (Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лесков, Л. И. Толстого), поднимающие вопросы религии. Усилилось воздействие религии и на творчество современных писателей, в произведениях которых затрагиваются библейские притчи (Ч. Айтматов) и библейская символика.

Десятилетия «атеистического» развития русской советской культуры, естественно, не могли пройти для общества даром. Исчезли создававшиеся столетиями связи между православной религией и искусством, невозвратно разрушился быт, практически исчезли традиции народных религиозных праздников.

Следствием утраты национальных религиозных традиций можно считать и происходившую в 90-х гг. XX в. бурную американизацию русской культуры (культура как бы потеряла иммунитет), а. в какой-то мере и усиление аморальности. Проникновение чужеродных верований вряд ли восполнит те стабилизирующие начала, которые со времен Крещения Руси определяли развитие национальной культуры

Существенный смысл христианского вероучения исчерпывающе сформулировал сам Иисус Христос. Его предложения, мнения, взгляды, проповеди, речи, притчи, переведенные его учениками в Новом Завете, хотя и в несистематичному (а иногда - и в противоречивом виде, дают почти исчерпывающее понимание вероучения. Все положения вероучения изложены там. Оставалось развивать их, расширять их пределы, искать нужную аргументацию. А главное вероучения необходимо было тщательно упорядочить, превратить в стройную систему, которая хоть и имела не всегда обоснованную основу, но в ней была вполне логичное построение. Это было делом богословия первых веков христианства.

Вероучение христианства сложилось на основе усвоения им религиозного опыта древнего мира. Христианское богословие считает свое вероучение только продуктом открытия, то есть таким, что имеет сверхъестественное происхождение. Сформулировано оно в ряде христианских документов, которые называются источниками вероучения. их два. Во-первых, Библия - это источник называется Святым Писанием. Еще одним источником считают Священное Предание, является комментарием Священного Писания; он включает решения соборов, творения святых отцов церкви, других церковных авторитетов. Между основными течениями христианства есть расхождения: какие именно документы следует считать Священным Преданием.

Религиозным источником вероучения христианства следует считать прежде всего иудаизм. Оттуда оно почерпнуло свою первую основу монотеизм. Щедро оно заимствовало религиозные идеи и в других религиях древнего мира: в зороастризме, египетской, ассиро-вавилонской и тому подобное. Оттуда были заимствованы идеи ревеляціонізму (открытие), креационизма (творения мира), дуализма, провіденціалізму, профетизму и тому подобное. Елліно-латинская культура была источником философских и моральных идей платонизма, піфагорейства, стоицизма, новоплатонізму. Идеология римского общества дала христианству основания для создания социально-политических и этических концепций.

Изучение христианского вероучения по Святым Писанием и Священным Преданием дело не простое, поскольку существует большое количество источников. Это было понятно богословам еще на заре христианства. Поэтому было произведено краткая сводка важнейших (с точки зрения христианства) віровченських положений "Символ веры". Этот символ был утвержден И Никейским собором (325) и закреплен Константинопольским (381), а в окончательном виде принят VII Никейским собором (787).

Рассмотрим кратко содержание христианского вероучения, ориентируясь на "Символ веры". Как и всякая религия, христианство основывается на вере в различные сверхъестественные существа, силы и явления. Христиане, следуя анимизма, поклоняются огромному количеству сверхъестественных персонажей. Бог и его антипод дьявол, множество второстепенных божеств, ангелов и чертей, святые составляют иерархический пантеон этой религии. Главной, центральной догмой христианского вероучения является вера в Бога-Вседержителя, руководителя всего "видимого и невидимого", "Творца неба и земли". Бог есть могущественное, сверхъестественное, нематериальная сила, неподвластная никаким закономерностям. Более того, - это такая сила, которая устанавливает законы всему миру, определяет судьбу каждого человека.

Христианство настаивает на своем монотеизме, однако он не достаточно последователен. В угоду верующим Востока (среди которых распространялось христианство) по образцу их традиционных религий, которые возглавлялись божественной семьей, христианские богословы увенчали христианский пантеон Троицей. Религиозные догматы требуют верить "в единого Бога-Отца, в единого Господа Иисуса Христа и в Духа Святого". Учение о Троице сложилось не сразу. В Евангелиях Христос предстает как Божий посланник, он считает себя сыном Бога, но еще не Богом. Лишь в 325 г. Христос был провозглашен Богом-Сыном, а еще позже (в 381 г.) был принят догмат о Святого Духа как третью "ипостась" верховного божества. Итак, Троицу составляют Бог-Отец, Бог-Сын и Дух Святой.

Следующим по значению персонажем христианской анимистской иерархии является Дева Мария, Богоматерь, родившая Христа через непорочное зачатие от Святого Духа. Культ женского божества был введен в 431 г. также вроде восточных религий. Перечень небожителей дополняют ангелы - сверхъестественные бесплотные существа, которые передают людям волю Бога, бессмертные, могущественные, наделенные даром предвидения. Христианское богословие распределяет всех ангелов на 9 чинов, группируя их в три звена: 1) серафимы, херувимы, престолы; 2) ангелы господства, силы и власти; 3) ангелы начала, обычные ангелы, архангелы. Введение в христианского пантеона ангелов еще одна уступка політеїзмові.

Важную роль в христианском анимизме отведено дьяволу, деятельность которого и в Старом, и в Новом Завете все время противопоставляется деянием Бога. Он всесилен, как Бог, он всюду вредит Богу, а Бог борется с ним, но почему-то не желает победить. Наличие этого антипода обусловлена самой идеей Бога. Без дьявола она зависает в воздухе: если бы не происки сатаны, ненужным было бы и вмешательства Бога. Дьявол возглавляет сонм негативных духов христианства - чертей, всякой "нечистой" силы и тому подобное.

И, наконец, земной поверх христианского пантеона заполняют святые люди, за особые заслуги перед Богом после смерти достали "вечное блаженство", продолжают служить Богу и помогают ему управлять миром. К числу святых отнесены местные боги религий, которые впитали в себя христианство в период его распространения, мученики, подвижники, аскеты, церковные деятели, а также цари, князья и другие деятели, которые внесли весомый вклад в развитие христианства. Культ святых, установленный в IV ст., постепенно был централизованный. Зачисление в "лику святых", а именно канонизация происходит по особым правилам; в католицизме и православии они разные (протестантизм формально не признает культа святых). Почитание святых распределены по дням церковного календаря, а изображения святых на иконах является объектом поклонения.

В христианском вероучении есть своя мифология. Согласно источникам вероучения, христианская мифология делится на ветхозаветную и новозаветную. И в той, и в другой четко прослеживаются заимствования из религий древнего мира. Ветхий Завет содержит религиозные представления о "создании" мира и человека, о древней истории человечества (мифы о Всемирном потопе, Вавилонской башне и т. п), мифологизированное отражение подлинных исторических событий, мифы социального содержания. Новозаветная мифология разворачивается вокруг личности Иисуса Христа и посвящена прежде всего социальным проблемам, углублению и частичному пересмотру социальной концепции Ветхого Завета согласно новых исторических условий.

Учение о спасении иудеев, которые имели союз с Ягве, заменяется идеей спасения Христом всех, кто уверовал в него. Следовательно, значительно расширяется сфера влияния новой религии, устраняется ее этническая ограниченность, она приобретает космополитизма. Воинственный мессия Ветхого Завета заменяется смиренным мессией, что посетил землю, терпел насилия и страдал, был казнен позорной смертью, а потом воскрес. Иисус принес себя как искупительную жертву за "первородный грех" человечества, и такие же покорность, смирение и жертвенность требуются и от верующих. Люди должны терпеть порабощения и страдания, завоевывать верностью христианским Заветам оправдание на Страшном суде, который наступит в неопределенном будущем.

Социальный смысл христианского мессианизма заключается в примирении людей с действительностью. В то же время в новозавітній мифологии с особой силой прозвучали идеи добра и милосердия, идеи гуманизма, которые имеют неоспоримую моральную ценность.

Христианское вероучение. Основные догматы - положения христианского вероучения, которые складывались на протяжении многих веков, сформулированные в Библии и постановлениях христианских вселенских соборов, их суть изложена в 12 пунктах Символа веры, принятого на Никейском (325 г.) и Константинопольском (381 г.) Вселенских соборах.

Символ веры - это краткое изложение главных догматов религиозного направления церкви, которые обязательно должны признаваться верующими.

Согласно Символом веры христиане должны верить в единого Бога, выступающего в трех ипостасях (Святая Троица): Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого. Бог-Отец является творцом мира видимого (природа и человек) и невидимого (ангелы). Богом-Сыном является Иисус Христос. Бог-Дух Святой исходит от Бога-Отца, в католицизме-и от Бога-Сына. Христианская "троица" имеет в себе элементы политеизма.

Важнейшее положение христианства - догмат боговоплощения, согласно которому Иисус Христос, будучи Богом, стал человеком, родившись от Девы Марии. Этот догмат призван предоставить всем евангельским наставлениям статуса "божественных истин", представить христианство как "боговстановлену религию".

Страданиями и смертью на кресте Иисус Христос принес себя в жертву Богу-Отцу за грехи людей и искупил их. Этим он открыл человечеству путь к "спасение от власти греха". Одно из центральных мест занимает догмат воскресения Иисуса Христа, которое провозглашается залогом будущего всеобщего воскресения всех людей. Догмат вознесітія обязывает христиан верить, что после своего воскресения Иисус Христос телесно вознесся на небо, к Богу-Отцу, подчеркнув этим ничтожество земного бытия по сравнению с вечностью, которая ожидает человека в потустороннем мире.

Подобными являются и другие положения христианства, многие из которых интерпретируют дохристианские верования, заимствованные из древних восточных религий. Среди них вера в бессмертие души, представление о потусторонние ад и рай, идею небесного почитания и боговгодного жизни на земле и тому подобное.

Символ веры обязывает веровать в "единую святую соборную и апостольскую церковь", признавать необходимость крещения, уповать на будущее воскресение мертвых, наступления после этого вечного блаженства для праведников и вечных мук для грешников.

Эти идеи не являются порождением христианства, а заимствованы от дохристианских верований и приспособленные к культу Иисуса Христа. Основы вероучения составляют наставления Библии. Рассмотрим их.

Христианские таинства. Важнейшие элементы христианской обрядности называют таинствами.

Таинства - обрядовые действия в христианстве, через которые, по учению церкви, верующим передается благодать Божия.

Они являются своеобразными видимыми признаками, которые передают верующим невидимую благодать Божию. Считается, что они установлены Иисусом Христом для обеспечения связи между Богом и людьми. Поэтому предусматривают особую настроенность верующего, соблюдение соответствующего ритуала.

Таинства могут быть одноразовыми и приниматься человеком только раз в жизни (таинства крещения, миропомазания, священства) и многократными и приниматься человеком более одного раза в жизни (таинства евхаристии, исповеди, брака, елеосвящения); обязательными для каждого христианина (крещение, миропомазание, евхаристия, исповедь, елеосвящение) и необязательными (брак, священство).

В христианский культ таинства вводились не сразу, первыми были восприняты крещение и причастие. Большинство протестантских течений из всех таинств осуществляет лишь крещение и причастие.

Крещение. Это таинство означает приобщение человека к христианству погружением в воду или скропленням. Осуществляется священнослужителем. Слово "крестный" равнозначно слову "христианин". Обряд крещения символизирует освобождение крестного от дурного влияния Дьявола. В его основе идеи о злую силу непокорного Богу Дьявола и о "первородный грех", от которого следует очищаться скропленням водой. Обряд окропления водой как магическое действие возник очень давно. Многие народы считали, что вода имеет способность отгонять от человека "нечистой силе", поэтому еще до возникновения христианства существовал обычай окроплювати младенца водой и при погружении в нее давать ему имя. Раннее христианство не знало обряда крещения. Он внедрялся постепенно, и только решениями первых вселенских соборов (IV в.) крещение было объявлено обязательным.

Форма обряда в разных христианских церквей разнообразна: католики обливают святой водой, протестанты окропляют или погружают в воду. В православной церкви обряд крещения совершают над младенцем, которого в первые дни после рождения приносят в церковь, где священник трижды погружает его в "святую" воду. Этим действием он словно смывает "первородный грех", унаследованный ребенком от "прародителей человечества", и открывает перед ней путь к спасению.

Причастие (евхаристия). Оно символизирует соучастие верующего Тайной Вечере Господней. Формальным его проявлением является угощение верующих, в основном после исповеди, хлебом и вином, которые символизируют тело и кровь Христа. Причащаясь, верующий принимает "благодарственную жертву" и "приобщается к божественному естеству". Православные причащаются квасным хлебом, потому что пресный употребляли только на Пасху. Католики учитывая то, что Христос раздавал своим апостолам во время Тайной вечери пресный хлеб, причащаются именно им. Тех, кто причастился, считают "співтілесниками Иисуса Христа". В некоторых протестантских церквах и сектах (адвентисты, меннониты, пятидесятники, евангельские христиане-баптисты) специфической формой причастия является хлібопереломлення - разломка и раздачи хлеба (символа израненного, измученного тела Христова) и причащение вином. Но, в отличие от православия и католицизма, причастие у них считается не таинством, а обрядом, символизирующим духовное единство верующих в их вере во второе пришествие Христа.

Первоисточниками таинства причастия также есть древние верования и обряды. С появлением земледелия хлеб и вино стали считать кровью растениеводческих духов и божеств, к которым люди "причащались". Христиане позаимствовали таинство причастия из древних религий, связав его с учением о жертвенной смерти Иисуса.

Миропомазание. Означает оно передачу верующему "благодати Святого Духа" смазкой его ароматическим веществом миром, что символизирует освящение и укрепление духовных сил на пути к спасению.

Обряд смазывания тела маслянистыми веществами возник гораздо раньше христианства. Обусловлен он верой людей в магические свойства веществ. Позже помазание совершали, например, в Индии, при крещении, на свадьбах и похоронах. В Египте применяли помазания при освящении жрецов.

Позаимствовав из древних религий обряд миропомазания, христианство объявило его таинством. В ранних христианских церквях миропомазания совершали только на Пасху.

Таинство миропомазания в православных и старообрядцев-поповцев осуществляют, как правило, над младенцем после крещения, у католиков над 7 и 12-летними детьми (конфирмация).

Исповедь. Символизируя примирения верующего с Богом, она происходит в форме его покаяние в грехах перед священником, который отпускает грехи. Источники таинства исповеди (покаяния, искупления, примирения) в первобытных верованиях в зло, грех, "бесовские силы", что преследуют человека и которых можно избавиться, рассказав о своих грехах другим людям или произнося слова заклинания.

В христианстве исповедь сначала была публичной и лишь в конце IX века. заменена тайной, то есть исповедью верующего только священнику, хотя в православии рядом с тайной существует и общая исповедь.

Если православие и католицизм считают исповедь таинством, то протестантизм использует публичное покаяние и таинством его не считает.

Брак. Символизирует освящение супружеского союза именем Божьим, предоставление женихом благодати, єдинодушності в рождении и воспитании детей.

Обряд бракосочетания сформировался в первобытные времена, когда люди обращались к "добрых духов" с просьбой помочь им родить детей, отогнав "нечистой силе". Пугали ее огнем, дымом, водой, шумом. Элементы этого ритуала сохранились и в современном церковном брачном обряде.

В христианской религиозной обрядности таинство брака утвердилось ли не самое позднее в XVI веке.

Священство (хиротония, рукоположение). Это таинство символизирует передачи Божьей благодати для совершения таинств и богослужений. Процедурно оно является посвящением в сан диакона, священника или епископа. В православной и католической церквях священство является таинством, в протестантизме обряду. Рукоположен служитель культа после этого признается посредником между Богом и людьми.

Обряд священства существовал и в дохристианских религиях, христиане заимствовали его в период утверждения первых религиозных общин. Роль этого таинства возросла после провозглашения христианства государственной религией Римской империи, когда началось становление церковной иерархии. Все христианские религии признают божественное происхождение церковной иерархии.

В христианстве священство осуществляется только мужчинами и имеет три степени: диакон, пресвитер (священник), епископ. Диакон - это священнослужитель первой степени. Он участвует в богослужении, прислуживает при таинствах, но не имеет права делать это самостоятельно. Пресвитер может самостоятельно проводить богослужения, обряды и шесть таинств из семи, признанных в католицизме и православии, кроме рукоположения. Епископ - священнослужитель высшей категории, совершает все семь таинств и имеет право рукополагать в сан диакона и пресвитера.

Маслосвяття (соборования, миропомазания, маслособорування, елеосвящение). Это таинство символизирует исцеление тела и души человека. Формально оно происходит помазание больного освященным елеем - елеем. Согласно учению православной церкви маслосвяття исцеляет духовные и телесные болезни, которые являются следствием грехов. Осуществляют его над лицами, старше 7 лет, которые болеют телесные или душевные болезни(отчаяние, скорбь и тому подобное). Католицизм отрицает лечебную роль маслосвяття, считая его одним из последних обрядов перехода человека в вечную жизнь.

Таинство маслосвяття в православной церкви сначала осуществляли семь священников. Они зажигали свечи, читали семь молитв о выздоровлении больного, семь посланий апостолов, семь стихов из Евангелия, затем семь раз смазывали елеем больного. Теперь этот обряд совершает один священник, но по-прежнему сохранились семь просьб за больного, семь молитв.

Богослужение это своеобразная форма обращения к Богу через обрядовые действия, церемонии с целью получения от него поддержки. Оно является важным элементом религиозного культа, во время которого священнослужители, верующие, считается, "вступают в прямой контакт с Богом". Богослужение отправляют в культовых помещениях.

Христианство выработало семилетнее, годовое, суточное круга богослужений. На каждый день назначены соответствующие молитвы и песнопения.

Характерными признаками богослужений является их торжественность и яркость, эмоциональная выразительность. Не только верующие, но и далекие от религии люди, посещая культовые сооружения, испытывают чувство таинственности, взволнованности, эмоционального подъема. Этой цели служат архитектура и убранство храмов, живопись, музыка, пение.

Христианство отводит важную роль и в погребальном обряда, в основу которого положен веру в существование души и загробной жизни. Его процедура является сложной, охватывает панихиды, чтение псалмов над покойником и тому подобное.

Идея о едином духовном первоначале мира знакома многим учениям древности. Философское обоснование этой идеи дано и в сочинениях Платона, к воззрениям которого восходят основные положения основы вероучения христианства.

Платон пишет о существовании трех субстанций - Едином (Благе), Уме и Душе. Фундаментальный уровень мироздания составляет Единое - безначальное, бесконечное и бескачественное бытие, заключающее в себе бесчисленные эйдосы - первообразы, принципы, идеи всех вещей. Порождением Единого является Ум (Нус) - вечный закон, творящий и гармонизующий вселенную. Мировая душа обеспечивает воздействие идей на материальный мир; ее образом и порождением являются индивидуальные души людей.

Материя, сама по себе абсолютно бесформенная и несводимая к каким бы то ни было физическим стихиям, является «восприемницей» и «кормилицей» идей. Материя не есть подлинно сущее - ее зыбкое изменчивое бытие сводится к тому, чтобы отражать идеи и «участвовать» в становлении вещей. Таким образом, эмпирической реальности противостоит высший, совершенный и вечный мир, обитель первообразов и смыслов.

Познание, согласно Платону, есть воспоминание душ о своей небесной родине. В моменты творческого экстаза космического Эроса позволяет совершать восхождение от телесной любви к духовной, а от последней - к созерцанию Единого-Блага.

Концепция Платона, детально разработанная его последователями в эллинистический период, стала своего рода «черновым наброском» к христианскому учению о Троице.

Филон Александрийский (I век н. э.) соединил понятие Логоса в иудейской и в эллинистической традициях — как Слово Божие, запечатленное в писаниях, и как закон, порождающий Космос и удерживающий его от разрушения. Попытки философа истолковать Тору через призму эллинской философии были отвергнуты нормативным иудаизмом как некорректные, но подхвачены рядом христианских апологетов, стремившихся подчеркнуть родство иудейского и христианского вероучений.

Вслед за Филоном апологеты стали применять метод произвольного аллегорического истолкования ветхозаветных писаний, позволяющий игнорировать их буквальный смысл - простой и понятный, но часто идущий в разрез с нормами христианской этики. В результате тексты Нового Завета обросли многочисленными ссылками на древнееврейский свод. Смысл некоторых из них малопонятен даже для весьма подготовленного читателя. Например, утверждение: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:5) - сопровождается ссылкой на Псалтырь 136:8-9: «Дочь Вавилона, опустошительница! Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет твоих младенцев о камень!», из чего приходится заключить, что разбивающий вавилонских младенцев о камень чист сердцем.

Христианство восприняло идеи Филона об изначальной греховности людей, о необходимости покаяния и др. Учение философа о Сыне Божьем как высшем логосе и о других логосах, названных ангелами, составило основу христианских представлений об иерархии духовных начал.

Труды Плотина (III век) легли в основу средневековой религиозной философии (бл. Августин и др.). В частности, христианские теологи разделяли представления Плотина о времени как образе вечности.

Время у Плотипа предстает как инобытие вечности, ее подвижный образ. Но и она в сравнении с чистым эй-досом вовлечена в становление, и потому это живая вечность, или вечная жизнь.

Философ доказывает, что Единое с необходимостью пребывает во всем. Из него все «изливается», без убыли породителя и без участия его воли (ибо он безличен), но исключительно в силу его внутренней природы. Чистая сущность может реализоваться только через что то другое - Единое действует через Ум. Смысловое воплощение Ума за его пределами - это Душа, или «лотос ума». Вслед за Платоном Плотин говорит о бессмертии индивидуальной души, о нисхождении ее на и последующем уходе на небо, о знании как припоминании и т. д.

О необходимости подчиниться мировому Разуму пишет римский стоик Сенека (I век н. э.), взглядам которого во многом созвучно этическое учение христианства. Согласно Сенеке, каждый человек должен стремиться достичь свободы духа, осознав божественную необходимость. Повиновение высшей воле позволяет достичь невозмутимости духа, а кроме того - обеспечивает гармонию в обществе, так как лежит в основе совести и нравственных норм. Если свобода не вытекает из божественной необходимости, она становится рабством. Только свобода, ограниченная совестью, есть подлинная свобода.

Сенека доказывает, что отношения людей должны строиться на взаимной любви, сострадании, заботе каждого человека о других, ему подобных, причем независимо от их социального статуса - ведь по своей природе все люди едины. «Золотое правило морали», сформулированное философом, звучит следующим образом: «Обходись со стоящими ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобой обращались стоящие выше». Ср. в Евангелии от Матфея: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Христианству близки также мысли Сенеки о скоротечности земного существования, об обманчивости чувственных удовольствий, о необходимости противостоять разгулу страстей, о потустороннем воздаянии и др.

Теология и антропология

В отличие от иудейского Яхве и мусульманского Аллаха, сочетающих в себе творящую и разрушительную силы, христианский Бог-Отец мыслится как чистая любовь, онтологическое первоначало всякой любви - это неизъяснимый Свет, в котором «нет никакой тьмы». «Не называй Бога справедливым, - пишет Исаак Сирин, - ибо если Бог справедлив, то я погиб. Христианство - это путь любви, которая выше закона: Бог может прощать там, где карма должна казнить». Христианский Бог не проклинает и не казнит, но благословляет и «страдает вместе с каждым страдающим… и умирает в каждом умирающем человеке… в истории Иисуса Христа раскрылась тайна Бога: Он страдает вместе с нами» (Г. Померанец). Сын человеческий пришел не судить людей, но спасти их (Ин. 3:17). Идея любящего Бога, идея любви как основы мира - это главная мысль христианства, главное «послание» (керигма) Христа человечеству:

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы. Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине… Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится», - именно эти слова апостола Павла звучат из уст великого русского иконописца в фильме А. Тарковского «Андрей Рублев» (возможно, лучшем из того, что было создано в кинематографе на христианскую тему).

У Бога христиан нет этнических предпочтений, нет избранного народа: «Христова Благодать всю землю объяла и, как морская, покрыла ее» (митр. Илларион, «Слово о Законе и Благодати»), То, что прежде было разделено по национальным, классовым или половым признакам, теперь соединяется общностью веры и грядущей судьбы: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал 3:28).

Формальное отличие христианской теологии от вероучительных основ иудаизма и ислама выражено прежде всего в догмате Триединства. Суть тринитарного догмата состоит в том, что Бог существует в трех Лицах («ипостасях») - как Отец (безначальное первоначало), как Сын, или Логос (смысловое и оформляющее начало), и как Святой Дух («животворящее» начало). Сын «устрояет» мир, рождаясь от Отца, Святой Дух исходит также от Отца (в православии) или от Отца и Сына (в католицизме). Тринитарный догмат требует «не смешивать Лица и не разделять Сущность».

Идея множественности бытия бога существует не только в христианстве. Например, в индуизме бог может воплощаться в другого бога, в человека или животного, существуя параллельно с исходным богом и его воплощениями (аватарами). Но в отличие от триад других религий и мифологий (троичная дифференциация египетской огдоады, три лика Гекаты, индуистский Тримурти и др.) три ипостаси христианского Бога - это Личности, связанные взаимной любовью; они равны по достоинству («равночестны») и были всегда («предвечны»). Как рождение Сына, так и «исхождение» Святого Духа совершается не во времени, а в вечности.

По учению Церкви, во Христе соединены «неслиянно и нераздельно» человеческая и божественная природы. Он всецело человек, реально переживающий весь ужас голгофских мук, и всецело Бог: «Видевший меня видел Отца… Я в Отце и Отец во мне» (Ин. 14:9-10). Боговоплощение стало актом божественной жертвы и одновременно актом нового и окончательного творения мира: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Образ полубожественного Посредника между богами и людьми известен многим мифологиям и религиям. Однако Христос не включен ни в какой ряд пророков, учителей человечества, бодхисаттв и проч. «Единожды умер Христос за грехи наши, а по воскресении из мертвых более не умирает!» - говорит Блаженный Августин, оспаривая доктрину вечного возвращения Христа («О граде Божьем»).

Человек в христианской антропологии предстает как изначально богоподобное существо. Отпав от Отца (первородный грех), он утратил богоподобие и познал смерть. Христос пришел в мир, чтобы отменить всевластие смерти (воскрешение Лазаря и дочери Иаира, телесное воскрешение самого Христа) и указать путь к вечной жизни.

Если «религии послушания» (иудаизм, ислам) предписывают безоговорочное подчинение Богу, строгое соблюдение многочисленных запретов и ограничений, прежде всего во внешнем поведении, то Христос призывает человека преобразиться внутренне - «обожиться», возвысить свой дух до полноты божественного бытия: «Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что… будем подобны Ему» (1 Ин. 3:2). И если путь послушания означает духовное рабство («ибо раб не знает, что делает господин его»; Ин. 15:15), то путь христианина - это свободное и сознательное противостояние злу, основанное на понимании его природы и конечной цели.

Учение о Троице не раз становилось предметом ожесточенных теологических дискуссий. Противники догмата расценивали его как пережиток язычества, противоречащий принципу монотеизма. Иудаисты и мусульмане, указывая на тринитарный догмат, вообще отказываются признавать христианство монотеистической религией. Но и внутри самого христианства полемика вокруг идеи триединства ведется без малого 17 столетий.

Под знаком борьбы с арианами, отвергшими концепцию Троицы, проходили первые Вселенские соборы. Вспышками антитринитаризма сопровождалась христианизация «варварских народов» (готов, вандалов и лангобардов) в VI-VII вв. В эпоху Реформации унитаризм распространился в Италии и затронул Россию (дело М. С. Башкина).

Отрицание Троицы церковь рассматривала как тяжкое преступление против веры. В 1553 году по приказу Кальвина был сожжен антитринитарист М. Сервет.

В Англии закон, карающий за антитринитаризм смертной казнью, был отменен лишь в 1813 году.

Дж. Пристли, подвергшийся преследованиям за критику тринитарного догмата, в 1791 году эмигрировал в США и основал там антитринитаристскую школу. Сегодня унитаризм существует как конфессионально оформленное направление протестантизма, основанное на недогматическом прочтении библейских текстов.

Христианская этика

Все горе и зло, царящее на земле… на 99 % суть результат воли к осуществлению добра, фанатичной веры в какие-либо священные принципы… и воли к беспощадному истреблению зла…

В христианстве этика неотделима от теологии и подчинена идее спасения. Для христианина вопрос о различении морального добра и зла вырастает до метафизической проблемы различения Света и тьмы, Бога и «князя мира сего». Поклонившийся «князю» погибнет, набравший истину и Свет будет спасен. Человек должен сделать выбор, не допускающий компромиссов: жизнь пли смерть, спасение или геенна («Кто не со Мной, тот против Меня»; Мф. 12:30).

Для достижения спасения абсолютно недостаточно праведности, благочестия, порядочности. Евангельский Иисус Христос обращает свой гнев не на грешников, а прежде всего на праведников (фарисеев), ставших духовными мертвецами («Сказываю вам, что там на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии»).

Решающим критерием духовной жизни становится отказ от мирского прельщения, от прежних привязанностей и страхов. Любящий Отца должен «возненавидеть» самую жизнь свою (Лук. 14:26). У апостола Павла звучит даже мысль о том, что «излиться» из тела - благо: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?»

Зло присутствует и в природе и в человеке, пронизывает весь мир и каждую живую душу. Из понимания зла как могущественного общего врага следует вывод о необходимости отказа от моралистических требований к другому («Не судите, да не судимы будете»), о необходимости противопоставить злу любовь:

«…Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете Сынами Отца вашего Небесного…».