Мифология майя. Ацтекская и майянская мифология Миф о создании мира

Как одна старая опоссумиха хотела съесть папайю

Как-то раз одна старая опоссумиха собралась попробовать папайю. Но плоды папайи росли очень высоко, и достать их опоссумихе, несмотря на все ее усилия, никак не удавалось. До глубокой ночи она не прекращала попыток добраться до них, но всякий раз падала со ствола вниз. Уже на рассвете, совсем обессилев, она поняла, что ей не суждено полакомиться папайей, и утешила себя:

Да зачем она мне! Не буду я ее есть...

(Пер. И.В.Бутеневой)

Codex Dresdensis. Lowland Maya region, South eastern Mexico and Guatemala, ca.1200 AD P 4-7


Грусть индейца

Видя, что индеец пребывает в грусти, лесные жители пришли к нему и предложили любую помощь - лишь бы он перестал печалиться.
Ответ индейца их серьезно озадачил: он искал...счастья.

Тогда Филин предложил ему поискать чего-нибудь попроще. А Орел пообещал, что он станет столь же красив, как сам орел. И Ягуар отдал человеку свою силу. И Олень сделал его ноги такими же выносливыми, как его собственные. И Соловей пообещал предупреждать о грядущих дождях своей песней. И Лис научил изворотливости, ловкости и хитрости. И Белка, отдав ему свои когти, научила ловко лазать по деревьем, чтобы он мог добраться туда, где растут самые вкусные плоды. И Оцелот одолжил ему свои глаза, чтобы человек легко видел в темноте. И Змея научила его узнавать целебные травы и отличать их от вредных, чтобы лечить свои болезни.

Когда человек ушел, мудрый Филин молвил:

Да, человек теперь умеет и знает больше, чем все мы, но он никогда не станет веселым, так как не приобрел главного - счастья!

Лишь птичка-чачалака запричитала:
- Бедные звери, бедные звери! Человек теперь стал могущественней всех!

(Пер. А.Г.Овандо Уркису)


Codex Dresdensis. Lowland Maya region, South eastern Mexico and Guatemala, ca.1200 AD P 58-60

Счастья-то у него все равно нет....

А это не философская, но очень жизненная сказка - все котовладельцы поймут. Сказка, кстати, довольно поздняя, поскольку котов в древней Америке не было, они были завезены испанцами и стоили очень дорого.

Черный кот

У одной супружеской пары жил черный кот. Все было хорошо, кроме тех случаев, когда муж уходил на дальние заработки и иногда неделю отсутствовал в доме. Когда он возвращался, то всякий раз находил кота очень тощим и осыпал свою жену упреками, что она совсем не кормит его. Та со слезами на глазах оправдывалась, что это неправда, когда хозяин уходит, то кот не притрагивается к своей еде. И так повторялось раз за разом. Дело дошло до того, что супруги уже собирались развестись из-за кота.

Но как-то раз муж решил сходить на охоту. Так случилось, что вернуться домой в тот же день ему не удалось. Пришлось ему заночевать в лесной сторожке, Опасаясь диких животных, он залез на чердак. Только стал он засыпать, как слышит около полуночи, что стали собираться разные звери. Был среди них и голос его кота. На этом сборище все звери отчитывались перед Хозяином Зверей.


Codex Dresdensis. Lowland Maya region, South eastern Mexico and Guatemala, ca.1200 AD P 46-49

Когда дошла очередь до кота, то он признался, что много трудится над тем, чтобы его хозяева разошлись. Когда его хозяин уходит далеко, он не притрагивается к еде. А тот, когда возвращается, видит кота очень тощим и бьет за это свою жену.

Когда Хозяин Зверей кончил говорить, звери распрощались и разошлись. А перепуганный охотник продолжал лежать на своем месте, боясь пошевелиться. Он прекрасно узнал своего собственного кота и запомнил все, что произошло в этом странном доме. Ему стало понятно, что все звери, которые здесь собирались, были оборотнями-нагуалями, вредившими людям. Его кот был на самом деле не котом, а нагуалем, который искал, как бы разрушить его семью. Когда рассвело, все еще напуганный охотник спустился с лежанки и поспешил к себе домой. Вернувшись, он рассказал своей жене о том, что увидел.

Не могу поверить в то, о чем ты мне рассказываешь, - сказала его жена.


Codex Dresdensis. Lowland Maya region, South eastern Mexico and Guatemala, ca.1200 AD P 73-74

Так разрешилась эта проблема. Они жили счастливо, родили себе детей и рассказывали им о том, что существуют нагуали.

(Пер. И.В.Бутеновой)

P.S. Ничего не изменилось!

Источник - "Легенды, мифы и сказки индейцев майя", ред. и сост. Г.Г. Ершова, М., Изд-во РГГУ, 2002.

Его фраза актуальна и по сей день. Весь мир, накрученный многочисленными телепередачами и статьями в газетах о Конце света, который предсказали Майя, взбудоражен этой новостью. Книги Майя написаны тайным языком суйва. Нужно сказать, что многие факты о предсказании разных событий, которые якобы были описаны жрецами Майя - выдуманы, так как не так просто разгадать те «закорючки» которыми они зашифровывали свои послания. В священной книге Майя «Чилам Балам» есть целая глава, в которой есть практически инструкция для расшифровки этого языка, но она довольно сложна и не многим подобная книга попалась в руки для изучения. Тем не менее, при расшифровке книг Майя, удалось узнать много удивительных вещей.

Легенда, открывающая будущее.

Когда читаешь книги, написанные майянцами, не всегда можно понять, где речь идёт о прошлом, а где о будущем. Так и получилось с главой, которая в большинстве переводов называется «Ритуал ангелов». Среди многих текстов индейцев этот, пожалуй, один из самых таинственных и запутанных. В нём написано о семи «Ночах», которые сменяют друг друга. В начале текста каждой «ночи» говорится о том, как божественный дух погружается во тьму, а когда ночь заканчивается «обретает свою божественную силу внутри себя». У каждой из семи ночей есть свой ангел. На первый взгляд, всё это выглядит не понятным и запутанным, но если применить к этим предсказаниям тайный язык суйвы, то становится ясно, что «Семь ночей» это семь Майянских эпох. Из них четыре уже прошли, а пятая (в которую мы живем) обретёт своё завершение 21 декабря 2012 года. Следующие две эпохи наступят в будущем, если верить писаниям индейцев Майя. Но и имена самих ангелов тоже о многом могут рассказать.

Имена ангелов.

Первый ангел назван «Идущий в холода». Каждая эпоха по календарю майянцев имеет длительность 5125 лет. Так как наша, пятая эпоха, близится к своему завершению, понятно, что первая «ночь» началась 25-26 000 лет назад. И удивительно следующее, согласно информации современной геологии, как раз на это время приходится начало заключительной фазы оледенения (Осташковское оледенение). Тут имя ангела «Идущий в холода» отражает реальность.
Второй ангел «С короткими волосами», тут ничего интересного, а вот третий ангел называется «Тающий мороз!», - время окончания ледникового периода. Эти поразительные совпадения говорят о том, что Майя действительно вели свой календарь еще с каменного века и отражали события такой давности. За ангелом «Тающий мороз» следует «Безбожный глаз», в след за которым ангел нашей эпохи «Лгун». Почему «Лгун»? Может потому что наше время, это время политики?

Что грядёт…

Так как конец каждой эпохи знаменовался какими-то значительными переменами, например, предыдущая закончилась разрушением древней цивилизации, не удивительно, что к окончанию эпох Майя относились, мягко говоря, настороженно.
Конец нашей эпохи знаменуется следующими словами ангела «Лгуна»: «Теперь я пойду….теперь я бог, я владыка!». Пророческие тексты говорят о том, что начиная с нашей эпохи, все последующие будут являться продолжением предыдущих, и не будут сопровождаться разрушениями. Так что, видимо, краха цивилизации не будет. К тому же, если все прошлые «Ночи» названы Майя «бесконечными и беспросветными», то 6-я и 7-я эпохи заставляют смотреть в будущее с осторожным оптимизмом. По крайней мере, их имена звучат обнадёживающе: 6-я эпоха «Надежда», а седьмая «Вдохновение».

Правда или не правда?

Правдивы ли предсказания Майя? Поживем, увидим - ждать то осталось совсем не много. Но у нас все же есть для вас хорошая новость, нам удалось найти свидетельства того, что окончания эпохи приходится вовсе не на декабрь 2012 года, а согласно словам пророка Балама, именем которого и названа священная книга майя «Чилам Балам», время эпохи Пятого Солнца закончилось около года назад и мы живем в «переходный период».

То есть, если верить предсказаниям Майя, то ждать катастрофы и краха цивилизации не стоит. Индейцы видели окончание нашей эпохи «восходом солнца» и верили, что после неё люди пробудятся и обретут духовное совершенство, бессмертие и неимоверную силу. В любом случае, вера в такое предсказание намного приятнее, не так ли?

Загадочное и неизведанное всегда вызывает у нас интерес Мир сновидений - тоже очень загадочен.

майя религиозный ритуал бог

У майя знание и религия были неотделимы одно от другого и составляли единое мировоззрение, которое находило отражение в их искусстве. Представления о разнообразии окружающего мира персонифицировались в образах многочисленных божеств, которых можно объединить в несколько основных групп, соответствующих разным сферам опыта людей: боги охоты, боги плодородия, боги разных стихий, боги небесных светил, боги войны, боги смерти и так далее. В разные периоды истории майя те или другие боги могли иметь разную значимость для их почитателей. Майя полагали, что вселенная состоит из 13 небес и 9 подземных миров. В центре земли находилось дерево, которое проходило сквозь все небесные сферы. На каждой из четырех сторон земли стояли еще по одному дереву, символизируя страны света -- востоку соответствовало красное дерево, югу -- желтое, западу -- черное и северу -- белое. Каждая сторона света имела несколько богов (ветра, дождей и держателей небес), имевших соответствующий цвет.

Пантеон древних индейцев майянского племени, в который входили главные боги майя, а также локальные, менее значительные божества, которым поклонялись либо в отдельно взятых регионах, либо определенные группы людей, например, ремесленники, насчитывал невероятное количество существ. Такие божества, как бог ветра, покровители водной и других стихий, входили в так называемый пантеон классического периода, золотого века майянской цивилизации. Крестьянин, рядовой житель Мезоамерики, для которого по понятным причинам во главе религии стоял бог дождя также верил во множество других идолов для поклонения. Обожествление и одушевление сил природы - это главная особенность религии древних народов и индейцев Америки в том числе.

В мифологии майя упоминаются существа, на которых держится небосвод. Каждый бог неба майя держал свою сторону небосвода, что бы тот не свалился на землю. Легенды рассказывают о четырех братьях: Сак-Кими, Кан-Цик-Наль, Хобниль и Хоеан-Эк. Четыре брата бакаба символизировали собой стороны света и ассоциировались с определенным цветом. Хобниль был связан с востоком и красным цветом, Кан-Цик-Паль был связан с севером и белым цветом, Сам-Кими - запад и черный цвет, Кавак - юг и желтый цвет.

Бакабы, главные боги майя, изображались всегда в человеческом облике и по своей натуре были близки к людям. В редких случаях на изображениях бакаб - майянский бог улитка, бакаб в образе черепахи, паука или игуаны. В более поздние периоды, ближе к закату майянской империи с бакабами был связан бог дождя или же они ассоциировались с павахтунами (воплощениями водной стихии), а соответственно и представали в образе этих существ.

Согласно майянскому мировоззрению мир разделялся на 13 уровней, во главе каждого из которых стоял свой покровитель и подчинявшиеся ему божественные сущности. Бог Уицилопочтли являлся одной из центральных фигур индейского пантеона, почитаемой во всех уголках великой страны. Божество-ягуар, бог-зверь, управлял одним из слоев мира. Кроме того, Уицилопочтли - одно из древнейших божеств Мезоамерики.

К числу старейшин майянской мифологии относится Чернеет, бог апокалипсиса. Культ этого божественного существа был популярен среди жрецов, занимавшихся астрономией. Легенды и мифы об этом обитателе индейского олимпа были связаны с существом, именуемым бог Поланакте. Согласно сказаниям, когда Паланакте и Чернеет спустятся на землю, наступит конец света, конец очередного солнца календаря майя.

Однако, главный бог майя это далеко не бакабы или Уицилопочтли, это Ицамна. По крайней мере, культ этого божества почитался во всем государстве, и поклонялись ему все без исключения жители империи. В переводе с индейского языка Ицамна - “дом ящерицы” или “дом игуаны”. Ицамна - одно из древнейших божеств майянцев. Его история начинается еще в период почитания тотемных зверей, когда согласно легендам главные боги майя еще не родились, а ящерицы, священные майянские животные, на своих головах и хвостах держали землю и небосвод. Главное божество майя на своих изображениях представало в образе старца с одним зубом во рту. Образы, символы, изображающие культ Ицамны, встречаются на атрибутах власти, принадлежавших правителям индейского государства. В мифологии Ицамная, центральный бог древних майя существовал в нескольких образах: в виде бога дождя, в виде бога урожая, в виде бога земли.

Спутницей, женой Ицамны, была богиня Иш-Чел, “бог радуга”, “госпожа радуга”, - в переводе с иероглифического языка древних майя, ацтеков и инков. Иш-Чел - богиня луны у майя, а вместе с тем покровительница женщин, повитух, матерей и медицины. Стоит отметить, что все другие божества, в том числе и бог смерти Миктлантекутли, а также сверх люди породившие жизнь и саму вселенную, считались потомками, детьми, Ицамны и Иш-Чел.

Этот бог индейцев майя, богиня Иш-Чель, почитался всеми женщинами майянского племени. С культом этой богини был связан один очень любопытный обряд. Во время беременности юные женщины со всех уголков страны отправлялись к острову Космель, где по окончанию своего долгого путешествия в полном одиночестве преподносили дары великой богине радуги. Также на этом острове, где по легендам когда-то жила богиня индейцев Иш-Чел, проводились церемонии жертвоприношений юных дев и младенцев. В более поздние периоды майянской истории, ближе к закату цивилизации майя, Иш-Чел - бог ветра и по совместительству покровительница ткацкого ремесла, шитья, пряжи и всех швейных изделий.

Когда говорят о главных богах майя, подразумевают и еще одно существо, Кавиля. Культ этого смертного, как и все майянские божества, почитался во всех уголках огромнейшей империи майянцев. Кавиль - бог войны майя, покровитель грозы, бури, шторма и повелитель погоды. Это высшее божество ратного дела у майя, бог войны, представал в образе человека вооруженного топором. Важной деталью его изображений также являлась нога в форме змеи. Кавиль, кровавый бог майя,- защитник и покровитель больших городов, воплощение силы воинов, их мужественности и стойкости.

Кукулькан был одним из важнейших существ, божеств в мифологии индейских цивилизаций. Бог майя Кукулькан переводится как “пернатый змей” или “крылатый змей”. На изображениях это существо, великий бог огня, представал в образе змея с крыльями и головой человека. Также встречаются гравюры, на которых Кукулькан - бог с лицом птицы, телом человека и змеиным хвостом вместо ног. В различные периоды истории в легендах индейцев Кукулькан упоминается как покровитель, бог дождя, ветра, земли и других ипостасей природы (религии индейцев были свойственны множественные воплощениях божественных существ). Бог огня майянцев выполнял функции защитника царских династий и городов, подчинявшихся им.

По сути же, Кукулькан не был связан ни с одной конкретной стихией. Он являлся управленцем четырех великих даров, а именно богом огня, воды, воздуха и земли. С этим существом ассоциировались такие животные как ящерица, рыба, орел и черепаха.

Сохранившиеся легенды цивилизации майя повествуют о том, как бог огня, воды, земли и воздуха вместе Хуроканом, божеством ответственным за буйство стихий, сотворили мир. По приданиям именно благодаря воле бога огня индейцы стали такими, какими они известны в истории. Племена верили, что эти сверхъестественные существа, боги дождя, повелители ветра и огня, научили их ловить рыбу, охотиться, заниматься земледелием, проводить научные расчеты, в частности математические и астрономические замеры и вычисления. Этот бог племени майя, точнее его культ являлся одним из самых могущественных и древних в майянском государстве.

Наряду с Кукульканом, богом огня и других стихий, огнем управлял и Кинич Ахау. Ахау в мифологии майя являлся богом солнца. Это одно из наиболее почитаемых древних божеств майянского племени. Он считался покровителем солнечного света, богом огня, олицетворением тепла, мудрости и звезды, защищающей индейцев от опасностей ночи.

Ахау - Бог огня на своих изображениях представал в образе юноши, страстного, веселого и сильного. Бог огня покровительствовал над сельским хозяйством и отвечал за благополучие правящих династий. В его честь великие цари называли своих детей, возводили пирамиды и устраивали массовые церемонии жертвоприношений. Впоследствии бог огня и солнца, Ахау, стал нарицательным персонажем, его имя ассоциировалось с образами величайших царей и полководцев майянской цивилизации. Бог огня, Кинич Ахау, согласно мифологии был связан с покровителем водной стихии Чааком. Не зря эти существа, бог любви майя и тепла, и божество дождя, по мнению индейцев, несли ответственность за сельское хозяйство и в частности за урожай.

Природа и погодные условия оказывали прямое воздействие на образ жизни майянцев. Именно эти аспекты окружающей реальности стали основой для майянской религии и индейской версии олимпа. Бог ветра, божество воды, повелители огня и других ипостасей управляли всеми аспектами религиозной и социальной жизни майянцев.

В майянском пантеоне главным богом ветра являлся Хуракан (стоит понимать, что религия индейцев включала в себя несколько воплощений каждой стихии, у каждого явления был свой покровитель и зачастую не один, это касается и бога ветра). Хуракан в переводе с языка индейцев означается “бросающий вниз”. Древние легенды повествуют о том, как бог ветра, пролетая над пустой вселенной, одним лишь словом сотворил твердую гладь, впоследствии ставшую землёю. Уже после деяний бога ветра на землю были добавлены растительный мир и люди, сделанные из кукурузы.

В мифологии Хуракан, бог ветра, также упоминается как покровитель небес и земли. Для майянцев он являлся не только одним из важнейших стихийных воплощений, но и повелителем земного мира. В подчинении Хуракана, бога ветра, находилось несколько ипостасей связанных с молнией, а именно Чипи-Какулха (вспышка), Кахулха-Хуракан (молния) и Раша-Кукулха (след). Животным воплощением, с которым ассоциировался бог ветра, являлся птица Вок.

Еще одним значимым для индейских верований божеством являлся Теель-Кусам, что в переводе “с ногами ласточки”. Теель-Кусам, бог неудачи или же наоборот удачи - одно из наиболее почитаемых существ индейских вероисповеданий. Что важно Кусам был напрямую связан со стихией воздуха и более того с самим Хураканом. На острове Косумель располагался возведенный в честь божественного тандема, состоящий из глины и каменных статуй в человеческий рост.

Говоря о размеренной жизни, в первую очередь стоит упомянуть бога-странника. Бог Эк-Чуах занимал одно из важнейших мест не только в майянском пантеоне, но и повседневной жизни индейского племени. Этот смертный защитник индейцев являлся покровителем путешественников и торговцев. В легендах Эк-Чаух упоминается как бог торговли майя, а на изображениях предстает в виде странника, опирающегося на трость и несущего тяжелую ношу за спиной. Неотъемлемыми элементами образа этого божества являлись темный, почти черный, цвет кожи, а также длинный нос и толстые губы.

В число центральных фигур майянской версии олимпа также входили красная богиня, покровительница ночи и масса других существ, отвечавших за все аспекты жизни и окружающей реальности, чем и примечательна майянская религия. Пантеон майя многочислен, однако, его изучение позволяет получать ответы об образе жизни и быте индейцев.

Мифы народов Майя

У древнего племени майя были развиты наука, религия, культура. Они сливались в едином мировоззрении, которое отражалось в искусстве того времени. Разнообразные представления об окружающем мире превращались в образы большого числа божеств. Майя полагали, что каждой сфере деятельности покровительствует определенное божество. Они верили в существование богов плодородия, охоты, стихий, небесных светил. Также в мифологии говорится о богах войны и смерти. На протяжении истории цивилизации майя эти боги меняли свое значение.

Люди племени майя считали, что Вселенную составляют 13 небес и 9 подземных миров.

Границей между небом и подземным миром является поверхность Земли, которая имеет прямоугольную форму. После смерти людей их души отправляются в высшие или низшие миры. Души тех, кто погиб в бою или стал жертвой, а также души женщин, умерших при родах, попадали сразу в рай – мир бога Солнца. Души тех, кто утонул или не перенес тяжелой болезни, имеющей отношение к воде и молнии, отправлялись в другой рай – к богу дождя. Большая же часть людей попадала после смерти в подземный мир. В этом темном и холодном царстве их души еще долго скитались до окончательной смерти.

Народы майя, жившие на равнинной территории, полагали, что входом в ад является особенное отверстие в земле, находящееся в горах Гватемалы. Согласно их мифам, из него фонтаном извергаются кровь и сгнившие тела. Во время скитания в низших мирах душа умершего человека должна была пройти тяжелые испытания. К примеру, она должна была преодолеть реку. Чтобы помочь умершему перейти реку, при погребальном обряде в жертву приносили собаку-поводыря. Среди других испытаний были пять Домов преисподней, в каждом из которых поджидала смертельная опасность. Дом Мрака был погружен в вечную тьму. В Доме Холода была очень низкая температура. Дом Ягуара был населен хищными зверями, которые могли разорвать на части. Это лишь немногие из испытаний для душ умерших.

Согласно мифам майя, в центре Земли растет дерево, проходящее через все небесные сферы. С каждой стороны Земли находится еще по одному дереву, символизирующему стороны света. На востоке стоит красное дерево, на юге – желтое, на западе – черное, на севере – белое. Каждой стороне света майя приписывали наличие нескольких богов. Это были боги дождей, ветра, поддерживающие небеса и т. д. Они имели соответствующие стороне света цвета. Во времена расцвета цивилизации майя одним из главных богов был бог кукурузы. Его представляли как молодого человека в высоком головном уборе. Позднее главным богом стал Ицамна – старик с крючкообразным носом и бородкой. Из божеств, относящихся к женскому полу, наибольшее значение имела красная богиня (жена бога дождя). На голове у нее была змея, а вместо ног лапы хищного зверя. Богиню луны звали Иш-Чель. Она была супругой Ицамна и помогала людям в медицине, особенно при родах, в ткаческом деле. У майя также были боги, имеющие отношение к смерти и загробной жизни: Ах Пуч (бог смерти, владеющий миром мертвых), Кими (бог смерти), Иш-Таб (богиня жертвоприношений и ритуальных самоубийств), Зипакна (демон подземного мира).

Мифы майя сохранились в эпосе индейских народов – книге «Пополь Вух». Среди них имеются мифы о происхождении мира и людей, героев-близнецов и их борьбе с владыками подземных царств.

У народов майя проводились различные ритуалы в честь божеств. Они сопровождались жертвоприношениями, в том числе и человеческими. Людям отрубали головы и надевали их на колья рядом с площадкой для игры в мяч.

На протяжении длительного времени считалось, что майя изобрели письменность и календарь. Однако позже выяснилось, что этот народ унаследовал их от более ранней культуры.

Расшифровкой сохранившихся текстов майя занимался русский ученый Ю. В. Кнорозов. В 1963 г. вышел его труд «Письменность индейцев майя». Многие тексты майя были переведены на русский язык. Выяснилось, что многие кодексы на самом деле являлись пособиями для жрецов. В них содержался список обрядов, предсказаний, жертвоприношений, которые относились ко всем делам и социальным слоям майя, за исключением рабов. У майя была сложная календарная система, однако год состоял из 365 дней.

Среди произведений майя сохранились тексты мифологического, поминального, военного и календарного содержания. Поминальные произведения носят поэтический характер.

В народной книге майя «Пополь Вух» содержится несколько мифологических циклов. Они отличаются по происхождению, в том числе различно и время их создания. Большая часть мифов имеет наиболее древнее происхождение и рассказывает о божественных близнецах Хун-Ахпу и Шбаланке и их героических поступках. В «Пополь Вухе» описывается необычное рождение этих близнецов. Их отец со своим братом отправились играть в мяч с владыками Шибальбы (мира мертвых). Там их предательски убили. Голову отца (Хун-Хун-Ахпу) повесили на дереве. К этому дереву пришла дочь владыки подземного мира, Шкик. Голова плюнула в ее ладонь и девушка забеременела. За это Шкик изгнали из подземного мира. Она нашла себе приют и родила двух близнецов. Когда Хун-Ахпу и Шбаланке стали взрослыми и узнали о том, что случилось с их отцом и дядей, то решили за них отомстить. Они прошли различные испытания, претерпели временную смерть, но все-таки победили владык подземного мира – уничтожили их. После этого близнецы стали Солнцем и Луной. Братья совершили множество и других благодетельных и удивительных поступков.

Цивилизация майя существовала на территории Мезоамерики в 2000 г. до н. э. – 900 г. н. э. У майя были письменность и календарь. К приходу испанских завоевателей цивилизация находилась в упадке.

Сохранился поздний миф майя о сотворении мира. Боги Кукумац, Хуракан и богиня Тепев создали землю, долины и горы, животных и растений. Они попробовали слепить человека из глины, но результат им не понравился. Глиняный человек не мог двигаться, разваливался на куски. Боги уничтожили его и попытались создать человека из дерева. Люди оказались непокорными и непочтительными. Боги наслали на них потоп. После него почти все люди погибли, а те, что уцелели, превратились в небольших обезьян. Затем боги сотворили четырех человек из кукурузы. Эти люди оказались слишком умными и догадливыми. Это богам совсем не понравилось и они затмили им взор туманом. С этого момента для людей в мире появилось много тайн и загадок. Пока первые люди спали, боги сотворили для них четырех женщин. Таким образом появились первые предки майя.

Майя были уверены, что их предки родом из далеких северных пещер. В различных легендах часто упоминается название тех мест – Тулан. Вход в него охраняла летучая мышь. Она находилась на страже между миром живых и миром мертвых. В легенде говорится о летучей мыши, что она промежуточное создание между птицами и животным и поэтому ей грозит гибель. В этом произведении майя раскрывают свои представления о Зодиакальном круге, который Млечным Путем разделен на две равные части. Одна половина этого круга живая. На ней находятся млекопитающие. Вторая сторона Зодиакального круга – мертвая. На ней находятся насекомые, птицы и пресмыкающиеся. Последние занимают связующее положение между половинами Зодиакального круга. Летучая мышь сторожит вход в ад, который находится на границе живого и мертвого пространства.

Центр цивилизации майя располагался на полуострове Юкатан, который является местом изучения для археологов. Юкатан образовался 75 млн лет назад после падения метеорита. На нем имеется множество пещер, затопленных водой. Большая часть из них еще не изучены. В результате разрушения известняковых пород ливнями на полуострове образовалось огромное число природных колодцев. За миллионы лет, таким образом, этот полуостров превратился в гигантскую пористую губку. Древние майя считали, что эти колодцы являются проходами в подземные миры. Попасть туда очень сложно и усопшим в этом помогали жрецы. Земля, на которой жили майя, сохранила остатки великолепных храмов, а под землей обнаружены тоннели и лабиринты. Природные колодцы имеют связи с этими тоннелями. В не затопленных в то время пещерах были построены целые города. В них находились храмы, дороги, статуи.

Сложно решить, что майя строили сначала – храмы на земле или подземные тоннели и пещеры. Возможно, все это связано с одной религией. Храмы предназначались для живых людей, а подземные постройки в колодцах и тоннелях – для мертвых. Существуют спрятанные и запутанные ходы, которые ведут из подземных пещер и тоннелей наружу.

После захвата Юкатана испанцами, культура народа майя была уничтожена. На протяжении долгих веков священные природные колодцы являлись всего лишь источниками воды.

В 80-х гг. XX в. Юкатан стал привлекать любителей дайвинга. С их помощью была получена информация о 90 природных колодцах и 160 км подземных переходов между ними.

В 2008 г. экспедиция во главе с Гильермо де Анда обнаружила вход в загробный мир древнего народа. Он состоит из 14 пещер, в которых сохранились признаки человеческой деятельности. Там находились небольшие строения, бытовые предметы, дорога из камня протяженностью 100 м. Эта дорога ведет к колоннам и ступеням, которые спускаются под воду. В конце системы тоннелей находится сооружение для совершения ритуальных жертвоприношений. Остается неясным, как древний народ смог все это построить.

Многие эксперты считают, что майя верили в то, что существует несколько реальностей. В религии древнего народа отсутствует четкая граница между живыми и мертвыми. Это связано со сложными представлениями племени майя об устройстве мира.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Талисманы народов мира Кельтские талисманы Талисман «Вечность». Его узор является излюбленной темой кельтов. Узел делится на части и символизирует надежду, любовь и дружбу. Бесконечная линия узла - это вечность.Талисман Друидов. Помогает понимать язык природы, так как

СЛТ в языках разных народов Гребень Девы есть великолепная технология логического постижения мироздания путём осмысления смысла корней слов (смотрите Приложение).Метод основан на том, что при сравнительном анализе слов из разных языков выяснилось, что слова, корень

Карма народов и Апокалипсис 06.12.34 «Волны, которые захватывают народы, исходят от народной кармы. В Космическом Строительстве каждая эпоха оставляет свои волны в пространстве. Когда наступает срок и магнитному притяжению, все волны начинают действовать, тем Карма

Карма народов 02.01.34 Ведь время сейчас небывалое, когда Карма народов определяется во всей силе своей. Великие события идут, и возгордившимся придется испить горькую чашу. В тиши многое открывается внутреннему взору, и видишь, как собирается вековая Карма и как творит

Браки разных народов Мир меняется, и то, что вчера было невозможно, сегодня уже стало реальностью. Вчера Россия была спрятана за железным занавесом, а сегодня русские - один из самых энергично перемещающихся по миру народов. Ну а там, где перемещения, - там неожиданные

Религия – опиум для народов Звезда против крестаБиблия описывает тысячелетние рейхи (царствия) события, происходящие в них, теперь вы понимаете, что это происходило не где-то в пустынях Ближнего Востока, а по всему миру. Почти все события в библейских сюжетах, пусть

КАРМА НАРОДОВ Когда наконец люди осознают истину о существовании неумолимого закона Кармы – закона причин и следствий, – и этот закон будет положен в основу всех форм управления, тогда не будет больше ни войн между нациями, ни революций в пределах их собственных границ.

[Судьба народов] Всякого рода «фобства» и «фильства» одинаково несправедливы, когда они простираются на целый народ. В каждой нации есть свои положительные и отрицательные черты. И сейчас многие народности выявляют свои далеко не привлекательные стороны.Все

Разобщение народов Два жреца погрузились в раздумье, Изучая ветвление линий - Линий времени в сферах наземных, Линий судеб живущих на Гее. Наконец, взоры магов скрестились. «Ничего - первый жрец молвил снова - Мы к победе придем по-другому. Хватит взращивать армии

7. Мистерии народов средиземноморья Примитивная магия была известна еще пещерному человеку. В разных частях света осуществлялись очень похожие обряды наскального рисования. Своеобразие магии Древней Греции появилось примерно четыре тысячи лет назад одновременно с

Карма народов Ведь время сейчас небывалое, когда Карма народов определяется во всей силе своей. Великие события идут, и возгордившимся придется испить горькую чашу. В тиши многое открывается внутреннему взору, и видишь, как собирается вековая Карма и как творит

Древняя Майя, богиня природы, зелени и цветов — дала название месяцу. Месяц богини Мая. Его видимый символ — майское дерево (mlaj, мая, майя), является центром всех первомайских торжеств.

Люди, которые празднуют Первое мая, не знают о том, что представляет собой майское дерево: древняя символика народных обычаев. На первое мая, обычно, используют в качестве майского дерева — сосну или ель.

Богиня Майя у славян

Видимо, потому, что сосна и ель являются вечнозелёными — это метафора бессмертия. Народный праздник Первого мая, это наследие предков — характерен для всей Европы, за исключением средиземноморских регионов (потому что, в Средиземноморье, весна является временем пышного цветения). Концепция весны в римском мире, не то же самое, что в средней Европе. У славян и германских народов, праздник весны — это победа над зимой и холодом.

Первое мая — древний языческий праздник. Суть празднования первомая — «Пробуждение природы». Это не могло быть воплощением мужчины, но только воплощением женского божества. Символика является женской. Майя — женское имя. В индуистской мысли мужская энергия чрезвычайно пассивна, в то время как женщина — сила действия. Красивый древний обычай это не первомайские демонстрации и майовки.

В индийской вере, майя занимает видное место. Её фигура, и то, что она представляла, далеко превзошли образ просто воплощения природы. Индуисты и буддисты поклоняются Майя как «Матери творения», как богине «вьющей нить жизни». Это одна из лиц божества Кали, богини в трёх лицах: Дева, Мать и Старица. Первая отождествляется с Maya, которая олицетворяет ум, энергию, магию, творчество.

Майя не является только греческой или римской богиней. Она принадлежит также и Средней Европе, и не только для венетов, но и кельты празднуют Майя. В целом в Средней Европе, в том числе на Британских островах и в Скандинавии, они празднуют 1 мая большими процессиями. В процессии центральной фигурой является «Королева Мая». Она одета в белое, на голове носит венок из цветов, и даже корону.

Поклонение богине Maja было перенесено на поклонение Марии, Царице Небесной и Божьей Матери. Свидетельство тому — специальные литургии, состоящая из ектении в честь Марии и песни, которые также поют как похвалы в мае — песни расцвета, радостного месяца май, который стал месяцем Марии. Ежедневная литургия называется «šmarnice» (Словенское слово ландыши).

Когда мы изучаем ночное небо, можем увидеть семь звёзд, которые составляют созвездие Pleiades. Звёзды созвездия Плеяды — о них древние греки думали, что эти звёзды и есть семь дочерей Атласа, и что богиня Майя — самая молодая из них. Когда Атлас, во главе с гигантами, принял участие в восстании против богов Олимпа, в наказание он должен был держать мир на своих плечах. Майя и её сестры оплакивали оскорбление отца. Чтобы избавить их от страданий, боги превратили их в голубиц. Тогда они взлетели к самым высоким небесам и стали яркими звёздами — Эти семь звёзд, которые мы называем Плеяды.

Майю, главным образом, помнят сегодня как богиню весны и возрождения. «Майя» каждую весну воспроизводит пышную зелёную траву и ароматные цветы. Её хвалят как «матушку волшебства», потому что её сын, бог Гермес, был первым, кто овладел таинственным искусством магии. Вскоре после того, как Майя родила Гермеса, она узнала, что её сын был гением: будучи ползающим ребёнком, он создал первую лиру и первую свирель. Помимо того, что он был первым фокусником, Гермесу приписывают изобретение медицины, астрологии и писем.

Греко-римская земная богиня Майя и санскритская Майя, фактически, связаны и имеют общую основу

Имя Майя соединяет её с большими цивилизациями народа майя Центральной Америки. Удивительно, прослеживая все трёх майя (греко-римскую, индуистскую и проамериканскую), виден общий источник. «Волшебство» — титул Девственницы Кали как творцу земных появлений. Она также родила Просвещённого Будду.

Та же самая Богиня, названная Майей греками, была девственной матерью Гермеса, у которого было столько же перевоплощений сколько у Будды. Иногда партнёром Майи был Вулкан (греческий бог огня). Это было другим мифическим сочетанием мужского огня и женской воды. Индуисты сказали Агни, бог огня был супругом Kaли-Майя, хотя он периодически проглатывался и «подавлялся» ею. Согласно Тантрической фразе, Богиня поглотила сверкающий фаллос в своей йони.

Как девственная мать Будды, аскетическая майя буддистов была скоро переписана из подлинника. Появилась христианская версия о рождении Христа от Девы. Некоторые буддисты утверждали, что Просвещённый не мог коснуться «частей его матери». Язык-майя-Shakti персонифицирован как защита мира — женская, материнская сторона Окончательного Существа, и как таковая, она поддерживает непосредственное, материальное действие жизни.

Майя-Shakti — Ив, «Вечное Женское»: она заставила своего супруга съесть яблоко. С точки зрения мужского принципа Духа (который находится в поисках устойчивого, вечно действительного и абсолютно божественного) она — выдающаяся загадка. В себе Майя воплотила все три аспекта материнской троицы. Её цвета были белый, красный и чёрный: цвета Девственницы, Матери и Старухи. Как любая форма Кали, она была Создателем, Началом. Она была также духом постоянно живущим в женщинах. Текст Махаяны говорит, «Из всех форм Майи, женщина является самой важной».

«Сын Майи, Будда, был окружён её символами». Он вошёл в свой транс под её священным фиговым деревом, которое защитило его от непогоды. По возвращении его души из транса, он принял блюдо творога от девы в период полнолуния в месяце май (празднуется как самый большом из буддистских фестивалей). Не только месяц, но и много других традиций свидетельствуют о древности и широком воплощении богини Майя.

Она была больше, чем Майя-Мать; она была также Maga Бабушка-богиня; и Almaya Мандэина Кристиана, названная «Вечностью». Скандинавская Майя, персонифицирована в беременную мать хаоса перед началом: Ginnungagap. В этом Мировая девственница была связана с идеей иллюзии, создавая «видимое». Это универсальное имя достигло и западного полушария. Народ майя Юкатана предлагал ей жертвы так же, как это делали в северной Индии — в те же самые сезоны, определённые теми же самыми звёздами. «Звёзды майя» совпали со звёздами созвездия Скорпиона на индуистских и греческих диаграммах. Другая версия — она была Матерью-богиней Маяуель мексиканской Агавы, названа «Женщиной с Четырьмястами Грудьми», лелеющей мир, и ко всем существам в мире она относится по-матерински.