На гербах каких городов изображены святые. Георгий Победоносец: святой с герба и монеты

Всегда выходила победительницей из всех военных конфликтов. Возможно, именно герб , официальный символ главного города государства, и изображенный на нем Георгий Победоносец способствовали этому.

Описание герба

Впервые воин, сражающийся со змеем, появился на гербе Москвы во времена правления Ивана III. Описание современного изображения главного символа российской столицы официально закреплено в законе, утвержденном в июне 2003 года.

Герб представлен в виде четырехугольного щита с заострением в оконечности и закругленными нижними углами. На щите изображены главные персонажи:

  • Георгий Победоносец, причисленный к лику святых.
  • Черный змей, внешним обликом напоминающий дракона.

Герб столицы России имеет сдержанную цветовую гамму, это можно увидеть на любом цветном фото. При этом используются самые популярные геральдические цвета. Сам щит червленого цвета, всадник и конь изображены в серебряном цвете. Также можно заметить, что плащ Георгия светло-голубого цвета, а копье – золотого. Змей, как и положено представителю темных сил, прорисован черным цветом.

История герба Москвы

Во времена правления Ивана III на главном символе города изображался просто воин, выступающий в роли защитника земли русской. То есть центральный персонаж не ассоциировался ни с одним известным русским святым или военачальником.

Много новаций в России связаны с именем Петра I, кстати, именно он предложил считать изображенного на гербе Москвы воина-змееборца святым Георгием. Правда, до официального утверждения герба столицы России было еще далеко. Это случилось лишь в 1781 году, тогда же появилось описание персонажей и композиции, определены основные цвета, которые сохранились до сегодняшнего дня (красный щит, черный змий).

Октябрьская революция махом отменила старый символ и утвердила свой герб столицы нового государства. Естественно, все изображенные на нем элементы были связаны с победой пролетариата. Автор эскиза изображения Д.Осипов предложил следующие элементы – пятиконечную звезду, обелиск, серп и молот, зубчатое колесо и колосья ржи.

Появление звезды на гербе Москвы было связано с победами Красной Армии, обелиск ставился первым революционным монументом. Серп и молот, понятно, символизировал смычку села и города, в том же значении использовались и шестеренка с колосьями.

В 1993 году Юрий Лужков, исполнявший обязанности мэра Москвы, вернул исторический герб столице, а также ввел праздник День герба и флага, который отмечается ежегодно 6 мая.

Современный герб был восстановлен распоряжением Мэра Москвы в 1993 году по образцу первого официального герба столицы 1781 года. В 1995 и 2003 годах он повторно утверждался законами города Москвы.

Герб представляет собой четырёхугольный с закруглёнными нижними углами и заострённый в оконечности тёмно-красный геральдический щит. На нём изображён святой Георгий Победоносец в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще) на серебряном коне. Всадник поражает золотым копьём чёрного змия.

В основу изображения лёг сюжет «Чуда Георгия о змие», который часто использовался в Древней Руси на печатях, монетах, в княжеских и царских символах. Первое письменное упоминание о гербе относится к IV – V векам нашей эры.

Согласно преданиям, Георгий происходил из знатного каппадокийского рода (Каппадокия – область в Малой Азии, ныне в Турции). Поступив на военную службу, он скоро стал тысяченачальником при императоре Диоклетиане. Во время гонений против христиан Георгий, тайно исповедующий христианство, выступил в их защиту и объявил себя христианином, за что подвергся жестоким пыткам и мучениям. Несмотря на перенесённые испытания, Георгий оставался невредимым. Разгневанный император приказал отсечь мученику голову.

О чудесах святого слагалось множество сказаний и преданий, он исцелял больных, воскрешал мёртвых, обращал в христианство язычников. Наиболее известной легендой стало «Чудо Георгия о змие». Сказание повествует о городе в Каппадокии, которым управлял царь-язычник, преследовавший христиан. Господь, чтобы наставить царя на истинный путь, посылает на город дракона, который жил в озере. Чтобы умилостивить чудовище, правитель предложил горожанам каждый день по жребию отдавать на съедение змию своих детей. Дошла очередь и до царской дочери. Но в это время к озеру на коне подъехал святой Георгий.

Когда из озера появился страшный змий, Георгий, осенив себя крестным знамением и призвав Господа со словами «во имя Отца, и Сына, и Духа святого», устремился на змия. Всадник ударил его в гортань и пригвоздил к земле. После этого дочь царя связала поверженного змия своим поясом и отвела в город, где на центральной площади святой отрубил ему голову. После этого царь и все жители города уверовали в Иисуса Христа и приняли христианство.

Образ всадника-змееборца приобрёл в XIV – XV веках на Руси особую популярность и символизировал борца с иноземными завоевателями, а также народного защитника. Святой Георгий был небесным покровителем московского князя Юрия Долгорукого. Со времён Дмитрия Донского святой становится патроном и покровителем города Москвы.

Считается, что Георгий Победоносец изображен на российском гербе, однако прямо об этом в документах не сказано, вероятно, по причине закрепленных в Конституции РФ принципов отделения Церкви от государства и отсутствия обязательной идеологии. В то же время, почти такой же всадник на гербе Москвы в соответствующем законе прямо назван святым Георгием. В качестве символа города конный воин известен по меньшей мере с 1464 года, но только Петр I назвал его «Святым Егорием» в духе европейской геральдической традиции. До этого всадник символизировал государя - царя и великого князя.

На Руси святой Георгий был очень популярен, считался покровителем князей и дружинников. Ярослав Мудрый при принятии христианства получил имя Георгий именно потому, что образ Победоносца уважали даже язычники.

В отличие от знати, народ немного по-язычески чтил Егория Храброго как покровителя пастухов, защитника скота, «волчьего пастыря», открывающего весенние полевые работы. И это оказалось логично, ведь греческое имя Георгий происходит от слова «земледелец».

Согласно православному календарю, день святого Георгия особенно торжественно отмечают дважды - весной, 23 апреля (6 мая по новому стилю) и осенью, 26 ноября (9 декабря по новому стилю). Пословица «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» относилась к осеннему празднику. К этому дню окончания полевых работ, плюс-минус неделя, была приурочена возможность еще не окончательно закрепленных за помещиком и лишенных всех прав и свобод крестьян по собственной воле сменить место жительства и работы. Так что образ святого Георгия в народном сознании долгое время был связан с позитивными эмоциями. Затем крестьян лишили этого права, а сама поговорка, таким образом, несла в себе горькую иронию.

Изображение всадника с копьем или, реже, другим оружием, встречается на русских монетах с XIII века, причем на Руси под всадником подразумевался великий князь, а не святой, о чем говорила подпись с титулом государя. Благодаря образу всадника с копьем свое название получила относительно мелкая разменная монета - копейка. Георгия Победоносца иногда было принято изображать на монетах некоторых европейских государств, но и в Европе в большинстве случаев фигура всадника олицетворяла не святого, а местного короля. После крушения европейских монархий чеканить образ главы государства на монетах вышло из моды, в том числе и в России, так что Центральный банк России в наше время воспользовался сходством образов и выпускает золотую инвестиционную монету «Георгий Победоносец».

Орден святого Георгия также является высшей военной наградой Российской Федерации. Ряд офицеров были удостоены этой награды за проведение в 2008 году операции по принуждению к миру Грузии - страны, чьим покровителем считается как раз святой Георгий. В дореволюционной России орденов святого Георгия первой степени удостоены были только 25 человек, 8 из которых были иностранцами, что делает его самой редкой и чрезвычайно почетной военной наградой Российской империи.



© Алексей Бойцов/РИА Новости

Широко распространенная сегодня традиция ношения георгиевской ленточки появилась до революции. После смерти георгиевских кавалеров ленты от ордена носили их старшие сыновья. Это говорило о том, что потомок чтит подвиг своего родителя и принимает на себя ответственность, в случае необходимости, также проявить героизм. Интересно, что гвардейская лента, учрежденная в СССР в годы Великой Отечественной войны, была очень похожа на дореволюционную георгиевскую, и в настоящее время в массовом сознании эти два исторических символа слились воедино.

Святой Георгий также известен исламским народам Африки и Ближнего Востока под именами Джирджис и аль-Хадр. Он является покровителем Англии, Португалии, а также Барселоны, Венеции, Генуи и Львова.

Гербы пришли на Русь из Европы . Самые близкие родственники гербов - родовые знаки-тотемы. А прообразом современных гербов стали символы, которые еще в древние времена изображали на военных доспехах и знаменах. Например, морской конь украшал шлем Александра Македонского. В античное время эмблемы были не только у людей, но и у островов и городов. Например, символом Афин была сова. Но обычно такие изображения не передавались по наследству, то есть не были гербами в привычном нам понимании.
Появление геральдики часто связывают со временем крестовых походов (начиная с 1096 года). Именно тогда потребовались опознавательные знаки, заметные на большом расстоянии. Решение было простым - нанести на щит крест и тем самым разделить его на части. Следующим шагом стало деление щита не только горизонтально и вертикально, но и по диагонали. А вскоре получившиеся сегменты начали окрашивать в разные цвета.
В середине XII века влиятельная военная знать Европы начала использовать гербы в качестве личных знаков. Причина проста: во время боев и турниров лицо воина было скрыто кольчужным капюшоном и шлемом, поэтому нужны были специальные знаки, чтобы различать рыцарей. А уже в конце XII - начале XIII века появились женские гербы, гербы духовных лиц, горожан, крестьян, городов, корпораций, государств, провинций...

Первые русские гербы

На Руси княжеские роды также издревле имели свои отличительные знаки. У Владимиро-Суздальских князей, например, это было изображение льва, у ославских - медведя. Эти родовые символы ставились на печатях и были знаком главного города княжества. За границей они считались русскими гербами. Но эти эмблемы гербами по сути еще не были, так как гербы Западной Европы составлялись по строгим правилам геральдики. Русские эмблемы этим правилам попросту не следовали.
Не было на Руси и слова «герб» . Его начали использовать лишь в конце царствования Алексея Михайловича. В то время страна уже не могла обойтись без герба: переговоры с иностранными державами требовали знания геральдики. И в 1672 году появился рукописный «Титулярник» с изображениями 33 гербов земель тогдашней России. В их основе лежали древние русские городские печати.
А в 1722 году Петр I издал указы о создании Герольдии, введении должности герольдмейстера и определении на службу человека для создания гербов. Именно тогда прежние «печати», «знамена» и «клейма» были официально названы «гербами» и установлены в качестве обязательной государственной символики.
Государственный герб, гербы царств, провинций, городов требовалось разработать как можно скорее, ведь они должны были изображаться на знаменах воинских частей. Тогда Петр обратился к Я.В. Брюсу с просьбой найти знающего человека для создания гербов. Брюс рекомендовал пьемонтского дворянина графа Франциска Санти , знатока геральдических наук и художника. Именно он и получил чин полковника русской службы и 12 апреля 1722 года был зачислен в Герольдию «товарищем герольдмейстера».

Герб Москвы работы Санти

Несмотря на формальное отсутствие гербов на Руси, Санти признал, что, на самом деле, гербы есть. В своей работе он использовал существующие эмблемы печатей и изображения из «Титулярника». Оформление некоторых эмблем уже соответствовало правилам геральдики: имело устойчивую традицию в рисунке и размещении в ограниченной плоскости на щите. Но над большинством гербов предстояло кропотливо поработать.
Санти начал с составления государственного герба. Он взял рисунок государственной печати с двуглавым орлом и эмблемой Москвы на груди как образец, перерисовал орла, поместил эмблему во французский щит (четырехугольник с закругленно-заостренной нижней стороной) тогда как русские «печати» обычно помещались в круге, и привел размещение и раскраску в соответствие с правилами европейской геральдики. Но Санти признал за русской геральдикой право иметь собственные законы. Например, он принял типичное для нее положение фигур в левом геральдическом повороте (в геральдике стороны определяются по отношению к держащему щит), тогда как западноевропейская геральдика предписывает только правый поворот (левым боком к зрителю).
Санти с увлечением работал над созданием гербов, выписывал из-за границы литературу по геральдике, работал над геральдическим словарем, во всех губерниях запросил сведения для «сочинения» гербов.
В 1724 году вышел указ о введении печатей для губерний, провинций и городов, которые имеют гербы, на тех (печатях) вырезать тех городов гербы, а которым нет, то нарисовать приличные вновь в Герольдмейстерской конторе.
С этого времени работа по созданию гербов для губернских и уездных городов пошла особенно интенсивно. Но деятельность Санти прервалась в июне 1727 года, когда его обвинили в заговоре против малолетнего внука Петра I, императора Петра II. Обвинение было ложным, но Санти пробыл в ссылке в Сибири 15 лет. Вернула его лишь Елизавета Петровна.
Описание , составленное графом Санти , определяет, что всадник, изображенный на нем, - святой Георгий:
Поле красное, на котором изображен святой Георгий с золотою короною... обращен он налево, он же одет, вооружен и сидит на коне. Оной святой Георгий держит свое копье в пасти, или во рту, змея черного.
Но до начала XVII века всадник на московском гербе, по толкованию официальных лиц, обозначал самого великого князя. Русский посол во Флоренции в 1659 году на вопрос герцога Тосканского, не нарисован ли в московском гербе святой Георгий, ответил:
То великий государь наш на аргамаке.
В то же время неофициальное толкование изображения всадника в московском гербе как святого было едва ли не всеобщим. А иностранцы прямо называли всадника святым Георгием. Тогда Петру I оставалось сделать лишь один шаг: официально признать Георгия Победоносца московским гербом. Что он и сделал.
Но советские «специалисты по геральдике» оспаривали Петра. Например, Н.Н. Сперансов писал про :
Наши предки видели в конном воине-ездеце символ нашего отечества, а в зловещем змее - поверженных врагов русского народа. К сожалению, эта знаменательная эмблема, ставшая позднее гербом столицы, подверглась в дальнейшем грубому искажению, а затем и переделкам. В результате воин-ездец превратился в начале XVIII столетия в мифического Георгия Победоносца. Эти изменения старинной эмблемы произошли по вине иностранцев, приглашенных на службу в русское геральдическое ведомство, не понимавших русскую национальную символику, но знавших легенду о фантастическом подвиге «святого» Георгия, якобы освободившего царевну Аи от злого змея.
В 1727 году заниматься герботворчеством обязали Академию наук и немецкого профессора И.С. Бекенштейна , специалиста в области юриспруденции. Отказываясь от этой должности, он писал:
Я в сем деле великим искусством хвалиться не могу, понеже я никогда особливого старания в геральдике не имел... и никогда профессором геральдики не бывал, сюда не затем призван, как то академические протоколы и мое призывание засвидетельствовать могут.
Но Бекенштейн все же был назначен на должность, и ему поручили подготовить студентов для работы в Герольдии. Через несколько лет он жаловался, что геральдике пожелали учиться лишь студенты-чужестранцы, некоторые дети, от иноземцев в России рожденные, а из российской нации у меня в обучении никого не бывало, и для того учения никто ко мне не явился ж.

Герб Москвы работы фон Эндена.

Вновь интерес к городским гербам возник во время царствования Екатерины II. После реформы местного управления в 1770-1780-е годах, города получили некоторые элементы самостоятельности в управлении городскими делами, а гербы обрели значение правового символа, подобно свободным городам Западной Европы.
В 1770-1780-е года «товарищем герольдмейстера» служил подполковник И.И. фон Энден , офицер, прошедший службу от солдата до майора. В Герольдии уже существовало большое количество городских гербов, но некоторые он исправлял. Такому исправлению подвергся и герб Москвы. Новый герб был утвержден 20 декабря 1781 года. На гербе Санти святой Георгий был изображен в греческо-византийском доспехе, закрывающем лишь грудь и спину (полудоспехе). Энден одел его в полный доспех (панцирь), закрывающий всадника от пяток до макушки, придав ему облик немецкого рыцаря XV-XVI веков. И хотя «сочиненный» фон Энденом герб был утвержден, им старались не пользоваться.
Кстати сказать, на введенном Екатериной II в 1769 году военном ордене Святого Великомученика и Победоносца Георгия (самой почетной и распространенной воинской награде) сохранялось прежнее изображение святого.

Герб Москвы работы Кене.

В 1850-е года управляющим Гербовым отделением Департамента герольдии стал немецкий «ученый нумизмат» на русской службе Б.В. Кене . И он-то повернул всадника на по западноевропейским правилам. Поэтому с 1856 года до Октябрьской революции 1917 года изображался на гербе в таком неестественном положении: он вынужден был бросить узду и, держа копье двумя руками, колоть слева.
В царствование Николая I и Александра II Георгий Победоносец изображался в западноевропейских сплошных доспехах, а при Александре III ему вернули прежний античный доспех.
Следующее утверждение герба датируется 23 февраля 1883 года, где он утвержден как элемент Большого государственного герба:
На груди орла герб Московский: в червленом с золотыми краями щите Святый Великомученик и Победоносец Георгий в серебряном вооружении и лазуревой приволоке (мантии), на серебряном, покрытом багряною тканью с золотой бахромою, коне, поражающий золотого, с зелеными крыльями, дракона, золотым, с осьмиконечным крестом на верху, копьем.
Такое навершие копья должно было подчеркнуть, что изображен святой всадник, а не просто воин.
В Москве конца XIX - начала XX века редко и неохотно пользовались официальным московским гербом . Зато было создано много художественных произведений на его тему, более связанных не с официальным гербом, а с традиционным иконописным изображением Георгия Победоносца. Из них сейчас можно увидеть, например, барельеф работы В.М. Васнецова на фасаде Третьяковской галереи. Этот же образ в 1921 году увлек Марину Цветаеву: у нее рыцарь Георгий, меж спящими - бдящий, ведущий неравный бой с тьмою, окутавшей Россию.
В 1919 году в Белом движении была предпринята попытка сделать Святого Георгия (а там было много георгиевских кавалеров) государственной эмблемой Единой России. Тогда же Марина Цветаева написала стихотворение, обращенное к образу Георгия Победоносца на ах над Иверской часовней:
Московский герб: герой пронзает гада.
Дракон в крови. Герой в луче. - Так надо.
Во имя Бога и души живой
Сойди с ворот, Господень часовой!
Верни нам вольность, Воин, им - живот.
Страж роковой Москвы, сойди с ворот!
И докажи - народу и дракону -
Что спят мужи - сражаются иконы. Советская власть уничтожила эмблематику царской России. И 27 февраля 1925 года Президиум Моссовета утвердил новый герб Москвы , составленный архитектором Д.Н. Осиповым:
Изображенный на сем листе рисунок утвержденного герба состоит из следующих элементов:
а) В центральной части в овальный щит вписана пятиконечная звезда. Это победный символ Красной Армии.
б) Обелиск на фоне звезды, являющийся первым революционным монументом РСФСР в память Октябрьской революции (поставленный перед зданием Моссовета). Это символ твердости Советской власти.
в) Серп и Молот - эмблема рабоче-крестьянского правительства.
г) Зубчатое колесо и связанные с ним ржаные колосья, изображенные по овалу щита, являются символом смычки города с деревней, где колесо с надписью «РСФСР» определяет промышленность, а ржаные колосья - сельское хозяйство.
д) Внизу по обеим сторонам изображены эмблемы, характеризующие наиболее развитую промышленность в Московской губернии: слева наковальня - это эмблема металлообрабатывающего производства, справа челнок - текстильного производства.
е) Внизу над надписью «Московский совет Рабочих, Крестьянских и Красноармейских депутатов», изображенной на ленте, расположена «динамо-машина - эмблема электрификации.
Таким образом, в целом герб является синтезом деятельности Моссовета.
Этот герб Москвы в конце 1920 - начале 1930-х годов был изображен на печати Моссовета и печатался как марка на его изданиях. Но уже к концу 1930-х годов он вышел из употребления. Сейчас советский герб сохранился на фасаде здания Верховного суда на Поварской улице и в узоре ограды Каменного моста через Москву-реку.
Хрущевская «оттепель» затронула все стороны жизни СССР. Тогда же возродился интерес к геральдике. В журналах появились статьи о старых гербах. Началось любительское сочинение новых гербов для городов и поселков, возникших уже после революции, и переделка старых гербов на современный лад.
В 1964 году Главное архитектурно-планировочное управление Мосгорисполкома объявило открытый конкурс на герб Москвы . На конкурс поступило 177 проектов. Большинство из них предлагало гербы с новой - социалистической - символикой: красная звезда, серп и молот, Останкинская телевизионная башня, Ленина, горящий факел, голубь мира, восходящее солнце и другие подобные эмблемы на фоне или с элементами зубчатой кремлевской стены. Но при этом значительное количество проектов включало изображение всадника наподобие дореволюционного герба Москвы. Жюри конкурса ни одному из проектов не присудило премии.
Вновь вопрос о гербе Москвы возник в 1992 году. Депутат Моссовета художник Константин Иванов без всяких на то поручений, заказов и проч. пришел к своему начальству, принес эскизы и предложил на их основе восстановить старый герб с изображением Георгия Победоносца.
Но этот вариант московского герба не был утвержден. Более того, он был раскритикован специалистами. Основной упрек художнику заключался в том, что святой Георгий - человек в общем-то военный, изображен без шлема.
Художника вынудили вернуться к «сочинению» подполковника фон Эндена.

Возвращение герба Москве.

В распоряжении мэра Москвы от 23 ноября 1993 года «О восстановлении исторического герба города Москвы» говорится:
Настоящий Герб воссоздан на основе иконографического сюжета Чуда Георгия о змие и изображения его на печатях, монетах, княжеских и царских гербах Древней Руси.
Кстати каноническое изображение Георгия Победоносца как святого (с нимбом) есть на кремлевской стене слева от Троицкого Моста. Но почему же святой на гербе больше похож на воина? Многие связывают это с версией о том, что на самом деле, на московском гербе изображен языческий Бог Перун. Не проливает свет на этот вопрос и законодательство, так как упомянутое изображение фигурирует на как «Святой Георгий Победоносец» (при этом закон регламентирует изображать рыцаря, а не святого), а в гербе Российской Федерации - как «всадник».

В «Житии святого великомученика Георгия» говорится, что он родился во второй половине III века в Каппадокии, малоазийской провинции Римской империи, в знатном семействе, был воином и имел чин военного трибуна. Приняв христианство, он роздал свое имущество бедным и пошел проповедовать учение Христа. В 303 году римский император Диоклетиан начал гонения на христиан. Георгий также попал в руки палачей. Его подвергли мучениям, требуя отречься от веры, но он отказался. И тогда его казнили. Почитание великомученика сначала распространилось на Востоке, затем проникло и в христианские страны Европы.
Святой Георгии прославился многими чудесами, о которых рассказывается в его «Житии». Одно из них - спасение города от чудовищного змия. Возле одного языческого города поселился в пещере змий, похищавший и губивший его жителей. Чтобы умилостивить змия, жители приносили ему в жертву своих детей. Подошел черед царской дочери: ее одели в багряницу и проводили к змиевой пещере. Мимо как раз ехал святой Георгий. Узнав о горе девушки, он вознес молитву Богу и вступил в бой со змием. Змий смирился и пал Георгию в ноги. Георгий велел царской дочери обвязать шею чудовища своим поясом и вести змия в город.
В городе Георгий на глазах у всех отрубил змию голову, чтобы все видели, что змий уничтожен. Горожане обрадовались и приняли христианство.
На Руси о святом Георгии узнали еще до всеобщего принятия христианства. Он считался покровителем воинов и князей, и поэтому в 988 году князь Ярослав Владимирович при крещении получил христианское имя Георгий. Ярослав почитал своего небесного покровителя и назвал его именем город Юрьев, а также основал в честь него монастырь и церковь в Киеве. Князь Юрий Долгорукий также в честь своего святого покровителя основал город Юрьев-Польской и построил несколько церквей. Дмитрий Донской, возвращаясь с Куликовской битвы, в знак благодарности за победу заложил в великокняжеском селе Коломенском церковь во имя святого Георгия.


А Вам есть, что добавить в рассказ об истории московского герба?


Казалось бы, бесспорная истина: святого Георгия Победоносца издревле считали покровителем русской столицы, и его образ запечатлен на московском гербе, ставшем позднее частью герба государственного. Но почему святой изображен без нимба? И действительно ли на гербе, который за свою историю претерпел много символических изменений, изображен святой Георгий? Об этом до сих пор не утихают дискуссии.

Кем возвысилась Москва

На Русь святой Георгий пришел из Византии вместе с принятием христианства. Сын святого Владимира Великого, князь Ярослав Мудрый первым принял крещение с именем Георгий, положив традицию почитания святого Георгия Победоносца на государственном уровне. Согласно византийскому же обычаю изображать на монетах и печатях как самого правителя, так и его святого покровителя, на монетах Ярослава впервые появляется пеший образ святого Георгия. Ярослав основал и первые на Руси Георгиевские храмы: Юрьев монастырь под Новгородом, для которого в 1170 году была написана древнейшая из сохранившихся икон святого Георгия - по заказу сына благоверного Андрея Боголюбского, князя Георгия, княжившего в Новгороде и ставшего первым мужем грузинской царицы Тамары. В Москву этот образ привез Иван Грозный, и ныне он хранится на северном клиросе Успенского собора. В Киеве Ярослав Мудрый основал Георгиевский монастырь, наподобие Георгиевских храмов Константинополя. День освящения его собора, 26 ноября, стал вторым, «зимним», праздником святого Георгия Победоносца. (По преданию, именно в этот день святой Георгий победил змия.) Имя «Георгий» в переводе с древнегреческого означает «земледелец», и два его праздника ознаменовали цикл сельских работ на Руси: «Юрьем починают, Юрьем и кончают». На Руси его называли Егором и Юрием - от сокращенного Гюргия.

Судьбоносное для Москвы событие произошло в конце ХI века, когда киевский князь Владимир Мономах нарек своего новорожденного сына Юрием - так святой Георгий Победоносец стал небесным покровителем основателя Москвы князя Юрия Долгорукого. На его печати был изображен святой Георгий пешим и вынимающим меч - еще без змия. Предание гласит, что однажды по дороге из Киева во Владимир Юрий Долгорукий остановился в гостях у боярина Кучки; прогневавшись за непочтительный прием, велел казнить его, но, возлюбив его прекрасные владения, повелел поставить там город Москву. И будто бы дал в ее герб образ своего небесного покровителя - всадника, попирающего копьем змия.

Это, конечно, предание, но с него и начинаются все загадки. Бесспорно, что на московском гербе, созданном в XVIII веке, изображен Георгий Победоносец. Но когда именно он появился в государственной символике, к общему мнению историки не пришли до сих пор. Считается, что эмблема святого Георгия как московский великокняжеский знак впервые появилась при старшем брате Ивана Калиты князе Юрии Даниловиче - как его небесного патрона. Образ пешего змееборца (воина, замахнувшегося мечом на змия) в Московском княжестве встречается на монете великого князя Ивана II Красного, сына Ивана Калиты. На печати Дмитрия Донского появился первый образ конного всадника с копьем. На печати его сына Василия I тоже изображен всадник с копьем, направленным острием вниз, и с тех пор этот символ утвердился в качестве московской эмблемы, став наследственным. На монетах Василия II, внука Дмитрия Донского, появляется отчетливое изображение всадника, поражающего копьем змия в раскрытую пасть, напоминающее иконографию «Чуда святого Георгия о змие». Историк В.Б Муравьев, исследовавший драматичную историю московского герба в недавней книге «Легенды древней Москвы», считает, что здесь определенно узнается святой Георгий и что с этого времени - середины XV века - образ святого Георгия Победоносца становится устойчивым символом московского князя и Московского княжества. А при Иване III изображение всадника обретает свой окончательный, классический вид.

Однако поскольку до начала XVIII века этого всадника называли «ездецом», то у исследователей сложились две полярные точки зрения. «Православная» версия гласит, что это - святой Георгий как покровитель Москвы и московских князей. Сторонники «светской» версии считают «ездеца» сугубо русским символом князя-воина, государя, который лишь во времена Петра Великого стал ассоциироваться с Георгием Победоносцем. Эти разногласия возникли, во-первых, из-за русской традиции изображать на печатях и монетах как святых покровителей князей, так и их самих, оттого зачастую без нимба и в короне, что дало повод увидеть в «ездеце» изображение правителей. Отсутствие нимба является главным фактом, позволяющим считать «ездеца» светской персоной. Во-вторых, судя по сохранившимся историческим свидетельствам, сами русские часто называли этого всадника князем или царем, тогда как святого Георгия в «ездеце» на московской эмблеме узнавали в основном иностранцы, благодаря сходству всадника с иконографическим образом святого Георгия Победоносца, а в Европе он был тоже очень популярен и почитался покровителем рыцарства. Есть примирительные версии, что это одновременно и образ святого Георгия, и московского князя, уподобленного святому воину. Или что изначально это был образ святого Георгия, затем со времени Ивана Грозного, венчавшегося на царство, стал образом государя вплоть до петровской эпохи. Версий множество. Но сегодня «георгиевцы» упрочивают свои позиции, приводя аргументы в защиту того, что московский всадник - это образ святого Георгия Победоносца.

Его почитание на Руси всегда усиливалось в тяжкие, но судьбоносные для страны времена. Когда Дмитрий Донской собирал силы русских земель для отпора врагу, Русь томилась под чужеземным игом, и образ святого Победоносца был особенно близок русскому народу как христианский покровитель воинства, ратников за Отечество. О том свидетельствует и благодарственная Георгиевская церковь в Коломенском, которую основал Дмитрий Донской, возвращаясь с Куликовской битвы, где святого Георгия видели на поле брани сражавшимся на стороне русских. (Существовало предание, будто святой Георгий убил змия в овраге Коломенского.) Чудо Георгия о змии было образом победы христианства над иноверцами. И вероятно, со времен Дмитрия Донского святого Георгия почитают покровителем Москвы.

Великий князь Иван III начал новую эпоху в истории России, когда Москва, созидавшая вокруг себя русские земли в единое сплоченное государство, стала преемницей Второго Рима после падения Константинополя. Возможно, и с этим было связано усиление государственного почитания в Москве святого Георгия Победоносца, который был покровителем византийских императоров. В 1464 году на кремлевской Фроловской башне появилась белокаменная икона-горельеф святого Георгия. Образ водрузили над главными воротами города с наружной стороны, а через два года с внутренней стороны поместили образ другого покровителя Москвы, святого Димитрия Солунского, вверив святым охрану Кремля от врагов. Когда же итальянские мастера построили Спасскую башню на месте Фроловской, над ее воротами позднее поместили образ Спасителя, а скульптура святого Георгия была перенесена в Георгиевскую церковь около Спасской башни, а потом в Вознесенский монастырь. (В XVII веке святому Георгию вновь вверили охрану города, поместив его образ над Воскресенскими воротами Китай-города, ведущими на Красную площадь. Именно к этой иконе в 1918 году взывала Марина Цветаева в своем знаменитом стихотворении: «Страж роковой Москвы, сойди с ворот!».) Образ святого Георгия был на великокняжеских стягах Ивана III, с которыми он вышел на Великое стояние на Угру, и одержанную победу приписали покровительству святого Георгия.

Во время формирования национального государства личная эмблема московского князя становится эмблемой державы. И при Иване III окончательно появился прообраз московского герба. Знаменитая государственная печать 1497 года, которую Н.М. Карамзин считал истоком символики русского государственного герба, имела на лицевой стороне изображение конного всадника, поражающего копьем змия, а на ее обратной стороне впервые появился двуглавый орел. Во всаднике легко узнается иконографический образ «Чуда святого Георгия о змии». По мнению О.В. Яхонта, всадник на этой печати точно воспроизводит образ скульптурной иконы святого Георгия с Фроловской башни. Есть другая версия, что образ всадника был заимствован с надгробия митрополита Феогноста в Успенском соборе, где было вычеканено «Чудо Георгия о змии». Исследователи, те, что видят в этом всаднике святого Георгия, считают, что его изображение на государственной печати и в московской символике времен Ивана III было и знаком преемственности московских князей владимирским и киевским князьям. Кроме того, так символически подчеркивалась роль московского князя как оплота Православия.

Однако нимб у этого всадника отсутствует.

Авторы книги «Символы, святыни и награды Российской державы» дают очень интересное объяснение. По их мнению, данное изображение всадника не соответствует древним православным канонам и в некоторых других элементах, например он колет змия в шею, а не в глотку, но зато этот образ Георгия Победоносца «более всего напоминает свое воплощение в произведениях западноевропейского искусства эпохи Возрождения, прежде всего итальянского». Иными словами, итальянские мастера, прибывшие по зову Ивана III строить соборы и крепости Третьего Рима, могли по его же заказу выполнить и государственную печать, где изобразили святого Георгия в более привычных им традициях, как было принято в Европе - без нимба.

При Иване Грозном всадник-змееборец утверждается на груди двуглавого орла как символ сплочения русских княжеств вокруг Москвы. На голове всадника появляется корона, очевидно, в знак принятия Иваном Грозным царского титула. Приверженцы «светской» версии, считающие всадника образом царя как защитника России, подкрепляют ее такими свидетельствами. Послы Ивана Грозного заявляли, что на печати изображен «государь на коне». Когда в середине XVII века герцог Тосканский спросил русского посла, изображен ли во всаднике Георгий Победоносец, тот ответил: «Великий государь наш на аргамаке» (породистой лошади). В описи Оружейной палаты о гербовом знамени 1666-1667 годов сказано, что на груди двуглавого орла «царь на коне колет копием змия». Подьячий Посольского приказа Григорий Котошихин утверждал, что на печати Московского княжества вырезано: «Царь на коне победил змия». (Встречается и совсем простое пояснение: «Человек на коне колет змия»). Если всадник - государь, то что же змий? О символе змия разногласий нет: это библейский образ зла и олицетворение врагов русской земли.

Сторонники «георгиевской» версии дают свои трактовки перечисленным фактам. Во-первых, то самое отсутствие нимба в изображении Георгия Победоносца (и прочие отступления от канонов) на печати Ивана III и при его преемниках сделало всадника в представлении русских «царем» или «человеком на коне», то есть светским символом. Отсюда и неопределенное именование «ездец». В.Б. Муравьев предложил более сложное объяснение: всадника на московском гербе называли «государем» русские официальные лица. Подобная идентификация изображения на государственном знаке (монете, печати, эмблеме) с самим государем (или его небесным патроном, что тоже символизировало государя) «была издревле традиционна для России, и отказаться от этой традиции русская бюрократия не решалась». Таким образом, это официальная трактовка государственных лиц, явившаяся из древнего правила чеканить на государственных знаках образ правителя или его небесного покровителя. Иностранцы же, не связанные с русской бюрократией, открыто называли всадника на груди орла святым Георгием, в том числе и Самуэль Коллинс, личный лекарь царя Алексея Михайловича. Но, по мнению Г.В. Вилинбахова и Т.Б. Вилинбаховой, европейцы легко узнавали во всаднике святого Георгия потому, что он был изображен без нимба, как было принято в Европе.

Сторонники «светской» версии указывают и на тот факт, что на государственном гербе, помещенном на титульном листе Библии, изданной в Москве в 1663 году, всаднику-змееборцу на груди двуглавого орла придано портретное сходство с царем Алексеем Михайловичем. Однако крупнейшие исследователи православной средневековой Москвы М.П. Кудрявцев и Г.Я. Мокеев утверждают, что изображение царя на коне, убивающего копьем змия, здесь дано вместо традиционного герба Москвы - Георгия Победоносца. И указывают на надписи над гербом из книги пророка Исаии: «Аз поставих царя с правдою и вси пути его прави»; «Сей созиждет Град Мой» (Ис. 45: 13).

Алексей Михайлович считал себя защитником Вселенского Православия. Московское царство стало главным покровителем Восточных Патриархатов, прозябавших под османским игом. Появилась идея об освобождении Константинополя и создания православной империи на территории бывшей Византии и Балкан под властью московского царя. Москву же, устроенную во образ Небесного Иерусалима - Града Божия, называли и Новым Иерусалимом на земле, согласно пророчествам книги Исаии об избрании нового народа и города, на который перейдет слава народа Божия: «Оставите бо имя ваше в насыщение избранным Моим, вас же избиет Господь; работающим же Мне наречется имя новое» (Ис. 65: 15). Изображение Алексея Михайловича воином, убивающим змия, здесь символизирует идею Руси как последнего мирового оплота Православия, и такая вариация вполне могла иметь место на книге.

Ученые не пришли к единому выводу об идентификации московского всадника, но именно он стал прообразом герба Москвы. Слово «герб», буквально означающее «наследство», стало входить в русский обиход при Алексее Михайловиче. В 1672 году появился «Титулярник», где были собраны изображения 33 гербов областей и городов, входивших в полный царский титул. Еще раньше, в 1669 году, царь приказал мастерам изобразить в росписях на стенах Коломенского дворца 14 печатей «в гербах», то есть поместить государственные эмблемы в щитах, по аналогии с европейскими гербами. На них и обратил внимание юный Петр I.

Святой Егорий на коне

Считается, что Петр Великий, не мудрствуя лукаво, первым из русских назвал московского всадника святым Георгием Победоносцем. Сохранилась его записка, датируемая предположительно 1710 годом: «Сие имеет свое начало оттуду, когда Владимир, монарх российский, свою империю разделил двенадцати сынам своим, из которых владимирские князи возымели себе герб с[вятого] Егория, но потом ц[арь] Иван Вас[ильевич], когда монархию, от деда его собранную, паки утвердил и короновался, когда орла за герб империи Российской принял, а княжеский герб в груди оного поставил». В правление Петра I начинается создание московского герба, на котором святой Георгий был изображен в русской традиции, берущей истоки в православной иконографии.

В 1722 году император учредил Герольдию, которая должна была среди прочего заниматься составлением городских гербов - по замыслу Петра, эти гербы предполагалось поместить на знаменах войск, размещавшихся в том или ином городе. На должность «для сочинения гербов» по рекомендации Якова Брюса определили пьемонтского графа Франциска Санти, хорошо знавшего европейские геральдические правила - по ним и собирались создавать русские гербы и исправлять традиционные русские эмблемы. Однако Санти мудро расценил, что успех придет лишь в том случае, если он не скопирует для России европейскую геральдику, а создаст русскую по русским традициям. К тому же, основательно изучив «Титулярник», русские печати и портреты государей, он увидел, что гербы на Руси фактически существуют, в чем-то отвечая и положениям западноевропейской геральдики, и это вызвало у него уважительное отношение к древним русским и московским эмблемам. Оттого он сохранил за русской геральдикой право иметь свои законы. Так, святой Георгий на московском гербе изображался к зрителю правым боком (как на большинстве икон «Чуда святого Георгия о змии»), то есть в левой геральдической стороне. Тогда как по правилам геральдики надлежало сделать наоборот и развернуть всадника в правую геральдическую сторону, левым боком к зрителю. В Западной Европе такое правило возникло по естественным причинам: живые существа, например всадник или лев, всегда изображались левой стороной к зрителю, чтобы в бою или на турнире эти фигуры на щите рыцаря, который он держал в левой руке, не казались убегающими от противника.

Эскиз московского герба выглядел так: в красном поле святой Георгий с золотой короной, в греческом полудоспехе, закрывающем грудь и спину, колет копьем, увенчанным крестом, в пасть черного змия. И здесь он изображен без нимба, но на его святость указывал крест наверху копья. В дальнейшей истории московского герба его все больше приближали к требованиям европейской геральдики.

После смерти Петра Великого Санти ложно обвинили в заговоре против Петра II, и он пробыл в сибирской ссылке 15 лет. Его проект, хотя так и не стал официальным гербом Москвы, был утвержден Сенатом в 1730 году как герб для знамени московских полков. Тогда же был утвержден государственный герб с московским гербом на груди орла: «Георгий на коне белом, побеждающий змия, епанча (плащ. - Е.Л. ) и копье желтые, венец желтый же, змий черный». Итак, плащ святого на гербе не красный, как на иконе, - символ пролитой крови великомученика, а золотой. Геральдические каноны все более утверждаются.

Новая эра московского герба наступила при Екатерине Великой. В зимний Юрьев день 26 ноября 1769 года она учредила в России орден святого великомученика и победоносца Георгия. С тех пор 26 ноября в Зимнем дворце устраивался ежегодный прием в честь орденского празднования. Для торжественных обедов императрица заказала фарфоровый Георгиевский сервиз: все его предметы несли изображения орденских знаков и георгиевской ленты. И тронным залом в Зимнем дворце был Георгиевский зал, созданный Джакомо Кваренги по приказу императрицы.

При Екатерине II Москва вернулась к созданию своего официального герба после реформы местного управления, когда каждый русский город был обязан иметь собственный, высочайше утвержденный герб, по аналогии со свободными городами Западной Европы. Товарищ герольдмейстера подполковник И.И. фон Энден неудачно исправил уже имевшийся московский герб, а именно: переоблачил всадника из древнего полудоспеха в полный панцирь средневекового рыцаря. Такая традиция была принята в Европе, поскольку святой Георгий почитался покровителем рыцарства, но для православной России такая трактовка святого Георгия Победоносца была чужеродна. Кроме того, копье на гербе утратило крест. Однако русская традиция изображения в левой геральдической стороне была сохранена. Сохранились и цвета: красное поле, белый конь и черный змий. Неизвестен цвет плаща, но считается, что он был золотым, как описано в статуте ордена святого Георгия. 20 декабря 1781 года императрица утвердила именно этот герб Москвы как официальный.

Лишь в середине XIX века он был создан по правилам европейской геральдики. Это изменение связано с пожеланием Николая I и с деятельностью немецкого барона Б.В. Кене, управляющего Гербовым отделением Департамента герольдии, который занимался и созданием Большого государственного герба. «Согласно с требованиями геральдики», он развернул фигуру всадника в правую геральдическую сторону - левым боком к зрителю. Еще Лжедмитрий I на своей печати попытался по-европейски «развернуть» московского всадника, и посягательство на московский герб казалось «уделом» иностранцев. Чтобы поразить копьем змия, находящегося слева от коня, всаднику пришлось бросить узду и взять копье обеими руками. Однако копью был возвращен венчавший его крест. Изображался всадник по-прежнему в сплошных рыцарских латах, но при Александре III в 1883 году ему был возвращен полудоспех. Мантия же святого Георгия вместо золотой стала «лазуревой» - синей. (О.А. Рево предположительно связывает это с возможным желанием герольдии привести цвета московского герба в соответствие с цветами национального флага России: белый конь, синий плащ, красный щит). Вместо черного змия появился золотой дракон с зелеными крыльями. В старину не разделяли змия и дракона - это было одно и то же существо, образ библейского врага. Историк Г.И. Королев, написавший блестящее исследование «Змий или дракон», одной из возможных причин переделывания змия в дракона в XIX веке считает то же желание привести отечественную геральдику в согласие с западноевропейскими геральдическими правилами.

Отечественные геральдисты были очень расстроены этими переменами, ведь именно московский герб, как самый твердый и ранний, установившийся на Руси, следовало охранять от произвольных новшеств. Примененные формально западные геральдические правила без учета особенностей отечественного герба казались чуждыми началами, пренебрежением к национальным традициям.

Любимым в народе оставался иконописный образ святого Георгия Победоносца, воспринимавшийся как святой символ древней Москвы. Писатель Иван Шмелев приводит услышанный им разговор двух московских подмастерьев: «Святой Егорий сторожит щитом и копием Москву нашу, потому на Москве и писан… Чего в сердечке у нашего орла-то? Москва писана на гербу: сам святой Егорий, наш, стало быть, московский. С Москвы во всю Россию пошел».

Победоносец

После революции герб Москвы был упразднен. 27 февраля 1925 года президиум Моссовета утвердил первый советский герб, составленный архитектором Д. Осиповым, - Москва стала первым городом, получившим герб c революционной, пролетарской символикой. Место святого Георгия заняла пятиконечная звезда - победный символ Красной Армии. На фоне звезды был изображен обелиск, являвшийся первым революционным монументом РСФСР, - символ твердости Советской власти. (Этот обелиск - памятник первой советской Конституции, стоял на месте памятника Юрию Долгорукому). Серп и молот - эмблема рабоче-крестьянского правительства. Зубчатое колесо и ржаные колосья, изображенные по овалу щита, символизировали смычку города и деревни, а внизу располагалась динамо-машина - эмблема электрификации.

К образу святого Георгия Победоносца как воина, сокрушающего врага, обратились во время Великой Отечественной войны. И кавалерист на плакате, поражающий копьем свастику со змеиными головами, и карикатуры Кукрыниксов, где советский воин колет штыком фашистскую гадину или в череп Гитлера, навеяны мотивами московского герба. Знаменательно, что битва за Москву началась накануне зимнего праздника святого Георгия, а взятие Берлина состоялось накануне весеннего. 6 мая 1945 года пришлось на Пасху, что верующие восприняли как знак скорой победы, и через день была подписана капитуляция фашистской Германии. Медаль «За победу над Германией» носили на георгиевской ленте.

23 ноября 1993 года распоряжением мэра Москвы «Овосстановлении исторического герба Москвы» столице был возвращен ее исторический герб по образцу первого официально утвержденного герба Москвы 1781 года: на темно-красном щите Георгий Победоносец, в серебряных доспехах и лазоревой мантии, на серебряном коне, поражает золотым копьем черного змия. И хотя жаль, что на нашем гербе сохранился облик средневекового рыцаря, далекий от православного образа святого Георгия, но теперь он хотя бы развернут в традиционную для России левую геральдическую сторону. И самое главное: святой Георгий Победоносец снова вернулся на московский герб.

При написании статьи частично использованы материалы сайта