Основные гносеологические позиции. Изучение гносеологии, как раздела философии. Гносеология - это

Познание реальности - это припоминание или исследование? В представлении о познании Аристотель во многом не согласен с Платоном.

Основной принцип теории познания Платона - это принцип припоминания. Он основан на метемпсихозе , учении о переселении душ. По мнению Платона, душа человека принадлежит миру идей, где она созерцает истину, но, попадая в мир вещей, соединяясь с телом, она забывает все, что видела, и знание истины остается в ней как воспоминание. Единственный для человека способ познавать бытие - припоминать его, находя в вещах чувственного мира отблески идей. Если человеку удается увидеть следы идей - через красоту, любовь или справедливые дела, - то, по словам Платона, крылья души, когда-то утерянные ею, вновь начинают расти. От качества души зависит, насколько много она сможет припомнить, поэтому обучение должно быть нацелено на то, чтобы помочь душе вспомнить.

Нетрудно заметить, что в учении о припоминании Платон развивает идею Сократа о душе, «беременной истиной», объясняя причины наличия истины в душе. Сам же путь познания, или процесс припоминания, непрост; его этапами можно считать мнение и знание , или науку. Мнение - промежуточный этап между незнанием и знанием, между бытием и небытием, оно может проявляться в простом воображении и веровании. В процессе познания важная роль отводится Эросу , он - сила, дающая крылья, на которых познающая душа несется от красивого к Красоте, а от нее ко - всеобщему благу. Любовь - не источник знания, но способ его получения; любовь помогает постичь Истину, Добро и Красоту в их единстве, а любовь к мудрости (философия) ведет к истине.

Аристотель отвергает платоновское учение о припоминании и утверждает, что познание движется от видимости вещи к ее сущности, от ощущения - к рациональному знанию. Чувственный опыт (ощущения) дает нам уверенность в том, что мы существуем, считал Аристотель; на основе этой идеи впоследствии развились такие направления в философии, как эмпиризм и сенсуализм. Зная, что все существующее имеет причину, мы можем предположить, что и мир в целом имеет причину. Аристотель полагал, что наше познание нацелено именно на раскрытие причин - больших и малых:

Про каждую вещь мы думаем, что ее знаем безусловно, а не софистически, по случайным [признакам], когда мы думаем, что знаем причину, в силу которой [данная] вещь есть... и что это не может обстоять иначе .

Истиной Аристотель считал соответствие знаний о предмете самому предмету или его сущности , а из его учения о бытии мы знаем, что сущносгью вещи является ее форма. В XX в. такой подход к познанию будет назван эссенциализмом (от лат. essence - сущность).

Аристотелю принадлежит разветвленная классификация наук , в которой отражены его представления об основных уровнях познания, следующих за уровнями бытия. Он выделял науки теоретические , практические и продуктивные. Наиболее ценными он считал науки теоретические, включающие математику, физику и первую философию , которую позже стали называть метафизикой, а сам термин «метафизика» стал синонимом термина «философия».

Задачей математика является изучение определенных качеств, выраженных абстрактно. Физик занят материальным миром, а так как материальный мир не существует без форм, то физик занят и формами: он исследует причины тел, каковыми являются формы. Собственно, под физикой Аристотель понимает то, что мы бы назвали натурфилософией. В трактате «Физика» он разрабатывает учение о форме и материи , объясняет сущность движения, времени и пространства.

Первая философия является наукой о сущностях ; она призвана исследовать не конкретное проявление бытия, а самое бытие, но так как бытие венчает Бог, то и первую философию венчает теология, наука о Боге. Термин «теология» закрепился в европейской культуре, приобретя дополнительные смыслы, но сохранив свое основное определение - наука о Боге.

Кто ищет первопричины необходимого, тот с необходимостью приходит к идее Бога, ибо только он есть абсолютная первопричина сущего. Задаться вопросом «Что есть бытие?», значит оказаться перед проблемой: существует ли только чувственное или есть сверхчувственное божественное бытие? Этим может заниматься только высшая наука. С практической точки зрения все остальные науки более необходимы людям, но ни одна из них нс превзойдет эту.

Философия начинается с удивления и желания понять, как устроен мир; от этого знания нет конкретной пользы, но именно такое желание делает человека человеком. На получение конкретной пользы нацелены практические науки; к ним Аристотель относит этику и политику", первая позволяет определить правильное поведение, вторая - правильное управление. К продуктивным наукам, или искусствам, Аристотель относит почти все практико-ориентированные области знания: медицину, навигацию, архитектуру и т.п. Все они коррелируют с обыденным опытом и здравым смыслом.

Например, Y знает, что X помогло от простуды некоторое лекарство, и, возможно, он примет решение его выпить в случае простуды. Владеющий искусством врачевания знает, что в состав этого лекарства входит некий компонент, имеющий жаропонижающий эффект за счет того, что ускоряет движение крови, и он может предложить его всем, кому не повредит такое ускорение. На этом примере хорошо видно, что истина у Аристотеля спускается с небес на землю; она престает быть недостижимым или труднодостижимым идеалом. Если врач знает свойства лекарства и его возможности воздействия на болезнь, то он знает и сущность (истину) этой болезни и этого лекарства.

Таким образом, если для Платона истина тождественна бытию , ибо пребывает в мире идей, то для Аристотеля знание следует за бытием , а истина рождается в познании как соотнесение мысли и предмета. Верное отражение в мысли сущности предмета и будет истиной. Именно аристотелевское понимание познания, в котором соединяются платоновские идеи и здравый смысл, стало основанием европейской рациональности и науки. Здравый смысл говорит, что не стоит отказывать своему опыту в возможности познания, ибо он направит нашу мысль, способную постигать то, что лежит за пределами чувственного опыта, к познанию причины , каковой всегда является идея (форма). Так, причина болезни тоже нуждается в аналитике, она не является фактом опыта, в отличие от самой болезни.

Другими словами, рождается идеал научного знания , требующий познать вещь такой , какова она на самом деле , объективно и беспристрастно. Если спросить человека на улице, что есть знание, мы получим более или менее похожий на эту мысль ответ. Такое понимание знания закрепилось в европейской культуре, наверное, именно потому, что сопряжено со здравым смыслом и тысячелетним опытом познающего человека. Наука должна дать нам объективное и достоверное знание о мире, что становится возможным при правильном мышлении (логика) и правильной корреляции его опытом (натурфилософия).

  • Цит. по: Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 1. С. 435.



Гносеология - что это такое? Определение, значение, перевод

Гносеология это наука о познании и один из четырёх разделов философии. Гносеология известна еще со времен Сократа и Платона. Слово «гносеология» происходит от греческого gnosis (знание) и logos (учение). Дословно можно перевести как «учение о знании».

В теории философии гносеология является наукой о формах, источниках, границах и мерах человеческого познания. Гносеология разбирается в том, как в процессе познания происходит эволюция от незнания к знанию.

В некоторых философских трактатах, как и в Википедии, гносеология является синонимом слова «эпистемология», что не совсем верно: корень слова эпистемология - «pistis», что значит «вера». Однако «вера» и «знание» - две большие разницы.

Если говорить совсем просто, то гносеология занимается изучением сознания. А цель ее - изучить взаимосвязь сознания с материальным миром.



Гносеология находится в списке:


Вы узнали, откуда произошло слово Гносеология , его объяснение простыми словами, перевод, происхождение и смысл.

Введение

Гносеология - учение о познании, основные принципы гносеологии

История формирования гносеологии

Заключение

Список литературы

Введение

Путь познания - вечный путь от незнания к знанию, от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т. д. Познание есть удивление. Человек удивляется тому, что хочет познать. Познание начинается с сомнения. Сомнение и неизвестное соседствуют друг с другом. И некоторые философы считают, что неизвестное - это самое драгоценное достояние человека. Еще Платон писал, что все в здешнем мире есть слабый образ верховного домостроительства, в котором много сомнительного и непознаваемого.

Непознаваемое, когда мы доверяемся нашим впечатлениям. А впечатления возникают, когда мы скользим по поверхности явлений и процессов, - что мы умеем делать с ловкостью и быстротой. Познание не сводится к впечатлениям. Оно развертывается как весьма сложный процесс, охватывающий собой все акты и феномены, которые формируют и развивают познавательный образ. Помимо чувственного созерцания и восприятия вещей, воображения, познание предполагает глубокое абстрактное мышление. Познание - это процесс постижения мыслью объективной реальности.

Основной целью данной работы является изучение гносеологии, как раздела философии.

Я поставил перед собой следующие задачи:

.определить понятие «гносеология»;

.изучить основные принципы гносеологии;

.рассмотреть историю формирования гносеологии.

. Гносеология - учение о познании, основные принципы гносеологии

Теория познания (гносеология) - это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы, как природа и сущность познания, содержание познания, форма познания, методы познания, истина, ее условия и критерии, формы существования и развития знаний.

Гносеология имеет свою историю, которая свидетельствует о сложном пути ее становления и развития. Длительный путь развития гносеологии позволил вычленить следующие ее основания:

.человеческое познание есть отражение людьми объективно существующего мира и самих себя как части этого мира;

.процесс познания есть процесс снятия неопределенности, движение от непознанного к познанному;

.познание - многофазовый процесс, включающий возможности чувственного и рационального освоения мира;

.процесс познания - это процесс расширения и углубления людьми своих знаний о мире и о себе, в том числе и о формах познания и самопознания. гносеология знание абстрагирование философия

Основания гносеологии определили необходимость целого комплекса базовых гносеологических принципов, среди которых выделяются принципы объективности, познаваемости, отражения, определяющей роли практики, творческой активности субъекта, абстрагирования и обобщения, восхождения от абстрактного к конкретному, конкретности истины.

Принцип объективности. Этот основополагающий принцип гносеологии утверждает, что объект познания существует вне и независимо от субъекта и самого процесса познания. Из этого принципа следует методологическое требование - любой объект исследования надо принимать таковым, как он есть. Полученный результат исследования должен исключать любое проявление субъективности, чтобы не выдать желаемое за действительное.

Требование объективности - это одно из важнейших правил исследовательской этики, уходящее своими корнями в философию Гегеля. Рассматривая гносеологическое отношение субъекта к объекту, Г. Гегель отмечал: "Когда я мыслю, я отказываюсь от моей субъективной особенности, углубляясь в предмет, представляю мышлению действовать самостоятельно, и я мыслю плохо, если я прибавляю что-нибудь от себя". (Гегель Г.// Энциклопедия философских наук. М., 1974. Т.1.с. 124).

Принцип объективности требует фиксировать не только существующую форму объекта, но и его возможные проекции в других ситуациях.

Только таким образом можно обеспечить чистоту гносеологического отношения в системе "субъект-объект".

Принцип познаваемости. Если принцип объективности требует познания реальности такой, как она есть, то принцип познаваемости утверждает, что объект реальности можно познать только таким, как он есть. Для субъекта познания не существует барьеров на пути освоения объекта, а если и существуют какие-либо границы, то только между тем, что познано и еще не познано.

Принцип отражения. Принцип отражения ориентирует исследователя на тот факт, что познание объекта есть процесс отражения его возможностями субъекта.

Принцип определяющей роли практики в познании. Этот принцип является отправной точкой отсчета в формировании гносеологического отношения в системе "субъект-объект" познания.

Движение является способом бытия мира, активность - условием жизни, а деятельность человека - способ его существования и осуществления. Жизнедеятельность человека есть непрерывный процесс удовлетворения, воспроизводства и рождения новых потребностей, осуществляющихся на базе материального производства, в котором производство орудий труда становится потребностью. Эта потребность превращается в предпосылку самой жизнедеятельности. Последняя проявляется в самых различных формах, в том числе и как потребность познания.

Процесс познания (отражения объективной действительности в сознании людей) осуществляется не зеркально, а через призму интересов людей, как форму выражения их потребностей. Стало быть, практика выступает основой познания, его конечной целью и критерием истинности.

Принцип творческой активности субъекта познания. Субъект познания больше чем система, извлекающая информацию о внешних явлениях природы и общественной жизни. Он (субъект) органически включен в систему общественных отношений, которые определяют направленность познания и его меру активности.

Принцип обобщения и абстрагирования. Этот принцип предполагает методологический ориентир на получение обобщенного образа объекта различной степени активности.

Абстрагирование является мысленным отвлечением от всех признаков объекта, кроме того признака, который представляет особый интерес для исследователя. Акцентированное внимание на этом признаке позволяет совершить операцию обобщения, мысленного перехода от единичного объекта к классу объектов, родственных (однородных) по данному признаку.

Принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Этот принцип характеризует направленность процесса познания, развитие гносеологического отношения от менее содержательного к более содержательному и совершенному знанию. Он ориентирует на необходимость построения идеализированного объекта как предпосылки (отправной точки отсчета) движения мысли субъекта от абстрактного к конкретному.

Принцип конкретности истины. Этот принцип требует определенной гносеологической культуры, требующей рассматривать истинность того или иного суждения только с учетом конкретных гносеологических предпосылок. Посему истинность суждения будет сомнительна, если не будут известны условия места, времени осуществления гносеологического отношения в системе "субъект-объект".

Все отмеченные принципы задают комплекс требований осуществления гносеологического отношения в системе "субъект-объект", ориентированного на постижение истины.

2. История формирования гносеологии

Проблемы гносеологии формировались в процессе развития потребностей общества и науки в целом. Познание само и его изучение не есть нечто неизменное, раз и навсегда данное, а представляет собой развивающееся по определенным законам. Как нам известно из истории философии, гносеология имеет длительную историю, истоки которой уходят в античную философию.

В античной философии, особенно в греческой, были поставлены глубокие идеи о соотношении объекта и субъекта, истины и заблуждения, конкретности истины, диалектики процесса познания, объекта познания, структуры человеческого мышления.

Демокрит специально разрабатывал проблемы гносеологии: ставил и решал вопрос о предмете познания (предметом познания выступают атомы и пустота и отношения между ними); ставил проблему диалектики процесса познания (есть два вида познания - посредством чувств и посредством мышления); впервые дал анализ в наивной форме процесса отражения (наивно-материалистическая теория "идолов"); выдвигал проблему субъекта познания (субъектом познания выступает мудрец - человек, обогащенный знаниями эпохи); впервые поставил проблему индукции.

Античная софистика (Протагор, Горгий) в теории познания выдвинула ряд рациональных моментов. К их числу можно отнести: сознательное исследование мышления самого по себе; понимание его силы, противоречий и типичных ошибок; стремление развивать гибкость мышления; подчеркивание активной роли субъекта в познании; анализ возможностей слова, языка в процессе познания; софисты ставили проблему истины, анализировали содержание знания.

Сократ выдвинул на первый план диалектическую природу познания как совместного добывания истины в процессе сопоставления различных представлений, понятий, их сравнения, расчленения, определения и т. п. При этом он подчеркивал тесную связь познания и этики, метода.

Рациональное содержание философии Платона - его диалектика, изложенная в диалогической форме, то есть диалектика как искусство полемики. Он считал, что бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие есть необходимое условие для пробуждения души к размышлению, важнейший принцип познания. Поскольку, согласно Платону, любой предмет, любая вещь в мире "есть движение", то, познавая мир, нам следует по необходимости, а не по прихоти и субъективному произволу изображать все явления как процессы, то есть в становлении и изменчивости.

Вслед за элеатами и софистами Платон отличал мнение (недостоверные, часто субъективные представления) от достоверного знания. Мнение он разделял на догадку и доверие и относил его к чувственным вещам, в отличие от знания, имеющего своим предметом духовные сущности. В гносеологии Платона содержится идея о двух качественно различных уровнях мыслительной деятельности - рассудке и разуме, "нацеленных" соответственно на конечное и бесконечное.

Аристотель в созданной им логике видел важнейший "органон" (орудие, инструмент) познания. Его логика носит двойственный характер: она положила начало формальному подходу к анализу знания, но одновременно Аристотель стремился определить пути достижения нового знания, совпадающего с объектом. Он пытался вывести свою логику за рамки только формальной, ставил вопрос о содержательной логике, о диалектике. Тем самым логика и гносеология Аристотеля тесно связана с учением о бытии, с концепцией истины, так как в логических формах и принципах познания он видел формы и законы бытия. Он впервые в истории философии дает определение истины.

Крупный шаг в развитии теории познания был сделан европейской философией XVIIXVIII вв. (философами Нового времени), в которой гносеологическая проблематика заняла центральное место. Фрэнсис Бэкон - основоположник экспериментальной науки этого времени - считал, что науки, изучающие познание, мышление, являются ключом ко всем остальным, ибо они содержат в себе "умственные орудия", которые дают разуму указания или предостерегают его от заблуждений ("идолов"). Ставя вопрос о новом методе, об "иной логике", Ф. Бэкон подчеркивал, что новая логика - в отличие от чисто формальной - должна исходить не только из природы ума, но и из природы вещей, не "измышлять и выдумывать", а открывать и выражать то, что совершает природа, то есть быть содержательной, объективной.

Заключение

Главным в теории познания является вопрос об отношении знания о мире к собственно миру, способна наше сознание (мышление, чувство, представление) давать адекватное отражение действительности.Процесс познания возможен только при взаимодействии человека с явлениями действительности. Этот процесс в гносеологии осмысливается через категории "субъект" и "объект". Субъект познания, согласно современной философии, - это реальный человек, общественное существо, наделенное сознанием в таких ее проявлениях, как мышление, чувства, ум, воля, которая усвоила исторически выработанные человечеством формы и методы познавательной деятельности и тем самым развила свои познавательные способности и овладела исторически конкретными способностями к целенаправленной познавательной деятельности. Объект познания - это то, на что направляется познавательная деятельность субъекта. Объектом познания выступают не только явления природы, но и общества, и сам человек, и отношения между людьми, их взаимоотношения, а также сознание, память, воля, чувства, духовная деятельность вообще.

Список литературы

1.Л.Ф. Гончар Философия: Учебное пособие. - М.: МГИУ, 1998. - 267 с.

Л.Ф. Гончар Философия: Учебное пособие. - М.: МГИУ, 1998. - 269с.

Л.Ф. Гончар Философия: Учебное пособие. - М.: МГИУ, 1998. - 270с.

История философии: учебник для студентов вузов / Г. В. Гриненко. - М. : Высшее образование, 2009. - 385 с.

И.И. Кальной, Ю.А. Сандулов. Философия для аспирантов. 2011г. 132с.

Гносеология

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык ,

. Синонимы :

См. также в других словарях:

    гносеология - гносеология … Орфографический словарь-справочник

    ГНОСЕОЛОГИЯ - см. Теория познания. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ГНОСЕОЛОГИЯ … Философская энциклопедия

    гносеология - ГНОСЕОЛОГИЯ, эпистемология ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ, эпистемологический … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    ГНОСЕОЛОГИЯ - (от греч. gnosis познание и...логия) то же, что теория познания … Большой Энциклопедический словарь

    ГНОСЕОЛОГИЯ - (греч. gnosis знание, logos учение) философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, теория познания как таковая. В отличие от эпистемологии, Г. рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта… … История Философии: Энциклопедия

    ГНОСЕОЛОГИЯ - (греч. gnosis знание, logos учение) философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, теория познания. В отличие от эпистемологии, Г. рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания… … Новейший философский словарь

    ГНОСЕОЛОГИЯ - ГНОСЕОЛОГИЯ, гносеологии, мн. нет, жен. (от греч. gnosis знание и logos учение) (филос.). Наука об источниках и границах человеческого познания; то же, что теория познания. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ГНОСЕОЛОГИЯ - ГНОСЕОЛОГИЯ, и, жен. В философии: теория познания. | прил. гносеологический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    гносеология - сущ., кол во синонимов: 3 теория познания (1) философия (40) эпистемология … Словарь синонимов

    Гносеология - или гнозеология (более употребителен термин учение опознании, Erkenntnisslehre) философская дисциплина, исследующая вопросо возможности и условиях истинного знанияЭнциклопедия Брокгауза и Ефрона

    ГНОСЕОЛОГИЯ - см. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    гносеология - и, ж. В философии область изучения истоников, форм научного познания, способности человека познавать действительность; теория позания. БАС 2. В них <рассуждениях> с позиций материалистического сенсуализма рассмтаривались вопросы гносеологии … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Гносеология - (гр. gnosis – білім, таным+logos – түсінік, ілім) – таным туралы ілім, таным теориясымен айналысатын философияның тарауы, бөлімі. Эпистемологиядан (ғылым теориясынан) айырмашылығы таным процесін таным субъектісінің (зерттеушінің) таным… … Философиялық терминдердің сөздігі

    Гносеология - Гносеология ♦ Gnoseologie Теория познания; философия познания (gnosis). По сравнению с эпистемологией, рассматривающей не столько знание вообще, сколько отдельные науки, носит более абстрактный характер. Термин особенно ценится в форме… … Философский словарь Спонвиля

    Гносеология - (от греческого gnosis познание и...логия), то же, что теория познания. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Святоотеческая «теория» Богопознания. Систематический очерк , Сергей Логиновский , Монография посвящена святоотеческой гносеологии, которая рассматривается как оригинальная система знаний и действий, все элементы которой взаимосвязаны и взаимообусловлены. Выявляются… Категория: Издатель: LAP Lambert Academic Publishing , Купить за 6602 руб
  • , С. К. Абачиев Категория: Основы философии. Общие работы Издатель: Красанд , Купить за 871 руб
  • Эволюционная теория познания. Основные понятия и законы. Гносеологическая теория труда и техники , С. К. Абачиев , В настоящей книге предпринимается попытка систематического изложения эволюционной теории познания как теории научного качества, а не философского. Последовательно проводится линия… Категория: Основы философии. Общие работы Издатель: Красанд , Купить за 505 руб
  • Благодать Альманах Юрия Линника , Линник Юрий , Гносеология двадцатого века выяснила крайне интересную зависимость: чем глубже истина, тем более парадоксальную форму принимает она - совмещает в себе кажущееся несовместимым. Возможность… Категория:

Гносеология

Гносеология – это раздел философии, в котором изучаются природа познания, пути, источники и методы познания, а также отношение между знанием и действительностью.

Существуют два основных подхода к проблеме познания.

1. Гносеологический оптимизм, сторонники которого признают, что мир познаваем независимо от того, можем ли мы на сегодняшний момент объяснить некоторые явления или нет.

Этой позиции придерживаются все материалисты и часть последовательных идеалистов, хотя методы познания у них различны.

В основе познания лежит способность сознания воспроизводить (отражать) до определенной степени полноты и точности существующий вне его объект.

Основными посылками теории познания диалектического материализма являются следующие:

1) источник нашего знания находится вне нас, он объективен по отношению к нам;

2) никакой принципиальной разницы между «явлением» и «вещью в себе» нет, а есть различие между тем, что познано, и тем, что еще не познано;

3) познание – это непрерывный процесс углубления и даже изменения нашего знания на основе преобразования действительности.

2. Гносеологический пессимизм. Его суть – сомнение в возможности познаваемости мира.

Разновидности гносеологического пессимизма:

1) скептицизм – направление, подвергающее сомнению возможность познания объективной действительности (Диоген, Секст Эмпирик). Философский скептицизм превращает сомнения в принцип познания (Дэвид Юм);

2) агностицизм – течение, отрицающее возможность достоверного познания сущности мира (И. Кант). Источником знания считается внешний мир, сущность которого непознаваема. Любой предмет – «вещь в себе». Познаем мы лишь явления с помощью врожденных априорных форм (пространства, времени, категорий рассудка), и мы организуем свой опыт ощущения.

На рубеже XIX–XX веков сформировалась разновидность агностицизма – конвенционализм. Это концепция, согласно которой научные теории и понятия являются не отражением объективного мира, а продуктом соглашения между учеными.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Смысл творчества (Опыт оправдания человека) автора Бердяев Николай

ГЛАВА IV ТВОРЧЕСТВО И ГНОСЕОЛОГИЯ Творческий акт неподсуден гносеологии с ее не знающей конца дурно-бесконечной рефлексией. Творческий акт непосредственно пребывает в бытии, он есть самораскрытие сил бытия. Творческий акт оправдывает, но не оправдывается, он сам себя

Из книги Философия в схемах и комментариях автора Ильин Виктор Владимирович

Глава 4. ГНОСЕОЛОГИЯ 4.1. Концепции познания Гносеология (теория познания) предлагает решение проблем: в чем заключается источник знания, каковы способы получения знания, каковы критерии установления его истинности. В истории философии было предложено несколько

Из книги Смысл творчества автора Бердяев Николай

Глава IV Творчество и гносеология Творческий акт неподсуден гносеологии с ее не знающей конца дурно-бесконечной рефлексией. Творческий акт непосредственно пребывает в бытии, он есть самораскрытие сил бытия. Творческий акт оправдывает, но не оправдывается, он сам себя

Из книги Философия автора Канке Виктор Андреевич

Глава 2.2 Философская антропология и гносеология Философия о природе человекаПод философией человека, или философской антропологией, понимают учение о природе человека. Что есть человек?Философы античности длительное время рассматривали человека как образ Космоса, как

Из книги Философия хозяйства автора Булгаков Сергей Николаевич

IV. Гносеология и праксеология Научное знание действенно или, иначе говоря, оно технично. Возможность технологии, или превращения знания в действие, прыжок из созерцания к действительности показывает, что научное познание, логическая связь понятий, имеет

Из книги Теория познания автора Этэрнус

Неклассическая гносеология Всем известно, что в 19-м - начале 20-го веков, - постепенно началась неклассическая эпоха в развитии всей человеческой Культуры: вся наука, и вся философия, и искусство, и даже технологии, - всё постепенно ступило на новый, неклассический этап

Из книги Основы органического мировоззрения автора Левицкий С. А.

Постнеклассическая гносеология Это - новый этап в развитии гносеологии, который начинается в современности (в конце 20-го - начале 21 вв.).Что несёт в себе постнеклассический этап, какие революционные изменения в отношении теории познания? В чём заключается долгожданная,

Из книги Философия: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

Часть I ГНОСЕОЛОГИЯ

Из книги Искусство и красота в средневековой эстетике автора Эко Умберто

Гносеология Гносеология – это раздел философии, в котором изучаются природа познания, пути, источники и методы познания, а также отношение между знанием и действительностью.Существуют два основных подхода к проблеме познания.1. Гносеологический оптимизм, сторонники

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Из книги Философия права. Учебник для вузов автора Нерсесянц Владик Сумбатович

Гносеология (Gnos?ologie) Теория познания; философия познания (gnosis). По сравнению с эпистемологией, рассматривающей не столько знание вообще, сколько отдельные науки, носит более абстрактный характер. Термин особенно ценится в форме прилагательного гносеологический –

Из книги Новые идеи в философии. Сборник номер 7 автора Коллектив авторов

Глава 6. Правовая гносеология

Из книги автора

1. Гносеология юридического правопонимания Предметная сфера правовой гносеологии - это теоретические проблемы познания права как специфического социального объекта. Основная задача правовой гносеологии состоит в изучениипредпосылок и условий достоверного познания

Из книги автора

2. Гносеология легизма В основе лигистской (юридико-позитивистской) гносеологии лежит принцип признания (и знания) в качестве права лишь того, что является приказанием, принудительно-обязательным установлением официальной власти.В силу такой

Из книги автора

Из книги автора

Т. Райнов Гносеология Лотце I. Предварительные замечания1.Общий характер гносеологии ЛотцеПо своим преобладающим симпатиям и интересам Лотце скорее метафизик, чем гносеолог. В его философии гносеология всегда занимала служебное место, и он не видел смысла в ином