Пензенский старец схиигумен Алексий. Житие. Святой праведный алексий московский Акафист алексию пензенскому

В Пензенской области, в посёлке Победа, существует уже получившая довольно большую популярность, так называемая, «Михайловская обитель». Община «старца Алексия» (это другое название «Михайловской обители») расположена рядом с православным храмом Успения Божией Матери Пензенской епархии РПЦ.

Эта община НЕ имеет канонического общения с Русской Православной Церковью, хотя зачастую объявляет себя не иначе как «Истинной Православной Церковью».

В центре духовной жизни «Михайловской обители» — почитание личности «схиигумена Алексия».

«Старец» «Михайловской обители» — «схиигумен Алексий»

Михаил Иванович Шумилин (это его мирское имя) родился 10 ноября 1930 года в селе Ломовка Лунинского района Пензенской области с тяжёлым физическим недугом. Он - инвалид детства.

В течение всей жизни он не мог полноценно управлять ни руками, ни ногами, передвигался в инвалидной коляске и только с чужой помощью. А главное - речь его была нечленораздельной и неразборчивой. Поэтому, когда в 22-летнем возрасте Михаила перевезли в Пензу, его мать при нём стала «переводчиком».

Совершенно очевидно, что человека в таком физическом состоянии не могли рукоположить в священный сан, который ему приписывают члены общины.

О его постриге (якобы совершённом в 1992 году) вообще стало известно не так давно - в 2007 году из книги «По вере вашей да будет вам…». Это одна из нескольких книг, написанных о «старце Алексии». Один из авторов - «священник» Геннадий Емельянов, ранее являющийся распространителем культа «Чебаркульского отрока Вячеслава».

Литература о «схиигумене Алексии»

В книге, озаглавленной евангельскими словами «По вере вашей да будет вам…», рассказывается о хиротонии «старца Алексия» в присутствии нескольких митрополитов и архимандритов, проживающих и служащих в совершенно разных местах (Тбилиси, Риге, Белгороде) и странным образом собравшихся для хиротонии Михаила Шумилина.

Также говорится о благословении почившего архиепископа Пензенского и Кузнецкого Серафима, что является ложью. Архиепископ Серафим своего благословения не давал ни на его постриг, ни на строительство «Михайловского храма» и этой «обители».

А на самой книге стоит опять же ложное благословение правящего на тот момент архиерея - архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета, которого он не давал. Более того, опроверг сам факт такого благословения. А документов на клирика Алексия (Шумилина) в Пензенской епархии нет, и никогда не было.

Помимо выше упомянутой книги, о нём написано ещё несколько книг сектантского толка с ложно подписанными благословениями: «Дорога к старцу», «Придите ко мне все труждающиеся…» и другие.

Они представляют собой воспоминания людей, которые общались со «старцем» и комментарии автора, призванные направить мысли читателя в нужное русло. Многие воспоминания писались ещё при жизни «схиигумена Алексия» и с его «собственного благословения», вопреки церковным канонам.

Идеи, изложенные в этих книгах, противоречат учению Православной Церкви. В них пропагандируется учение о том, что спасение души невозможно без старца, о том, что доказательством истинности старца являются совершённые им чудеса. А ещё - запрет о поминовении «схиигумена Алексия» как усопшего, так как он однозначно святой.

Скорее всего, сам Михаил Шумилин в силу своего недуга даже не понимал, что на самом деле вокруг него происходит. Окружающие люди использовали этого больного человека, инвалида детства, в своих корыстных целях.

Адепты этой общины распространяют по всей России этупсевдоправославную литературу. В конце книги «По вере вашей да будет вам…» даже напечатан акафист «Преподобному отцу нашему схиигумену Алексию, старцу Пензенскому». Также прилагается ламинированная фотография «старца» с тропарём и кондаком на обратной стороне.

«Михайловская обитель»

«Михайловская обитель» представляет собой частное подворье, огороженное кирпичным забором. Калитка - с кодовым замком, вокруг - охрана. На куполе колокольни установлен православный крест. Частое зрелище вокруг представляет собой массу машин и паломнические автобусы.

В «обители» свои законы - своё «непереводное» время, генеральная исповедь у могилки «старца» без священника (потом нужно лишь подойти к настоятелю для разрешительной молитвы), освещение воды от «батюшкиной силы» без молебна (расставляя бутылки с водой вокруг его могилы).

Приезжающие сюда люди со всей России и ближнего зарубежья, продолжают считать себя православными и по месту жительства ходить в православный храм… А в «обитель» приезжают для «благодатного общения со старцем» и взять «песочек с могилки».

При этом «Михайловские паломники» обижаются на батюшек из своих приходских храмов, которые не допускают до Причастия тех, кто вместо положенного Правила ко Святому Причащению читает акафист «старцу»…

Как и любая секта, культ «схиигумена Алексия» носит коммерческий характер. Собираются средства на «часовню на могиле старца», «монастырь» и другие цели не только в Пензенской области, но и по всей России.

Также в посёлке Победа скупают дома, ведь здесь действует «благодать старца», в связи с чем цены неоправданно высоки - превышают реальную стоимость более, чем в десять раз.

«Обителью» руководит бывший программист Александр Жуков, именующий себя отцом Рафаилом, и бывший милиционер Григорий Алексеев, называющий себя отцом Гавриилом. Члены общины представляются «последователями старца Алексия».

Наибольшую популярность «Михайловская обитель» приобрела в таких городах как Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Волгоград, Нижний Новгород, а также в Саратовской, Владимирской и Тульской областях. Книги о нём, изданные в Москве и Петербурге активно распространяются по епархиям.

«Михайловская обитель» не зарегистрирована органами юстиции. Представителей Пензенской епархии «михайловцы» в храм не пускают, на вопросы о том, кто благословил строительство храма, кто рукополагал клириков и служащих - отвечать отказываются…

Культ «старца Алексия» — движение сектантского и раскольнического духа, маскирующееся под православие. Члены общины были уличаемы в мошенничестве.

Кондак 1

И збранный угодниче Христов и великий в скорбех помощниче, праведный отче Алексие! К тебе яко к теплому предстателю мы, грешнии, со дерзновением притекаем и умильно взываем: умоли о нас всесильнаго Бога не попустити нам блуждати по распутиям греховным, но просветити и наша сердца духом твоея любве, да зовем ти:

Икос 1

А нгелов Творец яви в рождении твоем молитвенное заступление святителя Филарета, егда, не могущу матери разродитися тобою, родитель твой притече к нему, и того молитвою явлен был еси в мир сей во время совершения Божественныя Евхаристии, показуя тем, яко будеши великий служитель таинств церковных. Сего ради взываем ти:

Радуйся, святителем Филаретом благословенный и воспитанный; радуйся, от пелен того подвижническому житию научивыйся.

Радуйся, отрасль родителей пречестных, плод благий принесшая; радуйся, яко издетска гласом своим Бога прославлял еси.

Радуйся, благоговение и любовь ко службам Божиим от отца унаследовавый; радуйся, от матери твоея странноприимство и попечение о ближних восприявый.

Радуйся, ушеса своя к пению церковному от рождения приклонивый; радуйся, во еже не видети суеты, очеса своя в горняя вперивый.

Радуйся, праведный старче Алексие, утешителю благостный.

Кондак 2

В идя человеколюбец Господь широту сердца твоего, готоваго послужити ближним своим, яви в благословении матери твоея волю Свою, да будеши не врач телес, но пастырь Церкве Христовы, врачуяй души притекающих к тебе, темже вси людие, видяще образ добраго пастырствования твоего, воззовут Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Р азумом Божественным просвещен, узрел еси путь спасения во отсечении воли своея, егда поставлен был еси причетником во храм Богоматере, с велием терпением восприял еси суровство начальствующаго и тако возрастил еси в сердце твоем плод Христова смирения. Многолетнее твое терпение славяще, возглашаем ти тако:

Радуйся, послушниче усердный; радуйся, яко Богу работал еси неленостно.

Радуйся, укорения и поругания, яко Божие изволение, восприявый; радуйся, осуждати и укоряти других всегда избегавый.

Радуйся, поучавый обличающих нас яко благодетелей почитати; радуйся, призывавый ради блага ближних своих себе утесняти.

Радуйся, благим супружеством своим и нам образ честнаго брака явивый; радуйся, в супружнице твоей добраго помощника на пути Христовом обретый.

Радуйся, праведный старче Алексие, утешителю благостный.

Кондак 3

С ила Вышняго обрете в тебе сосуд честен и по посвящении во иерея продолжаше вести тя чрез горнило испытаний. Служил бо еси не в веси дальней, якоже хотяше, но во граде Москве, в церкви малаго прихода, идеже осемь лет богомольцев не имев, николиже возроптал еси. Ныне же предстоиши со дерзновением Престолу Божию, поя песнь: Аллилуиа.

Икос 3

И мея тщание к совершению служб церковных, на кийждо день служение Божественныя Литургии учинил еси и к покрову Богоматере и заступничеству святителя Николая прибегая, весь путь жития твоего молитвою озарил еси. Сего ради воспеваем тя сице:

Радуйся, служителю алтаря ревностный; радуйся, яко бодрствовал еси в молитвенном подвизе непрестанно.

Радуйся, в Бозе все упование твое полагавый; радуйся, в долгих испытаниих непоколебим пребывый.

Радуйся, яко крест на перси прияв, сраспинал еси Христу плоть свою со страстьми и похотьми; радуйся, яко получив епитрахиль на выю свою, Дары Духа Святаго неоскудно источал еси.

Радуйся, яко поясом препоясав чресла своя, заутро на нивы делания Господня изшел еси; радуйся, яко взявся за рало Христово, не направлял еси вспять стопы твоя.

Радуйся, праведный старче Алексие, утешителю благостный.

Кондак 4

Б урю моря житейскаго, сластолюбием, злобою и гордынею волнуемаго, всем житием твоим научал еси преплывати в кораблеце покаяния, да и мы, являя живую веру и трепетную любовь ко Господу, сподобимся воспевати Ему и на небесех песнь хвалебную: Аллилуиа.

Икос 4

С лыша о богоугоднем житии твоем, начата прибегати к тебе ищущии спасения, обретая в тебе чадолюбиваго отца и утешителя, ты же неленостно поучал еси я покаянию и служению ближним самоотреченному. Темже и нас, якоже и чад твоих, научи истинному деланию на пажитех душ наших, да славим тя благодаряще:

Радуйся, в век оскудения благочестия несокрушимым сосудом веры явивыйся; радуйся, неленостным проповеданием в обмирщенная сердца семена благих деяний сеявый.

Радуйся, глашатаю любве Божия всем скорбящим и отчаявшимся; радуйся, ожесточенных злобою любовию своею к покаянию обращал еси.

Радуйся, научивый в живущих с нами образ Божий почитати; радуйся, призывавый почивших неустанно поминати.

Радуйся, не отревая немощных, им по силе их делание полагавый; радуйся, в постоянстве малаго делания залог духовнаго возрастания указавый.

Радуйся, праведный старче Алексие, утешителю благостный.

Кондак 5

З везда еси, на небесех святости возсиявшая, светиши светло, в сонме праведных и исповедников российских землю нашу просвещая, темже, зряще тя, праведный отче Алексие, прославляем прославльшаго тя Господа, зовуще Ему: Аллилуиа.

Икос 5

В идя обильным любовию сердцем своим окрест тебе в нищете живущия, подавал еси им, елико имяше, уповая, яко не оставит Господь и дом твой. Даждь и нам стяжати сердце милосердное и научи ны невозбранно внимати воле Божией, да восхваляюще глаголем ти сицевая:

Радуйся, Христа бо возлюбив, не прилеплялся еси к сокровищам земным; радуйся, яко великий купец небесное богатство стяжал еси.

Радуйся, милосердием души наша обогащати научаяй; радуйся, некрадомое богатство душам верных испрошаяй.

Радуйся, светом трисолнечным сердца человеческая просвещаяй; радуйся, выну о пользе душевной пекийся.

Радуйся, рачителю целомудрия; радуйся, хранителю чистоты.

Радуйся, праведный старче Алексие, утешителю благостный.

Кондак 6

П роповедал еси пастве своея покаяние и вкушение безсмертныя Трапезы Агнчи, да не взалчут более страстей, но восприимут мир и любовь Христову и поучаются любити ближних своих с самоотвержением и утеснением себе, да благо им будет, и да взывают радостно: Аллилуиа.

Икос 6

В озсиял еси в первопрестольнем граде Москве глашатаем жизни неветшающия, древним отцем, в пустынех подвизавшимся, равный; людем, в суете пребывающим и различными злоучении прельщаемым, открывал еси любовь, милосердие и правду Божию. Таковому о тебе произволению Божию дивящеся, вопием ти:

Радуйся, неустанный проповедниче любве к Богу и ближним; радуйся, яко вслед за апостолом наставлял еси друг друга тяготы носити.

Радуйся, во граде яко в пустыни живый; радуйся, пустыню града богатством слез твоих оросивый.

Радуйся, яко пожил еси в мире премирно; радуйся, яко и на земли выну предстоял еси Христу.

Радуйся, ожесточенная сердца теплотою твоея любве возделавый; радуйся, яко и ныне помогаеши страждущим душевный покой обретати.

Радуйся, праведный старче Алексие, утешителю благостный.

Кондак 7

Х отя Человеколюбец Господь поставити тя в трудную годину утешителем скорбящих и страждущих, посла тебе скорбь великую в тяжкой болезни и смерти супружницы твоея, да ничто уже земное не связует сердце твое, но да приложиши к ревности ревность и приимеши благодать на благодать, научая пети всех: Аллилуиа.

Икос 7

Н овый путь духоноснаго старчествования на стогнах града Москвы яви тебе Господь в словесех праведнаго Иоанна, пресвитера Кронштадтскаго, указуя, да восприимеши всю скорбь человеческую, яко свою, молитвою и теплотою любве сию врачуя. Темже и наша скорби отыми от нас, да радующеся, взываем ти:

Радуйся, благодать кронштадтскаго светильника обильно восприемый; радуйся, яко врач искусный душ человеческих явивыйся.

Радуйся, вставший на страже скорбных сердец человеческих; радуйся, от обращавшихся к тебе именование добраго пастыря стяжавый.

Радуйся, заблудших овец к Пастыреначальнику приводивый; радуйся, от волков хищных тех неврежденно сохранивый.

Радуйся, яко широтою любве твоея всех объял еси; радуйся, яко надежду на Бога полагати научал еси.

Радуйся, праведный старче Алексие, утешителю благостный.

Кондак 8

С транноприимная деяния совершати тщашеся, учинил еси при храме приют чадом, не имущим родителей, назидая их словом и житием своим, да возрастая в благом попечении и любве, благодарственно воспевают Богу: Аллилуиа.

Икос 8

В есь еси, праведный отче Алексие, николиже суетою связанный, посреде людей пребывая, выну Богу предстоял и работал еси. И нас, в суету погруженных, научи твоему в мире премирному житию, да усердно тебе воспоим:

Радуйся, детскую младость души твоея сохранивый; радуйся, тою младая сердца к Богу приводивый.

Радуйся, явивыйся сиротствущим чадолюбивая мати; радуйся, порождаяй души чад своих духовных для вечнаго живота.

Радуйся, преизряднейший пастырю; радуйся, яко от скверн мира сего ограждатися чад своих научал еси.

Радуйся, чтущим тя верный пред Богом ходатаю; радуйся, призывающим тя непреложное упование.

Радуйся, праведный старче Алексие, утешителю благостный.

Кондак 9

В сем, притекающим к тебе в скорби, наставник изрядный явился еси, отче Алексие, подвизая людей к покаянию и самоукорению, терпению же в скорбех неистощимому, да за сие благодаряще Богу поют: Аллилуиа.

Икос 9

В итийствующий язык умолча, зря, како ты, старче Алексие, служение свое в простоте совершая и мудрость века сего посрамляя, всяку гордыню человеческую яко прах от лица ветра возметал еси. Сего ради похваляем тя сице:

Радуйся, яко не хитросплетением словес, но силою правды Божия души призывал еси; радуйся, яко вознесенную гордыню века сего смирением сокрушал еси.

Радуйся, словесы своими не крепость человеческую, но силу Божию являвый; радуйся, яко нестареющую мудрость евангельскую живу и действенну показавый.

Радуйся, исполненный ревности по Бозе Вседержителе; радуйся, ревнителю уставов церковных.

Радуйся, искусный властителю совести человеческия; радуйся, всем бе вся, да спасеши души, Богом тебе врученныя.

Радуйся, праведный старче Алексие, утешителю благостный.

Кондак 10

С пасения от временных тягот поучал еси в преселении во слывшия хлебородными земли не искати, егда глад, мор и междуусобныя брани постигоша страну нашу. Заповедал еси жительства своего не оставляти и восприяти трудности яко наказание Божие, за умножение беззакония попущенное, Богу взывая: Аллилуиа.

Икос 10

С тена непоколебимая упования на Господа явился еси, отче Алексие, яко скала крепкая сокрушая треволнение житейское, малодушие и уныние в душах людей, к тебе прибегающих и с любовию зовущих ти:

Радуйся, адаманте веры несокрушимый; радуйся, узревший с богомольцы храма пред годиною бедствий, како лияше слезы Богоматерь на чудотворней иконе Ея Феодоровской.

Радуйся, разделивый с народом российским скорби, Богом низпосланные; радуйся, глад и хлад приявый яко наказание Божие.

Радуйся, злато, в горниле скорбей очищенное; радуйся, надеждею на милосердие Божие страждущия души врачевавый.

Радуйся, помощниче скорый; радуйся, призывающим тя в скорбных обстояниих щит и ограждение.

Радуйся, праведный старче Алексие, утешителю благостный.

Кондак 11

П ение всеумиленное приносим ти, отче досточудне, прославляюще блаженную кончину и погребение твое, молитвами первосвятителя и исповедника Тихона, Патриарха Всероссийскаго, напутствованное. Веруем, яко предстоиши в свете невечернем Престолу Пресвятыя Троицы, выну поя: Аллилуиа.

Икос 11

С ветозарным светильником явился еси, даров Божиих исполнен и умножаяй таланты, яже даде тебе всех Бог, в житии бо твоем являл еси дары прозрения и исцеления, подвизая нас глаголати тебе похвалы сия:

Радуйся, яко от детских лет был еси Господу верен; радуйся, многих дарований от Него сподобивыйся.

Радуйся, лучу благодати, в мире явленный; радуйся, ризами света Христова одеянный.

Радуйся, помогий обрести сына отчаявшейся матери из града Тобольска, юже к тебе преподобный Серафим направи; радуйся, яко и ныне в трудных обстояниих о нас к Богу ходатайствуеши.

Радуйся, прозорливостию и чудотвореньми люди в вере стояти утвердивый; радуйся, отеческим попечением и молитвою не имевшия веры души к Богу обративый.

Радуйся, праведный старче Алексие, утешителю благостный.

Кондак 12

Б лагодати исполнен, яко сосуд Духа Святаго избранный, породил еси духом многая чада твоя, да зряще житие их, окрест живущии уразумеют, яко любовь в Бозе к ближнему залог мира и благоденствия есть, и тако благодарственно воззовут Богу: Аллилуиа.

Икос 12

П оюще житие твое и прославление, веруем, яко многомощно есть пред Престолом Владычним твое за ны ходатайство, мощи же твои сокровище многоценное имуще, к ним припадаем, яко к сосуду благодати неистощимому, и согласно ублажаем тя:

Радуйся, гражданине Иерусалима небеснаго; радуйся, благий наставниче, возрастивый в чадех своих преславных отцев.

Радуйся, яко был еси на земли храм живый, Господу посвященный; радуйся, яко предстоиши днесь Престолу Вседержителя.

Радуйся, старцев оптинских собеседниче; радуйся, кронштадтскаго светильника сомолитвенниче.

Радуйся, яко община твоя образ бысть купножительства христианскаго; радуйся, яко чада твоя свидетельством кровей своих Христа исповедаша.

Радуйся, праведный старче Алексие, утешителю благостный.

Кондак 13

О предивный пастырю и теплый о нас к Богу молитвенниче, праведный отче Алексие! Не отрини нас немощных, совершающих похвальное пение сие, и научи волю Божию невозбранно творити, да сподобимся и в будущем веце благодарственно воспевати Творцу и Богу нашему: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангелов Творец…» и 1-й кондак «Избранный угодниче…».

Молитва

О всечестный и преблаженный отче наш Алексие, дивный старче Московский и всея Церкве Российския похвало и радование! Велию любовь ко Господу имея, заветы евангельския непреложно исполняя, душу твою за паству полагал еси, милующим сердцем болезнуя о всех, просящих твоея помощи. Приими малое сие моление наше, и яко в земном житии твоем отирал еси всяку слезу, облегчал еси всяку скорбь, так и ныне, милосердый молитвенниче и ходатаю наш, возьми тяготы, болезни и скорби наша, исполни страждущая сердца радостию, умоли Человеколюбца Бога о прощении безчисленных прегрешений наших, да очистив душу покаянием, к деланию доброму приступим. Ей, старче благий, буди и нам пастырь добрый, наставляя на стезю спасения, да молитвами твоими безпорочно преидем путь жития нашего и обрящем Отечество Небесное, идеже ты со ангелы и всеми святыми предстоиши Престолу Святыя Троицы, славяще Безначальнаго Отца со Единородным Его Сыном и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 1

П омози в бедах и утеши в скорбех, пастырю добрый, отче Алексие, подвигом бо старчества миру просиял еси, веру и любовь Христову во мраце беззаконий исповедал еси, болезнуя сердцем о всех притекающих к тебе. И ныне моли Бога за ны, любовию чтущия тя.

Кондак

В елии труды любве и милосердия подъял еси, праведный старче Алексие, от святаго пастыря Кронштадтскаго благословение на помощь страждущим прияв, беды и скорби людския яко вериги на рамо свое возложи. Мы же ведуще тя молитвенника дерзновенна ко Господу, со умилением зовем ти: моли Христа Бога спастися душам нашим.

Величание

В еличаем тя, святый праведный отче Алексие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

/carskii-1.ucoz.ru/panel/editor/moz/undefined" target="_blank">http://carskii-1.ucoz.ru/panel/editor/moz/undefined) repeat scroll 0% 0%; -moz-background-clip: border; -moz-background-origin: padding; -moz-background-inline-policy: continuous; border-collapse: collapse; width: 100%;">

СТАРЕЦ СХИИГУМЕН АЛЕКСИЙ, РОДИЛСЯ 10 НОЯБРЯ Н.С. 1930 ГОДА В СЕЛЕ ЛОМОВКА ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В СЕМЬЕ БЛАГОЧИСТИВЫХ РОДИТЕЛЕЙ ИОАННА ГРИГОРЬЕВИЧА И АННЫ АЛЕКСЕЕВНЫ ШУМИЛИНЫХ И ПРИ КРЕЩЕНИИ НАРЕЧЕН БЫЛ МИХАИЛОМ, В ЧЕСТЬ АРХИСТРАТИГА ГОСПОДНИХ СИЛ. В СЕМЬЕ ПОСЛЕ НЕГО РОДИЛОСЬ ТРОЕ ДЕТЕЙ ИЛЬЯ, ЕКАТЕРИНА, ГАЛИНА.

СВЯТЫЕ ОТЦЫ ГОВОРЯТ, ЧТО ГОСПОДЬ ЗАБИРЛЕТ ДУШУ ПРАВЕДНИКА, КОГДА ОНА ДОСТИГАЕТ НАИВЫСШЕГО СОВЕРШЕНСТВА, НАИВЫСШЕГО ПОДВИГА. ОН БЫЛ ЛАМПАДОЙ, КОТОРАЯ СВЕТИЛА ДРУЗЬЯМ И НЕДРУГАМ, МОНАХАМ И МИРЯНАМ,

«РАДУЙСЯ, ЛАМПАДА БОЖЕСТВЕННОГО СИЯНИЯ!»

* * *

СКОРВЬ ПОТЕРИ ДУХОВНОГО ОТЦА НЕВОЗМОЖНО ВЫРАЗИТЬ СЛОВАМИ. ОНА СТОЛЬ ВЕЛИКА, ЧТО НЕСРАВНИМО БОЛЬШЕ ПОТЕРИ ЛЮБИМОГО И ЛЮВЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА.

СВЯТЫЕ ОТЦЫ ГОВОРЯТ, ЧТО ДУХОВНЫЙ ОТЕЦ СТОИТ ПОСЛЕ СПАСИТЕЛЯ И БОЖЬЕЙ МАТЕРИ. ВСЕОБЩЕЕ ГОРЕ БЫЛО ТАК ВЕЛИКО, ЧТО ДАЖЕ МУЖЧИНЫ ПЛАКАЛИ В ГОЛОС.

ВРЕМЕНАМИ ОТ БАТЮШКИ ИСХОДИЛО БЛАГОУХАНИЕ. КОГДА ВЫНЕСЛИ БАТЮШКУ, ГОЛУВИ КАК БУДТО ЖДАВШИЕ ЕГО, СТАЯМИ СТАЛИ КРУЖИТЬ НАД ГРОВОМ. ВСЕ ПОДНЯЛИ ГОЛОВЫ, УДИВЛЯЯСЬ ЭТОМУ ЧУДУ. МЫ ПЕЛИ «СВЯТЫЙ БОЖЕ» И НАМ КАК БЫ ВТОРИЛО ТВОРЕНИЕ БОЖИЕ, ХВАЛЯ БОГА, ДИВНОГО ВО СВЯТЫХ СВОИХ.

ОБЫЧНО НА ПОХОРОНАХ ИДУТ ЗА ГРОВОМ И ПЛАЧУТ НЕСКОЛЬКО БЛИЗКИХ ЧЕЛОВЕК, НО КОГДА ТАКИМИ СЛЕЗАМИ ПЛАЧЕТ ТОЛПА, ОХВАЧЕННАЯ ОБЩИМ ГОРЕМ, ЭТО БЫЛО ТАК ТРОГАТЕЛЬНО, ПРОСТО НЕПОСТИЖИМО.

БАТЮШКУ ПОГРЕБЛИ, КАК ОН ЗАПОВЕДАЛ, У АЛТАРЯ УСПЕНСКОГО ХРАМА.

«ПОСЛЕ СВОЕЙ СМЕРТИ Я БУДУ ПОМОГАТЬ ВАМ ЕЩЕ СИЛЬНЕЕ И БУДУ ДАВАТЬ О СЕВЕ ЗНАТЬ. В ЗЕМЛЕ Я ДОЛГО НЕ ПРОЛЕЖУ. «СНАЧАЛА МЕНЯ ЗАКОПАЮТ, ПОТОМ РАСКОПАЮТ»,- ГОВОРИЛ СТАРЕЦ.

БЛАЖЕННЫЙ СТАРЕЦ АЛЕКСИЙ И ПОСЛЕ СВОЕЙ КОНЧИНЫ НЕ ОСТАВЛЯЕТ ОБРАЩАЮЩИХСЯ К НЕМУ. СВЯЗЬ СО СТАРЦЕМ ПРОДОЛЖАЕТСЯ КАК И ПРИ ЖИЗНИ. ОЧЕНЬ МНОГИЕ ПОСЕЩЛЮТ МОГИЛУ ВЕЛИКОГО СТАРЦА И ПОЛУЧАЮТ ОТКРОВЕНИЯ И ИСЦЕЛЕНИЯ.

ПРИВЕДЕМ ХОТЯ БЫ ДВА ПРИМЕРА.

ОДНА РАБА БОЖИЯ, МАРИЯ УПАЛА И СИЛЬНО УШИБЛА ТАЗОБЕДРЕННУЮ КОСТЬ. С БОЛЬЮ ОНА ДОШЛА ДО МОГИЛКИ, И КАК ТОЛЬКО С ВЕРОЮ ПРИЛОЖИЛА ПЕСОЧЕК С МОГИЛКИ К БОЛЬНОМУ МЕСТУ, НА НЕЕ СОШЛА БЛАГОДАТЬ - БОЛЬ МГНОВЕННО ИСЧЕЗЛА.

РАССКАЗ ДВУХ ДУХОВНЫХ СЕСТЕР:

«ПОЕХАЛИ МЫ НАВЕСТИТЬ ТЯЖЕЛО БОЛЯЩУЮ МОНАХИНЮ, ПРИКОВАННУЮ К ПОСТЕЛИ. ЕХАТЬ ДО НЕЕ НАДО БЫЛО НА ЭЛЕКТРИЧКЕ НА КУЗНЕЦК, А ОСТАНОВКУ ЗАБЫЛИ, ПОМНИЛИ ЧТО НА БУКВУ «Ш», ПОДУМАЛИ, ЧТО ПРИЕДЕМ НА ВОКЗАЛ И СПРОСИМ. ИЗ ПОСЕЛКА ПОВЕДЫ, ГДЕ МЫ ЖИВЕМ И ГДЕ ПОХОРОНЕН СТАРЕЦ, В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ АВТОВУСЫ НЕ ХОДЯТ, ПРИХОДИТСЯ 4 КМ ДОБИРАТЬСЯ ДО АВТОБУСА, ОТКУДА ЕДЕШЬ НА ВОКЗАЛ. РАСПИСАНИЕ ЭЛЕКТРИЧКИ НЕ ЗНАЛИ. ИЗ ДОМА ВЫШЛИ В СЕМЬ ЧАСОВ УТРА, БЫЛ МОРОЗ -25°. ПО ДОРОГЕ МЫ ЗАШЛИ НА МОГИЛКУ, И КАК ПРИ ЖИЗНИ БАТЮШКИ ВЗЯЛИ БЛАГОСЛОВЕНИЕ, ЧТОБЫ БАТЮШКА ПОМОГ НАМ ДОВРАТЬСЯ. ОДНА ИЗ СЕСТЕР ДОБАВИЛА: «ТОЛЬКО ВОТ ЗАБЫЛИ, БАТЮШКА, КАКАЯ ОСТАНОВКА». И ВДРУГ ОНА СЛЫШИТ ВНУТРИ СЕВЯ БАТЮШКИН ГОЛОС, С ПРИСУЩЕЙ ЕМУ ЛЮБОВЬЮ И МЯГКОСТЬЮ: «ПРИЕДЕТЕ НА ВОКЗАЛ, СКАЖУ». ОТ НЕОЖИДАННОСТИ ТАКОГО ОТКРОВЕНИЯ ОНА ИСПУГАЛАСЬ, И РЕШИЛА СЕСТРЕ НЕ ГОВОРИТЬ. ОТ МОГИЛКИ МЫ НАПРАВИЛИСЬ К ЛЕСУ И ТОЛЬКО ХОТЕЛИ ЗАВЕРНУТЬ В ЛЕС, КАК ОТ КРАЙНЕГО ДОМА НАМ НАВСТРЕЧУ ВЫЕЗЖЛЕТ «СОБОЛЬ». МЫ ЗАМЕРЗЛИ. ПОДЪЕХАВ К НАМ ШОФЕР, УЛЫБАЯСЬ, ОТКРЫВАЕТ ДВЕРКУ: «ВАМ КУДА? САДИТЕСЬ». МЫ РАДОСТНЫЕ ОТ ЧУВСТВА, ЧТО НАМ ПОМОГАЕТ БАТЮШКА, ДОЕХАЛИ ДО ВОКЗАЛА.

СЕСТРА, КОТОРОЙ БЫЛО ОТКРОВЕНИЕ, ПРИ ВХОДЕ В ВОКЗАЛ, КАК ТОЛЬКО ВЗЯЛАСЬ ЗА РУЧКУ СТЕКЛЯННОЙ ДВЕРИ И ПОТЯНУЛА НА СЕВЯ, ЧЕТКО УСЛЫШАЛА ВНУТРИ СЕВЯ БАТЮШКИН ГОЛОС «ШНАЕВО». ОНА ТУТ ЖЕ ВЫКРИКНУЛА:-«ШНАЕВО!». ДРУГАЯ СЕСТРА В НЕДОУМЕНИИ СПРОСИЛА:

ТЫ ЧТО, ГДЕ УСЛЫШАЛА, ЧТО ЛЬ?!

НЕТ, МНЕ БАТЮШКА СКАЗАЛ!

И ТУТ ОНА РАССКАЗАЛА ЕЙ ВСЕ И ДОБАВИЛА:

ТОЛЬКО НЕ ПОНЯТНО, ПОЧЕМУ МНЕ БАТЮШКА СРАЗУ НА МОГИЛКЕ НЕ СКАЗАЛ.

А ТА ЕЙ В ОТВЕТ:

ТАК ПРАВИЛЬНО БАТЮШКА СДЕЛАЛ, ПОКА МЫ С ТОБОЙ ДО ВОКЗАЛА ЕХАЛИ, СТО РАЗ БЫ ЗАБЫЛИ.

УДИВИТЕЛЬНО БЫЛО И ТО, ЧТО БАТЮШКА ДАЖЕ ВРЕМЯ НАМ РАССЧИТАЛ ТАК, ЧТО МЫ ПОПАЛИ СРАЗУ НА ЭЛЕКТРИЧКУ, А СЛЕДАЮЩАЯ ШЛА С БОЛЬШИМ ИНТЕРВАЛОМ И ТОЛЬКО К ОБЕДУ. И ВОЗВРАЩАТЬСЯ ПРИШЛОСЬ БЫ ПОЗДНО ЗАТЕМНО ЛЕСОМ.

ПРИ ВСТРЕЧЕ С БОЛЬНОЙ МЫ ВМЕСТЕ С НЕЙ РАДОВАЛИСЬ ОТ ТОГО, ЧТО БАТЮШКА С НАМИ И СЛЫШИТ НАС КАК И ПРИ ЖИЗНИ, И ПРОСЛАВЛЯЛИ БОГА, ДИВНАГО ВО СВЯТЫХ СВОИХ - А ДЕНЬ ЭТОТ БЫЛ 3 ФЕВРАЛЯ Н.С. «ОТРАДА» ИЛИ «УТЕШЕНИЕ» ВАТОПЕДСКИХ ИКОН БОЖИЕЙ МАТЕРИ.

МЫ БЛАГОДАРИМ БОГА, ЧТО ОН ДАРОВАЛ НАМ ТАКОЕ БЕСЦЕННОЕ ДУХОВНОЕ СОКРОВИЩЕ - МОГИЛКУ СТАРЦА СХИИГУМЕНА АЛЕКСИЯ, И ЧТО НАША ЖИЗНЬ НАХОДИТСЯ ПОД БЛАГОДАТНЫМ БЛАГОСЛОВЕНИЕМ И ЗАЩИТОЙ ТАКОГО ВЕЛИКОГО СВЯТАГО! КОГДА ЗАБРАЛИ ОТЦА НА ВОЙНУ, МАТЬ БЕЖАЛА ПЛАЧА ЗА НИМ, И КРИЧАЛА:

«ИВАН, НАУЧИ, КАК МНЕ ТЕПЕРЬ ЖИТЬ?» А ОН В ОТВЕТ; «ЖИЗНЬ ТЕВЯ НАУЧИТ».

ВСКОРЕ ОТЕЦ ПОГИБ НА ВОЙНЕ, И ОСТАЛАСЬ ОНА С ЧЕТЫРЬМЯ ДЕТЬМИ НА РУКАХ - СТАРШИЙ ИЗ НИХ МИШЕНЬКА РОДИЛСЯ С ТЯЖЕЛЕЙШИМ ФИЗИЧЕСКИМ НЕДУГОМ, ИЗ-ЗА КОТОРОГО ЕГО НОЖКИ НИКОГДА НЕ КАСАЛИСЬ ЗЕМЛИ, ЗА НИМ ПРИХОДИЛОСЬ УХАЖИВАТЬ, ЕГО КОРМИЛИ ИЗ ЛОЖЕЧКИ.

ОСОВОЕ ИЗВРАНИЕ СТАРЦА ПРОЯВИЛОСЬ УЖЕ В МЛАДЕНЧЕСТВЕ. БЫВАЛО, МАТЬ ПОСАДИТ ДВУХЛЕТНЕГО МИШЕНЬКУ, ОБЛОЖИВ ПОДУШКАМИ, И УХОДИТ НА РАБОТУ, ЛАМПАДКИ ПОТУШИТ, БОЯЛАСЬ ПОЖАРА. ПРИХОДИТ, А ЛАМПАДКИ ГОРЯТ.

-«МИШЕНЬКА, КТО Ж ЗАЖЕГ ТО?»

А ОН ГЛАЗКИ К НЕБУ ПОДНИМЕТ И ПАЛЬЧИКОМ ВВЕРХ ПОКАЗЫВДЕТ. ПРИНЕСУТ ЕМУ ЧУРОЧЕК, А ОН ИЗ НИХ ХРАМ СТРОИТ.

С ПЯТИ ЛЕТ ОН НАЧАЛ ДАВАТЬ СОВЕТЫ ЛЮДЯМ.

В ДВАДЦАТЬ ЛЕТ, БОГОМ ПРИЗВАННЫЙ, ОН ПОЕХАЛ НА ПРОПОВЕДЬ ИЗ СЕЛА ЛОМОВКИ В ГОРОД ПЕНЗУ. САМ БАТЮШКА РАССКАЗЫВАЛ: ПОВЕЗЛИ МЕНЯ НА ЛОШАДИ, ВЕЗ МЕНЯ МАЛЬЧИК, И ЕХАЛ Я КАК ЦАРЬ НА ТРОНЕ, МОЮ КОЛЯСКУ ПОСТАВИЛИ НА ТЕЛЕГУ. НА КОЛЯСКУ, Я СКАЗАЛ, СШИТЬ ЧЕХОЛ И СО ВСЕХ СТОРОН НАШИТЬ ИЗ АТЛАСНЫХ ЛЕНТ КРЕСТЫ. В ТО ВРЕМЯ ГОСПОДЬ ДАВАЛ МНЕ МНОГО ГОВОРИТЬ ЛЮДЯМ.

* * *

ВСЮ ЖИЗНЬ СТАРЕЦ ПРЕТЕРПЕВАЛ ФИЗИЧЕСКИЕ СТРАДАНИЯ, ДАЖЕ ПРИКОСНОВЕНИЯ К ЕГО ТЕЛУ, КОГДА ЕГО ПОДНИМАЛИ И САЖАЛИ В КОЛЯСКУ, ПРИЧИНЯЛИ ЕМУ БОЛЬ, ОН СТОНАЛ ПРИ ЭТОМ. КОГДА ЕГО КОРМИЛИ, ТО ОН КАШЛЯЛ И С ТРУДОМ ПРОГЛАТЫВАЛ ПИЩУ. НА ЕГО МУЧЕНИЯ БЕЗ СЛЕЗ НЕЛЬЗЯ ВЫЛО СМОТРЕТЬ. НО ОН ВСЕЦЕЛО, ПРЕДАВШИЙСЯ ВОЛИ БОЖИЕЙ, ВЫЛ ОЧЕНЬ ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ. СВЯТЫЕ ОТЦЫ ГОВОРЯТ, ЧТО ПЕРЕНЕСЕНИЕ ТАКИХ СТРАДАНИЙ ВЫШЕ САМОГО СТРОГОГО ЗАТВОРА.

БАТЮШКА НИКОГДА НЕ УЧИЛСЯ, НО НЕСМОТРЯ НА ЭТО, ЗНАНИЯ ЕГО ПРОСТО ПОРАЖАЛИ. ДУХ СВЯТОЙ, ИСТОЧНИК ВСЯКОЙ МУДРОСТИ, НАУЧАЛ ЕГО.

К ОТЦУ АЛЕКСИЮ ПРИЕЗЖАЛИ ЛЮДИ РАЗНЫХ СОСЛОВИЙ: И ПРОСТЕЦЫ, И УЧЕНЫЕ И С КАЖДЫМ ОН ЗНАЛ, КАК РАЗГОВАРИВАТЬ. ОБЩЕНИЕ С ПРОСТЫМ НЕОБРАЗОВАННЫМ СТАРЦЕМ ВОСХИЩАЛО ПРОСТОТОЙ И МУДРОСТЬЮ. ОН ОТКРЫВАЛ ЛЮДЯМ ТО, ЧТО ОНИ НЕ МОГЛИ ПОНЯТЬ С ПОМОЩЬЮ НАУКИ, ВСЕХ ПОРАЖАЛО ТО, ЧТО ОН МОГ ДАВАТЬ ДАЖЕ НАУЧНЫЕ СОВЕТЫ.

БЕСЕДУЯ С НИМ, ЛЮДИ ЧУВСТВОВАЛИ ИСХОДЯЩУЮ ОТ НЕГО БЛАГОДАТЬ, ТУ ОСОВУЮ МУДРОСТЬ, КОТОРАЯ НЕ ТОЛЬКО ЗНАЕТ, НО И ВИДИТ.

ОН ИМЕЛ ТО, О ЧЕМ ПОЗАБЫЛ МИР, ЧТО ТАК ТРАГИЧЕСКИ ПОТЕРЯЛО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО - СВЯТОСТЬ.

* * *

ПОДРОБНО ДРУГИМ ВЕРНЫМ ИЗБРАННИКАМ БОЖИИМ, СТАРЕЦ АЛЕКСИЙ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ СВОЕЙ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ НЕС ТЯЖЕЛЫЙ КРЕСТ: ТЯЖКИЕ БОЛЕЗНИ, КЛЕВЕТЫ И УКОРЕНИЯ. ЖИЗНЬ ЕГО, ТАКИМ ОБРАЗОМ, УПОДОБИЛАСЬ ЖИЗНИ РАСПЯТОГО ХРИСТА. ЕСЛИ В 1908 ГОДУ ОПТИНСКИЙ СТАРЕЦ ПРП. ВАРСОНОФИЙ ГОВОРИЛ СВОЕМУ УЧЕНИКУ БУДУЩЕМУ СТАРЦУ НИКОНУ: «ДОГОРАЕТ ТЕПЕРЬ СТАРЧЕСТВО. ВЕЗДЕ УЖЕ НЕТ СТАРЧЕСТВА, А У НАС В ОПТИНОЙ ДОГОРАЮТ ОГАРОЧКИ».

ТО В НАШЕ ВРЕМЯ СТАРЧЕСТВО ПРОСТО УНИКАЛЬНО И НИ НА ЧТО ТАК НЕ ВОССТАЕТ ВРАГ РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, КАК НА СТАРЧЕСТВО. СТАРЧЕСКИМ ОКОРМЛЕНИЕМ РАЗРУШАЮТСЯ ЕГО СЕТИ. ПОЭТОМУ ВРАГ СТАРАЛСЯ ВОЗДВИГАТЬ ГОНЕНИЕ НА СТАРЦА.

СТАРЕЦ ПО ПОВЕЛЕНИЮ БОЖИЕЙ МАТЕРИ СОЗДАЕТ ОВИТЕЛЬ. ЖАЖДУЩИЕ ЖИВОЙ ВОДЫ, СТЕКАЛИСЬ К ПРАВЕДНИКУ В ОБИТЕЛЬ, ЖЕЛАЯ СПАСЕНИЯ. ОН КАК ФАКЕЛ ОСВЕЩАЕТ НАШУ ГРЕХОВНОСТЬ И КАК КОЛОКОЛ ПРОБУЖДАЕТ НАШУ СОВЕСТЬ И ВОЗВОДИТ НАШИ ОЧИ ОТ ЗЕМЛИ К НЕБУ.

* * *

ЛЮДИ ОБНОВЛЯЛИСЬ ДУХОВНО БЛАГОДАТЬЮ БОЖИЕЙ ЧРЕЗ БОГОНОСНОГО ОТЦА АЛЕКСИЯ.

КАК-ТО РАЗ К ВАТЮШКЕ ПРИЕХАЛ МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК КРУПНОГО ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ И ВЫСОКОГО РОСТА, КОТОРЫЙ ВЕЛ ВОЛЬНУЮ НЕБЛАГОЧЕСТИВУЮ ЖИЗНЬ, И ВОТ ЭТОТ ГРОМИЛА ПОДОШЕЛ К ВАТЮШКЕ ПОД БЛАГОСЛОВЕНИЕ, А ТОТ НАМОТАЛ НА ПАЛЬЧИК ПРЯДЬ ЕГО ВОЛОС И СТАЛ С СИЛОЙ ДЕРГАТЬ, ПРИГОВАРИВАЯ:

БУДЕШЬ КУРИТЬ?

НЕ БУДУ

БУДЕШЬ БЛУДИТЬ?

НЕ БУДУ

БУДЕШЬ ДРАТЬСЯ?

НЕ БУДУ

БУДЕШЬ ПИТЬ?

НЕ БУДУ

БУДЕШЬ МЕНЯ СЛУШАТЬСЯ?

БУДУ

ЭТОТ ГИГАНТ ЗАПЛАКАЛ, СТОЯ НА КОЛЕНЯХ ПРЕД БАТЮШКОЙ.

НА СВЕТЛОЙ СЕДЬМИЦЕ ТЕБЕ НУЖНО ЖЕНИТЬСЯ. ИДИ И БОЛЬШЕ НЕ ДЕЛАЙ ГРЕХОВ. ТЫ ПОНЯЛ МЕНЯ?

ПОНЯЛ!

А КАК ТЫ МЕНЯ ПОНЯЛ?

МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК ВСЕ ПОВТОРИЛ В ТОЧНОСТИ И ОТОШЕЛ ОТ БАТЮШКИ В СЛЕЗАХ - ЭТОТ БУЯН ПРЕВРАТИЛСЯ В КРОТКОГО ЯГНЕНКА И В НЕДОУМЕНИИ ПОВТОРЯЛ: - «ЧТО ОН СО МНОЙ СДЕЛАЛ?».

А СИЛА ДУХА СТАРЦА ПРОСТО СЛОМИЛА ПОРОК. СЕЙЧАС ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ БАТЮШКИ ОН ПОВЕНЧАЛСЯ, ВЕДЕТ ДОБРОПОРЯДОЧНУЮ СЕМЕЙНУЮ ЖИЗНЬ. ИЗ ЭТОГО РАССКАЗА ВИДНО, КАК ИЗМЕНЯЛИСЬ, ОБНОВЛЯЛИСЬ И ОСВЕЖАЛИСЬ ДУШИ, ПРИХОДИВШИЕ К БЛАЖЕННОМУ СТАРЦУ.

* * *

БЫЛИ СЛУЧАИ, КОГДА ОТ ОТЦА АЛЕКСИЯ ИСХОДИЛО НЕБЕСНОЕ СИЯНИЕ, И ЛЮДИ ВИДЕЛИ ЭТО. ОН В САМОМ ДЕЛЕ ВЫЛ ЖИВЫМ ХРАМОМ СВЯТАГО СВЕТА.

В ДУХОВНО БОЛЬНЫХ ЛЮДЯХ ПРИ ВИДЕ БАТЮШКИ БЕСЫ ТРЕПЕТАЛИ, И НЕ ХОТЯЩЕ СЕБЯ ОТКРЫВАЛИ. СТАРЕЦ ИСЦЕЛЯЛ ОТ ОДЕРЖАНИЯ БЕСОВСКОГО. МОЛИТВА СТАРЦА СВЯЗЫВАЛА ИХ - КОГДА В ОДНОЙ ИЗ БОЛЯЩИХ БЕС ОБРАТИЛСЯ К БАТЮШКЕ:

МИХАИЛ, ЕСЛИ Б ТЫ ТОЛЬКО ЗНАЛ, КАК Я ПЕЛ, КОГДА БЫЛ АНГЕЛОМ, ТВОЕ СЕРДЦЕ БЫ РАСТАЯЛО.

ПОЙ,- ГОВОРИТ БАТЮШКА.

НЕ МОГУ. МЕНЯ САТАНА ЗАМУЧАЕТ, ЕСЛИ Я ТЕБЕ БУДУ ПЕТЬ.

ПОЙ. НЕ ЗАМУЧАЕТ.

И БЕС ЗАПЕЛ «БОГОРОДИЦУ» С ПЛАЧЕМ И СО ВСХЛИПОВАНИЯМИ ПО СЛОГАМ:

БО-ГО-РО-ДИ-ЦЕ ДЕ-ВО, РА-ДУЙ-СЯ

НА УТРО БОЛЬНАЯ СКАЗАЛА, ЧТО ЕЙ ЛЕГЧЕ СТАЛО, И ОНА ПОЧУВСТВОВАЛА, ЧТО ЭТОГО БЕСА НЕ СТАЛО В НЕЙ.

ЧТО ЖЕ ЕГО РАЗЖАЛОВАЛИ ЧТО ЛИ? - СПРОСИЛИ ОБ ЭТОМ СТАРЦА И ОН ОТВЕТИЛ, ЧТО БЕС ПРЕВРАТИЛСЯ В АНГЕЛА. СИЛА ЛЮБВИ СТАРЦА ИЗМЕНИЛА БЕСА, ПРЕВРАТИВ ЕГО В АНГЕЛА.

ЭТОТ СЛУЧАЙ - НЕОПРОВЕРЖИМОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БОЛЬШОЙ СВЯТОСТИ СТАРЦА.

* * *

МОЛИТВА ИИСУСОВА БЫЛА ДЛЯ СТАРЦД ХЛЕВОМ НАСУЩНЫМ, У НЕГО БЫЛА НЕПРЕСТАННЛЯ МОЛИТВА. ЕГО МОЛИТВЫ ИСХОДИЛИ ИЗ САМОГО СЕРДЦА.

БАТЮШКА ВСЕГДА УЧИЛ БРАТЬ БОЖИЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ НА ВСЯКОЕ ДЕЛО, ЛЕГ В ПОСТЕЛЬ И ГОВОРИТ: «ГОСПОДИ, Я ЛЕГ. ПОМОГИ МНЕ ОТДОХНУТЬ ДО УТРА».

С ТАКОЙ ВЕРОЙ ОН ГОВОРИЛ ЭТИ СЛОВА, КАК РЕБЕНОК - ОТЦУ, ТАК ПРОСТО И ИСКРЕННО, ЧТО СТОЯВШИЕ РЯДОМ НЕВОЛЬНО УМИЛЯЛИСЬ ЭТОЙ ДЕТСКОЙ ПРОСТОТЕ ЕГО РЕЧИ И УДИВЛЯЛИСЬ НЕПОСТИ-ЖИМОЙ ГЛУБИНЕ ЕГО ВЕРЫ. О СИЛЕ МОЛИТВЫ СТАРЦА РАССКАЗЫВАЕТ СВЯЩЕННИК: «ОТНОШЕНИЕ К СХИИГУМЕНУ АЛЕКСИЮ У МЕНЯ РЕЗКО ИЗМЕНИЛОСЬ, КОГДА Я САМ ПОЧУВСТВОВАЛ СИЛУ ЕГО МОЛИТВЫ. СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК, - БУДЬ ОН МИРЯНИН, ИЛИ СВЯЩЕННИК, ВЕСЬМА ПОДВЕРЖЕН ДЕМОНИЧЕСКОМУ ВЛИЯНИЮ, ОН НАХОДИТСЯ КАК - БЫ ПОД ПОСТОЯННЫМ ДЕМОНИЧЕСКИМ ПРЕССОМ. СВОЕЙ МОЛИТВОЙ БАТЮШКА КАК ЯРКИМ СВЕТОМ ПОПАЛИЛ КОЗНИ БЕСОВСКИЕ, И ОНИ СРАЗУ РАССЕЯЛИСЬ СЛОВНО ДЫМ, ТАК ОН ОТОГНАЛ ЛУКАВОГО ДЕМОНА, НА ДУШЕ СТАЛО ТАК СВЕТЛО И СПОКОЙНО, ЧТО ХОТЕЛОСЬ УМЕРЕТЬ, ДАБЫ СОХРАНИТЬ ЭТО СОСТОЯНИЕ. ПОЧУВСТВОВАЛ Я И ТО, НАСКОЛЬКО УКРЕПИЛИСЬ В ДУШЕ СИЛЫ СОПРОТИВЛЕНИЯ МЕРЗОСТНЫМ ТВАРЯМ, ПОГУБЛЯЮЩИМ МИЛЛИАРДЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ДУШ». КАК ОБЩАЛСЯ БАТЮШКА С НЕВЕСНЫМИ СИЛАМИ ДЛЯ НАС СОКРЫТО, ЭТО ТАЙНА. ГОСПОДЬ ИНОГДА НЕМНОГО ДЛЯ НАС ЭТО ПРИОТКРЫВАЛ. КОГДА ПЕРЕД ПОЕЗДКОЙ В ДИВЕЕВО НА 100-ЛЕТИЕ ОБРЕТЕНИЯ МОЩЕЙ ПРП. СЕРАФИМА САРОВСКОГО СПРОСИЛИ БАТЮШКУ, А КОГДА ОН ПОЕДЕТ, ТО БАТЮШКА С УЛЫБКОЙ ОТВЕТИЛ: «МЕНЯ СЕРАФИМ ВЫЗОВЕТ».

ТО ЧТО МНОГИЕ ТАЙНЫ НЕВИДИМОГО МИРА ВЫЛИ ЕМУ ОТКРЫТЫ ОЧЕВИДНО ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ПОВЕСТВОВЛНИЙ. БА¬ТЮШКА ГОВОРИЛ:

ВСЕ БОГАТСТВА МИРА НЕ СТОЯТ ОДНОГО ЦВЕТКА В ЦАРСТВЕ НЕВЕСНОМ. НА ВОПРОС:

А ПРАВДА ЛИ ЧТО КАЖДУЮ НОЧЬ В ТРИ ЧАСА МАТЕРЬ БОЖИЯ СПУСКАЕТСЯ С НЕВЕС ПО ЛЕСТНИЦЕ НА ЗЕМЛЮ?

ДА.

А ДОЛГО ЛИ ВЫВАЕТ МАТЕРЬ БОЖНЯ НА ЗЕМЛЕ?

ОНА НЕ МНОГО ВРЕМЕНИ ПРЕВЫВАЕТ НА ЗЕМЛЕ.

ВО ВРЕМЯ ПРИСТУПА В БОЛЯЩЕЙ, БЕС НАВОДИЛ СТРАХ И УЖАС СВОИМИ КРИКАМИ И ДЕЙСТВИЯМИ НА ОКРУЖАЮЩИХ В СТРАХЕ ЗАКРИЧАЛ:

МИХАИЛ. ПРИШЕЛ С БОЖИЕЙ МАТЕРИЮ! - БОЛЯЩАЯ УПАЛА НА КОЛЕНИ И БЕС В НЕЙ ЗАТИХ.

СИЛОЙ БЛАГОСЛОВЕНИЯ СТАРЦЛ МИЛОСТЬ БОЖИЯ ПРЕ¬КЛОНЯЕТСЯ К НАМ. ПО ЕГО БЛАГОСЛОВЕНИЮ К УДИВЛЕНИЮ ВРАЧЕЙ УСПЕШНО ДЕЛАЛИСЬ СЛОЖНЕЙШИЕ ОПЕРАЦИИ, УЧАЩИМСЯ СДАВАЛИСЬ ЭКЗАМЕНЫ: ГОСПОДЬ ПОСЫЛАЛ ЛЮДЯМ ХОРОШУЮ РАБОТУ; РАЗРУШАЛИСЬ НЕВЕРНЫЕ БРАКИ, А ВЕРНЫЕ ОСВЯЩАЛИСЬ, УДАЧНО ПОКУПАЛИСЬ И ПРОДАВАЛИСЬ, СТРОИЛИСЬ ДОМА И КВАРТНРЫ И Т.Д.

* * *

ВОДА ИЗ КОЛОДЦА У БАТЮШКИ ОВЛАДА€Т ЧУДОДЕЙСТВЕННОЙ СИЛОЙ И МНОГИМ ПО ЕГО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ЭТА ВОДА ПРИНОСИТ ИСЦЕЛЕНИЯ.

ПРИВЕДЕМ ОДИН ИЗ СЛУЧАЕВ.

ОДНАЖДЫ ЗИМОЙ МУЖЧИНА СЧИЩАЛ СНЕГ С КРЫШИ ГАРАЖА, ГДЕ ПРОХОДИЛИ ВЫСОКОВОЛЬТНЫЕ ПРОВОДА, ВДРУГ НЕОЖИДЛННО ПРОИЗОШЕЛ СИЛЬНЫЙ УДАР ТОКОМ, ТАК ЧТО БОТИНКИ И ОДЕЖДУ РАЗОРВАЛО. В ТЯЖЕЛОМ СОСТОЯНИИ УВЕЗЛИ ЕГО В РЕАНИМАЦИЮ, ГДЕ ПО ЗАКЛЮЧЕНИЮ ВРАЧЕЙ СОСТОЯНИЕ ЕГО БЫЛО БЕЗНАДЕЖНЫМ. 70-80% КОЖНОГО ПОКРОВА ПОРАЖЕНО ОЖОГОМ. СРОЧНО ПОПРОСИЛИ БАТЮШКИНЫХ МОЛИТВ. И ПО ЕГО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВОДА ИЗ КОЛОДЦА БЫЛА ДОСТАВЛЕНА В ДРУГОЙ ГОРОД БОЛЬНОМУ. СОСТОЯНИЕ БОЛЬНОГО БЫЛО УЖАСНОЕ, ОН ЛЕЖАЛ НЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ СЕТКЕ, И НА ЕГО ГЛАЗАХ С ТАКИМ ПРОЦЕНТОМ ОЖОГА УВОЗИЛИ ЛЮДЕЙ В МОРГ. ВДРУГ В ПАЛАТУ ЗАХОДИТ ЛЕЧАЩИЙ ВРАЧ СТАВИТ НА ТУМБОЧКУ ВОДУ СО СЛОВАМИ: «СРОЧНО БЕЛЕЛИ ПЕРЕДАТЬ ИЗ ПЕНЗЫ ОТ БАТЮШКИ, СТАРЕЦ СКАЗАЛ, ЧТО БОЛЬНОМУ СТАНЕТ ПОЛЕГЧЕ».

БОЛЬНОЙ СТАЛ ПИТЬ ВОДУ И НАЧАЛСЯ ПРОЦЕСС ЗАЖИВЛЕНИЯ. К УДИВЛЕНИЮ ВРАЧЕЙ ПОСТРАДАВШИЙ ВСКОРЕ ПОПРАВИЛСЯ И ВЕРНУЛСЯ НА ПРЕЖНЮЮ РАВОТУ, СЛЕДОВ ОТ ОЖОГОВ ПОЧТИ НЕ ОСТАЛОСЬ.

* * *

ПРОСТОЕ ПРИСУТСТВИЕ БОГОНОСНОГО СТАРЦА ПРИНОСИЛО МИР И ПОКОЙ. ЛЮДИ БЫЛИ СЧАСТЛИВЫ БЕСЕДОВАТЬ С ЭТИМ СВЯТЫМ ЧЕЛОВЕКОМ, И КАЖДЫЙ РАЗ, КОГДА УХОДИЛИ ОТ НЕГО В ДУШАХ ИХ ВОДДРЯЛСЯ ПОКОЙ, КОТОРЫЙ ОХВАТЫВАЛ ВСЕ ИХ СУЩЕСТВО, БГО ДОБРОЕ СЕРДЦЕ ВСЕГДА СОГРЕВАЛО СВОИМ ТЕПЛОМ ТЕХ, КТО ПРИХОДИЛ К НЕМУ ОН БЫЛ ТАК УЧАСТЛИВ К ЛЮДЯМ, ЧТО СРАЗУ ОТЗЫВАЛСЯ НА КАЖДУЮ БОЛЬ И СТАРАЛСЯ ПОМОЧЬ. РАДОВАЛСЯ, КОГДА У ЛЮДЕЙ БЫЛО ВСЕ ХОРОШО И СМЕЯЛСЯ КАК РЕБЕНОК.

ИСЦЕЛЯЛ БОЛЬНЫЕ СТРАДАЮЩИЕ ДУШИ; ОТВЕЧАЛ НА САМЫЕ СЛОЖНЫЕ, САМЫЕ МУЧИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ В ЖИЗНИ.МНОГИМ СУПРУЖЕСКИМ ПАРАМ ОН ПОМОГ РАЗРЕШИТЬ СПОРЫ И РАССЕЯТЬ ИСКУШЕНИЯ БЕСОВСКИЕ.

ОН ТИХИМ СЛОВОМ ИЗУМИТЕЛЬНОГО СМИРЕНИЯ ВЕЛИКОЙ ЛЮБВИ, ПРОНИКАЛ В ДУШУ И ОТКРЫВАЛ ЕЙ ПУТЬ К СПАСЕНИЮ, И БЫЛО УДИВИТЕЛЬНО, КАК ЭТОТ ВЕЛИКИЙ И В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНО СЛАБЫЙ ЗДОРОВЬЕМ ЧЕЛОВЕК, УДОВЛЕТВОРЯЛ ВСЕХ ЖАЖДУЩИХ ЕГО. НИКТО НЕ УХОДИЛ ОТ НЕГО НЕ УТЕШЕННЫМ. ЛЮБОВЬ ЕГО БЫЛА ТАК ВЕЛИКА И ГЛУБОКА, ЧТО ЭТО НАПОМИНАЛО ЧЕЛОВЕКА АПОСТОЛЬСКИХ ВРЕМЕН...

САМ БАТЮШКА ГОВОРИЛ: «Я НЕУЧЕНЫЙ, ТАКОЙ ЖЕ КАК АПОСТОЛЫ. ДВЕРИ МОЕГО ДОМА ВСЕГДА ДЛЯ ВСЕХ ОТКРЫТЫ, ТОЛЬКО НЕ ВСЕ В НИХ ПОПАДАЮТ».

* * *

ОТНОСИТЕЛЬНО ПРОЗОРЛИВОСТИ СТАРЦА СУЩЕСТВУЕТ ЧРЕЗВЫЧАЙНО МНОГО ФАКТОВ. РАССКАЗЫВАЕТ СВЯЩЕННИК СЛУЧАЙ, КОТОРЫЙ ПРОИЗОШЕЛ В ВАЛДАЙСКОМ МОНАСТЫРЕ. КОГДА МЫ СО СТАРЦЕМ ЗАЕХАЛИ В ИВЕРСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ, ИЕРОМОНАХ НИЛ - НОВОИСПЕЧЕННЫЙ НАМЕСТНИК, ВСТРЕТИЛ НАС КРАЙНЕ ВОИНСТВЕННО.

«ЗАЧЕМ ПРИЕХАЛИ? ГДЕ ДОКУМЕНТЫ?»

МИНУТ ДВАДЦАТЬ ИЗУЧАЛ ИХ, ИСПЫТЫВАЯ НАШЕ ТЕРПЕНИЕ. ПРИКАЗАЛ ЗАКРЫТЬ ВОРОТА, ПОЗВАЛ ЕЩЕ ОДНОГО ОХРАННИКА, СВЕРЯЛ НОМЕРА НА АВТОВУСЕ С ДОКУМЕНТАМИ. ЧУВСТВО БЫЛО ТАКОЕ, ЧТО МЫ ПОПАЛИ В ЗАСАДУ, А НЕ В МОНАСТЫРЬ ПРИЕХАЛИ. ОН ПРЕКРАСНО НАС ЗНАЛ И БЕЗ ВСЯКИХ ДОКУМЕНТОВ, ТАК КАК К БЫВШЕМУ НАМЕСТНИКУ, АРХИМАНДРИТУ ЕФРЕМУ, МЫ ПРИЕЗЖАЛИ ЧАСТО. ЧЕРЕЗ НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ НИЛ ПРИГЛАСИЛ ВСЕХ НА ТРАПЕЗУ, НО СТАРЕЦ, ДОСЕЛЕ СПОКОЙНО НАБЛЮДАВШИЙ ЗА ПРОИСХОДЯЩИМ, ОТКАЗАЛСЯ.

«УЕЗЖАЕМ». И НЕГРОМКО ПРОИЗНЕС: «НЕ БУДЕТ ЕГО ЗДЕСЬ СКОРО. МАТЕРЬ БОЖИЯ НЕ ДОПУСТИТ». КАК ЖЕ СТАЛО СТРАШНО, КОГДА МЫ УЗНАЛИ О ТРАГЕДИИ В МОНАСТЫРЕ. ИЕРОМОНАХ НИЛ ПРОЖИЛ В СВОЕЙ ДОЛЖНОСТИ ВСЕГО ТРИ МЕСЯЦА И НАСМЕРТЬ РАЗБИЛСЯ НА МАШИНЕ, КАК И ПРЕДСКАЗАЛ СТАРЕЦ.

ПРИ ПОМОЩИ ЕГО ПРОЗОРЛИВОСТИ МНОГИЕ ЛЮДИ ПРИХОДИЛИ К ВЕРЕ, ИНОГДА ОН КАСАЛСЯ ТАКИХ ТАЙНИКОВ ДУШИ, ЧТО ЧЕЛОВЕКУ ПОСРЕДСТВОМ ЭТОГО ОТКРЫВАЛСЯ БОГ.

ОН ПРЕДСКАЗЫВАЛ БУДУЩЕЕ НА МНОГИЕ ГОДЫ ВПЕРЕД.

ОДНОМУ МУЖЧИНЕ СКАЗАЛ: «БУДЕШЬ СВЯЩЕННИКОМ».

ТОТ ОТВЕТИЛ: «ДА ЧТО ВЫ, БАТЮШКА, - Я ИНЖЕНЕР!»

А БАТЮШКА: «БУДЕШЬ, БУДЕШЬ».

ЧЕРЕЗ ПЯТНАДЦАТЬ ЛЕТ ВСЕ СБЫЛОСЬ. МНОГО СЛУЧАЕВ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИХ О ПОМОЩИ СТАРЦА ЛЮДЯМ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕЛИКОЙ ПЕРЕЖИВАЕМОЙ СКОРБИ ИЛИ МЫСЛЕННО ПРИЗЫВАЮЩИХ ЕГО НА ПОМОЩЬ, НАХОДЯЩИХСЯ ОТ НЕГО НА ОЧЕНЬ ДАЛЕКИХ РАССТОЯНИЯХ - ЭТО ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ВЫСОКОГО ДАРА ПРОЗОРЛИВОСТИ СТАРЦА.

ВОТ ОДИН ИЗ ПРИМЕРОВ.

ПОСЫЛАЕТ БАТЮШКА ПОСЛУШНИЦУ ДОМОЙ;

-«АННА, ПОЕЗЖАЙ К МАТЕРИ».

ТА ПРИЕЗЖДЕТ И ВИДИТ, МАТЬ СИДИТ НА КРЫЛЬЦЕ И ПЛАЧЕТ:

-«ДОЧКА, А Я ЗАБОЛЕЛА, И МОЛИЛАСЬ, ЧТОБЫ ТЫ ПРИЕХАЛА». ПРИХОДЯЩИЕ СО СВОИМИ НУЖДАМИ ЛЮДИ ПОРОЙ НЕ УСПЕВАЛИ ЗАДАТЬ ВОПРОС, КАК БАТЮШКА ДАВАЛ ОТВЕТ.

ГЛАЗА ЕГО СМОТРЕЛИ В САМОЕ СЕРДЦЕ И ВИДЕЛИ ВСЮ ТВОЮ ДУШУ, ОТ ЕГО ЛЮВЯЩЕГО ОКА НИЧЕГО НЕ ВЫЛО СОКРЫТО.

СТАРЕЦ ПОХОДИЛ НА ЗЕМНОГО АНГЕЛА. СВОЙСТВО АНГЕЛА - СМИРЕНИЕ. АНГЕЛ, НЕВИДИМЫЙ ПЛОТСКИМИ ГЛАЗАМИ ДУХ И СТАРЕЦ СТАРАЛСЯ БЫТЬ НЕВИДИМЫМ И НЕЗНАЕМЫМ ДЛЯ ЭТОГО МИРА. ЛИШЬ ТОТ, КТО ИМЕЛ ДУХОВНЫЕ ОЧИ, МОГ УВИДЕТЬ ЕГО ИСТИННОЕ ВЕЛИЧИЕ И КРАСОТУ.

ОН БЫЛ ОДНИМ ИЗ ТЕХ, КОТОРЫХ ВЕСЬ МИР НЕ БЫЛ ДОСТОИН ПО СЛОВУ АПОСТОЛА ПАВЛА (ЕВР. 11, 38). С НИМ БЫЛО ОЩУТИМО БОЖИЕ ПРИСУТСТВИЕ, ОСОВЕННО НА ИСПОВЕДИ, ЧУВСТВОВАЛОСЬ, ЧТО ЕГО УСТАМИ ГОВОРИТ С ВАМИ СВЯТОЙ ДУХ - ДУХ СВЯТОЙ ВДОХНОВЛЯЛ ВСЕ ЕГО СЛОВА.

ГОВОРИТ АРХИДЬЯКОН: «НО ВОТ НАСТУПАЕТ ЭТОТ МОМЕНТ, Я КЛАДУ СВОЮ ГОЛОВУ ЕМУ НА КОЛЕНИ, ПЫТАЮСЬ ПЕРЕЧИСЛИТЬ СВОИ СОГРЕШЕНИЯ, НО ВСЕМ СВОИМ СУЩЕСТВОМ ЧУВСТВУЮ, ЧТО БАТЮШКА УЖЕ ВСЕ ЗНАЕТ, ЕМУ НЕТ НУЖДЫ МЕНЯ ВЫСЛУШИВАТЬ, И ТОГДА ГОВОРЮ ПРОСТО: «ОТЧЕ, ПРОСТИ МЕНЯ», ПЕРЕЧИСЛЯЮ ГРЕХИ И СЛЫШУ; «БОГ ПРОСТИТ, БОГ ПРОСТИТ» И С ТАКОЙ ЛЮБОВЬЮ И МИЛОСТЬЮ ОН ЧИТАЕТ НАД ТОБОЙ МОЛИТВУ. «ПРОЩАЮ, РАЗРЕШАЮ ОТ ЮНОСТИ И ДО СЕГО ДНЯ», ЧТО ХОЧЕТСЯ ПРОСТО УМЕРЕТЬ И РОДИТЬСЯ ЗАНОВО.

НАСТУПАЕТ ВЕЛИКОЕ ОБЛЕГЧЕНИЕ, КОГДА СТАРЧЕСКАЯ РУЧКА ЕДВА КАСАЕТСЯ ТВОЕЙ ГОЛОВЫ, И ТЫ НАЧИНАЕШЬ ПОНИМАТЬ, ЧТО ОТХОДЯТ ВСЕ СОМНЕНЬЯ И ВНУТРЕННИЕ ТЕРЗАНИЯ, ВСЕ КАЖУЩИЕСЯ ПРОБЛЕМЫ»

К ВЕЛИКОМУ СОЖАЛЕНИЮ, НАСТОЯЩАЯ ИСПОВЕДЬ СЕЙЧАС УПРАЗДНЯЕТСЯ ВСЕ БОЛЬШЕ И БОЛЬШЕ. А О ТАКОМ ТАИНСТВЕ, КАК ОТКРОВЕНИЕ ПОМЫСЛОВ, МНОГИЕ ДАЖЕ НЕ ЗНАЮТ. ПОЭТОМУ ЛЮДИ ПЕРЕСТАЮТ ЧУВСТВОВЛТЬ СВОИ ГРЕХИ. БАТЮШКА ГОВОРИЛ, ЧТО СВЯЩЕННИК БУДЕТ ОТВЕЧАТЬ ПРЕД БОГОМ ЗА ТО, ЧТО НЕ ВЫТЯГИВАЕТ ГРЕХИ. ОДНАЖДЫ НА ОТКРОВЕНИЕ ПОМЫСЛОВ К СТАРЦУ ПРИЕХАЛА СХИМОНАХИНЯ МАНЕФА, КОТОРАЯ ПОДВИЗАЛАСЬ В ИЕРУСАЛИМЕ, ДИВЕЕВСКОЙ ЖЕНСКОЙ ОВИТЕЛИ, И НИГДЕ ЕЕ ДУША НЕ НАХОДИЛА РЕШЕНИЯ И ПОКОЯ. И ТОЛЬКО ПОСЛЕ ИСПОВЕДИ СТАРЦУ ОНА ВЫШЛА РАДОСТНАЯ СО СЛОВАМИ: «НАКОНЕЦ-ТО МОЯ ДУША ОБРЕЛА ПОКОЙ».

ЛИТУРГИИ СТАРЕЦ ПРИДАВАЛ ВЕЛИКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. «БЕЗ ЛИТУРГИИ НАША ЖИЗНЬ ПУСТАЯ», - ГОБОРИЛ ОН.ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ, КОГДА ОН БЫЛ КРАЙНЕ НЕМОЩНЫЙ, ОН ТОЛЬКО И ЖИЛ ЛИТУРГИЯМИ.

КОГДА БАТЮШКА В АЛТАРЕ ВОЗНОСИЛ МОЛИТВЫ К БОГУ, ТО ПОЯВЛЯЛОСЬ НЕИЗЪЯСНИМОЕ ЧУВСТВО БЛИЗКОГО ОБЩЕНИЯ СТАРЦА С БОГОМ. ДУШУ ОХВАТЫВАЛА НЕВЕСНАЯ РАДОСТЬ. ЛЮДИ НА ЕГО ЛИТУРГИЯХ ПЛАКАЛИ.

«РАДУЙСЯ, ОЛТАРЯ ГОСПОДНЯ ДОСТОЙНЫЙ ПРЕДСТОЯТЕЛЮ».

* * *

К БАТЮШКЕ ПРИХОДИЛИ РАЗНЫЕ ЛЮДИ. ПРИХОДИЛИ И КОЛДУНЫ И ЭКСТРАСЕНСЫ, И СТАРЕЦ, ПРОСВЕЩЕННЫЙ ДУХОМ СВЯТЫМ, ВИДЕЛ ИХ И ЗНАЛ КАК СЕВЯ С НИМИ ВЕСТИ. У ОДНИХ ОН ОБНАЖАЛ ИХ УТОНЧЕННОЕ, ИЗОЩРЕННОЕ ЛУКАВСТВО ПОД ВИДОМ ДОБРЫХ ДЕЛ И ПРЕМУДРО ОБЛИЧИВ, ИЗГОНЯЛ ИЗ ЦЕРКВИ. А ДРУГИХ ОН ВЫВОДИЛ ИЗ ПОГИВЕЛИ ОБОЛЬЩЕНИЯ И ПРОСВЕЩАЛ ИХ ПОМРАЧЕННЫЙ УМ.

ПРИХОДИЛИ И ВЫСОКО ДУХОВНЫЕ ЛЮДИ, ПОРОЙ ОБМАНУТЫЕ НЕДОСТУПНУЮ ДЛЯ ПОСТИЖЕНИЯ УМА КОЗНЕЮ ЕРЕСЕЙ. И ПРЕПОДОБНЫЙ СТАРЕЦ, КАК УЧИТЕЛЬ МНОГОПЛОДНЫЙ ОТ ВОЛКОВ ХИЩНЫХ СПАСАЛ ИХ.

* * *

СМЕРТЬ ЕГО БЫЛА ТАКОЙ ЖЕ БЛАГОСЛОВЕННОЙ И СВЯТОЙ, КАК ВСЯ ЕГО ЖИЗНЬ, ИСПОЛНЕННАЯ БОЖЕСТВЕННОЙ БЛАГОДАТИ. БАТЮШКА ПОЗВАЛ НАС СЛУЖИТЬ ВСЕНОЩНУЮ СОБОРУ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В СВОЮ КОМНАТУ, ГДЕ ОН НА ПОСТЕЛИ ТЯЖЕЛО ДЫШАЛ ПОСЛЕДНИЕ МИНУТЫ СВОЕЙ ЖИЗНИ, И МЫ ОТЧЕТЛИВО ВИДЕЛИ ЕГО ГЛАЗА, УСТРЕМЛЕННЫЕ ВВЫСЬ, И ВИДНО БЫЛО КАК ОН ПОГРУЖЕН В МОЛИТВУ.

А МЫ ПРОДОЛЖАЛИ ПРАВИТЬ ВСЕНОЩНУЮ, КАК БУДТО БАТЮШКА ПОВЕЛЕЛ НАМ НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ НЕ ПРЕКРАЩАТЬ МОЛИТВЫ. ТОЛЬКО НАШЕ ПЕНИЕ ЧЕРЕДОВАЛОСЬ С ПЛАЧЕМ И РЫДАНИЯМИ ПО УМИРАЮЩЕМУ ДУХОВНОМУ ОТЦУ. СТАРЕЦ УГАСАЛ НА НАШИХ ГЛАЗАХ. НА НАШИХ ГЛАЗАХ УГАСАЛ СВЕТИЛЬНИК, КОТОРЫЙ ОСВЕЩАЛ НАС И ДРУГИХ БОЖЕСТВЕННЫМ СВЕТОМ. И КАК ПРП. СЕРАФИМ САРОВСКИЙ В МОЛИТВЕННОМ ПОДВИГЕ, С МОЛИТВОЙ НА УСТАХ ПРЕДАЛ ДУШУ СВОЮ ГОСПОДУ.

Я очень почитаю этого старца,потому что он является дляменя примером как не смотря на физическую немощь и беспомощность можно послужить Богу и людям.

Батюшка Алексий,моли Бога о нас!

В последнее время в России активно распространяются книги и DVD -диски с информацией о разных людях, находившихся в бесовской прелести и в разрыве с Церковью. Их выдают за православных святых, параллельно внедряя в души людей под видом христианских вредные теории.

Периодически опасные для души книги и DVD — диски просачиваются в храмы и православные магазины. Наиболее известными являются культ Алексия Пензенского и культ Славика Чебаркульского.

Культ «старца Алексия Пензенского» — это движение сектанского и раскольнического духа, маскирующееся под православие.

Община лжестарца Алексия находится в так называемой «Михайловской обители», расположенной в пос. Победа Бессоновского района Пензенской области.

«Старец Алексий», настоящее имя которого Михаил Иванович Шумилин родился 10 ноября 1930 года. Он с детства не владел руками и ногами и не мог членораздельно говорить, т.е. был колясочником и инвалидом детства. Его нужно было с ложечки кормить, поить и умывать.

Миф о его святости и прозорливости возник благодаря его матери, которая за ним ухаживала и толковала окружающим его неразборчивую речь. Этот миф быстро подхватили и распространили и другие женщины, которые стали за ним ухаживать. Появились первые почитатели и жертвователи, доход от которых способствовал безбедному существованию матери Михаила, а потом и другим хожалкам и приживалкам.

В 1998 году о пензенском инвалиде узнал некто Александр Жуков. Он своим практическим умом понял какой большой бизнес можно сделать напочитании лжестарца и засучив рукава взялся за дело.

Сначала был распространен слух о том, что Михаил не просто почитаемый старец, а иеромонах и зовут его схиигумен Алексий. А сам Жуков — это не просто Александр, а священник РПЦ и зовут его отец Рафаил.

Затем в 2006 году почитателями лжестарца Алексия была издана книга «По вере вашей да будет вам». В настоящее время издано 6 книг, некоторые из них уже повторно. В народе пошла молва, что он святой и к могиле началось массовое паломничество.

В пос. Победа, на деньги почитателей «старца», недалеко от его могилы был приобретен земельный участок. На котором, без благословения пензенского Владыки, была построена так называемая «Михайловская обитель» с храмом и молитвенным домом.

Пензенская митрополия сделала официальное заявление по поводу «Михайловской обители», действующей в поселке Победа под видом организации православной церкви:

«Это объединение не имеет никакого отношения к Русской православной церкви Московского Патриархата и является незаконной организацией. Это объединение не имеет признания другими поместными православными церквями, а у его служителей нет канонического рукоположения. Все действия этих людей, выдаваемых за священнодействия и таинства, являются не только не действительными, но и могут принести вред вашему духовному здоровью»,- говорится в обращении РПЦ.

Подчеркивается, что знакомство и общение с представителями этой «обители» рассматривается как общение греховное, а участвующие в обрядах внутри общины не будут допущены до причащения, пока не принесут покаяния.

Поминовение Святейшего Патриарха и правящего пензенского архиерея за их «службами» является лишь прикрытием для православных паломников, которые во множестве устремляются к могиле «лжестарца Алексия», увлеченные народной молвой о его святости. Приехавших, после «службы» и «исповеди» на могилке, посылают на строительные и подсобные работы и используют как бесплатную рабочую силу.

По словам местной жительницы Галины М. «секта ориентирована на москвичей и жителей больших городов.

— Они приезжают сюда на 2 дня. Чем их там поят, я не знаю, но после этого они уезжают домой и продают все, что можно продать, а потом возвращаются сюда и якобы «жертвуют» все деньги на «обитель». … живут здесь около месяца, а потом покидают обитель. Дальнейшая судьба их неизвестна».

Пензенское епархиальное управление предупреждает православных «об опасности, связанной с почитанием лжестарца Алексия Пензенского, которое порождает новую секту». В официальном обращении говорится:

«Дорогие братия и сестры! Храните единство и верность Святой
Православной Церкви… Предупреждаем вас о том, что вся выпускаемая
и распространяемая литература, связанная с именем лжестарца Алексия,
не соответствует духу Православной Церкви. Еще в III веке
священномученик Киприан Карфагенский говорил: «Кому Церковь не
Мать, тому Бог не Отец».

Дата и место рождения: 10.11.1930 г., с. Ломовка Лунинского района Пензенской области
Дата смерти: 8.1.2005 г.

Пензенский старец Алексий

В ограде Успенской церкви – единственного в Победе православного храма – беседка с надгробием и огромным крестом. К человеку, который похоронен здесь, приезжает немалое число почитателей, именующих его «схиигуменом Алексием», «старцем Алексием Пензенским».

Но его «схиигуменство» вызывает, мягко говоря, большие сомнения и у официальных церковных властей, и у православных клириков. Михаил Иванович Шумилин (так звали «старца» по паспорту) был тяжелым инвалидом детства. Прикованный к инвалидному креслу, с огромным трудом проговаривавший слова, он просто не мог быть рукоположен в священный сан – поставлять во священники людей с тяжелыми физическими недугами категорически воспрещено по церковным канонам.

Биография

Михаил родился с тяжелым физическим недугом, и в течение всей своей жизни не мог владеть руками и ногами, и практически не мог членораздельно говорить. Передвигался он на инвалидной коляске с помощью других людей.

В возрасте 22 лет будущий «старец» был перевезен в Пензу, где, не имея постоянного места проживания, обитал на квартирах верующих людей, которые ему оказывали внимание, а некоторые уже тогда начали считать его за прозорливого. Позднее к сыну приехала его мать - Анна, которая и стала его главным «переводчиком», поскольку речь Михаила была крайне неразборчивой.

В 1982 г. она, при неясных обстоятельствах приняла схиму с именем Ангелина. После смерти матери «переводчиком» старца становится некая Зинаида - впоследствии монахиня Зиновия.

Об обстоятельствах пострига и хиротонии самого «старца» долгое время община молчала, лишь только в 2007 г. в книге «По вере вашей да будет вам...» появляется первая информация на эту тему. Согласно этой версии благословение на постриг Михаил получил от преподобного Амфилохия Почаевского в начале 60-х годов. Чин пострига, а также, по-видимому, и хиротонию в священный сан по версии Геннадия Емельянова совершил архиепископ Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга) в Преображенской Рижской пустыни в присутствии правящего архиерея - митрополита Рижского и Латвийского Леонида (Полякова), воспремника «старца» - архимандрита Тавриона (Батозского), и известного старца архимандрита Серафима (Тяпочкона). Таким образом, «старец Алексий» получает духовное преемство Глинских старцев.

По версии этой же книги постриг в схиму был совершен в 1992 году по благословению почившего архиепископа Пензенского и Кузнецкого Серафима архимандритом Василидом из Почаевской лавры. На этот факт доподлинно известно, что архиепископ Серафим никогда такого благословения не давал, а также категорически не благословлял строительство Михайловского храма и обители при нем.

В советские годы община находилась на подпольном положении из-за преследования властями бродячих монахов и незаконных общин. С наступлением 90-х годов XX в. личность «Мишеньки» приобретает большую популярность, в это время он с членами уже тогда сформировавшейся около него общины посещает православные храмы, причащается Св. Тайн с мирским именем, параллельно с этим ведя свою тайную «священническую проповедь», а в конце же 90-х они уже строят свой храм и создают самочинная «обитель». В последние годы члены общины совершенно размежевались с канонической Церковью, оставив лишь видимость общения с нею.

Михайловская обитель, появившаяся в поселке Победа рядом с Пензой еще несколько лет назад, до сих пор существовала достаточно тихо и славилась в основном среди людей глубоко верующих. Ею руководит 52-летний Александр Жуков, именующий себя отцом Рафаилом. Члены же обители называют себя «последователями старца Алексия». Алексий в свое время работал на строительстве храма в поселке, за что позднее его похоронили на территории православного прихода. Слава о набожном старике привлекла к нему верующих. Затем последователи Алексия возвели его в сан иеромонаха и сами для себя канонизировали. Его дом и соседние земельные участки был выкуплены членами общины, где они и организовали свою обитель.

Община быстро стала популярной, особенно среди жителей Москвы и других больших городов – Петербурга, Краснодара, Нижнего Новгорода, Волгограда. Сюда проводить отпуск и выполнять послушание приезжают очень состоятельные люди, занимающие высокие посты в различных областях деятельности.

Интересные факты из жизни

В учении «старца Алексия» можно выделить такие моменты:
- учение об ИНН как о печати антихриста
- учение о том, что без старца невозможно спасение
- мысль о том, что чудеса являются показателем истинности «старца», в отличие от канонической Церкви, клирики которой, будучи законно поставленными, творить таких чудес не могут
- запрет поминать «старца» о упокоении, так как он является однозначно святым.

Дополнительно

В 2008 году администрация Пензы обратилась в Железнодорожный районный суд с иском о сносе самовольно возведенных строений «Михайловской обители». Выяснилось, что часть земельного участка, на котором расположен объект (церковь), находится в природно-рекреационной зоне.
Судебный пристав-исполнитель потребовал владельца участка (Жукова) демонтировать постройки и наложил штраф на общую сумму 631500 рублей. Мужчина до сих пор игнорирует это требование суда, но штрафы оплачивает исправно.

В 2010 году суд обязал Железнодорожный районный отдел судебных приставов демонтировать самовольно возведенные строения. Однако, в случае сноса незаконных «церквей» члены религиозной общины в поселке Победа пригрозили сжечь себя.

14 октября 2013 г., в духовной семинарии состоялось совещание по вопросу сноса построек. Был принят ряд мер, которые призваны ускорить решение данной проблемы. Но до сих пор не решен вопрос с изготовлением проекта на демонтаж данных строений. Для того чтобы составить смету, потенциальному исполнителю придется вести работы непосредственно в обители, однако ее члены вряд ли позволят спокойно этим заниматься - снос зданий противоречит их интересам.
Осложняет ситуацию и то, что выбор подрядчика должен происходить на конкурсной основе, то есть необходимы заявки от нескольких организаций, претендующих на право получения контракта. Пока же ни одного желающего не нашлось.

В обращении к православным прихожанам Пензенской митрополии и паломникам из других регионов России от октября 2013 г. подчеркивается, что знакомство и общение с представителями этой «обители» рассматривается как общение греховное, а участвующие в обрядах внутри общины не будут допущены до причащения, пока не принесут покаяния.

"Приехавших почтить место упокоения старца завлекают на территорию «обители» обманным путем. Их посылают на строительные и подсобные работы якобы ради памяти старца, используют как бесплатную рабочую силу", - отмечают в пресс-службе пензенской митрополии.

Мнение о человеке

Пензенская епархия утверждает, что в целом, культ «старца Алексия» представляет собой движение сектантского и раскольнического духа, действующее под маской канонической Церкви. Община «старца» действует под неизвестной юрисдикцией, не имеет государственной регистрации, члены общины были уличаемы в мошенничестве.

Пензенская епархия просит верующих не доверять книгам и рассказам о старце Алексии Пензенском, и предупреждает православных «об опасности, связанной с почитанием лжестарца Алексия в поселке Победа Бессоновского района, которое порождает новую секту».
На официальном сайте Пензенской епархии говорится о том, что вся выпускаемая и распространяемая литература, связанная с именем лжестарца Алексия, не соответствует духу Православной Церкви.

В Пензенской епархии утверждают, что никто его не рукополагал, и что в епархии вообще нет документов на схиигумена Алексия Шумилина.

***
«Когда Батюшке задавали вопросы, он отвечал притчами, очень лаконичными фразами, смысл которых предстояло «разгадывать»». «Батюшка показывал то, что ещё должно произойти, взывал к глубокой правде, открытой ему, но не нам. Поэтому понимание приходило не сразу, и не всегда. Трудно приходилось и тем, кто слышал старца в первый раз. К их радости матушка Зиновия, много лет проведшая подле старца, помогала людям понимать его слова. (..) Полноценное же общение с Батюшкой было возможно только при настроенности на единую духовную волну». (с.60-61)
Это банальная схема создания сект – у нас был «спаситель», «избранник», которого могли понимать только мы, его «апостолы», потому что мы на «единой духовной волне». Поэтому мы его вам растолкуем, объясним, направим на истинный путь. Есть у нас и «святые матери», которые растолкуют «апостолов». Так создаются все культы..."
СВЯЩЕННИК АЛЕКСИЙ ПЛУЖНИКОВ: "СТАРЧЕСКАЯ ТЕНЬ" (РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ «ПО ВЕРЕ ВАШЕЙ ДА БУДЕТ ВАМ…»)