Русалки: миф или пугающая реальность? Кто такие русалки Откуда берутся русалки

откуда вообще взялись Русалки? и получил лучший ответ

Ответ от Пользователь удален[гуру]
Русалки - Признанный прародитель морских дев – как ни парадоксально – «Противоположного полу». Это вавилонский бог Оаннес, который долго менял форму, пока не стал существом с головой и торсом мужчины и рыбьим хвостом вместо ног. А первой рыбохвостой женщиной стала Атаргате – сирийская богиня Луны и рыболовства.
Женские духи вод - водяницы, русалки выплывают на поверхность только под вечер, а днем спят. Они заманивают прекрасными песнями путников, а потом затаскивают их в омут. Большой праздник у русалок - Купала. В ночь на Купалу русалки танцуют, веселятся, водят хороводы вместе с Купалой и Костромой, которые утонули в реке.
Название "русалка" (в слав. миф) происходит от слова "русый", что означает на древне славянском "светлый","чистый" Обитание русалок связано с близостью водоемов, рек, озер, которые считались путем в подземное царство. По этому водному пути русалки выходили на сушу и обитали уже там. Так же по славянским поверьям русалки эти не имели хвоста. Чаще их путали с сиренами из античных мифов и жить они могли не только в воде но и на деревьях и в горах.. подчиняются Богу Яриле и его отцу - Велесу.
Русалка - это чаще всего девица-утопленица, которая от большой любви в воду кинулась, а там и в русалку превратилась...

Ответ от Нилова Светлана [гуру]
Из мифов, сказок, худ. литературы.


Ответ от Виктор Единович [гуру]
Я вообще-то считаю, что легенды о русалках пошли от морских животных - дюгоней. Издали они действительно похожи силуэтом на женщину с рыбьим хвостом. Впрочем, груди им скорее всего дорисовывало уже разгорячённое воображение матросов.


Ответ от Lesya [гуру]
Не следует путать русалок с наядами, нереидами, океанидами (водяными нимфами) , которые были не химерами, а вечно юными девами, и без рыбьего хвоста. Еще русалками часто считают сирен, которые жили на островах, завлекали моряков своим пением и съедали. Все помнят историю с Одиссеем, которого привязали к мачте, чтобы он смог послушать пение сирен и остаться в живых. Но сирены - это птицы с женской головой. В славянской мифологии есть похожие существа - сирины (вещие человеко-птицы Сирин, Алконост и Гамаюн) , которые выполняют куда более положительную роль - к ним обращаются с просьбой о дожде, они предсказывают будущее.
- Русалки достаточно далеки от вашей родной эмбриологии…
Русалки фигурируют в фольклоре всех европейских народов - от Шотландии до Урала и Сибири, и азиатских - в мифологии Кореи (но у них вместо рук - плавники) и Японии (только голова человеческая). Есть упоминание о том, что русалки встречаются даже в Неве!.. У Карамзина в «Верованиях древних славян» русалки описаны как женщины, которые обитают в воде, но выходят на сушу. Рыбьего хвоста у них нет, а в середине лета, в «русалью неделю» , они были особенно активны: влезали на деревья, бегали по лесу, соблазняли мужчин.
Если говорить о времени происхождения русалок, то первые изображения появились лишь в средние века. Известна гравюра Страдануса 1522 года, иллюстрирующая кругосветное плавание Магеллана, - причем хвост у этой русалки лишен плавника. В Нюрнберговой библии 1483 года изображен Ноев ковчег, а рядом в воде плещется русалка с обычным рыбьим хвостом.
- Быть может, было так: купалась девушка в море, а к ней стал приставать безобразный сатир. И Зевс, вместо того чтобы наказать сексуального маньяка, решил превратить девушку в рыбу (так же, как Дафна, преследуемая Аполлоном, превратилась в лавр, а наяда Сиринга, преследуемая Паном, - в тростник…). Но почему-то Зевс остановился на полпути, и русалка осталась полуженщиной-полурыбой.
Есть версия зоологическая: среди головастиков попадаются (крайне редко - 1 на 10000!) такие, у которых из плавников развиваются руки, а хвост сохраняется. Есть версия фольклорная: русалками становятся утопленницы. Есть версия эволюционная: русалка - это промежуточное звено между низшими позвоночными и людьми. В отдельных регионах из-за геологических катаклизмов эволюция остановилась на стадии русалки…
Есть версия магическая: русалки - это материализовавшийся «запретный плод» фантазии средневекового монаха, борющегося с искушением, результат сублимации нерастраченной сексуальной энергии…
Есть версия апокрифическая: в фольклоре Харьковской губернии рассказывается, что из войска фараона, утонувшего в Черном море (согласно библейскому сюжету об исходе евреев из Египта) , мужчины превратились в водяных, а женщины и дети - в русалок. «Вид они имеют: верхняя часть тела до пупа человека, а нижняя - рыбы… »
Есть версия мифологическая: согласно Эмпедоклу, отдельные органы вначале возникли и жили сами по себе - «головы без шеи» , «руки без плеч» , «очи без лбов». Позднее они скрепились, кто с кем повстречался, - так могли возникнуть и химеры… Есть версия уфологическая: в далеком прошлом Землю посетили инопланетяне, которые с помощью генной инженерии создали русалок и другие химеры или просто завезли их извне… Версий много, но окончательного ответа на вопрос пока нет.


Ответ от Dzy088 [гуру]
Согласно легенд, они появились из девушек которые попали во власть водяного.


Ответ от Natalie Silakoff [гуру]
Мне сегодня как раз одна приснилась. Если серьезно русалка - это чаще всего девица-утопленица, которая от большой любви в воду кинулась, а там и в русалку превратилась... Сообщество русалок в прежние, весьма богобоязненные, времена непрерывно пополнялось за счет всех грудных девочек, родившихся мертвыми или умершими без крещения, утопленниц и самоубийц. Также становились русалками все дамы, имевшие привычку купаться без нательного креста.

Как-то ведь надо понять, откуда взялся этот образ? Некоторые натуралисты пытались объяснить - и довольно убедительно - «рыбообразие» нижней части тела русалок тем, что морякам древности и средневековья не раз приходилось наблюдать настоящих морских сирен, то есть дюгоней и ламантинов - морских млекопитающих, близких к моржам и тюленям. Моряки, проводившие многие месяцы в плавании без женского общества, могли, наверное, издали принять этих животных за прекрасных морских дев. Казалось бы, рациональное объяснение. Однако тут снова есть «но»… Да не одно!

Первое «но» - в том, что мифическая «человекорыба» не всегда была только женского рода. В шумеро-вавилонской мифологии присутствуют и Оаннес, таинственное существо в виде бородатого мужчины с рыбообразной нижней частью тела, и бог воды и мудрости Эа (Энки) - такого же вида. А в «Библейской энциклопедии» приводится изображение Дагона - «филистимского идола», упоминаемого в Книгах Судей, Царств и других разделах Библии. Этот Дагон Филистимский - мужчина с ассирийской бородой, мускулистыми руками и торсом; ниже пояса - рыба. Русал? Водяной?

Второе «но». В 1987 году в Новосибирске вышла книга «Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири», собранные В. Зиновьевым. В ней есть сообщения, которые к мифологическим можно отнести лишь весьма условно. В их числе - рассказ местной жительницы, в детстве дважды видевшей русалку.

Девочка, поившая ночью коня в старице, увидела, что на противоположном берегу сидит на кочке женщина и расчесывает волосы. Девочка решила, что это знакомая старушка, Михайловна, «прибрела и моется». Мать девочки усомнилась: «Че она ночью-то мыться будет?» Через день девочка снова поила коня и опять увидела ту же картину. Любопытная девчушка решила развеять сомнения: «Конь-то пьет, а я говорю:
- Ты че, бабушка Михайловна, ночью моешься?
Она как в воду-т - бух! Конь-то у меня со всех ног…»

Как будто ничего особенного. Но концовка рассказа совсем не мифологического характера: «Ее потом Сафонов убил, эту русалку. Из воды вытащил и показывал. У нее голова и руки, тело-то человечье, а ниже - хвост рыбий. Черный такой, в чешуе». Не бред, не фантазия, не розыгрыш. Особенно убеждает в правдивости рассказа то обстоятельство, что не какой-то неизвестный лесник или охотник, а вполне конкретный, всем в этой местности известный Сафонов взял да и убил это непонятное существо. Он оказался решительнее, чем царевич у Лермонтова. Чего уж там!.. Просто пришел, увидел и - убил…

Ну а вот к этому как отнестись? В серьезном журнале «Наука и жизнь» (1991, № 4) был помещен реферат статьи американского зоолога К. Банзе «Основы биологии русалок», опубликованный в 1990 году в столь же серьезном международном журнале «Лимнология и океанография». Автор статьи без всякой иронии относится к многочисленным в прошлом свидетельствам о человекообразных существах, обитающих в воде. «Детали описаний и изображений таких существ во многом сходятся, начиная с описаний, данных еще Аристотелем. Типичная русалка обладала бинокулярным зрением… У русалок характерный для человека противопоставленный остальным большой палец, что позволяет захватывать орудия труда. На всех изображениях видна большая голова, говорящая, по-видимому, о хорошо развитом мозге… Задняя часть тела не имеет конечностей и изображается обычно в виде хвостового плавника рыб, но на самом деле это скорее нечто вроде хвостовых лопастей китообразных. Рыбья чешуя - лишь свидетельство того, что художники обычно сами не встречались с этими животными. На самом деле задняя часть тела, видимо, была покрыта ороговевшими складками кожи»…

Автор отмечает, что в литературе о русалках факты смешаны с предрассудками, легендами, игрой воображения, но все же могут быть отфильтрованы. Частота встреч с русалками стала снижаться после наступления эры великих географических открытий: эти существа обитают в прибрежных водах, а развитие судоходства уводило моряков все дальше от побережий. Просвещение и рост научного скептицизма привели к тому, что многим видевшим русалок стало просто неудобно об этом рассказывать. Причина же их вымирания (К. Банзе считает русалок вымершим видом) - развитие рыболовства и загрязнение моря.

Трудно, конечно, отнестись к этой публикации с полным доверием. И трудно не согласиться с мнением М. Быковой, что статья К. Банзе - пример если не ёрничества, то определенного дилетантизма. Да, если уж известный криптозоолог, отстаивающий права на существование своих «подопечных» видов не только в популярных изданиях, но и на страницах научных монографий, высказывает сомнение в научности работы К.Банзе, то это кое-что значит. Да, да, конечно же… Но все-таки: кого убил Сафонов?

Наверное, нет человека, который бы хотя бы раз не слыхал о русалках, ведь это один из самых распространенных сказочных персонажей. Удивляет, насколько перекликаются русалочьи темы в разных культурах, что позволяет нам говорить об архетипическом значении данного образа, который является продуктом коллективного бессознательного.

Кто такие русалки?

Русалки в восточнославянских поверьях – это женский демонологический персонаж, своеобразная химера (состоящая из несопоставимых частей) или гибрид. Русалка связана со стихией воды, является водным духом. Связь с водой подчеркивается как внешне (самое распространенное представление о русалке –как о полуженщине-полурыбе),так в названии: "русалка" - означает водяную деву. Во многих славянских землях (Россия, Польша, Сербия, Болгария) встречаются родственные этому имени названия источников, рек и прибрежных стран: Руса, Россь, Русиловка, Ruseca, Ras, Rasa и др. Все это свидетельствует о наличии в них древнейшего корня, служившего для обозначения воды. В санскрите "rasa" - жидкость, влага, вода; у кельтов "rus", "ros" - озеро, пруд; в переводе с латинского "ros" означает "роса" (орошать, росинец - дождь), наше "русло" - середина речного ложа.

Также рассматриваетсяпроисхождение названия "русалка" (в слав. миф) от слова "русый", что означает на древнеславянском "светлый","чистый" .

Типичный атрибут русалки – простоволосость (распущенные волосы), что было совершенно недопустимо в обычных бытовых ситуациях для крестьянских девушек.

Где они живут?

Обитание русалок связано с близостью водоемов, рек, озер, омутов, колодцев, которые считались путем в подземное царство. В зависимости от места обитания, русалки делятся на водяных и морских (живущие в море) По этому водному пути русалки выходили на сушу и обитали уже там. Так же по славянским поверьям русалки эти не имели хвоста. Чаще их путали с сиренами из античных мифов и жить они могли не только в воде но и на деревьях и в горах..

Основное время русалки проводят на дне реки. Днем они спят, а под вечер всплывают на поверхность.

Осень, зиму и весну русалки спят в подводных, невидимых человеческим глазом, хрустальных дворцах. В начале же лета, когда вместе с природой, по старинному преданию, оживают и мертвецы, русалки выходят из воды и разбредаются по прибрежным рощам, где селятся на деревьях. Выбор этот не случаен, так как в стародавние времена именно на деревьях хоронили своих усопших славянские племена.

Всех русалок, обитающих в наших водоемах, можно разделить на два вида. К высшему относятся так называемые натуральные русалки. Их не так уж и много: две-три на крупную реку. Они бессмертны и являются прямыми порождениями нечистой силы. Натуральные русалки из воды никогда не выходят, поэтому встретиться с ними очень сложно. Внешность у них, так же как и характер, довольно отвратительная: тело - сплошь зеленого цвета, такого же цвета глаза и волосы, а на руках и ногах, между пальцами, перепонки как у гусей. Натуральная русалка, как правило, является женой водяного и вместе с ним руководит действиями русалок природных, которые относятся к низшему виду.

"Природные русалки, в отличие от натуральных, смертны и лишь доживают в облике духов воды свой земной срок. Русалке присущи те же черты характера, привычки и вкусы, что были у нее при земной жизни. Наиболее активны те из русалок, кто умер неудовлетворенной, с каким-нибудь желанием, или те, кто при жизни обладал беспокойным характером."

Откуда берутся русалки?

Повсеместно известны представления о принадлежности РУСАЛКИ к миру мертвых; ср. варианты названий РУСАЛКИ в разных традициях: «навки», «мавки» (от навь - «души умерших»), «мертвушки». Мавки внешне выглядят как живые, но если мавка обернется к вам спиной, вы увидите ее внутренности, поскольку на спине у нее кожный покров отсутствует. Поэтому их еще называют "не имеющие спины". Их представляют в виде детей или дев с длинными волосами, в белых сорочках. По представлениям словинцев, мавки летают по воздуху в виде больших черных птиц, с большим клювом и когтями, которыми они задирают людей до смерти. Если на них брызнуть водой и сказать: "Крещу тебя во имя Отца, Сына и Святого Духа", они обращаются в ангелов и оказывают своему благодетелю большие услуги. Это может произойти только в течение семи лет, после того, как ребенок превратился в мавку. Если же в течение семи лет мавку никто не покрестит, то она навсегда остается мавкой. Защитой от мавок по народным поверьям служит чеснок, хрен и полынь.

В 2007 году в Крыму я приобрела украшение, которое обладает для меня многими смыслами, но в том числе, оно символизирует и русалку:

Сравните также эти изображения с изображением Хель, в скандинавской мифологии - это Хель, повелительница мира метрвых, одна их хтонических чудовищ, дочь Локи и великанши Ангрбоды.Хель внушает ужас одним своим видом. Она исполинского роста, одна половина её тела черно-синяя, другая мертвенно-бледная, поэтому она и называется сине-белой Хель.Так же в легендах она описана как громадная женщина (крупнее большинства великанов). Левая половина её лица была красной, а правая - иссиня-чёрной. Её лицо и тело - живой женщины, а бедра и ноги - как у трупа, покрыты пятнами и разлагаются.

Считалось, что русалками становились:

· девушки, умершие до вступления в брак, особенно просватанные («зарученные») невесты, не дожившие до свадьбы,

· утопленницы-самоубийцы

· девушки и девочки, умершие на Русальной неделе (в том числе и утонувшие в этот период),

· либо младенцы, умершие не окрещенными.

· мертворожденные девочки

· украденные русалками младенцы

· Под словом «русалка» жители полесских сел понимали не только персонажей определенного класса демонов (тип леших, домовых и т. п.), но и конкретных умерших в селе людей. Часто говорили: «Вон у Данилихи в роду есть русалка, дочка ж ее, Нина, зарученная умерла». Соответственно необходимость соблюдать запреты на некоторые виды работ и выполнять поминальные обычаи в течение Русальной недели распространялась прежде всего на тех, чьи умершие родственники стали РУСАЛКАМИ.

Что они делают?

В описании того, что творят русалки есть много амбивалентности.

Свидетельства их помощи и защиты:

Изредка русалки наведываются в свои бывшие дома и семьи, но вреда, как правило, при этом никому не причиняют. Наоборот, если домашние, заметив дух умершей, оставляют на ночь на столе традиционное в таких случаях угощение, русалки становятся постоянными и невидимыми защитниками семьи, оберегая ее от всевозможных напастей и невзгод.

По преданию, во время Русальной недели русалок можно было увидеть вблизи рек, на цветущих полях, в рощах и, конечно же, на перекрестках дорог и на кладбищах. Рассказывали, что, во время танцев русалки исполняют обряд, связанный с защитой посевов.

Русалки, наравне с эльфами, по древним поверьям, обладали высоким даром мудрости.

Встреча с русалкой могла сулить несметные богатства.

Русалки также известны и своими проказами:

· "сидя в омутах, они путают у рыбаков сети, цепляют их за речную траву, ломают плотины и мосты, заливая окрестные поля, перенимают заночевавшее на воде стадо гусей и завертывают им крылья одно за другое так, что птица не в силах их расправить".

· О морских русалках в Астраханской губернии рассказывают, что, появляясь из воды, они поднимают бурю и качают корабли.

· Они могли и наказать тех, кто пытался работать в праздник: вытоптать проросшие колосья, наслать неурожай, ливни, бури или засуху.

· Встреча с русалкой могла обернуться несчастьем: Русалок следовало опасаться девушкам, а также детям. Считалось, что русалки могли увести ребенка в свой хоровод, защекотать или затанцевать до смерти. Поэтому во время Русальной недели детям и девушкам категорически запрещалось выходить в поле или на луг. Если во время Русальной недели (неделя после Троицы уже во время христианства) погибали или умирали дети, то говорили, что их забрали к себе русалки. Чтобы от них уберечься надо было носить с собой резко пахнущие растения: полынь, хрен и чеснок.

Русалки обладают умением превосходно петь, да так, что слушающие могут внимать им по нескольку дней подряд, совсем не замечая хода времени. При этом слушающий не понимает ни слова из спетого, так как песни речных красавиц совсем не похожи на человеческие и представляют собой набор магических слов, понятных только им, русалкам.

"В лунные ночи русалки любят посидеть на прибрежном камне, расчесывая свои длинные, до пят, волосы гребнем, сделанным из рыбьей кости и покрытым золотом. Гребень этот подбирать не рекомендуется: русалка будет каждую ночь приходить к вашему дому и стучать до утренней зари во все двери и окна, требуя обратно свою расческу. Если же это не поможет, она напустит на вашу семью мор и станет мстить до тех пор, пока не получит назад взятую без ее спроса вещь."

Поступают так русалки потому, что гребень для них предмет особый. Пока они чешут им свои волосы, до тех пор с них продолжает струиться вода, которая обмывает их нежное тело. Если же гребень утерян или украден, а русалка находится далеко от воды, то она может просто-напросто высохнуть, как рыба.

Праздники русалок.

Русалки в славянской мифологии подчиняются Богу Яриле и его отцу - Велесу.

Спустя 50 дней после Пасхи начинается Троица, вслед за которой начинается русальная неделя, которая идет вплоть до праздника Ивана Купалы. На русальной неделе проводятся русалии - обряды, связанные с проводами русалок. В эту самую неделю русалки становятся особенно активными.

"Появление на берегу русалок знаменует собой не только окончательное пробуждение природы, но и начало широко отмечаемой в прошлом русальной недели, в течение которой очнувшиеся от долгой спячки русалки шалили напропалую. Хотя слово шалили здесь вряд ли уместно. Шалости у представителей царства мертвых, как известно, специфические и ничего общего с проделками земных людей не имеют."

На русальной неделе стараются не купаться, не стирать и не шить - все эти занятия в ведении русалок, которых лучше не искушать напрасно.

"Особенно опасен для людей в русальную неделю четверг. Зазевавшихся, далеко заплывших или просто пьяных русалки в этот святой для себя день топят и умерщвляют иными способами десятками, а то и сотнями."

В русальную неделю нередки случаи обращения русалок к людям с просьбой дать им имя и одежду. Но просьба эта кажется странной только на первый взгляд. Как уже говорилось, в русалок превращаются девочки, умершие до крещения в церкви и не имеющие имени. Вот они и хотят получить его сейчас, чтобы вновь превратиться в человеческого ребенка и теперь уже умереть по-настоящему. И горе тому человеку, кто откажет в просьбе русалке. Гнев ее страшен, а расправа ужасна. Связывают это с тем, что с подобной просьбой русалка может обратиться к людям только один раз в семь лет. Именно поэтому прохожий должен снять с себя что-нибудь из одежды и произнести следующие слова: Крещу тебя, Иван да Марья, во Имя Отца и Сына, и Святого Духа. После этого, как правило, невидимые ангелы подхватывают душу ребенка и уносят ее в рай."

Другие разновидности русалок

Мавки - славянские мифические существа (у украинцев Мавки, майки, нейки, у болгар навяки или навы, у словинцев мавье, навье, мовье). Название это происходит от старославянского навь - мертвец. Мавки - дети, умершие без крещения или задушенные матерями. Они скрываются в лесах, на полях, в реках и озерах, часто сближаются с русалками, сбивают путников с дороги, заводят в болота и убивают.

Лоскотухи (лоскотки)– русалки, которые щекочут до смерти парней и девушек.

Водяницы

Сирены-заманивающие своими песнями и топящие корабли.

Нереиды - Судя по их именам, они - олицетворенные свойства и качества морской стихии, поскольку она не вредит человеку, но является к нему расположенной и чарует его своей прелестью. Они посетили свадьбу Фетиды . Составляли хор в трагедии Эсхила «Нереиды». Нереидам посвящен XXIV орфический гимн.Нереиды ведут идиллически-спокойную жизнь в недрах моря, развлекаясь мерными движениями хороводов, в такт движению волн; в зной и лунные ночи они выходят на берег, или устраивают музыкальные состязания с тритонами, или на берегу, вместе с нимфами суши, водят хороводы и поют песни. Их почитали прибрежные жители и островитяне и хранили слагавшиеся о них сказания. Вера в них сохранилась даже до нашего времени, хотя нереиды нынешней Греции - вообще нимфы водной стихии и смешиваются с наядами.

М.Ю. Лермонтов

РУСАЛКА

Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной;

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны.

И шумя и крутясь, колебала река

Отраженные в ней облака;

И пела русалка - и звук ее слов

Долетал до крутых берегов.

И пела русалка: "На дне у меня

Играет мерцание дня;

Там рыбок златые гуляют стада;

Там хрустальные есть города;

И там на подушке из ярких песков

Под тенью густых тростников

Спит витязь, добыча ревнивой волны,

Спит витязь чужой стороны.

Расчесывать кольца шелковых кудрей

Мы любим во мраке ночей,

И в чело и в уста мы в полуденный час

Целовали красавца не раз.

Но к страстным лобзаньям, не зная зачем,

Остается он хладен и нем;

Он спит - и, склонившись на перси ко мне,

Он не дышит, не шепчет во сне!"

В глазах у нее, ускользая, играет волна,

В зеленых глазах у нее глубина - холодна.

Приди - и она обоймет, заласкает тебя,

Себя не жалея, терзая, быть может, губя,

Но все же она поцелует тебя - не любя.

И вмиг отвернется, и будет душою вдали,

И будет молчать под луной в золотистой пыли,

Смотря равнодушно, как тонут вдали - корабли.

Русалка

В лазоревой воде, в жемчужныхберегах,

Плыла русалка в блеске чудном.

Она глядела вдаль, скользила в тростниках,

Была в наряде изумрудном.

На берегах реки, из цельных жемчугов,

Не возникало трав на склонах.

Но нежный изумруд был весь ее покров,

И нежен цвет очей зеленых.

Над нею догорал оранжевый закат,

Уже зажглась луна опалом.

Но устремляла вдаль она лучистый взгляд,

Плывя в течении усталом.

Пред ней звезда была меде дымных облаков,

И вот она туда глядела.

И все роскошества жемчужных берегов

За ту звезду отдать хотела.

Русалки

Мы знаем страсть, но страсти не подвластны.

Красою наших душ и наших тел нагих

Мы только будим страсть в других,

А сами холодно-бесстрастны.

Любя любовь, бессильны мы любить.

Мы дразним и зовем, мы вводим в заблужденье,

Чтобы напиток охлажденья

За знойной вспышкой жадно пить.

Наш взгляд глубок и чист, как у ребенка.

Мы ищем Красоты и мир для нас красив,

Когда, безумца погубив,

Смеемся весело и звонко.

И как светла изменчивая даль,

Когда любовь и смерть мы заключим в объятье,

Как сладок этот стон проклятья,

Любви предсмертная печаль!

Владимир Набоков

Русалка

Пахнуло с восходом огромной луны

сладчайшею свежестью в плечи весны.

Колеблясь, колдуя в лазури ночной,

прозрачное чудо висит над рекой.

Все тихо и хрупко. Лишь дышит камыш;

над влагой мелькает летучая мышь.

Волшебно-возможного полночь полна.

Река предо мною зеркально-черна.

Гляжу я - и тина горит серебром,

и капают звезды в тумане сыром.

Гляжу - и, сияя в извилистой мгле,

русалка плывет на сосновом стволе.

Ладони простерла и ловит луну:

качнется, качнется и канет ко дну.

Я вздрогнул, я крикнул: взгляни, подплыви!

Вздохнули, как струны, речные струи.

Остался лишь тонкий сверкающий круг,

да в воздухе тает таинственный звук...

Николай Гумилев

"Русалка"

На русалке горит ожерелье
И рубины греховно-красны,
Это странно-печальные сны
Мирового, больного похмелья.
На русалке горит ожерелье
И рубины греховно-красны.

У русалки мерцающий взгляд,
Умирающий взгляд полуночи,
Он блестит, то длинней, то короче,
Когда ветры морские кричат.
У русалки чарующий взгляд,
У русалки печальные очи.

Я люблю ее, деву-ундину,
Озаренную тайной ночной,
Я люблю ее взгляд заревой
И горящие негой рубины...
Потому что я сам из пучины,
Из бездонной пучины морской.

Русалка. Кажется, про русалок слышали даже те, кто очень смутно знаком со славянской мифологией. Образ узнаваем, присутствует во многих сказках, литературных произведениях, можно увидеть его и на картинах. У нас на Севере считают, что русалки и по сей день существуют. Столько историй про них рассказывают! Но какие они, настоящие русалки?

Русалка - персонаж славянской мифологии, опекающий поля, леса и воды. Один из наиболее вариативных образов народной мистики. В то, что русалки существуют, верили повсюду на Руси, но идеи о том, какая она - настоящая русалка - в разных местах различались.

Р усалки существ уют! Подлинные северные былички

Казалось бы, персонаж этот настолько фантастический, что остался только в сказках. Но наши северные былички утверждают - настоящих русалок можно увидеть и по сей день.

Живут русалки в воде, но могут выходить и наружу. К людям они не слишком благосклонны, их стоило опасаться:

Маленьки были, так говорили нам старики-то, что нельзя после дождя купаться, русалка там моется. Волосы-то у ей длинные. Утащит она…

Рассказывали о них довольно страшные истории:

Русалки-то? Да, слыхивала. Сейчас уж никого не стало, а раньше много было всего, много рассказывали историй всяких.

Вот у одной женщины утонул сын. Он и плавал-то неплохо, хорошо плавал-то и вот вдруг утонул. А было летом, конечно. Ну, народ-то: «Водяной утащил!» А потом, уж много времени прошло-то, пошла она стирать на реку и глядит, сидит на камне девушка, красивая, да голая, волосы черные, длинные. Она их чешет. Та [женщина] как увидела ее, и сердце захолонуло сразу. Спугалась сильно, стоит, не дышит аж. Забоялась шибко сильно. А как же, ошарашно ведь! Что ты! Эта русалка как посмотрит на кого, как застывши человек стал, так и будет стоять, долго может так, да. Вот та и стоит. Вдруг русалка повертывается и говорит: «Твому сыну хорошо, иди домой и не ходи больше сюда». И в воду прыгнула, а гребень оставила на камне. А сына тело так и не нашли, глубоко больно.

Русалки в реке и сейчас есть. Оны как человек, волосы длинные, распущены, на камне сидят и волосы чешут. И груди есть. В глыбких местах живут. Выходит утром и вечером.

Русалки были тож. Разны виды показывали: и женщиной, и мужчиной, и скотиной. Как привидится. Увидят их и болеют.

Бабушка умерла. Приехавши был дядя с Москвы. Пошел на речку. В костюме, одевши как следует. Ему показалась девушка красивая. Он приобнять хотел, руками так сделал - и нырнул в речку. Привиделась хорошая девушка, красивая. А он пришел, льет с него, а в хорошем костюме был.

Маленьки были, так говорили нам старики-то, что нельзя после дождя купаться, русалка там моется. Волосы-то у ей длинные. Утащит она.

Русалки в реках и сейчас есть. В русалку обращается, говорят, проклятый человек. Оны как человек, волосы длинные, распущены, на камне сидят и волосы чешут. И груди есть. В глыбких местах живут. Выходит утром и вечером. И попка, как у человека. Красивая, груди стоят, как у женщины. Белье полоскала, ручной палкой колотила, чтоб пыль выходила. Вижу, волосы длинные, распущены. А заметили, и она исчезла.

Шишихи, русалки, хватают за ноги и топят. Бабки свиклу сажали, а женщина в воду зашла. Ее кто-то тянет, а потом на ногах следы от пальцев.

Рассказывали, служил один какой-то во флоте, а она [русалка] выходила, песни пела. И так она ему понравилась, что влюбился. А любовь у ей настоящая. И ребенка нажили. А что моряку делать, как ее с собой привезти, ведь она не умеет говорить, и ребенок не умеет говорить. И переслали его на другой корабль. Она приходит, смотрит, где он. А ей показывают: уехал. Тосковала горазд. А потом разорвала ребенка и бросилась в воду.

Как выглядит настоящая русалка? Есть ли у неё хвост?

Образ русалки в книгах и на картинах вполне узнаваем - красивая девушка с рыбьим хвостом. Однако, как многие духи славянской мифологии, выглядеть они могут по-разному:

Разные виды показывали: и женщиной, и мужчиной, и скотиной. Как привидится.

Но чаще всего настоящие русалки напоминают красивых юных девушек, обнаженных, с длинными распущенными волосами зеленоватого, русого или черного цвета, которые они постоянно расчесывают. Есть ли у русалок хвост? На Севере Руси полагали, что русалки обликом полностью подобны людям. Ведь они не только сидят в воде, но и передвигаются по суше, могут заходить в мельницы, бегать по берегу реки или водоема, качаться на ветвях деревьев. На Юге Руси рассказывали, что русалки живут только в воде, поэтому хвост у них есть.

Хотя настоящая русалка выглядит подчас красиво и соблазнительно, весь ее облик говорит о том, что это неживой человек. Если приглядеться, можно заметить закрытые или тусклые глаза, бледную кожу.

Есть рассказы, в которых русалки выглядят настоящими чудовищами: неприглядные, с длинными отвисшими грудями, острыми когтями, полностью покрытыми шерстью. Сразу становится понятно, что такое существо к людям будет совсем не благосклонно.

Как стать русалкой?

Почему же настоящие русалки так враждебны к людям? Потому, что они и сами когда-то были людьми, но умерли слишком рано или «неправильно» (стал жертвой преступления, покончил с собой, трагически погиб) и сделались «заложными» покойниками. Рассказывали, что стать русалкой может погибший (особенно утонувший) ребенок, юная девушка, молодая женщина или же вообще любой, кто скончался во время особой недели года - Русальной. Русалки утягивают на дно купающихся в неурочное время и без благословения людей, при встрече на берегу могут напасть и защекотать до смерти, удушить своими длинными волосами, заманить в воду стирающих на берегу женщин. Те, кто погиб по вине этих духов, тоже становятся русалками. Чтобы души умерших маленьких детей или девушек не стали русалками, при их похоронах соблюдали особые ритуалы.

Чем опасны русалки?

Несмотря на довольно романтические представления об этих духах, они живых людей не любят, стремятся их погубить, чтобы пополнить свои ряды. Особенно русалки активны и опасны на Русальную неделю в мае-июне, в период цветения ржи. Тогда-то они чаще всего и показываются людям. В этот период советовали не только воздержаться от купания в водоемах, но и подходить к воде вообще, гулять в лесу.

При встрече с русалками нужно было не смотреть на них - лучше всего оборотить взгляд в землю. Были и заговоры против этих духов. Советовали от них также откупаться - бросать им какой-то элемент одежды, гребешки, украшения.

Русалки существуют и поныне, и наши предки отлично это знали. Духи природы окружают нас и поныне. Вся славянская мифология свидетельствует об этом. Изучая ее, мы заново открываем для себя мир духов окружающей среды.

Подробнее о славянской мифологии.

Морские сирены. Лубок. 1866 год New York Public Library

Русалка литературная

В русской литературе первой половины XIX века часто встречается сюжет о русалке — речной или морской женщине, часто с рыбьим или драконьим хвостом, которая соблазняет земного мужчину или мстит неверному возлюбленному, утягивая его в воду. Это есть и у Пушкина, и у Лермонтова, и у Ореста Сомова, и у многих других. Этот мотив является литературным романтическим штампом, почерпнутым отчасти из западноевропейской литературы, отчасти из западноевропейской мифологии. Он пришел вместе с романтизмом и связанным с ним комплексом идей, в том числе — интересом к национальным корням и народной традиции как квинтэссенции, как бы сейчас сказали, национальной идентичности. Прежде всего, это веяние приходит с Жуковским, который в 1820-е годы очень много переводил немецких романтиков. Он вбрасывает эти сюжеты в русскую литературу, и все тут же начинают интенсивно их использовать. Даже Гоголь, хорошо знавший народную традицию, был увлечен западноевропейским романтизмом и заимствовал западные сюжеты — это встречается и в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», и в «Миргороде». Например, сюжет «Страшной мести» взят из новеллы Людвига Тика «Пьетро из Абано».

Образ русалки — литературный и романтический штамп, почерпнутый из западноевропейской литературы и мифологии

Между тем в славянской народной традиции тоже есть женские персонажи, которые называются русалками, и женские персонажи, связанные с водой и способные затянуть человека в воду. Чем они отличаются от русалок и морских царевен Лермонтова, Пушкина и Жуковского?


Мелюзина. Рисунок Джузеппе Челлини. 1886 год Иллюстрация к сборнику Габриэле д"Аннуцио «Isaotta Guttadàuro ed altre poesie»

Женщины с ногами, но без лиц

Русалка — один из центральных образов украинской и белорусской мифологических традиций. Это очень известный, хорошо сформированный персонаж, о котором существовало (и до сих пор существует) огромное количество текстов с очень разветвленной системой мифологических мотивов.

Прежде всего, это никакие не морские полудевы-полурыбы, а обычные женщины с ногами, без всяких хвостов. Они выглядят как девушки и женщины с распущенными светлыми волосами в белых одеждах. Очень часто у них не видно лиц, потому что они — покойницы. Причем не любые покойницы, а неправильно умершие и из-за этого не имеющие упокоения на том свете.

Русалочка. Иван Билибин. 1937 год Иллюстрация к изданию «Albums du Pere Castor»

Представление о людях, умерших неправильной или нечистой смертью, — одно из самых древних в восточнославянской мифологии, оно восходит еще к индоевропейскому пласту. Сюда относятся чаще всего самоубийцы, те, кто умер без покаяния, занимавшиеся при жизни колдовством и знавшиеся с нечистой силой, а также люди, умершие до брака, — потому что с точки зрения народной традиции неправильной является всякая смерть человека, который не изжил своего положенного века и не выполнил заложенную для него жизненную программу, особенно если он умер, не вступив в брак и не оставив потомства (в первую очередь это касается девушек, умерших в период между обручением и венчанием). Кроме того, в украинской и белорусской традиции часто русалками становятся девушки, которые умерли на Троицкую неделю.

На Троицкую неделю приходится пик солнечной активности и цветения растений, и в соответствии с очень древними представлениями это связывается с возвращением душ умерших на землю. Вероятно, слово «русалка» восходит к древнегреческим «розалиям», или «русалиям», — празднику, который отмечался в античном мире в начале мая, когда расцветали розы. В этот период устраивались поминальные обряды и на могилы умерших возлагали розы и розовые венки. В восточнославянской традиции на Троицкую неделю, когда начинает колоситься рожь, на землю приходят русалки, поэтому по-украински эта неделя называется «Русальний тиждень» (Русальная неделя).

Вернувшись, русалки бегают по ржи, качаются на ветвях деревьев, танцуют, устраивают хороводы. Чаще всего появляются гурьбой. В этот период они очень опасны для людей: нападают, пугают, щекочут до смерти, вообще причиняют очень много неудобств. Кроме того, они могут приходить в свои дома, и там для них оставляют пищу и какую-то одежду, особенно люди, у которых кто-то из родни умер неправильной смертью и имел шанс стать русалкой.

После окончания Троицкой недели, в первый день Петровского поста или в воскресенье перед ним, русалки должны уйти назад, в иной мир. Для того чтобы это наверняка произошло, существовал особый обряд, который назывался «проводы русалки», или «изгнание русалки». Для него в последний день Троицкой недели делали соломенное чучело и с пением специальных песен всем селом выносили за границы села, в поле или в лес, а там ритуально уничтожали: топили в реке, сжигали или разрывали на кусочки и разбрасывали по полю. Второй вариант этого обряда — когда какую-нибудь девушку наряжали русалкой (одевали в светлые одежды, закрывали лицо), под руки, с пением специальных обрядовых песен, выводили за пределы села и оставляли. Эта девушка, посидев какое-то время где-нибудь в поле или под кустом, тихонько возвращалась к себе домой и продолжала жить своей обычной жизнью.

Русалки почти не занимаются соблазнением мужчин

Мы видим, что семантически эти восточноевропейские русалки связаны с вегетацией растений, но не с водоемами. В текстах может говориться о том, что они выходят из воды, но это один из многочисленных вариантов — точно так же они могут приходить с кладбища или просто с того света. Кроме того, в народной традиции чрезвычайно слабо проявляется любовная сюжетная линия, которую так любят эксплуатировать писатели и поэты-романтики: русалки почти не занимаются соблазнением мужчин. Редкие тексты, в которых русалка все-таки соблазняет земного мужчину, как подозревает целый ряд фольклористов, спровоцированы именно книжностью, знанием литературных текстов, а не собственно народной традицией.

Шутовка с гребнем

В северорусской традиции есть другой женский персонаж. Он довольно редко называется русалкой — скорее шутовкой, чертовкой, какой-нибудь водяной бабой. Этот персонаж лишен четко выраженной сезонности, всегда появляется в одиночку и связан именно с водным пространством — с какой-нибудь рекой или озером. Очень часто говорят, что эти шутовки происходят из утопившихся девушек и женщин. Фактически этот персонаж проявляет себя только в одном сюжете: шутовка сидит на берегу, на каком-нибудь прибрежном камне или на мостках, где стирают белье, и расчесывает свои длинные волосы большим костяным, каким-то необычным гребнем. При приближении человека она бухается в воду и скрывается в ней. На берегу остается ее гребень. И если человек заберет этот гребень с собой, она потом будет ходить к нему под окна, просить, нудить, чтобы он ей его отдал, и не оставит его в покое, пока он не положит гребень на место. В некоторых случаях она может причинять вред, в том числе затягивать человека в воду, — но это никак не связано с гендерными признаками, затянуть могут и мужчину, и женщину. Сексуальная составляющая, которая так сильна в романтической литературе, здесь никак не эксплицируется.

При приближении человека она бухается в воду и скрывается в ней

И украинские и белорусские русалки, и русские шутовки — это вполне нормальные, даже красивые женщины. Но если в европейской романтической традиции их красота всячески подчеркивается, то у славянских русалок это не слишком актуально. Кроме выдающейся внешности западноевропейские русалки часто обладают прекрасными голосами и поют красивые песни, заманивая к себе земных мужчин. Славянские русалки ничего особенного не поют и вообще по большей части молчат. То есть славянские русалки похожи на обычных девушек и женщин, ничем особенно от них не отличаясь ни по облику, ни по поведению.


Русалки. Картина Ивана Крамского. 1871 год

Некрасивая русалка

Но в восточнославянской традиции есть еще один женский образ, который тоже может называться русалкой. Это безобразная русалка — косматая, некрасивая, старая, горбатая, одетая в какое-то рванье, с длинными отвисшими грудями, которые она может перекидывать через плечи. Она часто нападает на детей — убивает их, пугает, вообще им вредит и совершает над ними какое-то насилие. Иногда говорится, что у нее железные груди, и детей в Полесье, например, часто ими пугали: не ходи в жито, а то тебя русалка железной цыцькой затолчет. Как полагают исследователи, этот образ является заимствованием из тюркских представлений о женском демонологическом существе, которое называется «албасты», или «албаста», и которое специализируется на причинении вреда детям и роженицам. В тюркских традициях оно иногда нападает на взрослых мужчин, щекочет их и может даже выступать в качестве мифологической любовницы, заманивая их к себе и сожительствуя с ними.

Некрасивая, старая, горбатая, одетая в какое-то рванье, с длинными отвисшими грудями, которые она может перекидывать через плечи

Но в восточнославянских рефлексах на эту тему оно проявляет себя исключительно как страшная баба с длинными отвисшими грудями, которая может причинить вред детям.

Получается, что у восточных славян прототипа литературной романтической русалки мы не находим.

Русалочья болезнь

У южных славян тоже есть некие русалкоподобные существа, но они в некоторых своих проявлениях сближаются с украинскими и белорусскими русалками: это множественные и сезонные существа, появляющиеся на Троицкой неделе. Они появляются на земле во время цветения такого растения, которое по-болгарски называется «росен», и проявляют себя чаще всего в том, что поют и танцуют на полянах, где растет это растение, и оставляют на траве круги. Человек, ступивший на то место, где танцевали русалки, или нарушавший запреты на работу, предписанные для троицкого периода, заболевает «русальской болезнью», которая проявляется в некоторой слабости, в неадекватном сознании — человек находится, что называется, не в себе. Для того чтобы излечить его от этой болезни, односельчане должны танцевать вокруг него специальный танец хоро — типа нашего хоровода, только все время убыстряющийся, с высокими подскоками. Участники этого хоровода носили название «русалии».


Иллюстрация к стихотворению Лермонтова «Русалка». Рисунок Михаила Врубеля. 1891 год Государственная Третьяковская галерея

Хвост, красивый голос и зачаровывание мужчин

Что касается западных славян, то у них как раз есть представления о полуженщинах-полурыбах. У поляков они называются сиренами, или сиренками: на старом гербе Варшавы изображена такая сиренка — девушка с рыбьим хвостом; ее же изображение есть на Рыночной площади Старого города. Но в тех польских фольклорных и этнографических материалах XIX-XX веков, с которыми я знакома, этот персонаж известен плохо, в крестьянской традиции он не популярен.

На польскую и чешскую мифологии во многих узловых моментах сильно повлияла западноевропейская, особенно германская, традиция.

Полуженщины-полурыбы или женщины с драконьими хвостами, иногда женщины с двумя драконьими или рыбьими хвостами, тоже встречаются в разных мифологиях на севере Европы — кельтской, балтийской, германской. У всех есть набор общих черт: они красивые, очень часто поют красивые песни, впечатления от их голоса специально отмечаются в рассказах. Проявляют себя они чаще всего, вступая в любовные отношения с земными мужчинами. Называться могут по-разному — никса, ундина, Лорелея или Мелюзина. Все они имеют ряд общих черт с древнегреческими сиренами. Я не берусь утверждать, что все эти североевропейские персонажи генетически связаны с древнегреческими, но ведут себя они аналогично. Скорее всего, этот сюжет, так же как и сюжеты о карликах, проник в польскую традицию с Запада — возможно, это произошло где-то в Средние века — и к нашему времени стал расхожим местом, таким туристическим брендом. Теперь эта сиренка изображается на сувенирах — магнитиках, открытках и значках — в качестве символа Варшавы.


Русалка в декоративной резьбе. Музей деревянного зодчества на Щелоковском хуторе в Нижнем Новгороде. Середина XIX века. Ирина Бобылькова

То же самое произошло и в некоторых восточнославянских ареалах: эта сюжетная линия из книжности проникла в народную традицию России, Белоруссии и Украины, и там возник отдельный, совершенно самостоятельный сюжет о фараонках, или мелюзинах. В начале XX века русский этнограф и фольклорист Дмитрий Константинович Зеленин одним из первых выдвинул предположение о том, что образ полуженщины-полурыбы в восточнославянской мифологии был позаимствован. Он проник в устную традицию из библейского сюжета о воинах фараона, которые погибли в Красном море, преследуя еврейский народ, когда тот уходил из‑под египетского рабства. Волны моря расступились и пропустили евреев, а воины фараона потонули. Из них и возникли полулюди-полурыбы, живущие в море. Поэтому одно из русских названий таких персонажей — фараонки.