Сценарий рождества христова для детей воскресной школы. Сценарий Рождества Христова в воскресной школе. Звучит стихотворение « В яслях спал на свежем сене…»

Сценарий праздника «Рождество Христово» для детей 5–6 лет и младших школьников

Педагог дополнительного образования Аникеева Галина Васильевна.
Цель: Приобщение к истории Православия. Изучение истории возникновения праздника позволяет глубже изучить православные традиции русского народа.
Актуальность: Мой проект является актуальным в связи с возрождением традиций русского народа.
План:
1. История возникновения праздника.
2. Празднование Рождества в разных странах мира,и в России.
3. Рождественская ночь. Сказка.
4. Стихи о Рождестве. 5. Заключение.
Ведущий: Ребята, тему нашего сегодняшнего занятия вы назовёте сами, разгадав кроссворд. Перед вами изображены различные предметы. Используя начальные буквы предметов, вы прочтёте то, о чём мы будем говорить с вами сегодня «Рождество Христово»
Ведущий: Что же такое Рождество и с чем оно связано?
Рождество - это светлый, радостный праздник,который издавна праздновали на Руси и в других странах мира.
Рождество - это значит радость,
Рождество - это значит мир,
Рождество - это значит надо
Всех простить, как Христос простил.
Рождество - это значит людям
Доступ к Богу открылся вновь
Петь, играть и дружить мы будем,
Прославляя Христа любовь.
Дети исполняют песню «Рождество» шотл. народная мелодия.
Ведущий: Мы с вами должны благодарить Бога за то, что Он послал с небес Своего Сына, который учит нас любить, верить и прощать.
Христос пришёл на землю, чтобы в сердцах людей совершались самые главные чудеса: жадный – становился быть щедрым, завистливый – бескорыстным, плачущий был бы утешен, одинокий обрёл бы друга. И это всё возможно, если мы верим, надеемся и любим. Это самые главные дары.
Ребята, признайтесь, вы любите получать подарки? (Да)
А откуда пошёл обычай дарить на Рождество друг другу подарки? (ответы)
Я вам сейчас расскажу.
Когда на свете родился Иисус Христос, на небе взошла большая яркая звезда, и эту звезду увидели волхвы – мудрецы с востока. Они как раз наблюдали за движением небесных светил, и они поняли, что эта звезда возвестила им о том, что на свете родился великий Царь, Спаситель мира.
Они снарядили караван и пустились в то место, куда указывала им звезда. Когда они приехали в Вифлееме, они увидели, что в загоне для скота на соломе лежит младенец Иисус, а рядом сидит его мать Мария и поёт ему песню. И они подарили ему золото как Царю, ладан как Богу, смирну как человеку, который должен быть пострадать за спасение людей. И вот с тех самых пор все люди на Рождество стали дарить друг другу подарки.

Ребята тоже хотят подарить вам песню: «Яркая звёздочка»
Ведущий: Спасибо ребята, песня всем понравилась.
- Да, Рождество это особенный праздник, который не обходится без чудес. И разве не чудо, что сегодня мы с вами побывали в далёком Вифлееме, где родился Иисус Христос. И мы здесь в детском саду сдружились друг с другом - это тоже чудо. И эти все чудеса возможны потому, что Бог любит нас с вами. Потому, что все мы и маленькие, и взрослые его любимые дети.
А знаете ли вы, что в разных странах этот праздник празднуется по - разному.
Например: В Англии в эту ночь не закрывают двери для того, чтобы любой гость мог войти, и считается, что он обязательно принесёт счастье.
А в Германии, выкидывают старые вещи, чтобы было всё по- новому.
А в Дании к этому дню выращивают розы, чтобы вдруг среди зимы расцвели краски лета.
Помните в сказке «Снежная Королева» у Ганса Христиана Андерсена, Кай и Герда поют песню: «Розы цветут, красота- красота, скоро увидим младенца Христа».
Но у нас в России принято на Рождество колядовать. Дети наряжались в разные костюмы и ходят от дома к дому, и поют песни и тоже к радости.
Вот и к нам пришли ребята колядовать. Дети исполняют «Колядки».
«Тётушка нескупися, масленым кусочком поделися.
Не дашь пирога, корову за рога (2 раза, но в конце поёт один мальчик)
Коляда, коляда не уйдём со двора.
Если щедро наградите радость в доме сохраните.
Коляда, коляда. (Ведущая одаривает детей гостинцами).
Ведущий: На праздник Рождества дети не только поют, но и хороводы водят: «Новогодний хоровод».
Игры со снежками, с колокольчиком.
Ведущий: Празднику Рождества Христова поэты и композиторы посвятили свои произведения. Мне очень нравится стихотворение «Рождественское».
В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лён Его волос…
Бык дохнул в лицо Младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пёс, прокравшись к тёплой ножке,
Полизал её тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть Дитя бочком…
Присмиревший белый козлик
На чело Его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:
«Посмотреть бы на Ребёнка
хоть минуточку и мне!»
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине…
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: «Смотри скорей!»
(С. Чёрный)
Ведущий: А сейчас вы послушайте «Рождественскую сказку».
В ту далёкую Рождественскую ночь на всей Земле вся природа, всё живое радовались появлению на свет Божий Младенца Христа. Но больше всех были рады три дерева: пальма, маслина и ёлка, потому что они росли возле пещеры, где родился Христос.
Когда Младенец уснул, они хотели зайти в пещеру, поклониться Ему и поднести дары. Но пальма оттолкнула ёлку и сказала ей: «Что ты можешь дать Божественному Младенцу? Разве что колючие иглы и липкую смолу?» Ёлочка не осмелилась войти в пещеру.
Ей хорошо видны были ясли и спящий Младенец, она и этому была рада.
Ёлка видела, как пальма склонила над Младенцем свой самый лучший лист, а маслина – свои ветки, с которых капало на Божественного Младенца душистое масло и наполняло всю пещеру благоуханным ароматом. «Они правы, куда мне с ними равняться,– подумала ёлка,– я недостойна приблизиться ко Христу».
Но ангел, охранявший пещеру, всё видел и слышал. Ему стало жаль бедную ёлку, и он, посмотрев в тёмное небо, где необыкновенно ярко блистало бесчисленное множество звёзд, сделал им знак. Звёзды с радостью осыпали ёлочку серебристым сиянием.
Вдруг Младенец открыл глазки, увидел сверкающую ёлочку и улыбнулся. Ёлочка ещё ярче засияла от счастья и тоже улыбнулась Спасителю.
Ведущий: И в память той первой рождественской ёлочки каждый год в Рождество мы наряжаем её и украшаем. Чего на ней только нет! Это разноцветные шары, зверушки, гирлянды, игрушки-самоделки и множество конфет. А под ёлку прячем подарки. Придумываем для гостей интересные игры и готовим вкусные блюда.
В эту Святую ночь все Небесные силы славят родившегося Христа:
Слава в Вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
Ведущий: Ребята, сегодня я к вам пришла не с пустыми руками. Я принесла для вас посылку, а в ней - подарки, которые дети из другой группы смастерили для вас своими руками.
И это тоже чудо, потому что в этих подарках та любовь и радость, которая переходит от сердца к сердцу. Давайте раскроем эту посылку и посмотрим, что в ней.
Ведущий: Да, весёлый праздник Рождество. Давайте мы тоже с вами сегодня прославим Христа, и Бога Отца и пожелаем, друг другу, чтобы все любили друг друга, как заповедовал нам Господь Бог.
Звучит песня «Что Бог обещал».
Ведущий: Счастливого Рождества!

Рождественский праздник для старших 2007 г.

"Двенадцать месяцев"


Рассказывает Татьяна Хрущева



Этом году мы решили привлечь к подготовке и проведению старшего рождественского праздника подростков. Дело в том, что в нашем приходе они часто оказываются не у дел - ко взрослым делам их допускают не всегда, а из воскресной школы нашей они, вроде, уже выросли. Большинство подростков с удовольствием приняло участие в подготовке, хотя, надо сказать, народ они беспокойный и работать с ними нелегко. В нашем празднике по мотивам сказки "12 месяцев" они играли роль месяцев. Как и всегда, праздник состоял из четырех частей: спектакля, вертепа (того же, что был на малышовом празднике), конкурсов и чаепития. Итак:

Январь:

Живем мы с братьями - не ссоримся. Каждый брат по своему хорош, каждый чему-то научить может. Давайте поближе познакомимся с моими братьями, заодно и поищу я ключ от своего сундука с подарками, который для вас приготовил, а то я видно у кого-то из них обронил.
Прежде, чем мы начнем наше путешествие по месяцам давайте разделимся на команды. Каждый, кто хочет принять участие в нашем путешествии, путь подойдет и возмет карточку. Если буквы на ней красные - значит он в команде "Лето", а если синие - "Зима". Команде "Лето" будут помогать Весенние и Летние месяцы, а команде "Зима" - Зимние и Осенние.

Дети делятся на команды. Пословицы были такие: Январь - году начало, зиме середина. Летом один день год кормит.


Январь:
Вот вам и первое мое задание - на вашем столе из карточек каждая команда должна сложить пословицу - про лето и про зиму. Кто же быстрее?
Январь: (Дает карточку выигравшей команде.)
Молодцы вы, ребята. Теперь передаю я свой посох брату Февралю.

Январь уходит. Выходит Февраль.


Февраль:
Я, месяц Февраль, не один пришел - со мной гостья.
Уж ты, моя Масленица,
Красная краса, русая коса,
Тридцати братьев сестра,
Трех матушек дочка,
Приезжай ко мне в тесовый дом:
Умом повеселиться,
Речью насладиться.
Масленица:
Ой вы гой еси,
Люди добрые,
В деле славные
И хоробрые.
Начинаем пляски
Хороводные.
Начинаем игрища
Народные.
Выходи, не ленись!
Поиграй, повеселись!

Хоровод.


Масленица:
Я гуляла с вами,
Теперь села в сани,
Пела и плясала,
Больно я устала.

(уходит)


Февраль:
Обманула, провела,
До поста довела!
Дала редьки хвост
На Великий Пост!
И мне пора прощаться.
Передаю и я свой посох брату Марту.

Февраль уходит. Выходит Март.


Март:
Еще дуют холодные ветры
И наносят утренни морозы,
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки,
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетала первая пчелка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать,
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ль луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой у березы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветет черемуха душиста.

Снег тает - пора заняться его уборкой. Вот и вам задача. Кажой комаде на стол высыпаются ватные шарики. Их надо как можно быстрее собрать в ведерки. Кто быстрее?

Март дает карточку выигравшей команде.


Март:
А теперь передаю посох Апрелю и Маю.
Апрель:
Мы с братом Маем самые веселые месяцы.
Май:
А знаете почему? Потому что пока мы царствуем бывает самый главный праздник. Кто знает, какой?

(Пасха)


Апрель:
А что на Пасху делают? (яйца красят)
Май:
Вот вам и наше задание. Каждой команде дается время разрисовать яиц столько, сколько детей в команде.
Апрель:
И столько же дается фломастеров. Внимание! Все яйца у одной команды должны получиться одинаковые.
Май:
Какая же команда быстрее справится? И у какой яйца окажутся самыми самыми красивыми.

Май и Апрель оцениваюит победителей и дают выигравшей команде карточку.


Май:
Летние месяцы, ваш черед!

Выходят Июнь, Июль.


Июнь:
Теплый,
длинный-длинный день.
В полдень - крохотная тень.
Зацветает в поле колос,
Подает кузнечик голос,
Дозревает земляника.
Кто такой я, подскажи-ка?
Июль:
Жаркий, знойный,
Душный день.
Даже куры ищут тень.
Началась косьба хлебов,
Время ягод и грибов.
Дни его - вершина лета.
Что, скажи,
За месяц это?
Июнь:
Нас больше всего любят звери и птицы.
Июль:
А хорошо ли вы их знаете?
Июнь:
Сейчас мы загадаем вам загадки. Только будте внимательны. Это задание для обеих команд вместе.
Июль:
Отвечать надо хором и быстро. Готовы?
Июнь:
Кукарекает спросонок
Милый, добрый... (петух)
Июль:
Кто грызёт на ветке шишку?
Ну, конечно, это... (белка)
Июнь:
Кто взлетит с цветка вот-вот?
Разноцветный... (бабочка)
Июль:
Очень медленно и тихо
По листу ползёт... (улитка)
Июнь:
Нарушая утром тишь,
Распевает в роще... (соловей)
Июль:
Кто в малине знает толк?
Косолапый, бурый... (медведь)
Июнь:
Дочерей и сыновей
Учит хрюкать... (свинья)
Июль:
Кто любит по ветвям носиться?
Конечно, рыжая... (белка)
Июнь:
По сосне, как в барабан,
Застучал в лесу... (дятел)
Июль:
Над лесом солнца луч потух...
Крадется царь зверей... (лев)

Выходит Август


Август:
А кто знает, что за большой праздник приходится на самую середину Успенского поста? (Преображение )

Если дети не отвечают, то он задает еще вопросы - Когда освящают плоды.

Показывает большой разлинованный квадрат 10x10. В нем расположены в разных последовательностях фрукты и овощи. Дается 2 минуты на запоминание. Потом каждой команде дается разлинованный пустой квадрат с фруктами и овощами. Нужно разложить овощи и фрукты в той же последовательности, что и у Августа.
Август дает победившей команде карточку.


Август:
А теперь передаю свой посох брату Сентябрю.
Сентябрь:
Ясным утром сентября
Хлеб молотят села,
Мчатся птицы за моря,
И открылась школа
А хорошо вы птиц знаете? Я буду вам говорить, какие птицы улетели, и если вы услышите лишних, будете громко хлопать в ладоши.
Улетели птицы:
Голуби,
куницы .
Улетели птицы:
Голуби,
синицы,
Мухи и стрижи.
Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары , кукушки.
Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи
Чибисы, ежи .
Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди и утки
И спасибо шутке.
Сентябрь:
Отдаю свой посох братьям Октябрю и Ноябрю.

Выходят Октябрь и Ноябрь.


Октябрь:
В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.
Ноябрь:
Поскольку мы месяцы сказочные, то и хотели бы узнать, как хорошо вы сказки знаете. Мы будем с братом вам сказочные загадки, а вы отгадывать.

Октябрь вытаскивает карточки для команды "Лето", Ноябрь - для команды "Зима". Месяцы помогают командам.

1. Сказка, в которой доказывается, что деньги в землю нужно вкладывать с умом. (Приключения Буратино)
2. Сколько стоил билет в театр Карабаса-Барабаса? (4 сольда)
3. Как называются денежные единицы на Луне? (Фартинги и сантики)
4. Певицы у дедушки Крылова. (Вороны)
5. Семь желаний на одной ножке. (Семицветик)
6. Традиционное блюдо Энников-Бенников. (Вареники)
7. Детали женского платья, в которые помещаются озера, лебеди и прочие элементы окружающей среды. (Рукава)
8. Персонаж, лопнувший от смеха при виде неквалифицированно построенного моста. (Пузырь)
9. Тот, кто по морю гуляет и кораблик подгоняет. (Ветер)
10. Друг Винни-Пуха, который остался с Хвостом. (Иа-иа)
11. Пиявочных дел мастер. (Дуремар)
12. Специалист-рыболов по вылавливанию щуки. (Емеля)
13. Имя великого английского обжоры. (Робин Бобин)
14. Награда за подвиг, которую дают в придачу. (Полцарства)

Команда, ответившая на большее число вопросов, получает карточку. Выходит Декабрь


Декабрь:
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Спи, елочка-деточка, под пенье метели.
Я снегом пушистым тебя уберу.
Усни на коленях у матушки-ели,
Такая зеленая в белом бору.
Усни и не слушай ты всякого вздора,
ни ветра, ни зверя, ни птиц, никого!
Как будто возьмут нашу елочку скоро
И в дом увезут, чтоб встречать Рождество.
Нет, в чан с оторочкой из старой бумаги
Тебя не поставят у всех на виду.
Не будешь держать ты гирлянды и флаги,
Игрушки и свечи, шары и звезду.
Нет, спрячешь ты заиньку - длинные ушки,
Тебя разукрасят метель и мороз,
И вспыхнет звезда у тебя на макушке
В тот час, как родился младенец Христос
Давайте и мы зажгем рождественскую звезду. Каждая команда получает свечи и становится друг за другом. Надо будет передать огонек от последнего к первому. Та команда, которая первая справится с заданием, зажгет лампадку.

Декабрь дает карточку выигравшей команде.
Выходит Январь.


Январь:
Ну, вот и закончилось наше путешествие.

Январь определяет выигравшую команду. Поздравляет и вручает призы.

И ключи от сундука я нашел. Так что получайте подарки.

Январь раздает детям подарки.

О декорациях и реквизите

За годы постановок мы пришли к выводу, что декорации не должны быть очень насыщенными - иначе на их фоне теряются дети. Поэтому мы стараемся сделать общий праздничный фон и слегко обозначить места действия. В данном случае мы как обычно использовали ширму. Центральная ее часть в форме буквы П была просто затянута черной тканью и украшена мишурой. По сторонам нее стояли скамейки. Левая часть изображала избу. Для этого достаточно одного окошка. Так же там был сделанный из картона камин, к которому подходила греться Падчерица. С этой же стороны стоял стол со всякой утварью. Правая сторона ширмы изображала дворец, для этого она была украшена короной. Там же стоял маленький стол и стул.
Реквизита у нас было не много. Во-первых, перо и чернильница. В качестве чернильницы использовался подсвечник с гелевой свечкой. Настоящего пера мы не нашли, поэтому я его просто сделала из светлой вязальной спицы и гофрированной бумаги, приклеенной скотчем. Во-вторых, это корзинки и подснежники. В качестве основнной массы подснежников мы использовали искуственные ландыши, и несколько штучек именно подснежников сделали из ленты и проволоки. Самый главные реквизит, - это костер. Он состоял из куска красной материи, которая накрывала елочную гирлянду. Сверху были сложены домиком несколько искуственно сделанных березовых бревен. В нужный момент костер выдвигался, гирлянда зажигалась и было довольно красиво.

О костюмах

Для Падчерицы, Мачехи и Дочки были использованы народные костюмы, которые уже были у нас раньше. Костюм Профессара - покупной, за исключением шляпы, сделанной просто из крашеного картона. Мантия для Королевы была сшита из куска алого атласа и обшита обычным синтепоном. Чтобы изобразить хвостики горностая, я взяла кусочки черного витого шнура, оплавляла их с обеих сторон, чтобы они не распускались, и просто припаивала их к синтепону, пока они были горячие.
Самое сложное было сшить костюмы Двенадцати месяцев. Было понятно, что все костюмы должны быть выдержаны в одном стиле. Если их шьет каждая мама сама по себе, то получится не очень красиво. Мы шили эти костюмы вдвоем. Поэтому стояла задача придумать костюмы так, чтобы они легко и быстро шились и не требовали больших финансовых расходов. В основе каждого костюма лежит прямая рубаха без рукавов из ситца или бязи голубого цвета для зимы, зеленого для весны, красного - для лета и желтого - для осени. (Бязь предпочтительней, так как она плотнее и меньше мнется) Также на голове были повязки, в основе которых была обшитая цветной лентой широкая резинка.
Итак, костюм Января - c одной стороны пришит кусок белого синтепона, закрывающий одну руку. По низу рубахи пришиты елочки, обшитые синтепоном. На голове, у единственного, шапка из белого синтепона.
С Февралем было проще всего - на его рубахе просто нарисована "вьюга" акриловыми красками. В волосах просто мишура.
По горловине рубахи Марта пришиты кусочки желтой материи - лучи. Еще нашиты белые кусочки - сосульки. В волосах белая лента, тоже с лучами.
Один из самых красивых костюмов - Апрель - украшен полосой голубой ткани (ручеек), по одну сторону которой птичка-аппликация, а по другую сделано несколько подснежников из лент.
На костюме Мая нарисована яблоня, на которую нашиты сделанные из бумаги цветы. В голове розовая лента с зеленой веткой, на которую тоже нашиты цветы.
В середине костюма Июня - березка, сделанная из белой ленты. Крона березки - зеленая свободно присобранная сетка. Вокруг березки сделаны ромашки из ткани. На голове Июня - белая в крапинку лента, которая украшена клубникой, сделанной из ткани.
Главное украшение костюма Июля - сделанные из капроновой ленты розочки с листиками и узкие зеленые ленточки-травки.
На костюм Августа я просто нашила искусственные плоды - баклажаны, яблочки, перец и т.д. Еще он был украшен подсолнухами, сделанными из желтого с черной крапинкой картона и желтой гофрированной бумаги.
Костюмы Сентября и Октября шились очень просто путем нашивания цветных листьев из гирлянды. У Сентября были желтые, зеленые и красные листья, а у Октября - лиловые.
На костюме Ноября - белые листья, снежинки и несколько лиловых ленточек-дождинок. На голове лиловая лента, украшенная снежинкой, из которой свисают несколько лиловых ленточек-дождинок.
Костюм Декабря просто украшен несколькими снежинками.


Сценарий праздника Рождество Христово
Баусова О. С.

Дети под музыку занимают места в зале.

Вбегает ребенок со звездой.

Ребенок 1
Вика, Сева идите сюда скорее! Смотрите какая у меня Рождественская звезда!

Подходят еще двое детей.

Ребенок 2
Эта звездочка не простая,
Эта звездочка золотая.
И горит звезда сияет
Нам к спасенью путь озаряет.

Ребенок 3
Пойдемте Христа славить.

Ребенок 4
Ведь Рождество пришло!

Идут к дому поют колядку «Добрый тебе вечер».

Хозяева в доме:

Хозяин
Вы пришли Христа прославить,
С Рождеством нас всех поздравить?
Вот и скатерть на столе,
Нынче праздник на земле
Тот который нам сияет
Даже в самой темной мгле.

Хозяйка
Нынче вся земля светла,
И звонят колокола,
И ровнее бьется сердце,
И стройней звучит хвала:

Дети
Слава в вышних Богу и на земле мир!
С Рождеством Христовым!

Хозяева дают угощение Христославам.
Дети идут к другому дому.

Ребенок 1
Смотрите, вон и в том доме окошки светятся.

Ребенок 2
Поспешим туда Христа прославить.

Входят в дом поют «Рождество Христово» (1 и 2 куплеты).

Хозяева в доме:

Хозяин
Христославы! Христославы!
Нам о Рождестве поют.
Так отрадна весть святая
Раздается там и тут.

Хозяйка
В доме собрались друзья,
Будет торжество.
Прочь унынье и печаль –
Нынче Рождество!

Дети исполняют песню «Во владеньях инея и снега».

Ведущий
В эти дни скажу вам, дети,
Есть обычай у людей:
Убирать роскошно елку
В звезды яркие свечей.

Каждый год она сияет
В день великий торжества
И огнями возвещает
Светлый праздник Рождества.

Ребенок-чтец 1
Ах, какие на ветвях
Звезды золотые!
А вон там, смотри, повыше,
Яблоки большие!

Ребенок-чтец 2
Вот дрожит на ленте алой
Позолоченный орех.
Огоньки блестят, сияют
Ярче всех!

Ведущий
Поиграть, позабавиться собрались дети тут.
И тебе, ель-красавица, свою песню споют.

Дети исполняют песню «Елочка».

Ребенок-чтец 1
Как красиво все кругом!
А в коробке, вон, подарки!
Давай сейчас их разберем.

Ребенок-чтец 2
Скорей, скорее открывай
И подарки доставай!

Открывают коробку.

Ребенок-чтец 1
Ах какая куколка, длинная коса,
Закрываются глаза!

Ребенок-чтец 2
Смотрите, здесь Библия с картинками большими.
Здесь Ной, Адам и Божия звезда.
Отныне с книгами моими
Ее поставлю навсегда.

Ведущий
О, Библия! О, книга книг
Ты - правда тайны сокровенной
Ты - откровенье, ты – завет,
Всевышним данный всей вселенной
Для прошлых и грядущих лет.

Библия - книга книг! Из нее можно узнать о жизни Иисуса Христа (показывает иллюстрации с изображением Рождества). Вот это событие знакомо вам?

Ответы детей.

Ведущий
Что случилось в Вифлееме?
Что за радостная весть?
Почему хвалу запели
Хоры ангелов с небес?

Ребенок-чтец
Мы все знаем, мы ответим
Очень быстро на вопрос:
Этой ночью на планете
Родился Иисус Христос.

Ведущий
Рождество Христово – великое событие, изменившее всю жизнь людей на земле и давшее им надежду на спасение души.2000 лет назад родился обещанный Богом спаситель мира, Господь наш Иисус Христос. И с тех пор люди празднуют Рождество Христово и радуются этому светлому дню.

Звучит спокойная музыка.

Ведущий
Над горной пещерой сверкала звезда
И спал Вифлеем в тишине сладких грез.
Великое счастье свершилось тогда –
Родился Спаситель для мира – Христос.

Выбегает девочка-звездочка и становится в определенном месте.

Девочка-звезда
Ясная ночь. Тихо кругом.
Ярко горит звезда над пещерой.
Ангелов хор смолк за холмом
Свет голубой льется из щелей.

В яслях Младенец-Спаситель лежит.
Тысячи лет Его ждали прихода.
Счастлив тот будет, кто к Нему поспешит,
Счастливы люди, ликует природа!

Ведущий
Была тихая ночь. Все спало кругом, и никто не знал о том что произошло. Не спали только пастухи, охранявшие свои стада около Вифлеема.

Выходят пастухи.

1-й пастух
Ох, как труден был путь,
Надо нам отдохнуть.
Вон, в дали, стоит старый овин,
Там тепло, свет струится над ним.

2-й пастух
Вот так чудо! Там овцы стояли у нас.
Почему так светло? Я узнаю сейчас!
(Бежит к вертепу.)
Что я вижу! Младенец чудесный лежит,
Мать склонилась над Ним, и с улыбкой глядит.
Вот о чем нам ангелы пели в пути,
Надо Ему поклониться пойти.

1-й пастух
Пойдем! Вон мерцает большая звезда,
К младенцу святому ведет нас она!

Девочка-звездочка медленно поворачивается вокруг себя.

2-й пастух
Но что подарить нам ему от души?

1-й пастух
Вот сыр, хлеб и мед, наверно, нужны.

2-й пастух
Я свежего сена для яслей найду,
Чтоб было тепло и удобно Ему.
Пошли!

Идут к вертепу.

Дети исполняют песню «Пастыри в пещеру первые пришли…».

Ребенок-чтец
Небо и земля ныне торжествуют,
Ангелы и люди весело ликуют.
Христос родился, Бог воплотился.
Ангелы поют, славу воздают.
Ведущий
Звезду, которая так ярко светила на небе увидели и в далекой Персии.

Появляются волхвы.

1-й волхв
Мы – мудрецы с далекого востока:
Валтасар, Гаспар и Мельхиор (кланяются).
Известны звезды нам,
Что светят в небесах высоко
И озаряют с высоты ночной простор.

2-й волхв
Вижу горит и сияет на небе звезда,
Льет лучи, словно солнце, она.
Так звезды еще нигде и никогда не светили.
Знать рождается в мире кто-то великий.

1-й волхв
Пойдем и возвестим об этом всему миру.
Отнесем спасителю дары: злато.

2-й волхв
Смирну.

3-й волхв
И ладан.
А как же путь к нему найти?

2-й волхв
За яркою звездой надо идти!

Девочка-звезда медленно поворачивается вокруг себя.

Идут к вертепу.

Дети исполняют песню «Мудрецы с востока…».

Ребенок-чтец
И было чудо на земле,
И было чудо в небесах:
Как солнце вспыхнула в лучах
Звезда в полночной мгле.
И в Вифлеем дары свои волхвы несли за ней.
И на соломе там нашли они Царя царей.

Ведущий
Все спешили поклониться чудесному Богомладенцу. Радовались люди, ликовала природа.

Тихая ночь! Дивная ночь!
Глас с неба возвестил:
Радуйтесь, люди! Родился Христос!
Мир и спасенье всем Он принес,
Сердце всем людям открыл.

Ребенок
Да, так радостно, светло, потому что Рождество пришло. А вы заметили, что даже снег на Рождество выпал. Зима-то уже давно наступила, а вот снега все не было. Я думал, может, зима забыла о своих главных обязанностях.

Ведущий
Зима лишь то творит, что ей Бог велит. Ничего случайного на белом свете не бывает. Господь нам дает то, что мы заслужили. А всегда ли мы делаем только добрые дела?

Ответы детей.

Ведущий
Да, порой мы все бываем капризными, непослушными, ленивыми. Но если мы поймем, что это плохо, и попросим у Господа прощение, Он услышит и простит, потому что Господь всех нас очень любит. Вот послушайте я вам расскажу одну Рождественскую историю.

Рождественская история «Снежинки» по рассказу прот. Артемия Владимирова «Алмазинка, Жемчужинка и Бисеринка» (детская инсценировка).

Ведущий
Высоко-высоко на небе, в светлом, почти прозрачном облаке жили три Божьих создания, три Снежинки с прекрасными, как они сами, именами. Одну звали:

1-я девочка
Жемчужинка.

Ведущий
Другую.

2-я девочка
Алмазинка.

Ведущий
А третью.

3-я девочка
Бисеринка.

Девочки
Мы – снежинки, это мы
Парашютики зимы.

Жемчужинка
Подарила нам зима
Ледяные терема.
В теремах для нас постели
Взбили матушки метели.

Алмазинка
Это мы над всеми кружим
Это мы с ветрами дружим.
Мы танцуем дни и ночи,
Даже несколько недель.
Наши танцы между прочим,
Называются – метель.

Бисеринка
А устанем мы кружиться,
Отдохнуть зовет земля.
Мы летим и снег ложится
На леса и на поля.

Алмазинка
Какими красивыми создал нас Господь!

Жемчужинка
Какие мы искристые и не похожие друг на друга!

Алмазинка
Сколько у нас разных дел! Мы должны строить высокие кучевые облака.

Бисеринка
Покрывать землю пушистым снежным одеялом.

Алмазинка
И должны так красиво спускаться с небес на землю, чтобы людям было приятно любоваться нашим танцем.

Жемчужинка
Ах, какое важное поручение!

Бисеринка
Мы должны к этому отнестись ответственно.

Алмазинка
Я – Алмазинка. Мои лучики должны сверкать лучше всех!

Жемчужинка
Я – Жемчужинка. Мое одеяние должно быть самым белоснежным!

Бисеринка
Я – Бисеринка, должна искриться и переливаться всеми цветами радуги!

Алмазинка
Сестрицы, вы не даете мне посмотреться в ледяное зеркало! Вы заняли все место возле него! Прошу вас не толкаться! И, вообще, ведите себя скромнее!

Жемчужинка
А тебе, Алмазинка, и смотреть-то в зеркале не на что!

Алмазинка
Ах так! Да вы просто завидуете моему великолепному наряду!

Бисеринка
Вот еще! Ничего красивого в тебе нет! Ты просто хвастаешься!

Жемчужинка
Да-да! Алмазинка всегда любит повоображать.

Алмазинка
Ах так! Я тебе сейчас покажу.

Затевают драку, убегают за ширму, возвращаются потрепанными.

Ангел (голос)
О, Снежинки, не соблюдавшие, своего небесного достоинства! Отныне имена вам не Алмазинка, Жемчужинка и Бисеринка а Строптивинка, Обидинка и Капризинка! Нет вам благословения украсить собою землю ко Христову Рождеству!

Алмазинка
Ой, правда, что же мы наделали?! На кого мы стали похожи?!

Жемчужинка
Прически растрепаны, лучики поломаны, наряды помяты.

Бисеринка
За какие-то пять минут мы стали злыми, гордыми, обидели друг друга.

Жемчужинка
Бисеринка, прости меня, ледяную, колючую.

Бисеринка
Алмазинка, не помни зла.

Алмазинка
Сестры, никогда, никогда я больше не попрекну вас ни словом, ни делом. Простите меня, родные!

Гаснет свет, через несколько секунд включается снова. Снежинки поправили свои костюмы.

Алмазинка
Сестры, какие вы прекрасные! Посмотрите только на себя: ваши платья сверкают лучше прежнего, от вас глаз невозможно оторвать!

Жемчужинка
Взгляните теперь в зеркало! Господь услышал наше покаяние и простил нас.

Бисеринка
Давайте не будем забывать, что надо быть кроткими, терпеливыми, приветливыми, скромными, любить друг друга.

Звучит вступление. Танец снежинок.

Ведущий
Вот какая история произошла со Снежинками перед Рождеством. Она напомнила нам о добром отношении друг к другу, о милосердии и любви. В эти Рождественские дни особенно хочется дарить друг другу радость. Давайте и мы порадуем друг друга ласковыми словами.

Игра «Ласковые слова» (с колокольчиком).

Ведущий
Радуются люди Рождеству Христову! Взрослые, глядя на Рождественскую елку, вспоминают светлые дни своего детства, а дети искренне веселятся. Давайте еще поиграем в Рождественские игры.

Звучит музыка, дети идут к себе в группы.

Рождественские посиделки

Такой праздник можно предложить малышам в детском саду, в классе, в клубе семейного досуга, в воскресных школах.

Праздник предусматривает чаепитие с рождественским угощением. Его ведут два ведущих и девочки-хозяюшки. В воскресных школах это могут быть представители от каждой школы, в общеобразовательных - от класса и т.д.

Предварительная подготовка к празднику предусматривает яркое праздничное оформление помещения, красивый эффектный пролог, выступление детей с рождественским поздравлением и колядками.

Кульминацией праздника станет концерт у елочки, подготовленный ребятами. Во время концерта дети наряжают елку рождественскими игрушками, изготовленными своими руками, следуя старинным славянским традициям.

Организаторам праздника важно не затянуть мероприятие. Регламент для малышей - до часа, для детей среднего возраста не более двух часов.

Организаторам следует предусмотреть рождественские подарки для всех детей и распечатки-памятки с рецептами блюд рождественского стола, а также рецепты изготовления рождественских игрушек.

До начала праздника гостей встречают девочки-хозяюшки, они приглашают их за стол.

ОФОРМЛЕНИЕ

Следует украсить помещение новогодними флажками, снежинками и т.п. Определить место сцены, где заранее установлена елка с огоньками, но без игрушек.

(Звучит колокольный звон. Выходят ведущие.)

ВЕДУЩИЙ 1:

Рождество Христово

Празднуем сегодня,

С песнями, весельем,

Елкой новогодней!

ВЕДУЩИЙ 2:

Спас пришел к народу,

Спас явился людям,

Слава в вышних Богу,

Всем спасенье будет.

(На сцене детский хор или вокальная группа без объявления исполняют песню «Рождество» )

Песня. Рождество.

Муз. А Паутова


1.

Пушистый снег покрыл поля,

Покрыл дремучий лес,

Уснула тихим сном земля,

Померкнул свод небес.

ПРИПЕВ:

Сегодня отдых от труда,

Забвенье всех забот...

Зажжется первая звезда,

И к нам Христос сойдет.

2.

Сойдет, чтоб в каждую семью

Внести покой и мир,

Всем благость проявить свою,

Устроить детям пир.

ПРИПЕВ

ВЕДУЩИЙ 1:

С праздником вас, ребята, и уважаемые взрослые!

ВЕДУЩИЙ 2:

С Рождеством Христовым!

ВЕДУЩИЙ 1:

25 декабря по старому стилю, 7 января - по новому согласно библейскому преданию в семье плотника Иосифа Пресвятая Дева Мария родила Иисуса Христа.

ВЕДУЩИЙ 2:

Чудесная Вифлеемская звезда появилась на небе, когда родился Спаситель.

ВЕДУЩИЙ 1:

Этот праздник, такой долгожданный и прекрасный, всегда встречают праздничным семейным обедом, нарядной елкой и рождественскими подарками.

ВЕДУЩИЙ 2:

Потому что Рождество - праздник верующих в Христа, а это значит, что Рождество - это добро и правда.

ВЕДУЩИЙ 1:

Уважаемые гости, все праздники всегда начинаются с поздравлений и добрых пожеланий.

(На сцену выходят девочки-хозяюшки.)

ХОЗЯЮШКИ:

1.

Гости жданные, красивые,

Дорогие, неспесивые,

Мы, хозяйки, хороши,

Всем вам рады от души!

(жест радушия)

2.

Мы пришли к вам не с помехою,

С угощеньем и потехою.

(девочки под фоновую музыку дружно выносят на столы какое-либо рождественское блюдо.)

3.

Наши гости, не стесняйтеся,

Угощеньем угощайтеся!

4.

Рождество! И всем понятно,

Что пора подать «Колядки».

ВЕДУЩИЙ 1:

Хозяюшки, а где же ваши «колядки»?

(девочки-хозяюшки выносят на столы мучное блюдо «Колядки»)

ХОЗЯЮШКИ:

1.

Все колядки на столе,

Вот кол яд очка тебе.

(дает ведущему пирожок-колядку)

ВЕДУЩИЙ 1 (берет пирожок):

Вот еще... Ну кто же не знает, что такое колядка? Это стишок или песенка, с которой идут в гости славить Христа и поздравлять с Рождеством, а хозяева благодарят колядников гостинцами. При чем тут пирожок?

ВЕДУЩИЙ 2:

Ну, что ты ____________ (имя ведущего 1).

Колядки - это традиционное рождественское блюдо. Это маленькие пирожки из пресного теста с разными начинками.

По традиции, колядники приходили в дом и, прославляя Христа, сначала одаривали всех своими колядками и пели песни-колядки, а потом уже и их благодарили гостинцами.

ВЕДУЩИЙ 1:

Девочки, расскажите нам про свои колядки и обязательно поколядуйте нам.

ХОЗЯЮШКИ:

1.

Мы - хозяйки на все руки,

Мы прогоним лень и скуку,

С тестом любим мы возиться,

Гостю есть, чем угоститься.

2.

Вот колядочки с капустой,

Угощайтесь, очень вкусно!

Тесто здесь ржаное, пресное,

Печь колядки интересно нам!

3.

У меня колядки с сыром

Угощайтеся всем миром!

4.

Я несу с картошкой,

И с пшеном немножко...

1.

Вы колядочки берите,

Нам «Спасибо» говорите.

А теперь нам, детвора,

Спеть колядочки пора!

(выходят колядники с вертепом и присоединяются к хозяюшкам. Они поют песню «Колядка»)

Песня «Колядка»

Воссияло солнышко во яслях на сене -

народился Божий Сын миру во спасенье.

Ночью студеной

зябнет Рожденный

Царь Царей всея Вселенной.

Славят Бога на небе ангельские хоры,

прославляет вся земля, и леса, и горы,

Славит дуброва

Бога Живого,

воцарение Христово.

Злые духи жалобно плачутся в пустыне,

человеки Рождеству радуются ныне:

Царь воцарился,

Бог народился,

во спасенье нам явился.

Ты, Мария-матушка, радости причина,

попроси у Господа, Вымоли у Сына

в жизни помогу,

в рай нам дорогу,

будем петь мы: слава Богу!

ЧТЕЦЫ:

1.

Ангел нынче нам спустился

И пропел: «Христос родился».

Мы пришли Христа прославить,

А вас с праздником поздравить.

2.

Посмотри, как ярко звезды

Светят миру там вдали:

Светят в них дары святые -

Для людей - благоволенье,

Мир и правда для земли!

От жестокости и бед,

Нас Христос спасает всех,

Милосердью учит нас,

К миру призывает Спас!

Знают взрослые и дети,

Для добра живем на свете!

Днесь святое Рождество,

На планете торжество!

Радуйтесь все люди,

На большой планете,

С нами Бог, Любовь и Правда

Христославьте, дети!

(Девочки-хозяюшки колядникам вручают подарки.)

ВЕДУЩИЙ 1:

Уважаемые гости, вы, наверное, обратили внимание на нашу елочку. Да, она светится яркими огоньками, но игрушек на ней нет.

ВЕДУЩИЙ 2:

И это не случайно. Елочка ждет подарков от ребят, наших веселых песен, танцев и настоящих рождественских игрушек, сделанных своими руками.

ВЕДУЩИЙ 1:

Мы начинаем праздничный рождественский концерт!

(У елки дети устраивают праздничный концерт. Участники концерта перед выступлением вешают на нее рождественские игрушки. Далее дети у елки водят хороводы, играют в подвижные игры и т. д. Уместно ввести в программу сказочных героев с Дедом Морозом и Снегурочкой. Они приходят к детям с поздравлениями и подарками (призами). Они же проводят музыкально-развлекательную программу у елочки. Подобрать программу можно в сценариях новогодних утренников.)

ФИНАЛ

ВЕДУЩИЙ 1:

Нашу елку нарядили,

Вам колядочки дарили,

Мы от всей души старались,

Стол накрыли, улыбались.

ВЕДУЩИЙ 2:

Вот такое Рождество,

В целом мире - торжество:

Песни, танец яркий,

У детей подарки!

ХОЗЯЮШКИ:

1.

Всем ребятам на прощанье

Адресуем пожеланья:

2.

Время даром не теряйте,

Добрым делом занимайтесь,

Не хитрите, не ленитесь,

Божьей милости просите.

3.

Будьте вежливыми сами,

Дома помогайте маме.

4.

И об этом помнить нужно:

Дорожите, дети, дружбой!

5.

Иисус Христос родился

И мир счастьем осветился!

6.

Так возрадуемся вместе,

Господу споем все песню!

(Дети все вместе заканчивают свой Рождественский праздник песней "Рождество Христово".)

Песня "Рождество Христово"

Рождество Христово,

Ангел прилетел,

Он летел по небу,

Людям песню пел:

«Вы, люди, ликуйте,

Все днесь торжествуйте,

Днесь Христово

Рождество!»

Пастыри в пещеру

Первые пришли,

И Младенца Бога

С Матерью нашли.

Стояли, молились,

Христу поклонились,

Днесь Христово

Рождество!

Все мы согрешили,

Спас, перед Тобой.

Все мы, люди, грешны,

Ты один святой.

Прости прегрешенья,

Дай нам оставленье,

Днесь Христово

Рождество — один из самых важных религиозных праздников во всем мире. В нашей стране празднование этой даты имеет свои особые традиции, уходящие в далекое прошлое. Обычно Рождество совпадает со школьными зимними каникулами, однако этот праздник — хороший повод для того, чтобы школьники несколько часов провели в школе даже во время каникул, приобщились к национальным традициям и узнали много нового.

Предлагаем сценарий этого мероприятия.

Действие происходит на сцене, украшенной в соответствии с рождественской тематикой: на декорациях изображены волхвы, ясли с младенцем, звезда в небе, пастухи.

На сцену выходят семь маленьких ангелочков.

Ангелочки.

Пришло Рождество!

Начинаем торжество!

С нами звезда идет, Молитву поет.

Выходят Ведущие — мальчик, и девочка.

Ведущий.

Сегодня мы празднуем радостный праздник — Рождество Христово. Его справедливо можно назвать «зимней Пасхой», потому что оба этих праздника одинаково важны для нашего народа.

Ведущая.

Уже более двух тысяч лет Рождество празднуют все христиане Земли. Это воистину праздник чистых душ, недаром он так близок и понятен детям. Он пробуждает во всяком сердце, даже самом ожесточенном, удивительное чувство нежности и благоговения к Богу, явившемуся в наш мир беспомощным и беззащитным младенцем.

Ведущий.

Давайте послушаем, с чего все началось.

Уходят. Появляется Первый ученик.

Первый ученик.

С года рождения Христа ведется христианское летоисчисление, по которому мы и живем. То есть Христос родился две тысячи... лет назад на окраине Римской империи. В те далекие времена Римская империя переживала не лучшие времена и катилась к своему закату. Тем не менее, Рим считался столицей всего мира, и сюда съезжались представители всех народов. Каждый нес с собой свою языческую веру. Разнообразие богов-идолов было бесконечно. И люди убеждались, что все идолы придуманы самими людьми.

Люди пытались постичь истину с помощью философии, но лучшие умы античности пришли к выводу, что это невозможно. Многие язычники утратили веру и надежду найти истину. Утешением им услужили различные увеселения, от которых они только впадали в уныние. Мир находился в смятении. Многие ждали спасения, но не от языческих идолов, а свыше. Среди римлян и других народов ходила молва, что на Востоке должен появиться могущественный царь, который покорит весь мир.

Но больше всего Мессию ждали в Палестине, области Римской империи, которую поработил полководец Помпей, и где жилось хуже, чем где-либо еще в империи. Большинство иудеев ждали Мессию как царя-завоевателя, который бы освободил их от гнета римлян и дал бы господство над другими народами. И лишь немногие ожидали от Мессии спасения от смерти и греха.

«Мессия» в переводе с языка иудеев означает «помазанный». Так же переводится с греческого слово «Христос». Помазанный на законное царство. К сожалению, большинство людей неправильно представляло себе Христа. Все ожидали царя земного, и лишь некоторые пророки говорили о царе Небесном.

Уходит. Появляется Второй ученик. Он читает стихотворение Льва Мея (1855).

Второй ученик.

То были времена чудес,

Сбывалися слова пророка:

Сходили ангелы с небес,

Звезда катилася с Востока.

Мир искупленья ожидал —

И в бедных яслях Вифлеема

Под песнь хвалебную Эдема

Младенец дивный воссиял,

И загремел по Палестине

Глас вопиющего в пустыне...

Уходит. Появляются Ведущие.

Ведущий.

Христос родился в Римской империи, самой мощной империи в то время. Это произошло в Вифлееме, расположенном в нескольких километрах от Иерусалима. В этом городе родился пророк Давид, а пророк Михей предсказал, что в нем родится Мессия. В настоящее время этот израильский город известен как Ветлам.

Ведущая.

Библия говорит нам, что после обручения Марии с Иосифом выяснилось, что она уже носит во чреве дитя.

В это время на сцене появляется Мария и танцует, изображая, с одной стороны, счастье, а с другой стороны, одиночество. Ведущая продолжает рассказ.

По закону жена, нарушившая супружескую верность, должна быть закидана камнями. Иосиф не знает, что ему делать: выдать Марию, чтобы ее забросали камнями, или тайно отпустить из своего дома.

На другом конце сцены появляется Иосиф и тоже начинает свой танец, выражая противоречивые чувства.

Ведущий.

Библия указывает, что Иосиф был праведен. По своей доброте он решает скрыть грех и отпустить Марию. (Танцоры изображают это в танце.) Но когда он помыслил это, ему явился Ангел и сказал...

На сцене появляется третий танцор — Ангел. Мария и Иосиф склоняются перед ним. Ведущий открывает Библию и зачитывает.

...«Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся от нее есть от Духа Святого. Родит же сына, и наречешь ему имя Иисус, ибо он спасет людей своих от грехов их».

Ведущая.

Ангел разрешает сомнения Иосифа. Иосиф принимает свою жену, понимая, что Господь позволил ему присутствовать при великой тайне пришествия Спасителя.

Все это танцоры изображают в танце. Ангел благословляет

Марию с Иосифом, и те счастливо танцуют. Все трое уходят.

Ведущий.

Подробнее всех об обстоятельствах рождения Иисуса рассказывает евангелист Лука.

Ведущие уходят. Их место на сцене занимает Лука.

Лука.

В то время Римской империей правил кесарь Август. В год рождения Христа он повелел произвести перепись всех жителей империи. В Палестине перепись проходила по иудейским обычаям, и каждый должен был записаться как житель своего города. Потомки Давида должны были записаться в Вифлееме, где Давид родился и был помазан на царство. Мария и Иосиф жили в другом городе и были вынуждены ради переписи идти в Вифлеем. Надо сказать, что время года было суровое, а будущие родители Христа были бедны.

Потомков Давида оказалось столь много, что город был переполнен. Приюта нигде не нашлось для Марии и Иосифа. Палестина — это горная страна, где много меловых пещер, В одну из таких пещер, куда пастухи загоняли скот, и вынуждено было поселиться святое семейство.

На сцену выходят Мария и Иосиф, у Марии в руках небольшая охапка сена, у Иосифа ясли. Они начинают устраиваться на ночлег в том месте сцены, где стоят декорации пещеры с изображениями ягнят, овец.

На окраине города, в холодную зимнюю ночь в обычной пещере для домашнего скота родился Богочеловек, Спаситель мира.

Лука уходит. На сцене появляются ангелочки, которые начинают танцевать вокруг Марии и Иосифа, подхватывают их в танце, потом плотно смыкают их в кольце, а когда кольцо размыкается, в руках у Марии оказывается дитя в виде куклы. Она бережно прижимает дитя к своей груди.

Ангелочки уходят. Появляется Первый ученик. Фоном звучит тихая умиротворяющая музыка. Мария и Иосиф идут к яслям. Мария пеленает младенца, а Иосиф склоняется над ним с улыбкой.

Первый ученик.

Рождение было безболезненным. Мария спеленала новорожденного младенца, положила его в ясли вместо детской колыбели. Самим своим рождениям Господь дает нам урок смирения, этой высочайшей добродетели, которой он постоянно учил своих учеников.

На сцене снова появляются танцующие ангелочки, они кружатся в легком танце. Выходит Второй ученик. Он читает стихотворение А. Фета (1842).

Второй ученик.

Ночь тиха. По тверди зыбкой

Звезды южные дрожат.

Очи Матери с улыбкой

В ясли тихие глядят.

Ни ушей, ни взоров лишних, —

Вот пропели петухи —

И за ангелами в вышних славят Бога пастухи.

Ясли тихо светят взору, озарен Марии лик.

Звездный хор к иному хору

Слухом трепетным приник, —

И над Ним горит высоко

Та звезда далеких стран:

С ней несут цари Востока

Злато, смирну и ладан.

Второй ученик уходит. Появляются Ведущие.

На сцене появляются пастухи, которые преклоняют колена перед яслями, где лежит младенец.

Пастухи как люди благочестивые поспешили туда, куда указал им Ангел, и первыми удостоились поклониться Иисусу. Они рассказали Марии и Иосифу о явившемся к ним Ангеле, и Иосиф убедился в своей причастности к Истине.

Ведущий.

Первыми поклонились Спасителю простые пастухи, которые могли принести в дар только искренние сердца, наполненные верой, смирением и добротой. Почему же Ангел явился именно им, а не возвестил о рождении Мессии иудейским книжникам, старейшинам, фарисеям, призвав их поклониться Иисусу?

Мария, Иосиф и пастухи уходят со сцены, забирая с собой младенца в яслях.

Ведущая.

Да потому, что они перестали понимать истинный смысл пророчеств о Мессии. Ведь они ждали земного царя-завоевателя, который явится в мир е полном блеске величия и покорит его.

Ведущий.

Но не только пастухи увидели первыми родившегося Спасителя. В Вифлеем пришли волхвы с Востока. По преданию их звали Мельхиор, Гаспар и Валтасар. Волхвы были людьми учеными, обладавшими обширными знаниями. На Востоке у волхвов хранилось предание, где и когда должен появиться великий царь Израильский. Когда волхвы направлялись в Вифлеем, то звезда, которую они видели на востоке, двигалась перед ними, указывая путь, пока не остановилась над Вифлеемом.

На сцену выходят трое волхвов.

Ведущая.

В это время Иудеей правил злой, жестокий и кровожадный царь Ирод.

С другой стороны на сцену выходит царь Ирод. Ведущие покидают сцену. Волхвы идут через сцену к стоящему Ироду.

Гаспар.

Скажи, о великий государь, не в твоем ли городе этой ночью родился Спаситель, будущий Царь мира?

Ирод.

Кет, я ничего об этом не знаю.

Мельхиор.

Разве тебе еще не сообщили о том, что произошло великое чудо — родился великий Мессия?

Ирод.

Среди тех донесений, которые я выслушал сегодня, об этом ничего не было сказано.

Валтасар.

Однако все сходится со старинными преданиями. Мы шли за звездой, которая привела нас в этот город. Мы хотим поклониться новому Царю мира.

Ирод.

Нет, мне ничего не известно ни о каком Царе. Царь здесь пока один. Это я. И ни о каком ином царе я не слыхал и слышать, честно говоря, не хочу.

Гаспар.

Но, государь, ты не можешь так говорить. Он не просто царь, он спасет наш мир от зла и несправедливости.

Мельхиор.

Пойдем с нами, чтобы поклониться этому младенцу. Мы везем ему множество даров, принеси и ты ему в дар самое ценное, что есть у тебя.

Валтасар.

Сегодня произошло великое чудо, какого больше никогда не случится.

Ирод.

Пойти с вами? (Смеется.) Честно говоря, перед тем как стать правителем в Вифлееме, я жил очень далеко отсюда и не могу знать ваших традиций. Хорошо, допустим, было предание, была звезда, которая привела вас сюда. Допустим, родился некий... м-м... царь, как вы говорите. Но сами посудите, мои люди знают все, что происходит в этом городе. Если бы этой ночью какой-нибудь царь и родился в Вифлееме, я узнал бы об этом сразу же.

Волхвы втроем.

Это не может быть ошибкой. Предания не лгут.

Ирод.

Впрочем, вы можете пойти в город и поискать этого вашего... царя. А когда вы его найдете, тогда и отведете меня к нему. Я сам лично с удовольствием поклонюсь ему.

Волхвы идут к противоположному концу сцены, а Ирод покидает ее. Гаспар поднимает голову.

Гаспар.

Посмотрите, звезда снова движется.

Мельхиор.

И правда!

Валтасар.

Идемте же за ней скорее!

Волхвы уходят со сцены. Появляются Первый и Второй ученики и читают стихотворение Б. Пастернака «Рождественская звезда».

Стояла зима.

Дул ветер из степи.

И холодно было Младенцу в вертепе

На склоне холма.

Его согревало дыханье вола.

Домашние звери

Стояли в пещере,

Над яслями теплая дымка плыла.

Доху отряхнув от постельной трухи

И зернышек проса,

Смотрели с утеса

Спросонья в полночную даль пастухи.

Вдали было поле в снегу и погост,

Ограды, надгробья,

Оглобля в сугробе,

И небо над кладбищем, полное звезд.

А рядом, неведомая перед тем,

Застенчивей плошки

В оконце сторожки

Мерцала звезда по пути в Вифлеем.

Она пламенела, как стог, в стороне

От неба и Бога,

Как отблеск пожога,

Как хутор в огне и пожар на гумне.

Она возвышалась горящей скирдой

Соломы и сена Средь целой вселенной,

Встревоженной этою новой звездой.

Растущее зарево рдело над ней

И значило что-то,

И три звездочета

Спешили на зов небывалых огней.

За ними везли на верблюдах дары.

И ослики в сбруе, один малорослей

Другого, шажками спускались с горы.

И странным виденьем грядущей поры

Вставало вдали всё пришедшее после.

Все мысли веков, все мечты, все миры,

Все будущее галерей и музеев,

Все шалости фей, все дела чародеев,

Все елки на свете, все сны детворы.

Весь трепет затепленных свечек, все цепи,

Все великолепье цветной мишуры...

Все злей и свирепей дул ветер из степи...

Все яблоки, все золотые шары.

Ученики уходят. Появляется евангелист Лука.

Лука.

Звезда привела волхвов к одному из домов в Вифлееме. Там на время поселились Иосиф и Мария с младенцем, придя сюда из пещеры.

На сцену выходят Мария с младенцем и Иосиф. Иосиф выносит стул, на который садится Мария.

Народ после переписи стал расходиться, и в городе стало свободнее. Именно над этим домом и остановилась звезда, которая вела за собой волхвов.

Появляются трое волхвов со свертками в руках. Они приближаются к Марии и по очереди подносят дары к ее ногам.

Гаспар.

Приветствуем родившегося младенца Спасителя, нашего Царя!

Мельхиор.

Издавна говорилось о его рождении в древних преданиях. Говорилось, что принесет он в мир Истину.

Валтасар.

И пришли мы поклониться ему и принесли дары ему наши скромные.

Гаспар.

Принесли мы ему золото — как Царю нашему.

Мельхиор.

Принесли ему ладан — как Богу нашему.

Валтасар.

Принесли ему смирну — как человеку, который должен умереть.

Преклоняют колена, поднимаются и уходят.

Лука.

Когда волхвы вышли из дома, где находился Иисус, они остановились в одном дворе, чтобы отдохнуть. И тогда им всем приснился один и тот же сон, в котором волхвы получили откровение не возвращаться к Ироду с донесением, а идти иным путем. Между тем Ирод ждал их возвращения. Не дождавшись волхвов, он подумал, что они не нашли никакого младенца, постыдились возвращаться, и успокоился. Однако спустя сорок дней разнеслась весть о том, что некая Мария принесла в храм младенца, и все говорили, что это Царь, Бог и человек в одном лице. Ирод понял, что волхвы обманули его и просто насмеялись над ним. Он страшно разгневался и велел убить всех младенцев в Вифлееме в расчете, что в их число попадет и Иисус. По преданию, было убито четырнадцать тысяч младенцев. Они стали первыми мучениками за Христа. Православная церковь ежегодно отмечает их память 11 января.

Во время рассказа фоном звучит трагическая и тревожная музыка. На сцену выходят Мария и Иосиф с младенцем. Они встревожены, оглядываются, будто им грозит опасность.

Тогда Ангел Господень явился Иосифу... (Входит один из ангелочков, медленно танцует вокруг застывшей пары, потом тянет Иосифа за рукав, будто приглашая куда-то.) ...и сказал, чтобы тот взял младенца и его мать и бежал в Египет. В Египте им надлежало быть до тех пор, пока Господь не призовет Иисуса. (Ангелочек уводит Иосифа с Марией.) Иосиф встал и сделал так, как ему сказал Ангел — ушел с семьей в Египет и был там до смерти Ирода.

Лука уходит. Входят Первый и Второй ученики читают стихотворение И. Бунина «Бегство в Египет» (1915).

Первый и Второй ученик (по очереди).

По лесам бежала Божья Мать,

Куньей шубкой запахнув Младенца.

Стлалось в небе Божье полотенце,

Чтобы ей не сбиться, не плутать.

Холодна, морозна ночь была,

Дива дивьи в эту ночь творились:

Волчьи очи зеленью дымились,

По кустам сверкали без числа.

Две седых медведицы в яру

На дыбах боролись в ярой злобе,

Грызлись, бились и мотались обе,

Тяжело топтались на снегу.

А в дремучих зарослях, впотьмах,

Жались, табунились и дрожали,

Белым паром из ветвей дышали

Звери с бородами и в рогах.

И огнем вставал за лесом меч

Ангела, летевшего к Сиону,

К золотому Иродову трону,

Чтоб главу на Ироде отсечь.

Выходят Ведущие.

Ведущий.

В наше время русские люди, христиане, начали возвращаться к своим истокам. Все чаще в православных семьях праздник Рождества Христова по праву стал занимать свое традиционное главное место.

Ведущая.

Ведущий.

Начнем с того, что существовал Рождественский пост. Славяне готовились к рождению Спасителя сорокадневным постом, продолжавшимся с 28 ноября по б января. Его так и называют — Рождественский.

Ведущая.

А вам известно, что такое сочельник, откуда взялась традиция украшать елку, какие подарки нужно дарить, как праздновать Рождество, что такое вертеп, святки, рождественская открытка?

Во время перечисления на сцену выходят семеро учеников.

Тогда сейчас мы вам откроем кое-какие секреты.

Ведущие уходят. Ученики выстраиваются на сцене и по одному выходят вперед со своим рассказом.

Первый.

Последний день Рождественского поста, 6 января, называется сочельником, потому что церковным уставом в этот день полагается есть сочиво. Сочиво готовится из зерен пшеницы или других злаковых с добавлением: меда, изюма и цукатов. За день до Рождества в царской России все магазины, учреждения и фабрики закрывались, у гимназистов начинались каникулы. В сочельник в русских церквях совершались богослужения, повествующие о Рождестве Иисуса. В сочельник соблюдался пост до позднего вечера, до появления первой звезды. Этот обычай существует как напоминание о явлении звезды на востоке, возвестившей о рождении Иисуса Христа. В Рождественский вечер трапезничали один раз после Божертвенной литургии. На трапезе разрешалось вкушать только растительную пищу. Рыба, молочные продукты строго воспрещались. Наши предки старались ознаменовать Рождественский сочельник делами христианской благотворительности. Так, например, царь Алексей Михайлович накануне Рождества Христова рано утром ходил тайно в тюрьмы и раздавал там, а также нищим на улицах щедрую милостыню.

Второй.

В этот же день начинали украшать елки. Ель — символ вечной жизни, неувядаемости. Традицию украшения жилища вечнозелеными деревцами в Новый год и на Рождество ввел Петр Первый. Верхушки увенчивались восьмиконечной звездой, символизировавшей Вифлеемскую звезду, появившуюся в небе в момент рождения Христа. Приготовление елки, как правило, скрывалось от младших в семье детей. Украшалась она либо канонично после всенощной, либо (в более либеральных семьях) до всенощной, ко доступа к ней не было. Елку обвешивали детскими игрушками, которые раздавали детям после забав. Украшали елку обычно взрослые, а в рождественское утро она представала перед детьми во всем своем праздничном наряде, с подарками и морем сладостей.

Третий.

Обязательными были детские подарки под елкой. В многодетных дворянских семьях традиционной была игра в «передачу». Подарки заворачивались в несколько слоев бумаги. Разворачивать надо было постепенно, передавая подарок тому, чье имя значилось на обертке. После всенощной свечи на елке зажигали для детей, но ненадолго. Детские праздники устраивались уже на второй и третий день.

Четвертый.

После торжественного рождественского богослужения все православные люди начинали поздравлять друг друга с праздником. Во второй половине дня усаживались за стол. С этого момента двери в домах распахивались для гостей, и каждый мог зайти и поздравить хозяев с Рождеством Христовым. В деревнях и селах на улицах можно было встретить славильщиков. Это были молодые люди и даже дети. Заходя в дом, славильщики начинали распевать как богослужебные рождественские песнопения, так и народные. Эта традиция получила название рождественских колядок. Хозяева обычно одаривали детей какими-нибудь сладостями, а славильщикам постарше давали мелкие монеты. Заканчивалось славление всеобщей потехой, катанием с горок, общим миром.

Пятый.

Также в эти дни пользовались большим успехом уличные представления с вертепом. Вертепом в старину называлась постановка, показывающая историю рождения Иисуса Христа. По традиции вертепных сценок запрещалось изображение Пресвятой Девы Марии с младенцем. Вместо этого в центр ставилась икона Рождества Христова, а актеры за сценой могли имитировать плач младенца Спасителя. Изображали волхвов, поклоняющихся новорожденному Христу. Они зажигают Вифлеемскую звезду — символ божественного происхождения Иисуса.

Шестой.

Вечером веселье выплескивалось на улицы и продолжалось еще двенадцать дней, до праздника Крещения Господня. Эти двенадцать дней в народе получили название святки, то есть святые дни, освященные великим событием — Рождеством Христовым. В это время у гимназистов были каникулы, и улицы городов и деревень наполнялись детьми, которые катались со снежных гор и всячески резвились. В мемуарах почти всех классиков нашей литературы есть очень яркие воспоминания о детстве — воспоминания, связанные в первую очередь со святками. В те времена святки действительно были самыми яркими днями детства.

Седьмой.

На Руси поздравительные открытки появились во второй половине XIX века. Предприимчивые купцы покупали и привозили только такие, где был один рисунок без надписи, а потом уже сами подписывали. На рождественских открытках снег был совсем как настоящий, его делали из борной кислоты. Иногда на открытках был один только контур рисунка, а остальное закрашивалось самостоятельно. Так как это было довольно хлопотное занятие, то и стоили открытки недешево. Но это не означает, что до привоза в Россию открыток русские люди обходились вообще без поздравлений. Просто для этих нужд существовали специальные карточки, вроде визиток, с цветочным орнаментом и единственной надписью «Поздравляю!» на все случаи жизни.

Выходят Ведущие. Во время их речи все семеро учеников уходят.

Ведущий.

Воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме мы празднуем 7 января. Впервые об этом празднике на Востоке упоминается у Климента Александрийского, он совершался там под именем Богоявления 6 января, а в странах Европы он праздновался 25 декабря.

Ведущая.

Трудно сказать, почему именно в этот день. Установление праздника Рождества на последние дни декабря связано с победой над языческим культом Солнца. Для язычников первых веков христианства дни зимнего солнцестояния были одним из главных религиозных праздников, когда Земля, наиболее удалившись от Солнца, начинает вновь приближаться к нему.

Ведущий.

Это для язычников символизировало воскресение природы и победу над зимним умиранием. Христианство преобразило этот праздник. В декабре, по старому стилю (а вы знаете, что старый стиль отличается от нового временной разницей в 13 дней и то, что по старому стилю было двадцать пятым декабря, то по новому стало седьмым января), язычники праздновали рождение солнца.

Ведущая.

И вот в этот день христиане стали праздновать Рождество Иисуса Христа как подлинного духовного Солнца.

Ведущие уходят. Появляются Первый и Второй ученики и читают стихотворение К. Льдова «Рождественское утро» (1890-е годы).

Первый и Второй ученики (по очереди).

Льется звучными волнами

Звон колоколов,

В Божий храм валит толпами

Люд со всех концов.

И богатый, и убогий,

Пробудясь от сна,

Все спешат одной дорогой,

Мысль у всех одна:

Звон торжественный почуя,

Все во храм идут

И с молитвой трудовою

Лепту в дар несут;

В дар Тому, Кто в ночь родился,

И средь пастухов

В яслях кроткий положился,

Принял дар волхвов,

Кто пришел на землю худших

Грешных оправдать,

И своих овец заблудших

К Пастырю собрать.

Ученики уходят. Появляются Ведущие.

Ведущий.

А сейчас мы проведем викторину, посвященную Рождеству Христову, и вы сможете проявить свои знания об этом празднике, в том числе и те, которые получили сегодня.

Появляются трое волхвов. Они по очереди задают залу вопросы в виде небольших стихотворений. Ведущие не уходят. Они подбадривают зрителей, чтобы те быстрее и активнее отвечали на вопросы.

Волхвы.

Из Галилеи шествовали вместе

Иосиф и Мария — всем известно.

Ну а в какую землю шли они?

Об этом отвечать начни.

Зрители.

В Вифлеем.

Ведущий.

В гостинице иной раз места нет.

И вот такой скорее дай ответ:

Что сделали Мария и Иосиф?

Не скажешь, так других об этом спросим.

Зрители.

Они нашли приют в пещере (вертепе), которая служила хлевом для домашних животных.

Волхвы.

Мое имя — Валтасар,

Мельхиор еще, Гаспар,

Наши имена притом

Связь имеют с Рождеством.

Кто такие, назови,

Эрудитом прослыви!

Зрители . Волхвы.

Волхвы.

Шли волхвы вслед за звездой,

Чтоб узнать, где Пресвятой

Спит Младенец. Вдруг, о чудо!

Вот Он! Спрашивать не буду,

Как узнали это место.

Верно, то тебе известно?

Зрители. Вифлеем,

Волхвы.

В дар Младенцу принесли

Все волхвы с родной земли:

Злато, смирну, ладан.

Каждый дар оправдан:

Он таинственно речет,

Что Христа-младенца ждет.

Зрители.

Злато — как Царю, ладан — как Богу, смирну — как смертному человеку.

Волхвы.

Сон приснился мудрецам,

И хоть трудно верить снам,

На сей раз волхвы смирились,

Восвояси возвратились

По совсем другой дороге.

Почему волхвы в тревоге?

Что заставило при том

Их идти домой тайком?

Зрители.

Страх перед царем Иродом.

К волхвам на сцене присоединяются трое пастухов, которые продолжают викторину.

Пастухи.

Кто Христа увидел первым из людей?

Вот на что ответь мне поскорей!

Зрители.

Пастухи.

Испугались не на шутку пастухи.

Убежали бы, да ноги нелегки!

Кто развеял страх у пастухов?

Вижу, что ответ давно готов!

Зрители.

Ангел Господень возвестил пастухам о рождении Спасителя.

Пастухи

Пастухи поверили божественным словам,

Значит, поступать так следует и нам.

Расскажи, куда они пошли,

Что они в вертепе том нашли.

Зрители.

Пастухи нашли в вертепе младенца Спасителя.

Пастухи.

Безумный Ирод, почему

Искал, я что-то не пойму,

Христу-младенцу гибели?

Ирод боялся другого царя — Царя Небесного.

Пастухи.

Куда убежала святая семья,

От Ирода прячась, Младенца храня?

Зрители.

В Вифлеем.

Пастухи.

Какое зло содеял Ирод в гневе?

За что он презираем всеми?

Кто мучеником первым за Христа

Средь многих прочих в Вифлееме стал?

Зрители.

По наказу Ирода в Вифлееме были убиты 14 тысяч младенцев, которые и стали первыми мучениками за Христа.

К волхвам и пастухам присоединяются семеро учеников, которые рассказывали о праздниках и рождественские традициях. Они продолжают викторину. Каждый из них задает по вопросу.

Ученики.

Пред Рождеством положен пост.

Закон поста — он очень прост.

Постится тот, кто ради Бога

Урезал в чем себя немного.

Что означает «строгий пост»

И почему ждать надо звезд?

Зрители.

Во время строгого поста разрешается только растительная пища. Первая звезда возвестила о рождении Христа.

Ученики.

В каком году Христос родился?

Когда узнал, я удивился.

Так удиви же тем и нас,

Мы ждем об этом твой рассказ.

Наше летоисчисление ведется от года рождения Иисуса Христа.

Ученик.

Вот говорят: отец Его Иосиф.

Как правду это людям преподносят.

Но в то же время Бог — Христа Отец,

Как разобраться в этом, наконец?

Зрители.

Иосиф — муж Девы Марии, ставшей Богоматерью, Бог-Отец — небесный отец Христа.

Ученики.

Зачем родиться Богу в мир наш грешный?

Надеюсь слышать я ответ успешный.

Зрители.

Бог пришел в мир, чтобы спасти людей от греха и смерти.

На сцену выходят Первый и Второй ученики и читают стихотворение. В это время на сцену выходят все, кто принимал участие в представлении. Ангелочки на переднем плане танцуют и водят хоровод.

Первый и Второй ученики (по очереди).

Скоро Рождество. Елочку зажгут.

И волхвы дары Богу принесут.

Ну а что же вы припасли Ему?

Что могли бы вы подарить Ему?

Приходите — Он ждет в вертепе вас,

Ждет хороших дел, добрых, честных глаз.

Ждет любви к родным, жалости к больным.

Состраданья к бедным, слабым, пожилым.

Ангелы над злыми горько слезы льют,

А над добронравными радостно поют.

Вперед выходят Ведущие.

Ведущий.

Заканчивая наш вечер, хочется сказать, что от нас самих зависит, с какими дарами мы приступим к Вифлеемским яслям Христа.

Ведущая.

Совершили ли мы добрые и милосердные дела, были ли наши души открыты для покаяния и прощения?

Ведущий.

Содействовали ли мы благодатному единению людей, противились ли пагубным раздорам?

Ведущая.

Господь призывает нас к духовному совершенству, словом и делом утверждать жизнь свою во Христе.

Все стоящие на сцене.

С Рождеством Христовым!