Сущность и особенности вероучения. Манихейство. Сущность и особенности вероучения Учение и суть манихейства в свете истории развития религиозных школ

  • 7.Эмпедокл о четырех элементах бытия.
  • 8.Проблема истинного «я» в раннем и позднем буддизме.
  • 9.Основные понятия «Наукоучения» Фихте.
  • 10.«Гомеомерии» Анаксагора и «атомы» Демокрита как элементы бытия.
  • 11.Главные этапы развития философских идей в Украине.
  • 12.Диалектические идеи гегелевской философии. Триада как форма развития.
  • 13.Софисты. Проблема множества бытия в ранней софистике.
  • 14.Сократ и сократовские школы. Проблема «блага» в философии Сократа и сократовских школах.
  • 15.Определения философии, распространенные в Киевской Руси.
  • 16.Антропологический материализм л. Фейербаха.
  • 17.Теория идей Платона и ее критика Аристотелем. Аристотель о видах бытия.
  • 18.Философия в Киево-могилянской академии.
  • 19.Априоризм философии и.Канта. Трактовка Кантом пространства и времени как чистых форм созерцания.
  • Трактовка Кантом пространства и времени как чистых форм созерцания.
  • 20.Проблема «блага» в философии Платона и проблема «счастья» в философии Аристотеля.
  • 21.Учение Платона и Аристотеля об обществе и государстве.
  • ? 22.Немецкий идеализм и философская мысль в Украине.
  • 23.Понятия трансцендентного и трансцендентального. Сущность трансцендентального метода и понимания его Кантом.
  • 24.Аристотель как основатель силлогистики. Законы и формы логического мышления. Учение о душе.
  • 25.Философское наследие м.П. Драгоманова.
  • 26.Система трансцендентального идеализма Шеллинга. Философия тождества.
  • 27.Епикур и епикурийцы. Лукреций Кар.
  • 28.Социокультурные предпосылки возникновения философии Древней Индии.
  • 29.Основные категории логики Гегеля. Малая и большая логика.
  • 30.Практическая философия скептиков, стоиков и эпикурейцев.
  • 31.Общая характеристика и основные идеи славянофильства (о.Хомяков, и.Киреевский).
  • 32.Философские учения ф.Бекона и т.Гоббса. «Новый органон» ф.Бекона и его критика силлогистики Аристотеля.
  • 33.Проблема реальности в буддизме и веданте.
  • 34.Т.Гоббс. Его философия и теория государства. Томас Гоббс (1588-1679), английский философ-материалист.
  • 35.Неоплатонизм как завершение истории античной философии.
  • 36.Философия русского марксизма (в.Г.Плеханов, в.И.Ленин).
  • 37.Философия последователей и критиков Декарта. (а.Гейлинкс, н.Мальбранш, б.Паскаль, п.Гассенди).
  • 38.Соотношение веры и знания в христианской философии. Греческая патристика Средневековья, ее представители. Дионисий Ареопагит и Иоанн Дамаскин.
  • 39.Проблема освобождения в индийской философии.
  • 40.Философия г. Лейбница: монадология, учение о предустановленной гармонии, логических идеях.
  • 41.Общая характеристика догматики раннего Средневековья. (Тертуллиан. Александрийская и каппадокийская школы).
  • Каппадокийские "отцы церкви"
  • 42.Введение христианства в Киевской Руси и его влияние на смену мировоззренческих парадигм.
  • 43.Философия р.Декарта как основателя современного рационализма, принцип сомнения, (cogito ergo sum) дуализм, метод.
  • 44.Гностицизм и манихейство. Место и роль этих учений в истории философии.
  • 45.Роль Острожского культурно-образовательного центра в становлении и развитии реформационных и гуманистических идей.
  • 47.Августин Аврелий (Блаженный), его философское учение. Соотношение августинизма и аристотелизма.
  • 48.Философия г.Сковороди: учения о трех мирах (макрокосм, микрокосм, символическая реальность), и их двойственной «натуре», учение о «родстве» и «сродном труде».
  • 49.Философия Дж.Локка: эмпирическая теория познания, рождении идеи, сознание как tabula rasa, учение о «первичных» и «вторичных» качествах, учение о государстве.
  • 50.Общая характеристика схоластики. Боэций, Эриугена, Ансельм Кентерберийский.
  • 51.Субъективний идеализм Джорджа Беркли: принципы бытия вещей, отрицания существования «первичных» качеств, могут ли «идеи» быть копиями вещей?
  • 52.Соотношение реалий и универсалий. Номинализм и реализм. Учение Пьера Абеляра.
  • 53.Скептицизм д.Юма и философия «здравого смысла» Шотландской школы.
  • 54.Значение арабской и еврейской философии. Содержание учений Авицены, Авероеса и Моисея Маймонида.
  • 55.Раннее итальянское и Северное Возрождение (ф.Петрарка, Бокачио, Лоренцо Валла; Эразм Роттердамский, т.Мор).
  • 56.Английский деизм 18 в. (е.Шефтсбери, б.Мандевиль, ф.Хатчесон; Дж.Толанд, е.Коллинз, д.Гартли и Дж.Пристли).
  • 57.Расцвет схоластики. Взгляды ф.Аквинского.
  • 58.Неоплатонизм и перипатетизм эпохи Возрождения. Николай Кузанский.
  • 59.Философия французского Просвещения (ф.Вольтер, ж-ж. Руссо, ш.Л.Монтескье).
  • 60.Р.Бэкон, идея позитивного научного знания в его трудах.
  • 61.Натурфилософия позднего Возрождения (Дж. Бруно и другие).
  • 62.Французский материализм 18 в. (ж.О.Ламетри, д.Дидро, п.А. Гольбах, к.А.Гельвецый).
  • 63.Вильям Оккам, ж.Буридан и конец схоластики.
  • 64.Проблема человека и социально-политические учения эпохи Возрождения (Дж.Пико делла Мирандола, н.Макиавелли, т.Кампанелла).
  • 65.Ранняя американская философия: с.Джонсон, Дж. Эдвардс. «Век просвещения»: т.Джефферсон, б.Франклин, т.Пейн.
  • 44.Гностицизм и манихейство. Место и роль этих учений в истории философии.

    Гностицизм (от греческого gnosis - знание) - общее название учений, сторонники которых стремились "познать", понять свою веру. Его наибольший расцвет приходится на середину II в.

    Гностицизм был одной из первых попыток, направленных на то, чтобы преобразовать христианскую веру и знание и построить на ее основе мировоззрение. Гностицизм являлся синкретической доктриной, которая стремилась в себе соединить идеи Востока и Запада. В нем преобладали вавилонские, египетские, сирийские, еврейские религиозные начала. Он предшествовал христианству и исходил из религиозно-мифологических представлений Востока (кроме еврейских это были, в частности, элементы вавилонских, персидских, египетских и других представлений). К ним присоединялись философские идеи учения стоика Посидония, Платона и неопифагорейцев. Гностицизм оперировал чувствами в большей степени, чем разумом, и преобразовывал веру не столько в знание, сколько в мифологию и теософию. В течение нескольких веков своего существования он принимал различные виды и разновидности, развивался сначала на Востоке, главным образом в Сирии, расцвета же достиг в середине II - начале III в.

    Гностицизм был старше христианства.

    Дохристианский гностицизм охватывал в то время только небольшие, незначительные секты, а исторический вес он получил уже как христианская доктрина, имеющая значительную силу и содержащая разнообразные идеи.

    К учению Христа гностицизм был приспособлен поверхностно.

    Фактор зла гностики видели в материи. Будучи злой, она не может быть зависимой от Бога.

    Сущностью гностицизма являются:

    1) крайне дуалистическая и пессимистическая концепция мира: зло является таким же вечным элементом, как и добро; зло происходит из материи, добро - от Бога;

    2) историческая концепция мира как борьбы злых и добрых сил, которая должна была объяснить, откуда в мире появилось зло;

    3) аллегорический метод выведения этих концепций из Библии.

    Гностицизм был самым распространенным и наиболее опасным для христианства течением. Однако он являлся предзнаменованием зарождения нового этапа в развитии мышления - средневековой христианской философии. Его характеризовал религиозно-философский синкретизм, проявившийся в христианской форме.

    По отношению к тому или иному элементу различаются следующие направления гностицизма: иудейский гносис, языческий гносис, христианский гносис.

    Особой чертой, присущей всем направлениям гностицизма, является дуалистическое объяснение мира, источник которого - в персидском зороастризме. Зороастризм - дуалистическая древнеиранская религия, создание которой приписывается мифическому пророку Зороастру (Заратустре). Его центральной идеей является постоянная борьба двух принципов: добра, воплощенного в светлом божестве, и зла. воплощенного в темном божестве. Согласно воззрениям гностиков, борьба света и тьмы, добра и зла имеет универсальное, космическое значение. Она выступает борьбой материи, т. е. зла, с духом, носителем света и добра. Зло происходит из материи, добро - от бога.

    Важной проблемой гностицизма была теодицея. Теодицея (от греческого theos - бог, dike - справедливость) - оправдание бога. Обычное название для религиозно-философских трактатов, преследующих цель оправдать тем или иным образок видимое и непримиримое противоречие между верой во всемогущего, всемудрого, всеблагого бога и существованием зла и несправедливости в мире. т. е. доктрина, стремящаяся решить вопрос о происхождении и значении зла в мире, объяснить, почему существует в мире зло, если бог добр и справедлив.

    Гностическое понимание божества обусловлено специфическим представлением о месте человека в мире и о его искуплении. Грешность - это не вина человека, так как душа индивидуального человека является лишь полем боя, на котором происходит вечный спор между добрым и злым принципами. Согласно гностикам, эту борьбу между добром и злом человек наблюдает и познает.

    Существенной чертой гностицизма была мистика. Познание бога у гностиков не рационально, а имеет сверхъестественное содержание.

    К концу II столетия формирующаяся официальная церковь начинает вести борьбу с гностицизмом. Причиной этого был прежде всего недоступный большинству верующих уровень его суждений. Гностики, как правило, весьма сложно, в аллегорической форме интерпретировали Библию, а это открывало путь к ереси. Неприемлемыми были также их туманные, псевдофилософские и мифологические объяснения. Крайний дуализм этого учения был основан на полной независимости материи от бога, ограничивал божественное всемогущество и тем самым подрывал монотеистическую сущность христианства.

    МАНИХЕЙСТВО

    Манихейство относится к еретическим учениям, близким к гностицизму. Его основателем был персидский мыслитель Мани (прим. 216-270 гг.). В Индии его считали автором новой религии.

    Манихейство - религиозно-философское учение, возникшее в 3 в. на Ближнем Востоке и распространившееся в 3-11 вв. от Северной Африки до Китая. В поздней Римской империи и Византии подвергалось ожесточенным гонениям со стороны государства и ортодоксального христианства. В Средней и Центральной Азии нашло более благоприятную почву и в 8-9 вв. стало государственной религией уйгуров. М. основано на идее религиозного синкретизма и дуалистической природы бытия (свет - тьма, добро - зло); оно соединяет в себе идеи парсизма, христианства, буддизма, гностицизма и других древних верований Востока (область Месопотамии).

    Как религиозно-философское учение манихейство представляло собой:

    1) рационалистический подход;

    2) радикальную форму материализма;

    3) пафосный дуализм добра и зла, понимаемых в манихействе не просто как моральные, но также и как онтологические и космические начала. (По мысли Августина, "манихеи утверждают существование двух начал, во всем различных и противоположных, но в то же время вечных и взаимосвязанных, неразделимых... эти две субстанции - в вечной борьбе и смешении".)

    Основатель М. - Сураик, прозванный Мани (214-277), из персидского княжеского рода.

    Дуалистическое учение М. развертывается в системе "трех времен". В "первое время " существуют два вечных противостоящих принципа: Добро и Зло, Свет и Тьма. "Природа Света едина, проста и истинна", поэтому не допускает слияния с Тьмою. "Второе время " - этап смешения двух принципов. Зло (материя) вторгается в царство Света. Благой Отец, Владыка Света, порождает Матерь Жизни, а та - Первочеловека, который вступает в борьбу с архонтами (духами зла), терпит поражение и пленяется тисками материи. Для спасения Благой Отец порождает через Матерь жизни Духа живого (Логос), который побеждает архонтов и создает космос для очищения Света, поглощенного материей. Солнце и луна способствуют освобождению божественного Света: Луна принимает души умерших во время своего увеличения, а с убыванием отправляет их к Солнцу, которое пересылает их к Богу. "Третье время " - период окончательного разделения Света от материи и торжества Добра. Люди в М. являются творениями тьмы (материи), которая заключила их души - искры Света - в оковы плоти. Человек создан по образу Первочеловека, увиденного материей на Солнце, поэтому он божественен. Освобождение души - исторический процесс, происходящий через Великих посланников Благого Отца.

    Мировоззренческую и историко-религиозную доктрину характеризует следующий текст самого Мани: "Учение мудрости и добрых дел приносилось в мир время от времени, в непрерывной последовательности, через посланников Божиих. Так, в один круг времени пришло это истинное учение через посланного, называемого Буддою, в земле индийской; в другое время через Зороастру - в стране персидской; еще в другое - через Иисуса, в краях западных. После того сошло на землю это нынешнее откровение... через меня, Мани, посланника истинного Бога, в стране вавилонской". С величайшим почитанием Мани относился к Иисусу, указывая, что через этого человека действовал небесный дух, Христос, просвещавший низшую природу людей. Однако для манихеев Христос воплотился лишь внешним образом, такой же внешней и лишь видимой была Его смерть и воскресение. Мани разделял и свойственный гностицизму обычай противопоставления Бога Ветхого Завета Богу Нового Завета.

    В 3-4 вв. оно захватило огромную территорию от Китая до Африки. Во времена императора Диоклетиана начинаются карательные действия против манихеев со стороны государства и ортодоксального христианства. Сохранилось в Средней Азии до настоящего времени. Источниками являются сочинения Августина Блаженного, который 8 лет принадлежал М., но только лишь на первой из трех ступеней посвящения. Немецкий ориенталист Кесслер собрал фрагменты М. учения и издал отдельным трудом (1889).

    "

    В III в. в Персии сформировалась и быстро вышла на мировую арену религия, с самого начала претендовавшая на всеобъемлющий, универсальный характер, – манихейство, названное так по имени ее основателя Мани (216–277). Возникнув, по- видимому, как ответ на потребность в реформировании зороастризма в начале правления династии Сасанидов, манихейство превратилось в религию вполне самостоятельную и влиятельную, хотя почти за тысячелетнее свое существование оно так нигде и не стало государственной религией, кроме как в государстве уйгуров (765–840). Во многом благодаря миссионерской деятельности Мани, его учеников и позднейших последователей эта религия распространилась на обширной территории – от Северной Африки до Индии и Китая. Манихейство явилось как бы обобщением наследия восточных религий с давними дуалистическими традициями; одновременно оно вобрало идеи и образы западных религиозных и философских учений, возникших несколько раньше манихейства. Учение манихеев в течение веков оказывало влияние на духовную жизнь многих народов. В то же время против манихейства боролись официальные религии – сначала политеистическая религия Рима, затем монотеистические христианство и ислам, дуалистический зороастризм. Преследуемое на Западе, манихейство обосновалось в Центральной Азии. Идеи же этого учения, несмотря на то что манихейство как таковое перестало существовать в ХIII в., стали основой многочисленных средневековых ересей. В социальном плане опорой манихейства были беднейшее крестьянство, колоны и рабы, во главе же общин стояли образованные люди, способные донести до членов общин достаточно сложное учение.

    Манихейское религиозно-философское учение – результат интеллектуального творчества необычайно талантливого человека, обладавшего богатым воображением, обширными познаниями в области религии, философии и природоведения, а также способностью систематизировать элементы культур разных народов. В его личности соединились поэт, философ, художник и музыкант. Мани родился в небольшом вавилонском селении в семье персов-зороастрийцев. Переселившись на юг Месопотамии, его отец Пати вступил в иудейско-христианскую секту элкасаитов – по имени ее основателя Элкасая (вторая половина II в.). С четырех лет здесь воспитывался и Мани. В довольно раннем возрасте (лет 12 или 13) он начал полемизировать с единоверцами, а в 24 года выступил перед ними с проповедью новой религии, но был избит пресвитерами. Вместе с отцом и двумя юношами, которые стали его первыми учениками, он покинул общину. В течение двух последующих лет Мани со своими учениками объездил несколько стран, проповедуя свое учение, видимо, главным образом в иудео- христианских общинах. В странствиях он обретал новых учеников; его ученики направлялись им с миссией в разные страны.

    Вернувшись в Иран, он появился при дворе персидского шахиншаха Шапура I, перед которым выступил с проповедью. Проповедь властителю понравилась, и он разрешил Мани распространять новую веру, возможно, усматривая в ней основание для будущей имперской религии. После того как Шапур охладел к манихейству и его основателю (не без влияния зороастрийского жречества), Мани с учениками отправился в очередное странствие, основывая все новые общины. Его ученики проповедовали в Центральной Азии, в Римской империи, в Армении, сам он путешествовал по Парфии и другим регионам. В 273 г., после смерти Шапура, Мани появился при дворе его сына Ормизда, который отнесся к нему благосклонно. Вскоре Мани отправился в Ассирию и вернулся в Иран, где властителем был уже Бахрам I. Царь обвинил Мани в распространении ереси, сеющей зло, возможно, заподозрив его в симпатии к Риму, а также в искажение истинной веры. Под влиянием ортодоксальных зороастрийских жрецов он заключил его в тюрьму. Тайно проникшим в тюрьму ученикам Мани отдал последние распоряжения: назначил главу церкви (своего ученика Сисинния), 12 учителей и 72 епископов. Примерно через месяц, заключенный в колодки и цепи, Мани умер (по легенде, был казнен через распятие).

    Сведения о Мани и его учении содержатся в антиманихейских сочинениях христианских богословов (Августина, Ефрема Сирина и др.), а также в работах арабских мыслителей (аль-Бируни, ан-Надима и др.). В начале XX в. в Восточном Туркестане (район Турфана) были найдены тысячи текстов – фрагментов из книг Мани и его последователей, написанных на восточных (среднеперсидском, согдийском, уйгурском и т.д.) языках и относящихся главным образом к VIII в. В 1928 г. в Каире была найдена книга

    "Кефалайя" ("Главы"), написанная на коптском языке примерно через столетие после смерти Мани, – первая из дошедших до нашего времени в более или менее полном виде манихейских книг (книга издана на русском языке с обширными комментариями Е. Б. Смагиной в 1995 г.). В начале 1930-х гг. в других местах были найдены рукописи манихейских книг на латинском и китайском языках. Согласно источникам, манихейский канон создан самим основателем новой религии. Он состоял из семи книг религиозноэтического содержания, написанных на арамейском языке. От них сохранились фрагменты и названия. Это "Живое Евангелие", "Сокровище жизни", "Прагматия ", "Книга таинств", "Книга гигантов", "Послания" и "Псалмы". В основной канон не вошли еще несколько чтимых манихеями книг Мани, прежде всего "Шапуракет" на среднеперсидском языке, написанная в свое время для Шапура I, в ней излагались основы манихейской религии и некоторые автобиографические сведения. Известно, что Мани, славившийся и как прекрасный художник, написал еще книгу "Образ", которая была снабжена его рисунками, иллюстрировавшими отдельные положения учения. В "Кефалайе" некий "Слушатель" говорит "Апостолу": "...ты запечатлел все, что было, и есть, и грядет, в великом “Образе”".

    История постоянно сталкивается с различными религиозными течениями, вытекающими из христианского учения, которые так или иначе его искажали. Основоположники таких философских школ считали себя просвещёнными посланникам Божьими, которым дано владеть истинной. Одним из таких был Мани. Он стал родоначальником сильнейшей в своё время философской школы манихейства, которое завладело умами большого числа людей, несмотря на несколько сказочные и детские взгляды на бытие.

    Зарождение учения как ереси в христианстве

    Религиозно-философское учение под названием "манихейство" , широко распространившееся в своё время на Востоке и Западе, существовало скрыто, видоизменялось и в таких формах существует по сей день. Был период, когда считали, что манихейство - это христианская ересь или обновлённый парсизм.

    Одновременно есть авторитеты, такие как Гарнак, которые признают это течение самостоятельной религией, ставя его в один ряд с традиционными мировыми верованиями (буддизм, ислам и христианство). Человек, который основал манихейство, - это Мани, а место его происхождения - Месопотамия.

    Распространение

    Постепенно это направление на протяжении всего IV века распространялось по Средней Азии, вплоть до Китайского Туркестана. Особенно оно утвердилось в Карфагене и Риме. Но и другие культурные центры Запада влияние манихейства не обошло стороной. Известно, что Иппонийский был членом данного философского общества на протяжении десяти лет, пока не принял христианство. Даже при том, что доминирующей религией Востока было мусульманство, философия Мани имела там последователей на протяжении долгих веков. После её искоренили. На Западе и в Византийской империи ей не дали существовать в качестве независимого религиозного направления и подвергли жестокому преследованию.

    Гонения и тайные общины

    В результате такого положения религия смогла сохраниться только в виде тайных общин под разными названиями. Именно стали поддерживать новые еретические течения, проникшие в XI и XII столетиях в Европу с Востока. Все гонения, которым зороастризм и манихейство подверглись на Востоке и на Западе, не смогли помешать развитию этой философии. Она разрослась в павликианство, богомильство и после, уже на Западе, преобразовалась в еретическое течение альбигойцев.

    Учение и суть манихейства в свете истории развития религиозных школ

    Манихейство можно трактовать как трансформированный зороастризм, в котором достаточно много примесей других философий, от древнеиранских до христианских. По части дуалистических взглядов эта философия напоминает гностицизм, который представлял мир как две борющиеся друг с другом силы - силы света и темноты.

    Эту отличную от других философий идею исповедует манихейство, гностицизм и ещё некоторые религиозные школы. Для гностиков Дух и материя - два крайние выражения бытия. А вот Мани определяет своё учение в религиозно-историческом положении как завершение всех откровений, или печать. Он говорил о том, что учение доброте и мудрости приходило в мир непрерывно в виде разных учений через Божьих посланников.

    В итоге пришла философия «манихейство» . Другие свидетельства говорят, что основоположник называл себя тем самым утешителем, которого Христос обещал в «Евангелии от Иоанна».

    Учение Мани (и манихейство) отталкивается от такого мнения: наша реальность есть смешение двух главных противоположностей — добра и зла, света и тьмы.

    Но природа Истинного Света едина и проста. Поэтому она не допускает никакого положительного снисхождения к недоброму. Зло не вытекает из добра и должно иметь собственное начало. Следовательно, нужно признать два самостоятельных первоначала, неизменных в своей сути и образующих два разных и отдельных мира.

    Бытие и свет

    Согласно теории Мани, манихейство - это учение о простоте сущности света, которое не мешает различать формы. Однако в области благого бытия философ различает сначала само Божество как «Царя света», его «эфир светлый» и царство (рай) — «земля светлости». Царь света имеет пять атрибутов нравственности: мудрость, любовь, веру, верность и мужество.

    Светлый эфир нематериален и является носителем пяти свойств ума: знания, спокойствия, рассуждения, скрытности, понимания. Рай имеет пять особых способов бытия, которые аналогичны стихиям реального мира, но только в добром свойстве: воздух, ветер, свет, вода, огонь. Каждое качество Божества, эфира и светлой телесности наделено своей сферой блаженного бытия, где оно преобладает.

    С другой стороны, все силы благого бытия (света), сходятся воедино для произведения одного первочеловека — небесного Адама.

    Противоположности

    Тёмный мир, Мани и манихейство , представляют тоже разделённым на составные части: яд (противоположность воздуху), бурю (вихрь), противопоставление ветру, мрак (антитеза свету), туман (против воды) и пламя (пожирающее) как антитеза огню.

    Все элементы темноты собираются воедино и сосредоточивают силы для князя тьмы, суть существа которого - отрицательная и не в состоянии быть удовлетворённой, наполненной. Поэтому Сатана стремится за границы своих владений, к свету.

    Против тёмного князя устремляется на борьбу небесный Адам. Имеющий в своей сути десять основ Божества и эфира, он в качестве одежды и оружия воспринимает ещё пять элементов «земли светлости».

    Первочеловек надевает внутренний панцирь — «тихое веяние», а поверх облекается ризой света. Затем небесный Адам покрывается щитом водяных облаков, берёт копье из ветра и огненный меч. После продолжительной борьбы он побеждён темнотой и заключён на дне ада. Тогда посланные самой райской землёй (матерью жизни), силы добра освобождают небесного Адама и водворяют в мир горний. Во время тяжёлой борьбы первочеловек потерял своё оружие: элементы, из которых оно было составлено, смешались с тёмными.

    Мировая машина

    Когда свет все же одержал победу, эта хаотическая материя так и осталась во владении тьмы. Верховное Божество желает извлечь из неё то, что принадлежит свету. Ангелы, посланные светом, устраивают видимый мир как сложную машину для извлечения компонентов света. Главную часть мировой машины манихейство (религия Мани) видит в световых кораблях — Солнце и Месяце.

    Последний непрерывно вытягивает частицы небесного света из мира, находящегося под луной. Он постепенно передаёт их Солнцу (по невидимым каналам).

    После они, уже достаточно очищенные, идут в мир горний. Ангелы, устроив физическое мироздание, уходят. Но в вещественном подлунном мире сохраняются ещё оба начала: света и тьмы. Поэтому в нём имеют место силы из тёмного царства, которые некогда поглотили и держали в себе светоносный панцирь небесного Адама.

    Земные люди и их потомки

    Эти тёмные князьки (архонты) завладели подлунной областью и своим поведением повлияли на происхождение земных людей — Адама и Евы. Эти люди имеют в себе частички небесного «панциря» и отпечатки тьмы. После всего этого описания начинается похожее на библейское сказание о разделении человечества на Каиновых и Сифовых потомков.

    Именно выходцы из Сифового рода (Шитил) находятся под постоянным попечением небесных сил, которые периодически проявляют своё действие через избранников (например, Будду). Такова философская суть учения, которую имеет манихейство. Это , на первый взгляд, детское представление о бытии.

    Противоречия с христианством

    Взгляды Мани по отношению к христианству и личности самого Христа очень противоречивы.

    По некоторым сведениям он считал, что небесный Христос действует в мире через человека Иисуса. При этом они не соединены внутренне. Именно по этой причине во время распятия Иисус остался покинутым. Согласно другой версии, человека по имени Иисус не было совсем. Был только небесный дух Христос, имеющий призрачную видимость человека. Мани хотел устранить идею воплощения или действительного соединения божественной и человеческой природы в Христе.

    Однако результатом его усилий явилось учение, где они одинаково устранялись… Если раскрывать манихейство кратко (в свете христианского учения), можно сказать, что ангелы должны извлечь и собрать все светлые элементы, заключённые в мире земном (человеческом). Когда будет близиться завершение этого процесса, возгорится все физическое мироздание. Цель этого возгорания — выделение последних, ещё остающихся в нём световых частиц.

    Итогом станет вечное утверждение пределов двух миров, которые оба будут пребывать в безусловном и полном разделении друг от друга.

    Манихейство о будущем

    Жизнь, которая настанет после описанных выше событий, будет основана на принципах дуализма: борьба между добром и злом, духом и материей. Души небесные, очищенные частично ещё в земной жизни, а отчасти после смерти (на различных мытарствах, которые заключаются в страшных и отвратительных видениях), водворятся в Раю светлости.

    Души с адским устроением навеки закрепятся в царстве тьмы. Тела обеих категорий душ будут уничтожены. Воскресение мёртвых, как в христианстве, у Мани исключено.

    Аскетизм и обрядовая сторона

    В манихействе, как во всяком учении, есть теория и есть практика, которая сводится к аскетическому образу жизни.

    Для воздерживается от мяса, вина и интимных половых отношений. Те, кто не в состоянии это вместить, не должны входить в число верующих, но также имеют возможность спасти себя. Для этого нужно помогать различными способами общине манихейцев.

    Верующие делятся на три категории:

    • Оглашенные.
    • Избранные.
    • Совершенные.

    Институту священства в манихействе так и не суждено было утвердиться. Однако, по словарю Брокгауза, есть указания на епископов и верховного патриарха, пребывавших в Новом Вавилоне.

    В манихействе большого развития церковная сторона не достигла.

    Известно, что в Позднее Средневековье был обряд возложения рук под названием «утешение», а на молитвенных собраниях исполнялись особые гимны под сопровождение инструментальной музыки и происходило чтение священных книг, которые остались от основоположника религии.

    Фрагменты манихейских сочинений были найдены в конце XIX столетия. Местом находки был Китайский Туркестан. А в 1930 году были найдены папирусы с коптским переводом писаний Мани, а также его первых учеников. Это произошло в Египте. Находки позволили уточнить некоторые детали из жизни основоположника манихейства и суть учения.

    明教 мин-цзяо, или 摩尼教 , букв. «Религия Света»— синкретическое религиозно-философское учение, одна из «трех варварских религий» (сань и цзяо ) наряду с несторианством (цзин-цзяо ) и зороастризмом (сянь-цзяо ).

    [вставка:История. Манихейство зародилось в III в. н.э. в Персии. Его основателем считается уроженец Вавилонии Мани (216-276), воспитывавшийся в гностико-иудейской секте элхасаитов, которая отличалась крайним ригоризмом и эсхатологическими настроениями. Согласно манихейской традиции, Мани, прожив в общине примерно до возраста 24 лет, пережил озарение — ему явился небесный «близнец», божественный двойник, сообщивший, что он призван принести в мир настоящую, изначальную религию универсального характера. Единоверцы весьма враждебно встретили проповедь Мани, в результате чего он вынужден был покинуть общину. За ним последовали отец и несколько его товарищей. С этого началась его миссионерская деятельность: сначала он посетил Селевкию-Ктесифон, затем Армению, Северную Индию, после чего вернулся обратно в Иран. Это путешествие, длившееся два года (240-242), принесло Мани новых последователей и стимулировало его к написанию нескольких книг. За этим следует успешная проповедь при дворе Шапура I, в результате которой Мани был наделен охранной грамотой, дозволявшей проповедь во всех областях империи.

    По наветам зороастрийского жречества, крайне негативно отнесшегося к молодому пророку, Мани вынужден покинуть двор. В этот «придворный» период он написал единственную книгу на среднеперсидском языке — «Шапуракан», излагавшую основы учения непосредственно самому Шапуру I (откуда и название). После разрыва отношений с царем Мани предпринимает второе длительное путешествие в Индию.

    После прихода к власти Бахрама (Варахрана) I, бывшего ревнителем зороастризма, Мани схватывают и бросают в темницу. Пробыв там примерно месяц, забитый в колодки и закованный в цепи, Мани умирает (существует версия его мученической кончины; наиболее достоверная дата — 20 марта 276 года, китайский источник говорит о «четвертом дне первого месяца второго года царствования династии Цзинь под девизом Тай-ши»).

    После смерти Мани, манихейскую церковь возглавляет его ученик и приемник Сисиний, погибший в результате гонений; его сменил другой ученик Мани — Иннай. В период V-VI вв. манихейство переживает раскол. Распространение его имело широкий размах: в VI веке общины имеются в Риме, Сев. Африке, Греции, Испании, Италии, Галлии; на Востоке они распространены по всей Сасанидской империи, в Центральной Азии и, наконец, в Китае, где манихейство просуществовало до XIV века.

    Учение. Согласно манихейскому учению, в мире изначально существуют два равных начала — Свет и Тьма (кит. эр цзун ), дух и материя. В результате космической драмы с участием обеих сил (персонифицированных в образах Отца величия и Князя мрака) история вселенной распадается на три временных этапа (кит. сань цзи ): начальное, настоящее и будущее время, причем будущее время представляется эсхатологической точкой, апокалипсисом.

    В изначальное время, когда еще не было ни неба, ни земли, существовали только два начала — доброе (обитающее в области Света и именуемое Отцом величия) и злое (пребывающее в Области Тьмы и называемое Князем мрака). Отец величия обладает божественными качествами и его престол окружают двенадцать эонов (божественных эманаций), разделенных на три группы по четыре эона. От них исходят эоны эонов, всего числом 144. В качестве супруги Отца величия выступает Живой Дух, вдыхающий жизнь в Область Света, состоящую из пяти элементов (воздух, ветер, свет, вода и огонь).

    Областью мрака владеет Князь мрака, персонификация злого начала. Область поделена на пять миров — мир дыма, населенный двуногими демонами, мир огня — четвероногими, мир ветра — крылатыми, мир воды — плавающими и мир тьмы — пресмыкающимися. Каждый из этих миров (ср. буддийские миры духов-прета , скотов и пр.) управляется архонтом-правителем, имеющим облик соответственно демона, льва, орла, рыбы и дракона. Наименование «Князь мрака» служит общим обозначение этих пяти архонтов (некоторые источники описывают его как «пятиобразное» существо с головой льва, телом дракона, хвостом рыбы, крыльями птицы и ногами осла). В целом, злое начало символизирует Материю. Необходимо заметить, что топография двух областей (тьмы и света) вертикальная: свет вверху, тьма внизу. Область света простирается на север, запад и восток (и, соответственно, вверх), тогда как область мрака занимает юг и низ. Демоны одного из миров Области мрака увидели Область света и возжелали смешаться со светлым началом. Вся Материя, обозначаемая как силы Тьмы, устремилась к Области света. Этим нападением было начато среднее, т.е. настоящее время.

    Для отражения натиска Материи Отец Величия производит из себя группу божеств, в числе них — Первочеловека, который и нисходит в область, захваченную силами тьмы. Оттеснив тьму-материю, Первочеловек сам «заражается» ею, в результате чего возникает необходимость своеобразного «апокатастасиса», т.е. очищения и восстановления изначальной и нарушенной в результате соприкосновения с мраком-материей гармонии в Первочеловеке (=человечество). Во имя спасения божественной природы души человека к нему посылается Иисус-Сияние (в сирийской версии), просвещающий и наставляющий человека, давая ему заповеди (среди которых, между прочим, и запрет на деторождение: порождая детей, по учению Мани, человек рассеивает сконцентрированные в нем частицы света). Итак, Материя-тьма (=тело) является оковами и злейшим врагом души, олицетворяющей свет. Идет борьба Света и Тьмы в самом человеке, который может спастись только следуя наставлениям божественного посланца-Нуса (Ума, Иисуса-Сияние, затем самого Мани).

    Структура манихейской общины следующая: верующие делятся на две категории — «избранники», выбираемые в руководители манихейской церкви, и «слушатели», составляющие основное ядро верующих. Манихейская иерархия следующая: во главе стоит Учитель (ученик Мани), затем 12 апостолов, 72 епископа, 360 старейшин («пресвитеров») и, наконец, «слушатели», рядовые верующие. «Избранники» выполняли роль «божественных посредников», отправляя таинства, следя за выполнением предписанных заповедей, тогда как «слушатели» «обслуживали» их. После смерти, по представлениям манихеев, души «избранников» сразу вознесутся в Область Света и займут там должное место в почете и славе, а души «слушателей» вынуждены будут пройти круг реинкарнации, воплотившись сперва в тела животных, а затем — растений, и только потом — в тела «избранников». Не-манихеев ждет вечное проклятие.

    Финальный момент космической драмы, последнее, будущее время носит эсхатологический характер. После окончательного отделения света от тьмы война прекратится, и оба начала займут свое исходное, независимое друг от друга положение.]

    Манихейство в Китае. Изучение манихейства в Китае началось благодаря знаменитым открытиям дуньхуанских рукописей в нач. XX в. Среди множества фрагментов были обнаружены остатки трех манихейских трактатов: «Краткое изложение учения и обрядов Мани, Будды света» (Мони гуанфо цзяофа илюэ ); т.н. «Трактат Пелльо» (Мони цзяо цань цзин ); «Гимны» (Сябу цзань ). Первыми серьезными исследователями китайских манихейских текстов были французские синологи Э.Шаванн и П.Пелльо, опубликовавшие перевод основного текста («Краткое изложение учения и обрядов Мани, Будды света») и снабдившие его капитальным исследованием.

    Свой путь в Китай манихейство начинает через заамударьинские области в период с IV по VII вв. Сохранилась легенда о беседе манихейского апостола Мар Аммо с духом-стражем Багардом, который заявил, что в землях, находящихся под его покровительством, нет недостатка в людях, подобных Мар Аммо. На это апостол, наученный явившимся ему во сне Мани, ответствовал, что он — посланец истинной веры, после чего дух границы пропустил его. В седьмом веке на востоке действительно имелась отделившаяся в результате раскола манихейская община, считавшая своим «историческим» основателем Мар Аммо. Прекратив контакты с вавилонской общиной, «восточное отделение» продолжало миссионерскую деятельность к востоку от Амударьи, в Согде (в столице которого Самарканде было несколько манихейских общин) и, по всей видимости, частично касалось границ Китая. Именно в течение этого периода (IV-VII вв.) восточный вариант манихейства усвоил и впитал в себя многие элементы буддизма , что подтверждается частым использованием буддийской лексики в манихейских текстах.

    Китайская манихейская традиция сохранила предание о том, что распространение этой религии относится к периоду правления Танской династии (конкретнее, в период с 650 по 683 гг.), хотя официальное первое появление манихейского проповедника Михр-Ормузда относится ко времени правления императрицы У Цзэ-тянь (684-704 гг.), когда он изложил ей суть учения и книг священного канона. Ряд волнений в Шести провинциях в 721 г. заставил китайское правительство внимательнее следить за иноземцами и их общинами, что накладывало на манихейство ограничение в распространении только среди иноземцев (в 731 г. манихейские священнослужители были вызваны ко двору и принесли с собой текст манихейского катехизиса, ныне известного как «Краткое изложение учения и обрядов Мани, Будды света»). Учение «Мо-Мони» (т.е. мар Мани , владыки Мани) было квалифицированно как еретическое и ложно именующее себя буддийским учением; впрочем, как последователи «учителя западных варваров», они признавались не подлежащими наказанию.

    До девятого века (т.е. до периода гонений) манихейство существует на легальных условиях, причиной чему явилось восстание Ань Лу-шаня (755 г.) и последовавшая за ним продолжительная борьба за обе столицы — Лоян и Чанъань. Мятеж был подавлен с помощью «варварских» войск (в т.ч. уйгурской конницы), освободивших в 762 г. Лоян (примечательно, что среди встречавших победителей был и согдийский манихейский священнослужитель). Уйгурский Бёгю-хан исповедовал манихейство и таким образом танскому правительству приходилось считаться с религией освободителей. В 768 г. было повелено построить в столице монастырь, и государь пожаловал ему наименование Даюнь гуанмин — «Великий облачный свет». Несмотря на строительство манихейских храмов (с целью угодить уйгурам), танское правительство надеялось, что распространение новой религии ограничится иноземцами, т.к. местное население станет рассматривать ее как чуждую форму верований (надежды эти, впрочем, были несостоятельны). В 843 г. обостряется негативное отношение к манихейству — в императорском послании к уйгурскому кагану сообщалось о временном закрытии храмов мони (манихеев), а в качестве причины приводился тот аргумент, что манихейство официально запрещено и считается сугубо уйгурской религией. В это же примерно время происходит убийство 72 монахинь-мони .

    Гонения на буддизм и на иноземные учения вообще, проводимые танским правительством, поставили манихейство на уровень нелегальной религии. Тот факт, что это вероучение просуществовало в южных районах Китая и после падения династии Тан, доказывает невероятную адаптивность и гибкость этой системы. В т.н. период Пяти династий (907-960) манихейство оттесняется из центра на периферию (ср. сообщение о манихейском проповеднике (хулу фа ши ), бежавшим из столицы от преследования властей в район Фуцина, собравшем вокруг себя учеников и распространявшем вероучение по территории провинции Фуцзянь). Буддийские хронисты упоминают о возмущении мони в г. Чэньчжоу в 920 г. и о провозглашении ими некоего У И императором (бунт этот был жестоко подавлен властями династии Поздняя Лян, 907-923). При Поздней Тан происходили волнения (повстанцы описывались как демонопоклонники, почитающие свое учение верховнейшей по сравнению с буддизмом колесницей). После падения танской династии и последовавшими за тем смутами и сменой династий манихейство на севере Китая постепенно затухает. Новым центром его активности становится Южный Китай (Фуцзянь и близлежащие провинции), где манихейские жрецы пользуются большим авторитетом как астрологи и маги (так, например, еще в период танской династии им было повелено молиться о дожде).

    В период правления сунской династии (960-1279) манихейство (именуемое мин-цзяо — Учение света) завершает процесс китаизации, и его представители совершают свои ритуалы под видом одной из даосских сект. Причина этого заключается в том, что даосизм по сравнению с буддизмом был менее структурирован иерархически и характеризовался доктринальными расхождениями в разных школах. Кроме того, процесс «вливания» манихейства в даосизм объясняется еще и покровительством, которое оказывали последнему раннесунские императоры — тем самым манихейским текстам, вошедшим в даосский свод, была гарантирована сохранность от конфискации. Таким образом, в даосский канон в XI веке оказалась включена «Сутра о двух началах и трех периодах» (Эр цзунь сань цзи цзин ), в одном случае аттрибутируемая как перевод центральноазиатской версии «Шапуракана», в другом — как альтернативное название «Краткого изложения учения и обрядов Мани, Будды света».

    Небезынтересна связь манихейства с народными восстаниями, в частности, с восстанием Фан Ла (1120-1122). После подавления восстания чиновники-конфуцианцы в своих отчетах проводили параллель между повстанцами и разного рода сектами (в т.ч. и манихеями), видя во всех событиях отголосок восстания «желтых повязок». Подобного рода группировки конфуцианские чиновники обычно называли чицай-шимо (букв. «есть постное и почитать демонов»); под наблюдение были взяты многочисленные секты различного толка. В регионах, где было сильно влияние манихейства, секты, именуемые чицай-шимо , можно идентифицировать как манихеев. В одном из официальных докладов содержится краткое, но вполне достоверное описание нравов приверженцев мин-цзяо (Учения света, т.е. манихейства): приводятся сведения по эортологии и иерархии и перечень книг. В другом источнике (автор которого тоже чиновник-конфуцианец) описываются погребальные обычаи чицай-шимо , аналогичные центральноазиатским манихейским похоронным обрядам.

    Среди современных исследователей некоторые поддерживают гипотезу о том, что Фан Ла волне мог быть лидером манихейской группировки в своей родной провинции (согласно т.н. теории «китайской идеологии восстания» манихейство могло трансформироваться в эту самую идеологию, как синкретические формы христианства — в тайпинское движение). Во всяком случае, признается тот факт, что Фан Ла определенно находился под влиянием манихейских идей.

    Интересно отметить, что при династии Южная Сун (420-478) гонения на манихеев продолжаются (как впрочем и нападки со стороны даосов и буддистов), тогда как при монголах (1280-1368) отношение к манихеям гораздо более толерантное (о чем свидетельствует такой факт, как посещение Марко Поло «молельного дома» манихеев в 1292 г. в Фуцзяни. Примечательно, что в период монгольского правления в провинции Цюань на холме Хуабяо было возведено святилище, посвященное Мани, Будде света с девизом — «Чистота, свет, сила, мудрость и Мани, Будда света»).

    При династии Мин гонения были возобновлены (эдикт 1370 г.), т.к. император Чжу Юаньчжан (сам начинавший как участник секты) посчитал название манихейства «учением света» (минцзяо ) прямым вызовом девизу его правления — Мин-чао («династия света»). Китайский исследователь У Хань предполагает, что секта, к которой принадлежал будущий основатель династии Мин, если не была манихейской, то несомненно находилась под влиянием этого вероучения. Весьма характерно, что ученые-конфуцианцы того времени знали о манихействе достаточно много и довольно точно отражали факты: приводилось жизнеописание Мани, основные доктринальные положения, давалась этимология (хотя и фантастическая) его имени. Все это еще раз подтверждает такую удивительную «самоидентификацию» китайского манихейства, сохранившегося в Южном Китае приблизительно до 1600 года. Позднее, правда, наименование «Учение света» ошибочно закрепилось учеными-конфуцианцами за несторианством. Тем не менее историки цинской династии еще помнят, что манихейство танского периода не было разновидностью буддизма (хотя, разумеется, немногие ученые связывали его с южнокитайским «учением света»). Что же касается единственного дошедшего до нас материального памятника этой религии в Китае — святилища на холме Хуабяо, — то в начале XX века оно перешло к буддистам, наивно полагавшим, что посвящение Мони означает Муни, т.е. Будду Шакьямуни.

    Литература:
    Алексанян А.Г. Манихейство в Китае (опыт историко-философского исследования). М., 2008; Палладий (Кафаров), архимандрит . Старинные следы христианства в Китае по китайским источникам. СПб, 1877 (переизд.: Китайский благовестник, №1, 2001, С.36-82); Смагина Е.Б. Манихейство // Религии Древнего Востока. М., 1995; Малявин В.В. Духовная культура. Религия // Китайский этнос в средние века (VII-XIII). М., 1984, c. 182-184; Lieu S.N.C. Manichaeism in the later Roman Empire and Medieval China. A historical survey. Manchester, 1985; Lieu S.N.C . Manichaeism in Central Asia and China. Leiden 1998; Pelliot P. Les traditions manichéennes au Fou-Kien // T’oung Pao XXII, 1923. Pp.193-208; Чэнь Юань .Моницзяо жу Чжунго као (Исследование проникновения манихейства в Китае) // «Чэнь Юань сюэшу луньвэньцзи» (Собрание статей Чэнь Юаня по истории), т. I, Пекин, 1980; Ван Цзяньчуань . Цун Мони цзяо дао минцзяо (От манихейства к религии света). Тайбэй. 1991; Линь Ушу. Мони цзяо цзи ци дун цзянь (Манихейство и его распространение на Востоке). Тайбэй, 1997.

    Ст. опубл. без вставки: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 - . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 329-331.


    Древнее персидское учение о вечной борьбе между началами добра и зла. Основатель учения - мистик Мани (216 - между 274 и 277). Это персидское учение распространилось на территории от Северной Африки до Юго-восточной Сибири.

    Мани происходит из Вавилонии, что располагается на реке Тигр. Город Ктесифон, в котором родился Мани, в III в. стал столицей Парфянского государства, а затем - персидских царей династии Сасанидов. Мани принадлежал к аристократическому парфянскому роду по линии матери.

    В Ктесифоне проживали представители разных диаспор, носители разных культурных традиций и религиозных верований. В значительной степени эта культурная полифония оказала влияние на мироощущение будущего проповедника, к тому же парфяне толерантно относились к другим вероисповеданиям, не смотря на то, что официальной религией считался зороастризм.

    Отец Мани, Патицций, стал последователем иудео-христианского учения мугатасилахов (“крестящие сами себя”). В этой общине больше внимания уделяли правилам и ограничениям, нежели вере в спасение через Иисуса. Так, Паттиций принял такие заветы, как отказ от мяса, вина и женщин. Несмотря на то, что Паттиций был уже женат на красавице, которая ждала от него ребенка, он принял решение ен входить в покои своей жены и поселился вместе с членами обшины. Время от времени он посещал дом, оказывал финансовую поддержку жене, растившей сына. Когда сыну исполнилось 4 года, он забрал его в общину. По преданию, Мани стали посещать видения в возрасте 12 лет, в которых ему являлось то, что ему предстоить выполнить миссию - принести людям весть об освобождении. В 24 года его духовный “близнец” провозгласил то, что ему пора приступить к благовестию истины.
    В учении Мани переплелись философские идеи буддизма, индуизма, зороастризма и иудео-христианства. Дуализм манихейства следует отнести к иудео-христианству. Он выражается в том, что, как говорил Мани, в мире идет вечная борьба сил Света и Тьмы. От Царства Света проистекает добродетель, покой, а от царства тьмы - жадность, зависть, ненависть и жестокость. Злшо проникло в мир Света и теперь сбивает людей с пути добра и благодати.

    Из индуизма в манихейство пришли представления о цикличном течении времени. Так, присутствие добра и зла в мире зависит от эпохи, в которой живет человечество. Степень соотношения добра и зла также напоминает модель индуизма - в самом начале существовало абсолютное и идеальное равновесие между светом и тьмой - свет был в вверху, а тьма - внизу. Второй и третий космический циклы больше напоминают сценарий зороатризма, где борьба между предводителем зла Ариманом и олицетворением добра Ахур-Маздой, завершается победой последнего. В течении второго времени добро и зло смешиваются, между ними идет борьба, а во время третьего периода должна окончательна произойти победа добра над злом.

    Представления о мировом дереве являются культурным архетипом индуизма, шаманизма, нордических религий. Особенность манихейства зпелючается в противопоставлении древа жизни и древа смерти.

    Символизм тьмы привесен Мани из гностицизма, распространенного во времена раннего христианства. Тьма представляет собой следствие угасания света, согласно гностикам, которые полагали, что когда-то мир был полон истинного знания.

    Манихеи часто критиковали христианство, а точнее - евангельского Иисуса Христа, которого они не считали истинным спасителем. “Истинного Христа” они не считали богочеловеком, а чистым божеством. Христос лишь пользовался обликом человека, чтобы проповедовать перед людьми. Спасение, которое давал дюдям Христос, осуществлялось посредством истинного знания (гнозиса). Посланником истинного Христа выступал Мани, который и был просветителем и утешителем людей (по-гречески, его звали “параклет” - “утешитель”.

    Мани с самого начала стремился распространить учение за пределами персидского государства. Поэтому он предпринимал столь сложные путешествия и среди его учеников встречались представители разных народов - греки, индусы, китайцы. По преданию, Мани говорил о том, что все другие учения первоначально предназначались лишь для для отдельных народов и лишь потом стали распространяться за пределами этих стран, христианство - за пределами Иудеи, буддизм - Индии. Мани же с самого начала объявил, что его учение предазначено для всех. Несмотря на призывы к свету, учение Мани преследовалось как на Западе, так и на Востоке. В V в. н.э. оно стало распространяться как маздакизм, по имени жреца-манихейца Маздака, который снабдил манихейство еще и социальной доктриной уничтожения неравенства.

    К концу III в. манихейские общины существовали практически во всех крупных городах на востоке Римской империи. Самым знаменитым последователем манихейства был Августин Аврелий (354 - 430). В течении 9 лет Августин был Слушающим при манихейском Избранном. Некоторые манихейские идеи нашли отражение в его произведении “О граде Божьем”, где он говорит об историческом процессе как о вечной и непримиримой борьбе добра и зла.

    Манихейство было вытеснено из христианского и мусульманского мира. В Китае первыми носителями Учения Света стали уйгуры - торговый народ, живший на северных и северо-западных границах. Сами китайские манихеи утверждали, что первое официальное признание их веры состоялось при дворе императрицы Утянь (династия Тан) между 689 и 705 гг. Проповедник Михр Ормузд рассказал ей об основах учения и преподнес священные писания Мани. Императрице понравился проповедник и стройное учение о противостоянии двух царств. Впоследствии, несмотря на критику манихейства со стороны буддизма в Китае, к учению при дворе относились терпимо. Манихеи открыли свои храмы в крупнейших городах Китая. Особенно содействовали распространению манихейства уйгуры, жившие на северных и северо-западных границах страны. Уйгуры защищали рубежи Китая от вторжения тибетских отрядов, поэтому при династии Тан им было официально проповедовать свое учение, строить монастыри. Манихеи в Китае переводили свои писания в буддийской манере и многие воспринимали их как секту буддизма. По-китайски манихейство называлось “монинцзяо” (учение полированной жемчужины) или просто “минцзяо” - учение света. В Китае христианские идеи, которые вобрало манихейство воспринимались как даосские или буддийские. Например, идея Света и Тьмы воспринималась ими как космическое различие инь и янь, темного и светлого в китайской космогонии. В китайской натурфилософии активно обсуждалась концепция пяти стихий (у син), или пяти первоэлементов (металл, дерево, вода, огонь, земля), которые весьма сходны с элементами света манихейцев. Поскольку манихейство считали “своим” в Китае, оно просуществовало там дольше, чем в Персии. Они активно действовали вплоть до 19 века.

    Официальное отношение к манихейству начало меняться, когда они проиграли несколько сражений киргизам. Тогда императорский двор признал манихейство опасным и приказал запретить все монастыри. По свидетельству японского буддийского миссионера в Китае Эннина, “императорский эдикт предписывал, чтобы все манихейские служители по всей империи были убиты”. Часть манихеев скрылась в провинции Ганьсу, а часть отправилась в провинцию Фуцзянь, где до последнего времени еще можно было наблюдать манихейские обряды. Там они маскировались под даосские общины, которые также занимались гаданием, врачеванием. Когда в начале XI в. в провинцию Фуцзянь приехали императорские даосские чиновники рукописи, манихеи убедили этих людей включить в канон два произведения их школы. Марко Поло во время путешествия встречал манихеев, которых принял за христиан.

    Манихеи впоследствии восстановили свое официальное признание. Основатель новой династии Мин (которая, также называлась “светлой”), Чжу Юаньчжан называл себя “великим и малым правителем Света”.

    Из энциклопедии «Аванта +», серия «Религии мира»