Свято троицкий стефано махрищский монастырь. А сейчас приходится

Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь - женский монастырь в древнем селе Махра Владимирской области.

Он был основан как мужской в 1353 году преподобным - в прошлом монахом . Землю для новой обители пожертвовал один житель Махры, который вскоре стал монахом с именем Григорий. Появление монастыря не понравилось некоторым окрестным землевладельцам, и Стефан с Григорием ушли на север, в Авнегу. Вернуться они смогли только в 1370 году благодаря покровительству благоверного князя .

В 1557 году настоятелем монастыря стал святитель Варлаам, будущий епископ Суздальский, который составил житие преподобного Стефана.

Советская власть закрыла монастырь в 1922 году. В 1942 году были взорваны колокольня, Троицкий собор и храм преподобного Стефана. Вновь обитель открылась в 1995-м как женская. В 1996 году в ней начались раскопки: был открыт фундамент Стефановского храма и могила преподобного Стефана, к 2000 году храм был восстановлен. В 2004 году монастырь получил статус ставропигиального, то есть подчиненного непосредственно патриарху.

Интересные факты о Стефано-Махрищском монастыре

    Преподобный Стефан Махрищский близко знал преподобного Сергия Радонежского.

    Князь Дмитрий Донской глубоко почитал преподобного Стефана, прислушивался к его советам.

    К могиле преподобного Стефана в Стефано-Махрищском монастыре совершал паломничества царь Иван Грозный. Кроме того, он пожертвовал средства на строительство каменного храма в честь Святой Троицы.

    Мощи преподобного Стефана были обретены нетленными спустя 150 лет после кончины, при строительстве каменного собора Святой Троицы в 1550 году.

Может ли быть рентабельным монастырское хозяйство? Трудно ли обходиться без импортной продукции? Как выживают сегодня монастыри? Эти и другие вопросы обсудят насельники монастырей за круглым столом предстоящих XXIV Международных Рождественских образовательных чтений. А пока предлагаем читателям познакомиться с хозяйством Свято-Троицкого Стефано-Махрищского ставропигиального женского монастыря и оценить сыроварню, которая обеспечивает сестер, гостей обители, а также детей монастырского приюта вкусными и полезными сырами, созданными по итальянской технологии.

…120 км от Москвы, Владимирская область, село Махра. Здесь находится основанный в XIV веке когда-то мужской, а ныне женский монастырь. Сегодня обитель поражает белокаменными храмами, благоустроенной территорией, развитым монастырским хозяйством, которое в период возрождения монастырской жизни сестры организовали, чтобы прокормить себя и паломников. Но это было более двадцати лет назад. А теперь собственным молочком, творожком и вкусными сырами махрищские насельницы потчуют в монастыре паломников и трудников, прихожан и благотворителей.

Но наш первый вопрос к настоятельнице монастыря игумении Елисавете (Жегаловой) о том, необходим ли физический труд насельникам монастырей:

– Труд на земле очень важен для внутреннего духовного состояния монаха, – отвечает матушка. – Когда трудится и смиряется тело, то смиряется и душа человека. Труд и молитва – одно питает другое. Здесь, правда, очень важно правильно распределять нагрузки. Но это уже задача игумении. Нашим сестрам нравятся послушания на земле. Многие просят о возможности потрудиться на свежем воздухе. Люди вообще сегодня стремятся уезжать из городов. Красивый пейзаж ведь тоже настраивает душу на определенный лад. На природе можно побыть наедине с собой, а в городе это очень сложно. Свой монашеский путь я начинала в Пюхтицах, хозяйственные послушания тогда были связаны с очень тяжелым физическим трудом, но это помогало духовной жизни и молитве. Когда я несла послушание на скотном дворе, у меня было время читать святых Отцов, учить псалмы. Это было своего рода отшельничеством и уж во всяком случае возможностью уединиться. А кроме того, монастырь ведь самостоятельно обеспечивает себя. Люди в миру трудятся, чтобы заработать деньги, прокормить семью, и мы тоже себя кормим сами.

В монастыре сегодня большое стадо: 25 дойных коров и 63 – с телятами. За минувшие годы монахини сумели создать в своем хозяйстве полный производственный цикл: и коров содержат, и телят выращивают, и корма заготавливают. Единственное, что приходится покупать, это комбикорма – сестры пока еще не выращивают зерно. У обители 80 гектаров земли, а ведь еще не так давно у монастыря был лишь маленький клочок земли, которого едва хватало на огород. Все системы монастырского хозяйства полностью автоматизированы: отлажено навозоудаление, есть доильные аппараты, тракторы, кормосмесители, которые не только перемешивают корм, но и режут его до нужного размера – 10 см. На тракторах, конечно, работают мужчины – сестры просто не справились бы с тяжелой техникой, – но вот всеми остальными хозяйственными делами действительно занимаются монахини: трудятся на кухне, в курятнике, на сыроварне.

Кстати, создавая в Махре сыроварню, сестрам пришлось решать немало производственных проблем. К примеру, под камеру для хранения сыров перестроили сырой подвал. Внутри теперь сделан дренаж, и из подвала регулярно откачивают воду, а в камере хранения постоянно поддерживается необходимая для созревания сыров температура в 12 градусов. Сыры лежат на специальных деревянных стеллажах, сестры постоянно следят за сырами, при необходимости переворачивают их.

Подходящую сыроварню махрищские насельницы нашли не сразу: те, что предлагались, были рассчитаны на переработку большого количества молока – тонну или две. Это, конечно, удобно, когда в хозяйстве большое поголовье коров. А что делать, когда их два десятка? И тогда на помощь монастырю пришли монахи из Валаамского монастыря. Именно они нашли для своего хозяйства и порекомендовали насельницам Стефано-Махрищской обители небольшую сыроварню, которую проектировали и продавали в России итальянцы. Как выяснилось, они давно обосновались на просторах нашей страны и зарабатывают тем, что учат россиян варить сыры по итальянским технологиям.

Наш «экскурсовод» по обители, эконом монастыря монахиня Анна показывает нам это итальянское изобретение. С виду сыроварня небольшая и простая: емкость на 130 литров, а к ней котел, и все это размером с обычный стол. За раз она может переработать от 30 до 130 литров молока, а если использовать ее с полной нагрузкой, то и до 500 литров за день! Причем, что удобно, работает сыроварня от газового баллона, которого хватает на неделю. Но, главное, сестрам теперь не приходится поднимать ничего тяжелого, переливать молоко ведрами, перемешивать. Достаточно ввести соответствующую программу, установить температуру на электронном табло, чтобы делать сыр или топленое молоко, а дальше начинает трудиться итальянская сыроварня.

– Допустим, нужно нам получить топленое молоко, – поясняет монахиня Анна, – устанавливаем температуру 95 градусов, и через два часа молоко готово. А в печке бы оно стояло почти сутки… Пару лет назад сестры грели молоко в кастрюльках на газу. Представьте, каково это, если требуется переработать за раз литров 200–300. Тяжеленный труд!

Вместе с сыроварней в обитель приезжал и итальянский технолог, который в течение двух-трех дней учил сестер готовить сыры. Технолог работал с переводчиком. В первый день он сам варил сыр, все подробно объяснял, а сестры смотрели и запоминали. На второй день сыры варили сестры под присмотром технолога. А чтобы голова не пошла кругом, не осваивали больше пяти сортов за день.

– Сколько же всего видов сыра умеют готовить сестры?

– А вы считайте сами. Строкино, монтазио, российский, рикотта, брынза, грецкий, адыгейский, творожный, буррата, скаморца. Итальянцы даже в честь нашей обители придумали новый сорт – махрищский. Это сорт твердого сыра. Он вызревает четыре месяца, зато храниться может год.

Чтобы соблюсти условия хранения, монахини стараются делать разные сыры. Одни – такие, как уже упомянутый махрищский или монтазио, – хранятся долго, полгода-год, другие – как популярный обезжиренный рикотта – всего 3, максимум 5 дней. Причем, как рассказала монахиня Анна, некоторые сыры делают на одном замесе. К примеру, на основе моцареллы можно сделать как саму моцареллу, так еще и сыры скаморца и буррата. Но все они отличаются друг от друга по вкусу. Буррата более жирный и имеет пикантный вкус, иной оттенок и у скаморца, который за неделю становится полутвердым.

Когда в Стефано-Махрищский монастырь приезжают гости из других монастырей, монахини всегда показывают им эту чудесную сыроварню и делятся опытом. Ведь так же в свое время сестрам помогали и помогают монахи из Валаамской обители. Кстати, не только в выборе сыроварни. Сегодня по совету валаамской братии сестры начали разводить у себя новую йоркширскую породу коров (раньше разводили голштинскую, но она требовала особого ухода), которая дает больше молока (до 45 литров в день) и не так прихотлива.

– У йоркширских коров молоко очень вкусное, 4,5% жирности, – продолжает свой рассказ монахиня Анна. – Мне однажды дали сравнить молоко с деревенской фермы и наше. Деревенское молоко обычное, а наше словно растопленное мороженое, пломбир в кружке. Очень сладкое и вкусное. Мы и сами его с удовольствием пьем, и детей кормим приютских.

Живой рассказ матери Анны и ее способность разбираться в непростых вопросах животноводства невольно заставляют задуматься, как эти в недалеком прошлом городские жительницы сумели так ловко освоиться в сельском хозяйстве? Отвечает матушка игумения:

– Хозяйство необходимо любому монастырю. Ну не на рынок же ехать за свежими овощами! Это ведь так естественно – трудиться на земле! Я бы только посоветовала не увлекаться этим чрезмерно, чтобы богослужение не отходило на второй план. Начинать всегда надо с молитвы, параллельно с уставной жизнью монастыря можно заниматься и хозяйством, чтобы питаться свежими натуральными продуктами.

Что же касается нашего хозяйства, то оно рентабельно с самого начала и полностью обеспечивает монастырь и приют. Даже остаются продукты для гостей и паломников. Когда сестры только приходят в монастырь, они действительно довольно часто не имеют каких-то специальных профессиональных навыков, связанных с ведением сельского хозяйства. Но очень важно, чтобы все, кто стремится к монашеской жизни, проходили послушания и на скотном дворе, и на кухне. Это необходимо для внутреннего смирения. Можно даже сказать, что это своего рода первая ступень для приобретения монашеских добродетелей.

Еще очень важно, чтобы человек творчески относился к своему послушанию, развивался бы сам и развивал дело, которым он занимается. Ведь всегда есть у кого попросить совета. У нас сложились добрые отношения с сотрудниками Тимирязевской академии. Мы советуемся с ними, сестры ездят в Москву на семинары, которые проводит академия. Также мы обращаемся за помощью к монахам Валаамского монастыря и Троице-Сергиевой лавры, у которых сложившиеся монастырские хозяйства.

– Матушка, что бы Вы посоветовали монастырям, которые только начинают заниматься хозяйством и хотели бы последовать вашему примеру, но боятся возможных трудностей?

– Нам тоже вначале было очень тяжело. Думали: справимся ли? Не могли даже предположить, что выйдем на такой уровень. Все начинали с нуля, не было ничего – только храм и один крошечный домик. И жили мы очень скудно. Но прошло время, и все наладилось. Как я уже говорила, труд необходим монаху. Поэтому у нас в Махре никто никогда не тяготится послушаниями на огороде или скотном дворе. К ним относятся так же, как и к любым другим – на клиросе или в канцелярии. Все получится, если любое дело начинать делать с молитвы. Кстати, к нам часто приезжают в гости игумении вновь открытых монастырей, чтобы посмотреть, как у нас все здесь организовано. У них такой же страх, какой был и у нас, но, когда они видят что-то сложившееся, появляется радость и надежда. Получилось у нас, получится и у других. Главное, надо молиться, просить Господа – и Он не оставит.

Материал подготовили: Екатерина Орлова, Петр Селинов
Фотограф: Владимир Ходаков

Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь

Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь — женский монастырь Владимиро-Суздальской епархии РПЦ на реке Молокча в селе Махра Александровского района Владимирской области.

1353 г. приход преподобного Стефана Махрищского из Киева в Москву. Основание Свято-Троицкой Стефано-Махрищской обители.

Стефан Махрищский

О детстве и юности будущего подвижника известно очень немного. Родился он в Киеве в самом начале XIV века и немало лет подвизался в Киево-Печерском монастыре, где принял постриг с именем Стефан. Преподобный Стефан был хорошо образован и начитан. Подвизаясь в монастыре под руководством опытных старцев, он приучился к духовному житию, воздержанию от страстей, непрестанному посту, неусыпной молитве и беспрекословному послушанию, подавая пример строгой иноческой жизни всей братии. Современниками преподобного Стефана были многие, прославленные в лике святых, преподобные, чьи нетленные мощи до сего дня почивают в Дальних пещерах Лавры. Среди них - преп. Силуан схимник, архимандрит Игнатий, затворники Лаврентий и Руф, Ипатий целебник, воин Тит, Арсений трудолюбивый, диакон Макарий, канонарх Леонтий…

Возможно, из-за притеснения униатов, начавшихся в землях Киевского княжества после овладения им великим литовским князем Гедимином, а может быть, по причине общего неустройства южнорусской церкви, преподобный Стефан был вынужден покинуть родные места и уйти в Московскую землю. Произошло это, вероятно, еще при митрополите Феогносте, который и благословил подвижника на подвиг пустынножительства. Несмотря на уговоры великого князя Иоанна Иоанновича Кроткого (1353-1359 гг.) остаться в любом из московских монастырей, преподобный Стефан испросил дозволения поселиться в безлюдном и уединенном месте.

Подвижник отправился на северо-восток и, после долгих поисков, избрал себе тихое место в дебри лесной, в 35 верстах от обители преподобного Сергия Радонежского, в бывшем княжестве Переяславля-Залесского, в волости Кинельской, при маленькой речке, именуемой Махрище. Здесь около 1353 г. он водрузил крест, соорудил убогую келью и стал возделывать землю, а вскоре стали стекаться сюда окрестные жители, нуждавшиеся в духовном совете и благословении. Вняв неотступным просьбам, преподобный позволил поселиться рядом тем, кто желал разделить с ним труды и скорби пустынного жития. Около 1358 г. святитель Московский Алексий благословил грамотой освящение церкви во Имя Святой Живоначальной Троицы и учреждение при ней иноческой обители, самого же Стефана поставил игуменом собранной братии. От великого князя Иоанна преподобный Стефан получил дарственную грамоту на пользование землей и значительные пожертвования на строительство монастыря.

Близость расположения двух монастырей и духовная дружба тесно связывали преподобного Стефана и игумена Земли Русской, преподобного Сергия. Они посещали друг друга, имели всякий раз между собой добрые и продолжительные беседы, взаимно утешавшие их в земных скорбях. Однажды, терпя скорби от братии, преподобный Сергий покинул родную обитель и пришел в Махрищскую пустынь, где провел несколько дней. В ожидании его махрищский игумен благословил ударить в било и со всею братиею вышел к нему навстречу. Поклонившись взаимно до земли, подвижники просили друг у друга благословения, по великому смирению не желая принять на себя первенства. Едва был умолен преподобный Сергий, как гость, благословить Стефана и братию, после чего преподобные вошли в церковь и, по совершении молебного пения, долго беседовали о спасении души. Несколько дней пробыл преподобный Сергий в Махрищском монастыре, после чего с иноком этой обители Симоном, хорошо знавшим окрестные места, отправился далее в путь и в живописной местности на крутом берегу реки Киржач по благословению митрополита Алексия основал монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в котором и прожил около трех лет.

Встреча преподобных Стефана и Сергия

Немало скорбей пришлось претерпеть и преподобному Стефану в деле устроения монастырской жизни. Крестьяне деревни Юрцово грубо восстали против преподобного, боясь, что он овладеет их землями. Не внимая кротким увещаниям преподобного, они грозили убить его, если он не уйдет из Махрищской пустыни. «Бог вас простит, чада, - смиренно ответил святой, - не вы это злобствуете, но лукавый диавол!» С этими словами кроткий игумен покинул обитель, поручив управление ею священноиноку Илии. Тайно ночью с учеником своим Григорием он вышел из монастыря, отправившись на Север, где в 60-ти верстах от древнего города Вологды, в удельном княжестве Авнежском, близ реки Сухоны, в 1370 г. основал Троицкую Авнежскую пустынь. Первые насельники Авнежского монастыря - Григорий и его ученик Кассиан были умерщвлены татарами в 1392 году во время нашествия татарского князя Бехтута, посланного Тохтамышем в Северную Русь. Мощи преподобномучеников, открытые в 1524 году, почивали в приходском храме упраздненного монастыря.

Далеко разнеслась слава о новоустроенной обители и достигла великого князя Димитрия Иоанновича, повелевшего преподобному Стефану явиться в Москву и пожаловавшему обоим его монастырям земельные и лесные угодия и озера.

Беседа преподобного Стефана с великим князем московским Димитрием Донским

Будучи в столице, преподобный Стефан по просьбе родственника великокняжеского окольничьего Тимофея Васильевича Вельяминова - Косьмы - тайно постриг его в рясофор с именем Кирилл, провидя в нем будущего Белоезерского подвижника. По ходатайству прп. Стефана инока Кирилла приняли в Симонов монастырь, игуменом коего был архимандрит Феодор - племянник преподобного Сергия. В этой обители Кирилла вскоре постригли в монашество.

Приняв благословение святителя Алексия никогда более не оставлять своей обители, преподобный вернулся в Махрищскую пустынь, где игуменствовал уже до конца жизни. Жил же он, по свидетельству древнего жития, "подвизаяся о церковном устроении и еже в монастыре совокуплении братии, и о сих спасении, яко отец чадолюбивый печашеся; не токмо словом учаше их, но и делом наказуя и нравом, сам собою во всем образ дая им: кроток же бе от юности, и тих и молчалив, и божественным писанием не токмо послушатель и хранитель, но и творец. Многим же видящим его смирение и кротость, паче же и ризную худость, не мнети его настоятеля братии, но единаго от последних в братии. Николи же бо видети его когда случися разъярившася на кого согрешающаго, но тихостию, словом и смирением учаше; бе же милостив толико, яко николи же просяща убога или странна отпустити тщима рукама. И слышавше сия добродетельная многая блаженнаго Стефана исправления окрест места того живущии людие христолюбивии прихождаху пользы ради." Достигнув глубокой старости, предчувствуя приближение своей кончины, преподобный дал последнее наставление братии, поручая управление обителью священноиноку Илии.

Облекшись в великую схиму, 14/27 июля 1406 г. преподобный Стефан предал дух Господу. Честные останки его погребли у стены срубленного им храма. Благоухание, исходившее от тела преподобного, уверило осиротевшую братию в святости их игумена, укрепив в ней ревность и стремление жить по заветам отошедшего в вечность старца: хранить страх Божий, нести неустанный монашеский подвиг, помнить час смертный, иметь нелицемерную любовь в общежитии и всецелое отречение от мира.

Рака над мощами преподобного Стефана Махрищского

Тропарь преподобного Стефана Махрищского, глас 8

Православия ревнителю, благочестия наставниче и чистоты, ищущим спасения путеводительный светильниче, монашествующих Богодухновенное удобрение, преподобнаго Сергия духовный собеседниче, Стефане премудре, ученьми и добродеяньми твоими души просветил еси и пустыни населил еси,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Стефана Махрищского, глас 8

Чистотою душевною божественно вооружився, блаженную жизнь совершил еси, в пустыню, яко во град, вселився, благодать приял еси от Бога исцеляти недуги приходящим к честней твоей раце и всех возвышати к Божественней высоте, темже, имея дерзновение ко Святей Троице, поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти: радуйся, преподобне Стефане, постником удобрение.

После преставления преподобного Стефана основанная им обитель переживала самые разные времена. Были в ее истории и периоды упадка, и периоды расцвета. Но всегда на этом святом месте ощущались присутствие и благодатная помощь стяжавшего дерзновение ко Святой Троице игумена Махрищского преподобного Стефана. Первые преемники святого Стефана - игумены Илия и Николай - строго соблюдали заветы преподобного, а день его праведной кончины, по установленному обычаю, освящался сугубой молитвой. Однако последующие настоятели не соблюдали во всей строгости устав, введенный Стефаном, а почитание памяти первоначальника обители было уже не столь ревностным.

В конце XV века в монастыре случился сильный пожар, уничтоживший храм, трапезную и келии. На пепелище остались лишь несколько иноков, которые не сохраняли общежительный устав. Но и в эти годы люди приходили поклониться могилке преподобного старца, над которой, по преданию, выросли из одного корня три березки, сомкнувшиеся и сросшиеся кронами. Этот зеленый шатер, раскинувшийся над местом упокоения праведника, явился как бы прообразом того Троицкого храма, который спустя время был возведен на этом месте.

В 1525 году игуменом становится старец Иона, управлявший обителью 32 года в царствование государя Ивана Васильевича Грозного. Согласно записям монастырской вкладной книги, при Ионе монастырю были пожалованы многие земельные вотчины, обитель понемногу благоукрашается, трудами настоятеля в монастыре были поставлены часы с самобоем, а на колокольне повешены новые колокола...

К этому же времени относится предание о столетнем старце Германе, дни и ночи проводившем в молитве и удостоенном дивного видения. Однажды ночью, выйдя из своей кельи, старец увидел на могиле преподобного Стефана горящий огонь, который озарял своим светом всю обитель. Изумленный старец поспешил разбудить игумена, а тот, собрав братию в церкви, совершил молебное пение святой Живоначальной Троице. Вскоре посетил обитель игумен Троице-Сергиева монастыря Арсений Сахарусов, его повелением над местом погребения преподобного Стефана была поставлена гробница, покрытая пеленой, а на ней большая свеча.

В 1557 году игумен монастыря становится Варлаам, будущий святитель Суздальский и Тарусский. С юных лет подвизаясь в святой обители, Варлаам имел огромную веру в молитвенное предстательство преподобного Стефана, а, став игуменом, не раз получал помощь в затруднительных обстоятельствах, с горячей молитвой обращаясь к преподобному. Будучи свидетелем многих чудесных исцелений, происходивших у гроба преподобного Стефана, игумен Варлаам с особым усердием собрал все сведения о жизни святого и преподнес свой труд митрополиту московскому Макарию. По благословению святителя иеромонах московского Данилова монастыря Иоасаф составил службу и житие преподобному Стефану, а царь Иван Васильевич Грозный пожертвовал средства на строительство каменного храма. При этом строительстве чудесным образом были обретены мощи святого. Когда был открыт гроб, поверх мощей обнаружили черный кожаный пояс с изображением двунадесятых праздников, подобный которому носили монахи Киево-Печерского монастыря. Пояс этот был вложен в серебряный крест, от которого многие стали получать исцеления.

Над мощами прп. Стефана вскоре была сооружена каменная церковь (в честь преподобного), ставшая северным приделом нового Троицкого храма. Придел был освящен в 1558 году в присутствии самого государя Ивана Грозного и царицы Анастасии, пожертвовавшей облачения на престол, пелены к иконам и покров на раку преподобного. Сам царь неоднократно посещал Махрищскую обитель во время своих богомольных поездок, делая крупные денежные вклады и жалуя земли. Братии в эти годы в обители было более 60 человек. По благословению святителя Макария игумен Варлаам участвовал в восстановлении разоренной Авнежской пустыни, основанной некогда преподобным Стефаном и его учеником Григорием. Преподобномученики Григорий и Кассиан Авнежские были убиты при набеге вятчан и казанских татар в 1392 году. Память их совершается 15/28 июня.

В 1570 году игумен Варлаам был возведен в сан епископа Суздальского и Тарусского. Возглавляя Суздальскую кафедру, святитель много потрудился для прославления преподобной Евфросинии, княжны Суздальской, житие которой ему посчастливилось найти в книгохранилище Махрищского монастыря. Слава о преподобной княжне распространилась далеко за пределы древнего града, когда святитель представил все собранные материалы на суд Московского митрополита. Святая Евфросиния была канонизирована в 1698 году, при патриархе Адриане, с почитанием ее памяти 25 сентября в день блаженной кончины преподобной.
После 13-летнего управления кафедрой святитель вернулся на покой в Махрищский монастырь, где и провел последние годы до дня своей праведной кончины 21 августа 1585 года. Покидая Суздальскую кафедру, святитель Варлаам взял с собой Тихвинский образ Божией Матери, прославившийся затем в обители многими чудотворениями. Позднее при перестройке Троицкого собора при митрополите Московском Платоне могила святителя находилась в нижнем храме в особой палатке с северной стороны. На гробнице темно-серого мрамора было высечено две надписи:
"Святый Варлаам здесь телом почивает,
Но духом в небесах он с Богом обитает.
Благий рабе и верный вниди в радость Господа Твоего!"
Ныне мощи святителя Варлаама, обретенные в 1998 году при раскопках, покоятся в восстановленном храме Пресвятой Троицы.
Во второй половине 16 века Махрищский монастырь становится крупным церковным землевладельцем. Вкладная книга монастыря упоминает многих именитых землевладельцев, пострадавших в годы опричной политики Ивана Грозного. Среди них - Кротковы, Клобуковы, Макаровы, Таратины, Обуховы, Баскаковы… Разоряясь, такие вотчинники жертвовали свои земли соседнему монастырю, некоторые из них вступали в его братство. Так, представители старинного рода вотчинников Кинельского стана сыновья Петра Зубова - Гавриил и Филипп (в иночестве - Герасим и Филофей) стали впоследствии старцами Махрищского монастыря, а в 1580 году, во время междуигуменства, управляли обителью.

Смутное время - междуусобия и междуцарствия - Махрищский монастырь был разорен, разграблен и почти дотла сожжен польскими интервентами. В 1613 году все Залесье представляло собой пустыню. Дозорщику Ивану Воейкову, посланному в 1614 году по повелению царя Михаила Федоровича описывать села и станы смежных с Великой (Александровской) слободой земель, предстала страшная картина: разоренные сожженные села - Зеленцино, Неглово, Юрцово - с заброшенными избами и неубранными трупами. ("А ныне все пусто: села и деревни запустели от литовских людей".) Десятки монастырей навсегда исчезли с лица земли. В Махрищской обители уцелели лишь остовы каменных стен церквей. В народе долго сохранялся рассказ о том, как злодейские руки, дерзнувшие прикоснуться к гробнице преподобного Стефана, были попалены огнем, и как враги Церкви Божией, устрашенные этим чудом, разбежались, оставив святую обитель.

На разоренный монастырь обратили внимание Троицкие старцы. Братия с архимандритом Дионисием били челом царю и государю Михаилу Федоровичу и просили разрешить переписать обитель и земли на их имя. В августе 15 дня 1615 года (на Успение Пресвятой Богородицы) архимандрит Дионисий и келарь Авраамий были пожалованы государевой грамотой, согласно которой обитель преподобного Стефана была приписана к Троице-Сергиевому монастырю. Старцы "сыскали" утраченные жалованные грамоты на села и деревни монастыря, а дозорщики, посланные царем, произвели опись и межевание земель.
Лаврский архимандрит Дионисий Зобниновский и келарь Авраамий Палицын вошли в историю как истинные патриоты, много сил приложившие к освобождению Москвы от польских захватчиков и умиротворению России в период Смуты. Незаурядные политические деятели и ученые книжники - оба они в разные годы подверглись опале и мужественно претерпели клевету и гонения, вернувшись впоследствии оправданными в Троице-Сергиеву Лавру. В октябре 1612 года архимандрит и келарь вместе с народным ополчением, возглавляемым князем Дмитрием Михайловичем Пожарским и земским старостой Кузьмой Мининым, вступили в ворота Московского Кремля. Их стараниями, а затем и усердием других наместников Троице-Сергиевой Лавры начала возрождаться разоренная обитель преподобного Стефана. Потерявшая свою самостоятельность с этого времени она подчинялась управлению "учрежденного собора", т.е. архимандритов Троице-Сергиевой Лавры. Именно они определяли в Махрищский монастырь строителей - руководителей братии.
Не забывали о древней обители русские государи, присылая сюда деньги и дары. Во вкладной книге монастыря есть записи о вкладах на поминовение рода царей Бориса Годунова и Алексея Михайловича, тщанием которого были устроены резные решетки у гробниц чудотворцев Махрищских Стефана и святителя Варлаама, украшены храмовые иконы. Есть в книге и запись о том, что в том же 1670 году января 12-го дня государь Алексей Михайлович прислал пять рублей на молебен и "братии на милостыню, да пять осетров, пять белуг, да два пуда зернистой икры". Нередко встречается во вкладной книге и имя императрицы Анны Иоанновны.

До 1764 года монастырь владел многими землями. По писцовым книгам 1627-1629 гг. за ним числилось четыре сельца, восемь деревень, 44 пустоши, немало строевого лесу и 760 душ крестьян. Кроме того, по указу 1765 года обители принадлежало право рыбной ловли в реках Молокче и Шерне на протяжении 30 верст. Новый расцвет обители связан с именем митрополита Платона (Левшина). Переведенный в Москву на архиепископскую кафедру указом императрицы Екатерины второй в 1775 году митрополит Платон оставался наместником Троице-Сергиевой Лавры и не оставлял своим вниманием подведомственные Лавре монастыри. Случалось, летом Владыка иногда помногу недель проводил в обители преподобного Стефана, отдыхая здесь от многочисленных трудов по управлению епархией. В монастыре были устроены для него особые покои, позднее обращенные в монастырскую гостиницу. По воспоминаниям современников, во время пребывания в Махре митрополит вел себя на удивление просто. В одном простеньком подряснике он совершал прогулки по окрестным лесам и лугам, подходил к работавшим в поле крестьянам, преподавал им святительское благословение, входил в их заботы, часто помогая деньгами нуждающимся.

С конца 18 века начинает складываться основной архитектурный комплекс монастыря. Тщанием митрополита Платона в 1791-1792 гг. над восточными вратами обители была построена каменная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, в эти же годы обитель была обведена новой каменной оградой, с четырьмя башнями по углам. В 1806 году над северными вратами построили каменную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла.
К 1807 году главный собор обители - Троицкий - сильно обветшал. Его разобрали и иждивением митрополита Платона выстроили новый собор, который был освящен 23 августа 1808 года, в день отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы. Слово на освящение храма произнес молодой учитель красноречия и риторики Московской Духовной семинарии Василий Дроздов - будущий святитель Филарет, митрополит Московский.

В самой планировке комплекса и, главным образом, в формах Троицкого собора сказалось влияние архитектурного ансамбля Спасо-Вифанского монастыря. Главный храм обители во имя Живоначальной Троицы был сооружен по образу Вифанского Преображенского храма. Собор был двухэтажным: в нижнем храме находился престол в честь свт. Иоанна Златоуста, в верхнем - во имя Святой Живоначальной Троицы. В верхний храм вели широкие лестницы, а сам он представлял собой круглую галерею на колоннах.
Не только внешнее благоустройство беспокоило митрополита Платона. В разные годы обитель приходила в совершенный упадок. Так к 1787 году (при строителях Досифее и Иакове) братии в монастыре оставалось несколько человек, в связи с чем Духовный собор Лавры рекомендует новому строителю "по благословению митрополита Платона завести братство…, подобно Берлюковой пустыни, для чего велено туда съездить, побыть в ней неделю, поговоря и посоветуясь с той пустыни строителем, который из ничего устроил монастырь и содержит хорошо".
Тринадцать лет управлявший монастырем иеромонах Астион (1787-1800 гг., † 1801 г.) сумел поднять обитель на прежнюю высоту. Посетивший в 1789 году обитель Высокопреосвященнейший митрополит Платон, остался весьма доволен тем, что "братия в послушании трудятся, пруд сами чистят, общую трапезу имеют, странноприимствуют, мельницу устроили, службу церковную производят тщательно, по монастырскому обыкновению".

За полвека с 1802 года в Махрищской обители сменилось тринадцать настоятелей, среди которых были строители Паисий (июнь 1824 - 1825 гг.), Геннадий (август 1830 г. - февраль 1833 г.) и Парфений (февраль 1833 - 1839 гг.) - ученики старцев Николо-Пешношского монастыря Макария и Максима, известных своей высокой подвижнической жизнью. При них неукоснительно исполнялся издавна введенный устав церковного богослужения и сохранялось столповое пение.






Последний настоятель Махрищской обители игумен Евгений (в миру Ефрем Лукьянов) положил начало иноческой жизни в Гефсиманском скиту, где подвизался почти тридцать лет, проходя послушания пономаря, ризничего, чредного священнослужителя. 6 апреля 1916 года иеромонах Евгений был назначен строителем Махрищского монастыря, а 8 мая (нового стиля) 1918 года Святейшим Патриархом Тихоном был возведен в сан игумена в Троицком соборе Лавры. еками складывавшейся красоте и мерному строю монашеской жизни, внешнему благолепию и той духовной высоте, на которую поднялась обитель в начале 20 века, оставалось цвести совсем недолго. Шесть тревожных лет до закрытия обители не прекращается монашеская жизнь, совершаются постриги, не угасает монашеская молитва. Но сухие строки архивных документов доносят до нас отголоски страшных революционных событий: обыски, погромы, арест монахов, сопровождавших во время крестного хода чудотворную Тихвинскую икону, изъятие церковных ценностей. По последним послужным спискам перед закрытием монастыря в обители оставалось не более тридцати насельников, из них больше половины уже немолодые монахи. Все они встретили 1922 год и стали свидетелями закрытия и разорения родной обители. Законодательно монастырь был закрыт 5 января 1923 года. В 1922-1924 гг. в стенах монастыря размещалась сельскохозяйственная школа, в 1924 храм преподобного Стефана был передан в ведение Главмузея, а остальные постройки - Александровского уездного исполкома, часть построек сдавалась в аренду Карабановской ткацкой фабрике, часть - была отдана детскому дому беспризорных детей. В 1925 году были сняты и переданы в распоряжение Госпромцветметалла древние монастырские колокола. До войны в монастыре была устроена больница, в закрытых храмах - склады. В 1942 году взорвали Стефановскую и Троицкую церкви, колокольню, щебень от которых был использован на сооружение аэродрома в д. Слободка Киржачского района. В послевоенные годы в уцелевших зданиях размещались детский дом, дом отдыха Академии наук, а с 1989 года - пионерский лагерь Мурманского отдела народного образования. Монастырь все больше терял свой вид, перестраивался, ветшал и разрушался. И уже не верилось, что когда-нибудь здесь вновь возродится иноческое служение. Но нет невозможного у Бога.

В 1993 году архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием на оскверненной территории монастыря был водружен памятный крест в честь 600-летия со дня преставления преподобного Сергия, не раз бывавшего в этой обители. Вслед за этим в полуразрушенном корпусе, примыкавшем к храму Святых апостолов Петра и Павла, поселились и первые насельницы со старшей сестрой монахиней Елисаветой, ставшей вскоре их настоятельницей. Не мало трудностей пришлось перенести, прежде чем наладилась жизнь и начались первые богослужения в Петропавловскои храме.

Чудом нашлись и благотворители. В 1995 году сестры обратились за помощью к Президенту концерна «Росэнергоатом» Поздышеву Эрасту Николаевичу. С тех пор на протяжении более пятнадцати лет Эраст Николаевич со своими сотрудниками делают все возможное для возрождения этой древней обители. Они не только восстанавливают монастырь, но и участвуют в церковной жизни обители, в богослужениях, приезжают на праздники.

Постепенно восставали из руин жилые корпуса, старинная трапезная. Котельная была выстроена заново. Проложены коммуникации. Организовано подсобное хозяйство. Построена новая общеобразовательная школа в селе.







Храм Стефана Махрищского. 1997 г.


Храм Петра и Павла. 1806 г.

До 1917 года монастырь существовал как мужской. В декабре 1995 года - здесь уже официально размещался женский монастырь Владимирской епархии. Из зданий целыми оставались лишь два строения - Петропавловский корпус, в котором ютились монахини, и Архимандритский корпус, отданный в аренду мурманскому Управлению народного образования под турбазу. За минувшее с тех пор время при были восстановлены и отреставрированы Петропавловский и Архимандритский корпуса, буквально поднят из пепелища Странноприимный корпус, восстановлена Архипасторская гостиница и заново построен центральный храм Преподобного Стефана Махрищского, освященный святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием. Практически заново отстроен Трапезный храм, восстановлен из руин надвратный храм Преподобного Сергия Радонежского.



Более шести столетий назад, в пятидесятые годы 14 века, была основана святая обитель преподобным Стефаном, выходцем из стен Киево-Печерского монастыря Из-за притеснения униатов, широко распространившихся в землях Киевского княжества после овладения им великим литовским князем Гедимином, преподобный Стефан был вынужден покинуть родные места и искать убежища в Москве, где он был приветливо встречен великим князем Иоанном II Иоанновичем Кротким (1353 - 1359), предложившим ему поселиться в любом московском монастыре. Но в поисках уединения преподобный Стефан пожелал поселиться в тихом и отдаленном месте в пределах Московского княжества С этой целью он отправился в северные земли княжества и остановился в лесном урочище, именуемом по реке Махрище. Выбранное место находилось в 35 километрах от Троицкой обители известного тогда всюду преподобного Сергия Радонежского Преподобный Стефан получил от Великого князя не только грамоту на пользование найденным местом, по и пожертвования на строительство монастыря Молва о благочестии преподобного распространилась среди окрестных жителей К угоднику стало притекать немалое число желающих поселиться в его пустыни ревнителей иноческой жизни Вскоре возникла необходимость сооружения первого храма, трапезной, келий, а также ограды. Общими усилиями братства все это было с успехом построено, и преподобный Стефан направился в Москву к святителю Московскому Алексию за благословением на освящение построенной им церкви в честь Святой Живоначальной Троицы. Митрополит Алексий посвятил его в сан пресвитера и поставил игуменом основанного им монастыря. В Махрищском монастыре, как и в обители преподобного Сергия, был введен общежительный устав.

Немало скорбей пришлось претерпеть преподобному Стефану и в деле устроения монастырской жизни. Крестьяне деревни Юрцово грубо восстали против преподобного, боясь, что он овладеет их землями. Это вынудило преподобного покинуть на время Махрищскую обитель, оставив управление иеромонаху Илии. Взяв с собой инока Григория, преподобный Стефан отправился на север. Миновав Вологду, близ реки Сухоны он основал около 1370 года Троицкий Авнежский монастырь.

Обитель по его молитвам и трудам пребывала тогда в цветущем состоянии. Достигнув глубокой старости и предчувствуя приближение своей кончины, преподобный Стефан собрал братию и преподал ей последнее наставление, обратив ее внимание на стяжание страха Божия, непрестанной памяти смертной и особенно любви нелицемерной, строго сохраняя монашеское общежитие. Старейшество в обители он поручил опытному в иноческой жизни и совершенному в добродетелях старцу иеромонаху Илии. Сам облекшись в схиму, вскоре предал дух Господу. Это было 14 июля 1406 года.

С кончиной в Бозе почившего игумена от тела его повеяло благоуханием, в чем братия уразумела явное свидетельство о благоприятном его предстательстве пред Богом. Погребен преподобный был у стен сооруженной им Троицкой церкви. Со временем над могилой от одного корня выросли три большие березы, в вершинах своих сросшиеся в виде шатра, осенявшего место упокоения праведника. При мощах преподобного Стефана совершилось немало исцелений больных, с верою притекающих к угоднику Божию.

В конце XV века в монастыре случился сильный пожар, который почти полностью истребил все постройки. В сгоревшем монастыре остались только несколько братии, сохранивших общежительный устав. Монастырь оказался в крайнем запустении. В 1557 году игуменом стал Варлаам, прадед которого, иеромонах Серапион, подвизался в Махрищском монастыре, помнил преподобных Сергия и Стефана и, будучи уже древним старцем, много рассказывал о них правнуку. Игуменство Варлаама было временем расцвета обители, число братии составило более 60 человек С особым усердием он собрал все сведения о жизни преподобного Стефана и чудесах, бывших от его гроба, и преподнес свой труд царю Иоанну Васильевичу Грозному, а также и митрополиту Макарию, который осгавил заметный след в церковной и культурной жизни Руси. Монументальный многотомный труд святителя Макария - Великие Макариевскис Четьи-Минеи стали выдающимся памятником духовной письменности Русской Церкви. Большое влияние святитель Макарий оказывал и на молодого царя Иоанна Грозного, называвшего его "желателем добрых дел и любви". По благословению митрополита иеромонах московского Данилова монастыря Иоасаф написал житие и службу преподобному Стефану. Не случайны, видимо, и неоднократные посещения царем Махрищского монастыря и пожертвование им 200 рублей на строительство каменной церкви Святой Троицы на месте сгоревшей При построении нового каменного храма Святой Троицы в 1557 году были обретены нетленными мощи преподобного Стефана. По открытии гроба повеяло благоуханием. На персях преподобного оказался неистлевшим кожаный пояс с тисненым изображением двунадесятых праздников. По велению митрополита Макария пояс был вложен в серебряный вызолоченный крест, от которого многие стали получать исцеления.

По благословению священноначалия мощи преподобного были оставлены под спудом (в могиле), а над ними сооружена церковь в честь преподобного Стефана, ставшая северным приделом Троицкого храма Освящен придел был в 1558 году в присутствии Иоанна Грозного и его супруги Анастасии, пожертвовавшей облачения на престол, пелены к иконам и покров на раку преподобного Стефана. Строительство же Троицкой соборной церкви продолжалось еще около десяти лет. Это был четырехстоллпный на подклети одноглавый храм с каменными галереями с запада и юга и вторым (помимо Стефановского) приделом в честь Владимирской иконы Богоматери, расположенным в дьяконнике алтаря Троицкой церкви.

После Смутного времени новый подъем Стефано-Махрищского монастыря связан с именем митрополита Московского Платона (Левшина, 1731 - 1812), выдающегося богослова и проповедника, немало сделавшего для преобразования духовных школ и Московской Духовной Академии в частности. Владыка полюбил Махрищский монастырь и в летнее время две-три недели проводил в его стенах. Попечением митрополита Платона сооружена каменная ограда (1791 - 1792), над восточными воротами - церковь Преподобного Сергия Радонежского (1792), а над северными - Первоверховных апостолов Петра и Павла (1806), братские корпуса, перестроена древняя Троицкая церковь (1807 - 1808).

В XIX веке монастырь продолжает благоустраиваться строятся новые здания, к Троицкой церкви пристраивается трехъярусная колокольня, возводится конный и скотные дворы, оранжерея. В 1900 году старанием иеромонаха Алипия в монастыре устраивается детский приют для сирот и детей бедного окрестного населения и церковно-приходская школа. При монастыре имелась большая библиотека, которая пополнялась периодическими изданиями. "Русский паломник", "Кормчий", "Церковные душеполезные чтения" и другими.

В 1906 году торжественно отмечалось 500-летие со дня кончины преподобного Стефана. В центре монастыря возвышались два храма - Стефановский и близ него, с юга - Троицкий. В первом под спудом почивали мощи основателя монастыря. Храм этот неоднократно перестраивался и в начале века по проекту архитектора И.Ф Мейснера был увенчан шатром.

Троицкая церковь, сооруженная на месте разобранного храма XVI века, была освящена митрополитом Платоном 23 августа 1808 года в день Отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы В Троицком храме, прообразом которого послужил возведенный владыкой Платоном в 1763 году храм Преображения Спасо-Вифанского монастыря, было два престола: иконостасы стояли друг над другом. Внизу помещался престол в честь Иоанна Златоуста, а над ним - в честь Святой Троицы. В верхний храм вели широкие лестницы, а сам он представлял собой пристенные галереи на колоннах. Через сорок лет после завершения строительства предполагалось перестроить собор, однако святитель митрополит Московский Филарет (Дроздов) указал, что "...все переиначивать нельзя, не оставить ли из уважения к трудам старца святителя Платона внутреннее расположение, как оно им устроено, престолы при устройстве полов не переиначивать". К западному фасаду при этом ремонте была приложена двухэтажная пристройка со сводами, в которой размещались ризница и библиотека, а с севера часовня над могилой местночтимого епископа Варлаама.

В 1887 - 1890 годах по проекту "неклассного художника архитектуры" А.П. Белоярцева к Троицкой церкви была пристроена трехъярусная колокольня, ставшая вертикальной доминантой всего монастырского ансамбля.

Но всей этой, веками складывавшейся красоте оставалось быть совсем немного, незаметно подкрадывались суровые испытания. В 1922 году монастырь был закрыт, а его постройки были переданы различным организациям под хозяйственные нужды. В 1942 году были разобраны Стефановская и Троицкая церкви, щебень от которых был использован на сооружение аэродрома в д. Слободка Киржачского района. Монастырь все больше и больше терял свой вид, перестраивался, ветшал и разрушался. И уже не верилось, что когда-нибудь здесь вновь возродится иноческое служение. Но в 1993 году епископом Владимирским и Суздальским Евлогием на оскверненной территории монастыря был водружен памятный деревянный крест в честь 600-летия со дня преставления преподобного Сергия, не раз бывавшего в этой обители. Вслед за этим в разрушенном корпусе, примыкавшем к храму Апостолов Петра и Павла, поселились и первые насельницы со старшей сестрой монахиней Елисаветой, ставшей вскоре их настоятельницей. Махрищский монастырь, основанный вновь как скит Александровского Успенского женского монастыря, возглавляемого игуменией Иоанной, затем в 1995 году стал самостоятельным монастырем. Немало трудностей пришлось перенести, прежде чем наладилась жизнь и начались первые богослужения в храме Святых апостолов Петра и Павла. Божие благословение к этой обители проявилось в неоднократном мироточении иконы преподобного Серафима Саровского, освященной в начале ХХ века на мощах этого угодника.

Сейчас постепенно восстанавливаются из руин монастырские постройки. При постоянной заботе правящего архиерея - архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия, сестры монастыря во главе с настоятельницей монахиней Елисаветой постепенно возрождают святую обитель. Входят в монашескую жизнь, стремятся найти в своей обители спасение души, быть полезными для страждущего мира.

В настоящее время в монастыре проживают 20 насельниц, несущих повседневные монастырские послушания - чтение Псалтири, клиросное, швейное, трапезное и различные хозяйственные.



Празднование памятных дат в жизни монастырей Владимирской епархии в 2003 г. имело важное значение. Таковыми явились: 1. 650 лет Стефано-Махрищенскому монастырю. В торжествах принимал участие архиепископ Оренбургский и Бузулукский Валентин и епископ Сергиево-Посадский, викарий Московской Епархии, Феогност... В Стефано-Махрищенском монастыре существует детский приют для девочек... В 2004 г. один из женских монастырей Владимирской епархии - Стефано-Махрищенский был переведен в статус ставропигиального, находящегося под управлением Святейшего Патриарха Алексия II".

Из книги Минин С.Н. священник. Очерки по истории Владимирской епархии. (X-XX вв.). - Владимир: 2004, стр. 102-103



Махрищский Свято-Троицкий монастырь, в 30 верстах от Троице-Сергиевой лавры, на берегу реки Махры, в 12 верстах от города Александрова, в 5 верстах от железнодорожной станции Коробаново; состоит в ведении Троице-Сергиевой лавры. Основан около 1370 года пр. Стефаном (см. 14 июля). Над мощами его в храме его имени устроена в 1779 году серебряная рака. В монастыре находится чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. При монастыре школа с общежитием, странноприимный дом и больница для братии.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Троицкий собор (в настоящее время не восстановлен)

Первый в обители деревянный храм в честь Живоначальной Троицы был построен ее основателем преподобным Стефаном Махрищским в середине XIV века. Предположительно, около 1358 г. святитель Московский Алексий благословил грамотой освящение деревянной церкви во имя Святой Живоначальной Троицы и учреждение при ней монашеской обители.

Спустя два века, при игумене Варлааме (будущем святителе Суздальском и Тарусском), на месте сгоревшего деревянного Троицкого храма был построен новый каменный. Деньги на его сооружение передал в 1557 году царь Иоанн Васильевич Грозный, облачения на престол пожертвовала царица Анастасия Романовна.

При строительстве чудесным образом были обретены мощи преподобного Стефана Махрищского. Над святыми мощами в течение 1557-1558 годов была сооружена и освящена церковь в честь преподобного Стефана, ставшая северным приделом нового, строившегося собора.

В основном строительство Троицкого собора было окончено до 1570 года, но работы продолжались и после, о чем свидетельствует значительный вклад князей Глинских в 1578 году. По окончании строительства собор представлял собой трехапсидный четырехстолпный одноглавый храм на подклете, к которому с юга и запада примыкали крытые паперти с крыльцами, а с севера - небольшой бесстолпный одноглавый четверик Стефановского придела.

Как свидетельствует опись 1642 года, на паперти храма находилось несколько колоколов: «…благовестный да четыре колокола поменьше…», здесь же упоминается о иконах из иконостаса Троицкого собора, некоторые из них сохранились до нашего времени: Воскресение Христово (Государственный Исторический Музей), XV век. Богоматерь с Младенцем Христом на престоле, архангелом Гавриилом и предстоящим в молении преподобным Сергием, XV век. (Государственный Исторический Музей), Троица Ветхозаветная - храмовый образ. Конец XV века. (Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева), Иоанн Предтеча Ангел пустыни, XVI век. (Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева). За главным иконостасом в дьяконнике располагался небольшой придел в честь Владимирской иконы Богоматери.

К 1807 году Троицкий собор сильно обветшал. Его разобрали и иждивением митрополита Платона (Левшина) выстроили новый. 23 августа 1808 года митрополит Платон освятил новый собор. Слово на освящение храма произнес молодой учитель красноречия и риторики Московской Духовной семинарии Василий Дроздов - будущий Святитель Филарет, митрополит Московский.

Главный храм обители во имя Живоначальной Троицы был сооружен по образу Преображенского храма Спасо-Вифанского монастыря. Троицкий собор был двухэтажным: в нижнем храме находился престол в честь свт. Иоанна Златоуста, в верхнем - во имя Святой Живоначальной Троицы. В верхний храм вели широкие лестницы, а сам он представлял собой круглую галерею на колоннах.

В 1848 году трудами братии и строителя иеромонаха Георгия был возобновлен пришедший в ветхость платоновский храм в честь Живоначальной Троицы.С западной стороны была разобрана "угрожающая падением" старая паперть и на ее месте, не изменяя фасада храма, сделана двухэтажная каменная пристройка со сводами, на южной стороне которой (более светлой и сухой) вверху разместилась ризная, а внизу библиотека. Заменены были иконостасы в нижней и верхней церквях.

В 1887-1890 годы при соборном храме Святой Троицы трудами игумена Амфилохия по проекту архитектора Александра Петровича Белоярцева была возведена новая трехъярусная колокольня.

Тщанием игумена Амфилохия и частично на его личные средства в Троицком соборе обновляются настенные росписи и иконостас, паперть под новой колокольней украшается изображениями Евангельских событий. Все живописные работы в монастыре выполняет с 1885 года александровский живописец Федор Дмитриевич Лавровский (1844-1927).

В ноябре 1904 года при строителе иеромонахе Олимпии было устроено водяное отопление в холодном Троицком храме. Это дало возможность служить здесь по праздникам в зимнее время. До этого богослужения совершались в теплой Стефановской церкви, ставшей к тому времени тесной.

Начало второго десятилетия 20-го века стало последним в жизни обители. В 1923 году монастырь был закрыт и разорен. В 1942 году Троицкий собор, колокольню и Стефановский храм взорвали, щебень от построек был использован на сооружение аэродрома в деревне Слободка Киржачского района.

В 1993 году на месте алтаря взорванного Троицкого собора был установлен крест. В настоящее время Троицкий собор на его прежнем месте не восстановлен. Действующий в обители храм Пресвятой Троицы - исторически приходская церковь преподобного Сергия Радонежского в Махринской подмонастырской слободе, переосвященная 15 августа 2010 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом во имя Святой Живоначальной Троицы.

http://www.stefmon.ru/puwo/trs



Архимандритский корпус

В самом конце XIX века напротив храма преподобного Стефана с северной стороны возводится двухэтажный настоятельский корпус. Предположительно, на этом месте находился дом, выстроенный еще в конце XVIII века для временного пребывания митрополита Платона. К 1896 году дом этот, представлявший собой двухэтажное здание с каменным нижним этажом и деревянным верхом, сильно обветшал так, что ремонт его представлялся уже невозможным. Однако по желанию строителя иеромонаха Гавриила новый настоятельский корпус при перестройке должен был сохранить прежний вид митрополичьего дома. Первый этаж здания, в котором помещались братские кельи, а также переплетная мастерская и кладовые, был каменный со сводами, верхний, как и прежде, деревянный. На втором этаже разместились настоятельские кельи.

В 1906 году при внезапно случившемся пожаре деревянный верх здания сгорел. Игумен Олимпий с разрешения Духовного собора Лавры вновь перестраивает корпус, значительно расширив его, причем вместо сгоревших деревянных келий был выстроен каменный второй этаж. В доме были устроены изразцовые печи.

После закрытия монастыря помещения архимандритского корпуса приспосабливались под нужды различных организаций. В разные годы здесь размещались: больница, детский дом, в начале 1990-х годов корпус был отдан в аренду Мурманскому Управлению народного образования под турбазу.

В апреле 1997 года здание, принадлежавшее Мурманскому пионерскому лагерю, было возвращено монастырю. К этому времени, почти год находясь без отопления, оно пришло в аварийное состояние. Силами владимирских реставраторов был произведен сложный ремонт кровли, восстановлена старинная лепнина. В 2004 году проведены геолого-геодезические работы по исследованию фундаментов, в течение следующего года завершены ремонтно-восстановительные работы. В настоящее время в бывшем архимандритском корпусе располагаются кельи насельниц.



Архипастырская гостиница

Небольшое здание гостиницы, построенное во второй половине XIX века, находится в восточной части монастыря и выходит задним фасадом на пруд. Главный фасад здания - западный, обращен к основным монастырским постройкам. Центральная часть западного фасада выделена полуколоннами и завершается парапетом. Перед входом устроена широкая открытая лестница с площадкой. Входная дверь и расположенные по сторонам от нее окна с полукруглым верхом. Между дверью и окнами выполнены штукатурные филенки. Эклектичный массивный декор фасадов тяжелит здание, придает ему вид купеческой респектабельности. Здание гостиницы - пример стилизации в формах древнерусской архитектуры и барокко.

В 1990-е годы гостиница использовалась под спальный корпус летнего лагеря. В 1996 году здание гостиницы было восстановлено, в настоящее время в нем располагаются настоятельские покои.

Монастырская гостиница (Приют)

Комплекс построек западной части монастыря на протяжении XIX века много раз менял свой облик. Во второй половине XIX века у западной стены монастыря было выстроено одноэтажное каменное здание, служившее, предположительно, келейным корпусом. В конце века (видимо, при строителе Олимпии) здание было надстроено деревянным верхом, в нем размещалась гостиница для паломников.

Долгое время после закрытия монастыря здание использовалось под различные нужды и со временем крайне обветшало. Деревянный верх был утрачен, и вплоть до 2002 года бывшая монастырская гостиница находилась в полуразрушенном состоянии. В связи с появлением в 2002 году в обители детского приюта возникла необходимость выделить для детей отдельный корпус, в связи с чем бывшая гостиница была разобрана до основания и на ее месте построено новое здание приюта.

В 2005-2006 гг. к зданию было пристроено правое крыло, в котором разместились спортзал, лазарет и классные комнаты.

http://www.stefmon.ru/puwo/got



Странноприимный корпус монастыря

Странноприимный дом расположен в северо-западной части монастырского ансамбля. Двухэтажное здание с деревянным верхом было построено, предположительно, во второй половине XIX века. Первый этаж дома прямоугольный в плане. Бревенчатый второй этаж снаружи был обшит тесом, а изнутри оштукатурен по дранке. На второй этаж из коридора вела деревянная лестница в два марша. Поперечным коридором дом был разделен на две равные половины - северную и южную. У продольных стен северной и южной половины дома со стороны восточных помещений стояли печи, зеркалами выходящие в западные комнаты. Ныне печи утрачены.

В 1993 году дом сильно пострадал от пожара. Второй этаж здания сгорел, сохранился лишь сильно обгоревший фрагмент юго-западного угла.
В 1996 году здание было отстроено практически заново. В настоящее время в странноприимном корпусе располагаются кельи насельниц, швейная и иконописная мастерские.

http://www.stefmon.ru/puwo/spc



Монастырская трапезная

Вытянутое с запада на восток одноэтажное каменное здание монастырской трапезной расположенное неподалеку от южных ворот монастыря было построено в 1873 году вместо прежнего, пришедшего в ветхость. Каменная трапезная была возведена на монастырские средства при строителе монастыря игумене Савве. Декор фасадов нового здания был выполнен в псевдорусском стиле. Основным декоративным элементом являются полуколонки и двухъярусные кокошники. Пластичный образ интерьера создает коробовый свод с распалубками. Зал трапезной с трехсторонним освещением находился в восточной части, напротив - помещение для кухни. Вход в трапезную, расположенный с севера, был оформлен парадным крыльцом, увенчанным крестом. Трапезная является интересным примером стилизации в формах древнерусского зодчества.

В 1905 году московский купец Николай Алексеевич Мышлецов пожелал устроить при монастырской трапезной алтарь в честь преподобного Серафима Саровского и установить иконостас. Строитель монастыря иеромонах Олимпий обратился в Учрежденный собор Троице-Сергиевой Лавры с просьбой об устройстве новой трапезной церкви. Однако собор ответил отказом, объяснив это тем, что существовавшие в обители пять храмов, вполне удовлетворяют потребности монашествующих и богомольцев. В этом же году здание трапезной было расширено. С западной стороны было пристроено новое помещение кухни, а существовавшая кухня объединена с трапезной в единый зал. Проект предполагаемой перестройки составлен архитектором И.Ф. Мейснером в июне 1905 года.

После закрытия монастыря в 1923 году здание трапезной использовалось под нужды различных организаций, все больше ветшало и к моменту возобновления монастыря в 1990-е годы пришло в аварийное состояние. Спустя несколько лет с момента начала восстановительных работ в обители в 1998-1999 гг. к северному фасаду здания была сделана расширенная пристройка, в трапезной произведен капитальный ремонт. В 2006 году был расписан зал трапезной. Росписи выполнены группой художников мастерской «Киноварь».

http://www.stefmon.ru/puwo/mtr



Колокольня монастыря

Архитектурный ансамбль монастыря в конце XIX века завершило возведение величественной трехъярусной колокольни. В 1847 году строитель иеромонах Георгий обратился в учрежденный собор Троице-Сергиевой Лавры с просьбой о сооружении напротив Стефановской церкви новой отдельно стоящей колокольни, во втором ярусе которой строитель хотел устроить храм в честь иконы Божией Матери "Живоносносный Источник". Древняя колокольня храма преподобного Стефана к этому времени пришла в ветхость, но собор в лице архимандрита Антония (Медведева) ответил на прошение отказом, признав ее состояние удовлетворительным, а предлагаемый проект постройки «не сообразным к старой архитектуре церковной». В этом же году была разобрана обветшавшая западная паперть Троицкого собора. На ее месте была выстроена каменная двухэтажная со сводами палатка.

В 1887 году трудами игумена Амфилохия по проекту архитектора Александра Петровича Белоярцева при Троицком соборе было начато сооружение новой трехъярусной колокольни. Пристроенная на самостоятельном фундаменте с запада от двухэтажной палатки собора, стройная колокольня с куполом и барабаном с главкой и крестом стала основной доминантой в ансамбле зданий монастыря. Три яруса колокольни, фланкированные по четырем углам пилястрами, разделялись между собой профилированными карнизами и рядом декоративных кокошников. Верхний открытый ярус звона с арочными проемами был обрамлен архивольтами и огражден металлическими коваными решетками. Средний ярус колокольни был остеклен. По свидетельству епархиального архитектора инженера Владимирского губернского управления Н.Корицкого, «колокольня прочна и материал употреблен хороший» и «несмотря на значительную высоту, в третьем слуху выдержит колокол до 800 пудов». В 1891 году в Москве, на заводе Самгина, был отлит колокол для новой колокольни весом 704 пуда.

Сохранился именной реестр благотворителей, на средства которых была совершена эта грандиозная постройка, завершившаяся в июне 1890 года. Среди них известные купцы Ф.О. Елагин, А.А. Соловьев, А.И. Осипова, крестьяне, служащие фабрики товарищества мануфактур Барановых.
Тщанием игумена Амфилохия и частично на его личные средства паперть под новой колокольней украшается изображениями Евангельских событий. Росписи были выполнены александровским живописцем Федором Дмитриевичем Лавровским.

В 1942 г. Троицкий собор, колокольня и храм преподобного Стефана были взорваны, щебень от построек использовался на строительство военного аэродрома в деревне Слободка Киржачского района. В настоящее время Троицкий собор и колокольня не восстановлены.

http://www.stefmon.ru/puwo/kl



ЛЕТОПИСЬ МОНАСТЫРЯ

XIV век

1353 г. Приход преподобного Стефана из Киева в Москву. Основание обители.
Ок. 1370 г. Уход преподобного Стефана с учеником на Авнегу. Основание Троицкого Авнежского монастыря.
После 1370 г. Возвращение преподобного Стефана в Москву. Постриг преподобного Кирилла Белозерского. Возвращение в Махру.
1392 г. Разорение Авнежского монастыря.
1406 г. Праведная кончина преподобного Стефана.

XV век

Конец XV века. Пожар в монастыре.

XVI век

1525-1557 г.г. Игуменство старца Ионы. Возобновление памяти преподобного Стефана.
1557-1570 г.г. Игуменство Святителя Варлаама. Строительство каменного храма, прославление преподобных Григория и Кассиана Авнежских.
После 1570 г. Рост землевладений монастыря при игуменах: Вассиане, Антонии, Порфирии.

XVII век

С 1613 г. Смутное время. Разорение обители. Возрождение при участии старцев Троице-Сергиевой Лавры.

XVIII век

С 1775 г. Расцвет обители при митрополите Платоне (Левшине). Каменное строительство.

XIX век

До 1857 г. Развитие хозяйственной жизни обители, исполнение Устава. Строительство и благоукрашение храмов.
1857-1882 г.г. Возрождение обители при игумене Савве (Желтухине).
1882-1894 г.г. Игумен Амфилохий. Строительство колокольни.

XX век

1898-1906 г.г. Игумен Олимпий.
1906 г. Празднование 500-летия со дня блаженной кончины преподобного Стефана. Реконструкция храма преподобного Стефана.
1909-1923 г.г. Строители: о. Герман, о. Корнилий, о. Израиль, о. Евгений. Закрытие обители.
1923-1993 г.г. Разорение монастыря.
1993 г. Возрождение иноческой жизни в обители.
1997 г. Освящение храма преподобного Стефана Святейшим Патриархом Алексием II.

XXI век

2002 г. При монастыре организован детский приют "Ковчег".
2004 г. Монастырь приобрел статус ставропигиального.
2006 г. Празднование 600-летия со дня преставления преподобного Стефана Махрищского.
2010 г. Освящение храма Живоначальной Троицы Святейшим Патриархом Кириллом.
2012 г. Освящение придела Сергия Радонежского в храме Живоначальной Троицы.

http://www.stefmon.ru/letopis

Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь относится к Александровской епархии. Он женский, ставропигиальный. Эта обитель размещается в 120 км от Москвы, во Владимирской области неподалеку от старинного села Махра.

История

Монастырь основал в XIV в. прп Стефан Махрищский, прибывший в Москву из Киево-Печерской лавры. Святой отец искал уединенное место неподалеку от обители прп Сергия Радонежского, чьим другом и собеседником он был. Поселившись в убогой келье, преподобный Стефан нес монашеские подвиги в уединении. Но жители окрестных селений приезжали, чтобы разделить с ним жизнь пустынника. В результате, у реки Молокча была основана обитель и построена церковь во имя Святой Живоначальной Троицы.

Хотя прп Стефан получил грамоту на землю и пожертвования на устройство монастыря, местные крестьяне чинили ему немало препятствий. Из-за недовольства святой отец на время оставил Махрищскую обители и отправился на Север, где основал Авнежскую пустынь неподалеку от Вологды. Дмитрий Донской, прослышав о деяниях прп Стефана, пригласил его в Москву для бесед. Великий князь пожаловал монастырям угодья, и после этого Стефан вернулся в Махрищскую обитель. Следующим игуменом был святитель Варлаам. При нем братья составили Житие и Службу прп Стефана Махрищского.

При Иоанне Грозном монастырь получил средства на постройку каменного храма Живоначальной Троицы. Мощи святого Стефана, обретенные при строительстве, были оставлены в основании храма. Главный придел был освящен в 1558 г. в присутствии царя Иоанна и царицы Анастасии.

Во время Смуты Махрищский монастырь был разорен польскими войсками. Осталось небольшое количество насельников, которые были приписаны к Троице-Сергиевой лавре. При митрополите Платоне обитель заново отстроили: был восстановлен Троицкий собор, церкви Стефана Махрищского и Сергия Радонежского, Петропавловская церковь.

В 20-х годах XX в. монастырь был полностью уничтожен. Саму обитель власти закрыли в 1922 г. Храмы Троицкий и св. Стефана, как и колокольню, взорвали в 1942 г. В оставшихся постройках размещались в разные годы: детский дом, склады, пионерлагерь, сельскохозяйственная школа. К началу 90-х на месте Троицкого храма, под спудом которого находились мощи св. Стефана, была заасфальтированная площадка.

Свято-Троицкий Махрищский монастырь возродился как женская обитель. Первые насельницы появились здесь в 1993 г. Возглавляемые монахиней Елисаветой, теперешней игуменьей, они заняли полуразрушенный корпус у храма Петра и Павла.


Через три года приступили к археологическим исследованиям. В результате был найден фундамент церкви Св. Стефана и его могила. В 1997 г. храм был восстановлен.

Монастырь расстраивался до 2010 г., когда святейшим Патриархом был освящен Троицкий храм. В 2004 г. обитель стала ставропигиальной. Сейчас более 80 сестер несут в Махрищском монастыре послушания. В хозяйстве есть скотный двор, сыроварня, просфорная. Также сестры трудятся в швейной и иконописной мастерской.

Храмы

Церковь прп Стефана Махрищского была построена при святителе Варлааме, как северный придел деревянной церкви Животворящей Троицы. Затем был построен отдельный каменный храм в русско-византийском стиле. Полностью уничтоженная, церковь во имя прп Стефана была отстроена в 1997 первой среди всех в монастыре.


Храм Живоначальной Троицы был первым среди монастырских построек, выстроенным еще при преподобном Стефане. Церковь претерпела несколько перестроек и полное разрушение при советской власти. Нынешний собор, освященный в 2010 г., — величественный одноглавый храм с колокольней в стиле классицизма.


Церковь прп Сергия Радонежского является самой старинной постройкой монастыря и относится к 1791 г. Храм сооружен над восточными вратами в честь встречи Сергия Радонежского с его духовным другом Стефаном Махрищским.


Храм Св. Петра и Павла – кирпичный приход с апсидой, сооруженный при митрополите Платоне в начале XIX в. в честь первоверховных апостолов. Церковь избежала разрушения, и с нее началось восстановление обители.