Какой платок одеть на лазареву субботу. Церковный дресс-код или как одеваться в церковь

Некоторые считают, что в храм можно ходить в любой одежде. Не могу с этим согласиться. И не только вспоминая евангельскую притчу об участи пришедшего на пир в неподобающей одежде (Мф.22.11-14). Одежда — обязательный, первый атрибут жизни человека, по ней нас встречают, по ней о нас судят. В одной одежде мы пойдем на свадьбу, на похороны — в другой, в одной на работу, в другой — на спортплощадку. Так и в церкви: во время Великого поста священнослужители облачаются в черные одежды, в Пасху — в красные, в воскресенье — в желтых одеждах служат, богородичным праздникам приличествуют голубые цвета, а в Троицу положены зеленые.
В одно из воскресений прошедшей пятидесятницы я встретил в храме своего доброго товарища, пришедшего, как и я, на литургию. Он был в строгом черном костюме и в черной рубашке. Я подумал, что у него траур и хотел, было выразить соболезнование, но попал впросак. Оказалось, что никакого траура нет, а в черное он оделся без всякого повода, случайно, хотя знал, что идет пятидесятница, и служба будет с крестным ходом и прочее.

То есть правила церковной жизни — они как бы только для церковных служащих писаны, а нас не касаются. А по сути — мы просто не хотим ни знать, ни соблюдать никаких традиций, при этом обязательно считая себя консерваторами-традиционалистами.

А что одевают верующие на пасхальную заутреню? Или когда приступают к святым Христовым Тайнам?
В этом году на ночной пасхальной службе в нашем храме из двух сотен мужчин всего двое были в светлых рубашках и один — в красной. Все остальные мужики пришли праздновать «праздников праздник и торжество из торжеств» в темной, повседневной одежде, а почти все женщины почему-то — в черных чулках (раньше считалось, что черные чулки соответствуют трауру, ажурные — «древнейшей профессии» женщины и прочее). Особенно выделялась группа наших доморощенных «ревнителей». Видимо полагая, что настоящие черносотенцы должны всегда ходить в черном, они пришли на пасхальную службу в нарочито черных одеяниях. Празднично, пасхально, были одеты, по сути, только священники и церковные служительницы!
А в чем мы приходим на воскресную литургию?! Хорошо еще если в свитере и джинсах, а то ведь сплошь и рядом — в физкультурных костюмах! И ведь так ходят не потому, что другой одежды нет! Я как-то по простоте душевной одному такому «физкультурнику», всегда приходящем в церковь в тренировочном костюме, попробовал дать денег на брюки. Так оказалось, что он вполне состоятелен — приехал в церковь на дорогом импортном автомобиле.
Случись нам быть приглашенными в дорогой ресторан на праздник к начальнику — мы бы нашли подобающую одежду, а вот приходя в храм Божий причаститься, жалеем одеть лучший костюм, при этом лицемерно себя, оправдывая — мол, Богу наша одежда не нужна — ему сердце наше нужно. Кто бы спорил, конечно — сердце. Только вот зачем тогда мы печемся о красоте наших храмов, высокими словами рассуждаем о стиле и качестве письма тех или иных храмовых икон и всего церковного убранства? Если не можем отличить праздничного от будничного своего сердечного состояния? И еще требуем от наших женщин, чтобы они в храмы Божии исключительно в юбках ходили.
Начинается лето, погода теплая, и в храмах запестрели мужчины в рубашках с короткими рукавами. Да и понятное дело — жара. А священник чем хуже? А ну, как и он выйдет служить в джинсах и бабочке? Так ведь сразу заверещим, что, мол, каноны, традиции и все прочее. Только почему-то считаем, что это касается исключительно тех, кто с той стороны иконостаса, так сказать.

Традиционно священники совершают праздничные богослужения в праздничной одежде, сохраняя «моду», пришедшую к нам из глубокой древности. А почему, собственно? Неужто совершение Евхаристии от одежды зависит? А если не зависит, так пусть бы и одевались священнослужители не как положено, а как вздумается — как мы одеваемся. Странная логика: если священник без поручей или без фелони служить вздумает, то служба его как бы недействительная получается, а если мирянин в кедах и футболке к Тайнам приступает, то это ничего, это — законно. Но ведь совершается Евхаристия на литургии, то есть «общем деле»! А какое же это общее дело, если одни его участники облачаются с великим благоговением в древние одежды, подтверждая тем самым святость Дела, а другие по своей прихоти, а не по нужде, — в чем попало одеты, разве что не в трусах и майках. Сомнительно, что дело общим при таких обстоятельствах сможет получиться. Как бы ни оказалось, что священники причащаются Плоти и Крови Христовой в помин Царствия Небесного, а те, кто в бабочках — себе в осуждение.
Мало этого, у нас еще едва ли не хорошим тоном считается какого-нибудь священника либералом обозвать. Только этот «либерал» ради нас, окаянных, на службу ходит в средневековом одеянии, а мы себя консерваторами считаем, не стыдясь приходить в Храм в американских штанах для пастухов. Так может быть любителям «стадионной одежды» лучше на стадионы ходить (там тоже религиозные действа бывают), а не в церковь?
Почтим же наших священников! Чтобы не соблазнить нас по слову Апостола (1 Кор.8.13), они смиренно, без всякого ропота и недовольства, в любую жару и в любом физическом состоянии служат в тяжеленных одеяниях на давно забытом языке. Я очень желал бы и надеюсь, что Господь простит им все их прегрешения только за то, что они, жертвуя своим здоровьем и комфортом, приучают народ любить и сохранять традицию. Так приложим малые усилия, и мы к этому, дабы не пропали их труды напрасно!

Сергей Григорьев

Поставить свечку и подать записку. Для многих современных женщин вопрос, что надеть в этом случае, является неким камнем преткновения. А кому-то, наверное, приходилось выслушивать в храме замечания и упреки от благочестивых тетенек и бабушек о «неуставной форме одежды». Но не одеваться же, в самом деле, как они – темная бесформенная кофта, длинная черная юбка, серый платок «в нахлобучку», с подчеркнутым элементом ветхости и неряшливости во всем.

Уверен, многим читателям знаком этот образ современной православной богомолки. Что же делать, если хочется быть православной и посещать богослужения в храме, но применить такой радикальный «дресс-код» рука не поднимается?

Простые правила

Если посмотреть на внешний вид постоянных прихожан православных храмов, то вы не найдете никаких особых признаков, по которому можно было бы их идентифицировать именно как православных. Я бы сказал, это классический стиль современной городской одежды, разумеется, без кричащих цветов и надписей. Современные прихожане посещают богослужения, естественно, не в офисных костюмах, но и не в спортивных.

Только в среде православных барышень сформировалась система определения «свой – чужой» по внешним признакам. И современным священникам приходится с трудом преодолевать эту систему, поскольку уже само это разделение противоречит принципам христианской любви.

Две тысячи лет христиане никак не выделялись манерой одеваться из среды своего народа или общественного класса. Все это время по одежде можно было определить только национальную (русский, поляк, турок) или классовую (крестьянин, купец, дворянин) принадлежность человека. Внешний вид стал определять мировоззренческую принадлежность человека только в новейшее время, с появлением разнообразных субкультур (хиппи, панки, готы), стремящихся к самовыражению. Прерванная периодом большевистских гонений на веру, православная традиция в наше время порой превращается в одну из форм субкультуры.

Очень важно понять, что мрачный, подчеркнуто неряшливый, псевдомонашеский внешний вид некоторых прихожанок не является традиционным для православной Церкви. Доказательством этому являются русские эмигрантские приходы за границей. Дамы здесь приходят на богослужение в строгих английских костюмах современного кроя преимущественно светлых тонов и в шляпках, часто с вуалью.

Вот это действительно можно назвать сохранением традиций русского дворянского общества.

Наследие апостолов с давних времен христиане в заботе о своем внешнем виде руководствовались двумя простыми правилами – нравственным и эстетическим.

Суть первого сводится к заповеди «не соблазни ближнего». Все люди на нашей планете имеют склонность ко греху, а блудная страсть в человеке, пожалуй, самая сильная. Мужчины, как известно, любят глазами. Поэтому, хотите вы того или нет, но ваше появление на службе в откровенном, вызывающем костюме, мягко говоря, отвлечет от молитвы тех мужчин, которые здесь собрались. Для них это будет соблазном, а для вас – грехом.

Кроме откровенной и обтягивающей одежды источником соблазна может стать слишком яркий макияж и неумеренность в парфюме. Просто задумайтесь, собираясь в церковь: зачем вам это сейчас?

Второе правило – эстетическое – призывает нас одеваться со вкусом. С давних времен Церковь призывала своих последователей быть образцом для окружающих людей во всем: в дружбе, в любви, в воспитании детей, в уплате налогов, в одежде... Чтобы у окружающих, глядя на нас, возникало бы не чувство неприятия и непонимания, а стремление к подражанию. Так, святой Климент Александрийский еще в III веке рекомендовал христианам выбирать в одежде простые светлые тона, избегая как кричащих расцветок, так и мрачных темных цветов. Кстати, темные тона повседневной одежды православного духовенства связаны именно с тем, что священнослужителям, как особому общественному сословию, надо было как-то выделяться в обществе, но все цвета были уже заняты, пришлось одеваться в черное. Покрой одежды долго оставался одинаковым для всех сословий. Современная ряса по своему фасону – типичный древнерусский мужской кафтан.

Итак, применяя эти простые правила, стремитесь к тому, чтобы стиль вашей одежды для посещения церкви можно было бы назвать «изысканная скромность».

Хотя этот стиль великолепен везде.

Брюки и платочки

Несомненно, что главным камнем преткновения для современной женщины, идущей в церковь, остаются проблемы брюк и головного убора. Гардероб многих барышень сегодня включает либо джинсы и брюки, либо мини-юбки. Вот и думай, что надеть в церковь, чтобы на тебя меньше ворчали. Следует руководствоваться вышеприведенными простыми правилами. Таким образом, явное предпочтение стоит отдать все же брючному костюму, но, конечно, не обтягивающему, а свободному. Хотя в некоторых храмах нашей страны еще можно встретить при входе объявление вроде «женщинам в брюках вход воспрещен», но в большинстве приходов «брючные гонения» уже прекратились.

С точки зрения миссионерского служения Церкви подобное объявление просто недопустимо, поскольку свидетельствует о формальном отношении к людям.

Спорить здесь обычно бесполезно, и если у вас есть выбор, то лучше пойти в другой храм.

Теперь о платках. Обычай женщине покрывать голову во время указан в Библии в Первом послании к Коринфянам апостола Павла во II главе. Если внимательно почитать этот отрывок, то мы увидим, что апостол указывает, прежде всего, на замужних женщин. В те времена покрытая голова свидетельствовала о брачном состоянии женщины. Исходя из этого, можно освободить девочек и незамужних барышень от обязательных платочков. Что же касается остальных, то апостол не говорит о каком-то особенном покрое головного убора. Так было и в России, где помимо платков у женщин был богатый выбор кокошников, кичек, повойников, а в последующую эпоху и шляпок самых разнообразных фасонов. Сегодня дамы могут покрывать главу в церкви также шапочками и беретами на свой вкус. Не следует воспринимать платок как обязательный аксессуар для посещения храма, особенно если он совершенно не гармонирует со всем остальным костюмом. Поверьте, нелепость вашего вида лишний раз подчеркнет вашу невоцерковленность.

Христианство – это религия любви и свободы. Поэтому в ней нет и не может быть жесткого дресс-кода, лишающего человека богоданной свободы. Подойдите к проблеме творчески! Все, что красиво, скромно и целомудренно, имеет право называться «православной одеждой» не в меньшей степени, чем платок и длинная юбка.

До священного праздника осталась неделя. Верующие истинные христиане уже во всю готовятся к этому событию: запасаясь продуктами для приготовления традиционных блюд, элементами декора для создания традиционных и эксклюзивных украшений дома и нарядов. Сегодня я хочу немного времени уделить именно этому светлому празднику.

В последний понедельник и вторник перед Пасхой необходимо навести порядок в доме и приложить не мало усилий для его оформления и подготовке ко встрече праздника. Традиционными украшениями дома на пасху являются объекты изображающие храмы, ангелочков, цыплят, яйца. Например, декоративные яйца из бисера, гнездо и птенцы из войлока, соломы, овса, заяц из природных материалов - символ долголетия, богатства, ангел из салфеток или других материалов. Считается, что на пасху каждая девушка должна сплести венок из живых цветов, для того чтобы защитить себя и свою семью от пагубного влияния. Не менее интересным является создание целых композиций, деревьев украшенных яйцами и живыми цветами. Можно приготовить подарки близким. Например, заказать сувенирный шоколад в форме зайца или пасхального яичка.

Самым главным блюдом любого пасхального стола являются куличи и крашеные яйца. Рецепт кулича в каждой семье свой, а те, кто не умеют готовить, либо не имеют такой возможности, всегда могут купить готовый в любом супермаркете. Как красить яйца на пасху натуральными красками могут рассказать наши бабушки. Одним из известных способов является варка яиц в луковой шелухе или добавление свекольного сока. Кстати традиционными цветами пасхальных яиц являются красный, бордовый и их оттенки. Вот несколько вариантов того, как можно оригинально и без лишних усилий раскрасить ваши яйца. Возьмите обычный лейкопластырь, нарисуйте на нем любой рисунок, вырежете его и приклейте на яичную скорлупу после этого сварите яйцо в отваре луковой шелухи или свекольном соке, или другом красящем растворе, затем лейкопластырь снимите. Вымойте сырое яйцо, пока оно мокрое обваляйте его в сухом рисе и плотно заверните в салфетку или кусочек марли, варите в красящем растворе. В результате вы получите очень красивое яйцо в крапинку. Для того, чтобы получились на яйце разноцветные полоски, обмотайте его разноцветными нитками и сварите. Не менее красивый вариант: приложите к сырому яйцу листики петрушки, примотайте его при помощи старых чулок или марли и варите в растворе луковой шелухи. Также можно сварить яйца и самим раскрасить его акварельными красками, сделав оригинальный и красивый рисунок.

Как одеться на пасху? Во-первых, наряд обязательно должен быть праздничным и красивым, но не вызывающим. Глубокое декольте и мини здесь не уместно, также не приемлемы будут яркие кричащие цвета. Сделайте выбор в пользу платья с красной юбкой и белым верхом. Такой наряд будет максимально приближен к традиционному и не вызовет у окружающих шока или осуждения. Во-вторых, не злоупотребляйте модными принтами и бижутерией в своем образе. Помните, что пасха праздник верующих, а следовательно главная ценность здесь скромность. В-третьих, не надевайте брюки, отдайте предпочтение юбкам и платьям, так как даже в церковь женщинам в брюках входить запрещено. И не смотря на то, что праздновать вы будете вне церкви, соблюдайте эту традицию. В-четвертых, макияж не должен быть вызывающим и броским. Лучше всего его вообще не наносить, но если уж очень хочется, то сделайте его максимально приближенным к естественному.

Пасха является исключительно семейным праздником ее принято отмечать в тесном семейном кругу, так как это сулит всем старикам возможность встретиться через год, а молодые, таким образом, отдают дань традициям и долю уважения к своим предкам. После пасхи вы сможете снять с себя бремя поста и отдохнуть в кафе на Сходненской например, собравшись с близкими друзьями.