Что нужно делать на кладбище на 40 дней. Что говорят на похоронах и поминках.

Поминальные слова

отражение скорби и боли утраты

Смерть близких, родных, друзей всегда печальное и трагичное событие в жизни каждого человека. В такие минуты бывает трудно подобрать нужные слова чтобы выразить всю скорбь и боль. Как сказать о том, что умерший был дорог? Что он был самым замечательным человеком? Ясно и четко сформулировать о его лучших качествах и при не перегнуть палку? Траурная речь на похоронах текст, которой произносится не по бумажке, а от всего сердца.

Траурная речь — образец

Изначально необходимо назвать свое имя. Не все присутствующие на похоронах или поминках вас знают. Следует помнить, что длинные, размытые, пространные фразы подойдут для политических дебатов, но никак не для траурной речи. Говорить следует кратко и, по существу. Так, речь на поминках примеры:

«Представлюсь для тех, кто меня не знает: меня зовут (имя). Мы работали вместе с (имя покойного) последние несколько лет, и я хотел бы сказать несколько слов в память о нем.
Он был настоящим профессионалом своего дела, Специалистом с большой буквы. Многие наши коллеги, молодые и не только, научились у него азам мастерства и нередко пользовались его советами и помощью. Он был очень терпелив и отзывчив, всегда мог выслушать каждого, кто обратился к нему за поддержкой, что-то посоветовать, выручить, никому не отказывал в просьбах. Мог великолепно поднять настроение каждому, кто был чем-то огорчен, растерян или подавлен. Рассказываемые им бесчисленные веселые истории, тосты, шутки и анекдоты могли развеселить кого угодно. Нам всем будет очень не хватать его на наших обеденных посиделках и корпоративах, где он неизменно блистал за столом, поднимая наш боевой дух. Другого такого человека в нашем коллективе больше нет. И, может быть, на моей памяти уже не будет
Нам всем будет сильно не хватать его. Он до конца жизни останется в моей памяти и памяти всех наших коллег как образец стойкости, искрящейся жизнерадостности, активности и профессионализма!
Покойтесь с миром, дорогой коллега! »

«Моя бабушка была замечательным человеком с непростой, но интересной судьбой. Ее вместе с тремя младшими братьями и сестрой ее мама воспитывала одна в тяжелые послевоенные годы. Сказать, что жили тогда бедно – значит, ничего не сказать. Много трудностей и лишений пришлось вынести, но она никогда не теряла оптимизма и присутствия духа, постоянно помогала маме и заботилась о младших членах семьи. И позже, выйдя замуж за дедушку-военного, она стойко переносила все тяготы службы. В любых обстоятельствах она всегда поддерживала дома образцовый порядок и приучила к нему всех членов семьи. Бабушка иногда бывала строгой, но справедливой. Я рад(а), что успел(а) научиться у нее аккуратности и порядку, умению организовать свой быт. А ее знаменитые яблочные пироги были просто бесподобными, больше таких ни у кого не получалось!
Я всегда буду тебя помнить, моя дорогая, любимая бабушка! Твои тепло, любовь и забота навеки останутся с нами ».

Как правильно подобрать слова?

Исходя из представленных выше примеров можно выделить несколько основных правил:

  • Лучше всего во вступлении с обратиться к собравшимся. Например: «Дорогие друзья и родные нашего любимого (имя) … ».
  • Необходимо представится. При чем не только имя, но и степень вашего знакомства, родства: «Меня зовут Алексей, мы с (имя) были близкими друзьями (коллегами) на протяжении многих (можно конкретизировать) лет».
  • Не лишним будет сказать несколько слов о собственных переживаниях, о той боли, которую вызвало сообщение о смерти.
  • Следующими словами характеризуют усопшего. Здесь важно помнить старинную русскую поговорку, которая как нельзя лучше указывает на то, что говорят на поминках: «О мертвом или хорошо, или ни чего»
  • В заключении произносят соболезнования или стандартные, но все же актуальные для этого поминальные слова: «Пусть земля ему будет пухом», «Покойся с миром» и так далее.

В целом, отметим, что речь на поминках отличается от той, что произносят непосредственно на похоронах. Так, в минуту прощания принято говорить очень кратко. Здесь в основном произносят слова соболезнования родным умершего.



Поминальная речь в день похорон ни в коем случае не должна быть заученным текстом. Несколько слов от чистого сердца, пропитанные искреннем сопереживанием будут более уместны. Близкие усопшего в первые дни не в состоянии воспринимать действительность. Им слишком тяжело от постигшего горя, поэтому стоит уважать их чувства.

Поминальные слова на 40 дней, на годовщину могут быть более насыщенными. Здесь часто вспоминают всю лучшее об умершем. Но даже спустя время не следует припоминать обиды, разногласия и ссоры. Если никак не удается преодолеть это в себе, самым оптимальным будет промолчать или ограничится парой стандартных фраз.

Поминальные стихи

Выше уже было указано, что на похоронах стихи будут крайне неуместны. Поминальная речь на 40 дней, 1 год может содержать небольшое поэтическое включение. Это могут быть слова великих поэтов или строки из эпитафии. Поминальные стихи на годовщину смерти в большей степени содержат теплые слова, которые можно отнести к личности умершего, в меньшей соболезнования и горечь. В качестве примера можно привести:

Когда родители уходят,
Навеки меркнет свет в окне.
Пустеет отчий дом и может
Гораздо чаще снится мне.
* * *
Мы знаем, тебя невозможно вернуть,
Делам твоим – вечная память,
И только душа твоя чистая с нами,
Ты озаряешь наш жизненный путь.

* * *
Спи, мой ангел, спокойно и сладко.
Вечность примет тебя в свои руки.
Ты достойно держался и стойко
Пережил эти адские муки.
* * *
В этот день, полный боли сердечной,
Соболезнуем Вашей беде,
Наша жизнь к сожалению, не вечна,
С каждым днем мы все ближе к черте…
Соболезнуем… Крепости духа
Мы желаем Вам в этот момент,
Пусть земля будет близкому пухом,
Пусть хранит Вас Всевышний от бед.
* * *
Когда ушел ты – свет померк,
И время вдруг остановилось.
А жить хотели вместе век…
Ну почему так все случилось?!
* * *
Пусть сон же безмятежный твой
Вовек никто не потревожит,
Нарушить уж ничто не сможет
Забвения вечного покой.
* * *
Спасибо, милый, что ты был на свете!
Благодарю за то тебя, что ты любил.
За все те годы, что прожили вместе.
Прошу, чтобы меня ты не забыл.
* * *
Мы помним, милый, и скорбим,
На сердце стужей ветер веет.
Навечно нами ты любим,
Никто тебя нам не заменит.
* * *
Как мы любили – знают только Боги.
Как мы страдали – знали только мы.
Ведь мы прошли с тобою все невзгоды,
А смерть перешагнуть мы не смогли…
* * *
В этом замкнутом круге – крути не крути –
Не удастся конца и начала найти.
Наша роль в этом мире – прийти и уйти.
Кто нам скажет о цели, о смысле пути?

* * *
Несть, Господи, грехов и злодеяний
Превыше милосердья Твоего!
Рабу/рабе земли и суетных желаний
Прости грехи за горести его/её!

Что жизнь его была? – Тяжелый сон.
Что смерть? – От грез ужасных пробужденье.
Спросонья улыбнулся он-
И снова, может быть, там начал сновиденье.
* * *
Ты ушла – и сразу снег пошел.
Пусть тебе там будет хорошо.
Пусть укроет мягкий белый плед
Землю, где тебя отныне нет…
* * *
Не гоняясь за бессмысленной славой,
В своем сердце любовь сохранив,
Он ушел, но успел нам оставить
Вечной музыки светлый мотив
* * *
Незыблем сей порядок.
Извечен ход времен.
Да будет тих и сладок
Твой безмятежный сон!

Поминальные стихи в газету публикуют в качестве соболезнования. Слова на поминках не должны содержать двусмысленные фразы. Предельно четкие и понятные всем собравшимся строки станут самым уместным и правильным.

Поминальные тосты

Похороны, как правило, заканчиваются поминальным обедом. Находясь за таким столом необходимо соблюдать правила траурного этикета. Не разрешается громко разговаривать, смеяться. Не стоит перебивать человека, произносящего речь на поминках. Часто за столом речь приобретает форму тоста. Поминальные тосты на поминках значительно отличаются от обычных. Они не содержат призыва к веселью, а очередной раз подчеркивают горечь и боль от утраты.



Сидят на том свете, в Раю, души за столом, разговаривают, выпивают, ещё наливают. Один опрокинул свой кувшин, а тот пуст. «Все, — сказал он, меня на Земле забыли». Так выпьем же за то, чтобы кувшины наших ушедших близких не пустовали!

Светлая память ушедшим от нас, Выпьем за это мы с вами сейчас. Пусть же в сердцах наших, словно гранит, Память о близких ушедших хранит. Пусть все хорошее, что с ними было, Не похоронит сырая могила. Сколько мы будем память хранить, Столько и будут они с нами жить.

Тосты на поминках могут произносится в стихотворной форме:

Философ знал – всему свой срок,
Судьбы не обмануть:
Поэт от века одинок-
Закончен славный пусть…

В поминном кубке – не вода!
Не станем горевать:
Взойдет полночная звезда –
Мы встретимся опять!

Пусть льется с праведных вершин,
До истеченья дней,
Мелодия твоей души –
Зачем грустить о ней?

Христианские поминки

Одной из самых распространенных религий является православие. Православные поминки значительно отличаются от светских. Так, например, речь на поминках 40 дней, 1 год практически не произносятся. Христиане собираются в эти дни за столом и совершают совместную молитву о душе усопшего. Так же принято в эти дни ходить в церковь и подавать поминальные записки, образец которых можно увидеть в церковной лавке.



Здесь можно увидеть два бланка, которые обозначены один «О здравии», другой «О упокоении». Дальше идут пустые строчки, которые необходимо заполнить именами, которые носили умершие. При чем не паспортными, а теми, с которыми их крестили. Имя пишут в родительном падеже. К примеру:

О упокоении:
Александра
Александры

При чем, необходимо отметить, что сначала пишут мужские имена и только затем женские. За исключением, пожалуй, когда поминальная записка составляется только на поминовение женщин. Итак, траурная речь произносится на похоронах и поминальных обедах. Она не должна отражать обиду или какие-либо отрицательные моменты, связанные с усопшим. Лучшей станут слова, которые исходят из сердца. Пронизанные искренностью пара фраз будут гораздо приятнее для родственников и друзей умершего, чем длинные, заученные предложения.

Актуальные цены — Наши памятники


Консультация

Остались вопросы? Хотите оформить заказ?
Мы готовы ответить на все вопросы и помочь оформить заказ, вам всего лишь надо заполнить форму ниже и нажать на кнопку заказать.

Сегодня на вопросы наших читателей: Евдокии Кретининой из села Отскочное Хлевенского района, Валентины Кошкаревой из Липецка и Раисы Воробьевой из Данкова отвечает игумен Митрофан (Шкурин) наместник Липецкого Свято-Успенского мужского монастыря.

Имеет ли право священник предавать проклятию какого-либо человека, неугодного ему по какой-либо причине?

Проклятие, в церковнославянском значении слова, означает – подтверждение совершившегося факта преступления против Закона Божия и, следовательно – против прежнего благословения. Христианин, согрешающий, сам подпадает под проклятие. И если он остается укоренен во грехе, то Церковь объявляет анафему. Анафема – отлучение христианина от общения с верными и от святых таинств, применяемое в качестве высшей церковной кары за тяжкие прегрешения (прежде всего за измену Православию и уклонение в ересь или раскол) и соборно провозглашаемое.

Церковную анафему не стоит путать с отлучением – временным запретом человеку участвовать в церковных таинствах – наказанием за совершенные проступки.

«Анафема» - слово греческое, восходит к глаголу «анатифими», означающему «возлагать, предавать кому-либо что-либо». В церковном же значении анафема – то, что предано на окончательный суд Божий и о чем (или о ком) Церковь уже не имеет ни своего попечения, ни своей молитвы. Объявляя кому-то анафему, она тем самым открыто свидетельствует: данный человек, пусть даже и именует себя христианином, таков, что своим мировоззрением и поступками сам удостоверил – к Церкви Христовой он не имеет никакого отношения.

Обычный приходской священник не может никого проклинать – анафематствовать. Это возможно только полноте Церкви Христовой в лице Священного Собора. Анафематствование – достаточно строгая мера наказания и оценки какого-то явления, личности, идеи. Эта мера является выражением соборного мнения всей Церкви.

Как нравственно-исправительную меру священник благословляет епитимью, - те или иные дела благочестия (продолжительная молитва, милостыня, усиленный пост, паломничество и т. п.). Епитимья, являясь лишь "врачевством духовным", назначается духовником с целью искоренения навыков греха.

Почему нельзя предавать покойника мирянином кладбищенской землей, а непременно надо брать землю в храме?

В России до 1917 г. практически на каждом кладбище был храм, совершенно обычным делом было то, что православного человека отпевали в таком храме. После отпевания священник шёл вместе со всеми к могиле, и когда гроб опускали в могилу, священник брал лопатой землю и бросал её на гроб, читая молитву: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная, и вси живущие на ней». Тем самым, это символическое действие показывало всем окружающим, что из земли мы созданы и в землю возвращаемся. То есть: задумайтесь о бренности своего бытия. Всё. Нет другого смысла, кроме символического напоминания живым о смерти.

В советское время ситуация осложнилась. Отпевать усопшего в храме не всегда представлялось возможным. Возникло заочное отпевание, после которого выдавалась освященная земля для того, чтобы верующие родственники могли сами совершить этот символический обряд, напомнив себе о ждущей всех нас участи. Поэтому надо осознавать, что земля на кладбище не является освященной изначально, а предание покойного земле является лишь частью отпевания.

Как правильно нужно провожать душу умершего на 40-й день?

В Православии душу не «провожают». В советское время, когда церковное поминовение было непростым делом, появилось множество псевдоцерковных нелепых обрядов, ревностными исполнителями которых оказывались пожилые женщины, считавшие себя знатоками церковного Устава. Все эти «проводы души» и примыкающие к ним обряды являются проявлением грубого оккультизма, полной безграмотности и духовной нечуткости. Православный человек должен их тщательно избегать.

Св. Василий Великий пишет, что человеческая душа до третьего дня находится при теле, в связи с этим и хоронят его на третий день по упокоении. Когда в церкви запечатывается гроб с телом, душа в этот момент отходит от человека. После девятого дня она проходит мытарства, а другими словами – 20 судов. Пройти мытарства душа сможет в том случае, если человек вел праведный и благочестивый образ жизни. Иначе она будет осуждена. В сороковой день совершается молитва, чтобы Иисус Христос, вознесшийся на небо, вознес в небесные обители и умершего. Поэтому в церкви читается сорокоуст об упокоении, служатся панихиды, тем самым мы сопровождаем душу человека молитвенным ходатайством перед Богом. В прежние времена христиане после смерти ближнего все 40 дней читали Псалтирь за умершего.

В память об усопшем на 40-й день неплохо подать милостыню, попросив помолиться тех, кто принимает подаяние. В качестве милостыни могут подаваться продукты питания, а так же вещи, оставшиеся после покойного.

Обязательно заказать поминовение на Литургии. Это один из самых важных поминов и для усопших, и для живущих. При этом из маленького хлеба – просфоры – вынимается частица, символизирующая душу поминаемого человека. Во время богослужения она находится на дискосе рядом с Агнцем – Телом Господа Иисуса Христа, а в конце службы погружается в Чашу с Его Кровью. При этом душа усопшего омывается Кровью Иисуса Христа, распятого за спасение всех людей. Такое поминовение можно совершать не только в 40-й день, но и в любой другой день, когда Вы посещаете церковь.

Древней, благословляемой Церковью традицией является поминальный обед, устраиваемый в память усопшего. Этот обед нужно готовить с учетом требований церковного Устава, не смущая совесть верующих людей скоромной пищей, если поминки устраиваются в постный день. Меню поминального обеда может быть самым разнообразным, включающим блюда, которые в данной местности являются традиционными (щи, каша, блины, пироги, лапша). Можно подать немного виноградного вина, но следует избегать крепких спиртных напитков. Непременным блюдом поминального обеда является кутья (сочиво, коливо), состоящая из отваренных зерен риса или пшеницы, смешанных с медом, изюмом и другими сухофруктами. Перед началом поминального обеда следует прочесть 17-ю кафизму, канон за единоумершего или хотя бы краткую заупокойную молитву. После завершения обеда тот, кто его устраивает, должен поблагодарить всех пришедших помянуть усопшего.

Согласно 14-му правилу Апостола Тимофея Александрийского, за самоубийц не может быть приношения в Церкви. Самоубийцы же – люди, отказавшиеся нести сво

й жизненный крест, восставшие против Божиего промысла, против Божией воли, против Его Церкви.

Келейная же молитва за «самовольне живот свой скончавших» возможна. «Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя».

Этой молитвой можно дома молиться о родственниках, самовольно лишивших себя жизни, но, учитывая определенную духовную опасность, описанную ранее, для совершения домашней молитвы нужно обязательно взять благословение у священника. Из святоотеческого наследия известны случаи, когда по усиленной молитве близких облегчалась участь душ самоубийц, но чтобы добиться этого, нужно совершить молитвенный подвиг. Особенное внимание должно быть обращено на совершение в память усопших милостыни, которая, по словам праведного Товита, избавляет от смерти и не допускает сойти во тьму (ср.: Тов. 4, 10), имени усопшего произносить не нужно.

Можно ли, когда идешь на исповедь написать свои грехи на листке (я отдавала этот листок батюшке, а он, глянув на него порвал, и сказал: «Прощается рабе Божией». Или это неправильно?).

Записать свои грехи на листке бумаги, идя на исповедь, - это вполне приемлемая практика. Человеку ведь трудно припомнить все, что с ним произошло – даже если от последней исповеди его отделяет всего лишь неделя. Человек волнуется, его может одолеть рассеянность, да и враг может смутить. Тезисно, без подробностей записать свои грехи и воспользоваться этим листком бумаги как своего рода шпаргалкой вполне целесообразно.

Однако же нигде не сказано, что должно происходить вот такое ритуальное разрывание священником листка бумаги с перечнем грехов и последующее сожжение обрывков.

Таинство Исповеди включает в себя накрывание головы кающегося епитрахилью, прочтение разрешительной молитвы и священническое благословение. Брать из рук кающегося бумажку и ее разрывать – это обычай, не имеющий никакого сакрального значения, т.е. никакого отношения к отпущению совершенных грехов. Какое-то символическое значение здесь при желании можно увидеть – «…рукописание грех наших растерзавый». Но к самому Таинству это никакого отношения не имеет, это просто некое внешнее действие.

Священник выступает в качестве свидетеля перед Богом в том, что христианин кается в своих грехах. Имея власть «вязать и разрешить», священник читает и положенную молитву. Посему как свидетель он должен знать и понимать, в чем кается прихожанин.

И обязательно ли исповедаться всегда у одного священника или нет?

Для исповедания своих грехов можно подходить к любому священнику. Каждый священник в равной мере имеет благодать Святого Духа для разрешения грехов. Когда же мы исповедуемся у одного священника, он нас знает, знает наши силы, слабости, по силам дает молитвенное правило и ведет нашу душу к спасению, становится нашим духовником. Если он нас первый исповедовал, а то и крестил, то он для нас – духовный отец. Он родил нас в духовный мир. А вот, когда мы ходим в разные храмы, исповедуемся то у одного, то у другого священника, тогда легко сбиться с правильного пути. Конечно, если мы поехали по святым местам, можно и там исповедоваться и причаститься. А бывает еще и такое. Человек исповедовался все время у одного священника, а тут совершил страшный грех. Ему стыдно идти к духовнику, вот он и решает пойти к какому-нибудь незнакомому священнику. Покаялся у него, а потом опять "чистенький" к духовнику вернулся. Это, конечно, не дело, так мы только еще больше грехов себе наработаем. Надо просить Господа послать духовного отца, чтобы он вел нас по жизни.

Издавна существуют традиции, которые определяют, что можно и нельзя делать в течение года после смерти близкого человека. Некоторые уже устарели, а некоторые обычаи живут и в наши дни. Об этом нужно знать...

■ В первые семь дней после смерти человека не выносите из дома никаких вещей.

■ На 9-й день после смерти родственники идут в храм, заказывают поминальную службу, дома накрывают второй поминальный стол. За первый поминальный стол семья умершего не садилась.

Теперь же наоборот: за стол садилась семья и еще девять человек (трое, кто омывал покойника, трое, кто делал гроб, трое, кто яму копал).В современных условиях количество приглашенных может варьироваться, потому что существуют различные государственные службы, которые оказывают необходимые ритуальные услуги: в морге покойника переодевают, гроб можно купить в магазине ритуальных принадлежностей, могила также может быть приготовлена заранее. Следовательно, приглашенных может быть 3 — 6 — 9, а может не быть никого.

■ На 40-й день после смерти человека устраивают третий поминальный стол

— «саракавiцы», на котором присутствует семья умершего, родственники, близкие, друзья, коллеги по работе. В церкви заказываю Сорокоуст — сорок литургий.

■ Со дня похорон и до 40-го дня, вспоминая имя умершего, мы должны произносить словесную формулу-оберег для себя и всех живых. Одновременно те же слова являются символическим пожеланием для умершего: «Земля ему пухом», тем самым высказывая пожелания, чтобы душа его оказалась в раю.

■ После 40-го дня и на протяжении трех последующих лет мы будем говорить иную формулу-пожелание: «Царствие ему небесное». Тем самым мы желаем умершему загробной жизни в раю. Слова эти должны быть адресованы любому умершему, независимо от обстоятельств его жизни и смерти. Руководствуются при этом библейской заповедью «Не суди, да не судим будешь».
■ В течение следующего за смертью человека года ни один из членов семьи не имеет морального права принимать участие в каком-либо праздничном торжестве.

■ Ни один из членов семьи умершего (включая и вторую степень родства) не мог в период действия траура

выходить замуж или жениться.

■ Если в семье умер родственник 1 -2-й степени родства и после его смерти еще не прошел год, то такая семья не имеет права красить яйца на Пасху в красный цвет (они должны быть белыми или какого-либо иного цвета — синего, черного, зеленого) и соответственно принимать участие в торжествах пасхальной ночи.

■ После смерти мужа жене запрещается на протяжении года что-либо стирать в тот день недели, в который случилась беда.

■ На протяжении года после смерти все в доме, где жил умерший, остается в состоянии покоя или постоянства: нельзя делать ремонт, перестановку мебели, ничего не отдают и не продают из вещей умершего, пока душа умершего не достигнет вечного покоя.

■ На протяжении этого года и всех последующих лет на кладбище можно ходить только по субботам (кроме 9, 40 дня после смерти и церковных праздников почитания предков, таких, как Радуница или Осенние Деды). Это признанные церковью дни поминовения умерших. Постарайтесь убедить своих родственников, что постоянно приходить на могилу к умершему не следует, тем самым они наносят

вред своему здоровью.

■ Какой дорогой вы приходите на кладбище, такой и назад возвращайтесь.

■ Посещайте кладбище до 12 часов дня.

■ Дни особого поминовения усопших в течение года:

Мясопустная суббота — суббота на девятой неделе перед Пасхой;

Вселенская Родительская суббота — суббота на второй неделе Великого поста;

Вселенская Родительская суббота — суббота на третьей неделе Великого поста;

Вселенская Родительская суббота — суббота на четвертой неделе Великого поста;

Радуница — вторник на второй неделе после Пасхи;

Троицкая суббота — суббота на седьмой неделе после Пасхи;

Дмитриевская суббота — суббота на третьей неделе после Покровов (14.10).

■ Ровно через год после смерти в семье умершего справляют поминальную трапезу («угодю») — 4-й, завершающий поминальный семейно-родовой стол. Необходимо помнить, что живых нельзя заранее поздравлять с днем рождения, а завершающий поминальный стол следует устраивать либо ровно через год, либо на 1—3 дня раньше.

■ В этот день надо пойти в храм и заказать панихиду по

усопшему, сходить на кладбище — проведать могилу.

■ Как только завершится последняя поминальная трапеза, семья снова включается в традиционную схему праздничных регламентаций народного календаря, становится полноправным членом общины, имеет право принимать участие в любых родовых торжествах, в том числе играть свадьбы.

■ Памятник на могиле можно ставить только по истечении года после смерти человека. Причем необходимо помнить золотое правило народной культуры: «Не чапай зямлю пасля Пакравоу да Радаунщы». Это значит, если год по умершему пришелся на конец октября, т.е. после Покровов (и на весь последующий период вплоть до Радуницы), то памятник можно будет поставить только весной, после Радуницы.

■ После установки памятника крест (как правило, деревянный) еще на год кладут рядом с могилой, а потом выбрасывают. Его можно также закопать под цветник или под могильную плиту.

■ Жениться (выходить замуж) после смерти одного из супругов можно только через год. Если женщина выходила второй раз замуж, то полноправным владельцем-хозяином новый муж

становился только через семь лет.

■ Если супруги были венчаны, то после смерти мужа его кольцо забирала жена, и если она больше не выходила замуж, то ей в гроб клали оба обручальных кольца.

■ Если же муж хоронил жену, то ее обручальное кольцо оставалось с ним, а после его смерти оба кольца клали к нему в гроб, чтобы, встретившись в Царствии Небесном, сказать: «Я принес наши кольца, которыми нас венчал Господь Бог.

■ На протяжении трех лет отмечают день рождения умершего и день его смерти. По истечении этого срока отмечается только день смерти и все годовые церковные праздники поминовения предков.

■ Не все из нас умеют молиться, а тем более не знают молитвы по умершим. Выучите несколько молитв, которые, может быть, помогут обрести вашей душе покой после невосполнимой утраты

После смерти человека настает время предания его останков земле. Там им предстоит покоиться до общего воскресения. Однако на этом забота и любовь Церкви к своим чадам не заканчивается. В определенные дни священнослужители молятся об умерших и приносят жертву об их упокоении. Особыми днями для поминания считаются 3, 9 и 40-й дни после смерти. Что собой представляет поминание усопших в 40 дней, как правильно поминать усопших? Эта процедура должна согласовываться с церковными учениями.

Как правильно поминать усопших в 40 дней

Сороковой день после смерти человека считается самой ответственной датой, поскольку именно тогда, согласно канонам, душа покидает землю и получает вердикт о ее дальнейшем местонахождении. Она уже не способна изменить ситуацию, а вот родные в силах помочь.

В этот день следует усердно молиться, чтобы попросить Господа проявить милосердие и принять справедливое решение. Для спасения души родственникам стоит на некоторое время отказаться от какого-то из грехов. Что это значит? На какое-то время следует перестать смотреть телевизор, слушать музыку, курить либо выпивать. Покойному такой отказ принесет пользу и утешение.


Незыблемые традиции

Немаловажной традицией считается совершение поминок, при этом важно проводить их правильно. На поминках должны присутствовать верующие люди. Как правило, 40 дней отмечают обедом с простой постной кухней без приготовления изысканных блюд. Обязательным блюдом поминального стола является кутья как символ перерождения души. Прежде чем пробовать яства на столе, люди обязательно едят хотя бы ложку кутьи.


Ни в коем случае поминки не должны стать радостным поводом для встречи с родственниками и друзьями. Веселье здесь недопустимо. На сороковой день непременно отправляются на кладбище, чтобы принести покойному цветы и свечу. Возложение цветов на могилу считается знаком уважения и огромной любви, а также символизирует тяжесть утраты.

В течение всех сорока дней по усопшему держат траур (простая темная одежда и сдержанное поведение). Подготовка к организации поминок должна основываться на заботе о покойном и его потребностях, а не на выборе меню и цветов.

По традиции православия на 40-й день после смерти человека можно раздать его вещи нуждающимся с просьбой помолиться за его душу. Вещи, которые не остаются у родных в знак памяти, следует отнести в церковь.


Об усопшем заказывают церковную панихиду, состоящую из молитв. Все молящиеся просят Божьего милосердия и отпущения грехов душе покойного. Во время панихиды все собравшиеся должны стоять с зажженными свечами. Свечи — знак того, что люди верят в светлую жизнь после смерти. По окончании панихиды их тушат. Это символизирует внезапное прекращение земного существования.