2 февраля какой праздник церковный. Тропарь преподобному Лаврентию, затворнику Печерскому, в Дальних пещерах

Опубликовано 02.02.18 01:04

2 февраля 2018 года отмечается народный праздник Ефимов день. Церковь сегодня вспоминает иеромонаха Евфимия Великого.

По преданию, святой Евфимий был долгожданным и поздним ребенком. После смерти отца мать отдала его на воспитание епископу, как и обещала Богу. К тридцати годам Евфимий стал пресвитером и управителем монастыря. Но он мечтал об одиночестве, поэтому ушел жить в пустыню.

Евфимий мог лечить людей, и идхумкз где бы он ни находился, слава о нем разлеталась мгновенно. Многие приходили к нему и оставались. Он построил лавру, церковь которой была освящена Иерусалимским Патриархом.

За самоотверженную жизнь и служение Богу Евфимия нарекли Великим.

На Ефимов день часто назначают свадьбу, ведь приближается Великий пост, в течение которого запрещены шумные веселья и венчание.

Считается, что рожденный 2 февраля человек не доживает до седин, поэтому принимавшие раньше роды повитухи относили пуповину новорожденного в дупло дерева и произносили тайные слова, чтобы продлить жизнь.

В народе этот праздник связывали с метелями и морозами. С этой даты, как правило, наступают самые холодные зимние дни.

Считается, что если в Ефимов день вьюга, значит, весна будет холодной, с частыми метелями.

Если в середине дня светит солнце, то лето будет дождливым, а если курица хвостом вертит, и кошка пол скребет, то жди метели.

В 1886 году появился праздник - День сурка. Его отмечают традиционно 2 февраля. Впервые его отметили в США Пенсильванские голландцы - переселенцы из Германии, метеорологом которых был барсук, а в Новом свете традицию развили члены Клуба Сурка из города Панксатони в Пенсильвании. В Древнем Риме существовал аналогичный обычай, только в качестве барометра весны выступал еж.

В этот день наблюдают за сурком, который вылезает из норы. Считается, что если сурок видит свою тень и прячется обратно в нору, то еще шесть недель будет зима. Если он не видит свою тень и спокойно покидает нору, то скоро наступит весна. Церемонию транслируют в Интернете, предсказание озвучивают в новостях по радио и телевидению.

День воинской славы России - День победы в Сталинградской битве в 1943 году

В России каждый год 2 февраля люди отмечают день воинской славы - День победы в Сталинградской битве в 1943 году. У немецко-фашисткой блокады в планы входило в 1942 году разгромить советские войск на юге страны. И вот в 1942 году 17 июля начался первый этап. Планы фашистов были очень просты - овладеть нефтяными районами Кавказа, которые были богаты сельскохозяйственными районами Дона и Кубани. Так же они хотели нарушить там коммуникации, которые связывали центр страны с Кавказом.

31 января 1943 года командующий группировкой немецкий войск сдался в плен. В историю вошли 200 дней обороны Сталинграда, как самые жестокие и кровопролитные. Во время обороны города погибло и было ранено очень много человек, около семи ста тысяч солдат и офицеров. Сталинградскую битву называют самой крупной сухопутной битвой в ходе Второй мировой войны.

Артем, Ефим, Захар, Инна, Лев, Павел, Римма, Семен.

  • 962 - рождение Первого рейха - Священной Римской империи.
  • 1536 - испанскими конкистадорами основан Буэнос-Айрес.
  • 1701 - издан указ Петра I, положивший начало Балтийскому флоту.
  • 1886 - в США впервые официально праздновали День сурка.
  • 1892 - Уильям Пейнтер получил патент на металлическую бутылочную пробку.
  • 1922 - впервые опубликован роман Джеймса Джойса - Улисс.
  • 1943 - завершилась Сталинградская битва.
  • Альфред Брем 1829 - немецкий ученый-зоолог.
  • Фриц Крейслер 1875 - австро-американский скрипач и композитор.
  • Джеймс Джойс 1882 - ирландский писатель и поэт.
  • Михаил Гнесин 1883 - советский композитор.
  • Михаил Фрунзе 1885 - советский государственный деятель.
  • Яша Хейфец 1901 - американский скрипач еврейского происхождения.
  • Валерий Чкалов 1904 - советский летчик.
  • Евгений Велихов 1935 - российский ученый, физик-теоретик.

Прп. Евфимия Великого (473). Мчч. Инны, Пинны и Риммы (I-II). Сщмч. Павла пресвитера (1940). Мчч. Васса, Евсевия, Евтихия и Василида (303). Прп. Лаврентия затворника Печерского (XIII-XIV). Прп. Евфимия схимника Печерского (XIV). Прп. Евфимия Сянжемского, Вологодского (ок. 1465).

Преподобный Евфимий Великий жил в пятом веке. Он был родом из города Мелитины, который тогда располагался на территории Большой Армении, близ реки Евфрат. Родители его долгое время не имели детей и принесли обет посвятить будущего ребенка Богу. Отец умер вскоре после рождения сына и мать, исполняя обет, отдала Евфимия на воспитание своему брату-священнику. Со временем он принял монашество. Евфимию поручили управление всеми городскими монастырями. Но он искал совсем другого – настоящего монашеского молитвенного подвига, безмолвия и аскезы. Он тайон оставил город и удалился в Святую Землю. Там Евфимий встретил другого подвижника – преподобного Феоктиста. Они поселились в пещере в горах. Вскоре к подвижникам начали стекаться другие иноки. Евфимий стал духовником братии. За свою подвижническую жизнь и твердое исповедание православной веры Евфимий получил наименование Великого. Тяготясь общением с миром, иногда он отправлялся в странствования, жил в пустыне и пещерах в молчании и молитве. После его возвращения некоторые из братии видели, что, когда он совершал Божественную литургию, огонь сходил с небес и окружал преподобного Евфимия.

Преподобный Евфимий Великий жил в пятом веке. Подобно Антонию Великому в Египте, Евфимий Великий стал вдохновителем и основоположником монашеского движения, разлившегося по всем пустыням Палестины. Евфимий родился в городе Мелитины, близ реки Евфрат. Отрока воспитывал его дядя-священник, юноша рано принял монашество. Однажды он отправился в паломничество в Святую Землю и остался там. Как и другие монахи-подвижники Евфимий то по многу лет вел отшельническую жизнь, то, по просьбам иноков разных монастырей окормлял и наставлял их. Сам Евфимий также основал несколько обителей, ставших известными своим строгим уставом и высокой духовной жизнью. По преданию по молитвам преподобного Евфимия не раз случались чудеса. Так в самом бедном монастыре нашлось пропитание для странников и еще остался запас в амбарах. Евфимию было открыто время его кончины. Перед смертью он сказал братии: «Приобретайте любовь, которая есть союз совершенства. Никакая добродетель невозможна без любви и смирения. Сам Господь ради любви к нам смирился и стал Человеком, как и мы».

Святые мученики Инна, Пинна и Римма

Святые мученики Инна, Пинна и Римма жили во втором веке. Сейчас имена святых Инны и Риммы употребляются как женские. Но святые, их носившие, были мужчинами, учениками святого апостола Андрея Первозванного. Родились они в Малой Скифии, крае, простиравшемся от устья Дуная вдоль Черного моря, до нынешней Болгарии. Инна, Пинна и Римма проповедовали имя Христово среди варваров и крестили многих язычников. Но однажды христиан схватили воины местного князя. Тот потребовал от подвижников принести жертвы языческим идолам. Инна, Пинна и Римма отказались. Тогда стояла жестокая зима; реки были скованы морозом. Князь приказал поставить в лед большие бревна и привязать к ним святых, постепенно опуская их в студеную воду. Когда лед дошел до шеи святых, они, измученные страшной стужей, предали Господу свои души. По преданию, мощи святых мучеников были перенесены в некий город-порт Алиск. Церковный историк Евгений Голубинский считал, что мученики пострадали в Крыму, а их мощи были перенесены и погребены в современной Алуште.

Священномученик Павел (Добромыслов)

Священномученик Павел Добромыслов родился в тысяча восемьсот семьдесят седьмом году, в Рязанской губернии, в семье священника. Павел получил духовное образование, женился и принял сан. По частой практике того времени священник совмещал службу с преподаванием Закона Божьего в разных гимназиях и училищах Рязани. После революции он был назначен архиепископом Рязанским Борисом на должность Рязанского уездного благочинного. Архиепископ жил то в Рязани, то в Подмосковье. Поэтому большую роль в управлении епархией играла переписка через епархиальную канцелярию. Со временем для священников и паствы Рязани стали готовиться небольшие сборники с обращениями архипастыря. Власти расценили этот шаг как нелегальное издание религиозного журнала. Был арестован и архиепископ Борис, и другие священники, среди которых – протоиерей Павел Добромыслов. Его приговорили к трем годам в концлагере на Соловках. В двадцать девятом году он вернулся, но снова отправился в ссылку в Казахстан в тридцатом – за хранение в храме мелкой разменной монеты. В тридцать восьмом году священника опять арестовали. Его проповедь о прощении обидчиков и врагов расценили как призыв отказаться от классовой борьбы. Священномученик Павел Добромыслов скончался в сороковом году в Карагандинском лагере.

Св. Кресту, глас 4

Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.

Перевод: Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая им победы над врагами, - да имеют они помощь от Тебя, оружие мира, непобедимый знак победы.

Преподобному Евфимию Великому

Тропарь преподобному Евфимию Великому, глас 4

Весели́ся пусты́ня неражда́ющая,/ благоду́шствуй неболя́щая,/ я́ко умно́жи тебе́ ча́да муж жела́ний духо́вных,/ благоче́стием насади́в,/ воздержа́нием воспита́в доброде́телей в соверше́нство./ Того́ моли́твами Христе́ Бо́же,// умири́ живо́т наш.

Перевод: Веселись, пустыня нерождающая, возрадуйся, не мучившаяся родами, ибо умножил тебе детей муж стремлений духовных, их насадив, воспитав к совершенству в . Его мольбами, Христе Боже, спаси души наши.

Кондак преподобному Евфимию Великому, глас 8

В честне́м рождестве́ твое́м ра́дость тварь обре́те,/ и в Боже́ственней па́мяти твое́й, преподо́бне,/ благоду́шие прия́т мно́гих твои́х чуде́с,/ от ни́хже пода́ждь бога́тно в ду́ши на́ша, и очи́сти грехо́в скве́рны,// я́ко да пое́м: аллилу́ия.

Перевод: В священном рождении твоем радость обрело творение и в Божественной памяти твоей, веселья исполнилось ради многих твоих чудес; от них подай обильно душам нашим и очисти нас от скверн греховных, дабы мы пели:

Преподобному Евфимию, схимнику Печерскому

Тропарь преподобному Евфимию, схимнику Печерскому, глас 4

Евфи́мие всече́стне,/ преподо́бным единоревни́телю и А́нгелом собесе́дниче,/ получи́вый с ни́ми житие́м свои́м чи́стым и безмо́лвным ве́чная блага́я,/ моли́ся Го́сподеви при́сно о всех нас,// да и мы тех же благ сподо́бимся.

Перевод: Евфимий почитаемый, преподобным подражатель и ангелам собеседник, заслуживший вместе с ними своей чистой и безмолвной жизнью вечные блага, молись Господу всегда обо всех нас, чтобы и мы удостоились тех же благ.

Кондак преподобному Евфимию, схимнику Печерскому, глас 4

Я́ко прия́л еси́ схи́му,/ бысть вы́ну тих и молчали́в, преподо́бне,/ никогда́же бо ни с ким, ра́зве моли́тв ко Го́споду,/ ничесо́же глаго́лал еси́,/ и пи́щи, ра́зве зе́лия су́рова, нико́ея же вкуша́л еси́./ Тем обре́т днесь пи́щу неижди́вшую на Небеси́, Евфи́мие,// моли́ и нам тоя́жде причасти́тися.

Перевод: Ты принял и потому был всегда тих и молчалив, преподобный, никогда и никому, кроме молитв ко Господу, ничего не говорил ты, и пищи, кроме дикой травы, никакой не вкушал ты. Потому обрел сейчас пищу неоскудеваемую на Небесах, Евфимий, моли и нам к ней приобщиться.

Преподобному Лаврентию, затворнику Печерскому, в Дальних пещерах

Тропарь преподобному Лаврентию, затворнику Печерскому, в Дальних пещерах

Затвори́вый себе́ Го́спода ра́ди в те́мней пеще́ре,/ преподо́бне о́тче Лавре́нтие, многоле́тне/ и О́ному до́бре в ней угоди́вый,/ пода́ждь и нам от вся́каго зла чу́вствия затвори́ти,/ и тьмы страсте́й отврати́тися,// и све́тлость получи́ти Ца́рствия Небе́снаго.

Перевод: Затворивший себя на многие годы Господа ради в темной пещере, преподобный отче Лаврентий, и Ему прекрасно в ней угодивший, подай и нам от всякого зла закрыть свои чувства, и тьмы отвратиться, и светлость получить Царства Небесного.

Кондак преподобному Лаврентию, затворнику Печерскому, в Дальних пещерах, глас 4

Бог, реки́й из тьмы све́ту возсия́ти,/ просия́ тебе́ из те́мна ме́ста, я́ко свет,/ и зна́ема всем показа́, Лавре́нтие,/ яви́ же и Све́ту невече́рнему тя прича́стника, преподо́бне,// в не́мже лику́я, помина́й нас, хва́лящих тя.

Перевод: Бог, повелевший из тьмы воссиять свету (), просиял тебя из темного места (пещеры), как свет, и сделал всем известным, Лаврентий, явил же и Свету немеркнущему тебя причастником, в нем же торжествуя, вспоминай нас, прославляющих тебя.

Преподобным Евфимию и Харитону Сянжемским

Тропарь преподобным Евфимию и Харитону Сянжемским, глас 1

Пусты́нное и безмо́лвное житие́ ва́ше по́стнически препроводи́вше,/ Христо́в бо крест на ра́мо взе́мше/ и Того́ стопа́м усе́рдно после́довавше,/ на неви́димаго врага́ му́жески ополчи́стеся/ и того́ ко́зни сокруши́сте,/ моли́твами и слеза́ми, чистото́ю Бо́гови прибли́жившеся,/ преподо́бнии отцы́ на́ши Евфи́мие и Харито́не./ Я́ко со́лнце, осиява́ете светоза́рными луча́ми чуде́с ва́ших,/ всех нас спаси́те с ве́рою призыва́ющих вас/ и творя́щих честну́ю ва́шу па́мять,/ и, я́ко иму́щии дерзнове́ние ко Спа́су,// мир ми́рови испроси́те и спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Пустынную и безмолвную жизнь вы постнически проводили, Христов крест на плечо подняв и по Его стопам усердно последовав, против невидимого врага мужественно вооружились и его сокрушили, молитвами и слезами, в чистоте к Богу приблизившись, преподобные отцы наши Евфимий и Харитон. Как солнце сияете вы светозарными лучами чудес ваших и, как имеющие ко Спасителю, мир испросите для мира и спасение душам нашим.

Мученикам Инне, Пинне и Римме Новодунским

Тропарь мученикам Инне, Пинне и Римме Новодунским, глас 2

Я́коже Первозва́ннаго ученицы́/ первозва́ннии яви́стеся от слове́н,/ и бра́тию ва́шу/ све́том И́стины просвеща́юще,/ от безбо́жнаго свире́паго кня́зя/ лю́тую кончи́ну прия́ли есте́,/ мра́зом окова́ннии и ледом удавле́ннии,/ на Дуна́е реце́ в Ски́фстей стране́./ Но я́ко ду́ши за дру́ги поло́жшии,/ святи́и И́нно, Пи́нно и Ри́ммо,/ и о на́с всемо́щныя моли́твы приноси́те,/ вся́ язы́ки слове́нския/ па́ки ко Христу́ обраща́юще.

Перевод: Как ученики вы были первозванными из славян и братию вашу просвещая светом , приняли жестокую смерть от безбожного свирепого князя, окованные морозом и задавленные льдом, на реке Дунай в Скифской стране. Но как жизни свои за друзей положившие (), святые Инна, Пинна и Римма, и о нас всесильные молитвы приносите, все народы славянские снова ко Христу обращая.

Кондак мученикам Инне, Пинне и Римме Новодунским, глас 2

Ве́лия ве́ры исправле́ния:/ ледом окова́нни, я́ко на воде́ упокое́ния,/ святи́и И́нна, Пи́нна и Ри́мма ра́довахуся,/ мучи́тель же несмы́сленно яря́щеся,/ плоды́ и́х виногра́да тща́ся погуби́ти,/ но оба́че доны́не от слове́нских язы́к/ святы́я гро́здия Христо́с прие́млет,/ и первому́ченик слове́нских венча́ет венцы́./ Сего́ ра́ди и мы́,/ взращенных ва́ми ве́рных отроча́та,/ благодари́м и мо́лим вы́, святи́и:/ испроси́те те́плыми моли́твами и на́м/ в Ду́се и́стины по Бо́зе ревнова́ти.

Перевод: Великий подвиг веры: окованные льдом, как на воде отдохновения, святые Инна, Пинна и Римма радовались, мучитель же в неразумии безумствуя, плоды их винограда пытался погубить, но однако и до сегодняшнего дня от славянских народов святые грозди Христос принимает, и первомучеников славянских венчает венцами. Потому и мы, дети выращенных вами верующих, благодарим и молим вас, святые. Испросите усердными молитвами, чтобы и нам в Духе истины ревновать по Богу.

Священномученику Павлу Рязанскому (Добромыслову)

Тропарь священномученику Павлу Рязанскому (Добромыслову), глас 5

Земли́ Ряза́нския украше́ние/ и неусы́пный о не́й к Бо́гу моли́твенниче/ за ве́ру Христо́ву ду́шу свою́ положи́в,/ я́ко му́ченик и па́стырь просла́вился еси́,/ священному́чениче Па́вле,/ проле́й те́плую моли́тву ко Го́споду о на́с,/любо́вию чту́щих тя́,/ да спасе́т ду́ши на́ша.

Перевод: Края Рязанского украшение и неутомимый о нем к Богу молитвенник, за веру Христову жизнь свою отдав, как и прославился ты, священномученик Павел, помолись горячо и усердно ко Господу о нас, с любовью почитающих тебя, да спасет души наши.

Ублажает Господь нищих, алчущих, плачущих, поносимых, под тем условием, если все это Сына Человеческого ради; ублажается, значит, жизнь, окруженная всякого рода нуждами и лишениями. Утехи, довольство, почет, по слову сему, не представляют собою блага; да оно так и есть. Но пока в них почивает человек, он не сознает того. Только когда высвободится из обаяния их - видит, что они не представители блага, а только призраки его.

Душа не может обойтись без утешений, но они не в чувственном; не может обойтись без сокровищ, но они не в золоте и серебре, не в пышных домах и одеждах, не в этой полноте внешней; не может обойтись без чести, но она не в раболепных поклонах людских. Есть иные утехи, иное довольство, иной почет, - духовные, душе сродные. Кто их найдет, тот не захочет внешних; да не только не захочет, а презрит и возненавидит их ради того, что они заграждают духовные, не дают видеть их, держат душу в омрачении, опьянении, в призраках. Оттого такие вседушно предпочитают нищету, прискорб-ность и безвестность, чувствуя себя хорошо среди них, как в безопасной какой-нибудь ограде от обаяния прелестями мира. Как же быть тем, к кому все это идет само собою? Быть в отношении ко всему тому, по слову Св. апостола, как не имеющий ничего.

Как обращаться к монахам? Монашество - это не священный сан или почётный титул, это особая форма служения Богу, принятие обетов безбрачия, послушания и нестяжания. Правильно обращаться к монахам - брат, сестра , согласно традиции, - отец, мать . Повсеместно распространенное у нас в женских монастырях обращение матушка правильнее использовать лишь в отношении настоятельницы.

Настоятельница (игумения) женского монастыря имеет право ношения и, соответственно, право им благословлять: «Мать настоятельница (или «матушка»), благословите! » В отличие от священника, она благословляет наперсным крестом, и целовать нужно его, а не руку.

При обращении к монахам нужно иметь в виду, что не все из них могут иметь благословение на общение с паломниками, поэтому не смущайтесь, если с вами не будут разговаривать.

Сегодня Церковь совершает память: мчч. Инны, Пинны и Риммы (I-II). Мчч. начала IV века Васса, Евсевия, Евтихия и Василида. Прп. Евфимия Великого, подвижника V века. Прпп. Евфимия схимника и Лаврентия затворника, Печерских святых в Дальних пещерах почивающих (XIII-XIV). Прп. Евфимия Сянжемского, Вологодского (XV).

Сщмч. Павла Добромыслова, пресвитера пострадавшего в 1940 году.

Именинников мы поздравляем с днем ангела!

Братья и сестры, снова мы говорим о великих подвижниках первых веков. Преподобный Евфимий Великий происходил из города Мелити́ны в Армении, близ реки Евфрат. Родители его, Павел и Дионисия, знатные люди, были благочестивыми христианами. Долгое время они не имели детей и, наконец, по усердным молитвам у них родился сын.

Отец преподобного Евфимия вскоре умер, и мать, исполняя обет посвятить сына Богу, отдала его на воспитание своему брату, пресвитеру Евдоксию. Тот представил отрока епископу Мелитинской церкви Отрию, который с любовью принял на себя заботы о нем. Видя его доброе поведение, епископ вскоре поставил его чтецом. Затем святой Евфимий принял монашество и был посвящен в сан пресвитера. Одновременно ему было поручено управление всеми городскими монастырями. Преподобный Евфимий часто посещал монастырь святого Полиевкта, а в дни Великого поста удалялся в пустыню. Должность управителя монастырей тяготила подвижника, искавшего безмолвия, и он на тридцатом году своей жизни тайно ушел из города и направился в Иерусалим, где, поклонившись святым местам, удалился в Фаранскую лавру. Там, найдя вне монастыря уединенную пустую хижину, поселился в ней, добывая пропитание плетением корзин. Неподалеку подвизался преподобный Феоктист. Оба имели одно стремление к Богу, одну волю, одну цель. Обычно после праздника Богоявления они удалялись в Кутиллийскую пустыню (недалеко от Иерихона). Однажды они остались там, избрав в горах труднопроходимое место, и поселились в пещере. Но скоро Господь открыл их уединение для пользы многих людей: пастухи, перегоняя свои стада, нашли их пещеру и рассказали в селении. К отшельникам начали стекаться люди, искавшие духовной пользы.

Постепенно возникло монашеское общежитие, несколько иноков пришло из Фаранской обители. Управлять возникшим монастырем преподобный Евфимий поручил своему другу Феоктисту, а сам стал духовником братии. Юным инокам преподобный заповедовал с внутренним богомыслием соединять телесный труд. «Если миряне, - говорил он, - много трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью и, кроме того, дают милостыню и приносят жертвы Богу, тем более мы, иноки, должны трудиться, чтобы избежать праздности и не кормиться чужими трудами». Авва требовал, чтобы иноки хранили молчание в церкви во время богослужения и на трапезе. Молодым инокам, желавшим поститься более других братий, он не позволял следовать своей воле, но наставлял их вкушать общую пищу на трапезе с воздержанием, не пресыщаясь.

Слава о чудесах, совершаемых преподобным Евфимием, быстро распространялась. Отовсюду стали стекаться люди, приводя с собою больных, получавших исцеление. Будучи не в силах сносить людскую молву и славу, преподобный тайно ушел из монастыря, взяв с собой только ближайшего ученика Дометиана. В поисках уединения преподобный углубился в пустыню Зиф, где основал монастырь. В то время преподобный Евфимий отвратил многих иноков-пустынников от манихейской ереси.

Приходившие к святому посетители нарушали покой пустынника, любившего безмолвие, и он решил вернуться в оставленный им монастырь святого Феоктиста. По дороге преподобный облюбовал уединенное место на горе и остановился на нем, впоследствии здесь было погребено его святое тело. Блаженный Феоктист с братией вышел навстречу преподобному Евфимию и молил его вернуться в монастырь, но преподобный не согласился. Однако он обещал приходить в обитель по воскресным дням на общее богослужение.

Преподобный Евфимий не хотел ни иметь кого-либо поблизости, ни устраивать киновию или лавру, но Господь в видении повелел ему не отгонять приходящих к нему ради спасения души. Через некоторое время около него опять собрались братия, и он устроил лавру по образцу Фаранской лавры. В 429 году, когда преподобному Евфимию было 52 года, Иерусалимский патриарх Ювеналий освятил Лаврскую церковь и поставил обители пресвитеров и диаконов.

Два брата в обители святого Евфимия тяготились суровым образом жизни и задумали бежать. Провидя духом их намерение, преподобный призвал их и долго убеждал оставить пагубное намерение. Он говорил: «Не следует слушать мыслей, вселяющих печаль и ненависть к месту, в котором живем, и внушающих желание перейти на другое место. Пусть инок не думает, что, перейдя в другое место, он достигнет чего-либо хорошего, так как доброе дело достигается не местом, а твердой волей и верою. И дерево, которое пересаживают часто на другое место, не приносит плодов». За свою подвижническую жизнь и твердое исповедание православной веры в тяжелый период еретических шатаний святой Евфимий получил наименование Великого.

Время преставления было открыто преподобному Евфимию по особой милости Божией. В день памяти преподобного Антония Великого, 17 января, преподобный Евфимий благословил совершить всенощное бдение и, созвав пресвитеров, сказал им, что больше уже не совершит с ними ни одного бдения, потому что Господь призывает его от временной жизни. Он стал поучать братию говоря: «Никакая добродетель невозможна без любви и смирения. Сам Господь ради любви к нам смирился и стал человеком, как и мы». Отпустив всех, преподобный Евфимий оставил около себя одного ученика Дометиана и, пробыв с ним внутри алтаря 3 дня, скончался 20 января в 473 году в возрасте 97-ми лет.

Преподобне отче Евфимие, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

Cегодня 2 февраля (20 января по старому стилю), православная церковь празднует Церковный праздник Православный:

*** Преподобного Евфимия Великого (473). Святителя Евфимия, патриарха Терновского, Болгарского (XIV). Преподобного Евфимия Архангелогородского (ок. 1523).
Мучеников Инны, Пинны и Риммы (I-II), Новодунских, учеников апостола Андрея. Мучеников Васса, Евсевия, Евтихия и Василида (303). Святого царя Льва Великого (474). Преподобных Лаврентия Затворника (XIII-XIV); Евфимия схимника (XIV), Печерских, в Дальних пещерах; Евфимия Сянжемского, Вологодского (ок. 1465). Мученика Захарии (1782). Священномученика Павла пресвитера (1940).

День преподобного Евфимия Великого

Евфимий Великий - христианский святой, иеромонах. Наряду с Антонием Великим, Макарием Великим и Пахомием Великим, Евфимий считается столпом пустынножительства. В возрасте двадцати девяти лет вместе со своим другом Феоктистом удалился от общественной жизни и выкопал себе пещеру недалеко от Иерусалима, там и возникла потом знаменитая Евфимиева лавра. Он служил образцом для аскетов и большое влияние оказывал на народ, которому раздавал хлеб во время голода. Он сумел привлечь много людей к христианству, но из его наставлений сохранились немногие. Прожил 101 год.

Мученики Инна, Пинна и Римма происходили из Скифии и были учениками апостола Андрея. Сделавшись сами христианами, они обратили ко Христу многих язычников. Когда узнал об этом князь, то принуждал мучеников отречься от Христа и за отказ приказал погубить их. Стояла зима, и святых привязали к сваям, вбитым в реке Дунае, где они и замерзли. (В некоторых месяцесловах эти святые называются не мучениками, а мученицами. Но это неверно.

Мученики Васе, Евсевий, Евтихий и Василид были богатыми и знатным людьми в царствование Диоклетиана. Будучи свидетелями страданий епископа никомидийского Феопемпта за веру (память 5 января), они уверовали во Христа. За это подвергли и их мучению и смерти. Васса закопали в землю по пояс и, бивши, умертвили; Евсевия повесили вниз головой и рассекли пополам; Евтихия привязали к столбам за руки и за ноги и разорвали на части; Василиду разрезали живот ножом. Святые мученики пострадали в г. Никомидии в 303 г.