Понятие необходимости и случайности. Их взаимосвязь. Современные проблемы науки и образования Случайность и необходимость в общественной жизни примеры

Изменения, происходящие в окружающей нас действительности, можно разделить на два вида:

одни: определяются внутренней природой явления и вытекают из коренных особенностей развития предметов, явлений и процессов;

другие: не вытекают из сущности данного предмета или процесса, т.к. вызываются побочными и внешними причинами.

Необходимость - это то, что совершается с внутренней неизбежностью и имеет в самом себе причину и обоснование (закономерность).

Случайность - это то, что неустойчиво, непрочно, временно связано с данной необходимостью, т.к. причина его находится вне данного явления.

Необходимость - это тип связи, который определяется устойчивой совокупностью условий, их возникновения и развития, т.е. неизбежно.

Случайность - это то, что может произойти, а может и не произойти так или иначе.

В истории философии: Демокрит, Гольбах и др. признавали только необходимость, т.к. явлений без причины не бывает, т. следовательно, они необходимы. Демокрит на этом основании отвергал случайность, ибо каждому явлению присуща какая-то причина. Гольбах - атом материи не по случайности встречается с другим атомом. Эта встреча должна произойти благодаря неизменным законам.

Отождествление причинных связей с необходимостью, видимо, связано с тем, что всякая причина обнаруживается в следствии. Например, засуха с неизбежностью порождает и соответствующее следствие - неурожай, борьбу против засухи. В этих границах причинно-следственные связи необходимы. А т.к. всякое явление есть следствие каких-то причин, значит, всякое явление необходимо. В этом на первый взгляд правильном рассуждении упускается из виду, что не всякая причина по своему происхождению необходима, она может быть и случайной. Например, лесной пожар. Следовательно, если случайна причина, то случайно и следствие. Материализм 17 века отрицает случайность.

Необходимость и случайность имеют объективный характер, хотя их роль в познании различна.

Необходимость и случайность предполагают друг друга, поэтому отрицание той или другой не может остаться без последствий. Изолируя одну из них, мы неизбежно приходим к ее противоположности. Объявляя все явления необходимыми мы тем самым объявляем необходимым заведомо случайное. Такая позиция свойственна метафизическому взгляду на мир. Согласно этому воззрению в природе господствует простая, непосредственная необходимость. От того, что все объявляется необходимым, мы вовсе не избавляемся от случайности, а саму необходимость сводим до уровня случайности. Провозглашая абсолютную необходимость, мы вынуждены, например, закону, управляющему управлению планет придавать то же значение, что и количеству горошин в стручке или длине хвоста у собаки.


Однако наука отделяет необходимое от случайного, т.е. отрицая случайность, мы тем самым отрицаем науку. В то же время признание одной только случайности ведет к тому, что эта случайность предстает как фатальная необходимость, рок, судьба. Цель науки - раскрыть закономерности, т.е. выяснить необходимость.

Необходимость и случайность не существуют обособленно и имеют определенный смысл лишь во взаимной связи. Случайность - это только один полюс во взаимозависимости. Другой полюс называется необходимостью. След-но, не существует такой случайности, которая в другом отношении не выступала бы как необходимость. Например, если засуха в отношении нашего сельского хозяйства является случайностью, то это не означает, что она ни в каком отношении не связана с необходимостью. Ее необходимость вытекает из климатических условий развития природных систем. Поэтому засуха по отношению к этим системам необходима.

Следовательно, случайность и необходимость выступают в качестве таковых в одном и том же отношении к данному явлению. Если же рассматривать явления в разных отношениях, то оно одновременно оказывается и случайным и необходимым.

Случайность и необходимость не только существуют вместе, но и при известных условиях переходят в друг друга. Например, многие открытия полезных ископаемых в науке были случайными. Но эти случайности положили начало необходимым этапам в развитии производительных сил и самой науки. Например, случайное открытие радиоактивности с необходимостью привело к развитию рентгенологии.

Из всего сказанного можно сделать вывод: случайность - это только один полюс взаимозависимости, другой полюс называется необходимостью, т.е. одно и тоже материальное явление, процесс, случайный в одном отношении выступает как необходимое в другом.

Далее, с одной стороны в материальном мире нет ни одного явления, в котором не присутствовали бы в той или иной степени моменты случайности. С другой стороны, нет таких явлений, которые считаются случайными, но в которых не было бы моментов необходимости.

Взаимосвязь необходимости и случайности состоит в том, что случайность выступает как форма проявления необходимости и как ее дополнение. Это означает, что необходимость не существует в чистом виде, она всегда проявляется через случайность. В свою очередь случайность придает явлению определенное своеобразие, специфику, неповторимые черты. Например, развитие орудий труда от каменного топора до компьютера это историческая необходимость, пробивавшая себе дорогу через случайности, обусловленными конкретным развитием того или иного общества. Необходимость обязательно, неумолимо пробьет себе дорогу через массу случайностей, если для этого созрели объективные условия.

Для познания важно, как можно обнаружить необходимое за случайное, ибо задача любой науки заключается в том, чтобы из множества случайностей выделить необходимость. Широко известно положение «наука враг случайности». Его следует понимать в том смысле, что науки вскрывает необходимость и не отбрасывает, отмахивается от случайности, а выясняет, почему данная необходимость проявляется через эти случайности.

В раскрытии случайности большая роль принадлежит динамическим и статистическим закона, которые отличаются по характеру вытекающих из них предвидений.

В законах динамического типа научное предвидение имеет точно определенный однозначный характер. Так, в механике, если известен закон движения и заданы его координаты, то по ним можно точно определить положение и скорость движения тела в любой момент времени (рассматривается относительно изолированная система, которая абстрагирована от случайностей).

В статистических закономерностях предвидение носит не достоверный, а лишь вероятностный характер. Это обусловлено действием множества случайных факторов, которые имеют место в массовых событиях, особей в биологических популяциях, людей в коллективах. Статистические закономерности выступают как результат закономерностей большого числа элементов. Необходимость проявляется в статистических закономерностях, возникает и уравновешивается множеством случайных факторов. Статистические законы, хотя и не дают однозначных и достоверных научных предвидений, тем не менее, являются единственно возможными при исследовании массовых явлений случайного характера. Они вскрывают нечто устойчивое, необходимое, повторяющееся.

Динамические законы оказываются предельным случаем статических, когда вероятность становится практически достоверностью.

При всем многообразии объективного мира первое, что бросается в глаза - это их обусловленность друг другом, их взаимосвязь. И в этой взаимосвязи одно из первых мест занимают причинно-следственные связи .

Причина - то, без чего не было другого явления (причиной называется действие, которое вызывает следствие - порождает другое).

Следствие - это результат действия причины.

В объективном бытии причина и следствие носят объективный характер, что подтверждается теоретическими и практическими знаниями. На практике человек убеждается, что независимо от него существуют объективные причины и следствия, с которыми он вынужден считаться в своей деятельности. Именно благодаря деятельности человека и возникает представление о причинности представления о том, что одно действие есть причина другого. Такой подход позволяет показать несостоятельность никаких сверхъестественных причин.

Классическая физика сыграла огромную роль в борьбе с индетерминизмом, обосновав причинную зависимость явлений природы, обосновав принципы детерминизма.

В более развернутом виде принцип детерминизма включает в себя :

1. Тезис о всеобщей обусловленности материальных систем и процессов, посредством которой каждая конкретная вещь приобретает и сохраняет свои характерные признаки и которая объясняет изменение явлений.

2. В основе всего многообразия отношений детерминации лежит генетическая причинная производительность. Каждое событие имеет свою причину, и этот процесс сопровождается переносом вещества, движения и информации.

3. Признание многообразия типов отношения детерминации и необязательно их сводить только к причинности (случайность, внешние условия).

4. Тезис о закономерности или регулярности отношений, т.е. они носят упорядоченный характер и подчиняются законам бытия.

5. Тезис об объективном характере всех отношений.

Например, в связи с созданием квантовой механики ряд ученых высказали мысль, что в явлениях микромира существуют признаки индетерминизма. На самом деле причинность в области микрообъектов проявляется в иной форме, чем в макрообъектах. Эта особенность связана со статистическим характером поведения элементарной частицы, например, электрона, обладающего не только корпускулярной, но и волновой природой. В области биологии и с индетерминизмом покончил научный дарвинизм, изгнав из живой природы Бога и теологию, тем самым была опровергнуто учение о спонтанных мутациях (сторонники теории онтогенеза).

Причинно-следственные связи носят универсальный всеобщий характер, т.е. кто признает объективность причинности, вынужден признавать и ее универсальность. Если мы допускаем явление без материальных причин, то вынужден допускать сверхъестественные причины. Признание универсального характера причинных связей доказывает несостоятельность агностицизма, т.е. если неизвестны причины заболеваний, то несомненно они будут вскрыты. Так было всегда во всей истории медицины.

Причина и следствие взаимосвязаны. Причина есть нечто самостоятельное, независимое от следствия, а следствие есть производное, зависимое. Но т.к. они связаны, причина порождает следствие, в какой-то мере становится следствием для других явлений. Например, условия жизни организмов, изменившись, вызывают изменение наследственности и в то же время в видоизмененном виде, т.е. в виде определенного генетического кода включается в само содержание этой наследственности. Вывод. В следствии есть то, что раньше было в причине и в то же время в следствии есть нечто новое по отношению к самой причине. Следствие оказывает обратное влияние на причину, т.е. выступает как причина других следствий.

Любое следствие является результатом многих причин, но не все они играют одинаковую роль, поэтому целесообразно различать причину, условие, повод. Условие - это то, что подготавливает возможность появления следствия. Повод - это внешние обстоятельства, помогающие развязать действия причины и не являются закономерностью. Например, было время, когда сырой воздух болот считали причиной малярии. Но это лишь благоприятное условие для размножения малярийного комара. Причиной туберкулеза является палочка Коха, а поводом к ускорению ее действия может явиться простуда, социальные условия и т.д.

Причина различна не только у различных следствий, но и у одного и того же следствия, поэтому встает вопрос о классификации причин. Здесь выделяются главные и неглавные, внутренние и внешние и т.д. Например, в процессе видового изменения организмов главной причиной является изменение условий жизни, среда. В процессе индивидуального развития при наличии всех необходимых условий главной причиной является наследственность организма, определяющая характер изменений. В превращении различных культур микробов под воздействием мутагенных средств решающая роль принадлежит последним как первоисточнику изменений. А в том обстоятельстве, что из семян пшеницы произрастает стебель и листья пшеницы, а не ржи, главной причиной является наследственная природа этого семени.

Причины могут быть общие и ближайшие (падение самолета).

Причины могут быть внутренними и внешними. Внутренние - взаимодействие частей данного явления, внешние - взаимодействие данного предмета с другими. Но это различие не носит абсолютного характера.

Основные различия видов причин связаны с особенностями развития объективного мира. Процесс развития явлений в живой природе протекает иначе, чем в неживой природе, а в обществе иначе, чем в живой природе. Поэтому причинно-следственные связи складываются по-разному.

Категории причины и следствия являются моментами, ступеньками процесса познания, т.е. человеческое познание идет от следствия к раскрытию причины. Главная задача медицинской науки скрыть причину того или иного заболевания. Например, если мы имеем с базедовой болезнью и пытаемся установить ее причину, то их оказывается много, но главным является недостаток йода, а остальные причины можно рассматривать как условия болезни.

Нельзя практически устранить следствие, не устраняя порождающих их причины.

Вопрос, почему, становится исходным в практической деятельности врача. Поэтому знание причины - одна из главных задач в медицине, ибо, зная причину, можно успешно бороться против ее возникновения, зная причину, можно предотвратить ее действие.

В медицине четко выявлено деление причин болезни на экзогенные (внешние - физические, химические, биологические) и эндогенные (внутренние - в виде некоторых наследственных дефектов и вторичные). К первой группе причин следует добавить психогенные.

Знание одних причин заболевания для успешного лечения недостаточно. Надо уметь разобраться во всем течении болезни, ибо причинная связь - это не просто предшествование, а результативная связь, когда одно явление вызывает другое, действует , а не просто предшествует. Врачу следует избегать логической ошибки, т.е. за этим - значит вследствие, по причине этого. Эта ошибка приводит к неправильной постановке диагноза и как следствие неверной методике лечения.

В правильном выборе лечения того или иного заболевания следует различать причину, условие, повод. В силу учета причин и условий в лечебной практике обычно сочетаются два момента: воздействие на различные явления, которые могут служить причиной патологических процессов (антибактериальная терапия) и терапевтические мероприятия направлены на ряд моментов, обуславливающих причинную связь (вакцинация, стимулирующая терапия, закаливание).

В медицине начальный период развития медицины причины болезней мыслились как нечто находящееся вне организма и духовное (лихорадка), затем «миазмы» как причина болезни. С возникновением микробиологии - причина микробы - монокаузализм , т.е. причина отрывается от самого организма, игнорируется роль условий, индивидуальная восприимчивость.

Кондиционализм считал, что для возникновения патологических процессов необходима не объективная причина, а только ряд условий, а организм сам творит свою болезнь. Поэтому сама болезнь есть результат суммы условий.

Диалектика, раскрывая развитие через философские законы и категории, позволяет сделать вывод о единстве микро- и макромира и пересмотреть концептуально схему эволюции. Этот пересмотр привел к выводу, что Вселенная представляет собой целостную единую систему. А это ведет к новой концепции детерминизма – неодетерминизму. Неодетерминизм – новая версия традиционного (линейного) детерминизма, которая являлась до сегодняшнего времени доминирующей в европейской культуре, привела к радикальному изменению взглядов в рамках естественнонаучной и в рамках гуманитарной традиции, т.е. неодетерминизм, естествознание позволяет перейти к нелинейной парадигме, что связано со становлением неклассической науки, начиная от квантовой механики до теории катастроф. Такой подход позволяет сделать вывод, что развитие всех систем Вселенной носит нелинейный характер. Это подтверждено синергетикой.


4. Синергетика как теория развития.

Первое использование данного термина связано с докладом профессора штудгартского университета Г. Хакена «Кооперативные явления в сильно неравновесных и нефизических системах» (в 1973 году).

Западногерманское издательство «Шпрингер» в 1975 году заказывает Хакену книгу. Уже в 1977 году монография под название «Синергетика» выходит на немецком и английском языках. Издательство «Шпрингер» открывает серию «Синергетика», в которой выходят все новые и новые труды.

Начиная с 1973 г., с той конференции, на которой впервые прозвучал этот термин, научные встречи по теме «самоорганизация» проходят каждый два года. К 1980 г. было уже выпущено пять объемных сборников докладов этих конференций. А известнейший и старейший форум физиков – Сольвеевский конгресс в 1978 г. был целиком посвящен проблемам самоорганизации. В нашей стране впервые конференция по синергетике прошла в 1982 г.

Сам термин «синергетика» происходит от греческого «синергена» - содействие, сотрудничество, «вместедействие».

По Хакену, синергетика занимается изучением систем, состоящих из большого (очень большого, огромного) числа частей, компонент или подсистем, одним словом, деталей, сложным образом взаимодействующих между собой. Слово «синергетика» и означает «совместное действие», подчеркивая согласованность функционирования частей, отражающуюся в поведении системы как целого.

При рассмотрении категорий причины и следствия мы неоднократ-но обращались к понятиям случайности и необходимости, возможно-сти и действительности. Понятия случайности и необходимости были предметом внимания философов начиная с глубокой древности. Их трактовки изменялись, некоторые философы исключали наличие слу-чайности в природе, другие - абсолютизировали ее. В синергетике, например, понятию случайности и ее роли в самоорганизации сверх-сложных систем отводится значительное, даже определяющее место. Категории случайности и необходимости имеют большое методоло-гические значение в целом ряде научных направлений: в биологии и медицине, в правоведении и истории и т. д. Фактор случайности в практической деятельности людей не менее значим, чем необходи-мость. Но еще более важно понимать их диалектику, их противоречи-вое единство.

Необходимость вытекает из внутренней сущности вещи и определя-ется ее внутренними законами, структурой, порядком. Необходимость близка к понятию закона, она неизбежно проявляется, наступает. На-пример, неисправные тормоза с необходимостью приведут к аварии автомобиля, к столкновению pro либо с близлежащими предметами, либо с движущимися другими автомобилями, либо приведут к наезду на пешехода. Как конкретно может произойти авария, кто окажется жертвой - вопрос случайности, ибо на дороге в определенный момент может оказаться кто и что угодно. Необходимость здесь определяется внутренним состоянием автомобиля, случайность — внешними об-стоятельствами. Необходимость — то, что может произойти, то, что возможно.

Необходимость - явление внутреннего порядка, она имеет причину в самой себе, вытекает из внутренней взаимосвязи явлений. Но существует не только внутренняя, но и внешняя необходимость. Так, необходимостью является притяжение тел друг к другу с силой, прямо пропорциональной массе взаимодействующих тел и обратно пропорциональной расстоянию между ними. Это внешняя необходи-мость. Случайность также может быть внутренней и внешней. Напри-мер, мутации живых организмов носят случайный характер, но они представляют собой явление внутреннего порядка, поскольку сопря-жены с перестройкой всего организма. Как же в таком случае разли-чать необходимость и случайность?

Случайность имеет свое основание не в сущности вещи, а в воздей-ствии на нее других вещей и явлений. В определении необходимости и случайности обычно опираются на категории возможности. Поэто-му она может произойти или не произойти. Случайность определяют как то, что может произойти, а может и не произойти, то, что не обя-зательно возможно. Противоположность необходимости и случайно-сти — противоположность внутреннего и внешнего. Случайность — тип связи, определяемый внешними причинами. Важно иметь в виду, что понятия внутреннего и внешнего - соотносительные. То, что является внутренним в одном отношении, внешнее в другом отношении.


На-пример, движение планет по орбитам Солнечной системы обусловле-но внутренними отношениями, связывающими эти планеты в единое целое и определяющими форму орбит, по которым они вращаются. По отношению к Солнечной системе другие космические объекты со-ставляют внешнюю среду. Но Солнечная система - элемент галакти-ки, занимает определенное место в межзвездном пространстве, и по-тому эти самые объекты — внутренний источник эволюции и планет Солнечной системы, и ближайших к ним космических тел. Поэтому и понятия случайности и необходимости соотносительные: случайное в одном отношении является необходимым в другом.

Необходимость и случайность - противоположности, но они еди-ны. Всякое явление возникает в силу внутренней необходимости, но так как его возникновение связано с множеством внешних условий, то необходимость неизбежно дополняется случайностью. Это означает, что в чистом виде не существует ни случайности, ни необходимости. Случайность — форма проявления необходимости. Открыть необходи-мость, причину, закон - значит абстрагироваться от несущественного, случайного. Но важно и другое. Исследуя уникальное явление (напри-мер, устанавливая автора произведения искусства, либо воспроизводя детали какого-либо события, либо расследуя преступление и т. д.), мы отталкиваемся от общего, необходимого, закономерного, на фоне ко-торого можно высветить индивидуальные черты, случайное, единич-ное, принадлежащее только данному автору, только данному поступку или ситуации.

На первый взгляд случайность противоречит причинности. Объяс-нение этого противоречия может быть двояким: либо случайное яв-ление не имеет причины, либо случайных явлений вообще не бывает. В действительности любое, в том числе и случайное явление, причин-но обусловлено. В понимании случайности и необходимости в XVII-веках господствовало представление, что случайности в приро-де нет — Английский философ Т. Гоббс утверждал: «Дождь, который завтра пойдет, необходим, т. е. обусловлен необходимыми причинами; но мы рассматриваем его как нечто случайное и называем его так, ибо еще не знаем причин, которые уже существуют.

Вообще случайным называется то, необходимую причину чего мы не можем усмотреть» (Гоббс Т. О теле // Избр. произв. в 2 т. Т. 1. С. 158-159). Того же мне-ния придерживается и Гольбах: «Ничто в природе не может произойти случайно; все следует определенным законам; эти законы являются лишь необходимой связью определенных следствий с причинами... Говорить о случайном сцеплении атомов, либо приписывать некото-рые следствия случайности значит говорить о неведении законов, по которым тела действуют, встречаются, соединяются, либо разъединя-ются» (Гольбах. Здравый смысл // Избранные антирелигиозные про-изведения в 2 т. Т. I.e. 35). Как видим, случайность определялась как необходимость, причина которой неизвестна. Достаточно установить причину, и случайность предстает как необходимость. Такова точка зрения механистического материализма.

Случайность изгонялась из научных теорий, она считалась второстепенным, побочным, не име-ющим принципиального значения фактором. Из отрицания случай-ности следует, что все в мире необходимо. Такая точка зрения имеет своим логическим следствием фатализм : все, что происходит, даже незначительные события, необходимы, неизбежны, являются неотъ-емлемым звеном в бесконечной цепи причинно-следственных связей. Например, герой «Театральной истории» А. Франса врач Трюбле го-ворит, что «уже в ту пору, когда солнечная система была еще только бледной туманностью... уже тогда наше существование было давным- давно обусловлено, безвозвратно предопределено, установлено раз и навсегда» (Франс А . Собр. соч. Т. 5. С. 76—77).

Фаталистическое представление оценивает как неизбежное любые события: неизбежны не только войны, революции, но и то, что у одного из руководителей нашей страны было рябое лицо, а у другого — большое родимое пятно на голове, что дочь Сталина сбежала в США и т. п. Неизбежно и то, что произойдет в будущем, и нам ничего не остается, как покорно ожи-дать приговора истории и нашей собственной судьбы. Только в начале 19 века в диалектике Гегеля , а затем и Маркса была показана связь случайности и необходимости. Энгельс подчеркивал: случайность — форма проявления необходимости, необходимость пробивает себе до-рогу сквозь толщу случайностей.

Хаос и организация. Римский император и философ Марк Аврелий Антонин писал в своем дневнике «Наедине с собой», что существуют две возможности: либо мир является огромным хаосом, либо в нем царствуют порядок и необходимость. В XX веке случайность рассма-тривается как один из важнейших факторов эволюции систем. Правда, имела место и абсолютизация случайности, связанная с отрицанием необходимости. Так, Л. Витгенштейн утверждал: «Не существует не-обходимости, по которой одно должно произойти потому, что произо-шло другое. Имеется только логическая необходимость... Вне логики все случайно» (Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1958. С. 90, 94).

Однако современная наука наглядно продемонстри-ровала и ошибочность высказывания Витгенштейна, и ошибочность отрицания случайности. В науке и философии XX века случайность рассматривается как один из важнейших факторов эволюции систем. Любые природные процессы имеют стохастическую составляющую и протекают в условиях той или иной неопределенности. Исследова-ние поведения сложных открытых систем с нелинейным развитием показывает, что их динамика определяется случайным выбором пути в момент бифуркации. В синергетике установлено, что случайность оказывает длящееся воздействие на систему.

Например, после того как система вышла из состояния бифуркации, ее развитие по-прежнему определяется теми же случайными воздействиями, которые она испы-тывала в состоянии бифуркации. В понятиях самоорганизации цен-тральное место начинает занимать хаос, который с древнейших времен представлялся как сугубо деструктивное начало мира. Традиционно под хаосом понимается нагромождение случайностей как альтернати-ва «организации», «порядку». Синергетика зафиксировала ситуации, когда хаос выступал как некоторое созидательное начало, конструк-тивный механизм эволюции, когда из хаоса возникает принципиально новая организация.

Возможность и действительность

В категориях возможности и действительности отражена из-менчивость, динамика бытия, тенденции его изменений. Возмож-ность выражает объективные тенденции развития, она возникает на основе закономерности, необходимости, сущностных сторон изме-няющейся вещи. Все ли возможно? «Для нас ничего невозможного нет» — внушали нам в период построения социализма и коммуниз-ма. Однако следует иметь в виду, что невозможность имеет такие же объективные предпосылки, как и возможность. Невозможность — понятие, противоречащее возможности. Понятие невозможности имеет двоякий смысл. Во-первых, невозможно то, что несовместимо с природой предмета. Невозможно, например, вырастить огурец из семени кедра.

Другой смысл понятия невозможности связан с отно-шениями категорий возможности и необходимости. Необходимость и возможность — звенья одной цепи: необходимость развивающегося предмета обусловливает возможность другого его состояния. Но по-скольку в развитии предмета существуют, как правило, много альтер-нативных возможностей, постольку выбор одной из них не является необходимым. Реализация одной возможности делает невозможной реализацию остальных. Кто из нас не испытывал сожаления о при-нятом решении, о необдуманных поступках, которые повлекли непо-правимые последствия. Зачастую невозможность существует в форме упущенной возможности. Возможность в таком случае предстает как то, что не невозможно, и одновременно то, что не необходимо. По-нятие действительности используется в двух смыслах.

Во-первых, действительность это наличное бытие, это мир, в котором мы живем, это наше сознание как образ мира. Понятие действительности отно-сится также к бытию отдельного предмета, это настоящий момент, характеризующий состояние объекта. Во-вторых, действительность определяется как реализованная возможность. В этом смысле по-нятие действительности является соотносительным с категорией возможности. Это противоположности, взаимно переходящие друг в друга. Возможность потенциальна, действительность актуальна. Возможность — понятие абстрактное и бедное в содержательном от-ношении. Действительность — понятие конкретное и богатое по со-держанию, поскольку в свой объем оно включает множество свойств, индивидуально-неповторимых черт.

Каждый предмет существует в определенной среде, создающей предпосылки для образования множества связей. Поэтому существу-ет множество возможностей, которые могут быть существенными или несущественными, случайными либб необходимыми. Решающая роль в реализации возможности принадлежит внутренним и необхо-димым связям, но условия ее реализации, хотя и имеют случайный характер, также оказывают большое, а иногда решающее влияние на ход развития. Поэтому и действительность также представляет собой единство необходимого и случайного.

Виды возможностей. Различают реальную и формальную, аб-страктную и конкретную возможности. Реальная возможность озна-чает наличие условий, при которых возможность может стать дей-ствительностью. Формальная возможность — результат случайных факторов развития. Например, формально каждый гражданин Рос-сийской Федерации может стать депутатом Государственной думы, миллиардером, иметь несколько детей и т. п. Очевидно, однако, что для большинства граждан такая возможность может и не стать дей-ствительностью.

Различие абстрактной и конкретной возможности — это различие сущности и существования, а также идеального образа предмета и его объективных, не зависящих от нашего сознания особенностей. В на-шей философской литературе зачастую отождествляются конкретная и реальная возможность, с одной стороны, и формальная и абстракт-ная — с другой. В этом случае реальная возможность определяется наличием условий ее реализации, а формальная или абстрактная воз-можность — отсутствием в данный момент условий для превращения возможности в действительность.

Для сложных систем существует, как правило, несколько альтер-нативных путей развития. В одной и той же среде могут возникать разные структуры, процесс развития может осуществляться многова-риантно, в силу чего возможны неожиданные повороты в развитии. Поэтому прогнозы — экстраполяции от наличного - могут быть не-надежными либо просто ошибочными. И тем не менее в данной сре-де возможен не любой вид эволюции, а лишь определенный спектр путей. Количественное соотношение между альтернативными воз-можностями может быть выражено математически как степень ве-роятности наступления некоторого возможного события. Человек в своей деятельности учитывает реальные возможности и создает условия для их превращения в действительность.

В концепциях детерминизма одно из центральных мест занимают категории необходимости и случайности. Необходимость выступает в качестве определяющей характеристики причинно-следственных связей и отношений регулярной обусловленности, выражаемой в понятиях закона и закономерности. Одновременно в любой концепции детерминизма требуется и выявление ее отношения к существованию в мире случайности.

Связи между причинами и следствиями могут быть не только строго детерминированными, но и случайными.

Необходимость - это такая однозначно обусловленная связь явлений, при которой наступление причины обязательно влечет за собой вполне определенное следствие, т. е. она вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий.

Случайность - такая связь причины и следствия, при которой допускается реализация любого альтернативного следствия. При этом то, какой именно вариант осуществится, зависит от стечения обстоятельств и условий. То есть случайное событие наступает как результат неизвестных причин. Другими словами, случайность имеет основание и причину преимущественно не в самом себе, а в другом, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных, что может быть, а может и не быть, может произойти так, но может произойти и по-другому.

Если докопаться до глубины явления, получится, что у случайного тоже есть причина или причины, так как случайность не может возникнуть хаотично и из «ничего».

Мерой возможности наступления случайного события является вероятность.

Пример: закон тяготения - это необходимость, но формы проявления этой необходимости будут, скажем, падение мяча в играх, падение человека на землю (если он поскользнулся) и др. На первый взгляд эти явления случайны, но причиной их падения является необходимый закон всемирного тяготения. Марксизм говорит, что случайность есть форма проявления необходимости.

Проясним этот вопрос поподробнее.

Суть проблемы заключается в следующем. Если принимать принцип причинности, то и случайные явления следует считать причинно обусловленными. Но обязательным признаком причинной связи является необходимость, следовательно, случайность тоже необходима и объективное противопоставление необходимости и случайности лишается смысла.

В истории философии предлагались два выхода из этой ситуации: во-первых, случайность исключалась из детерминизма и постулировалось объективное существование абсолютной случайности как ни чем не обусловленного события, явления, процесса; во-вторых, случайность объявлялась лишь продуктом нашего незнания причин того или иного явления. Первое решение вело к отрицанию принципа детерминизма, второе - к лишению категории случайности объективного познавательного значения.

Но каким бы соблазнительным ни выглядело предложение отказаться в рамках детерминистского учения от объективного существования случайности, в конечном счете оно ведет к абсурдным выводам.

Если необходимости приписывается абсолютный, ни от чего не зависимый характер, то случайности действительно не остается места в науке. Необходимость такого рода приобретает характер рока, судьбы, предопределенной миру раз и навсегда свыше. Необходимость причинного обусловления, и необходимость закона зависят от наличия определенных условий. Необходимость всегда опосредуется определенным кругом условий, наличие или отсутствие которых не всегда определяется необходимостью. Эта предпосылка лежит в основе познания наукой необходимости и целенаправленной деятельности людей по преобразованию окружающего мира.

Необходимость относительна. Говоря о необходимости того или иного предмета, процесса, явления, мы всегда неявно или явно определяем и совокупность тех условий, по отношению к которым явления являются необходимыми. Приписывая относительный характер необходимости, мы одновременно должны приписывать относительный характер и случайности. Одно и то же явление может выступать и как необходимое, и как случайное, но по отношению к разным условиям. Одно и то же выступает как необходимое в одном отношении и как случайное в другом, причем второй стороной этого отношения выступают условия, совокупность различного рода факторов, влияющих на процесс детерминации.

Рассмотрим еще один пример. Если два человека встречаются в определенном месте, не договариваясь о такой встрече, то встреча рассматривается как случайная; она не входит в линию существования этих двух людей; она могла быть, а могла и не быть. С другой стороны, если эта встреча планируется с обеих сторон и определяется интересами этих людей, то она является необходимой.

Примером могут служить также несчастные случаи: производственные травмы, дорожные аварии и т. д. Известно, что организация производственного процесса включает правила техники безопасности, соблюдение которых исключает травматизм. Относительно этих правил несчастный случай на производстве не является необходимым, и если он происходит, то в силу случайного стечения обстоятельств.

Случайными в науке считаются также события, которые возникают при вариации условий. Случайными являются изменения в наследственной структуре организмов, ибо они определяются действием многих факторов, непосредственно не связанных с жизнедеятельностью. Случайным является выпадение той или иной стороны монеты при бросании, поскольку исходные условии бросания монеты определенным образом варьируются.

Любое случайное событие причинно обусловлено и по отношению к определенной группе детерминирующих факторов является закономерным.

В связи с сосуществованием случайных и необходимых явлений следует обратить внимание на утверждение: «Наука - враг случайности». Если понимать эту формулу в том смысле, что наука не должна интересоваться случайностью, то эта формула, безусловно, ложна и не соответствует практике научного исследования .

Цель научного исследования случайных процессов и явлений заключается в том, чтобы за случайностью обнаружить необходимость, причинную обусловленность, закономерность. Поэтому для диалектического детерминизма важно не только обоснование объективного существования случайности, но и выявление связи случайности и необходимости.

  • Интерес науки к изучению случайных явлений и процессов возрастал в геометрической прогрессии начиная с XVIII в. Для исследования случайных процессов были выработаны специальные, так называемые вероятностно-статистические методы исследования, которые широко используются в физике, биологии, социологии, в других науках.Однако если эту формулу понимать как отрицание существования случайности абсолютной, не связанной с необходимостью и не подчиняющейся принципу причинностии закономерности, то такая случайность действительно исключается наукой.

В предшествующие десятилетия в СССР и странах Восточной Европы в философских исследованиях и учебных курсах диалектического материализма значительное внимание уделялось категориям необходимости и случайности, возможности и действительности, сущности и т.д. Настало время непредвзято ответить на вопрос о правомерности использования этих категорий в философии и частных науках.

Что понималось под необходимостью, случайностью и возможностью в философии диалектического материализма? В работах «Понятие» , «Понятие как форма мышления» , «Логика как часть теории познания и научной методологии» Е. К. Войшвилло описывает понятия сущности, существенных и необходимых признаков. Все признаки предметов некоторого вида Е. К. Войшвилло делит на случайные и неслучайные. Случайные признаки обусловлены внешними обстоятельствами, неслучайные не обусловлены внешними обстоятельствами. Неслучайных признаков предметов некоторого вида (родовых неслучайных признаков) бесконечное множество. Это, так сказать, признаки «сами по себе». Человеку на определенном этапе познания известно конечное множество признаков предметов некоторого вида. Это, так сказать, признаки «для нас». Все неслучайные признаки являются существенными. Последнее утверждение явно Е. К. Войшвилло не выражено, но вытекает из следующего текста: «Множество признаков этого рода [неслучайных. — В.И. ], познанных на том или ином этапе развития знания. Оно всегда конечно, причем в определенных случаях - при относительной завершенности процесса познания предметов на некотором этапе - это множество также представляет собой определенную систему... Одни признаки здесь обусловливают другие, эти последние - третьи и т.д. В силу этих отношений субординации одни признаки системы можно охарактеризовать как более существенные, другие - как менее существенные [разрядка наша. - В.И. . Таким образом, неслучайные, то есть существенные, признаки - это те, которые обусловлены внутренними обстоятельствами, а также те, о которых нам известно только то, что внешними обстоятельствами они не обусловлены. «Среди неслучайных признаков предметов можно выделить совокупность некоторых наиболее существенных (основных) признаков, обусловливающих все остальные, общие для данных предметов... Совокупность основных существенных признаков того или иного вида конкретных предметов действительности называется их сущностью» . И далее: «Сущность предметов того или иного вида составляют обычно признаки, недоступные наблюдению. Они выявляются теоретическим способом именно в результате построения и обоснования теории, объясняющей известные признаки изучаемых предметов. Кстати, именно в процессе построения такой теории прежде всего происходит отделение неслучайных признаков от случайных. Случайные выделяются тем, что не поддаются объяснению и не вписываются в возникающую при построении теории систему» . Что понимается под обусловленностью одних признаков другими? «Из этой совокупности [сущности. - В.И. ] в сочетании с законами соответствующей области действительности могут быть логически выведены все известные общие для данных предметов и неслучайные для них признаки» . Что в объективной действительности соответствует отношению логической выводимости из утверждений о наличии одних признаков утверждений о наличии других «в сочетании с законами соответствующей области действительности»? Этому отношению, по-видимому, соответствует детерминированность одних свойств другими при наличии определенных условий, или же обусловливающие признаки выступают в качестве необходимых условий существования обусловленных признаков, то есть таких условий, без которых обусловленные признаки не могут появиться.

Выделяя в предметах основные существенные признаки и производные существенные (обусловленные основными), Е. К. Войшвилло пишет, что последние можно охарактеризовать как «необходимо присущие» предметам. Первые же присущи предметам фактически и «лишь в некотором тривиальном смысле - ради обобщения - можно говорить о необходимой присущности также и этих признаков...» . То есть фактически Е. К. Войшвилло делит все признаки на случайные и неслучайные-существенные, а последние на основные и производные-необходимые. Основные существенные признаки не являются необходимыми в строгом смысле.

Е. К. Войшвилло критикует «представление о том, что у предметов того или иного вида или даже отдельных предметов имеется некоторая абсолютная сущность», которая является пределом познания этих предметов . «Сущность предметов некоторого качества, т.е. предметов некоторого класса, выявленная на некотором уровне познания, является основой качественной специфики этих предметов, но лишь в той мере, в какой эта специфика нам известна на данном этапе познания. Исходя из этой сущности, мы можем объяснить известные общие, специфические для данных предметов (неслучайные) их признаки. В процессе дальнейшего развития знания о соответствующих предметах открываются новые качества, свойства предметов, которые нельзя объяснить исходя из познанной сущности. В таком случае происходит - в результате поиска нужных объяснений - проникновение в «более глубокую» сущность предметов, открытие таких их признаков, исходя из которых могут быть объяснены все известные ранее и вновь открытые их особенности. Таким образом, согласно взглядам марксизма, существуют сущности разных уровней или порядков» . Здесь же Е. К. Войшвилло приводит известное высказывание В. И. Ленина о движении познания «от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т.д.» .

Таким образом, с одной стороны, основные существенные признаки не являются необходимыми в точном значении этого слова, а с другой, в конечном счете они обусловлены более глубокой сущностью, которую мы еще не знаем, и в силу этого являются необходимыми.

Каков выход из этого противоречия? Следует либо признать основные существенные признаки необходимыми, либо допустить некоторый объективно существующий предел познания.

Еще одна проблема, которую обсуждает Е. К. Войшвилло, заключается в следующем: является ли сущностью совокупность признаков, или же к ней относятся законы? Он пишет: «Законы согласно известной характеристике В. И. Ленина суть связи, обусловленные той или иной сущностью... Сущность предметов того или иного класса обусловливает характерные для этих предметов свойства. Каждая такая обусловленность явлений является законом» .

Оказывается, что законы функционирования предметов не включаются в их сущность, но представляют собой связи между сущностью и существенными признаками, не входящими в сущность. Сами законы, поскольку они обусловлены сущностью, по-видимому, следует отнести к необходимым связям. Концепция Е. К. Войшвилло представляется наиболее последовательной. Однако ее изучение завершается вопросами: «Правомерно ли все признаки предметов некоторого вида, обусловленные внутренними обстоятельствами, считать существенными?»; «Являются ли основные существенные признаки необходимыми?»; «Могут ли характеризоваться в качестве существенных связи (законы) или же эти характеристики правомерно применять только к признакам?»; «Можно характеризовать законы как необходимые связи или же таковыми являются только признаки?»; «Правомерно ли говорить о сущности отдельного предмета, явления и т.д.?»; «Справедливо ли утверждение о бесконечном движении познания от сущности некоторого уровня к сущностям более глубоким?»

Объем статьи не позволяет рассмотреть другие точки зрения по обсуждаемому вопросу. Представим, по крайней мере, некоторые из них в обобщенном виде.

Под случайными понимается то, что не обусловлено сущностью, а под необходимостью то, что обусловлено ею. Возможными являются обстоятельства, отсутствие которых сущностью не обусловлено.

Методологические принципы формирования обсуждаемых (и других) категорий, как правило, не соблюдаются. Более того, при описании категорий не соблюдаются требования логики к определениям, прежде всего правила ясности и недопущения кругов в определениях. Однако во многих случаях категории поясняются на примерах, особенно из области естествознания и политики; не до конца выяснен вопрос о целесообразности использования обсуждаемых категорий вне философии. Противоречивые мнения на этот счет требуют специального обсуждения.

Указанные в названии статьи категории употребляются в философии с древнего времени. Хорошо известно учение Аристотеля о необходимости, случайности и возможности. Другим примером может служить философия Демокрита. Излагая взгляды Демокрита по исследуемой проблеме, следует ответить на вопрос, признавал ли Демокрит случайные явления. Ответ является положительным. Сошлемся на мнение В.П.Горана. Последний рассматривает свидетельство Аэция, используемое в качестве аргумента в защиту точки зрения о непризнании Демокритом случайных явлений: «Ни одна вещь не происходит попусту, но все в силу причинной связи и необходимости». Здесь «попросту» (греческое «матэн») - это «случайность». В. П. Горан не считает приведенное свидетельство достаточным основанием, для того чтобы считать, что Демокрит не признавал случайные явления, так как Аэцием это высказывание приписывается Левкиппу, а Феодоретом, тоже приводящим это высказывание, - «сторонникам Демокрита». Иначе говоря, нет уверенности, что это высказывание, безусловно, соответствует взглядам Демокрита. Решающим аргументом в пользу того, что Демокрит не признавал случайности, многие авторы считают высказывание «об идоле случая», явно принадлежащее Демокриту. Приведем его, вслед за Гораном, в переводе А. Р. Маковельского: «Люди измыслили идол (образ) случая, чтобы пользоваться им как предлогом, прикрывающим собственную нерассудительность» . В. П. Горан пишет: «Очевидно, что такое истолкование фрагмента действительно выглядит как весомый аргумент в пользу мнения, будто Демокрит считал случайность фикцией. Но дает ли для этого основание сам оригинал фрагмента, если рассматривать его не изолированно, а в контексте, причем в контексте не только приводимых Дионисием и Стобеем цитат, но и в более широком - контексте всей дошедшей до нас литературы того времени. Если присмотреться к текстам достаточно внимательно, то такого основания нет» . В фрагменте сказано, что Демокрит говорит об идоле случая, обозначая случай словом «тюхэ». Этим словом древние греки обозначали не только случайность, но и судьбу. Горан обоснованно утверждает, что этим высказыванием Демокрит критикует концепцию фатальной судьбы. Таким образом, нет оснований утверждать, что в этом или каких-либо других высказываниях, приписываемых Демокриту, отрицается случайность.

В то же время есть свидетельства о признании Демокритом возможности случайных явлений. Случайным Демокрит называл то, что вызвано внешними причинами и не присуще вещам «по природе», а необходимым - то, что вызвано внутренними причинами и присуще вещам «по природе». Хотя термин «по природе» не является достаточно ясным, можно считать, что «принадлежать по природе» - более сильная характеристика, чем «быть вызванным внутренними причинами».

На основе свидетельств древних авторов, изложенных в книге С. Я. Лурье «Тексты. Перевод. Исследования», других работ С. Я. Лурье, работ В.П. Горана, О.А.Маковельского и др. можно утверждать, что для понимания взглядов Демокрита на исследуемые категории необходимо учитывать его учение об атомах и возможных мирах. Все существующее Демокрит делит на необходимое (существующее во всех случаях) и случайное (существующее не во всех случаях), а последнее на существующее в большинстве случаев (возможное первое), существующее в меньшинстве случаев (возможное второе) и существующее в половине случаев (возможное третье). Необходимыми являются качества, обуслоаленные составом атомов, и в силу этого принадлежащие телам «по природе». Эти качества принадлежат всем телам, состоящим из одинаковых атомов, и принадлежат всегда. Качества, обусловленные способом соединения атомов, не являются принадлежащими телам «по природе», поскольку тела воздействуют друг на друга и расположение атомов в телах от этого изменяется. Эти качества являются случайными, поскольку они принадлежат не всем телам и не всегда. Ясно, почему Демокрит не выделяет следующие возможности: «принадлежащее всем предметам, но не во всех случаях», «принадлежащее не всем предметам (некоторым), но во всех случаях». Такого с точки зрения его учения об атомах быть не может.

Случай 1. Изменение популяции в результате дрейфа генов. Здесь используются следующие понятия. Случайность 1: случайными называются сочетания различных аллельных генов в половой клетке. Случайность 2: случайным образом особи выбирают себе партнеров при спаривании. Случайность 3: случайным образом могут происходить изменения генофонда в небольших изолированных популяциях (дрейф генов). Случайности 1 и 2 обобщаются в одно понятие: случайным является событие, если ни оно, ни его отсутствие не детерминировано ни внешними, ни внутренними факторами. Это случайность (1,2). Такое понятие случайности соответствует третьему понятию случайности Демокрита, случайности как равновероятности.

Случайность 3 можно описать и объяснить посредством теории случайных массовых явлений. Случайное массовое явление представляет собой множество отдельных событий. Американский ученый Д. Пойа в книге «Математика и правдоподобные рассуждения» приводит следующий пример случайного массового явления: «Дождь - массовое явление. Оно состоит из очень большого числа отдельных событий, из падения очень большого числа дождевых капель. Эти капли, хотя и очень похожие одна на другую, отличаются в различных отношениях: в размере, в месте, где они падают на землю, и т.д. В поведении дождевых капель есть нечто такое, что мы должным образом описываем словом «случайное». Чтобы ясно понять значение этого термина, представим себе такой эксперимент. Понаблюдаем первые капли на мостовой, когда начал идти дождь... Сосредоточим свое внимание на двух камнях, которые мы назовем «правым камнем» и «левым камнем». Мы наблюдаем капли, падающие на эти камни, и отмечаем порядок, в котором они ударяются. Первая капля упала на левый камень, вторая на правый, третья снова на правый, четвертая на левый и т.д. без видимой закономерности, например:

л п п л л л п л п л п п л п п

(П для правого, Л для левого). В этой последовательности дождевых капель нет никакой закономерности. Действительно, наблюдая некоторое число капель, мы не можем разумно предсказать, куда упадет следующая капля. Мы сделали выше пятнадцать записей. Глядя на них, можем ли мы предсказать, какой будет шестнадцатая запись, П или Л? Очевидно, не можем. С другой стороны, в падении дождевых капель какого-то рода закономерность существует. В самом деле, мы можем с уверенностью предсказать, что в конце дождя оба наши камня будут одинаково мокры, т.е. число капель, упавших на каждый камень, будет почти пропорционально площади его открытой горизонтальной поверхности. В том, что это гак, никто не усомнится, и метеорологи, конечно, предполагают, что это так, при конструировании своих дождемеров. Все же здесь есть что-то парадоксальное. Мы можем предвидеть, что произойдет в конечном итоге, но не можем предвидеть деталей. Дождь - типичное случайное массовое явление, непредсказуемое в некоторых деталях, предсказуемое в некоторых числовых пропорциях целого .

В логике случайные массовые явления описываются посредством обобщающей индукции через отбор случаев, исключающих случайные обобщения. Методология этой индукции включает в себя ряд принципов. Мы приведем лишь те из них, которые могут объяснить суть явления, называемого дрейфом генов.

В логике и социологии случайное массовое явление (множество всех событий, составляющих явление) называют генеральной совокупностью. В нашем случае это популяция, от которой еще не отделилась часть особей. Множество предметов, выбираемых для исследования, называется выборкой, или выборочной совокупностью. Здесь это часть особей исходной популяции, которая от нее отделилась и может развиться в новую популяцию. Принципы отбора предметов из генеральной совокупности в выборку:

1) должны выбираться предметы из всех подклассов генеральной совокупности; в данном случае для исследования следует выбрать особи из всех подклассов, отличающихся генотипами особей, образующих эти подклассы; поскольку в обсуждаемом случае отбор осуществляет природа, то для того чтобы дрейфа генов не произошло, отделившаяся часть популяции должна содержать представителей всех генотипов;

2) количество предметов, включаемых в выборку из образованных подклассов генеральной совокупности, должно быть пропорционально величинам этих подклассов; например, если по видам генотипов образованы три подкласса, в один из которых входит 1/2 всех особей, а в два другие по 1/4, то и в выборке должна быть половина особей первого генотипа, а вторая половина выборки должна содержать представителей двух других генотипов в равных количествах; если этот принцип «природой не соблюден», то может произойти дрейф генов;

3) необходимо взять оптимальное число предметов для исследования; может, к примеру, возникнуть такая ситуация: исследуем 100 предметов, при соблюдении всех других принципов получаем определенный результат, увеличиваем число исследуемых предметов до 500, результат изменяется, увеличиваем до 600, результат опять изменяется, а при дальнейших увеличениях числа исследуемых предметов изменения результата не наблюдаются.

Что же происходит в ситуации, называемой дрейфом генов? Здесь сама природа как бы «нарушает указанные принципы», по крайней мере какой-то одни из них. Речь, конечно, идет о том, что фактически происходит так, что отделяется слишком малая часть популяции или же в отделившуюся часть популяции попадают представители не всех генотипов, или же представители генотипов представлены не в той пропорции, в какой они содержатся в основной популяции. Результатом этого является нарушение условий воспроизведения генофонда. Условия нарушаются в результате внешних по отношению к исходной популяции воздействий. Таким образом, под случайностью 3 следует понимать нарушение условий воспроизведения генофонда под влиянием внешних факторов (под влиянием изменения условий существования популяции), а в обобщенном виде случайность 3 - это то, что возникает под влиянием внешнего воздействия на познаваемый объект (на особь, предмет, систему и т.д.).

Дрейф генов - случайное явление. Если указанные выше условия и принципы соблюдены, то дрейфа генов не происходит, то есть действует закон о постоянстве генофонда популяции на протяжении ряда поколений - закон Харди-Вейнберга. Заметим, что он имеет место в большой популяции, когда не происходят мутации и действует второй закон Менделя - закон независимого распределения. Говорить о соблюдении приведенных выше методологических принципов, кроме принципа, основанного на законе больших чисел, в этом случае не имеет смысла, поскольку утверждение относится не к выборке, а к самой генеральной совокупности. Закон Харди-Вейнберга действует и в случае отделения части особей от основной популяции, если соблюдаются все указанные условия и принципы. Он констатирует необходимость постоянства генофонда популяции. Как охарактеризовать это понятие необходимости? Природа этого понятия та же, что и понятия необходимости Демокрита: «происходит во всех случаях и всегда». Можно ли говорить о данном понятии необходимости как о понятии того, что обусловлено сущностью системы? Думаем, что можно. Явление - постоянство генофонда на протяжении ряда поколений. Сущность (в данном отношении) - чем это постоянство детерминировано - указанные выше условия и принципы, понимаемые, конечно, в данной ситуации как свойства системы.

Таким образом, случайность (случайность 3) - то, что обусловлено внешними условиями существования системы, необходимость (необходимость 1) - то, что обусловлено сущностью системы. Можно считать эти категории парными. Случайность как равновероятность, как недетерминированность события или его отсутствия - это случайность (1, 2) .

Случай 2. Признаки организма, необходимые или случайные для его выживания. Под организмом понимается популяция, поскольку именно она является эволюционирующей единицей. Системой, относительно которой решается вопрос о необходимости или случайности, является популяция вместе со средой обитания. Условия обитания являются сущностью системы. Необходимым для выживания организмов признаком является такой, сохранение (но не возникновение) которого детерминировано сущностью системы. Это необходимость не по происхождению (необходимость 2). Признак является невозможным не по происхождению, если системой (популяция вместе со средой обитания) детерминирована гибель организмов, обладающих данным признаком. Признак является случайным не по происхождению, если системой не детерминированы ни его сохранение, ни его утрата.

Случай 3. Мутации. Здесь употребляются следующие понятия необходимости и случайности. Необходимыми по обстоятельствам являются мутации, вызываемые искусственным путем, в результате целенаправленного воздействия на хромосомы и гены, то есть необходимостью по обстоятельствам называется явление, существование или возникновение которого детерминировано внешними обстоятельствами. Случайность по обстоятельствам - мутации происходят в результате естественных внешних причин, но не у всех особей, а у меньшинства, и обусловленность не является детерминистической. Спонтанная случайность - мутации, происходящие без видимых причин иногда и только у отдельных особей. (Заметим, что термин «спонтанные» введен биологами.)

Случай 4. Генетическая обусловленность признаков организма. При исследовании названной обусловленности признаков используются следующие понятия необходимости, случайности и возможности. Необходимостью является однозначная детерминация признака генокодом организма. Случайностью является неоднозначная обусловленность признака спецификой генетического материала. Возможными являются признаки, детерминированные неоднозначно генетическими аномалиями. Чаще всего возможности выражаются числами, большими 0 и меньшими 1.

Ответ на вопрос об использовании исследуемых категорий в биологии является положительным.

На основе изложенного можно сформулировать родовые и видовые категории необходимости, случайности и возможности.

Наиболее общее понятие необходимости. Необходимым (свойством, отношением, связью, событием и т.д.) является то, что однозначно детерминировано внутренними факторами вещи, системы и т.д. или внешними обстоятельствами их существования. Используемое здесь понятие однозначной детерминации поясняется на примерах. Так, электропроводность металлов однозначно детерминирована наличием в них свободных электронов, а некоторые заболевания неоднозначно детерминированы генными или хромосомными аномалиями, то есть при этих аномалиях в зависимости от тех или иных обстоятельств заболевание может наступить, а может и не наступить. Неоднозначная детерминированность существует объективно, что, на наш взгляд, показано не только в биологии, но и в других науках, по крайней мере в естественных. Поэтому вряд ли можно согласиться с утверждением Ф. Энгельса о том, что неопределенность может быть только познавательной, что вытекает из следующего высказывания классика марксизма-ленинизма: «...Чем свободнее суждение человека по отношению к определенному вопросу, с тем большей необходимостью будет определяться содержание этого суждения; тогда как неуверенность, имеющая в своей основе незнание и выбирающая как бы произвольно между многими различными и противоречащими друг другу возможными решениями, тем самым доказывает свою несвободу, свою подчиненность тому предмету, который она как раз и должна была бы подчинить себе» . То есть при однозначной детерминации соответствующая причина является достаточным условием для возникновения определенного следствия. При неоднозначной детерминации (квазидетерминации) причина является достаточным условием для возникновения одного из нескольких определенных следствий, но какого именно, установить в принципе невозможно.

Синонимом слова «необходимость», употребляемого для выражения общего понятия необходимости применительно к будущим событиям, является слово «неизбежность». Понимание необходимости как неизбежности соответствует как обыденному, так и научному употреблению слова «необходимость».

Как соотносится это наиболее общее (родовое) понятие необходимости с пониманиями необходимости Демокритом, марксистскими философами и биологами?

Демокрит. Необходимым является то, что присуще вещам по природе, а значит (строго), детерминировано внутренними причинами.

Марксистские философы. Необходимым является то, что «следует из внутренней существенной связи вещей»; что обусловлено сущностью вещи; что обусловлено внутренними причинами вещи, явления. (Мы рассматриваем лишь понимания необходимости, входящие, на наш взгляд, в «рациональное зерно» марксистской философии.)

Биологи. Необходимым является признак, сохранение которого детерминировано внутренней сущностью системы (популяции, рассматриваемой вместе со средой обитания); необходимость - это то, что обусловлено сущностью системы; необходимость - это явление, существование или возникновение которого детерминировано внешними обстоятельствами; необходимостью является однозначная детерминация заболевания генокодом организма.

Все перечисленные понятия оказываются видовыми по отношению к наиболее общему понятию необходимости (родовому понятию необходимости), сформулированному выше.

От родового понятия необходимости перейдем к видовым понятиям. Выделяем следующие видовые понятия необходимости.

Классическая (сущностная) необходимость - то, что строго детерминировано сущностью вещи, системы и т.д. Примером сущности может служить генокод организма. Заметим, что известное высказывание В. И. Ленина о движении познания от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т.д. является верным в ограниченной области познания. Например, по крайней мере в некоторых случаях знание генокода не требует поиска более глубокой сущности организма.

Функциональная необходимость: признак является необходимым, если условиями существования его носителя однозначно детерминировано выполнение определенных функций носителем признака. Примером может служить понятие необходимости не по происхождению, употребляемое в биологии: необходимым для выживания организмов признаком является такой, сохранение (но не возникновение) которого детерминировано внутренней сущностью системы (популяцией, рассматриваемой вместе со средой обитания).

Необходимость по обстоятельствам - явление, существование или возникновение которого однозначно детерминировано внешними обстоятельствами. Примерами такой необходимости являются мутации, вызываемые искусственным путем, то есть путем целенаправленного воздействия на хромосомы и гены. Это понятие применимо и к социальным явлениям.

Сформулируем наиболее общее (родовое) понятие случайности. Случайность - то, что не детерминировано ни внутренними факторами вещи, системы и т.д., ни внешними обстоятельствами их существования или же детерминировано, но не однозначно.

Основные видовые понятия случайности.

Классическая случайность: явление, которое неоднозначно детерминировано сущностью предмета, системы.

Функциональная случайность: признак является случайным, если условиями существования его носителя неоднозначно детерминировано или не детерминировано выполнение определенных функций носителем признака. Примером такой случайности может служить описанная случайность не по происхождению.

Случайность по обстоятельствам - явление, существование или возникновение которого неоднозначно детерминировано внешними обстоятельствами.

Возможность - то, отсутствие чего не детерминировано однозначно ни внутренними факторами, ни внешними обстоятельствами.

Исходя из такого понимания возможности все необходимое является возможным. Видами этой возможности являются возможности, характеризуемые количественно посредством теории вероятностей, то есть при принятии за меру вероятности чисел (рациональных), больших нуля и меньших единицы. Частными случаями возможностей при таком подходе являются обобщения возможностей Демокрита:

B 1 - признак присущ большинству предметов в большинстве случаев;

В 2 - признак присущ большинству предметов в меньшинстве случаев;

В 3 - признак присущ меньшинству предметов в большинстве случаев;

В 4 - признак присущ половине предметов в половине случаев;

В 5 - признак присущ меньшинству предметов в меньшинстве случаев.

Остается ответить на два вопроса.

Первый. Как соотносится описанное понимание случайности с обыденным ее пониманием как малой вероятности того, что, например, событие произойдет? В научном познании вряд ли целесообразно считать событие, вероятность осуществления которого более 1/2, не случайным. Тогда придется признать его необходимым, что неверно.

Второй. Как быть с одним из пониманий возможности (например, одна из возможностей Аристотеля), согласно которому необходимое возможным не является. Такое понимание правомерно, но это уже другая возможность. Для нее целесообразно ввести особое название, от чего в данной работе мы воздержимся.

Какова методологическая роль исследованных и других философских категорий? Как известно, методология - это прескриптивная (предписывающая) часть науки. Методологию составляют принципы, приемы, методы. Философские категории, как и понятия конкретных наук, не являются предписаниями. Почему можно говорить о методологической роли философских категорий?

Категории относятся к мировоззренческой части науки. Они служат ориентиром в познавательной и практической деятельности, обусловливают определенный взгляд на действительность. Философский взгляд на действительность способствует ее более успешному познанию. Система категорий представляет собой как бы сетку, накладывая которую на действительность, создают ориентиры для познания последней. Н. П. Французова пишет следующее о методологическом значении философских категорий: «Для теоретических обобщений особенно важны философские категории, в которых концентрируется опыт предшествующего развития человечества, его познавательной деятельности. Эти категории используются как своего рода логическая сетка, с которой ученый подходит к обобщению полученного материала, как определенная методологическая предпосылка научного исследования, которая помогает ему найти наиболее успешные пути научного познания мира» . Относя категории и другие философские средства познания к субъективным аспектам науки, Н. П. Французова далее пишет: «... Под субъективными моментами понимаются не только иллюзии, заблуждения человека в процессе познания, но и определенные логические конструкции, выступающие с необходимостью как строительные леса при создании теоретических построений, ставящих своей задачей наиболее точное отображение объективного мира и его закономерностей» .

Знание философских категорий способствует наиболее плодотворному общению представителей различных конкретных наук, а также представителей различных отраслей одной и той же науки. Система философских категорий - основа языка межнаучного и внутринаучного общения.

Что касается исследуемых категорий, то знание типов необходимости, случайности и возможности облегчает исследование конкретных явлений, поскольку настраивает на поиск определенных обусловленностей в конкретном разделе той или иной науки. В тех же случаях когда обнаруживаются явления, не подпадающие под описанные типы необходимости, случайности или возможности, задачей науки является разработка новых понятий. Затем эти новые понятия будут использованы философией для обобщения ранее созданных понятий, а затем результаты обобщений будут в свою очередь использованы конкретными науками и т.д.

Французова Н.П. Марксистско-ленинская философия - методология естественных и общественных наук. М., 1969. С.22.

Перекрещивания независимых причинных процессов, событий; способ превращения возможности в действительность, при котором в данном объекте, при данных условиях имеется неск. различных возможностей, могущих превратиться в действительность, но реализуется только одна из них; проявления Н. и дополнение к ней.

Н. вызывается главными, регулярными причинами процесса, полностью ими детерминирована в данном отношении, характеризуется строгой однозначностью и определённостью, часто неизбежностью, подготовлена всем предшествующим ходом развития явлений. Но Н. не сводится к неизбежности. Последняя - только одна из стадий её развития, одна из форм её осуществления. С. столь же причинно обусловлена, как и Н., но отличается от неё особенностью своих причин. Она появляется и результате действия отдалённых, нерегулярных, непостоянных, незначительных, малых причин или одновременного воздействия комплекса сложных причин, характеризуется неоднозначностью, неопределённостью своего протекания. Один и тот же причин может обусловливать необходимые процессы на одном структурном уровне материи, в одной системе связей и одновременно вызывать случайности на др. уровне или в др. системе связей.

В зависимости от степени детерминированности, причин возникновения, форм проявления, структуры и характера действия, а также роли для практики и развития науки Н. макет быть подразделена на такие осн. виды: Н., выражающая объективно существующие стороны и связи природы и общества; Н., выражающая объективно существующие стороны и связи идеальных явлений; внутр. Н., вызванная к жизни природой самих явлений и процессов объективного мира; внеш. Н., порождаемая привходящими обстоятельствами; Н. более общего, фундаментального порядка, которой распространяется на сравнительно широкий круг явлений действительности; Н. менее общего порядка, действие которой охватывает сравнительно узкий круг явлений; сложная Н., определяющая совокупности объектов, которая выражается статистич. закономерностями; простая Н., определяющая поведение индивидуальных макрообъектов, которая выражается динамич. закономерностями; Н., управляющая явлениями действительности, которая может одновременно выражаться как статистич., так и динамич. закономерностями (см. Статистические и динамические ) .

Г, Д. Левин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ" в других словарях:

    НЕОБХОДИМОСТЬ И случайность, философские категории, выражающие объективные связи реального мира; необходимость тип связи явлений, определяемый их внутренней основой структурой и закономерностями; случайность тип связи, определяемый внешними для… … Современная энциклопедия

    Категориальная оппозиция традиционной философии, в содержании которой процедуры протекания нелинейных вероятностных процессов фиксировались с позиций довероятностной парадигмы детерминизма. Радикальной критике и переосмыслению оппозиционность Н.… … Новейший философский словарь

    Соотносительные философские категории, выражающие типы связи, которые определяются существенными и привходящими факторами. Необходимость (Н.) вещь, явление в их всеобщей закономерной связи; отражение преимущественно внутренних, устойчивых … Большая советская энциклопедия

    НЕОБХОДИМОСТЬ и СЛУЧАЙНОСТЬ - философские категории, выражающие причинно следственные связи между различными объектами. Необходимость отражает связи, имеющие причину в самом том процессе, в котором рассматриваются соотносимые (взаимосвязанные) объекты, причем в этом процессе… … Тематический философский словарь

    НЕОБХОДИМОСТЬ и СЛУЧАЙНОСТЬ - категории диалектики, выражающие своей полярностью существенно разные степени зависимости относительного от абсолютного, освещающие характер связи возможного и действительного, обоснованного и основания, обозначающие меру обусловленности явления… … Современный философский словарь