Гуманизм в новое время европа. Возрождение гуманизма в Западной Европе. Общее понятие - гуманизм. Зарождение и развитие идей гуманизма в странах Западной Европы

Жизнь Европы XVI-XVI вв. ознаменована огромным культурным движением, которое принято называть Возрождением или Ренессансом. Это была эпоха титанов и великих свершений во всех областях человеческого знания.

Золотой фонд мировой культуры составляют произведения Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонарроти (1475-1564) , Рафаэля Санти (1483-1520). Учения Николая Коперника (1473-1543), Джордано Бруно (1548-1600), Фрэнсиса Бэкона (1561-1626), Галилео Галилея (1564-16420), Рене Декарта (1596-1650) знаменовали собой переворот в естествознании.

Среди замечательных философов и общественных деятелей того времени можно назвать Эразма Роттердамского (1467-1536), Никколо Макиавелли (1469-1527) и Томаса Мора (1478-1535). И это будет далеко не полный список имен.

Наиболее ярко Возрождение проявилось в Италии. Основная форма политического существования - небольшие города-государства с республиканской формой правления, феодалы слились с банкирами, богатыми купцами и промышленниками. Поэтому в Италии феодализм в его полных формах так и не сложился. Обстановка соперничества между городами, ставила на первое место не происхождение, а личные способности и богатство. Была потребность не только в энергичных и предприимчивых людях, но и в образованных. Поэтому появляется гуманистическое направление в образовании и мировоззрении.

Наивысшего расцвета Возрождение достигло на Апеннинском полуострове, его феномен распространился и на другие части Европы. Похожие процессы к северу от Альп получили название «Северного Возрождения». Похожие процессы происходили и во Франции, и в городах Германии. Средневековый человек, и люди нового времени свои идеалы искали в прошлом.

В эпоху средневековья люди считали, что они продолжают жить в Римской империи, продолжалась и, культурная традиция: латынь, изучение римской литературы, разница ощущалась только в религиозной сфере. Но в эпоху Возрождения изменился взгляд на античность, отличающийся от средневековья. Отсутствием власти церкви, духовною свободой, отношением к человеку как к центру мироздания.

Именно эти представления стали центральными в мировоззрении гуманистов. Идеалы породили стремление воскресить античность в полном объёме, и именно Италия с её огромным количеством римских древностей стала благодатной почвой для этого.

Возрождение проявлялось и вошло в историю как период необыкновенного взлёта искусства. Если раньше произведения искусства служили церковным интересам, то есть были культовыми предметами, то теперь создаются произведения, чтобы удовлетворить эстетические потребности.

Гуманисты считали, что жизнь должна приносить удовольствие и средневековый монашеский аскетизм ими отвергался.

Огромную роль в становлении идеологии гуманизма сыграли такие итальянские писатели и поэты, как Данте Алигьери (1265-1321), Франческо Петрарка (1304-1374), Джованни Боккаччо (1313-1375). Они и явились основоположниками и ренессансной литературы, и самого гуманизма.

Свою эпоху гуманисты воспринимали как время расцвета, счастья и красоты. Но это не значит, что она была лишена противоречий. Главным из них было то, что она оставалась идеологией элиты, в народные массы новые идеи, не проникали. Да и у самих гуманистов было иногда пессимистическое настроение. Страх перед будущим, разочарование в человеческой природе, невозможность достижения идеала в общественном устройстве пронизывают настроения многих деятелей Возрождения. Пожалуй, наиболее показательным в этом смысле было напряжённое ожидание конца света в 1500 году.

Возрождение закладывало основы новоевропейской культуры, новоевропейского светского мировоззрения, новоевропейской независимой личности. Развитие культуры как материальной, так и духовной сложно заключить в какие-то точные хронологические рамки. Эпоха Возрождения охватывает период примерно от 40-х годов XIV в. до первых десятилетий XVII в.

В разных странах Возрождение зарождалось и достигало расцвета в разное время. Раньше всего оно началось в Италии - XIV в., а в XVI в. культура Ренессанса стала общеевропейским явлением: Германия, Нидерланды, Франция, Испания, Португалия, Англия - во всех этих странах происходил культурный переворот.

По своей сущности культура возрождения была культурой переходной эпохи от феодального строя к капиталистическому. В это время складываются национальные государства и абсолютные монархии; возвышается буржуазия в борьбе с феодальной реакцией; происходят глубокие социальные конфликты - Крестьянская война в Германии, религиозные войны во Франции, Нидерландская буржуазная революция.

Творцами культуры возрождения были выходцы из самых разных социальных слоев, а ее достижения в гуманитарных знаниях, искусстве, архитектуре стали достоянием всего общества.

К новой культуре проявили интерес и материально помогали ее развитию представители крупного купечества, феодальной знати, правители европейских государств и папский двор. Однако далеко не во всех случаях высшие слои привлекала идейная сторона Возрождения, большее значение имели для них высокий уровень образованности, художественные достоинства литературы и искусства, новые формы архитектуры, мода.

Идейной основой Ренессанса был гуманизм. Слово “humanitas” (человечность) итальянские гуманисты заимствовали у Цицерона, который в свое время хотел им подчеркнуть, что понятие “человечность”, как важнейший результат культуры, выработанной в древнегреческих полисах, привилось на римской почве. Следовательно, уже в понимании Цицерона гуманизм означал своего рода возрождение человека.

Античное наследие сыграло решающую роль в формировании ренессансной культуры. Итальянские гуманисты, а вслед за ними и гуманисты других стран нашли в классической древности самостоятельную, независимую от религии, философию и науку, замечательную светскую поэзию и искусство, достигшие художественной высоты и совершенства, общественные учреждения, построенные на демократических принципах. Вместе с тем, речь шла не только об усвоении, но и об оригинальной переработке античной традиции. Складывание новой культуры было подготовлено общественным сознанием.

Сильно возрастает роль умственного труда, что нашло свое выражение в большом росте числа лиц свободных профессий. Это связано с распадом корпоративно-цеховых связей в городах и усилением в них роли индивидуального начала.

Эти процессы закономерно сопровождались тем, что наиболее способные сыновья купцов, торговцев, преподавателей, нотариусов, представителей знати, реже, чем сыновья ремесленников и крестьян в соответствии со своими склонностями становились художниками, архитекторами, скульпторами, врачами, писателями.

Наиболее выдающиеся гуманисты становились учеными и философами. Ослабляются связи с церковью, так как многие гуманисты жили на доходы, получаемые от своей профессиональной деятельности, усиливается неприязнь к официальной учености, пропитанной церковным духом. Одновременно происходит упадок морально-политического авторитета папства, нередкими расколами католической церкви.

высокое Возрождение. Высокое Возрождение считается переходной эпохой от Средневековья к Новому времени.

Отличительными чертами культуры Возрождения яв­лялись светский (нерелигиозный) характер культуры, гуманизм, обращение к античному культурному насле­дию.

Культура Высокого Возрождения возникла в то время, ког­да на первый план выдвинулась человеческая личность, во многом обязанная своими успехами и положением не знат­ности предков, а собственным знаниям и уму. Человека уже не устраивали многие сословно-феодальные порядки, цер-ковно-аскетическая мораль, традиции.

Центром мироздания был объявлен не Бог, а человек как часть природы, как наиболее совершенное ее творение. Пере­живания человека, его внутренний мир, его земная жизнь становятся главными темами литературы и искусства. Стал формироваться идеал гармоничной, свободной, всесторонне развитой творческой личности.

Выдающимся гуманистом раннего Но­вого времени явился Эразм Роттердамский, ученый, фи­лолог, богослов. Он создал стройную систему нового богосло­вия, которое называл «философией Христа». В этой системе главное внимание сосредоточивается на человеке в его отно­шении к Богу, на нравственных обязательствах человека перед Богом. Такие проблемы, как сотворение мира, троичность Бога, гуманист считал неразрешимыми и не имеющими жиз­ненно важного значения. Лучшее произведение Эразма Рот­тердамского - острая философско-политическая сатира «По­хвала глупости», которая звучит актуально и в наши дни.

К гуманистам относится французский писатель Франсуа Рабле, автор книги «Гаргантюа и Пантагрюэль», в которой отразился путь развития гуманистической мысли, ее надеж­ды, победы и поражения.

Еще одним величайшим писателем-гуманистом был Уиль­ям Шекспир, великий английский драматург. Главным принципом его произведений стала правда чувств.

Испанский писатель Мигель де Сервантес Сааведра - автор бессмертного произведения «Дон Кихот». Герой Сер-

вантеса живет в мире иллюзий и пытается воскресить золо­той век рыцарства. Однако мечты Дон Кихота разбиваются о действительность.

Томас Мор, английский мыслитель-гуманист, создал трак­тат об идеальном государстве «Утопия». На острове Утопия (в переводе - место, которого нет) автор «поселил» счастли­вых людей, отказавшихся от собственности, денег и войн. Мор обосновал целый ряд демократических требований к органи­зации государства. В частности, утопийцы могут свободно вы­брать ремесло или другое занятие, но все обязаны работать.



Согласно учению английского философа Джона Локка, человек является общественным существом. Локк говорит о «естественном состоянии» человека. Это состояние является не своеволием, а обязанностью сдерживать себя и не наносить ущерба другим людям. Человек имеет право на собственность. Однако право на землю и потребление продуктов труда часто порождает конфликты, поэтому оно является предметом спе­циального договора между людьми. Локк заложил основу идеи разделения гражданского общества и государства.

«Титаны Возрождения». Культура эпохи Возрождения от­личается чрезвычайным богатством и многообразием содер­жания. Творцы культуры - ученые, художники, писатели - были разносторонними людьми. Неслучайно их называют титанами, как древнегреческих божеств, олицетворявших могучие силы природы.

Итальянец Леонардо да Винчи в первую очередь просла­вился как живописец, автор величайших произведений. Пор­трет Моны Лизы (Джоконда) воплотил представление людей эпохи Ренессанса о высокой ценности человеческой лично­сти. В области механики Леонардо сделал первые попытки определить коэффициент трения и скольжения. Ему принад­лежат многочисленные проекты ткацких станков, печатных машин и т.д. Новаторскими были конструкции летательных аппаратов, проект парашюта. Он занимался астрономией, оптикой, биологией, ботаникой, анатомией.

Современник Леонардо да Винчи Микеланджело Буо-нарроти был скульптором, живописцем, архитектором и поэтом. Период его творческой зрелости открывает статуя Давида, установленная во Флоренции. Вершиной творчества Микеланджело как живописца явилась роспись свода Сик­стинской капеллы в Ватикане, воплотившая его представ­ления о жизни и ее противоречиях. Микеланджело руково­дил строительством собора Святого Петра в Риме - главного собора католического мира.



Живописец и архитектор Рафаэль Сантпи прославил зем­ное счастье человека, гармонию его всесторонне развитых ду­ховных и физических свойств. В образах мадонн Рафаэля ма­стерски отражена серьезность мыслей и переживаний. Наи­более известной картиной художника является «Сикстинская Мадонна».

Испанский художник греческого происхождения Доми-нико Эль Греко воспринял традиции византийского искус­ства. Его картины выделяются глубокой психологической характеристикой персонажей. Другой испанский живописец, Диего Веласкес, в своих работах изображал правдивые сце­ны из народного быта, выдержанные в темном колорите и от­личающиеся жесткостью письма.

Крупнейшим представителем германского Возрождения является художник Альбрехт Дюрер. Он искал новые сред­ства выразительности, отвечающие требованиям гуманисти­ческого мировоззрения. Дюрер занимался также архитекту­рой, математикой и механикой.

Известный нидерландский живописец этой эпохи - Пи­тер Брейгель Старший. В его творчестве с наибольшей полнотой отразились жизнь и настроение народных масс. В своих гравюрах и рисунках сатирического и бытового ха­рактера, в жанровых и религиозных картинах художник вы­ступал против социальной несправедливости.

Позже в Нидерландах творил величайший художник Рем­брандт Харменс ван Рейн, автор многих портретов, кар­тин на библейские и мифологические темы. Высочайшее ма­стерство позволило ему создавать картины, на которых свет исходил как бы изнутри изображенных людей и предметов.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чем состоит суть мировоззрения, характерного для эпохи Воз­
рождения?

2. Кратко охарактеризуйте крупнейших мыслителей эпохи Воз­
рождения.

3. Имена каких деятелей культуры в первую очередь вспоминают
наши современники при упоминании об эпохе Возрождения?

4. Заполните таблицу «Деятели просвещения».

Введение

Актуальность выбранной темы. Отношение к гуманизму в наше постсоветское, а в теоретическом плане - постмарксистское время весьма неоднозначное. Его либо отвергают с порога, либо возводят в такие степени абстрактности и непрактичности, что впору вспоминать самые мрачные времена средневековой схоластики, взятой только на либеральный лад. Гораздо более важными, чем гуманизм, стали ее величество собственность и власть, иначе говоря, господство - экономическое и политическое. Человек в этой системе господства предстает как бесплатное приложение, как "слабое звено" с ограниченной функцией исполнителя чужой обезличенной воли.

Особенно чувствительны к этому уходу от гуманизма система образования и общекультурный статус науки. На них в первую очередь выпадает испытание на прочность. Спасительной силой в этих условиях выступает их способность к здоровому консерватизму, верность своим принципам построения и собственному призванию. Ответственность перед исторически выработанной гуманистической миссией оказывается в этот момент решающей.

Следовательно, если констатация глобального "кризиса гуманизма" к чему-то и обязывает ученое сообщество, то вовсе не к тому, чтобы отмахнуться от этой, казалось бы, потерявшей привлекательность проблемы. Она обязывает заглянуть вглубь самого понятия, проследить историческую типологию гуманистических сознаний и практик, вскрыть причины нынешнего кризиса и тенденции его разрешения. Разумеется, в рамках короткого анализа мы можем претендовать лишь на самую общую постановку проблемы и расстановку тех акцентов, которые представляются наиболее важными.

Гуманистическая устремленность характерна для большинства отечественных мыслителей и писателей - И. А. Бердяев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, В. С. Соловьев, Е. Н. Трубецкой, Н. Ф. Федоров, и многие другие. Их идеи были продолжены М. К. Мамардашвили, О. А. Митрошенковым, В. В. Лазаревым.

Гуманизм. Зарождение и развитие идей гуманизма

Общее понятие - гуманизм. Зарождение и развитие идей гуманизма в странах Западной Европы

Гуманизм - от лат. homo - человек, humanus - человеческий, человечный, humanitas - человеческая природа - 1) сложившееся в эпоху Возрождения движение образованных людей, объединенное интересом к античности, изучением и комментированием памятников «классической» (прежде всего латинской) литературы; 2) в широком смысле - особый тип философского мировоззрения, сосредоточенного на человеке с его земными делами и свершениями, утверждающего его свободу и достоинство независимо от каких-либо исполняемых им социальных функций и ролей, усматривающего в нем самостоятельный источник творческих сил.

Термин “гуманизм” употреблялся еще в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном (106-43 до н. э.). Для него humanitas - это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению.

Принцип гуманизма предполагал отношение к человеку как к высшей ценности, уважение достоинства каждой личности, ее права на жизнь, свободное развитие, реализацию своих способностей и стремления к счастью. Гуманизм предполагает признание всех основополагающих прав человека, утверждает благо личности как высший критерий оценки любой общественной деятельности.

Как направление в культуре, гуманизм возник в XIV веке в Италии, особенно во Флоренции. С конца XV века перешло в Германию, Францию, отчасти Англию и другие страны. Так постепенно гуманизм распространился во всех странах Западной Европы. Возрождение, или Ренессанс (от фр. renaitre - возрождаться) стало одной из самых ярких эпох в развитии европейской культуры, охватывающей почти три столетия с середины XIV века до первых десятилетий XVII века. Это была эпоха крупных перемен в истории народов Европы. В условиях высокого уровня городской цивилизации начался процесс зарождения капиталистических отношений и кризис феодализма, происходило складывание наций и создание крупных национальных государств, появилась новая форма политического строя - абсолютная монархия, формировались новые общественные группы - буржуазия и наемный рабочий люд. Менялся и духовный мир человека. Человек эпохи Возрождения был охвачен жаждой самоутверждения, великих свершений, активно включался в общественную жизнь, заново открывал для себя мир природы, стремился к глубокому ее постижению, восхищался ее красотой. Для культуры Возрождения характерно светское восприятие и осмысление мира, утверждение ценности земного бытия, величия разума и творческих способностей человека, достоинства личности. Гуманизм стал идейной основой культуры Возрождения.

Гуманисты выступили против диктатуры католической церкви в духовной жизни общества. Они критиковали науку, основанную на формальной логике (диалектике), отвергали ее догматизм и веру в авторитеты, расчищая тем самым путь для свободного развития научной мысли. В совершенствовании духовной природы человека гуманисты основную роль отводили комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти дисциплины стали теоретической базой ренессансной культуры и получили название “studia humanitatis” (гуманитарные дисциплины). Латинское понятие “humanitas” тогда означало стремление к развитию человеческого достоинства вопреки длительному принижению значения всего, что связано с человеческой жизнью. Идеал видели в гармонии между просвещенностью и активностью.

Гуманисты призывали к изучению античной культуры, которую церковь отрицала как языческую, воспринимая из нее лишь то, что не противоречило христианской доктрине. Восстановление античного наследия не было для них самоцелью, а служило основанием для решения актуальных проблем современности, для построения новой культуры.

Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческа Петрарка (1304-1374). Петрарка был первым великим гуманистом, поэтом и гражданином, который сумел прозреть цельность предвозрожденческих течений мысли и объединить их в поэтическом синтезе, ставшей программой грядущих европейских поколений. Своим творчеством он сумел привить этим грядущим разноплеменным поколениям Западной и Восточной Европы сознание - пусть не всегда четкое - некоего духовного и культурного единства, благотворность которого сказывается и в современный наш век.

В его творчестве - начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. В трактате “О невежестве собственном и многих других” проявляется принципиально новый подход к оценке античного наследия. По убеждению Петрарки, прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое подражание мыслям замечательных предшественников, а стремление подняться до высот античной культуры и в то же время переосмыслить и в чем-то превзойти ее. Эта линия, намеченная Петраркой, стала ведущей в отношении гуманизма к античному наследию.

Первый гуманист считал, что содержанием подлинной философии должны стать науки о человеке, и во всем его творчестве звучит призыв переориентировать философию на этот достойный объект познания.

Со временем гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности.

Ярким воплощением этого подхода может служить, например, разносторонняя деятельность известного гуманиста Леона Баттисты Альберты (1404-1472). Он был архитектором, живописцем, автором трактатов об искусстве, сформулировал принципы живописной композиции - равновесия и симметрии цвета, жестов и поз персонажей. По мнению Альберта, человек способен одержать верх над превратностями судьбы лишь собственной активностью. “Легко побеждает тот, кто не желает быть побежденным. Терпит иго судьбы тот, кто привык подчиняться” (цитата из красочного словаря).

Однако было бы неправильным идеализировать гуманизм, не замечать его индивидуалистических тенденций. Подлинным гимном индивидуализму можно считать творчество Лоренцо Валлы (1407-1457). В главном своем философском сочинении “О наслаждении” неотъемлемым свойством человека Валла провозглашает стремление к наслаждению. Мерилом же нравственности у него выступает личное благо. “Я не могу в достаточной степени понять, почему кто-то хочет умереть за родину. Ты умираешь, так как не желаешь, чтобы погибла родина, словно с твоей гибелью не погибнет и она”. Подобная мировоззренческая позиция выглядит как асоциальная.

Гуманистическая мысль второй половины XV в. обогатилась новыми идеями, важнейшей из которых стала идея достоинства личности, указывающая на особые свойства человека по сравнению с другими существами и особое его положение в мире. Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) в своей яркой “Речи о достоинстве человека” помещает его в центр мира:

Утверждается, что Бог (вопреки церковной догме) не создал человека по своему образу и подобию, но предоставил ему возможность творить самого себя. Кульминацией гуманистического антропоцентризма становится мысль Пико о том, что достоинство человека заключено в его свободе: он может стать тем, кем пожелает.

Прославляя мощь человека и его величие, восхищаясь его удивительными творениями, мыслители эпохи Возрождения неизбежно приходили к сближению человека с Богом.

С последней трети 15 в. гуманистические интересы перемещаются в теологию, натурфилософию, естествознание, что означало раскрепощение традиционных сфер культуры, но одновременно вело к более сложному взаимодействию со средневековым наследием (флорентийский неоплатонизм М. Фичино, неоаристотелизм П. Помпонацци и т.п.). Необходимо отметить, что до середины XVI в. преследования гуманистов со стороны католической церкви - явление крайне редкое. Поборники новой светской культуры не боялись костров инквизиции и слыли добрыми христианами. И только Реформация - (от лат.reformatio - преобразование) движение за обновление веры, обратившееся против папства - заставила церковь перейти в наступление.

Отношения Реформации и Ренессанса противоречивы. С одной стороны, гуманистов Возрождения и представителей Реформации роднила глубокая неприязнь к схоластике, жажда религиозного обновления, идея возврата к истокам (в одном случае - к античным, в другом - к евангельским). С другой стороны, Реформация - это протест против ренессансного возвеличивания человека.

В полной мере эта противоречивость проявляется при сопоставлении взглядов родоначальника Реформации Мартина Лютера и голландского гуманиста Эразма Роттердамского. Мысли Эразма часто перекликаются с рассуждениями Лютера: это и саркастический взгляд на привилегии католических иерархов, и язвительные замечания по поводу образа мыслей римских богословов. Но они разошлись в отношении к свободе воли. Лютер отстаивал мысль о том, что перед лицом Бога у человека нет ни воли, ни достоинства. Только если человек осознает, что он не может быть творцом своей судьбы, он может спастись. А единственным и достаточным условием спасения является вера. Для Эразма же человеческая свобода значила не меньше, чем Бог. Священное Писание для него - это призыв, обращенный Богом к человеку, и последний волен откликнуться на него или нет.

Так или иначе, эпоха Возрождения, сменившая средневековье, “надстроила” христианскую этику и способствовала дальнейшему развитию гуманизма.

Неогуманизм, сложившийся в Германии во 2-й пол. 18 - нач. 19 вв., связан с обращением к культуре античной Греции как историческому прообразу гармоничного развития человеческой индивидуальности (И. И. Винкельман, И. В. Гёте, Ф. Шиллер, К. В. фон Гумбольдт). Так же связан с просветительским идеалом воспитания человеческого рода (Г. Э. Лессинг) в его поступательном движении к совершенству, «гуманности» и счастью, сопровождающемся всесторонним раскрытием заложенных в нём сил (И. Г. Гердер). Эти идеи легли в основу предпринятой Гумбольдтом реформы школьного и университетского образования.

В отличие от античного космоцентризма и средневекового теоцентризма, новоевропейский гуманизм отстаивает антропоцентричную картину мира, в которой человек занимает самостоятельное («срединное») место между Богом и природой, небом и землей. Человек рассматривается как свободное существо, способное творить самого себя, придавать себе такую природу, какую сам пожелает, как субъект познания и деятельности, опирающийся в своих действиях на собственный разум и творческие потенции. Это открытие гуманизма получило развитие в мысли Нового времени, утверждавшей решающее значение человеческого разума, как в познании мира, так и в создании общественно-политических форм человеческого общежития. Наибольшее влияние эта традиция оказала на развитие социально-философской мысли - гуманистический идеал личности как свободной индивидуальности, способной к самосозиданию и творчеству, породил мечту об обществе, в котором эта способность будет полностью реализована в жизни, что привело к возникновению первых коммунистических утопий (Т. Мор, Т. Кампанелла и др.).

В других вариантах социально-философской мысли гуманизм сохраняет значение основополагающей культурной ценности, с позиции которой ведётся критика капитализма как общества, исключающего подлинную свободу и автономию человека, подчиняющего его власти рационально организованных сил в лице финансово-промышленных корпораций, политической бюрократии и электронных средств массовой информации. Критика эта характерна для многих направлений левого толка и различных представителей неомарксизма, в частности франкфуртской школы (М. Хорк-хаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе), неофрейдизма (Э. Фромм) и др.

Трагичная судьба гуманизма в современном мире - центральная тема экзистенциализма. Согласно М. Хайдеггеру («Письмо о гуманизме»), несостоятельность новоевропейского гуманизма заключена в абсолютизации им человеческой субъективности как условия познания и покорения внешнего мира посредством науки и техники, в забвении человеком «истины бытия», только и придающей смысл его существованию. Задача человека - не навязывать свою волю сущему, а лишь вслушиваться в голос «бытия». Ж.П. Сартр, истолковывая экзистенциализм как гуманизм, понимает под этим свободу каждого в решении своей судьбы. Экзистенциальный гуманизм, в отличие от классического, апеллирует к человеку не как к родовому существу (трансцендентальному или абсолютному субъекту), а как к конкретному индивиду в уникальности и неповторимости его личного существования.

ЕВРОПЕЙСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИДЕОЛОГИЯ ГУМАНИЗМА

Эпоха Возрождения (Ренессанс) – это период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы, который знаменует переход от средних веков к Новому Времени, от общества феодального - к буржуазному.

Предпосылки появления культуры Возрождения:

1. Первоначальное накопление капитала. Появление капиталистической промышленности в форме мануфактуры. Развитие банковского дела и международной торговли.

2. Зарожде­ние современного экспериментального естествознания. Формирование научной картины мира на основе гелиоцентрического взгляда (Н. Коперник , Д. Бруно, Г. Галилей ) .

3. Великие географические открытия (Колумб, Магеллан ), возвестившие эру океанической цивилизации. Открытие богатых континента западного полушария для освоения «старым миром».

Первоначально черты Ренессанса обнаружились в Италии. Период XIII - начало XIV вв. - проторенессанс , во многом подготовил почву для Возрождения. Темпы развития ренессансной культуры в странах Западной Европы различны. Приблизительны и хронологические границы - в Италии ХIV-ХVI века, в других странах ХV-ХVI века. Наивысшей точки своего развития культура Ренессанса достигает в XVI столетии, когда становится общеевропейским явлением - это, так называемое, Высокое, классическое Возрождение, за которым последовало позднее Возрождение последних десятилетий XVI века.

В эпоху Возрождения создавалось новое мировоззрение, шедшее на смену средневековому образу мыслей. Оно по-новому объясняло жизнь, и особенно - место и назначение в ней человека. В самом названии, которое получило это мировоззрение, отразилась переориентация человеческого мышления. Возрождение создало новое направление мысли, обращенное к человеку и творению его рук. От этого термина образовались названия «гуманист» и «гуманизм». Следует помнить, что понятия «гуманный человек» и «гуманист» имеют совершенно разное значение. Гуманистами были, например, знаменитый тиран Лоренцо Медичи , расчетливый и хитрый политик Никколо Макиавелли , коварный и жестокий Цезарь Борджиа . Гуманисты эпохи Возрождения - это по-новому мыслящие люди. В процессе их активной и разносторонней жизнедеятельности создавался новый особенный тип мышления - ренессансный гуманизм.

Гуманисты Возрождения не были профессиональными философами. Это поэты и художники, писатели и архи­текторы, политики и меценаты - новая светская интеллигенция. Ее представители организуют кружки, читают лекции в университетах, выступают ближайшими советниками государей. Гуманисты привносят в духовную культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух. Они полны веры в безграничные возможности человека и утверждают их в многочисленных речах и трактатах. Для гуманистов не существует более иерархического общества, в котором чело­век - только выразитель интересов сословия. Они выступают против всякой цензуры, и особенно против цензуры церковной. Гуманисты выражают требование исторической ситуации - формируют человека предприимчивого, активного, инициативного. Идеи гуманизма о том, что в человеке важны его личные качества, такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля и образованность, а отнюдь не социальное положение и происхождение, ложились на благодатную почву. Человек уже сам кует свою судьбу и провидение господне тут ни причем. Человек живет по своему собственному разумению, он «отпущен на свободу» (Н. Бердяев). Гуманизм как принцип культуры Возрождения и как широкое общественное течение базируется на антропоцентрической картине мира , во всей идеологической сфере утверждается новый центр - могучая и прекрасная личность.

Гуманизм начал с решительного отказа от средневековой системы знания и метода схоластики. В средние века наука была частью теологии. Она была заперта в монастырях и университетах, и потому элитарна. Гуманисты считали, что наука должна быть открыта людям, чтобы приблизить их к познанию природы и самого человека. Гуманистическая наука не восстает против Бога, она изучает мир, созданный им, и главное его творение - человека. Наука перестает быть закрытым ремеслом, она становится явлением культуры XIV-XV вв. Мир открывается человеку через опыт жизни и созерцание красоты Вселенной.

Размышляя о состоянии культуры, гуманисты считали Средневековье варварским временем общего упадка культуры и образованности, вызванного отказом от античного наследия. Для возрождения истинной культуры, по их мнению, необходимо было обратиться к культурному опыту древних, к постижению высших проявлений человеческого духа. В это время в Италии были особые условия, которые стимулировали знакомство с философией, наукой и поэзией древнего мира. На исходе XIV века из Византии, остававшейся на протяжении всего Средневековья хранительницей античной культуры, стали приезжать ученые, художники, образованные люди. Спасаясь от турок-османов, они спасали и свои рукописные собрания - сочинения древних греков. Общение двух культур привело к обогащению итальянских университетов греческими рукописями, знакомству студентов с греческой философией и литературой. Однако было бы неверно толковать Ренессанс как простое возвращение к античности, ибо его представители вовсе не отбрасывали достижения средневековой культуры и с известной долей критичности относились к античному наследию. В отличие от античного взгляда на окружающий мир, в котором человек призван учиться у природы, мыслители Возрождения полагали, что человек, наделенный Богом свободной волей, является творцом самого себя и этим выделяется из природы. Как видим, такое понимание сути человека не только отличается от античного, но и вступает в противоречие с постулатами средневековой теологии.

Краеугольный камень нового мировоззрения закладывает Данте Алигьери . Созданный Данте в его «Божественной комедии» великий синтез поэзии, философии, теологии, науки является одновременно итогом развития средневековой культуры и подступом к новой культуре эпохи Возрождения. Вера в земное предназначение человека, в его способность собственными силами совершить свой земной подвиг позволила Данте сделать «Божественную комедию» первым гимном достоинству человека. Из всех проявлений божественной мудрости человек для него - «величайшее чудо».

К числу лидеров Ренессанса принадлежал Франческо Петрарка . Он создал новый род поэзии и новый стиль, заложил основы ренессансной классической филологии. Петрарка обнаружил в человеке те чувства, которые с тех пор в Европе стали называть любовью, и это было одним из самых великих открытий Возрождения. Его мировоззрение и его вера в Бога пронизаны индивидуализмом. Личная религиозность, непохожая на средневековую, присущая древнехристианским аскетам-пустынникам, оказалась воз­можной в XIV веке. Усилиями поэта был начат процесс восстановления преемственных связей с античностью. Петрарка открывал людям своего времени, что мир христианской и античной культуры не противостоят друг другу, что христианство может обогащаться, осваивая культурное наследие древних. По его мнению, именно культура призвана осуществить высшее единение человечес­кого общества.

Многие идеи Петрарки на­шли отражение в творчестве Джованни Боккаччо . Его поэзия устремлена к жизни. Все свои произведения Боккаччо писал на итальянском языке, пользуясь оборотами народной речи. Самое значительное его произведение - «Декамерон». В нем отражена реальная пестрота жизни во всем богатстве ее проявлений. Его персонажи - это люди разных характеров, профессий, общественного положения, которые ценят земные радости жизни. Боккаччо ввел новую литературную форму реалисти­ческого рассказа, новеллы, в которой переплетены традиции городской сатиры и куртуазной любви.

Манифестом Высокого Возрождения стал трактат Джованни Пико Делла Мирандолы , выдающегося философа, блестящего знатока античной мысли, «Речь о достоинстве человека». Мирандолла говорит о том, что Бог, возвышая человека над прочими творениями, наделяет его свободой воли, исключительной способностью форми­ровать самого себя. Человек сам определяет свое место в мире - либо возвышается над природой посредством интеллекта и нравственности, либо, отдавшись во власть плоти, опускается до животного.

Гражданский гуманизм (Леонардо Бруни , Колюччо Салютати ) выдвинул новое понимание роли человека в жизни общества и государства. Если в политических учениях средних веков единство общества считалось невозможным без монархической власти, то в гражданском гуманизме утверждались идея личной свободы, равенства граждан перед законом, принцип общего блага, гарантом которого выступает республика. Только в хорошо устроенном государстве возможно нравственное совершенствование человека и общества, всестороннее развитие культуры. Идея гармоничного общества, которое, по мнению гуманистов, может существовать только в свободных городах-государствах, разрабатывалась в политических трактатах, архитектурных проектах идеального города, исторических сочинениях, поэтических панегириках.

Эпоха Возрождения не может рассматриваться только как одновекторный, исключительно поступательный социокультурный процесс. Прежде всего следует обратить внимание на противоречивость концепции неограниченной воли и способности человека к самосовершенствованию. Гуманистическая направленность ее не гарантировала вовсе от подмены понятия свободы личности на понятие вседозволенности, низменного своеволия - по сути на антиподы гуманизма. Примером этому могут служить взгляды итальянского мыслителя Никколо Макиавелли , оправдывавшие любые средства для достижения власти, а также английского гуманиста Томаса Мора и итальянского философа Томмазо Кампанеллы , видевших идеал социальной гармонии в обществе, выстроенном по жесткой иерархической системе, регламентирующей все сферы жизни. Впоследствии эту модель назовут «казарменным коммунизмом». В основе этой метаморфозы лежит достаточно глубокое ощущение мыслителями Возрождения двойственного характера свободы.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ

Художественное творчество в культуре Возрождения особое значение приобрело как основной вид духовной деятельности: художник в выражении своих чувств уподоблялся богу, но ориентировался на человеческое понимание мира, обращая внимание, прежде всего, на его гармонию, симметрию, меру. Искусство призвано было постигать подлинную сущность природы, раскрывая ее красоту. Писатели, художники, мыслители стремились «очеловечить» эмпирическую реальность в своих произведениях. К человеку искусства предъявлялись высокие требования: знание техники своего мастерства, обладание широким кругозором, умение вызывать чувство наслаждения у тех, кому оно было адресовано. Идеи произведений черпались из античного искусства и раннего средневековья, явлений общественной жизни и христианских источников. Поэтому для художественной культуры Возрождения было характерным переплетение религиозных и светских мотивов, интерес к яркой личности.

У истоков живописи итальянского Возрождения стояли Джотто и Мазаччо (XIV-XV в.), впервые создав материальные образы на основе линейной перспективы и показе естественных переживаний своих героев. Вершина искусства раннего Возрождения – творчество Сандро Боттичелли («Весна», «Рождение Венеры»).

Высокое Возрождение освещает творчество трех великих титанов, гениальных художников – Леонардо да Винчи , Рафаэло Санти и Микеланджело Буанаротти .

Леонардо да Винчи (1452-1519) человек фантастического ума и художественного гения, был художником, скульптором, архитектором, философом, инженером, анатомом. Он возвёл живопись в абсолют художественного творчества, посредством которой запечатлел состояние человека как единение бога и природы, передал его «небесную» и «земную» красоту.

Синтез традиций античности и духа христианства нашёл воплощение в творениях Рафаэля Санти (1483-1520) .

В его творчестве получили решение две важнейших проблемы изобразительного искусства: изображение пластического совершенства человеческого тела, выражавшего духовное богатство и гармонию внутреннего мира человека, и построение сложной многофигурной композиции.

Микеланджело Буанаротти (1475-1564) превзошел всех силой и насыщенностью художественных образов, гражданским пафосом, страстью. Статуя «Давид», работы мастера представляет собой гимн человеку, его совершенству, силе, мужеству и красоте.

Величайший художник итальянского Возрождения Тициан (1480-1576) , мастер композиции. Его кисти принадлежат творения на мифологические и христианские сюжеты, произведения в жанре портрета.

Архитектура Возрождения связана с такими именами, как Ф. Брунеллески , Л. Альберти, Д. Браманте . Характерными ее особенностями становятся: увеличение масштабов светского строительства, масштабной мерой сооружения становится человек, присутствует красота объема и форм. Из античной архитектуры наследуется ордерная система, главными элементами которой становятся – архитрав , колонна , свод , пилястра . Активно строятся как соборы (собор св. Петра в Риме), так и дворцовая архитектура – палаццо. В позднем Возрождении усиливается декоративность отделки зданий, эмоциональная выразительность авторов – выразившаяся в стиле «барокко».

Самостоятельным художественным произведением становится скульптура . В раннее Возрождение она представлена станковой и монументальной скульптурой и рельефом. Реалистическое изображение человеческой натуры одним из первых создал Донателло . Светская интерпретация библейских сюжетов была выражена в статуях Микеланджело («Давид»).

В художественной литературе Возрождения нашли свое выражение идеи гуманистической идеологии. Данте Алигьери (1256-1321), Джованни Боккаччо (1313-1375) и Франческо Петрарка (1304-1374) – крупнейшие его представители. В их произведениях прослеживается проблема человеческой этики («Божественная комедия»), критики церковного аскетизма и феодальной сословной системы («Декамерон»), права на земное бытие (любовного лирика Петрарки).

В XVI-XVII вв. Возрождение из Италии приходит в другие страны Европы. В Германии, Испании и Нидерландах в художественной культуре ведущее направление занимает живопись. Мастеров привлекает психологическая глубина и внутренняя интимная красота человека самого по себе. Портретная живопись Яна Ван Эйка (1390-1441) утверждает раскрытие индивидуальности и выступает против средневекового изобразительного канона. Иероним Босх (1450-1516) поражает объединением мрачных средневековых фантазий и символов с элементами фольклора и точной реалистичной деталировкой. Аллегорические образы затрагивают подсознание человека. Альбрехт Дюрер (1471-1528) гениальный график. В фантастических образах воплотил страдания и надежды передовых людей Германии, ожидание ими исторических перемен. События, завершающие эпоху Возрождения, отражены в творчестве испанца Эль Греко (1541-1616) . Образ человека у него лишен героического начала, но наделен повышенной одухотворенностью. Кризис Возрождения отображен показом ирреального мира и реальной действительности посредством контраста цвета, нарушением пропорций, судорожной жестикуляцией.

Архитектура северного Возрождения индивидуальна для отдельных стран и выражала характерные черты – асимметрия построения, расчленение фасадов, поэтажная ордерная система, наследие готики и античности. Главный тип здания воплощен в строительстве ратуш, муниципалитетов, цеховых домов, дворцов для знати.

Литература северного Возрождения объединяет гуманизм Италии и национальную самобытность. Возникает огромное количество новых жанров. Произведения создаются на родных национальных языках. В Германии Эразм Роттердамский (1469-1536) иронически выступил против теологического феодализма, воспевая волю человека, его разум в формировании собственного характера, и нравственное совершенство («Похвала глупости»). Во Франции Франсуа Рабле (1494-1553) в своих произведениях («Гаргантюа и Пантагрюэль») поднимал вопросы воспитания народа, его свободного развития, уничтожения феодального гнета. В Англии вершиной литературной эпохи Возрождения стало творчество В. Шекспира (1564-1616) , показавшее противоречия между избавлением от средневековой регламентации и неготовностью народных масс получить соответствующее нравственное воспитание и образование.

Свобода художественного творчества эпохи Возрождения рождала веру в победу добра, но утверждение этой веры и ее воплощение должно было пройти долгий путь.