Беседы с батюшкой. Шестилетие православной службы «Милосердие» при Отделе социального служения Екатеринбургской епархии. Социальный отдел нижнетагильской епархии побывал на социальной стажировке в екатеринбурге Социальная работа в екатеринбургской епархии

На наши вопросы отвечает руководитель отдела социального служения Екатеринбургской епархии о. Евгений Попиченко

Когда был создан отдел социального служения Екатеринбургской епархии? Каковы его задачи и основные направления работы?

Епархиальный социальный отдел социального служения был создан в апреле 2002 г. Целью его создания было расширение социального служения в рамках Основ социальной концепции Русской Православной Церкви и осуществление общего руководства и координации церковной социальной работы в масштабе епархии. Можно выделить несколько направлений деятельности отдела:

  1. Решение текущих социальных вопросов, с которыми каждый день люди обращаются в епархию. Например, нужно решить судьбу БОМЖа, ночующего на улице — ищем возможность его устроить; требуется помочь старческому отделению психиатрической больницы с комнатной обувью — ищем спонсоров, помощников; нужно похлопотать об установке телефона у инвалида — обращаемся в соответствующую службу и т.п. В ходе такой работы постепенно устанавливаются связи с муниципальными и общественными организациями, отрабатываются схемы решения тех или иных проблем.
  2. Активизация социальной работы на приходах епархии. По благословению Владыки Викентия, при каждом приходе необходимо организовать братства, сестричества и общества милосердия для всесторонней помощи нуждающимся. При многих храмах и монастырях такие общества созданы и работают, неся свое служение в больницах, домах престарелых, колониях, приютах и детских домах. Они помогают старикам, инвалидам, БОМЖам одеждой, питанием. Таким обществам и сестричествам нужна методическая, организационная и иная помощь. Отдел социального служения занимается координацией их деятельности, проводит обучающие семинары по тем или иным направлениям, приглашает специалистов из других епархий для обмена опытом.
  3. Работа по направлениям. На данный момент в епархии активно ведется работа по следующим направлениям:
  • Реабилитация наркозависимых, профилактика наркомании и ВИЧ/СПИДа, помощь наркозависимым и их семьям
  • Выездная хосписная служба
  • Детский социально-педагогический центр для душевнобольных детей
  • Центр защиты материнства

Этим направлениям оказывается всесторонняя поддержка и помощь.

  1. Сотрудничество с образовательными учреждениями. 6 марта 2003 г. в областном медицинском колледже состоялся первый выпуск православных сестер милосердия по специальности «младшая медицинская сестра». Сестры несут свое послушание при храмах и монастырях города и области.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о наиболее активных направлениях социальной работы в епархии.

Наиболее масштабным проектом социального служения является программа «Жизнь без наркотиков», реализуемая Екатеринбургским Епархиальным благотворительным реабилитационным центром. Главная цель программы — оказание духовной, психологической и социальной помощи молодым людям в избавлении от наркотической зависимости, а также их семьям. Программа осуществляется с участием священников Екатеринбургской епархии, психологов, социальных работников, общественности, а также при сотрудничестве с фондами, предприятиями и организациями, чья гражданская и нравственная позиция совпадает с целями и задачами работы Центра. Руководит центром Инга Владиленовна Королькова, профессиональный психолог.

Программа реализуется на базе сети консультативных кабинетов и стационарных отделений. В настоящее время организована работа 10 консультативных кабинетов в наиболее крупных городах области. Два кабинета работают в г. Екатеринбурге. В задачу этих кабинетов входит оказание помощи людям с наркотической зависимостью и их семьям, а также активное взаимодействие с общественностью, предприятиями и административными органами во всех без исключения направлениях работы с молодежью, создание своеобразного «мостика», связующего звена между миром и Церковью.

В среднем в консультационных кабинетах епархии получают помощь до 300 человек ежемесячно. Часто обращающиеся за помощью уже с помощью консультаций становятся на путь избавления от своего порока. Те, кому труднее побороть свою страсть к наркотикам, направляются в стационарные реабилитационные отделения.

Сегодня в епархии созданы два стационарных отделения. Одно из них находится в пос. Сарапулка Березовского района и рассчитано на одновременное пребывание 15 человек. Отделение действует на территории бывшей базы отдыха, на которой расположены 6 домиков для проживания воспитанников, а также для хозяйственных и производственных нужд.

Другой центр находится в пос.Ольховка Верхне-Пышминского района и рассчитан также на 15 человек. Центр размещен в здании бывшего детского сада, безвозмездно переданного епархии на 5 лет, имеется приусадебный участок площадью 50 соток.

В стационарных реабилитационных отделениях организованы учебно-производственные мастерские. Наличие собственного производства и рабочих мест в центре позволяет реабилитанту освоить рабочую специальность. Молодым людям, успешно прошедшим реабилитацию, оказывается помощь в трудоустройстве.

К настоящему времени в стационарных отделения реабилитацию в течение от 3 до 6 месяцев прошли 280 человек.

Еще одним направлением социальной работы в Екатеринбургской епархии является деятельность выездной хосписной службы. Эта служба действует с 1 июля 2002 г. при Свято-Троицком кафедральном соборе. За 6 месяцев она оказала медицинскую помощь 125 больным с IV стадией рака. Возраст больных — от 12 до 96 лет, все они находились под врачебно-сестринским патронажем сотрудников службы. Большинству из них были бесплатно предоставлены медицинские препараты на первые трое суток от начала наблюдения. 18 человек постоянно получали обезболивающие препараты бесплатно, поскольку не имели средств для их приобретения. Всего сотрудниками службы было совершено 430 врачебных и 367 сестринских посещений больных. Священник посетил 74 больных и совершил 140 треб.

В епархиальную хосписную службу обращаются люди различных национальностей и вероисповеданий со всех концов города. Врач назначает лечение, медсестра контролирует его исполнение, делает перевязки, обрабатывает раны. Каждый больной осматривается врачом 1 раз в семь-десять дней. Оказывается медицинская и духовная помощь всем обратившимся больным и их родственникам. Священник приходит на дом к больному, беседует, исповедует, причащает, соборует, крестит. Добровольцы помогают одиноким больным, ходят в магазин, аптеки, убирают в доме, разговаривают с пациентами.

Следует также отметить работу, связанную с проблемами семьи. С октября 2002 г. под духовным окормлением священника Димитрия Моисеева начал работу Центр защиты материнства. В центре работают врачи акушеры-гинекологи, психологи, добровольцы. Они ставят перед собой задачи спасения нерожденных детей; участия в возрождении семьи; просветительскую деятельность; взаимодействие с государственными структурами; осуществляют прием женщин, идущих на аборт, в женских консультациях. За прошедшее время центром открыто четыре консультативных кабинета при храмах Екатеринбурга — во имя Рождества Христова, св. великомученика и целителя Пантелеимона, Вознесения Господня, свв. целителей Космы и Дамиана, в которых ведется постоянный прием посетителей. Специалисты центра участвовали в пятых Екатерининских чтениях 2003 г., где они сделали три доклада.

Было подготовлено и роздано 1500 экз. листовок по соответствующей тематике. В настоящее время готовятся и распространяются по храмам города наборы материалов (40 наименований) для священнослужителей и прихожан. Проводятся лекции в школах и колледжах. Устанавливаются взаимоотношения с администрацией и сотрудниками женских консультаций. Так, в октябре 2002 г. священник Димитрий Моисеев провел беседу с медицинским персоналом женской консультации Железнодорожного района, а в ноябре сотрудники этой консультации совершили паломничество в монастырь Святых Царственных Страстотерпцев на Ганину Яму.

В 2002 г. в Екатеринбурге была создана православная служба семьи и брака «Согласие». Идея этого начинания принадлежит священнику Георгию Викторову, клирику храма во имя святого благоверного князя Александра Невского Ново-Тихвинского женского монастыря. На протяжении этого года он является куратором службы, духовным наставником для сотрудниц службы (их трое) и руководительницы Ирины Владимировны Карпиной. За год с намерением создать семью в службу обратились 63 женщины и 59 мужчин. Чтобы обрести покой в семейном счастье, люди едут за помощью из многих городов области: Новоуральска, Асбеста, Первоуральска, Ачитского района и даже из Перми и Красноярска.

Обратиться в службу может только православный человек с письменным благословением своего духовника. Затем он проходит краткое собеседование с сотрудником службы для выяснения степени его воцерковленности. После беседы заполняет анкету установленного образца. К ней прилагается фотография. Для более успешного результата сотрудничества обратившийся проходит психологическое тестирование. Заполненная анкета находится в базе данных службы до времени образования семьи, либо до прекращения отношений со службой. Среди обратившихся оказалось немало семинаристов, алтарников, которых волнует в будущей спутнице глубина веры и следование церковным канонам. Впрочем, этими же вопросами не меньше озабочены и простые миряне. При службе действует клуб знакомств, где люди непосредственно могут встретиться, пообщаться, вместе провести с пользой время. Уже стали доброй традицией поездки на субботние богослужения в храмы монастыря Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме или знакомства с иконописной живописью.

Важным направлением деятельности епархиального социального отдела является проведение конференций и семинаров по проблемам социального служения. 24-25 октября 2002 г. в Екатеринбурге на базе Уральского Государственного Педагогического Университета прошла международная научно-практическая конференция «10 лет социальной работе в России: актуальные проблемы практики и профессиональная подготовка специалистов в системе высшего образования».

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Свято-Дмитриевское училище сестер милосердия города Москвы 25-27 ноября провело в Екатеринбурге семинар «Медико-социальное служение Православной церкви». Семинар проходил на базе Областной клинической больницы и Областного Медицинского колледжа. Программа позволила рассмотреть вопросы подготовки сестер милосердия и современные методы реабилитации выздоравливающих; деятельность приходской патронажной службы и организация помощи сестры милосердия священнику при совершении треб в больнице и на дому; организацию досуга и оказание психологической помощи престарелым и инвалидам. В работе семинара приняли участие 80 человек — сестры милосердия приходских сестричеств, социальные работники храмов, 6 священнослужителей, окормляющих лечебные и социальные учреждения.

8-12 апреля 2003 г. специалистами ОВЦС и московской общественной организации «СПИДинфосвязь» были проведены выездные семинары по работе с ВИЧ-инфицированными для священнослужителей епархии и семинаристов. Семинар посетили 70 человек.

Для реализации масштабных социальных программ необходимо сотрудничество с государственными структурами. Удается ли вам наладить такое взаимодействие?

Действительно, добрые взаимоотношения с государственными структурами, в том числе социальными, очень важны для успешного ведения церковной социальной работы. К счастью, в нашей епархии удается наладить конструктивное сотрудничество с государством. Отношения между епархией, городом и областью оформились в соответствующие соглашения.

29 августа 2002 г. Министерство социальной защиты населения Свердловской области в лице министра Туринского В.Ф. и Екатеринбургская епархия Русской Православной Церкви в лице Правящего Архиерея, «руководствуясь действующим законодательством, в целях дальнейшего совершенствования организации социальной защиты населения, комплексного решения вопросов социальной поддержки наиболее уязвимых групп населения, восстановления нравственных норм в общественной жизни, а также стремясь к расширению потенциала системы социальной защиты населения области», подписали Соглашение о сотрудничестве. В качестве основных направлений сотрудничества определены:

  • разработка совместных программ, в том числе благотворительных, по социальной поддержке населения;
  • создание в учреждениях социального обслуживания граждан условий для осуществления миссионерской и образовательной деятельности священнослужителями епархии: совершения религиозных обрядов, распространения религиозной литературы и предметов религиозного назначения;
  • сбор, анализ и взаимный обмен информацией по совместно реализуемым и сопутствующим проектам, обобщение и распространение положительного опыта сотрудничества;
  • проведение совместных мероприятий, поиск новых форм взаимодействия.

Стороны обязались также знакомить друг друга с планами своей работы в части, касающейся вопросов совместной деятельности. Осуществление конкретных проектов и программ, проведение совместных мероприятий будет оформляться отдельными планами.

В целях реализации вышеуказанного Соглашения утвержден план совместной работы. Одним из первых совместных мероприятий стало проведение Дня пожилого человека 1 октября 2002 г. В его рамках в Новолялинском районе священнослужители и миряне в течение месяца посетили все отделения медико-социальной реабилитации. В городах Алапаевске, Полевском, Талице, Камышлове, Артемовском были совершены молебны о здравии пожилых людей. В городе Ново-Верхняя Салда на такое богослужение собралось более 300 человек. В храм во имя Рождества Христова на Уралмаше к 1 октября прихожане принесли много домашнего варенья, сладостей и отправились в дом для инвалидов и престарелых.

По просьбе работников областного Министерства состоялось совместное обсуждение вопроса о создании дома-общежития для лиц без определенного места жительства. В настоящее время проект находится на обсуждении рабочей группы.

Благожелательные отношения установились с Екатеринбургским городским Управлением по социальной политике. 20 августа 2002 г. Правящий Архиерей и начальник Управления по социальной политике администрации г. Екатеринбурга Э.Я. Гончаренко подписали Соглашение о сотрудничестве. Этот документ определяет формы, направления деятельности и порядок взаимодействия в осуществлении социальных программ в целях объединения усилий, направленных на комплексное решение социальных задач, повышения социальной защищенности населения города. Соглашение предусматривает взаимное информирование Епархией и Управлением друг друга о проводимых мероприятиях по социальной поддержке незащищенных слоев населения, совместное проведение таких мероприятий, разработку и реализацию различных благотворительных программ, направленных на поддержку граждан пожилого возраста, инвалидов и граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Социальный отдел епархии, по условиям Соглашения о сотрудничестве, регулярно информирует Управление о социальной работе в епархии. Поскольку районные подразделения городского Управления по социальной политике города охотно идут на сотрудничество, основная совместная работа идет через них. Накануне Дня пожилого человека в 5 центров социального обслуживания были доставлены 200 бесплатных абонементов на сеансы российских кинофильмов в ДКЖ, организуемые епархиальным отделом культуры. Некоторые центры окормляются приходами. Так, Дом ветеранов на ул. Технической закреплен за церковью Владимирской иконы Божией Матери. Центр социального обслуживания Орджоникидзевского района часть обедов для неимущих берет в православной бесплатной столовой, находящейся под попечением Ново-Тихвинского женского монастыря. Администрация Кировского района также очень благодарна столовой за помощь с питанием. По просьбе Евдокимовой Т.Т., директора реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Лювена», за центром для духовного окормления закреплен диакон Андрей Шестаков, клирик прихода Всех Святых г. Екатеринбурга. По просьбе администрации МУ «Психиатрическая больница № 12» о сотрудничестве и духовном окормлении за больницей закреплен клирик Свято-Троицкого Архиерейского подворья иерей Сергей Савин. Также Психиатрической больнице №12 оказана благотворительная помощь прихожанами Свято — Пантелеимоновского Храма швейными материалами и принадлежностями.

Социальный отдел епархии стремится налаживать сотрудничество и с другими подразделениями администрации города Екатеринбурга с целью более активного продвижения православных социальных проектов. Согласие на сотрудничество по поводу благотворительных концертов получено от начальника Управления культуры города Плотникова В.П., оно передано в отдел культуры епархии. Из Управления здравоохранения города получено подтверждение, что Соглашение о сотрудничестве с епархией возможно. Соглашение готовится к подписанию.

Каковы ваши планы на будущее?

В рамках развития антинаркотической работы планируется открытие еще одного стационарного отделения реабилитационного центра в пос. Косулино.

Для подготовки кадров медицинских работников, которые могли бы участвовать в реализации социальных программ, планируется организовать трехлетнее обучение по специальности «православная медицинская сестра» и 4-х месячные курсы «младших сестер милосердия».

Планируем также создать «обитель милосердия», которая включала бы в себя православный дом-пансионат для престарелых, кабинеты центра защиты материнства, детский сад и школы для душевнобольных и их родителей и т.д.

Миссия Отдела: Умножение любви в служении людям

В формулировке миссии Социального отдела каждое из понятий имеет свое однозначное толкование:

1. Исполняя заповеди Христа Спасителя, Церковь свидетельствует о Нем и Его Царстве, осуществляя служение любви и милосердия к ближнему. Жизнь в Церкви есть непрестанное служение Богу и людям. К этому деланию призывается весь народ Божий.

2. Каждому члену Церкви даются особые дарования для служения всем: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4, 10). Члены Тела Христова, участвуя в общем служении, выполняют и свои особые функции, сообразуясь со способностями, возможностями, навыками и опытом: «Служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех» (1 Кор. 12, 5-6). Нераздельный церковный организм участвует в жизни окружающего мира во всей полноте, однако духовенство, монашествующие и миряне могут по-разному и в разной степени осуществлять такое участие.

3. В практическом исполнении заповеди Христа Спасителя о любви к Богу и ближнему (Мф. 22, 37-39) заключается важнейшая задача христианина. Социальное служение Церкви (благотворительность, социальная деятельность, диакония) - это инициированная, организованная, координируемая и финансируемая Церковью или с помощью Церкви деятельность, имеющая своей целью оказание помощи нуждающимся.

4. Ветхий Завет неоднократно указывает на богоугодность благотворения (Втор. 16, 9-10), которое прямо связывается с почитанием Творца (Притч. 14, 31), избавляет от смерти (Тов. 4, 10; 12, 9) и очищает всякий грех (Тов. 12, 9; Дан. 4, 24). Милостыня ставится в один ряд с молитвой, жертвой и постом (Тов. 12, 8; Ис. 58, 6-7).

5. В Священном Писании Ветхого Завета говорится о помощи бедному (Иов 29, 16; Лев. 25, 35; Втор. 15, 7-11 и др.); долге накормить голодного (Тов. 1, 17; Ис. 58, 7 и др.); напоить жаждущего (Притч. 25, 21); одеть нагого (Тов. 1, 17; Ис. 58, 7); помочь больному и калеке (Иов 29, 15; 2 Мак. 8, 28); поддержать вдову и сироту (Иов 29, 12-13; 31, 16-17; Притч. 31, 8 и др.); оказать гостеприимство бездомным и странникам (2 Цар. 17, 27-29; Ис. 58, 7); позаботиться об узниках (Ис. 58, 6; 61, 1) и т. д. Благочестивым людям предписывается подавать неимущим (Лев. 19, 9-10) или беспроцентно давать в долг (Лев. 25, 35-37; Втор. 15, 7-11). Однако понятие «ближнего», в отношении которого следовало осуществлять благие дела, ограничивалось рамками народа израильского (Втор. 15, 3, 7-11; Исх. 22, 25-27; Лев. 25, 35-37; Втор. 23, 20).

6. В Новом Завете диакония - это деятельное и практическое выражение христианского милосердия и любви, заповеданной Спасителем: «Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 34-35). Любовь к ближнему - священное призвание и нравственный долг христианина (Ин. 13, 34), ибо на Страшном Суде Бог спросит каждого, совершал ли он дела милосердия (см. Мф. 25, 40).

7. Все члены Церкви составляют «одно тело во Христе» (Рим. 12, 5). Между ними должно быть основанное на христианской вере и любви общение, выражающееся, в том числе во взаимной помощи и совместных социально значимых трудах. В церковной семье не должно быть никого, кто страдал бы от отсутствия необходимого.

8. Вместе с тем, социальное служение Церкви не может сдерживаться или ограничиваться религиозными, национальными, государственно-политическими или социальными рамками. Церковь простирает свое человеколюбие не только на своих членов, но и на тех, кто к ней не принадлежит (Лк. 10, 30-37). В основе милосердного служения - любовь, которая, по слову апостола Павла, «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13, 4-7). Превосходнейшую часть любви, по выражению святителя Григория Богослова, составляет «любовь к бедным, жалость и сострадательность. Ибо никакое служение так не угодно Богу, как милосердие» (Слово 14, О любви к бедным).

9. Милосердное служение помогает человеку обрести любовь, а вместе с ней - самоотверженность, кротость, долготерпение, смиренномудрие и другие христианские добродетели. Именно о такой душеполезности дел милосердия писал авва Дорофей, наставляя братию в том, что «более больной благотворит ему (служащему), нежели он больному» (Душеполезные поучения, поучение XIV «О созидании и совершении душевного дома добродетелей»).

Принципы Отдела:

Для формирования единого мировоззрения в организации разработаны общие принципы, которые являются частью корпоративной культуры и разделяются всеми сотрудниками Отдела:

1. В своем служении мы руководствуемся евангельскими заповедями.
2. Мы свидетельствуем о Христе в служении людям, уважая их свободный выбор.
3. Для нас служение – путь духовного роста и раскрытия талантов, заложенных Богом в каждом человеке.
4. В своем служении мы несем ответственность перед Богом и перед людьми.
5. Мы церковная организация и открыты для сотрудничества с государством и обществом.
6. Мы не дублируем государственную систему социальной работы, а помогаем её преобразованию через жертвенное служение людям.
7. Мы заинтересованы в совместном поиске решения и предлагаем поддержку, при этом не способствуя иждивенчеству.
8. В своем служении мы соединяем профессиональный подход и современные эффективные технологии благотворительности с подлинно христианским служением ближнему.

Цели Отдела:

Организация, развитие и координация в епархии благотворительной деятельности, социального и милосердного служения религиозных организаций, входящих в структуру епархии.

Задачи Отдела:

1. Вовлечение православных религиозных и иных организаций епархии в благотворительную деятельность и социальное служение;

2. Привлечение к благотворительной деятельности и социальному служению физических и юридических лиц.

Направления деятельности Отдела:

1. Содействие каноническим подразделениям епархии в осуществлении ими благотворительной деятельности и социального служения;

2. Выстраивание системы взаимодействия с помощниками благочинных по социальному служению с целью координации епархиальной приходской социальной деятельности;

3. Внедрение в приходскую социальную деятельность эффективных методик помощи всем категориям нуждающихся с учетом исторических и духовных традиций православия;

4. Содействие в организации деятельности добровольческих объединений, патронажных служб, групп милосердия, православных братств и сестричеств социальной направленности на территории епархии;

5. Содействие открытию школ-интернатов, детских приютов, богаделен, благотворительных столовых и передвижных пунктов горячего питания, ночлежек, приютов и социальных центров для бездомных, реабилитационных центров, антикризисных центров и т.п., находящихся в ведении канонических подразделений епархии;

6. Духовное попечение о социальных и медицинских учреждениях путем содействия в закреплении за ними окормляющих священников и приходов;

7. Содействие открытию больничных храмов и домовых церквей при стационарах социальной сферы;

8. Оказание помощи и поддержки жертвам стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, военных конфликтов, а также беженцам и вынужденным переселенцам;

9. Получение и распределение гуманитарной помощи, поступающей в адрес епархии, в том числе из-за рубежа;

10. Осуществление просветительской деятельности, направленной на популяризацию здорового образа жизни, профилактику абортов, сиротства, алкоголизма, наркологической и иного рода зависимости;

11. Проведение конференций, семинаров, круглых столов и т.п. мероприятий, посвященных вопросам благотворительности и делам милосердия;

12. Организация курсов (училищ) для сестер милосердия;

13. Организация курсов повышения квалификации, проведение консультаций, мастер-классов и обучающих семинаров для церковных социальных работников и добровольцев;

14. Информирование общественности посредством СМИ и интернета о епархиальной социальной деятельности;

15. Проведение рождественских и пасхальных праздников, благотворительных вечеров, концертов, акций и т.п. мероприятий.

Партнеры Отдела:

1. Некоммерческая автономная организация «Социально-педагогический центр реабилитации детей-инвалидов», руководитель Петухова Людмила Николаевна
2. Благотворительный фонд «Синара-Фонд»

Благочиния Екатеринбургской епархии:

Екатеринбургская епархия разделена на благочиннические округа во главе с благочинными, назначенными епархиальным архиереем.

В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель собора в честь Успения Пресвятой Богородицы на ВИЗе города Екатеринбурга, руководитель Отдела по социальному служению Екатеринбургской епархии протоиерей Евгений Попиченко.

Предлагаю начать сегодняшний разговор с важной даты: сегодня шестилетие отмечает православная служба милосердия при Отделе социального служения Екатеринбургской епархии. Если сравнивать с возрастом ребенка, то, казалось бы, вот ребенок уже немножко читает, вот он уже рассуждает, развивается потихоньку, может даже оставаться в каких-то случаях один, но при этом до совершенных лет ему еще долго... Но для организации шесть лет - это уже все-таки большой срок. А для благотворительной организации, которая существует на пожертвования людей и не имеет какой-то материальной прибыли от того, что она делает, шесть лет уже сродни чуду. Согласны?

Вы длительное время являетесь руководителем епархиального Отдела по социальному служению. Понятное дело, что каждый человек, который приходит или в службу милосердия, или в отдел, проходит определенную школу, меняется, выдерживает ее или не выдерживает, и то или иное событие на этом поприще, на этом служении для него оставляет серьезный, крупный отпечаток в жизни. Для Вас эта деятельность какой самый большой урок преподнесла?

Самый большой урок - что нужно быть к людям внимательным, нужно быть честным перед людьми, нужно дорожить каждым человеком и помогать каждому человеку в первую очередь дойти до главной цели жизни - до Церкви, до жизни в Церкви, до встречи с Богом. А второе - помочь ему развить те таланты, которые в нем Богом заложены. Для меня каждый человек, которого Господь привел, является сокровищем. В каком-то смысле я себе представляю, что работаю на золотом прииске: намываю золото. Меня когда-то в шутку назвали «собиратель сокровищ». И правда: каждый человек - как особая жемчужинка, бриллиант на ожерелье. Когда смотришь на людей, на проекты, на каждого человека, как он здесь оказался, то это искренняя и огромная благодарность Богу за все это время...

Буквально сегодня у нас была небольшая встреча с сотрудниками, и кто-то вспоминал, как пришел сюда. Каждый приход - это маленькое чудо и в жизни человека, и в жизни службы. Жизнь человека действительно меняется. Поэтому люди - самое главное сокровище, и самый главный урок всегда в общении с людьми. Самое тяжелое беспокойство: я про себя думаю иногда, что я как Ихтиандр - я не могу жить в ржавой воде, она мне забивает дыхание, и когда возникает какое-то напряжение или немирность, несогласие, у меня это обязательно откликается на физическом здоровье, я буквально начинаю задыхаться. Очень хочется, чтобы и дело делалось, и мир был.

- Почему люди стремятся и приходят на это поприще - помогать другим? И с чего начинается их путь?

Милостью Божией так получилось, у нас есть очень хороший опыт добровольческого служения. То есть такое преддверие, притвор в сотрудничество - это служба добровольцев. У меня принцип такой (за редким-редким исключением): сотрудниками становятся только те, кто прошел службу добровольцев, кто пришел по мотивам не заработать, не просто что-то такое поделать, а кто пришел послужить. Служение от работы отличается тем, что мотивация разная, разный подход. Служение вознаграждается у Бога, а работа оплачивается здесь.

Чем прекрасно добровольчество, человек бескорыстно приходит послужить и отдать жизнь свою ради ближних своих. Это формула любви на самом деле. И основным мотивом всегда у людей, которые приходят в службу милосердия, является то, что осознанно или неосознанно человек ищет любви, он хочет научиться любви. Он, может, это так не формулирует, он говорит: «Я хочу сделать мир лучше. Я хочу свое время с пользой посвятить другим людям. Я хочу кого-то утешить». Но если немножко глубже копнуть, то человек ищет любви. А любовь там, где человек жизнь свою отдает ближнему своему. Пусть не в полной мере, не закрывая своей грудью на войне товарища - до этого подвига нужно еще дорасти, но хотя бы два часа в неделю человек отказывается от лишних своих каких-то прихотей и вместо того, чтобы смотреть телевизор, это время посвящает бедным людям, отдавая свое тепло, свои ресурсы, свои средства. Потому что это очень важно - отдавать Богу через людей, как бы Бога делать своим должником. В этом и удивительная польза десятины: когда человек отдает Богу Богово (то есть положенное по закону), то Господь никогда в долгу не остается. Так часто бывает, что когда человек этому уделяет внимание, не жадничает, не подсчитывает, то Господь его все время вознаграждает, и материальная тема выправляется. И, наоборот, когда человек Богу не отдает по заповеди, то он все время в чем-то теряет: то зуб сломается, то колесо проколет, то соседи сверху зальют, то деньги потеряет. То есть все время что-то такое происходит, что человек терпит материальный ущерб.

И в добровольчестве то же самое. Человек приходит по этим мотивам, какое-то время несет служение, как-то себя зарекомендовывает, а потом оказывается, что у него на добровольчество времени уходит больше, чем на основную работу, и приходится человека брать, потому что это надежный, проверенный боец. Девяносто пять процентов сотрудников - именно такие. И этим они ценны, что пришли не корысти ради, не просто устроиться. Они пришли ради служения, ради ближнего, ради реализации тех талантов, тех внутренних позывов, которые Господь в них пробудил.

Вопрос Валентины из Оренбурга: «Я сама крещеная. Я лечу деток молитвами, заговариваю деток маленьких. Это грехом считается?»

Дорогая Валентина, это, конечно, грех, потому что заговор - это все-таки обращение не к Богу. Молитвы к Богу написаны в молитвословах, а заговоры составлены древними жителями, язычниками, которые обращаются к стихиям, которые в этих словосочетаниях упоминают не столько имя Господа Иисуса Христа, сколько разные бессвязные словосочетания. Они обращаются к духам, которые, конечно, откликаются на эти слова и создают видимость какого-то процесса. Бородавка, например, или ячмень проходят, а болезнь уходит вглубь, в душу, и человек повреждается. Надо прекращать это однозначно. И более того, прийти к священнику, попросить, чтобы батюшка дал покаянную епитимью, дал труд, который даст возможность этот яд, входящий через такой контакт с духовным миром, из своей души изжить. Это очень опасно, и надо это останавливать. Помоги Вам Господи!

Продолжим тему служения и милосердия. Вы сказали, что доброволец, долгое время отрываясь от своей основной работы, приходит, помогает, а потом понимает, что для него та работа, которую он выполнял раньше, и то служение, которое у него есть как альтернатива, вещи несовместимые и что он хочет посвятить свою жизнь этому служению. А можно как-то охарактеризовать тех людей, которые приходят? Есть что-то такое, что их всех связывает? Понятно, что это не образование как таковое, не возраст, а какое-то качество, которое позволяет проникнуться служением?

Да. Есть готовность сделать шаг из ряда вон, выйти навстречу. Молодость души, наверное. Я уже об этом как-то говорил: признак молодого человека, молодой души - это готовность при выборе вперед или назад, вверх или вниз, войти в закрытую дверь или остаться за дверью всегда идти вперед, навстречу неожиданности, навстречу новым приключениям. У добровольцев есть этот порыв, некоторая доля авантюризма, готовности, как говорится, ломать игру. Это такое качество, когда человек совершает не очень принятые, не очень стандартные поступки. Вот Господь очень часто ломал игру, поступал неожиданно, непредсказуемо: все думают, что так, а Он берет и исцеляет в субботу человека с сухой рукой. Все в шоке: как так? А Он поступает так потому, что по-другому не может. И чтобы запечатлеть в сознании людей важность этого события. И вот у добровольцев примерно то же: есть эта жилка, когда человек поступает нестандартно, не так, как обычно принято.

Сегодня мы разговаривали с сотрудниками, и они интересно рассказывали о своем опыте поездок в такси. То есть несколько человек рассказывали о том, как они садятся в такси, вдруг неожиданно звонит телефон, и по телефону диспетчер вынужден ответить: «Православная служба милосердия слушает». Водитель слышит это и буквально впивается: «Да зачем вам это надо? Да бросьте вы им помогать!» Он или поносит подопечных («эти бездомные, эти инвалиды - они жулики, они сами виноваты»), или другая крайность - поносит сотрудников: «Да эта Православная Церковь, да они все обманщики, у них только деньги...»

Но людей, получается, это беспокоит. Человек реагирует, не остается равнодушным, и мне кажется, что он подсознательно хочет, чтобы его убедили, что это не так. Потому что он свою позицию основал на лжи, а на лжи нельзя ничего строить - она мучает, она не дает жизни. И вот человек впивается, просит, требует, чтобы ему как-то доказали, что он заблуждается; хотя он вроде и нападает, но ждет, надеется, что ему ответят или поведут себя нестандартно, не как обычно, и он изменится.

Вот не принято среди нормальных людей вести себя так, как добровольцы, потому что надо взять от жизни все, нужно организовать свою жизнь, нужно свободное время потратить на себя, на развлечения. А когда человек идет к старикам - это ненормально, это человек сумасшедший. Действительно, христиане в каком-то смысле сумасшедшие для мирского ума, потому что они стараются жить умом Христовым. И это удивительно. В добровольцах поражает эта готовность сделать что-то сверх обычного.

Батюшка, Вы хотите сказать, что диспетчер едет в такси и ему на сотовый телефон поступает звонок от тех людей, которым, может быть, требуется помощь. Правильно я понимаю?

Да, конечно.

Просто я не понял, как водитель такси мог услышать, что ты сам дозвонился до диспетчерской православной службы милосердия.

У нас диспетчером работает сестра милосердия, молодая женщина, мать двоих детей, которая уже лет пятнадцать живет в инвалидном кресле. Это одна из моих любимых чад, раба Божия Ирина. Я всегда с такой благодарностью ее вспоминаю! Я вчера посмотрел (мне прислали) один документальный фильм, называется «Литургия». Всем очень советую. Фильм о литургии и о священнике, который рассказывает о жизни своих подопечных. Я его посмотрел и понял, чего мне сейчас в жизни не хватает. Понятно, что огромная организация, ответственность за сотрудников и подопечных, но когда я был приходским священником в храме великомученика Пантелеимона, у меня было больше возможностей прямого контакта с бедными людьми: с больными, с заключенными. Настоятельство все-таки предполагает немножко другой ритм. Но я осознал, что мне этого очень не хватает.

Вот Ирина - одна из тех близких чад, к которой я приезжал, когда раньше она была совсем прикована к постели. Она потеряла способность ходить, будучи молодой девушкой: произошли какие-то повреждения в позвоночнике. Она и бегала, и танцевала, а потом раз - и оказалась в инвалидной коляске. И когда я к ней приезжал, не я ее поддерживал, а она меня утешала. Потому что ее исповеди были, конечно, совершенно другие, чем мы привыкли слышать в храме: какая-то глубина, честность, открытость, реальная нужда во Христе и внутренняя сила преодоления болезни. Потом потихонечку она как-то окрепла. Потом она родила ребенка, находясь в инвалидном кресле! Врачи просто категорически говорили: «Ты что! Это вообще не твое дело!» И сколько нам пришлось выдержать, просто такое сопротивление, чтобы родить! Теперь этому ребеночку семь лет, Димочка: нормальный парень, бегает, обычный ребенок.

И вот она много лет у нас служит диспетчером. Ей приходится вызывать такси, чтобы ее из дома довезли до храма, где у нас периодически проходят встречи. И вот как раз в такси она тоже выполняла свое послушание. Конечно, очень важно, чтобы с такими людьми был контакт не только у священника, но и у каждого человека, потому что душа не может жить без заботы о бедных людях; она толстеет, покрывается жиром, становится безжизненной и бесчувственной. И это беда. Добровольцы прекрасны тем, что они борются с «лишним весом» своего сердца, то есть они сгоняют этот «жир», чтобы сердце правильно функционировало.

По статистике у нас миллионы людей находятся в такой бедности, что их заработная плата составляет сумму ниже прожиточного минимума. И как бы получается, что каждому такому человеку нужна помощь. Так сколько тогда нужно добровольцев и людей с добрым сердцем, с доброй душой, которые будут готовы прийти на помощь, если ситуация аховая...

Думаю, не надо ждать, пока к тебе придут на помощь, надо самому идти к людям, которым в тысячу раз тяжелее, чем тебе. Я помню, у меня в жизни был эпизод. Кстати, искренне благодарен Дейлу Карнеги за его труды; у него есть несколько разных книг, в том числе «Как перестать беспокоиться и начать жить». Где-то примерно лет в восемнадцать (это время поиска) на меня напало такое беспокойство. Такой морок находит на тебя (и он часто находит на людей), когда на вопрос «Как дела?» хочется ответить: «Все плохо». А на самом-то деле не плохо, просто замутилась душа, духи насели, напали и начинают ее подавлять, угнетать. В таком состоянии я эту книгу читал, и меня поразила одна история. Молодой человек примерно моего состояния («все плохо, работы нет, что-то где-то не ладится») шел весь в себе, грустный, дождь на улице. И вдруг кто-то с ним поздоровался приветливо: «Добрый день». Он прошел, потом остановился, обернулся и остолбенел - на него смотрел инвалид, который сидел на асфальте, у него не было ног, были проблемы с руками, но он так приветливо на него посмотрел, так улыбнулся, что этой улыбки было достаточно, чтобы тот пришел в себя. Он говорит: «У меня есть руки и ноги, у меня хватает здоровья, а я иду и не знаю, как жить. А здесь человек, у которого реально проблемы, и он улыбается, на жизнь смотрит широко открытыми глазами». И это изменило его жизнь.

Мне кажется, не надо ничего ждать. Надо идти в добровольцы православной службы милосердия, находить дело по душе (или к пожилым, или к бездомным). Очень полезно для души позаботиться о бездомных: покормить их, поговорить с ними по-человечески; не свысока, не с каким-то апломбом, а узнать, как, например, молодой человек 35 лет оказался на улице. Послушать эту историю, варежки ему свои отдать. Это очень исцеляет душу, это сбивает вот этот морок, когда все плохо. Нет, все хорошо на самом деле. Или сходить в дом-интернат для детей с разными повреждениями, с врожденными болячками, погулять с ними в субботу. Добровольцы гуляют с детишками. И жить станет легче. Авва Дорофей говорил, что когда мы благотворим больному, то он больше благотворит нам, чем мы ему, потому что через него Господь исцеляет наше сердце. Так что кто еще не записался в добровольцы?..

Я почему-то сразу вспомнил Ника Вуйчича, у которого нет рук и ног и который собирает огромные залы. С людьми он открыт, добр и, главное, жизнерадостен, показывает, что даже в такой ситуации можно находить смысл своей жизни, можно находить то, к чему стремиться, чем заниматься. Насколько я знаю, у него есть и жена, и маленький ребенок. Но только, наверное, это не первоцель вообще в принципе заниматься добровольчеством и социальным служением, чтобы себя как-то немножко подбодрить, подмотивировать, думая: «Мне-то еще не так плохо, как тем людям, которым я помогаю». Мне кажется, это немножко опасно для человека. Но поговорим об этом чуть позже, примем телефонный звонок.

Вопрос телезрительницы из Вологодской области: «Батюшка, скажите, что такое искушение? И еще вопрос: в седьмой утренней молитве к Богородице есть слова: да мя не явиши бесом радование, иже многим грехом повинника . Как понять эти слова?»

Понять просто: чтобы бесы не радовались мной - тем, который повинен во многих грехах. «Не сделай так, избави бесов от такой радости. Помоги мне стать лучше, помоги мне справиться с грехами, чтобы бесы не радовались о моих беззакониях».

«Искушение» - славянское слово, по-русски звучит как «испытание». То есть это некоторые обстоятельства жизни, в которых человек проверяет свою готовность быть верным Богу. Испытания нашей веры, нашей честности Господь иногда попускает для того, чтобы мы, как в школе, сдали определенный зачет, экзамен, чтобы перейти в другой класс. Человек их или проходит, или остается на второй год, то есть заново проходит те или иные испытания. Так к этому и нужно относиться.

В молитве «Отче наш» мы просим: «не введи нас во искушение». Есть испытания, искушения, которые нам не по силам. Их проходили несколько человек, например праведный Иов. Например, Авраам, когда Господь испытывал его веру тем, чтобы он сына принес в жертву. И мы просим, чтобы Господь не дал нам тех испытаний, которые превышают нашу силу. А в обычном порядке надо, как Господь говорит: «Бодрствуйте и молитесь, да не внидете в напасть. Дух бодр, плоть немощна». Нужно быть в боевой готовности: внимательным к своим словам, мыслям, чувствам и действиям и в готовности отразить приближающееся искушение. Примерно так.

Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: «У меня была крестница, она вышла замуж за таджика и приняла мусульманскую веру. Я хотела бы узнать, являюсь я сейчас ее крестной или нет».

Конечно, являетесь, потому что дары Божии неотъемлемы. И надо за нее молиться и, наверное, в чем-то сокрушаться перед Богом, потому что в каком-то смысле Вы не выполнили ту задачу, которую Вам Церковь поручила. Потому что задача крестной - помочь родителям и так поучаствовать в судьбе своей крестницы, чтобы она стала христианкой по жизни, а не по названию. Христианин от нехристианина отличается тем, что он верный: верный Христу, он сохраняет верность вопреки всевозможным искушениям и испытаниям. И это огромная ответственность крестной, которая дает Богу обещание во время таинства Крещения, что она к Нему приведет маленького ребеночка. И коли так случилось, значит, где-то и Ваша вина, это серьезный повод для покаяния, для слез перед Богом. И этими слезами, может быть, сердце Вашей крестницы когда-то будет растоплено, а это обольщение будет выправлено. Поэтому молитесь, но, конечно, не в храме, потому что человек от Церкви отпал; внутри Церкви мы за него не можем молиться, но в домашних молитвах, в милостынях своих обязательно нужно за нее ходатайствовать перед Богом.

Вернемся к вопросу, о котором мы чуть ранее говорили. Может ли быть целью желание помочь тому, кому хуже, чем мне? Или это немножко искаженный подход к служению милосердия, к добровольчеству?

Мы же не знаем, как душа дорывается до Бога, и нужно любой добрый порыв стараться поймать и развить. Пусть так, пусть по такому мотиву. Я сам иногда так поступал, когда очень тяжело было на душе. Я просто знал этот механизм, я шел в тяжелое отделение психиатрической больницы, общался с людьми, мы вместе с ними молились. Это очень эффективный метод реабилитации своей души. «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется». Поэтому даже если у человека такое желание - ну и слава Богу! Дальше втянется - разберемся.

Я почему-то вспоминаю историю, которая со мной лично произошла. В отделении детской больницы мне довелось один вечер посидеть с ребенком, у которого ДЦП. Его кормили через трубочку, он не мог ни ходить, ни сидеть, только лежал, причем лежать мог в определенном положении. Видимо, была какая-то родовая травма. Ребенок-отказник. Голова у него всегда держалась в одном только направлении, и это не прямое направление, а как бы наискосок. Честно говоря, сейчас об этом рассказываю и чувствую, что пульс участился... Без тех людей, которые добровольно сидят и помогают, находятся с такими детьми, за ними, по сути, нет никакого ухода. То есть если бы не было никого рядом, он бы лежал, ревел, кряхтел, к нему подходили бы, например, через три часа, в те моменты, когда это требовалось бы по нормам. Мы вроде бы живем в современном обществе, где принято ставить человека на важную ступень. Почему в наше время вообще в системе здравоохранения такая проблема, что даже к детям нельзя приставить какого-то человека, который может выполнять те же функции, что выполняет доброволец, но который там по умолчанию был бы и этим занимался?

Потому что есть такое понятие, как штатное расписание, в котором регламентирован штат, количество пациентов на сотрудника и бюджет организации. Потому что все это очень большая и тяжелая система, машина. Всегда же целесообразность... То есть когда разговор идет о деньгах, то какая-то оптимизация: надо это или не надо; может, без этого можно как-то обойтись. Реально без этого можно обойтись: ну лежит ребенок, накормлен, одет; ну, никто его не погладит лишний раз - это же не смертельно...

Государство решает жизненные вопросы, вопросы материального обеспечения, вопросы сохранения жизни - и слава Богу. И, может быть, это и хорошо, потому что есть огромное поле для добровольцев, для людей доброй воли. Может, это и должно быть так: что какие-то элементарные жизненные потребности выполняются за счет бюджета, но человеческие, душевные, духовные потребности - за счет живых людей, они не должны быть за деньги. Сложно за деньги любить, это как-то не то. Это должно быть по желанию, по доброй воле сердца. И как раз здесь должно быть взаимодействие между государственными учреждениями и некоммерческими организациями благотворительной направленности, добровольческими организациями: люди будут приходить и дарить свое сердце подопечным и сотрудникам. Потому что это тоже важно: и приветливый взгляд, и доброе слово. Амвросий Оптинский говорит (это мое любимое выражение): «В этой жизни нам нужен приветливый взгляд, ласковое слово, нужно, чтобы нас любили и нам верили, нужно то, что самое дорогое и самое редкое сокровище,- сердце внимательное». Сердце внимательное - самое дорогое сокровище в жизни!

Такое милосердное служение, конечно же, является и неким миссионерством. Хотелось бы вот о чем спросить. Это все-таки помощь и миссионерство или в первую очередь это только помощь, только забота?

В первую очередь это свидетельство о Христе и о Его Церкви. И мы об этом говорим с сотрудниками: ценность жизни человека в том, что человек в течение жизни приходит к Богу. Если человек к Богу не приходит, он зря проживает жизнь: в жизни нет никакого смысла и по большому счету нет цены. Потому что человек - это не муравей, это не бегемот; это для них других задач нет, кроме биологического существования. У человека есть цель. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Человек, Я создал тебе прекрасное тело (он как бы от лица Бога говорит), но Я тебе даю власть создать себе нечто лучшее - создай себе прекрасную душу». Вот сотворение, воспитание человеческой души для Бога - это цель жизни человека. Поэтому мы на это обращаем внимание. Конечно, об этом нужно свидетельствовать, об этом нужно напоминать, говорить. Конечно, не нужно пользоваться зависимостью от нас наших пациентов, подопечных, это должно быть всегда и по желанию, и деликатно, но нельзя это никогда терять из виду. Помочь пригласить священника, помочь организовать беседу, книжечки принести; если нужно, помочь подготовиться к таинствам - это в первую очередь. Потому что в противном случае это прямой путь к выгоранию: болезнь нам не победить, грех не остановить, бездомность не преодолеть и так далее. Это все мышиная возня, сколько сил туда ни трать, если нет результата, что душа оживает и пробуждается сквозь скорби и страдания. Сестры милосердия - это ангелы, которые приносят Благую Весть. Поэтому, конечно, это в первую очередь.

В сентябре в службе милосердия прошла обучающая программа «Уверенный доброволец». Я хотел бы узнать, а можно ли научить помогать? И вообще хотел попросить Вас коротко рассказать об этом проекте...

Я, слава Богу, всегда благодарю... В тайной молитве во время соборования есть такие слова: «Господи, благодарю, что Ты сподобил меня наслаждатися Божественной литургией, призвав в эту величайшую степень священства». Наслаждаться Божественной литургией!.. Иногда приходишь, и сил нет, и даже на людей стараешься не смотреть, потому что понимаешь, что твой взгляд исподлобья передает твой настрой, и это сразу людей как-то гасит, они сразу грустить начинают. Начинаешь службу: «Благословенно Царство... Миром Господу помолимся»… С таким скрипом, через силу. Потом антифон, ектения; антифон, ектения. К Херувимской все как-то немножко расправляется - и дышать становится легче. Потом Евхаристический канон, «Отче наш». Потом причастие. И часто на физическом уровне прямо плита железобетонная с плеч снимается Богом. И дальше какое-то время ты живешь вот этой жизнью. Хотя обстоятельства не меняются (и скорбных обстоятельств достаточно), но ты по-другому на них смотришь, у тебя меняется точка зрения. Мне кажется, очень важно это понимать - мы должны жить от литургии к литургии, от причастия к причастию. Как-то мы до этого должны дорасти.

И слава Богу, что у нас есть возможность и с добровольцами молиться, и с сестрами, и с братьями. Потрясающими бывают ночные литургии: ночью уже нет суеты, нет людей, которые случайно забрели, а собрались верные, которые единым сердцем, едиными устами стремятся к Богу; и это особые ощущения. Вот если бы каждый хоть немножечко приблизился к этому сердцу, оно прокачало бы в нем жизненные силы. Запомните это. Я очень хочу эту мысль донести: у нас есть все необходимое, что нужно нам для жизни, - Господь все дал; просто нужно это взять и сохранить.

Спасибо Вам за эти размышления. Действительно, то, с каким лицом, в каком виде, с каким настроением мы приходим в храм на Божественную литургию, передает наше отношение и к самому священнодействию, и к главному таинству, и к окружающим людям, и вообще к Церкви. Потому что за литургией (как нигде), в общем-то, все мы и встречаемся.

Точно. Литургия - это общее дело. В каком-то смысле мы к этому привыкли: общее дело. Думается, что общее дело - это все мы вместе собрались и что-то поделали. Но это не только общее дело между людьми, это еще общее наше дело с Господом Иисусом Христом. То есть мы Его призываем, и Он приходит, и вместе с Ним мы начинаем совершение этой службы. Это общее с Богом дело. А с Ним любое дело по плечу.

- Да. А у нас тут общее дело в прямом эфире - программа «Беседы с батюшкой».

Вопрос телезрительницы из Воронежа: «Я хотела бы знать, как надо вести себя прихожанам в церкви во время каждения при открытых царских вратах. Все поворачиваются вслед за каждением батюшки, и получается, что от царских врат мы отворачиваемся. И второй вопрос: я слушала передачу по телевизору про ангелов, что статуэтки ангелов - это как бы неправильно, потому что есть ангелы добрые, есть ангелы плохие, и получается, мы идолам можем поклоняться. Но я думаю, эти статуэтки просто как украшение».

Во время каждения, когда батюшка ходит по храму и кадит, надо стоять, устремив взор в алтарь, наклонив главу. Конечно, вокруг своей оси вертеться не стоит, потому что это нарушает благоговейный ход. Нужно стоять спокойно. Но, знаете, бывают разные традиции. Если говорить, например, про свой приход, очень хорошо, когда люди стоят и благоговейно молятся. Когда батюшка идет и кадит, можно вполоборота повернуться, поклониться, потому что каждение имеет особый духовный смысл: воздается честь образу Божьему фимиамом перед иконой, и батюшка поворачивается еще к одному образу Божьему - к человеку. То есть священник кадит и иконы (образа святых), и молящихся (образа, стремящиеся к святости). Поэтому нужно вполоборота повернуться и склонить главу в благоговейном поклоне: он покадил, мы поклонились. Но как веретено, конечно, вертеться некрасиво - это неблагоговейно.

Что касается статуэток... Обычно те статуэтки, которые продают в магазинах, это образа купидонов. Купидон - это блудный бес. Это такие пупсики с крылышками, с луком или с гуслями. Конечно, ничего христианского в этом нет, это какая-то непонятная символика, и таких купидончиков лучше дома не держать, просто это неприлично и нелепо. Изображения ангелов есть канонические на иконах. Ангел-хранитель имеет определенный вид, который в иконографии отпечатлен; вот его, конечно, хорошо бы иметь, и не просто чтобы он находился в виде иконы, а чтобы с ангелом-хранителем была молитвенная связь, чтобы мы почаще к нему обращались. И когда в утреннем или вечернем молитвенном правиле мы к нему обращаемся, чтобы все наше сердце и все внимание были к нему настроены.

Отец Евгений, Вы выразили интересную мысль, рассказывая о том, что если вдруг не выспались немножко или нет настроения, то пытаетесь перед службой опустить глаза вниз, чтобы с прихожанами взглядом не встречаться и не передать это настроение. Вот что должно такое произойти, как должен поменяться в принципе человек, чтобы для него участие в литургии и вообще поход в храм были самым желанным, праздничным, чтобы это было естественным состоянием души? Как, например, мы идем на празднование дня рождения: приодевшись, при подарке, с улыбкой на лице...

Рецепт очень простой. Во-первых, у нас с вами есть закон жизни, на это обращаю внимание: седьмой день Господу Богу твоему. Седьмой день нам не принадлежит, Бог его освятил, и в этот день Он ожидает, чтобы мы соответственно его провели, посвятили Богу. Если мы занимаемся чем угодно в этот день, но не богослужением, мы совершаем святотатство, мы забираем Божье. Это тяжелейший грех, который, конечно, приводит к различным неприятностям и в бытовой сфере, и к нездоровью, и к потере материального благополучия. Нельзя жить против Бога, идти против рожна и думать, что у тебя все будет хорошо. Так не бывает.

Второй момент: молитва, терпение и труд все перетрут. Понятно, что отсутствие привычки поначалу как-то напрягает, иногда и отсутствие понятия, зачем это нужно. Если у человека нет доверия Богу, доверия Священному Писанию, то, конечно, механически это все сложно сделать. Предполагается, что в храм приходят люди, для которых важно исполнение заповедей Божиих. А если есть такая заповедь, то нужно начать добросовестно ее исполнять.

Однажды у одного старца (об этом авва Дорофей рассказывает) случился такой конфуз. К нему подошел человек с вопросом: «Отче, мы знаем о том, что ты смиренный, праведный. Расскажи, пожалуйста, как ты к этому пришел?» Он растерялся, смотрел по сторонам и не мог ничего ответить. Сказал: «Я не знаю, как тебе рассказать, как прийти к смирению». А авва Дорофей говорит: «Я знаю, как это бывает; мне кажется, я понимаю. Когда человек занимается каким-то ремеслом (например, плотник берет дерево, начинает его строгать), пальцы у него еще кривые. Проходит месяц, другой, третий, он себе кожу сдирает, режется, но потом потихонечку появляется способность, потом мастерство, потом профессионализм, когда это дело переходит в навык. Вот когда навык появляется, он уже делает вещь идеальную. И он, может быть, не сможет тебе сказать, как он до этого добрался». Старец услышал это и говорит: «Вот, точно так!» Точно так и со смирением: ты просто делаешь те дела, которые тебя приводят к Богу, к Его устроению смиренному, и оно приходит постепенно через терпение, молитву и труд.

То же самое полюбить воскресную службу. Надо просто исполнять заповедь и поначалу усилием воли, дисциплиной приводить себя в храм, хотя бы на несколько минут, потом больше, больше. А потом все-таки включать внимание: не как матрешка-неваляшка деревянная стоять, не понимая, что происходит, а стараться умом вкрутиться в смысл того, что читается и поется на службе. Это как стереоскопическое изображение: сначала смотришь на картинку, потом вглядываешься, вкручиваешься, фокус немножко меняешь - и она раскрылась в объеме. Вот так же бывает со славянским языком, с литургией: ты пришел, вроде трудишься, напрягаешься, собираешься, и потом вдруг происходит понимание, что ты внутри службы.

- Батюшка, спасибо Вам за этот разговор. К сожалению, эфирное время закончилось.

А так много еще надо было рассказать!

Да, по крайней мере, много хотелось. Благодарю Вас за то, что пришли. Поздравляем с шестилетием службу милосердия, с юридическим шестилетием с момента регистрации юридического лица. В начале октября Вы праздновали пятилетие настоятельства...

Это вообще отдельная тема для разговора. Может, мы в следующий раз об этом поговорим, потому что это очень интересно.

- Спасибо Вам, что ответили на вопросы наших зрителей и рассказали о добровольчестве.

Я еще раз (паки и паки) хочу поздравить всех сотрудников, братьев, сестер, добровольцев, подопечных, благотворителей службы милосердия с нашим днем, с праздником. И хочу пожелать, чтобы Христос был всегда посреди нас, чтобы те труды, которые каждый на своем месте несет, были ради Бога, у Бога и с Божьего благословения. Спасибо вам, что вы все у нас есть!

Ведущий Дмитрий Бродовиков

Записала Нина Кирсанова

В рамках президентского гранта начался второй этап стажировки сестер милосердия Югорской епархии при Социальном отделе Екатеринбургской епархии.

Иерей Димитрий Сорокин, диакон Кирилл Гарафутдинов и 11 сестер и братьев милосердия из Югорского, Белоярского, Кондинского и Урайского благочиний прибыли на обучение в Екатеринбург.
Сестринская стажировка в Екатеринбурге проходит следующим образом:
27-28 октября - участие священнослужителей и сестер милосердия Югорской епархии в Первом съезде сестер милосердия Уральского региона «Елисаветинские дни: преемственность служения Любви", который организовал Социальный отдел Екатеринбургской митрополии.
29 октября - 1 ноября - стажировка для Сестричеств Югорской епархии - ознакомление с работой Сестричеств и Служб милосердия Екатеринбургской митрополии.

Съезд проходил в паломническом центре Святых Царственных Страстотерпцев в урочище Ганина Яма.
Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл обратился к участникам съезда с приветственным словом и благословением, дал напутствие сестрам и подчеркнул, что всегда есть нужда в милосердии и то, что делают сестры – это милость Божия.
К участникам съезда посредством видео обратился и председатель Синодального отдела церковной благотворительности и социального служения Пантелеймон епископ Орехово-Зуевского.
На съезде выступали с докладами:
- Протоиерей Евгений Попиченко, председатель социального отдела Екатеринбургской митрополи, духовник Свято-Пантелеймоновского сестричества;
- Протоиерей Сергий Вогулкин, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой медицинской психологии Уральской Медицинской Академии, преподаватель Свердловского областного медицинского колледжа (г. Екатеринбург);
- Иерей Василий Байшев, духовник Обители милосердия, настоятель прихода во имя прпмч. Великой княгини Елисаветы г. Екатеринбурга;
Светлана Кислова, сестра милосердия, руководитель информационного отдела при Отделе социального служения Екатеринбургской епархии;
- Иерей Константин Корепанов, старший преподаватель Миссионерского института, проректор по учебной работе Екатеринбургской духовной семинарии.
Докладчики делилась ценной информацией по организации сестринского служения, рассказывали о своем опыте, показали духовную сторону сестринского служения и мн.др. Из выступлений докладчиков сёстры получили ответы на рабочие вопросы, поддержку и духовную радость.

В завершении насыщенного дня была организована работа по секциям:
1 секция: Помощь паллиативным и тяжелобольным людям;
2 секция: Помощь многодетным и малоимущим семьям;
3 секция: Помощь детям;
4 секция: Помощь старикам и инвалидам;
5 секция: Для священников.

28 октября – второй день был посвящён паломнической поездке в мужской монастырь в честь Новомучеников Российских г. Алапаевска. В храме иконы Божией Матери «Фёдоровская» состоялась Божественная Литургия. Богослужение возглавил Архиепископ Медонский Михаил, викарий Западно-Европейской епархии (РПЦЗ).
После Литургии у Поклонного креста на месте последнего духовного подвига алапаевских мучеников состоялось посвящение 12-ти сестер Екатеринбургской епархии.
Участие в Первом съезде сестер милосердия Уральского региона "Елисаветинские дни: преемственность служения Любви" дало возможность: обменяться опытом в деле сестринского социального служения; получить возможность для сотрудничества православных сестричеств милосердия и определить перспективы дальнейшего развития сестричеств; соборно почтить память Небесной Покровительницы сестричеств милосердия - Святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны в год 100-летия ее мученического подвига.
Всего на съезде сестричеств приняли участие 170 сестёр из 10 епархий Уральского региона.

В марте 2018 года Отдел социального служения Екатеринбургской епархии провел обучение для сотрудников Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Нижнетагильской епархии. Руководитель Отдела протоиерей Олег Шабалин с 5 по 9 февраля 2018 года прошел обучение на второй социальной стажировке в Екатеринбурге, очень вдохновился екатеринбургскими проектами и направил на обучение пятерых сотрудников.

Участники обучения из Нижнего Тагила:

Помощник руководителя по социальной работе – Александр Андреевич Ощепков

Координатор благотворительных и социальных проектов, пресс-служба – Анастасия Геннадьевна Казакова

Координатор по работе с добровольцами, старшая сестра сестричества – Екатерина Александровна Левина

Сестра милосердия – Любовь Николаевна Бастрикова

Специалист по приему просителей, юрист – Наталья Евгеньевна Гилева

Сначала все участники стажировки познакомились с работой отдела по работе с просителями, а затем разошлись по своим профильным направлениям.

Галина Людина, координатор отдела по работе с просителями Отдела социального служения Екатеринбургской епархии:

– Я рассказала, как работает наш отдел по работе с просителями: кому мы помогаем, кому не помогаем и почему. С чего начинается работа с просителем и как она заканчивается – весь цикл прохождения просьбы. Ответила на вопросы о работе диспетчера по приему звонков, о взаимодействии с просителями.

Наталья Борисовна Савина, помощник руководителя по социальной работе Отдела социального служения Екатеринбургской епархии:

– Я общалась с помощником руководителя по социальной работе Александром Андреевичем Ощепковым и специалистом по приему просителей и юристом Натальей Евгеньевной Гилевой. Александра интересовали вопросы, как наладить взаимосвязь с благочиниями и приходами, как организовать социальное служение на местах, как оказывать содействие в организации и развитии приходских социальных проектов. Наталья Евгеньевна уточнила вопрос распределения гуманитарной помощи по приходам, условия выдачи и сбора отчетности. И, конечно, моих гостей очень интересовал вопрос грантового финансирования церковных социальных проектов. Я постаралась ответить на все вопросы наших коллег из Нижнетагильской епархии, показать на конкретных примерах решение тех или иных вопросов. Объяснила на примерах наших грантовых проектов систему написания грантовых заявок. Мы договорились работать вместе, совместно решать проблемы подопечных.

Татьяна Ананьина, старшая сестра Свято-Пантелеимоновского сестричества милосердия:

– Сестрам из Нижнего Тагила я подробно рассказала о внутренней жизни нашего сестричества: молитве, собраниях, поездках, работе с сестрами, общением с духовником. Сестры из детского направления поделились опытом взаимодействия с детскими медицинскими и социальными учреждениями – проведение духовых бесед с сотрудниками, поздравление их с праздниками, возможность оказания материальной помощи. Это было важно, т.к. в Тагиле есть окормляемый детский дом, с которым выстраиваются отношения.
Светлана Кислова, руководитель информационного отдела:

– С коллегой по служению Анастасией Казаковой, которая работает в пресс-службе Отдела социального служения Нижнетагильской епархии, мы обсудили приоритеты информационной работы: для чего и зачем нужно говорить о делах милосердия и церковном социальном служении, как появляются интересные информационные поводы, кто может и должен стать героем публикации.

Евгений Шатских, руководитель епархиального Центра гуманитарной помощи:

– Мы провели для гостей экскурсию по Центру, показали, как ведется работа в основном зале для подопечных, как идет сортировка б/у одежды. Ответили на вопросы по документообороту и том, кому, каким образом и как часто мы помогаем.

Помощник руководителя по социальной работе Александр Ощепков и специалист по приему просителей, юрист Наталья Гилева

ОТЗЫВЫ УЧАСТНИКОВ СТАЖИРОВКИ

Сестра милосердия Любовь Бастрикова (Нижний Тагил):

– Огромное вам всем спасибо за теплый прием, за терпение, за то, что вы поделились своим опытом. Много для себя я взяла на вооружение при организации своей работы. Также очень помогло общение в сестринской с сестрами. Развеялись мои сомнения. А вообще, конечно, поразил размах ваших добрых дел, организация, строгая отчетность и контроль. Долго находилась под впечатлением. Рассказала все в нашем храме. А еще впечатлило отношение к делам милосердия как сестер, так и добровольцев. И, конечно, Центр гуманитарной помощи поразил: 600 кв. м, полный порядок и учет. Вся база данных сохранена. Еще интересно было узнать, что если за 9 месяцев в семье просителей ничего не меняется: и папа продолжает лежать на диване, и мама не реагирует, помощь прекращается. Это сподвигает людей на действия. Вы им показываете, как должно быть, чтобы они стремились к улучшению жизненных условий. Также воодушевила та работа с бездомными, которую ведет сотрудник отдела в специальном вагончике в Соборе Успения. Так сказать, разовая помощь. Нуждающийся может и покушать, и даже отдохнуть в вагончике. Но прежде немного поработать на благо храма, а не просто стоять с протянутой рукой. Над этим вопросом надо подумать… Низкий вам поклон за вашу работу!

Александр Ощепков, помощник руководителя по социальной работе (Нижний Тагил):

– Еще пытаемся прийти в себя и настроиться, так как информации полезной для нас было много, есть, о чем задуматься. С учетом того, что сам в социальной службе только 2 года, из которых больше времени уделялось работе с благотворителями и юридическим вопросам по некоммерческим организациям. Поэтому для меня все, что вы рассказывали и чем делились, можно назвать напутствием в моей работе. Ценю ваше отношение и целеустремленность к ближним, тому, как с нами общались и делились эмоциями, можно только позавидовать. Для меня это очень многое значит, когда люди открыты. Понравилось на стажировке все, начиная от проработанной структуры отдела до процесса написания грантов. Для нас было большой честью быть принятыми отделом социального служения Екатеринбургской епархии. Благодаря данной встрече мы не только для себя узнали что-то новое, но и смогли обменяться опытом. Также сотрудники отдела поделились своими личными наработками, опытом, рассказали о возможных «подводных камнях», которые могут появляться при написании грантов, реализации проектов. После чего с большой отдачей рассказали об различных проектах, реализуемых в отделе и по епархии целом. Также хотел бы предложить совместный проект по созданию единой базы подопечных, чтобы мы могли знать и отслеживать поступки и отсеивать нечестных. Помоги всем нам Бог! Ангела вам Хранителя!

Екатерина Левина, координатор по работе с добровольцами, старшая сестра сестричества (Нижний Тагил):

– От поездки очень много впечатлений, мы сейчас перевариваем, пытаемся применить к нашей работе. Впечатлились складом, а так как сами вплотную занимаемся ремонтом и обустройством нового гуманитарного склада, используем сейчас увиденное. Большое вам спасибо за отзывчивость!

Анастасия Казакова, координатор благотворительных и социальных проектов, пресс-служба социального отдела (Нижний Тагил):

– Все очень понравилось. Я, например, просто в восторге! Вы все такие солнышки, такие сердечные люди. Огромное спасибо за теплый прием! Много полезной информации получила от Светланы Кисловой, вначале каша была в голове, сейчас, когда все улеглось, хочется творить, появились идеи, задумки. Будем претворять их в жизнь. Надеюсь, это не последняя наша встреча. Вы все очень вдохновляете. Конечно, хочется пожелать вам любви, терпения, мира и помощи Божией! Спаси Господи вас всех!

Сайт Отдела социального служения
Екатеринбургской епархии:
http://www.soee.ru/