Иоан милостивый. Жития Святых: Житие Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского. Подавать ли милостыню хорошо одетым

50 главных молитв для женщины Берестова Наталия

Молитва святителю Иоанну Милостивому

Святой Иоанн жил в VI–VII веках на острове Кипр. Потеряв жену и детей, он принял монашеский постриг и посвятил свою жизнь служению ближним, непрестанной молитве и строгому посту. За его милосердие и благочестивую помощь всем нуждающимся святой вскоре получил прозвание «Милостивый». Некоторое время спустя святой Иоанн был поставлен на должность Патриарха Александрии. Используя свое положение, святой продолжал заботиться о неимущих и обездоленных – по его приказанию все бедняки Александрии каждый день получали питание. Святой Патрирх не оставлял без внимания ни одного обращение к нему простого люда, сам раздавал милостыню и заботился о больных.

Святому Иоанну Милостивому возносят молитвы об обретении достатка и сохранении материальной стабильности.

Святителю Божий Иоанне, милостивый защитниче сирых и сущих в напастех! К тебе прибегаем и тебе молимся, яко скорому покровителю всех ищущих от Бога утешения в бедах и скорбех. Hе престай, моляся ко Господу о всех с верою притекающих к тебе! Ты, преисполнен сый Христовы любви и благости, явился еси яко чудный чертог добродетели милосердия и стяжал еси себе имя «милостивый». Ты был еси яко река, непрестанно текущая щедрыми милостьми и всех жаждущих обильно напаяющая. Веруем, яко по переселении от земли на небо, усугубися в тебе дар благодати сея и яко соделался еси неисчерпаемый сосуд всякия благостыни. Сотвори убо твоим ходатайством и заступлением пред Богом «всякия утехи», да вси, прибегающий к тебе, обретают мир и безмятежие: даруй им утешение в печалех временных и пособие в нуждах житейских, всели в них надежду вечнаго упокоения во Царствии Небеснем. В житии твоем на земли ты был еси пристанище всем сущим во всякой беде и нужде, обидимым и недугующим, и ни един от притекавших к тебе и просивших у тебе милости лишен бысть твоея благостыни. Тожде и ныне, царствуя со Христом на Небеси, яви всем покланяющимся пред честною твоею иконою и молящимся о помощи и заступлении. Не точию сам ты творил еси милость безпомощным, но и сердца других воздвигал еси ко утешению немощных и ко призрению убогих. Подвигни убо и ныне сердца верных к заступлению сирых, ко утешению скорбящих и успокоению неимущих. Да не оскудевают в них дары милости, паче же да вселится в них и в дому сем, призревающем страждущих, мир и радость о Дуxе Святе, во славу Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, во веки веков. Аминь.

Из книги 81 молитва на быструю помощь, которая защитит вас от беды, поможет в несчастье и укажет дорогу к лучшей жизни автора Чуднова Анна

Молитва святителю Иоанну Милостивому, патриарху Александрийскому Святителю Божий Иоанне, милостивый защит-ниче сирых и сущих в напастях! К тебе прибегаем и тебе молимся, рабы Твои (имена), яко скорому покровителю всех ищущих от Бога утешения в бедах и скорбях. Не престай

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Каково отношение к святителю Иоанну Шанхайскому (Максимовичу) в нашей Церкви? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряПраведникам чаще, чем обычным людям, приходится претерпевать скорби и клевету, потому что они находятся в самом средоточии борьбы

Из книги Лекарство от скорби и утешение в унынии. Молитвы и обереги автора Исаева Елена Львовна

Святителю Иоанну Златоусту, архиепископу Константинопольскому МолитваО, святителю великий Иоанне Златоусте! Многая и различная дарования от Господа приял еси и, яко раб благий и верный, вся данныя тебе таланты добре умножил еси; сего ради воистину вселенский учитель был

Из книги 100 молитв на быструю помощь. Главные молитвы на деньги и материальное благополучие автора Берестова Наталия

Молитва святителю Мартину Милостивому День памяти 12/ 25 октябряСвятой Мартин жил в Паннонии в IV в. и с ранних лет мечтал посвятить себя служению Богу, но, подчинившись воле родителей, выбрал карьеру военного. Будучи военачальником в Галлии, Мартин отличался кротким нравом

Из книги Главные молитвы на всякую потребу. По учению святых угодников Божиих. Как и в каких случаях молиться автора Глаголева Ольга

Молитва святому Иоанну Кронштадтскому День памяти 20 декабря/2 январяИоанн Кронштадтский (Иван Ильич Сергиев) – живший в конце XIX – начале XX в., настоятель Андреевского собора в Кронштадте.Избрав для себя стезю служения Богу, святой намеревался принять монашеский постриг

Из книги Молитвы о болящих автора Лагутина Татьяна Владимировна

Молитва святителю Иоанну Златоусту в отчаянии О, святителю великий Иоанне Златоусте!Многая и различная дарования от Господа приял еси и, яко раб благий и верный, вся, данный тебе, таланты добре умножил еси, сего ради воистинну вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и

Из книги Святой Великий Пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн автора Вишняков Симеон

Святителю Иоанну Милостивому, патриарху Александрийскому Святителю Божий Иоанне, милостивый защитниче сирых и сущих в напастех! К тебе прибегаем и тебе молимся, раби Твои (имена) , яко скорому покровителю всех ищущих от Бога утешения в бедах и скорбех. Не престай молитися

Из книги 50 главных молитв на деньги и материальное благополучие автора Берестова Наталия

МОЛИТВА святому Иоанну Предтече Крести?телю Христов, пропове?дниче покаяния, ка?ющагося не пре?зри мене?, но совокупля?яся с во?и Небесными, молися ко Влады?це за мене?, недостойнаго, уны?лаго, не?мощнаго и печа?льнаго, во многия беды? впадшаго, утружде?ннаго бурными помыслы

Из книги 50 главных молитв на привлечение любимого человека в свою жизнь автора Берестова Наталия

Молитва святителю Иоанну Милостивому Иоанн Милостивый, живший в VI–VII вв. на Кипре, был женат и имел детей, но, потеряв своих близких, принял иноческий постриг.Слава о благочестивом и милосердном к близким монахе, живущем в строгом посте и непрестанной молитве, быстро

Из книги 50 главных молитв для женщины автора Берестова Наталия

Молитва святителю Мартину Милостивому День памяти 12/25 октябряСвятой Мартин жил в в Паннонии IV в. и с ранних лет мечтал посвятить себя служению Богу, но, подчинившись воле родителей, выбрал карьеру военного. Будучи военачальником в Галлии, Мартин отличался кротким нравом

Из книги 100 молитв на быструю помощь. С толкованиями и разъяснениями автора Волкова Ирина Олеговна

Молитва святому Иоанну Кронштадтскому День памяти 20 декабря/2 январяИоанн Кронштадтский (Иван Ильич Сергиев) – живший в конце XIX – начале XX в., настоятель Андреевского собора в Кронштадте.Избрав для себя стезю служения Богу, святой намеревался принять монашеский

Из книги Почитание святых автора Михалицын Павел Евгеньевич

Для счастливого устройства судьбы (своей или детей) и обретения материального достатка в доме. Молитва Святому Праведному Филарету Милостивому День памяти 1/14 декабря Праведный Филарет Милостивый, сын Георгия и Анны, воспитанный в благочестии и страхе Божием, жил в VIII в.

Из книги автора

Для избавления от одиночества и обретения счастья в крепком браке. Молитва Святителю Иоанну Златоустому, Архиепископу Константинопольскому День памяти 13/26 ноября, 30 января/12 февраля Святитель Иоанн Златоуст почитается Православной Церковью, как один из трех Вселенских

Из книги автора

Молитва святителю Иоанну Милостивому День памяти 12/25 ноябряСвятой Иоанн жил в VI–VII веках на острове Кипр. Потеряв жену и детей, он принял монашеский постриг и посвятил свою жизнь служению ближним, непрестанной молитве и строгому посту. За его милосердие и благочестивую

Из книги автора

Святителю Иоанну Милостивому, патриарху Александрийскому Святителю Божий Иоанне, милостивый защитниче сирых и сущих в напастех! К тебе прибегаем и тебе молимся, раби Твои (имена), яко скорому покровителю всех ищущих от Бога утешения в бедах и скорбех. Не престай молитися

Из книги автора

Тропарь и молитва праведному Иоанну Кронштадтскому Тропарь, глас 1 Правосла?вныя ве?ры побо?рниче, земли? Росси?йския печа?льниче, па?стырем пра?вило и о?бразе ве?рным, пока?яния и жи?зни во Христе? пропове?дниче, Боже?ственных Та?ин благогове?йный служи?телю и дерзнове?нный о

Возможно, и существуют такие люди, которые никогда не испытывали финансовых трудностей в своей жизни. Однако это большая редкость. Конечно же, можно встретить людей с возвышенными ценностями, которые довольствуются тем, что им послал Господь, но и это скорее исключительные случаи. Чаще всего люди боятся бедности и всячески стараются ее избежать. Практически все задумываются о своем будущем и безбедном существовании своих детей. Конечно, можно полагаться на свои силы и тяжело трудиться в расчете на скорое обогащение. Но можно попробовать попросить помощи у Святых угодников, одним из которых является Святой Иоанн Милостивый. Молитвы, обращенные к нему, избавят от нищеты и придадут уверенности.

История о Святителе Иоанне Милостивом, патриархе Александрийском

Таинство рождения Иоанна Милостивого произошло в городе Амафунте, на Кипре. Детство его можно было назвать счастливым и безбедным. Семья его была знатной и благочестивой. В возрасте пятнадцати лет Иоанн встретился с самим провидением Господним, после чего он понял, что следует щедро раздавать пожертвования всем нуждающемся. На себе он постоянно испытывал силу высшего Милосердия. Как только Иоанн что-то отдавал, ему сразу же приходила милость во сто крат большая.

Со временем Иоанна назначили патриархом Александрийским. И первое, что он сделал - созвал всех церковных приставов, которые отвечали за ведение хозяйства и распоряжение деньгами, и попросил их переписать всех бедных и нищих людей, которые находились под его покровительством. Оказалось их около семи с половиной тысячи. Святитель Иоанн велел всем им выдавать ежедневную сумму денег на пропитание.

Сегодня молитва избавляет от бедности множество людей.

История об Иоанне Милостивом и купце

Жил в Александрии купец, который был полностью разорен. Поскольку к Святому приходили все нуждающиеся, и всем он беспристрастно подавал милостыню, то и купец решил обратиться за помощью к Святителю. Иоанн пожертвовал купцу целых пять килограмм золота. Торговец на радостях заполнил свой корабль новым товаром и отправился в путь. Но его ждали потери. И он опять обратился к Иоанну.

Патриарх рассудил, что у купца было еще и золото, заработанное нечестным путем. Оно смешалось с церковным, и поэтому торговец вновь потерпел неудачу. Иоанн выдал ему вдвое больше денег. Но и на этот раз купец все потерял. Он больше не хотел обращаться к Святителю и даже пытался лишить себя жизни. Но Иоанн, узнав об этом, позвал его к себе, выдал ему церковный корабль, полностью загруженный зерном, и смиренно попросил всегда доверяться Богу. После этого купец отправился в путь. Его ждали новые неприятности, но он искреннее начал молиться Господу и на корме своего корабля увидел самого Иоанна Святителя. На этот раз корабль не потерпел крушение, а купец очень выгодно продал весь товар. Более того, олово, которое он получил в качестве оплаты, превратилось в золото. И все это по милости Святого Иоанна.

Таких удивительных историй, рассказывающих о великой милости Святого, невероятное множество. Даже сейчас Святой проливает свою милость на всех, кто к нему искренне обращается. Молитва Иоанну Милостивому, приведенная ниже, поможет любому нуждающемуся избавиться от бедности.

Обитель Иоанна Милостивого

После смерти Иоанна церковь причислила его к Леонтий Неополитанский первый описал житие Святителя Иоанна в VII веке. Также есть истории о чудесах, которые происходили благодаря его мощам уже после смерти Святителя. Его мощи сначала находились в Константинополе, затем в 1249 году их перевезли в Венецию. Часть мощей находится в Братиславе. Оставшиеся мощи можно встретить в афонских монастырях. Молитва Иоанну Милостивому всемогуща. Она помогает даже тем, у кого нет возможности прикоснуться к мощам Святого.

Молитва патриарху Александрийскому, Святителю Иоанну Милостивому

Это наиболее распространенная и могущественная молитва Иоанну Милостивому. Икона Святого, его образ помогают с большей проникновенностью прославить все удивительные деяния Святого.

"О, Божий угодник, святитель Христов, избранный Господом, Иоанне! Услышь нас, детей твоих, смиренно припадающих к твоим стопам, пошли нам милость твоего заступления перед Богом нашим. Слезно просим тебя, пролей милость свою на нас грешных. Беззакония наши, не ведающие границ, отягощают нас скорбью и болезнями, отвращают сердца наши от Господа, влекут нас в самую преисподнюю. Ты же наш милосердный заступник, не имеющий за собой никакого греха. Просим милости твоей всесильной. Вознеси молитвы наши ко Господу. Да будет милостив Господь ко грехам нашим, да ниспошлет нам здравие, исцеление от всех скорбей, подаст крепость душам и телам нашим да избавление от всех печалей. Ниспошли на всю страну нашу все блага, спасение от врагов, помышляющих о зле. Пусть по твоей великой милости все житие наше миром оградится. Моли Господа о даровании терпения и смирения по благодати. Милостивый Святитель, не лишай нас помощи твоей небесной, предстательством своим приведи нас, недостойных, во Царствие Христово. Славим и поем все щедроты Господа нашего, Отца и Сына и Святаго Духа и во веки веков. Аминь."

Есть еще одна Иоанну Милостивому, ниспосылающая всю благодать Святителя.

Молитва преподобному патриарху Александрийскому

"Заступник Божий, Святителе Иоанн, защитник сирот и всех нуждающихся. К тебе смиренно обращаемся, припадаем к стопам твоим и молимся, как к скорому покровителю всех вопрошающих у Господа утешения в печалях и скорби. Не переставай молиться о нас ко Христу, Богу нашему! Ты, наделенный Господнею любовью и благостью, явился в этот мир как образец милосердия, как река, текущая и щедро утоляющая жажду всех нуждающихся. Верим в то, что по пришествии с земли на небеса сосуд благости твоей стал неисчерпаемым. Даруй всем, прибегающим к тебе, утешение в печалях, мир и безмятежность. Одари своей милостью в житейских нуждах и всели в нас надежду на вечный мир и покой в Царствие Господнем. При жизни своей ты был пристанищем всем во всякой беде и нужде, к тебе одному приходили все за милостью. И теперь, царствуя с Господом нашим, яви нам, неустанно молящимся перед иконою твоею, свою помощь и заступление. Да прибудет с нами мир и радость во Славу Господа нашего, Спасителя нашего Иисуса Христа. Аминь."

Огромную силу имеет Иоанну Милостивому молитва. Главное - произносить ее искренне.

Иоанн Милостивый: молитва. Отзывы страждущих

Люди, искренне вопрошавшие у Святого Иоанна любого благословения, всегда его обретали. Об этом свидетельствует множество отзывов. Иоанн избавлял не только от бедности и нищеты - он одаривал многие семьи рождением детей, исцелял от болезней, помогал в тяжелые моменты жизни. Некоторые утверждают, что прикоснувшись к мощам Святого, они навсегда утратили стремление к нечестным заработкам и легкой наживе и тем не менее никогда не оставались без гроша в кармане. Молитва Святителю Иоанну Милостивому способна творить настоящие чудеса.

Сегодня редко можно встретить по-настоящему счастливых людей, ведь для многих счастье имеет особенно определение – финансовая устойчивость в семье. Конечно, нужно довольствоваться тем, что посылает нам Господь Бог. То, что Он делает для нас – уже ценность.

Но если финансовое положении очень сложное, на что-то не хватает или, наоборот, хочется попросить помощи у Высших сил в прибавлении дохода, то можно прочитать молитву Иоанну Милостивому. Именно этот Святой помогает тем, у кого безвыходная ситуация, денежные проблемы, нищета. Святой придает уверенность в себе, наставляет на истинный путь и просто вселяет спокойствие.


Немного об Иоанне Милостивом

Молитва Иоанну Милостивому на деньги возникла не проста так, ведь еще при жизни Святой был сыном одной богатой и знатной семьи. Когда мальчику было 15 лет, он встретил Господа, который показал ему, как следует поступать в жизни. С тех пор Иоанн раздавал всем беднякам деньги, никого не обделял, всегда был щедр к каждому.

Ни одно пожертвование в городе, где он жил, не обходилось без него. Силы Высшего Милосердия каждый раз наполняла его. Отдавая нуждающимся в деньгах людям все, что у него есть, Иоанну в тысячи раз больше приходила Божья милость. Это самая важная благодать во всем мире. Вот почему по сей день важно читать молитву в церкви о помощи Иоанну Милостивому. Сегодня священный текст этому Святому помогает тем, кто живет в бедности.


Молитва Иоанну Милостивому о деньгах и о благополучии

Тропарь, глас 8-й

В терпении твоем стяжал еси мзду твою, отче преподобне, в молитвах непрестанно терпевый, нищия возлюбивый и сия удовливый, но молися Христу Богу, Иоанне милостиве, блаженне, спастися душам нашим.

Кондак, глас 2-й

Богатство твое расточил еси убогим и Небесное богатство ныне восприял еси, Иоанне всемудре, сего ради вси тя почитаем, совершающе память твою, милостыни о тезоимените!

Молитва

Святителю Божий Иоанне, милостивый защитниче сирых и сущих в напастех! К тебе прибегаем и тебе молимся, яко скорому покровителю всех ищущих от Бога утешения в бедах и скорбех. Hе престай, моляся ко Господу о всех с верою притекающих к тебе! Ты, преисполнен сый Христовы любви и благости, явился еси яко чудный чертог добродетели милосердия и стяжал еси себе имя «милостивый». Ты был еси яко река, непрестанно текущая щедрыми милостьми и всех жаждущих обильно напаяющая. Веруем, яко по переселении от земли на небо, усугубися в тебе дар благодати сея и яко соделался еси неисчерпаемый сосуд всякия благостыни. Сотвори убо твоим ходатайством и заступлением пред Богом “всякия утехи”, да вси, прибегающий к тебе, обретают мир и безмятежие: даруй им утешение в печалех временных и пособие в нуждах житейских, всели в них надежду вечнаго упокоения во Царствии Небеснем. В житии твоем на земли ты был еси пристанище всем сущим во всякой беде и нужде, обидимым и недугующим, и ни един от притекавших к тебе и просивших у тебе милости лишен бысть твоея благостыни. Тожде и ныне, царствуя со Христом на Небеси, яви всем покланяющимся пред честною твоею иконою и молящимся о помощи и заступлении. Не точию сам ты творил еси милость безпомощным, но и сердца других воздвигал еси ко утешению немощных и ко призрению убогих. Подвигни убо и ныне сердца верных к заступлению сирых, ко утешению скорбящих и успокоению неимущих. Да не оскудевают в них дары милости, паче же да вселится в них и в дому сем, призревающем страждущих, мир и радость о Дуxе Святе, во славу Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, во веки веков. Аминь.


В чем помогает молитва Святому Иоанну Милостивому?

Читая священный текст, не нужно думать только о финансовом положении. Обращаться к Иоанну можно и с другими мыслями, который часто посещают голову. Так, христиане верят, что разговор и молитва Иоанну Милостивому помогает подать вещь на продажу, привлечь удачу, если стоит серьезный вопрос о какой-то находке. Так же, молитва помогает при:

  • сильных обидах на близких людей и знакомых;
  • душевной печали, утрате и даже скорби;
  • необходимости в сильной защите, если впереди опасность;
  • ситуации, если у верующего украли что-то очень ценное для него;
  • сильных финансовых кризисах;
  • неприятностях в семейной жизни, связанные с бытом.

Те, кто обращаются к Иоанну Милостивому, наделены необычайной силой, у них всегда есть поддержка, посланная Богом свыше, опора и защита. Молитва не только избавляет бедных от ужасной нищеты, но и способна исцелять болезни. Правда, не стоит ждать, что, прочитав священный текст, деньги тут де прибавятся в кошельке волшебным образом. Молитва – это не магическое заклинание, у нее нет мгновенного действия, которого многие ожидают. Но если постоянно молиться, разговаривать с Господом Богом, обращаться к Иоанну Милостивому и просить его, то все обязательно в жизни образуется. Будет просто замечательно, если верующему удастся прочитать молитву Иоанну перед его мощами – так, обращение к нему будет иметь еще большую ценность, важность и силу.

Молитесь как можно чаще, не пренебрегайте обращениями к Богу. Ничто на земле не бывает вечным, кроме веры. Именно она может объяснить человеку, как поступить в трудной ситуации или что сказать человеку. Молитва о том, чтобы был финансовый достаток – это хорошая помощь каждому, кто обращается к Богу. Но во время ее читки важно самому искать какое-то рабочее место, стараться на нынешней работе изо всех сил, чтобы была прибавка. От бездействия и одного лишь чтения не будет результата. Нужна существенная отдача верующего – а молитва будет скреплять все старания и направлять человека на истинный путь.

Слушать молитву о помощи в бедности и нужде Иоанну Милостивому

Отличная статья 0

Святой Пантелеймон для православных христиан - это заступник болеющих и слабых здоровьем, Дева Мария - заступница матерей, Николай Чудотворец - детей. А чудо Иоанна Милостивого возвращает веру людей в справедливость и милосердие, он великий заступник всех нищих.

Молитва Иоанну Милостивому - одно из самых сильных прошений о благополучии и помощи в финансовых делах. Это очень сильное обращение к Господу, которое всегда помогает доброму, искреннему человеку. Добросовестный труд и настойчивость в работе обязательны для обеспеченного будущего. Но без Божьего благословения редко работа приносит желанный финансовый результат. Иоанну Милостивому молятся, чтобы вернуть украденное, заручиться помощью Господа в сложных житейских ситуациях.

Житие и мирская биография Иоанна

Первая редакция жития святителя Иоанна, написанная незадолго после его смерти, была утрачена. Сегодня немногочисленные сведения о его жизненном пути можно почерпнуть из краткого перевода Жития Святого, сделанного Митрополитом Макарием. Скорее всего, он делал перевод Жития, написанного в середине VII века Леонтием, епископом Неаполя.

Святой Иоанн Милостивый жил в VI веке. Он появился на свет в семье знатного вельможи - перфекта города Амафунт, на острове Кипр (ныне руины этого селения находятся вблизи города Лимассол). Его родители Евкосмия и Епифаний воспитывали сына в послушании, благочестии и верности идеалам Божьим, дали ему хорошее образование.

По настоянию родителей, Иоанн женился на благопристойной девушке, которую они и выбрали. В браке у него родилось два сына. Но вскоре его жена и дети скончались.

Монарший путь Иоанна

После смерти жены и детей Иоанн сполна почувствовал горесть потерь и несправедливости. Но свое исцеление и призвание благочестивый молодой человек нашел в сострадании и помощи нуждающимся. Он вспомнил, что всегда хотел быть иноком и постником до его незапланированного брака. Он начал вести все более аскетический способ жизни. Хоть Иоанн и не был монахом, но жил очень по-ионически, проводил время в молитвах и помогая обездоленным. Большую часть своего имущества он отдал на благотворительность.

Хоть Иоанн Милостивый, творя добрые дела, не жаждал призвания и наград, но слава о нем и его благочиниях быстро распространялась и дошла до высших духовных чинов. Так, в 609 году скончался патриарх Александрийской церкви - Федор. Тогда император Ираклий принял судьбоносное решение почтить саном патриарха человека без духовного образования и монастырского обета, но с вереницей добрых дел и стойкой верой в справедливость Божью.

Избрание Иоанна патриархом Александрийской церкви

Иоанн принял сан патриарха вопреки своему желанию. Он хотел продолжать жить скромно, молясь за судьбы обездоленных, помогая им добрыми делами. Но вразумив, что приняв пост патриарха, он может сотворить больше добра и блага, он вступил на высший духовный престол.

Его правление не было равнодушным или инертным. Он проявил себя как милосердный, но инициативный и справедливый церковный глава. Он поставил своей целью избавить свою паству от монофизитской ереси. Вместо бесконечных дискуссий о Божественных и Человеческих началах Святитель Иоанн Милостивый посвятил себя исполнению заповедей Божьих и помощи нуждающимся.

Еще одной масштабной инициативой Иоанна стала перепись нищих. В нее включили всех бедняков, бездомных, всего 7,5 тыс. человек. Для них были организованы бесплатные ежедневные обеды и предоставлялся кров. Патриарх помогал не только нищим в Александрии. Он также духовно и материально поддерживал беженцев из Сирии, которая была захвачена арабами.

Но особую любовь Иоанн Милостивый питал к монахам и послушникам, он приказал построить для них в Александрии специальную гостиницу и кельи.

За что Патриарха Иоанна прозвали Милостивым?

История не знала более бескорыстного и сострадательного правителя, чем Иоанн Милостивый. Он два дня в неделю принимал в храме всех, кто обращался к нему за помощью, и жертвовал каждому часть средств. Также Иоанн ходил в больницы несколько раз в неделю, молился за больных, помогал им материально и духовно. Личность патриарха Иоанна была настолько святодуховной, что даже молитва Иоанну Милостивому может подарить молящему решение проблем со здоровьем и финансами.

Иоанн подавал не только очень бедным, но и приличным, хорошо одетым горожанам. Он говорил: «Если Бог его ко мне послал, значит, ему действительно нужна милостыня!».

Щедрый святитель

Иоанн весьма щедро одаривал всякого просящего, прощал и подавал милостыню даже нечестным и корыстным горожанам. Однажды пришел к нему купец, у которого и так был корабль добра, добытого нечестным путем. Купец просил Иоанна помочь ему деньгами, патриарх дал ему три бочонка с золотом. Купец отправился в морское путешествие, чтобы перепродать добро, и попал в шторм, его корабль со всеми дарами утонул.

Он снова предстал перед Иоанном с просьбой о милостыне, и его новый дар постигла та же участь. На третий раз купцу уже совестно было обращаться к патриарху, и он серьезно начал задумываться о самоубийстве. Иоанн сам призвал неудачливого махинатора и подарил ему корабль, полностью нагруженный зерном. Отправившись на этом корабле в путь, купец снова встретил непогоду, но он начал молится и просить Господа помочь ему довезти дары Иоанна. Бог услышал молитву, и корабль благополучно прибыл у порт, а купцу посчастливилось выгодно продать зерно. После этого он стал зарабатывать честно и сам начал раздавать милостыню.

Щедрость патриарха Иоанна не имела границ, но сколько бы он ни отдал нуждающимся, по воле Божьей добро возвращалось ему во сто крат.

Иоанн Милостивый говорил, что только тот, кто милосердный со всеми, может уповать на сострадание Господнее: «Ведь и я же умоляю Бога услышать меня, и в молитвах беседуя с Ним, прошу его о сострадании. Так почему же мне не прислушиваться к моим ближним?»

Духовные подвиги патриарха

Иоанну Милостивому принадлежит одна из известных фраз: «Господь дал, Господь взял».

Как-то раз патриарх отправил из Александрии три десятка кораблей, груженных едой, одеждой и прочими товарами, на благотворительность для нищих, но случилось так, что корабли попали в шторм и весь ценный груз был утерян. Но Иоанн не огорчился и произнес «Бог дал, Бог взял. Возможно, это рука Божья указывает, что мне не нужно было жертвовать дары за счет церкви, а пожертвовать личным имуществом». Так он и сделал.

Милостивый патриарх призывает всех стоически переживать потери и лишения, подчеркивая, что Бог все возвращает добрым людям и вознаграждает их за терпение.

Свое бесконечное человеколюбие и щедрость патриарх не считал собственными уникальными качествами, наоборот, Иоанн благодарил Господа за то, что он даровал ему такие душевные дары и всеми силами пытался воспитать их в других.

С тех пор православные люди, которым выпало жить с жадными или корыстолюбивыми соплеменниками (мужьями, родителями), молятся Иоанну Милостивому за своих близких, чтобы смягчить их жадный нрав.

Смерть и захоронение патриарха

Святой патриарх предсказал свою смерть. Еще за несколько лет до печальной кончины он заказал для себя гроб, но просил мастеров не доделывать работу до конца. На пути к городу Константинополю Иоанну приснился вещий сон о том, что «Царь зовет его к себе». Иоанн вернулся в родной городок Амафунт, где и почил с миром 11 ноября 619 года.

Хоронили его 12 ноября в местной церкви святого Тихона. По словам церковников, при этом таинстве произошло еще одно чудесное знамение. В храме уже почивали два покойных епископа. Когда рядом с ними хотели положить Иоанна, их тела раздвинулись, освободив место останкам патриарха.

Канонизация Иоанна Милостивого. Чем помогает молитва Святому Иоанну?

Патриарх Иоанн сотворил бесконечное число чудес еще при жизни, но он был канонизован и причислен к Лику Святых уже посмертно. Просто потому, что при жизни Иоанна никто не каталогизировал чудесные деяния. Чего стоит только тот факт, что Иоанн отдавал несметное количество золота и монет на нужды бедняков, беженцев и обездоленных. Но, по воле Божьей, патриаршая казна всегда пополнялась и не истощалась.

Преподобный митрополит Симеон Метафраст собирал сведения о чудесах и посмертных исцелениях у икон и мощей Святого Иоанна на Руси. Благодаря его трудам на наших землях до сих пор чтят память великого Иоанна Милостивого.

Чаще всего молитву святому произносят нуждающиеся, бедные, обездоленные верующие, те, кому необходима помощь Господа в работе или карьере, уверенность и целеустремленность, вера в лучшее, в свои силы и в Божью справедливость. Но он не только избавляет от бедности или нищеты, но также одаривает семьи долгожданными детьми, помогает собрать пожертвования на лечение смертельных болезней. Истории известны даже случаи, когда люди после прикосновения к его мощам переставали довольствоваться нечестными заработками или стремиться к легкой наживе.

Мощи Святого

Первоначально захороненное тело Иоанна в храме в Амафунте было перевезено в Константинополь. А в 1249 году большую часть мощей перенесли в обитель в городе Венеция, где они и поныне покоятся в римо-католическом храме св. Иоанна в Брагоре. Еще частички мощей поместили в ларцы в храмах на Афоне. В 1632 году часть мощей была перенесена в Собор Святого Мартина в Пожонь (ныне Братислава). В Братиславе для останков Святого был отстроен придел Иоанна Милостивого.

В Москву в 1645 г. частицу мощей привозили архимандриту Макарию, как дар от патриарха Александрийского Иоанникия. Затем в 2007 г., по благословению митрополита Кирилла, частица мощей была передана через представителя патриарха Венеции в храм Иоанна Милостивого, что находится в городе Отрадное, Ленинградской области. В церкви в Отрадном можно и сегодня поклониться мощам Святого Иоанна.

Как почитают Святого в православной вероисповедной традиции?

Преподобный Иоанн умер 11 ноября, но в тот день чтили память святого Мины, поэтому его похороны состоялись 12 ноября. С тех пор память Святителя Милостивого чтят 12 ноября, или 25 - по новому стилю. В России есть порядка 10 храмов патриарха Милостивого (в Петербурге, в Большом Новгороде), в Москве нет ни одного.

Иоанн считается заступником всех бедняков и болеющих, а также обездоленных и сбившихся с пути. В Санкт-Петербурге молятся Иоанну Милостивому на Доблести, д. 27, где находится церковь его имени. Святой помогает совершенствовать характер, вдохновляет на решимость в творении добра и справедливости. Поэтому Иоанна также почитают как ангела-хранителя военных и путешественников.

В православной традиции иконописи (византийский и старорусский стиль) Святителя Иоанна изображают в виде старца с прямыми седыми волосами, тонким мудрым лицом и длинной, заостренной бородой. Он одет в патриаршую рясу с крестами. В руках Святитель держит Евангелие или свиток.

На иконах Иоанна изображали как единолично, так и среди избранных Святых, как, например, на иконе «Богоматерь Знамение» он изображен вместе со святителем Николаем и Симеоном. Икона датируется XV ст. и находится в Третьяковской Галерее.

Молитва Иоанну Милостивому о деньгах, о благополучии

В православной традиции богатство не является пороком или причиной духовной гибели. Наоборот, обеспеченные люди имеют намного больше возможностей творить добрые дела. Иное дело, когда богатство достается нечестным путем. Также непорочно желать денег для человека в нужде, на решение проблем с детьми или домом. Одни из самых сильных молитвословий о благополучии - это молитвы Иоанну Милостивому о деньгах. Тех, кто искренне просит Святого Иоанна молить Господа о благополучии и помощи в решении рабочих проблем, Высшие силы никогда не оставляют без внимания.

Эта молитва Святому патриарху многих избавляет от бедности и дарует благословение, помогает в тяжелые жизненные моменты поверить в милость Господнюю.

[греч. ᾿Ιωάννης ὁ ᾿Ελεήμων] († 11.11.620 (или 619)), свт. (пам. 12 нояб.; пам. визант. 11 и 12 нояб.; пам. зап. 11 нояб. и 23 янв. (день перенесения мощей в Пожони)), патриарх Александрийский с 610 г.

сведений о жизни И. М. весьма многочисленны и разнообразны. Первое (несохр.) жизнеописание И. М. было составлено вскоре после его кончины Иоанном Мосхом и Софронием Софистом, к-рый с большой степенью вероятности может быть отождествлен со свт. Софронием , патриархом Иерусалимским (D é roche. 1995. P. 25-36). Ему же приписаны 2 посвященные И. М. эпиграммы, сохранившиеся в составе Палатинской антологии (The Greek Anthology / Engl. transl. by W. R. Paton. L.; N. Y., 1917. Vol. 2. P. 360-362). О содержании утраченного Жития можно судить по первым главам т. н. анонимной версии Жития И. М., изданной И. Делеэ (BHG, N 887v), по тексту эпитомы, представляющей собой синаксарную заметку неясного происхождения (BHG, N 887w-x), и по Житию, составленному прп. Симеоном Метафрастом (BHG, N 888; PG. 114. Col. 896-965). Наибольшее распространение в Византии получило Житие И. М., написанное Леонтием , еп. Неапольским, по заказу свт. Аркадия I , архиеп. Констанции Кипрской, в 641-642 гг. (возможно, работа над Житием была начата еще в 30-х гг. VII в.). Леонтий был земляком И. М.: Неаполь (ныне Лимасол, Кипр) находился в неск. километрах от Амафунта, родины святителя. Различные редакции Жития были детально проанализированы В. Дерошем (D é roche. 1995. P. 37-95), к-рый выделил пространную (BHG, N 886d, издана А. Ж. Фестюжьером), краткую (BHG, N 886, издана Г. Гельцером), среднюю, или сокращенную (ближе к краткой, чем к пространной), и смешанную редакции (2 последние не изд.). Наиболее близкой к утраченному оригиналу является пространная редакция, сохранившаяся в ркп. Vat. Ottob. gr. 402, XI-XII вв., и Vat. gr. 1669, 916 г. (нояб. Минея студийского происхождения). Наиболее ранний перевод Жития на лат. язык принадлежит Анастасию Библиотекарю и выполнен для папы Николая I не позднее 867 г. на основе краткой греч. редакции Жития (BHL, N 4388-4389; PG. 93. Col. 1613-1668). Также известны переводы Жития на вост. языки: сирийский (BHO, N 511, не позже VIII в.), возможно отражающий более раннее состояние текста, чем сохранившиеся греч. списки (D é roche. 1995. P. 39-41), грузинский и арабский (VIII-IX вв.), частично использованный в хронике Евтихия Александрийского. Отношения между версиями этих переводов окончательно не выяснены. Слав. перевод Жития И. М. (ВМЧ. Нояб., дни 1-12. Стб. 812-880) предположительно выполнен на основе краткой версии Жития в кон. IX в. К нач. XIII в. (после 1204) относится Похвала И. М., написанная прп. Неофитом Затворником (BHG, N 889). Она вошла в 1-ю книгу панегириков прп. Неофита, сохранившуюся в ркп. Paris. gr. 1189, и в основном представляет собой переложение Житий Симеона Метафраста и Леонтия Неапольского, хотя и содержит ряд дополнительных сведений неясного происхождения (имя матери И. М., количество его детей) (Galatariotou. 1991. P. 31-34, 266). Сведения об участии И. М. в борьбе с ересью монофелитства можно найти также у прп. Максима Исповедника в «Диспуте с Пирром» (PG. 91. Col. 333).

Основной источник, Житие И. М., написанное Леонтием Неапольским, имеет сложную структуру (повествование, «стенографируемое» рассказчиком, вложено в уста Мины, к-рый был экономом Александрийской Церкви при И. М.), первоначально предназначался для читателей, знакомых с текстом Иоанна Мосха и Софрония (ср. название «Дополнения к Житию…» - Εἰς τὰ λειπόμενα τοῦ βίου...). Текст, посвященный исключительно периоду Патриаршества И. М. (610-620), организован тематически, а не хронологически, однако позволяет с достаточной долей уверенности датировать основные события жизни И. М.; топографические детали, касающиеся Александрии, также весьма точны.

Житие

И. М. был уроженцем г. Амафунт (Кипр), его отец Епифаний (по др. данным, Стефан), благородного происхождения, был высокопоставленным чиновником. И. М. получил блестящее образование. В возрасте 15 лет он удостоился видения прекрасной девы в венке из ветвей оливы, к-рая назвалась «первой из дочерей Царя». Позже И. М. понял, что это было «Сострадание» (Συμπάθεια) или же «Милосердие» (᾿Ελεημοσύνη), и с тех пор никогда не отказывал нуждающемуся и всегда с радостью творил милостыню. Повинуясь воле отца, И. М. женился. После кончины жены и 2 сыновей он исполнил свое давнее желание и принял постриг. Вскоре его доброта и милосердие стали известны не только простым людям, но и имп. Ираклию , к-рый по инициативе патрикия Никиты, управлявшего с 610 г. Египтом, поставил его патриархом Александрийским (о Никите см.: Leontios" von Neapolis. 1893. S. 129-131; Kaegi W. E. New Evidence on the Early Reign of Heraclius // BZ. 1973. Bd. 66. S. 308-330).

Великое милосердие И. М. и его искренняя забота о жителях города проявились со дня его интронизации, когда он приказал накормить более 7,5 тыс. бедняков. На следующий день И. М. распорядился унифицировать меры веса в торговле. Каждую среду и пятницу он принимал просителей, сидя перед церковью, при этом весьма печалился, если за весь день никому не помог. И. М. принял ряд мер против монофизитов: он следил за тем, чтобы «Трисвятое» пелось без фразы «распныйся за ны» - прибавления, введенного, согласно анонимной версии Жития (Delehaye. 1927. P. 21), Антиохийским патриархом Петром Гнафевсом ; при рукоположении епископов и иереев требовал письменного подтверждения верности четырем Вселенским Соборам и др.

Траты, совершаемые И. М. (помощь беднякам, горожанам, пострадавшим от грабежей, судовладельцам, лишившимся кораблей в буре, и др.), вызывали недовольство светских властей, в частности патрикия Никиты. Однако вскоре благодаря божественному вмешательству Никита был пристыжен, раскаялся и получил прощение от И. М., ставшего крестным отцом его детей и много наставлявшего его как в духовных, так и в гос. делах (напр., в вопросе регулирования цен на продукты). Милосердие И. М. распространялось не только на жителей Александрии, но и на многочисленных беженцев из захваченной арабами Сирии (в первую очередь на священников). Расходы на странноприимные дома, больницы для раненых и обильные подаяния беднякам и беженцам истощили казну Патриархата, и наступил голод, к-рый прекратился благодаря божественному вмешательству. В 614 г., после взятия Иерусалима персами, И. М. выкупал палестинских пленников. Сведения о помощи Иерусалимскому Патриархату содержатся как в анонимной версии Жития И. М., так и в написанной Леонтием Неапольским. В анонимной версии сообщается о глубокой скорби И. М. по поводу разграбления Иерусалима и о составлении им плача, к-рый позже он велел записать. Кроме того, И. М. отправил средства на восстановление разоренных церквей и мон-рей, продукты, вино и одежду для мирян и монахов. Специальное посольство, состоявшее из Феодора, еп. Амафунтского, Анастасия, игум. мон-ря на горе св. Антония, и Антония, еп. Ринокорурского, было отправлено к персам для выкупа пленных. Леонтий Неапольский внимателен к деталям (он указывает точное количество зерна (1 тыс. мешков), денег (1 тыс. номисм), железа (1 тыс. литр) и егип. рабочих (1 тыс. чел.), отправленных в Иерусалим), но его осведомленность о событиях 614 г. ставит под сомнение тот факт, что он ошибочно упоминает в качестве Иерусалимского патриарха не свт. Захарию , находившегося в тот момент в персид. плену, а местоблюстителя свт. Модеста.

Особую любовь И. М. питал к монашествующим и приказал выстроить для них в Александрии специальную гостиницу.

После персид. вторжения в Египет в июне 619 г. (Leontios" von Neapolis. 1893. S. 153) И. М. был вынужден покинуть Александрию и по просьбе патрикия Никиты отправился в К-поль. У Родоса их корабль попал в бурю; после того как в видении И. М. была открыта его скорая кончина, он повернул на Кипр. Святой скончался в день памяти вмч. Мины (11 нояб.) в Амафунте и был похоронен в базилике свт. Тихона (ранее им было написано Житие свт. Тихона, еп. Амафунтского, BHG, N 1859-1860). По мнению Гельцера, это произошло в 619 г. (Leontios" von Neapolis. 1893. S. 153), иногда указывается 617 г. (PLRE. Vol. 3b. P. 942; Jean l"Aumônier // DHGE. T. 26. Col. 1255), однако большинство совр. исследователей склоняются к 620 г. (D é roche. 1995. P. 118, N 64), что соответствует сообщениям историков о десятилетнем Патриаршестве И. М. (Theoph. Chron. P. 296). В Александрии о кончине И. М. узнали из рассказов праведников о видении святого, к-рый выходил с торжественной процессией из собора или шел по городу в окружении сотен бедняков и сирот с оливковыми ветвями в руках.

Почитание

Память И. М. была перенесена с 11 на 12 нояб. из-за особенно торжественного празднования вмч. Мины в Египте. Большинство греч. и вост. Синаксарей указывают 12 нояб. как день памяти И. М.: Синаксарь К-польской ц. (архетип кон. Х в.) (SynCP. Col. 215-217), Минологий имп. Василия II (PG. 117. Col. 157), сир. Мартиролог Раббан Слибы XIV в. (Peeters P. Le Martyrologe de Rabban Sliba // AnBoll. 1908. Vol. 27. P. 167), яковитские Минологии из Алеппо (Un martyrologe et douze ménologes syriaques / Éd. F. Nau // PO. 1912. T. 10. Fasc. 1. N 46. P. 65) и др. Однако в ряде источников память И. М. указана 11 нояб., в т. ч. в Типиконе Великой ц. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 98) и в арм. Синаксаре Тер-Исраэля (Bayan. 1922. P. 12). В календаре Абу-ль-Бараката И. М. упоминается под 11 окт. (Le Calendrier d"Abou"l-Barakât / Ed. et trad. E. Tisserant // PO. 1913. T. 10. Fasc. 3. N 48. P. 256).

От гробницы И. М. в Амафунте происходили чудеса, затем мощи И. М. были перенесены в К-поль: ок. 1200 г., по сообщению архиеп. Антония Новгородского, они находились в ц. св. Платона и в одной из церквей в Испигасе (Пиги) (Книга Паломник. С. 30, 33; Janin. Églises et monastères. P. 405), в сер.- кон. XIV в.- в ц. св. Марфы (Ibid. P. 324; Majeska G. P. Russian Travelers to Constantinople in the 14th and 15th Centuries. Wash., 1984. P. 43, 153, 165, 308. (DOS; 19)). Частицы мощей И. М. были увезены участниками 4-го крестового похода (Contemporary Sources for the 4th Crusade / Ed. A. J. Andrea. Leiden; Boston, 2000. P. 262) в Хальберштадт и в Париж, после чего почитание И. М. распространилось и в Зап. Европе: к XIII в. относится включение главы о святом в «Золотую легенду» Иакова из Варацце (Cap. 27) и появление стихотворного Жития И. М. на старофранц. языке. И. М. является св. покровителем г. Казарано (обл. Апулия, Италия). Согласно католич. традиции, в 1249 г. мощи И. М. были перенесены из Александрии в венецианскую ц. св. Иоанна Предтечи (Сан-Джовании ин Брагора). Возможно, речь идет о мощах свт. Иоанна Калоктена , прозванного Новым Милостивым, привезенных в Венецию крестоносцами. По др. зап. традиции во 2-й пол. XV в. мощи И. М., остававшиеся в К-поле, были переданы венг. кор. Матьяшу Хуньяди, который поместил их в дворцовой капелле в Буде. Оттуда в 1530 г. реликвия была перенесена в Талль близ Пресбурга (Пожонь, ныне Братислава), а в 1632 г.- в пресбургский кафедральный собор св. Мартина (Sauget. 1965. Col. 753-754).

В наст. время в Греции хранятся честная глава И. М. (в Большом Метеорском монастыре), за исключением неск. фрагментов, к-рые находятся в мон-рях Пресв. Богородицы Прусиотиссы и Пантократора на Афоне, десница И. М.- в Дионисия преподобного монастыре , а также др. частицы мощей святого в мон-рях: Великая Лавра, Ксенофонт, Мега-Спилеон, в митрополичьем соборе г. Лимасол и др. Кроме того, частицы мощей И. М. находятся в Гроба Господня храме в Иерусалиме, в Киккском монастыре на Кипре (Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 197-198), в Будапеште и в Кракове (КатЭ. Т. 2. С. 368).

В 1645 г. частицы мощей И. М. привозили в Москву архим. Макарий в дар от Александрийского патриарха Иоанникия (Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1860. Ч. 2. С. 350) и в 1652 г. Анфимий, келарь мон-ря прор. Илии в Янине (Чеснокова Н. П. Реликвии христ. Востока в России в сер. XVII в. (по материалам Посольского приказа) // ВЦИ. 2007. № 2(6). С. 107). 4 дек. 2007 г. по благословению Кирилла (Гундяева) , митр. Смоленского и Калининградского (ныне Патриарх Московский и всея Руси) частица мощей И. М. была передана представителем католич. Патриарха Венеции кард. Анджело Скола для ц. И. М. в г. Отрадное Ленинградской обл.

Соч.: Leben und Wunder des heiligen Tychon von der hand Johannes des Mildthätigen Erzbischofs von Alexandreia // Usener H. Der heilige Tychon. Lpz.; B., 1907. S. 111-149. (Sonderbare heilige; 1); Delehaye H. Saints de Chypre // AnBoll. 1907. Vol. 26. P. 229-232.

Ист.: Bedjan. Acta. 1893. Т. 4. P. 303-395; Leontios" von Neapolis Leben des heiligen Johannes des Barmherzigen Erzbischofs von Alexandrien / Hrsg. H. Gelzer. Freiburg i. Br.; Lpz., 1893. (SQS; 5); Bayan G. Le synaxaire arménien de Ter Israel: Mois de Tré // PO. 1922. T. 16. Fasc. 1. N 77. P. 12-16; Delehaye H. Une vie inédite de saint Jean l"Aumônier // AnBoll. 1927. Vol. 45. P. 5-74; Three Byzantine Saints: Contemporary Biographies / Transl. E. A. S. Dawes; introd. not. N. H. Baynes. L., 1948; Τσικνόπουλλος ᾿Ι. ῞Αγιοι τῆς Κύπρου // Κυπριακα Σπουδαί. Λευκωσία, 1966. Τ. 30. Σ. 148-159; Lappa-Zizikas E. Un épitomé inédit de la Vie de S. Jean l"Aumônier // AnBoll. 1970. Vol. 88. P. 265-278; L é ontios de N é apolis. Vie de Syméon le Fou; Vie de Jean de Chypre / Éd. A. J. Festugière, L. Rydén. P., 1974. (Biblioth. archéol. et hist.; 95); The Life of St. John the Almsgiver / Ed. K. Urwin. L., 1980-1981. 2 vol. (Anglo-Norman Texts; 38-39); ЖСв. Нояб. С. 281-304.

Лит.: BHG, N 886-889; 1859-1860; BHO, N 511; Delehaye H. Saints de Chypre // AnBoll. 1907. Vol. 26. P. 233-274; Gelzer H. Ein griechischer Volksschriftsteller des 7. Jh. // Ausgew. kleine Schriften. Lpz., 1907. S. 1-57; Sauget J.-M. Giovanni l"Elemosiniere // BiblSS. 1965. Vol. 6. Col. 750-756; Pattenden P. Who was the Father of St. John the Almsgiver? // JThSt. 1982. Vol. 33. N 1. P. 191-194; Mango C. A Byzantine Hagiographer at Work: Leontios of Neapolis // Byzanz und der Westen / Hrsg. I. Hutter. W., 1984. P. 25-41; Galatariotou C. The Making of a Saint: the Life, Times and Sanctification of Neophytos the Recluse. Camb.; N. Y., 1991; Kazhdan A., Š ev č enko N. P. John Eleemon // ODB. Vol. 2. P. 1058-1059; D é roche V. Études sur Léontios de Néapolis. Uppsala; Stockholm, 1995.

Л. В. Луховицкий

Гимнография

В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 98) память И. М. отмечается 11 нояб. (в некоторых рукописях 12 нояб.) без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (Пентковский. Типикон. С. 294-295) память И. М. отмечается 12 нояб.; соединяются последования И. М., прп. Феодора Студита (торжественная служба в его честь совершалась накануне, 11 нояб., а 12 - день попразднства) и прп. Нила Постника; указан общий отпустительный тропарь преподобным 4-го гласа «Боже отец наших...». И. М. назначаются следующие песнопения: кондак, канон, цикл стихир-подобнов, седален. Такое же последование И. М. содержится в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. № 161, XI в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 29; см. также: Ягич. Служебные Минеи. С. 352-362). На литургии поются прокимен Пс 115. 6, аллилуиарий Пс 131. 9, причастен Пс 111. 6b; Апостол Евр 13. 17-21, Евангелие Лк 6. 17-23a.

В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 311-312) 12 нояб. соединяются последования И. М. и прп. Нила Постника; К песнопениям И. М., указанным в Студийско-Алексиевском Типиконе, прибавляются стихира-самогласен и стихира-подобен; на литургии поются те же прокимен, аллилуиарий, причастен; Апостол и Евангелие - дня.

В Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 52-53) И. М. назначается особый отпустительный тропарь плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа ᾿Εν τῇ ὑπομονῇ σου̇ (), в остальном указания 12 нояб. те же, что и в Евергетидском Типиконе.

В различных редакциях Иерусалимского устава , начиная с древних (напр., Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв.; см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 33) и до совр. богослужебных книг, память И. М. отмечается 12 нояб. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) служба И. М. соединяется с последованиями Октоиха и Нила Постника, указан отпустительный тропарь И. М. (тот же, что и в Мессинском Типиконе), канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, кондак, цикл стихир-подобнов, стихира-самогласен; на литургии поется служба святителю. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 12 нояб. отмечено знаком шестеричной службы (см. ст. Знаки праздников месяцеслова); последование в основном совпадает с греческим, однако упоминается светилен И. М.; служба на литургии та же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе. В московском издании Типикона 1633 г. на литургии указаны иные чтения И. М.: Апостол 2 Кор 4. 6-15, Евангелие Мф 4. 25 - 5. 12а. В исправленном издании московского Типикона 1682 г. и в последующих (в т. ч. и совр.) служба И. М. та же, что и в издании 1610 г.

Последование И. М., помещенное в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа ᾿Εν τῇ ὑπομονῇ σου̇ (); кондак 2-го гласа Τὸν πλοῦτον τὸν σόν̇ () c икосом; канон с именем автора (Иосифа) в акростихе 9-й песни, плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: ῾Η κεκομμένη τὴν ἄτομον ἔτεμε̇ (), нач.: Τῇ συμπαθείᾳ τὸν νοῦν λαμπρυνόμενος (); цикл стихир-подобнов (в греч. Минее помещены 2 цикла); стихира-самогласен (в греч. Минее - 2); седален; светилен.

По рукописям известны песнопения И. М., не вошедшие в совр. богослужебные книги: анонимный канон 2-го гласа без акростиха, ирмос: Δεῦτε λαο̇ (), нач.: ᾿Αισματικῶς σήμερόν σε (), канон содержит 2-ю песнь (AHG. T. 3. P. 357-372; см. также: Ягич. Служебные Минеи. С. 353-358); анонимный канон с акростихом Τὸν ἐλεήμονα ᾿Ιωάννην ὕμνοις τιμήσω (Милостивого Иоанна песнями почту), плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: ῾Αρματηλάτην Θαραὼ̇ (), нач.: Τῇ τοῦ Θεοῦ πεφωτισμένος χάριτι (Божественной просвещенный благодатью) со 2-й песнью (AHG. T. 3. P. 373-380); канон с именем автора (Георгия) в богородичнах с акростихом ᾿Επώνυμον σέβω σε τῆς εὐποιίας (Тезоименитого почитаю тебя милости), плагального 1-го (т. е. 5-го) гласа, ирмос: ῞Ιππον κα ἀναβάτην̇ (), нач.: ᾿Ελέους εὐσπλαγχνίας κα ὀκτιρμῶν σου, Χριστέ (Милости милосердия и сострадания Твоего, Христе); анонимный канон без акростиха, плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: ̓Αισμα ἀναπέμψωμεν, λαοἱ̇ (), нач.: Δεῦτε φιλεόρτως, οἱ λαοί (Придите празднолюбно, люди) со 2-й песнью (Ταμεῖον. Σ. 92); иной седален (AHG. T. 3. P. 376); дополнительный икос (Амфилохий. Кондакарий. С. 168).

Е. Е. Макаров

Иконография

И. М. прослеживается с X в. Характерные черты его облика определяются уже в ранних памятниках: он изображается с немного удлиненным ликом, с прямыми седыми волосами и седой, чуть заостренной бородой средней длины; облачен в святительские одежды, в руках обычно держит Евангелие. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.) И. М. описан как «старец с длинной бородой» (Ерминия ДФ. С. 159).

В монументальной живописи XI в. изображения И. М. редки. Так, на фреске в алтаре ц. св. Георгия Диасорита на о-ве Наксос, Греция (кон. XI в.), он представлен в святительском чине. С XII в. образ И. М. встречается чаще и размещается обычно в алтаре в составе святительского чина: на мозаике ц. Санта-Мария дель Аммиральо (Марторана) в Палермо, о-в Сицилия (ок. 1146-1151),- на арке, среди святителей в медальонах; в ц. св. Врачей (кон. XII в.) - рядом со свт. Григорием Богословом и сщмч. Иерофеем в алтарной части на юж. стене; в ц. Пресв. Богородицы Мавриотиссы (рубеж XI и XII вв.) - в алтарной части, в святительском чине (обе церкви - в Кастории, Греция); в ц. Епископи в Ставри на п-ове Мани, Греция (кон. XII в.). Особенно часто И. М. изображали в храмах Кипра, где, согласно Житию, родился святой: в алтарных росписях ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари (1105/06), ц. Панагии Аракос близ Лагудеры (1192), ц. арх. Михаила в Като-Лефкара (кон. XII в.).

В XIII-XV вв. образ И. М. часто включали в программу храмовой росписи: в ц. свт. Иоанна Златоуста в Гераки (Ераки, рубеж XII и XIII вв. или кон. XIII - нач. XIV в.); в алтаре ц. Пресв. Богородицы Евергетиды в мон-ре Студеница, Сербия (1208-1209); в ц. ап. Петра в Расе, близ совр. Нови-Пазара, Сербия (кон. XIII в.); в ц. св. Никиты в Чучере, Македония (до 1316); в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318); в соборе Христа Пантократора в мон-ре Дечаны, Сербия (1348-1350); в ц. Таксиархов (1359/60) и в ц. свт. Афанасия Великого «ту Музаки» (1384-1385) в Кастории; в соборе Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии, Румыния (ок. 1386); в ц. Пресв. Богородицы мон-ря Каленич, Сербия (ок. 1413); в кафоликоне Успения Пресв. Богородицы в Протате на Афоне (нач. XIV в.).

В поствизант. искусстве иконография И. М. сохранялась без изменений. Как седовласый святитель с удлиненной бородой он представлен на кипрской иконе из с. Куцовендис (нач. XVI в.); в соборе свт. Николая в мон-ре Анапавса в Метеорах, Греция (1527, мастер Феофан Критский); в кафоликоне Великой Лавры во имя прп. Афанасия на Афоне (1535). В т. н. Афонской книге образцов И. М. изображен с небольшой заостренной бородой (РНБ. 0. I. 58. Л. 86 об., 175 об., XV в.). На иконе «Свт. Иоанн Милостивый и ап. Филипп» (2-я пол. XVI в., Музей мон-ря Лимонос на о-ве Лесбос) он представлен седовласым, с залысинами, с немного вьющейся бородой средней длины.

На Руси образ И. М. впервые встречается в росписи киевского собора Св. Софии, на склоне одной из арок юж. галереи (40-е гг. XI в.): седовласый старец с остроконечной бородой и в темно-вишневой фелони, напротив сщмч. Игнатия Богоносца.

Особо почитался И. М. в Вел. Новгороде и Пскове. Его изображения сохранились: в апсиде ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге (80-90-е гг. XII в.); в ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде (1199); в апсиде собора Рождества Пресв. Богородицы в Снетогорском мон-ре (1313); предположительно в алтарной композиции «Служба святых отцов» ц. Успения на Волотовом поле близ Новгорода (ок. 1363, не сохр.).

В новгородской иконописи образ И. М. нередко помещали как на отдельных иконах, так и среди избранных святых: «Избранные святые - Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый, Параскева Пятница и Анастасия с Богоматерью «Знамение»» (2-я пол. XV в., ГРМ); «Богоматерь «Знамение», с избранными святыми, свт. Николаем, прп. Симеоном Столпником, свт. Иоанном Милостивым» (кон. XV в., ГТГ); на двусторонней иконе-таблетке «Святители Николай Чудотворец, Иоанн Милостивый, Василий Исповедник» (кон. XV - нач. XVI в., НГХМ). В состав клейм уникальной житийной иконы «Свт. Иоанн Милостивый, с житием в 12 клеймах» (сер.- 2-я пол. XVI в., ГРМ) входят такие сюжеты: явление отроку И. М. Милосердия в образе девицы (клейма 1 и 2); поставление И. М. в епископы (3); поучение народа (4); И. М. обличает еретиков (5); к И. М., сидящему при церковных дверях, приходят люди (6); странник просит милостыню у И. М. и получает ее (7); странник обращается к И. М. за милостыней во 2-й раз (8); странник просит и получает милостыню в 3-й раз (9); явление И. М. купцу на корабле во время бури (10); «памяти смертный образ» (11); И. М., восставший из гроба, возвращает грешнице хартию с прощением ее греха (12). Изображения И. М. встречаются в новгородском медном литье.

Иконы И. М. находились в посвященных ему приделах в Архангельском соборе Московского Кремля (1584 - XVII в.), в соборе Покрова Пресв. Богородицы на Рву в Москве (освящен в XVIII в.), в храме Воскресения словущего на Ваганьковском кладбище (1824). Его изображение есть на раке с мощами И. М., сщмч. Елевферия и прмц. Феодосии, созданной в мастерских московского Кремля по заказу царя Бориса Годунова и царевича Феодора (1603-1604, ГММК).

Признание И. М. как проповедника благотворительности и милосердия способствовало широкому распространению его изображений в росписях храмов XVII-XIX вв. и на иконах в числе избранных святых. Образ И. М. включен в роспись Троицкого собора Данилова монастыря в Переславле-Залесском (1668, артель Гурия Никитина) - на сев.-вост. столбе; ростовских храмов: Спаса на Сенях (1675) - в центральной апсиде, Воскресения Христова (70-е гг. XVII в.) - в оконном проеме рядом со святителями Кириллом и Афанасием Александрийскими, Иоанна Богослова (1683) - в алтаре; в приделе Покрова Пресв. Богородицы ц. прор. Илии в Ярославле (посл. четв. XVII в.) и мн. др.

На иконе Кирилла Уланова (нач. XVIII в., ЦМиАР) И. М. изображен в среднике раздающим милостыню. Святитель представлен в черном клобуке и черной мантии, выходящим из храма в сопровождении служителей; вокруг него - больные, увечные, женщина с младенцем, к-рые протягивают руки за подаянием. И. М. держит в левой руке мешочек с деньгами, а правой раздает монеты; его посох несет мальчик-служитель.

Лит.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. Кат. 66; Δρανδάκης Ν. Β. Βυζαντινα τοιχογραφίαι της Μέσα Μάνης. Αθῆναη, 1964. Σ. 81; Der Nersessian S. L"ilustration de Psautiers grecs du Moyen âge. P., 1970. Fig. 42; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода XIII-XV вв. М., 1982. С. 298-299. Кат. 72; Walter Ch. Art and Ritual of the Byzantine Church. L., 1982. P. 230; Wharton Epstein A. Tokali Kilise: 10th-Century Metropolitan Art in Byzantine Cappadocia. Wash., 1986. P. 67. Pl. 7. Fig. 3. (DOS; 22); Š ev č enko N. P. Illustrated Manuscripts of the Metaphrastian Menologion. Chicago, 1990. P. 66, 171-171. Ill. 1G11, 5А10-5А11; Chadzidakis M., Bitha I. Corpus de la peinture monumentale byzantine de la Grèce: L"île de Cythère. Athènes, 1997. P. 260. Fig. 5; Stylianou A., Stylianou J. The Painted Churches of Cyprus. Nicosia, 19972. Р. 119, 175, 448; Кавельмахер В. В. О приделах Архангельского собора // Архангельский собор Моск. Кремля. М., 2002. С. 123-160; Сарабьянов В. Д. Церковь св. Георгия в Старой Ладоге: История, архитектура, фрески: Моногр. исслед. памятника XII в. М., 2002. С. 158. Ил. 62.

Н. В. Герасименко