Из за чего начался холокост. Что такое холокост? Фашистские лагеря смерти

Еще в школе, при изучении периода Второй мировой войны, мы сталкивались с таким словом, как холокост. Пытаясь лучше изучить это понятие, люди приходят в неописуемый ужас от зверств фашистов по отношению к евреям. Что такое холокост и сколько невинных людей пострадало от бесчеловечной политики Гитлера?

Что такое холокост

В литературе можно найти много значений того, что означает холокост. Но самым подходящим определением можно считать такое: «При возникновении этого явления в фашистской Германии, немцы называли так регулярные гонения, вплоть до физического уничтожения людей еврейской национальности не только на территории страны, но и на всех оккупированных в годы войны. Этот процесс стал одним из самых массовых в истории геноцидов, который сравнивают с расправами, которые происходили во времена Османской империи».

Как это было

За все время войны, немцы уничтожили практически 60% всех евреев, которые на тот момент проживали на территории Европы. Эта цифра равна 1/3 всех представителей этой национальности в мире. При этом уничтожению подлежали не только взрослые, но и маленькие дети и пожилые люди. Немцы называли этот процесс нормальным и были уверены в том, что таким образом, они очищают мир.


Однако гонениям подвергались и другие народы. Так, фашисты уничтожили практически 1/3 цыган, 10% поляков и, конечно же, советских граждан. Многие пленные, которым удалось выжить, с ужасом вспоминают о различных пытках. Почти 3 миллиона советских граждан были уничтожены в немецких концлагерях. Уничтожению подлежали, прежде всего, все те, кто был болен и отказывался выполнять приказы. Над другими пленными нередко проводились различные опыты, которые часто приводили к смерти.

Численность жертв холокоста

Уже после окончания войны, многие историки пытались подсчитать количество евреев, которые были уничтожены за эти годы. Больше всего погибло тех, кто проживал на территории Польши – около 3 млн. человек. Примерно 1 млн. и 200 тысяч было уничтожено на территории Советского Союза, из которых только 800 тысяч жили на территории Белоруссии. В Венгрии это количество равно 540 тысяч, а Прибалтийских странах – 210 тысяч.


Основные события

Изучая понятие того, что значит холокост, специалисты выделяют 3 фазы:

  1. Принудительное переселение этого народа, сначала с территории Германии.
  2. После 40-х годов, большинство из них оказались на территории Польши и других соседних государств. После этого, немцы начали проводить политику гетто.
  3. Начиная с 1942 года, немцы перешли к фазе полного уничтожения народа, согласно составленному заранее плану.

Захватывая крупные города на территориях Польши, Украины, Белоруссии и Прибалтики, фашисты приступили к созданию здесь гетто и концлагерей, куда свозились все евреи. Самым крупным из них стал Варшавский гетто, где было размещено порядка 480 тысяч человек.

Самым крупным из концлагерей стал Освенцим, где погибло порядка 1,1 млн. евреев, включая и малолетних детей. Сегодня это место считают символом холокоста. Создан он был в 1941 году для содержания арестованных поляков. Позже это стало местом массового содержания евреев.

В 1943 на территории Освенцима начали проводить медицинские эксперименты над заключенными.


Согласно документам, которые чудом уцелели, удалось выяснить, что здесь находилось порядка 230 тысяч детей, из которых: 216 тысяч евреев, 11 тысяч цыган, 3 тысячи поляков и тысячи детей других национальностей.

На оккупированной территории СССР немцы действовали по отношению евреев по-другому. Здесь их просто собирали возле оврагов и расстреливали.

Реакция еврейского народа

Сопротивление, которое пытался оказывать еврейский народ, было активным и пассивным.

Пассивное движение стало наиболее многочисленным. Сюда входила любая помощь тем, кто оказался в сложной ситуации. Для этого были организованы гуманитарные центры помощи. Многие были вынуждены покинуть свой дом и переехать в более безопасное место, где вероятность вторжения немцев была минимальной. Бывали случаи, что доведенные до отчаяния люди просто оканчивали жизнь самоубийством.


Многие евреи вступали в ряды партизан или армию. Некоторые организовывались в подпольные организации. Это уже считалось активным сопротивлением нацистскому режиму. Особенно распространенными они стали на территории Украины и Белоруссии. Их основная деятельность была направлена на помощь Красной Армии в борьбе с фашизмом и защите невинных людей. Бывали случаи создания таких организаций непосредственно на территории гетто или концлагерей. Здесь они организовывали восстания и побеги. Самым продолжительным считается восстание, которое удалось начать в Варшавском гетто. Оно длилось около месяца. Чтобы его подавить, фашистам пришлось использовать артиллерию и тяжелую военную технику.


Завершился этот ужасный период в жизни еврейского народа только после полной капитуляции фашистской Германии в 1945 году. Мировая общественность инициировала создание военного трибунала и во время Нюрнбергского суда их лидерам были предъявлены обвинения в массовых убийствах и геноциде еврейского народа.

Этимологически слово «холокост» восходит к греческим составляющим holos (целое) и kaustos (сожженный) и использовалось в качестве описания приношения, которые сжигали на жертвенном алтаре. Но с 1914 года оно приобрело иной, более ужасный смысл: массовый геноцид почти 6 миллионов европейских евреев (и еще представителей других социальных групп, например цыган и гомосексуалистов), учиненный немецко-фашистским режимом .

Для антисемита и лидера фашистов Адольфа Гитлера евреи были низшей нацией, угрозой извне для чистоты немецкой расы. , на всем протяжении которых евреи постоянно подвергались преследованиям, окончательное решение фюрера вылилось в событие, ныне называемое нами Холокостом. Под прикрытием войны в оккупированной Польше – массовые центры смерти.

До Холокоста: Исторический антисемитизм и приход Гитлера к власти

Европейский антисемитизм начался далеко не с . Впервые этот термин начал использоваться в 1870-х годах, есть свидетельства враждебности по отношению к евреям задолго до Холокоста. Согласно древним источникам, еще римские власти, разрушив еврейский храм в Иерусалиме, вынудили евреев покинуть Палестину.

В XII–XIII веках Просвещение пыталось возродить терпимость к религиозному разнообразию, а в XIX веке европейская монархия в лице Наполеона приняла закон, положивший конец гонениям на евреев. Тем не менее в большинстве своем антисемитские настроения в обществе носили скорее расовый, нежели религиозный характер.

Даже в начале XXI века мир ощущает последствия Холокоста. В последние годы швейцарские правительственные и банковские учреждения признали свою причастность к действиям фашистов и учредили фонды для оказания помощи жертвам Холокоста и другим жертвам нарушений прав человека, геноцида или других катастроф.

До сих пор трудно определить корни крайне жесткого антисемитизма Гитлера. Родившийся в Австрии в 1889 году, он служил в рядах немецкой армии . Как и многие антисемиты в Германии, он обвинял евреев в поражении страны в 1918 году.

Вскоре после окончания войны Гитлер присоединился к национальной немецкой рабочей партии, которая позже сформировалась в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию (NSDAP). Будучи заключенным в тюрьму как государственный изменник за свое непосредственное участие в Пивном путче 1923 года, Адольф написал свои знаменитые мемуары, и пропагандистский тракт по совместительству, «Mein Kampf » («Моя борьба»), где предрек общеевропейскую войну, которая должна привести «к полному уничтожению еврейской расы на территории Германии».

Лидер НСДАП был одержим идеей превосходства «чистой» немецкой расы, которую называл «арийской», и необходимостью такого понятия как «Lebensraum » – жизненного и территориального пространства для расширения ареала этой расы. После освобождения из тюрьмы в течение десяти лет Гитлер умело использовал слабости и несостоятельность своих политических конкурентов, чтобы поднять авторитет своей партии от безызвестности к власти.

20 января 1933 года он был назначен канцлером Германии. После смерти Президента в 1934 году Гитлер провозгласил себя «фюрером» – верховным правителем Германии.

Нацистская революция в Германии 1933-1939 года

Две родственные между собой цели – расовая чистота и пространственная экспансия (Lebensraum ) – стали основой мировоззрения Гитлера, и с 1933 года, объединившись, являлись движущей силой как его внешней, так и внутренней политики. Одними из первых волну нацистских преследований ощутили на себе их прямые политические оппоненты – коммунисты (или социал-демократы).

Первый официальный концентрационный лагерь был открыт в марте 1933 года в Дахау (недалеко от Мюнхена) и был готов принять своих первых агнцев на заклание – неугодных новому режиму коммунистов. Дахау находился под контролем , главы элитной нацгвардии шутцстаффеля (СС), а затем и начальника немецкой полиции.

К июлю 1933 года немецкие концлагеря (Konzentrationslager по-немецки, или KZ) содержали около 27 тысяч человек. Многолюдные нацистские митинги и символические акции, например публичное сожжение книг евреями, коммунистами, либералами и иностранцами, которые носили принудительный характер, помогли донести до людей нужные посылы от партии силы.

В 1933 году в Германии евреев насчитывалось около 525 тысяч человек, что составляло лишь 1% от всего населения Германии. В течение следующих шести лет нацисты предприняли «арианизацию» Германии: они «освободили» неарийцев от государственной службы, ликвидировали принадлежащие евреям предприятия и лишили еврейских адвокатов и врачей всех клиентов.

Согласно Нюрнбергским законам (принятым в 1935 году), каждый гражданин Германии, у которого бабушки и дедушки как по материнской, так и по отцовской линии имели еврейское происхождение, считался евреем, а тех, у кого евреями были бабушки и дедушки только с одной стороны, обозначали унизительным Mischlinge , что означало «полукровка».

По Нюрнбергским законам евреи стали идеальными мишенями для стигматизации (несправедливого навешивания отрицательных социальных ярлыков) и дальнейших преследований. Кульминацией подобного рода отношения общества и политических сил стала «Хрустальная ночь» («ночь разбивающихся стекол»): были сожжены немецкие синагоги и разбиты окна в еврейских магазинах; около 100 евреев были убиты и еще тысячи арестованы.

С 1933 по 1939 год сотни тысяч евреев, которые все же смогли живыми покинуть Германию, находились в постоянном страхе и чувствовали неопределенность не только своего будущего, но и настоящего.

Начало Войны 1939-1940 год

В сентябре 1939 года немецкая армия оккупировала западную половину Польши, . Вскоре после этого немецкая полиция вынудила десятки тысяч польских евреев покинуть свои дома и поселиться в гетто, отдавая конфискованное имущество этническим немцам (не евреям за пределами Германии, которые идентифицировались как немцы), немцам из Рейха или польским не иудеям.

Еврейские гетто в Польше, окруженные высокими стенами и колючей проволокой, функционировали как пленные города-государства, управляемые еврейскими советами. Помимо широко распространенной безработицы, нищеты и голода, перенаселенность сделала гетто питательной средой для таких болезней, как тиф.

Одновременно с оккупацией осенью 1939 года нацистские чиновники отобрали почти 70 тысяч коренных немцев, находившихся в таких специализированных учреждениях, как психиатрические больницы и госпитали по уходу за инвалидами, для начала так называемой программы эвтаназии, заключавшейся в отравлении пациентов газом.

Данная программа вызывала множество протестов со стороны видных религиозных деятелей Германии, поэтому Гитлер официально закрыл ее в августе 1941 года. Все же программа продолжала действовать тайно, что привело к катастрофическим последствиям: по всей Европе были убиты 275 тысяч человек, считавшихся инвалидами разных степеней. Сегодня, когда мы можем оглянуться назад по историческому вектору, становится очевидным, что эта программа эвтаназии стала первым экспериментальным опытом на пути к Холокосту.

Окончательное решение Еврейского вопроса 1940 -1941

На протяжении весны и лета 1940 года немецкая армия расширила гитлеровскую империю в Европе, завоевав Данию, Норвегию, Нидерланды, Бельгию, Люксембург и Францию. Начиная с 1941 года евреи со всего континента, а также сотни тысяч европейских цыган, были перевезены в польские гетто.

Немецкое вторжение в Советский Союз в июне 1941 года ознаменовало новый уровень жестокости в войне. Мобильные подразделения по убийствам, называемые Айнзацгруппы(Einsatzgruppen ), убили путем расстрела более 500 тысяч советских евреев и других неугодных режиму в ходе немецкой оккупации.

Один из главнокомандующих фюрера послал Рейнхарду Гейдриху, шефу СД (служба безопасности СС), меморандум от 31 июля 1941 года, указывающий на необходимость Endlösung – «окончательного решения еврейского вопроса».

Начиная с сентября 1941 года каждый человек, обозначенный как еврей на территории Германии, помечался желтой звездой («Звездой Давида»), что делало их открытыми мишенями для нападок. Десятки тысяч немецких евреев были депортированы в польские гетто и захваченные советские города.

С июня 1941 года в концентрационном лагере под Краковом начали проводиться эксперименты по нахождению способов массовых убийств. В августе отравили 500 советских военнопленных газовым ядом «Циклон-Б». Затем эсэсовцы сделали огромный заказ на газ немецкой фирме, которая специализировалась на выпуске средств по борьбе с насекомыми-вредителями.

Лагеря смерти Холокоста 1941–1945 год

С конца 1941 года немцы стали массово перевозить из польских гетто в концлагеря неугодных людей, начиная с тех, кого посчитали наименее полезными для осуществления гитлеровской идеи: больных, старых, слабых и очень молодых. Впервые массовые отравления газом применили в лагере Бельзец (Belzec ), недалеко от Люблина, 17 марта 1942 года.

Еще пять центров массовых убийств были построены в лагерях в оккупированной Польше, включая Хелмно (Chelmno ), Собибор (Sobibor ), Треблинку (Treblinka ), Майданек (Majdanek ) и самый крупный из них — Освенцим-Биркенау (Auschwitz-Birkenau ).

С 1942 по 1945 год евреи были депортированы в лагеря со всей Европы, включая территорию, контролируемую Германией, а также из других страны, дружественных Германии. Самые тяжелые депортации происходили в течение лета–осени 1942 года, когда только из одного Варшавского гетто было перевезено более 300 тысяч человек.

Хотя нацисты пытались сохранить секретность лагерей, масштабы убийства сделали это практически невозможным. Очевидцы доносили сообщения о действиях фашистов в Польше правительствам союзников, которые после войны подверглись жесткой критике за то, что они не отреагировали, или за то, что они не обнародовали новости о массовых убийствах.

Скорее всего, такая бездеятельность была вызвана несколькими факторами. Во-первых, главным образом, сосредоточением союзников на победе в войне. Во-вторых, имело место и общее непонимания новостей о Холокосте, отрицание и неверие в то, что подобного рода зверства могли происходить в таких масштабах.

Только в Освенциме более 2 миллионов человек были убиты в процессе, напоминающем крупномасштабную промышленную операцию. В трудовом лагере работало большое количество заключенных евреев и не евреев; хотя только евреи были отравлены газом, тысячи других несчастных умерли от голода или болезней.

Конец фашистского правления

Весной 1945 года немецкое руководство распадалось на фоне внутренних разногласий, а Геринг и Гиммлер тем временем старались отдалиться от своего фюрера и захватить власть. В своем последнем волеизъявлении и политическом завещании, продиктованном в немецком бункере 29 апреля, Гитлер обвинил в своем поражении «Международное еврейство и его пособников» и призвал немецких лидеров и народ следовать «строгому соблюдению расовых разграничений и к беспощадному сопротивлению против универсальных отравителей всех народов» – евреев. На следующий день он покончил жизнь самоубийством. Официальная капитуляция Германии во Второй Мировой войне произошла всего неделю спустя, 8 мая 1945 года.

Немецкие войска начали эвакуацию многих лагерей смерти осенью 1944 года, отправив заключенных под охрану, чтобы отойти как можно дальше от линии фронта надвигающегося противника. Эти так называемые «марши смерти» продолжались вплоть до немецкой капитуляции, в результате чего по разным данным погибло от 250 до 375 тысяч человек.

В своей ставшей уже классикой книге «Выживание в Освенциме» итальянский автор еврейского происхождения Примо Леви описал свое собственное состояние, равно как и его товарищей-заключенных в Освенциме накануне прибытия советских войск в лагерь в январе 1945 года: «Мы находимся в мире смертей и призраков. Последний след цивилизации исчез и вокруг нас. Работа по доведению людей до звериной деградации, начатая немцами в зените своей славы, была доведена до конца немцами, обезумевшими от поражения».

Последствия Холокоста

Раны Холокоста, известные на иврите как Шоа (Shoah ), или катастрофа, заживали медленно. Оставшиеся в живых заключенные из лагерей так и не смогли вернуться домой, так как во многих случаях они потеряли свои семьи и были осуждены их соседями-неевреями. В результате в конце 1940-х годов по всей Европе перемещалось беспрецедентное число беженцев, военнопленных и других мигрантов.

В попытке наказать виновников Холокоста союзники организовали Нюрнбергский процесс 1945–1946 годов, который вывел на свет все ужасающие зверства нацистов. В 1948 году все возрастающее давление на союзные державы в отношении создания суверенной родины, национального очага, для евреев, переживших Холокост, привело к мандату на образования государства Израиль.

На протяжении последующих десятилетий простые немцы боролись с горьким наследием Холокоста, поскольку выжившие и семьи жертв пытались вернуть богатства и имущество, конфискованное в нацистские годы.

Начиная с 1953 года правительство Германии осуществляло выплаты отдельным евреям и еврейскому народу как способ признать ответственность немецкого народа за преступления, совершенные от их имени.

История Второй мировой войны - это не только «страницы доблести и славы», но и трагическая повесть о страданиях миллионов людей. Рассказ о Холокосте помогает школьникам более объемно представить себе картину войны и геноцида, осуществлявшегося нацистами.
Назначение пособия - помочь учителю ввести тему Холокоста в повествование о причинах и событиях войны.
Разумеется, это непросто. Многие преподаватели предпочитают не касаться этой темы из-за ее многогранности и сложности.
Прежде всего, учителю не хватает часов, чтобы рассказать о человеке на войне и во время войны, о его страданиях, о том, как война ломает жизнь и судьбы людей, о том, как нелегко сохранить себя в экстремальных ситуациях.
В пособии документы сгруппированы в пяти рубриках. Все они могут стать основой факультатива.
Некоторые учителя считают возможным приурочить рассказ о Холокосте к памятным датам календаря, например к годовщинам Ванзейской конференции, расстрела в Бабьем Яре, освобождения Освенцима.
Есть и иной вариант. Представляется возможным говорить о Холокосте и в контексте тем, включенных в существующие программы. Сведения о событиях Катастрофы могут составить органическое целое с изложением иных событий войны.
Основное место должна занимать организация работы учащихся над документами, их разбор под руководством учителя или же самостоятельно - на уроке или дома. Такая форма занятий позволит осмыслить документ как исторический источник и памятник эпохи, научить приемам работы с ним.
Наиболее продуктивная форма изучения документов - групповая работа.
В этом случае всех школьников следует обеспечить текстами. Для этого достаточно иметь по 4-5 экземпляров документов, собранных в пособии.
Если в кабинете истории есть соответствующая аппаратура (эпипроектор, графопроектор), можно спроецировать документ на экран, что поможет концентрации внимания учащихся и создаст благоприятные условия для коллективной работы. Возможно размещение документов на стенде или на стене. Размещенные на стенде материалы используются учителем и учениками во время урока на всех его этапах.
Вот как может выглядеть схема работы с документами на уроке по теме «Приход нацистов к власти в Германии».
Задача учителя - помочь школьникам составить представление о том, как страна постепенно превращалась в тоталитарное государство. Учащиеся неизбежно столкнутся с новыми и сложными для них теоретическими положениями, понятиями, которые совсем не объясняются в большинстве учебников по новейшей истории.
Приемы введения документов в ткань урока могут быть различными. Работая с текстами, учитель пишет на доске (или вводит с помощью транспарантов для графопроектора, дисплея компьютера) ключевые понятия: расизм, национальная дискриминация, антисемитизм, права человека, геноцид. Учащимся предлагается раскрыть одно из этих понятий, опираясь на документы (устно или в небольшом письменном сообщении).
Еще один пример - изучение темы «Нацистский оккупационный режим на территории СССР» (курс «История России», XI класс).
При изучении этой темы речь идет о целях оккупантов на захваченных территориях, об экономической эксплуатации, об отношении к населению, об уничтожении «враждебных элементов» в завоеванных зонах (к таковым «элементам» нацисты относили в том числе и евреев). Документы, включенные в пособие, позволяют рассказать о двух последних тематических сюжетах. В общем сценарии раскрытия темы эти сюжеты важны потому, что дают возможность показать, как подавлялось нацистами человеческое достоинство живущих на оккупированной территории, как был установлен и осуществлялся режим террора.
Для организации работы над вопросами к документам учитель распределяет учащихся на группы (4-5 учеников в каждой).
Урок может начаться с краткого вступительного слова учителя, в котором он рассказывает об огромном количестве жертв, не только на поле битвы, но и на оккупированной территории. Затем учащимся раздаются документы. Одна группа школьников получает документ «Из протокола допроса группенфюрера СС Олендорфа», другая знакомится с выдержками из дневника жительницы Ялты Ольги Шаргородской. Третья группа учащихся читает отрывок из дневника студентки из Мариуполя Сарры Глейх. Еще одна группа школьников получает фотодокумент «Узники гетто в Смоленске» и выдержки из дневника, который вел 16-летний кременецкий школьник Роман Кравченко.
Коллективно готовятся ответы на предлагаемые вопросы. Учитель руководит дискуссией, вовлекая школьников в обсуждение проблем.
Еще одна из связанных с проблемой Холокоста тем - «Движение Сопротивления». При ее изучении есть возможность подчеркнуть общегуманистические мотивы этого движения - благородство целей, героизм и самопожертвование его участников, солидарность представителей разных народов, участвовавших в этом движении.
Уместно отметить участие в этой борьбе еврейского населения. Учитель может предложить вниманию школьников призывы к восстанию в Вильнюсском гетто, документы о действиях подпольного отряда детей, о действиях подпольщиков в Минске (все эти тексты воспроизводятся в пособии).
Рассмотренные выше схемы проведения уроков можно использовать и на занятиях факультатива (спецкурса) по истории Холокоста. Отдельные его занятия стоит посвятить просмотру и обсуждению фрагментов связанных с событиями Второй мировой войны документальных и художественных фильмов, встречам с узниками гетто и участниками Сопротивления.
Документы о Холокосте, собранные в пособии, могут послужить и материалом для беседы учителя с учащимися начальной школы. В этом контексте следует упомянуть рассказ о подпольном отряде детей в гетто, воспоминания 12-летнего узника гетто Романа Левина о своем стремлении выжить, рассказы о праведниках народов мира.
Листы пакета документальных материалов могут стать основой экспозиций, которые учащиеся под руководством учителя готовят во внеурочное время. При этом используются и публикации газет, журналов. Подобные стенды могут быть посвящены памятным датам из истории Холокоста - годовщинам Хрустальной ночи или Ванзейской конференции, Нюрнбергского процесса или расстрела в Бабьем Яре, освобождению узников лагерей смерти. Подобные стенды можно вывесить в кабинете истории или в рекреации, прилегающей к кабинету.
Документы, обладающие силой эмоционального воздействия, вызывающие сопереживание (например, дневниковые записи, фотографии и т.д.), могут стать отправной точкой для поисковой работы, для участия в конкурсах сочинений и т.д.

История человечества, пожалуй, не помнит более жестокого преступления, чем Холокост. С греческого языка этот термин переводится как «всесожжение», он получил широкое распространение только после 1950 годов. История жертв Холокоста - это ужасная катастрофа европейского еврейства, начавшаяся в 1933 году, когда Адольф Гитлер стал канцлером Германии и установил абсолютную диктатуру национал-социалистов. В качестве руководства новой власти служили псевдонаучные расовые теории и жажда очищения немецкой нации от тех, кого считали неугодными. Самый сокрушительный удар тогда пришлось испытать на себе евреям, и даже дети стали жертвами холокоста.

  • Почему именно евреи стали жертвами холокоста?
    • История нелюбви к евреям
    • Что говорят эксперты?
  • Количество жертв Холокоста
  • Международный день памяти жертв Холокоста
  • Музеи жертв Холокоста

Почему именно евреи стали жертвами холокоста?

История нелюбви к евреям

На вопрос, почему именно евреи стали жертвами холокоста, у ученых и историков есть несколько обоснованных ответов, и все они берут свое начало в глубине веков.

Исторически сложилось так, что евреи на протяжении долгих веков жили за пределами своей Родины. Проживая на территории других народов, они сохраняли свой язык и религию. По внешнему облику, одежде и традициям они отличались от европейцев. Когда возникло христианство, начали формироваться и юдофобские представления о евреях. Католическая церковь обвиняла их в убийстве Иисуса Христа.

В 5 веке Августином Блаженным было сформулировано «правильное» христианское отношение к людям еврейского происхождения: убивать евреев нельзя, но унижать можно и нужно. Таким образом, религиозное сознание воспринимало образ еврея, как нечто негативное, нечистое. Вследствие этого евреям приходилось проживать в отдельных кварталах, властями ограничивалась их рождаемость и свобода передвижения. Они изгонялись из разных государств, в том числе, и из России. Связь религиозной юдофобии с государственной была очень тесной.

Видео об истории жертв холокоста:

Понятие «антисемитизм» впервые появилось в 19 веке. Особенной популярностью антисемитские настроения пользовались в Германии. Гитлер, который пришел к власти, унифицировал их в нацистской идеологии и приговорил евреев к полному уничтожению. Нацистская идеология предполагала, что вина евреев заключается в самом факте их рождения.

Кроме того, в список жертв Холокоста попали все «недочеловеки» и «неполноценные», которыми считались все славянские народы, гомосексуалисты, цыгане, психически больные.

Нацисты поставили перед собой цель - стереть с лица земли евреев, как биологический вид, сделав Холокост своей официальной политикой.

Что говорят эксперты?

О причинах такого масштабного и беспрецедентного уничтожения людей экспертами высказываются разные мнения. Особенно непонятно, почему в этом процессе участвовали миллионы обычных немецких граждан.

  • Даниэль Голдхаген считает главной причиной Холокоста антисемитизм (национальная нетерпимость), который на тот период времени массово овладел немецким сознанием.
  • Аналогичное мнение по этому поводу имеет и ведущий специалист по Холокосту Иегуда Бауэр.
  • Немецким историком и журналистом Гёцем Али было высказано мнение о том, что нацисты поддержали политику геноцида из-за имущества, отнимаемого у жертв и присваиваемого рядовыми немцами.
  • По мнению немецкого психолога Эриха Фромма, причина Холокоста кроется в злокачественной деструктивности, которая присуща всему биологическому человеческому роду.

Количество жертв Холокоста

Количество жертв Холокоста имеет ужасающие цифры: во время Второй мировой войны нацисты уничтожили 6 миллионов евреев . Однако в настоящее время многие исследователи утверждают, что на самом деле нацистских лагерей существовало значительно больше, чем принято было считать еще несколько лет назад. Соответственно, и количество жертв также возрастает.

Историки обнаружили около 42 тысяч учреждений, в которых нацисты изолировали, наказывали и уничтожали как еврейские, так и другие группы населения, считавшиеся неполноценными. Эту политику они проводили на обширных территориях - от Франции и до СССР. Но наибольшее количество репрессивных учреждений находилось в Польше и Германии.

Так, в 2000 году был запущен проект, цель которого - поиск лагерей смерти, исправительно-трудовых лагерей, медицинских центров, в которых беременным женщинам делали аборты, лагеря для военнопленных и бордели, содержанки которых по принуждению обслуживали немецких военных. Всего в проекте участвовало более 400 ученых, учитывающих реальные факты и воспоминания жертв холокоста.

После проведённой работы американские исследователи обнародовали новые цифры, свидетельствующие о том, сколько жертв холокоста было на самом деле: около 20 миллионов человек .

Международный день памяти жертв Холокоста

Международный день памяти жертв Холокоста отмечается 27 января. Этот день утвердила Генеральная Ассамблея ООН в 2005 году, призвав все страны-члены к разработке и просветительству программ, направленных на то, чтобы уроки Холокоста сохранили в памяти все последующие поколения. Люди всего мира должны помнить об этих ужасных событиях, чтобы иметь возможность предотвратить акты геноцида в будущем. Многие страны мира создали мемориалы и музеи, которые посвящены памяти жертв Холокоста. Ежегодно 27 января там проводятся траурные церемонии, памятные мероприятия и акции.

Такие мероприятия в этот день также проводятся и в лагере памяти Освенциме - комплексе нацистских концлагерей и лагерей смерти, где в 1940-1945 годах массово гибли славяне и евреи - жертвы Холокоста.

Как считают многие ученые, человеческому разуму очень сложно полностью осознать геноцид, зародившийся в государстве, богатом духовными традициями и развитой культурой. Эти чудовищные события происходили в цивилизованной Европе практически на глазах у всего мира. Чтобы иметь гарантию того, что подобный Холокост больше никогда не повторится, люди должны стремиться осознать его истоки и последствия.

(Holocaust, The).

Освенцим польская деревня,где располагался один из самых больших нацистских концентрационных лагерей, стал символом массовых убийств и ужасов холокоста. Один из многих нацистских лагерей смерти олицетворяет в общественном сознании всю систему массовой депортации, унижения, умерщвления людей, созданную немецкими нацистами во время Второй мировой войны. Термин "холокост", обычно использующийся, чтобы обозначить нацистские преследования и безжалостное уничтожение 6 млн евреев в 193345 гг., стал символом безмерных страданий и частных и массовых проявлений зла в XX в. Первая пол. этого века, крый "Новая кембриджская современная история" именует "эрой насилия", отмечена двумя кульминационными моментами насилия холокостом и Хиросимой.

Анализ ученыхисториков показал, насколько недостаточной и безразличной была реакция жителей Германии и других стран, на глазах у крых нацисты преследовали евреев. Правительства союзников историки обвиняют в том, что во время войны с Германией они не отдавали приказа бомбить Освенцим и ведущие к нему пути. Даже еврейские организации в Америке подверглись критике за то, что они недостаточно старались спасать европейских евреев. Однако самое большое бремя ответственности легло на христианские церкви, особенно в Германии, за их равнодушие и бездействие до и во время холокоста. К-ром е того, определенные положения христианского вероучения и реальное поведение христиан взрастили антииудаизм, крый привел к тому, что народ поддерживал радикальные антисемитские движения до 1933 г. Зловещий отпечаток в немецкой лютеранской традиции оставили антисемитские высказывания Мартина Лютера в 1543г.,атакже оголтелый антисемитизм А. Штекера, крый с 1874 г. был придворным проповедником. К-ром е того, традиционное христианское учение о "проклятых евреях", на крых возлагали обвинение в богоубийстве, порой воспринималось как призыв к антисемитским акциям. Второй Ватиканский собор в документе 1965 г. признал пагубность этого учения: нельзя возлагать вину на всех евреев, живших в то время, и на евреев нынешних. Протестанты тоже пересмотрели свое учение об иудеях. В1980 г. синод Рейнской земли Немецкой евангелической (протестантской) церкви с энтузиазмом принял программный документ "Резолюция о возобновлении отношений между христианами и иудеями". Характеризуя холокост как поворотный момент и предпосылку к новым отношениям, резолюция признает "общую ответственность и вину германского христианства". Дальше говорится, что непрерывное существование еврейства и создание государства Израиль знаменуют верность Бога своему народу. Иудеи и христиане провозглашаются свидетелями Божьими перед миром и друг перед другом; при этом резолюция отмечает, что Церковь не может проповедовать еврейскому народу наравне с другими народами. Тем самым документ затрагивает деликатную тему миссии к иудеям, крую некрые иудеи после холокоста отождествляют со стремлением к духовному геноциду. Они задают вопрос: не хотят ли христиане сделать мир свободным от евреев (Judenrein)! По крайней мере, один евангелистский проповедник, Билли Грэм, воздерживается от того, чтобы проповедовать евреям.

Развивающийся политический и расистский антисемитизм в кон. XIXнач. XX в., наряду с экономическим и социальным хаосом в Германии после Первой мировой войны, создал благоприятные условия для нацистской пропаганды. После того как 30 янв. 1933 г. Адольф Гитлер был назначен германским канцлером, ужесточение нацистского режима по отношению к евреям можно разделить на четыре этапа.

193335 гг. Эпизодические гонения, крым евреи подвергались в своей экономической и производственной деятельности, в т.ч. экономический бойкот еврейскогобизнеса(1апр. 1933), изгнание евреев с государственной службы (7 апр. 1933) и запрет на основные профессии.

193538 гг. Ущемление гражданских прав, кульминацией крых стали т.н. Нюрнбергские законы: евреи лишались немецкого гражданства, им запрещалось вступать в браки с неевреями. Начало "арианизации" еврейской собственности и капиталов.

193841 гг. Депортации и погромы, начало крым положила "Хрустальная ночь" (9 нояб. 1938). Экспроприация еврейского бизнеса и отправление евреев в концентрационные лагеря.

194145 гг. Реализация плана физического уничтожения евреев, начиная с июня 1941 г. Немецкое вторжение в Россию; систематическое истребление евреев специальными мобильными группами и газом в машинах"душегубках". После Ванзейской конференции в Берлине (20 янв. 1942 г.) концентрационные лагеря, оборудованные газовыми камерами и крематориями, становятся центрами массового уничтожения.

Фраза нацистов об "окончательном решении" еврейского вопроса прозвучала на Ванзейской конференции, где высшие должностные лица координировали свою деятельность, вырабатывая практические шаги по отношению к евреям. Теперь, чтобы обозначить массовое уничтожение европейских евреев, употребляются два слова: "холокост" (производное от греч. слова, обозначающего жертву всесожжения) и еврейское Шоа (в Библии: "катастрофа", "разрушение", "тьма", "пустота"). Оба слова впервые стали употреблять в Израиле применительно к нацистской антиеврейской программе: "Шоа" в 1940г., а "холокост" между 1957 и 1959 гг.

Решительное осуждение холокоста повлияло на современное движение за права человека. Были приняты "Конвенция о геноциде" ООН, "Всеобщая декларация прав человека", появилось множество национальных и международных групп по защите прав человека. Борцы с нацизмом, мужественные люди, подобные Раулю Валленбергу, крые спасали евреев, стали реальными историческими примерами для сегодняшних правозащитников. Многие христиане помогали евреям спастись, однако Церковь как институт хранила молчание и не предпринимала открытых, бесстрашных, согласованных действий, чтобы помочь гонимым. Германская протестантская исповедническая церковь заботилась о судьбе крещеных евреев, ноне об евреях, как таковых.

Холокост исследуют ученые, работающие в самых разных областях психологии,социологии, политических наук, литературы, истории, теологии. К-ром е неизбежных этических вопросов, в ходе исследований вновь были поставлены вопросы о теодицее и о иудейских корнях христианства. Широко обсуждались уникальность и универсальность холокоста. В рассказах о холокосте особая мудрость и милосердие выживших служат уроком всем нам.

R. zerner(пер. Ю.Т.) Библиография: L.S. Dawidowicz, The War Against the Jews, 19331945; H.L. Feingold, The Politics of Rescue: The Roosevelt Administration and the Holocaust, 19381945; R. Hilberg, The Destruction of the European Jews; B.L. Shervin and S.G. Ament, Encountering the Holocaust: An Interdisciplinary Survey; J. Sloan, ed., Notes from the Warsaw Ghetto: The Journal of Emmanuel Ringelblum; J. Blatter and S. MiIton,/lr(of the Holocaust; T. Des Pres, The Survivor: An Anatomy of Life in the Death Camps; P. Friedman, Their Brothers Keepers; L. L. Langer, The Holocaust and the Literary Imagination; I. Leitne r, Fragments of Isabella: A Memoir of A uschwitz; E. Wiesel, Night; E. Berkovits, Faith After the Holocaust; E. Fleisehner, Auschwitz: Beginning of a New Era? B. Klappert and H. Starek, eds., Umkehrund Emeuentng; C. Klein, AntiJudaism in Christian Theology; F. Littell and H.G. Locke, eds., The German Church Struggle and the Holocaust; R.L. Rubenstein. After Auschwitz and The Cunning of History: The Holocaust and the American Future; R. Ruether, Faith and Fratricide; M. Bergman and M. Jucovy, eds., Generations of the Holocaust; H. Krystal, ed., Massive Psychic Trauma.

Отличное определение

Неполное определение ↓