Что такое преходящее и вечное. Г.Флоровский. Вечное и преходящее в учении русских славянофилов. А. С. Пушкин «Зимнее утро»

Важным определением экзистенции является выход за пределы существования, возможность стремление к чему-то наиболее значимого, абсолютного, трансцендентного. В жизненном мире, который возникает как результат поступка екзисте. Энке, человек существует в психологическом времени, уходящего. Проходит детство, юность, зрелость, проходит время страданий и испытаний, проходит радостное мгновение вдохновения и взаимности. Но есть еще. Истина,. Справедливость,. Доб ро,. Бог,. Красота,. Любовь. Эти главные, высшие ценности, независимо от того, как каждый человек их называет, не могут не влиять на развитие личности, символизируя вечную, непреходящуюнуще.

В жизненном опыте каждого человека есть ситуации, когда он ощущает открытость запредельном, потустороннем, чем-то большем, чем она сама. Это может быть прозрение под влиянием переживания тяжелых испытаний ь или, наоборот, ощущение себя частью космической бездны, мудрой и гармоничной, в результате погружения в состояние счастливой влюбленности. Такие ощущения знакомы матери сразу после рождения ребенка. Они возник ають и у художника, которому кажется, что он - только послушное орудие в руках. Высшей. Силы. К ним приводит также состояние религиозного экстаза, особенно после изнурительного поста. Иногда просто пребывание где-то н а природе, в горах, на берегу моря, в лесу помогает почувствовать свою глубокую родство со всем, что тебя окружает, с прекрасным и вечным, что останется здесь и тогда, когда тебя уже давно в этом мире не было бы уд буде.

Вспомним. Сковороду, который ценил бытия именно как преходящее. Все, что существует во времени, он называл тенью, не истин ним, однако признавал, что преходящее есть для человека единственной реальностью, которую нужно положить на фунт вичног го, чтобы она засияла всеми цветами жизни"Тысячу теней бросает яблоня, так и единственная. Божий человек - в тысячи наших жизней, ведь это тысячи образов преходящего скорби преходящего, мимо-текучей тени. Сковорода пр отиставляе веру в бессмертие лучшего в человеке. Преходящее касается мира теней и лишь способствует возвращению человека к самому себе проходящих указывает своей минущисть, что в его основе является постоянное, вечно существующее. Все наше исчезает, а место тени занимает вечность"(ВАРоменецьоменець).

Преходящее, если его рассматривать вне вечным, становится абсурдным, случайным, поверхностным, неинтересным. Вечное, которое никак не воплощается в повседневной жизни, не сопоставляется с преходящим, становится абстрактным, нереальным им, искусственным и потому тоже неинтересным. Преходящее всегда начинается в вечном, представляет собой некую долю вечного, воплощает вечное, развивает его. Вечное незаметно, неявно присутствует в найско-роминущому, в обыденной, с вычайно. Человек, в водовороте жизни помнит об уникальности каждой его мгновения, которая постоянно стремится к вечным ценностям, до внесения их в сферу временного, с корью и на что го, шаг за шагом наближует ься к самому себе, становится свободноьною.

Со времен позднего средневековья бытует христианская легенда о. Агасфера,"Вечного жида"Когда обессиленный тяжестью креста. Иисус шел на. Голгофу и нуждался отдохнуть,. Агасфер, стоявший в толпе сказал:"Иди, иди", за что и был наказан - ему навсегда было отказано в вечном - в покое могилы. Возраст в век обречен. Агасфер путешествовать по миру, дожидаясь второго пришествия. Христа, который один может лишить его надоевшего бессмертия. Как отмечает. ССАверинцев,. Агасфер -"это враг. Христа, но одновременно свидетель о. Христе, грешник, который поражает таинственным проклятием и пугает одним своим видом как приви д и зло знамение, однако через самое проклятие соотнесен с. Христом, с которым непременно должен встретиться в"этом мире", а в раскаянии и наверненни способен превратиться в хорошо знамение для этих лого мира. Структурный принцип легенды - двойной парадокс, когда темное и светлое дважды меняются местами: бессмертие, желанная цель человеческих усилий, в данном случае оборачивается проклятием, а проклятие - а совершает (шансом искупления)кути)".

Эта легенда имеет множество литературных воплощений. Новые и новые толкования, которые возраст в век сменяют друг друга, свидетельствуют о извечность проблемы, об отсутствии окончательного, абсолютного решения, о необходимых ость внутри каждого индивидуальной жизни начинать свой, отдельный поиск. Нужно жизни, которым нечего дорожить, поскольку оно все равно не будет ни конца ни края? исходя из сегодняшнего понимания конечности собственного существованияя?

Многозначная вариация на тему подана нашим современником - аргентинским писателем. Хорхе. Луисом. Борхесом. Герой его рассказа, военный трибун римского легиона, отправляется на. Запад в поисках города. Б. Бессмертных и после тяжелых испытаний, которые чуть не стоили ему жизни, достигает цели. Город оказывается безграничным, уродливым и бессмысленным, его перенасыщена симметрией архитектура не вызывает ничего, кроме ужаса и отвращения. Люди, построившие этот затерянный в пустыне сногсшибательный лабиринт, выдаются римлянину жестокими. И примитивными троглодитами. Они живут в пещерах, питаются змеями, в своем ди кунстви наивные как дети, поскольку не испытывают ни к кому сострадания. Наученные опытом истории, они отказались от любых моральных и рациональных критериев, их не интересует ни чужая, ни собственная долл. доля.

"Жизнь. Бессмертного пустое, кроме человека, все живые существа бессмертны, поскольку не знают о смерти, а чувствовать себя. Бессмертным - божественно, ужасно, непостижимо для ума"Борхес отмечает:"сме ерть (или упоминание о смерти) наполняет людей возвышенными чувствами и делает жизнь ценной. Чувствуя себя существами недолговечными, люди ведут себя соответственно; каждое совершенное деяние может оказаться ост аннимм".

В жизни, не является истинным, которое направлено на задачи настоящего, как считает. Кьеркегор, исчезает способность синтеза преходящего и вечного. Человеческое существование - драма, что свидетельствует о борьбе за внесение вечной них ценностей в знакомую каждому обыденность. Надо вернуться к методу. Сократа, быть, как и он,"возбудитель душ"Свобода предусматривает возможность оставаться собой, помня о вечном, не чувствуя за лежности от требований социума, общественного мнения, ожиданий семьи. А рабство является капитуляцией перед преходящим, перед призрачным миром, о котором. Сковорода писал как о нарумяненными обезьяну, а еще - украшенную гробовруну.

Отличительной чертой человеческого существования является тоска, тоска по абсолютным бытием, тоска по вечными ценностями, за. Богом. Именно эта тоска является источником активности, направленной на поиски истинного, подлинного бытия, на на аближення к вечному. Но большинство людей, ища полноту, увязает в мелочьях.

Человек не может найти себя в чувственных наслаждениях, похотливых желаниях. Кьеркегор анализирует судьбу. Дон. Жуана, пытаясь показать вечную неудовлетворенность тех, кто ищет призрачный идеал земной любви. Его. Дон. Ж. Жуан стремится большой любви и всегда устает очередными разочарованиями, тоскует по идеалу и пресыщается ритуалом чувственных утех. Это трагическая фигура, образ надломленный, унижен, хотя и"Чувство во гениальный"Чувственное любовь по своей природе, как считает. Кьеркегор, не может быть истинным, потому что это любовь не к одному человеку, а ко всем, это соблазновкуса.

Человек не может найти себя и в труде ради своих родных, общества, современников. Она растворяет себя в многочисленных обязанностях, функциях, поручениях, задачах, теряя собственное индивидуальное жизнь в в всей его неповторимости. Человек страдает, совесть ее беспокойная, и единственный выход - понять свое предназначение, найти истину, которая была бы собственной истиной, найти идею, ради которой можно было бы жилти.

По. Кьеркегора, существует только одна сила, которая способна объединить растерзанное человеческое"Я", это любовь к. Богу. Мы находим смысл жизни, когда начинаем верить в. Бога, и вера становится откровением. Человек только и тогда и живет истинным жизнью, когда она пытается реализовать вечное в мимолетном, озаренная. Божьей благодатью. Осознание бездны между преходящим и вечным является одновременно осознанием истины о безграничности ь расстояния между реальной, греховной, естественным человеком и. Богом, между реальным и идеальным"Я"Что может быть более значимым, чем путь над этой безднойнею?

Тема вечного и преходящего в лирической поэзии - одна из самых актуальных в литературе. Ведь разница между этими понятиями довольно спорная: те вещи, которые выглядят в наших глазах преходящими, таят в себе скрытый сакральный смысл, которым наполнена жизнь человека. На примере стихотворений русских классиков, мы попробуем определить вечные и преходящие явления в жизни человека.

А. С. Пушкин «Зимнее утро»

От первой и до последней строчки стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро» пропитанное той будоражащей душу неописуемой радостью, которую испытывает каждый человек, который видит настоящую русскую зиму. На смену морозной пурге, которая еще вечером навевала грусть и уныние, пришло солнечное морозное утро, дарящее вдохновение и хорошее настроение!

Стихотворение представляет собой монолог, в котором автор заставляет своего близкого человека вместе с ним соприкоснуться с величием русской зимы. Этот стих наполненный философским смыслом - ведь человек никогда не сможет полноценно осознать красоту зимнего утра, если в его жизни не было темного вьюжного вечера.

В стихе скрыта очень важная истина: после черного периода жизни, всегда наступает время радости и блаженства, это закономерно как процесс смены ночи и утра.

Ю. Левитанский «Падают листья...»

Стихотворение Ю. Левитанского «Падают листья…» - это настоящая внутренняя дискуссия лирического героя о том, что является вечным, а что - преходящем. На первый взгляд красота осени, желтые листья, кружащиеся в своем последнем вальсе - явления преходящие. Однако они являются частью вечного процесса природы, который заключается в смене сезонов.

И даже одним своим присутствием дополняют все могущество вечности, а значит и есть ее частью. Развеивает сомнения автора птица, которая своим пением словно говорит о том, что все, что человек считает незначимым и преходящим, на самом деле - вечное.

А. Вознесенский «Сага»

Стихотворение А. Вознесенского «Сага» - это громогласная ода любви. Автор описывает расставание с любимой женщиной, лирический герой уверен в том, что никогда в жизни большее ее не увидит. На первый взгляд, подобная ситуация кажется для нас преходящей: оба героя готовы к новой жизни, к расставанию с прошлым.

Но разве святое чувство любви можно назвать преходящим понятием? Оно вечно, как сам мир! Любовь зарождается на небесах, и даже после расставания, она продолжает существовать в пространстве и в памяти самого человека.

Г. Шпаликов «Людей теряют только раз...»

В произведении Г. Шпаликова поднимается острая проблема человечества - расставания с людьми, которых так и не удалось узнать ближе. Действительно, очень часто, когда в нашу жизнь приходят новые люди, мы не придаем этому никакого значения и часто отпускаем их навсегда.

Через определенное время они уходят даже из нашей памяти. Автор объясняет читателю, что ситуацию можно скоординировать по-другому: попытаться узнать человека, сделать для него добрый поступок, раскрыть для себя его душу. Мы жалуемся на свое одиночество, но спокойно игнорируем новых людей в своей жизни, которые могут стать по-настоящему близкими для каждого из нас.

Если бы сознание человечества могло сопоставить вечное с преходящим, то явились бы проблески понимания Космоса, ибо все ценности человечества зиждятся на вечном основании. Но человечество настолько прониклось уважением к преходящему, что оно забыло о Вечном. Между тем, как показательно, что форма меняется, исчезает и заменяется новой. Преходимость так очевидна, и каждая преходимость указывает на жизнь вечную. Дух – творец каждой формы, но отвергается человечеством. Когда поймут, что дух вечен, тогда и Беспредельность, и Бессмертие войдут в жизнь. Так нужно направлять дух народов к пониманию Высших Начал. Человечество поглощено следствиями, но корень и начало всего – творчество, но оно забыто. Когда дух будет почитаться, как священный Огонь, то подтвердится великое восхождение.

Грани Агни Йоги

1960 г. Авг. 28. Река жизни. Если бы дух входил в поток и становился его частью, поток уносил бы его с собою. Но поток приносится мимо, уходя в прошлое, и дух остается созерцать потока новые струи, тоже несущиеся мимо. Понять эту отдельность свою от идущего мимо потока будет уже достижением духа. Отождествлять себя с ним – значит с ним слиться и стать частью его. Безмолвно Смотрящий не может стать частью того, на что смотрит. Безмолвный Рекордер, подобно пленке киноаппарата, фиксирует в памяти ленту жизни, не становясь ею. Жизнь – это одно, Смотрящий Безмолвно – нечто совершенно другое. И чувства, и мысли, и все, что течет через сознание человека, не будет Смотрящим на них. Надо себя, Смотрящего в себе на поток, отделить от потока и с ним не сливаться. Я страдаю, я переживаю, я беспокоюсь – это вибрирует только астрал, но не Безмолвный Свидетель. Я думаю, я мыслю, я созидаю мыслеформы – это ментал в действии, но не Свидетель, мимо которого постоянно течет этот мысленный поток. Я двигаюсь, хожу, говорю, ем, пью – это действует тело, но не Он, пребывающий в теле на время. Надо Его отделить, Сущего вечно, от временности трех потоков в себе – физического, астрального и ментального. Надо приучить себя смотреть на все происходящее внутри и снаружи, как на нечто, находящееся вовне, как на временное и преходящее и не являющееся непреходящей сущностью духа. Вот нечто было, прошло и кануло в Лету. Я же стою на берегу вечного и снова смотрю на новые струи потока, которые проносятся мимо и так же пройдут, как прошло все, что было раньше, до них. Эту проходимость настоящего часа нужно в сознании утвердить, как основу, ибо не проходит лишь Смотрящий Безмолвно на жизни поток. Так утверждаются элементы бессмертия духа, которые не от временного, но от вечности. Временное служит лишь путем приближения к Вечному, и без него, без опыта и знания, им приносимого, к Вечному не подойти. Через временное и преходящее – к непреходящему и Вечному, Сущему в Беспредельности. Явления большей длительности ближе к нему, чем малой; цепь воплощений ближе, чем одна отдельная жизнь, или день, или час краткий, вырванный из сферы преходящего. Потому проведение более длинной линии будет решением жизни. И через краткость каждого часа можно вести эту длинную линию жизни, далеко за пределы этого часа, и дней, и годов жизни отдельной, и даже отрезка из нескольких жизней, ибо беспредельность вмещает их все, и даже больше того, что время вмещает в себя и обнимает собою. Ведь само понятие времени заключает в себе временное. Царство же Мое не от мира сего, не от временного и его элементы. Нечто в себе, стоящее посреди между несущимся потоком преходящего и безмолвным Свидетелем, можно приближать к любому полюсу жизни или отдалять от него. Когда сознание приближается к потоку, оно входит в него, сливается с ним и отождествляет себя с преходящим. Когда же оно устремляется в сферу Смотрящего вечно, выходит оно из потока и поднимается над ним, утверждает себя на камне вечного основания жизни. Ничто, происходящее с человеком в сфере трех его оболочек, не может затронуть Безмолвного Рекордера, хотя и кажется порой человеку, что потеряно все и он погибает. Не может погибнуть нерожденный от трех, ибо он есмь от начала времени и прежде начала. К чему устремится сознание – с тем и пребудет. Если к временному – с временным, если к вечному – с вечным. И если со Мною, то со Мною.

Планета несется в пространстве. Куда? В будущее. Оно неотвратимо, как судьба. Значит, в будущее и можно устремить дух. В настоящем недостижимо слияние сознания с Безмолвно Смотрящим. Но в будущем возможно оно. Если же считать настоящее ступенью приближения к будущему, то, зная, что хочет дух, можно начать утверждать в этот час настоящий в себе то, что в будущем, в котором возможно все, станет желаемой ступенью достижения. Утверждаются ныне, сейчас, возможности будущих достижений, невозможные в окружении ночи настоящей. Принцип семени универсален: не может быть всходов без семени. Посев в настоящем зерен будущих всходов необходим. И сеятель, который есть человек, и поле посева – сознание его, и зерна посева – мысли – являются теми условиями, которые, будучи применены мудро и со знанием закона, могут дать в будущем ряд сияющих достижений. Основа и двигатель – мысль. На ней и упор. И все достижимо. И пусть невозможное ныне не смущает дерзающий дух, ибо в будущем все достижимо, если семена возможностей, сейчас еще недостижимых, невозможных и достижимых в будущем, закладываются в сознании ныне, в час настоящий. Вот почему утверждается Мной дерзновение. Дерзающий смело, яро устремленный в будущее спело пожнет. Ручательство победе Даю. Не Магия, но действие непреложного закона. Как объяснить еще лучше, что утверждение и отрицание, принятое сознанием в настоящем, есть зерна посева гигантских всходов в будущем. Ибо все есть причина и следствие. Посеянное пожнем. Не лучше ли сеять сознательно, выбирая семена лучших возможностей и со знанием непреложности действия закона. Так Утверждаю идущих за Мной по победной тропе достижений и путь Указую к победе. Я Говорю, Я вам сказал, утверждайте.

Важным определением экзистенции является выход за пределы существования, возможность стремление к чему-то более значимого, абсолютного, трансцендентного. В жизненном мире, который возникает как результат поступка экзистенции, человек существует в психологическом времени, уходящего года. Проходит детство, юность, зрелость, проходит время страданий и испытаний, проходит радостный миг вдохновения и взаимности. Но есть еще Истина, Справедливость, Добро, Бог, Красота, Любовь. Эти главные, высшие ценности, независимо от того, как каждый человек их называет, не могут не влиять на развитие личности, символизируя вечную, непреходящее.

В жизненном опыте каждого человека бывают ситуации, когда она чувствует открытость запредельном, потустороннем, то большем, чем она сама. Это может быть прозрение под влиянием переживания тяжелых испытаний или, наоборот, ощущение себя частью космической бездны, мудрой и гармоничной, в результате погружения в состояние счастливой влюбленности. Такие ощущения знакомы матери сразу после рождения ребенка. Они возникают и у художника, которому кажется, что он - только послушное орудие в руках Высшей Силы. К ним приводит также состояние религиозного экстаза, особенно после изнурительного поста. Иногда просто пребывание где-то на природе, в горах, на берегу моря, в лесу помогает почувствовать свою глубокую родство со всем, что тебя окружает, с прекрасным и вечным, что останется здесь и тогда, когда тебя уже давно в этом мире не будет.

Вспомним Сковороду, который ценил бытия именно как преходящее. Все, что существует во времени, он называл тенью, не истина ним, однако признавал, что преходящее есть для человека единственной реальностью, которую надо положить на фунт вечного, чтобы она засияла всеми красками жизни. "Тысячу теней бросает яблоня, так и единственная Божий человек - в тысячи наших жизней, ведь это тысячи образов преходящего. Скорбью преходящего, мимо-протекающей тени Сковорода противопоставляет веру в бессмертие лучшего в человеке. Преходящее касается мира теней и только способствует возвращению человека к самому себя. уходящего указывает своей недолговечности, что в его основе является постоянное, вечно существующее. Все наше исчезает, а место тени занимает вечность "(В.А.Роменець).

Преходящее, если его рассматривать вне вечным, становится абсурдным, случайным, поверхностным, неинтересным. Вечное, которое никак не воплощается в повседневной жизни, не сопоставляется с преходящим, становится абстрактным, нереальным, искусственным и потому тоже неинтересным. Преходящее всегда начинается в вечном, представляет собой некую долю вечного, воплощает вечное, развивает его. Вечный незаметно, неявно присутствует в найско-роминущому, в повседневной, обычной. Человек, который в водовороте жизни помнит об уникальности каждой его момент, который постоянно стремится к вечным ценностям, до внесения их в сферу временного, с корью и на что го, шаг за шагом приближается к самому себе, становится свободной.

Со времен позднего средневековья бытует христианская легенда о Агасфера, "Вечного жида". Когда обессиленный бременем креста Иисус шел на Голгофу и потребовав отдохнуть, Агасфер, который стоял в толпе, сказал: "Иди, иди", за что и был наказан - ему навсегда было отказано в вечном - в покое могилы. Возраст в век обречен Агасфер путешествовать по миру, ожидая второго пришествия Христа, который один может лишить его надоевшего бессмертия. Как отмечает С.С.Аверинцев, Агасфер - "это враг Христа, но в то же время свидетель о Христе, грешник, который поражает таинственным проклятием и пугает одним своим видом как призрак и плохое знамение, однако из-за именно проклятие соотнесен с Христом, с которым непременно должен встретиться в "этом мире", а в покаянии и обращении способен превратиться в доброе знамение для всего мира. Структурный принцип легенды - двойной парадокс, когда темное и светлое дважды меняются местами: бессмертие, желанная цель человеческих усилий, в данном случае оборачивается проклятием, а проклятие - лаской (шансом расчета) ".

Эта легенда имеет множество литературных воплощений. Новые и новые толкования, которые возраст в век сменяют друг друга, свидетельствуют о извечность проблемы, об отсутствии окончательного, абсолютного решения о необходимости внутри каждого индивидуальной жизни начинать свой, отдельный поиск. Нужно жизни, которым нечего дорожить, поскольку оно все равно не будет ни конца ни края? Чем для меня вечное и преходящее, исходя из сегодняшнего понимания конечности своего существования?

Многозначная вариация на тему представлена нашим современником - аргентинским писателем Хорхе Луисом Борхесом. Герой его рассказа, военный трибун римского легиона, отправляется на Запад в поисках города Бессмертных и после тяжелых испытаний, которые чуть не стоили ему жизни, достигает цели. Город оказывается безграничным, уродливым и бессмысленным, его перенасыщена симметрией архитектура не вызывает ничего, кроме ужаса и отвращения. Люди, построившие этот затерянный в пустыне сногсшибательный лабиринт, выдаются римлянину жестокими И примитивными троглодитами. Они живут в пещерах, питаются змеями, в своем варварстве наивные как дети, так как не испытывают ни к кому сострадания. Наученные опытом истории, они отказались от любых моральных и рациональных критериев, их не интересует ни чужая, ни собственная судьба.

"Жизнь Бессмертного пустое, кроме человека, все живые существа бессмертны, поскольку не знают о смерти, а чувствовать себя Бессмертным - божественно, ужасно, непостижимо для ума". Борхес отмечает: "смерть (или упоминание о смерти) наполняет людей возвышенными чувствами и делает жизнь ценной. Чувствуя себя существами недолговечными, люди ведут себя соответственно; каждое совершенное деяние может оказаться последним".

В жизни, не является истинным, которое направлено на задачи настоящего, как считает Кьеркегор, исчезает способность синтеза преходящего и вечного. Человеческое существование - драма, свидетельствует о борьбе за внесение вечных ценностей в знакомую каждому обыденность. Надо вернуться к методу Сократа, быть, как и он, "возбудителем душ". Свобода предполагает возможность оставаться собой, помня о вечном, не испытывая зависимости от требований социума, общественного мнения, ожиданий семьи. А рабство является капитуляцией перед преходящим, перед призрачным миром, о котором Сковорода писал как о нарумяненными обезьяну, а еще - украшенную гроб.

Отличительной чертой человеческого существования является тоска, тоска по абсолютным бытием, тоска по вечными ценностями, за Богом. Именно эта тоска является источником активности, направленной на поиски истинного, подлинного бытия, приближение к вечному. Но большинство людей, ища полноту, увязает в мелочах.

Человек не может найти себя в чувственных наслаждениях, похотливых желаниях. Кьеркегор анализирует судьбу Дон Жуана, пытаясь показать вечную неудовлетворенность тех, кто ищет призрачный идеал земной любви. Его Дон Жуан стремится большой любви и постоянно устает очередными разочарованиями, тоскует по идеалу и пресыщается ритуалом чувственных утех. Это трагическая фигура, образ надломленный, унижен, хотя и "чувственно гениальный". Чувственная любовь по своей природе, как считает Кьеркегор, не может быть истинным, потому что это любовь не к одному человеку, а ко всем, это соблазн.

Человек не может найти себя и в работе для своих родных, общества, современников. Она растворяет себя в многочисленных обязанностях, функциях, поручениях, задачах, теряя собственное индивидуальное жизни во всей его неповторимости. Человек страдает, совесть ее беспокойная, и единственный выход - понять свое предназначение, найти истину, которая была бы собственной истиной, найти идею, ради которой можно было бы жить.

По Кьеркегора, существует только одна сила, которая способна объединить растерзанное человеческое "Я", это любовь к Богу. Мы находим смысл жизни, когда начинаем верить в Бога, и эта вера становится откровением. Человек только тогда и живет истинной жизнью, когда она пытается реализовать вечное в мимолетном, озаренная Божьей благодатью. Осознание бездны между преходящим и вечным является одновременно осознанием истины о безграничности расстояния между реальной, греховной, естественным человеком и Богом, между реальным и идеальным "Я". Что может быть более значимым, чем путь над этой бездной?

Вечное и преходящее

Семь последующих глав Корана прочтены Мохаммедом в Мекке, в первой половине его проповеднической деятельности. Они разъясняют мусульманскую веру так, как она и была ниспослана на Землю Господом. Все эти суры начинаются с арабских букв «Ха - Мим».

Что проповедовал пророк Мохаммед своим первым последователям? Он говорил о всемогуществе Аллаха, о Его единственности, о необходимости покориться Ему без остатка. В 41-й суре мы читаем слова «Не падайте ниц перед солнцем и луной, а падайте ниц перед Аллахом, который сотворил их». Пророк говорил о приближении Божественного суда, о помощи ближним, о том, что неправедный человек попадет в геенну. Мохаммед рассказывает своим слушателям об истории фараона, который пленил евреев, о наказании Божьем, которое его постигло.В то же время Аллах обращается к самому Мохаммеду и призывает его терпеть лишения. Страстно читал пророк эти суры. Он рассказывал о сотворении Богом небес и земли, о народах, которые не слушали предостережения пророков, и поэтому исчезли с лица земли.

В той же суре мы видим такую мысль (передаем ее здесь в переводе Э.Кулиева):

«Если бы Мы сделали его Кораном не на арабском языке, то они непременно сказали бы: «Почему его аяты не разъяснены? Неарабская речь и араб?» Скажи: «Он является верным руководством и исцелением для тех, которые уверовали. А уши неверующих поражены глухотой, и они слепы к нему. Это - те, к которым взывают издалека».

Саади в своем толковании Корана дает следующие разъяснения (приводим в сокращении, также в переводе Э.Кулиева):

« Всевышний ниспослал своему посланнику - арабу - Коран на его родном арабском языке, чтобы он мог разъяснить его своему народу. Ведь если бы Аллах ниспослал его на чужеземном языке, то многие неуверовавшие сказали бы: « Почему не разъяснены его а йа ты? О, если бы мы понимали его смысл и значение! Как же это - араб возвещает Коран не по-арабски? Почему Мухаммад - араб, а принесенн ый им Коран - иноземн ый ? »

Объяснение этого айата в толковании Института Аль-Азхар звучит так:

«Если бы Мы ниспослали Коран не на арабском, а на ином языке, как некоторые упорные неверные предлагали, отрицая его, они бы сказали: «Не можешь ли ты разъяснить его айаты на языке, который мы понимаем? Как же это Писание не на арабском языке, а обращено к арабам?!»

Коран, Сунна, Сира в том виде, в котором они есть сегодня, и с теми толкованиями, которыми мы располагаем, обращены к арабам. И не только язык, но и многие заложенные в них сведения и суждения.

Сейчас всемирное общество мусульман состоит не только из арабов, но из представителей разных народов. Во время хаджа в Мекке можно увидеть и японцев, и американцев, и русских. Все они чтут арабский язык, на котором был создан Коран, изучают язык пророка Мохаммеда. В то же время быт и условия их жизни далеки от условий жизни Аравийского полуострова седьмого века. Вряд ли многиесовременные мусульмане одобрят, скажем, клитороэктомию,побивание камнями, они с пониманием отнесутся к желаниям людей, живущих рядом с мусульманами, не так громко призывать к утреннему намазу. Картина жертвоприношенийв праздник Курбан-Байрам или страданий шиитов в день Ашура тоже не вписываются в ландшафт современных европейских городов.

Когда в современных исламских обществах поднимаются вопросы деарабизации ислама - речь идет не только о наблюдающемся превалировании арабского языка над родными языками современных мусульман, но и привязке исламских принципов к современному мышлению. Принципы ислама, изложенные пророком в Мекке, незыблемы, а исторические аспекты должны оставаться в истории.

Итак, несколько мекканских сур Корана.

СУРА 40. ПРОЩАЮЩИЙ (Гафир). Мекканская, пророческий период.

Аллах принимает покаяния. Он прощает и наказывает по своему усмотрению. Разумный человек из рода фараона. Гибель фараона. Призыв к посланнику покаяться в грехах. Наставления.

Во имя Аллаха милостивого, милосердного!

Ха - мим. Коран ниспослан вам Аллахом - прощающим и принимающим покаяния, суровым в наказании, но милосердным. Нет божества, кроме Него, к Нему состоится ваше возвращение.

Ангелы рядом с троном Бога воздают Ему хвалу, они Его просят простить всех верующих: Господи, прости им грехи, они покаялись, защити их от огня, введи в райские сады.

И воззовут к неверующим: гнев Аллаха был велик, когда вас призвали к вере, а вы не шли. Этот гнев был больше ненависти вашей к самим себе.

Безбожник теперь скажет: Господь наш, по Твоей воле дважды были мы мертвы, и дважды Ты возвращал нам жизнь. Мы признались в своих грехах. Нет ли пути к прощению?

Гнев Божий пал на неверующих. Никто не смог защитить их от возмездия. Мои посланники предупреждали, но им не верили. Неверные были повержены за это.

Мусу Мы отправили к неверным - фирауну, Хаману и Каруну - с ясными знамениями. Но те назвали Моего посланника лжецом. Его народ был в рабстве, безбожники убивали мальчиков, оставляя в живых лишь девочек. За грехи наказал Аллах всех нечестивых.

Разумный человек из рода фирауна сказал ему: неужели ты убьёшь Мусу только за то, что он верит не в тебя, а в Бога? Если он - лжепророк, то Бог Сам его накажет. Если же он посланник - наказанными будем мы. Но фираун ответил: я веду вас правильным путем. И сказал Хаману: построй мне башню, чтобы я мог подняться к Богу, о котором говорит этот лжец - Муса.

Разумный из рода фирауна обратился к египтянам: о, народ мой, следуйте за мной, мирская жизнь - она скоротечна, важнее вечная. Быть вам в раю или в аду - решает каждый сам. Зову я к вере в единого Аллаха. А то, к чему стремится человек, лишённый разума - это ад.

Тех, кто пойдет за этим человеком, Бог защитит от ада. Фирауну его деяния представлялись верными. И Мы спасли Мусу с его собратьями, а род фирауна потопили.

Будь же терпелив, посланник, в выполнении установлений Бога, проси прощения за свои грехи, возноси Ему хвалу вечером и утром.

Тот, кто спорит о знамениях Аллаха - высокомерен, а это путь к огню. Не равны слепой и зрячий, творящий зло и созидающий добро. В судный день их различие отметит Бог.

Будь же стоек и терпелив, посланник! Обещание Аллаха истинно: либо Мы накажем врагов твоих на твоих глазах, либо после твоей кончины.

И до тебя Бог избирал посланников. Ты знаешь лишь о некоторых, о многих Мы не рассказали. Все пророки показывали знамения людям только с дозволения Аллаха. Когда придет повеление от Него, люди, обвиняющие тебя во лжи, потерпят поражение.

СУРА 41. РАЗЪЯСНЕНЫ (Фуссилат). Мекканская, пророческий период.

Божественные знамения. Если бы Коран бы не на арабском языке...За сколько дней создан мир? Как и Библия, Коран говорит о прощении.

Во имя Аллаха милостивого, милосердного!

Ха - мим.

Это писание, ниспосланное Аллахом, разъяснено на ясном арабском языке в виде Корана. Он - это благая весть для верующих и предупреждение тем, кто ни во что не верит. Эти говорят: сердца наши заперты, слух поражён, между нами и тобой - завеса.

Скажи: я - такой же человек, как вы, но внушено мне, что должен объяснить: Бог - един, идите же к Нему и к покаянию. Горе тем, кто не идёт по пути Аллаха! А тем, кто уверовал - неиссякаемая награда.

Скажи им, посланник: неужели вы не верите в Того, кто создал землю всего в два дня, и можете с Ним сравнить других? Ведь это Он - Господь миров. Ведь это Он воздвиг незыблемые горы на земле, благословил её, и за четыре дня устроил пропитание для всех просящих.

Потом Он обратился к земле и к небу, которое было дымом: служите человеку по доброй воле или против воли. Они сказали: мы будем это делать по доброй воле.

Затем он сотворил семь ярусов небес в течение пары дней и каждому из ярусов дал поручение. А на нижнем разместил светильники и охрану от сатаны. Таково предопределение Аллаха.

В судный день, когда безбожников привлекут к огню, об их деяниях расскажет даже кожа на их телах. Они полагали, что Аллах не узнает всё, что они скрывали. Пусть теперь не просят милости: она им оказана не будет.

У них были отвратительные попутчики, которые говорили, что прекрасны их деяния. Но сбылось слово Аллаха - и оказались в числе поверженных те люди и те джинны, что заблуждались.

Неверующие говорят: не слушайте вы Коран, ведите о нём пустые разговоры, тогда вы победите. Но тогда, когда их настигнет наказание, они скажут: Господи, покажи нам джиннов и людей, которые ввели нас в заблуждение, мы растопчем их.

К верующим сами ангелы спускаются с небес и говорят: не бойтесь, не печальтесь, вам уготован рай. А мы - ваши помощники в миру и в вечной жизни. Вам уготовано всё, что пожелаете.

Добро и зло противоположны. Ответь на зло добром, и увидишь, как злейший враг стал другом. Это дано не всем, а только терпеливым, благочестивым людям. А если приходит с искушением сатана - прибегни к защите Бога. Он знает, как отвратить от темных сил.

Ночь и день, луна и солнце - Его знамения. Не падайте в поклонении перед солнцем и луной, поклоняйтесь Богу. А если вы вознесётесь, не станете Аллаху поклоняться - что ж, есть у Него рабы, которые днём и ночью поклоняются Ему, не зная устали.

Если бы Коран был ниспослан не на арабском языке, то люди бы засомневались: почему араб говорит не на арабском? Скажи: Коран - это руководство и исцеление для мусульман. А у отвернувшихся поражены сердца. Они не слышат священные айаты, будто тот, кто читает, вдалеке от них.

Мы даровали и Мусе писание, но возникли разногласия среди людей. Так и у тебя. Послание, отправленное тебе, тоже вызывает споры. Аллах их смог бы прекратить, но отложил до страшного суда.

Господь знает всё. Без Его ведома не образуется плод из завязи, самка не понесёт и не родит. И только Он имеет знание, когда состоится суд над людьми.

Спроси у них, посланник: что, если всё же писание это от Аллаха, а вы в него не верите? Как же вам жить в таком разладе с истиной?

Пока они в сомнении о встрече с Богом. Господь это знает.