Дверь в царство небесное. Что уготовал Господь любящим Его? О троичности божественных Лиц и о единстве Божества

Мы сейчас живем в трудное время, о котором написано в Слове Божьем, что оно последнее. И Бог даем нам предостережения тоже последние, ибо скоро благодатное время окончится и настанет скорбь, тоже последняя. Мы должны пережить этот кризис, устоять, чтобы оказаться в числе спасенных. Все очень быстро приближается к концу, и нам страшно от того, что происходит в мире и от того, что еще будет происходить.

Христос сказал, что люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную (Луки 21, 26) что сейчас и происходит.

Но Слово Божье не только описывает грядущие ужасы, не только предостерегает, но и утешает, подкрепляет, дает надежду, укрепляет веру и обещает великую награду любящим Бога и соблюдающим слово Его. Оно дает мир, покой в сердце и радость, которой не знают те, кто не любит Бога. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2, 9).

Чтобы утешить Своих приунывших учеников, Христос дает им обещание вернуться и взять их к Себе в обители Отца. «Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я». (Иоан.14, 2-3)

Это было давно. Время возвращения близко. Итак, что же приготовил Бог? А давайте рассмотрим все по порядку, от самого начала.

«В начале сотворил Бог небо и землю…» (Бытие 1, 1). Господь сотворил прекрасную планету, украсил ее лесами, реками, холмами, насадил прекрасный сад. Всюду цвели изумительной красоты цветы, пели прекрасные песни красивые птицы, гуляли непуганые животные. Все было весьма хорошо. И всё было приготовлено для человека. Человек был венцом творения Божия – святой, прекрасный, наделенный интеллектом, — он был сотворён по образу и подобию Божию. Всё было отдано под его власть. «И благословил их Бог, и сказал им Бог: «Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». (Бытие 1, 28).

Но не только это. Человеку была дана свободная воля, чтобы он мог делать выбор: добровольно, из любви к Богу служить Ему, или же избрать собственный путь вдали от Бога. И так как человек мог сделать любой выбор, то нужно было обезопасить его на случай ошибочного выбора. И Бог приготовил ещё нечто грандиозное, «во что желают проникнуть ангелы» (1Петра 1, 12) – план спасения человека. Центром этого плана, его главным действующим лицом был Иисус Христос – Сын Божий, Который должен был стать Спасителем человечества, заместительной жертвой за грех, Посредником и Ходатаем за человека перед Богом. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Иоанн 3, 16).

Человек все-таки сделал неправильный выбор, и тем согрешил, нарушив волю Божью. И тогда немедленно план спасения вступил в действие. Грех закрыл человеку доступ в рай, вечность была утрачена. Возмездие за грех – смерть. Но разве планам Божьим не суждено было сбыться? О, нет. Бог знал конец от начала. Но Бог не лишил человека надежды, не оставил его в безвыходном состоянии. Господь дал человеку обетование Мессии, Который придет и спасет их от греха. Он придет, чтобы умереть за человека и дать ему возможность возвратиться домой, к Богу. А пока умерло первое животное, и человеку был дан закон жертвоприношений, который постоянно напоминал человеку о грядущем Мессии. Эти жертвы указывали на того Агнца, Которого приготовил Сам Бог в жертву за павшего человека – на Сына Божия Иисуса Христа.

Мы рассуждаем о том, что приготовил Бог любящим Его. Так вот, те, кто любили Бога, стремились к Нему, с благодарностью приняли это прообразное служение, т.к. верою взирали на Христа. Они благодарили Бога за Его великую милость, что Бог не дал им умереть навеки. А те, кто не любили Бога, противились Ему, говорили, что Бог жесток. Они не верили в Него и не понимали Его путей, потому что «бог века сего ослепил умы их, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого». (Кор.4, 4).

Итак, Бог приготовил со Своей стороны все, чтобы спасти человека. Люди ожидали Мессию. И вот время настало. Апостол Павел вдохновенно пишет об этом событии: «Но Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление». (Гал.4, 4-5). О, как велика любовь Божья! Она действительно превосходит всякое разумение. Бог – Творец вселенной унизился, умалился для того, чтобы войти в этот микроскопический мир, чтобы спасти его.

Евангелист Лука так описывает это событие, первое пришествие Христа, Его рождение.

«В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будем всем людям , ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь». (Лук.2, 8-11).

Бог приготовил великую радость всем людям. Спаситель родился для всех людей. Но не все радовались, а только те, которые любили и ожидали Его. И им эта радостная, благая весть была возвещена открытым текстом. И Бог даже дал им знак, по которому они могли бы узнать Спасителя, чтобы радость их была совершенной.

А из чего мы можем узнать, что они любили Бога и ожидали пришествия Христа? Из их поведения, их реакции на эту весть. Вероятно, они сидя ночью у костра, размышляли об этом между собой, сокрушаясь, что народ Израильский снова порабощен за свои грехи, теперь уже римлянами, а Спасителя все нет. Неужели Бог совсем оставил их? И вот Бог посылает им Своего Ангела с радостной вестью, Он не забыл Свое обещание, не оставил Свой народ, но послал им великое утешение. Это было как срочная телеграмма от Бога, телеграмма – молния.

И вот мы видим их реакцию. «Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь». И, поспешивши , пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях… И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все, что слышали и видели, как им сказано было». (Лук.15-16, 20). Почему они так радовались и хвалили Бога? Да потому, что Бог дал им прямой ответ на их ожидание. Их радость исполнилась.

А если бы они не ожидали Мессию, не думали о Нем, а размышляли о том, как продадут своих овец и волов и получат прибыль, да о том, как бы не продешевить, т.к. курс доллара поднялся и цены выросли. Обрадовались бы они, получив известие о Его рождении? Не думаю.

Вот представьте, что вам по ошибке принесли чужую телеграмму, в которой сообщается, что родился сын, рост, вес, все благополучно, не волнуйтесь. Обрадуетесь ли вы такой телеграмме? Нет. Просто с недоумением подумаете, что почта ошиблась адресом. А где-то живет человек, который ждет этой телеграммы. Может быть бабушка и дедушка ждут рождения внука. Зная, что это уже должно произойти, они волнуются, почему нет телеграммы, все ли благополучно? И вот вы приносите им их телеграмму. О, как они рады, как они вас благодарят. Вы для них, как ангел Божий. И все потому, что они ожидали. Но мы можем быть уверенными, что Бог никогда не ошибается адресом. Он точно знает, кто ждет Его «телеграмму» и кто прославит Его.

Давайте рассмотрим еще один пример из Евангелия от Матфея. Мы увидим точно эти две категории людей. Когда волхвы с востока пришли в Иерусалим, чтобы видеть новорожденного Царя, они говорили: «…ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Матф.2,2). Волхвы в оригинале названы «магос». Это были маги, звездочеты, или астрологи, вобщем мудрецы, которые в те времена состояли на службе у царей. Мы знаем, что они были в Египте при фараонах, в Вавилоне при Навуходоносоре и т.д. То есть у них были свои цари, которым они служили. Есть еще одна версия, что эти волхвы сами были царями с востока. И вот они видят звезду, которая была сверхъестественным явлением, и понимают, что родился какой-то великий царь, Царь царей. Они оставляют все и отправляются в далекую дорогу, чтобы поклониться этому Царю и выразить Ему свое почтение подношением богатых даров. И вот они у цели. Они пришли в Иерусалим, полагая, что Царь должен родиться во дворце. Весть об этом облетела весь город, дошла до царя Ирода. Дальше мы видим разную реакцию разных людей на одно и то же событие.

Матф.2, 3 – Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.

Довольно странная реакция жителей Иерусалима. Они не обрадовались, а встревожились. Тысячи лет они ожидали этого события, рождения Царя-Спасителя, но когда это случилось, они не рады. Но интересно то, что Ирод, ставленник Рима, сразу сообразил о ком идет речь, т.к. обратился к первосвященникам и книжникам с вопросом «Где должно родиться Христу?» Разве он Его ожидал, нет. Но раз это Царь, значит придется уступить Ему свое место на троне, а этого он никак не хотел. Он составляет хитрый замысел, чтобы погубить Младенца, понимая, что поднимает руку на Мессию, на Сына Божия.

А что же первосвященники и книжники? Узнав, что наконец-то родился долгожданный Мессия, они обрадовались, сказали волхвам, что покажут им дорогу и пойдут вместе с ними поклониться Ему? Нет. Они, услышав весть, что перед их глазами исполнилось величайшее долгожданное пророчество, не трогаются с места. Весь город узнал об этой вести, Бог приготовил радость всем людям, но в Слове Божьем не упоминается ни одна душа, которая пошла бы вместе с волхвами поклониться Царю. В Писании упоминаются разные люди, поверившие Богу, ищущие Его, и безымянные волхвы, и безымянные пастухи, и безымянный разбойник на кресте, и даже всеми презираемая блудница Мария Магдалина, то если бы даже какой-нибудь бомж, ночующий у стен Иерусалима, который бы пожелал пойти вместе с волхвами поклониться Царю, наверное, не был бы забыт Богом на страницах Священного Писания. Первосвященники и книжники, хвалящиеся законом и любящие толковать его, служители Божьи восприняли эту весть равнодушно. Их ответ был правильным – «В Вифлееме Иудейском, ибо так написано у пророков».. Они знали Писания, но не знали Бога. Они не любили Его. Они любили самих себя. О них Христос сказал: «лицемеры». Любят ходить в длинных одеждах, председательствовать в собраниях, сидеть на первых местах, долго на показ молиться и чтобы их называли «учитель, учитель». Но в сердце Бога нет, там на троне свое «Я». Если бы тогда они пошли бы с волхвами в Вифлеем и поклонились Иисусу, то они знали бы Его, ибо о Нем Ангел сказал, что Он есть Христос Господь, тогда они не требовали бы потом от Него доказательств и не распяли бы Его.

Но мы видим, что волхвы как пришли сами, так сами и пошли дальше, и их единственным проводником была звезда. Бог Сам вел тех, кто шел к Нему.

«Увидевши же звезду, они возрадовались радостью весьма великою . И вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его и, падши, поклонились Ему, и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. (Матф.2, 10-11) . Их радость тоже исполнилась. Хотя эта радость была предложена всем людям, но не все ее приняли.

Так же и теперь. Бог приготовил нам Царство от создания мира. Он приглашает всех в это Царство, но все ли воспользуются радостной вестью? Нет. «Кто поверил слышанному от нас?». И хотя написано, что не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог, Он все таки слегка приоткрывает завесу будущего и дает нам увидеть это, как видели пророки, которым Бог открывал будущее, и как они записали в книгу свои видения.

Апостол Иоанн видит новое небо и новую землю, новый город Иерусалим, великолепие которого превосходит самые смелые фантазии. И две последние главы книги Откровения посвящены описанию новой земли, новой жизни, которая ожидает спасенных. Бог есть все во всем, Он начало и конец. Библия начинается с описания творения – первые две главы, и заканчивается описанием нового творения – последние две главы. «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: «Се, творю все новое». И говорит мне: «Напиши, ибо слова сии истинны и верны». И сказал мне: «Совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец…» (Откр.21, 4-6). Сам Господь говорит, что эти слова истинны, и они скоро исполнятся.

Пророк Исаия также описывает жизнь на новой земле, и мы можем вместе с ним также увидеть это и возрадоваться радостью весьма великою. «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море». (Ис.11, 6-9). «Тогда откроются глаза слепых и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи – потоки. И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля – в источники вод…» (Ис.35, 5-7). «И ни один из жителей не скажет: «Я болен», народу, живущему там, будут отпущены согрешения (Ис.33, 24).

Наш Господь пересотворит все, Он исправит все, пораженное грехом – и животный, и растительный мир, и человека. Не будет больше на земле пустынь, бесплодных солончаков и болот. Не будут вводить в заблуждение путников миражи, но будут источники вод. Все будет цвести и торжествовать. Мы ожидаем окончания вековой борьбы между Христом и сатаной, и даже знаем исход этой борьбы, и знаем, что время очень близко, почти все пророчества исполнились. Христос возвращается. Он приготовил обители, уже все готово для Его спасенных, и скоро, очень скоро Он Сам придет, чтобы взять Своих. И тогда Он скажет любящим и ожидающим Его пришествия и исполняющим Его слово: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Матф.25, 34). И если мы сохраним верность Христу, то окажемся в числе спасенных, наша радость тоже исполнится и будет совершенной.

Все это Бог приготовил любящим Его. И даже все перечисленное есть лишь слабое описание того, что мы увидим воочию. «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же – лицем к лицу» (1Кор.13, 12).

Бдуем же всегда благодарны Богу за Его любовь и за все, что Он сделал для нас. Пусть любовь к Богу наполняет наши сердца радостью Его скорого возвращения, и тогда все это будет нашим.

Елена Володченкова

Сегодняшнее воскресение попразднства святой Пасхи у нас называется неделей расслабленного. Мы слышали с вами евангельское повествование о том, как в Иерусалиме находилась такая овчая купель, называлась она Вифезда. Возле этой купели собирались больные немощные люди, потому что раз в год Ангел Господень спускался в эту купель. И когда он туда спускался, вода возмущалась и кто первый в эту купель погружался, получал исцеление от любой болезни. И вот возле это купели находился расслабленный (по нашему - парализованный), который тридцать восемь лет уже возле этой купели находится и никак не успевает первым туда спуститься. Господь, проходя мимо, увидев этого расслабленного, спрашивает его, и тот объясняет, что «… нет человека, который бы помог мне туда спуститься, когда добираюсь, уже меня опережают». И по человеколюбию своему Господь исцеляет этого расслабленного, говорит ему: «Встань, возьми одр твой и иди». После чего расслабленный, тридцать восемь лет не знавший чувств в своих конечностях, вдруг их ощущает, встает на ноги свои, берет ту постель, на которой лежал и идет. Иудеи, увидев это, особенно фарисеи, начинают его укорять, потому что это было в субботу. На что расслабленный отвечает иудеям: «Кто меня исцелил, Тот мне сказал это сделать». А кто исцелил его, расслабленный не знал, так как Господь сразу же удалился. И вот в другой день расслабленный случайно встречает Христа, Господь ему говорит: «Ты исцелился, иди больше не греши, чтобы не случилось с тобой худшего».

Тут мы, братья и сестры, видим, что наши телесные недуги часто связаны с нашими духовными недугами. Ведь мы с вами люди, сотворенные Богом и духовно и телесно. И душа и тело у нас в одинаковой степени призваны ко спасению, и душой и телом мы либо прославляем Бога, либо согрешаем против Него, душою и телом мы будем радоваться в раю или мучиться в аду после Страшного суда Божия, Второго Пришествия Христова. Душа и тело вместе связаны. Когда человек душою своею повреждается, когда душа у человека болит, неминуемо начинает болеть и тело. Очень многие из нас в своей жизни примеры видели и в жизни наших близких, когда человек пренебрегает своим здоровьем. Например, пьяница. По нему и внешне это видно. Его недуг, прежде всего, душевный, неминуемо отражается на здоровье. Но бывают не такие очевидные связи между грехом и болезнью.

А бывает, болезнью Господь предотвращает человека от большого греха, большого злодеяния в его жизни. Бывает, не ходит человек, лежит расслабленный, или температура сразила на неделю и человек с постели поднятья не может. Наказание ли это Божие за какие-либо грехи или нет? Бывает, что совсем и не наказание, а может быть даже и награда, в каком-то понимании. Ведь Господь этой болезнью ограждает нас от чего-то худшего, большего зла. Либо мы могли как-то согрешить, либо еще большие скорби обрести.

Расслабленный, пролежавший тридцать восемь лет, обретая исцеление, несмотря на то, что в субботу нельзя подобных вещей совершать и что фарисеи укоряют его, тем не менее он радуется и несет свой одр. После исцеления он не помнит скорбь, которую терпел 38 лет, всю свою жизнь, он радуется. Так же и мы, братья и сестры, несмотря на то, что бываем многоболезненны и многоскорбны в жизни своей, будем помнить, что главное не согрешать, чтобы большее что не случилось. Святые говорят, если хочешь, чтобы что-то благое у тебя задержалось, постоянно благодари Бога за это. Если хочешь, чтобы скорбное поскорее ушло, поблагодари Бога за это. И святитель Иоанн Златоуст тоже говорит: «Научишься в болезни Бога благодарить, сделаешься святым».

Несмотря на то, какими бы продолжительными наши скорби в нашей жизни не были, мы четко помним слова апостола Павла: «Око не видело и ухо не слышало; и не приходило на сердце человека то, что уготовал Господь любящим Его». Какова радость будет в награду за терпение и верность Богу, мы не знаем, можем только догадываться, но мы точно должны понимать, что когда сподобимся этой радости, те скорби, страдания и болезни, которые в жизни нашей земной нам встречались, покажутся нам совершенно несущественными и скорбь наша обязательно оставит нас. Господь за верность очистит наши души и тела от грехов и сподобит блаженной жизни.

92. Письмо ваше я получил, которым вы меня обрадовали, а паче Самого Бога что повинулись воле Его. Возрадуются и Ангелы Божии о включении вас в число их; Жених ваш Небесный введет в чертог Свой с мудрыми девами. Тогда-то возрадуется душа твоя о Господе, и радости твоей никтоже возьмет от тебя во веки. Надобно верить тому, что Господь обещал любящим Его, и исполнить. Даруй Боже, чтоб вы последовали Ангелам Божиим, смирением, кротостью, послушанием. Немного в здешней жизни потерпеть, но какое же воздаяние будет, превосходящее ум человеческий.

106). Даруй Боже, вам и с сестрами провождать жизнь не земную, а райскую, или паче небесную, радоваться Господе, забывать прошедшее, а простираться к будущему, или воздыхать, как апостол Павел говорит: «о сем воздыхаем, в небесное наше жилище облещися желающе» (2 Кор. 5, 2). Мы здесь провождаем жизнь как бы спящие и видящие что-нибудь непостоянное: но надобно воображать истинную будущую жизнь, где не сонное мечтание, а совершенное пребывание, по слову того же ап. Павла: «наше житие на небесех есть» (Филип. 20). Даруй Боже всем нам оное получить и быть там, идеже Ходатай наш Христос Сын Божий, седит одесную Отца, на престоле славы Своей. Желаю и вам с сестрами получить яже уготовал Бог любящим Его.

110. Слава Господу Богу, что мы дождались великого праздника Рождества Христова, и уже празднуем оный. Таинство сего праздника Святая Церковь нам открывает. В чем оный состоит, мы слышим. Дева днесь Пресущественного рождает, и проч. Дивна дела Твоя Господи! Какую явил Он к нам недостойным милость! Какое снисхождение! Какое смирение! Сошел с небес, с высоты славы Своей, благоволил родитися от Пречистой Девы в убогом вертепе, а не в царских чертогах. О глубина богатства и премудрости и разума Божия, яко неизследовани путие Его! «Кто бо разуме ум Господень, или кто советник Ему бысть» (Рим. 11, 33. 34)? Господу Богу чистота души и тела престол Херувимский, а не стены, упещренные златом. Да и нам сказано: «или не весте, яко телеса ваша храм живущаго в вас Св. Духа суть, Егоже имате от Бога, и несте свои, куплени бо есте ценою; прославите убо Бога в телесех ваших и душах ваших» (1 Кор. 6, 19. 20). А в другом месте сказано, «да не царствует грех в мертвенной плоти вашей; вы есте Церкви Бога жива, якоже рече Бог, яко вселюся в них и похожду, и буду им Бог, и тии будут Мне людие» (2 Кор. О, 16). «Сцева убо имуще обетования, очистим себе от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню во страсе Божии» (2 Кор. 7, 1). Итак желаю вашему Преподобию, чтобы жизнь ваша была благоприятная жертва Богу. Он к нам столь милосерд, что не гнушается пребывать в нас! Какое должно нам благодарение воссылать за все Его милости, что Он нас всеми благами снабдил в здешней жизни, да еще превосходнее сего обещал вечно с нами царствовать на небеси.


111. Даруй Боже, чтоб вы в дому Божией Матери, яко в земном небе были спокойны, мирны; пусть что хотят говорят, невнемлющие своему спасению, к вашему огорчению, а вы об них духом приносите Господу Богу свои молитвы о спасении их, по слову Христа Спасителя нашего: «Любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас и молитеся за творящих вам напасть и будете дщери Царя Небесного, наследницы Царствия Его».

112. Матери игуменье прошу объявить мой поклон и со всеми сестрами. Да будет Бог мира между м. игуменьею и сестрами, чтобы жизнь провождаема была по воле Его святой! Сего от нас требуют, как на небесах, так и на земле. Всем за усердие мое благодарение. Мое в том только желание и состоит, чтобы все вели жизнь угодную Господу Богу, мирные и спокойные. Великое было бы дело, ежели бы подобную жизнь провождать живущим святым на небеси: в полезных мыслях, в молитве, в благодарении за все Его Божественные и неизреченные милости.

113. Желаю, чтобы вы совлеклись ветхого человека и облеклись в нового, как ежедневно просим Христа Сына Божия: «Умертви плотское наше мудрование, да ветхого человека отложивше, в нового облечемся, и Тебе, поживем, нашему Владыце и благодетелю, и тако Твоим последующе повелением, в вечный покой достигнем идеже есть всех веселящихся жилище. Ты бо еси во истину истинное веселие и радость любящих Тя Христе Боже наш». Что делать! Хотя мы и противное сему делаем и не желая оного, излишне сокрушаться не надобно а просить должно Его благость, чтоб сотворил с нами милость и устроил жизнь нашу по воле Его святой; Бог, идеже хощет побеждается естества чин; Он грешников смиренных делает святыми. Отчаиваться милости Его не должно. Он изволит для нас все полезное делать а нам должно с св. Давидом говорить: «Обратися, душе моя, в покои твой, яко Господь благодетельствова тя». И так, подкрепляйте себя милостью Божиею. Ежели стяжете смиренномудрие, то будете и спокойны, по слову святому Спасителя нашего, как Он изволил сказать: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим».

114. Слава Господу Богу, что мы дождались великого праздника Рождества Христа Спасителя нашего, и уже празднуем оный. Таинство оного праздника святая церковь нам открывает, в чем оный праздник состоит, как ми слышим: «Дева днесь Пресущественного рождает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нао бо ради родися Отроча младо Превечный Бог». Дивна дела Твоя, Господи, какую явил к нам недостойным милость, какое снисхождение, какое смирение, сошед с небес, с высоты славы Своей, благоволил родиться от Пречистой Девы, во убогом вертепе, а не в царских чертогах. О! глубина богатства, и премудрости и разума Божия! Яко не исследимы пути Его: кто бо разуме ум Господень или кто советник Ему бысть? Господу Богу чистота души и тела Престол Херувимский, а не стены, упещренные златом, да и нам сказано: «Или не весте, яко телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа суть, Егоже имате от Бога, и несте свои, куплени бо есте ценою: прославите убо Бога в телесах ваших и в душах ваших». А в другом месте сказано: «Да не царствует грех в мертвенней плоти вашей, вы есте церкви Бога жива, яко-же рече Бог, яко вселюся в них и похожду, и буду им в Бога, и тии будут Мне людие. Сицевые убо имуще обетования, очистим себе от всякия скверны плоти и духа, творяще Святыню во страхе Божии». Итак, желаю вашему преподобию, чтоб, жизнь ваша была благоприятная жертва Богу. Он к нам столько милосерд. не гнушается пребывать в нас; какое должно нам благодарение воссылать за все Его великие милости, что Он нас всеми благами снабдил в здешней жизни, да еще превосходнее сего, обещал вечно с Ним царствовать на небеси.

115. Если угодим Богу, то всегда будем новое видеть, одно другого приятнее и увеселительнее; будем в непрестанном восхищении, в радости и в благодарении Богу; будем из блаженства переходить в блаженство.

116. Жить нам надобно бы всегда в Боге, всегда в тишине, в спокойствии, вне мира, вне жизни мирской. «Радуйтеся праведнии о Господе!» Радоваться надобно о том, что обещал нам Бог; ум человеческий того постигнуть не может.

117. Слава Богу, что мы дождались оного праздника Рождества Христова, и уже празднуем. «Велия благочестия тайна, Бог явися во плоти» (1Тим. 3, 16). Для кого ж? нашего ради спасения. Ум человеческий постигнуть не может Его к нам снисхождения. Неприступный Серафим зрак раба приемлет, и обретеся якоже человек, дабы не устрашить нас своим божественным присутствием. Он пришел благовестить мир нам, как святой апостол Павел пишет к Ефесеям, гл. 2, ст. 17, да и Ангелы Божии воспели в день рождения Его: «слава в вышних Богу и на земли мир»; но и сам Он изволил сказать ученикам своим: «мир оставлю вам, мир Мой даю вам, не якоже мир дает, Аз даю вам». Итак, должно нам сию небесную добродетель исполнять со усердием, подражая небесным жителям, и просить Его божественную благость, чтоб Он сохранил нас от раздора, ненависти, зависти, вражды и злобы, а утвердил в мире, тишине, спокойствии, во смирении, в терпении, а потом в любви между собою; от сего зависит и любовь к Богу. А за сии добродетели Он призрит на нас своим отеческим милосердием, и не оставит нас как в здешней, так паче в будущей жизни.

Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Слова прп. Симеона Нового Богослова. Том 1

...

Слово пятьдесят второе

1. Владыка всяческих Христос каждодневно учит нас чрез Святые Евангелия, где иное говорит прикровенно, чтоб не понимали Его многие, когда говорит в притчах, из чего иное, опять, объясняет наедине ученикам Своим, говоря: вам дано есть ведати тайны Царствия Божия, прочим же в притчах (Лк.8,10) ; иное же говорит не обинуяся, для всех явно, как сказали Ему Апостолы: се ныне не обинуяся глаголеши, а притчи никоеяже не глаголеши (Ин.16,29) . Почему наш долг исследовать и узнать, в каких словах учил Господь не обинуяся и явно, и в каких учил прикровенно и приточно. Так, например, явно возвестил Он следующее: любите врагов ваших … добро творите ненавидящим вас (Мф.5,44) ; блажены плачущие … горе смеющимся (Лк.6,21) (Лк.6,25) ; покайтеся, приблизилось Царствие Небесное (Мф.3,2) . И опять: любящий душу свою погубит ее: и ненавидящий душу свою в мире сем, в живот вечный сохранит ее (Ин.12,25) . И: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною (Мф.16,24) . Много и других подобных мест, в коих Иисус Христос предлагает Свое учение не прикровенно и в притчах, а явно и без всякой прикровенной мысли. Приточно же Им сказано, например, следующее: Царствие Божие подобно зерну горчичному, которое, взяв человек, посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом (Лк.13,19) . Опять: подобно есть Царствие Небесное человеку купцу, ищущему добрых бисерей (Мф.13,45) . И еще: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взявши, положила в три меры муки, доколе не скисло все (Мф.13,33) . Сие и многое подобное сему говорит Господь приточно, уподобляя Царствие Небесное таким предметам, и называет это притчами.

Отсюда помысли, прошу тебя, сколь велика премудрость Божия, что такими чувственными примерами, которые кажутся нам так невысокими, Он изображает пред нами и, как живописец какой, начертывает в уме нашем недомыслимое и непостижимое. Делает же Он это для того, чтоб неверы оставались слепцами, лишенными ведения таких благ, так как сделались недостойными того по причине неверия своего, а верующие, напротив, слыша и с верою приемля приточное слово, видели истину и ясно познавали событие в самих себе означаемых притчами вещей. Ибо притчи суть образы вещей духовных, а как и каких вещей суть они образы, послушай. Зерно горчичное есть Дух Святой; человек есть каждый верующий, желающий приять зерно сие посредством делания заповедей; вертоград есть сердце верующего, внутрь которого ввергают то зерно (единое, говорит, а не много, потому что естественно неделимое и недробимое не может быть разделено на многие части, но пребывает всегда едино). Потом, когда храним себя со всяким вниманием и блюдением, зерно то дает росток; когда росток подымется, то делается явным; когда же еще подрастет и станет довольно великим, то познаваем бывает теми, в которых настолько разросся; а когда, наконец, станет как дерево и пустит от себя многие ветви, тогда радостию неизреченною исполняет того, кто сподобляется это возыметь в себе. Итак, как сад без посеянного семени не дает никаких полезных зелий, кроме одних терний и диких трав, и семя, не будучи посеяно, не прорастает и не приносит плода, но остается одно, как есть, совершенно таким же образом и наши души, если не примут в себя божественного семени, пребывают безплодными, исполненными терний, то есть грехов; равно и божественное семя, прежде чем ввержено будет в души наши, пребывает в себе как есть, ни умножения, ни умаления не приемлет и в нас ни ростка не дает, ни возрастает в древо. Ибо, как возможно, чтобы то божественное семя, не будучи посеяно в сердцах наших и не соединившись с нами, но, пребывая особо от нас, как особо от сада находится семя, не посеянное в нем, - как, говорю, возможно, чтоб оно разрослось в нас, как разрастается в тех, в сердцах которых посеяно и с которыми соединилось? Никак это невозможно, - как невозможно также и то, чтоб огонь зажег дрова, не быв подложен под них, или чтоб загорелись дрова без соприкосновения с огнем.

Но как слова Святых Евангелий иные говорятся нам примрачно и в притчах, а иные говорятся ясно без прикровенности, так и слова Апостолов не все говорятся явно без прикровенности, но иные из них имеют нужду в большом толковании и изъяснении, потому что содержат сокровенную глубину мыслей. И если признаете благословным, возьмем в рассмотрение одно изречение святого Апостола Павла и увидим, какие там сокрыты глубины Духа, ибо, по слову Божию, Святый Дух вся испытует, и глубины Божия (1 Кор.2,10) . Какое же изречение имеем мы рассмотреть? – О неизреченных глаголах, какие слышал божественный Павел, когда был восхищен до третьего небесе.

Но, прежде надобно нам пояснить, что значит глагол, чтобы правильно уразуметь смысл апостольских слов. Глагол – значит слово, как и, наоборот, слово называется глаголом. Так, сотник сказал Господу: рцы слово и исцелеет отрок мой , а жена Иова говорила: рцы глагол некий ко Господу и умри . – Глаголы и слова человеческие говорятся устами человеческими и слышатся ушами человеческими. Но глагол Божий и слово, исходящее их уст Его, совершенно неизрекаемо и неизложимо для языка человеческого и невместимо для уха человеческого, и даже невозможно, чтоб слово Бога вошло в чувство человеческое, потому, что чувство не может чувствовать того, что превыше всякого чувства. – Далее под словом и глаголом в Боге, по первому созерцанию, разумеем Слово Бога и Отца, Самого Господа нашего Иисуса Христа, Бога истинного; а под устами Его, коими Он изрекает неизреченные глаголы, разумеем Святого Духа, как и Пророк говорит: ибо уста Господни говорят (Ис.1,20) , то есть Дух Господень. Почему же Дух Святой называется Устами Божиими, а Сын называется Глаголом и Словом? Потому что как собственное наше слово, сущее в душе нашей, произносится и явным для других делается посредством уст наших, и другим способом невозможно произнести или сделать его явным, кроме глаголания уст, так и Сын Божий и Слово не может познан быть, или услышан быть, если не будет откровен чрез Духа Святого. – Что говорим: не может, то говорим это в отношении к Богу вместо (не бывает, чтоб, - неуместно, не подобает) и вместо – не хочет, как говорится, например, невозможно солгать Богу, и не возможе многа знамения сотворити . И как у нас бывает, что если не отверзем собственных уст наших, то не может изыти вне слово наше, так и если не отверзутся уста Божии (то есть Дух Святой) чрез осияние и просвещение, какие бывают в нас (не говорю, чтоб Дух отверзался, но ум наш, когда осиявается и просвещается от Духа), Сын и Слово Божие не зрится и не бывает явен в чувстве зрения и слуха нашего (умного).

Изъяснив сие, заключаем, что неизреченные оные глаголы, какие слышал божественный Павел, не другое что суть (по моему скудоумному мнению), как сокровенные и воистину неизъяснимые и незримые, чрез осияние от Духа Святого бывающие созерцания, и боголепные и недомыслимые уразумения пресветлой и пренедоведомой славы и Божества Сына и Слова Божия, какие, будучи открываемы, более ясными и более чистыми представляются тем, кои достойны того. Вот что, говорю, суть те неслыханные слышания неизреченных глаголов, то непостижимое постижение непостижимых вещей. Если Апостол сказал, что слышал глаголы (то есть слухом), а мы, изъясняя сии глаголы, сказали, что это Сын Бога и Отца глаголется чрез Святого Духа, и вместе с тем чрез осияние Его открывается достойным, и таковое осияние, или откровение, бывает, сказали мы, посредством созерцания, а не посредством слышания, то да не покажется тебе сие странным и неверным. Но послушай разрешение сего недоумения и познай дело, как есть, да не будешь неверен, но верен. Разрешение же это таково. Внимай!

Бог, Который есть первая причина всего прочего, един есть. И это едино – есть Свет и Живот, Дух и Слово, Уста и Глагол, Премудрость и Ведение, Радость и Любовь, Царство Небесное и Рай, Небо небес, как и Солнце солнц, и Бог богов, и всякое другое добро, какое бы ты ни сказал, заимствуя мысль о нем от сих видимых вещей, или от того, что оно выше всех их, найдешь, что оно есть сие едино, о коем я сказал, и удостоверишься, что оно есть и именуется всеобъемлюще, существенно и господственно – Благо. Оно не имеет никакого совершенно подобия с видимым, но есть выше всякого видимого добра, несравненно и неизреченно. И неразделимо сие едино, как видимое разделено одно от другого, но пребывает одно и то же, без всякого изменения. Оно есть всеблаго, высшее всякого блага. – С другой стороны, и человек, созданный по образу и подобию Божию, почтен тем же образом бытия, и имеет в единой душе и ум, и слово, и единое чувство, хотя оно, по пяти естественным потребностям тела, делится на пять чувств. В отношении к телесному оно нераздельно разделяется посредством пяти частных чувств – зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, и, будучи изменяемо неизменно, проявляет действенность свою, - и видит (не само чувство, но душа посредством его), и слышит, и обоняет, и вкушает, и различает вещи по осязанию. В отношении же к духовному нет необходимости, чтоб это общее чувство разделялось на пять чувств, как бы на пять окон, - не требуется, говорю, ни очи, чтоб, открывая их, видеть тамошние вещи, ни уши, чтоб слышать слово, ни орган обоняния, чтоб обонять тамошние доброты, ни губы и язык, чтоб вкушать и различать сладкое от горького, ни руки, чтоб различать твердое и мягкое, тяжелое и легкое. Но оно выходит вне всего этого, что мы сказали, и естественно последует за умом, не разделяясь от него и несясь все всецело с ним; но, пребывая всецело единым чувством, оно имеет с собою и в себе пять чувств (или точнее сказать – более), поколику все они едино суть. Теперь сообрази, прошу тебя, поточнее, что излагает слово мое. Душа, ум, слово суть едино, в единой сущности и едином естестве человека, - и это едино чувствует, рассуждает, как разумное существо, понимает, памятует, совещается с собою, желает или не желает, избирает или не избирает, любит или ненавидит, и, - чтоб не удлинять слова, - это едино есть живущее (существо или сила), которое в одно и то же время и видит, и слышит, и обоняет, и вкушает, и осязает, и понимает, и знает, и говорит. – Слушай внимательно и вникай в силу того, что говорится тебе, чтоб мог ты понять, какие это неизреченные глаголы и как слышал их святой Павел, - каковы и открыты были ему, и видимы были им в Духе Святом.

Бог – Творец всяческих – един есть, и сие едино, как мы сказали прежде, есть всякое благо. С другой стороны, и душа, разумная и безсмертная, тоже едина есть. И она едина есть вся – чувство, совмещающее в себе все чувства, какие ни есть. Итак, когда единый всяческих Бог является чрез откровение единой разумной душе, тогда открывается ей всякое благо и в одно и тоже время созерцается (ощущается) всеми вместе чувствами ее. Сие единое и всякое вместе благо и видимо бывает ею, и слышимо, и услаждает вкус, и облагоухавает обоняние, осязается, познается, говорит и говорится, знает и знаемо бывает, и что знает, сие сознается. Ибо кто познается Богом, тот знает, что познается, и кто видит Бога, тот знает, что и Бог видит его. Но кто не видит Бога, тот не знает, что Бог видит его, так как сам не видит Его, хотя хорошо видит все прочее. Итак, которые удостоились увидеть зараз всеми вместе чувствами, как одним из многих чувств, сие всеблаго, которое и едино есть и многое, поелику есть всеблаго, те, говорю, поелику познали и каждодневно познают разными чувствами единого чувства разные вместе блага, как единое, не сознают во всем сказанном никакого различия, но созерцание называют ведением и ведение созерцанием, слух зрением и зрение слухом, как и пророк Аввакум говорит: Господи, услышах слух Твой и убояхся. Господи, разумех дела Твоя и ужасохся (Авв.3,2) . От кого же это другого он услышал? Пророчествуя, он о Господе проповедал. Как же говорит: Господи, услышах слух Твой? И что хочет он открыть чрез удвоенное слышание, когда говорит: услышах слух Твой? Что другое, кроме того, что чрез осияние Святого Духа, или откровение от Него, познал удостоверительно Господа нашего Иисуса Христа, и опять, чрез сокровенное глаголание Сего же Святого Духа научаем, познал все воплощенное домостроительство Господне; и потом сие о Господе учение, которое приял от Духа Святого, он так усвоил себе, как бы оно было его собственное, и как бы видя Господа, как и в самом деле удостоверительно видел Его чрез осияние от Святого Духа, говорил Ему: посреде двою животну познан будеши, внегда приближитися летом, познаешися, внегда приити времени, явишися (Авв.3,2) . Так что учение вместе и ведение, которое бывает чрез созерцание, действием Духа, он называет слухом, который слышал, о воплощенном домостроительстве Господа. И тем, что сказал: Господи! , показывает, что видел Его пред собою и собеседовал с Ним, ибо какой человек беседует с тем, кого не видит? Ужели кто может, не видя земного царя пред собою, говорить ему: о, царю! Услышал я определения, какие положила царская власть твоя? Никак. А Пророк говорит, и говорит не только – услышах слух Твой , но еще и – познан будеши , и – познаешися , и – явишися ; почему, как познавший со всею удовлетворительностию весь совет Господа, говорит как бы Ему: то и то хочешь совершить Ты, Господи, как определило Царство Твое. Да и все пророческие изречения наибольшею частию то же значат.

Итак, Божественному Писанию обычно таким образом называть слышание созерцанием Бога и созерцание слышанием Бога. Так и божественный Павел неизъяснимые созерцания и осияния Святого Духа, учения и откровения, превосходящие меру человеческого естества и силы, необычно назвал глаголами, сказав и написав, что слышал неизреченные глаголы. Но вслед за сим он написал: и за премногая откровения и прочее. Итак, если божественный Павел сказал прежде, что слышал, то почему после того, как услышал, называет он это откровениями, когда откровения бывают чрез созерцание, а не чрез слышание, как говорит и Давид: открый очи мои и уразумею чудеса от закона Твоего (Пс.118,18) ? По чему другому, если не потому, что он, как мы сказали, слышание употребляет вместо созерцания и созерцание вместо слышания? Также Апостол Павел помянул, что восхищен был до третьего неба. И опять вопрос, - как же сказал потом, что слышал? И это не по другой причине, как по той, какую мы только что указали. Отсюда заключаем, что восхищением он обозначил, во-первых, созерцание, какое видел, потом таинства, которые были в сем созерцании, - и о том, что наияснейшее открывало славу оную и Божество, воссиявшее ему, он сказал, что слышал то, - поколику это сообщало ведение, научало видевшего сие и открывало ему то, что для всех неизреченно и недомыслимо.

Итак, в отношении к духовным вещам, как мы сказали, и слышательное, и зрительное чувство есть одно и из того, что здесь созерцает кто или слышит, не может он определительно сказать, что именно есть то или другое, судя по тому, как он то видит или слышит. Почему Апостол и сказал, что того невозможно изложить человеческим языком. Нам, впрочем, надлежит подвизаться об очищении самих себя покаянием и смирением, чтоб соединить с единым Благим и Преблагим Богом все наши чувства, как одно, и тогда все то, чего не можем мы представить и изъяснить многими словами, все то зараз познаем и уразумеем, слыша зрением и видя слышанием, научаясь созерцанием и слушая откровением. Впрочем, есть еще и иное некое слышание в отношении к вещам наидуховнейшим. Какое же это? То, коим приемлется обетование благ, которые имеют быть нам даны. Как пророки, пророчествовавшие о первом пришествии Господа, хотя созерцали Его и знали точно, но как оно не было еще сбывшимся во дни их, а имело быть после, то они о том, что было им открываемо и показываемо относительно его, говорили, что слышат то, так как это имело быть впоследствии. Так и святой Павел, поелику видел блага Царствия Небесного, какие имеют быть дарованы праведным, и поелику узнал и удостоверился до точности, что любящие Бога от всей души и соблюдающие заповеди Его имеют несомненно получить сии блага по втором пришествии Господнем и по воскресении мертвых, по обетованию Господа, то и сказал: слышах неизреченные глаголы, яже не леть есть человеком глаголати . Но почему прежде назвал их благами, а потом называет глаголами? Потому что блага оные воистину суть некие дивные и предивные словеса, чрез кои всякое разумное естество будет услаждаемо неисчерпаемым, вечно живым и живоносным услаждением, будет выну (всегда – ред.) оживляемо Божественным оживлением и обвеселяемо. Ибо как Слово Бога и Отца есть Бог, то справедливо осияния и откровения Бога Слова именуются глаголами. Слово есть Бог, и глаголы Его суть лучи и блистания Божества, кои воссиявают от Бога, как молния, и наияснейше нам открываются.

Этих глаголов не могу я изъяснить или истолковать, но возлюбленный ученик Христов Иоанн Богослов, по данной ему от Бога благодати, сказал нечто в объяснение того, что слышал святой Павел, говоря: возлюбленные! Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть (1 Ин.3,2) . Святой Павел сказал, что слышал неизреченные глаголы, которые не может человек произнесть. А Иоанн Богослов говорит: Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть . Что самое и святой Павел говорит в другом месте: теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно, как я познан (1 Кор.13,12) . Видишь, как в отношении к духовным вещам одно и то же есть ведение и подобие, видение и познание? – Ибо Христос бывает для нас всем – и ведением, и мудростию, и словом, и осиянием, и созерцанием, и знанием, и любящим Его дает вкусить от благ Своих и в настоящей жизни от части, дает также им таинственно слышать и неизреченные некие глаголы, от большей части сокрытые. Ибо, если Христос не будет для нас всем вместе, то будет следовать, что Царство Небесное и блаженство Его неполны и несовершенны. То есть, если Христос не будет для всех праведных, вместе с тем, что сказали мы выше, еще и одеянием, и венцом, и обувию, и радостию, и сладостию, пищею, питием, трапезою, ложем, упокоением, неизреченною красотою, и всем другим, что пригодно для услаждения, славы и радования, но будет недостаточествовать хотя в одном каком-либо благе и для одного только из имеющих обитать там, то лишение этого недостающего блага даст место печали, и, следовательно, печаль войдет в среду неизреченной радости веселящихся, а из этого явно станет, что ложно слово Писания, которое говорит: отбеже болезнь, печаль и воздыхание (Ис.51,11) . Но этого никак не будет, а будет там всяческая во всех и всякое благо будет преизбыточествовать вместе со всеми благами, и насыщать сверх меры все чувства призванных и сидящих на браке Христа Царя, и Сам Христос Бог будет вкушаем и пием, так как Сам Он есть всякий вид пищи, пития и сластей. Христос будет тогда видим всеми, и Сам Христос будет видеть все безчисленные мириады святых, ни с кого глаз не сводя, так что каждому из них будет казаться, что Он на него смотрит, беседует с ним и приветствует его; и никто не будет опечален тем, будто Христос не обратил на него внимания и презрел его.

Христос, как мы сказали, будет тогда и венцом, имеющим увенчать главы всех святых. Не приемля никакого изменения, но, пребывая неизменным, Он будет являть Себя инаковым для одного и инаковым для другого; будет уделять Себя каждому, как подобает и как он того достоин. Сам Христос имеет быть тогда для всех и одеянием, таким одеянием, каким облещись подвизался каждый и облекся, находясь еще в сей жизни; и никак невозможно, чтобы кто-либо вошел на тот таинственный брак, не быв облечен в это пресветлое одеяние. Если же бы случилось такому, смешавшись с достойными, войти туда тайком (что, однако ж, никак невозможно), то он тотчас изгнан будет вон. И Владыка Христос, желая показать нам, что никому одетому в мрачные рубища невозможно пребыть на браке, истолковал это притчею, в которой, сказав: друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде , прибавил потом: связавши ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю (Мф.22,12-13) . Полагаю, что Господь сказал таким образом не потому, что тот мрачно одетый вошел на браки, утаившись от Бога, пред Коим ничего нет утаенного, но потому, что еще не пришло время открыть такое таинство, и Он не хотел сказать прямо, что туда на браки невозможно войти никому, кто не одет в одеяние Божества Моего, почему и прикрыл слово о том под таким образом. Но Апостол Павел прямо уже открыл сие, говоря: и как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного (1 Кор.15,49) . А каков образ небесного, о сем послушай, что говорит тот же божественный Павел: Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его (Евр.1,3) , - наиточнейший образ Бога и Отца. Итак, образ Отца есть Сын, и образ Сына есть Дух Святой. Видевший Сына видел Отца, и видевший Духа Святого видел Сына. Апостол говорит: Господь же Дух есть (2 Кор.3,17) , и опять: Сам Дух ходатайствует о нас воздыханиями неизглаголанными (Рим.8,26) , вопия: Авва, Отче! Дух взывает: Авва, Отче! Не потому, что Дух есть Сын, - да мимоидет от нас такая хула! – но потому, что Сын Божий видится и созерцается Духом Святым, и что ни Сын никому не открывается без Духа, ни Дух без Сына; но вместе с Духом открывается Сын и Сам чрез Духа взывает: Авва, Отче!

2. Ты же, возлюбленный, если не знаешь еще того, о чем я говорю, не отчайся и не скажи: того, о чем ты говоришь, я совсем не знаю, и не могу тому научиться, и не чаю, чтоб мог когда-либо достигнуть до высоты такого ведения, созерцания и чистоты. Но опять, не скажи и так: если невозможно войти в Царствие Божие тому, кто еще в настоящей жизни не облечется во Христа, яко Бога, не взойдет до созерцания Его и не достигнет того, чтоб Он обитал внутрь его (я же не могу успеть ни в чем таком), то какая мне польза и подвизаться ради этого, из-за этих подвигов лишать себя наслаждения настоящими благами? – Смотри, не говори такого слова и даже не думай так. Но если тебе угодно и если желаешь послушать моего совета, я, с помощию Духа Святого, истолкую тебе, в чем настоящий путь и способ спасения.

Итак, перво-наперво, от всей души поверь, что все сказанное мною есть совершеннейшая истина, свидетельствуемая Божественными Писаниями, и что всякий верующий в Сына Божия долг имеет быть именно таковым, ибо нам дана область чадами Божиими быти , и если восхощем, нет к тому никакого препятствия. Для этого было все воплощенное домостроительство и снисшествие Сына Божия на землю, - то есть для того, чтоб нас соделать общниками и наследниками Божества и Царства Своего посредством веры в Него и соблюдения заповедей Его. Ибо, если не уверуешь, что это бывает именно так, как я сказал выше, то, конечно, не станешь и искать того, а, не взыскавши, не получишь. А Господь говорит: ищите и обрящете; просите, и дастся вам (Мф.7,7) . После же того, как уверуешь, последуй Божественным Писаниям и делай все, что они тебе говорят. Поступая так, найдешь все это, как написано мною, непогрешительным. И не только это, но найдешь и другое многое, больше этого, - найдешь написанным в Божественных Писаниях. Что же это такое? То, чего око не видало, о чем ухо не слыхало и что на сердце человеку не всходило, - блага, уготованные Богом любящим Его. И если ты несомненно поверишь тому, что я сказал, то всеконечно увидишь это и ты, как и Павел, и восхищен будешь в рай, куда вошел разбойник вместе со Христом, и услышишь там неизреченные глаголы.

Хочешь ли, я иным неким образом объясню тебе, какие это блага, их же око не виде и ухо не слыша и на сердце человеку не взыдоша ? – Полагаю, что всячески тебе желательно послушать, чего и сам Павел, видевший то, не сказал и не изложил. А почему не сказал он этого? Потому, думаю, чтоб не подвергать людей греху неверия – что услышат, и не поверят; так что если и ты не уверен, что поверишь тому, что имею сказать тебе, то лучше тебе не слышать о том. Ибо, если услышишь и не поверишь, но преслушаешь слова мои или, лучше сказать, слова Божии, то само это слово осудит тебя в день суда, - что слышал и не поверил. Почему, не колеблясь сомнениями, слушай слова мои или, как пред сим сказал я, слова Божии. – Познай же искомое нами решение вопроса о неизреченных глаголах, слышанных святым Павлом в раю, что это суть вечные оные блага, и что блага сии, которых око не видало, о которых ухо не слыхало и ум человеческий никогда не помышлял, которые, однако ж, Бог уготовал любящим Его, - блага сии не на высоте спрятаны, не в каком-либо месте заключены, не во глубине сокрыты и не в последних пределах земли или моря обретаются, - но суть пред очами твоими. – Какие же это они? – Вместе с благами, усокровиществованными на небесах, есть Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, кои мы каждодневно видим, вкушаем и пием. Вот что суть блага оные! – И помимо их, пройди всю тварь, нигде не найдешь ты ни одного из тех благ, о коих я сказал. Если желаешь удостовериться в истине слов моих, стань сперва святым чрез делание заповедей Божиих, потом причастись Святых и Пречистых Тела и Крови Христовых и тогда опытом точно познаешь силу слов моих. А чтоб тебе поверить удобнее этим моим словам, выслушай собственные слова Господа, которые сказал Он иудеям, а также и ученикам Своим: аминь, аминь говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес; Ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру. На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб. Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда … Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес. И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сшел с небес? (Ин.6,32-35) ; (Ин.6,41-42) . Внемли же себе и ты, чтоб не возроптать, подобно иудеям, и не сказать: не хлеб ли это, - что на дискосе, и не вино ли то, что в чаше? Как же говорит сей, что сей видимый хлеб и сие видимое вино суть оные блага, которых око не видало и о которых ухо не слыхало и ум человеческий никогда не помышлял? Но послушай, что сказал Господь тем, кои роптали тогда и говорили такие слова: Иисус сказал им в ответ: не ропщите между собою: никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, Пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день (Ин.6,43-44) . Как бы говорил Он им: чего ради не верите вы и сомневаетесь в этом? Никто не может познать Божества Моего (ибо это означают слова: никто не может приидти ко Мне), если Отец Мой не привлечет его и не подымет до познания сего. Но привлечение здесь не какое-либо насилие или принуждение показывает, а призвание посредством откровения. Кого Он предузнал, тем и предопределил быть … тех и призвал чрез откровение Сына Соего (Рим.8,29-30) , восхищая их, некоторым образом, любовию Сына Своего, им открываемого. Яснее это показывают следующие затем слова Господа: у пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне. Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца (Ин.6,45-46) . Итак, только наученный Богом может уверовать в Сына Божия. И опять Господь говорит: аминь, аминь говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я – хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни; Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день; Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие (Ин.6,47-55) . Слышал, что причащение Божественных и Пречистых Таин есть живот вечный, и что тех, кои имеют в себе сей живот вечный, Господь воскресит в последний день? Не так это, чтоб другие остались в гробах, но так, что имеющие в себе живот воскреснут для вечной жизни, а прочие воскреснут для вечных мучений. И чтоб тебе понять, что это истинно, слушай, что далее следует: ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем; как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною (Ин.6,56-57) . Видишь, что говорит? Слышишь, как ясно-ясно взывает Сын Божий, что, чрез причащение Пречистых Таин, такое же имеем мы единение и жизнь со Христом, какое единение и жизнь имеет Он Сам со Отцом? Ибо как Он едино есть с Богом и Отцом Своим по естеству, так, говорит, и мы едино бываем с Ним по благодати, когда вкушаем Плоть Его и пием Кровь Его. И чтобы мы не думали, что все сие совершает видимый хлеб, Он говорил: Аз есмь хлеб сходяй с небесе . Не сказал только: сшедый (ибо это означало бы, что Он только один раз сошел), но что говорит? – сходяй с небесе , то есть Я всегда схожу и прихожу к тем, которые причащаются достойно. При этом, желая отвлечь ум наш от видимого или, лучше сказать, желая возвести нас посредством видимого к созерцанию невидимой славы ипостасного Божества Своего, Христос Господь говорил: Аз есмь хлеб животный , и опять: Отец Мой даст вам хлеб истинный , не от земли, а с небесе . Говоря: хлеб истинный с небесе , показал тем, что хлеб, который от земли, не есть истинный, как не приносящий потребной пользы. И чтоб яснее это показать, говорит: хлеб Божий есть сходяй с небесе и даяй живот миру . Опять говорит: сходяй , и опять: даяй живот . Для чего? Для того чтоб ты не подумал, что Он говорит о чем-либо телесном и, причащаясь, не представлял что-либо земное, но самую эту малую часть, коею причащаешься, умными очами души своей созерцал обожженною, соделавшеюся совершенно подобною хлебу, сходящему с небеси, который есть Бог истинный, - хлеб и питие безсмертной жизни; дабы не остаться тебе в неверии, с одним хлебом, который видишь чувствами своими, и таким образом, не вкушать хлеб лишь земной, а не небесный, и не лишиться за то живота, яко не вкусившему духовно небесного хлеба, как говорит Сам Христос:Дух животворит, плоть не пользует нимало (Ин.6,63) . Каких это не пользует? Тех, которые говорят, что Он простой человек, а не Бог. И ты, верный, если причащаешься хлеба только, а не Тела обожженного, и если не веруешь, что при сем приемлешь в себя Самого Христа всего, как надеешься приять от Него живот и иметь Его в себе ощутительно для чувства души твоей? Ибо слышишь, что говорит Он? Ядый Мя , то есть с неба сходящий хлеб, жив будет во веки . И пять: плоть не пользует, Дух животворит . Истинно Дух есть, иже очищает нас и делает достойными причастия Тела Господня. Ибо те, которые, причащаются недостойно, суд себе ядят, и пиют, не рассуждая Тела Господня, как говорит Апостол.

Итак, елицы вернии, елицы познали силу таинств, о коих мы сказали и говорим, елицы вкусили хлеба небесного и с ним стяжали живот вечный, даруемый сим небесным хлебом, то есть Сыном Божиим, и стали пребывать в Нем и с Ним, - приидите, восхитимся духовно и мысленно и мы до третьего небесе или, лучше сказать, до самого неба Пресвятой Троицы, да видим и слышим все то, что было изглаголано и что, однако ж, пребывает неизглаголанным, и да вкусим, да обоняем и да осязаем то добре руками души своей, то есть да познаем то истинно умным чувством, и затем возблагодарим и прославим человеколюбивого Бога, говоря: препрославен буди, Господи, благоволивший явитися и открытися в нас, и во всех вообще, скажем так, братиях наших.

Отцы и братия, монахи вкупе и мирские, богатые и бедные, рабы и свободные, юноши и старцы, и всякий возраст и род, послушайте! Бог не ложен и не безсилен сотворить то, что обещал. Он не укоснит посетить все языки, и никому невозможно укрыться от очей Его или стерпеть явление славы Его в день Суда. Ибо когда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся , как говорит святой Петр (2 Петр.3,10) , тога невозможно человеку стерпеть день пришествия неприступного Бога, живущего во свете неприступном, Который, всегда пребывая в нем (свете) и с ним приходя в мир, так имеет быть узрен всяким человеком. Тогда грешников обымет истинно великий страх и трепет, и нет скорби и печали, нет болезни и муки, которые могли бы сравняться с теми, какие испытают тогда грешники. Но которые веруете этому и желаете спасения себе, послушайте, что говорит Дух Святой: да возвратится вспять каждый из вас от злого пути, которым идет, то есть да оставит грехи, которые творит; научитеся добро творити; избавьте обидимого; взыщите притрудно Господа, и жива будет душа ваша; уклонитеся от зла, и сотворите благо; цари, возлюбите облекаться паче в целомудрие, правду, истину и веру благочестивую, нежели украшаться царским венцом и царскими одеждами; патриархи, если вы не други Богу и не сыны Его, сойдите с тронов ваших и подите, прежде, самих себя научите от Божественных Писаний, и когда станете отображением Бога и уподобитесь Ему, тогда приближтесь со страхом и трепетом, и осяжите божественная; если же не так, то, когда явится Бог, тогда познаете, что Он есть огнь поядаяй не тех, кои возлюбили Его, но тех, кои не хотели приять Его, когда Он приходил просветить их. Властители, покоритесь и смиритесь; и богатые станьте лучше бедными, потому что неудобно богатому внити в Царство Небесное. И если богатому неудобно внити, то властителю и совсем невозможно внити. Да, невозможно, ибо Господь говорит ученикам Своим: князья народов господствуют над вами … Но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; И кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом (Мф.20,25-27) . Князем Писание называет того, кто ищет лишь себе чести и славы и силою власти своей творит лишь свою волю. Но если Господь наш и Бог, снисшедший на землю для спасения нашего и нам во всем подавший спасительный пример, говорил: ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю Пославшего Меня Отца (Ин.6,38) , то кто из верующих в Него может спастись, не творя воли Божией, а только свою собственную? И что я говорю - спастися? Таковому невозможно верным быть и христианином истинным именоваться. Это объявляет Сам Христос, Бог наш, когда говорит: как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете? (Ин.5,44) . Почему всякий, ищущий славы Божией и во всяком деле всячески подвизающийся творить не свою, а Господню волю, никогда не возмечтает властвовать над кем-либо другим, или представлять себя высшим кого, малого или большого, но чем большее дадут ему настоятельство и чем пространнейшее поручат управление, тем больше будет он иметь себя искренно низшим и меньшим, и почитать слугою тех, коих имеет под своею властию. Но те, которые не имеют такого расположения, но ищут человеческой славы и жаждут богатства и утех, такие (стыдно поистине сказать) суть язычники, а не христиане настоящие, как изрек Божественный глас Иисуса, Господа и Бога нашего: потому что всего этого ищут люди мира сего; вы же наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам (Лк.12,30-31) .

3. Но знаете ли, какого царствия велит Он искать нам? Того ли, которое находится на высоте небесной и имеет открыться по воскресении всех мертвых? И когда заповедует нам искать его, сколь далеким полагает Он его от нас? Слушай внимательно, да познаешь, какого царства искать велит нам Господь. Бог – Творец и Устроитель всяческих – над всем царствует, и небесным, и земным, и преисподним; наипаче же царствует Он над нами правдою, ведением и истиною. И вот сего-то царства искать велит нам Господь, то есть искать, да царствует и над нами Бог. Как же да царствует? Да восседит поверх нас, как на колеснице, да держит руками Своими желания душ наших, как бразды, и, находя нас послушными, да направляет нас туда, куда хочет, управляя желаниями нашими, как конями, по воле Своей, чтоб мы охотно покорствовали заповедям и повелениям Его и исполняли их. Этим способом царствует Бог в тех, в которых никогда не царствовал, после того как они очищаются посредством слез и покаяния и делаются совершенными духовною мудростию и разумом. Так и люди в мире сем бывают как Херувимы на небе, имея на раменах душ своих Бога. Кто же столько несмыслен и безчувствен, чтобы не возжелал увидеть такую божественную славу и не употребил всех усилий и подвигов стяжать ее, но лучше воспохоствовал стяжевать богатство, или славу, или власть мирскую? Или, лучше сказать, кто столько окаянен и умоисступлен, чтоб подумал, что кроме Царствия и славы Божией есть другое нечто, более великое, слава ли, или царство, или богатство, или честь, или власть, или удовольствие, или другое что из того, что именуется и почитается благом на земле или на небе, чтобы, сравнив, избрать ему лучше это, а не то? Для имеющих разум поистине нет другого блага, кроме Царствия Божия.

Посему никто да не дерзает несмысленно отгонять от себя Христа, Который повсюду ходит, ища, да царствует над всеми нами. Никто, прошу вас, да не лишает себя сего великого и вожделенного дара. Никто да не ниспадает от сей истинной славы. Никто да не оставляет Щедродавца Бога, Творца всего сущего, из-за временного богатства. Никто да не отрицается Владыки всяческих из-за пристрастия любви к родителям, друзьям и сродникам. Никто да не погубляет сладости истинной жизни из-за похоти плотской. Никто да не отчуждает себя от вечной и нескончаемой славы из-за славы временной. О приидите, совокупимся все воедино и взыщем, да придет и воцарится в каждом из нас Тот, Кто есть выше всякого начала и власти и всякого имени именуемого; каждый из нас да восприимет в себя всего Его и да имеет Его неотлучным от себя день и ночь, чтобы Он просвещал его Своим пресветлым и неприступным светом (тем светом, который имеет тогда попалить врагов Божиих, когда Он приидет сотворить суд над ними, неверующими в Него, не приемлющими Его и не хотящими, да царствует Он над ними), сшествовал с ним внутрь жилища его, опочил с ним на одре его, объял его невидимыми объятиями Своими и облобызал неизреченны целованием; чтоб утешал его в болезни, отгонял печали и скорби, изгонял бесов, каждочасно подавал ему радость и слезы, сладчайшие меда и сота, врачевал душевные и телесные страсти, уничтожал страх смерти, изводил неизреченно источники жизни и после смерти возводил каждого из нас на небеса небес.

...

. И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости.

«И аз пришед к вам, братие, приидох не по превосходному словеси или премудрости возвещая вам свидетелство Божие» . Апостол словом называет красноречие, а премудростию – искусство в слове и говорит: «Я, пришедши к вам, не воспользовался ни тем, ни другим».

. Ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого.

«Не судих бо ведети, что в вас, точию Иисуса Христа, и Сего распята» . Кстати употребил слово: "не судих" , давая сим знать, что мог предложить им слово и о богословии, однако же преподал одно учение о Домостроительстве, хвалясь Владычним страданием.

. И был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете.

«И аз в немощи и страсе и трепете мнозе бых в вас» . Подвергался поруганиям, истязаниям, заключениям в узы.

. И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы.

«И слово мое и проповедь моя не в препретелных человеческия премудрости словесех, но в явлении Духа и силы» . Потому что свидетельством проповеди служило чудотворение Духа. Весьма прилично Апостол наряду с немощию страданий поставил и силу Духа.

. Чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией.

«Да вера ваша не в мудрости человечестей, но в силе Божией будет» . Для того именно Владыка не позволил нам пользоваться красноречием, чтобы вера ваша оказалась не подлежащею подозрению, как не силою слова увлеченная, но путеводимая силою Духа.

. Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих.

«Премудрость же глаголем в совершенных: премудрость же не века сего, ни князей века сего престающих» . поелику в сказанном прежде сего проповедь назвал буйством, употребляя название, данное неверными, то по необходимости показывает, что она для приявших истинную и совершенную веру действительно есть и именуется премудростию. "Князьями" же "века" называет софистов, стихотворцев, философов и риторов, как приобретших красноречием знаменитость в настоящей жизни.

. Но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей.

«Но глаголем премудрость Божию в тайне сокровенную, юже предустави Бог прежде век в славу нашу» . Не то говорит Апостол, что "глаголем" в тайне, но что сообщаем людям премудрость, сокровенную в тайне, которую не по какому-либо раскаянию домостроительствовал Бог ныне, но издревле и изначала предуставил, устрояя тем нашу славу, потому что не спасение только, но и славу подает верующим.

. Которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.

«Юже никтоже от князей века сего разуме: аще бо быша разумели, не быша Господа славы распяли» . Князьями века сего назвал Пилата, Ирода, Анну, Каиафу и других начальников иудейских; говорит же, что они не знали Божией тайны и потому распяли Владыку. Посему-то и распинаемый Господь сказал: «Отче, отпусти им, не ведят бо что творят» (). А если бы знали, что спасительное страдание рассеет их по вселенной, спасение же дарует язычникам, то не отважились бы предать Господа на страдание. Посему и Владыка признал их достойными снисхождения. Но когда, по Воскресении Его из мертвых, по Вознесении на небеса, по Сошествии Всесвятого Духа, после многоразличных чудотворений апостольских, пребывали они в неверии, тогда предал осаде. Господом же славы назвал Распятого не потому, что страдание приписывает Божеству, но потому, что хочет показать чрезмерность беззакония согрешивших.

. Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.

«Но якоже есть писано: ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящым Его» (). поелику Апостол упомянул о неведении иудеев и сказал, что тайна Домостроительства была сокрыта, то по необходимости присовокупил, что о чем никто не слышал, чего никто никогда не видел и не помышлял самый ненасытимый ум, то уготовал Бог всяческих имеющим к Нему горячую любовь. О свидетельстве же не должно сомневаться , ибо достаточно и того, что блаженный язык изрек: «якоже есть писано» . А книга Паралипоменон извещает нас, что написаны были и другие многие пророчества.

. А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.

«Нам же Бог открыл есть Духом Своим» . Достаточно и сего в доказательство истины свидетельства, ибо приявший откровение Духа Божия в сем же откровении приял и знание о свидетельстве.

«Дух бо вся испытует, и глубины Божия» . Сказал: "испытует" , подразумевая не неведение, но точное ведение. Ибо вскоре говорит то же и о Боге: «Испытаяй сердца» . Но если во втором месте означается неведение, то и в первом также. А если во втором ведение, то подобно сему и в первом. Как ведение показывает равенство, так неведение – неравенство. Ибо окажется и Бог не ведущим сердец человеческих, и Дух – глубин Божиих. И еще: если испытывать есть знак неведения, а испытывает Он все, то будет значить, что не ведает и всего. Но о сем пространнее говорено нами было в других местах. Посему обратимся к толкованию.

. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.

«Кто бо весть от человек, яже в человеце, точию дух человека, живущий в нем? Такожде и Божия никтоже весть, точию Дух Божий» . Апостол показал, что испытание – признак не неведения, ибо присовокупил, что Он также «весть Божия» , как мы знаем собственные помыслы.

. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога.

«Мы же не духа мира сего прияхом, но Духа Иже от Бога, да вемы яже от Бога дарованная нам» . Апостол показал, что Всесвятой Дух не есть часть твари, но от Бога имеет существование. Ибо сие выражает словами: «Мы же не Духа мира прияхом» , то есть прияли не духа сотворенного и не чрез Ангела сообщено нам откровение тайн, но Сам от Отца исходящий Дух научил нас сокровенным тайнам.

. Что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.

«Яже и глаголем не в наученых человеческия премудрости словесех, но в наученых Духа Святаго» . Поэтому не имеем нужды в человеческой мудрости; для нас достаточно учения Духа.

«Духовная духовными сразсуждающе» . Ибо имеем свидетельство Ветхого Завета и им подтверждаем Завет Новый, потому что и Ветхий духовен. В намерении указать прообразы наших таин представляем на среду агнца и кровь, которою помазуются Праги, переход чрез море, токи из камня, подаяние манны и тысячи подобных событий, – и сими прообразами доказываем истину.

. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.

«Душевен же человек не приемлет яже Духа Божия, юродство бо ему есть: и не может разумети, зане духовне востязуется» . Апостол человеком "душевным" называет того, кто довольствуется одними собственными своими помыслами, не допускает учения Духа и не может познать оного.

. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.

«Духовный же востязует убо вся, а сам той ни от единаго востязуется» . Ибо кто сподобился благодати Духа, тот сам в состоянии учить других, а в обучении другими не имеет нужды.

. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.

«Кто бо разуме ум Господень, иже изъяснит и?» «Мы же ум Христов имамы» . Апостол достаточно доказал, что Божественное учение ни в чем не имеет нужды. Ибо если не только Бог всяческих не имеет ни в чем нужды, но и премудрость Его непостижима, а сию премудрость сообщил Он и нам, то и мы не имеем нужды в учении так называемых мудрецов.