Учение христа изложенное для детей. Лев толстой - учение христа, изложенное для детей. Л. Толстой Учение Христа, изложенное для детей

ПРЕДИСЛОВИЕ

В прошлом году у меня образовалась маленькая школа из крестьянских детей от десяти до тринадцати лет. Желая передать им учение Христа так, чтобы оно было понятно им и имело бы влияние на их жизнь, я рассказывал им своими словами те места из четырех Евангелий, которые казались мне самыми понятными, доступными детям и, вместе с тем, самыми нужными для нравственного руководства в жизни. Чем дальше я занимался этим, тем яснее мне становилось - и из пересказов детей, и из вопросов их - все то, что легче воспринималось ими и что более привлекало их. Руководствуясь этим, я и составил эту книжечку. Думаю, что чтение ее по главам, сопровождаемое вызываемыми этим чтением объяснениями о необходимости приложения в жизни вечных истин этого учения, не может не быть благотворно для детей, по словам Христа, особенно восприимчивых к учению о царстве Божием.

Лев Толстой

Иисус Христос своим учением и жизнью открыл людям то, что дух Божий живет в каждом человеке. По учению Иисуса Христа, все бедствия людей от того, что они жизнь свою полагают в теле своем, а не в духе Божием. От этого они враждуют друг с другом, от этого мучаются душой, от этого боятся смерти. Дух Божий - это любовь. И любовь живет в душе каждого человека. Полагай люди жизнь свою в духе Божием - в любви, и не будет ни вражды, ни душевных мучений, ни страха смерти. Все люди желают себе добра. Учение Христа открывает людям то, что добро это дано им любовью и что все люди могут иметь это благо. От этого и учение Христа называется Евангелием. Ев - значит благое, ангелион - значит весть, - благая весть.

(Первое послание Иоанна 4, 7, 12, 16)

Вопросы: 1) Что открыл людям Иисус Христос? 2) Что бывает от того, если люди полагают жизнь в теле? 3) Что такое дух Божий в человеке? 4) Что будет от того, что люди будут полагать жизнь в духе?

Иисус родился 1908 лет тому назад от Марии, жены Иосифа. До 30 лет Иисус жил в городе Назарете с матерью, отцом и братьями и, когда возрос, помогал отцу в его плотничной работе. Когда Иисусу было уже 30 лет, он услыхал, что народ ходит слушать проповеди святого пустынника. Пустынника этого звали Иоанн. И Иисус вместе с народом пошел в пустыню, чтобы послушать проповедь Иоанна. Иоанн говорил, что пришло время царства Божия, такое время, когда все люди будут понимать, что они все равны, что нет ни высшего, ни низшего и что все должны жить в любви и согласии друг с другом. Он говорил, что время это близко, но наступит совсем только тогда, когда люди перестанут делать неправду. Когда простые люди спрашивали Иоанна: что мне делать? - он говорил, что тому, у кого две одежды, надо одну отдавать нищему; также тому, у кого есть пища, делиться с тем, у кого ее нет. Богатым же людям Иоанн говорил, чтобы они не обирали народ. Солдатам говорил, чтобы они не разбойничали, были довольны тем, что получают, и не сквернословили. Фарисеям и саддукеям, законникам (*) говорил, чтобы они переменили свою жизнь и покаялись. - Не думайте, - говорил он им, - что вы особенные люди. Перемените свою жизнь, и перемените так, чтобы по делам вашим видно было, что вы переменились. А если не переменитесь, то не миновать вам того, что бывает с плодовым деревом, когда оно не приносит плода. Если дерево не приносит плода, его срубают на дрова; то же будет и с вами, если не будете делать добрых дел. Если не перемените своей жизни, все пропадете.

(* Фарисеи и саддукеи - представители религиозно-политических группировок в

Текущая страница: 4 (всего у книги 8 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Исцеление десяти прокажённых. Закхей. Иисус Христос в доме Марии и Марфы

В селении близ Иерусалима Иисус Христос встретил десять мужчин, больных проказой. Они не осмелились подойти к Нему и, став на колени, издали молились Ему и просили:

– Иисусе, Наставниче, помилуй нас – сделай нас здоровыми!

Иисус Христос сказал им:

– Идите, покажитесь священникам.

Они пошли и дорогою почувствовали себя совершенно здоровыми. Христос сделал им добро, избавил от такой страшной болезни, которую не могут вылечить самые лучшие доктора.

И что же? Только один из десяти исцелённых возвратился к Иисусу Христу и, припав к Его ногам, от всей души благодарил за избавление и восхвалял Бога. Тогда Христос со скорбью сказал:

– Сделались здоровыми десять, а поблагодарить пришёл только один, да и тот не еврей, а чужестранец; почему же остальные не возвратились поблагодарить Бога и воздать Ему хвалу?

Если за мелкие услуги благовоспитанные люди благодарят, то как же эти исцелённые посмели не поблагодарить за такую великую милость Божию?

Иисус Христос направлялся к Иерусалиму. В это время некто Закхей очень желал увидеть Господа. Но, к сожалению, он был очень мал ростом и не мог из толпы увидеть Иисуса. Тогда он взобрался на дерево близ дороги, где должен был пройти Господь, надеясь взглянуть на Него хоть издали.

Проходя мимо дерева, Иисус Христос увидел Закхея и, зная, как он хотел видеть Его, сказал:

– Закхей, сойди скорее; сегодня Я хочу побывать у тебя в доме!

Очень обрадовался Закхей. Он был великий грешник и не ожидал такой милости от Иисуса Христа. Теперь, видя, как ласково обратился к нему Христос, видя, что Он даже хочет зайти к нему в дом, Закхей искренно раскаялся в своих дурных поступках и в радости воскликнул:

– Господи, половину имущества своего раздам бедным и тех, кого я обидел, вознагражу вчетверо.

Так одно кроткое, ласковое слово Спасителя сделало грешника и злого человека добрым.

Когда Иисус Христос зашёл в дом Закхея, то некоторые из людей говорили между собой:

– Зачем это Господь зашёл в дом такого грешника?

Но Иисус Христос, зная их мысли, сказал:

– Теперь и в этот дом пришло спасение. Сын Божий для того и пришёл на землю, чтобы грешных сделать праведными и злых добрыми.

После этого Христос зашёл в дом одной женщины, по имени Марфа. У неё были брат Лазарь и сестра Мария.

Марфа тотчас принялась хлопотать об угощении, а богомольная Мария села у ног Христа и слушала его наставления.

Тогда Христос, видя, что Марфа так занялась приготовлением кушанья, что и не слышит Его речей, сказал ей:

– Марфа, Марфа, ты хлопочешь и заботишься о многом, а необходимо лишь одно. Ищите прежде Царство Божие, а остальное Господь даст вам.

Это значит, что прежде всего надо заботиться, чтобы душа была у нас чиста и сердце доброе. Чтобы мы прежде всего любили Господа Бога и поступали так, как Он велит. И если мы будем так поступать – Сам Господь позаботится об остальном. Он Сам даст нам и пищу, и одежду, и здоровье.

Злой должник. Милосердный самарянин

Один из слушателей обратился однажды к Иисусу Христу с таким вопросом:

– Учитель, если меня кто-нибудь постоянно обижает, то сколько раз я должен прощать ему? Не правда ли, довольно простить ему семь раз?

Но Христос отвечал:

– Нет, не семь раз, а семьдесят семь раз надо прощать! Вот послушайте, – продолжал Господь, – как надо прощать обиды друг другу:

«У одного царя было много должников, и он пожелал узнать, кто сколько ему должен. Посмотрели по записи, оказалось, что один слуга должен ему очень много денег и давно уже не отдаёт долга.

Тогда царь приказал:

– Продайте всё имущество этого должника, его жену и детей и взыщите с него долг.

Должник прибежал к царю, упал в ноги и так умолял его:

– Подожди ещё немного, добрый государь, может, я соберусь с силами и отдам свой долг.

Видя его слёзы, царь смиловался над ним и простил ему весь долг.

Что же сделал этот прощённый? Он тотчас отправился к одному товарищу, который был должен ему всего несколько рублей, и потребовал с него эти деньги.

Бедняк взмолился и просил обождать ещё. Но никакие мольбы не могли смягчить его сердце. Он потащил его к судье и посадил в тюрьму.

Скоро об этом узнал царь и очень рассердился. Он велел позвать к себе этого злого немилосердного слугу и сказал ему:

– Негодный и злой человек! Ты задолжал мне много денег, и, однако, когда ты стал просить, я простил тебе весь долг. Почему же и ты не поступил так же с товарищем, который был должен тебе очень немного?

И вот разгневанный царь приказал посадить его в тюрьму и держать до тех пор, пока не уплатит весь долг».

Окончив рассказ, Христос прибавил:

– Также и Отец Мой Небесный не простит вам ваши грехи, ваши дурные дела, если вы сами не хотите прощать тех, кто вас обидел.

Надо быть добрым и милосердным ко всем, тогда и Господь Бог также будет к нам добр и милосерд. Чтобы научить слушателей быть добрыми и милосердными ко всем, Иисус Христос рассказал им такую историю:

«Один путешественник шёл через дремучий лес. По дороге на него напали разбойники. Они ограбили его, избили и оставили едва живым.

После по этой дороге проходил священник, но он не пожалел несчастного и не захотел помочь ему.

Немного погодя проходил церковный прислужник. Он тоже увидел лежавшего и стонавшего путешественника, но, боясь разбойников, поспешил дальше и не подал ему помощи.

Наконец показался третий путник, совершенно чужой человек из Самарии. Он увидел ограбленного и избитого человека и сжалился над несчастным; он перевязал его раны, посадил на своего осла и привёз в ближайшую гостиницу. Там он дал денег хозяину гостиницы и сказал ему:

– Позаботься, пожалуйста, об этом бедняке, а когда я буду возвращаться, то ещё дам денег на расходы».

Милосердный самарянин перевязывает раны несчастного.

Христос окончил рассказ, а все окружавшие Его стояли и плакали, слушая эту грустную историю. И в самом деле, несчастный, ограбленный, весь в крови человек лежит, покинутый в тёмном лесу. Мимо него проходят свои, но спешат уйти прочь и не хотят помочь ему. Но вот совсем чужой человек с добрым сердцем пожалел его. Иисус Христос сказал слушателям:

– Поступайте и все так, как этот милосердный самарянин, тогда Господь Бог даст вам Царство Небесное.

Воскрешение Лазаря

Иисус Христос не только исцелял больных, но воскрешал и мёртвых. Как, спросите вы, разве можно мёртвого сделать живым? Да, отвечу я, можно. Правда, мы, люди, не в силах сделать этого, но Иисус Христос может, потому что, вы уже знаете, Он Сын Божий и так же всемогущ, как Его Небесный Отец.

Многие мертвецы воскресли по одному слову Господа Иисуса Христа. Но вот послушайте, как Он воскресил одного добродетельного человека, по имени Лазарь. Вероятно, вы помните, что Иисус Христос бывал в доме этого человека, у которого были сёстры Марфа и Мария.

Это было очень скромное семейство. И брат и сёстры его верили, что Иисус есть Сын Божий, молились Ему и любили Его. Однажды Лазарь сильно заболел. Сёстры послали уведомить об этом Господа.

Когда посланные сказали Иисусу Христу о болезни Лазаря, то Он отвечал: «Болезнь эта не к смерти, но к славе Божией», – и пошёл навестить Лазаря только спустя два дня. В это время Лазарь уже умер. По дороге Иисус Христос сказал ученикам:

– Лазарь, друг наш, уснул, и я иду раз будить его.

Когда труднобольной уснёт крепким спокойным сном, то это считается хорошим знаком, и после такого сна больные часто выздоравливают. Поэтому ученики Господа, слыша от Него, что Лазарь уснул, сказали:

– Господи, если Лазарь уснул, то, значит, он будет здоров.

Тогда Христос сказал им просто:

– Лазарь умер. Но Я радуюсь этому, потому что теперь вы скорее убедитесь и поверите, что Я Сын Божий. Пойдём к Лазарю.

Когда Христос приближался к дому Лазаря, то к Нему навстречу выбежала Марфа и с плачем сказала:

– Господи, если бы Ты был здесь, то не умер бы брат мой! Но я верю, что если Ты попросишь чего-нибудь у Бога, Отца Небесного, то Он исполнит Твою просьбу.

Христос Спаситель ответил ей:

– Воскреснет брат твой!

Иисус воскрешает Лазаря.

В это время в доме Лазаря собралось очень много людей. Все они сочувствовали горю бедных сестёр Марфы и Марии, которые от рыданий не могли даже говорить.

Иисус Христос, любящий людей, смотря на них, и Сам не мог удержаться и заплакал. Многие говорили при этом:

– Смотрите, как Он любит Лазаря! Но почему же Он исцелил стольких больных, а не пришёл помочь Лазарю?

Иисус Христос спросил:

– Где положили покойника?

Ему отвечали:

– Господи, пойдём и посмотрим!

Иисус пришёл к могиле и велел отвалить камень от входа. Потом Он поднял очи к небу, помолился и сказал:

– Отец, благодарю Тебя, что Ты услышал Меня! Я знаю, что Ты всегда слышишь Меня, но Я говорю это, чтобы все стоящие здесь верили, что Ты послал Меня!

Затем Господь громче прибавил:

– Лазарь, иди вон!

И вот совершилось то, чего никто доселе не видал: мёртвый Лазарь стал живым, поднялся и вышел из гроба. Все пришли в ужас, не могли двинуться с места и подойти к Лазарю.

Тогда Христос сказал:

– Развяжите Лазаря, снимите с него погребальные одежды, и пусть он идёт!

Все присутствовавшие видели это непостижимое чудо и поверили, что Иисус есть истинный Бог.

Вход в Иерусалим

За неделю до наступления праздника Пасхи Иисус Христос направился к Иерусалиму. Так как Он очень утомился, то апостолы привели молодого и смирного ослёнка, положили на него свои одежды и помогли сесть на него Учителю, а сами шли вокруг.

Когда Он ехал, тысячи народа собрались посмотреть на Господа и помолиться Ему. Все уже знали о Его чудесах; знали, как Он исцелял больных и воскрешал мёртвых, и потому спешили воздать Ему честь.

Его сопровождали не только взрослые, но и бесчисленное множество маленьких детей, которых Он так любил. Все они устилали одеждами и усыпали зелёными ветвями путь перед Господом и громко восклицали:

«Осанна Сыну Давидову! Благословен Царь Израилев!»

Перед самым городом этому торжественному шествию надо было спуститься с горы. Внизу у подошвы её раскинулся весь Иерусалим. Здесь Господь остановился, окинул взором шумный город и, заплакав, произнёс:

– О Иерусалим! Если бы ты знал, что Я хотел собрать всех детей твоих к Себе, как птица собирает птенчиков под крылья, но ты не захотел этого; и вот настанет время: к тебе придут враги и разрушат твои стены; они убьют твоих детей и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал и не любил Господа, Который посетил тебя!

При въезде в город людей прибавилось ещё больше. Те немногие, кто ещё не знал Иисуса Христа, спрашивали: «Кто это?» И им отвечали: «Это Иисус Христос из города Назарета!»

Все с восторгом встречали Господа. Только злые еврейские учителя, архиереи и начальники злобно смотрели на это торжество. Они завидовали Иисусу Христу, что все Его так любят и прославляют, и жестоко возненавидели Его.

Вход Господень в Иерусалим.

Спустя день во входе в Иерусалим Господь отправился к церковь. Но что увидел Он там? Вероятно, дети, вы бывали когда-нибудь на базаре и знаете, какой там царит крик и шум. Торговцы предлагают свои товары, покупатели торгуются, меняют и звенят ими. Там и коровы, и лошади, и овцы, и птицы… Почти то же самое нашёл Иисус Христос в еврейском храме и даже внутри его. Увидев это безобразие, Христос разгневался. Он выгнал торговцев из храма, рассыпал деньги менял и сказал им:

– Ступайте отсюда прочь! Храм есть дом Божий, дом Отца Моего Небесного, а вы превратили его в какую-то лавку!

Здесь он обратил внимание на то, что одна очень бедная женщина опустила на блюдо, куда собирали пожертвование для церкви, самую маленькую монетку, меньше нашей копейки. Иисус Христос указал на неё ученикам и сказал им:

– Истинно говорю вам, что эта женщина положила больше всех, потому что все прочие положили туда только незначительную часть от своих богатств, а она отдала для Бога всё, что имела на пропитание.

Пасха. Прощальная беседа

Перед самым праздником Пасхи ученики спросили Господа:

– Где приготовить для Тебя пасху?

Он отвечал:

– Идите в город, там вы встретите человека с кувшином воды и скажите ему: «Учитель спрашивает, где комната, в которой Он будет вкушать пасху с учениками?» Он покажет вам комнату, и в ней вы приготовьте что надо.

Ученики так и сделали. Когда Иисус Христос пришёл туда, Он снял с Себя верхнее платье, взял воду и полотенце и омыл ноги всем ученикам. Потом Он сел к столу и спросил их:

– Знаете ли вы, зачем Я сделал это? Я дал вам пример, чтобы и вы также были всегда услужливы друг к другу! Вы называете Меня Господом и Учителем, и вот, если Я, ваш Господь, омыл вам ноги, то тем более вы не должны никому отказывать в услугах.

Потом Христос взял хлеб, разломил его на части и, подавая ученикам, сказал:

– Примите, едите; это Моё Тело, которое предаётся на мучения за грехи всех людей, ради их спасения.

Потом Он взял чашу с вином и, подавая апостолам, сказал:

Прошло почти две тысячи лет, как Спаситель произнёс эти святые слова; но и теперь всё люди вкушают в церкви святое Причастие, Тело и Кровь Господа в виде хлеба и вина, и вспоминают, как любящий Спаситель отдал Своё Тело на мучения и Свою Кровь на пролитие ради нашего спасения. Вы знаете, что часто люди поступают дурно, лгут, ссорятся, не молятся Богу, убивают друг друга. И вот, чтобы Бог Отец простил людей, чтобы Он взял их после смерти в Своё Небесное Царство, Иисус Христос понёс заслуженное людьми наказание, страдал за них: был распят и умер на кресте.

Страшно подумать, что мы, зная, как любит нас Иисус Христос, зная, что Он Себя не пожалел, лишь бы спасти нас, всё-таки иногда поступаем дурно, не так, как велел кроткий любящий нас Спаситель.

Когда все апостолы вкусили хлеба и выпили из чаши вина, Господь обратился к ним с такою речью:

– Дети мои! Недолго уже Мне быть с вами! Куда я иду, вы теперь не можете идти. Любите друг друга, как Я всем сердцем любил вас! Если вы будете любить Меня и всегда будете исполнять Мои повеления, то и Отец Мой Небесный будет любить вас! Я иду к Богу, Моему Отцу Небесному, и в Его Царстве приготовлю вам место!

По окончании беседы Господь с тремя учениками пошёл в сад. Там Он оставил их и велел обождать, пока Он помолится.

Иисус Христос молится в саду.

Долго и горячо молился Иисус Христос. Уже ученики Его давно уснули, уже на востоке показалась полоска зари, а Христос, усталый, всё ещё продолжал свою святую молитву. Время страданий Его приближалось, и Он молился теперь и просил у Бога, Отца Своего, помощи для перенесения всех предстоящих Ему мучений.

Предание Иисуса Христа

Все люди любили Иисуса Христа, но не любили Его еврейские учителя, архиереи и начальники. На каждом шагу Он уличал их в лицемерии, корыстолюбии, зависти и гордыни. Эти злые люди завидовали Ему и ненавидели Его. Они давно уже искали случая, чтобы схватить Иисуса Христа в таком месте, где бы никого не было.

И вот между учениками Христа нашёлся предатель. Этого апостола звали Иуда. Он пошёл к врагам своего Учителя и сказал:

– Что вы дадите мне, если я укажу случай, когда Христос будет один и Его можно будет схватить?

Они предложили ему тридцать сребреников (25 рублей). Иуда взял деньги и согласился предать Господа. Через несколько дней, когда Христос молился в саду, Иуда известил об этом еврейских начальников и сказал им:

– Идите за мною и берите Того, Кого я поцелую.

Начальники и архиереи послали с ним своих слуг и воинов, а сами шли за ними поодаль. Все эти злодеи вооружились палками, кольями и мечами.

Иуда привёл их в сад, где молился Христос. Он приблизился к Нему и, целуя Его, сказал: «Здравствуй, Учитель!»

Но Господь знал уже, что делается в душе предателя; Он знал, что Иуда поцелуем указывает, кого именно надо схватить, а потому кротко отвечал:

– Друг Мой! Неужели поцелуем ты предаёшь врагам на мучение Сына Божия?

В эту минуту Спасителя окружили солдаты и связали крепкими верёвками.

Спасителя солдаты окружают и связывают.

Была ночь. Народа здесь не было, и никто не мог помешать им. Апостол Пётр, видя это, хотел защитить Господа. Он схватил нож и поранил ухо одного воина. Но Иисус Христос тотчас исцелил ухо Своего врага и сказал Петру:

– Оставь твой меч; все, кто поднимает меч на ближнего, и сам от меча погибнет. И неужели ты думаешь, что Я не мог бы умолить Своего Отца, чтобы Он послал Мне целые тысячи ангелов для защиты?

Потом Он увидел архиереев и учителей и сказал им:

– Как на разбойника, вы пришли на Меня с палками и кольями!

Из сада воины повели Иисуса Христа к старшему архиерею, и тот начал спрашивать Его, чему Он учит народ.

Иисус Христос отвечал:

– Я учил открыто в церкви и на площадях, спроси у тех, кто услышал Моё учение!

Один из слуг ударил Господа по щеке и сказал:

– Разве можно так отвечать архиерею?

Но Господь сказал:

– Если Я сказал худо, скажи, что же именно худо, а если Я сказал хорошо, то за что же ты ударил Меня?

Все здесь старались обидеть терпеливого Господа, все старались найти какое-нибудь преступление за Ним, но ничего дурного не могли найти. Долго водили Его к разным судьям и архиереям, долго мучили Его.

Наконец архиереи дали своим слугам и солдатам денег и велели им требовать смерти Иисуса Христа за то, что Он называл Себя Сыном Божиим. Эти несчастные целою толпою собрались перед домом главного судьи и, требуя смерти Иисуса Христа, неистово кричали:

– Распни Его! Распни Его!

И вот Сына Божия Иисуса Христа присудили к распятию и отдали в распоряжение грубых солдат.

Распятие и смерть Иисуса Христа

Долго бесчеловечные воины издевались над невинным Страдальцем. Наконец они положили Ему на плечи громадный крест и велели нести на гору Голгофу. Истерзанный и окровавленный Спаситель понёс по гористой дороге крест, на котором должны были Его распять. Едва-едва шёл Он, сгибаясь под тяжестью ноши. Воины не позволяли Ему отдохнуть и, чуть Он останавливался, снова начинали терзать Его кнутами и палками.

Солдаты издеваются над Спасителем.

Толпы народа сопровождали Страдальца и громко плакали.

Но вот и Голгофа. Воины поставили крест и начали своё злодеяние. Они сорвали со Христа одежды и Его руки и ноги прибили к кресту большими острыми гвоздями, для насмешки надели Ему на голову корону из колючего тёрна, а сверху прибили дощечку с надписью: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский».

Вы знаете, дети, что Христос есть действительно Сын Божий и Царь всего мира. Но евреи на верили этому и смеялись.

Страшные боли переносил Спаситель, но ни одним словом Он не оскорбил мучителей. Напротив, Он молился за них и говорил:

– Боже, прости им, они не понимают, что делают.

Такие мучения претерпел Сын Божий, чтобы и нас научить кротости и терпению, чтобы и нас научить прощать обиды и любить всех людей. И если мы поступаем так, то Христос радуется на небе. Если же мы злы и поступаем дурно, то и на небе Он скорбит и страдает, потому что злых людей Он не может взять к Себе в Небесное Царство.

Но нет, вы уже знаете, дорогие дети, как страдал Спаситель, вы не захотите, чтобы Он скорбел и на небе, а потому всегда буде те добрыми, кроткими и любящими.

Вися на кресте, Спаситель слышал, как воины смеялись над Ним. Да чего лучше, даже один из разбойников, здесь же висевший на крестах, сказал Ему:

– Если Ты Сын Божий, сойди с креста и спаси Себя и нас!

Но другой разбойник ответил ему:

– Неужели ты не боишься Бога? Мы наказаны за наши злые дела, а этот Праведник не сделал ничего худого.

– Помяни меня, Господи, когда придёшь в Своё Небесное Царство.

Спаситель видел, что этот разбойник искренно раскаялся в грехах и верует, что Он Сын Божий, а потому ответил ему:

– Истинно говорю тебе, сегодня же ты будешь со Мною в раю.

Во время распятия возле креста Христова неотлучно находилась Матерь Божия. Она рыдала при виде страданий возлюбленного своего Сына. Сердце её разрывалось от скорби. Спаситель любил Свою Пречистую Матерь. Он не хотел оставлять её одинокою на земле, а потому, указав глазами на ученика Иоанна, сказал ей:

– Пусть он будет твоим сыном, – и затем сказал Иоанну: – Это – Матерь твоя.

После этого, чувствуя приближение смерти, Спаситель произнёс:

– Отец, в руки Твои отдаю душу Мою! – И тотчас умер.

К вечеру этого дня благочестивый человек, по имени Иосиф, снял тело Господа с креста, завернул его в чистое полотно и похоронил в новой пещере в своём саду, в Гефсимании.

Лев Николаевич Толстой

Толстой Лев Николаевич

Учение Христа, изложенное для детей

Лев Николаевич Толстой

Учение Христа, изложенное для детей

ПРЕДИСЛОВИЕ

В прошлом году у меня образовалась маленькая школа из крестьянских детей от десяти до тринадцати лет. Желая передать им учение Христа так, чтобы оно было понятно им и имело бы влияние на их жизнь, я рассказывал им своими словами те места из четырех Евангелий, которые казались мне самыми понятными, доступными детям и, вместе с тем, самыми нужными для нравственного руководства в жизни. Чем дальше я занимался этим, тем яснее мне становилось и из пересказов детей, и из вопросов их все то, что легче воспринималось ими и что более привлекало их. Руководствуясь этим, я и составил эту книжечку. Думаю, что чтение ее по главам, сопровождаемое вызываемыми этим чтением объяснениями о необходимости приложения в жизни вечных истин этого учения, не может не быть благотворно для детей, по словам Христа, особенно восприимчивых к учению о царстве Божием.

Лев Толстой

Иисус Христос своим учением и жизнью открыл людям то, что дух Божий живет в каждом человеке. По учению Иисуса Христа, все бедствия людей от того, что они жизнь свою полагают в теле своем, а не в духе Божием. От этого они враждуют друг с другом, от этого мучаются душой, от этого боятся смерти. Дух Божий это любовь. И любовь живет в душе каждого человека. Полагай люди жизнь свою в духе Божием в любви, и не будет ни вражды, ни душевных мучений, ни страха смерти. Все люди желают себе добра. Учение Христа открывает людям то, что добро это дано им любовью и что все люди могут иметь это благо. От этого и учение Христа называется Евангелием. Ев значит благое, ангелион значит весть, благая весть.

(Первое послание Иоанна 4, 7, 12, 16)

Вопросы: 1) Что открыл людям Иисус Христос? 2) Что бывает от того, если люди полагают жизнь в теле? 3) Что такое дух Божий в человеке? 4) Что будет от того, что люди будут полагать жизнь в духе?

Иисус родился 1908 лет тому назад от Марии, жены Иосифа. До 30 лет Иисус жил в городе Назарете с матерью, отцом и братьями и, когда возрос, помогал отцу в его плотничной работе. Когда Иисусу было уже 30 лет, он услыхал, что народ ходит слушать проповеди святого пустынника. Пустынника этого звали Иоанн. И Иисус вместе с народом пошел в пустыню, чтобы послушать проповедь Иоанна. Иоанн говорил, что пришло время царства Божия, такое время, когда все люди будут понимать, что они все равны, что нет ни высшего, ни низшего и что все должны жить в любви и согласии друг с другом. Он говорил, что время это близко, но наступит совсем только тогда, когда люди перестанут делать неправду. Когда простые люди спрашивали Иоанна: что мне делать? он говорил, что тому, у кого две одежды, надо одну отдавать нищему; также тому, у кого есть пища, делиться с тем, у кого ее нет. Богатым же людям Иоанн говорил, чтобы они не обирали народ. Солдатам говорил, чтобы они не разбойничали, были довольны тем, что получают, и не сквернословили. Фарисеям и саддукеям, законникам (*) говорил, чтобы они переменили свою жизнь и покаялись. Не думайте, говорил он им, что вы особенные люди. Перемените свою жизнь, и перемените так, чтобы по делам вашим видно было, что вы переменились. А если не переменитесь, то не миновать вам того, что бывает с плодовым деревом, когда оно не приносит плода. Если дерево не приносит плода, его срубают на дрова; то же будет и с вами, если не будете делать добрых дел. Если не перемените своей жизни, все пропадете.

(* Фарисеи и саддукеи представители религиозно политических группировок в Древней Иудее; первые выражали интересы зажиточных слоев населения и отличались особым рвением в исполнении правил благочестия (в переносном смысле фарисей лицемер, ханжа), вторые представляли высших жрецов, землевладельцев и служилую знать. Законники, или книжники, класс лиц, посвятивших себя изучению и истолкованию Иудейского закона. *)

Всех людей Иоанн уговаривал быть милосердными, справедливыми, кроткими. И тех, кто обещался исправить свою жизнь, Иоанн, в знак перемены их жизни, купал в реке Иордане. И когда он купал их, он говорил: Я очищаю вас в воде, но совсем очистить вас может только дух Божий в вас самих. И слова Иоанна о том, что людям надо переменить свою жизнь для того, чтобы наступило царство Божие, и что очиститься люди могут только духом Божиим, слова эти запали в сердце Иисуса. И чтобы обдумать все то, что он услыхал от Иоанна, Иисус не вернулся домой, а остался в пустыне. И прожил так много дней, раздумывая о том, что он слышал от Иоанна.

(Мф. 1, 18; Лк. 2, 51; 3, 23; Мф. 3, 1 13; Лк. 3, 3 14; Мф. 4, 1 2)

Вопросы: 1) Где и в какой семье родился Иисус? 2) Что проповедовал Иоанн народу, богатым людям, солдатам, фарисеям и саддукеям? 3) Как Иисус слушал проповедь Иоанна и какие слова запали ему в душу? 4) Куда он пошел после того, как слышал Иоанна?

Иоанн говорил, что для того, чтобы пришло царство Божие, людям надо очиститься духом Божиим. Что же значит очиститься духом Божиим? думал Иисус. Если очиститься духом значит жить не для своего тела, а для духа Божия, думал Иисус, то действительно пришло бы царство Божие, если бы люди жили духом Божиим; потому что дух Божий один и тот же во всех людях. И живи все люди духом, все люди были бы едины, и пришло бы царство Божие. Но люди не могут жить только духом, люди должны жить и телом. Если же они будут жить телом, служить телу, заботиться о нем, то будут жить все врозь, будут жить так, как живут теперь, и никогда не придет царство Божие. Как же быть? думал Иисус. Жить одним духом нельзя, а жить телом, как теперь живут мирские люди, дурно, и если жить так, то все будут жить врозь и никогда не придет царство Божие. Как же быть? Убить себя в своем теле, подумал Иисус, нельзя, потому что дух живет в теле по воле Бога. Убить себя значит идти против воли Бога. И, раздумав так, Иисус сказал себе: выходит так, что нельзя жить одним духом, потому что дух живет в теле. Нельзя тоже жить одним телом, служить телу, как живут все люди. Нельзя также и освободиться от тела, убить себя, потому что дух живет в теле по воле Бога. Что же можно? Можно одно: жить в теле, как того хочет Бог, но, живя в теле, служить не телу, а Богу. И, рассудив так, Иисус вышел из пустыни и пошел по городам и селам проповедовать свое учение.

(Мф. 4, 3 10; Лк. 4, 3 15)

Вопросы: 1) Что думал Иисус после проповеди Иоанна? 2) Что бы было, если бы люди жили одним духом? 3) Что бывает от того, что каждый человек живет для своего тела? 4) Почему нельзя избавиться от тела? 5) Как же надо жить?

И разнеслась молва об Иисусе по округе, и много народу стало ходить за ним и слушать его. И он говорил народу: Вот вы ходили слушать Иоанна в пустыню, зачем вы ходили к нему? Ходят смотреть людей в богатых одеждах, но те живут во дворцах, а в пустыне ничего этого не было. Зачем же вы ходили к Иоанну в пустыню? Вы ходили слушать того, кто учил вас доброй жизни. Как же он учил вас? Он учил вас тому, что должно прийти царство Божие, но что для того, чтобы оно пришло, чтобы не было зла в мире, нужно, чтобы все люди жили не врозь, каждый для себя, а все было едино, все любили друг друга. Так для того, чтобы пришло царство Божие, вам прежде всего надо изменить жизнь свою. Царство Божие придет не само собою, не Бог устроит это царство, а вы сами должны и можете установить это царство Божие, а установите вы его тогда, когда постараетесь изменить жизнь свою. Не думайте, что царство Божие явится видимым образом. Царство Божие нельзя видеть. И если вам скажут: оно здесь или там, не верьте этому и не ходите. Царство Божие не во времени или месте каком нибудь. Оно везде и нигде, потому что оно внутри вас, в вашей душе.

(Мф. 11, 7 12; Лк. 16, 16; 17, 20 24)

Вопросы: 1) Что говорил Иисус об учении Иоанна? 2) Что нужно, чтобы наступило царство Божие? 3) Где царство Божие?

И все яснее и яснее толковал Иисус свое учение. И один раз, когда собралось к нему много народа, он стал говорить народу о том, как надо жить людям для того, чтобы пришло царство Божие. Он говорил: Царство Божие совсем другое, чем царства мирские. В царство Божие войдут не гордые, не богатые. Гордые и богатые царствуют теперь. Они теперь веселятся, и теперь их все хвалят и уважают. Но покуда они будут гордыми и богатыми и в душе их не будет царства Божия, не войдут они в царство Божие. Войдут в царство Божие не гордые, а смиренные, не богатые, а нищие. Но войдут в царство Бога смиренные и нищие только тогда, когда они будут смиренными и нищими не оттого, что они не сумели сделаться славными и богатыми, а оттого, что не хотели грешить, чтобы стать знатными и богатыми. Если же вы нищие только оттого, что не сумели разбогатеть, то вы как соль несоленая. Соль нужна только тогда, когда она солона; если же она не солона, то она ни на что уже не годится, и ее выбрасывают. Так и вы, если вы нищие только оттого, что не сумели разбогатеть, то и вы никуда не годитесь ни в бедные, ни в богатые. И потому прежде всего одно на свете нужно: это быть в царстве Божием. Ищите царства Божия и правды его, и все, что вам нужно, будет у вас. И не думайте, что я учу чему нибудь новому; я учу тому же, чему учили вас все мудрецы и святые люди. Я учу только тому, как исполнять то, чему они учили. А чтобы исполнять то, чему они учили, надо соблюдать заповеди Божий, не говорить только про них, как говорят ложные учителя, а исполнять их. Потому что только тот, кто исполняет заповеди Божии и примером своим научает и других исполнять их, только тот войдет в царство небесное.

(Мф. 5, 1 20; Лк. 6. 20 26)

Вопросы: 1) Чем отличается царство Божие от царств мирских? 2) Какими должны быть люди, чтобы войти в царство Божие? 3) Чему учил Иисус?

И Иисус сказал: Первая заповедь в том, что в старом законе сказано: не убий. И что грешен тот, кто убивает. А я говорю вам, что если человек сердится на брата, то он уже грешен перед Богом; еще больше грешен, если он сказал брату грубое, ругательное слово. Так что если станешь молиться и вспомнишь, что ты сердишься на брата, то, прежде чем молиться, поди и помирись с ним, и если нельзя тебе почему нибудь сделать это, то в душе своей затуши злобу против брата. Это одна заповедь. Другая заповедь в том, что в старом законе сказано: не прелюбодействуй, а если разошелся с женою, то дай ей разводную. А я говорю вам, что не только не должен человек прелюбодействовать, но если он смотрит на женщину с дурными мыслями, то он уже грешен перед Богом. О разводе же говорю вам, что кто разведется с женою, тот сам прелюбодействует и жену вводит в прелюбодеяние, вводит в грех и того, кто женится на разведенной. Это вторая заповедь. Третья заповедь в том, что в старом законе вашем сказано: не преступай клятвы, но исполняй перед Богом клятвы твои. А я говорю вам, что клясться совсем не надо, а что если спрашивают тебя о чем нибудь, то говори: да, если да; и нет, если нет. Клясться же ничем нельзя. Человек весь во власти Бога, и потому он не может вперед обещаться, что сделает то, в чем поклянется. В этом третья заповедь. Четвертая заповедь в том, что в старом законе сказано: око за око и зуб за зуб. А я говорю вам, что не надо платить злом за зло, и око за око, и зуб за зуб. И если кто ударит тебя в одну щеку, лучше подставить другую щеку, чем за удар ответить ударом. И кто захочет взять у тебя рубашку, то лучше отдать и кафтан, чем враждовать и драться с братом. Не надо злом противиться злу. В этом четвертая заповедь. Пятая заповедь в том, что в старом законе вашем сказано: люби человека своего народа, а ненавидь людей чужих народов. А я говорю вам, что надо любить всех людей. Если люди считают себя врагами вашими, и ненавидят, и проклинают вас, и нападают на вас, то вы все таки любите их и делайте им добро. Все люди сыны одного Отца. Все братья, и потому надо одинаково любить всех людей. В этом пятая и последняя заповедь.

(Мф. 5, 21 48)

Вопросы: 1)В чем 1 я заповедь? 2) В чем 2 я? 3) В чем 3 я? 4) В чем 4 я? 5) В чем 5 я заповедь?

И сказал еще Иисус всем слушающим его о том, что будет от того, что они станут исполнять его заповеди. Не думайте, сказал он, что если не будете сердиться на людей, будете мириться со всеми, будете жить с одной женщиной, не будете клясться и присягать, не будете защищаться против обижающих вас, будете отдавать всё, что у вас просят, будете любить врагов, не думайте, что если будете жить так, то жизнь ваша будет трудная, хуже той, какую вы ведете теперь. Не думайте этого жизнь ваша будет не хуже, а много лучше теперешней. Отец наш небесный дал нам свой закон не для того, чтобы жизнь наша стала хуже, а для того, чтобы мы имели жизнь истинную. Живите по этому учению, и придет царство Божие, и все, что вам нужно, будет у вас. Птицам и животным Бог дал свой закон, и когда они живут по этому закону, им хорошо. И вам будет хорошо, если будете исполнять закон Бога. То, что я говорю, ведь я говорю не от себя, а это закон Бога, и закон этот записан в сердцах всех людей. Если бы закон этот не давал всем людям блага, Бог не дал бы его. Закон вкратце в том, чтобы любить Бога и ближнего, как самого себя. Тот, кто исполняет этот закон, поступает с другими, как он хочет, чтобы другие поступали с ним. И потому всякий, кто слушает слова эти мои и исполняет их, делает то же, что делает человек, строящий дом на камне: такой человек не боится ни дождя, ни разлива рек, ни бурь, потому что дом его построен на камне. А всякий, кто слушает слова мои и не исполняет их, тот делает то же, что делает человек безрассудный, если строит дом свой на песке. Такой дом не устоит ни от воды, ни от бурь и упадет и разрушится. И когда Иисус окончил эти слова, народ дивился учению его.

Толстой Лев Николаевич

Учение Христа, изложенное для детей

Лев Николаевич Толстой

Учение Христа, изложенное для детей

ПРЕДИСЛОВИЕ

В прошлом году у меня образовалась маленькая школа из крестьянских детей от десяти до тринадцати лет. Желая передать им учение Христа так, чтобы оно было понятно им и имело бы влияние на их жизнь, я рассказывал им своими словами те места из четырех Евангелий, которые казались мне самыми понятными, доступными детям и, вместе с тем, самыми нужными для нравственного руководства в жизни. Чем дальше я занимался этим, тем яснее мне становилось ‑ и из пересказов детей, и из вопросов их ‑ все то, что легче воспринималось ими и что более привлекало их. Руководствуясь этим, я и составил эту книжечку. Думаю, что чтение ее по главам, сопровождаемое вызываемыми этим чтением объяснениями о необходимости приложения в жизни вечных истин этого учения, не может не быть благотворно для детей, по словам Христа, особенно восприимчивых к учению о царстве Божием.

Лев Толстой

Иисус Христос своим учением и жизнью открыл людям то, что дух Божий живет в каждом человеке. По учению Иисуса Христа, все бедствия людей от того, что они жизнь свою полагают в теле своем, а не в духе Божием. От этого они враждуют друг с другом, от этого мучаются душой, от этого боятся смерти. Дух Божий ‑ это любовь. И любовь живет в душе каждого человека. Полагай люди жизнь свою в духе Божием ‑ в любви, и не будет ни вражды, ни душевных мучений, ни страха смерти. Все люди желают себе добра. Учение Христа открывает людям то, что добро это дано им любовью и что все люди могут иметь это благо. От этого и учение Христа называется Евангелием. Ев ‑ значит благое, ангелион ‑ значит весть, ‑ благая весть.

(Первое послание Иоанна 4, 7, 12, 16)

Вопросы: 1) Что открыл людям Иисус Христос? 2) Что бывает от того, если люди полагают жизнь в теле? 3) Что такое дух Божий в человеке? 4) Что будет от того, что люди будут полагать жизнь в духе?

Иисус родился 1908 лет тому назад от Марии, жены Иосифа. До 30 лет Иисус жил в городе Назарете с матерью, отцом и братьями и, когда возрос, помогал отцу в его плотничной работе. Когда Иисусу было уже 30 лет, он услыхал, что народ ходит слушать проповеди святого пустынника. Пустынника этого звали Иоанн. И Иисус вместе с народом пошел в пустыню, чтобы послушать проповедь Иоанна. Иоанн говорил, что пришло время царства Божия, такое время, когда все люди будут понимать, что они все равны, что нет ни высшего, ни низшего и что все должны жить в любви и согласии друг с другом. Он говорил, что время это близко, но наступит совсем только тогда, когда люди перестанут делать неправду. Когда простые люди спрашивали Иоанна: что мне делать? ‑ он говорил, что тому, у кого две одежды, надо одну отдавать нищему; также тому, у кого есть пища, делиться с тем, у кого ее нет. Богатым же людям Иоанн говорил, чтобы они не обирали народ. Солдатам говорил, чтобы они не разбойничали, были довольны тем, что получают, и не сквернословили. Фарисеям и саддукеям, законникам (*) говорил, чтобы они переменили свою жизнь и покаялись. ‑ Не думайте, ‑ говорил он им, ‑ что вы особенные люди. Перемените свою жизнь, и перемените так, чтобы по делам вашим видно было, что вы переменились. А если не переменитесь, то не миновать вам того, что бывает с плодовым деревом, когда оно не приносит плода. Если дерево не приносит плода, его срубают на дрова; то же будет и с вами, если не будете делать добрых дел. Если не перемените своей жизни, все пропадете.

(* Фарисеи и саддукеи ‑ представители религиозно‑политических группировок в Древней Иудее; первые выражали интересы зажиточных слоев населения и отличались особым рвением в исполнении правил благочестия (в переносном смысле фарисей ‑ лицемер, ханжа), вторые представляли высших жрецов, землевладельцев и служилую знать. Законники, или книжники, ‑ класс лиц, посвятивших себя изучению и истолкованию Иудейского закона. *)

Всех людей Иоанн уговаривал быть милосердными, справедливыми, кроткими. И тех, кто обещался исправить свою жизнь, Иоанн, в знак перемены их жизни, купал в реке Иордане. И когда он купал их, он говорил: ‑ Я очищаю вас в воде, но совсем очистить вас может только дух Божий в вас самих. И слова Иоанна о том, что людям надо переменить свою жизнь для того, чтобы наступило царство Божие, и что очиститься люди могут только духом Божиим, слова эти запали в сердце Иисуса. И чтобы обдумать все то, что он услыхал от Иоанна, Иисус не вернулся домой, а остался в пустыне. И прожил так много дней, раздумывая о том, что он слышал от Иоанна.

(Мф. 1, 18; Лк. 2, 51; 3, 23; Мф. 3, 1‑13; Лк. 3, 3‑14; Мф. 4, 1‑2)

Вопросы: 1) Где и в какой семье родился Иисус? 2) Что проповедовал Иоанн народу, богатым людям, солдатам, фарисеям и саддукеям? 3) Как Иисус слушал проповедь Иоанна и какие слова запали ему в душу? 4) Куда он пошел после того, как слышал Иоанна?

Иоанн говорил, что для того, чтобы пришло царство Божие, людям надо очиститься духом Божиим. Что же значит очиститься духом Божиим? ‑ думал Иисус. ‑ Если очиститься духом значит жить не для своего тела, а для духа Божия, ‑ думал Иисус, ‑ то действительно пришло бы царство Божие, если бы люди жили духом Божиим; потому что дух Божий один и тот же во всех людях. И живи все люди духом, все люди были бы едины, и пришло бы царство Божие. Но люди не могут жить только духом, люди должны жить и телом. Если же они будут жить телом, служить телу, заботиться о нем, то будут жить все врозь, будут жить так, как живут теперь, и никогда не придет царство Божие. Как же быть? ‑ думал Иисус. ‑ Жить одним духом нельзя, а жить телом, как теперь живут мирские люди, дурно, и если жить так, то все будут жить врозь и никогда не придет царство Божие. Как же быть? Убить себя в своем теле, ‑ подумал Иисус, ‑ нельзя, потому что дух живет в теле по воле Бога. Убить себя значит идти против воли Бога. И, раздумав так, Иисус сказал себе: выходит так, что нельзя жить одним духом, потому что дух живет в теле. Нельзя тоже жить одним телом, служить телу, как живут все люди. Нельзя также и освободиться от тела, убить себя, потому что дух живет в теле по воле Бога. Что же можно? Можно одно: жить в теле, как того хочет Бог, но, живя в теле, служить не телу, а Богу. И, рассудив так, Иисус вышел из пустыни и пошел по городам и селам проповедовать свое учение.

(Мф. 4, 3‑10; Лк. 4, 3‑15)

Вопросы: 1) Что думал Иисус после проповеди Иоанна? 2) Что бы было, если бы люди жили одним духом? 3) Что бывает от того, что каждый человек живет для своего тела? 4) Почему нельзя избавиться от тела? 5) Как же надо жить?

И разнеслась молва об Иисусе по округе, и много народу стало ходить за ним и слушать его. И он говорил народу: ‑ Вот вы ходили слушать Иоанна в пустыню, зачем вы ходили к нему? Ходят смотреть людей в богатых одеждах, но те живут во дворцах, а в пустыне ничего этого не было. Зачем же вы ходили к Иоанну в пустыню? Вы ходили слушать того, кто учил вас доброй жизни. Как же он учил вас? Он учил вас тому, что должно прийти царство Божие, но что для того, чтобы оно пришло, чтобы не было зла в мире, нужно, чтобы все люди жили не врозь, каждый для себя, а все было едино, все любили друг друга. Так для того, чтобы пришло царство Божие, вам прежде всего надо изменить жизнь свою. Царство Божие придет не само собою, не Бог устроит это царство, а вы сами должны и можете установить это царство Божие, а установите вы его тогда, когда постараетесь изменить жизнь свою. Не думайте, что царство Божие явится видимым образом. Царство Божие нельзя видеть. И если вам скажут: оно здесь или там, ‑ не верьте этому и не ходите. Царство Божие не во времени или месте каком‑нибудь. Оно везде и нигде, потому что оно внутри вас, в вашей душе.

(Мф. 11, 7‑12; Лк. 16, 16; 17, 20‑24)

Вопросы: 1) Что говорил Иисус об учении Иоанна? 2) Что нужно, чтобы наступило царство Божие? 3) Где царство Божие?

И все яснее и яснее толковал Иисус свое учение. И один раз, когда собралось к нему много народа, он стал говорить народу о том, как надо жить людям для того, чтобы пришло царство Божие. Он говорил: ‑ Царство Божие совсем другое, чем царства мирские. В царство Божие войдут не гордые, не богатые. Гордые и богатые царствуют теперь. Они теперь веселятся, и теперь их все хвалят и уважают. Но покуда они будут гордыми и богатыми и в душе их не будет царства Божия, не войдут они в царство Божие. Войдут в царство Божие не гордые, а смиренные, не богатые, а нищие. Но войдут в царство Бога смиренные и нищие только тогда, когда они будут смиренными и нищими не оттого, что они не сумели сделаться славными и богатыми, а оттого, что не хотели грешить, чтобы стать знатными и богатыми. Если же вы нищие только оттого, что не сумели разбогатеть, то вы как соль несоленая. Соль нужна только тогда, когда она солона; если же она не солона, то она ни на что уже не годится, и ее выбрасывают. Так и вы, ‑ если вы нищие только оттого, что не сумели разбогатеть, то и вы никуда не годитесь ‑ ни в бедные, ни в богатые. И потому прежде всего одно на свете нужно: это быть в царстве Божием. Ищите царства Божия и правды его, и все, что вам нужно, будет у вас. И не думайте, что я учу чему‑нибудь новому; я учу тому же, чему учили вас все мудрецы и святые люди. Я учу только тому, как исполнять то, чему они учили. А чтобы исполнять то, чему они учили, надо соблюдать заповеди Божий, ‑ не говорить только про них, как говорят ложные учителя, а исполнять их. Потому что только тот, кто исполняет заповеди Божии и примером своим научает и других исполнять их, только тот войдет в царство небесное.

(Мф. 5, 1‑20; Лк. 6. 20‑26)

Вопросы: 1) Чем отличается царство Божие от царств мирских? 2) Какими должны быть люди, чтобы войти в царство Божие? 3) Чему учил Иисус?

И Иисус сказал: ‑ Первая заповедь в том, что в старом законе сказано: не убий. И что грешен тот, кто убивает. А я говорю вам, что если человек сердится на брата, то он уже грешен перед Богом; еще больше грешен, если он сказал брату грубое, ругательное слово. Так что если станешь молиться и вспомнишь, что ты сердишься на брата, то, прежде чем молиться, поди и помирись с ним, и если нельзя тебе почему‑нибудь сделать это, то в душе своей затуши злобу против брата. Это одна заповедь. Другая заповедь в том, что в старом законе сказано: не прелюбодействуй, а если разошелся с женою, то дай ей разводную. А я говорю вам, что не только не должен человек прелюбодействовать, но если он смотрит на женщину с дурными мыслями, то он уже грешен перед Богом. О разводе же говорю вам, что кто разведется с женою, тот сам прелюбодействует и жену вводит в прелюбодеяние, вводит в грех и того, кто женится на разведенной. Это вторая заповедь. Третья заповедь в том, что в старом законе вашем сказано: не преступай клятвы, но исполняй перед Богом клятвы твои. А я говорю вам, что клясться совсем не надо, а что если спрашивают тебя о чем‑нибудь, то говори: да, если да; и нет, если нет. Клясться же ничем нельзя. Человек весь во власти Бога, и потому он не может вперед обещаться, что сделает то, в чем поклянется. В этом третья заповедь. Четвертая заповедь в том, что в старом законе сказано: око за око и зуб за зуб. А я говорю вам, что не надо платить злом за зло, и око за око, и зуб за зуб. И если кто ударит тебя в одну щеку, лучше подставить другую щеку, чем за удар ответить ударом. И кто захочет взять у тебя рубашку, то лучше отдать и кафтан, чем враждовать и драться с братом. Не надо злом противиться злу. В этом четвертая заповедь. Пятая заповедь в том, что в старом законе вашем сказано: люби человека своего народа, а ненавидь людей чужих народов. А я говорю вам, что надо любить всех людей. Если люди считают себя врагами вашими, и ненавидят, и проклинают вас, и нападают на вас, то вы все‑таки любите их и делайте им добро. Все люди сыны одного Отца. Все братья, и потому надо одинаково любить всех людей. В этом пятая и последняя заповедь.

Толстой Лев Николаевич

Лев Николаевич Толстой

Учение Христа, изложенное для детей

ПРЕДИСЛОВИЕ

В прошлом году у меня образовалась маленькая школа из крестьянских детей от десяти до тринадцати лет. Желая передать им учение Христа так, чтобы оно было понятно им и имело бы влияние на их жизнь, я рассказывал им своими словами те места из четырех Евангелий, которые казались мне самыми понятными, доступными детям и, вместе с тем, самыми нужными для нравственного руководства в жизни. Чем дальше я занимался этим, тем яснее мне становилось - и из пересказов детей, и из вопросов их - все то, что легче воспринималось ими и что более привлекало их. Руководствуясь этим, я и составил эту книжечку. Думаю, что чтение ее по главам, сопровождаемое вызываемыми этим чтением объяснениями о необходимости приложения в жизни вечных истин этого учения, не может не быть благотворно для детей, по словам Христа, особенно восприимчивых к учению о царстве Божием.

Лев Толстой

Иисус Христос своим учением и жизнью открыл людям то, что дух Божий живет в каждом человеке. По учению Иисуса Христа, все бедствия людей от того, что они жизнь свою полагают в теле своем, а не в духе Божием. От этого они враждуют друг с другом, от этого мучаются душой, от этого боятся смерти. Дух Божий - это любовь. И любовь живет в душе каждого человека. Полагай люди жизнь свою в духе Божием - в любви, и не будет ни вражды, ни душевных мучений, ни страха смерти. Все люди желают себе добра. Учение Христа открывает людям то, что добро это дано им любовью и что все люди могут иметь это благо. От этого и учение Христа называется Евангелием. Ев - значит благое, ангелион - значит весть, - благая весть.

(Первое послание Иоанна 4, 7, 12, 16)

Вопросы: 1) Что открыл людям Иисус Христос? 2) Что бывает от того, если люди полагают жизнь в теле? 3) Что такое дух Божий в человеке? 4) Что будет от того, что люди будут полагать жизнь в духе?

Иисус родился 1908 лет тому назад от Марии, жены Иосифа. До 30 лет Иисус жил в городе Назарете с матерью, отцом и братьями и, когда возрос, помогал отцу в его плотничной работе. Когда Иисусу было уже 30 лет, он услыхал, что народ ходит слушать проповеди святого пустынника. Пустынника этого звали Иоанн. И Иисус вместе с народом пошел в пустыню, чтобы послушать проповедь Иоанна. Иоанн говорил, что пришло время царства Божия, такое время, когда все люди будут понимать, что они все равны, что нет ни высшего, ни низшего и что все должны жить в любви и согласии друг с другом. Он говорил, что время это близко, но наступит совсем только тогда, когда люди перестанут делать неправду. Когда простые люди спрашивали Иоанна: что мне делать? - он говорил, что тому, у кого две одежды, надо одну отдавать нищему; также тому, у кого есть пища, делиться с тем, у кого ее нет. Богатым же людям Иоанн говорил, чтобы они не обирали народ. Солдатам говорил, чтобы они не разбойничали, были довольны тем, что получают, и не сквернословили. Фарисеям и саддукеям, законникам (*) говорил, чтобы они переменили свою жизнь и покаялись. - Не думайте, - говорил он им, - что вы особенные люди. Перемените свою жизнь, и перемените так, чтобы по делам вашим видно было, что вы переменились. А если не переменитесь, то не миновать вам того, что бывает с плодовым деревом, когда оно не приносит плода. Если дерево не приносит плода, его срубают на дрова; то же будет и с вами, если не будете делать добрых дел. Если не перемените своей жизни, все пропадете.

(* Фарисеи и саддукеи - представители религиозно-политических группировок в Древней Иудее; первые выражали интересы зажиточных слоев населения и отличались особым рвением в исполнении правил благочестия (в переносном смысле фарисей - лицемер, ханжа), вторые представляли высших жрецов, землевладельцев и служилую знать. Законники, или книжники, - класс лиц, посвятивших себя изучению и истолкованию Иудейского закона. *)

Всех людей Иоанн уговаривал быть милосердными, справедливыми, кроткими. И тех, кто обещался исправить свою жизнь, Иоанн, в знак перемены их жизни, купал в реке Иордане. И когда он купал их, он говорил: - Я очищаю вас в воде, но совсем очистить вас может только дух Божий в вас самих. И слова Иоанна о том, что людям надо переменить свою жизнь для того, чтобы наступило царство Божие, и что очиститься люди могут только духом Божиим, слова эти запали в сердце Иисуса. И чтобы обдумать все то, что он услыхал от Иоанна, Иисус не вернулся домой, а остался в пустыне. И прожил так много дней, раздумывая о том, что он слышал от Иоанна.

(Мф. 1, 18; Лк. 2, 51; 3, 23; Мф. 3, 1-13; Лк. 3, 3-14; Мф. 4, 1-2)

Вопросы: 1) Где и в какой семье родился Иисус? 2) Что проповедовал Иоанн народу, богатым людям, солдатам, фарисеям и саддукеям? 3) Как Иисус слушал проповедь Иоанна и какие слова запали ему в душу? 4) Куда он пошел после того, как слышал Иоанна?

Иоанн говорил, что для того, чтобы пришло царство Божие, людям надо очиститься духом Божиим. Что же значит очиститься духом Божиим? - думал Иисус. - Если очиститься духом значит жить не для своего тела, а для духа Божия, - думал Иисус, - то действительно пришло бы царство Божие, если бы люди жили духом Божиим; потому что дух Божий один и тот же во всех людях. И живи все люди духом, все люди были бы едины, и пришло бы царство Божие. Но люди не могут жить только духом, люди должны жить и телом. Если же они будут жить телом, служить телу, заботиться о нем, то будут жить все врозь, будут жить так, как живут теперь, и никогда не придет царство Божие. Как же быть? - думал Иисус. - Жить одним духом нельзя, а жить телом, как теперь живут мирские люди, дурно, и если жить так, то все будут жить врозь и никогда не придет царство Божие. Как же быть? Убить себя в своем теле, - подумал Иисус, - нельзя, потому что дух живет в теле по воле Бога. Убить себя значит идти против воли Бога. И, раздумав так, Иисус сказал себе: выходит так, что нельзя жить одним духом, потому что дух живет в теле. Нельзя тоже жить одним телом, служить телу, как живут все люди. Нельзя также и освободиться от тела, убить себя, потому что дух живет в теле по воле Бога. Что же можно? Можно одно: жить в теле, как того хочет Бог, но, живя в теле, служить не телу, а Богу. И, рассудив так, Иисус вышел из пустыни и пошел по городам и селам проповедовать свое учение.

(Мф. 4, 3-10; Лк. 4, 3-15)

Вопросы: 1) Что думал Иисус после проповеди Иоанна? 2) Что бы было, если бы люди жили одним духом? 3) Что бывает от того, что каждый человек живет для своего тела? 4) Почему нельзя избавиться от тела? 5) Как же надо жить?

И разнеслась молва об Иисусе по округе, и много народу стало ходить за ним и слушать его. И он говорил народу: - Вот вы ходили слушать Иоанна в пустыню, зачем вы ходили к нему? Ходят смотреть людей в богатых одеждах, но те живут во дворцах, а в пустыне ничего этого не было. Зачем же вы ходили к Иоанну в пустыню? Вы ходили слушать того, кто учил вас доброй жизни. Как же он учил вас? Он учил вас тому, что должно прийти царство Божие, но что для того, чтобы оно пришло, чтобы не было зла в мире, нужно, чтобы все люди жили не врозь, каждый для себя, а все было едино, все любили друг друга. Так для того, чтобы пришло царство Божие, вам прежде всего надо изменить жизнь свою. Царство Божие придет не само собою, не Бог устроит это царство, а вы сами должны и можете установить это царство Божие, а установите вы его тогда, когда постараетесь изменить жизнь свою. Не думайте, что царство Божие явится видимым образом. Царство Божие нельзя видеть. И если вам скажут: оно здесь или там, - не верьте этому и не ходите. Царство Божие не во времени или месте каком-нибудь. Оно везде и нигде, потому что оно внутри вас, в вашей душе.