Униатство и римо-католическое воздействие на православную сербию. – А с точки зрения вероучения

«О, мои русины! Через вас я надеюсь обратить в католицизм весь восток!» - восклицал папа римский Климент VIII. Русинами тогда называли жителей на территории нынешней Западной Украины. Теперь они называют себя украинцами, но от делегируемой им Ватиканом миссии обращения в католичество православной Украины отказываться не собираются.

Переходите в грекокатолцизм, чтобы оттуда было легче обратиться в полноценный католицизм, призывал украинцев национал-фашист Дмитро Донцов. Он считал, что православие сближает украинцев с Москвой, и призывал отречься от православия.

Наступление униатства, которое мы наблюдаем сегодня на Украине, - это реализация в XXI в. вышеупомянутых слов папы римского Климента VIII, произнесённых им четыреста лет назад.

Границы грекокатолицизма - это границы агрессивного проникновения римского католицизма на земли православной ойкумены. Взгляните на конфессиональную карту Европы: униатская дуга пролегает от Украины и Белоруссии до Албании и Македонии, захватывая восточную Польшу, восточную Словакию, часть Венгрии, Румынию, Болгарию.

Политическая задача униатства - раскалывать духовно-идеологическое единство православной ойкумены, лишать его монолитности, служить источником нестабильности, вносить в православное общество не свойственные ему идеологемы.

* * *

Никогда православная Малороссия (Украина) не знала попыток скрестить христианство с ксенофобией. Не знала, пока не получила в свой состав униатскую Галичину, где грекокатолицизм был домашней религией украинских националистов.

Национализму всегда нужен враг, ибо без врага существование национализма теряет смысл. Он начинает процесс самоуничтожения. В Галичине христианство принесли в жертву русофобии, предельно извратив заповеди Христа, соединив их с идеологией Бандеры и Шухевича.

Этим Украина напоминает Румынию. В православной Румынии есть населенная венграми и этническими немцами Трансильвания. Там всегда сильны позиции униатства и католичества.

При поддержке Берлина и Вены трансильванские униаты смогли достичь влиятельного положения в интеллектуальном сообществе Румынии. В результате их ненавязчивого вмешательства антиосманская по своей сути идея Великой Румынии превратилась в антирусскую.

Апологеты Великой Румынии уже не хотят освобождения румынских земель из-под османского ига (Османской империи уже нет), а хотят посеять семена ненависти, с одной стороны, между Молдавией и Украиной, с другой - Приднестровьем и Россией. Только так они видят возможность появления на карте мира Великой Румынии.

Трансильванские униаты латинизируют румынскую политическую идеологию, как галичанские униаты латинизируют идеологию православной Украины. Под влиянием униатства православная в большинстве своём Украина конфликтует с единоверной Россией во благо Ватикана.

Врезаясь в православное тело Балкан, униатство служит рубежом между балканскими католиками (хорваты, словенцы, албанские католики) и балканскими православными (сербы, македонцы, православные албанцы).

Во время Второй мировой войны балканские униаты были гораздо более примирительно настроены к гитлеровским оккупантам, чем православные. Например, православные албанцы уходили в партизаны, а албанцы-униаты не спешили бороться с итальянскими фашистами и немецкими нацистами (как это напоминает униатскую Галичину, где ОУН-УПА, дивизия СС «Галичина» сплошь состояли из местных униатов!). Католическая Хорватия, не без поддержки Ватикана, тоже встала на сторону Гитлера.

В Сербии униаты (русины) компактно проживают в Воеводине, откуда родом о. Гавриил Костельник. Обвинив унию в антиправославном колониализме, о. Гавриил перешёл в православие, участвовал в Львовском соборе 1946 г., ликвидировавшем Брестскую унию. За это он был убит украинскими униатами.

Социологическое наблюдение: среди проукраинских униатов Воеводины популярна идея переименования русинов в украинцев, на выборах они в большинстве голосуют за прозападных кандидатов, любят НАТО и т. д.

Давайте представим, как бы выглядела конфессиональная карта Европы, если бы не существовало грекокатолицизма. Православная ойкумена простиралась бы монолитной дугой от черногорского побережья Адриатики и средиземноморского побережья Греции через Болгарию, Украину и Белоруссию до российского Сахалина на Тихом океане.

Русская православная церковь - самая многочисленная из поместных православных церквей (около 100 млн. верующих!). В её географическом соприкосновении с Болгарской, Сербской и другими православными церквями Запад видел угрозу своей гегемонии.

Для того и создано было униатство, чтобы нарушить это географическое единство. Потом взялись за разрыв духовного единства. На Украине, например, учредили раскольнический «киевский патриархат», союзника униатов в православной канонической среде. Штаб-квартиру униатов из Львова перенесли в Киев (впервые в истории южно-русских (украинских) земель!), министрами и заместителями назначили выходцев с Западной Украины, т. е. тоже униатов.

Незадолго до евромайдана украинские националисты грозились вдохнуть второе дыхание в белорусский грекокатолицизм. Белорусский национализм потому выглядит так бледно на фоне разнузданного украинского национализма, что доля униатов в Белоруссии ничтожна. И резни поляков, как это было на Волыни в 1943 г., в Белоруссии не было по той же причине, хотя эта республика - самая «польская» из всех республик СССР.

Выводы пусть читатель делает сам.

01.09.2005

УНИАТСТВО И РОССИЯ.
Краткий исторический обзор (1)

Зарождение униатства

В половине XI в., последовал полный разрыв между церквами Восточною и Западною. Вместо прежних мирных отношений, между ними установились отношения неприязненные. Но, несмотря на это, и греки, и латиняне весьма часто предпринимают попытки к соединению церквей. Однако такие попытки были непрочны, так как со стороны греков, главным образом, хлопотали о соединении церквей императоры; греческая же иepapхия в большинстве и народ всегда были против соединения, так как видели в нем подчинение Восточной церкви папе. Из множества попыток к соединению церквей, вообще неудачных, особенно замечательны две, сопровождавшиеся печальными последствиями для греко-восточной церкви. Это, так называемые, унии - лионская (1274 г.) и флорентийская (1439 г.). В 1261 г. латинская империя в Константинополе пала. Никейский император Михаил VIII Палеолог (1259-1282 г.), при содействии генуэзцев, отнял у латинян Константинополь и восстановил Византийскую империю. Но положение восстановленной империи и ее государя было весьма. затруднительное, так как им угрожали не только внешние враги, но и внутреннее враждебное отношение народа к незаконно захватившему престол Палеологу. Поэтому немедленно же по взятии Константинополя, он вступил в сношения с папою Урбаном IV, а потом Климентом IV; посылал к ним несколько посольств с богатыми подарками и предложениями касательно соединения церквей. Впрочем, переговоры с этими папами не привели ни к каким положительным результатам, главным образом потому, что папы не доверяли Палеологу. Только с 1271 г., когда на папский престол вступил Григорий X., особенно сильно желавший соединения церквей, конечно, с подчинением Восточной церкви Западной, переговоры о соединении пошли успешней. Григорий, в ответ на предложение Палеолога предшествовавшим папам, прислал ему письмо в котором восхвалял его намерение подчиниться апостольскому престолу и приглашал на назначенный им в 1274 г. Лионский собор для окончательного решения вопроса о соединении церквей. При этом папа в числе условии соединения выставлял принятие греками латинского чтения символа с прибавлением filioque и признание главенства папы. Палеолог решился на соединение церквей на предложенных условиях, стараясь расположить к унии и греческое духовенство. Патриарх и епископы, несмотря на его убеждения, все-таки не соглашались на унии. Удалив патриарха на время в монастырь, Палеолог заготовил с единомышленными ему епископами грамоту от греческого духовенства к папе и снарядил посольство на Лионский собор, и на четвертом заседании собора была решена уния между церквами Восточною и Западною. Но дело унии слишком было непрочно. Только император с партией своих приверженцев принял ее. Все же вообще греки, и духовные и миряне, не желавшие и не искавшие унию, не хотели иметь никакого общения с римскою церковью. Со стороны православных стали раздаваться проклятия на униатов, с ними не хотели иметь никаких сношений, считали даже за осквернение прикосновение к ним и разговор с ними. Со смертью Палеолога окончилась и Лионская уния. Сын и преемник его, Андроник II (1283-1328 г.) стал решительно на сторону православных. В 1283 г. в Константинополе собран был собор, на котором осуждено было главное римское заблуждение - учение об исхождении Св. Духа и от Сына. В то же время судили и преследовали униатов. Церкви, в которых совершалось униатское богослужение, были освящены вновь, как оскверненные. Через несколько десятилетий не осталось и следов лионской унии на Востоке.

Флорентийская уния

Подобный же исход имела и уния флорентийская. К началу XV ст. Византийское правительство, по примеру прежних лет, искало помощи на Западе и, главным образом, у пап. Иоанн VI Палеолог (1425 – 1448 г.), предвидя скорое и неизбежное падение империи под оружием турок, решался для спасения ее испытать последнее средство, – под предлогом соединения церквей подчинить греко-восточную Церковь папе и за это получить помощь от западных государей. В этих видах он начал переговоры с папою Евгением IV. Папа согласился на предложение императора. Между ними условлено было составить вселенский собор из представителей греческой и латинской церквей и на нем решить соединение. Предложено было также пригласить на собор западных государей, с тем, чтобы по окончании собора, убедить их подать помощь Византийской империи. После долгих переговоров о месте собора, наконец, назначили его в Ферраре. Папа принял на свой счет проезд и содержание во время собора греческих епископов. В конце 1437 г. отправились в Феррару Иоанн Палеолог, Константинопольский патриарх Иосиф, уполномоченные от восточных патриархов и несколько греческих епископов. Отправился на собор даже русский митрополит Исидор, родом грек, давно уже согласившийся на унию. На первых же порах по прибытии в Феррару греческие иерархи испытали несколько оскорблений от латинян. Так, папа требовал, чтобы патриарх Иосиф, при встрече с ним, поцеловал, по латинскому обычаю, его туфлю, и только после решительного отказа со стороны Иосифа оставил свое требование. Прежде открытия собора происходили частные совещания между греческими отцами о вероисповедных разностях. На этих совещаниях со стороны греков особенно выдавались - Марк, митрополит Ефесский (он же представитель Иерусалимского патриарха), и Виссарион, митрополит Никейский. Марк Ефесский не сделал никаких уступок в пользу латинского учения. Наконец, 8 окт. 1438 г., папа, по соглашению с императором, открыл собор, хотя из западных государей никто не приехал. Главным спорным вопросом было латинское учение об исхождении Св. Духа и от Сына. Греческие отцы поставили этот вопрос на почву каноническую и доказывали, что латинская церковь поступила неправильно, когда внесла в Никейский символ filioque, вопреки положительному запрещению третьего Вселенского собора делать какие-либо прибавления к символу веры. Латиняне, напротив, утверждали, что латинская церковь в этом случае не ввела нового учения, а только раскрыла то, которое заключалось в символе. В такого рода спорах прошло 15 заседаний. Греческие отцы, особенно Марк Ефесский, как и прежде, оставались не уступчивыми. За это папа начал стеснять их содержанием. Между тем в Ферраре появилась чума. Под этим предлогом, папа в 1439 г. перенес собор во Флоренцию. Здесь продолжались споры о том же предмете. Только латиняне перенесли вопрос о filioque с почвы канонической на догматическую. Они доказывали, что учение об исхождении Св. Духа и от Сына правильно само в себе и подтверждали это местами из Св. Писания и древних отеческих писаний, с произвольным толкованием. Греческие отцы, с своей стороны, возражали на это, что из приводимых латинянами мест Св. Писания и отеческих творений нельзя выводить латинского учения об исхождении Св. Духа и от Сына. Иоанну Палеологу была крайне неприятна неуступчивость греческих отцов. Он стал убеждать их придти к соглашению с латинянами. Но Марк Ефесский был против этого и назвал латинян еретиками. Палеолог все-таки продолжал действовать в пользу соединения. Со своими приверженцами он составил такое изложение учения о Св. Духе: греки, признавая, что Дух Святой исходит от Отца, не отвергают, что Он исходит и от Сына. Но Марк Ефесский и другие отвергали это изложение. Латиняне, между тем, требовали полного принятия их учения о Св. Духе. Императору ничего не оставалось делать, как убеждениями и угрозами заставить греческих отцов исполнить это требование. Он так и сделал. Волей-неволей греческие отцы должны были согласиться на требование императора. Вместе с тем они согласились и на признание главенства папы. Относительно же обрядовых разностей больших споров не было; латиняне согласились одинаково допускать обряды, как латинской, так и греческой церкви.

Когда, таким образом, дело соглашения приведено было к концу, составлен был акт соединения церквей, в котором между прочим, изложено было латинское учение о Св. Духе и главенстве папы. Этот акт подписали все греческие епископы кроме Марка Ефесского и патриарха Иосифа последний в это время умер. Папа, не видя подписи Марка, откровенно сказал: «мы ничего не сделали». Все-таки акт торжественно был прочитан в соборной церкви на латинском и греческом языках и, в знак общения и соединения, греки и латиняне обнялись и поцеловались Папа на радости дал грекам корабли, и они отправились домой. По возвращении в Константинополь, Палеолог имел случай убедиться, как непрочно соединение церквей, вынужденное обстоятельствами и совершенное при посредстве разных происков и насилий.

Те же греческие епископы, которые согласились на унию во Флоренции, по приезде в Константинополь, отказались от нее, выставляя на вид то, что их там принудили согласиться на соединение с латинянами. Греческое духовенство и народ, узнав об унии, пришли в раздражение, и униатов считали за еретиков. Вокруг Марка Ефесского сгруппировались все защитники Православия. Патриархи Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский были также против унии. Они составили в 1443 г. в Иерусалиме собор, на котором произнесли отлучение на всех приверженцев унии. Хотя Палеолог, в видах распространения уний возводил на патриарший Константинопольский престол одного за другим приверженцев унии, но уния мало подвигалась вперед. Да и сам император, не получив с Запада ожидаемой помощи, относился холодно к делу унии.

Униатство в России

Несмотря на то, что попытки соединения с Западной Церковью на Востоке окончились неудачей, они нашли отголосок и в России. Первая попытка принадлежала митрополиту Исидору, участвовавшему на Флорентийском соборе, но она была, конечно, совершенно безплодна, так как он действовал за свой страх. Гораздо успешней вопрос об унии с Западной церковью пошел в Киевской митрополии в XVI в. Для подготовки почвы, в Вильне была открыта в 1570 г. коллегия, члены которой принимали все меры к пропаганде унии. В таком духе в 1577 г. ученым Скаргою было написано сочинение «О единстве церкви». В этом сочинении Скарга описывает безпорядки русской церкви и доказывает, что только уния может уничтожить их, а для нее православным нужно только принять учение Римской церкви и главенство папы. Вместе с тем пропаганда иезуитов находила благодарную почву и среди архиереев, которые были недовольны тяжкою зависимостью от греков. Первые серьезные попытки соединения с Западной церковью и принадлежат епископам, среди которых надо отметить Ипатия Поцея, Кирилла Луцкого, Гедеона Львовского и др. Их попытка, закончившаяся поездкой Ипатия Поцея и Терлецкого с изъявлением покорности папе (1595 г.), все-таки была неудача, так как братства и священники не признали унии и предали изменников архиереев проклятию. В следующем году 1596-м для введения унии собрался в Бресте собор, на который кроме епископов, духовенства и мирян прибыли два патриарших экзарха Никифор и Кирилл Лукарис. Собор разделился на две партии - православную и униатскую, из которых каждая вела заседания отдельно, но униаты самовольно решили вопрос об унии с Западной церковью в положительном смысле и непосредственно затем началось гонение на православие. Братства были объявлены мятежными сходками и подверглись преследованиям. У православных отбирали церкви и даже Киево-Софийский монастырь перешел к униатам. При всех, однако, усилиях поднять унию на счет православия, она очень плохо прививалась. Униаты презирались и православными, и католиками и уния нужна была Риму и Польше как переходная ступень к католичеству. И, действительно, в униатское богослужение все более и более входят католические обряды и униаты находятся под сильным давлением латинской церкви. Что касается православных, впавших в унию, то они всегда тяготились своим положением и как только по трактату вечного мира с Польшей 1686 г. Россия получила право ходатайствовать за православных жителей Польши, взоры последних не переставали обращаться к русскому правительству с надеждами на помощь. Петр Великий прямо грозил римской курии гонением на католичество у себя в России, если права православных в Польше будут пренебрегаемы по старому, но эти угрозы не имели успеха. Еще хуже было положение православных в Польше при Елизавете, которая уклонилась от содействия им, так что они даже пытались обратиться за помощью к Фридриху прусскому.

При Екатерине II православные жители Польши еще раз обратились к России за помощью. Вместе с тем вопрос о польских диссидентах рассматривался и на сейме в 1764 г. Русское население Польши было крайне недовольно унией и желало от нее скорей освободиться, при чем с особенной силой это стремление выразилось в Польской Украине, где много сделали в этом направлении епископ Гервасий Лонцевский и игумен Матронинского монастыря в Чигиринской области Мелхисидек Значко-Яворский. Но стремления диссидентов порвать с унией возбуждали еще больше фанатизм поляков, которые подвергали их всевозможным насилиям и истязаниям за веру. Не помогло православным и введение в Польшу русских войск, так как поляки представили русским народное религиозное движение, как противогосударственный крестьянский бунт и разбой, и преследования православных приняли еще более тяжелую форму. Лишь после первого раздела Польши в 1772 г. освободилась от этих преследований Белоруссия, доставшаяся России. Благодаря энергии арх. Георгия к православию присоединилось за самый короткий промежуток времени более 130000 душ. Но на окраине, оставшейся за Польшей, положение Православной Церкви вовсе не изменилось, пока в 1793-1795 годах не последовали второй и третий разделы Польши, и России не были возвращены остальные древне-русские области, кроме Галиции, доставшейся Австрии. Постепенно менялось и отношение русского правительства к униатам. Указом 1794 г. было разрешено воссоединение униатов в полной мере и к концу царствования Екатерины II число воссоединенных униатов дошло до 2 миллионов и в среде ревнителей унии возникло даже стремление к сближению ее с православием. Таков был униатский архиепископ Ираклий Лисовский (1784 - 1809). При Павле I католичество и иезуиты пользовались большим влиянием, а потому дело воссоединения униатов совсем остановилось. При Александре I только в начале его царствования продолжалось господство иезуитов, в 1815 г. он повелел их изгнать из обеих столиц, а в 1820 г. из всей России. Одновременно с падением влияния католичества, поднялось дело воссоединения униатов. В 1803 г. вышел указ, которым обращение униатов в католичество было запрещено, а в следующем году в число членов католической коллегии указано было ввести одного униатского епископа и трех униатов асессоров. В 1805 г. коллегия была разделена на два департамента, католический и униатский; председателем последнего был назначен Лисовский. Наконец в 1806 г. он был возведен в сан самостоятельного митрополита. Униатская церковь таким образом почти совсем сделалась самостоятельной. Деятельность Лисовского и одного из его преемников Красовского на митрополичьей кафедре оставила значительный след в истории униатства. Благодаря им из среды белого духовенства явились новые деятели - Иосиф Семашко, Василий Лужицкий и Антоний Зубко, которые и довели до конца начатое ими дело. В этом им помогли, кроме их дарований и энергии, и изменившиеся политические обстоятельства. С воцарением Николая I была провозглашена незыблемость православия и сам государь хорошо ознакомился с действительным положением униатской церкви. В 1828 г. открыта была особая униатская коллегия, независимая от католической. Затем последовали закрытия нескольких базилианских монастырей, подчинение всех остальных епархиальной власти и основание униатской семинарии в Жировицах. После польского восстания 1830 - 1831 г.г. лучшие базилианские монастыри были или закрыты, или переданы православным, в том числе знаменитый Почаевский монастырь. Епархии было оставлено только две - Литовская, епископом которой в 1833 г. назначен был Иосиф Семашко, и Белорусская - под управлением м. Булгака. Между тем Иосиф С. разработал общий план воссоединения униатов, состоявший в том, чтобы воссоединение с Православной Церковью единовременно было принято повсюду всем униатским духовенством. В начале 1837 г. заведывание делами униатской церкви от министерства внутренних дел переходит к обер-прокурору Св. Cинода, что подготовляло подчинение этой церкви прямо самому Синоду. Со смертью м. Булгака в 1838 г. председателем униатской коллегии делается Иосиф и подготовление воссоединения быстро заканчиваются. 12 февраля 1839 г. собор униатских архиереев и высшего духовенства, собравшийся в Полоцке, составил торжественный акт о присоединении униатской церкви к Православной. За пастырями присоединилось к православной церкви и все полуторамиллионное униатское население их епархий. После воссоединения униатов Белоруссии и Литвы уния оставалась еще в Привислинском крае, в униатской Холмской епархии. Здесь главным деятелем по подготовке воссоединения был протоиерей Маркелл Поппель. В 1873 г. государь выразил свое согласие на воссоединение. После этого в январе 1874 г. в Седлецкой губернии воссоединилось с православною церковью до 50.000 униатов, а 18 февраля в Холме собрался собор духовенства с м. Поппелем во главе и составил акт о воссоединении всей Холмской епархии. 11 мая, в день свв. Кирилла и Мефодия, последовало само торжество воссоединения. Уния осталась в силе лишь в австрийской Галиции. Так окончилась, к славе Православия, попытка соединения с Западной церковью и в России.

Послесловие
После заключения Брестского мира в 1918 г к Польше отошла часть Западной Белоруссии и Западной Украины. На этих землях снова возродилось униатство. Во время Великой Отечественной войны, по благословению римского папы, униатское духовенство, прикрываясь «борьбой с большевиками», деятельно поддерживало Гитлера. По окончании войны Сталин приказал ликвидировать организацию предателей и изменников Родины, пособников фашизма. По ходатайству Русской Православной Церкви, униатам было дано прощение, но при условии их воссоединения с Русской Православной Церковью. Так вторично уния перестала существовать и возродилась только после начала «перестройки».

Подготовка к печати, примечания, послесловие: ОПБ, с. БНК, СПб–К, 30 – 31.08.05 а.

________________________________________________________________

(1) Печатается по статье «Флорентийская уния; попытки соединения с Западной Церковью на Востоке и в России. Униаты». Полный Православный энциклопедический словарь. М.: «Возрождение», 1992, Т. 2.Репринт

(2) Византийская империя была захвачена латинянами после взятия Константинополя в 1204 г. крестоносцами. Внезапный, с целью наживы, штурм Царьграда, предпринятый по пути в Иерусалим «освободителями Гроба Господня», сопровождался ужасающим разграблением города. Историк А.Нечволодов так описывает это событие: «Рыцари, плавая в крови мирных обитателей Царьграда, позволяли себе неслыханные жестокости и святотатства. Все церкви были ими дочиста ограблены; в числе похищенных святынь были Животворящий Крест и Терновый Венец Господень, (и Плащаница Господа – С. Б.), риза Богородицы, глава Иоанна Крестителя, мощи Апостола Андрея Первозванного и великих святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста, равноапостольной царицы Елены и святого Иоанна Милостивого. В храме Святой Софии благородные рыцари собственноручно изрубили на части и разделили между собой святой престол, слитый из золота с драгоценными каменьями, в то время как распутная женщина плясала на горнем месте и пела непристойные песни. Когда латиняне творили эти неслыханные кощунства и святотатства, патриарх Иоанн, одетый в рубище, верхом на осле выехал из залитого кровью несчастного города» (А. Нечволодов. «Сказания о Русской Земле». СПб, 1913, Кн. I, Ч. II., с. 243). После этого Византийская империя была разделена на несколько княжеств. Грекам достался небольшой удел со столицей в Никее. Властолюбивый папа Инокентий III (основатель инквизиции), поспешил воспользоваться разорением Византии и ослаблением Православия и попытался подчинить себе Русскую Церковь. «Папа решил, что раз, «волею Всевышнего» «нечестивая схизма перестала существовать», он сделался главой Восточной Церкви, неожиданно достигнув того, о чем не могли мечтать его предшественники. Теперь следовало окончательно стереть следы ненавистной Греческой Церкви» (Н.Н.Воейков. Церковь, Русь, и Рим. Минск. «Лучи Софии»., с. 144 – 145). В 1207 г. он послал обращение ко всем русским князьям, где говорилось, что он более не может удерживать «своих отеческих чувств» и, призывая Русь под свое покровительство, говорит: «вот, теперь греческая империя и Церковь почти вся покорилась апостольскому седалищу и униженно приемлет от него повеления, – ужели ж не будет несообразным, если часть (т.е. Церковь Русская) не станет сообразовываться со своим целым и не последует ему?» (Н.Тальберг. История Русской Церкви. М., Изд. Сретенского монастыря, 1997, с. 75). Попытка папы успеха не имела. Русские князья, помня злодейское опустошение Царьграда, с возмущением отвергли попытку папы. Услышав, что папа мечем св. Петра покорит народы, и сделает его королем, князь Роман Волынский (Галицкий), обнажив свой меч, спросил римского легата: «таков ли меч у папы? Если такой, то он может брать им города и дарить другим. Но это противно Слову Божию: ибо иметь такой меч и сражаться им Господь запретил Петру» (Тальберг, с. 74). Здесь князь разумел слова Господа Апостолу Петру: «вложи меч в ножны… ибо все, взявшие меч, мечем погибнут» (Ин. 18, 11; Мф. 26, 52). Вскоре от меча св. князя Александра погибли два крестовых похода, предпринятых с целью насильственной латинизации Руси (один завершился разгромом шведов возле Невы в 1240 г., другой – гибелью тевтонских рыцарей на Чудском озере в 1242 г.).

(3) Filioque – филиокве (лат.: «и от Сына») – латинское добавление в догмат Символа Веры об исхождении Св. Духа.

Похоже, Ватикан явно устал от Украинской греко-католической церкви

Одним из наиболее резких критиков состоявшейся в Гаване встречи лидера Римской католической церкви (РКЦ) Папы Франциска и Патриарха Кирилла стала Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ). Со своими примерно 4 миллионами прихожан УГКЦ является крупнейшей из униатских церквей, находящихся под юрисдикцией Ватикана. Теперь же он, как представляется ее руководству, «ради примирения с Русской православной церковью» (РПЦ) фактически «бросает украинских униатов на произвол судьбы».

Глава УГКЦ «верховный архиепископ» Святослав (Шевчук) (на фото) , например, весьма неуважительно по отношению к авторитету собственного религиозного лидера – Папы Римского заявил: «Такое ощущение, что за нашими плечами кто-то торгует нашими душами, кто-то договаривается, даже на уровне мировых религиозных деятелей». По словам С. Шевчука, из многолетнего опыта можно сказать: «когда Ватикан и Москва организуют встречи или подписывают какие-то совместные тексты, то нам (униатам) нечего ожидать от этого чего-то хорошего». Особое недовольство Святослава Шевчука вызвали разделы подписанной руководителями двух Церквей декларации, касающиеся Украины в целом и УГКЦ в частности. Он негодует, к примеру, по поводу того, что, никак не был привлечен к выработке указанного документа. По его мнению, он имел полное право на это, будучи официальным членом Папского совета по делам единства между христианами, который в лице кардинала Курта Коха и занимался с католической стороны выработкой совместной декларации. Шевчук сетует: «Меня никто не просил высказать своего мнения, и, по сути, как это было и раньше, говорили о нас – без нас, не дав нам голоса».

Понять переживания архиепископа Святослава нетрудно, Ватикан впервые публично и юридически закрепленно отказался от осуществлявшегося на протяжении почти полутысячелетия проекта завоевания православного духовного пространства посредством унии – признания власти Папы при сохранении собственной восточной обрядности.

Отрекся он и от политики прозелитизма в целом. В гаванском документе ясно и недвусмысленно сказано: «Недопустимо использовать неподобающие средства для принуждения верующих к переходу из одной Церкви в другую, пренебрегая их религиозной свободой и их собственными традициями. Мы призваны воплощать в жизнь завет апостола Павла и «благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании» (Рим. 15:20)». В отношении же греко-католиков констатируется: «Сегодня очевидно, что метод «униатизма» прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства». При этом в декларации отмечено, что уже созданные «в результате исторических обстоятельств» униатские церковные общины «имеют право существовать» и далее - не распускать же их по образцу 1945 года. Однако, если сам их основатель, духовный покровитель и руководитель в лице римского первосвященника фактически признает эту практику несостоятельной, то отныне они объективно обречены на маргинализацию и постепенное угасание. Осознавая это, Святослав Шевчук, при всей обиде на Рим, не спешит отвергать полностью кормящую руку. Свою паству он призывает: «Мы пережили не одно подобное заявление, переживём и это. Нам нужно помнить, что наше единство и полное общение со Святейшим Отцом, наследником апостола Петра, не является предметом политического соглашения, дипломатической конъюнктуры, и не зависит от чёткости некоего текста Совместной декларации». А вот тут лидер украинских униатов явно лукавит. Подобных заявлений и признаний со стороны Ватикана за всю историю унии не было никогда.

Конечно, по примеру прежних веков в позиции Рима можно было бы предположить наличие неких иезуитских хитростей, с помощью которых он в состоянии легко изменить данному слову. Но реалии сегодняшнего дня и проблемы, стоящие перед самой католической церковью, подсказывают, что эта страница перевернута, и Святому престолу, действительно, не до экспансии. Хорошо бы сохранить имеющееся, особенно в Старом свете, который все более теряет свои христианские традиции. Более того, есть все основания полагать, что дистанцирование Ватикана от УГКЦ связано не только с осознанием им изжитости самого явления униатства, но и с весьма неоднозначным поведением этой церкви и ее духовного руководства. Многие его поступки бросают тень на провозглашаемые Папой постулаты миролюбия и подрывают авторитет РКЦ в целом.

Не будет преувеличением сказать, что из всех конфессий современной Украины УГКЦ является самой политизированной и воинственной. Пресловутая «галицийская пассионарность», навязавшая свою волю Киеву, во многом объясняется чрезвычайно высокой степенью идеологического воздействия клира УГКЦ на всю общественную жизнь и настроения в Западной Украине. Его крайний национализм, граничащий с ксенофобией, нетерпимость к другим нациям и конфессиям откровенно вступают в противоречие с принципами римского универсализма. Причастность многочисленных капелланов УГКЦ к нагнетанию страстей на майдане и оправданию жестокостей т.н. АТО в Восточной Украине также хорошо известны. В пасхальном послании архиепископ Святослав, например, провозглашает Иисуса Христа «первой жертвой небесной сотни». О радикализме униатских верхов свидетельствует и то, как Святослав Шевчук в высшей степени предвзято истолковал пункт гаванской декларации, в котором выражается скорбь в связи с противостоянием на Украине, а все стороны конфликта призываются к «благоразумию, общественной солидарности и деятельному миротворчеству». Он умудрился усмотреть в этих словах совсем не тот смысл, который они содержали. По его словам: «Сегодня многие обращались ко мне по этому поводу и говорили, что чувствуют себя преданными Ватиканом, разочарованным половинчатостью правды в этом документе и даже косвенной поддержкой со стороны Апостольской Столицы агрессии России против Украины. Я, конечно, понимаю эти чувства».

А предшественник Шевчука, дослужившийся до кардинала Любомир Гузар откровенно призывает бороться с Россией до победного конца и считает, что «если матери не благословят своих детей на войну, то не будет украинского государства».

Не устраивает руководство католической церкви и постоянное своеволие, демонстрируемое УГКЦ, которая рассматривает Ватикан как «дойную корову», а сама поступает так, как ей заблагорассудится. При поддержке нынешних государственных властей, включая президента Порошенко, она, например, активно требует повышения своего статуса до патриархата, «как у других восточных церквей». Ее глава, именуемый ныне «верховным архиепископом», соответственно должен был бы носить титул Патриарха, подобно Патриарху маронитскому. Первое заявление нового главы УГКЦ верховного архиепископа Святослава (Шевчука) касалось именно необходимости предоставления УГКЦ статуса патриархата. Об этом же после избрания Франциска заявил и экс-глава УГКЦ кардинал Любомир (Гузар). По сути это означало бы, что, не теряя покровительства РКЦ, в своем внутреннем поведении УГКЦ обретала бы полную самостоятельность. Рим при этом не получает ничего.

Существуют проекты, идущие еще дальше – объединение всех трех действующих на Украине православных церквей – УПЦ (МП), УПЦ (КП), УАПЦ вместе с УГКЦ в единую поместную церковь. Правда, непонятно вообще в какую – православную или униатскую? Об этом почему-то никто и не говорит. Представить себе подобный симбиоз противоречащих друг другу традиций и устремлений крайне трудно, но проект этот продвигается реально. О нем, например, говорит и Любомир Гузар: «Мы церковь разделили и этим сами себя сделали плохими христианами. Если бы мы были действительно стопроцентными христианами, то мы бы заботились, чтобы церковь была одна, независимо от всех политических обстоятельств… Речь не идет (о том), хотим мы или не хотим. Здесь нет выбора. Если хочешь исполнять Божью волю, работай, чтобы церковь была одна».

Предпринимаются и практические попытки такого церковного строительства. В г. Ровно, например, местными руководителями епархий всех указанных церквей, а также двумя представителями Ровенской областной государственной администрации уже был подписан «Меморандум о создании Украинской поместной церкви». Эта инициатива, однако, пока провалилась, поскольку ряд ее участников по трезвом размышлении свои подписи отозвали. Но, очевидно, на этом дело не остановится.

Данное образование с богословской точки зрения, конечно, было бы совсем чем-то невообразимым, не столько объединяющим, сколько подрывающим устои входящих в него конфессий. Не удивительно, что РКЦ эту идею не поддерживает и в целом демонстрирует свое прохладное отношение к вопросу унии, не видя в ней больше исторической перспективы.

И, наверно, будет вполне оправданным сказать, что, если Европа устала от правящих властей современной Украины, то Ватикан явно устал от УГКЦ.

Отмирание униатства, разумеется, не будет одномоментным, но в сложившихся обстоятельствах свой смысл существования или “raison d"être” оно явно утрачивает.

УНИАТСТВО. ИСТОРИЯ НЕНАВИСТИ

Сразу хочу сказать, что мне все время было неясно, откуда же появилась такая ненависть к нам, русским, со стороны Западной Украины? Ну, присоединили их сначала в 1654г., потом в 1939г. И все жили тихо и спокойно, а эти вдруг к нам с такой лютостью...Знала я и при униатов, но все же не связывалось что-то, не все было понятно.

Я всегда считала и считаю, что наша цивилизация построена на религии, т.е. на христианстве, что религия и есть суть вопроса и ключ к пониманию исторических процессов. Поэтому хочу обратиться к истории. Может быть, все об этом давно знают и мой рассказ совсем не будет интересен. А может быть, и вы узнаете для себя что-то интересное. Если кому-то не понравится - возражайте. Или просто проходите мимо!

Я расскажу своими словами по возможности кратко обо всем, что удалось найти по данному вопросу.
После нападения татаро-монголов Киев был почти полностью разрушен и длительное время являлся городом, не игравшим уже никакого политического значения. Центр Руси переместился во Владимир и, пока русские князья были заняты своими междоусобицами, земли, теперь называемые Украиной, постепенно перешли под власть Польши и Литвы. Папа римский предпринимал атаку за атакой, чтобы силой или хитростью обратить население этих земель в католичество. Задача была - укрепить свою власть на завоеванных территориях с непокорным населением, власть не только светскую, но и духовную. Помимо высокой цели обращения «еретиков» в истинную веру у Католической Церкви была еще и очень земная цель: все католики обязаны были платить десятину. Но вредные "туземцы" никак не хотели продать свою веру! И тогда Святой Престол сделал «ход конем»: хорошо, мы оставляем вам ваши церкви, ваши иконы, вашу Литургию и ваших священников - а от вас всего-то и требуется признавать власть Папы Римского и платить десятину. Так и появилась Украинская Греко-Католическая Церковь, в миру называемая униатской (от слова "уния", т.е. союз).

Для завершения и провозглашения унии был созван специальный собор в Бресте. Главным организатором унии, т.е. исполнителем воли папы римского, был иезуит Пётр Скарга, его приспешником стал. митрополит Михаил Рагоза. Последний объявил, что собор начнётся 8 октября 1596 года, на самом деле он начался на два дня раньше. Этот манёвр был рассчитан на то, что униаты-епископы смогут закончить дело келейно ещё до того, как на собор съедутся противники унии – их решили поставить перед свершившимся фактом.

Униаты вместе с католическими епископами и королевскими представителями собрались в Николаевской церкви. За закрытыми дверями выработали тактику в отношении сторонников православия. Было решено пригласить их на собор только в том случае, если православные согласятся не выступать против унии. Эту задачу взял на себя Пётр Скарга. Однако священники отвергли какое бы то ни было соглашение с униатами и иезуитами. Униаты ответили репрессиями. Митрополит Рагоза в грамоте предал проклятию противников унии, лишил сана православное духовенство, отлучив его от церкви, и сообщил, что церковные должности будут переданы только тем, кто признает единение с католической церковью. По приказанию королевских представителей собор закончили быстро, митрополит Рагоза и епископы приняли католическо-униатское вероисповедание и присягнули на верность папе римскому.

Заключив унию с епископами православной церкви, Ватикан потребовал от униатского духовенства соблюдения только главных положений католицизма: безусловного признания главенства папы над униатской церковью и поминовение его во время богослужений, а в части исповедания веры - признания, что Святой Дух исходит от Бога-отца и Бога-сына. В обрядовом же отношении для привлечения широких масс верующих униатской церкви было разрешено придерживаться старой православной практики богослужения и обрядности при совершении религиозных таинств причащения, крещения, покаяния, миропомазания и т. д. Таким образом, униатская церковь признала основные догматы католицизма и власть папы римского, сохранив лишь православную обрядность. Эта уступка православию была продиктована необходимостью считаться с отрицательным отношением православных к католической церкви, проявить известную гибкость, а проще говоря – хитрость, чтобы добиться подчинения православной церкви Ватикану.
Вся территория современной Западной Украины попала в духовный плен римских первосвященников…Воинствующие католики решили окончательно уничтожить православие путем жестоких гонений и преследований православных верующих и духовенства. В селах, где паны католики самовластно распоряжались в приходских церквах, они силой принуждали священников переходить в унию, а непокорных изгоняли. Если прихожане защищали своего священника и не принимали униатство, паны отдавали церковь в аренду евреям, которые хозяйски владели ключами от церкви и брали плату за каждую службу, хозяйничали грубо и кощунственно. Православные, лишенные своих храмов, принуждались ходить в униатские, т.е. в свои бывшие православные. Православных священников угрозами и хитростью вынуждали переходить в унию.

В конце XVI - первой половине XVII в. в ответ на усиление национально-религиозного и социального гнета в Юго-Западной Руси прокатилась широкая волна казацко-крестьянских восстаний. Они в результате привели к проведению 8 января 1654 г. Переяславской Рады, которая приняла единодушное решение о воссоединении двух частей Руси. После этого на большей части малороссийских земель очаги униатства были ликвидированы, причем ликвидация была, мягко говоря, без сантиментов. Россия всегда отличалась веротерпимостью и не насаждала православие на завоеванных землях силой. Более того, православие по своей сути не агрессивно и миролюбиво, в отличие от католицизма, который свою веру насаждал огнем и мечом. Вспомним крестовые походы, инквизицию с охотой на ведьм и истреблением коренных народов на завоеванных территориях! В обозримом прошлом ни одна из православных стран не начинала войн и не воевала друг с другом, в отличие от стран католических. Но в случае с униатами все было иначе: православные рассматривали униатов как вероотступников, как предателей своей исконной веры. Вероотступничество – грех, который не может быть прощен.

Теперь становится понятным, откуда ненависть и злоба у униатов к "москалям" и полякам: и те, и другие преследовали и гнобили их еще 400 лет назад, запрещали их церкви, их религию. А ведь религиозность на Западной Украине чрезвычайно сильна! Вспомните хотя бы частые кресты вдоль дорог с иконами и фигурками Божьей Матери! Для жителей Западной Украины греко-католичество было и остается одним из важнейших признаков национальной идентичности, вместе с национализмом - не говоря уже о том, что Греко-Католическая Церковь Украины всегда националистов поддерживала.

Вот откуда брались дивизия Галичина, Бандера, полицаи, а теперь фашисты, вот откуда это остервенение... Им было лучше с кем угодно, только не с русскими!

Есть и еще одно обстоятельство, которое нельзя сбрасывать со счетов: эти земли давным-давно «еврроинтегрировались»! На территории Западной Украины с 14 века существовало магдебургское право - одна из наиболее известных систем городского права, сложившаяся в XIII веке в городе Магдебург как феодальное городское право, согласно которому экономическая деятельность, имущественные права, общественно-политическая жизнь и сословное состояние горожан регулировались собственной системой юридических норм, что соответствовало роли городов как центров производства и денежно-товарного.

Так, Владимиру-Волынскому это право было даровано польским королем в 1324г., Львову в 1356г., Каменец-Подольску – в 1374г., Ровно - в 1492г., Мукачево – в 1445г., Луцку – в 1432г. и т.д. Киеву это право было даровано в 1494 – 1497г. и было отменено только в 1835г. указом императора Николая 1.

Жители городов, которые получили Магдебургское право, освобождались от феодальных повинностей, от суда и власти воевод, старост и других государственных чиновников. На основе Магдебургского права в городе создавался выборный орган самоуправления - магистрат. С введением Магдебургского права отменялось действие местного права, однако допускалось применение местных обычаев, если нормы, необходимые для решения спора, не были предусмотрены Магдебургским правом.

Безусловно, такая форма городского самоуправления в те времена была наиболее прогрессивной и в корне отличной от того, что существовало на остальной части Украины. Следует заметить также, что магдебургское право вводилось на этих территориях задолго до принятия унии, сам уклад жизни и жизнь среди католиков способствовали в дальнейшем, как я полагаю, переходу в униатство. Получается, что жители этих западных украинских территорий жили в иных условиях, нежели остальная часть народа Украины, они еще в те века восприняли культуру и идеологию европейских католических стран, хотя формально оставались православными.

Подавляющее большинство греко-католиков проживают в трех областях западной Украины: Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской. Наибольший подъем и расцвет Греко-католическая церковь Украины пережила в период между 1917 и 1946 годами. В 1946 году, уже в составе СССР и естественно под давлением, все греко-католические приходы Украины перешли в Православие принудительно, что униаты считают (и со своей точки зрения - вполне справедливо) трагедией. Вспомним, что Бандера был сыном униатского священника! Поражает недальновидность такой политики Сталина и ужасают ее последствия...
После 1946 и до распада Советского Союза греко-католики на Украине существовали подпольно, фактически повторяя судьбу православных после принятия Брестской унии.

Несчастный, настрадавшийся народ, который по воле нескольких негодяев оказался насильно оторванным от своей веры, от остальной части народа Украины. Они оказались гонимы как православными, так и католиками (хотя формально были уравнены в правах с католиками), вынуждены были любыми способами защищать себя и опять же веру, которая за века уже стала своей. Они немногочисленны и со всех сторон окружены. И от этого – очень агрессивны. По какой-то неведомой мне причине настоящими украинцами они считают только себя. Очевидно, для малой части народа срабатывает известный "комплекс Наполеона". И изменить в их отношении к нам ничего невозможно. К сожалению... Их можно было бы пожалеть, не будь они так по-звериному жестоки!

Немедленно после распада СССР униатство возродилось, а время как будто вернулось вспять, вновь вернулись средние века: Рим вновь тянет свои руки к Украине, Запад снова желает прибрать к рукам их души...и «десятину».

Что такое униатство сегодня? В первую очередь - самая распространенная конфессия на западной Украине. В каждой деревне есть храм - и в девяти случаях из 10 он будет греко-католическим. Внешне и внутренне такой храм почти ничем не отличается от православного, разве что иногда он будет построен в стиле «украинского барокко». Внутри - иконостас, амвон, перед солеей - аналой с иконой и иногда - Евангелием. Все иконы украшены вышитыми рушниками. В храме очень много хоругвей, чаще всего из белого льна, вышитых крестиком с вышитым же изображением святого в центре. Иконографическая манера у униатов своя: яркие краски и некая «простонародность», лубочность в изображении. Например, какие-нибудь второстепенные персонажи могут быть изображены в украинской народной одежде. Она, кстати, популярна и у самих униатов - вкупе с верой она, видимо, дает им в полной мере почувствовать себя «незалэжными» и «самостийными» украинцами. По крайней мере, подружки невесты на свадьбе всегда одеты в народный (и очень красивый) костюм. Главная отличительная черта интерьера храма - обязательные статуи Христа и девы Марии с зажженными свечам и лампадами вокруг них. Перед статуями всегда можно увидеть нескольких женщин, молящихся на коленях. К числу проявлений народного благочестия у униатов (хотя, вполне возможно, эта традиция характерна именно для украинцев, независимо от их конфессиональной принадлежности) относятся частые кресты вдоль дорог - памятные или обетные. Кресты эти довольно высокие, в центре креста висят иконы Спасителя или Богородицы, сам крест украшен венками из искусственных цветов и яркими разноцветными лентами, красиво развевающимися.

Украинский журналист и писатель Олесь Бузина сказал как-то в программе Соловьева: Сталин в 1939г. допустил огромную ошибку, когда присоединил Западную Украину, но не сделал ее автономией, а оставил единой столицей Киев! Жили бы они себе отдельно и спокойно...

А по мне, так они действительно отрезанный ломоть, они – другие, чужеродное тело в теле православной Украине. Ведь вода и масло никогда не смешаются! Очевидно, их борьба есть борьба как раз-таки за свою, униатскую, самостийность. Только они, дорвавшись до власти, хотят взять реванш за все те невзгоды, что пришлось пережить, хотят подмять под себя всю Украину, и также ненавидят православных украинцев, как и нас, «москалей».

О некоторых аспектах истории Греко-Католической Церкви в годы Первой и Второй мировых войн.

Лживая правда иезуитов

Не так давно мне удалось познакомиться с одним человеком, которому «посчастливилось» изучать латынь в иезуитском лицее. Рассказывая о своем обучении, он поделился со мной некоторыми наблюдениями. Одно из них буквально шокировало своей вызывающей откровенностью и цинизмом, а именно: он утверждал, что «братья» иезуиты абсолютно уверены, что ложь, высказанная публично, на самом деле не является ложью, если говоривший осознает, что намеренно лжет ради блага католической церкви и интересов иезуитского ордена. При этом он ссылался на «Духовные упражнения» Игнатия Лойолы, где, между прочим, написано следующее: «Чтобы во всем следовать истине, необходимо всегда быть расположенным верить, что то, что я вижу белым, черное, если иерархическая Церковь так определит» (1).

Фактически это его признание явилось для меня своеобразным ключом к пониманию истинной сути церковной унии, осуществленной в 1596 году между католиками и православными. Цинизм этой сделки в том и заключался, что православные, рассчитывавшие на равноправные отношения со своими собратьями из Католической Церкви, попросту были обмануты, ибо католики, следуя логике иезуитов (которые не даром являются одним из влиятельнейших орденов в Католической Церкви), нарушили все свои обещания, данные православным, о сохранении их религиозной идентичности.

На самом деле никто в Риме даже и не думал выстраивать с православными братские и взаимоуважительные отношения. В Католической Церкви всегда старались использовать унию, как таран, как средство для продвижения на Восток с целью окатоличивания православного населения Восточнославянского населения и последующего подчинения Православной Церкви, в том числе и в нашей стране, Ватикану.

Для того чтобы это понять, нужно хорошо присмотреться к действиям униатов в годы Первой и Второй мировых войн, к действиям, которые по сути своей, а точнее – от начала и до конца, являются откровенным прозелитизмом (2).

Насаждение чуждой веры

К 1914 году территория нынешней Западной Украины, т. е. та территория, где Греко-Католическая Церковь имела наибольшее количество приходов, духовенства и мирян, входила в состав Австро-Венгерской империи и официально называлась «Королевством Галиции и Лодомерии с Великим княжеством Краковским и княжествами Освенцима и Затора» (Königreich Galizien und Lodomerien mit dem Großherzogtum Krakau und den Herzogtümern Auschwitz und Zator).

Однако на Западе уже задолго до начала Первой мировой войны этот регион стал рассматриваться как плацдарм для последующего распространения католического влияния вглубь Российской империи.

Так, еще в 1900 году Папа Римский Лев XIII назначил митрополитом униатской церкви в Галиции польского графа Андрея Шептицкого, который «совершенно случайно» оказался выпускником иезуитской семинарии. Убежденный враг православия, Шептицкий начал свою бурную деятельность с того, что издал несколько посланий униатскому приходскому духовенству, в которых требовалось неуклонно и систематически пояснять народу о «зловредности» Православной Церкви, в частности отговаривая простых людей от популярного в то время паломничества в Почаевскую и Киево-Печерскую Лавру. Это, в принципе, было в духе действий австро-венгерских властей, преследовавших тех, кто открыто симпатизировал православию.

В 1907 году Шептицкий обсуждал вопрос католической миссии восточного обряда на территории Российской империи с Папой Пием X: «Шептицкому удалось убедить Пия X в том, что Греко-католическая церковь сможет сыграть провиденциальную роль своего рода моста, наведенного между католическим Западом и православной Россией… Пий X дал Шептицкому практически неслыханные патриаршие полномочия в России… Эти полномочия давали Шептицкому свободу в организации Католической церкви восточного обряда… В 1908 году Пий X дает письменное подтверждение этим чрезвычайным полномочиям, однако так, чтобы об этом не узнал никто из высокопоставленных лиц в Ватикане» (3).

И вот тут иезуитский талант Шептицкого проявился, что называется, «во всей красе»: понимая, что православный верующий народ, среди которого, собственно, и планировалось вести католическую пропаганду, воспротивится насаждению чуждой ему веры, Шептицкий идет на откровенный подлог и: «…сразу же оговаривает в самой жесткой форме во всех возможных документах необходимость “неуклонно соблюдать греко-славянский обряд во всей чистоте, не позволяя себе вводить какие-либо добавления латинского или иного обрядаˮ… Экклесиология этой униональной модели получила особое развитие в “восточных инициативахˮ понтификата папы Льва XIII и окончательно утвердилась при папе Пие X» (4).

"Честное слово" униатского кардинала
Кроме этого, Шептицкий предпринял ряд нелегальных поездок в Россию с целью ведения переговоров о переходе в католичество некоторых иерархов Русской Православной Церкви и налаживания связей со старообрядцами.

Но начавшаяся Первая мировая война внесла коррективы и во многом ограничила прозелитическую деятельность Шептицкого. Впрочем, необходимо отметить, что поначалу занявшие осенью 1914 года Львов русские войска не стали предпринимать против него и его сторонников каких-либо репрессивных мер, ограничившись лишь тем, что униатский кардинал дал «честное слово» генералу Брусилову, что не будет осуществлять никаких враждебных действий по отношению к России и православию.

Вскоре после этого Генерал-губернатор Галиции граф Георгий А. Бобринский издал обращение к населению, в котором обещал «строго соблюдать полную веротерпимость ко всем религиям и не допускать попыток к нарушению веротерпимости путем насильственного обращения в православие» (5). Правда, реальность оказалась не такой, как она виделась на бумаге. Описывая процесс присоединения оставшихся на территории Галиции униатов и связанные с ним перегибы, бывший протопресвитер русской армии и флота о. Георгий Щавельский писал: «Галицийское воссоединение показало, что ревность не по разуму весьма опасна, ибо она побуждает и умных людей творить большие глупости» (6).

В итоге эта ревность не по разуму обернулась невиданным террором со стороны австрийской власти к вновь обращенным в православие униатам: почти 10% униатских священников подверглись репрессиям за свои симпатии к России. При этом активную роль в репрессиях сыграли доносы представителей т.н. «украинской партии», которые стремились навсегда избавиться от столь ненавистных им «москвофилов». По минимальным данным, число беженцев достигало 100 тыс. человек. Но есть и более высокие цифры, согласно которым к лету 1915 года с отступающей русской армией регион покинуло 300 тыс. человек.

И все же, несмотря на распоряжения Брусилова и генерал-губернатора А. Бобринского, 19 сентября 1914 года Шептицкий был арестован и выслан в сопровождении русских жандармов в Киев. И только после Февральской революции 1917 года он был амнистирован.

Февральская революция открыла новые возможности для проникновения униатских идей в Россию. Уже в 1917–1918 годах в Петрограде и Москве возникают первые униатские общества. Просуществовать им суждено было очень недолго, и после распространения советской власти в большинстве регионов бывшей Российской империи Шептицкий вновь был вынужден сосредоточить всю свою деятельность на территории Галиции.

Греко-Католическая Церковь вслед за дивизиями Вермахта и СС

Но и в период между двумя мировыми войнами он продолжал считать объединение Православной и Католической Церквей высочайшей исторической миссией Греко-Католической Церкви: «10 октября 1939 года митрополит Андрей обратился к папе Пию XII за подтверждением тех особых полномочий для России, которые ему некогда делегировал Пий X. Однако Пий XII счел нецелесообразным обновить эти полномочия и заявил, что «в данный момент не представляется никакой нужды в ординарных или экстраординарных полномочиях». Из этого уклончивого ответа Шептицкий сделал заключение, что его особые полномочия для России оставлены без изменений, если не расширены» (7).

Именно поэтому в феврале 1940 года он призывает представителей униатского духовенства добровольно отправиться в приходы, которые предполагалось создать в Киеве, Одессе, Виннице и Полтаве. В то же время созванный в 1940 году во Львове униатский синод заявил одной из своих целей подготовку к работе по воссоединению Католической и Православной Церквей. И это при том, что «…уже в 1939 году, практически сразу после прихода Красной Армии во Львов, к миссии в Советском Союзе готовилась небольшая группа монахов… в 1940 году Шептицкий тайно назначает экзархом Сибири со всеми необходимыми полномочиями русского иезуита Виктора Новикова, который вместе со своими собратьями по ордену о. Уолтером Чишеком и о. Ежи Москвой, готовились к нелегальной поездке в Советский Союз» (8). Получив назначения от А. Шептицкого, под видом польских рабочих с западноукраинских земель они отправились на Урал, где и были арестованы НКВД.

А теперь обратите внимание на дату этого обращения: оно сделано фактически сразу после начала Второй мировой войны. Будучи грамотным политиком, Шептицкий почувствовал неизбежность столкновения между Германией и Советским Союзом и отдал свои предпочтения Гитлеру, что в последствии сослужило недобрую службу Греко-Католической Церкви. Но тогда он, безусловно, надеялся, что его пособничество нацистам послужит тем рычагом, с помощью которого он сможет перенаправить ход церковной истории в нужное ему русло и вслед за дивизиями Вермахта и СС ворваться на каноническую территорию Русской Православной Церкви.

Сегодня написано много исследований по поводу симпатий греко-католического духовенства и непосредственно самого Андрея Шептицкого к нацистскому режиму. Общеизвестно, что именно католические священники «духовно» окормляли и батальон «Нахтигаль», и дивизию СС «Галичина», и подразделения национальной украинской полиции, служившей нацистскому режиму и принимавшей активное участие в многочисленных карательных операциях, среди которых особо выделяется кровавая резня еврейского населения Львова.

В том числе униатское духовенство во главе со своим митрополитом оказывало нацистскому рейху и активную молитвенную поддержку: «Шептицкий неоднократно обращался к Гитлеру с приветственными посланиями, в которых неизменно желал победы фюреру германских фашистов. В частности, полное восторгов и подобострастия поздравительное письмо было направлено Гитлеру главой украинских униатов по случаю взятия немецкими войсками Киева. В продолжение всего периода оккупации Галиции германскими войсками Шептицкий и другие греко-католические иерархи регулярно служили молебны о даровании победы нацистам» (9).

Иезуитское поведение банальное лицемерие

Но уже в 1943 году отношение Шептицкого к германским властям начинает меняться. Будучи опытным политиком, он предвидит поражение немцев и поэтому с иезуитской быстротой и смекалкой меняет свое отношение к советской власти, которая вскоре вновь установилась в Галиции:

«Свою лояльность к советской власти митрополит Андрей демонстрировал весьма недвусмысленно. В докладной записке, составленной и. о. уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Совете народных комиссаров УССР С.Т. Даниленко (Кариным) отмечается, что в беседе с ним Шептицкий говорил: «Я искренне рад, что Советская власть освободила нас от этих немцев, и об этой радости и об обязанностях, вытекающих из нее, говорил и говорю верующим и духовенству. Не далее, как сегодня у меня состоялся собор местного духовенства. Так вот я поучал их, как нужно быть благодарным и покорным Советской власти, ниспосланной нам Богом, и духовенство с искренностью воспринимало и воспринимает мои поучения… С целью еще более убедительно продемонстрировать свою лояльность к советской власти Шептицкий 10 октября 1944 г. написал послание на имя Сталина. В нем глава галицких греко-католиков именовал советского лидера “Верховным вождемˮ и “Правителем СССР, главнокомандующим и великим маршалом непобедимой Красной Армииˮ. По поводу вступления советских войск на территорию Западной Украины Шептицкий писал: “Эти светлые события и терпимость, с которой Вы относитесь к нашей Церкви, вызвали и в нашей Церкви надежду, что она, как и весь народ, найдет в СССР под Вашим водительством полную свободу работы и развития в благополучии и счастьеˮ» (10).

И все же в дальнейшем это не помогло Греко-Католической Церкви избежать разгрома, учиненного советской властью. На мой взгляд, это не удивительно, ибо иезуитское поведение, которое на самом деле составляет самую суть Унии как таковой, является не чем иным, как обычным, банальным, лицемерием. А лицемерие, как мы видим, не пользовалось популярностью даже у безбожной советской власти. Лицемерие вообще противно человеческой природе, не говоря уже о том, что оно порицаемо Евангелием. Именно поэтому сегодня нам, современным православным христианам в Украине, так трудно понять поведение наших «собратьев» из Украинской Греко-Католической Церкви, которые на словах изъясняются нам в «братской любви» и уважении к православным традициям, а на деле продолжают рядиться под православных, тем самым продолжая задуманное их предшественниками продвижение на Восток.

Иеродиакон Иоанн (Курмояров)

Примечания:

1. Св. Игнатий Лойола. Духовные упражнения.
2. Прозелитизм – стремление обратить других в свою веру (Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. М.: Русский язык, 2000. С. 566).
3. Алексей Юдин. Брестская уния и Россия в первой половине XX века // 400 лет Брестской церковной унии, 1596–1996: критическая переоценка: Сборник материалов Международного симпозиума. Неймеген, Голландия / Науч. ред. Юдин А.; Пер.: Дорман А. и др.; Библ.-богосл. ин-т Св. Ап. Андрея. – М.: ББИ, 1998. С. 73.
4. Там же. С. 74.
5. Там же. С. 71.
6. Протоиерей Георгий Щавельский. Воспоминания. Том 1
7. Алексей Юдин. Брестская уния и Россия в первой половине XX века // 400 лет Брестской церковной унии, 1596–1996: критическая переоценка: Сборник материалов Международного симпозиума. Неймеген, Голландия / Науч. ред. Юдин А.; Пер.: Дорман А. и др.; Библ.-богосл. ин-т Св. Ап. Андрея. – М.: ББИ, 1998. С. 80.
8. Там же. С. 82.
9. Петрушко В. И. Униатский митрополит Андрей Шептицкий в годы Второй мировой войны.
10. Там же.