Вечное и преходящее. Преходящее и вечное Что для вас вечное и преходящее

Елена Юрьевна Томша

психолог

Музейная Педагогика в школе

вып.4, СПб., 2005

Ценности вечные и преходящие

(по материалам психологического исследования)

В последние годы в Гимназии при ГРМ проводились различные психологические исследования, основной целью которых было выявить влияние предметов музейного цикла на личностное развитие и становление учащихся. Принадлежность Гимназии к Русскому музею - то, что является ценностью для родителей, приводящих сюда детей, реализуемая в ее стенах программа «Здравствуй, музей!» - главное отличие от других гимназий и школ. Определить, на что влияет музейный компонент, как сказывается он на развитии детей, в каких конкретных чертах выражается - вот задача, которую мы ставили перед собой.

Интеллектуальное освоение музейных дисциплин проверить достаточно просто - результаты контрольных работ, опросов, уровень реферативных работ и ответов на экзаменах являются достоверными показателями. Значительно сложнее определить глубину влияния полученных знаний, найти, как отражаются они на уровне общей культуры учащихся и выпускников, как это выражается в особенностях их мировоззрения и системы отношений.

Психологией признается, что одной из важнейших составляющих личности являются ценности, позволяющие прослеживать и анализировать все виды деятельности человека, объяснять смену его психологических побуждений. Они служат ориентиром жизни человека, определяют его поведение. По мнению Ф.Знанецкого, ценности являются основой бытия и создают культурный мир.

Ценности объединяются в систему, представляя собой определенную иерархическую структуру, которая может меняться с возрастом и обстоятельствами жизни. А первичное оформление взглядов, установок и ценностей в некоторую систему приходится как раз на период завершения школьного образования. «Перемены в психическом созревании старших школьников влекут за собой и потребность в мировоззренческой рефлексии, обдумывании системы ценностей, - отмечает А.И.Копытин. - Этот период связан с выработкой мировоззрения и самосознания на основе полученных прежде знаний» (4). Безусловно, большое значение здесь имеют знания из общественных и гуманитарных дисциплин школьной программы, освещающих многие социальные вопросы. При этом хочется отметить, что в последнее время в отечественной, как, впрочем, и в зарубежной, литературе по педагогике и психологии подчеркивается роль искусства, его влияние на становление взглядов подростка. М.С.Каган в работе «Философия культуры» пишет: «…Искусство расширяет границы познавательной деятельности школьника, несет ему информацию особого рода, служит своеобразным «учебником жизни»«(2). Используя метафору Кагана, можно сказать, что наши гимназисты имеют уникальную возможность с первого класса и до окончания обучения обращаться к знаниям «учебников жизни» - шедевров Русского Музея.

Все вышеизложенное поясняет, почему именно выявление ценностных ориентаций и построение иерархической структуры ценностей учащихся старших классов Гимназии стало задачей психологического исследования, проведенного в 2002/2003 учебном году. Это была совместная работа с факультетом психологии Санкт-Петербургского Государственного Университета, и автор выражает глубокую благодарность Валентине Михайловне Бызовой, профессору, преподавателю Университета, за руководство и творческое сотрудничество.

В исследовании приняли участие 132 учащихся из 10 и 11 классов, 44 юноши и 88 девушек. Гимназистам было предложено выполнить тест, содержащий 2 списка ценностей, а также написать маленькое эссе на тему «Ценности вечные и преходящие». Результаты теста подлежали математической обработке, давали стандартизацию ответов, а эссе позволили увидеть отношение к теме ценностей в свободном изложении. Выбранная методика исследования основана, подобно широко известной методике Rokeach, на выделении двух категорий духовных ценностей: 1) базовые, терминальные (ценности-цели, например, равенство); 2) инструментальные (ценности-средства - свойства личности, способности, такие как честность, обязательность и т.п., - которые помогают достижению цели). В соответствии с этим подходом, методика содержит 2 списка из 30 ценностей, каждую из них предлагается оценить по 9-бальной шкале в зависимости от ее важности.

В получившейся иерархии базовые ценности выстроились в следующем порядке:

2. интересная жизнь

4. смысл жизни

5. свобода

7. самоуважение

8. удовольствие

9. разнообразие жизни

10. благосостояние (деньги, материальное благополучие).

В этом списке представлены «лидеры» - первые 10 ценностей из 30. Отметим, что такие интересующие нас ценности как духовная жизнь (акцент на духовных, а не на материальных вещах), творчество, мир прекрасного (красота природы и искусства) оказались примерно в середине списка. Здесь же ярко проявились и половые различия - для девушек названные ценности оказались более значимыми, чем для юношей, хотя во многих других вопросах различия практически не заметны. Исключение составляет лишь ценность «власть» (контроль над другими, доминирование, господство), где разность составляет почти 1,5 балла - для девушек эта сторона жизни практически не имеет значения, для юношей она более важна, хотя в целом именно «власть» стоит последней в списке ценностей, т.е. почти игнорируется гимназистами.

Среди ценностей, отражающих принцип жизни, способы поведения в соответствии с ценностями, установилась следующая иерархия:

1. достижение успеха

2. наслаждение жизнью (получать удовольствие от еды, любви, отдыха и т.д.)

3. независимость (уверенность в своих силах, самодостаточность)

4. здоровье

5. выбор собственных целей

6. интеллект

7. верность (преданность друзьям, своим ближним)

8. умелость (компетентность, эффективность, продуктивность)

9. уважение родителей, старших (почтение)

10. честность (подлинность, искренность).

Дальнейшая обработка данных предусматривает объединение ценностей в группы, отражающие черты личности отвечающих. Здесь мы получили следующие результаты: на первом месте у гимназистов «гедонизм» как направленность на получение от жизни всевозможных удовольствий, на втором - «самостоятельность», затем - «стимуляция», т.е. необходимость испытывать сильные впечатления, «встряски», для ощущения полноты жизни. Сравнение с результатами, полученными сотрудниками Санкт-Петербургского Государственного Университета на большой группе российских школьников - ровесников наших гимназистов, - показывает их значительное отличие. Так в конечном итоге у школьников на первое место выходит «безопасность» (национальная, семьи, личная) как стремление к защищенности и стабильности; на втором - «достижения» (у гимназистов они оказались на пятом месте). Схожи результаты тем, что на третьем месте у российских школьников и на четвертом - у гимназистов оказалась «щедрость» (имеются в виду не материальные аспекты, скорее, за этим термином стоит понятие «широты души»).

Сравнения с другими исследованиями ценностных ориентаций также дали много интересного. В статье В.Н.Козиева, опубликованной в сборнике «Художественный музей в образовательном процессе», приводятся данные, полученные в Гимназии примерно 10 лет назад:

«Обследование 232 учеников 8-11 классов гимназии при Государственном Русском Музее в 1993 году показало, что эстетические ценности в списке 18 основных жизненных ценностей у школьников занимают последние места. Наиболее значимыми ценностями оказались "здоровье", "свобода", любовь", "семья", "друзья", "уверенность в себе" (методика "ценностных ориентаций" М.Рокича)»(3). Там же представлен обзор исследований отношения к художественной культуре и ее места в структуре ценностей за последние 30 лет. Выстраивается картина: «музейный бум» 70-х годов, снижение интереса в начале 80-х, усиление этой тенденции в эпоху перестройки и постсоветский период, падение значимости культуры в 90-е. Автор приходит к выводу: «В постсоветский период "художественная культура" в иерархии жизненных ориентаций заняла прочное периферийное положение…». Заметим, что в нашем исследовании духовная жизнь (акцент на духовных, а не на материальных вещах), творчество, мир прекрасного (красота природы и искусства) находятся уже не на последних местах, а примерно в середине выстроенной гимназистами иерархии. Не будем спешить с выводами, но, возможно, это начало обратного процесса возвращения к культуре, первые проявления тенденции обращения к ценностям культуры как к чему-то вечному, незыблемому, прочному, столь необходимому в постоянно меняющемся современном мире.

И еще одно открытие подарили нам наши учащиеся. В исследованиях ценностных ориентаций, проводимых в 90-х годах, ученые отмечают выраженную разницу в ответах мальчиков и девочек. Так, Е.В.Васина называет следующие половые различия: для девочек ценностью является аффилиация, доверительные отношения, для мальчиков - ориентация на самореализацию и самоутверждение (5). Исследование В.В.Барановой и М.Е.Зеленовой показало следующее: «Неожиданно здоровье оказалось наиболее значимым для старшеклассников. На второе место десятиклассники поставили "любовь", на третье мальчики - "интересную работу", девочки - "счастливую семейную жизнь"»(1). В нашем исследовании анализ текстов эссе, в которых учащиеся в свободной форме излагали свои взгляды на ценности, показал обратную картину: во всех работах юношей главной ценностью в жизни называлась любовь и хорошие отношения; такие ответы встречаются и у девушек, но более ярко у них прослеживается тенденция самоутверждения в жизни, построения карьеры, обеспечения независимости. Размышления над текстами эссе приводили к предположению о смене традиционных ролей, о появлении энергичных, уверенных, активных и целеустремленных девушек и более мягких и романтичных юношей.

Хочется согласиться с мнением В.В.Барановой и М.Е.Зеленовой: «За последние 10 лет очень изменилась социально-экономическая ситуация в стране, стал иным тот мир, в который должен войти подросток. Изменились нормы и ценности (не только социально-экономические, но и психологические), модели поведения, которые должен освоить ребенок. Вопрос о социализации старшеклассников в современной социально-экономической ситуации, условиях и факторах, способствующих ее успешности, стал, таким образом, особенно актуальным» (1). Размышления над материалами нашего исследования, попытки рассмотреть полученные результаты с различных точек зрения привели к следующему предположению: в предъявленной картине ценностных ориентаций отражаются столкновения ценностей, происходящие в нашем обществе в последние 15 лет. Они выражаются в противоборстве традиционных, установившихся в советском обществе ценностей и ценностей «западного образа жизни», весьма энергично насаждаемых с помощью СМИ. Ориентация на вечные ценности, такие как культура, красота, знания, любовь, добро, традиционно почитаемая и годами формировавшаяся в нашем обществе, подвергается ежедневной проверке на прочность. Многочисленные слоганы, такие как «Бери от жизни все», «Не дай себе засохнуть!», «Ведь ты этого достойна», «И пусть мир подождет!» и т.п., формируют эгоистические установки, направленность на получение всевозможных удовольствий, желание жить одним днем, жажду обладания материальными благами. Об агрессивности рекламы, о ее негативном воздействии, особенно на неокрепшие сознания детей и молодежи, все чаще и все с большей тревогой говорят психологи. Уже известно, что реклама пропагандирует не товар, но определенный образ жизни, образ поведения, образ мысли. И в этой борьбе вечные ценности оказываются в сложном положении: к ним нужно восходить, это требует труда, преодоления себя, самосовершенствования, в то время как идеалы и нормы, пропагандируемые СМИ - в ток-шоу, рекламах, сериалах, - примитивны, а следовательно, очень легки для усвоения и подражания. Так культура сталкивается с культом посредственности, а вечные ценности - с блестящей мишурой псевдоценностей. И подростки, еще не определившиеся во взглядах, должны сделать свой выбор в этой непростой ситуации. В качестве иллюстрации хочется привести небольшие отрывки из эссе - размышлений гимназистов на тему «Ценности вечные и преходящие». Эссе подписаны псевдонимами, избранными авторами.

«Я считаю, что рассуждения о вечных ценностях по большей части бессмысленны. На самом деле большинство людей интересуются своим материальным благополучием, успехом, мнением о них окружающих, а так называемые "вечные ценности" уходят на второй план. Преходящие ценности для людей стали гораздо важнее вечных, потому что именно они могут обеспечить приятную и интересную жизнь…» (Звездочка, 16 лет)

«Для меня важна цель в жизни. Достижение своих желаний и целей. Комфорт и спокойствие. Хорошая семья. Работа. Независимость, уверенность в будущем…» (ПВА, 16 лет)

«В моем понимании вечные ценности - это то, что передается из поколения в поколение, из века в век. Такие как музыка, природа, семейный очаг, искусство, родные и близкие. Эти ценности никогда не должны исчезать, а ценности преходящие, как, например, стремление к славе, удовлетворение своих желаний и т.д., могут пропасть и не иметь никакого значения для человека. Возможно, многие люди считают их важными, но когда они оглянутся и подумают, то поймут, что важнее вечных ценностей ничего нет. Людям без них жить нельзя, иначе они никогда не обретут душевного счастья и радости в жизни.» (Мозг, 16 лет)

«Для меня самыми важными являются любовь, дружба и внутренняя гармония. Стремление к гармонии и красоте, к духовной жизни, к осуществлению своей жизни, к счастью и познанию. Жить для того, чтобы что-то очень важное донести людям, "жить для других", обогащать нашу жизнь светом и красотой, - это здорово.» (Герда, 16 лет)

Литература

1. Баранова В.В., Зеленова М.Е. Представления старшеклассников о будущем как аспект социализации. / Журнал «Психологическая наука и образование» №1 - 1998

2. Каган М.С. Философия культуры, СПб, 1996 , с.302

3. Козиев В.Н. Школьники, учителя, студенты в Государственном Русском Музее / Сборник «Художественный музей в образовательном процессе», СПб, 1998, с.100-104

4. Копытин А.И. Основы Арт-терапии, СПб, 1999, с.143

5. Психология /под редакцией А.А.Крылова, М, 2000, с.257-259

Тема вечного и преходящего в лирической поэзии - одна из самых актуальных в литературе. Ведь разница между этими понятиями довольно спорная: те вещи, которые выглядят в наших глазах преходящими, таят в себе скрытый сакральный смысл, которым наполнена жизнь человека. На примере стихотворений русских классиков, мы попробуем определить вечные и преходящие явления в жизни человека.

А. С. Пушкин «Зимнее утро»

От первой и до последней строчки стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро» пропитанное той будоражащей душу неописуемой радостью, которую испытывает каждый человек, который видит настоящую русскую зиму. На смену морозной пурге, которая еще вечером навевала грусть и уныние, пришло солнечное морозное утро, дарящее вдохновение и хорошее настроение!

Стихотворение представляет собой монолог, в котором автор заставляет своего близкого человека вместе с ним соприкоснуться с величием русской зимы. Этот стих наполненный философским смыслом - ведь человек никогда не сможет полноценно осознать красоту зимнего утра, если в его жизни не было темного вьюжного вечера.

В стихе скрыта очень важная истина: после черного периода жизни, всегда наступает время радости и блаженства, это закономерно как процесс смены ночи и утра.

Ю. Левитанский «Падают листья...»

Стихотворение Ю. Левитанского «Падают листья…» - это настоящая внутренняя дискуссия лирического героя о том, что является вечным, а что - преходящем. На первый взгляд красота осени, желтые листья, кружащиеся в своем последнем вальсе - явления преходящие. Однако они являются частью вечного процесса природы, который заключается в смене сезонов.

И даже одним своим присутствием дополняют все могущество вечности, а значит и есть ее частью. Развеивает сомнения автора птица, которая своим пением словно говорит о том, что все, что человек считает незначимым и преходящим, на самом деле - вечное.

А. Вознесенский «Сага»

Стихотворение А. Вознесенского «Сага» - это громогласная ода любви. Автор описывает расставание с любимой женщиной, лирический герой уверен в том, что никогда в жизни большее ее не увидит. На первый взгляд, подобная ситуация кажется для нас преходящей: оба героя готовы к новой жизни, к расставанию с прошлым.

Но разве святое чувство любви можно назвать преходящим понятием? Оно вечно, как сам мир! Любовь зарождается на небесах, и даже после расставания, она продолжает существовать в пространстве и в памяти самого человека.

Г. Шпаликов «Людей теряют только раз...»

В произведении Г. Шпаликова поднимается острая проблема человечества - расставания с людьми, которых так и не удалось узнать ближе. Действительно, очень часто, когда в нашу жизнь приходят новые люди, мы не придаем этому никакого значения и часто отпускаем их навсегда.

Через определенное время они уходят даже из нашей памяти. Автор объясняет читателю, что ситуацию можно скоординировать по-другому: попытаться узнать человека, сделать для него добрый поступок, раскрыть для себя его душу. Мы жалуемся на свое одиночество, но спокойно игнорируем новых людей в своей жизни, которые могут стать по-настоящему близкими для каждого из нас.

Вечное и преходящее

Семь последующих глав Корана прочтены Мохаммедом в Мекке, в первой половине его проповеднической деятельности. Они разъясняют мусульманскую веру так, как она и была ниспослана на Землю Господом. Все эти суры начинаются с арабских букв «Ха - Мим».

Что проповедовал пророк Мохаммед своим первым последователям? Он говорил о всемогуществе Аллаха, о Его единственности, о необходимости покориться Ему без остатка. В 41-й суре мы читаем слова «Не падайте ниц перед солнцем и луной, а падайте ниц перед Аллахом, который сотворил их». Пророк говорил о приближении Божественного суда, о помощи ближним, о том, что неправедный человек попадет в геенну. Мохаммед рассказывает своим слушателям об истории фараона, который пленил евреев, о наказании Божьем, которое его постигло.В то же время Аллах обращается к самому Мохаммеду и призывает его терпеть лишения. Страстно читал пророк эти суры. Он рассказывал о сотворении Богом небес и земли, о народах, которые не слушали предостережения пророков, и поэтому исчезли с лица земли.

В той же суре мы видим такую мысль (передаем ее здесь в переводе Э.Кулиева):

«Если бы Мы сделали его Кораном не на арабском языке, то они непременно сказали бы: «Почему его аяты не разъяснены? Неарабская речь и араб?» Скажи: «Он является верным руководством и исцелением для тех, которые уверовали. А уши неверующих поражены глухотой, и они слепы к нему. Это - те, к которым взывают издалека».

Саади в своем толковании Корана дает следующие разъяснения (приводим в сокращении, также в переводе Э.Кулиева):

« Всевышний ниспослал своему посланнику - арабу - Коран на его родном арабском языке, чтобы он мог разъяснить его своему народу. Ведь если бы Аллах ниспослал его на чужеземном языке, то многие неуверовавшие сказали бы: « Почему не разъяснены его а йа ты? О, если бы мы понимали его смысл и значение! Как же это - араб возвещает Коран не по-арабски? Почему Мухаммад - араб, а принесенн ый им Коран - иноземн ый ? »

Объяснение этого айата в толковании Института Аль-Азхар звучит так:

«Если бы Мы ниспослали Коран не на арабском, а на ином языке, как некоторые упорные неверные предлагали, отрицая его, они бы сказали: «Не можешь ли ты разъяснить его айаты на языке, который мы понимаем? Как же это Писание не на арабском языке, а обращено к арабам?!»

Коран, Сунна, Сира в том виде, в котором они есть сегодня, и с теми толкованиями, которыми мы располагаем, обращены к арабам. И не только язык, но и многие заложенные в них сведения и суждения.

Сейчас всемирное общество мусульман состоит не только из арабов, но из представителей разных народов. Во время хаджа в Мекке можно увидеть и японцев, и американцев, и русских. Все они чтут арабский язык, на котором был создан Коран, изучают язык пророка Мохаммеда. В то же время быт и условия их жизни далеки от условий жизни Аравийского полуострова седьмого века. Вряд ли многиесовременные мусульмане одобрят, скажем, клитороэктомию,побивание камнями, они с пониманием отнесутся к желаниям людей, живущих рядом с мусульманами, не так громко призывать к утреннему намазу. Картина жертвоприношенийв праздник Курбан-Байрам или страданий шиитов в день Ашура тоже не вписываются в ландшафт современных европейских городов.

Когда в современных исламских обществах поднимаются вопросы деарабизации ислама - речь идет не только о наблюдающемся превалировании арабского языка над родными языками современных мусульман, но и привязке исламских принципов к современному мышлению. Принципы ислама, изложенные пророком в Мекке, незыблемы, а исторические аспекты должны оставаться в истории.

Итак, несколько мекканских сур Корана.

СУРА 40. ПРОЩАЮЩИЙ (Гафир). Мекканская, пророческий период.

Аллах принимает покаяния. Он прощает и наказывает по своему усмотрению. Разумный человек из рода фараона. Гибель фараона. Призыв к посланнику покаяться в грехах. Наставления.

Во имя Аллаха милостивого, милосердного!

Ха - мим. Коран ниспослан вам Аллахом - прощающим и принимающим покаяния, суровым в наказании, но милосердным. Нет божества, кроме Него, к Нему состоится ваше возвращение.

Ангелы рядом с троном Бога воздают Ему хвалу, они Его просят простить всех верующих: Господи, прости им грехи, они покаялись, защити их от огня, введи в райские сады.

И воззовут к неверующим: гнев Аллаха был велик, когда вас призвали к вере, а вы не шли. Этот гнев был больше ненависти вашей к самим себе.

Безбожник теперь скажет: Господь наш, по Твоей воле дважды были мы мертвы, и дважды Ты возвращал нам жизнь. Мы признались в своих грехах. Нет ли пути к прощению?

Гнев Божий пал на неверующих. Никто не смог защитить их от возмездия. Мои посланники предупреждали, но им не верили. Неверные были повержены за это.

Мусу Мы отправили к неверным - фирауну, Хаману и Каруну - с ясными знамениями. Но те назвали Моего посланника лжецом. Его народ был в рабстве, безбожники убивали мальчиков, оставляя в живых лишь девочек. За грехи наказал Аллах всех нечестивых.

Разумный человек из рода фирауна сказал ему: неужели ты убьёшь Мусу только за то, что он верит не в тебя, а в Бога? Если он - лжепророк, то Бог Сам его накажет. Если же он посланник - наказанными будем мы. Но фираун ответил: я веду вас правильным путем. И сказал Хаману: построй мне башню, чтобы я мог подняться к Богу, о котором говорит этот лжец - Муса.

Разумный из рода фирауна обратился к египтянам: о, народ мой, следуйте за мной, мирская жизнь - она скоротечна, важнее вечная. Быть вам в раю или в аду - решает каждый сам. Зову я к вере в единого Аллаха. А то, к чему стремится человек, лишённый разума - это ад.

Тех, кто пойдет за этим человеком, Бог защитит от ада. Фирауну его деяния представлялись верными. И Мы спасли Мусу с его собратьями, а род фирауна потопили.

Будь же терпелив, посланник, в выполнении установлений Бога, проси прощения за свои грехи, возноси Ему хвалу вечером и утром.

Тот, кто спорит о знамениях Аллаха - высокомерен, а это путь к огню. Не равны слепой и зрячий, творящий зло и созидающий добро. В судный день их различие отметит Бог.

Будь же стоек и терпелив, посланник! Обещание Аллаха истинно: либо Мы накажем врагов твоих на твоих глазах, либо после твоей кончины.

И до тебя Бог избирал посланников. Ты знаешь лишь о некоторых, о многих Мы не рассказали. Все пророки показывали знамения людям только с дозволения Аллаха. Когда придет повеление от Него, люди, обвиняющие тебя во лжи, потерпят поражение.

СУРА 41. РАЗЪЯСНЕНЫ (Фуссилат). Мекканская, пророческий период.

Божественные знамения. Если бы Коран бы не на арабском языке...За сколько дней создан мир? Как и Библия, Коран говорит о прощении.

Во имя Аллаха милостивого, милосердного!

Ха - мим.

Это писание, ниспосланное Аллахом, разъяснено на ясном арабском языке в виде Корана. Он - это благая весть для верующих и предупреждение тем, кто ни во что не верит. Эти говорят: сердца наши заперты, слух поражён, между нами и тобой - завеса.

Скажи: я - такой же человек, как вы, но внушено мне, что должен объяснить: Бог - един, идите же к Нему и к покаянию. Горе тем, кто не идёт по пути Аллаха! А тем, кто уверовал - неиссякаемая награда.

Скажи им, посланник: неужели вы не верите в Того, кто создал землю всего в два дня, и можете с Ним сравнить других? Ведь это Он - Господь миров. Ведь это Он воздвиг незыблемые горы на земле, благословил её, и за четыре дня устроил пропитание для всех просящих.

Потом Он обратился к земле и к небу, которое было дымом: служите человеку по доброй воле или против воли. Они сказали: мы будем это делать по доброй воле.

Затем он сотворил семь ярусов небес в течение пары дней и каждому из ярусов дал поручение. А на нижнем разместил светильники и охрану от сатаны. Таково предопределение Аллаха.

В судный день, когда безбожников привлекут к огню, об их деяниях расскажет даже кожа на их телах. Они полагали, что Аллах не узнает всё, что они скрывали. Пусть теперь не просят милости: она им оказана не будет.

У них были отвратительные попутчики, которые говорили, что прекрасны их деяния. Но сбылось слово Аллаха - и оказались в числе поверженных те люди и те джинны, что заблуждались.

Неверующие говорят: не слушайте вы Коран, ведите о нём пустые разговоры, тогда вы победите. Но тогда, когда их настигнет наказание, они скажут: Господи, покажи нам джиннов и людей, которые ввели нас в заблуждение, мы растопчем их.

К верующим сами ангелы спускаются с небес и говорят: не бойтесь, не печальтесь, вам уготован рай. А мы - ваши помощники в миру и в вечной жизни. Вам уготовано всё, что пожелаете.

Добро и зло противоположны. Ответь на зло добром, и увидишь, как злейший враг стал другом. Это дано не всем, а только терпеливым, благочестивым людям. А если приходит с искушением сатана - прибегни к защите Бога. Он знает, как отвратить от темных сил.

Ночь и день, луна и солнце - Его знамения. Не падайте в поклонении перед солнцем и луной, поклоняйтесь Богу. А если вы вознесётесь, не станете Аллаху поклоняться - что ж, есть у Него рабы, которые днём и ночью поклоняются Ему, не зная устали.

Если бы Коран был ниспослан не на арабском языке, то люди бы засомневались: почему араб говорит не на арабском? Скажи: Коран - это руководство и исцеление для мусульман. А у отвернувшихся поражены сердца. Они не слышат священные айаты, будто тот, кто читает, вдалеке от них.

Мы даровали и Мусе писание, но возникли разногласия среди людей. Так и у тебя. Послание, отправленное тебе, тоже вызывает споры. Аллах их смог бы прекратить, но отложил до страшного суда.

Господь знает всё. Без Его ведома не образуется плод из завязи, самка не понесёт и не родит. И только Он имеет знание, когда состоится суд над людьми.

Спроси у них, посланник: что, если всё же писание это от Аллаха, а вы в него не верите? Как же вам жить в таком разладе с истиной?

Пока они в сомнении о встрече с Богом. Господь это знает.

Если бы сознание человечества могло сопоставить вечное с преходящим, то явились бы проблески понимания Космоса, ибо все ценности человечества зиждятся на вечном основании. Но человечество настолько прониклось уважением к преходящему, что оно забыло о Вечном. Между тем, как показательно, что форма меняется, исчезает и заменяется новой. Преходимость так очевидна, и каждая преходимость указывает на жизнь вечную. Дух – творец каждой формы, но отвергается человечеством. Когда поймут, что дух вечен, тогда и Беспредельность, и Бессмертие войдут в жизнь. Так нужно направлять дух народов к пониманию Высших Начал. Человечество поглощено следствиями, но корень и начало всего – творчество, но оно забыто. Когда дух будет почитаться, как священный Огонь, то подтвердится великое восхождение.

Грани Агни Йоги

1960 г. Авг. 28. Река жизни. Если бы дух входил в поток и становился его частью, поток уносил бы его с собою. Но поток приносится мимо, уходя в прошлое, и дух остается созерцать потока новые струи, тоже несущиеся мимо. Понять эту отдельность свою от идущего мимо потока будет уже достижением духа. Отождествлять себя с ним – значит с ним слиться и стать частью его. Безмолвно Смотрящий не может стать частью того, на что смотрит. Безмолвный Рекордер, подобно пленке киноаппарата, фиксирует в памяти ленту жизни, не становясь ею. Жизнь – это одно, Смотрящий Безмолвно – нечто совершенно другое. И чувства, и мысли, и все, что течет через сознание человека, не будет Смотрящим на них. Надо себя, Смотрящего в себе на поток, отделить от потока и с ним не сливаться. Я страдаю, я переживаю, я беспокоюсь – это вибрирует только астрал, но не Безмолвный Свидетель. Я думаю, я мыслю, я созидаю мыслеформы – это ментал в действии, но не Свидетель, мимо которого постоянно течет этот мысленный поток. Я двигаюсь, хожу, говорю, ем, пью – это действует тело, но не Он, пребывающий в теле на время. Надо Его отделить, Сущего вечно, от временности трех потоков в себе – физического, астрального и ментального. Надо приучить себя смотреть на все происходящее внутри и снаружи, как на нечто, находящееся вовне, как на временное и преходящее и не являющееся непреходящей сущностью духа. Вот нечто было, прошло и кануло в Лету. Я же стою на берегу вечного и снова смотрю на новые струи потока, которые проносятся мимо и так же пройдут, как прошло все, что было раньше, до них. Эту проходимость настоящего часа нужно в сознании утвердить, как основу, ибо не проходит лишь Смотрящий Безмолвно на жизни поток. Так утверждаются элементы бессмертия духа, которые не от временного, но от вечности. Временное служит лишь путем приближения к Вечному, и без него, без опыта и знания, им приносимого, к Вечному не подойти. Через временное и преходящее – к непреходящему и Вечному, Сущему в Беспредельности. Явления большей длительности ближе к нему, чем малой; цепь воплощений ближе, чем одна отдельная жизнь, или день, или час краткий, вырванный из сферы преходящего. Потому проведение более длинной линии будет решением жизни. И через краткость каждого часа можно вести эту длинную линию жизни, далеко за пределы этого часа, и дней, и годов жизни отдельной, и даже отрезка из нескольких жизней, ибо беспредельность вмещает их все, и даже больше того, что время вмещает в себя и обнимает собою. Ведь само понятие времени заключает в себе временное. Царство же Мое не от мира сего, не от временного и его элементы. Нечто в себе, стоящее посреди между несущимся потоком преходящего и безмолвным Свидетелем, можно приближать к любому полюсу жизни или отдалять от него. Когда сознание приближается к потоку, оно входит в него, сливается с ним и отождествляет себя с преходящим. Когда же оно устремляется в сферу Смотрящего вечно, выходит оно из потока и поднимается над ним, утверждает себя на камне вечного основания жизни. Ничто, происходящее с человеком в сфере трех его оболочек, не может затронуть Безмолвного Рекордера, хотя и кажется порой человеку, что потеряно все и он погибает. Не может погибнуть нерожденный от трех, ибо он есмь от начала времени и прежде начала. К чему устремится сознание – с тем и пребудет. Если к временному – с временным, если к вечному – с вечным. И если со Мною, то со Мною.

Планета несется в пространстве. Куда? В будущее. Оно неотвратимо, как судьба. Значит, в будущее и можно устремить дух. В настоящем недостижимо слияние сознания с Безмолвно Смотрящим. Но в будущем возможно оно. Если же считать настоящее ступенью приближения к будущему, то, зная, что хочет дух, можно начать утверждать в этот час настоящий в себе то, что в будущем, в котором возможно все, станет желаемой ступенью достижения. Утверждаются ныне, сейчас, возможности будущих достижений, невозможные в окружении ночи настоящей. Принцип семени универсален: не может быть всходов без семени. Посев в настоящем зерен будущих всходов необходим. И сеятель, который есть человек, и поле посева – сознание его, и зерна посева – мысли – являются теми условиями, которые, будучи применены мудро и со знанием закона, могут дать в будущем ряд сияющих достижений. Основа и двигатель – мысль. На ней и упор. И все достижимо. И пусть невозможное ныне не смущает дерзающий дух, ибо в будущем все достижимо, если семена возможностей, сейчас еще недостижимых, невозможных и достижимых в будущем, закладываются в сознании ныне, в час настоящий. Вот почему утверждается Мной дерзновение. Дерзающий смело, яро устремленный в будущее спело пожнет. Ручательство победе Даю. Не Магия, но действие непреложного закона. Как объяснить еще лучше, что утверждение и отрицание, принятое сознанием в настоящем, есть зерна посева гигантских всходов в будущем. Ибо все есть причина и следствие. Посеянное пожнем. Не лучше ли сеять сознательно, выбирая семена лучших возможностей и со знанием непреложности действия закона. Так Утверждаю идущих за Мной по победной тропе достижений и путь Указую к победе. Я Говорю, Я вам сказал, утверждайте.