Вериги никиты столпника. Преподобный никита столпник, переславский чудотворец

НИКИТА СТОЛПНИК

Икона св. Никиты Столпника

Когда Ростово-Суздальская земля досталась в удел одному из сыновей Владимира Мономаха великому князю Георгию (Юрию) Долгорукому, то с особой силой засветилась в той земле свет Христовой веры. Первой и главной заботой сего князя было построение городов и храмов Божиих.
Великий князь, поселив жителей у Клещина озера (Плещеево озеро), нашёл на одном из возвышений иноческую обитель и близ неё городок, обнесённый высоким земляным валом. Он возымел желание обостроить его и заложил в нём каменную церковь во славу Преображения Господня. Но потом, с течением времени, по расчётам экономическим Георгий повелел перенести городок и, заложенную в нём церковь, на берег небольшого речки, названной Трубежом.
Внезапная гибель князя приостановила как устройство города, так и окончательное возведение белокаменной Преображенской церкви. Только при сыне его великом князе владимирском Андрее Боголюбском, она окончательно была отстроена и украшена "в Переяславле новом".
На покрытие издержек князя требовался усиленный сбор податей. Всё это тяжёлым бременем легло на плечи жителей Переславля. Этими сборами руководил уроженец Переславля Никита, с молодых лет отличавшийся жестоким характером. Он нещадно грабил жителей, причинял много зла, собирая огромные суммы денег для князя и для себя. По своей ловкости и умению ладить с властителями города он не боялся ни доносов, ни наказаний за неправду. Роскошные пиры, устраиваемые Никитой для властей города, и ценные подарки, делаемые им, давали Никите полную возможность проводить время весело и беззаботно, не обращая внимания на то, что многие от его корыстолюбия, алчности и притеснений проливали горькие слёзы. Таких же, подобных себе он имел друзей. Так длилось много лет. Но милосердный Господь, желающий спасти всех грешников, и Никиту привёл к покаянию.


Никита Столпник

Однажды, окончив свои занятия, он во время вечернего богослужения пришёл в церковь и услышал следующие прочтённые там слова пророка Исайи: "Тако глаголет Господь: измыйтеся и чисты будете, отымите лукавства от душ ваших... Научитеся добро творити... избавите обидимаго, суде сиру (защитите сироту) и оправдите вдовицу" (Ис. 1, 16-17). Эти слова проникли в глубину сердца грешника и потрясли его. В этих словах послышался Никите голос Божий, обращённый прямо к нему, и вот теперь мгновенно предстали перед ним все его неправды и беззакония. Он с ужасом видел теперь перед собою не иконы святых, а скорбные лица обиженных им, слышал уже не чтение и пение, но вопли и стоны тех, которым он причинял страдания. С сердечным трепетом Никита выскочил из храма и глубоко озабоченный возвратился в свой дом.
Всю ночь Никита провёл без сна, волнуемый мыслями о своей грешной жизни. На другой день по своей привычке он отправился к своим друзьям, развеселился в их обществе и просил их отобедать у него. За вкусным обедом с дорогими напитками, в обществе весёлой компании Никита думал окончательно забыть слышанные в церкви слова Пророка, столь сильно взволновавшие его душу, и совсем заглушить мрачные мысли.
Когда его жена стала готовить обед для угощения гостей, то вдруг увидела, что в кипящем котле пенится кровь, и всплывают на поверхность то человеческие головы, то рука, то ступни ног. В ужасе позвала она мужа, и Никита увидел то же самое Внезапно в нём пробудилась уснувшая совесть, и он ясно осознал, что своими поборами он поступает как убийца. И, "великим страхом обдержим быв", оставил жену, детей, несправедливо приобретённое богатство и ушёл из дома.
В трёх верстах от Переяславля стоял монастырь во имя святого великомученика Никиты (в настоящее время Никитский монастырь), туда и пришёл потрясённый страшным видением Никита. Со слезами он припал к ногам игумена: "Спаси погибающую душу!" Тогда игумен решил испытать искренность его покаяния, дал первое послушание: три дня стоять при монастырских воротах и исповедовать всем приходящим грехи свои. С глубоким смирением и искренним раскаянием Никита исполнял первое послушание. Через три дня игумен вспомнил о нём и послал одного инока посмотреть, что он делает у монастырских ворот, но инок не нашёл Никиты на прежнем месте, а обнаружил его лежащем в болоте: он был покрыт комарами и мошками, тело его было в крови. Тогда сам игумен с братией пришёл к добровольному страдальцу и спросил: "Сын мой! Что ты делаешь с собой?" "Отче! Спаси погибающую душу!",- отвечал Никита. Игумен одел Никиту во власяницу, сам ввёл в монастырь и постриг в монашество.


Св.прп. Никита Столпник Переяславский и св.вмч. Никита.

В ознаменование тяжести беззаконий прошлой жизни, возложил он на себя тяжёлые железные вериги (цепи) и каменную шапку, без сна проводил дни и ночи, пребывая в молитве и посте. На местах своих монашеских подвигов преподобный Никита выкопал два глубоких колодца (до сих пор сохранились), но, желая больших подвигов покаяния, он устроил для себя столп. Это была круглая столпообразная яма или просто пещера, так что столпничество святого Никиты было, в сущности, затворничеством. И вошёл на него для умерщвления в своей плоти земных желаний и страстей, и для возвышения духа к Богу.



Надкладезная часовня и купальня на источнике Никиты Столпника.

Господь принял от Никиты жертву чистую и благоволил прославить его здесь, на земле, ниспослав ему дар исцелений.
Молва о великих подвигах Никиты и о благодатных дарах его достигла и далёкого Черниговского княжества, где тяжело страдал в это время параличом всех конечностей Великий Князь Михаил Всеволодович. Этот Князь, приснопамятный на Руси по своей мученической кончине от татар за имя Христово, болел почти с юных лет. Поэтому он, как только узнал о преподобном Никите, немедленно собрался, вместе со своим боярином Феодором, в путь к Переславлю.
За несколько километров до Переславля Михаил Всеволодович приказал своим слугам разбить походную палатку, чтобы отдохнуть от усталости, а потом явиться к подвижнику. Но лишь только шатры были раскинуты, как Князь приметил одного инока, направлявшегося к нему.
- Откуда и куда держишь путь, честный отче,- спросил инока князь.
- Из обители, сын мой, из обители той самой, в которой живёт Никита, что на столпе; иду за покупкой для обители; а ты, чадо, откуда и куда идёшь? - спросил в свою очередь инок. Князь сказал кто он, куда и зачем едет.
- Напрасно, княже, ты предпринял такой дальний и трудный путь,- возразил инок,- не может Никита исцелить твоей болезни; он не более, как льстец, только обольщает и обманывает народ,- сказал с уверенностью инок и, поклонившись князю, пошёл далее своей дорогой.
Такой отзыв инока о преподобном Никите не мог не поразить сердца Князя глубокою печалью. Через некоторое время перед Князем появился другой инок и повёл о Никите те же речи. После долгих размышлений и сомнений, князь послушавшись своего боярина, приказал снять свою палатку и двинулся вперёд.
Вот показалась святая обитель, к которой держал свой путь Князь. Немного не доехав до этой обители, князь, видя её на небольшом возвышении приказал снова разбить походную палатку, чтобы отсюда послать своего верного боярина к преподобному Никите и известить его о своём прибытии. Но прежде, чем боярин отправился к преподобному, к палатке князя опять подошёл инок, на вид уже не молодой, с железной лопатой на плече. Князь спросил инока откуда он, куда и зачем идёт. Отвечая на эти вопросы, инок к великому удивлению князя, сообщил, что преподобный Никита умер, и как бы для уверения князя в этом указал на свою лопату, которой будто бы сейчас засыпана была могила преподобного. Боярин Феодор, чтобы рассеять все сомнения, поспешил отправиться в обитель.
По прибытии в обитель, боярин обрёл великого подвижника на его столпе, в каменной шапке, в железных веригах, в непрестанном молитвенном труде, в постоянной работе над собой. Внимательно выслушав боярина6 Никита преподал ему некоторые наставления и вручил ему свой посох для передачи больному князю, чтобы тот, опираясь на этот посох, сам пришёл в обитель. Боярин поспешил возвратиться к князю, и лишь только князь принял от него посох, как тотчас же почувствовал в себе много сил, и без помощи других, опираясь только на посох, к удивлению и радости всех, сам пошёл в обитель к Никите. Дойдя до святой обители, князь в трепете приблизился к чудотворцу и высказал свою благодарность перед ним за исцеление от недуга. Это было 16 мая 1186 года.


Черниговская часовня на кладбище Переславля-Залесского.

Черниговскую часовню возвели в 1702 году на месте, где получил исцеление благодаря молитвенному подвигу переславского святого Никиты Столпника один из черниговских князей Михаил Всеволодович.

Часовня Столп прп. Никиты Столпника



Часовня Столп прп. Никиты Столпника





Икона Никиты Столпника в часовне


В обитель к преподобному, к чудному столпу его, стали стекаться разные люди. Великий сподвижник всем подавал просимое, никто не отходил от него без тех или иных милостей. Ночью пришли к нему некоторые из его родственников с просьбой помолиться за них и, увидев на нём тяжёлые вериги, которые от долгого трения о тело вычистились и блестели, подумали, что они серебряные. Они задумали убить святого. И в ночь на 24 мая 1186 года они разобрали покрытие столпа, убили подвижника, сняли с него кресты и вериги, завернули его в грубую холстину и скрылись.
Перед утренним Богослужением пономарь, пришедший за благословением к Никите, обнаружил разобранную крышу и сообщил об этом игумену. Игумен с братией поспешили к столпу преподобного и увидели убитого святого, от тела которого исходило благоухание. Торжественно с пением и свечами было погребено честное тело подвижника у церкви святого великомученика Никиты, с правой стороны алтаря. При этом все болеющие получили исцеление. Убийцы Никиты со своей добычей бежали всё дальше и дальше от Никитского монастыря. Никем не преследуемые, они, тем не менее, не смели остановиться, хотя бы для того, чтобы осмотреть свою добычу. Страх погони за ними гнал их всё дальше и дальше. Измученные страхом, убийцы наконец достигли берегов реки Волги и тут, ещё не переправляясь на другой берег реки, на одном из её возвышений, они решились осмотреть свою добычу. Но, развернув её, к удивлению и ужасу своему, увидели, что вместо серебра они добыли железо. С досадой убийцы бросили свою добычу в волны реки.
В ту же ночь Симеон, старец Ярославского монастыря во имя святых апостолов Петра и Павла, увидел над Волгой три ярких луча света. Он сообщил об этом настоятелю монастыря и старейшине города. Собор священников и многочисленные горожане, собравшиеся к реке, увидели три креста и вериги «яко древо в водах волжских плавающие». После этого, с молитвой и с торжеством, извлечены были эти чудесные предметы из реки и перенесены в Петропавловскую обитель. Внесение в обитель этих вериг и крестов сопровождалось многими чудотворениями. С благоговением и молитвами перенесены были вериги в обитель великомученика Никиты и положены у гроба Никиты. При этом произошли новые исцеления.
Около 1420-1425 годов святитель Фотий Митрополит Московский благословил открыть мощи святого Никиты. Игумен монастыря с братией совершил молебен, затем открыл бересту, которой было обёрнуто нетленное тело, но вдруг могила закрылась землёй, и мощи остались под спудом. Над людьми внезапно разразилась страшная буря и выбросила из могилы всех, копавших её, земля, бывшая наверху могилы, мгновенно посыпалась снова в неё и совершенно сокрыла мощи преподобного. От этой бури многие падали и получали повреждение на теле, а некоторые от великого страха лишались даже рассудка.
Так до 2000 года мощи преподобного Никиты пребывали в земле.
В 2000 году были обретены мощи преподобного Никиты Столпника по благословению Патриарха Алексия II. Теперь они находятся в Благовещенском храме и, вместе с веригами Никиты, доступны для поклонения верующим.


Рака с мощами Никиты Столпника в Никитском монастыре Переславля.

Ковчег с мощами преподобного Никиты Столпника. Вознесенская Давидова Пустынь.

Теперь мощи Никиты столпника почивают в Благовещенском храме, при раке находятся и вериги преподобного. А в сентябре 2004 года трудами и молитвами насельников, прихожан и благотворителей обители были восстановлены обрушившиеся в период атеистического безвременья купола храма и над собором великомученика Никиты вновь засияли золотые кресты.



Благовещенский храм Никитского монастыря.

Сегодня в монастыре подвизается около десяти человек братии. Ежедневно совершается весь суточный круг богослужений, возносится молитва, на которой стоит весь мир. Насельники обители ведут активную духовно-просветительную работу в школах Переславля. Кроме того, много внимания уделяется социальному служению, заботе о бездомных и обездоленных людях.



Вериги преподобного Никиты Столпника в Благовещенском храме



Вериги и ковчег с мощами Никиты Столпника в Благовещенском храме



Малые вериги и крест Прп. Никиты

Сохранностью вериг преподобного Никиты столпника (больших и малых) мы обязаны отцу Феофану – последнему настоятелю находящегося поблизости от Никитской обители храма Живоначальной Троицы. Он жил со слепой женой Клавдией и больным от рождения сыном Борисом в Борисоглебской слободе. Из-за трудных семейных обстоятельств новая власть его некоторое время щадила – не арестовывала. Троицкий храм был закрыт последним. Но в октябре 1939 года отец Феофан был арестован, несмотря на свой преклонный возраст – ему тогда было далеко за восемьдесят. После ареста настоятеля его сын Борис был отправлен в интернат для психически больных, а жена через три месяца умерла.

Незадолго до ареста отец Феофан, зная, что после закрытия Никитского монастыря вериги преподобного Никиты хранятся у сторожа, попросил двух знакомых монахинь, Алфею и Глафиру, взять вериги к себе, и они с риском для жизни берегли эти святыни. Монахиням приходилось скитаться, скрываясь днем у разных знакомых, а ночевать в маленькой келлии под колокольней Троицкого храма. Вериги, тщательно завернутые, благоговейно хранились в особом, плетеном из ивняка коробе, запиравшемся на замок. Верующие люди, тайно приходившие к монахиням, имели возможность приложиться к этим святыням. Скромные приношения этих людей были основным источником пропитания монахинь.

В 1942 году монахиня Алфея была убита, и святыню продолжала хранить монахиня Глафира. Но вскоре вериги были переданы на хранение в Покровский храм, по благословению его настоятеля, отца Алексия Громова, так как он посчитал, что здесь вериги будут сохраннее. Монахиня Глафира вскоре также была убита при невыясненных обстоятельствах и похоронена рядом с монахиней Алфеей возле Троицкого храма. В ее келлии поселилась монахиня Мисаила, возвратившаяся из ссылки. В 1945 году возле могилок монахинь Алфеи и Глафиры появился третий холмик: монахиня Мисаила упокоилась рядом со своими предшественницами.

В Покровском храме вериги преподобного Никиты хранила монахиня Антония. Покровский храм никогда не закрывался, все же остальные храмы города и в его окрестностях были закрыты и многие из них уничтожены (за годы советской власти в Переславле из сорока храмов было взорвано более двадцати, остальные приведены в «нецерковный вид».).

Покровский храм уцелел, видимо, потому, что его настоятель, отец Алексий, присоединился к обновленческой церкви, в то время поощряемой советской властью. Он был прислан из города Владимира, у него была большая семья (матушка Антонида и трое сыновей), и, вероятно, ради спасения своей семьи он проявил малодушие и присоединился к «живой» лжецеркви. Служил священник Алексий Громов практически в пустом храме: православные жители Переславля не признавали обновленческой церкви. Монахиня Антония, профессиональный регент, ради святых вериг согласилась служить с отцом Алексием. Со временем весть о веригах преподобного Никиты стала привлекать в Покровский храм богомольцев, ищущих духовного укрепления по молитвам преподобного Никиты.

Постепенно богослужебная жизнь в Покровском храме становилась все более интенсивной, но это было вызвано прискорбными обстоятельствами: все чаще стали приходить жителям города «похоронки» с фронта, и люди шли отпевать своих погибших родственников в единственный действовавший тогда Покровский храм.

В 1949 году отец Алексий принес публично церковное покаяние, был прощен и уехал с семьей во Владимир. Впоследствии все его трое сыновей – Павел, Борис и Олег стали православными священниками. После него в Покровском храме служили священники, которых присылала Троице-Сергиева Лавра из числа молодых людей, окончивших семинарию.

В 1953 году в течение нескольких месяцев настоятелем Покровского храма был архимандрит Таврион (Батозский). К тому времени большие вериги преподобного Никиты уже были переданы в Переславский музей: тогдашний его директор, хотя и был человеком неверующим, сумел заполучить в музей вериги, понимая, что они имеют большую историко-культурную ценность. Малые вериги оставались в Покровском храме, но хранить их там было рискованно. Вскоре отец Таврион был переведен в Елгаву под Ригой, в Спасо-Преображенскую пустынь. Перед его отъездом из Переславля к нему приехал из Риги знакомый летчик, который увез малые вериги в Елгаву. Многие верующие люди знали об этом и ездили в Спасо-Преображенскую пустынь приложиться к веригам.

К отцу Тавриону приезжал из Ярославля его духовный сын, иеромонах Севастиан, который был секретарем епархии при архиепископе Ярославском и Ростовском Сергии (Ларине, † 1967). Впоследствии отец Севастиан по состоянию здоровья покинул Ярославскую епархию и обосновался в Спасо-Преображенской пустыни возле своего духовного отца. Когда Никитский монастырь был возвращен Церкви, отец Севастиан позаботился о том, чтобы вериги были возвращены на свое исконное место, и святыня была привезена в Никитский монастырь.

Большие вериги хранились в запасниках музея и были недоступны для верующих. После возобновления богослужений в Никитском монастыре тогдашний директор музея Михаил Михайлович Семенов, верующий, благородный человек, передал вериги в обитель.

Так Никитский монастырь вновь обрел одну из своих главных святынь.

Дни памяти: - 5 июня (Собор Ростово-Ярославских святых);
- 6 июня.

Младенцев мужского пола, рождённых 6 июня и в ближайшие дни, по церковной традиции называют в честь преподобного Никиты Столпника.
Никиту просят о прогнании лукавых духов, об исцелении в расслаблении тела с бессонницей, потерей аппетита и лишением каких-либо членов .

Молитва преподобному Никите Столпнику, Переславскому чудотворцу

О, всечестная главо, преподобне отче преблаженне, Никито преподобномучениче! Не забуди нищих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых своих и благоприятных молитвах к Богу и не забуди присещати чад своих. Моли за ны, отче благий и избранниче Христов, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, и не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас, недостойных, у Престола Вседержителева и не престай моляся за нас ко Христу Богу: тебе бо дана бысть благодать молитися за ны. Не мним бо тя мертва суща, аще бо и телом преставился еси от нас, но и по смерти убо жив пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя и соблюдая нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския, заступниче и молитвенниче наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами у Престола Вседержителя Бога достойно веселится. Ведуще убо тя воистинну и по смерти жива суща, тебе припадаем, и тебе молимся, и милися деем, еже молитися о нас Всесильному Богу о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние и невозбранно прейти от земли на Небо, и горьких мытарств, и воздушных князей, и вечныя муки избавится нам, и Небесному Царствию наследником быти со всеми праведными, от века угодившими Ему, Господу нашему Иисусу Христу. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобному Никите, столпнику Переславльскому. Тропарь, глас 4 .
Православным смыслом юношская возжеления возненавидев и доблественныя нравы восприим, врага победил еси, и во благоразумии Богу угодил еси, и свыше от Него прием дар чудес, бесы прогоняти, недуги исцеляти, Никито преславне, моли Христа Бога, да спасет души наша.

ИН ТРОПАРЬ, ГЛАС 4 .
Христову мученику тезоименит был еси, преподобне, многи подвиги и труды претерпел еси Христа ради, Егоже ради вериги носил еси, блаженне, Того ныне о нас моли, Никито преподобне, душевныя наша и телесныя страсти уврачевати, верою и любовию почитающих присно память твою.

КОНДАК, ГЛАС 8 .
Христа ради от твоих рабов нуждную смерть претерпел еси, и венец нетления от Него восприял еси, приходящим же с верою от честнаго твоего гроба подаеши цельбы, о Никито преподобне, молитвенниче о душах наших.


Преподобный Никита Столпник Переяславский и Преподобный Макарий Унженский.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Преподобный Никита Столпник Переславский был уроженцем города Переславля Залесского и заведовал сбором казенных податей и налогов. В 1152 году князь Юрий Долгорукий перенес город Переславль и каменный храм во имя Всемилостивого Спаса на новое место. В связи с расходами по строительству города и храма был произведен усиленный сбор податей с жителей города. Никита, руководивший этими сборами, нещадно грабил жителей, собирая огромные суммы денег для себя. Так длилось много лет. Но Милосердный Господь, желающий всех грешников спасти, и Никиту привел к покаянию.

Однажды он пришел в церковь и услышал слова пророка Исаии: «Измыйтеся, и чисти будете, отьимите лукавства от душ ваших... научитеся добро творити... избавите обидимаго, судите сиру (защитите сироту) и оправдите вдовицу» (Ис. 1, 16-17). Словно громом, был потрясен он этими словами, проникшими в глубину сердца. Всю ночь Никита провел без сна, вспоминая слова: «Измыйтеся и чисти будете». Однако утром он решил пригласить друзей, чтобы в веселой беседе забыть ужасы прошедшей ночи. Господь, вновь, призвал Никиту к покаянию. Когда жена стала готовить обед для угощения гостей, то вдруг увидела в кипящем котле то всплывавшую человеческую голову, то руку, то ногу. В ужасе позвала она мужа, и Никита увидел то же самое. Внезапно в нем пробудилась уснувшая совесть, и Никита ясно осознал, что своими поборами он поступает как убийца. «Увы мне, много я согрешил! Господи, наставь меня на путь Твой!» — с такими словами выбежал он из дома.

В трех верстах от Переславля стоял монастырь во имя святого великомученика Никиты, куда и пришел потрясенный страшным видением Никита. Со слезами он припал к ногам игумена: «Спаси погибающую душу. Тогда игумен решил испытать искренность его покаяния и дал первое послушание: три дня стоять при монастырских воротах и исповедовать всем проходящим грехи свои. С глубоким смирением Никита принял первое послушание. Через три дня игумен вспомнил о нем и послал одного инока посмотреть, что он делает у монастырских ворот. Но инок не нашел Никиту на прежнем месте, а обнаружил его лежащим в болоте; он был покрыт комарами и мошками, тело его было в крови. Тогда сам игумен с братией пришел к добровольному страдальцу и спросил: «Сын мой! что ты делаешь с собой?» «Отец! Спаси погибающую душу», — отвечал Никита. Игумен одел Никиту во власяницу, сам ввел в монастырь и постриг в монашество.

Всем сердцем приняв монашеские обеты, преподобный Никита проводил дни и ночи в молитве, пении псалмов и чтении житий святых подвижников. По благословению настоятеля он возложил на себя тяжелые вериги и на местах своих монашеских подвигов ископал два глубоких колодца. Вскоре преподобный усилил свой подвиг — он выкопал глубокую круглую яму и там, возложив на главу каменную шапку, стал, подобно древним столпникам, на пламенную молитву. Только голубое небо да ночные звезды видел он со дна своего столпа-колодца, да узкий подземный ход вел под церковную стену — по нему преподобный Никита ходил в храм на Богослужение.

Так подвизаясь добрым подвигом в обители великомученика Никиты, преподобный Никита и сам завершил жизнь мученической кончиной. Однажды ночью родственники святого, приходившие к нему для благословения, прельстились его блестевшими веригами и крестами, приняв их за серебряные, и решили овладеть ими. В ночь на 24 мая 1186 года они разобрали покрытие столпа, убили подвижника, сняли с него кресты и вериги, завернули их в грубую холстину и убежали.

Перед утренним Богослужением пономарь, пришедший за благословением к святому Никите, обнаружил разобранную крышу и сообщил об этом игумену. Игумен с братией поспешил к столпу преподобного и увидел убитого святого, от тела которого исходило благоухание.

Между тем убийцы, остановившись на берегу роки Волги, решили поделить добычу, но с удивлением увидели, что это не серебро, а железо, и бросили вериги в Волгу. Господь прославил и эти видимые знаки тайных подвигов и трудов святого. В ту же ночь Симеон, благочестивый старец Ярославского монастыря во имя святых апостолов Петра и Павла, увидел над Волгой три ярких луча света. Он сообщил об этом настоятелю монастыря и старейшине города. Собор священников и многочисленные горожане, сошедшиеся к реке, увидели три креста и вериги «яко древо в водах волжских плавающие». С благоговением и молитвами перенесены были вериги в обитель великомученика Никиты и положены на гроб преподобного Никиты. При этом произошли исцеления. Около 1420-1425 гг. святитель Фотий, Митрополит Московский, благословил открыть мощи святого Никиты. Игумен монастыря с братией совершил молебен, затем открыли бересту, которой было обернуто нетленное тело, но вдруг могила закрылась землей и мощи остались под спудом. В 1511-1522 гг. был воздвигнут придел во имя преподобного Никиты, а в XIX веке протоиерей А. Свирелин составил акафист святому.

Житие преподобного Никиты Столпника, Переяславского

Пре-по-доб-ный Ни-ки-та Столп-ник Пе-ре-я-с-лав-ский был уро-жен-цем го-ро-да Пе-ре-я-с-лав-ля-За-лес-ско-го и за-ве-до-вал сбо-ром ка-зен-ных по-да-тей и на-ло-гов. В 1152 го-ду князь Юрий Дол-го-ру-кий пе-ре-нес го-род Пе-ре-я-с-лавль и ка-мен-ный храм во имя Все-ми-ло-сти-во-го Спа-са на но-вое ме-сто. В свя-зи с рас-хо-да-ми по стро-и-тель-ству го-ро-да и хра-ма был про-из-ве-ден уси-лен-ный сбор по-да-тей с жи-те-лей го-ро-да. Ни-ки-та, ру-ко-во-див-ший эти-ми сбо-ра-ми, нещад-но гра-бил жи-те-лей, со-би-рая огром-ные сум-мы де-нег для се-бя. Так дли-лось мно-го лет. Но ми-ло-серд-ный Гос-подь, же-ла-ю-щий всех греш-ни-ков спа-сти, и Ни-ки-ту при-вел к по-ка-я-нию.

Од-на-жды он при-шел в цер-ковь и услы-шал сло-ва про-ро-ка Ис-а-ии: «Из-мый-те-ся, и чи-сти бу-де-те, отьи-ми-те лу-кав-ства от душ ва-ших... на-учи-те-ся доб-ро тво-ри-ти... из-ба-ви-те оби-ди-ма-го, су-ди-те си-ру (за-щи-ти-те си-ро-ту) и оправ-ди-те вдо-ви-цу» (). Слов-но гро-мом, был по-тря-сен он эти-ми сло-ва-ми, про-ник-ши-ми в глу-би-ну серд-ца. Всю ночь Ни-ки-та про-вел без сна, вспо-ми-ная сло-ва: «Из-мый-те-ся и чи-сти бу-де-те». Од-на-ко утром он ре-шил при-гла-сить дру-зей, чтобы в ве-се-лой бе-се-де за-быть ужа-сы про-шед-шей но-чи. Гос-подь вновь при-звал Ни-ки-ту к по-ка-я-нию. Ко-гда же-на ста-ла го-то-вить обед для уго-ще-ния го-стей, то вдруг уви-де-ла в ки-пя-щем кот-ле то всплы-вав-шую че-ло-ве-че-скую го-ло-ву, то ру-ку, то но-гу. В ужа-се по-зва-ла она му-жа, и Ни-ки-та уви-дел то же са-мое. Вне-зап-но в нем про-бу-ди-лась уснув-шая со-весть, и Ни-ки-та яс-но осо-знал, что сво-и-ми по-бо-ра-ми он по-сту-па-ет как убий-ца. «Увы мне, мно-го я со-гре-шил! Гос-по-ди, на-ставь ме-ня на путь Твой!» - с та-ки-ми сло-ва-ми вы-бе-жал он из до-ма.

В трех вер-стах от Пе-ре-я-с-лав-ля сто-ял мо-на-стырь во имя свя-то-го ве-ли-ко-му-че-ни-ка Ни-ки-ты, ку-да и при-шел по-тря-сен-ный страш-ным ви-де-ни-ем Ни-ки-та. Со сле-за-ми он при-пал к но-гам игу-ме-на: «Спа-си по-ги-ба-ю-щую ду-шу». То-гда игу-мен ре-шил ис-пы-тать ис-крен-ность его по-ка-я-ния и дал пер-вое по-слу-ша-ние: три дня сто-ять при мо-на-стыр-ских во-ро-тах и ис-по-ве-до-вать всем про-хо-дя-щим гре-хи свои. С глу-бо-ким сми-ре-ни-ем Ни-ки-та при-нял пер-вое по-слу-ша-ние. Через три дня игу-мен вспом-нил о нем и по-слал од-но-го ино-ка по-смот-реть, что он де-ла-ет у мо-на-стыр-ских во-рот. Но инок не на-шел Ни-ки-ту на преж-нем ме-сте, а об-на-ру-жил его ле-жа-щим в бо-ло-те; он был по-крыт ко-ма-ра-ми и мош-ка-ми, те-ло его бы-ло в кро-ви. То-гда сам игу-мен с бра-ти-ей при-шел к доб-ро-воль-но-му стра-даль-цу и спро-сил: «Сын мой! что ты де-ла-ешь с со-бой?» «Отец! Спа-си по-ги-ба-ю-щую ду-шу», - от-ве-чал Ни-ки-та. Игу-мен одел Ни-ки-ту во вла-ся-ни-цу, сам ввел в мо-на-стырь и по-стриг в мо-на-ше-ство.

Всем серд-цем при-няв мо-на-ше-ские обе-ты, пре-по-доб-ный Ни-ки-та про-во-дил дни и но-чи в мо-лит-ве, пе-нии псал-мов и чте-нии жи-тий свя-тых по-движ-ни-ков. По бла-го-сло-ве-нию на-сто-я-те-ля он воз-ло-жил на се-бя тя-же-лые вери-ги и на ме-стах сво-их мо-на-ше-ских по-дви-гов ис-ко-пал два глу-бо-ких ко-лод-ца. Вско-ре пре-по-доб-ный уси-лил свой по-двиг - он вы-ко-пал глу-бо-кую круг-лую яму и там, воз-ло-жив на гла-ву ка-мен-ную шап-ку, стал, по-доб-но древним столп-ни-кам, на пла-мен-ную мо-лит-ву. Толь-ко го-лу-бое небо да ноч-ные звез-ды ви-дел он со дна сво-е-го стол-па-ко-лод-ца, да уз-кий под-зем-ный ход вел под цер-ков-ную сте-ну - по нему пре-по-доб-ный Ни-ки-та хо-дил в храм на бо-го-слу-же-ние.

Так, под-ви-за-ясь доб-рым по-дви-гом в оби-те-ли ве-ли-ко-му-че-ни-ка Ни-ки-ты, пре-по-доб-ный Ни-ки-та и сам за-вер-шил жизнь му-че-ни-че-ской кон-чи-ной. Од-на-жды но-чью род-ствен-ни-ки свя-то-го, при-хо-див-шие к нему для бла-го-сло-ве-ния, пре-льсти-лись его бле-стев-ши-ми ве-ри-га-ми и кре-ста-ми, при-няв их за се-реб-ря-ные, и ре-ши-ли овла-деть ими. В ночь на 24 мая 1186 го-да они разо-бра-ли по-кры-тие стол-па, уби-ли по-движ-ни-ка, сня-ли с него кре-сты и вери-ги, за-вер-ну-ли их в гру-бую хол-сти-ну и убе-жа-ли.

Пе-ред утрен-ним бо-го-слу-же-ни-ем по-но-марь, при-шед-ший за бла-го-сло-ве-ни-ем к свя-то-му Ни-ки-те, об-на-ру-жил разо-бран-ную кры-шу и со-об-щил об этом игу-ме-ну. Игу-мен с бра-ти-ей по-спе-шил к стол-пу пре-по-доб-но-го и уви-дел уби-то-го свя-то-го, от те-ла ко-то-ро-го ис-хо-ди-ло бла-го-уха-ние.

Меж-ду тем убий-цы, оста-но-вив-шись на бе-ре-гу ре-ки Вол-ги, ре-ши-ли по-де-лить до-бы-чу, но с удив-ле-ни-ем уви-де-ли, что это не се-реб-ро, а же-ле-зо, и бро-си-ли вери-ги в Вол-гу. Гос-подь про-сла-вил и эти ви-ди-мые зна-ки тай-ных по-дви-гов и тру-дов свя-то-го. В ту же ночь Си-ме-он, бла-го-че-сти-вый ста-рец Яро-слав-ско-го мо-на-сты-ря во имя свя-тых апо-сто-лов Пет-ра и Пав-ла, уви-дел над Вол-гой три яр-ких лу-ча све-та. Он со-об-щил об этом на-сто-я-те-лю мо-на-сты-ря и ста-рей-шине го-ро-да. Со-бор свя-щен-ни-ков и мно-го-чис-лен-ные го-ро-жане, со-шед-ши-е-ся к ре-ке, уви-де-ли три кре-ста и вери-ги «яко дре-во в во-дах волж-ских пла-ва-ю-щие». С бла-го-го-ве-ни-ем и мо-лит-ва-ми пе-ре-не-се-ны бы-ли вери-ги в оби-тель ве-ли-ко-му-че-ни-ка Ни-ки-ты и по-ло-же-ны на гроб пре-по-доб-но-го Ни-ки-ты. При этом про-изо-шли ис-це-ле-ния. Око-ло 1420-1425 гг. свя-ти-тель Фо-тий, мит-ро-по-лит Мос-ков-ский, бла-го-сло-вил от-крыть мо-щи свя-то-го Ни-ки-ты. Игу-мен мо-на-сты-ря с бра-ти-ей со-вер-шил мо-ле-бен, за-тем от-кры-ли бе-ре-сту, ко-то-рой бы-ло обер-ну-то нетлен-ное те-ло, но вдруг мо-ги-ла за-кры-лась зем-лей, и мо-щи оста-лись под спу-дом. В 1511-1522 гг. был воз-двиг-нут при-дел во имя пре-по-доб-но-го Ни-ки-ты, а в XIX ве-ке про-то-и-е-рей А. Сви-ре-лин со-ста-вил ака-фист свя-то-му.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь преподобного Никиты

Православным смыслом юношеская возжеления возненавидев/ и доблественныя нравы восприим, врага победил еси,/ и во благоразумии Богу угодил еси,/ и свыше от Него прием дар чудес,/ бесы прогоняти, недуги исцеляти,/ Никито преславне,// моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак преподобного Никиты

Христа ради от твоих рабов нуждную смерть претерпел еси/ и венец нетления от Него восприял еси,/ приходящим же с верою от честнаго твоего гроба подаеши цельбы,/ о, Никито преподобне,// молитвенниче о душах наших.

Каноны и Акафисты

Акафист преподобному Никите Столпнику, Переславскому чудотворцу

Кондак 1

Взбранный чудотворче и великий Христов угодниче! Восхваляем тя с любовию, чада твоя, тепла предстателя к Богу тебе стяжавше. Ты же моли прославившаго тя Господа от всяких нам бед свободитися, зовущим: радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.

Икос 1

Ангелов подобника и бесов противоборца провидя тя всея твари Зиждитель словесы пророческими: измыйтеся и чисти будите, на покаяние огласив тя, яко втораго Павла, человеколюбно к себе призва, нас же научи ублажати тебе сице: Радуйся, сосуде избранный, свыше Богом предуведанный; радуйся, в храм Духа Всесвятаго предуставленный. Радуйся, сподобивыйся Божественнаго призвания; радуйся, удостоивыйся от Господа оправдания. Радуйся, благодать Божию, умягчающую сердце твое, получивый; радуйся, очистительнаго покаяния токи слез источивый. Радуйся, веру в призвавшаго тя Господа несумненну восприявый; радуйся, всего себе водительству Божию предавый. Радуйся, супружницу и клевретов твоих Господа ради оставивый; радуйся, невозвратное твое шествие к снисканию спасения направивый. Радуйся, Царствия Небеснаго стяжателю; радуйся, о всех к тебе притекающих теплый ко Господу предстателю. Радуйся, Никите преподобне, столпниче и чудотворче.

Кондак 2

Видя супружницу твою, дивящуюся пременению снедных мяс якобы в человеческия члены и недоумевающую о неисповедимых судьбах Божиих, свыше озарен, исповедал еси, яко Господь на покаяние тя призывает, и абие познал еси спасающему тя Богу пети: Аллилуиа.

Икос 2

Разум недоразумеваемый, в дивном призвании твоем проявленный разумети ища, преподобне отче Никито, помышлял еси, како о Господе возмощи мир и диавола посрамити, к лавре святаго великомученика Никиты абие потекл еси, идеже и ангельский образ на ся восприим, добль воин Христов показался еси. Мы же, Господа спасшаго тя прославляюще, радостно вопием ти: Радуйся, яко мытарь, ко Господу о помиловании вопиявый; радуйся, яко заблудший сын, Отца Небеснаго взыскавый. Радуйся, яко хананея, от Христа не отступавый; радуйся, яко блудница, о гресех рыдавый. Радуйся, яко Езекия, умильно моливыйся; радуйся, яко Манассия, в покаянии смиривыйся. Радуйся, яко Иов, искушения крепко терпевый; радуйся, яко Даниил, премудрость Божию разумети вожделевый. Радуйся, Давидово раскаяние явивый; радуйся, Петровы слезы источивый. Радуйся, путь истинный к животу вечному обретый; радуйся, яко крин, любовию Божественною процветый. Радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.

Кондак 3

Сила Вышняго осени тя, преподобне отче Никито, егда в начале не был еси удостоен приятия в лавру великомученика Никиты, и трехдневным твоим пред враты оныя приседением и всенародным грехов твоих исповеданием победителя на диавола тя яви, научая нас дающему крепость людем Своим Богу пети: Аллилуиа.

Икос 3

Имеяй благоприятное стремление во святей лавре великомученика Никиты водворитися, но от сея быв отреваем, в тинное блато наг поверглся еси на терзание мшицем и гадом. Мы же толико крепкому твоему терпению дивящеся, вопием ти: Радуйся, миру единожды навсегда умерый; радуйся, нераскаянно вся красная мира сего презревый. Радуйся, тщеславныя помыслы смиривый; радуйся, мысль в Бозе утвердивый. Радуйся, сребролюбие изсушивый; радуйся, сластолюбие умертвивый. Радуйся, всякий гнев и избыток злобы отложивый; радуйся, смиренномудрие возлюбивый. Радуйся, душу твою по слову Христа возненавидевый; радуйся, делы благими Велиара преобидевый. Радуйся, плоть со страстьми и похотьми распный; радуйся, по обращении твоем не себе, но единому Богу живый. Радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.

Кондак 4

Бурю внутрь имея помышлений сумнительных, святыя лавры игумен смятеся, зря тебе, грехолюбива бывша, на подвиги иночествующих толико бодренно дерзающа, в месте тесне тя затвори во испытание благаго твоего произволения; ты же на диавола, яко Давид на Голиафа, единоборствовати радостно с каменем веры потекл еси, поя Господу Сил: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав сказания житий древних подвижников, преподобне, како от Господа наставляеми и укрепляеми, труды ко трудом прилагаху, тем подражати возревновал еси, и тяжкия вериги, по благословению игумена, на ся возложив, день и нощь в молитвах пребывал еси. Мы же, дивное твое подвижничество прославляя, зовем ти таковая: Радуйся, житием отцев пустынных плененный; радуйся, любовию Божественною распаленный. Радуйся, произвольное узничество возлюбивый; радуйся, во умерщвление плоти железа на себе возложивый. Радуйся, в подвизех неутомимый; радуйся, во благочестии неохладимый. Радуйся, во плоти безплотных Ангелов сожителю; радуйся, своего произволения воли Божией покорителю. Радуйся, исправлении твоими безплотных удививый; радуйся, равноангельнаго жития образ истинный нам явивый. Радуйся, в собеседование с Богом выну углубленный; радуйся, благодатию Божиею преобогащенный. Радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.

Кондак 5

Богопесненную Псалтирь к достижении Небеснаго Отечества, яко светильник, во уме твоем выну содержа, тою прославлял еси Небеснаго Отца, воспевая: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше ближнии и дальнии, еже по Бозе житие твое, преподобне, чудному твоих нравов изменению удивляхуся, добродетели же и подвиги твоя прославляху, с ними же и мы сице вопием ти: Радуйся, яко в старости крепость мужескую показал еси; радуйся, яко обет иночества делами оправдал еси. Радуйся, в многострастней плоти подвизавыйся, яко безплотный; радуйся, благими помыслы и делы многоплодный. Радуйся, твоими подвиги от обленения нас возставляяй; радуйся, твоею жизнию путь ко спасению всем изъявляяй. Радуйся, любовь велию к Богу показавый; радуйся, многообразне помощь Божию испытавый. Радуйся, Божией любви к кающимся зерцало; радуйся, подвизающимся на диавола крепкое забрало. Радуйся, выну о нас с молитвою Богу предстоящий; радуйся, и поднесь обитель твою нерушиму хранящий. Радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.

Кондак 6

Проповедают тяжкия твоя вериги, смиренномудре Никито, труды и болезни, Бога ради тобою подъятыя, ихже ради дивно прослави тя Господь, обильныя исцелений струи тобою источая нам, да выну поем Ему: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиявшая в сокрушеннем сердце твоем благодать Всесвятаго Духа провидца будущих и скораго наветуемым от бесов свободителя показа тя, преподобне, научая всех вопити тебе сице: Радуйся, предняя, яко настоящая прорекавый; радуйся, дальная, яко близ сущая прозиравый. Радуйся, яко князю Михаилу вину разслабления его телеснаго объяснил еси; радуйся, яко мученическую кончину ему и болярину его быти предвестил еси. Радуйся, со пророки прославленный; радуйся, чудотворцем сопричисленный. Радуйся, гордыни диаволей низложителю; радуйся, бесов прогонителю. Радуйся, силу вражию поправый; радуйся, в силе Божией преспевавый. Радуйся, яко Царствие Божие внутрь себе стяжал еси; радуйся, яко Христа навеки в тебе жити восприял еси. Радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.

Кондак 7

Хотящу диаволу явлением своим во образе дракона устрашити тя, стояща на молитве, оружием креста поражение бесконечное нанесл еси, победителю Богу воспевая: Аллилуиа.

Икос 7

Новую тварь показа тя Зиждитель, от миролюбия к толикому боголюбию сердце твое обратив, преподобне отче, яко ты на столп, аки Илия на огненную колесницу, возшед, бдение, пост и молитву, аки кони быстротечныя от земли к небеси стяжал еси, и тако ко Христу представ, выну ходатайствуеши о нас, вопиющих тебе: Радуйся, яко еже по Бозе истинное житие познал еси; радуйся, яко тое ищущим делами показал еси. Радуйся, велемудров века сего обуивый; радуйся, истинную мудрость в смиренномудрии быти явивый. Радуйся, иго Христа восприявый: радуйся, благость онаго житием оправдавый. Радуйся, язвы Господа Иисуса любезне на теле твоем понесый; радуйся, всего себе в жертву Господеви принесый. Радуйся, земный странниче; радуйся, Божий избранниче. Радуйся, монахов наставнице; радуйся, Богоприятный о нас молитвенниче. Радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.

Кондак 8

Странное и преславное чудо видится всем, притекающим к тебе, отче Никито, яко и вода от изрытых тобою кладенцев, черплемая с верою, телесныя и душевныя недуги исцеляет, научая чудодеющему Богу пети: Аллилуиа.

Икос 8

Весь от Всесвятаго Бога облагодатствован еси, преподобне отче, яко духом Престолу Божию предстоиши, телом же в недре земли почивая, от гроба твоего подаеши цельбы. Сего ради и взываем ти таковая: Радуйся, верный рабе Владыки Всеблагаго; радуйся, храме преукрашенный Духа Всесвятаго. Радуйся, Царя Небеснаго предстоятелю; радуйся, скорый прошений подателю. Радуйся, источниче исцелений; радуйся, сокровищнице чудотворений. Радуйся, видимыми чудесы невидимую благодать, в тебе сущую, являяй; радуйся, верных души знаменьми в вере утверждаяй. Радуйся, чадам Церкве лучезарный светильниче; радуйся, дивный Христов угодниче. Радуйся, увенчанный подвижниче; радуйся, Богу присный любимиче. Радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.

Кондак 9

Всякое естество ангельское удивися великому свыше тебе дарованию, преподобне Никито, яко и древяный посох твой, страждущему телесным разслаблением Черниговскому князю Михаилу посланный от тебе и в руку им приятый, абие исцеление тому дарова и научи его пети чудодеющему тобою Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии многовещаниии недоумеют по достоянию восхвалити тя, достославно отче, яко паче естества силу вражию преславно низлагаеши. Еще бо в телеси пребывая, беса, шествовавшу к тебе князю Михаилу явльшася во образе инока и благое княже предприятие воспящавша, видимо к столпу твоему именем Христа пригвоздил еси, и поднесь туюжде власть на бесы являеши, разрушая злокозненныя действа их на человеков. Сего ради и зовем ти сице: Радуйся, лжи диаволей обличителю; радуйся, прелести бесовския посрамителю. Радуйся, власть на духи нечистыя приявый; радуйся, туюжде и по смерти удержавый. Радуйся, яко демони и гроба твоего трепещут; радуйся, яко на них и вериги твоя стрелы палящия мещут. Радуйся, яко бесныя во обитель твою точию нуждею привлачаеми бывают; радуйся, яко они здравии и смыслящии тую оставляют. Радуйся, яко демони зде и не хотяще себе открывают; радуйся, яко тобою гоними, из одержимых ими скоро убегают. Радуйся, реко исцелений быстротечная; радуйся, стражо обители вечная. Радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.

Кондак 10

Спасти хотя душу твою, богомудре отче, в кротости и смиренномудрии Христове выну поучался и дивно преуспел еси. Темже и рабом твоим, хотящим нуждно изъяти душу твою, ничтоже пререкл, ниже возопил еси; но, яко агнец незлобивый, главу подклонив, смерть от тех приял еси, поя Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси всем, воспевающим тя и притекающим с верою к заступлению твоему, Никито столпниче. Темже и нам, к тебе прибегающим, буди столп непоколебим, от всяких нас бед и напастей выну застеняя и ограждая, за еже и поем тебе таковая: Радуйся, пристанище обуреваемых; радуйся, помоще озлобляемых. Радуйся, скорбных утешителю; радуйся, немощных укрепителю. Радуйся, грешных Бога умилостивляяй; радуйся, благих в добре утверждаяй. Радуйся, кающихся своим примером ободряяй; радуйся, о спасении подвизающимся спобораяй. Радуйся, мятущихся помыслами умирителю; радуйся, вражиих наветов отразителю. Радуйся, наших царей державо и похвало; радуйся, града Переславля утверждение и красото. Радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.

Кондак 11

Пение благодарственное Господу приносят вси, приемлющии, видящии и слышащии многочисленная чудеса, от тяжких вериг и гроба твоего бывающая силою Божиею, юже ты выну на небесех прославляеши, поя Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарное светило, на тверди церковней возсиявшее, преподобне отче Никито, показаша тя три огневидныя столпы, явльшияся над поверженными от убийц твоих и яко древо в водах волжских плававшими твоими веригами, яже и положити зде на гробе твоем, яко почесть трудов твоих, в нощнем видении повелел еси. Чесо ради твое водворение во светлостех святых быти уразумевше, тя воспеваем: Радуйся, жителю Божественнаго селения; радуйся, достигший вечнаго упокоения. Радуйся, благ неизреченных наслаждающийся; радуйся, лицезрения Божия насыщающийся. Радуйся, со Ангелы присно ликующий; радуйся, Трисвятую песнь немолчно поющий. Радуйся, с преподобными ублажаемый; радуйся, с мучениками увенчаваемый. Радуйся, радостию вечною преисполняемый; радуйся, любовию Божественною преуслаждаемый. Радуйся, яко тобою Вышний на небеси и на земли славится; радуйся, яко и ты сего ради Вышним на небеси и на земли прославился еси. Радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.

Кондак 12

Благодать чудес твоих, преподобне отче Никито, в сердце первосвятителя Фотия велие ко отысканию многоцелебных мощей твоих желание возжже. Ты же, богомудре, аще и попустил еси откопати и видети нетленное и чудесы благоухающее тело твое; обаче якоже и прежде человеческия славы убегавший, всех из храма, аки бурею, изринув, паки себе в землю скрыл еси. Чесо ради дивному во святых Своих Богу Иаковлю воспеваем: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще преславно действующаго тобою чудеса Царя Небеснаго, тя, отче достославне, восхваляем, аще и недостойными устами, обаче усердно ублажая тя сице: Радуйся, честное Пресвятыя Троицы носило и похваление; радуйся, святыни Духа чистое и непорочное селение. Радуйся, чудес пучино, Богом излиянная: радуйся, мироварнице, на вся недуги врачеваниями преизобильная. Радуйся, образе агнцем и пастырем; радуйся, преукрашенный всяким Божественным дарованием. Радуйся, правило веры и образе кротости духовныя; радуйся, зрителю красоты Божественныя неизреченныя. Радуйся, мира Христова благоухание; радуйся, многоцветный крине райскаго прозябения. Радуйся, яко Ангели о твоих исправлениих радуются; радуйся, яко мнози человецы по твоему примеру и предстательству спасаются. Радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.

Кондак 13

О, преславный чудотворче и великий Христов угодниче, Никите преподобномучениче! Нынешнее наше хвалебное приношение прием, не остави присно ходатайствовать о нас у Отца Небеснаго, да в житии сем сетей вражиих и прелести бесовския избывше, воздушных мытарств и геенны вси избегнем, и всельшеся в горний Иерусалим, сподобимся с тобою пети Всеблагому Богу нашему вечно немолчное: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва преподобному Никите Столпнику, Переславскому чудотворцу

О, всечестная главо, преподобне отче преблаженне, Никито преподобномучениче! Не забуди нищих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых своих и благоприятных молитвах к Богу и не забуди присещати чад своих. Моли за ны, отче благий и избранниче Христов, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, и не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас, недостойных, у Престола Вседержителева и не престай моляся за нас ко Христу Богу: тебе бо дана бысть благодать молитися за ны. Не мним бо тя мертва суща, аще бо и телом преставился еси от нас, но и по смерти убо жив пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя и соблюдая нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския, заступниче и молитвенниче наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами у Престола Вседержителя Бога достойно веселится. Ведуще убо тя воистинну и по смерти жива суща, тебе припадаем, и тебе молимся, и милися деем, еже молитися о нас Всесильному Богу о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние и невозбранно прейти от земли на Небо, и горьких мытарств, и воздушных князей, и вечныя муки избавится нам, и Небесному Царствию наследником быти со всеми праведными, от века угодившими Ему, Господу нашему Иисусу Христу. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.