Культы животных в религиях и верованиях народов мира

МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ О ЖИВОТНЫХ У РАЗНЫХ НАРОДОВ МИРА



ВВЕДЕНИЕ Написать работу на эту тему я решил после того, как на уроке риторики мы прочитали текст о египтянах, которые очень ценили способность кошек уничтожать грызунов. Мне стало интересно, есть ли у других народов священные животные. Все, о чем узнал, я хочу рассказать в этой работе.


Природа и мы - единое целое На протяжении всей своей истории человек был самым тесным образом связан с животными и даже в чем-то зависел от них. Они служили для него источником пищи и одежды, предупреждали об опасностях. По изменению поведения диких животных люди узнавали о приближении землетрясений, наводнений или извержениях вулканов. Всё в природе взаимосвязано и люди не могут жить без окружающей их природы. Животные играют огромную роль в природе. Без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться. Необходимы животные и людям. Не только потому, что дают продукты питания и ценные меха, но и потому, что почти все животные очень красивы и интересны. Мифы о животных являются одними из древнейших. С самого начала обучения в школе мы знаем о почтительном отношении к животным, которое было и в древности. Древний человек почитал зверей, птиц, насекомых и наделял их сверхъестественными способностями. Во все времена индийцы с большой любовью относятся ко всему живому, поэтому многие виды животных чувствуют себя в этой стране свободно и являются священными.


СКАЗОЧНЫЕ МИФИЧЕСКИЕ ЖИВОТНЫЕ Иногда в воображении человека рождались образы фантастических животных. Мы знаем о них из сказок, мифов и легенд. Единорог - сказочное животное, олицетворяющее чистоту и силу. Рог единорога способен обезвреживать яды, быстро исцелять раны.


Пегас - символ поэтического творчества. Волшебные крылатые кони встречаются во многих сказках древнего мира.


Сфинкс - греческое название египетского фантастического существа. В виде сфинкса могли изображаться фараоны. Это символизировало их непобедимость. Женский сфинкс изображался крылатым. У сфинкса человеческая голова, тело быка и орлинные крылья.Что означает этот символ? Есть разные догадки, наиболее распространено следующее: Сфинкс изображает богиню Исиду (главную богиню Египта). Богиня символизировала природу в живом единстве различных ее царств. В соединении быка, льва, орла и человека отражено единство четырех составных (человека и природы): земли, воды, воздуха и огня.


ЕГИПЕТ Египет представляет собой пустынную страну и животный мир его беден. Может поэтому в египетской религии так много божественных животных. Египтяне поклонялись божественному черному быку Апису. В городе Мемфисе в храме постоянно проживал живой бык - олицетворение бога быка. Белые и черные быки считались священными животными и за их убийство грозила суровая кара. Для умерших храмовых быков строились огромные каменные саркофаги. Кошка в древнем Египте была посвящена богине Бастет, олицетворяла солнечное тепло и радость. При пожаре египтянин был обязан в первую очередь вынести кошку, смерть кошки сопровождалась трауром, в знак которого обрезали волосы на голове и сбривали брови. Даже случайное убийство кошки каралось смертной казнью.


Священные скарабеи В Древнем Египте жуки-скарабеи считались священными животными. Такой чести они удостоились за обычай сооружать шарики из навоза и откатывать их в сторону. Египтяне в этом усмотрели сходство с действием бога солнца Ра, который катит солнечный диск по небосводу, а жук повторяет его действия на земле. Изображения священного скарабея считались приносящими удачу и дошли до наших дней в большом количестве.


Крокодил В Древнем Египте к крокодилам отношение было самое почтительное. Бог Себек выступал именно в обличье этого животного. Он был богом покровителем рек. Ежегодные разливы Нила обеспечивали плодородие почвы, поэтому крокодил был символом бога, от которого зависит урожай. При многих храмах содержались священные крокодилы которых кормили жрецы, их необходимо было умилостивлять. Для этого содержащимся при храме этого бога священным крокодилам приносили ежегодно жертву. Пещеры с сотнями мумий крокодилов до сих пор находят в Египте.


Змея Во все времена индийцы с большой любовью относятся ко всему живому, поэтому многие виды животных чувствуют себя в этой стране свободно и являются священными. Большое влияние имел культ змеи. При входе во многие храмы устанавливались каменные стеллы с изображением змей. Культ змеи насчитывает в Южной Азии более пяти тысяч лет. Его корни уходят в глубокие пласты доарийской культуры. Так, в сказаниях Кашмира есть упоминания о том, что рептилии властвовали над долиной, когда она еще представляла собой бескрайнее болото. Намеренное или случайное убийство змеи считается тягчайшим грехом. На юге страны над убитой змеей брахман произносит траурные мантры. Ее тело накрывают шелковой тканью, расшитой ритуальным узором, кладут на погребальный костер из поленьев сандалового дерева и сжигают.


Знаменитый символ медицины – сосуд со змеей, существует уже долго. Однако что же он символизировал? Раньше сосуд со змеей не был символом, но сама змея была частым спутником древних врачей и целителей. Существуют различные легенды, согласно которым змеи совершали различные положительные поступки, чем и заслуживали свое увековечивание. Эти существа во многих религиях являются священными. Долго люди искали лекарства от яда. В наше же время, на основе яда создано огромное количество лекарств, например, для быстрой остановки кровотечения. На основе змеиного яда создается противоядие от змеиного же укуса. Змеиный яд используют для приготовления компрессов, растираний, добавляют в мази и крема. Видимо, благодаря этим, и многим другим качествам, в начале ХХ в. и был создан символ медицины.


Тигр Это Белый Тигр. Он является хранителем Запада и по-китайски звучит, как Бай-ху. Тигр является защитником от злых духов и символизирует небывалую силу и мощь. Тигр символизирует Осень. Белый цвет тигра объясняется тем, что Западная сторона света является в Китае символом потустороннего мира или страны мёртвых, а как известно, в Китае белый цвет является признаком траура. Очень много легенд и преданий о тигре известно в Китае. В китайской астрологии в честь тигра назван один из годов двенадцатилетнего цикла. Люди, родившиеся в год Тигра, любят приключения.


Медведь На протяжении многих столетий человек пытался понять медведя и изобразить его в своих картинах. На некоторых рисунках, обнаруженных в пещерах Европы, изображены похожие на медведей существа. Возможно, это предки настоящего. Нашим предкам представлялось присутствие мифических медведей в небесах (отсюда и названия Большой и Малой Медведицы). Некоторые американские народы относились к медведям как к своим духовным родственникам и называли их бабушка или брат. Было немало легенд о превращении людей в медведей и медведей в людей.


Мне посчастливилось жить в том месте, где большое количество медведей, и он очень давно является священным животным в наших местах. Коренные жители округа ХМАО-ЮГРА - это ханты и манси. Для хантов медведь - священное животное, убивая его они просили у духа медведя прощения, иначе может случиться непоправимая беда, поэтому ханты оберегают это священное для них животное и поклоняются ему. Обряды, включающие в себя праздник "Медвежьи игрища" (так переводится с языка ханты "Оволынгорт‘), должны показать Великому Духу медведя, как ханты уважают и покланяются ему. Данный обычай существует уже не одну сотню лет, и передаётся у народа ханты из поколения в поколение.В нашем городе ежегодно проводится этот празник.


Хорошо в лесу животным… …если этот лес свободный!


Охрана животных Во все времена, после появления человека, на земле существовали участки священной земли, на которой животные были неприкосновенны. В древние времена это называлось священная или святая земля, на которую люди под страхом смерти не должны были заходить. Сейчас такой землей, где животные и природа под охраной государства, являются природные заповедники. В месте, где я живу, такой заповедник называется “Природный парк Нумто”. Уничтожение участков дикой природы, гибель видов разных животных-неправильно и ведет к беде. Человек и животные являются одной семьей, а своих братьев и сестер надо любить и уважать. В последнее время в прессе и интернете можно прочитать о том, что появилось много домашних животных, выброшенных на улицу в связи с тем, что весь мир столкнулся с проблемой кризиса. Люди больше не могут содержать животных, так как это стало обходиться гораздо дороже.


Берегите природу!!! Человек от этого только выиграет!!!


Спасибо за внимание!


Список используемого материала: Животные в мифах хантов и манси - Etnic_ru.mht http://student.km.ru http://zooclub.ru http://priroda.org/ http://feng-shui.peterlife.ru http://albanatasha.moifoto.ru/36982/f959919 Индия » Животные в мифах.mht Детская энциклопедия “Планета земля” http://zveryshki.ru

Экология

В Индии коровы управляют дорогами. Такси, рикши и даже машины скорой помощи вынуждены остановить движение, если корова начинает переходить дорогу, что происходит довольно часто. Религия индусов говорит о том, что корова – священное животное, поэтому ей принадлежит преимущественное право движения. Некоторые западные люди, услышав об этом впервые, могут посчитать это смешным, на самом деле нам это может казаться очень странным. У нас в сельской местности транспорт тоже останавливается, если скот пересекает проезжую часть, но исключительно для того, чтобы избежать аварии. В городах вряд ли можно встретить коров, свободно разгуливающих по дорогам, как в Индии.

Индусы – не единственный народ, который считает священными некоторых представителей животного мира. Многие древние цивилизации верили, что в животных заложен особый духовный смысл. Анимизм – это вера в то, что все существа на планете, даже неживые, имеют душу. До сих пор некоторые народы уверены, что некоторые звери являются священными.

Священные коровы

В индуизме корова считается символом пищи и жизни. Ведические священные книги говорят о том, что к этим животным "следует относиться с таким же уважением, как к собственной матери" . Их нельзя убивать и есть. Корова является символом планеты. Она предоставляет полезные продукты: пищу в виде молока и топливо в виде навоза, а в ответ требует очень мало. Хотя индусы считают корову священной, они не особо почитают быков, считая их всего лишь одним из подарков Бога. В сельских районах Индии корову считают самым богоугодным и щедрым подарком и часто животных отдают в качестве приданного.

Медведь – подарок богов

Поклонение медведям – одно из самых древних религиозных верований в мире. Еще со времен нового века медведь считался очень почитаемым животным. Медведю поклонялись неандертальцы изначально в Северной Америке и Евразии. У древних народов западной Европы богиня дикой природы всегда изображалась в виде медведицы. Таким же образом греческая богиня Артемида облачалась в тело медведицы. У народности Нивхи, которая проживала на территории современной России, медведи участвовали в церемониях в честь погибших солдат. В Японии народы айну называли медведя "камуй", что значит "бог". Айну употребляли медвежье мясо в пищу, так как считали, что шерсть и мясо медведя послано им богами.

Овцы, имеющие духовное значение

Овцы имеют духовное значение во многих культурах. У древних восточных цивилизаций, включая народы Среднего Востока и Средиземноморья, овцы имели религиозный символизм, а их черепа часто занимали центральные позиции в гробницах. На Мадагаскаре есть овец запрещалось, так как люди верили, что в них вселяются души умерших предков. Мусульмане приносят овец в жертву в самый святой день в году. Греки и римляне также приносили овец в жертву в ходе религиозных церемоний, особенно на Пасху. В Авраамических религиях (христианстве, иудаизме и исламе) признается важная роль овцы. Большое количество различных религиозных фигур, включая Авраама, Исаака и Мухаммеда, были пастухами овец.

Почитаемые слоны

В тайской культуре слоны – символ мира и силы. Исторически они выступали неотъемлемой частью войн, а также играли роль вьючных животных. В Таиланде более старое поколение считает, что слон – магическое животное. Считается, что изображения или статуэтки слонов с поднятым вверх хоботом приносят удачу.

Люди особенно верят в то, что к белому слону переходят души покойных. Если слона удавалось найти и поймать, его отправляли к королю. Их не разрешалось продавать или покупать. После смерти слона оплакивали так же, как и человека.

В городе Сурат, Индия, незамужние женщины отмечали праздник Alunām. Во время празднований одинокая женщина танцевала и пела вокруг глиняной скульптуры слона.

Мудрые совы

В некоторых частях света совы являются зловещим символом: их ассоциируют со смертью и неудачей. В других частях мира они выступают в роли символа процветания. У индусов сова приносит удачу, так как она связана с богиней Лакшми. В Древней Греции богиню Афину часто изображали вместе с совой, которая символизировала мудрость.

Крокодилы

В Древнем Египте крокодилы представляли бога Себека. Восхищаясь скоростью, ловкостью и охотничьими навыками крокодилов, египтяне определяли качества этого королевского животного, как необходимые для фараона, особенно в бою.

Королевские тигры

У китайцев тигр заменяет льва в роли царя зверей. Тигр представляет монархию, смелость и ярость. Это одно из животных китайского астрологического календаря – важный символ в китайских мифах и обычаях. Его часто изображают, как равного соперника китайского дракона, вместе они представляют борьбу между материей и духом. В Древнем Китае тигр являлся символом войны и представляет собой наивысший чин в армии.

Редкий и неуловимый тигр имел самое важное значение. В Китае такое животное почиталось, как бог запада Байю, а также ассоциировалось с осенним сезоном и металлом. Белый тигр часто появляется в культуре китайцев, как символ силы, красоты и исключительности.

Махатма Ганди говорил: "Величие нации и ее моральный прогресс оцениваются по тому, как она относится к своим животным" .

Я царь – я раб, я червь – я Бог.

Державин Г. Р.

Задолго до того, как люди научились читать и писать, они хранили народные предания и легенды, передавая их из уст в уста. И, конечно, каждый рассказчик вносил что-то свое: то новый персонаж появится, то сюжет повернется по-другому. Из этих постоянно менявшихся историй и родились мифы и легенды.

Мифы – это истории о вымышленных событиях, и в них действуют сверхъестественные существа. Мифы – это, конечно, выдумка, но они помогают объяснить местные обычаи и природные явления. Очень часто мифы повествуют о божествах, которые принимают облик животных.

Легенда очень похожа на миф. Разница состоит в том, что легенда может сложиться на основе события, которое произошло в действительности, или рассказать о человеке, существовавшем взаправду. Но это не значит, что со временем она не претерпевает изменений.

Мифы древних народов – это, пожалуй, одно из самых интересных культурных достояний цивилизаций. Каждый народ, каждая страна, каждая цивилизация слагала свои мифы и легенды о храбрых героях, о могущественных богах, о всесильных правителях древнего мира.

Миф о создании людей на Борнео

На острове Борнео существует миф, что люди были созданы двумя огромными птицами, причем в начале птицы сплели их из прутиков, как плетут они свои гнезда. Но люди очень легко ломались. Тогда птицы высекли людей из камня, но люди оказались так тяжелы, что не могли ни ходить, ни говорить. И, наконец, птицы слепили людей из глины, а в жилы людей налили красную смолу из особого дерева. Вначале люди не могли говорить, но когда птицы окликнули человека и стали клювами терзать его тело, тот закричал от боли, а из ран его потекла кровь. Так человек одновременно научился говорить, научился защищаться и понял, что жизнь – это боль.

Черепахи, крокодилы, ящерицы, змеи – это потомки динозавров, существ, господствовавших на планете в эпоху мезозоя. Есть люди, испытывающие перед рептилиями безотчетный страх, но большая часть человечества восхищается их красотой и грацией. В древних мифах рептилиям отводилась особая роль – мудрецов, которым известны недоступные человеческому пониманию тайны. К этим животным невозможно оставаться равнодушным, поэтому в современных квартирах можно увидеть многих представителей класса пресмыкающихся, и с каждым днем желающих обзавестись таким необычным домашним питомцем становится больше.

От составителя

Животные

Сказка о медведихе

(отрывок)

Как весенней теплою порою

Из-под утренней белой зорюшки,

Что из лесу, из лесу из дремучего

Выходила медведиха

Со милыми детушками медвежатами

Погулять, посмотреть, себя показать.

Села медведиха под белой березою;

Стали медвежата промеж собой играть,

По муравушке валятися,

Боротися, кувыркатися…

Пушкин А. С.

Антилопа

В одном сибирском мифе у первой антилопы было шесть ног. При таком устройстве поймать её было очень трудно, а порой и невозможно.

Божественный охотник Тунг-пой смастерил особые коньки из священного дерева, которое непрерывно трещало и было ему указано лаем собаки. Так же трещали коньки, мчащиеся как стрела; чтобы управлять ими и тормозить их бег, ему приходилось вставлять в них клинья, сделанные из другого волшебного дерева.

Тунг-пой преследовал антилопу по всему небосводу. Изнемогшее животное упало на землю, и Тунг-пой отрезал антилопе заднюю пару ног.

– Люди, – сказал Тунг-пой, – становятся с каждым днём всё мельче и слабее. Как смогут они охотится за шестиногими антилопами, когда я сам с трудом её убил.

С тех пор антилопы стали четвероногими.

В мифах бушменов прародитель людей Цагн участвует в создании мира: он дал антилопе-сернобыку белого меда, сернобык выпил этот мед. И вот поэтому у сернобыка теперь светлая шкура.

А антилопе-каама Цагн дал сотового меда молодых пчел. Соты молодых пчел красные, и антилопа стала красной.

Антилопе-канна Цагн дал осиного меда, поэтому она темная – ведь она поела осиного меда.

Барс символ храбрости, чести и благородства. В Тибете сильны верования, что святые могут превращаться в снежного барса.

У вахов – этноса, проживающего в горах северной части Пакистана, Китая, Таджикистана и Афганистана, – существует верование в горных духов «пари» – женщин, превращающихся в снежных барсов, которые при должном обращении и уважении помогают местным жителям.

В тюрко-монгольском «зверином» календаре с 12-летним циклом вместо года Тигра был год Барса. По народным приметам, особенно удачным считался именно этот год. «В год Барса все сей, хотя бы просо сей», «Год Барса – богатство», предсказывали народные приметы.

В Непале существует множество местных обычаев, которые являются отражением буддийских традиций и ритуалов. Один такой ритуал запрещает горным пастухам жарить мясо, так как бог гор может прислать свою «собаку», т. е. снежного барса, тогда потери домашнего скота будут неизбежны. В Непале убийство снежного барса считается большим грехом, чем его добычи (например, голубого барана), потому что все грехи, которые барс совершил во время своей жизни, убивая жертв, затем будут переданы охотнику.

В Индии жители провинции Ладакх в Северной Индии считают, что снежный барс и сухопутное, и околоводное животное.

Барс в мифологических представлениях сакско-скифских народов был защитником справедливости: «Он, как высший судия, взирал на происходящее с божественной высоты».

Согласно древнему кыргызскому эпосу «Манас», родовая кыргызская знать – Беги вела свою родословную от мифических предков – барсов: «Я убил семь волков. Я не убивал барсов и ланей», – писали на могильных эпитафиях древние кыргызы.

В России увинцы издревле почитали и уважали «хозяина гор» – ирбиша (ирбиса), наделяя его сверхъестественными способностями.

Еще в VII веке предки казанских татар – волжские булгары – считали крылатого барса символом богатства, плодородия, благородства и покровителем их государства. Барс считался священным животным, поэтому он изображался со знаком святости – крыльями.

У узбеков по преданию, когда был заложен город Самарканд, с Зеравшанских гор спустился барс – палянг. Он побродил вокруг стен, обернулся человеком, благословил его жителей на строительство города, будущего Самарканда, и удалился обратно в горы. С тех пор жителей Самарканда стали называть барсами. На их штандартах и гербах изображался барс.

Образ снежного барса встречается в эпосах и сказаниях тувинского народа, сказках и песнях. Изображения ирбиса в виде украшений найдены в знаменитых древних курганах. Они зачастую сопровождались сценами его охоты, что подтверждало статус «царя зверей» тувинских высокогорий. До сих пор люди Тувы верят, что встреча с ирбишом – это предзнаменование какого-либо важного события, которое сыграет в жизни человека или жизни его рода особую роль. Нападения ирбиша на скот также расценивалось чабанами как наказание свыше за нарушение древних законов существования в гармонии с природой. Жители отдалённого нагорья Сенгелен на юго-востоке Тувы по сей день отождествляют ирбиша с духом гор и опасаются убивать этого зверя, способного и после своей смерти мстить убийце, истребляя его скот и род.

С давних времен во многих культурах и религиях присутствуют разные животные, которые считаются священными. А поклонение животным – это религиозный ритуал, где животные являются божествами. Считается, что эти животные представляют божеств и имеют божественные свойства. Зоолатрия (поклонение животным) является очень важной частью религии древнего Египта и Индии. Эта религия основана на том, что животные обладают качествами, которыми люди не обладают вообще или в меньшей степени. В разных частях мира, животным поклоняются по разным причинам. Вот десятка самых священных животных во всем мире:

10. Свинья

В древнем Египте свиней считали священными и часто приносили их в жертву во имя Бога. Греки также практиковали ритуал принесения в жертву свиней для их богини Деметры. Богиня представляла ​​урожай, плодородие, чистоту и молодость, а также сохранение браков. В Китае свинья считается одним из двенадцати благоприятных животных. Кельты также поклонялись богу «свиней»под именем Moccus, после церемониальной молитвы происходило ритуальное приготовление свинины.

9. Змея


В штате Карнатака, Индия до сих пор поклоняются змее. Поклонение змеям присутствует в нескольких старых культурах и традициях. Особенно в индуистской культуре: Бог Шива носит «очковых змей» на шее в качестве украшения. Кобра является самой священной из всех змей в Индии. Существует специальный фестиваль змей, который называется Нагапанчами, где все поклоняются змеям и их божествам.

8. Тигр



По данным китайских мифов тигры находятся в списке 12 зодиакальных животных. Китайская живопись и боевое искусство считают тигра символом земли. Для культуры восточной Азии тигр является символом бесстрашия и гнева. В Китае есть пригород Куньмин, который является главным местом для поклонениятигру. Здесь поклонение тигру является туристической достопримечательностью. В индуизме тигр,связанный с индуистским богом Шивой и Дурги. В Непале отмечается праздник тигра под называнием Баг Джатра. Во многих частях Вьетнама, почти в каждой деревне есть храм тигра.Часто можно увидеть изображение тигра на входе в храмы и дворцы. Считается, что они уберегают эти местаот злых духов.

7. Буйволы и Коровы



В индуизме крупного рогатого скота, считают святым, даже древнеегипетская и греческая культуры также считают их благоприятными. В южной Индии,выполняется ритуал Тода, когда в год быка в жертву приносяттеленка, а потом его едят взрослые мужчины. В Египте быки празднуют день рождения каждый год и их мумифицируют после смерти и хоронят в могиле. Похожие ритуалы соблюдаются в Ниле. В Индии коров уважают больше всего среди всех других животных. Корова является символом достатка, а питье коровьей мочи приносит удачу и процветание.

6. Слон



В Таиланде люди считают, что белый слон содержит душу мертвого человека. В Индии, Бог Ганеша имеет голову слона. Во время фестиваля под названием Alunam, незамужние женщины посвящают свои танцы и песни слону. В некоторых культурах статуэтки слонов используются для отображения важности. Культура Северного Борнео рассматривает слонов как символ чести. Слон занимает особое место в индуистской культуре и традициях. Есть храмы в южной Индии, которые специально готовят слонов, которым позже поклоняются. Это потрясающее зрелище для туристов.

5. Обезьяна



По данным китайского зодиакального календаря обезьяна находится на девятом месте в цикле благоприятных животных, который состоит из 12 животных. Буддийская религия считает, что обезьяна является воплощением Будды. Но некоторые также считают, что они нечестные и некрасивые. Китайская буддийская религия использует метафору «разум обезьяны», которая означает нарушенное, нетерпеливое состояние человеческого разума. В некоторых культурах обезьяны также рассматриваются как бессмысленные создания символизирующие жадность.

4. Волк


Волк занимает значительные позиции в фундаментальных мифологиях Евразии и Северной Америки.Во многих культурах, волки ассоциируются с воинами, военачальниками и главными в племени. Шаманы тюркского народа считают себя, потомками волков. Но, для многих народов мира волк это символ злобы, агрессивности и кровожадности, а для китайцев еще и символ разврата. Часто под шкурой волков скрываются подлые и хитрые люди.

3. Собака


В Непале и части Индии собаки несут религиозное значение. Собакам поклоняются на протяжении пятидневного фестиваля, известного как фестиваль Toyhar. В индуизме, собака является посланником бога смерти. Считается также, что они охранники дверей Неба. В Непале 14-й день в ноябре отмечается как Kukurtoyhar, что означает день собаки. В этот день собакам поклоняются, украшают их гирляндами.

2. Коза


Во многих культурах коза, как и корова, символизирует плодовитость и материнскую заботу. Образ козы Амалфеи, вскормившей младенца Зевса своим молоком, ассоциируется не только с материнской заботливостью, но и с изобилием, поскольку именно ее чудесный рог, согласно одному из вариантов мифа, является легендарным Рогом Изобилия. По китайской зодиакальной системе, люди, родившиеся под знаком козы, считаются стеснительными, часто одинокими, творческими, а также интровертами.

1. Лошадь


Поклонение лошади в основном практикуется турецкими и индоевропейскими людьми. Они также считают, что Посейдон, бог воды, ранее являлся в образе лошади. Лошадь и мул,также святые для римского народа. В индуизме и буддизме, лошадей возглавлял бог по имени Хайагрива. На коне передвигаются боги и герои.Во все века лошади ценились очень высоко, особенно боевые кони, верные товарищи воинов и властных вождей. Заслуги преданных животных не оставались без награды: Александр Македонский основал в честь своегопавшего в бою любимца город Букефалию.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Священные животные Египта.


Т радиция поклонение священным животным, которые часто являлись тотемом племени, идет с древнейших времен, когда еще люди не придумали столь сложные объяснения мироустройства, связанные с божествами и духами. Связь с животным миром оказалась столь тесной, что не умирала никогда и переходила в новое качество. Например у многих божеств имелись их животные двойники, в которые они якобы могли обращаться, или которые являлись их символом. Продолжая тему предыдущего номера, связаннкю с египетской мифологией, рассказ пойдет о священных животных Египта.
Хотя изначально все божества представлялись в обликах животных, а в последующем большинство богов изображались в зооморфных обликах (полностью либо частично), сами животные никогда с богами не отождествлялись и не почитались как божества, за исключением тех случаев, когда строго определённое животное считалось "воплощением души" какого-нибудь бога (например, чёрный бык Мневис).
Наиболее распространёнными были культы быка, ибиса, сокола, коршуна, кошки, павиана, крокодила и жука-скарабея; культы остальных животных носили локальный характер. Часто бывало так, что животное, считавшееся священным в одном номе, не считалось таковым в другом номе: там его могли убить, и это нередко влекло за собой вражду между жителями разных областей. На ибиса, коршуна и сокола охота былаа запрещена всегда и везде, на львов - только в дни праздника богини Баст. В некоторых областях убивали крокодилов, если их разводилось слишком много и они начинали представлять опасность для людей и скота.
Умершее священное животное, если смерть наступала в номе - центре его культа, бальзамировали, клали в саркофаг и предавали погребению, обычно при храме. Мёртвых кошек хоронили в Бубастисе, в специальном священном склепе, ибисов доставляли в Гермополь, быков хоронили в том месте, где они умирали, на западном берегу Нила, мёртвых коров бросали в Нил. Среди археологических находок встречаются саркофаги жуков, ихневмонов, змей, рыб.

Священные быки и коровы.
Культ быка связан прежде всего с тем, что это животное использовалось при сельскохозяйственных работах: на быках пахали. Поэтому бык считался олицетворением плодородия, и естественным образом почитание тех богов плодородия, которые имели господствующее значение в данной области, сливалось с культом быков. Коровы также почитались как подательницы пищи; кроме того, их культ был связан с культами Исиды и Хатхор и с представлением о небе как о Небесной Корове.
Наиболее почитаемым быком был Апис (егип. Хапи) - душа Ка мемфисского Птаха, олицетворение плодородия и душа Хапи-Нила и Ба Осириса как бога возрождающейся природы. Считалось, что Апис оплодотворяет Небесную Корову и от него она рождает золотого телёнка - солнечный диск. После смерти Аписа его душа воссоединяется с Ба Осириса.
Широко было распространено почитание солнечного быка Мневиса (егип. Немур). Мневис считался душой Ка гелиопольского Ра и "живым воплощением" бога Солнца. Бык Бухис, или Бакис (егип. Бха) считался душой Монту в Гермонте и связывался также с культом Осириса. Бухис был чёрным (правда, предполагалось, что цвет шерсти у него меняется каждый час, в зависимости от фазы суточного пути Солнца) и изображался с солнечным диском между рогов. Обожествлены были также белый Бык Мина, Бык Маат и Бык Небес (сын и супруг Нут - Небесной Коровы, оплодотворяющий её).

Священные птицы
Богами считались мифические священные птицы - Вену и Великий Гоготун. Из птиц, существовавших в действительности, наиболее почитаемыми были ибис, сокол и коршун. Даже за неумышленное убийство этих птиц полагалась смертная казнь.
Культ ибиса, священной птицы Тота, был распространён повсеместно. Ибис олицетворял мудрость, спокойствие и грациозность, почитался как змееборец.
Соколу поклонялись в Египте с древнейших времён в связи с представлениями о солнечном диске как о правом глазе бога Хора, который мыслился как летящий сквозь пространство сокол. Позднее сокол ассоциировался с "душой" Ба, изображавшейся в виде сокола с человеческой головой; считался священной птицей Ра, Хора - сына Исиды, Монту; на протяжении всей истории египетской религии считался покровителем и защитником фараонов.
В Египте, кроме того, было распространено почитание коршуна - птицы, символизирующей небо и посвященной богиням Мут и Нехбет; ласточки (в связи с мифом об Исиде, которая в облике ласточки летала вокруг колонны с трупом Осириса; кроме того, с прилётом ласточек связывались разливы Нила), гусей, считавшихся священными птицами Амона, Амона-Ра и Геба и олицетворявших Великого Гоготуна; очень редко - цапли, в виде которой изображался Вену.

Крокодилы, бараны
Крокодилам поклонялись во многих местах, но особую значимость культ их приобрёл в Фивах и в Фаюме - оазисе в ливийской пустыне, где при фараонах XII династии была создана грандиозная система оросительных сооружений, появилось водохранилище и развелось множество крокодилов.
Крокодилы олицетворяли бога нильских вод Себека, им приписывалась способность повелевать разливами Реки, приносящими на поля плодородный ил. Подобно тому, как по особым признакам отбирался бык Апис, в Фаюме, в главном культовом центре крокодилов и Себека - городе Шедите (греч. Крокодилополь) искали крокодила, подходящего дня того, чтобы стать воплощением души Ба Себека.
Бараны почитались повсеместно. Так же, как и быки, они олицетворяли силы плодородия и связывались в представлениях египтян с душой Ба - поскольку слова "Ба" и "баран" звучали одинаково: в Эсне и на Элефантине бараны считались воплощением Ба Хнума, в Гераклеополе - Херишефа, в Фивах - Амона(-Ра) (баран Амона отличался от остальных священных баранов кривыми загнутыми рогами).

Кошки, павианы, шакалы, собаки, волки
Кошка, священное животное богини Баст, почиталась повсеместно, но особенно в Бубастисе. О культе кошек упоминает Геродот, культ их связывался с тем, что они истребляют грызунов - врагов урожая. В эпоху Древнего царства кошки ассоциировались с богами-змееборцами; известен (плохо сохранившийся) миф о кошке - дочери Солнца и его Оке (поэтому на груди у статуэток священных кошек часто изображали Око Уаджет). Умерших кошек бальзамировали и хоронили в особом святилище при храме богини Баст в Бубастисе.
Павиан-кинокефал считался священным животным Тота. Культ его также связывался с солнечным культом (поскольку при восходе Солнца горные павианы издают радостные крики), с почитанием Луны и с заупокойным культом (павиан упоминается как один из стражей входа в Дуат). Священные павианы жили при храмах в вольерах с финиковыми пальмами; дрессированные павианы участвовали в религиозных мистериях.
Шакалы ассоциировались с западом, пустыней и богом Анубисом; культовым центром собак и шакалов был Кинопольский ном. Почитание волков связывалось с культом Упуаута.

Гиппопотамы, львы, свиньи
Почитание гиппопотама связано с культом Таурт, изображавшейся в виде беременной самки этого животного, однако, несмотря на популярность Таурт, культ гиппопотама особого распространения не получил: гиппопотамы почитались только в Папремитском округе и ещё в некоторых местах. Иногда гиппопотамы считались священными животными Осириса. В то же время, наряду с крокодилами, они ассоциировались с силами зла и Сетом, олицетворяли врагов Ра.
Львы символизировали могущество богинь-львиц, чаще всего Сохмет, и мощь фараона. Их культ носил локальный характер. Культовый центр - Леонтополь (греч.).
Свинья в Египте считалась нечистым животным, ассоциировалась с Сетом, но в то же время с древнейших времён ассоциировалась с небом, и в виде свиньи с поросятами-звёздами на животе иногда изображалась Нут.

Ихневмон, еж, лягушка
Ихневмон (мангуст), зверёк, обладающий иммунитетом против змеиного яда, истребитель гадов и грызунов, почитался прежде всего как змееборец; в одном из мифов Ра побеждает Апопа в образе ихневмона. Ихневмоны легко приручаются, их часто держали в домах для защиты от змей и крыс. Священным животным ихневмон стал считаться с периода правления XXII династии, однако упоминания его в религиозных текстах встречаются и раньше. Ихневмоны посвящались Солнцу, Ра и Уаджет.
Ёж почитался как змееборец и ассоциировался с Ра. Культ ежа был распространён повсеместно. В виде этого животного часто изготовляли сосуды для возлияний.
Лягушка почиталась из-за своей плодовитости (что символизировало плодородие); ей приписывалась власть над разливами Реки, от которых зависел урожай. Кроме того, в Египте существовало поверье, будто лягушка обладает способностью самозарождения, поэтому она связывалась с загробным культом и воскресением после смерти. Иногда лягушку рисовали под Ладьей Ра; она считалась священным животным богини Хекет. Культовые центры лягушки - Харвер и Абидос.

Насекомые, рыбы, змеи
Священным считался навозный жук - скарабей. Культ его связывался с культом Хепри. Существовало поверье (как и относительно лягушки), будто скарабеи обладают способностью самозарождения. Изображения скарабея служили амулетами, защищающими от сил зла, от ядовитых укусов и помогающими воскреснуть после смерти.
Из насекомых почиталась также ядовитая многоножка Сепа, священное насекомое Атума.
Культ рыб возник ещё в Додинастическую эпоху. Священными в Египте были оксиринх и лепидот. Лепидот - чешуйчатая (ныне вымершая) рыба - считался священным животным Мехит; был посвящен богу Хапи. Культовый центр Лепидота - Тис (греч. Лепидотополь) в VIII верхнеегипетском номе.
О погребениях священных змей пишет Геродот: согласно ему, змеи посвящались Амону(-Ра) (которого эллинский историк отождествляет с Зевсом) и хоронились в Карнакском храме.

В некоторых областях современного Египта до сих пор почитают священных животных. Только в разных районах - разные животные. Одними из самых популярных культов по прежнему остаются культ кошки, быка и ибиса.

Сергей Беляков


П отрясающее по своей выразительности изображение бога Анубиса в облике черного шакала было обнаружено в проходе в одну из камер гробницы Тутанхамона, известную как "Сокровенная сокровищница", где оно было размещено передней частью к погребальному покою, на запад. Анубис возлежит на ларце-реликварии, выполненном в форме храмового пилона, установленного на полозья и снабженного четырьмя шестами для переноски. Высота статуи 118 см., длина 270 см., ширина 52 см. Возраст - 14 в. до н.э.
Эта восхитительная статуя из гробницы Тутанхамона некогда следовала в царской погребальной процессии, а затем была помещена в одно из самых значимых помещений гробницы, где находились канопы с внутренностями царя, стражем и охранителем которых, таким образом, выступал Анубис, повелитель бесчисленного множества "бау" божественных сил и энергий, предсказатель судьбы и один из владык магии. Непосредственно перед статуей был найден магический кирпич с миниатюрным факелом и несколькими крупицами древесного угля; на кирпиче была написана охранительная формула: "Я удерживаю песок, чтобы он не засыпал тайный покой. Того, кто захочет меня обойти, я остановлю пламенем пустыни. Я предал пустыню огню. Я заставил свернуть на неверную дорогу. Я здесь для защиты Осириса".
Статуя выполнена из дерева, поверхность которого была затем покрыта штуком и тонким слоем черной смолы. Внутренняя поверхность ушей божества, опоясывающая его шею повязка и ожерелье-ошейник позолочены. Глаза инкрустированы алебастром, золотом и обсидианом; когти сделаны из серебра. Изначально тело статуи было укрыто льняной тканью с сохранившейся на ней датой седьмым годом правления Эхнатона, когда, возможно, был рожден будущий Тутанхамон. Вокруг шеи было повязано более тонкое и изысканное полотно, нечто, напоминающее шарф, украшенный двумя рядами погребальных голубых лотосов и васильков, вытканных посередине полосы, и завязанный на затылке Анубиса бантом.
Анубис покоится на съемной крышке деревянного позолоченного ларца. Увенчанный характерным египетским карнизом, ларец, имитирующий своей формой врата загробного мира, покрыт изображениями символов Осириса "джед" и символов его супруги Исиды "тет"; в сочетании эти иероглифические знаки несли значение "сешета" таинство. Внутри ларца были найдены фаянсовые амулеты: четыре изображения коровьей ноги "ухем", имеющие значение глагола "повторять", два изображения мумии, изображение сокологолового Хора или же Ра, две статуэтки Тота в облике ибиса, "уадж" стебель тростника папируса, символизирующий вечную молодость, восковая "птица половодья" Бах, несколько кусков смолы, а также восемь ожерелий и два алебастровых сосуда: в одном из них было смолоподобное вещество смесь смолы и священного натрона, в то время как второй служил ему крышкой. Эти предметы, изначально расположенные в специально предназначенных для них отделениях, были перемешаны, к сожалению, древними грабителями. Все эти амулеты, бесспорно, были связаны с ритуалами, призванными принести "ухем месут" возрождение душе царя.
В надписях, что покрывают ларец, Анубис восхваляется в двух своих ипостасях как Имиут, сын Осириса, отдавший умершему отцу свою кожу, необходимую для его возрождения, и как Хентисехнечер глава божественного навеса, расположенного при входе в гробницу, под которым совершалась церемония "Отверзания уст и очей", дающая возможность умершему видеть, ощущать, вкушать приношения и передвигаться, вновь и вновь побеждая смерть!