Воздвижение Животворящего Креста Господня: обычаи, традиции и молитвы

Информационный отдел Хабаровской епархии

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня - Господский двунадесятый праздник. В этот день православные христиане вспоминают два события.

Как говорит Священное Предание, Крест был обретен в 326 году в Иерусалиме. Произошло это около горы Голгофы, где был распят Спаситель. Описание событий Воздвижения Креста Господня, которое произошло в IV веке, мы находим у некоторых христианских историков, например, Евсевия и Феодорита.

В 326 году император Константин Великий решил во что бы то ни стало найти утраченную святыню - Крест Господень. Вместе со своей матерью, царицей Еленой, он отправился в поход на Святую Землю.

Раскопки было решено проводить рядом с Голгофой, так как у иудеев был обычай закапывать орудия казни рядом с местом ее совершения. И, действительно, в земле нашли три креста, гвозди и доску, что была прибита надо головой распятого Спасителя. Как говорит Предание, к одному из крестов прикоснулся болящий человек и исцелился. Так император Константин и царица Елена узнали, какой из крестов - тот самый. Они поклонились святыне, а затем патриарх Иерусалимский Макарий стал показывать ее народу. Для этого он встал на возвышение и поднимал («воздвигал») Крест. Люди поклонялись Кресту и молились: «Господи, помилуй!».

И второе событие - возвращение Животворящего Креста из Персии, где он находился в плену. В VII веке его вернул в Иерусалим греческий император Ираклий.

В 614 году Персидский царь завоевал Иерусалим и разграбил его. Среди прочих сокровищ он забрал в Персию Древо Животворящего Креста Господня. Святыня пребывала у иноземцев четырнадцать лет. Лишь в 628 году император Ираклий одержал победу над персами, заключил с ними мир и вернул Крест в Иерусалим.

Оба события объединяло то, что Крест перед народом воздвигали, то есть поднимали. При этом обращали его ко всем сторонам света по очереди, чтобы люди могли поклониться ему и разделить друг с другом радость обретения святыни.

Как складывалась дальнейшая судьба святыни, историки точно не знают. Кто-то говорит, что Крест находился в Иерусалиме до 1245 года. Кто-то, что его разделили на части и разнесли по всему миру.

Сейчас часть Креста Господня покоится в ковчеге в алтаре греческого храма Воскресения в Иерусалиме.

В день Крестовоздвижения положено совершать всенощное бдение и Литургию.

Интересно, что во время утрени на Крестовоздвижение Евангелие читается не на середине храма, а в алтаре.

Кульминационный момент праздника - когда первенствующий священник или епископ, одетый в фиолетовое облачение, выносит Крест. Все молящиеся в храме целуют святыню, а предстоятель помазывает их святым елеем. Во время общего поклонения Кресту поется тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

4 ОКТЯБРЯ ОТДАНИЕ ПРАЗДНИКА ВОЗДВИЖЕНИЯ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ.

В этот день в храме поются праздничные тропарь и кондак и в целом богослужение выглядит более торжественно, чем в дни попразднства, то есть в дни между самим днём праздника (14/27 сентября) и днём его отдания.

После отпуста Литургии священник выходит в храм и совершает вокруг аналоя с Крестом трехкратное каждение, а затем при пении тропаря и кондака праздника Воздвижения вносит Крест чрез Царские врата в алтарь, полагая его на святом престоле.

В этот день верующим стоит почаще думать о крестных страданиях Иисуса Христа и молиться о своём спасении.

«Слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия» (1 Кор. 1, 18).

Тропарь Воздвижения Креста Господня

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным Христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак Воздвижения Креста Господня

Отдание (то есть завершение) многодневного праздника в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня в Русской Православной Церкви совершается 21 сентября (4 октября) во время Божественной Литургии.

Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу.

Величание Воздвижения Креста Господня

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

Молитвы Честному и Животворящему Кресту Господню

Молитва первая

Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.

Молитва вторая

О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя — утверждение, христиан всех — упование, царей — держава, верных — прибежище, Ангелов — слава и воспевание, демонов — страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных — посрамление, праведных — услаждение, обремененных — ослаба, обуреваемых — пристанище, заблудших — наставниче, одержимых страстьми — раскаяние, нищих — обогащение, плавающих — кормчий, слабых — сила, во бранех — победа и одоление, сирых — верное покровение, вдов — заступниче, дев — целомудрия охранение, ненадеянных — надежда, недужных — врач и мертвых — воскресение! Ты, прообразованный чудотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты — одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь.

21 сентября / 4 октября Православная Церковь установила отдание праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня .

Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан (117–138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения.


Воздвижение Креста Господня.
Икона из ризницы Троице-Сергиевой Лавры

Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни – Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения. Это произошло при равноапостольном императоре Константине Великом (память 21 мая), первом из римских императоров, прекратившем гонения на христиан. Святой равноапостольный Константин Великий (306–337) после победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и над Ликинием, правителем Восточной ее части, в 323 году сделался единодержавным правителем огромной Римской империи. В 313 году он издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились. Правитель Ликиний, хотя и подписал в угоду Константину Миланский эдикт, однако фактически продолжал гонения на христиан. Только после его окончательного поражения и на Восточную часть империи распространился указ 313 года о веротерпимости. Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение – Крест с надписью «Сим победиши».

Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену (память 21 мая), снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию.

Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения. Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест. Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: «Господи, помилуй», благоговейно поклонялся Честному Древу. Это торжественное событие произошло в 326 году.

При обретении Животворящего Креста совершилось и другое чудо: тяжело больная женщина, при осенении ее Святым Крестом, сразу исцелилась. Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение.

Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского.


Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

В царствование Юлиана Отступника (361–363) он принял мученическую смерть за Христа (память священномученика Кириака 28 октября). Святая царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме – месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознесся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после успения. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освещения храма; она скончалась в 327 году. Храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

В этот день вспоминается еще одно событие, связанное с Крестом Господним, – его возвращение из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим. В царствование Византийского императора Фоки (602–610) персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и увез в плен Животворящий Крест Господень и Святого Патриарха Захарию (609–633). Крест пробыл в Персии 14 лет и лишь при императоре Ираклии (610–641), который с помощью Божией победил Хозроя и заключил мир с сыном последнего, Сироесом, христианам была возвращена их святыня – Крест Господень. С великим торжеством Животворящий Крест был принесен в Иерусалим. Император Ираклий в царском венце и порфире понес Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царем шел Патриарх Захария. У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Святой Патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нес на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь в уничиженном виде. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внес Крест Христов в храм.

(4 голоса : 3.75 из 5 )

Каждый воскресный день православные собираются в храмах и возносят благодарственные молитвы Богу. Это связано с тем, что мы еженедельно переживаем Христово Воскресение вновь и вновь. Это означает то, что наша Пасха - Христос, закланный за нас…

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Каждый воскресный день православные собираются в храмах и возносят благодарственные молитвы Богу. Это связано с тем, что мы еженедельно переживаем Христово Воскресение вновь и вновь. Это означает то, что наша Пасха - Христос, закланный за нас - каждое Воскресение евхаристически всё это переживается нами. Собственно говоря, православие - спасение переживается всегда евхаристически. Ибо только Кровь Иисуса Христа может очистить нас от всякого греха. И в этом смысле в православии спасение не достигается, а принимается действующей Божественной благодатью и переживается в Святом Причастии.

В принципе, человек, в идеале, должен был бы причаститься один раз: после крещения и этим ограничиться. Но, к сожалению, даже тогда, когда в крещении с нас снимаются все грехи и, казалось бы, мы не должны грешить, после крещения человек грешит и для этого Церковь установила Таинство Исповеди, как второе крещение. Точно так же Церковь разрешила причащаться второй, третий, четвертый раз тем, которые уже причастились, для того, чтобы была возможность ОБНОВЛЯТЬ встречу с Иисусом Христом. Поэтому настоящая духовная борьба и брань - от Причастия до Причастия, и на этом пути ничего не должно нас смущать.

Некоторые православные впадают в пелагианство. Это тяжелая ересь. Когда они думают, что они спасаются своими постами, молитвами, то это не так. Посты и молитвы - это благоприятные условия для духовного делания. Спасаемся мы только Господом Иисусом Христом. Это иудеи, мусульмане своими долгими молитвами хотят умилостивить Бога. Мы верим в прощение в струях Крови Сына Божия. И никакое смущение дьявольское не должно нас останавливать в этом веровании. Поэтому православный человек - это человек, который переживает спасение всякий раз, когда он причащается, и переживает состояние абсолютной святости всякий раз, когда он причащается Тела и Крови. Как мы и молимся, что этими Таинствами мы обожаемся, то есть переживаем обо́жение в струях Крови Сына Божия, и наша задача приучать нас к этой мысли. Иначе, когда человек будет стремиться спастись своими добродетелями, а жизнь его не будет соответствовать добродетелям, он будет впадать в депрессивное состояние, в уныние, например, которое является смертным грехом.

Дьявол всегда будет стараться нас смутить. Он не может спокойно смотреть на то, как мы стремимся вновь и вновь обновлять наши отношения с Иисусом Христом, и в такие моменты мы должны вспоминать, что в Евангелии очень часто Иисус Христос говорит: «не бойся». Эти слова, точнее, это слово, встречается неоднократно в Евангелии. «Не бойся». Действительно, что бояться человеку, если Христос с нами. Христос, о Котором сказано, что Он всегда и во веки Тот же; евхаристически мы переживаем встречу с тем же самым Иисусом Христом, Который родился в Вифлееме, Который преобразился на горе Фавор и Который на Тайной Вечере преподал Своим ученикам Божественную Евхаристию. Рассуждая об этом, мы освобождаемся от власти греха, от власти дьявола и от власти страха смерти и становимся людьми, исполненными благодатного общения со Христом и во Христе. Мы кто-то и что-то во Христе и со Христом и мы никто и ничто вне Христа и без Христа. Поэтому надо нести эту радостную благую Евангельскую весть о спасении во Христе, которое в православии переживается евхаристически, всем тем людям, которые в нерешительности, в депрессивности, противоречии собственной жизни между реальной действительностью и требованиями Святого Закона. Как Блаженный Августин учит нас: «Весь закон исполнен тогда, когда все грехи прощены».