Волшебное слово. Протоиерей Евгений Попиченко. Почему нужна благодарственная молитва

Любой разговор обычно начинается с приветствия - это общепринятое требование вежливости в обществе. Люди, встречаясь, желают друг другу добра и благополучия, успехов в труде, доброго утра, дня или вечера. Встречаясь с людьми, можно приветствовать их любыми словами, главное – чтобы приветствие было сердечным и искренним. Даже в обычном приветствии «Здравствуйте!» или «Добрый день!» содержится вполне православное отношение к человеку. Однако есть приветствия, которые приняты только в православной среде.

Зачастую православные используют форму благодарения «Спаси, Господи!» при общении практически во всех случаях: и при встрече, и при расставании, и даже при положительном упоминании о третьем лице («Спаси же его, Господи!») Хотя традиция духовного общения гораздо богаче и разнообразнее. В Центральной Украине, к примеру, до сих пор в храмах приветствуют друг друга радостным: «Слава Богу!» - «Навіки Богу слава!» За две тысячи лет христиане всего мира выработали особые формы приветствия. В древности приветствовали друг друга возгласом: «Христос посреди нас!», слыша в ответ: «И есть, и будет». Сейчас так приветствуют друг друга священники, но и мирянам следует помнить об этой древней традиции.

В первый день Пасхи, а также в течение Светлой седмицы и до самого отдания Пасхи звучит торжественное приветствие: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!» Это приветствие многократно повторяется за Пасхальным богослужением, а сама традиция восходит своими корнями еще к апостольским временам. Приветствие словами «Христос воскрес!» выражает радость, аналогичную радости апостолов, узнавших о воскресении Христа. Преподобный Серафим Саровский именно словами: «Христос воскресе!» приветствовал приходящих к нему круглый год. В воскресные и праздничные дни у православных принято приветствовать друг друга взаимным поздравлением: «С праздником!», накануне праздника - «Со святым вечером». А в праздник Рождества Христова православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!»; «Славим Его!» - звучит в ответ.

Из монастырей пришла в быт традиция просить разрешения войти в комнату следующими словами: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». При этом находящийся в комнате, если позволяет войти, должен ответить: «Аминь». Конечно, такая традиция возможна только среди православных монашествующих, едва ли она применима к мирским людям.

Уходящих из дома на учебу детей можно напутствовать словами «Ангела хранителя!», перекрестив их. Можно пожелать также Ангела хранителя отправляющемуся в дорогу или сказать: «Храни тебя Господь!», или «Бог в помощь!» Такие же слова православные говорят друг другу, прощаясь, или же: «С Богом!», «Помощи Божией», «Прошу твоих святых молитв» и тому подобное.

В древнерусском своде «Домострой» дается правило, как приветствовать, придя в гости: сначала поклониться иконам, потом хозяевам со словами «Мир этому дому». Застав ближних за трапезой, принято пожелать им: «Ангела за трапезой!» За все принято тепло и искренне благодарить ближних: «Спаси, Господи!», «Спаси, Христос!», или «Спаси тебя, Бог!», на что положено ответить: «Во славу Божию». Но если вы считаете, что люди вас не поймут, таким образом благодарить необязательно. Лучше сказать: «Благодарю вас!», или «Я от всей души вам благодарен».

По традиции при встрече двух людей первым приветствие должен говорить младший (по возрасту или в церковной иерархии), а отвечать ему старший. Например, обычно при встрече мирянина со священником первый говорит: «Христос воскресе! (Благослови(те), батюшка/честный отче)», а второй отвечает: «Воистину воскресе! (Бог благословит)». Напомним, что в Православии не принято обращаться к священнику со словами: «святой отец», говорят: «честный отче» (например: «Помолитесь за меня, честный отче»).

К священнику не принято обращаться по имени-отчеству, его называют полным именем с прибавлением слова «отец»: «отец Алексий», либо - «батюшка». К диакону можно также обратиться по имени, которому должно предшествовать слово «отец». У диакона благословение брать не положено.

Встретив священника в облачении (в рясе с крестом или в богослужебном облачении с епитрахилью и в поручах), попросите его о благословении, это и будет вашим приветствием. Приблизитесь к священнику, немного склонитесь, сложите правую руку на левую ладонями вверх и скажите: «Батюшка, благословите».

Батюшка, осеняя вас крестным знамением, произносит: «Бог благословит», либо «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» - и кладет свою правую, благословляющую руку на ваши ладони. В этот момент мирянин, получающий благословение, целует руку священника. Бывает, целование руки приводит в смущение некоторых новоначальных. Смущаться не следует - мы не священнику целуем руку, а самому Христу, который в этот момент невидимо предстоит и благословляет нас. Не следует лишь осенять себя крестным знамением перед тем, как взять благословение у священника. Если священник положил руку вам на голову, то целовать ее не нужно.

Если присутствует несколько священников во главе с архиереем, за благословлением подходите только к нему. Если вы взяли благословение у одного священника, а рядом стоят еще несколько, обратитесь к ним со словами: «Благословите, честные отцы», и поклонитесь. Если вы находитесь в группе верующих, за благословением сначала подходят мужчины по старшинству (служители церкви в первую очередь, как бы подавая пример), затем идут женщины, последними подходят дети. Это правило относится и к семье: сначала подходит муж, жена, затем дети. При прощании повторно попросите у священника благословения словами «Простите меня, батюшка, и благословите».

В Православной Церкви в официальных случаях принято к священнику обращаться «Ваше Преподобие», а к настоятелю, наместнику монастыря, если он игумен или архимандрит, обращаются - «Ваше Высокопреподобие», а если наместник иеромонах - «Ваше Преподобие». К епископу обращаются - «Ваше Преосвященство», к архиепископам и митрополитам - «Ваше Высокопреосвященство». В разговоре к епископу, архиепископу и митрополиту можно обратиться и менее официально - «владыко», а к наместнику монастыря - «отец наместник» или «отец игумен». К Блаженнейшему Митрополиту Владимиру, Предстоятелю Украинской Православной Церкви принято обращаться «Ваше Блаженство», а к Святейшему Патриарху - «Ваше Святейшество». Все эти обращения, естественно, не означают святости того или иного конкретного человека - священника или Патриарха, они выражают уважение к священному сану духовников и святителей.

Существует рассказ о протестантском пастыре, который, посещая больных, зашел в больницу для душевнобольных. Здесь один из пациентов, у которого, очевидно, наступила минута умственного просветления, подошел к пастырю и спросил его: «Вы благодарили когда-нибудь Бога за свой рассудок?» От такого неожиданного вопроса остолбенел пастырь. Нет, никогда ему не приходило на ум благодарить Бога за такое очевидное дарование. Только здесь в больнице, видя вокруг себя такое количество несчастных душевнобольных людей, он понял, чторазум – это великийБожий дар! Пастырь тут же обещал больному и самому себе, что он будет ежедневно благодарить Бога за свой здравый рассудок.

Э тот случай из жизни пастыря характеризует общую особенность человеческого отношения к жизненным благам, в силу которого люди привыкли все принимать, как должное, само собой разумеющееся . Редко кто из людей благодарит своего Создателя, Который постоянно о нем заботится и посылает ему бесчисленные материальные и духовные блага.

"Куда ни посмотрю сердечными очами, – пишет святой , – внутрь ли или вне себя, везде вижу сильный повод к благодарению и славословию Господа!»

Д ействительно, вся наша жизнь является непрерывной цепью благодеяний Бога! Он создал наше тело, которое лучше и совершеннее всякого механизма или компьютера. Он вдохнул в нас эту бессмертную, богоподобную душу, которая оживляет наше бренное тело, и которая драгоценнее и любезнее нам всего. Он даровал намразум, который возвышает нас над животными; – свободную волю, благодаря которой мы можем физически и духовно совершенствоваться и направлять к благу свою жизнь; – чувства, способные наслаждаться дарами благости Божией, находить счастье и радость в жизни.

Хотя мы не видим Бога глазами, но мы знаем, что Он постоянно заботится о нашем благе более самой любящей матери. Он повелевает сиять над нами солнцу, которое освещает и согревает, увеселяет и оживляет нас. Он благотворит нам, посылая дождь и плодородие, насыщая нас пищей и веселя наши сердца. Он заповедал земле производить разнообразные плоды, которыми питается и живет наше тело, и заставляет животных служить нам. Так, по Его воле горы и долины, моря и реки, деревья и камни, птицы и рыбы, земля и воздух – все служит нашей пользе и наслаждению. Его божественная сила поддерживает, продолжает и хранит нашу жизнь среди всего враждебного и опасного в мире. Словом, «Им мы живем и движемся и существуем». Каждое мгновение нашей жизни естьдар Его бесконечной благости, каждое дыхание груди нашей есть знак Его отеческого благоволения, каждое биение нашего сердца есть дело Его высочайшей любви и милосердия.

Н о этого мало! Когда нарушением заповедей Божиих люди подвергли себя всевозможным бедствиям, стали непотребными пред Богом, недостойными жизни и блаженства, Бог Отец не оставил их погибать. Напротив, по причине Своей бесконечной любви, Он «отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ().

Е динородный Сын Божий , жалея нас блудных детей, пришел в наш мир и воспринял наше смертное естество. Он «унизил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек, смирил Себя, будучи послушным даже до смерти, и смерти крестной» (). Он научил нас праведно жить и показал нам путьк Царству Небесному. Он взял на Себя грехи рода человеческого, претерпел ради нас унижения, оплевания, пощечины, побои, крестные страдания и позорную со злодеями, пролил Свою кровь за нас и положил за нас душу Свою, «дабы лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти всю жизнь были подвержены рабству» ().

Единосущный Отцу и Сыну – Дух Святой , ради искупительной жертвы Богочеловека, нисходит на нас, очищает нашу совесть от греховных дел, оживляет и освящает наше естество, дает нам Свою божественную силу, необходимую для праведной жизни и делает нас чадами Божиими.

П ри всем этом, мы часто забываем Бога, огорчаем Его милосердие своим упрямством, тупостью, злобой! Но Господь не только не губит, но продолжает прощать и миловать нас, терпеливо ожидая нашего исправления. Несмотря на наши частые падения, Он с большой заботливостью и мудростью ведет нашу жизньк спасению, к нескончаемой радости в небесных обителях. Редко кто из людей задумывается над тем, как много препятствий создает он Богу в деле своего спасения!

С в. Иоанн Кронштадтский делится таким своим опытом, который знаком многим верующим людям: «Сколько раз смерть вступала в мое сердце, переходя потом к телу (числа нет), и от всех смертных случаев Господь избавлял меня!» Чувство потока милостей от Бога вызвало у псалмопевца следующие вдохновенные слова:

«Благослови, душа моя, Господа и все внутри меня – имя святое Его! Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его: Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои, избавляет от могилы жизнь твою, окружает тебя милостью и щедротами, исполняет благие желания твои, обновится как у орла, юность твоя. Являет Господь милость и правду всем обижаемым... Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» (Псл. 102-й).

В минуты испытаний многие унывают, ропщут. Но надо понять, что Господь иногда допускает, чтобы с нами случались неприятности и скорби, не потому, что Он забыл нас или хочет наказать нас. Нет! Он допускает их, как горькое, но необходимое лекарство , исцеляющее нас от гордости, легкомыслия, самонадеянности, самолюбия и других недостатков. Понимая это, великий святой Иоанн Златоуст на закате своих дней говорил: «Слава Богу за все, а особенно за скорби!»

Н ам, православным, надо еще особо благодарить Бога за то, что Он удостоил нас быть чадами Своей истинной Церкви , которая силой духа Святого содержит чистое Евангельское учение, которая освящает и укрепляет нас своими благодатными таинствами. Это та , к которой принадлежали Пророки, Апостолы, мученики и все святые, находящиеся в обителях небесных и одновременно составляющие с нами, их младшими братьями, одну великую Божью семью. Эта та Церковь, в которой мы удостаиваемсяпричастия животворящего Тела и Крови нашего Спасителя, дающего нам бессмертие.

И так, когда мы вникаем в пути промысла Божия в нашей жизни, то мы видим, что не столько долг и обязанность, сколько все существо наше, вся жизнь наша в настоящем и в будущем требует, чтобы мы не оставались бесчувственны к благодеяниям Божиим! К этому надо добавить, что наша благодарность нужна не Богу, но именно нам самим. Когда мы благодарим Бога, мы вспоминаем Еголюбовь к нам, Его постоянную заботу о нас и море материальных и духовных благ, которые Он ежедневно изливает на нас. Это воспоминание, проясняет наш разум , дает нам возможность отчетливее понять, в чем заключается цель нашей жизни, помогает нам отсеять второстепенное от главного.

К роме того, благодарность Богу рассеивает уныние, удаляет печаль, возвращает нам бодрость и жизнерадостность . Благодарность Богу можно уподобить теплым солнечным лучам, проникающим в темный погреб души. От соприкосновения с Духовным Солнцем душа согревается , человек делается добрее и готовым к любви.

Б удем же стараться ежедневно и, в особенности, по воскресным дням, благодарить своего Создателя и Спасителя – это послужит превосходным лекарством для нашей души!

Благодарственная Молитва (из молебна)

Господи Иисусе Христе Боже наш, Боже всякого милосердия и щедрот, милость Которого безмерна и человеколюбия – неизмеримая пучина! Мы, припадая к Твоему величию, со страхом и трепетом, как недостойные рабы, приносим благодарение Тебе о милостях, оказанных нам. Как Господа, Владыку и благодетеля, мы Тебя славим, хвалим, поем и величаем и, припадая, снова благодарим! Твое несказанное милосердие смиренно молим: как ныне Ты принял наши мольбы и исполнил их, так и в будущем дай нам преуспевать в любви к Тебе, к ближним и во всех добродетелях. И сподоби нас всегда благодарить и славить Тебя, вместе с безначальным Твоим Отцом и всесвятым, и благим, и единосущным Твоим Духом. Аминь.

Некоторые благодарственные и хвалебные псалмы :33, 65, 66, 91, 95, 96, 102, 103, 116, 145, 149, 150. Псалмы, прославляющие Бога:8, 17, 92, 102, 103.

Благодарственный Акафист

Составлен в сороковых годах протоиереем о. Григорием Петровым в одном из сталинских концлагерей, в котором он, вероятно, и умер.

Нетленный Царю веков, содержащий в деснице Своей все пути жизни человеческой, силою спасительного промысла Твоего. Благодарим за все ведомые и сокровенные благодеяния Твои, за земную жизнь и за небесные радости Твоего будущего Царства. Простирай нам впредь Твои милости, поющим: Слава Тебе, Боже, во веки!

Слабым беспомощным ребенком родился я в мир, но Твой Ангел простер светлые крылья, охраняя мою колыбель. С тех пор любовь Твоя сияет на всех моих путях, чудно ведя меня к свету вечности. Славно щедрые дары Твоего промысла явлены с первого дня и до ныне. Благодарю и взываю со всеми, познавшими Тебя: Слава Тебе, призвавшему меня к Жизни; Слава Тебе, явившему мне красоту вселенной; Слава Тебе, раскрывшему предо мною небо и землю как вечную книгу мудрости; Слава Твоей вечности среди мира временного; Слава Тебе за тайные и явные милости Твои; Слава Тебе за каждый шаг жизни, за каждое мгновение радости; Слава Тебе, Боже, во веки!

Господи, как хорошо гостить у Тебя: благоухающий ветер, горы, простертые в небо, как беспредельные зеркала, отражающие золото лучей и легкость облаков. Вся природа таинственно шепчется, вся полна ласки, и птицы и звери носят печать Твоей любви. Благословенна мать земля с ее скоротекущей красотой, пробуждающей тоску по вечной отчизне, где в нетленной красоте звучит: Аллилуйя!

Ты ввел меня в эту жизнь, как в чарующий рай. Мы увидели небо, как глубокую синюю чашу, в лазури которой звенят птицы, мы услышали умиротворяющий шум леса и сладкозвучную музыку вод, мы ели благоуханные и сладкие плоды и душистый мед. Хорошо у Тебя на земле, радостно у Тебя в гостях.

Слава Тебе за праздник жизни; Слава Тебе за благоухание ландышей и роз; Слава Тебе за сладостное разнообразие ягод и плодов; Слава Тебе за алмазное сияние утренней росы; Слава Тебе за улыбку светлого пробуждения; Слава Тебе за вечную жизнь, предвестницу небесной. Слава Тебе, Боже, во веки!

Силой Духа Святого дышит каждый цветок, тихое веяние аромата, нежность окраски, красота Великого в малом. Хвала и честь животворящему Богу, простирающему луга, как цветущий ковер, венчающему поля золотом колосьев и лазурью васильков, а души – радостью созерцания. Веселитесь и пойте Ему: Аллилуйя!

Как ты прекрасен в торжестве весны. Когда воскресает вся тварь и на тысячи ладов радостно взывает к Тебе: Ты источник жизни, Ты победитель смерти. При свете месяца и пении соловья стоят долины и леса в своих белоснежных подвенечных уборах. Вся земля – невеста Твоя, она ждет Тебя – Нетленного Жениха. Если Ты траву так одеваешь, то как же нас преобразишь в будущий век воскресения, как просветятся наши тела, как засияют души!

Слава Тебе извлекшему из темноты земли разнообразные краски, вкус и аромат. Слава Тебе за радушие и ласку всей природы. Слава Тебе за то, что Ты окружил нас тысячами Твоих созданий. Слава Тебе за глубину Твоего разума, запечатленного во всем мире; Слава Тебе, благоговейно целую следы Твоей незримой стопы. Слава Тебе, зажегшему впереди яркий свет вечной жизни; Слава Тебе, за надежду бессмертной нетленной красоты; Слава Тебе, Боже, во веки!

Как Ты услаждаешь думающих о Тебе, как животворно святое Слово Твое, мягче елея и сладостнее сот беседа с Тобой. Окрыляет и живит к Тебе; каким трепетом тогда наполняется сердце и как величава и разумна становится тогда природа и вся жизнь! Где нет Тебя – там пустота. Где Ты – там богатство души, там живым потоком изливается песнь: Аллилуйя!

Когда на землю сходит закат, когда воцаряется покой вечного сна и тишина угасающего дня, я вижу Твой чертог под образом сияющих палат и облачных теней зари. Огонь и пурпур, золото и лазурь пророчески говорят о неизреченной красоте Твоих селений, торжественно зовут: пойдем к Отцу! Слава Тебе в тихий час вечера;

Слава Тебе, излившему миру великий покой; Слава Тебе за прощальный луч заходящего солнца; Слава Тебе за отдых благодатного сна; Слава Тебе за Твою благость во мраке, когда далек весь мир; Слава Тебе за умиленные молитвы растроганной души. Слава Тебе за обещанное пробуждение к радости вечного невечернего дня; Слава Тебе, Боже, во веки!

Не страшны бури житейские тому, у кого в сердце сияет светильник Твоего огня. Кругом непогода и тьма, ужас и завывание ветра. А в душе у него тишина и свет. Там Христос! И сердце поет: Аллилуйя!

Я вижу небо Твое, сияющее звездами. О, как Ты богат, сколько у Тебя света! Лучами далеких светил смотрит на меня вечность, я так мал и ничтожен, но со мною Господь, Его любящая десница всюду хранит меня. Слава Тебе за непрестанные заботы обо мне; Слава Тебе за промыслительные встречи с людьми; Слава Тебе за любовь родных, за преданность друзей; Слава Тебе за кротость животных, служащих мне; Слава Тебе за светлые минуты моей жизни; Слава Тебе за ясные радости сердца; Слава Тебе за счастье жить, двигаться и созерцать; Слава Тебе, Боже, во веки!

Как Ты велик и близок в мощном движении грозы, как видна Твоя могучая рука в изгибах ослепительных молний, дивно величие Твое. Глас Господень над полями и в шуме лесов, глас Господень в рождении громов и дождей, глас Господень над водами многими. Хвала Тебе в грохоте огнедышащих гор. Ты сотрясаешь землю, как одежду. Ты вздымаешь до неба волны морские. Хвала смиряющему человеческую гордыню, исторгающему покаянный вопль: Аллилуйя!

Как молния, когда осветит чертоги пира, то после нее жалкими кажутся огни светильников, так Ты внезапно блистал в душе моей во время самых сильных радостей жизни. И после молниеносного света Твоего какими бесцветными, темными, призрачными казались они. Душа гналась за Тобою. Слава Тебе, край и предел высочайшей человеческой мечты!

Слава Тебе, за нашу неутомимую жажду богообщения; Слава Тебе, вдохнувшему в душу вечную тоску по небу; Слава Тебе, облекшему нас тончайшими лучами Твоими; Слава Тебе, сокрушающему власть духов тьмы, обрекшему на уничтожение всякое зло; Слава Тебе за откровения Твои, за счастье чувствовать Тебя и жить с Тобою; Слава Тебе, Боже, во веки!

В дивном сочетании звуков слышится зов Твой. Ты открываешь нам преддверие грядущего рая в мелодичности пения, в гармоничных тонах, в высоте музыкальных красот, в блеске художественного творчества. Все истинно прекрасное могучим призывом уносит душу к Тебе, заставляет восторженно петь: Аллилуйя!

Наитием Святого Духа Ты озаряешь мысль художников, поэтов, гениев науки. Силой сверхсознания они пророчески постигают законы Твои, раскрывая нам бездну творческой премудрости Твоей. Их дела невольно говорят о Тебе: о, как Ты велик в своих созданиях, о, как Ты велик в человеке.

Слава Тебе, явившему непостижимую силу в законах вселенной; Слава Тебе. Вся природа полна законов Твоего бытия; Слава Тебе за все открытое нам по благости Твоей; Слава Тебе за то, что Ты сокрыл по мудрости Твоей; Слава Тебе за гениальность человеческого ума; Слава Тебе за животворящую силу труда; Слава Тебе за огненные языки вдохновения; Слава Тебе, Боже, во веки!

Как близок Ты в дни болезни. Ты Сам посещаешь больных, Ты Сам склоняешься у страдальческого ложа и сердце беседует с Тобой. Ты миром озаряешь душу во время тяжких скорбей и страданий, Ты посылаешь нежданную помощь. Ты утешаешь, Ты любовь испытующая и спасающая, Тебе поем песнь: Аллилуйя!

Когда я в детстве впервые сознательно призвал Тебя, Ты исполнил мою молитву, и душу осенил благоговейный покой. Тогда я понял, что Ты – благ и блаженны прибегающие к Тебе. Я стал призывать Тебя снова и снова, и ныне зову.

Слава Тебе, исполняющему во благих желания мои; Слава Тебе, бодрствующему надо мною день и ночь; Слава Тебе, врачующему скорби и утраты целительным течением времени; Слава Тебе, с Тобою нет безнадежных потерь, Ты даруешь всем вечную жизнь; Слава Тебе, Ты одарил бессмертием все доброе и высокое, Ты обещал желанную встречу с умершими; Слава Тебе, Боже, во веки!

Отчего вся природа таинственно улыбается в дни праздников? Отчего тогда в сердце разливается дивная легкость, ни с чем земным не сравнимая, и самый воздух алтаря и храма становится светоносным? Это веяние благодати Твоей, это отблеск фаворского света, когда небо и земля хвалебно поют: Аллилуйя!

Когда Ты вдохновлял меня служить ближним, а душу озарял смирением, тогда один из бесчисленных лучей Твоих падал на мое сердце, и оно становилось светоносным, как железо в огне. Я видел Твой таинственный, неуловимый Лик.

Слава Тебе, преображающему нашу жизнь делами добра; Слава Тебе, запечатлевшему несказанную сладость в каждой заповеди Твоей; Слава Тебе, пребывающему там, где благоухает милосердие; Слава Тебе, посылающему нам неудачи и скорби, дабы мы были чутки к страданиям других; Слава Тебе, положившему великую награду в самоценности добра; Слава Тебе, принимающему высокие порывы нашей души; Слава Тебе, возвысившему любовь превыше всего земного и небесного; Слава Тебе, Боже, во веки!

Разбитое в прах нельзя восстановить, но Ты восстанавливаешь тех, у кого истлела совесть, Ты возвращаешь прежнюю красоту душам, безнадежно потерявшим ее. С Тобой нет непоправимого. Ты весь любовь. Ты – Творец и Восстановитель, Тебя хвалим песнью: Аллилуйя!

Боже мой, ведающий отпадение гордого ангела денницы. Спаси меня силою благодати, не дай мне отпасть от Тебя, не дай забыть мне все Твои благодеяния и дары, не дай усомниться в Тебе. Обостри слух мой, дабы во все минуты жизни я слышал Твой таинственный голос и взывал к Тебе, вездесущему.

Слава Тебе за промыслительное стечение обстоятельств; Слава Тебе за благодатные предчувствия; Слава Тебе за указания тайного голоса; Слава Тебе за откровения во сне и наяву; Слава Тебе, разрушающему наши бесполезные замыслы; Слава Тебе, страданиями отрезвляющему нас от угара страстей; Слава Тебе, спасительно смиряющему гордыню сердца; Слава Тебе, Боже, во веки!

Через ледяную цепь веков я чувствую тепло Твоего Божественного дыхания, слышу струящуюся кровь. Ты уже близок, сеть времени рассеялась. Я вижу Твой Крест – он ради меня. Мой дух в прахе перед Крестом: здесь торжество любви и спасения, здесь не умолкает во веки хвала: Аллилуйя!

Блажен, кто вкусит вечерю во Царствии Твоем, но Ты уже на земле приобщил меня этого блаженства. Сколько раз Ты простирал мне Божественной десницей Тело и Кровь Твою, и я, многогрешный, принимал эту святыню и чувствовал Твою любовь, несказанную, сверхъестественную.

Слава Тебе за непостижимую живительную силу благодати; Слава Тебе воздвигшему Свою, как тихое пристанище измученному миру; Слава Тебе, возрождающему нас животворящими водами крещения; Слава Тебе, Ты возвращаешь кающимся чистоту непорочных лилий; Слава Тебе, неиссякаемая бездна прощения; Слава Тебе за Чашу жизни, за Хлеб вечной радости; Слава Тебе, возведшему нас на небо; Слава Тебе, Боже, во веки!

Я видел много раз отражение славы Твоей на лицах умерших. Какой неземной красотой и радостью светились они, как воздушны, нематериальны были их черты, это было торжество достигнутого счастья, покоя, молчанием они звали к Тебе. В час кончины моей просвети и мою душу, зовущую: Аллилуйя!

Что моя хвала пред Тобой. Я не слыхал пения херувимов – это удел высоких душ, но я знаю, как хвалит Тебя природа. Я созерцал зимой, как в лунном безмолвии вся земля тихо молилась Тебе, облеченная в белую ризу, сияя алмазами снега. Я видел, как радовалось о Тебе восходящее солнце и хоры птиц гремели славу. Я слышал, как таинственно о Тебе шумит лес, поют ветры, журчат воды, как проповедуют о Тебе хоры светил своим стройным движением в бесконечном пространстве. Что моя хвала! Природа послушна Тебе, а я – нет; но пока живу, я вижу любовь Твою, хочу благодарить, молиться и взывать.

Слава Тебе, показавшему нам свет; Слава Тебе, возлюбившему нас любовью глубокой, неизмеримой, божественной; Слава Тебе, осеняющему нас светом, сонмами ангелов и святых; Слава Тебе, всесвятый Отче, заповедавший нам Твое Царство кровью Сына Твоего; Слава Тебе, Дух Святой, животворящее солнце будущего века; Слава Тебе за все, о Троице Божественная, всеблагая; Слава Тебе, Боже, во веки!

О, всеблагая и животворящая Троице! Прими благодарение за все милости Твои и яви нас достойными Твоих благодеяний, дабы, умножив вверенные нам таланты, мы вошли в вечную радость Господа своего с победной хвалой: Аллилуйя!

Благодарность человеческая.

Выше стоит благодарность человеческая, но только человеческая. Если человек не закоснел во грехе, если он не одичал, то он благодарен. Посмотрим на человека без отношения к христианству и искуплению, и мы убедимся, что он должен быть благодарен.

а) Человек имеет разум. Он видит, что Бог делает и что дарует нам по доброте и любви, a если он этого не видит, то его ум слеп, и о нем можно сказать то же, на что жалуется Исаия: "вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего " (Ис. 1:3).

Он понимает, что сделали для него родители, учителя и благодетели, что он получает от общества, в котором живет. Он не может не быть благодарным, он должен быть благодарным.

б) Человек имеет сердце. Это сердце только тогда истинно наслаждается благом, когда оно благодарно. Разве имеет удовольствие тот, кто не знает никакой благодарности?

Это сердце есть огонь благородных чувств и, следовательно, благодарности. В нем должно пылать пламя благодарения.

Некогда Моисей по Божьему повелению устроил алтарь, на котором днем и ночью должен был гореть огонь. На это один из мудрых сказал: "пламя огня напоминает нам ο благодеяниях Божиих, которые никогда не прекращаются, но изливаются на нас днем и ночью, и требуют от нас такой же непрестанной благодарности Богу."

в) Человек имеет потребности. Благодарному всегда и охотно дают взаймы. Бог оказывает свои благодеяния и неблагородным, но охотнее благодарным. Так точно поступают и люди. Как безумны бедные, если они не благодарят?

Римляне-язычники ежегодно выходили к колодцам, ручьям и рекам, чтобы поблагодарить мнимых богов и рек, и источников, и получить от них за это новые благодеяния.

г) Человек имеет язык (дар слова). Он дан ему по истине не для того, чтобы изрыгать гневные, недовольные и богохульные слова. Он обладает им для того, чтобы не только тихо, но и громко возвещать благодарность Богу, величайшему благодетелю, и людям.

Несравненно выше, чище, бескорыстнее благодарность христиан. За что благодарит христианин?

а) За испытания. Иной воздыхает под гнетом испытаний, постигающих еего, и желает избавиться от них, чтобы невозмутимее можно было служить Богу. Но испытания - необходимы. Они дают христианину случай отражать их и побеждать. Без испытаний наша добродетель не имела бы никакого достоинства, не была бы борьбой и победой.

б) За страдания. Как Иисус Христос сказал, что следует любить не только друзей, но и врагов, также можно сказать, что следует благодарить не только за радости, но и за скорби. И как любовь к врагам есть высочайшая любовь, так и благодарность за бедствия есть высочайшая благодарность. Почему скорби благодетельны для нас?



в) За искупление. Бог явил нам свою величайшую любовь тем, что послал Своего Сына для нашего искупления, следовательно, христиане должны быть по преимуществу благодарны за искупление. Что значат все даруемые Богом блага в сравнении с искуплением, в сравнении с освобождением разума от заблуждений, сердца от жестокосердия, воли от бессилия, души от вины и наказания, от вечной смерти?! Так как блага духовные выше материальных благ, то самая величайшая благодарность должна быть возносима Богу за благо искупления от греха.

г) За надежду вечной жизни. Настоящая жизнь кратковременна и имеет ничтожное достоинство, однако, мы должны и за нее благодарить Бога. Бесконечно выше - вечная жизнь, которую Бог хочет нам дать, и за которую христианин особенно благодарит. Бессмертие и вечное блаженство - высочайшие блага. Христианин, который уже на земле живет в небе, благодарит за будущие, небесные блага.

Заключение. He допустим же, чтобы животные могли стыдить нас за неблагодарность! Будем людьми! Будем христианами! Будем благодарить!

Белякова

14.05.2008, 05:27

Всё хорошо,тверди себе с утра, И день удастся,в этом будь уверен. А если раскисать начнёшь ты зря, То и хороший день ты превратишь в потерю. Попробуй в мелочи увидеть чудо: Листка живого,бабочки,цветка. Зерно сомненья выброси подальше И не храни такого ты добра. Встречай рассветы,провожай закаты, Любить не бойся и прощать умей И жизнь свою не превращай в утраты, Умей ценить приобретенья в ней...

Белякова

14.05.2008, 05:30

Года бегут,струятся,как вода сквозь пальцы,
и как не хочется стареть,о Боже,сжалься!
Конечно мудрость с возрастом приходит,
она приходит,а года уходят...

И почему-то,ценишь то,что было,
когда оно ушло,и в прошлое уплыло,
и кажется,что было всё иначе,
другое небо,вроде солнце ярче,
и звёзды как-то радостней мигают,
нет,всё воспоминаня украшают!

Цените каждый день,какой б он не был,
пусть горько иногда,и плачет небо,
но жизнь - она ведь вся в полоску,
за холодом приходит разморозка,
и вновь тепло в душе и в небе птицы,
за поражением победа возвратится.
Любите каждый день,его не торопите,
и каждую минуточку цените!

Белякова

18.05.2008, 06:37

Умей благодарить, пусть и за мелочь,
Которая казалось бы пустяк.
Умей благодарить, когда болеешь,
Умей благодарить, когда в скорбях.
Имеешь всё- глаза, здоровье, руки,
Имеешь дом и пищу на столе.
И встречу после тягостной разлуки...
Имеешь всё под небом на земле.
Взгляни вокруг, и оцени ещё раз.
Создатель так старался для тевя.
Леса, поля, и горы, и озёра,
Всё подарил тебе Господь, любя.
Умей благодарить за дождь и ветер,
Ведь всё по Божьей воле и не зря.
Умей благодарить за радость в детях,
Умей считать все милости подряд.
Умей ценить, с утра и до заката
Всё то, что подарил тебе твой Бог.
И за спасенье, что дано бесплатно,
И за обещанный, небесный наш чертог!
(Люба Охман)

25.08.2008, 09:17

Утренняя Молитва

Благодарю Тебя, за этот чудный день!..
Благодарю за солнце, небо ясное, прохладу...
Благодарю Тебя, как маленький олень,
Нашедший в мире для себя отраду.

Благодарю Тебя, за это счастье - жить!..
За радость утром ранним просыпаться...
За наслажденье просто так любить
И за желанье навсегда собой остаться.

Благодарю Тебя, за ласковый рассвет -
За солнца луч, что моего плеча коснулся...
Тебе пошлю улыбку я в ответ...

Благодарю Тебя!...Благодарю!...

Азазелло

04.09.2008, 15:30

Благодарение Богу
Я знаю, Ты мне помогаешь
И в ясный день, и в скорбный час,
Ко мне Ты руки простираешь,
И утешаешь всякий раз.
Но люди глядя на меня,
Когда с коляски говорю,
Не могут Истину понять,
За что Тебя благодарю.
Благодарю за то, что ноги
Мои Ты путами связал,
Чтоб я не шёл по той дороге,
Которой дьявол меня звал.
Он звал, я шёл и был послушен
Служа ему то здесь, то там
Его я духа пищу кушал
За ним, шагая по пятам.
И так шагая по планете
В себе я гордость возбудил,
А спуска к аду не заметил,
Но Ты меня предупредил.
Впредь упреждая каждый шаг
И зная путь мой наперёд,
Ты ставил мне запретный знак,
Там где висел запретный плод.
Однажды правило движенья
Нарушил я, Ты наказал
Лишил меня Ты прав хожденья
И Слово Божье в руки дал.
Теперь я вижу, мне известно,
Хоть и сквозь тусклое стекло
Коль будет в этой жизни тесно,
То в той свободно и легко.
Благодарю Тебя мой Боже
За свет в душе и за покой,
А людям, пусть понять поможет
Твоя любовь и Дух Святой!

Белякова

04.09.2008, 19:15

Надену маску равнодушья,
Слезу лихую затая,
Упав на мокрую подушку,
Рассыплюсь звоном хрусталя.
От глаз людских подальше скроюсь.
В уединенной тишине
Перед Тобой, мой Бог, раскроюсь,
Как цвет пред солнцем по весне.
Тебе печаль свою доверю,
Тебе боль сердца изолью,
Тебе лишь Одному я верю,
И Одного Тебя люблю.
Ты душу видишь словно книгу,
Читаешь мысли, как слова,
Перед Тобой, как на ладони,
Открыты все мои дела.
Стоя в мольбе, под рокот ночи
И дальний голос соловья,
Под звезд сияющие очи,
Увижу, Господи, Тебя.
Растает маска равнодушья
В лучах святой Твоей любви.
Я окажусь в руках могучих
И в них останусь до зари.

25.09.2008, 16:57

Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о

Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня,

Как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством (Ис.

Бестолочь

10.12.2008, 05:48

Благодарю Тебя, Христос,
За все отрадные мгновенья,
За мир души, за сладость слез,
За дар небесный вдохновенья.
Благодарю, что Ты открыл Мне,
Боже, внутренние очи
И вывел в свет из мрака ночи,
И благодатью освятил;
Что Ты помог постигнуть мне
Тщету и прах всего земного,
Чтоб тайно в сердца глубине
Искать сокровища иного.
Благодарю, что выносить
Мне помогаешь испытанья...
О, научи благодарить
Тебя за самые страданья!

Белякова

10.12.2008, 17:07

Каждое доброе слово, каждая встреча *с дорогими людьми, каждая
дружеская улыбка - это жемчужины, которые

Украшают нашу жизнь! Пусть
этих жемчужин * будет *у *тебя очень много!!!

Ангел НаМэт

13.12.2008, 08:20

Благодарю
Великий Сильный Милосердный Бог!
Моя душа – теперь Твоя обитель,
Меня Ты защитил от всех тревог,
Ты ласковый и нежный Утешитель.
От человека лишь грядёт беда
Иль горечь оскорбленья иль обида,
Но Ты врачуешь нежностью всегда,
В Тебе и утешенье и защита.
Со мной всегда Ты рядом в скорбный час,
В Тебе – моя надежда и услада,
Спасал Ты от тревог меня не раз,
Мне лучшего защитника не надо.
Мне хорошо и радостно с Тобой,
Ты наполняешь благостью святою,
Доволен я и жизнью, и судьбой,
Ты их наполнил дивной полнотою.
Господь! Ты и защита, и покров,
И щедро мне даруешь вдохновенье,
Благодарю за нежность и любовь,
За милосердье и за утешенье

Белякова

31.12.2008, 18:46

На Новый год

На свой вопрос Господь ответа ждет,
А в Книге Жизни записи ведутся.
Печать поставил уходящий год,
И уж назад не в силах он вернуться.
Ушел и все оставил за чертой,
И ты не можешь что-то скрыть от Бога,
Он знает каждый шаг, поступок твой,
Он знает по какой ты шел дороге.
В молитве мы склоняемся пред Ним,
За все свои ошибки милость просим,
За уходящий год благодарим,
За благость и любовь хвалу возносим.
Нам Бог еще один дарует шанс,
И в новый год для нас открыты двери.
Он хочет без пороков видеть нас,
А мы должны Ему служить и верить.
Ну что ж, вперед! Пусть наступивший год,
Дарованый по милости Господней,
Нам мир, любовь и счастье принесет,
Забудем о печалях мы сегодня.
И в этот час я вас от всей души
Сердечно с Новым годом поздравляю!
Пусть Бог благословения свои
На вас всегда обильно посылает!

Белякова

23.06.2009, 23:25

Иисус, Ты мой лучший Друг!
Ты так близок, когда мне трудно,
Когда сердце заноет вдруг,
Ты один Утешитель чудный.
Без Тебя нет покоя мне,
Без Тебя лишь одно томленье,
Лишь в Тебе нахожу вполне
Я душе удовлетворенье.
Если даже оставят друзья
И весь мир от меня отвернется,
Знаю, Ты не оставишь меня,
Наша дружба вовек не порвется.
Я любовью Твоею живу,
И она мое сердце греет.
Своим Другом Тебя я зову,
Нет, никто мне Тебя не заменит.
Ты Один понимаешь все,
Нужды знаешь мои Ты и тайны.
Ты со мной! Что же нужно еще
Мне искать на земле печальной?
Краток стих мой и беден язык,
Чтобы сердца излить благодарность.
О, Иисус, как в любви Ты велик,
Ты и счастье мое, и радость!

27.06.2009, 15:31

Никогда не теряйте надежды
Пусть и выхода,кажется нет
Никогда не теряйте надежды
Даже в самый последний момент!
Пусть уже и потеряна вера
Но надежда-превыше всего!
То,что Богом отмеряно мерой
Вы не вправе решать за Него!
Если жизнь вам покажется в тягость
Если свет уже больше не мил
Отодвиньте рукою усталость
Наберитесь для трудностей сил!
Будет вам тяжело,и безмерно
Оставайтесь в рассудке всегда
Лишь с любовью,надеждой и верой
Не страшна никакая беда.
Без борьбы вы малы и ничтожны
Жизнь прожить-не курган перейти
Без борьбы ничего не возможно
А тем более-счастье найти.
Никогда не теряйте надежды!
Жизнь,поверьте,не так уж плоха
А отчаявшись,думайте прежде
В справедливой борьбе нет греха!
:-) :-) :-)

04.07.2009, 18:30

СТОЛЬКО БЛАГОДАРНОСТИ В ДУШЕ!
ЕСТЬ ЛИ ГДЕ ТАКОЕ ВЫРАЖЕНЬЕ,
ЧТОБ ЗА ВСЁ,ЧТО ЛЮДЯМ НА ЗЕМЛЕ
БОГ ДАЁТ,ВОЗДАТЬ БЛАГОДАРЕНЬЕ!
В НАШЕЙ ЖИЗНИ ВСЮДУ ТОЛЬКО ОН,
ВСЁ ЛИШЬ ИМ И ОТ НЕГО ДО КРОХИ,
С НАМИ ОН,КОГДА НАМ ХОРОШО,
К НАМ СПЕШИТ,КОГДА БЫВАЕТ ПЛОХО.
И НЕСЁТ НАС БЕРЕЖНО,КАК МАТЬ,
НА НЕВИДИМЫХ РУКАХ МОГУЧИХ.
МОЖНО ЛИ ЖИВОМУ УМОЛЧАТЬ,
ЕСЛИ В СЕРДЦЕ СРАЗУ СТОЛЬКО ЧУВСТВА?!
СКОЛЬКО БЛАГОДАРНОСТИ БОЛЬШОЙ
ТЕМ РУКАМ,ЧТО НОСЯТ НАС НЕЗРИМО.
НЕТ ДОСТОЙНОЙ СЛАВЫ НИКАКОЙ,
СО СКЛОНЁННОЙ НИЗКО ГОЛОВОЙ
МЫ ЛИШЬ ТИХО ГОВОРИМ:"СПАСИБО!..."

Белый Шоколад

18.07.2009, 02:00

Удостоил меня своих милостей, благ.
Удостоил меня быть с Тобой в небесах.
Чем могу я воздать, мой Владыка Тебе?
Чем могу заплатить за любовь всю ко мне?
Я созданье Твоё, о мой Царь и мой Бог!
И таланты Свои Ты дал мне в залог.
Дай умножить таланты для опльзы Твоей
Что бы славилось имя Твоё средь людей.
Чтобы враг не имел ничего для себя.
Чтобы слава была вся Тебе отдана.
ТАМАРА РОМАНЕЦ.

Белый Шоколад

18.07.2009, 02:26

Красотой мирозданья наслаждаюсь я вновь.
Сознаю, велика, Твоя Боже,любовь
Как премудро творенье Твоё, о творец!
Восхищаюся Тобой, о мой Бог и Отец!
Сотворил Ты все звёзды- небес корабли.
Сотворённо Тобой основанье земли.
Сотварил Ты и солнце, что греет меня
В протяженньи Тобой сотворённого дня.
Для меня был и месяц сотворен Тобой
Чтобы путь освещать мне ночною порой.
Благодарна Тебе, основатель земли,
Что не видно конца Твоей нежной любви.
Ведь пришел Ты младенцем на землю ко мне
Для меня был рождённый марией в хлеве.
Чтоб понять я могла доброту и лбюбовь
На кресте Ты пролил за меня Свою кровь.
Под охраной Твоей провожу я все дни.
Ядушой ощушаю заботы Твои!

Белякова

01.10.2010, 17:54

Как чудно пребывать с Тобой в общенье,
Мой Царь и Бог, Отец мой и Творец!
Все нужды приносить Тебе в моленье,
Ты видишь искренность молящихся сердец.
С Тобой все просто и всегда надежно,
Мой Искупитель, мой Господь, Иисус.
Во всем довериться Тебе, как Другу можно,
С Тобою ничего я не боюсь.
В моем пути Ты мне всегда – опора,
Краеугольный камень, Ты – скала моя.
Я знаю: будет встреча; очень скоро
Тебя на облаках увижу я.
Но, а пока мой путь земной не пройден,
В тебе, Господь, хочу всегда пребыть,
Чтобы средь ночи, утром или в полдень
Тебя за суетою не забыть.
Дай жажду Слова мне, благой Учитель,
Дай мудрости, любви и чистоты.
Стремленья дай в небесную обитель,
Где всех спасенных ожидаешь Ты.
Как чудно пребывать с Тобой в общенье,
Мой Царь и Бог, Отец мой и творец!
Прими из наших уст благодаренье –
Хвалу восторженных и искренних сердец.

За всю любовь Небесного Отца,
которая надежда есть и вера,
что окрыляет Богу верные сердца.
..
Мне плохо?!?Я Отца благодарю,и если радость,спасибо говорю,
безвыходных нет ситуаций для Него,
и что бы ни случилось,всюду Дух Его.
..
Тебе спасибо Бог!Тобою я живу!Тебя я прославляю,я Тебе пою,
со мной Ты говоришь,и не восне а наяву,
Надежда-мой Господь!На том стою.
..
Мне есть за,что Христа благодарить,
когда наступит испытанъя час,нам незачем во тьме бродить,
пошли луч света,Иисус на нас.
..
Друзъя!Кто страждет в зтот час,
кому от тяжких испытаний свет не мил,
не огорчайтесь,Бог воззрел на вас,
надежда ведь жива еще,она на нас,
Ведь с вами Дух исполнен Божъих сил!

09.11.2010, 15:33

Не бойся,Я с тобой!Бог 365 раз в Святом писании
повторяет эту фразу.Это ровно столько сколько
дней в году.Каждый твой день благословлен и об
надежен Господом Богом.
*Иисус говорит нам:"Кто против вас,если Я с вами!"
"Вот Бог-помощник мой,Господь подкрепляет душу
мою.
"Я усердно принесу Тебе жертву,прославлю имя Твое!Господи!Ибо оно благо.Ибо Ты избавил меня
от многих бед,и на врагов моих смотрело око мое".
пс.53:6;8-9.
Бог посылает тебе эти стихи,утешение из писания
Раиса!Да поможет Он вам!

Белякова

11.11.2010, 02:49

Расправь, душа, молитвенные крылья,
Для встречи с Богом сердце приготовь.
Не унывай, не падай от бессилья,
С тобою рядом Тот, Кто есть Любовь.
Когда слабеют силы на дороге
И кажется, что скоро упадёшь,
Спеши скорей искать защиту в Боге;
Ты утешенье в Нём всегда найдешь.
Не даст Господь душе поколебаться,
Он не оставит в трудностях тебя.
Нам свойствено порою ошибаться,
Но Он прощает нежно нас любя.
Расправь, душа, молитвенные крылья,
Общения желает Бог с тобой.
Он Тот, Кто исцеляет от унынья
И посылает радость и покой

Хвалим Тя, благословим Тя,
благодарим Тя великия ради славы Твоея

Сегодня будем говорить о волшебном слове, а точнее – о том чувстве, которое выражается этим словом. В детстве нас учили быть хорошими мальчиками и девочками и говорить волшебное слово «спасибо». Теперь мы выросли, и нужно учиться жить по-христиански, исполняя всю свою жизнь благодарностью. Как перейти от волшебных слов к духовному делу? Об этом мы беседуем с протоиереем Евгением Попиченко.

– Благодарности учат с детства, ее ожидают, ее иногда даже требуют. Так что же такое благодарность?

– Есть два слова, которые звучат почти одинаково – «благодарность» и «благодатность». Благодать – это дар, который дается человеку. А благодарность – это ответ на дар. Господь подарил человеку весь мир – собственно говоря, мир и был создан для радостной и благодатной жизни человека в теснейшем общении с Творцом. Обладая всем миром и возможностью единения с Богом, человек в ответ может только благодарить, выражая тем самым свою любовь к Богу, свое внимание к Нему и радость от того, что Господь есть.

Как отношения с окружающими людьми начинаются только тогда, когда человек замечает кого-то помимо себя, замечает идущую извне заботу и выражает это в благодарности, так начинаются и отношения с Богом. Не случайно английский писатель Гилберт Честертон заметил как-то, что религиозное воспитание малыша начинается не тогда, когда отец начинает рассказывать о Боге, а когда мать учит говорить «спасибо» за вкусно испеченный пирог.

Бога может обрести только благодарная душа. Святитель Иоанн Златоуст подчеркивает: «Вера – удел душ благодарных». Господь на протяжении всей истории учил человека благодарности.

– Благодарность по отношению к людям понятна: мы говорим им: «Спасибо! Спаси Бог!», то есть, желаем спасения души в ответ на какое-то добро с их стороны. А чем можно ответить Богу, как Ему выразить свою благодарность?

– Первые люди, Адам и Ева, после грехопадения выражали свою благодарность Богу просто и понятно – в жертвоприношениях и славословиях. Причем, и жертвы, и прославляющие молитвы Самому Богу не были нужны. Скорее, они нужны были человеку. Но и эти действия не вполне выражают благодарность Богу. Есть нечто более важное – всей своей жизнью благодарить: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16).

Благодарность – выражение любви. А как мы можем выразить свою любовь к Богу – или, по крайней мере, стремление к такой любви? Выражением ее будет жизнь по заповедям. Ведь Христос говорит: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» (Ин. 14, 23). Поэтому в первую очередь благодарность – это не слова, а дела!

Апостол Павел пишет: «Вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем… всегда ищите добра и друг другу, и всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5, 14-19). А святой Амвросий Оптинский добавляет, что начинать нужно с последнего, то есть с благодарности, только тогда можно исполнить написанное выше.

«СПАСИБО»

Происхождение этого слова в разных странах различно. Этимология русского «спасибо» – устоявшееся сокращение от фразы «Спаси Бог», которой на Руси выражали благодарность. Именно поэтому в первые годы советской власти велась борьба с употреблением такой формы благодарности; полагалось говорить: «Благодарю, товарищ!». Так что «спасибо» – слово, закаленное в борьбе. И, вместе с тем – доброе, «волшебное» слово, которое стоит говорить как можно чаще, с полным сознанием его глубокого значения. Всемирный день «СПАСИБО» празднуется 11 января.

– Как и когда учиться благодарности?

– И вере, и благодарности нужно учить и учиться с детства. Человек, который не научился благодарить, никогда не поймет, что в его жизни есть Тот, Которому он обязан самой жизнью, счастьем, любовью, тем, что у него есть семья, друзья, возможность дышать и ходить, видеть солнышко и чувствовать дождь на лице. Он будет воспринимать все эти дары как некую естественную данность: «В моей жизни все это есть, потому что я хороший человек, меня все уважают, я заслужил счастье» и так далее. Мало того, он будет потреблять все эти блага, да еще и претензии высказывать: «Солнце слишком жаркое, дождь слишком мокрый, друзья какие-то занудные…». Он не поймет, что недостоин ни одного своего друга. Ведь это Господь коснулся сердец людей, которые нас почему-то начинают любить и терпеть и служить нам. Зная наше реальное лицо, видя язвы нашей души и не имея к нам любви, они бежали бы от нас, как ошпаренные.

Все это остается для описываемого нами человека скрытым. Несчастья же он воспринимает как нечто незаслуженное и, как следствие, страдает и сетует на всех и вся. И в первую очередь на Бога: «За что мне все это?!».

Есть удивительный акафист «Слава Богу за все», написанный в 20-е годы XX века митрополитом Трифоном (Туркестановым). Владыка Трифон пережил революции и войны, умер в 1934 году, когда гонения были в самом разгаре. Но, когда читаешь строки этого акафиста, возникает ощущение очень радостного, мирного устроения души его автора. Понимаешь, насколько человек, который это творил, был чист, целомудрен, свят. Становится ясным и то, что внешние тяжелые условия жизни – не помеха, а необходимость для формирования этих качеств:

«Не страшны бури житейские тому, у кого
в сердце сияет светильник Твоего огня.
Кругом непогода и тьма,
ужас и завывание ветра,
А в душе у него тишина и свет:
там Христос!
И сердце поет: Аллилуия!»

Когда человек доверяет Богу, когда их отношения, действительно, очень близкие, то он, несмотря на внешние скорби, наполнившие его жизнь, может искренно воскликнуть вместе с Иовом: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1, 21).

– В каком же состоянии должна находиться душа человека, если она благословляет Бога за все? И как созреть до такого состояния?

– Нужно обдумать слова апостола Павла, которые предшествуют словам о благодарности. Там сказано: «...непрестанно молитесь» . Если человек действительно хочет восстановить живую и непрестанную связь с Богом, то он учится молиться, учится годами и десятилетиями. Человек при этом постоянно помнит, что Господь как любящий Отец никогда не сделает ему того, что повредит его душе. В таком случае человеку легко доверять Богу и принимать от Него все. Это состояние праведности, святости, но ведь к этому мы все призваны. Это не просто отвлеченный идеал, ведь мы именно такими и задуманы Богом. Возможность «всегда благодарить» возникает из непрестанной памяти о Боге и общения с Ним. Надо учиться и учиться.

– Допустим, я решила учиться за все благодарить. Легче всего благодарить за какие-то благодеяния: тут нужно просто вспоминать о Том, Кто ниспослал тебе такие милости и дары, а также вспоминать, что ты этих милостей вообще не достойна. Вспомнила – от всей души поблагодарила.

Но научиться благодарить от всей души за скорби гораздо труднее. Можно вспомнить о том, что по своей жизни я еще и не таких скорбей достойна, и поблагодарить. Но сердце этой благодарности сопротивляется. То есть, умом я понимаю ситуацию и благодарю, а сердце откликается протестом. Не будет ли лицемерием с моей стороны, если я буду говорить: «Слава Тебе, Боже!» – а всей душой протестовать против этого?

– Скорее, это не лицемерие, а необходимая терапия для нашей души, которая очерствела из-за совершенных ею грехов. Допустим, человек повредил ногу. Сначала вставать на больную ногу будет очень больно. Но если человек не будет пытаться ходить и ногу разрабатывать, то он способность двигаться, в конце концов, потеряет. Поэтому он и сам ходит, и терпит боль, когда больную ногу массирует специалист, а потом его же и благодарит за процедуру. Так и здесь: Господь посылает нам скорби, чтобы нас вылечить, от нас требуется терпеть и благодарить. Сначала благодарить только умом, а потом и сердце начнет откликаться. А может, даже и появится радость о посылаемых скорбях.

Невозможно формально радоваться. Радость – это плод Святого Духа, некий результат жизни. Так и благодарность есть результат жизни и осмысления ее. В Евангелии есть замечательная притча, которую мы читаем на каждом благодарственном молебне: «И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам.

И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк. 17, 12-19).

Посмотрите, как интересно: самарянин был в одной компании с иудеями, по болезни иудеи не обращали на это внимания, хотя по иудейским представлениям общаться с самарянами, прикасаться к ним было нельзя. Видимо, болезнь смирила людей, стерла все границы.

Удивительно и то, что они доверились Христу и, еще не получив исцеления, отправились по Его слову к священнику, и только в дороге очистились от проказы. Но лишь самарянину Господь говорит: «Вера твоя спасла тебя», – потому что вера и смирение породили в этом человеке благодарность. И это очередной пример таинственной связи истинной веры и благодарности, приводящих ко спасению!

Преподобный Амвросий Оптинский:

«Мы унылы и забывчивы, а от уныния и забвения часто перестаем быть благодарными к Богу. Благодарность в христианине – такая вещь великая, что вместе с любовью проследует за ним и в жизнь будущую, где он будет праздновать Пасху вечную».

– Давайте начнем с самого примитивного богослужения… возжжение свечи, купленной в церковной лавке. Для многих людей это целое событие, к которому они готовятся, а потом гордятся им, рассказывая друзьям о том, как они «зашли в храм и поставили свечку». Кажется, что это центральное место в их отношениях с Богом. Так для чего выполняется это малое священнодействие? Какой смысл может быть в этом шнурочке с парафином? Свеча – символ материальной жертвы, «правнучка» жертвоприношений первых людей.

Помните, как Каин и Авель приносили жертвы? Если возжигание свечи не сопровождается молитвой к Богу (пусть краткой, но искренней), если после этого, выйдя из храма, человек начинает осуждать «церковников» за «цены на свечи» – это жертва Каинова, она формальна, в ней нет любви, нет благодарности. Так поступал и Каин, жертву которого отверг Господь. Тогда как Авель приносил самое лучшее – от избытка сердца, из любви, с благодарностью. Каинова жертва еще более парализует душу, Авелева приближает ее к Богу.

Можно сделать лирическое отступление и привести следующий аналогичный пример. Молодой человек дарит девушке букет цветов, выражая тем самым любовь к ней и просто радость от того, что она существует. Девушка же не корова, чтобы радоваться пучку травы, но она радуется, так как за букетом видит любовь. Но букет может быть подарен без любви, «по поводу», то есть формально, он и не принесет ни дарящему, ни получающему никакой радости, а может даже охладить отношения.

И даже вершина богослужебной жизни называется словом «благодарение» – по-гречески «евхаристия». Центр Божественной Литургии – евхаристический, то есть благодарственный канон. Священник возглашает: «Благодарим Господа!» – и в тайной молитве благодарит Господа за то, что Он сотворил небо и землю, что послал Сына Своего Единородного для спасения людей. И люди, ради которых был создан мир и ради которых страдал Христос, в благодарность стремятся участвовать в евхаристии: только соединяясь с Богом, принимая Его, как самого дорогого гостя в сердце своем, человек может выразить действенную и самую настоящую любовь по отношению к Нему.

– Получается, что благодарность основывается на радости о том, что Бог есть, и на любви как стремлении к Тому, Который есть. Это свойственно для любых межличностных отношений: будь то отношения с Богом или отношения между людьми. Любой христианин стремится к Богу, готовится покаянием к Причастию. А если я не испытываю радости от того, что я живу и имею возможность причащаться? Какая тут радость, если я побеждаюсь страстями, помыслами, если рассеянно молюсь…

– Тут нужно уточнить понятие радости, а то может возникнуть ощущение, что радость – это некое сильное чувство, похожее на бурное ликование. Помните, как переживает явление Господа пророк Илия? «И вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь;

после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра , и там Господь» (3 Цар. 19, 11-12). Илия «встретил» Бога не в сильном ветре, разрушающем горы и сокрушающем скалы, не в землетрясении, не в огне, но в тихом дуновении ветра.

Апостол Павел, рассказывая о Царствии Божием, говорит, что оно не есть «пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17). Как описать Царство Небесное? Как выразить радость в Духе Святом? Человеческими категориями это очень трудно сделать, поэтому для нас, обыкновенных людей, чувство присутствия Бога или чувство истинной радости остаются как бы прикровенными. Зато мы хорошо понимаем мирскую радость: для одного она выражается в смехе и улыбках, для другого в звучании гармошки, для третьего радость становится синонимом удовлетворенности. Но это не имеет отношения к истинной радости. А потому не нужно стремиться испытывать радость в мирском понимании, когда ты пытаешься жить духовной жизнью. Ты не должен прыгать от восторга, когда идешь к Святой Чаше. Напротив, подобные чувства могут быть симптомами серьезных ошибок, совершаемых в духовной жизни. Стремясь к неуемной радости и прочим бурным чувствам, ты, скорее всего, их достигнешь, но это будет ложным, прелестным состоянием.

С другой стороны, если человек не испытывает радости от Причастия, то это означает, что его душа до сих пор отягчена какими-то грехами, не освободилась от страстей. Ведь для здоровой души естественно стремиться к Богу и радоваться, когда удается соединиться с Ним. Если не радуешься – значит, ты еще серьезно духовно болен (впрочем, как и большинство из нас). В таком случае ты должен идти к Причастию по послушанию. Ведь ребенка тоже приучают говорить «спасибо», когда он получает какое-то благо. Он еще не готов благодарить осознанно, самостоятельно, радостно, но его учат – и, в конце концов, он произносит «спасибо» от всего сердца.

Так и Причастие нам рекомендовано для выздоровления души, в воспитательных целях. Но ведь это не простая рекомендация: Господь на каждой Литургии предлагает Свое Тело и Честную Кровь верующим. Вот за это мы и должны Его в первую очередь благодарить, причащаясь. Именно причащаясь, а не просто рассуждая по дороге домой из храма: «Ах, как же хорошо, что у нас, православных это есть», – и не причащаясь.

– Благодарность – это заповедь?

– Конечно, заповедь. Ведь благодарность – это норма жизни. Это заповедь и по отношению к Богу, и по отношению к людям. Благодарность нормализует нашу жизнь. Апостол Павел писал: «Ибо все для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию. Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4, 15-16). То есть, нам Господь устраивает такую жизнь, которая для нас спасительна, Он же помогает идти по этой жизни, неся свой крест. Пусть этот крест тяжел настолько, что чисто внешне мы устаем. Но это спасает нашу душу, обновляет и возрождает ее.

Беседовала Ксения Кабанова

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Святитель Феофан Затворник:


«Нельзя не заметить, что многие часто остаются пред Богом неблагодарными. Сие происходит обыкновенно от забвения благодеяний Божиих, от ложного мнения о собственных достоинствах, от неблагоразумного сравнивания своего состояния с счастливейшим состоянием других и от опрометчивости – почитать виновником счастия или себя самих, или тех, кои были только орудиями благости Божией.


Истинная благодарность требует от нас:


1) чтобы мы старались раскрывать и усовершать дарованные Богом силы и способности, дабы действовать ими во славу Божию;


2) чтобы мы старались об исправлении и улучшении своей жизни;


3) чтобы помогали, чем можем, нуждающимся и бедствующим братиям нашим, ибо в лице их Сам Господь благоволит принимать дары наши, как бы мы благодетельствовали Ему Самому: понеже сотвористе единому братии Моих меньших, Мне сотвористе (ср.: Мф. 25, 40)».


Из сочинения «Краткое учение о Богопочитании»